Болезни Военный билет Призыв

Юмашев летчик биография. Андрей юмашев - биография, фотографии. Смотреть что такое "Юмашев, Андрей Борисович" в других словарях

В 1974 г. за многолетнюю творческую работу в области исследований и испытаний новой авиационной техники Президиум Верховного Совета СССР присвоил Б.И.Юмашеву и его брату Юрию почетное звание "Заслуженный летчик-испытатель СССР".


Родился 29 февраля 1932 г. в г.Москве в семье революционеров-большевиков. Дед - Егоров Ипат Иванович - член ВКП(б) с 1903 г., участник баррикадных боев на Красной Пресне, ранен, потерял ногу. Бабушка - Егорова Анастасия Михайловна - до Октябрьской революции держала прачечную, где подпольно издавалась революционная литература. Отец - Юмашев Иван Сергеевич (1895 г.рожд.) - член ВКП(б) с февраля 1917 г., участник Октябрьской революции, комиссар, участник Гражданской, Финляндской и Великой Отечественной войн. Мать - Юмашева Мария Ипатовна (1903 г.рожд.) - удивительная, высокообразованная, самоотверженная женщина, которая воспитала трех сыновей и помогла им встать на ноги в жизни. Сыновья стали летчиками-испытателями, все получили высшее образование. Братья - Юмашев Владимир Иванович (1932 г.рожд.) - погиб в 1957 г.; Юмашев Юрий Иванович (1932 г.рожд.) - погиб при испытаниях в 1977 г. Оба похоронены на Новодевичьем кладбище. Супруга - Юмашева Елена Николаевна (1940 г.рожд.) - врач.

Свой первый ознакомительный полет Борис Иванович Юмашев выполнил на самолете ПО-2, будучи учеником Первой специальной школы ВВС, в 1949 г. с известным летчиком, Героем Советского Союза А.П.Маресьевым. После школы вместе с братом Юрием с отличием окончил Энгельское авиационное училище летчиков им.М.Расковой (1954 г.) и был направлен в Ленинградский военный округ. С 1954 по 1957 г. служил старшим летчиком, командиром звена в 1103 БАП ЛенВО. В 1957 г. вступил в ряды КПСС.

В том же году, в звании капитана авиации Борис Юмашев с братом был отозван в школу летчиков-испытателей Летно-исследовательского института им.М.М.Громова, которую окончил в 1959 г. с отличием, и был направлен в ОКБ генерального конструктора В.М.Мясищева. В канун годовщины Октябрьской революции, в 1959 г. на самолете 201 "М" генерального конструктора Мясищева установил 5 мировых и всесоюзных рекордов: вес 55220 кг был поднят на высоту 13121 м. Этим полетом были побиты все мировые рекорды, установленные американскими летчиками, а Б.И.Юмашев был награжден Золотой медалью рекордсмена.

В 1961 Б.И.Юмашев поступил в Московский авиационный институт им.С.Орджоникидзе, окончил который в 1966 г., получив специальность инженера-механика. С 1961 по 1991 г. Б.И.Юмашев работал летчиком-испытателем в Летно-исследовательском институте им.М.М.Громова в должности летчика-испытателя 1-го класса, позднее - заместителя начальника комплекса по летным испытаниям.

В 1965 г. Борис Иванович написал письмо академику С.П.Королеву с просьбой о зачислении его в группу космонавтов. С.П.Королев дал команду о зачислении, и Б.И.Юмашев приступил к подготовке. После смерти академика обстановка изменилась: гарантии полета в космос новому члену отряду космонавтов не дали, и Б.И.Юмашев продолжил работу летчиком-испытателем.

В Летно-исследовательском институте им.М.М.Громова Борису Ивановичу довелось работать с известными летчиками-испытателями, Героями Советского Союза С.Н.Анохиным, Амет-Ханом-Султаном, Г.М.Шияновым, А.А.Щербаковым, В.П.Васиным, В.А.Комаровым, которые научили Бориса Ивановича принимать при испытаниях грамотные решения и хладнокровно действовать в экстремальных условиях. А таких ситуаций было очень много. Так, в 1965 г. при испытаниях нового истребителя-перехватчика с опытным двигателем на высоте 21 тыс.м остановился двигатель, который Борису Ивановичу удалось запустить на высоте 18 тыс.м. На 16 тыс.м. двигатель снова остановился и при попытках его запуска не запустился. Летчик приступил к расчету на посадку с остановленным двигателем, но на высоте 1 тыс.м с земли поступил приказ катапультироваться. Б.И.Юмашев принял решение спасти самолет и сумел благополучно посадить его на своем аэродроме.

Работая в ОКБ Генерального конструктора В.М.Мясищева, Б.И.Юмашев принимал участие в качестве второго пилота в испытаниях по заправке самолетов в воздухе, а также в полетах на срывные режимы. На самолетах В.М.Мясищева он принимал участие в установлении мирового рекорда.

В ОКБ им.Ильюшина провел полный цикл сертификационных испытаний первого широкофюзеляжного самолета ИЛ-86, после чего лайнер вышел на трассы гражданского воздушного флота и летает до сих пор.

За время работы Б.И.Юмашев летал, испытывал и освоил 126 типов самолетов, в том числе самолетов-истребителей, истребителей-перехватчиков, бомбардировщиков, пассажирских и транспортных самолетов, их модификаций, а также вертолетов. Провел комплекс сложных исследовательских работ и летных испытаний новой авиационной техники на предельных режимах полета: определению границ устойчивой работы воздухозаборников и двигателей, связанных с помпажными срывами и самовыключением двигателя в полете; снятие аэродинамических характеристик самолетов на максимальных скоростях и числа М с набором динамического и статического потолков; испытания систем автоматического захода на посадку современных сверхзвуковых истребителей и др.

В 1974 г. за многолетнюю творческую работу в области исследований и испытаний новой авиационной техники Президиум Верховного Совета СССР присвоил Б.И.Юмашеву и его брату Юрию почетное звание "Заслуженный летчик-испытатель СССР". За достигнутые успехи в области испытаний новой авиационной техники в 1977 г. он был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В декабре 1982 г. руководством ЛИИ и Министерства авиационной промышленности Борис Иванович был представлен к званию Герой Советского Союза, но из-за гибели экипажа самолета ТУ-134, командиром которого был единственный оставшийся в живых Хатковский (муж С.Е.Савицкой), документы на присвоение звания не были отправлены в ЦК КПСС, так как Б.И.Юмашев в то время являлся заместителем начальника комплекса по летным испытаниям.

Покинув ЛИИ им.М.М.Громова Б.И.Юмашев с 1991 по 1997 г. работал пилотом в Авиакомпании "Добролет", выполняя полеты на самолете ИЛ-76 миссии ООН и Международного Красного Креста по оказанию срочной гуманитарной помощи в страны, терпящие бедствия и районы военных действий. С 1997 г. по настоящее время он является инспектором по авиационной безопасности полетов, а также помощником депутата Государственной Думы ФС РФ.

Б.И.Юмашев очень любит Большой театр, особенно балет, часто посещает постановки Малого театра, ходит в Консерваторию. Свободное время предпочитает проводить на даче и у автомобиля. Жизненное устремление - не оказаться за бортом жизни. "Главное, - считает Борис Иванович, - не быть подлецом и бороться с трудностями. Жизнь удивительна и прекрасна в своем проявлении радости и огорчения, трудностями, которые она преподносит, встречами с настоящими, замечательными людьми". Б.И.Юмашев стремится всегда находиться в гуще событий. Любит людей и по мере возможности старается им в чем-либо помочь.

Юмашев Andrey Yumashev Карьера: Герой
Рождение: Россия» Санкт-Петербург, 31.3.1902
Андрей Борисович Юмашев летчик испытатель. Родился в 31 марта 1902 года в Петербурге в семье служащего. Русский. Член КПСС с 1941 года. Учился в гимназии, реальном училище, художественной школе. В 1918 году добровольцем вступил в Красную Армию. Был артиллеристом. Воевал на Южном фронте.

В 1923 году окончил Егорьевскую военную авиационную школу летчиков, в 1924 году - Борисоглебскую и Серпуховскую авиашколах. Во время учения увлекся планеризмом. Построил планер собственной конструкции, на котором в 1925 году на соревнованиях в Коктебеле завоевал одно из призовых мест.

С 1927 года работал летчиком-испытателем в НИИ ВВС. Одним из первых освоил полеты на крупный высоте. В 1936 году установил строй рекордов высоты полета с грузом.

12 июня 1937 года в 3.23 экипаж в составе М.М.Громова, А.Б.Юмашева и С.А.Данилина стартовал на АНТ-25 с подмосковного аэродрома и взял вектор движения на север. Первым за штурвал сел начальник экипажа Громов. Затем его сменил второй пилот Юмашев. Вскоре погода испортилась и лететь пришлось вслепую. При подходе к острову Колгуеву, где находился физкультурный комиссар FAI, пришлось снизиться до 400 м, чтобы вылезти из облаков. Штурман Данилин сбросил вымпел и авиалайнер продолжил свой дорога. Менее, чем сквозь сутки полета был пройден Северный полюс. Пройдя над территорией Канады, Юмашев взял вектор движения на Тихий океан. Данилин наладил связь с Сан-Франциско, Лос-Ажелосом и другими городами. Для ориентира американские радиостанции начали отдавать русские мелодии. Но вскоре погода сызнова испортилась: побережье окутал туман. Тогда экипаж принял вывод лететь дальше на юг - до Мексики. Но с земли поступила команда усаживаться в США. Начали разыскивать подходящую площадку. Вскоре в 3 км от города Сан-Джасинто летчики обнаружили поле, на котором паслось гурт коров. Громов взял управление на себя и с первого захода совершил посадку. Пробыв в воздухе 82 ч. 17 мин. авиалайнер преодолел 10148 км. Это достижение было зарегистрировано FAI как свежий важный рекорд.

После перелета экипаж совершил трехнедельное турне по американским городам, проведя уймище официальных и неофициальных встреч с американцами. В Вашингтоне состоялась саммит с президентом Рузвельтом. Мэр Лос-Анжелеса объявил Громова, Данилина и Юмашева почетными гражданами города. О перелете писали все газеты мира (помимо немецких: Геббельс запретил более того упоминать о перелете), оценивая перелет как важное достижение советской авиации.

Звание Героя Советского Союза Андрею Борисовичу Юмашеву 1 сентября 1937 года за тот самый перелет.

В 1937 году избран депутатом Верховного Совета СССР 1 созыва. В 1940-1941 годах был заместителем начальника ЛИИ.

Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Служил в авиации ПВО. Во время обороны Московы командовал эскадрильей, потом 237-м истребительным авиационным полком. Летом 1943 года назначен командиром истребительного авиакорпуса. Ему присвоено звание генерал-майор авиации. Участвовал в Курской битве, в освобождении Крыма. Позже был заместителем командующих 1-й и 3-й воздушных армий, командующим ВВС Восточного фронта ПВО. С 1944 года был начальником управления истребительной авиации Главного управления боевой подготовки ВВС.

В 1946 году по состоянию здоровья ушел в отставку. Жил в Алупке, занимался художественным творчеством. В 1946 году принят в Союз художников СССР. Вместе с художником Фальком совершил строй поездок по Средней Азии, изображая исторические памятники Самарканда и Бухары, портреты людей Востока. Организовал четыре персональные выставки своих работ (пятая состоялась уже следом его смерти в США в музее города Сан-Джасинто и была посвящена 50-летию перелета экипажа Громова). Награжден 2 орденами Ленина, 5 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1 степени, Красной Звезды, медалями, в том числе медалью де Лаво (FAI). Почетный гражданин городов Лос-Анжелес и Сан-Джасинто. Его именем названа улочка в городе Славянске Донецкой области. Умер 20 мая 1988 года.

Так же читайте биографии известных людей:
Андрей Биситов Andrey Bisitov

В музыкальную школу был оформлен ещё до средней общеобразовательной в 1968 году в подготовительный класс фортепиано. Окончил её аккордеонистом в..

ЮМАШЕВ АНДРЕЙ БОРИСОВИЧ

Родился 31.03.02 г. в Санкт-Петербурге. Русский. Окончил гимназию, реальное училище и художественную школу. В 1918 г. работал землемером.

В РККА с 1918 г. Служил в артиллерии. Участвовал в Гражданской войне. В октябре 1920-феврале 1921 гг. был бойцом артиллерийского дивизиона (Южный фронт). Участвовал в разгроме Врангеля и Махно.

В 1921 г. окончил Севастопольские артиллерийские курсы.

Газета «Правда» писала о нем: «О своей жизни Андрей Юмашев говорит со свойственной ему скупостью и лаконичностью: «Родился в Питере, воспитан в Красной Армии»…

В тысяча девятьсот девятнадцатом году Андрей Юмашев уехал на Южный фронт. Жил в окопах, был бойцом, номером в артиллерийской батарее, разведчиком. Он выделялся своей находчивостью, спокойствием, смелостью. Молодой и проворный, он проникал в самые опасные места фронта, наблюдал за противником, всегда возвращался улыбающимся и невредимым. После разгрома Врангеля Андрей остался на Украине. Шла жестокая борьба с бандами Махно. Бойцы жили в состоянии вечной тревоги. Шли по пятам врага, окружали его, дрались, терпели поражения и побеждали. Люди любили свободу, и во имя человеческого счастья они не жалели своих жизней. Красная Армия пробудила в этих людях новые чувства, она привила им крепкую волю, решимость, отвагу, бесстрашие. Эти качества проверялись и оттачивались на войне, на фронте, в окопах, в смертельных схватках.

Он был молод, Андрей Юмашев, ему не хватало знаний. Он уже стал командиром-артиллеристом, ему нравилась математика артиллерийского боя: в одной цифре выражен глубокий стратегический смысл. После гражданской войны… Юмашева послали на учебу в артиллерийско-техническую школу. Он приехал в Москву и с огорчением узнал, что в эту школу набор уже окончен. Надо было возвращаться в полк. Андрей стоял в комнате военного комиссара, повторяя про себя: «Какая неудача, какая неудача!»

Комиссар взглянул на этого высокого, светловолосого и загорелого человека, успокоил его:

Вы еще очень молоды, артиллерийская школа от вас не уйдет... Впрочем, а не хотите ли вы стать авиатором?

Перед ним открывалась новая жизнь».

В 1923 г. Юмашев окончил Егорьевскую школу авиации РККВФ, а в 1924 г. – 2-ю военной школе летчиков КВФ в г. Борисоглебске и Серпуховскую высшую школу воздушного боя, стрельбы и бомбометания. Служил в истребительных частях ВВС в Киевском военном округе.

Во время учебы в авиашколе Юмашев увлекся планеризмом. В 1925 г. он сконструировал и построил планер Ю-1, с которым участвовал во Всесоюзных планерных состязаниях в Коктебеле.

В 1926-27 гг. служил лётчиком-инструктором Серпуховской высшей школы воздушного боя, стрельбы и бомбометания.

С 1927 г. - лётчик-испытатель Научно-испытательного института ВВС. Поднял в небо и провёл испытания экспериментального самолёта Сталь-6. Принимал участие в государственных испытаниях истребителей И-3, И-4, И-7, разведчиков Р-3, Р-6, Р-7, бомбардировщиков ТБ-1бис, ТБ-3, Сталь-7, Пе-8, пассажирского самолёта АНТ-9.

Генерал-майор авиации Стефановский вспоминает: «Испытания ТБ-1 проходили трудно. У опытного экземпляра частенько отказывали моторы в полете. Нам, находившимся на аэродроме, несколько раз доводилось видеть, как Юмашев, прекратив выполнение задания, спешно заводил свою огромную белую машину на посадку с одним, а то и с двумя неработающими двигателями. Мастерство, с каким Андрей Борисович сажал «обессилевший» самолет, приводило нас в восторг. Мы завидовали ему. И каждому хотелось поближе познакомиться с этим мужественным человеком, мастером техники пилотирования».

В сентябре 1928 г. на планере «Гамаюн» впервые в СССР Юмашев осуществил парение в термическом потоке и установил 2 всесоюзных планерных рекорда.

В 1936 г. установил 3 мировых авиационных рекорда на ТБ-3.

12-14.07.37 г. в качестве второго пилота на самолёте АНТ-25 вместе с Громовым и Данилиным совершил беспосадочный перелёт Москва - Северный полюс - Сан-Джасинто (США), пролетев 10148 км по прямой за 62 часа 17 минут. Были установлены 3 мировых авиационных рекорда дальности полёта (см. табл. 1). Был удостоен награды ФАИ за лучшее достижение 1937 г. - медали Анри де Лаво.

1.09.37 г. за выполнение дальнего беспосадочного перелёта и проявленные при этом мужество и героизм майор Юмашев был удостоен звания Герой Советского Союза.

Вспоминает генерал-полковник авиации Громов: «Вторым пилотом в моем экипаже был Андрей Борисович Юмашев… прекрасный пилот, отлично летавший по приборам в облаках. Обладал решительным характером и недюжинными способностями. Человек широкого кругозора и высокой культуры, прекрасный художник, которому подвластно и масло, и акварель, и рисунок».

С 1937 г. - лётчик-испытатель ЦАГИ. Участвовал в проведении испытаний экспериментальных высотных самолётов БОК-7 и БОК-15.

Участвовал в советско-финской войне. Был заместителем командира 85-го авиаполка особого назначения. Совершил более десяти боевых вылетов.

В 1940 г. ему было присвоено звание лётчик-испытатель 1-го класса.

С марта 1941 г. - заместитель начальника Лётно-исследовательского института Наркомата авиационной промышленности по лётной части. Член ВКП(б) с 1941 г.

Участвовал в Великой Отечественной войне. В июле - августе 1941 г. командовал 2-й отдельной истребительной эскадрильей, организованной в ЛИИ и принимавшей участие в отражении ночных налётов на Москву.

В августе - декабре 1941 г. находился в правительственной командировке в США по вопросу приобретения американских самолётов.

В январе - феврале 1942 г. - командир 237-го иап (Калининский фронт). В марте -августе 1942 г. - заместитель командующего 3-й ВА, а августе 1942 - феврале 1943 гг. - заместитель командующего 1-й ВА, в марте - июне 1943 г. - командир 6-го истребительного авиационного корпуса (273-я и 279-я иад).

17.03.43 г. ему было присвоено воинское звание генерал-майор авиации.

В июле 1943 - апреле 1944 г. - командующий ВВС Восточного фронта ПВО, в апреле - декабре 1944 г. - командующий ВВС Южного фронта ПВО.

В 1945-46 гг. - начальник Управления истребительной авиации Главного управления боевой подготовки ВВС. С 1946 г. - в запасе.

С 1946 г. - член Союза художников СССР. Совершил ряд поездок по Средней Азии, изображая исторические памятники Самарканда и Бухары, рисуя портреты людей Востока. Организовал четыре персональные выставки своих работ. Пятая выставка состоялась уже после его смерти в США в музее города Сан-Джасинто и была посвящена 50-летию перелёта экипажа Громова.

Умер 20.05.88 г. Похоронен в Москве, на Ваганьковском кладбище.

Герой Советского Союза (1.09.37). Награждён двумя орденами Ленина, пятью орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями, иностранными наградами.

Литература:

1. Герои огненных лет. Кн. 7 – М., 1984. С. 76-83

2. Данилин А.С. Через Северный полюс с мировым рекордом. – М., 1981.

Примечания:

Курганов О. Андрей Юмашев // Правда. - №193 (7159). - 15.07.37.

Стефановский Петр Михайлович (1903-1976), Герой Советского Союза (5.03.48), генерал-майор авиации. Белорус. В РККА с 1925 г. В 30-х гг. был летчиком-испытателем в НИИ ВВС. Участвовал в Великой Отечественной войне. Командовал 402-м истребительным авиаполком особого назначения, затем был начальником Западного сектора ПВО г. Москвы и заместителем командира 6-го иак ПВО. С мая 1942 г. служил в НИИ ВВС. С 1954 г. - в запасе

Стефановский П. М. Триста неизвестных. М., Воениздат, 1968. С.9.

Громов М.М. Указ. соч. С. 126.

2017-09-13T15:59:33+00:00

Юмашев Борис Иванович (1932-2002).

Заслуженный лётчик-испытатель СССР (28.08.1974 г.), капитан.

Родился 29 февраля 1932 года в Москве.
Свой первый ознакомительный полет Борис Иванович Юмашев выполнил на самолете По-2 , будучи учеником Первой специальной школы ВВС, в 1949 году с известным летчиком, Героем Советского Союза А.П.Маресьевым . После школы вместе с братом Юрием с отличием окончил Энгельское авиационное училище летчиков им.М.Расковой (1954 г.) и был направлен в Ленинградский военный округ.
С 1954 года по 1957 год служил старшим летчиком, командиром звена в 1103-м БАП ЛенВО.
В 1957 году вступил в ряды КПСС.
В том же году, в звании капитана авиации Борис Юмашев с братом был отозван в школу летчиков-испытателей Летно-исследовательского института им. М.М.Громова , которую окончил в 1959 году с отличием, и был направлен в ОКБ генерального конструктора В.М.Мясищева .
В 1959 году на самолете 201 «М» генерального конструктора Мясищева установил 5 мировых и всесоюзных рекордов: вес 55220 кг был поднят на высоту 13121 м. Этим полетом были побиты все мировые рекорды, установленные американскими летчиками, а Б.И.Юмашев был награжден Золотой медалью рекордсмена.
В 1961 году Б.И.Юмашев поступил в Московский авиационный институт им.С.Орджоникидзе, окончил который в 1966 году, получив специальность инженера-механика.
С 1961 года по 1991 год Б.И.Юмашев работал летчиком-испытателем в Летно-исследовательском институте им. М.М.Громова в должности летчика-испытателя 1-го класса, позднее — заместителя начальника комплекса по летным испытаниям.
В 1965 году Борис Иванович написал письмо академику С.П.Королеву с просьбой о зачислении его в группу космонавтов. С.П.Королев дал команду о зачислении, и Б.И.Юмашев приступил к подготовке. После смерти академика обстановка изменилась: гарантии полета в космос новому члену отряду космонавтов не дали, и Б.И.Юмашев продолжил работу летчиком-испытателем.

В Летно-исследовательском институте им.М.М.Громова Борису Ивановичу довелось работать с известными летчиками-испытателями, Героями Советского Союза С.Н.Анохиным , Амет-Ханом-Султаном , Г.М.Шияновым , А.А.Щербаковым , В.П.Васиным , В.А.Комаровым, которые научили Бориса Ивановича принимать при испытаниях грамотные решения и хладнокровно действовать в экстремальных условиях. А таких ситуаций было очень много. Так, в 1965 году при испытаниях нового истребителя-перехватчика с опытным двигателем на высоте 21 тыс. м остановился двигатель, который Борису Ивановичу удалось запустить на высоте 18 тыс. м. На 16 тыс. м. двигатель снова остановился и при попытках его запуска не запустился. Летчик приступил к расчету на посадку с остановленным двигателем, но на высоте 1 тыс. м с земли поступил приказ катапультироваться. Б.И.Юмашев принял решение спасти самолет и сумел благополучно посадить его на своем аэродроме.

С августа 1960 года по декабрь 1991 года — на лётно-испытательной работе в ЛИИ.

Провёл много испытательных работ на самолётах-истребителях: по испытаниям и доводке двигателей на Су-7 , Су-9 , Су-11 , лётные исследования устойчивости и управляемости на Су-7ЛЛ с изменяемыми характеристиками систем управления, а также ряд работ по испытанию самолётного оборудования на Ан-12 , Ил-18 , Ту-16 , Ту-104 по тематике института.

В ОКБ им. Ильюшина провел полный цикл сертификационных испытаний первого широкофюзеляжного самолета Ил-86 , после чего лайнер вышел на трассы гражданского воздушного флота и летает до сих пор.

За время работы Б.И.Юмашев летал, испытывал и освоил 126 типов самолетов, в том числе самолетов-истребителей, истребителей-перехватчиков, бомбардировщиков, пассажирских и транспортных самолетов, их модификаций, а также вертолетов. Провел комплекс сложных исследовательских работ и летных испытаний новой авиационной техники на предельных режимах полета: определению границ устойчивой работы воздухозаборников и двигателей, связанных с помпажными срывами и самовыключением двигателя в полете; снятие аэродинамических характеристик самолетов на максимальных скоростях и числа М с набором динамического и статического потолков; испытания систем автоматического захода на посадку современных сверхзвуковых истребителей и др.

В 1974 году за многолетнюю творческую работу в области исследований и испытаний новой авиационной техники Президиум Верховного Совета СССР присвоил Б.И.Юмашеву и его брату Юрию почетное звание «Заслуженный летчик-испытатель СССР». За достигнутые успехи в области испытаний новой авиационной техники в 1977 году он был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В декабре 1982 года руководством ЛИИ и Министерства авиационной промышленности Борис Иванович был представлен к званию Герой Советского Союза, но из-за гибели экипажа самолета Ту-134 , командиром которого был единственный оставшийся в живых Хатковский (муж С.Е.Савицкой), документы на присвоение звания не были отправлены в ЦК КПСС, так как Б.И.Юмашев в то время являлся заместителем начальника комплекса по летным испытаниям.

Покинув ЛИИ им.М.М.Громова Б.И.Юмашев с 1991 года по 1997 год работал пилотом в Авиакомпании «Добролет», выполняя полеты на самолете Ил-76 миссии ООН и Международного Красного Креста по оказанию срочной гуманитарной помощи в страны, терпящие бедствия и районы военных действий. С 1997 года по настоящее время он является инспектором по авиационной безопасности полетов, а также помощником депутата Государственной Думы ФС РФ.

Награждён орденом Трудового Красного Знамени, медалями.



31.03.1902 - 20.05.1988
Герой Советского Союза


Ю машев Андрей Борисович – советский лётчик-испытатель.

Родился 18 (31) марта 1902 года в Санкт-Петербурге в семье служащего. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1941 года. Учился в гимназии, реальном училище, художественной школе.

В 1918 году добровольцем вступил в Красную Армию. Был артиллеристом, командиром взвода. Воевал на Южном фронте против армии генерала П.Н.Врангеля и против повстанцев Н.И.Махно на Украине. В 1921 году окончил 7-е Севастопольские артиллерийские курсы, служил в артиллерии Харьковского военного округа, в конце 1922 года перешёл в ВВС.

В 1923 году окончил Егорьевскую теоретическую школу лётчиков, в 1924 году – 2-ю Борисоглебскую военную школу лётчиков, в том же 1924 году – Серпуховскую школу воздушного боя. Во время обучения увлёкся планеризмом, построил планёр собственной конструкции, на котором в 1925 году на соревнованиях в Коктебеле завоевал одно из призовых мест и установил ряд рекордов.

С 1926 года – инструктор воздушного боя в Серпуховской авиашколе. С 1927 года работал лётчиком-испытателем в НИИ ВВС, затем был там же командиром звена, отряда, эскадрильи. Одним из первых освоил полёты на большой высоте. В 1936 году установил 4 мировых рекорда высоты полёта с грузом. С 1936 года – военный представитель в ЦАГИ.

12 июня 1937 года в 03.23 экипаж в составе М.М.Громова, А.Б.Юмашева и С.А.Данилина стартовал на АНТ-25 с подмосковного аэродрома и взял курс на север. Первым за штурвал сел командир экипажа М.М.Громов. Затем его сменил второй пилот А.Б.Юмашев. Вскоре погода испортилась и лететь пришлось вслепую. При подходе к острову Колгуев, где находился спортивный комиссар FAI, пришлось снизиться до 400 метров, чтобы выйти из облаков.

Штурман С.А.Данилин сбросил вымпел, и самолёт продолжил свой путь. Менее чем через сутки полёта был пройден Северный полюс. Пройдя над территорией Канады, А.Б.Юмашев взял курс на Тихий океан. С.А.Данилин наладил связь с Сан-Франциско, Лос-Анджелесом и другими городами. Для ориентира американские радиостанции начали передавать русские мелодии. Но вскоре погода снова испортилась: побережье окутал туман.

Тогда экипаж принял решение лететь дальше на юг – до Мексики. Но с земли поступила команда садиться в США. Начали искать подходящую площадку. Вскоре в 3 км от города Сан-Джасинто лётчики обнаружили поле, на котором паслось стадо коров. М.М.Громов взял управление на себя и с первого захода совершил посадку. Пробыв в воздухе 82 часа 17 минут, самолёт преодолел 10148 км. Это достижение было зарегистрировано FAI как новый мировой рекорд.

После перелёта экипаж совершил трёхнедельное турне по американским городам, проведя множество официальных и неофициальных встреч с американцами. В Вашингтоне состоялась встреча с Президентом США Франклином Делано Рузвельтом. Мэр Лос-Анджелеса объявил М.М.Громова, С.А.Данилина и А.Б.Юмашева Почётными гражданами города. О перелёте писали все газеты мира (кроме немецких: Геббельс запретил даже упоминать о перелёте), оценивая перелёт как важное достижение советской авиации.

З а этот перелёт Юмашеву Андрею Борисовичу 1 сентября 1937 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина, а после учреждения знака особого отличия в 1939 году ему вручена медаль «Золотая Звезда».

В 1937 году лётчик был избран депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва (1937-1946). С 1938 года – лётчик-испытатель, затем заместитель начальника лётно-технической группы Народного комиссариата авиационной промышленности СССР. Участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов, командовал экипажем бомбардировщика ДБ-1 в 85-м бомбардировочном авиационном полку особого назначения, совершил 6 боевых вылетов. В 1940-1941 годах был заместителем начальника ЛИИ.

Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года: командир 2-й истребительной авиационной эскадрильи в ПВО Москвы. С августа 1941 года – в правительственной командировке в США по вопросам закупки авиационной техники. С января 1942 года вновь на фронте – командир 237-го истребительного авиационного полка в ВВС Калининского фронта. С февраля 1942 года – заместитель командующего ВВС Калининского фронта. С мая 1942 года – заместитель командующего 3-й воздушной армией на том же фронте. С сентября 1942 года – заместитель командующего войсками Западного фронта по ВВС.

В феврале 1943 года был назначен командиром 2-го истребительного авиакорпуса на Юго-Западном фронте. Участвовал в Ворошиловградской наступательной и Харьковской оборонительной (1943) операциях. С июля 1943 года – командующий истребительной авиацией Восточного фронта ПВО, с апреля 1944 года – на той же должности на Южном фронте ПВО. С февраля 1945 года был начальником Управления истребительной авиации, затем – Управления боевой подготовки фронтовой авиации Главного управления боевой подготовки ВВС.

В 1946 году по состоянию здоровья ушёл в отставку. Жил в Алупке (Крым), занимался художественным творчеством. В 1946 году был принят в Союз художников СССР. Вместе с художником Р.Р.Фальком совершил ряд поездок по Средней Азии, изображая исторические памятники Самарканда и Бухары, портреты людей Востока. Организовал четыре персональные выставки своих работ (пятая состоялась уже после его смерти в США в музее города Сан-Джасинто и была посвящена 50-летию перелёта экипажа М.М.Громова).

Генерал-майор авиации (17.03.1943). Награждён 2 орденами Ленина (1.09.1937, 21.02.1945), 5 орденами Красного Знамени (21.03.1940, 29.03.1944, 3.11.1944, 18.08.1945, 30.08.1945), орденами Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Красной Звезды (17.08.1933), медалями, в том числе медалью де Лаво (FAI).

Почётный гражданин городов Лос-Анджелес и Сан-Джасинто (США). Его именем названа улица в городе Славянск Донецкой области. В Москве и в посёлке Чкаловский (в черте города Щёлково Московской области) на домах, в которых он жил, установлены мемориальные доски.