Болезни Военный билет Призыв

Ядринцев Николай Михайлович (1842–1894). Голушко Николай Михайлович. Трегубов Николай Михайлович

Николай Михайлович Ядринцев

Ядринцев Николай Михайлович (18(30). 10.1842, Омск Тобольской губ, - 7(19),06.1894, Барнаул) - публицист, этнограф, экономист, историк, идеолог сибирского областничества. Поступив в 1860 году в Петербургский университет, принял активное участие в создании сибирского землячества. В 1865 году был арестован по делу так называемого «Общества независимости Сибири». После ссылки, в 1874-1876 годы работал в Петербурге, печатался в различных периодических изданиях со статьями о сибирской политике. В 1876-1881 годы служил в Западно-Сибирском губернаторстве, проводя исследования по широкому кругу вопросов. Предпринял географические и этнографические экспедиции на Алтай, в 1890 году сделал крупное археологическое открытие, обнаружив развалины древней монгольской столицы Каракорума. Будучи в течение многих лет вдохновителем сибирского областничества, в последние годы жизни разошелся с молодой сибирской общественностью, отвернувшейся от идей областничества в сторону общедемократического движения. В состоянии душевного надлома покончил с собой.

Ядринцев изучал труды представителей французского Просвещения , был знаком с работами Фейербаха, Прудона, Бокля, Спенсера, Маркса. Среди русских мыслителей кумирами для него были Герцен, Огарев, Чернышевский, Добролюбов, Костомаров. Свою концепцию областничества Ядринцев строил на философской и исторической базе. В трудах «Сибирь как колония» (1882), «Сибирские инородцы, их быт и современное положение» (1891) и других Ядринцев развивал идею о том, что жизнь общества, государства есть жизнь его частей и только развитие этих частей является источником развития целого: «Область - вот девиз, с которым мы выходим...» Общий прогресс, с его точки зрения, состоит в дифференциации жизни целого, в обособлении функций, в самобытном совершенствовании каждой отдельной части. Провинциям должна быть предоставлена возможно большая самостоятельность. Отмечая значение России во взаимодействии Запада и Востока, Ядринцев особо выделял роль Сибири, которая должна стать «ареной встречи» двух цивилизаций. Он считал, что эту роль ей диктует не только ее географическое положение, но и состав населения, в который входят и русские с представителями других европейских народностей, и народы «турецко-монгольской расы», находящиеся, с одной стороны, под воздействием буддизма и китайской культуры, а с другой - ислама, христианства и европейской цивилизации. Сибирь Ядринцевё рассматривал как самобытный социокультурный, культурно-исторический и географический мир, имеющий большое будущее в силу ее «посреднической миссии и той важной культурной и политической роли, которые намечаются ей самою судьбою и историей». Свои историко-философские и этнографические изыскания Ядринцев дополнял четкими социально-политическими требованиями. Его областническая программа включала, в частности, свободу слова и печати, введение гласного суда, отмену уголовной ссылки, свободу переселений, открытие в Сибири университета как центра региональных интеллектуальных сил.

В. И. Коваленко

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина . Сост. П.П. Апрышко , А.П. Поляков . – М., 2014, с. 814-815.

Ядринцев Николай Михайлович (18 октября 1842, Омск –7 июня 1894, Барнаул) - широко известный в Сибири общественный деятель, публицист, ученый, геолог. Его отец – небогатый купец, мать – бывшая крепостная одного из орловских помещиков. Учился в частных пансионах Тюмени и Томска, с 1854 г. – в томской гимназии, где посещал кружок бывшего петербургского студента Щукина Н.С., что, по его мнению, оказало на него сильное влияние. В 1860-е гг. он уезжает в Санкт-Петербург и становится вольнослушателем университета. По его инициативе в Санкт-Петербурге было образовано землячество студентов-сибиряков, на собрании которого обсуждались проблемы Сибири. Здесь он знакомится с Потаниным. В 1863 г. – Ядринцев приезжает в Омск. В декабре 1863 г. на литературном вечере, устроенном в пользу школы для казачьих детей, произносит пламенную речь о необходимости открытия в Сибири университета. Впервые этот вопрос был поставлен публично. Широкий общественный резонанс имели и другие публичные его выступления. В 1964 г. он, по приглашению Потанина, уезжает в Томск, где в "Томских губернских ведомостях" помещает статьи: "Сибирские периодические судебные русские литераторы", "Этнологические особенности сибирского населения" и другие. В 1865 г. с Потаниным и Колосовым Е.Е. арестован и отправлен в Омск, где велось следствие по делу "сибирских сепаратистов". Вместе с другими областниками содержался в тюремном замке, затем в крепости, в помещении военной гауптвахты. В период следствия и ожидания приговора (1865 – 1867) вместе с Потаниным получил разрешение разбирать местные архивы. В результате им были написаны и опубликованы статьи "Женщина в Сибири в XVII и XVIII вв." (1867), "Письма о сибирской жизни" (1868) и др. На основе дневника, который он вел, позднее была написана книга "Русская община в тюрьме и ссылке" (1872). В 1868 г. – отправлен в ссылку в город Шенкурск Архангельской губернии. В 1872 – 1873 гг. вместе с Потаниным активно сотрудничал в "Камско-Волжской газете". После окончания ссылки в 1874 г. находится в Санкт-Петербурге. Он становится секретарем графа Сологуба В.А. – председателем комиссии по тюремному законодательству. В 1876 г. по приглашению генерал-губернатора Западной Сибири Казнакова Н.Г. он возвращается в Омск и поступает на службу в Главное управление Западной Сибири. Был одним из инициаторов создания в Омске Западно-Сибирского Отдела Императорского Географического Общества (ЗСОИРГО) в 1877 г. В 1878 и 1880 гг. совершает комплексные экспедиции на Алтай, по результатам которых им были опубликованы отчеты в "Записках" ЗСОИРГО. Материалы экспедиции были позднее использованы при написании этнографического труда "Сибирские инородцы: их быт и современные положение"(1891). За свои путешествия был награжден золотой медалью Русского Географического Общества. В 1881 г. уезжает в Санкт-Петербург. Где на следующий год к 300-летию присоединения Сибири к России выходит его капитальный труд: "Сибирь, как колония" (1-е издание – 1882, 2-е – 1892 гг.), принесший ему всемирную известность. В 1882 г. он основал одну из самых популярных в Сибири газет – "Восточное обозрение" с приложением "Сибирский сборник". Будучи одним из наиболее видных русских публицистов, он не оставлял научные исследования. В 1886, 1889, 1891 гг. – совершил экспедиции в Минусинский край и к верховьям Орхона, где открыл развалины Хара – Балчаса и Коракорума, а также памятники древнетюркской письменности. В 1892 г. он в качестве руководителя 1-го санитарного отряда из студентов-медиков для борьбы с тифом и холерой отправляется в Тобольскую губернию для оказания помощи крестьянам-переселенцам. Один из переселенческих поселков, устроенных им, получил его имя (в Люблинской волости). В Омске до 1917 г. одна из улиц носила его имя. В июне 1894 г. прибыл в Барнаул в качестве заведующего статистических исследований на Алтае. В 1900 г. на его могиле на пожертвования сибирского населения был установлен памятник с надписью: "Сибиряки – писателю – публицисту Сибири".

Использованы материалы сайта А.В. Квакина http://akvakin.narod.ru/

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа).

Сочинения:

Сибирь как колония в географическом, этнографическом и историческом отношении. Спб.. 1882; Николай Михайлович Ядринцев. Художественные и публицистические произведения: Воспоминания // Литературное наследство Сибири. Новосибирск, 1980. Т. 5; Сибирь как колония: Современное положение Сибири. Ее нужды и потребности. Ее прошлое и будущее. Тюмень, 2000; Сибирские инородцы, их быт и современное положение. Тюмень, 2000.

Литература:

Глинский Б. Б. Николай Михайлович Ядринцев. Биографический очерк. М., 1895; Фарафонтов Т. Н. Н. М. Ядринцев: Омск, 1902; Лемке М. К. Николай Михайлович Ядринцев. Спб., 1904; Сесюнина М. Г. Г. Н. Потанин и Н. М. Ядринцев - идеологи сибирского областничества. Томск, 1974; Шшовский М. В. Общественно-политическое движение Сибири 2-й пол. XIX - нач. XX в. Новосибирск, 1995; Емельянов Т. Н. Теория областничества Н. М. Ядринцева как философия русской действительности. Абакан, 1995.

Значение ЯДРИНЦЕВ НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

ЯДРИНЦЕВ НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ

Ядринцев (Николай Михайлович) - известный сибирский публицист, общественный деятель и путешественник-археолог. Родился в Омске, в 1842 г.; не окончив курса в томской гимназии, поступил вольнослушателем в Санкт-Петербургский университет и, сблизившись с Г.Н. Потаниным (см.) и другими земляками, уже тогда принял решение служить по мере сил и возможности развитию Сибири. Литературную деятельность начал в 1862 г. в "Искре". В 1863 г. вернулся в Омск и до весны 1865 г. работал по устройству первых публичных лекций, явившись горячим пропагандистом Сибирского университета. В мае 1865 г. Ядринцев вместе с Потаниным, С.С. Шашковым (XXXIX, 236) и другими был арестован по делу о "сибирском сепаратизме", названному сибирской администрацией "делом об отделении Сибири от России и образовании республики, подобно Соединенным Штатам". Ядринцеву пришлось просидеть 3 года в омском остроге и отправиться на жительство в город Шенкурск. Там он занялся разработкой вопроса о сибирской тюрьме и ссылке, результатом которой была очень горячо написанная книга "Русская община в тюрьме и ссылке" (СПб., 1872), составленная из ряда статей в "Деле", "Неделе" и "Отечественных Записках" за 1868 - 1871 годы. Основные ее положения: арестант требует полной гуманности; одиночное заключение - вредный анахронизм; широкому общению с товарищами и общинному началу суждена видная роль в будущем. В 1873 г. Ядринцев усиленно сотрудничает в "Камско-Волжской Газете" (XIV, 222), заявив себя правоверным областником, горячим противником централистов всякого рода. В декабре 1873 г. был восстановлен в правах и, приехав в Санкт-Петербург, поступил домашним секретарем к графу В.А. Соллогубу, председателю комиссии по устройству тюрем (XXXIV, 360). Летом 1874 г. Ядринцев женился на А.Ф. Барковой, бывшей до смерти (1888) верным другом и помощником. Усиленно и с увлечением сотрудничая по самым разнообразным сибирским вопросам в "Голосе", "Неделе", "Деле", "Сибири" и других изданиях, Ядринцев в 1876 г. был приглашен на службу в управление западносибирского генерал-губернатора Казнакова и очень энергично работал по крестьянскому, инородческому и другим местным вопросам. В 1876 г. Ядринцев совершил экспедицию на Алтай для изучения колонизационного движения и этнографических и экономических исследований и констатировал высыхание озера Чаны. После экспедиции (1880) к инородцам Томской губернии Ядринцев оставил навсегда государственную службу. В 1882 г., к 300-летию присоединения Сибири, Ядринцев выпустил капитальный труд "Сибирь, как колония", самое заглавие которого показывает взгляд автора на роль своей родины. Здесь нашли место прошлое и настоящее Сибири и все ее насущные вопросы и нужды, разрешение и удовлетворение которых было поставлено в связь с безусловной необходимостью заменить, наконец, исконную административную опеку широкой общественной самодеятельностью. 1 апреля того же года в Санкт-Петербурге вышел 1-й номер основанной Ядринцевым газеты "Восточное Обозрение" (см.), вполне компетентного и сибирского органа. С 1886 г. Ядринцев энергично работал в только что открытом обществе содействия учащимся в Санкт-Петербурге сибиряками, являясь истинным другом молодежи. В 1889 г. Ядринцев поехал к верховьям реки Орхона и окончательно установил место столицы древней монгольской империи - Каракорума (см.). В 1891 г. Ядринцев выпустил книгу: "Сибирские инородцы, их быт и современное положение", указав, как важна немедленная перемена политики в этом остром сибирском вопросе. Поселясь в Санкт-Петербурге и не принимая деятельного участия в "Восточном Обозрении", Ядринцев в 1893 - 1894 годах много работал в "Русской Жизни" и "Русских Ведомостях", обращая особенное внимание на переселенческий вопрос, который решал путем полной свободы переселений и широкой помощи переселяющимся (XXIII, 271, 279, 280); очень энергично работал в обществе для вспомоществования нуждающимся переселенцам. В 1894 г. Ядринцев принял место заведующего статистическим бюро при управлении Алтайским горным округом, но приехав в Барнаул, скоро умер. Сибирская интеллигенция справедливо называет Ядринцева лучшим из своих сынов, всю свою жизнь самоотверженно отдавшим на службу обожаемой родине. См. М. Лемке "Н.М. Ядринцев" (СПб., 1904; издание ред. "Восточного Обозрения"; Ядринцев "К моей автобиографии" ("Русская Мысль", 1904, VI); "Сибирский Сборник" (1895, III, IV и 1896, II). М. Лемке.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЯДРИНЦЕВ НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЯДРИНЦЕВ в Словаре русских фамилий:
    Первоначальное значение — “сын ядринца”, т. е. отчество от именования отца по месту жительства. В XVI—XVII вв. город Ядрин на …
  • НИКОЛАЙ в Библейской энциклопедии Никифора:
    (победа народа; Деян 6:5) - родом из Антиохиян, обращенный вероятно из язычества в Христианскую веру, один из диаконов Церкви апостольской, …
  • НИКОЛАЙ в 1000 биографий знаменитых людей:
    Николаевич, великий князь (1856-?). - Окончил военную академию в 1876 г. Участвовал офицером в русско-турецкой войне. В период от 1895 …
  • НИКОЛАЙ
    Николай - Мурликийский архиепископ, святой, высокочтимый на Востоке и Западе, иногда даже мусульманами и язычниками. Его имя окружено массой народных …
  • НИКОЛАЙ в Большом энциклопедическом словаре:
    (4 в.) архиепископ Мирликийский (г. Мир в Ликии, М. Азия), христианский святой-чудотворец, широко почитаемый в Восточной и Западной церкви. В …
  • ЯДРИНЦЕВ
    (Николай Михайлович) — известный сибирский публицист, общественный деятель и путешественник-археолог. Род. в Омске, в 1842 г.; не окончив курса в …
  • НИКОЛАЙ ИМЯ 5 ПАП в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    имя 5 пап. Н. I (858—867), римлянин знатного рода, был избран под влиянием императора Людовика II. Отличаясь твердой волей и …
  • НИКОЛАЙ ЕПИСКОП НОВОМИРГОРОДСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Иван Григорьевич Заркевич) — епископ новомиргородский, духовный писатель (1827— 885). Учился в СПб. духовной академии; до принятия монашества состоял священником …
  • НИКОЛАЙ ЕПИСКОП АЛЕУТСКИЙ И АЛЯСКИНСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    I (в мире Михаил Захарович Зиоров, род. в 1850 г.) — епископ алеутский и аляскинский (с 1891 г.); образование получил …
  • НИКОЛАЙ ДУХОВН. ПИСАТЕЛЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (в мире Петр Степанович Адоратский) — духовный писатель (1849—96). Воспитанник Казанской духовной академии, Н., по принятии монашества, пробыл 4 года …
  • НИКОЛАЙ ГРЕЧ. РИТОР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Nikolaos) — греч. ритор из Мир-Ликийских, жил в конце V в. по Р. Хр., автор "Progymnasmata" — введения в стилистические …
  • НИКОЛАЙ НАЛИМОВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (в мире Николай Александрович Налимов, род. в 1852 г.) — экзарх Грузии, архиепископ карталинский и кахетинский, воспитанник спб. духовной академии. …
  • НИКОЛАЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Николай - архиепископ мирликийский (города Мир в Ликии), великийхристианский святой, прославившийся чудотворениями при жизни и посмерти, "правило веры и образ …
  • НИКОЛАЙ в Современном энциклопедическом словаре:
  • НИКОЛАЙ в Энциклопедическом словарике:
    I (1796 - 1855), российский император (с 1825), третий сын императора Павла I. Вступил на престол после внезапной смерти императора …
  • НИКОЛАЙ
    НИКОЛ́АЙ САЛОС, псковский юродивый. В 1570 во время похода Ивана IV на Псков встретил царя у ворот города, обличая его …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ НИКОЛАЕВИЧ (Старший) (1831- 1891), вел. князь, третий сын имп. Николая I, ген.-фельдм. (1878), поч. ч. Петерб. АН (1855). С …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ НИКОЛАЕВИЧ (Младший) (1856- 1929), вел. князь, сын Николая Николаевича (Старшего), генерал от кавалерии (1901). В 1895-1905 ген.-инспектор кавалерии, с …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ МИХАЙЛОВИЧ (1859-1919), вел. князь, внук имп. Николая I, генерал от инфантерии (1913), историк, поч. ч. Петерб. АН (1898). Монографии …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ КУЗАНСКИЙ (Nicolaus Cusanus) (Николай Кребс, Krеbs) (1401-64), философ, богослов, учёный, церк. и полит. деятель. Ближайший советник папы Пия II, …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ ДАМАССКИЙ (64 до н.э.- нач. 1 в. н.э.), др.-греч. историк. Из соч. дошли во фрагментах: "История" (в 144 кн.), …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ II (1868-1918), последний рос. император (1894-1917), старший сын имп. Александра III, поч. ч. Петерб. АН (1876). Его царствование совпало …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ I (1796-1855), рос. император с 1825, третий сын имп. Павла I, поч. ч. Петерб. АН (1826). Вступил на престол …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ I (?-867), папа Римский с 858; при нём произошёл разрыв с Вост. …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ из Отрекура (Nicolas d"Autrecourt) (ок. 1300 - после 1350), франц. философ, предст. номинализма. Преподавал в Париже. Критиковал схоластич. аристотелизм, …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ (в миру Бор. Дорофеевич Ярушевич) (1892-1961), церк. деятель. В 1922-24 в ссылке. В 1942-43 замещал местоблюстителя патриаршего престола митрополита …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ (в миру Ив. Дм. Касаткин) (1836- 1912), церк. деятель, с 1870 глава Рус. правосл. миссии в Японии, основатель Япон. …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ (4 в.), архиепископ Мирликийский (г. Миры в Ликии, М. Азия), христ. святой, широко почитаемый в Вост. и Зап. …
  • МИХАЙЛОВИЧ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХ́АЙЛОВИЧ Дража (1893-1946), серб. генерал (1942), в 1941-45 глава формирований четников. В 1942-45 воен. мин. югосл. эмигрантского пр-ва. Казнён по …
  • ЯДРИНЦЕВ
    (Николай Михайлович) ? известный сибирский публицист, общественный деятель и путешественник-археолог. Род. в Омске, в 1842 г.; не окончив курса в …
  • МИХАЙЛОВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Евстафий) ? сербский писатель начала XIX в., автор романа "Цвет невинности, или Добривой и Александра" (Будин, 1827 г.) и книги …
  • НИКОЛАЙ
    Басков, Рыбников, …
  • НИКОЛАЙ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Последний царь …
  • НИКОЛАЙ в словаре Синонимов русского языка:
    имя, …
  • НИКОЛАЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Николай, (Николаевич, …
  • НИКОЛАЙ
    (4 в.), архиепископ Мирликийский (г. Мир в Ликии, М. Азия), христианский святой-чудотворец, широко почитаемый в Восточной и Западной церкви. В …
  • МИХАЙЛОВИЧ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Драгослав (р. 1930), сербский писатель. В сборниках рассказов «Фред, спокойной ночи» (1967), «Ухвати падающую звезду» (1983), романах «Когда цвели тыквы» …
  • НИКОЛАЙ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    м. Мужское …
  • СЫЧЕВ НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сычев Николай Михайлович (1871 - после 1940), ктитор. В базе данных ПСТБИ значится …
  • СОКОЛОВ ВАСИЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Соколов Василий Михайлович (1872 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 27 ноября, …
  • ОРНАТСКИЙ ИВАН МИХАЙЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иоанн Михайлович Орнатский (1811 - 1875), священник. Иван Михайлович Орнатский родился в 1811 году …
  • МАСЛЕННИКОВ ГАВРИИЛ МИХАЙЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Масленников Гавриил Михайлович (1871 - 1937), священник, священномученик. Память 5 ноября и …
  • БЕНЕВОЛЕНСКИЙ ДМИТРИЙ МИХАЙЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Беневоленский Дмитрий Михайлович (1883 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 14 ноября и в …
  • АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Алексей Михайлович, второй царь из дома Романовых. Родился 10 марта 1629 года, царствовал с 13 июля 1645 года по 29 …
  • АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Александр Михайлович, великий князь, генерал-адъютант, вице-адмирал, четвертый сын великого князя Михаила Николаевича и великой княгини Ольги Федоровны, супруг великой княгини …

Николай Михайлович Ядринцев - публицист и общественный деятель, исследователь Сибири, археолог, этнограф. Родился в Омске в купеческой семье, учился в Томской гимназии, затем уехал в Петербург, где стал вольнослушателем университета. В 1860-61 сблизился с Г. Н. Потаниным, входил в кружок сибирских областников, был одним из его идеологов. Областники обсуждали идеи независимости Сибири, ее культурной и хозяйственной освоения, основания университета, проведения буржуазных реформ. В 1861-63 Ядринцев -- сотрудник журнала "Искра".


Николай Михайлович Ядринцев
В 1863 Николай Ядринцев возвращается в Омск, читает ряд публичных лекций, пропагандировавших областнические идеи. В 1865 арестован, провел в тюрьме и ссылке 9 лет на севере Европейской России. На основании наблюдений и собранного материала опубликовал исторический очерк "Русская община в тюрьме и ссылке" (1872). Один из инициаторов открытия Томского университета, создания Западно-Сибирского отделения Российского географического общества.


Николай Михайлович Ядринцев
С 1878 по 1881 по приглашению генерал-губернатора Западной Сибири Николай Ядринцев работал в Омске, собирая этнографический и статистический материалы. В 1878 совершил первую комплексную экспедицию на Алтай (как член Западно-Сибирского отдела Российского географического общества), изучал постановку переселенческого дела, собрал этнографический и ботанический материалы. В 1880 Николай Ядринцев осуществил 2-ю экспедицию, в результате которой были составлены географические карты Телецкого озера и реки Чуи с притоками, проведено много интересных антропологических исследований.


Николай Ядринцев.
Ядринцев посетил почти все районы Алтая, включая центр. высокогорную области. Его статьи "О мараловодстве на Алтае", "Поездка по Западной Сибири и в Горно-Алтайский округ" и др. представляют научную ценность и в наши дни. Во время экспедиции (1886, 1889, 1891) в Минусинский край и к верховьям Орхона открыл развалины Хара-Балгаса и древней монгол. столицы Каракорума, а также памятники древнетюркской письменности -- орхоно-енисейские надписи. В 1893 был в Америке, где изучал постановку колонизационного дела.

Изучение Сибири, в. т.ч. Алтая, Ядринцев связывал с практической борьбой за удовлетворение нужд местного населения. Важнейшие работы: "Сибирь как колония" (1882), "Сибирские инородцы, их быт и современное положение" (1891). С 1882 издавал в Петербурге и редактировал газету "Вост. обозрение" и приложение к ней "Сибирский сборник" - первое период. издание по сибиреведению. В 1888 перевел газету в Иркутск.


Аделаида Федоровна Ядринцева - жена писателя (1882 год)
В литературных сочинениях тяготел к лирико-публицист. жанрам, в частности, к путевым очеркам, которые нередко носили обличительный характер. Выступал как критик и литературовед: статьи "Судьба сибирской поэзии и старинные поэты Сибири", "Начало печати в Сибири", о творчестве Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Н. И. Наумова, С.Я. Елпатьевского и др.

В 1894, по личной просьбе, Ядринцев был назначен зав. статистическим отделом Управления Алтайского горного округа. Прибыв в Барнаул, 7 июня скоропостижно скончался. Похоронен на Нагорном кладбище, гранитный памятник изготовлен на Колыванской шлифовальной фабрике по проекту архитектора Шулева. Именем Ядринцева названа одна из улиц Барнаула.


Н. А. Яковлева

Энциклопедия Барнаула

Николай Михайлович Ядринцев едва ли не первый наряду с Потаниным профессиональный литератор широкого профиля (писатель, журналист, популяризатор науки) в Сибири. Большую часть жизни провел в Томске, который был тогда центром губернии, куда входил и Алтай. Естественно, он часто бывал и на территории нашего края, особенно в его южных предгорных районах.


Николай Михайлович Ядринцев
В молодости вместе с Потаниным и еще рядом таких же горячих голов организовал тайное общество, ставившее своей смутной целью отделение Сибири от России. Идея в практическом плане, как тогда, так и теперь, совершенно бредовая, но мысль о неиспользованных богатствах громадного края, которые бездарно расхищаются и транжирятся, а не преумножаются и рационально используются, стала едва ли не главной на протяжении всей его активной деятельности. Недаром основной его труд так и называется "Сибирь как колония".


Автограф Н. М. Ядринцева -- титульный лист рукописного сборника стихов (между 1868 и 1876 г.)
Первые его литературные опыты - фельетоны - были опубликованы в С.-Петербурге, в журнале "Искра", филиале знаменитого "Современника" и носили остро обличительный в духе того времени характер. Не удивительно, что Ядринцев, хотя и не революционер, а скорее либерал по духу, несколько раз сидел, неоднократно бывал в ссылке (в Архангельской губернии: боже, неужели и из Сибири еще куда-то можно сослать). Его публикации в томской печати (а он был основателем газеты "Восточное обозрение", издававшейся, правда, в С.-Петербурге) неоднократно приводили его к судебным столкновениям с сибирскими властями и купечеством, которые он, впрочем, регулярно выигрывал -- все же пореформенная Россия в судебном прогрессе была несколько впереди России современной.


Первый номер газеты "Восточное обозрение" - Петербург, 1882
В 1889 г. экспедиция Сибирского отдела Русского географического общества под руководством Н.М. Ядринцева обнаружила знаменитый Каракорум - древнюю столицу Чингисхана - и открыла памятник с двуязычной - рунической и китайской - надписями, что стало мировой сенсацией. Двуязычная надпись дала ключ для расшифровки орхоно-енисейских рун - древнейших письменных памятников истории тюрков и других народов Центральной Азии VII-XI вв.


Вообще этнографическая жилка занимает немалое место в его творчестве, как и других первых сибирских литераторов. Боюсь, объяснение здесь самое прозаическое. Именно Русское географическое общество регулярно и охотно печатало, но и поддерживало материально провинциальных интеллектуалов. Ведь ни альманахов, ни издательств, ни даже периодики в Сибири не было. (Сейчас все это есть, а толку)



Николай Ядринцев. "Сибирские инородцы"
Яркий общественный темперамент писателя проявлялся не только в литературной, но и в практической деятельности. Он постоянно участвует в каких-то комиссиях, комитетах, исполняет поручения губернатора, того же Русского географического общества. Так, в 1891-1892 гг. во время голода и эпидемии холеры Ядринцев занимался организацией помощи голодающим в Тобольской губернии.


Николай Ядринцев. "Литературное наследство Сибири"


Николай Ядринцев. "Биографический очерк: К 10-летию со дня кончины"


Николай Ядринцев. "Русская община в тюрьме и ссылке"


Николай Ядринцев. "Литературные воспоминания"


Николай Ядринцев. "Жизнь и труды А.П. Щапова: Биографический очерк"


Николай Ядринцев. "Письма Николая Михайловича Ядринцева Г.Н.Потанину. Вып.1: (с 20 февраля 1872 г. по 8 апреля 1873 г.)"
Иногда, правда темперамент заводил его слишком далеко. Нервный, легко возбудимый, он не только воевал с врагами-ретроградами, но и кусался с друзьми-демократами. Его "Сибирское обозрение", перенесенное было в Иркутск вызвало разрыв между ним и тамошними либералами, которых иркутские краеведы ценят не меньше, чем мы Ядринцева.

Ядринцев умер в Барнауле, отравившись от несчастной любви (это в 52 года). Приехал он к нам с большими планами, но прожил всего 6 дней и похоронен на нагорном кладбище Барнаула.


Последние дни писателя отражены в документальной повести нашего современника И. П. Кудинова "Шесть дней в июле", а еще раньше этот же писатель выпустил роман "Окраина", где хотя и пытался в духе советского времени сделать из Ядринцева борца с царским режимом, но насытил роман массой фактического материала.


Факсимиле страниц книги "Сибирский Торгово-Промышленный Календарь" на 1911 годъ
Писал Ядринцев довольно-таки высокопарно и "литературно", и скорее интересен как исторический образец провинциальной русской литературы теперь уже позапрошлого века.

"ДОСТОЕВСКИЙ В СИБИРИ"
Н.М. ЯДРИНЦЕВ
(Впервые опубликовано: "Сибирский сборник", вып. 4 Иркутск, 1897)

На окраине русской земли, в отдаленной и забытой Сибири, на границе Киргизской степи стоит небольшой уездный город Омск с душной атмосферой канцелярии, тяжелым запахом казарм и скучной физиономией казенных зданий. В нем находится старая упраздненная крепость с осыпавшимися валами. На углу ее на память сохранилась старая каторжная казарма, обнесенная частоколом. Это бывшее когда-то военно-каторжное отделение, впоследствии арестантские роты. Здесь когда-то провел несколько лет тяжкой жизни Ф. М. Достоевский. Несколько лет назад мы видели еще и этот частокол, и дворик, и казарму, увековеченные в "Мертвом доме". Эта тюрьма, находившаяся в г. Омске, ныне заменена новою военно-исправительною тюрьмою, не имеющею ничего общего с прежнею.

При посещении нашей старой катакомбы мы не могли отрешиться от воспоминаний и размышлений, чья жизнь тлела и догорала здесь, чей дух томился, скованный неволей...

Грязная казарма, закопченные стены, веявшие промозглым воздухом, арестантские нары, решетки и несколько отдельных затворенных келий для особых узников, обреченных на многие годы уединения - вот что встречало посетителей.

Когда мы посетили отдельные камеры, кельи для особых преступников, на одном из подоконников мы едва могли разобрать сохранившуюся французскую надпись-это была надпись предсмертного стихотворения Шенье.

Эта надпись разом освещала вам психический мир неизвестного заключенного.

Человек, может быть, замечательной мыслительной силы, горячего сердца, пламенной веры в счастье человечества, человек с кипучей жаждой деятельности, с потребностью общественного дела в этих стенах умирал заживо. Здесь потухал безмолвно гений русской земли, впечатлительнейшая и нежная душа, готовая отдаться добру. Тогда-то передо мной среди этих размышлений и волнующих чувств еще резче выступила судьба Ф. М. Достоевского.

Впоследствии я сам изучил тюрьму и тюремный мир, я знал ее жестокие объятия, томительные дни, мучительные ночи. Последователь Достоевского в литературе в области исследования, собрат по духу и судьбе, я мог живее, чем кто-либо, представить себе процесс душевных волнений, мук заживо погребенного

Остановлюсь на первых минутах неволи.

"Сначала заключенным овладевает чувство какой-то беспомощности и безнадежности, которые вместе с внутренней истомой и тоской все более овладевают человеком, оставшимся наедине с собой. Как вы ни мужайтесь, но вы чувствуете, что равновесие духа вашего потеряно И странные вереницы неожиданных мыслей, самая причудливая игра воображения охватывает организм, потерявший способность управлять собою К ним приходит заключенный -- сначала, может быть, бессознательно, под влиянием тихой задумчивости, но потом они охватывают его совершенно, всецело".

"Вот целые картины, точно ряд снов, проносятся перед ним. И какие это живые образы! Ваше воображение никогда не создает таких на воле.

В полумраке этой комнаты встали перед вами освещенное летнее утро, только что вами виденное,-и вдруг оно связалось с каким-то другим утром, когда вы были беззаботным ребенком к вам так счастливо дышалось. Что-то близкое и дорогое пронеслося. А потом рисуется недавнее прошлое, полное живых сил, полное страстных надежд на жизнь. И вдруг все это сменилось. Встает, как в рамках Рембрандта, задумчивое страдальческое лицо старухи-матери, смотрящей грустно в безнадежную даль. А там воскресло недавнее прощание, чьи-то глухие рыдания, какие-то слезы, обжигающие грудь. А потом молодое лицо с влажными ресницами, последний молящий незабвенный взгляд, а потом осталась только склоненная голова с согнутым, подкошенным торсом, скрытым лицом и бьющимся, трепещущим молодым телом.

Но зачем эти воспоминания приходят теперь! Они бесполезны. Однако вы не в силах оторваться от них, и сожаление о погибшем, погибшем навсегда, все сильнее и сильнее гнетет вас.

Какая странная игра, какие неожиданности! Давно ли вы всем этим готовы были пожертвовать, давно ли вы были тверды при этом прощанье!"

"Давно стемнело в уединенной камере Солнце ударило перед закатом и мутным пятном сквозь тусклое окно отразилось на печальной стене. Новый жилец лежит на жесткой кровати, он пробует забыться после мучительных дум, освежиться и запастись на завтра силами, но сон бежит от его глаз. На полу тускло горит сальная свеча, оставленная ключником, бессонные глаза блуждают по белой стене с выступившими на ней пятнами, по черной двери с окошечком, из-за которого временами появляется глаз часового Медленно, томительно раздаются шаги его Мучительно, неотвязчиво налегают мысли, и расстроенное воображение начинает опять неустанную работу, только работа эта получает еще более бессвязный характер, в висках стучит, и сердце усиленно бьется в этой тишине".

"Наступает томительная бессонница Каждый шорох беспокоит ухо. Безмолвная ночь обратилась в ожидание-чего?-не отдаешь себе отчета. Ум бессилен, когда расшатаны нервы. Что-то шевельнулось, еще звук, и вдруг чей-то вздох-тяжелый, мучительный, потрясший неожиданностью. Опять тихо, а потом стон, какие-то всхлипывания, а потом дикий, неистовый, безумный, раздирающий крик. Затем шаги, беготня и громкий голос по коридору: "Полотенцев! он с ума сошел!" Все это охватило разом холодным трепетом".

"Но это был только сон! Наконец, галлюцинации выпускают из своих объятий утомленную голову. Наступила минутная забывчивость, но воображение продолжает работать".

"Временами сон в тюрьме похож на видения горячечного. Порою самые роскошные, давно забытые пейзажи раскрывают воображение. Никогда природа не выступала в более пленительном виде со своею зеленью, таинственными рощами, голубыми поверхностями рек, пестротою цветов, никогда не чувствовалось в ней более неги, никогда цветы не смотрели такими волшебными глазами.

А вот все сменилось балом, ослепительным, блестящим. Как страстно звучит музыка! Никогда женские лица не смотрели прекраснее и приветливее. И вдруг между ними одно дорогое печальное лицо, в глазах которого столько нежной кротости; оно было прекрасней всех с этой печатью грусти, с этими глазами, полными смертельной муки. Оно исчезало. Но отдал бы все, чтобы еще раз воротить его".

"Последнюю грезу прервал стук замка. Наступила действительность. Острой, смертельной болью кольнуло в сердце.

Но мы говорили только о первых минутах неволи, которые особенно жгучи и беспощадны. Кто испытал это, даже недолго, тот стал иной человек, в душе его что-то оборвалось, треснуло, потрясло весь организм, пригнуло, смололо и унесло из жизни бесследно"1

Если Достоевский не всегда был отрешенным от общества, то можно сказать, что он жил уединенно духом. Та лучшая интеллигентная среда, те умственные интересы, с которыми он сжился, были далеко от него, и в сибирской тюрьме он был одинок У него было другое сообщество, которое в первые минуты страшило его. На страницах его "Мертвого дома" можно найти много следов личных затаенных мук и ощущений.

Вот как он описывает свою тюрьму.

"Острог наш стоял на краю крепости, у самого крепостного вала Случалось, посмотришь сквозь щели забора на свет божий: не увидишь ли хоть что-нибудь? -- и только и увидишь, что краешек неба да высокий земляной вал, поросший бурьяном, а взад и вперед по валу, день и ночь, расхаживают часовые; и тут же, подумаешь, что пройдут целые годы, а ты точно так же пойдешь смотреть сквозь щели забора и увидишь тот же вал, таких же часовых и тот же маленький краешек неба, не того неба, которое над острогом, а другого, далекого, вольного неба... За этими воротами был светлый, вольный мир, жили люди, как и все. Но по ею сторону ограды о том мире представляли себе, как о какой-то несбыточной сказке. Тут был свой, особый мир, ни на что не похожий, тут были свои, особые законы, свои костюмы, свои. нравы и обычаи, и заживо Мертвый дом, жизнь, как нигде и люди особенные. Вот этот особенный уголок я и принимаюсь описывать".

"Помню первое мое утро в казарме. В кордегардии у острожных ворот барабан пробил зорю, и минут через, десять караульный унтер-офицер начал отпирать казармы. Стали просыпаться. При тусклом свете, от шестериковой сальной свечи, подымались арестанты, дрожа от холода, с своих нар. Большая часть была молчалива и угрюма со сна. Они зевали, потягивались и морщили свои клейменые лбы. Иные крестились, другие уже начинали вздорить. Духота была страшная. Свежий зимний воздух ворвался в дверь, как только ее отворили, я клубами пара понесся по казарме. У ведер с водой столпились арестанты; они по очереди брали ковш, набирали в рот воды и умывали себе руки и лицо изо рта. Вода заготовлялась с вечера парашником. Во всякой казарме по положению был один арестант, выбранный артелью, для прислуги в казарме. Он назывался парашником и не ходил на работу. Его занятие состояло в наблюдении за чистотой казармы, в мытье и в скоблении нар и полов, в переносе и выносе ночного ушата и в доставлении свежей воды в два ведра -- утром для умывания, а днем для питья"

"Когда смеркалось, нас всех вводили в казармы, где и запирали на всю ночь. Мне всегда было тяжело возвращаться со двора в нашу казарму. Это была длинная, низкая и душная комната, тускло освещенная сальными свечами, с тяжелым, удушающим запахом. Не понимаю теперь, как я выжил в ней десять лет. На нарах у меня было три доски: это было все мое место. На этих же нарах размещалось в одной нашей комнате человек тридцать народу. Зимой запирали рано; часа четыре надо было ждать, пока все засыпали. А до того-шум гам, хохот, ругательства, звук цепей, чад и копоть, бритые головы, клейменые лица, лоскутные платья, все-обруганное, ошельмованное... да, живуч человек! Человек есть существо ко всему привыкающее, и, я думаю, это самое лучшее его определение" .

(Ф. М. Достоевский. Мертвый дом. Изд. 1865,с. 10, 11, 33 (примеч. Н. Ядринцева). См.: ПСС., т. 4. Л., "Наука", 1972, с. 9, 10, 22.)

"Когда вечером, по окончании послеобеденной работы, я воротился в острог, усталый и измученный, страшная тоска опять одолела меня. "Сколько тысяч еще таких дней впереди, -- думал я, -- все таких же, все одних и тех же!" Молча, уже в сумерки, скитался я один за казармами, вдоль забора, и вдруг увидел нашего Шарика, бегущего прямо ко мне. Шарик был наша острожная собака, так, как бывают ротные, батарейные и эскадронные собаки. Она жила в остроге с незапамятных времен, никому не принадлежала, всех считала хозяевами и кормилась выбросками из кухни. Это была довольно большая собака, черная с белыми пятнами, дворняжка, не очень старая, с умными глазами и с пушистым хвостом. Никто никогда не ласкал ее, никто-то не обращал на нее никакого внимания. Еще с первого же дня я погладил ее и из рук дал ей хлеба. Когда я ее гладил, она стояла смирно, ласково смотрела на меня и в знак удовольствия тихо махала хвостом. Теперь, долго меня не видя,- меня, первого, который в несколько лет вздумал ее приласкать,-она бегала и отыскивала меня между всеми и, отыскав за казармами, с визгом пускалась. мне навстречу. Уж и не знаю, что со мной сталось, но я бросился целовать ее, я обнял ее голову; она вскочила мне передними лапами на плечи и начала лизать мне лицо. "Так вот друг, которого мне посылает судьба!" -- подумал я, и каждый раз, когда потом, в это первое тяжелое и угрюмое время, я возвращался с работы, то прежде всего, не выходя еще никуда, я спешил за казармы, со скачущим передо мной и визжащим от радости Шариком, обхватывал его голову и целовал, целовал ее, и какое-то сладкое, а вместе с тем и мучительно горькое чувство щемило мне сердце. И помню, мне даже приятно было думать, как будто хвалясь. перед собой своей же мукой, что вот на всем свете только и осталось теперь для меня одно существо, меня любящее, ко мне при вязанное, мой друг, мои единственный друг -- моя верная собака? Шарик".

(Ф. М. Достоевский. Мертвый дом.Изд. 1865, с. 132-134 (примеч. Н. Ядринцева). См.: ПСС., т. 4. Л., "Наука", 1972, с. 77.)

Ф. М. Достоевский свыкся под конец с каторгой. Он упоминает в своих записках, что последний год для него был даже легкий год, так он со всеми перезнакомился, так сжился. Во что это обошлось, это другой вопрос.

Но отдаваться самому себе целые годы, много лет -- было не возможно. Кругом его был мир людей, несчастный мир, и он поневоле перенес свой взор на него.

Подготовленный уже ранее своим развитием и воспитанием понимать человеческое горе, воспринявший гуманные традиции,. зародившиеся в русской литературе сороковых годов, он явился представителем русской литературы и русской интеллигенции в: самые низшие слои общества, попранные и раздавленные жизнью. Он осветил эти пропасти светом своего таланта, внес миртовую ветвь мира, теплоту души своей и стал посредником более счастливой части общества с миром несчастных. Для человека мыслящего тюрьма, каторга должна показаться дантовым адом стрададающих душ. Достоевский начал прислушиваться к несущимся здесь исповедям несчастия, и не один свирепый крик злодейства услышал здесь, но тихий стон измученной человеческой души.

В темноте ночей, на нарах, у людей, у которых не дрогнул голос перед сильнейшими физическими страданиями, он подслушивает вздох, среди напускного цинического веселья он подмечает горе, почти отчаяние

Впечатление, полученное в тюрьме и на каторге, до того было сильно, что Достоевский никогда не забывал этого мира несчастных и всегда обращался к нему в романах, повестях и "Дневнике писателя", и это были лучшие, наиболее прочувствованные страницы.

Целый мир открывается здесь для чуткого сердца, личное горе было забыто, оно было бы слишком мелко и эгоистично и тонуло в море общечеловеческого несчастья Здесь явилась и пробудилась у него мысль явиться изобразителем этой ужасной действительности, быть единственным ходатаем-заступником среды, к которой доселе существовало только чувство презрения и отталкивающего ужаса, которая лишена была сострадания и с которой проповедовалось самое жестокое зверское обхождение.

Чтобы изменить старые, укоренившиеся воззрения, перевернуть чувство, победить ужас в обществе и вселить любовь и мир, вместо прежней ненависти, нужно было много таланта, много силы. И это достигнуто благодаря одной-единой беспристрастной картине, благодаря типам и образам, которые запечатлелись в душе художника в сибирской каторге.

Все знают, что издание "Записок из Мертвого дома" совпала с переломом в русской жизни, расширило миросозерцание общества и провело новую идею в художественных образах. Это идея спасения погибающих, идея страдания, любви, идея умиротворения, которая должна была войти в кровь и дух созидающейся жизни.

Он помнил всегда своих героев. Когда я в 1876 году имел случай познакомиться с Федором Михайловичем Достоевским в Петербурге и сообщил, что я видел прежнюю его тюрьму, он, внезапно погруженный в воспоминания, спросил:

"Ну, а где же теперь они-то, что сидели там?" (Он разумел каторжных). Что мне было сказать? Прошло двадцать лет. Где эти люди,-понятно. Они погибли под плетьми и шпицрутенами, пропали в бегах, умерли в тюрьмах. Это был жребий прежних каторжных. "Да, ведь их не может существовать уже", - спохватился Федор Михайлович. Но я понял, что он внутренне был связан с их жизнью и судьбою.



Когда в 1861 году, в лучшую эпоху оживления русского общества, Ф. М. Достоевский прочел отрывок из "Записок из Мертвого дома", с ним сделалось дурно так были живы впечатления Да, кто раз побывал в этом мире, в этих преисподних, кто видел здесь страшные отверженные лица, тот никогда не забудет их.

Много лет спустя, среди освещенных зал, в другой счастливой, блестящей обстановке, когда будет, по-видимому, все забыто, внезапно и неожиданно выступят и встанут они, зачумленные, отверженные призраки, изможденные голодом, избитые плетьми. они выступят перед вами с своих печальных колесниц, с прокрустова ложа темниц

Это испытывали все мы, спускавшиеся в мир тюрем для изучения несчастия. Перед нами часто выходят эти грустные тени, и вызывать их мы обязаны. В ночные часы, с нервной дрожью, в бреду мы вызываем их, чтобы представить резче бездну человеческого несчастия, чтобы сказать: взгляните на этих несчастных, страдание не отжило свой век на свете, последнее слово милосердия не сказано!



То, что доставляет читателю живые и сильные впечатления, что волнует его иногда, то для наблюдателя стоит массы потрясающих ощущений, а для писателя-художника, продумавшего и пережившего в душе своей эти драмы,-траты лучших духовных сил и крови. Жизнь Достоевского как художника несчастия была часто переживанием этих драм. Болезненная, исстрадавшаяся личным горем натура продолжает жить чужим горем, этот процесс отразился в последующем творчестве

Люди, воспитавшие в себе чувство жалости и сострадания к самым последним, отверженным существам, проходят школу высшего гуманизма. Чувства эти окрашивают весь фон их жизни и переносятся на все слои общества Недаром переносившие сами несчастие и тюрьму были лучшими друзьями бедного народа и заключенных

Достоевский питал нежное чувство жалости к крестьянству, он уважал в нем благородную душу, видел в нем залоги будущего богатого развития Задавленные, обиженные, угнетенные, они вызывают его симпатию, и вот эти-то чувства и приковывают к нему более всего почитателей. Когда он явился впоследствии холодным теоретиком и мистиком, проповедником самобичевания и иногда криминалистом, он все-таки не мог переубедить в том, что вкоренилось в сознание его читателей под влиянием первых его правдивых описаний и первых столкновений с народов. Среди несвойственных ему холодных рассуждений сквозит человек, вынесший страдание, прежний Достоевский.

Трудно верить, что из Пандемониума, из мира отверженной каторги можно вынести веру в человеческую личность, в ее широкое нравственное значение А между тем в этих слоях, среди отверженных людей, также цельно сохраняется человеческая душа с ее лучшими качествами; мало того, здесь встречались иногда самые сильные и нередко самые даровитые натуры Недаром Ф. М. Достоевский воскликнул в конце своих наблюдений:


"Сколько в этих стенах погребено напрасно молодости! Сколько великих сил погибло здесь даром! Ведь надо уже все сказать, ведь этот народ необыкновенный был народ Ведь это, может быть, и есть самый даровитый, самый сильный народ из всего народа нашего".

И действительно, кто опускался хоть раз в глубь народной жизни, кто сталкивался с непочатою массою народа где бы то ни было, тот не может не припомнить слов профессора Бергера:

"Какая бездна жизненной силы заключается в низших слоях общества, и как в этих слоях без всякого возделывания и ухода возникают благороднейшие цветы человеческой души-доброта и любовь, а гений, ум и острота пробиваются к свету, несмотря на все препятствия!"2

Кто бы мог подумать, повторяю, что из этого тяжелого знакомства можно вынести веру в человеческую совесть и в будущее человеческое развитие. Но тут нет секрета: великая идея, гуманизма порождает другую. При глубоком наблюдении правда жизни все ярче открывается. В этих же жестоких тюрьмах и страшных арестантских ротах приобретается убеждение, что главною силою в исправлении, в возрождении человека служит не грубое насилие, против которого только протестует человек, не жестокосердие и страх, который не на всех действует, но более могучее орудие, к которому отзывчивее человеческая натура. Это человеколюбие, любовь и милосердие!

Этим девизом проникнуто самое великое и лучшее произведение Достоевского.

Произнося в числе первых это слово, выйдя с сибирской каторги, Достоевский, проживя несколько лет еще, видел и мог убедиться, как плодотворная идея прививалась и впитывалась в сознание русского общества. Он, как Симеон-богоприимец, умирает, когда эта идея показала свою живучесть.

Он умирает в ту минуту, когда кругом в русском обществе после годов озлобления, вражды, гонений вдруг зазвучал иной голос -- примирения и человеколюбия3.

Великая идея гуманности опять выступила в русском обществе, здравый смысл осенил его жизнь. Чутким сердцем честные люди из русского народа ожидают лучшего, благословенного времени.

Да пронесется тихий ангел над русской землею и опустится огненный меч мести!

В такую минуту мы, наследники лучшей традиции Достоевского в литературе, считаем долгом напомнить эту великую идею, которая брала под свое покровительство всех несчастных, раскиданных по всему лицу русской земли. Мы считаем, более чем когда-нибудь своевременно произнести слова человека, испытавшего страдания: эти слова -- "Пощады, милосердия!".

1. Н. Ядринцев. Мост вздохов. "Неделя", 1875, Т 17 (примеч. Н. Ядринцева).
2. "Загадочные натуры" Шпильгагена, с. 329 (примеч.).
3. Время Лорис-Меликова. В эту зиму готовилось чтение о Достоевском (примеч. Н. Ядринцева).

Никола́й Миха́йлович Я́дринцев (18 октября , Омск , Тарский округ, Тобольская губерния, Российская Империя - 7 июня , Барнаул , Барнаульский уезд, Томская губерния, Российская Империя) - сибирский публицист , писатель и общественный деятель , исследователь Сибири и Центральной Азии , один из основоположников сибирского областничества , первооткрыватель древнетюркских памятников на реке Орхон , столицы Чингисхана Каракорума и Орду-Балыка - столицы Уйгурского каганата в Монголии .

Биография

В 1863 году Ядринцев вернулся в Омск , работал учителем, совместно с Потаниным был организатором литературных чтений.

Вслед за Потаниным в 1864 году переехал в Томск, где сотрудничал в газете «Томские губернские ведомости» . Опубликовал там же статьи «Сибирь перед судом русской литературы», «Этнологические особенности сибирского населения».

Арест по делу «Общества Независимости Сибири»

В 1874 году получил помилование и переехал в Санкт-Петербург, где устроился секретарём к В. А. Соллогубу , председателю комиссии по тюремному надзору. В 1876 году переехал в Омск, где состоял на государственной службе до 1880 года.

Экспедиции на Алтай

В 1878 году совершил первую комплексную экспедицию на Алтай как член Западно-Сибирского отдела Русского географического общества , изучал постановку переселенческого дела, собрал этнографический и ботанический материалы. В 1880 году в результате его второй экспедиции были составлены географические карты Телецкого озера , реки Чуи и её притоков, проведено много антропологических исследований. В 1881 году был награждён золотой медалью Императорского русского географического общества . Ядринцев посетил почти все районы Алтая, включая центральную и высокогорную области. Его статьи «О мараловодстве на Алтае», «Поездка по Западной Сибири и в Горно-Алтайский округ» и другие представляют научную ценность и в наши дни.

В Петербурге

В 1881 году вернулся в Петербург, где в 1882-м вышел самый значительный и актуальный труд Ядринцева «Сибирь как колония». 1 апреля 1882 года основал в Петербурге газету «Восточное обозрение». В 1888 году по причине финансовых затруднений перевёл газету в Иркутск . В литературных сочинениях тяготел к лирико-публицистическим жанрам, в частности, к путевым очеркам, которые нередко носили обличительный характер. Выступал как критик и литературовед: статьи «Судьба сибирской поэзии и старинные поэты Сибири», «Начало печати в Сибири», о творчестве Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Н. И. Наумова , С. Я. Елпатьевского и др.

Экспедиция в Минусинский край

Во время экспедиций (1886, 1889, 1891) в Минусинский край и к верховьям Орхона открыл развалины Хара-Балгаса и древней монгольской столицы Каракорума , а также памятники древнетюркской письменности с дублированием тюркского текста китайскими иероглифами , что сделало возможным их расшифровку В. Томсеном .

Конец

В 1894 году, по личной просьбе, Ядринцев был назначен заведующим статистическим отделом Управления Алтайского горного округа . Прибыв в Барнаул , 7 июня из-за безответной любви будучи в состоянии аффекта, он покончил жизнь самоубийством - принял яд в доме купца Сулина .

Память

Именем Ядринцева названы улицы в Омске , Новосибирске (ул. Ядринцевская), Иркутске , Барнауле . Его имя носит село Увало-Ядринцево (Любинский район , Омская область).

Труды

  • Ядринцев Н. М. Сибирь перед судом русской литературы // Томские губернские ведомости. 1865. № 9.
  • Ядринцев Н. М. Общественная жизнь наших городов // Томские губернские ведомости. 1865. № 19.
  • Ядринцев Н. М. Женщина в Сибири в XVII и XVIII столетиях. Исторический очерк // Женский вестник. 1867. № 8. С. 104-123.
  • Ядринцев Н. М. Русская народность на востоке // Дело . 1874. № 11. С. 297-340.
  • Ядринцев Н. М. Из путевых писем о Сибири // Восточное обозрение. 1882. № 2. С. 47-50.
  • Ядринцев Н. М. Культурное и промышленное состояние Сибири. СПб., 1884.
  • Ядринцев Н. М. Сочинения. Т. 1. Сибирь как колония: Современное положение Сибири, её нужды и потребности. Её прошлое и будущее. Тюмень, 2000. 480 с.
  • Ядринцев Н. М. Сибирь как колония в географическом, этнографическом и историческом отношении / Н. М. Ядринцев. - Новосибирск: Сибирский хронограф, 2003. - 560 с. - (История Сибири. Первоисточники). - 5 000 экз. - ISBN 5-87550-007-7 . (в пер.)
  • Ядринцев Н. М.
  • Ядринцев Н. М.
  • Ядринцев Н. М. ]
  • Ядринцев Н. М.
  • Ядринцев Н. М.
  • Ядринцев Н. М.

Напишите отзыв о статье "Ядринцев, Николай Михайлович"

Примечания

Литература

  • Дубровский К. В. Славный сын Сибири (Н. М. Ядринцев) / статья из книги Рождённые в стране изгнания: [биографические очерки]. - Петроград, 1916
  • Коржавин В. К. Проблема коренных народов Сибири в трудах Н. М. Ядринцева //Вопросы истории социально-экономической и культурной жизни Сибири. Ч. I-1970. Новосибирск, 1971. С. 65-72.
  • Наумов Н. И.
  • Паршукова Н. П. Н. М. Ядринцев и Г. Н. Потанин о городах Сибири //Города Сибири XVIII - начала XX вв.: Сборник научных статей. Барнаул, 2001. С. 147-152.
  • Рафиенко Л. С. Мемориальные памятники Н. М. Ядринцева в Сибири //Культурное наследие Азиатской России: материалы I Сибиро-Уральского исторического конгресса. (г. Тобольск, 25-27 ноября 1997 г.). Тобольск, 1997. С. 53-54.
  • Сезёва Н. И. Юмор и сатира в творчестве сибиряков художника И. А. Калганова и писателя Н. М. Ядринцева //Ежегодник Тюменского областного краеведческого музея: 1999. Тюмень, 2000. С. 178-193.
  • Шиловский М. В. Патриот Сибири (К 160-летию со дня рождения Н. М. Ядринцева) //Сибирский исторический журнал. 2002. № 1. С. 100-104. - ISBN 5-88081-320-7
  • Ядринцев Николай Михайлович //Северо-Казахстанская область. Энциклопедия. Алматы, 2004. С. 604.
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Яновский Н. Н. // Краткая литературная энциклопедия . - М.: Сов. энцикл., 1962-1978. - Т. 9: Аббасзадэ - Яхутль. - 1978. - Стб. 801-802.
  • Яновский Н. Н. Н. М. Ядринцев // Литературная Сибирь / Сост. Трушкин В. П. , Волкова В. Г. - Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1986. - С. 124-129.
  • Редакция журнала. Н. М. Ядринцев (некролог) // Всемирная иллюстрация : журнал. - 1894. - Т. 51 , № 1325 . - С. 416, 418 .
  • Ядринцев Н. М.

Отрывок, характеризующий Ядринцев, Николай Михайлович

Князь Андрей в этот ясный августовский вечер 25 го числа лежал, облокотившись на руку, в разломанном сарае деревни Князькова, на краю расположения своего полка. В отверстие сломанной стены он смотрел на шедшую вдоль по забору полосу тридцатилетних берез с обрубленными нижними сучьями, на пашню с разбитыми на ней копнами овса и на кустарник, по которому виднелись дымы костров – солдатских кухонь.
Как ни тесна и никому не нужна и ни тяжка теперь казалась князю Андрею его жизнь, он так же, как и семь лет тому назад в Аустерлице накануне сражения, чувствовал себя взволнованным и раздраженным.
Приказания на завтрашнее сражение были отданы и получены им. Делать ему было больше нечего. Но мысли самые простые, ясные и потому страшные мысли не оставляли его в покое. Он знал, что завтрашнее сражение должно было быть самое страшное изо всех тех, в которых он участвовал, и возможность смерти в первый раз в его жизни, без всякого отношения к житейскому, без соображений о том, как она подействует на других, а только по отношению к нему самому, к его душе, с живостью, почти с достоверностью, просто и ужасно, представилась ему. И с высоты этого представления все, что прежде мучило и занимало его, вдруг осветилось холодным белым светом, без теней, без перспективы, без различия очертаний. Вся жизнь представилась ему волшебным фонарем, в который он долго смотрел сквозь стекло и при искусственном освещении. Теперь он увидал вдруг, без стекла, при ярком дневном свете, эти дурно намалеванные картины. «Да, да, вот они те волновавшие и восхищавшие и мучившие меня ложные образы, – говорил он себе, перебирая в своем воображении главные картины своего волшебного фонаря жизни, глядя теперь на них при этом холодном белом свете дня – ясной мысли о смерти. – Вот они, эти грубо намалеванные фигуры, которые представлялись чем то прекрасным и таинственным. Слава, общественное благо, любовь к женщине, самое отечество – как велики казались мне эти картины, какого глубокого смысла казались они исполненными! И все это так просто, бледно и грубо при холодном белом свете того утра, которое, я чувствую, поднимается для меня». Три главные горя его жизни в особенности останавливали его внимание. Его любовь к женщине, смерть его отца и французское нашествие, захватившее половину России. «Любовь!.. Эта девочка, мне казавшаяся преисполненною таинственных сил. Как же я любил ее! я делал поэтические планы о любви, о счастии с нею. О милый мальчик! – с злостью вслух проговорил он. – Как же! я верил в какую то идеальную любовь, которая должна была мне сохранить ее верность за целый год моего отсутствия! Как нежный голубок басни, она должна была зачахнуть в разлуке со мной. А все это гораздо проще… Все это ужасно просто, гадко!
Отец тоже строил в Лысых Горах и думал, что это его место, его земля, его воздух, его мужики; а пришел Наполеон и, не зная об его существовании, как щепку с дороги, столкнул его, и развалились его Лысые Горы и вся его жизнь. А княжна Марья говорит, что это испытание, посланное свыше. Для чего же испытание, когда его уже нет и не будет? никогда больше не будет! Его нет! Так кому же это испытание? Отечество, погибель Москвы! А завтра меня убьет – и не француз даже, а свой, как вчера разрядил солдат ружье около моего уха, и придут французы, возьмут меня за ноги и за голову и швырнут в яму, чтоб я не вонял им под носом, и сложатся новые условия жизни, которые будут также привычны для других, и я не буду знать про них, и меня не будет».
Он поглядел на полосу берез с их неподвижной желтизной, зеленью и белой корой, блестящих на солнце. «Умереть, чтобы меня убили завтра, чтобы меня не было… чтобы все это было, а меня бы не было». Он живо представил себе отсутствие себя в этой жизни. И эти березы с их светом и тенью, и эти курчавые облака, и этот дым костров – все вокруг преобразилось для него и показалось чем то страшным и угрожающим. Мороз пробежал по его спине. Быстро встав, он вышел из сарая и стал ходить.
За сараем послышались голоса.
– Кто там? – окликнул князь Андрей.
Красноносый капитан Тимохин, бывший ротный командир Долохова, теперь, за убылью офицеров, батальонный командир, робко вошел в сарай. За ним вошли адъютант и казначей полка.
Князь Андрей поспешно встал, выслушал то, что по службе имели передать ему офицеры, передал им еще некоторые приказания и сбирался отпустить их, когда из за сарая послышался знакомый, пришепетывающий голос.
– Que diable! [Черт возьми!] – сказал голос человека, стукнувшегося обо что то.
Князь Андрей, выглянув из сарая, увидал подходящего к нему Пьера, который споткнулся на лежавшую жердь и чуть не упал. Князю Андрею вообще неприятно было видеть людей из своего мира, в особенности же Пьера, который напоминал ему все те тяжелые минуты, которые он пережил в последний приезд в Москву.
– А, вот как! – сказал он. – Какими судьбами? Вот не ждал.
В то время как он говорил это, в глазах его и выражении всего лица было больше чем сухость – была враждебность, которую тотчас же заметил Пьер. Он подходил к сараю в самом оживленном состоянии духа, но, увидав выражение лица князя Андрея, он почувствовал себя стесненным и неловким.
– Я приехал… так… знаете… приехал… мне интересно, – сказал Пьер, уже столько раз в этот день бессмысленно повторявший это слово «интересно». – Я хотел видеть сражение.
– Да, да, а братья масоны что говорят о войне? Как предотвратить ее? – сказал князь Андрей насмешливо. – Ну что Москва? Что мои? Приехали ли наконец в Москву? – спросил он серьезно.
– Приехали. Жюли Друбецкая говорила мне. Я поехал к ним и не застал. Они уехали в подмосковную.

Офицеры хотели откланяться, но князь Андрей, как будто не желая оставаться с глазу на глаз с своим другом, предложил им посидеть и напиться чаю. Подали скамейки и чай. Офицеры не без удивления смотрели на толстую, громадную фигуру Пьера и слушали его рассказы о Москве и о расположении наших войск, которые ему удалось объездить. Князь Андрей молчал, и лицо его так было неприятно, что Пьер обращался более к добродушному батальонному командиру Тимохину, чем к Болконскому.
– Так ты понял все расположение войск? – перебил его князь Андрей.
– Да, то есть как? – сказал Пьер. – Как невоенный человек, я не могу сказать, чтобы вполне, но все таки понял общее расположение.
– Eh bien, vous etes plus avance que qui cela soit, [Ну, так ты больше знаешь, чем кто бы то ни было.] – сказал князь Андрей.
– A! – сказал Пьер с недоуменьем, через очки глядя на князя Андрея. – Ну, как вы скажете насчет назначения Кутузова? – сказал он.
– Я очень рад был этому назначению, вот все, что я знаю, – сказал князь Андрей.
– Ну, а скажите, какое ваше мнение насчет Барклая де Толли? В Москве бог знает что говорили про него. Как вы судите о нем?
– Спроси вот у них, – сказал князь Андрей, указывая на офицеров.
Пьер с снисходительно вопросительной улыбкой, с которой невольно все обращались к Тимохину, посмотрел на него.
– Свет увидали, ваше сиятельство, как светлейший поступил, – робко и беспрестанно оглядываясь на своего полкового командира, сказал Тимохин.
– Отчего же так? – спросил Пьер.
– Да вот хоть бы насчет дров или кормов, доложу вам. Ведь мы от Свенцян отступали, не смей хворостины тронуть, или сенца там, или что. Ведь мы уходим, ему достается, не так ли, ваше сиятельство? – обратился он к своему князю, – а ты не смей. В нашем полку под суд двух офицеров отдали за этакие дела. Ну, как светлейший поступил, так насчет этого просто стало. Свет увидали…
– Так отчего же он запрещал?
Тимохин сконфуженно оглядывался, не понимая, как и что отвечать на такой вопрос. Пьер с тем же вопросом обратился к князю Андрею.
– А чтобы не разорять край, который мы оставляли неприятелю, – злобно насмешливо сказал князь Андрей. – Это очень основательно; нельзя позволять грабить край и приучаться войскам к мародерству. Ну и в Смоленске он тоже правильно рассудил, что французы могут обойти нас и что у них больше сил. Но он не мог понять того, – вдруг как бы вырвавшимся тонким голосом закричал князь Андрей, – но он не мог понять, что мы в первый раз дрались там за русскую землю, что в войсках был такой дух, какого никогда я не видал, что мы два дня сряду отбивали французов и что этот успех удесятерял наши силы. Он велел отступать, и все усилия и потери пропали даром. Он не думал об измене, он старался все сделать как можно лучше, он все обдумал; но от этого то он и не годится. Он не годится теперь именно потому, что он все обдумывает очень основательно и аккуратно, как и следует всякому немцу. Как бы тебе сказать… Ну, у отца твоего немец лакей, и он прекрасный лакей и удовлетворит всем его нуждам лучше тебя, и пускай он служит; но ежели отец при смерти болен, ты прогонишь лакея и своими непривычными, неловкими руками станешь ходить за отцом и лучше успокоишь его, чем искусный, но чужой человек. Так и сделали с Барклаем. Пока Россия была здорова, ей мог служить чужой, и был прекрасный министр, но как только она в опасности; нужен свой, родной человек. А у вас в клубе выдумали, что он изменник! Тем, что его оклеветали изменником, сделают только то, что потом, устыдившись своего ложного нарекания, из изменников сделают вдруг героем или гением, что еще будет несправедливее. Он честный и очень аккуратный немец…
– Однако, говорят, он искусный полководец, – сказал Пьер.
– Я не понимаю, что такое значит искусный полководец, – с насмешкой сказал князь Андрей.
– Искусный полководец, – сказал Пьер, – ну, тот, который предвидел все случайности… ну, угадал мысли противника.
– Да это невозможно, – сказал князь Андрей, как будто про давно решенное дело.
Пьер с удивлением посмотрел на него.
– Однако, – сказал он, – ведь говорят же, что война подобна шахматной игре.
– Да, – сказал князь Андрей, – только с тою маленькою разницей, что в шахматах над каждым шагом ты можешь думать сколько угодно, что ты там вне условий времени, и еще с той разницей, что конь всегда сильнее пешки и две пешки всегда сильнее одной, a на войне один батальон иногда сильнее дивизии, а иногда слабее роты. Относительная сила войск никому не может быть известна. Поверь мне, – сказал он, – что ежели бы что зависело от распоряжений штабов, то я бы был там и делал бы распоряжения, а вместо того я имею честь служить здесь, в полку вот с этими господами, и считаю, что от нас действительно будет зависеть завтрашний день, а не от них… Успех никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа; а уж меньше всего от позиции.
– А от чего же?
– От того чувства, которое есть во мне, в нем, – он указал на Тимохина, – в каждом солдате.

Дата рождения - 30 октября - 1842 Дата смерти - 19 июня - 1894 Николай Михайлович Ядринцев (18 (30) октября 1842, Омск - 7 (19) июня 1894, Барнаул) - сибирский публицист и общественный деятель, исследователь Сибири, один из основоположников сибирского областничества. Николай Ядринцев родился в Омске, в купеческой семье. В 1851 переехал вместе с родителями в Томск. Учился с 1854 в Томской мужской гимназии. В возрасте 17-ти лет уехал в Санкт-Петербург, где стал вольнослушателем университета. Там познакомился с Г. Н. Потаниным и С.

С.Шашковым. Принимал активное участие в основании и деятельности землячества студентов-сибиряков, в среде которых зародились идеи сибирского патриотизма. В 1863 году Ядринцев возвратился в Омск, работал учителем, совместно с Потаниным был организатором литературных чтений. Вслед за Потаниным в 1864 году переехал в Томск, где сотрудничал в газете "Томские губернские ведомости".

Колосовым был арестован. 2 года провёл в Омской тюрьме. Находясь в заключении, не прекращал литературных работ. Позднее написал книгу "Русская община в тюрьме и ссылке".В 1868 году был признан виновным в намерении отделить Сибирь от России и сослан в Шенкурск, Архангельской губернии. В 1874 получил помилование и переехал в Петербург, где устроился секретарём к местному председателю комиссии по тюремному надзору. В 1876 переехал в Омск, где состоял на государственной службе до 1880 года.

В 1878 году совершил первую комплексную экспедицию на Алтай как член Западно-Сибирского отдела Российского географического общества, изучал постановку переселенческого дела, собрал этнографический и ботанический материалы. В 1880 году в результате его второй экспедиции были составлены географические карты Телецкого озера, реки Чуи и её притоков, проведено много антропологических исследований. Был награждён золотой медалью ИРГО. Ядринцев посетил почти все районы Алтая, включая центр. высокогорную области.

Его статьи «О мараловодстве на Алтае», «Поездка по Западной Сибири и в Горно-Алтайский округ» и др. представляют научную ценность и в наши дни.

Во время экспедиции (1886, 1889, 1891) в Минусинский край и к верховьям Орхона открыл развалины Хара-Балгаса и древней монгольской столицы Каракорума, а также памятники древнетюркской письменности - орхоно-енисейские надписи. В 1881 году возвратился в Петербург, где в 1882 вышел самый значительный и актуальный труд Ядринцева "Сибирь как колония". 1 апреля 1882 основал в Петербурге газету "Восточное обозрение". В 1888 перевёл газету в Иркутск.

В литературных сочинениях тяготел к лирико-публицист. жанрам, в частности, к путевым очеркам, которые нередко носили обличительный характер. Выступал как критик и литературовед: статьи «Судьба сибирской поэзии и старинные поэты Сибири», «Начало печати в Сибири», о творчестве Н.

В. Гоголя, И.

С. Тургенева, Н. И. Наумова, С. Я.

Елпатьевского и др. В 1894 году, по личной просьбе, Ядринцев был назначен заведующим статистическим отделом Управления Алтайского горного округа. Прибыв в Барнаул, 7 июня из-за безответной любви будучи в состоянии аффекта, он покончил жизнь самоубийством - принял яд в доме купца Сулина.

Последние дни писателя отражены в документальной повести нашего современника И. П. Кудинова «Шесть дней в июле». Похоронен на Нагорном кладбище в Барнауле, гранитный памятник изготовлен на Колыванской шлифовальной фабрике по проекту архитектора Шулева.

Источник - «ru. wikipedia.

org/wiki/%D0%AF%D0%B4%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%86%D0%B5%D0%B2%2C_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87»