Болезни Военный билет Призыв

Всероссийская олимпиада школьников по физике 8. Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по физике (8 класс)

О сновными целями и задачами Олимпиады являются выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, пропаганда научных знаний.

Время выполнения:

60 мин -7, 8 классы - 4 задания;

1 час 30 мин - 9 классы - 4 задания

2 часа - 10,11 классы - 5 заданий.

Олимпиада проводится в один тур индивидуальных состязаний участников. Отчёт о проделанной работе участники сдают в письменной форме. Дополнительный устный опрос не допускается.

Для выполнения заданий учащимся рекомендуем пользоваться калькулятором и набором таблиц. Для успешного выполнения работы в 9 классе необходимо выдать учащимся таблицу теплоемкостей и удельной теплоты плавления.

Жюри олимпиады оценивает записи, приведенные в чистовике. Черновики не проверяются. Все пометки в работе участника члены жюри делают только красными чернилами. Баллы за промежуточные выкладки ставятся около соответствующих мест в работе. Итоговый балл за задачу ставится в конце решения. Член жюри заносит балл в таблицу на первой странице работы и ставит свою подпись.

В случае неверного решения необходимо находить и отмечать ошибку, которая к нему привела.

Правильный ответ, приведенный без обоснования или полученный из неправильных рассуждений, не учитывается. Если задача решена не полностью, то этапы ее решения оцениваются в соответствии с критериями оценок по данной задаче.

Максимальное количество баллов при правильном решении задачи для 7 - 9 классов- 5 баллов.

Проверка работ осуществляется согласно стандартной методике оценивания решений:

Баллы

Правильность (ошибочность) решения

Полное верное решение

Верное решение. Имеются небольшие недочеты, в целом не влияющие на решение.

Решение в целом верное, однако, содержит существенные ошибки (не физические, а математические).

Найдено решение одного из двух возможных случаев.

Есть понимание физики явления, но не найдено одно из необходимых для решения уравнений, в результате полученная система уравнений не полна и невозможно найти решение.

Есть отдельные уравнения, относящиеся к сути задачи при отсутствии решения (или при ошибочном решении).

Решение неверное, или отсутствует.

Максимальное количество баллов для 7, 8, 9 классов - 20, для 10, 11 классов -25 баллов.

Школьный этап. 2015-2016 учебный год.

8 класс

Табурет массой 2 кг стоит на четырёх ножках, след каждой из которых имеет форму квадрата стороной 3 см. Чему равна масса кота, сидящего на табурете, если давление табурета вместе с котом на пол равно 20 кПа?

На рисунке изображены рычаги, на которых имеются крючки, прикрепленные через одинаковые расстояния. Крючки пронумерованы от -3 до 3, причем 0 приходится на середину рычага. К некоторым крючкам прикреплено по нескольку грузов одинаковой массы. Имеется еще один такой же не подвешенный груз. К крючку с каким номером n его нужно подвесить, чтобы рычаг находился в равновесии? Решите задачу для каждого из трех случаев, представленных на рисунке.

3. Из Нижнего Новгорода в сторону Москвы с интервалом в 10 минут вышли два электропоезда со скоростью 54 км/ч. Какую скорость имел встречный поезд, если он встретил второй поезд через 4 минуты после первого?

4. Металлический стержень нагревают, поместив один его конец в пламя (см. рисунок). Через некоторое время температура металла в точке А повышается. Каким способом происходит передача энергии?

Всероссийская олимпиада школьников по физике.

Школьный этап.

2015-2016 учебный год.

Ответы и краткие решения

8 класс

1. Решение: Запишем выражение для давления p , которое табурет (вместе с котом) оказывает на пол: , где m и M - массы табурета и кота, S - площадь следа одной ножки. Отсюда найдём массу кота: .

Ответ: 5,2 кг.

2. Решение . Обозначим через массу одного груза, - расстояние между соседними крючками. Применим для каждого случая правило рычага:

(а) , отсюда ,

(б) , отсюда ,

(в) , отсюда .

3. Решение.

Расстояние между электропоездами

км. Это же расстояние встречный поезд проходит за мин со скоростью . Следовательно, , откуда км/ч. Ответ: 81 км/ч.

4. Ответ : в основном путем теплопроводности.

Всероссийская олимпиада школьников по физике (2016-2017 уч.г.) Школьный этап, 7 класс

Решения

Задача 1.

Оптический микроскоп позволяет различить объекты размером около 0,0000003 м. Можно ли в такой микроскоп увидеть капельку воды, по диаметру которой укладывается сто, тысяча, миллион молекул? Поясните ответ. Диаметр молекулы воды равен примерно 0,0000003 мм. Можно ли в такой микроскоп увидеть молекулу воды?

(10 баллов)

Задача 2.

Пассажир, сидящий у окна в поезде А, идущего со скоростью v 1 = 72 км/ч, видит встречный поезд Б в течение некоторого времени. Если бы оба поезда двигались в одном направлении при неизменных скоростях, то время наблюдения пассажиром поезд Б увеличилось бы втрое. Определите скорость v 2 поезда Б.

(15 баллов)

Возможное решение
Пусть длина поезда L. При встречном движении поездов пассажир видит поезд Б в течение времени , а при движении поездов в одном направлении – за Так как t 2 = 3t 1 , то 3|v 2 - v 1 | = v 2 + v 1 . При v 2 > v 1 имеем 3(v 2 - v 1) = v 2 + v 1 или v 2 = 2v 1 = 144 км/ч. При v 2 < v 1 имеем 3(v 1 - v 2) = v 2 + v 1 или v 2 = 20 v 1 /2 = 36 км/ч.
Баллы
(длина поезда, время наблюдения поезда Б при встречном движении, время наблюдения поезда Б при движении поездов в одном направлении); : 3| v 2 - v 1 | = v 2 + v 1 ; (для случая v 2 > v 1 и v 2 < v 1); в общем виде приведена конечная формула (v 2 = 2v 1 , v 2 = 20 v 1 /2) представлен правильный ответ с указанием единиц измерения искомой величины (v 2 = 144 км/ч, v 2 = 36 км/ч).

Задача 3.

Вам даны кастрюля, ведро с водой и чайник, в который необходимо как можно точнее налить воду объемом 2,5 л. Как это можно сделать? (Вместимость ведра - 8 л, кастрюли 5 л, чайника – 3 л) Сделайте пояснительный рисунок.

(5 баллов)

Задача 4.

Два друга, Петр и Павел, поехали на поезде. У Петра был билет в первый вагон, а у Павла - в последний (вагоны нумеруются от локомотива). На одной из промежуточных остановок локомотив перецепили к хвосту поезда, так, что Петр приехал в конечный пункт в последнем вагоне, а Павел - в первом. Сравните пути вагонов, в которых ехали Петр и Павел. Ответ поясните.

(5 баллов)

Возможное решение
В процессе перецепления локомотива расстояние между любыми двумя вагонами, очевидно, не менялось, так как вагоны не расцеплялись. Таким образом, независимо от способа перецепления локомотива, в процессе перецепления вагоны прошли одинаковое расстояние. Также можно заметить, что и до промежуточной остановки, и после нее вагоны также проходили одинаковый путь. Итого, пути вагонов, в которых ехали Петр и Павел, одинаковы.
Критерии оценивания выполнения задания Баллы
Приведено полное верное объяснение, включающее следующие элементы: Указано, что: вагоны не расцеплялись; в процессе перецепления локомотива расстояние между любыми двумя вагонами не менялось; в процессе перецепления вагоны прошли одинаковое расстояние; до промежуточной остановки, и после нее вагоны также проходили одинаковый путь; представлен правильный ответ: пути вагонов, в которых ехали Петр и Павел, одинаковы .

Всероссийская олимпиада школьников по физике (2016-2017 уч.г.) Школьный этап, 8 класс

Решения

Задача 1.

Сколько нужно смешать горячей воды, имеющей температуру 80 0 С, и холодной, имеющей температуру 20 0 С, чтобы получить 60 л воды с температурой 40 0 С? Плотность воды 1000 кг/м 3 .

(10 баллов)

Возможное решение
Пусть m г – масса горячей воды, тогда масса холодной воды m х = m – m г = rV - m г. В результате теплообмена горячая вода отдает количество теплоты Q г = сm г (t г – t), а холодная вода получает количество теплоты Q х = сm х (t – t х), где t – температура смеси и t г (t х) – температура горячей (холодной) воды. Согласно уравнению теплового баланса Q г = Q х. Из уравнения сm г (t г – t) = с(rV - m г)(t – t х) находим m г = ; m г = 20 кг, m х = 40 кг.
Критерии оценивания выполнения задания Баллы
Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы: описаны все вновь вводимые в решении буквенные обозначения физических величин (масса горячей (холодной) воды, температура воды) правильно записаны формулы, выражающие закономерности, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом : m х = m – m г = rV - m г Q г = сm г (t г – t) - количество теплоты отдает горячая вода Q х = сm х (t – t х) - количество теплоты получает холодная вода сm г (t г – t) = с(rV - m г)(t – t х) проведены необходимые математические преобразования и расчёты, приводящие к правильному числовому ответу ; m г = представлен правильный ответ с указанием единиц измерения искомой величины m г = 20 кг m г = 40 кг

Задача 2.

Два поезда одновременно выехали из пунктов А и В навстречу друг другу. Первый поезд прибыл в пункт В через t 1 = 4 часа после встречи поездов, а второй в пункт А через t 2 = 9 часов после встречи. Определите, сколько часов был в пути первый поезд.

(10 баллов)

Возможное решение
Пусть v 1 (v 2) -скорость первого (второго) поезда, t – время встречи поездов. Из условия задачи v 1 t = v 2 t 2 , v 2 t = v 1 t 1 получим или . Таким образом, первый поезд был в пути T = t + t 1 = = 10 часов.
Критерии оценивания выполнения задания Баллы
Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы: описаны все вновь вводимые в решении буквенные обозначения физических величин (скорость первого (второго) поезда, время встречи поездов; общее время в пути первого поезда) правильно записаны формулы, выражающие закономерности, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом : v 1 t = v 2 t 2 v 2 t = v 1 t 1 проведены необходимые математические преобразования и расчёты, приводящие к правильному числовому ответу ; T = представлен правильный ответ с указанием единиц измерения искомой величины (T = 10 часов).

Задача 3.

На легком жестком двухъярусном рычаге, сложной конструкции, уравновешены 4 груза. Длины частей рычага заданы на рисунке. Найдите массу неизвестного груза (m x ), если массы трех остальных грузов известны (m = 6 кг)?

(10 баллов)

Возможное решение
Несмотря на сложную конструкцию нижней «полки» рычага, для системы (рычаг + грузы) можно воспользоваться правилом моментов сил. Вычислим моменты сил относительно точки подвеса. 𝑚𝑔3𝐿+3𝑚𝑔𝐿=𝑚4𝐿+𝑚 𝑥 𝑔3𝐿. Откуда 𝑚 𝑥 =2m/3=4 кг.
Критерии оценивания выполнения задания Баллы
Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы: выполнен рисунок с указанием всех действующих сил ; указано плечо каждой силы ; правильно записаны формулы, выражающие закономерности, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом: правило моментов сил : 𝑚𝑔3𝐿+3𝑚𝑔𝐿=𝑚𝑔4𝐿+𝑚 𝑥 𝑔3𝐿 Проведены необходимые математические преобразования и расчёты, приводящие к правильному числовому ответу: 𝑚 𝑥 =2m/3 представлен правильный ответ с указанием единиц измерения искомой величины: 𝑚 𝑥 =4 кг.

Задача 4.

Кусок пористого льда (содержащего воздушные пузырьки) плавает в воде, погрузившись на 1/2 своего объема. Какую часть объема всего куска льда занимают воздушные пузырьки, если отношение плотностей льда и воды равно 0,9?

(10 баллов)


Похожая информация.


(2014 – 2015 учебный год)

Решение заданий оформляются в тетради. Не забудьте поставить на титульном листе тетради ваш идентификационный код и класс!

Задача № 1 (максимальный балл – 10 )

Сосуд со 100г воды при температуре 0оС 15мин 2оС 100г льда, то он растаял за 10ч . По этим данным рассчитайте удельную теплоту плавления льда?

Задача № 2 (максимальный балл – 6 )

Из Москвы в Пушкино с интервалом t=10 мин v1 = 30 км/ч . С какой скоростью v2 двигался поезд, идущий в Москву, если он повстречал эти электропоезда через промежуток времени τ = 4 мин один после другого.

Задача № 3 (максимальный балл – 8 )

Задача № 4 (максимальный балл – 4 )

Герметично закрытая коробка массой 0.1 кг и размерами 5×10×10 см плавает на поверхности воды. Снизу к коробке подвесили алюминиевый грузик такой, что она целиком погрузилась в воду, но продолжает плавать в ней. Найти массу грузика, если плотность алюминия 2.7 г/см3 , а плотность воды 1 г/см3 .

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по физике 2014-2015 учебный год

Решение задач

1. Сосуд со 100г воды при температуре 0оС был подвешен посередине комнаты. Через 15мин температура воды поднялась до 2оС . Когда же в сосуде изначально при той же температуре находилось 100г льда, то он растаял за 10ч . По этим данным рассчитайте удельную теплоту плавления льда? (10 баллов )

Вариант решения:

Количество теплоты, получаемой в единицу времени водой и льдом, примерно одинаково, так как разность температур воды и комнатного воздуха примерно такая же, как и льда и воздуха. За 15мин вода получила тепло

Следовательно, лёд за 10ч (600мин) получил тепла.

Отсюда следует, что удельная теплота плавления льда .

Ответ: λ = 3.36·105Дж/кг.

Критерии оценивания:

2. Из Москвы в Пушкино с интервалом t=10 мин вышли два электропоезда со скоростью v1 = 30 км/ч . С какой скоростью v2 двигался поезд, идущий в Москву, если он повстречал эти электропоезда через промежуток времени τ = 4 мин один после другого. (6 баллов)

Вариант решения:

Расстояние между электропоездами S = v1t , c другой стороны S = v1 τ + v2 τ отсюда v2 = v1 (t – τ)/ τ = 45 км/ч.

Вариант решения :

Нормальное атмосферное давление равно приблизительно P ≈105Па . Значит вес атмосферного столба воздуха площадью 1 м2 P=105H . Зная поверхность земного шара можно подсчитать массу всей атмосферы Земли. Площадь поверхности Земли S = 4 πR2 , где R = 6370 км – средний радиус Земли.

Масса атмосферы Земли M=SP/g ≈5 1018 кг.

Критерии оценки

4. Герметично закрытая коробка массой 0.1 кг и размерами 5x10x10 см плавает на поверхности воды. Снизу к коробке подвесили алюминиевый грузик такой, что она целиком погрузилась в воду, но продолжает плавать в ней. Найти массу грузика, если плотность алюминия 2.7 г\см3 , а плотность воды 1 г\см3 (4 балла)

Вариант решения :

Условие равновесия имеет вид

Fарх1 + Fарх2 = m1g + m2g (1);

ρв = (mx g) / ρ1 + ρвv1g = m1g +mxg , где mx - масса грузика

ρвV1-m1 = mx (1-ρв/ ρ1), где ρ1 – плотность алюминия

mx = (ρвv1-m1)/(1-(ρв/ ρ1)) (2)

Ответ: 635 г.

В этом разделе собраны примеры олимпиадных заданий по физике. Мы советуем обратить внимание на предложенный комплект заданий всем учителям и учащимся 8 класса. Используйте данный материал для того, чтобы подготовиться к олимпиаде. На уроках физики предложенные тесты и задачи могут использоваться для контроля и систематизации знаний, а во время домашней самоподготовки они помогут ученикам оценить свои силы.

К тестовым вопросам и задачам указаны правильные ответы и решения. Это очень удобно, ведь олимпиадные задания по физике с ответами можно решать без помощи учителя. Ответы расположены в самом низу страницы, чтобы ученик не увидел ответ до того, как попробует решить задание самостоятельно.

Олимпиада по физике 8 класс

Скачайте задания, заполнив форму!

Подписаться на рассылку

Скачать задания

После того как укажете данные, кнопка скачивания станет активной

Тестовые задания

1. В каком состоянии вещество принимает форму сосуда?
А) в твердом
Б) в жидком
В) в газообразном
Г) в твердом и газообразном

2. В какой жидкости утонет кусок парафина?
А) в воде
Б) в ртути
В) в морской воде
Г) в бензине

3. Внутренняя энергия свинцового тела изменится, если:
А) сильно ударить по нему молотком
Б) поднять его над землей
В) бросить его горизонтально
Г) изменить нельзя

4. Какой вид теплопередачи наблюдается при обогревании комнаты батареей водяного отопления?
А) теплопроводность
Б) конвекция
В) излучение
Г) всеми тремя способами одинаково

5. Какая физическая величина обозначается буквой L и имеет размерность Дж/кг?
А) удельная теплоемкость
Б) удельная теплота сгорания топлива
В) удельная теплота плавления
Г) удельная теплота парообразования

6. В процессе кипения температура жидкости…
А) увеличивается
Б) не изменяется
В) уменьшается
Г) нет правильного ответа

7. Если тела взаимно отталкиваются, то это значит, что они заряжены …
А) отрицательно
Б) разноименно
В) одноименно
Г) положительно

8. В каком случае атом некоторого вещества превращается в отрицательный ион?
А) если атом приобретает «лишний» электрон
Б) если атом теряет свой собственный электрон

9. Сопротивление вычисляется по формуле:
А) R=I /U
Б) R = U/I
В) R = U*I
Г) правильной формулы нет

10. В каком состоянии вещества действуют наименьшие силы притяжения между молекулами?
А) силы притяжения одинаковы во всех состояниях
Б) в твердом
В) в жидком
Г) в газообразном

Открытые вопросы

Вопрос 1
Девочки сделали снеговика, а мальчики соорудили точную его копию, но в два раза большей высоты. Какова масса копии, если масса оригинала равна 50 кг? (Плотность снега в обоих снеговиках одинаковая)

Вопрос 2
Группа туристов, двигаясь цепочкой по обочине дороги со скоростью 3,6 км/ч, растянулась на 200 м. Замыкающий посылает велосипедиста к вожатому, который находится впереди группы. Велосипедист едет со скоростью 7 м/с; выполнив поручение, он тут же возвращается к замыкающему группы с той же скоростью. Через сколько времени после получения поручения велосипедист вернулся обратно?

Вопрос 3
В каком случае подъемная сила у самодельного бумажного воздушного шара, заполненного горячим воздухом, больше: когда ребята запускали его в помещении школы или на дворе школы, где было довольно прохладно?

Вопрос 4
В доску толщиной 5 см забили гвоздь длиной а=10 см так, что половина гвоздя прошла навылет. Чтобы вытащить его из доски, необходимо приложить силу 1,8 кН. Гвоздь вытащили из доски. Какую при этом совершили механическую работу?

Вопрос 5
Закрытый бидон из железа частично заполнен керосином. Предложите один из способов, позволяющих, не пользуясь никакими измерительными приборами (и не открывая бидон), определить примерный уровень керосина в бидоне.

Ответы на тесты

Тестовое задание № 1 № 2 № 3 № 4 № 5
Ответ А А В В Б
Тестовое задание № 6 № 7 № 8 № 9 № 10
Ответ В А Б Б А

Ответы на открытые вопросы

Ответ на вопрос 1:
При изготовлении точной копии все размеры (длина, ширина и высота) должны быть увеличены в 2 раза. Следовательно, объем снеговика, сделанного мальчиками, будет в 8 раз больше объема оригинала, а масса копии m =50 кг · 8=400 кг.

Ответ на вопрос 2:
Скорость велосипедиста в системе отсчета, связанной с группой, при движении к вожатому равна υ₂-υ₁ при возвращении обратно равна υ₂+υ₁. Поэтому время движения велосипедиста к вожатому t₁= L/ υ₂-υ₁ , а время возвращения велосипедиста к замыкающему t₂= L / υ₂+υ₁ , где L — длина цепочки. Общее время движения велосипедиста t= t₁+ t₂. Таким образом можно записать:
t= L / υ₂-υ₁+ L / υ₂+υ₁= 2 L · υ₂/ υ₂²-υ₁²
Подставив числовые значения величин, получим: t ≈58,3 с.

Ответ на вопрос 3:
Подъемная сила воздушного шара равна разности между весом воздуха в объеме шара и весом газа, заполняющего шар. Чем больше разница в плотностях воздуха и газа, заполняющего шар, тем больше подъемная сила. Поэтому подъемная сила шара больше на улице, где воздух менее прогрет.

Ответ на вопрос 4:
Чтобы переместить гвоздь на пути а, надо совершить работу А₁=F·а. При дальнейшем перемещении гвоздя сила будет убывать от F до 0. Поэтому работу надо находить для средней силы: А₂=1/2·F·а. Следовательно, полная работа
А= А₁+А₂=F·а +1/2·F·а= 3/2· F·а=1,5 · F·а
135 Дж

Ответ на вопрос 5:
Можно, например, вначале хорошо охладить бидон с керосином. Затем поместить его в теплое помещение. В помещении в результате конденсации пара бидон покроется капельками воды. По мере нагревания бидона в теплом помещении вода на нем будет испаряться. Так как масса воздуха и паров бензина в верхней части его значительно меньше массы керосина, находящегося в нижней части бидона, то при нагревании бидона в тёплом помещении испарение будет происходить быстрее с верхней части его. В результате в какой-то момент времени можно будет наблюдать резкую границу между сухой поверхностью бидона и частью его, еще покрытой капельками воды. Эта граница и укажет на уровень керосина в бидоне.

ОЛИМПИАДНЫЕ

Задачи для 8 класса

  1. Девочки сделали снеговика, а мальчики соорудили точную его копию, но в два раза большей высоты. Какова масса копии, если масса оригинала равна 50 кг? (Плотность снега в обоих снеговиках одинаковая.) (9 баллов)
  2. Группа туристов, двигаясь цепочкой по обочине дороги со скоростью 3,6 км/ч, растянулась на 200 м. Замыкающий посылает велосипедиста к вожатому, который находится впереди группы. Велосипедист едет со скоростью 7 м/с; выполнив поручение, он тут же возвращается к замыкающему группы с той же скоростью. Через сколько времени после получения поручения велосипедист вернулся обратно? (11 баллов)
  3. В каком случае подъемная сила у самодельного бумажного воздушного шара, заполненного горячим воздухом, больше: когда ребята запускали его в помещении школы или на дворе школы, где было довольно прохладно? (8 баллов)
  4. В доску толщиной 5 см забили гвоздь длиной а=10 см так, что половина гвоздя прошла навылет. Чтобы вытащить его из доски, необходимо приложить силу 1,8 кН. Гвоздь вытащили из доски. Какую при этом совершили механическую работу? (11 баллов)
  5. Некоторая установка, развивающая мощность 30 кВт, охлаждается проточной водой, текущей по спиральной трубке сечением 1 см². При установившемся режиме проточная вода нагревается на ∆t=15°C. Определите скорость течения воды, предполагая, что вся энергия, выделяющаяся при работе установки, идет на нагревание воды. (12 баллов)
  6. Закрытый бидон из железа частично заполнен керосином. Предложите один из способов, позволяющих, не пользуясь никакими измерительными приборами (и не открывая бидон), определить примерный уровень керосина в бидоне. (9 баллов)

Ответы на задания для 8 класса

  1. 400 кг.

Решение. При изготовлении точной копии все размеры (длина, ширина и высота) должны быть увеличены в 2 раза. Следовательно, объем снеговика, сделанного мальчиками, будет в 8 раз больше объема оригинала, а масса копии m =50 кг · 8=400 кг.

  1. ≈58,3 с.

Решение . Скорость велосипедиста в системе отсчета, связанной с группой, при движении к вожатому равна υ₂-υ₁ при возвращении обратно равна υ₂+υ₁. Поэтому время движения велосипедиста к вожатому t₁= L/ υ₂-υ₁ , а время возвращения велосипедиста к замыкающему t₂= L / υ₂+υ₁ , где L - длина цепочки. Общее время движения велосипедиста t= t₁+ t₂. Таким образом можно записать:

t= L / υ₂-υ₁+ L / υ₂+υ₁= 2 L · υ₂/ υ₂²-υ₁²

Подставив числовые значения величин, получим: t ≈58,3 с.

  1. Подъемная сила воздушного шара равна разности между весом воздуха в объеме шара и весом газа, заполняющего шар. Чем больше разница в плотностях воздуха и газа, заполняющего шар, тем больше подъемная сила. Поэтому подъемная сила шара больше на улице, где воздух менее прогрет.
  2. 135 Дж.

Решение . Чтобы переместить гвоздь на пути а, надо совершить работу А₁=F·а. При дальнейшем перемещении гвоздя сила будет убывать от F до 0. Поэтому работу надо находить для средней силы: А₂=1/2·F·а. Следовательно, полная работа

А= А₁+А₂=F·а +1/2·F·а= 3/2· F·а=1,5 · F·а.

  1. ≈0,48 м/с

Решение . В соответствии с законом сохранения и превращения энергии

Е=Q (1)

Где Е - энергия, выделившаяся при работе установки; Q- энергия, израсходованная на нагревание воды. Но Е=Рτ (2)

τ- время работы установки, а Q= сm∆ t (3)

m- масса воды. Подставив выражения (2) и (3) в (1), получим

Рτ = сm∆ t (4)

При движении воды со скоростью υ по трубкам с сечением S за время τ проходит вода массой M=ρSυτ (5)

Подставив выражение (5) в формулу (4), получим: Р= с ρSυ∆ t

Отсюда υ= Р/сρS∆ t

  1. Можно, например, вначале хорошо охладить бидон с керосином. Затем поместить его в теплое помещение. В помещении в результате конденсации пара бидон покроется капельками воды. По мере нагревания бидона в теплом помещении вода на нем будет испаряться. Так как масса воздуха и паров бензина в верхней части его значительно меньше массы керосина, находящегося в нижней части бидона, то при нагревании бидона в тёплом помещении испарение будет происходить быстрее с верхней части его. В результате в какой-то момент времени можно будет наблюдать резкую границу между сухой поверхностью бидона и частью его, еще покрытой капельками воды. Эта граница и укажет на уровень керосина в бидоне.