Болезни Военный билет Призыв

Я увидел во сне можжевеловый куст. Анализ стихотворения «Можжевеловый куст» Заболоцкого

«Можжевеловый куст» - одно из первых любовных стихотворений Н. Заболоцкого. Школьники изучают его в 7 классе. Предлагаем узнать о произведении больше, ознакомившись с кратким анализом «Можжевеловый куст» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано в 1957 году, посвящено жене поэта Екатерине Васильевне.

Тема стихотворения – боль, причиняемая любовью.

Композиция – Анализируемое стихотворение по смыслу делится на описание можжевелового куста и рассказ об улыбке любимой, лепетании ее уст. Н. Заболоцкий не разграничивает эти сцены, а тесно переплетает между собой.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – и четырехстопный анапест, рифмовка параллельная ААВВ.

Метафоры «аметистовых ягод услышал я звон», «я заметил во мраке древесных ветвей чуть живое подобье улыбки твоей», «остывающий лепет изменчивых уст» .

Эпитеты «металлический хруст», «невысокие эти стволы», «древесные ветви», «легкий лепет», «смертоносная игла», «золотые облака», «садик безжизнен и пуст» .

История создания

История создания анализируемого произведения связана с любовной драмой, разыгравшейся в семье Заболоцких. После очередного скандала с мужем Екатерина Васильевна ушла к другому мужчине. Поэт тяжело переживал это событие. Оказалось, брак распался не навсегда. Супруга вернулась к Заболоцкому. Это стало толчком для создания любовных произведений, среди которых и «Можжевеловый куст», написанный в 1957 г.

Тема

В центре произведения темы любви и боли, которую причиняет нежное чувство. Автор тесно переплетает эти, традиционные для литературы, мотивы с пейзажными. Система образов стихотворения оригинальная: лирический герой, его возлюбленная и можжевеловой куст.

В первых строках лирический герой признается, что ему приснился можжевеловой куст. Мужчина издалека услышал звон его ягод, и металлический звук пришелся ему по душе. Во сне герой ощутил запах смолы. Он захотел отогнуть ветви куста и замер: стволы напоминали улыбку любимой.

Постепенно лирический герой окунается в мысли о возлюбленной. Он вспоминает ее лепет и «изменчивые » губы. Нетрудно догадаться, что отношения с женщиной принесли герою разочарование и боль. Ее лепет оказался иглой, которая поражает насмерть.

Четвертый катрен контрастный по настроению. В нем лирический герой рассказывает об облаках за окном, видимо, их он увидел после пробуждения. Небо, кажется, кричит, что нужно жить дальше, облетевший садик напоминает о былом. Образ сада в анализируемом произведении символизирует душу героя.

В последних стихах мужчина обращается к можжевеловому кусту, говоря, что его простит Бог. На самом деле, адресатом этих слов является любимая женщина.

В стихотворении реализуется идея о том, что любовь приносит не только радость. Она может тяжело ранить, но нужно уметь прощать родному человеку.

Композиция

Анализируемое стихотворение делится на смысловые части: описание можжевелового куста и рассказ об улыбке любимой, лепетании ее уст. Обе части тесно переплетаются между собой. Формально произведение состоит из четырех катренов.

Жанр

Жанр стихотворения - элегия, так как в нем преобладают пейзажные и портретные зарисовки, наполненные переживаниями лирического героя. В строках преобладает грустное настроение. Стихотворный размер - четырехстопный анапест. В тексте использована параллельная рифмовка ААВВ.

Средства выразительности

В раскрытии темы важную роль играют средства выразительности. Они же позволили автору создать оригинальные образы можжевелового куста и любимой.

В каждую строфу поэт вплетает метафоры : «аметистовых ягод услышал я звон», «я заметил во мраке древесных ветвей чуть живое подобье улыбки твоей», «остывающий лепет изменчивых уст» . Эпитеты дополняют образы, воспроизводят эмоции лирического «Я»: «металлический хруст», «невысокие эти стволы», «древесные ветви», «легкий лепет», «смертоносная игла», «золотые облака», «садик безжизнен и пуст» .

Сравнений в тексте нет.


Николай Алексеевич Заболоцкий ушел из жизни 14 октября 1958 года. Но память о нем и его творчество остается с нами. В послелагерном десятилетнем наследии Николая Заболоцкого, почти целиком вошедшем в золотой фонд русской лирики, есть один шедевр из цикла "Последняя любовь". Это шестнадцатистрочный "Можжевеловый куст".

Чтобы понять и почувствовать внутреннюю суть прежде надо представить себе то, о чем не сказано в этом стихотворении.

После долгого бездомья Николай Заболоцкий получает жилье в новом писательском квартале. Знакомится и сходится с соседями, среди них - Василий Гроссман. Между ними начинается интеллектуальное общение, в котором участвуют их жены. Сам факт такой встречи двух великих писателей достоин внимания и интереса, тем более, что скоро между ними обнаруживается и трещина, причем, чисто идейная. Гроссман, язвительный и напористый, не видит разницы между сталинским и гитлеровским режимами. Заболоцкого это шокирует…



Аметистовых ягод услышал я звон
И во сне, в тишине мне понравился он.

…Поразительно: Гроссман, в ту пору еще не казненный за "Жизнь и судьбу", еще всерьез рассчитывающий получить Сталинскую премию, безжалостно клеймит Советскую власть, а Заболоцкий, которого эта Советская власть размазала по стене, - противится!..




…Улыбка - жены, Екатерины Васильевны Клыковой, той, которая разделила с ним многолетний ужас репрессий, слала в лагерь посылки, растила детей и ездила к нему в зону. Эта верная спутница обнаруживает вдруг страстный интерес к полемическому темпераменту Гроссмана. Беседуя, они гуляют вдвоем! Заболоцкий требует прекратить такие прогулки, она отвечает, что в них нет ничего эротического, это чисто дружеское общение, и было бы оскорбительно его прервать. Он указывает ей на дверь…

Можжевеловый куст, можжевеловый куст


…С патефонной иглы, не кончаясь, стекает "Болеро" Равеля. Николай Заболоцкий остается в одиночестве, не расставаясь с портретом изгнанной им жены.

Разлуки не выдерживают оба, и жена возвращается за считанные дни до его гибели. Счастье это? Горе? Поэт не мог соединить мыслью два эти таинства жизни. Заболоцкий, прошедший огни, воды и медные трубы, чувствует, как обе эти бездны намертво соединены в замысле мироздания…



Облетевший мой садик безжизнен и пуст…

Я увидел во сне можжевеловый куст,
Я услышал вдали металлический хруст,
Аметистовых ягод услышал я звон,
И во сне, в тишине, мне понравился он.

Я почуял сквозь сон легкий запах смолы.
Отогнув невысокие эти стволы,
Я заметил во мраке древесных ветвей
Чуть живое подобье улыбки твоей.

Можжевеловый куст, можжевеловый куст,
Остывающий лепет изменчивых уст,
Легкий лепет, едва отдающий смолой,
Проколовший меня смертоносной иглой!

В золотых небесах за окошком моим
Облака проплывают одно за другим,
Облетевший мой садик безжизнен и пуст...
Да простит тебя бог, можжевеловый куст!

Стихотворение «Можжевеловый куст» было написано Заболоцким в 1957 г., за год до смерти, и вошло в цикл «Последняя любовь». Оно было напечатано в последнем, четвёртом прижизненном сборнике стихов поэта, изданном в 1957 г.

Поэт женился в 27 лет на Екатерине Васильевне Клыковой, с которой воспитал двух детей. Жена вместе с детьми поехала вслед за мужем в ссылку, окружала его заботой и вниманием, не требуя ничего взамен. По свидетельству современников, Екатерина Заболоцкая всегда была мягкой, тихой и незаметной, не принимала участия в литературных беседах. А в 1955 г. внезапно ушла от Заболоцкого к его другу писателю Василию Гроссману, который, в отличие от мужа, проявлял к ней сочувствие и заботился о ней. Сам Заболоцкий в это время сошёлся с Натальей Роскиной, но жить с ней не смог.

Через два с половиной года, в 1958 г., измученная Екатерина Заболоцкая вернулась к мужу. Супруги были по-настоящему счастливы, но очень скоро у Заболоцкого случился второй инфаркт, после которого он прожил недолго.

Жанр интимной лирики появился в творчестве Заболоцкого на закате его жизни. Стихотворение напоминает песню. Поэт-бард Александр Суханов сочинил музыку на стихи Заболоцкого.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – непростые любовные отношения.

Основная мысль: отношения с любимой могут сильно ранить, но жизнь без неё пуста.

Стихотворение состоит из четырёх строф. Первые две сосредоточены на личности лирического героя, который описывает свои ощущения от встречи с можжевеловым кустом. Четыре строчки из восьми начинаются местоимением «я», а все грамматические основы, кроме безличной конструкции, состоят из подлежащего «я» и глаголов «увидел», «услышал», «почуял», «заметил». В этих строфах лирический герой ассоциирует можжевеловый куст с возлюбленной.

Третья строфа благодаря анафоре «можжевеловый куст» напоминает песенный припев. В ней описана вся драма лирического героя – страх измены, подобной смертоносному уколу в сердце. Лирический герой обращается к можжевеловому кусту.

Последняя строфа – описание состояния лирического героя после измены. Стихотворение представлено как сон лирического героя, чья жизнь без жены подобна сну, небытию.

Тропы и образы

Можжевеловый куст в стихотворении лишь отдалённо напоминает настоящий, у которого листья видоизменены в колючки, совсем не похожие на металлические. От куста в стихотворении веет опасностью и притягательностью. Металлический хруст, очевидно, игл, соединён со звоном аметистовых ягод (эпитеты). Литературоведы отмечают, что после ухода жены Заболоцкий постоянно включал патефонную пластинку с «Болеро» Равеля. Возможно, металлическая игла патефона напомнила ему колючки можжевельника.

«Лёгкий запах смолы» (эпитет) влечёт героя, так что он находит «во мраке древесных ветвей» (метафора) чуть живое подобие улыбки возлюбленной (метафора).

Фрейд многое мог бы рассказать об описанном сне лирического героя, но и не углубляясь в учение Фрейда можно сказать, что куст можжевельника для лирического героя символизирует возлюбленную.

Именно тогда, когда лирический герой достигает гармонии, лёгкий лепет изменчивых уст (метафорический эпитет) колет героя смертоносной иглой (метафора измены).

Умиротворяющий пейзаж «внешнего мира» метафорически обозначен как окошко, где видны золотые небеса (эпитет) и проплывают облака. Во внешнем мире ничего не меняется, несмотря на личную трагедию лирического героя. В последней строфе он противопоставлен внутреннему миру героя (метафора «облетевший мой садик безжизнен и пуст»).

Последняя строфа – обращение к можжевеловому кусту (а значит – к любимой). Формула вежливости «да простит тебя бог» отражает горечь лирического героя, который сам простить не может.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным анапестом. Рифмовка парная, мужские рифмы делают строчки твёрдыми, рубленными, этому же способствуют восклицательные предложения, которыми заканчиваются третья и четвёртая строфы.

Стихи Николая Заболоцкого, не являясь поэзией масс, высоко ценимы в литературных кругах и любителями поэзии. Особое видение окружающего мира и своеобразные способы передачи читателю своих ощущений выделяют его из ряда известных поэтов эпохи смены политических формаций. Особым разделом творчества является лирика Заболоцкого, с её ни с чем несравнимыми образами и оттенками чувств.

Смолистый запах вернувшейся любви

Мелодичность стихотворения «Можжевеловый куст» может соперничать со средневековыми балладами и старинными романсами. Неожиданность образов и ассоциаций поражает. Для понимания этих образов следует обратиться к биографии поэта. Сложный период в жизни, когда произошёл раскол в его семейной жизни, продолжался довольно длительное время. После того, как любимая женщина вернулась к нему, поэт переживает вторую молодость, второе ощущение любви и счастья. Возможно, это возродившееся чувство является наиболее сильным в жизни поэта.

Стихотворение написано в 1957 году, когда ему было уже за 50, и вошло в цикл «Последняя любовь». У каждого человека есть свой символ любви, для Заболоцкого им оказался можжевельник. Вечнозелёное растение, которое не опадает осенью и, которое несёт на себе жёсткие иглы. Многоствольный ярко-зелёный куст с сине-фиолетовыми ягодами. Он как бы показывает многоплановость, многогранность любви, а жёсткие «аметистовые» ягоды символизируют их особое, необычное применение. «Аметистовых ягод услышал я звон... Чуть живое подобье улыбки твоей». Такой образ любви поэтом выбран не зря, можжевельник, скорее, символ чего-то давнего и чудом сохранённого, чем живое трепещущее чувство. В тоже время, терпкий смолистый запах напоминает о вечном и возвышенном. Вернувшаяся любовь уже не нуждается в пылких словах и признаниях, теперь это чувство неизменно и забальзамировано. И только в последних строках стихотворения ощущается лёгкая грусть по утерянному времени, любовь вернулась с большим опозданием. «Облетевший мой садик безжизнен и пуст… Да простит тебя бог, можжевеловый куст!». Поэт умер в 1958 году, через год после написания этого стихотворения.

Мелодия любви

Ритм этого стихотворения так похож на напевную мелодию гитарного перебора. Игра постоянно перемежающихся мягких сонорных согласных с твёрдыми создаёт особый двойственный ритм. Поэт погружает читателя в какую-то фантастическую нереальность.

Обладая несомненным талантом иносказания, Заболоцкий воздействует своими сравнениями и образами на подсознание, взывая к чувствам и не заботясь об каком-либо осмыслении. Как ненужно осмысление в любви, как не нужны слова и «лёгкий лепет» являющиеся просто декорацией чувств.