Болезни Военный билет Призыв

Все правила русскому языку 7

Лобачёва Анна,

ученица 10 класса ФУО «Голубой парус».

Руководитель: Ананьева Марина Зайдышевна,

учитель русского языка и литературы

Это сборник предназначен для учащихся 7-11 классов.

В книге представлен в таблицах весь материал школьного курса 7 класса, который поможет в усвоении и закреплении тех или иных разделов.

Причастие.

Причастие – это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по его действию.

Прилагательные: Причастия:

Маленький мяч (по величине) летящий – мяч, который летит (наст. вр)

Круглый мяч (по форме) падающий- мяч, который падает (наст. вр)

Теннисный мяч (по назначению) упавший – мяч, который упал (прош. вр)

Действительные причастия обозначают признак предмета, который сам выполняет действия.

Н-р: играющий, дышащий, смотревший.

Страдательные причастия обозначают признак предмета, который Н-р: испытывает действие другого предмета.

Н-р: читаемый, движимый, построенный.

Суффиксы причастий.

Причастия

Настоящего времени

Прошедшего времени

От глаголов

I спряжения

От глаголов

II спряжения

Действительные

- ущ-, -ющ-

поющий,

-ащ-, -ящ-

смотрящий

- вш-, -ш-

игравший

Страдательные

- ем, (-ом-)

читаемый

- им-

гонимый

- енн- (-ен-), - т-

скошенный, разбитый

Гласные перед суффиксами в причастиях:

Глагол

Причастие

услыша ть

развея ть

увиде ть

построи ть

расклеи ть

услыша нный

развея нный

увиде нный

построе нный

расклее нный

Причастный оборот.

Причастный оборот – это причастие с зависимыми словами.

Написанная картина (какая?)

Написанная художником картина (кем?)

Написанная маслом картина (как?)

Написанная в конце прошлого века картина (когда?)

Обособление причастного оборота.

Запятая ставится:

1.если причастный оборот стоит после определяемого слова.

Слова, имеющие несколько значений, называются многозначными.

2.перед определяемым словом, если оно является личным местоимением .

Уставший после долгого пути , я заснул крепким сном.

3.если причастный оборот содержит в себе пояснение причины.

Отчуждённый от общества людей, Герасим был замкнут.

Краткая форма причастия.

Они не изменяются по падежам.

В предложении являются сказуемым.

В суффиксе пишется одна буква Н.

Краткую форму образуют только страдательные причастия .

Полные

страдательные причастия

прошедшего

времени

Краткие страдательные причастия прошедшего

времени

Мужской род

Женский род

Средний род

Мн.число

запертый

заперт

заперта

заперто

заперты

отнятый

отнят

отнята

отнято

отняты

собранный

собран

собрана

собрано

собраны

Образование краткой формы страдательных причастий.

Глагол

Прилагательное

Причастие

1.Организовать

2.Срубить

3.Образовать

Дети организованны

------------------

Девочка образованна

Собрание организовано

Дом срублен из дерева.

Комиссии образованы

Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов.

НН

1.Если глагол совершенного вида:

решить – решённый,

подковать – подкованный.

2.Если есть зависимое слова:

варенный в кастрюле горох,

крашенный краской пол.

3.есть суффиксы –ова-, -ева-

асфальтированная дорога,

корчёванный лес.

4. есть приставка (кроме НЕ)

скошенная трава,

потушенный огонь

1.Если глагол несовершенного вида:

грузить – гружёный,

ковать – кованый

2.Если нет зависимого слова:

варёный горох,

крашеный пол.

3.Если краткое причастие:

собрание организовано,

вещь куплена.

некрашеный потолок,

негружёный вагон.

Исправленная работа, разбросанные вещи, расчищенные дорожки, лента привязана, некрашеный пол, подстреленный заяц, собранные грибы, прочитанная книга, показанный фильм, просеянная мука, скошенный луг, крашеная рама, масленые блины, запутанные следы, плетёная корзина, замеченная ошибка, потерянное время, продуманный ответ.

НЕ с причастиями

Слитно

Раздельно

1.С полными причастиями, при которых нет пояснительных слов:

несделанная работа,

неоконченное сочинение.

2.Если причастие без НЕ не употребляется:

ненавидевший ложь,

негодующий взгляд.

1.Если причастие имеет при себе зависимые слова:

не сделанная мною работа,

не оконченное учеником сочинение .

2. Когда НЕ входит в состав усилительных отрицаний: далеко не…, отнюдь не…., вовсе не…

отнюдь не решённая задача,

вовсе не знающий меры.

3. Когда есть (или подразумевается) противопоставление:

не написанная, а напечатанная работа;

не законченная, а начатая книга.

4. С краткими причастиями

не прочитана, не начата.

.

Трава не скошена, непогасший костёр, не имеющее границ море, невыносимая духота, ничем не нарушаемая тишина, не прекращавшийся ни на минуту дождь, ни с кем не простившийся товарищ, афиши не расклеены, скамейки не покрашены, некрашеный забор, письмо не отправлено, невыученные уроки, картина не окончена, нерасколотый орех, ещё не окрепший после болезни, телефон не отремонтирован.

Деепричастие.

Деепричастие – это особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при главном, выраженным глаголом.

Образование деепричастий.

Глагол несовершенного вида + суффикс - а (-я):

Блистать – блистая , дымиться – дымя сь, бежать – бегая .

Глагол совершенного вида + суффикс - в (-вши):

Растаять – растаяв , услышать – услышав , выкатить – выкативши , рассмеяться - рассмеявши сь

Деепричастный оборот.

Деепричастие с зависимыми словами называется деепричастным оборотом .

Деепричастный оборот всегда выделяется запятыми.

И ветер, играя листвой , смешал молодые берёзки. Он повернулся и, сунув руки в карманы , первым направился к грузовику. Профессор поставил точку и, откинувшись в кресле , с наслаждением потянулся. Молодой человек пододвинул кресло и, сцепив руки на коленях , сел.

Наречие

Вопросы наречий

Значение наречий

Примеры

Как? Каким образом?

Когда? С каких пор?

Где? Куда? Откуда?

Почему?

Зачем?

Сколько?

Образ действия

Время

Место

Причина

Цель

мера

Хорошо, сильно

Рано, летом, вечером

Внизу, домой, издалека

умышленно

Мало, много.

Орфограммы в наречиях

Орфограмма

Правило

Примеры

1.НЕ-, НИ-

2. О и Ё после шипящих

3. Мягкий знак после шипящих

4. Суффиксы –О, -А.

Под ударением НЕ-

Под ударением О

Всегда пишется, кроме слов уж, замуж, невтерпёж

Из -, до-, с - суффикс -а,

В -, на -, за - суффикс – о.

Не когда, ни когда

Горячо , блестяще

Сплошь , вскачь , уж.

Из далека , до темна , с нова , в лево , на право , за ново .

Приёмы – помощники:

Наречие Существительное

Виднелся (где?) вдали Виднелся (где?) в дали (чего?) моря

Виднелся (где?) в дали (какой?) голубой

Нырнуть (куда?) вглубь нырнуть (куда?) в глубь (чего?) реки

Подумай (когда?) сначала с начала (чего?) зимы

Дефисное написание наречий.

Условия написания

Примеры

1.Приставка по-, суффиксы –ому

(-ему); -и.

2.приставка в- (во-). Суффиксы –их

(-ых)

3. приставка кое-

4.суффиксы -то, -либо, -нибудь .

5. сложные наречия

По-летнему одеться, поступить по-товарищески, отнестись по-доброму.

Во-первых, в-третьих.

Кое-где, кое-когда.

Где-то, когда-либо, как-нибудь.

Мало-помалу, точь-в-точь,

далеко-далеко.

Тронуться в путь по прежнему направлению, тосковать по настоящему делу, по-настоящему отдохнуть, воспринимать по-своему, расти по-прежнему хорошо, идти по осеннему лесу, по-осеннему хмурые дни, приветствовать по-дружески, увидеть вдали огонёк, виднелся в дали моря, вначале не умел плавать, в начале учебного года, вовремя предупредил, во время урока, двигаться навстречу ветру, идти на встречу с друзьями, преобразиться вмиг, в миг опасности.

Служебные части речи.

Общие признаки

Различия

1.выполняют служебные функции;

2.не имеют лексического значения;

3.не являются членами предложения.

1.предлоги выражают зависимость одних слов от других;

2.союзы связывают однородные члены и простые предложения в сложные;

3.частицы вносят различные оттенки значения в предложение или служат для образования форм слова.

Отличайте производные предлоги от самостоятельных частей речи.

Предлоги

Самостоятельные части речи.

1.В течение часа (в продолжение)

2.В продолжение урока (в течение)

3.Вследствие болезни (из-за)

4.Вроде дневника (наподобие)

5.Насчёт учёбы (о, об)

6.В заключение (в итоге, под конец)

7.Ввиду сильных морозов (из-за)

8.Несмотря на непогоду (вопреки)

1.в течении реки (существительное)

2.в продолжении книги

3.в следствие по делу

4.согласовать в роде , числе, падеже

5. перевести на счёт школы

6.находиться в заключении два года

7.брошь в виде бабочки

8.не смотря по сторонам (деепричастие)

Союзы.

Сочинительные

Подчинительные

1)соединительные: и, да // и, тоже, также, не только…, но и, как…, так и

2)разделительные : то…то, или… или; либо; не то…не то.

3)противительные: а, но, однако, да // но; зато.

1)причинные: потому что, оттого что, так как, в виду того что, благодаря тому что, вследствие того что, в связи с тем что.

2)целевые: чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы

3)временные: когда, лишь, лишь только, пока, едва

4)условные: если, если бы, раз, ли, как скоро

5)сравнительные: как, будто, словно, точно

6)изъяснительные: что, чтобы, как

7)уступительные: несмотря на то что, как ни

Отличайте союзы от других частей речи.

Чтобы (союз)

Я хочу, чтобы ты дал мне совет.

(бы нельзя опустить или переставить в другую часть)

Что бы (местоимение с частицей)

(бы можно переставить или убрать из предложения).

Тоже, также // и

Я тоже это прочитал.

Я также это прочитал.

И я это прочитал.

(же нельзя опустить или переставить в другую часть)

То же (местоимение с частицей),

так же (наречие с частицей)

(же можно убрать из предложения).

Он требовал то же , что и вы.

Правописание сочетаний:

То же…что; то же самое;

одно и то же, точно так же, как; всё так же; всё то же.

Зато// но

Встретиться не удавалось, зато письма писали часто.

За то (местоимение с предлогом)

Не берись за (что?) то , что тебе не по силам.

Я спрятался за (какое?) то дерево.

Частицы

Формо-образующие:

Бы, пусть да пусть,да


Раздельное и дефисное написание частиц

Раздельно

Дефис

Бы

создал бы , прочитал бы ;

Ли

известно ли , мне ли не знать.

Же

скажи же, смотри же

То

тетрадь-то открой.

Задачу-то решил?

Ка

Принеси-ка воды.

Перестаньте-ка разговаривать.

Не с разными частями речи

Название частей речи

Слитно

Раздельно

1.Имя существительное

2.Имя прилагательное

3.Имя числительное

4.Местоимение

5.Глагол

6.Деепричастие

7.Причастие

8.Наречие

говорить неправду.

небольшой дом, необъятные просторы

некого, некто

ненавидеть

ненавидя

несломленные герои

говорить негромко, писать небрежно

не правда, а ложь;

не камень, не брат.

не большой, а маленький;

не красный, не железный; вовсе не интересный; не красивее

не девять, не сотый

не у кого, не тот, не я

не читал, не играть

не читая, не поиграв

не скошенная вовремя трава; не прочитана

не громко, а тихо;

ничуть не интересно.

Со словами: не рад, не жалко, не жаль, не намерен, не должен, далеко не, ничуть не, вовсе не и т.д

Со словами, которые пишутся через дефис: не чуть-чуть.

Он поступил не по-товарищески. Небо сегодня не голубое. Распустилась необыкновенно красивая, но не чайная роза. У невысокого мальчугана волосы были не чёрные. Задача не труднее предыдущей. Не надо грустить. Шёл задумавшись, не смотря по сторонам, не обращая ни на кого внимания. Добилась своего, несмотря ни на какие препятствия. Знаю это не хуже других. Книга эта очень интересная, не правда ли? Необдуманные ответы его нас поразили. Портфель у меня не кожаный. Какие-то некошеные травы расстилались передо мной.

Междометие

Междометия составляют особую часть речи, не входящую ни в самостоятельные, ни в служебные части речи.

Междометия – это слова, лишённые лексического значения и выражающие чувства (ах! Ох! Тьфу! ), настроения и побуждения (прочь! Шабаш!), обращённые к человеку (эй!) и к животному (кис-кис ).

Междометия не изменяются, не являются членами предложения, но они могут употребляться в значении других частей речи. При этом междометие принимает конкретное лексическое значение и становится членом предложения (Далече грянуло ура.)

Непроизводные междометия

Производные междометия

Ну, эх, ах, ох

Батюшки! Ужас!

Брось!) Кошмар!

На письме междометия выделяются:

1)запятыми: Ах, голова горит.

2)восклицательным знаком : если междометие произносится с повышением тона: Ба-ба-ба ! Ты ли это! Какая повязка!

3)Междометие , стоящее перед обращением, не отделяется от него запятой:

О поле, поле! Кто тебя усеял костями?

Литература.

1.Э.Д. Сулейменова, О.Б. Алтынбекова, Г.Б. Мадиева «Русский язык,7»

Алматы «Атамұра » 2003

2. М.Т.Баранов «Русский язык,7» Москва «Просвещение», 2005

3.Г.А. Богданова «Уроки русского языка в 7 классе» Москва «Просвещение»,2003

Для заметок

Данный учебник является частью учебно-методического комплекта Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др., который полностью соответствует ФГОС. Обновлённый учебник русского языка для 7 класса осуществляет идею взаимодополняемого обучения языку и речи, которое предполагает формирование у учащихся лингвистических и коммуникативных навыков, а также приобретение ими широкого спектра знаний культурологической направленности. Более современный стиль оформления и улучшенная методическая составляющая обеспечивают наиболее рациональный ход учебного процесса.

Мы разберём с вами все упражнения из учебника русского языка для 7 класса Т.А. Ладыженской и М.Т. Баранова, сформулируем ответы на все вопросы, выполним все дополнительные задания (разбор предложений по составу, морфологический и фонетический разбор слов и т.д.). Для творческих заданий, где нужно сочинить небольшой рассказ, написать мини-сочинение, составить рассказ по репродукции с картины, мы предложим свой вариант для ответа, который можно будет взять как образец. Всё это поможет Вам при выполнении домашнего задания по учебнику. Конечно, мы разбираем домашнее задание не для того, чтобы его можно было просто списать, а для того, чтобы Вы проверили себя. Поэтому сначала домашнюю работу следует сделать самостоятельно, и лишь при необходимости посмотреть правильные ответы к ней.

Учебник русского языка для 7 класса (Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др.) содержит следующие условные обозначения:

Определения и правила для заучивания;

Теоретические сведения;

Материал для самостоятельных наблюдений;

Задания по развитию коммуникативных умений (умения общаться);

Задания для повторения изученного;

Задания повышенной трудности;

Задания игрового и занимательного характера;

Задания по речевому этикету.

Русский язык как развивающееся явление

Повторение изученного в V - VI классах

§1. Синтаксис. Синтаксический разбор

§2. Пунктуация. Пунктуационный разбор

§3. Лексика и фразеология

§4. Фонетика и орфография

§5. Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор

§6. Морфология и орфография. Морфологический разбор слова

Тексты и стили

§8. Диалог как текст

§9. Виды диалога

§10. Стили литературного языка

§11. Публицистический стиль

Морфология и орфография. Культура речи

Причастие

§12. Причастие как часть речи

§13. Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий

§14. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми

§15. Описание внешности человека

§16. Действительные и страдательные причастия

§17. Краткие и полные страдательные причастия

§18. Действительные причастия настоящего времени и гласные в их суффиксах

§19. Действительные причастия прошедшего времени

§20. Страдательные причастия настоящего времени и гласные в их суффиксах

§21. Страдательные причастия прошедшего времени

§22. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях

§23. Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Одна буква н в отглагольных прилагательных

§24. Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких

отглагольных прилагательных

§25. Морфологический разбор причастия

§26. Слитное и раздельное написание не с причастиями

§27. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Деепричастие

§28. Деепричастие как часть речи

§29. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте

§30. Раздельное написание не с деепричастиями

§31. Деепричастия несовершенного вида

§32. Деепричастия совершенного вида

§33. Морфологический разбор деепричастия

Наречие

§34. Наречие как часть речи

§35. Разряды наречий

§36. Степени сравнения наречий

§37. Морфологический разбор наречия

§38. Слитное и раздельное написание не с наречиями на и

§39. Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий

§40. Одна и две буквы н в наречиях на и

§41. Описание действий

§42. Буквы о и е после шипящих на конце наречий

§43. Буквы о и а на конце наречий

§44. Дефис между частями слова в наречиях

§45. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от

существительных и количественных числительных

§46. Мягкий знак после шипящих на конце наречий

Учебно-научная речь

§47. Отзыв

§48. Учебный доклад

§50. Морфологический разбор категории состояния

Служебные части речи

§51. Самостоятельные и служебные части речи

Предлог

§52. Предлог как часть речи

§53. Употребление предлогов

§54. Непроизводные и производные предлоги

§55. Простые и составные предлоги

§56. Морфологический разбор предлога

§57. Слитное и раздельное написание производных предлогов

Союз

§58. Союз как часть речи

§59. Простые и составные союзы

§60. Союзы сочинительные и подчинительные

§61. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении

§62. Сочинительные союзы

§63. Подчинительные союзы

§64. Морфологический разбор союза

§65. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы

Частица

§66. Частица как часть речи

§67. Разряды частиц. Формообразующие частицы

§68. Смыслоразличительные частицы

§69. Раздельное и дефисное написание частиц

§70. Морфологический разбор частицы

§71. Отрицательные частицы не и ни

§72. Различение частицы не и приставки не-

§73. Частица ни , приставка ни- , союз ни... ни

Междометие

§74. Междометие как часть речи

§75. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях

Повторение и систематизация изученного в V - VII классах

§76. Разделы науки о русском языке

§77. Текст и стили речи. Учебно-научная речь

§78. Фонетика. Графика

§79. Лексика и фразеология

§80. Морфемика. Словообразование

§81. Морфология

§82. Орфография

§83. Синтаксис

§84. Пунктуация

Приложение

Планы разбора

Виды орфограмм, изучаемых в VII классе

Пиши правильно!

Произноси правильно!

Толковый словарь

Статей об ошибках, которые всех бесят, много. Поэтому я написал не об ошибках, а о правилах - они иногда бесят ещё сильнее.

1. «По приезде» и «по прилёте», а не «по приезду» и «по прилету»

В значении «после чего-либо» предлог «по» употребляется с предложным падежом: по приезде, по прилёте, по возвращении.

Предлог «по» употребляется с дательным падежом, если указывает:

  • на поверхность или пространство (ползёт по столу, ездит по Европе);
  • на предмет, на который обращено действие (ударить по лицу);
  • на лицо или предмет, о котором думают или скучают (скучаю по тебе);
  • на причину (по своей глупости);
  • на предмет, на который распространяется действие (нужно что-то решить по правкам).

А ещё употребляется с винительным падежом, когда указывает на предмет, которым ограничивается действие (по самые гланды). Но если мы говорим, что что-то произойдёт только после определённого события, то использовать нужно предложный падеж.

2. «Кофе навынос», а не «кофе на вынос»

Мы используем наречия, когда нам нужно охарактеризовать предмет. К кофе навынос ближе вопрос «какой?», а не «куда?» или «на что?».

В этой ситуации нужно использовать наречие. А наречие «навынос» по словарю пишется слитно.

3. «5,5 рубля», а не «5,5 рублей»

Тут пруф легко найти, например, у Розенталя или Мильчина: при смешанном числе существительным управляет дробь. Поэтому: 8,5 метра (восемь целых пять десятых метра), 9½ недели (девять целых одна вторая недели).

Много возражений: но ведь, когда мы видим «9,5 недель», мы читаем «девять с половиной», а не «девять целых пять десятых». Если придерживаться правил, получается так: если нужно, чтобы прочитали как «девять с половиной», напишите «девять с половиной».

4. «До ско́льких», а не «до скольки́»

У слова «сколько» нет формы «скольки»:

5. «Экономкласс», а не «эконом-класс»

Слово «экономкласс», в отличие от «бизнес-класса», сложносокращённое, а не сложное: первая основа сокращена («эконом» от «экономичный»).

А сложносокращённые слова пишутся слитно: танцкласс (танцевальный класс), драмкружок (драматический кружок), экономкласс (экономичный класс).

6. Нелогичный дефис в англицизмах

Если верить словарю , в «дедлайне» дефиса нет, а вот в «фуд-корте» и «чек-листе» есть.

Таких примеров много - кажется, что определённой системы нет и слова попадают в словарь как попало. Создаётся ощущение, что заимствованные слова должны пройти этот путь: мытарство без занесения в словарь; занесение с труднообъяснимым дефисом; изменение нормы на более логичное написание без дефиса.

7. Несклоняемый бариста

В отличие от ранее заимствованных из итальянского giornalista («журналист») и даже fascista («фашист»), «бариста» пока недоассимилировался: сохранил итальянское окончание и не склоняется. Но я думаю, что всё изменится: язык ведь живёт и меняется.

Где пруфы, Лебовски?

Что делать с этой информацией

Вот несколько вариантов:

  1. Постоянно поправлять собеседников и поэтому всех бесить.
  2. Беситься, что эти нормы дурацкие, занести в редакционную политику варианты, которые кажутся правильными, и жить спокойно.
  3. Кручиниться и доказывать в комментариях, что живые люди так не говорят, поэтому нормы пора переделать.
  4. Говорить так, как привычно.

Я написал этот пост не для того, чтобы обличить кого-то в невежестве или призвать всех писать так, как требуют правила. Что-то из этого мне самому кажется очень странным. Остаётся надеяться, что со временем нормы станут более логичными.