Болезни Военный билет Призыв

Вседозволенность - это свобода? Свобода и вседозволенность. Падение оплота свободы

Свобода - не вседозволенность.

Саморегуляция ребенка противоположна внешней регуляции. Саморегуляция означает право ребенка жить свободно, без внешнего давления - физического или психологического.

Следовательно, ребенок ест, когда голоден, приобретает привычки чистоплотности, когда захочет, на него никогда не кричат и не поднимают руки, он всегда любим и защищен. Сказанное звучит легко, естественно и прекрасно, однако поразительно, как много молодых родителей, ревностно отстаивающих эту идею, умудряются понимать ее превратно.

Например, четырехлетний Томми лупит по клавишам соседского пианино деревянным молотком. Любящие родители оглядываются с торжествующей улыбкой, которая означает: разве не удивительна саморегуляция этого ребенка?

Другие родители считают, что их полуторагодовалого ребенка никогда не следует укладывать спать, поскольку это было бы насилием над природой. Пусть он бодрствует, сколько хочет, а когда рухнет, мать отнесет его в постель. На самом деле ребенок все больше устает и возбуждается.

Он не может сказать, что хочет спать, ибо еще не умеет выражать свою потребность словами. В конце концов усталая и разочарованная мать хватает его на руки и тащит плачущего в постель. Одна молодая пара, считающая себя адептом моего учения, пришла ко мне с вопросом, хорошо ли будет, если они установят в детской пожарную сигнализацию.

Приведенные примеры показывают, что любая идея, будь она старой или новой, опасна, если не сочетается со здравым смыслом.

Только полный идиот, если ему поручить маленьких детей, позволит оставить незарешеченными окна в спальне или открытым огонь в детской. И все же довольно часто молодые поборники саморегуляции, посещая мою школу, возмущаются недостаточной свободой у нас, потому что мы запираем ядовитые вещества в шкафах или запрещаем игры с огнем. Все движение за свободу детей омрачается и дискредитируется тем, что слишком многие поборники свободы витают в облаках.

Один такой адепт выразил мне недавно свое возмущение тем, что я накричал на трудного семилетнего мальчика, который стучал по двери моего кабинета. По мнению возмущавшегося, я должен улыбаться и терпеть шум, пока ребенок не изживет свое желание барабанить по дверям.

Я действительно провел немало лет, терпеливо снося деструктивное поведение трудных детей, но делал это в качестве их психотерапевта, а не просто человека. Если молодая мать считает, что ее трехлетнему ребенку следует позволить разрисовать входную дверь красными чернилами на том основании, что таким образом он свободно самовыражается, значит, она не способна ухватить самый смысл саморегуляции.

Помню, мы с другом были в театре Ковент-Гарден. Во время первого отделения девочка, сидевшая перед нами, громко говорила что-то отцу. В антракте я нашел другие места. Друг спросил меня: «А что бы ты сделал, если бы так вел себя один из учени­ков Саммерхилла?» - «Велел бы ему заткнуться», - ответил я. «Тебе не пришлось бы этого делать, - сказал мой друг, - потому что они не стали бы так себя вести». И я думаю, что никто из них действительно не повел бы себя так.

Как-то одна женщина привела ко мне свою семилетнюю дочь. «Мистер Нилл, - сказала она, - я прочла каждую написанную вами строку, и еще до того, как Дафна родилась, я решила вырастить ее в точности по вашим идеям». Я взглянул на Дафну, которая стояла на моем рояле в грязных ботинках. Оттуда она совершила прыжок на софу и чуть не пробила ее насквозь. «Вы видите, как она естественна, - восхищенно прокомментировала мать. - Настоящий ребенок, воспитанный по Ниллу». Боюсь, я покраснел.

Именно различие между свободой и вседозволенностью и не могут ухватить многие родители. В строгой, суровой семье у детей нет никаких прав, в испорченной семье у них есть права на все. Хороша та семья, в которой у детей и взрослых равные права. Это справедливо и для школы. Еще и еще раз следует подчеркнуть, что предоставить ребенку свободу и портить ребенка - разные вещи.

Если трехлетний ребенок хочет пройтись по обеденному столу, вы просто говорите ему, что он не должен этого делать. Он обязан подчиниться, это верно, но и вам следует подчиниться ему, когда это необходимо. Я ухожу из комнат малышей, если меня об этом просят.

Для того чтобы дети могли жить в согласии со своей внутренней природой, от взрослых требуется определенное самопожертвование. Здравые родители находят какой-то компромисс. Вздорные родители либо лютуют, либо портят детей, отдавая им все права.

На практике расхождение интересов между родителями и детьми может быть смягчено, если не вполне разрешено, честным обменом. Зоя (моя дочь) уважала мой стол и не проявляла никаких поползновений поиграть с моей пишущей машинкой или бумагами. В ответ я уважал ее детскую и игрушки.

Дети очень мудры и рано принимают социальные правила. Их не следует эксплуатировать, как это часто делается, когда один из родителей кричит: «Джимми, принеси мне стакан воды!» - в тот момент, когда ребенок находится в самом разгаре увлекательной игры. Непослушание в большой мере связано с тем, что родители сами неправильно обращаются с детьми.

Зоя, когда ей было чуть больше года, прошла через период огромного интереса к моим очкам - она постоянно стаскивала их с моего носа, чтобы посмотреть, что это такое. Я не возражал, ни взглядом, ни голосом не показывал никакого беспокойства. Вскоре она потеряла всякий интерес к моим очкам и больше никогда их не трогала.

Несомненно, прикажи я не трогать очки или, еще хуже, ударь по маленькой ручонке, ее интерес к очкам сохранился бы, смешавшись со страхом передо мной и протестом против меня. Моя жена позволяла брать свои хрупкие украшения. Девочка играла с ними осторожно и редко что-нибудь ломала. Она постепенно сама выясняла, как следует обращаться с вещами.

Конечно, саморегуляция имеет пределы. Мы не можем позволить шестимесячному ребенку обнаружить на собственном опыте, что горящая сигарета больно жжется. Не нужно и предупреждающе кричать в подобном случае. Здраво - без шума устранить опасность.

Все новости
  • - Упражнения в вышивании на картоне (работа детей в Монтессори-группе)
  • - Осенние пальчиковые игры для детей (круг по системе Монтессори). Осенние развивающие игры для малышей от 1 года, "Дождик", "Дождь град и снег" и другие

  • - Полировка дерева в Монтессори - классе. Полировка дерева - одно из Упражнений Повседневной Жизни монтессори класса. Ребёнок достигает глубокой концентрации, появляется усидчивость, развивается координация рук и глаз, мелкая и крупная моторика, и, к тому же маленький человек обретает самостоятельность - учится сам ухаживать за пространством вокруг.

  • - Творческая работа с пластилином Времена года. Работа в Монтессори-среде

  • - Монтессори-педагогика в логопедии. Автоматизируем звук С в игре. "Математическая пицца" Составляем предложения: Это пицца с колбасой, с капустой, с перцем, с луком... На этом же материале можно отрабатывать категорию творительного падежа с предлогом, а также согласование существительных с числительными. Можно также построить ролевую игру в форме диалога, т.к. к пицце прилагается меню).

Вседозволенность - это выходящее за рамки установленных общественно-политических норм поведение человека, не считающегося с правами других людей и чувствующего свою безнаказанность. Это действия, являющиеся выгодными исключительно для совершающей их особы, последствиями которых является умышленное либо бездумное причинение обиды и ущерба окружающим.

Свобода - это вседозволенность?

Иногда свобода понимается как вседозволенность. В действительности эти понятия, похожие по звучанию, несут совершенно разную смысловую нагрузку.

Свобода - необходимый элемент полноценной жизни, является неотъемлемой составляющей счастья каждого человека и незыблемой основой любого государства, управление которым основано на Свобода вероисповедания, слова, любви, совести, передвижения - именно эти критерии лежат в основе полноценной реализации индивидуума в обществе. Свобода, за которую воюют и которую завоевывают, начинается с маленьких личностных побед человека и заканчивается отстаиванием независимости целых государств.

Понятие свободы тесно сочетается с ответственностью (перед собой и обществом), которую каждый человек возлагает на себя в процессе совершения определенных поступков, понимая соизмеримость выполнения задуманного в рамках существующих ограничений. Жизнь в обществе приводит к сталкиванию свобод разных людей, что требует правильного, без ущерба для окружающих, приспосабливания. Важно понимать, что абсолютной свободы быть не может, так как человек постоянно зависит от каких - то обстоятельств (закон, права и свободы других людей, общественные ценности, взаимное уважение).

Примеры вседозволенности

Свобода заканчивается в тот момент, когда совершаемые действия затрагивают интересы других людей в негативном аспекте. То есть индивидуум слышит только себя, не считается со свободой других граждан и поступает исключительно в выгоду своим интересам.

Именно в этот миг его свобода перерастает во вседозволенность, которая страшна тем, что ведет к анархии. Каждый должен четко представлять и понимать, чем опасна вседозволенность. Ярким примером тому может послужить Французская революция, когда естественная идея прав воспринималась человеком в неверном контексте, что в конечном итоге привело к полнейшей диктатуре.

Вседозволенность - это исключительно отрицательная категория, несущая разрушение, боль и смерть, нашла свое проявление в умах определенных политических деятелей и привела к страшным событиям в мире в целом. ХХ век запомнился чудовищными идеями Гитлера и Сталина, унесшими жизни многих миллионов людей.

Вседозволенность закладывается в детстве?

Зачастую вседозволенность (синонимы - «всепозволительность», «беспредел», «беспредельщина», «всенипочёмство») в человека закладывается с детских лет, когда ребенок, не зная отказа ни в чем, получает желаемое легко и в полном объеме. Именно эта легкость исполнения желаний обуславливает их бездумный рост по мере взросления особы.

Часто в школьной и семейной практике, где провозглашается свободное воспитание, имеет место и вседозволенность, как принцип самовыражения ребенка и невмешательства в естественный процесс его приспосабливания к обществу. Разрешенная в качестве разового эксперимента вседозволенность - это тактический ход педагога в процессе воспитания и обучения; но чаще всего учителя и родители идут на поводу у детей, позволяя им вольности, которые причиняют вред самим же детям, порождая их конфликт с окружающим миром и развивая в них особенный вид эгоизма - деспотизм.

Ребенок довольно быстро понимает, каким способом ему добиться желаемого, орудием осуществления которого становятся крик, слезы, истерика.

Не дать проявиться вседозволенности

У истоков вседозволенности стоит беспричинный страх всего окружающего мира и самого себя, что вынуждает человека не только обороняться, но и нападать.

Сильная и уверенная в себе личность никогда не воспрепятствует свободе другого человека. Самая опасная вседозволенность - это моральная, подтачивающая личность изнутри и не столь явно проявляющаяся. Как нельзя лучше человеческую жизнь характеризует христианская сущность и 10 заповедей, лежащие в основе любого права и закона:

Не дать проявиться вседозволенности способны:

  • совесть;
  • нравственность, привитая в семье с рождения;
  • традиции, передаваемые из века в век поколениями;
  • родителей, ставящих в пример свою жизнь и поступки.

Лекция

где: лекторий Музея Москвы, адрес: Зубовский бульвар, 2 (рядом с метро «Парк Культуры»)

для кого: для всех, кому интересен опыт «Саммерхила»

стоимость участия: 500 рублей

Генри расскажет об основных принципах самой старой свободной школы в мире, а также ответит на вопросы слушателей.

Семинар

где: Европейская Гимназия, адрес: Сокольники, Сокольнический вал, д. 28

для кого: организаторы и менеджеры образовательных проектов, педагоги, психологи, специалисты, работающие с детьми.

стоимость участия: 3 000 рублей, включая кофебрейки

Сопровождается переводом на русский язык.

На семинаре будет представлен глубокий анализ школьных практик. Слушатели превратятся в учеников школы и проведут демократическое собрание под руководством Генри:

    мы исследуем концепцию свободы, но не вседозволенности, которая практикуется на демократических собраниях школы;

    прочувствуем образ мышления ученика «Саммерхилла».

О лекторе

Генри Редхед — внук А.С. Нилла, основателя школы «Саммерхилл». Генри учился в школе с трех до шестнадцати лет. Пятнадцать лет работал в музыкальной индустрии, двенадцать преподавал музыку в «Саммерхиле». В настоящий момент работает заместителем директора, помогая своей матери Зоуи Редхед и брату Уиллу Редхеду.

О школе

«Саммерхилл» — одна из самых известных школ в мире, она повлияла на педагогическую практику во многих школах и университетах.

Основной принцип школы — образование ребенка как целостного человека. Социальное и эмоциональное развитие — это неотъемлемая часть нашей жизни. А.С. Нилл верил в то, что эти два параметра должны учитываться в образовательном процессе в первую очередь. За последние 96 лет школа «Саммерхилл» доказала, что свободное, счастливое и наполненное детство, совмещенное с подготовкой детей к вызовам современности возможно.

Школа была основана в 1921 году, во времена, когда права человека принимались во внимание гораздо меньше, чем сегодня. В большинстве домов детей били, дисциплина была главным понятием при воспитании детей. На протяжении 96 лет школа борется с давлением стать “нормальной”, давая детям свободу и право самостоятельного управления школой. На сегодняшний день школа — процветающее демократическое сообщество, демонстрирующее, что дети становятся самоуверенными, толерантными и внимательными, когда им дают пространство, чтобы быть самими собой.

Движение демократических школ развивается во многих странах, многие из этих школ основываются на философии А.С. Нилла или вдохновляются его книгами.

Генеральный инфопартнер мероприятий — журнал «Семейное образование»

Организатор мероприятий — летний лагерь «Кавардак»

____________________________________________________________________

A.S. Neill’s grandson, assistant principal of Summerhill School comes to Moscow with workshop.

On the workshop Henry will analyze a school practises in a deeper way and the participants will become Summerhill students for a few hours. The participants will set up a democratic meeting and solve a few compliсated cases from the school experience. The workshop is addressed for those who want to apply Summerhill principles in their projects, it would be especially interesting for teachers, psychologists, educational projects managers and for all people who work with kids.

The workshop will be held on 29th of July from 12.00 till 18.00 with a russian translation, the place will be announced later. The price of the workshop including coffee breaks is 3 000 rubles.

About the speaker

My name is Henry Readhead. I am a grandson of A.S.Neill, the founder of Summerhill School. I was a pupil at the school from the age of three to sixteen. I worked in the music industry for fifteen years and taught music at Summerhill for twelve. I am presently assistant principal supporting my mother Zoe Readhead and my brother Will Readhead.

About the school

Summerhill School — “Educating the whole child”

Social and emotional development is an essential part of our lives. A.S.Neill believed this must come first in education. Summerhill has proven over the past 96 years that it is possible to have a free, happy and fulfilled childhood whilst preparing children for today’s societal expectations.

Summerhill School was founded in 1921 at a time when the rights of individuals were less respected than they are today. Children were beaten in most homes at some time or another and discipline was the key word in child rearing. Through its self-government and freedom it has struggled for more than eighty years against pressures to conform, in order to give children the right to decide for themselves. The school is now a thriving democratic community, showing that children learn to be self-confident, tolerant and considerate when they are given space to be themselves.

Summerhill School is one of the most famous schools in the world, and has influenced educational practice in many schools and universities. The democratic schools movement is now blossoming internationally, with many schools far and wide being based upon the philosophy of A. S. Neill or inspired by reading his books.

About the workshop

Freedom not licence and the Summerhill meetings

A.S.Neill founded Summerhill School in 1921. It is the oldest children’s democracy in the world.

Come, learn about and experience what has been at the core of the school for nearly a century.

Explore freedom not licence as practised in our democratic meetings.

Be part of a mock meeting: discuss cases, vote and make rules.

Get into the mindset of a Summerhill pupil.

The general info partner — semeynoe.com online-magazine

Event organizer — «Kavardak» summer camp for kids

Свобода и вседозволенность – определения, на мой взгляд, довольно близкие по духу. В быту их нередко путают, принимают одно за другое. На самом деле в мире философии уже долгое время не утихают споры относительно этих категорий. Да, человеку нужна свобода слова, любви, передвижения и т. д. Только в таком случае он сможет реализовать себя.

Но понятие свободы стоит рядом и тесно связано с таким понятием как ответственность личности, перед собой и обществом. Человек может совершить определенный поступок, но он должен оказаться готов понести за него ответственность. Опасность вседозволенности в том, что она приводит к анархии.

Стремление к свободе как к вседозволенности, особенно в годы революции проявлялось в погромах помещичьих усадеб, в уничтожении культурных ценностей, в убийстве и грабежах на улицах городов.

Если человек находится в толпе, то под влиянием толпы он совершает поступки, которые не сделал бы в одиночку.

Это его полностью бессознательное понимание своей роли в происходящем. Озверевшая толпа жестока (Михаил Шолохов «Поднятая целина» – сцена бабьего бунта. Александр Куприн «Олеся» – избиение сельчанами Олеси.

В наше время понимают свободу как вседозволенность, например футбольные команды. Они могут задымить стадион, крушить все вокруг. Когда они ведут себя таким образом, то считая себя свободными, нарушают права других; фанаты другой команды, в отношении которой допускаются оскорбления, тоже будут вести себя не лучшим образом.

В данном случае к тем и другим должны применяться административные, и даже уголовные наказания. Государство вмешивается, пресекая своими санкциями такие «свободные» действия.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -


Итак, «Свобода и вседозволенность». Как определить, что такое свобода, и какой она приносит результат? Как быть свободным? Что делает человека свободным?

Заканчивает молодой человек 10 или 11 классов и продолжает учиться. Учится он далеко от дома и ему приходится жить в общежитии. При входе там обычно висят плакаты, на которых написано: «Правила поведения в общежитии». Есть ли что-нибудь новое в этих правилах для только что поступившего? Практически ничего. Те нормы и правила, которые приняты в большинстве организаций и коллективов, похожи и обычно знакомы людям с детства. Например: поздороваться при входе, попрощаться, уходя. Когда человек заходит в школу – его встречает дежурный, который показывает, где раздевалка, при необходимости может проводить. Абитуриенты знакомятся с уставом учебного заведения, где сказано, что можно и что нельзя. Таким образом происходит регулирование отношений между членами коллектива: ученик и учитель, ученик и одноклассники, в семье - ребёнок и родители и т. д.

А как вы считаете, все ли люди, прочитав правила и уставы, сразу берутся их выполнять? Нет? А почему? Неохота, не хватает культуры, воспитания... Итак, мы с вами убедились, что если законы написаны, это совсем не значит, что человек их выполняет. Есть и такая точка зрения: жить только по правилам – значит, быть несвободным. Как же понять, что нужно делать в жизни? Как научиться быть свободным?

Рассмотрим такой вопрос: «Какого человека можно назвать свободным?». В каком случае вы считаете себя свободным? «Я свободен, потому что делаю то, что хочу». Вот приходит этот человек домой. В семье предполагается посильная помощь друг другу - но он делает только то, что хочет. В этот момент ему хочется взять книгу, лечь на диван, включить музыку и расслабиться, отдохнуть – так он и делает. Приходит этот человек в класс. Не очень хотелось готовиться к уроку, и он говорит: «Я не готов». Его спрашивают: «Почему?». Не важно, почему. «Что хочу, то и делаю». Захочет – будет весь урок стоять на ногах – так ему больше нравится. Вы считаете этого человека свободным? А если рассмотреть ситуацию глубже? Приходит этот человек домой поздно вечером, голодный, а ужина нет, и холодильник пустой. А почему? Потому, что его домашние тоже считают себя вправе делать только то, что хотят. Приходит человек в класс – а у учителя тоже свои проблемы. Учителю не хочется вести урок, и он говорит классу: «Вы посидите спокойно, подождите, пока я разберусь со своими делами».

Если человек живет по принципу, «делаю, что хочу», чем это к нему может вернуться? Тем же самым. Легко ли будет тому человеку, с которым будут поступать так, как хотят, не утруждая себя рассмотрением его желаний? Можно ли назвать его свободным? Конечно, нет. Если человеку, живущему без правил, приходится сталкиваться с такими же беспорядочными прихотями других – это только иллюзия свободы. Знакомясь с человеком, мы воспринимаем его зрительно, видим его внешность. А что, на ваш взгляд есть еще у человека кроме его тела? Это характер. Характер начинается с воли. У любого человека есть право поступать разумно. Разумное решение – это проявление воли. Можно ли считать волевым человеком того, кто зависим от наркотиков, курения? - Нет. Почему? Он не может отказаться, сам лишил себя этого права.

Одному человеку, страдавшему наркотической зависимостью был задан вопрос: «Как получилось, в чем причина, что ты начал употреблять наркотики?» Он сказал: «Мне тогда было любопытно. Сейчас, когда я уже все воспринимаю по-другому, вижу и знаю последствия - я не хочу этого больше, но справиться с собой с каждым днём все тяжелее. Воля ослаблена». Другая девушка (к сожалению, ее уже нет в живых) в ответ на этот же вопрос сказала: «Мне всё равно. Я хочу умереть, но в кайфе». О чем это? О том, что человек отдал свою волю, опустил руки. Когда человек говорит «Я хочу по-другому» - у него есть желание, как проявление воли. Если у человека, хотя бы слабо, проявляется воля, то можно остановиться. У него есть право выбора – выжить или погибнуть.

Воля приводит в действие все способности, положительные качества, которые помогают человеку подниматься. Опыт показывает, что в том случае, когда человек проявляет волю, принимает решение поступать разумно, он от зависимости освобождается. А зависеть можно не только от наркотиков, табака и алкоголя. Бывает зависимость от лени, от обидчивости, от чужого мнения («как я выгляжу в его (ее, их) глазах») и т.д. Во всех этих случаях человек уже не может сам выбирать, как поступить – он подчиняется пороку. Проявляя волю, человек нейтрализует зависимость, она уходит и уже не имеет над ним прежней власти - человек освобождается. Значит, свободным стать можно и помогает в этом воля. А от чего свободным? От пагубных зависимостей, приводящих к болезням, смерти, от отрицательных черт характера.

А что еще может помочь человеку быть свободным? Рассмотрим такой пример: живёт человек в неполной семье: он и его мама. Как следствие - проблемы материального плана. И вот он говорит «Мама, купи мне, пожалуйста, такую-то вещь» Мама сейчас не может позволить себе эту покупку: долги за квартиру, свет… Но сын говорит: «Хочу и все! Хочу!» Свободен он в этот момент? Наверно, зависим. Свободна ли мама? Она уже давно раздумывает, где бы найти еще одну работу. Так несвобода одного сковывает, приводит к несвободе другого. Какой вариант поведения в данной ситуации будет верным? Пойти и заработать? Но это не так-то просто. Отказаться от этой вещи? Но ведь хочется, чтобы она была. Кто-то скажет: «Они родители - пусть меня обеспечивают. Их обязанность - одеть, обуть, накормить и т.д.». Но это тоже неправильно. Где же выход из этой несвободы? Можно иметь все, что угодно. Встречаются люди у которых высокое благосостояние: есть и машина и квартира, и дача и одежда, а человек несвободен.

Я разговаривала с одним человеком, который сказал: «У меня в жизни нет смысла»… «Почему? Что случилось?». «Я не знаю, чего мне еще захотеть. У меня есть все. Я не знаю к чему стремиться». Свободен ли этот человек? Конечно, нет… Как же не перепутать свободу и вседозволенность? Свободу и доступность всего, что хочется иметь? Чтобы знать, разбираться, анализировать, у каждого человека есть такие качества, как ум и разум. Какая разница между ними? Попробуем пояснить на примере: человек прочитал много литературы, может цитировать из разных источников, имеет не одно высшее образование. Поговоришь с этим человеком – ходячая энциклопедия. Он умный. Но когда дома отключился свет, неисправен утюг или электроплита, течёт кран – он теряется, не может справиться с задачей. То, что у человека в «багаже» хранятся знания, вовсе не означает, что он сможет ими вовремя воспользоваться. Подобно пылесосу, собирающему с пола все, что попадётся: пыль, соринки, мелкие предметы, ум берет все подряд, не разбираясь, что лишнее, а что нужное. Поэтому и трудно быстро «достать» и применить нужные знания. Станет кто-нибудь из вас, собираясь в поход, класть в рюкзак кирпичи? А зачем, спросите вы? Задавая этот вопрос, вы пользуетесь разумом. Вот в чём отличие ума от разума. Разум помогает отличить истинное от ложного, нужное от ненужного, полезное от вредного. Значит, и разум помогает человеку стать свободным – от неправды, суеты, прихотей, глупости и многих других тяжестей, засоряющих ум и характер.

Ещё один пример: Маленькому ребенку под Новый год украсили ёлку. Он пригласил к себе всех друзей. А украшением на ёлке были пряники. Ночью, пока все спали, малыш пробрался к елочке, съел пряники и лег спать. А утром он не мог смотреть в глаза родителям. Почему? - Совесть замучила? Вдумайтесь в эту фразу. Действительно ли замучила совесть? А может быть, ему неприятно, больно от понимания, что он поступил плохо? Совесть только подсказывает, как лучше поступить, причём еще до поступка. Этот внутренний голос исходит из знания, которое заложено в каждом человеке. Это нравственное правило «не навреди ни себе, ни другим». Чем закончилась наша история? Родители, узнав, что пряников нет, навешали на ёлку маминой бижутерии. Праздник закончился. На следующий день мальчик подходит к маме, молчит и плачет. Как вы думаете, о чем он хотел сказать? Наверно, попросить прощение хотел. Почему иногда бывает так трудно попросить прощение? Стыдно - подойти, признаться в своей неправоте, страшно – а вдруг накажут… Говорят, что людям свойственно ошибаться. И когда видишь, осознаёшь свою ошибку, остается сделать совсем немножко, подойти и сказать: «Ты прости меня, пожалуйста. Я был не прав». Как только сделаешь это - «с души как камень свалился». Действительно, этот малыш освободился бы от груза своего проступка, освободил маму от обиды, осуждения, огорчения. Вот и ещё один способ стать свободным – попросить прощение за те поступки, которые тяготят.

Есть такая точка зрения: человек свободен, если всего, что захочет,добивается в жизни сам. Один человек так и сделал. Ему очень хотелось сделать карьеру, хорошо зарабатывать, и он стал работать по 20 часов в сутки. У этого человека было двое маленьких детей. Однажды, когда он вернулся домой, оказалось, что один ребенок в больнице, а другой не хочет с ним разговаривать. Что случилось? Исполняя свои желания, он не учитывал желания близких людей, за которых с него никто не снимал ответственности. Как живётся маме, которая все время одна? Или детям, засыпающим каждый день без папы? От жизни остаются руины. Как вы думаете, можно ли делать смыслом жизни свои желания, даже если сам можешь их осуществить? Будет ли это свободой? Нет. Человек становится зависим от своего «хочу» - а это очень суровый диктатор. Повинуясь «хочу», человек разрушает всё вокруг, разрушает и собственную жизнь.
Не каждый задумывается, насколько он зависит от своих привычек. Допустим, кому-то нужна помощь и нужно поехать за много километров от дома, а мы привыкли к теплой постели, и спать привыкли только дома, и чтобы была горячая вода, мягкое полотенце... Будет ли оказана помощь? Конечно, нет. Что может помочь не только вовремя оказывать помощь другим, но и никому не вредить? Помочь может один закон, который написан в уставе школьника: «Относись к другому человеку так, как ты хочешь, чтобы к тебе относились». Тогда не будет никаких разрушений, и тебе помогут, и всем будет хорошо. А если уже что-то разрушено, кажется потерянным навсегда? Свободны ли мы в этом случае? Если ученик не выучил урока, получил двойку из-за лени – он может выучить урок, получить на следующем уроке положительную оценку, и освободиться от двойки. Можно ли в жизни исправить причинённое зло? След всё равно останется - говорите вы? Есть история про одного человека, который ушел из семьи. Так сложились обстоятельства, что он уехал и долго не жил с родными. Но прошел какое-то время, он понял, что его нет рядом с теми, кому он нужен. И в письме к своему сыну он написал: «Дорогой мой сын! В жизни люди совершают немало ошибок. И одной из моих ошибок было то, что мы не вместе. Прости меня, пожалуйста. Сейчас вернуться я пока не могу. Но можно я буду тебе писать?». Было ли это выходом из положения? Да. И мальчик ответил: «Можно». Между ними завязалась переписка, и настал тот день, когда они встретились. У этой истории есть продолжение. Однажды сын сказал отцу: «Прости меня». «За что?», - спросил отец. «За злобу, осуждение, ненависть». Оба этих человека стали свободными, исправив зло, сделав шаги навстречу друг другу. Подведём итог. Что поможет нам быть свободными? Осознание, что смысл жизни любого человека в любое время, в любом месте, у взрослого и ребенка один - научиться думать и отличать добро от зла. Тогда наш выбор становится ясным, и ничто не помешает нам проявить волю в хороших, полезных делах, услышать разум и совесть, исправить совершённые ошибки. Только тогда человек действительно становится свободным. Мама не будет бояться, отпуская своего ребенка в школу, институт, на улицу. От неверных шагов его может удержать вопрос. «А зачем?». Он не будет зависеть от мнения окружающих, потому что мнение большинства нередко бывает ошибочным. Если «так делают все», - ещё не значит, что это правильно. Многое приходится возвращать «с головы на ноги». Свободными можно назвать только тех людей, которые умеют согласовать свои желания с желаниями других, готовы отвечать за свои поступки, прийти на помощь, когда это нужно, и не боятся ошибок, потому что готовы их исправить.