Болезни Военный билет Призыв

Забытые писатели. Иосиф Уткин. биография

Иосиф Уткин (1903–1944) - один из видных советских поэтов, стихи которого пользуются заслуженной симпатией нашего читателя. Мужество революционера, сочетающееся с мягким гуманизмом, - внутренний "нерв" лучших произведений поэта; пленяющая напевность и одновременно зримая точность художественных деталей - их примечательная особенность. Настоящее издание по полноте своего объема превосходит все ранее вышедшие сборники стихов поэта. Наряду с известными и популярными произведениями Уткина в книгу включены неопубликованные стихотворения поэта, извлеченные из архива.

Иосиф Уткин
Стихотворения и поэмы

Вступительная статья

Иосиф Уткин. Фотография 1941–1942 гг. на удостоверении военного корреспондента (ЦГАЛИ).

Осенью 1924 года в Московском институте журналистики появился черноволосый юноша в синей косоворотке и сапогах. Звали юношу Иосиф Уткин. Лицо его привлекало внимание смешанным выражением робости - и заносчивости, неуверенности в себе - и одновременно чувства превосходства. И понятно: ведь этот новичок, впервые попавший в столицу из далекой Сибири, успел написать несколько стихотворений, достойных настоящего поэта, и уже имел за плечами суровую, не по возрасту, биографию.

Иосиф Павлович Уткин родился 14 мая 1903 года на станции Хннган в семье служащего Китайской восточной железной дороги. Очень скоро семья переехала в Иркутск, где и прошли ранние годы будущего поэта.

Жить было трудно: жалованье родителей - скудное, детей - семеро. Тем не менее Иосифу Уткину удалось окончить трехгодичную городскую школу и поступить в четырехклассное училище, откуда, однако, на четвертом году учебы он был исключен - "за плохое поведение и вольномыслие, по совместительству". "Плохое поведение" состояло не только в мальчишеских шалостях. Мальчик пропускал занятия, ибо в это же время работал, - ему пришлось стать кормильцем семьи, брошенной отцом, и пойти "в люди". Впоследствии Уткин вспоминал:

"Сибирь. Иркутск. 1916 год. Война. Старшего брата - главу семьи - берут в солдаты, угоняют на фронт.

Семья без хлеба. Мать мечется. Надо работать. Где работать? Кому работать? Мне, мальчишке. Где придется".

И Иосиф устроился маркером в биллиардную сибирского "Гранд-Отеля", где приходилось скрываться от школьных учителей, забредавших в ресторан; потом продавал вечерние газеты, разносил телеграммы; служил на кожевенном заводе. В те годы он и не подозревал, конечно, что многое из увиденного и "подслушанного" им, тринадцатилетним подростком, оживет восемь лет спустя в "Повести о рыжем Мотэле", а ранний и трудный опыт его "полублатной" (как он выразился однажды) юности найдет отражение в глубоко личной поэме "Милое детство".

Это сирое и полубеспризорное существование длилось около двух лет. С приходом Октября у пятнадцатилетнего Иосифа началась, по его собственным словам, "активная политическая жизнь". Через некоторое время он вместе со старшим братом Александром идет в рабочую дружину и участвует в антиколчаковском восстании, организованном большевиками. А в мае 1920 года он, один из первых иркутских комсомольцев, отправляется добровольцем на Дальневосточный фронт. Позднее, в 30-е годы, составляя свою краткую автобиографию, он скупо напишет:

"В армии я был на разной работе: полевым информатором, трижды военком маршевых рот, военком армейского конского запаса и ремонтных мастерских…"

Впечатления этих лет впоследствии легли в основу лучших произведений Уткина о гражданской войне - поэмы "Двадцатый", "Сибирских песен", знаменитой "Комсомольской песни" ("Мальчишку шлепнули в Иркутске…").

Конец 1922 года - поворотный момент в биографии Уткина. Он становится репортером иркутской газеты "Власть труда", и вскоре имя его начинает появляться на страницах сибирских газет и журналов. Так с девятнадцати лет начался его путь поэта.

На страницах "Власти труда" Уткин помещал свои первые стихи - написанные на скорую руку стихотворные репортажи-отклики на то, чем жила в те годы страна. Уткин писал о борьбе с религией, о биче беспризорщины, о горячо им любимой авиации, которая только что начала бурно развиваться. Время от времени в той же "Власти труда", под рубрикой "Маленький фельетон", появлялись сатирические частушки, высмеивающие нэпмана, обывателя, мещанина, самогонщика и т. п. Печатавшиеся под наивной подписью "Утя", куплеты эти были довольно слабые, "работавшие", однако, на злобу дня. Изредка выступал Уткин и в журналах "Сибирские огни", "Сибирь", "Красные зори".

Зимой 1923 года при "Красных зорях" образовался кружок пролетарских поэтов под названием "ИЛХО" (Иркутское литературно-художественное объединение). Туда, вместе с будущими поэтами Д. Алтаузеном и М. Скуратовым, пришел и Уткин. "Илховцы" выпускали альманахи, устраивали вечера поэзии и дискуссии, вырабатывали творческие программы, с наиважнейшим и непременным условием "практического овладения старыми формами" и "критического освоения богатого опыта прошлого".

Иосиф Павлович Уткин родился 14 мая 1903 на станции Хинган в семье служащего Китайской восточной железной дороги. Очень скоро семья переехала в Иркутск, где и прошли ранние годы будущего поэта.

Иосифу удалось окончить трёхгодичную городскую школу и поступить в четырёхклассное училище, откуда, однако, на четвёртом году учёбы он был исключён - «за плохое поведение и вольномыслие, по совместительству». «Плохое поведение» состояло не только в мальчишеских шалостях. Мальчик пропускал занятия, ибо в это же время работал, - ему пришлось стать кормильцем семьи, брошенной отцом, и пойти «в люди». Иосиф устроился маркёром в биллиардную сибирского «Гранд-Отеля», где приходилось скрываться от школьных учителей, забредавших в ресторан; потом продавал вечерние газеты, разносил телеграммы; служил на кожевенном заводе.

С приходом Октября у 15-летнего Иосифа началась, по его словам, «активная политическая жизнь». Вместе со старшим братом Александром он идёт в рабочую дружину и участвует в антиколчаковском восстании, организованном большевиками. А в мае 1920 он, один из первых иркутских комсомольцев, отправляется добровольцем на Дальневосточный фронт.

Конец 1922 - поворотный момент в биографии Уткина. Он становится репортёром иркутской газеты «Власть труда», и вскоре имя его начинает появляться на страницах сибирских газет и журналов. Так с 19 лет начался его путь поэта.

На страницах «Власти труда» Уткин помещал свои первые стихи - написанные на скорую руку стихотворные репортажи-отклики на то, чем жила в те годы страна. Уткин писал о борьбе с религией, о биче беспризорщины, о горячо им любимой авиации, которая только что начала развиваться. Время от времени появлялись сатирические частушки, высмеивающие нэпмана, обывателя, мещанина и т.п. Печатавшиеся под наивной подписью «Утя», куплеты эти были довольно слабые, «работавшие», однако, на злобу дня.

В 1924 Иркутские губкомы партии и комсомола решают отправить Уткина учиться в Москву. В Москве началась уже настоящая литературная биография Уткина. В конце 1924 - начале 1925 на страницах московских журналов «Огонёк», «Прожектор» и «Смена» появились стихи Уткина о гражданской войне «Рассказ солдата» , «Расстрел» , «Песня о матери» и др.

Настоящий же успех принесла Уткину поэма . Первое публичное чтение «Повести», состоявшееся во Вхутемасе на литературном вечере, послужило Уткину своего рода путёвкой в поэтическую жизнь. Опубликованная в 4-м номере «Молодой гвардии» за 1925 «Повесть» сразу стала заметным событием литературной жизни. Всех привлёк и заворожил её совершенно оригинальный стиль.

Четырёхлетие с 1925 по 1928 для творческого пути Уткина - период самый сложный и противоречивый. Именно в эти годы формируется его поэтический талант. Почти всё, о чём пишет поэт, он как бы пропускает через собственное лирическое «я» - мы остро чувствуем личность поэта, отношение к изображаемому, свойственное именно ему и никому другому. И в первую очередь - доброту к человеку, будь это герой гражданской войны или наивная «канцеляристка». Гуманность, большая человечность поэзии Уткина сразу была замечена критикой. Жизнерадостность, темперамент молодости обусловливали пристрастие поэта к ярким краскам и блеску, к декоративной росписи. Здесь таилась опасность потерять чувство меры. Но чаще в стихах поэта встречаются удачные поэтические находки; и, как правило, искусство их - в простоте и правдивости аналогии.

Весёлость, даже беззаботность не рождали у Уткина легкомысленного отношения к жизни. Напротив: многие стихи его - от интимной лирики до революционной песни - полны размышлений о судьбе родины и революции, о судьбе женщины, о судьбе своего сверстника… Сейчас, много лет спустя перечитывая эти стихи, мы можем упрекнуть их в некоторой наивности, но в целом они не вызывают у нас категорического несогласия.

Анализ творчества той поры позволяет сделать вывод о том, что его поэзии было свойственно известное противоречие. С одной стороны, она проникнута духом революционного героизма, она гуманна и вполне конкретна: в центре её - молодой современник, с живыми чувствами и мыслями, с естественной потребностью в земных радостях, даваемых мирной жизнью на мирной земле. С другой стороны, сам процесс этой, условно говоря, перенастройки поэтической лиры на новый лад носит несколько демонстративный и декларативный характер, причём тема личной жизни и тема строительства новых общественных отношений в творчестве Уткина подчас кажутся отъединёнными друг от друга. В его произведениях тех лет встречаются строки неожиданные или художественно немотивированные.

В самом начале 1927 вышла «Первая книга стихов» Уткина, составленная из произведений 1923-26 годов. С большой положительной рецензией на неё выступил Луначарский.

Конец 20-х - начало 30-х гг. был сложным периодом творческой биографии Уткина. Поэт одинаково отрицательно относился и к лефовцам, и к конструктивистам, и к платформе РАППа, считая своё творчество, свою литературную позицию ни от кого не зависимыми.

Годы 1930-31 можно назвать периодом искусственно сконструированной поэзии Уткина, или, как он сам назвал большинство стихотворений той поры, - периодом «публицистической лирики». Уткин пишет много стихов в газеты «Правда», «Известия», «Рабочая Москва», «Комсомольская правда» - о Красной Армии и комсомоле, о советской женщине и ударниках стройки, об электрификации и «бдительности у границы»… В 1931 лучшие из газетных стихов Уткина вышли отдельной книжкой под названием «Публицистическая лирика». Рецензия на неё была отрицательной. Нелепый ярлык «мелкобуржуазности» прилип к поэту.

Несомненно, что Уткин и сам не был удовлетворён своим творчеством; а главное - понял, что его добровольное отречение как поэта от самого себя было заблуждением. «Соль» дарования Уткина - глубоко прочувствованный мягкий лиризм. Публицистика была неорганичной для него и потому - «пресной».

Зрелая поэзия Уткина (1933-40) стала выражением этического «я» поэта. По сравнению с творчеством 20-х гг., в 30-е гг. лирика Уткина претерпевает вполне определённую и закономерную эволюцию. Она очищается от накипи декоративных «красивостей» и неуклюжих наивных назиданий. Стих проясняется, всё больше тяготея к народно-песенному. Теперь поэтическое ремесло даётся ему труднее, чем прежде, ибо со зрелостью к поэту пришла строгость и взыскательность.

Лирический герой зрелой поэзии Уткина - это не прежний жизнерадостный юноша, выглядевший порою несколько самодовольным в любовании своей неуёмной бодростью и собственным духовным возмужанием. Это - сдержанный и скромный в выражении чувств человек. Но сами чувства его, равно как и глубоко человечная суть остались неизменными. Неизменным и постоянным качеством поэзии Уткина осталась теплота его к человеку, что особенно заметно сказалось в его любовной лирике.

Но далеко не всё, как видел поэт, свершалось «для любви». Факты нарушения законности в конце 30-х гг. наложили отпечаток на творчество многих советских писателей, в том числе и на поэзию Уткина. Естественно, что некоторые свои вещи Уткин опубликовать в то время не мог. Вдобавок с каждым годом он всё строже и требовательнее относился к своей поэзии, оставляя в столе хорошие стихи о природе, любви и красоте человека. В его сборники, вышедшие в 30-е гг., вошло менее половины им написанного.

Но и та часть поэзии Уткина, которая была известна читателям и слушателям, пользовалась большой любовью и популярностью. Уткин был одним из весьма немногочисленных поэтов-лириков в годы, когда на лирическую поэзию был большой голод; значение его творчества трудно переоценить.

Последняя «мирная» поездка Уткина состоялась летом 1941. Ещё в июне поэт выступал в Севастополе, а в августе он оказался в брянских лесах - в качестве работника фронтовой газеты «На разгром врага».

В сентябре 1941, в бою под Ельней, Уткин был ранен осколком мины - ему оторвало четыре пальца правой руки. Это обстоятельство ни на единый день не вывело поэта из боевых рядов. Стихи свои он диктовал, даже находясь в полевом госпитале. Не прекращал он литературной работы и в Ташкенте, куда был отправлен на излечение. Менее чем за полугодовое пребывание Уткина в Ташкенте им были созданы две книжки фронтовой лирики - «Фронтовые стихи» и «Стихи о героях», а также альбом оборонных песен, написанных совместно с московскими композиторами.

И всё это время Уткин рвался «на линию огня», беспокоя высшие военные органы настойчивыми просьбами послать его на фронт. Наконец, летом 1942 Уткин вновь оказался на Брянском фронте - в качестве спецкора Совинформбюро, от газет «Правда» и «Известия».

В годы войны Уткин испытал большой духовный подъём, пережил как бы второе рождение. Дело было не просто в том, что поэзия Уткина чутко и мгновенно откликалась на ежедневные, совершаемые в боях и в тылу подвиги. Дело было и не в количестве написанных поэтом стихов (менее чем за три с половиной года Уткин написал их больше, чем за всё предвоенное семилетие). Суть и смысл «военного» творчества Уткина в том, что его поэзия поднялась до искусства, необходимого народу в самом прямом и непосредственном значении этого слова.

Поэт дышал этой атмосферой военных лет, потому ему и удалось передать её: трагическую и оптимистическую, героическую и будничную, полную любви к родной земле и презрения к захватчикам её, насыщенную патриотизмом - и местью, великодушием - и беспощадностью.

В войну было создано немало песен на его стихи «Провожала сына мать» , «Дед» , «Бабы» , «Я видел девочку убитую» , «Над родиной грозные тучи» , «Я видел сам» и др.

Летом 1944 вышел последний сборник произведений Уткина - «О родине, о дружбе, о любви», - маленькая, карманного размера, книжечка, вобравшая в себя лучшее из написанного поэтом.

А 13 ноября 1944 трагически и нелепо оборвалась его жизнь. Возвращаясь с Западного фронта, Уткин погиб в авиакатастрофе, случившейся совсем неподалёку от Москвы. Погиб на взлёте творческого пути, в расцвете дарования, не дожив и до 42 лет.

УТКИН, Иосиф Павлович - русский советский поэт. Родился в семье железнодорожного служащего. Детство провёл в Иркутске. В 1920-22 служил в Красной Армии. В 1927 окончил Московский институт журналистики. Печататься начал в 1922. Первый крупный литературный успех - (1925) - поэма о «перевёрнутом» Октябрём быте и укладе провинциального еврейства. В 1927 вышла «Первая книга стихов» Уткина, включившая произведения 1923-26. Сборник заслужил положительный отзыв А. В. Луначарского, отметившего, что поэзия Уткина есть «…музыка перестройки наших инструментов с боевого лада на культурный».

В 1928 Уткин с А. А. Жаровым и А. И. Безыменским ездил за границу; в Италии встречался с М. Горьким. В 1928 Уткин пишет сатирическую поэму-памфлет «Шесть глав» . В 1927-32 создаёт поэму «Милое детство» (1933) - о молодом современнике, порвавшем с мещанской роднёй и пришедшем в революцию. По отношению к этой поэме, как и к ряду стихов Уткина 20-х годов, критика высказала упрёки в абстрактном гуманизме и «демобилизационных настроениях» (например, стихотворение «Гитара» ). В 1931 вышел сборник Уткина «Публицистическая лирика». Последующие поэтические сборники - «Избранные стихи» (1935, 1936), «Стихи» (1935, 1937, 1939), «Лирика» (1939) - включают наиболее зрелые произведения поэта. Сочетание революционного пафоса с мягкой лиричностью сделало поэзию Уткина популярной в 30-е годы. Лирика его со временем освобождается от ложной многозначительности и украшательства, обретает ясный, строгий и простой стиль («Тройка» , «Над мирным деревянным бытом…» , «Утро» , «Счастье» и другие).

В 30-е годы Уткин заведует отделом поэзии в Гослитиздате, работает с молодыми поэтами, много ездит по стране, выступая с чтением стихов. В 1941 он уходит добровольцем на фронт. Осенью 1941 был ранен. После излечения едет на фронт в качестве военного корреспондента. Лирика Уткина военных лет (сборники «Стихи о героях», «Фронтовые стихи», «Я видел сам», все - 1942) напевна, легко переложима на музыку («Заздравная песня» , «Гвардейский марш» , «Родине» , «В дороге» ). В лучших стихах поэт достигает глубины и значительности, не теряя лирической проникновенности и задушевности. В 1942-43 пишет прозаическое произведение «Рассказ майора Трухлева» (не завершён). В 1944 вышел последний поэтический сборник Уткина «О родине. О дружбе. О любви». Погиб в авиационной катастрофе под Москвой, возвращаясь с Западного фронта.

Соч.: Стихотворения и поэмы. [Вступ. ст. З. Паперного], М., 1961; Стихотворения и поэмы. [Вступ. ст. А. Саакянц], М. - Л., 1966.

Лит.: Луначарский А. В., Собр. соч., т. 2, М., 1964, с. 317-19, 327-29, 348-53; Сельвинский И. , Поэзия Иосифа Уткина, «Лит. газета», 1944, 2 дек.; Саакянц А., Иосиф Уткин. Очерк жизни и творчества, М., 1969; В ногу с тревожным веком. Воспоминания об Иосифе Уткине, М., 1971; Тарасенков Ан., Рус. поэты XX века. 1900-1955. Библиография, М., 1966.

А. А. Саакянц

Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. - Т. 7. - М.: Советская энциклопедия, 1972

УТКИН Иосиф Павлович - современный поэт. Родился в интеллигентной еврейской семье в Китае, на ст. Хинган Восточно-Китайской ж. д. Учился в Иркутской гимназии. В 1920 ушёл добровольцем в Красную армию. Печатается с 1923.

Большинство стихотворений Уткина первого периода посвящено темам войны - гражданской и империалистической. Для поэта характерна романтическая трактовка этих тем и своего рода эстетское приукрашивание войны: «Красивые, во всём красивом, они несли свои тела…». «А впереди, как лебедь тонкий,… скакал безусый офицер». Уткин восторженно воспевает бои, атаки, часто поэтизируя военный героизм сам по себе, безотносительно к его цели («Атака» , «Барабанщик» и др.). В стихах о войне отразился отвлечённый гуманизм поэта, затушёвывающего социальную сущность империалистической и гражданской войн. Особенно в этом отношении показательна «Песня о матери» , в которой мать проклинает сына, вернувшегося с фронта, за то, что он убил «семнадцать».

Наиболее популярное произведение Уткина - . Её основной мотив - отстаивание права маленького человека из трудящейся бедноты на счастливую жизнь. Правда, счастье понимается в «Повести» узко, лишь как личное благополучие. Главный герой - портной Мотеле - является по существу мечтателем, а не активным борцом за переделку действительности. Он противопоставляет счастью богачей свою полунищую судьбу обойденного, но не поднимается до сознательной ненависти к ним. Тонкий юмор и лёгкая ирония, передача интонации еврейского языка, лексики еврейского местечка, употребление языковых образов, тесно связанных с изображаемым бытом («Висели пуговки звёзд и лунная ермолка», «Дни затараторили, как торговка Мэд»), придают своеобразный отпечаток, лирическую окрашенность всему произведению. Поэма насыщена бодростью, оптимизмом - настроениями, характерными для всего творчества Уткина.

В последующие годы в поэзии Уткина прорываются иногда настроения успокоенности. Переход от гражданской войны к нэпу воспринимается поэтом как осуществление заветной мечты о тихом счастьи: «Мне за былую муку покой теперь хорош».

Эти настроения были недолговременны, и в своих дальнейших стихах Уткин стремится ответить на новые запросы современности. В произведениях «Герой нашего времени» , «По дороге домой» выступает лирический образ поэта-интеллигента, жалующегося на свою неполноценность, пытающегося найти нужные слова, новые темы, стоящие на уровне эпохи. Поэту «хочется встать эпохе во фланг и рост», среди пролетариата ищет он «героя из героев».

В дальнейшем Уткин опять возвращается к темам гражданской войны («Песня о ресторане «Крит» , «Сибирская песня» , , «Бой» ). В этих стихах Уткин рвёт с былыми эстетствующими тенденциями, стремясь реалистически осмыслить действительность. Обновляется словарь Уткина, удачно использующего иногда художественные приёмы фольклорного, частушечного творчества («Батя» , 1934). Поэзии Уткина свойственны жизнерадостный, весёлый юмор, задушевный лиризм, острота и меткость характеристик отдельных персонажей. Но наряду с этим язык временами небрежен, образы не отточены и штампованы, отделка стиха недостаточна.

Библиография: I. Повесть о рыжем Мотеле, господине инспекторе, раввине Иссайе и комиссаре Блох, М., 1926 (неск. изд.). Первая книга стихов, Гиз, М., 1927 (5-е изд., М., 1931); Изморозь, М., 1927; Герой нашего времени, «Молодая гвардия», 1930, № 1, Публицистическая лирика, изд. «Огонёк», М., 1931; Стихи о войне, Гихл, М., 1933; Милое детство. Поэма, изд., «Молодая гвардия», М., 1933; Избранные стихи, Гослитиздат, М., 1935 и М., 1936; Стихи, изд. «Молодая гвардия», [М.], 1935; Стихи, издание, «Советский писатель», Москва, 1937.

Н. Любович

Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939

У меня складывается впечатление, что только престарелые харьковчане, в том числе и бывшие, сохранили искреннюю увлеченность русской поэзией (преувеличиваю, конечно, но -" да простится мне это!") А как доказательство - очерк Давида Шермана об Иосифе Уткине. Этот поэт лично мне дорог своими двумя поэмами "Повесть о рыжем Мотэле" и "Милое детство". В поэзии двадцатых годов прошлого века эти поэмы стоят особняком - их просто не с чем сравнивать. А для Давида это дебют. Поэтому читайте, не особенно придираясь, и пожелайте ему успехов!

Владимир Солунский

Тяжелое - забудется,

Хорошее - останется.

Что с родиною сбудется,

То и с народом станется,

Передо мной книжка в твердом серо-голубом переплете: ИОСИФ УТКИН «Стихотворения и поэмы». Издательство «Художественная литература», Москва, 1961. Купил я ее в те, уже далекие годы, в Харькове в огромном книжном магазине, который занимал весь квартал и находился в здании напротив магазина “Люкс”.

Стихи вроде этих, понравились:

Думал учиться в хедере(школа)

А сделали -

Так что же?

Прикажете плакать?

Нет так нет!

И он ставил десять заплаток

На один жилет.

Первоначально, мне хотелось написать статью о несколько подзабытом поэте Иосифе Уткине, лирическими стихами которого о любви, верности, дружбе и предательстве, я увлекался в молодости. Но по мере того, как я все глубже погружался в пучину интернета, жизнь и творчество поэта И. Уткина обрастали новыми подробностями, которые не вписывались в первоначальный вариант. Ввиду ограниченности объема, лирику придется опустить.

О жизни поэта Иосифа Уткина сведений весьма мало. В основном это пересказ автобиографии, написанной поэтом в 1928 году:

“… Я могу дать о себе некоторые биографические сведения. Любителей «хороших» биографий огорчу. Я не сын «папы от станка» и не «отпрыск сиятельного дворянина».

В 1903 мать меня родила в Хингане, в Китае, где мои родители служили.

С двух-трех лет я живу в Иркутске, где безвыездно просуществовал до шестнадцатилетнего возраста. Чем я занимался в течение этих лет? Очень многим: учился, выгонялся из училищ, был маркером, «мальчиком» на кожевенном заводе и просто бродягой.

В 1919 году принял участие в революционном перевороте в Иркутске. В 1920 пошел добровольцем от иркутской комсомольской организации. Уволившись в 1922 г., стал работать в газете. К этому же году относится начало моей поэтической работы.

В 1924 году попал в Москву, где мирно тружусь и по сие время”.

Иосиф Павлович Уткин родился 13 мая 1903 года в интеллигентной многодетной (семеро детей) еврейской семье. Его отец был служащий на КВЖД. После возвращения в Иркутск семья жила благополучно – для подготовки Иосифа в гимназию был нанят репетитор, который имел отдельную комнату и полный пансион. Но отец бросил семью, когда Иосифу было 11 лет, и ему пришлось стать кормильцем семьи. «Семья без хлеба. Мать мечется. Надо работать. Где работать? Кому работать? Мне, мальчишке. Где придётся»… вспоминал Уткин. Он учился и работал одновременно. Ему удалось окончить трехгодичную городскую школу, но из училища он был исключен - «за плохое поведение и вольномыслие по совместительству», а попросту за прогулы занятий. Иосиф устроился маркером в бильярдную сибирского «Гранд - Отеля», продавал газеты, разносил телеграммы и т.п..

С приходом Октября у 15-летнего Иосифа начинается “активная политическая жизнь”. Вместе со старшим братом Александром (расстрелян «белыми» в 1919 году) записывается в рабочую дружину, участвует в восстании против Колчака, вступает в комсомол и отправляется добровольцем на Дальневосточный фронт. По возвращении в 1922 году становится репортером газеты “Власть труда” и начинает печатать под подписью «Утя» стихотворные репортажи - частушки на злобу дня.

В 1924 году по путевке комсомола Иосиф Уткин поступает в Московский институт журналистики. В эти же годы стихи Уткина о гражданской войне печатают журналы “Огонек”, “Прожектор”, “ Смена”. Уткин, поэт-комсомолец («Я говорю…о рождении моего творчества из Октября»), конечно, прежде всего, поэт революции:

В чем угодно – буду сомневаться.

В революции, товарищ, никогда.

Михаил Кольцов вспоминает: «Женственно тонкий юноша принес в «Огонек» стихи, назвался – Иосиф Уткин. Стихи напечатали, и они привлекли внимание. Пришел в редакцию «Огонька» Маяковский и встретил Уткина:- Так это Ваши стихи? Хорошо, Иосиф Уткин. Делаете стихи как надо. Я теперь буду за Вами следить»

22-х летний Иосиф Уткин быстро становится известным в поэтических кругах столицы, его стихи печатают в центральных журналах, а вскоре в 4-м номере журнала «Молодая гвардия» за 1925 год публикуется его поэма « Повесть о рыжем Мотэле, господине инспекторе, раввине Исайе и комиссаре Блох». Но еще до публикации

«Первое публичное чтение Повести состоялось во ВХУТЕМАСе на литературном вечере. Уткину пришлось выступать после Маяковского. Когда объявили поэта Иосифа Уткина, в зале поднялся смех – Какой Иосиф Уткин? Пришлось вмешаться Владим Владимычу: – Товарищи, это же неуважение к молодому поэту, давайте послушаем! Уткин вышел на сцену. Он был в сапогах и в синей расстегнутой рубахе, из-под нее выглядывал уголок полосатой матросской тельняшки. Буйный костер взлохмаченных волос украшал его высоко поднятую голову. Уткин начал читать с подъемом, вдохновенно. Когда он закончил чтение главы, в зале поднялся невообразимый шум. - Уткина, Уткина! - кричали … Маяковский снова вышел на сцену. - Видите, а вы не хотели слушать! - улыбаясь, сказал он… и дружески, от всей души пожал руку молодому поэту. - Замечательно, товарищ Уткин, …. заходите, Мясницкая, 21, к Асееву. Мы всегда будем вам рады!» ― (Из воспоминаний И. Рахилло)

« Когда Уткин прочел:

От нас до бога

Как от бога до нас …-

Маяковский звонко зааплодировал. Зал подхватил аплодисменты, … Признание состоялось. Успокоенный за Уткина, Маяковский покинул эстраду»,- вспоминает об этом вечере М.Кольцов.

В 1926 году поэма « Повесть о рыжем Мотэле …» вышла отдельной книжкой. «Первый человек, купивший книжку Уткина о Мотэле, - я, хорошая вещь», - вспоминал Маяковский.

Поэму называли <незаурядным> явлением, а ее автора талантливым поэтом. Покоряет оригинальный стиль и язык поэмы. По сути это анекдот, написанный на русско-еврейском жаргоне, на котором говорили жители еврейских местечек дореволюционной России, от лица разных собирательных и нарицательных Мотэле, хотя формально в поэме он один.

Итак, еврейское местечко, где

И дед, и отец работали.

А чем он хуже других?

И маленький рыжий Мотэле

За двоих.

Мотэле работает портным, ставит заплатки на жилет - и не плачет.

Правда, раньше:

(…о давнем

Не умолчишь.)

По пятницам

Мотэле давнэл(молился)

А по субботам

Пересказать поэму практически невозможно, это все равно, что рассказывать анекдот своими словами. Поэму “ …о Мотэле…” надо читать и получать удовольствие от чтения. Так что ограничимся тем, что пройдемся по поэме курсивом.

В еврейском местечке живут обособленно:

Каждый дом - своя родина,

Свой океан.…

Своё счастье,

Свои мыши,

Своя судьба…

Очень редко –

На одну щель!

Вот: Мотэле чинит жилетки,

А инспектор. Носит портфель.

И счастье у каждого свое:…

Мотэле мечтает о курице,

А инспектор Курицу ест …

Вот: Мотэле любит Риву,

Но… у Ривы

Отец - раввин.

А раввин говорит часто,

И всегда об одном:

«Ей надо Большое счастье.

И большой

Так мало, что сердце воет,

Воет как паровоз.

Если у Мотэле всё, что большое,

Так это только Нос. …

Мотэле жил в Кишиневе:…

И у Мотэле

Была мама,

Старая еврейская мать.

Как у всех, конечно, любима.

(Э-э-э…Об этом не говорят!)

Она хорошо.

Варила цимес

Рожала ребят.

Два… Погрома…

И Мотэле стал Сирота.

Но настал день:

Этот день был таким новым,

Молодым, как заря!

Первый раз тогда в Кишинёве

Пели не про царя!...

Редкое мудрое слово

Сказал сапожник Илья:

Мотэле, тут ни при чём Егова,

А при чём – ты.

Так открыли многое

Мудрые слова

Стала синагогою.

Любая голова

А в Кишиневе народ (на базаре волнуется,… волнуется весь ряд…)

Мотька Блох!

Идёт по главной улицё,

Как генерал на парад. ….

Народ отказывается соблюдать заповедь, многовековую традицию:

Это прямо наказанье!

Вы слыхали?

Делать сыну обрезанье.

Отказался

Первый случай в Кишинёве!

Что придумал, сукин сын?!

«До-воль-но кро-ви,

Ува-жае-мый рав-вин!!!»

Люди перестали верить в бога:

Раввин молится, …

«Скоро ли всё это кончится? …

Много дорог, много,

Столько же, сколько глаз!

Как от бога.

Власть пришла народная, а продуктов в магазинах не хватает:

Такую бы жизнь - Ленину,

Как у нас!» -

И, что ожидать,

Что может дать

Комиссаром.

Какой-то Портной? ...

А Мотэле?

Вы не смейтесь,

Тоже не пустяк:

Мотэле выбрил пейсы,

Снял лапсердак. …

Перепутались

Мыши, двери,

Перепутались

Нитки дорог. ….

Разве думал инспектор Бобров,

Что когда-нибудь.

Без погромов

Проблаженствует Кишинёв?!

А «Мудрый раввин Исайя» (с властью надо дружить) хочет выдать замуж за комиссара Мотю Блоха свою дочь:

Вы - мужчина красивый,

Скажемте:

Зять как зять.

Так почему моей Ривы

Не взять? ….

Ну, а раввин… не вынес таких перемен:

Свечи догорают.

Сарра плачет…

Инспектора Боброва бросила жена (кому ты нужен без денег), он сбрил бороду и работает секретарем у начальника Моти Блоха, «Сидит и колет. Текущие дела».

Каждому свой мессия!

Инспектору

Нужно Польшу,

Портному Россия.

…верите…

И Мотэле.

Не уедет,

В Америку….

Не-ет, он шагал недаром,

В ногу с тревожным веком.

И пусть он – не комиссаром,

Достаточно человеком….

Можно и без галопа.

К месту проехать:

И Мотэле будет штопать.

Наши прорехи….

Милая, светлая родина,

Свободная родина!

Сколько с ней было пройдено,

Будет еще пройдено!!!

Уткин никогда не жил в еврейских местечках, и поразительно, как он умело, живо, со знанием дела описывает быт и нравы еврейского местечка. Критики считают, что при написании поэмы он, несомненно, был под влиянием «пьесы Жаботинского «Чужбина» и поэмы Бялика «В городе резни». Но, если в этих произведениях описывают «чудовищную по своей космической мощи картину кишиневского истребления – картину, оттеняемую позорным малодушием жертв», то поэма Уткина воодушевлена, как и вся его поэзия, лирическим началом. Уткина, лирика по натуре, прежде всего, интересует, как происходящие в России судьбоносные события изменяют отношения между людьми. Революция (возможно, с благими намерениями) разрушает веками устоявшийся быт и связи между людьми всего населения России. Еврейское местечко - это особый мир, где люди (в силу установленных властями условий проживания - «черта оседлости», и разрешенных занятий – торговля и ремесло), для того, чтобы выжить, должны были следовать определенным правилам, (ремесло передавалось по наследству, вера объединяла людей в общину, которую возглавлял раввин). «Новый век» рушит вековые устои:

«Плохо»… « Хорошо»…

Оно и так и этак вертит,

И если новым срок пришел,

То значит старым - время смерти

Да, если новым срок пришел,

То, значит старым – Фертиг (конец).

Пришли «новые времена». Мотэле достиг личного благополучия, но он не борец за счастье. Он счастлив уже тем, что в этот «тревожный век», остался «человеком». И неважно, что любимая Ривка осталась только в мечтах, а ему пришлось отказаться от веры его народа. Максимум, на что способен Мотэле: это «штопать прорехи» на пути стремительного развития «галопа» его «милой, светлой, свободной родины» России.

Давая оценку поэме Уткина «Повесть о рыжем Мотэле и …» Евтушенко в Антологии Русской поэзии пишет: «Очаровательное сочетание самоиронии в описании местечкового еврейского быта и сентиментальности, характерное для прозы Шолом-Алейхема, для витебских картин Марка Шагала, ... едва ли не впервые в поэзии.… его мягкий лиризм противостоял железному громыханию пролеткультовщины».

Для героя Э. Багрицкого в поэме «Февраль» нет никаких сомнений: мир местечка с «пресловутым еврейским чадом Гусиного жира», «зубрёжкой Скучных молитв» и «Язычками свечей и библейской кухней…» должен быть, безусловно, разрушен. И герой Багрицкого принимает в этом активное участие. Революция превратила робкого и застенчивого еврейского мальчика в убийцу и насильника. «Я появлялся, как ангел смерти, С фонарём и револьвером». Ради святых идеалов революции, герой Багрицкого разрушает дом, в котором вырос, «родительский дом разворован», а любимую девушку, «девушку в пелеринке, "в зелёном платье», жестоко насилует, «Не стянув сапог, не сняв кобуры». Герой Багрицкого ненавидит мир, в котором вырос « Я беру тебя, как мщенье миру, из которого не мог я выйти». Но впереди герой видит только «чёрный Туннель - без конца и начала...», а «неистовый свет» революции превращается во «мрак». Все жертвы оказались напрасны. Революция породила зло, которое ее и погубило.

Окрыленный успехом поэмы «о Мотэле», Уткин в 1926 году начинает писать поэму

«Милое детство». В 1928 году публикуются первые главы поэмы. Горький, услышав отрывки из поэмы «Милое детство», сказал Уткину: «Когда я прочел „Мотэле“, я подумал - ну, человек, так начавший, или сделает очень многое, или ничего. Теперь я вижу, что это - настоящее и надолго - что это натура»

После возвращения на родину из поездки в Италию с группой молодых поэтов и посещения Горького на Капри в 1928 году, Уткин заканчивает первый вариант поэмы, но вскоре прекращает работу над ней. Сказывалась раздраженность и неопределенность после публикаций, где поэт был заклеймен как поэт мелкой буржуазии и мещанства. Поэт возвращается к поэме после двухлетнего перерыва, и окончательный вариант выходит отдельной книгой в 1933 году.

Поэма «Милое детство» написана от первого лица – личность героя и облик автора слиты воедино. В местечке живет парнишка - романтик, мечтательный и впечатлительный. Жил он в нужде, и счастьем был обделен «Я понимаю: На счастье – паи», и солнце не так ему светит «И солнце – не мне».

Но, если солнце.

Врывается резко

Ах, как прекрасно.

На дряхлом окне

Тлеет Моя занавеска!

Чтобы выжить, парнишке приходится воровать:

… полюбил я,

Не скрою,

Крыши чужие,

Чужие сады

И вообще -

Всё чужое.

Но самым любимым его занятием было лежать на крыше и ждать когда:

… закачается.

Над тобой

Многомиллионная

Но вот непогода – осень, зима

Осень - погода сходила с ума:

Распутица,

Черные крыши.

Покрыла зима

Блестящим фарфором.…

Настали трудные времена:

Но не дымила.

Шубы - нема. … .

Мальчика отправляют жить к богатой тете:

Можете кушать,

И можете пить.

Тут начинается

Мутная ловля,

Тетя решила.

Посвятить

И торговле.

Учеба давалась нелегко:

Начали с бога.

И, надо признать,

Здесь преуспел я

Только потом -

Через душу.

Я дотянулся до бога!

«Тетя имела… мясное дело» и:

…умудрялась.

Без всякого бунта

При покупателях.

Полтора делать из фунта.

Все, когда-то кончается, наступает весна:

На белокуром снегу.

Трефовые карты….

Это шулер.

Подлая жизнь

Любит играть

На крапленых….

В мясную лавку приезжает знатный покупатель, Генерал:

… А генерал

Любит покушать.

И вкусно.

И тонко…

Нету теленка?

Черт бы побрал,

Завтра же.

Сделать теленка!

Генералу не возразишь, надо зарезать теленка, и тетка на племянника:

Дескать, мерзавец,

Все дрыхнешь и ешь.

И никакого толку

Чтоб ты сгорел!..

Поднимайся и режь.

Для генеральши телку

Но парнишка заупрямился:

Лучше я, тетя,

И верно сгорю,

Чем буду.

Резать….

Смотрел не туда

Был мой приятель.

Характером резок:

Телку не стоит,

А тетку - да.

Тетку бы надо.

Зарезать.…

Тетку бы надо сегодня днем…

Да ты не бойся:

Мы только пугнем.

Но тетя, увидев племянника с другом с ножами в руках, дух испустила сама:

Ангелы тете.

Открыли покой….

Странное дело!

Тетке капут.

(Тетка моя умирала редко)

А канарейки в клетке.

…Седину отряхает сосна.

И ледяные осколки повсюду

Это – весна!

Это весна

Зимнюю бьет.

Посуду….

Настала весна и с ней пришла свобода:

Тетя, прощайте. …

Нате… торгуйте сами.

Лучше уж попросту.

Воровать,

Чем воровать.

С весами…

Убийства, вроде, и не было, но ребят посадили:

Дома - скандал!..

Но знакомый народ

Мать утешал высотой поднебесной

Бог не без сердца!

Может, помрет,

А не помрет,

Так повесят…

Только любимая девушка Леля, (Один человек… Горе скрывая, Замер.)

Но (Милая Леля), только в мечтах, у Лели (Папа. Дом трехэтажный):

Что трехэтажного.

Кроме матерщины?

На допросе:

Старый барон.

Генерально суров

Ну-с,- говорит, -

Ты - из жидов?

Нет,- говорю, -

Из евреев…

Кровь ударяет.

В затылок ему!

Власть не приемлешь.

С пеленок?!

А знаешь кому

Предназначался теленок.

Так что же ты.

Спятил с ума?

Вместо теленка…

Кровавая шалость

Нет - говорю, -

Она сама,

Сама – говорю,- догадалась.

Но тут в Петербурге революция случилась, «Загремел Романов» и малолетним преступникам удалось бежать:

Костя, мы живы! ...

Так, ни о чем.

Так, ни о ком

Вздыхая попеременно,

Шли на восток,

Шли босиком

Два молодых.

Джентльмена.

Им повезло, навстречу красный отряд:

Костя, свобода…

Ядри ее мать!!!

И - понимаете -

Гоп - к командиру.

И ну обнимать

Под командиром.

Кобылу….

И командир говорит:-

Так и быть,

Топай, парнишка,

За нами….

Мол, для других,

Настоящих драк

Нам пригодишься, малый.

И надо же такому случиться. Однажды «В разъезде» повстречали они генерала. В недобрый час повстречал генерал двух друзей:

Я подъезжаю:

Здравствуйте, друг!

Давно, генерал, не видались….

Да не держите.

Руки по швам.

Страхи, какие на ночь!

Остальное доложит вам

Константин Иваныч….

Друг в лобовую:-…

Тетя о вас

Очень скучает…

Я на себя,- говорит. -

Ваше устроить.

Свиданье…

Костя расстегивает кобуру.

Барыня, до свиданья! ...

Я отвернулся.

Вдруг слышу:

Сопит Костя.

За мною….

Я на седле повернулся.

Стало в гортани сухо!

Брильянт окровавленный.

Из мертвого уха! ...

Ужас по мне.

Прорастает, как шерсть.…

И все мои шесть

Я по нему.

Из нагана…

И над товарищем детства

Встал я, растерян и одинок,

Встал и не мог.

Наглядеться,

Детство мое!

Мой расстрелянный мир!

Милое детство?!

Я оглянулся:

Стоит командир,

Мой командир отряда.

Это последний эпизод поэмы. Читателю предлагается самому дописать конец. Например, так:

И говорит мой командир:- Все правильно, сынок, мародерам в новой жизни нет места, и неважно, что ты убил друга детства. Революция непримирима к врагам, каждого мы изничтожим, светлое будущее ждет нас, но прольется еще много крови. В новой жизни не будешь ты воровать, и не страшно, что тетку ты как бы зарезал (всякое может случиться), нам предстоит еще долго воевать, а потом еще долго трудиться. А ты - молодец, выдержал испытание.

И сколько таких «молодых революционеров» шагало в строю красных отрядов за своим командиром, готовых выполнить любое задание своего командира? Кто их считал? Но их было много.

Уткин завершил работу над поэмой в 1933. В 1927 году вышла “Первая книга стихов” Уткина. В своем отзыве на сборник А.В. Луначарский отметил, что поэзия Уткина есть “… музыка перестройки наших инструментов с боевого лада на культурный”. Уткин публикует стихи, в которых, как подметил Луначарский, присутствует, «сердечная нежность» и «очаровательная музыка».

Уткин, лирик в душе, но лирика не нужна была в те «Жестокие и нужные года».

В 1931 году стихи Уткина выходят отдельной книжкой “Публицистическая лирика”.

Но книга получила плохую рецензию, Иосиф Уткин заклеймен как поэт мелкой буржуазии.

Известно, что личная жизнь поэта не сложилась. И это не могло сказаться на творчестве поэта и его поведении в жизни. Судя по воспоминаниям очевидцев, Уткин вел вольный образ жизни. И.С. Козловский, вспоминая 20-е годы, пишет, что у него с Уткиным происходили поединки и состязания из-за «прелестницы», «одухотворенной Л».

И вот, роясь в дебрях интернета, я наткнулся на документ, оригинал, которого, приведен

Из документа следует, что Иосиф Уткин был женат на приемной дочери Христиана Раковского Елене. Того Раковского, который в 1920-23 годах работал председателем СНК и наркомом иностранных дел Украины, и проживал с женой Александриной и приемной дочерью Еленой в Харькове, который в те годы был столицей Украины. Тот Раковский Христиан Георгиевич, которого называли «незалежник», ученик Плеханова, друг Ленина и Троцкого, разговаривал, практически, на всех европейских языках, в европейских столицах считался лучшим дипломатом 1920-х годов, был автором первых побед советской дипломатии, был сослан в 1927, судим в 1938 и, приговоренный к 20 годам ссылки, сидел в Орловском централе. После начала ВОВ, 11 сентября 1941, был расстрелян по сталинским спискам.

Быть «членом семьи врага народа», хоть и бывшим, после 1937 стало опасным.

Уткин, в предвоенные годы, по воспоминаниям художника-графика Бориса Ефимова, это «красавец мужчина» статный, стройный, с волнистой волной непокорных волос. Поэт вращался в «высшем свете» столицы с утвердившейся репутацией классического «бонвивана», покорителя женских сердец, и считался модным «салонным» поэтом.

Можно по-разному относиться к лирике поэта. Так, одни критики считают, что все созданное поэтом после «Мотэле…» сплошная «графомания». Другие, что Уткин «поэт двух поэм и нескольких «партизанских» стихотворений». Но неизменным и постоянным качеством поэзии Уткина остается теплое отношение к человеку, особенно это проявляется в любовной лирике. Свое отношение к людям Уткин выразил в двух строчках:

Всё великое свершалось.

Для любви, а не для злобы.

Уткин привлекал юных читателей своей любовной лирикой. Радость встреч, горечь расставаний, пробуждение любви и ее увядание - все эти темы присутствуют в стихах поэта. В 1937-1938 гг. поэт уцелел. В 1939 году началась Вторая мировая война, а в 1941 году ВОВ. С августа 1941 года Уткин - в брянских лесах в качестве военного корреспондента. Уже в сентябре 1941 года под Ельней он ранен, ему оторвало 4 пальца на правой руке. На лечение его оправляют в Ташкент. В госпитале Уткин продолжает, писать стихи. Он их диктует медсестрам и нянечкам. За почти полгода лечения Уткин опубликовал две книжки («Фронтовые стихи», «Стихи о героях») и выпустил альбом песен. Уткин рвался на фронт, и летом 1942 года такая возможность представилась. Он опять на Брянском Фронте в качестве спецкора Совинформбюро. И продолжает диктовать стихи. Вот отрывки из стихотворения, опубликованного 19 мая 1944 года:

Лампы неуверенное пламя.

Непогодь играет на трубе.

Ласковыми, нежными руками

Память прикасается к тебе.…

Каждый звук минувших помню дней!

В мягком свете грусти и разлуки

Прошлое дороже и видней.…

За войну мы только стали ближе,

Ласковей. Прямей. И оттого

Сквозь метель войны, мой друг, я вижу

Встречи нашей нежной торжество.

27 мая Иосифу Уткину исполнился 41 год. Через полгода, 13 ноября 1944 года, самолёт, на котором он возвращался в Москву, потерпел катастрофу и разбился. Последней книжкой, что держал в руках погибший поэт, был томик Лермонтова…

Можно гадать, подстроенная была эта катастрофа или случайная. Но есть одна деталь.31 октября 1944 года секретарю ЦК, А.А. Жданову от наркома КГБ В.Н. Меркулова поступила информация о политических настроениях и высказываниях писателей … В ней приведены слова И.Ф. Уткина: «Руководство … доверено людям не только не любящим мысли, но и равнодушным к ней. …Все поэты пишут политическими формулами… Поэзией нельзя управлять… Она обращается в казенную свистульку». Это было прямое указание. Такое в те годы не прощалось.

Иосиф Уткин похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. На похоронах выступал И. Эренбург и пел «Смерть» Бетховена И. Козловский.

Современному читателю, собственно, совершено, не важны перипетии того времени, когда творил поэт. Важен тот душевный настрой, который получает читатель от чтения его стихов. Судя по тому же Интернету, интерес к поэту не пропал, его цитируют, особенно молодежь.

, Московская область) - русский советский поэт и журналист. Участник Гражданской и Великой Отечественной войн .

Биография

С началом Отечественной войны уходит на фронт, воюет под Брянском . В сентябре 1941 года , в бою под Ельней , Уткин был ранен осколком мины - ему оторвало четыре пальца правой руки. Отправлен на лечение в Ташкент , где, несмотря на ранение, не прекращает литературной работы. Менее чем за полугодовое пребывание Уткина в Ташкенте им были созданы две книжки фронтовой лирики - «Фронтовые стихи» и «Стихи о героях», а также альбом оборонных песен, написанных совместно с московскими композиторами. И всё это время Уткин рвался «на линию огня», беспокоя высшие военные органы настойчивыми просьбами послать его на фронт. Летом 1942 года Уткин вновь оказался на Брянском фронте - в качестве спецкора Совинформбюро , от газет «Правда» и «Известия». Участвовал в боях, совершая большие переходы с солдатами. Писал песни-марши. Многие стихи были положены на музыку, пелись на фронте «Провожала сына мать», «Дед», «Бабы», «Я видел девочку убитую», «Над родиной грозные тучи», «Я видел сам» и другие. Летом 1944 года


спецкор Совинформбюро от газет «Правда» и «Известия»
Биография
Иосиф Павлович Уткин - русский и еврейский поэт и журналист. Участник Гражданской и Великой Отечественной войн.
Иосиф Уткин родился на станции Хинган в семье служащего Китайской восточной железной дороги. Очень скоро семья переехала в Иркутск, где и прошли ранние годы будущего поэта.
Иосиф окончил трёхгодичную городскую школу и поступил в четырёхклассное училище, откуда на четвёртом году учёбы был исключён. Он пропускал занятия, ибо в это же время работал, – ему пришлось стать кормильцем семьи, брошенной отцом. Иосиф устроился маркёром в биллиардную сибирского «Гранд-Отеля», где приходилось скрываться от школьных учителей; потом продавал вечерние газеты, разносил телеграммы; служил на кожевенном заводе.

С приходом советской власти у 15-летнего Иосифа началась, по его словам, «активная политическая жизнь».
Вместе со старшим братом Александром он идёт в рабочую дружину и участвует в антиколчаковском восстании, организованном большевиками. А в мае 1920 он, один из первых иркутских комсомольцев, отправляется добровольцем на Дальневосточный фронт.
Конец 1922 – поворотный момент в биографии Уткина.

Он становится репортёром иркутской газеты «Власть труда», и вскоре имя его начинает появляться на страницах сибирских газет и журналов. Так с 19 лет начался его путь поэта.

На страницах «Власти труда» Уткин помещал свои первые стихи – написанные на скорую руку стихотворные репортажи-отклики на то, чем жила в те годы страна.
В 1924 Иркутские губернские комитеты партии и комсомола решают отправить Уткина учиться в Москву в Институт журналистики. В Москве началась уже настоящая литературная биография Уткина. В конце 1924 – начале 1925 на страницах московских журналов «Огонёк», «Прожектор» и «Смена» появились стихи Уткина о гражданской войне «Рассказ солдата», «Расстрел», «Песня о матери» и другие.
Настоящий же успех принесла Уткину поэма – поэма о переменах, внесённых революцией в жизнь еврейского местечка. Первое публичное чтение «Повести», состоявшееся на литературном вечере, послужило Уткину своего рода путёвкой в поэтическую жизнь.
Опубликованная в 4-м номере «Молодой гвардии» за 1925 «Повесть» сразу стала заметным событием литературной жизни. Всех привлёк и заворожил её совершенно оригинальный стиль.

В самом начале 1927 вышла «Первая книга стихов» Уткина, составленная из произведений 1923-26 годов. Уткин пишет много стихов в газеты «Правда», «Известия», «Рабочая Москва», «Комсомольская правда» – о Красной Армии и комсомоле, о советской женщине и ударниках стройки, об электрификации. В 1931 лучшие из газетных стихов Уткина вышли отдельной книжкой под названием «Публицистическая лирика». Рецензия на неё была отрицательной. Нелепый ярлык «мелкобуржуазности» прилип к поэту.

Факты нарушения законности в конце 30-х гг. наложили отпечаток на творчество многих советских писателей, в том числе и на поэзию Уткина. Естественно, что некоторые свои вещи Уткин опубликовать в то время не мог. В его сборники, вышедшие в 30-е гг., вошло менее половины им написанного.
Опубликовал в 1933 г. стихотворение «Обида» – своеобразный отклик на поднимающий голову антисемитизм.
Но и та часть поэзии Уткина, которая была известна читателям и слушателям, пользовалась большой любовью и популярностью. Уткин был одним из весьма немногочисленных поэтов-лириков в годы, когда на лирическую поэзию был большой голод; значение его творчества трудно переоценить.

Последняя «мирная» поездка Уткина состоялась летом 1941. Ещё в июне поэт выступал в Севастополе, а в августе он оказался в брянских лесах – в качестве работника фронтовой газеты «На разгром врага».
В сентябре 1941, в бою под Ельней, Уткин был ранен осколком мины – ему оторвало четыре пальца правой руки. Это обстоятельство ни на единый день не вывело поэта из боевых рядов. Стихи свои он диктовал, даже находясь в полевом госпитале.
Не прекращал он литературной работы и в Ташкенте, куда был отправлен на излечение. Менее чем за полугодовое пребывание Уткина в Ташкенте им были созданы две книжки фронтовой лирики – «Фронтовые стихи» и «Стихи о героях», а также альбом оборонных песен, написанных совместно с московскими композиторами.

И всё это время Уткин рвался «на линию огня», беспокоя высшие военные органы настойчивыми просьбами послать его на фронт. Наконец, летом 1942 Уткин вновь оказался на Брянском фронте – в качестве спецкора Совинформбюро, от газет «Правда» и «Известия».
В войну было создано немало песен на его стихи «Провожала сына мать», «Дед», «Бабы», «Я видел девочку убитую», «Над родиной грозные тучи», «Я видел сам» и другие.
Летом 1944 вышел последний сборник произведений Уткина – «О родине, о дружбе, о любви», – маленькая, карманного размера, книжечка, вобравшая в себя лучшее из написанного поэтом.

13 ноября 1944 трагически и нелепо оборвалась его жизнь. Возвращаясь с Западного фронта, Уткин погиб в авиакатастрофе, случившейся совсем неподалёку от Москвы. Погиб на взлёте творческого пути, в расцвете дарования, не дожив и до 42 лет.
Похоронен на Новодевичьем кладбище, Москва.

—————————————————————————————————————————————————————
Если я не вернусь, дорогая,

Нежным письмам твоим не внемля,

Не подумай, что это - другая.

Это значит… сырая земля.

Это значит, дубы-нелюдимы

Надо мною грустят в тишине,

А такую разлуку с любимой

Ты простишь

вместе с Родиной мне.

Только вам я всем сердцем

и внемлю,

Только вами и счастлив я был:

Лишь тебя и родимую землю

Я всем сердцем,

ты знаешь, любил.

И доколе дубы-нелюдимы

Надо мной не склонятся, дремля,

Только ты мне

и будешь любимой,

Только ты да родная земля!

———————————————————————————————————————-

В санбате

На носилках из шинели
Одиноко мне и жутко.
Изумленно шепчут ели:
«Неужели это Уткин?!»

Гимнастерки не по росту
Надо мной глаза склонили…
Удивленно смотрят сестры:
«Уткин, милый… Это вы ли?!»

И опять шинель – как лодка.
Я плыву куда-то… это
Сестры грустные в пилотках
На руках несут поэта!

И от слез теплее глазу.
И тоска меня минует:
Сколько рук прекрасных сразу
За одну найти, больную.
——————————————————————————————————————

Над землянкой в синей бездне
И покой и тишина.
Орденами всех созвездий
Ночь бойца награждена.
Голосок на левом фланге.
То ли девушка поёт,
То ли лермонтовский ангел
Продолжает свой полёт.
Вслед за песней выстрел треснет -
Звук оборванной струны.
Это выстрелят по песне
С той, с немецкой стороны.
Голосок на левом фланге
Оборвётся, смолкнет вдруг…
Будто лермонтовский ангел
Душу выронит из рук…