Болезни Военный билет Призыв

Взаимодействие школы и семьи. Сотрудничество семьи и школы. Его роль в воспитании Презентация принципы взаимодействия семьи и образовательных учреждений

Cлайд 1

Cлайд 2

«Помните, что ребенок – зеркало жизни своих родителей» А.С. Макаренко Семья – это та первичная среда, где маленький человек учится творить добро, быть упорным в труде, выбирать четкую цель жизни, получает ценностные ориентиры поведения в обществе. Ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия в семье – только отношение к ребенку. Трудный подросток – это ребенок, в отношении которого нарушен принцип справедливости: он лишен счастливого детства. В его семье отсутствуют любовь и ответственность друг за друга, нарушено взаимодействие членов семьи между собой, а значит, не может быть динамики, побуждающей и поддерживающей здоровый рост личности ребенка. И неправильное воспитание, и несвоевременное лечение, и неверное отношение к ребенку – все это может изуродовать развитие его личности.

Cлайд 3

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.

Cлайд 4

Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.

Cлайд 5

Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка.

Cлайд 6

Формы взаимодействия педагогов и родителей Родительское собрание Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей Презентации опыта семейного воспитания в средствах массовой информации Вечера вопросов и ответов Диспут, дискуссия Встречи родительской общественности с администрацией школы, учителями Индивидуальная работа, групповые формы взаимодействия Родительский актив Родительский клуб

Cлайд 7

Родительское собрание - одна из основных форм работы с родителями. На нем обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов. Классный руководитель направляет деятельность родителей в процессе его подготовки. Собрания не должны сводиться к монологу учителя. Это - взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний может быть разнообразной: "Мы -одна семья", "О доброте и милосердии", "Учимся общению","Психологический климат в коллективе" и др.

Cлайд 8

Диспут, дискуссия - обмен мнениями по проблемам воспитания – одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Она позволяет включить их в обсуждение важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление. Результаты дискуссий воспринимаются с большим доверием. Педагоги знакомят родителей с требованиями к организации работы по предмету, выслушивают пожелания родителей. В процессе совместного обсуждения возможно составление программ действий, перспективных планов совместной работы. Индивидуальная работа, групповые формы взаимодействия педагогов и родителей. Особенно важной формой является деятельность родительского комитета. Родительский актив - это опора педагогов и при умелом взаимодействии они успешно решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации классных, школьных дел, решению проблем жизни коллектива. Родительский клуб проводится в форме встреч и требует от организаторов специальной подготовки. Цель клуба - вовлечь родителей в обсуждение вопросов воспитания. Главное условие успеха таких встреч, дискуссий - добровольность и взаимная заинтересованность.

Cлайд 9

I тип – семьи с высоким уровнем нравственных отношений. Это семьи, где родители умеют организовать жизнь и деятельность детей в соответствии с целями воспитания и возрастом ребенка. II тип – семьи, обеспечивающие положительную направленность в воспитании. Семьи, где родители контролируют образовательную и воспитательную деятельность ребенка, но ребенку уделяется недостаточно времени для общения с родителями (нет совместной досуговой деятельности). III тип – внешне благополучные семьи. Семьи, где между родителями нет единства в воспитании ребенка, большая часть времени отдается работе, поэтому поступки и деятельность ребенка часто не контролируется родителями. IV тип – конфликтные семьи. Семьи, находящиеся в стадии развода, родители живут под одной крышей, часто ссорятся, скандалят, нет нормальных взаимоотношений между членами семьи. V тип – неблагополучные семьи. Семьи, где отсутствуют четкие ориентиры воспитания детей, родители пьют, ребенок, как правило, имеет асоциальное поведение (хулиганит, бродяжничает).

Cлайд 10

Считают ли родители свои знания о воспитании детей достаточными? 52% ответили, что все же не вполне 60% получают необходимую информацию о воспитании из СМИ 45% считают полезными беседы с учителями 35,5% предпочитают обращаться за информацией, читая специальные книги 50% самой важной проблемой в воспитании считают взаимное непонимание детей и взрослых, 25,5 % опрашиваемых говорят о том, что именно лень детей мешает им поддаваться воспитанию родителей 24,5% видят проблему в успеваемости детей 51 % считают, что в их отношениях с ребенком нет необходимости что-либо менять 12 % сообщают о недостаточном взаимопонимании 6 % осознанно понимают, что их детям необходимо больше любви и нежности, однако не всегда хватает времени уделить ребенку внимание 91,5 % родителей возникшие проблемы в воспитании ребенка предпочитают решать внутри семьи 27,5 % остро нуждаются в помощи психолога 19,5 % обращаются к нему 39,5% нуждаются в помощи педагога 19,5% обращаются за советом к учителям школы 10% просят помощи знакомых 4,5 % обращаются к специалистам социально-психологической службы

Cлайд 11

Повышение воспитательного потенциала семьи, педагогической культуры родителей возможно при условии положительно направленного взаимодействия семьи и школы. Такое взаимодействие предполагает равноправные позиции педагогов и родителей в воспитании, развитии личности ребенка. С этим полностью согласны 57,5 % опрашиваемых родителей. Существует и тот факт, что 7,5 % считают, что школа и улица оказывают большое влияние на ребенка, 3,5 % считают, что именно школа, так как там ребенок проводит много времени. Тогда как 15,5 % респондентов уверены, что безусловно - семья, и 22% говорят: в большей мере - семья. 54% родителей считают, что обязанностью семьи является прежде всего воспитание. 33% опрашиваемых хотели бы получать от школы информацию об особенностях развития ребенка, 25% считают, что школа может помочь в разрешении проблем учеников проведением специальных практических занятий, 20 % опрашиваемых полезны лекции о воспитании в стенах школы. А на вопрос: как Вы думаете, в какой помощи больше всего от Вас нуждается школа? 54% родителей ответили: в - материальной, 36% в организационной, 11,5% в информационной.

Cлайд 12

Организация совместной деятельности родителей и детей Формы познавательной деятельности: общественные форумы знаний, творческие отчеты по предметам, дни открытых уроков, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, совместные олимпиады, выпуск предметных газет, заседания, отчеты научных обществ учащихся и т. д. Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Это могут быть конкурсы: «Семья-эрудит», «Семейное увлечение»; читательские конференции «Круг семейного чтения» и др. Формы трудовой деятельности: оформление кабинетов, благоустройство и озеленение школьного двора, посадка аллей, создание классной библиотеки; ярмарка-распродажа семейных поделок, выставки «Мир наших увлечений» и др. Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей, соревнования, конкурсы, КВНы, туристические походы и слеты, экскурсионные поездки. В домашних клубах выходного дня родители организуют деятельность детских групп, сформированных с учетом интересов и симпатий. Широкое распространение получают семейные праздники и фестивали: День матери, День отца, День бабушек и дедушек, День моего ребенка, День взаимного благодарения; игровые семейные конкурсы: Спортивная семья, Музыкальная семья, конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек, конкурс «Мужчины на поверке» (соревнования между отцами и сыновьями) и др. Совместная деятельность в творческих объединениях различной направленности, музеях и т. п. Эффективность воспитательной системы образовательного учреждения характеризуется, наряду с другими факторами, взаимодействием с семьей, утверждением родителей как субъектов целостного образовательного процесса совместно с педагогами и детьми.

Cлайд 13

Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в общеобразовательном учреждении важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей, родителей. Педагогам в школе чаще всего приходится мириться с данностью семейного микроклимата обучающегося, помогать ему в решении личных проблем на основе педагогической поддержки, вовлечения ребенка в общую деятельность, оказывать помощь в реализации его творческих интересов. Следовательно, целесообразно значительную часть воспитательного процесса организовывать совместно с учащимися и родителями, а возникшие проблемы и задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия для достижения более высоких результатов. В своей каждодневной работе хотелось бы донести до сердца каждого родителя следующие строки: «Ничего не нужно. Только Терпение. И скромность. Мир в сердце. Тишина. Немного понимания, внимания к «Другому»… Нужна любовь. Спросите у своей совести. Должно быть, в Вас остались нервозность, плохое настроение, злость. Ребенок не ошибается, он возвращает Вам ваше изображение.» Ф. Лебойе

1 слайд

2 слайд

Цель: поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах ребенка.

3 слайд

«Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги» Макаренко

4 слайд

Главные задачи: Единство процесса воспитания в школе и семье с целью всестороннего развития личности каждого ребенка. Изучение воспитательных возможностей семей. Повышение педагогической культуры родителей. Оказание воспитательной помощи семье. Совместная работа педагогического коллектива и родителей по преодолению трудностей. Общая заинтересованность учителей и родителей в организации гуманной педагогической Среды вокруг каждого ребенка. Умение координировать усилия семьи и школы.

5 слайд

“Как можно меньше вызовов в школу родителей для моральных нотаций детям, для устрашения сыновней отцовской “сильной рукой”, для предупреждения об опасностях, “если и дальше так будет продолжаться”, – и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, душе, в тетради, дневнике, – все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения – это уродливое воспитание”. В.А. Сухомлинский

6 слайд

7 слайд

Схема анализа ситуаций: Дайте качественную оценку поведения учителя и родителя в данной ситуации. Проанализируйте ошибки, допущенные ими. Предложите правильное решение данной ситуации с вашей точки зрения. В какой степени учитываются интересы личности ребенка в данной ситуации и в вашем варианте ее решения?

8 слайд

Правила взаимодействия и способы установления контактов с семьей: Действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Ориентация на успешное развитие личности.

9 слайд

10 слайд

11 слайд

12 слайд

13 слайд

14 слайд

Рефлексия Какие чувства и трудности испытывал каждый из участников? Как педагоги пришли к победе? Что помогло им выполнить задание? Что чувствовали наблюдатели, не участвующие в упражнении, относительно данного задания и его выполнения?

16 слайд

Памятка педагогу: Учитывайте личные интересы родителей, их возможность посещения школы и родительских собраний. Ведите беседу с родителями в подходящей обстановке, не на ходу. Обращайтесь к родителям по имени и отчеству. Умейте расположить родителей к себе. Не вызывайте огонь на себя, станьте собеседником, умейте слышать и слушать. Не оскорбляйте родительские чувства и помыслы; в каждом ребенке найдите положительные черты и качества. Хвалите ребенка и родителей при всех, о проблемах говорите индивидуально. Обращение к родителям посредством дневника или письменного сообщения должно быть уважительным, лаконичным и конкретным.

17 слайд

Решение педагогического совета Администрации и педагогическому коллективу школы в своей работе ориентироваться на “Правила педагогической этики работы с родителями”; в просветительской работе с семьей и консультировании руководствоваться “Памяткой педагогу”. Классным руководителям обратить внимание на необходимость разнообразия форм проведения родительских собраний, чаще использовать нетрадиционные формы. Активизировать деятельность по привлечению родителей к совместной работе по различным направлениям (совместные праздники, приглашение на выставки работ учащихся, совместное оформление стенгазет и т.д.). Возобновить работу родительского всеобуча Проведение общешкольных родительских собраний по параллелям (младшая школа, среднее звено, старшая школа Классным руководителям на родительских собраниях распространить практические советы и идеи, оформленные памяткой родителям “Мы вместе”. Проведение в конце учебного года анкетирования родителей учащихся “Удовлетворенность учебным процессом и внеклассной деятельностью.


  • это личность, имеющая свои позиции,
  • умеющая избирать приоритеты,
  • определять значимость своих поступков,
  • находить собственный смысл в жизни,
  • принимать решения,
  • брать ответственность за свои слова и поступки,
  • осознавать себя
  • не потеряться в современном обществе


и матерей» (В.А. Сухомлинский – педагог-новатор, писатель)

2) «Самое сложное в работе с детьми – эта работа

3) «Если ребёнок не будет чувствовать, что его дом –

это там где живут его родители, то он сделает своим

домом улицу»

(Н. де Ротшильд – французская писательница)

4) «Лучшая школа дисциплины – есть семья»

(С.Смайлс - шотландский писатель и реформатор)

5) «Родители меньше всего прощают своим детям те

пороки, которые они САМИ им привили»

(И.Шиллер - немецкий писатель)

6) «Для успешной работы педагога с родителями нужно

чётко помнить, что ребёнок – есть продукт собственной

семьи.А семьи, к сожалению, бывают разные.»

(А.Шаталов – поэт, критик, издатель).


« Какие разные семьи »

Р.Быков « Я сюда больше не вернусь »

Киножурнал « Ералаш »

« Мама, папа, я дружная семья » .


« Что ждут родители от учителя »

Хорошего отношения к детям – 65%

Справедливых оценок – 50%

Прочных знаний (профессионализма) – 55%

Индивидуальной помощи в учебе – 70%

-вооружать родителей знаниями в области педагогического и

психологического процесса обучения – 20%

-совместной работы по воспитанию детей – 45%

-быть “второй мамой” со всеми прилагающимися

обязанностями – 35%

чтобы мы полностью изолировали их от воспитания детей)


Взаимодействие школы и семьи – залог успешности ребенка. Подготовила: Тухватуллина Н. М., учитель начальных классов МБОУ «Лицей №8» городского округа город Салават Республики Башкортостан. «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома…» Л. Н. Толстой. Семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его развития, где закладывается основа будущей личности. Семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его развития, где закладывается основа будущей личности. Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач школы. Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач школы. Задача учителя – помочь родителям осознать свою родительско-воспитательную миссию, как величайшую ответственность за будущее ребенка. Важно и то, что воспитание учащихся в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Задача учителя – помочь родителям осознать свою родительско-воспитательную миссию, как величайшую ответственность за будущее ребенка. Важно и то, что воспитание учащихся в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Цель сотрудничества школы и семьи – создание особого уклада школьной жизни для развития творческого взаимодействия школы и семьи, способствующего самоопределению и самореализации школьника. Цель сотрудничества школы и семьи – создание особого уклада школьной жизни для развития творческого взаимодействия школы и семьи, способствующего самоопределению и самореализации школьника. Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом можно организовать с помощью следующих форм деятельности: Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом можно организовать с помощью следующих форм деятельности:

  • участие родителей в работе Совета школы;
  • участие родителей в работе родительского комитета.
Главными формами взаимодействия классного руководителя с семьёй является Главными формами взаимодействия классного руководителя с семьёй является индивидуальная и групповая формы работы. Индивидуальные Индивидуальные Беседа Посещение консультации на дому Групповые Родительские Конференции Вечера собрания вопросов и ответов К нетрадиционным формам К нетрадиционным формам работы с родителями относятся:
  • родительские чтения;
  • родительские вечера;
  • родительские тренинги.
При работе с родителями важно соблюдение правил:
  • Не говорить с родителями в гневе, не поучать их, а только советовать.
  • Своими поступками и поведением убеждать родителей и детей в том, что от меня нечего скрывать.
  • Не говорить на собраниях о неудачах учащихся, но и не умалчивать о них вовсе (о неудачах и отметках говорить в индивидуальной беседе).
  • Всегда можно найти, за что родителям сказать спасибо.
  • В общении с родителями стараться быть доброжелательной, внимательной, тактичной, требовательной.
  • Помнить правило: ребёнок – главная цель общения.
Мы, педагоги, прекрасно понимаем, что родители доверили нам самое дорогое сокровище – своих детей, и наша обязанность – оправдать это доверие, а это возможно только при тесном сотрудничестве, общности дел, взаимопонимании всех сторон, к чему мы и стремимся. Мы, педагоги, прекрасно понимаем, что родители доверили нам самое дорогое сокровище – своих детей, и наша обязанность – оправдать это доверие, а это возможно только при тесном сотрудничестве, общности дел, взаимопонимании всех сторон, к чему мы и стремимся. Так кому же мы помогаем? Себе? Ученикам? Родителям? Вопрос остаётся открытым. Но самое главное, чтобы всем от такого сотрудничества было чуть лучше, чуть уютнее, чуть теплее. И тогда школа сможет помочь детям и родителям успешно справиться с проблемами. Так кому же мы помогаем? Себе? Ученикам? Родителям? Вопрос остаётся открытым. Но самое главное, чтобы всем от такого сотрудничества было чуть лучше, чуть уютнее, чуть теплее. И тогда школа сможет помочь детям и родителям успешно справиться с проблемами. Спасибо за внимание!!! Статья «Взаимодействие с семьёй». Статья «Взаимодействие с семьёй». Научно-практический журнал «Завуч начальной школы» №5, 2008 год. Статья «Единство семьи и школы в воспитании учащихся». Научно-практический журнал «Завуч начальной школы» №1, 2007 год. Статья «Организация сотрудничества учителей, учащихся и родителей в образовательном процессе». Научно-практический журнал «Завуч начальной школы» №1, 2006 год.