Болезни Военный билет Призыв

Временная потеря речи причины. Проблемы с речью: решить проще, чем кажется. Диагностика нарушений речи

Заторможенность – это снижение скорости реакции у индивида, замедленное течение мыслительных процессов и возникновение растянутой речи с большими паузами. В крайних случаях человек может и вовсе перестать реагировать на окружающих и пребывать длительное время в оцепенении. Заторможенность может быть не комплексной, а касаться только мышления, либо речи. В первом случае ее называют идеаторной, а во втором – моторной.

Заторможенность мышления по научному называется «брадипсихия». Не апатия и не инертность мышления. Это совершенно другие состояния, имеющие под собой другие патофизиологические и психические основы. Брадипсихия – симптом, чаще появляющийся в преклонном возрасте. Во всяком случае, у большинства людей заторможенность мышления ассоциируется именно с неспешными и велеречивыми старцами. Однако она может возникнуть и в молодом возрасте. Ведь под каждым проявлением нездоровья скрываются определенные причины.

Причины заторможенности мышления

Патофизиология процесса чрезвычайно сложна и не изучена до конца. Мышление, поведение, эмоциональный фон и многие другие достижения человеческого разума связаны с работой лимбической системы – одного из разделов нервной системы. А лимбикус, как раз-таки и не поддается расшифровке в должной мере. Поэтому в повседневной практике можно назвать лишь состояния – заболевания, при которых отмечается брадипсихия, но не ответить на вопрос, почему она появляется.

  • Сосудистые патологии. Острые, а чаще хроническиие нарушения мозгового кровообращения, возникающие в результате прогрессирования атеросклероза, гипертонической болезни, эмболии и тромбозов сосудов головы, являются причиной разрушения вещества головного мозга. В частности, страдают и структуры, отвечающие за скорость мышления.
  • Паркинсонизм и болезнь Паркинсона. Более узкие, но от того не менее часто встречающиеся патологии, одно из проявлений которых – замедленность мышления. Помимо этого удручающего окружающих пациента людей симптома (сами больные на поздних стадиях развития этого типа патологии не замечают за собой никаких изменений) есть множество других, не менее неприятных. Например, мысли становятся не только медленными, но и вязкими, человек становится прилипчивым, назойливым, речь медленная, часто путанная.
  • Эпилепсия. На поздних стадиях развития болезни, когда врачи отмечают разрушение личности в результате прогрессирования недуга, заторможенность имеет место быть, как и многие другие признаки изменения мышления.
  • Шизофрения. Так же, как и при эпилепсии, при шизофрении брадипсихия не является ранним признаком патологии.
  • Депрессивные состояния и депрессия. Психическое заболевание, характеризующееся обилием симптомов, зачастую маскирующихся под соматические проблемы – вплоть до зубной боли или ишемической болезни сердца. Среди них есть и вялость мыслей.
  • Гипотиреоз. Недостаточность работы щитовидных желез. При данной болезни описываемый симптом чрезвычайно характерен и появляется одним из первых появляющихся.
  • Токсические брадипсихии. Такой группы заболеваний в международной классификации болезней, конечно, нет. Но название все же максимально четко описывает причины появления симптома – интоксикация организма, будь то алкоголь, соли металлов, наркотики или токсины микроорганизмов.

Разумеется, при таком большом количестве заболеваний, количество видов лечения тоже должно быть велико. К сожалению, пока ученые окончательно не разобрались с работой головного мозга, этих видов не так много, как хотелось бы. Временный эффект заторможенности в речи и мышлении возникает при недосыпании, когда организм уже измотан, или же, вследствие употребления наркотических веществ и спиртного, которые угнетают мыслительные и двигательные процессы. То есть, причины можно разделить на блокирующие деятельность и снижающие возможности для ее осуществления.

Симптомы заторможенности

Образ больного вписывается в классическое описание меланхолика: вялость, медлительность, растянутая речь, каждое слово как будто выдавливается с усилием. Такое ощущение, что мышление отнимает много сил и энергии у этого человека. Он может не успевать реагировать на сказанное или же вовсе погружаться в ступор.

Кроме снижения темпа речи и мышления наблюдается приглушенность сказанного – предельно тихий и спокойный голос, который изредка нарушает тишину. В движениях и мимике заметна вялость, а осанка чаще всего чересчур расслаблена. У индивида может возникать желание постоянно опереться обо что-то или прилечь. Не обязательно, чтобы при заторможенности наблюдались все ее проявления. Достаточно лишь одного, чтобы утверждать, что человеку нужна медицинская помощь.

Диагностика брадилалии

Лица с нарушениями темпа речи, в т. ч. с брадилалией, нуждаются в комплексном медицинском и психолого-педагогическом обследовании, которое проводится неврологом, логопедом, психологом, психиатром. При обследовании пациента с брадилалией необходимо подробное изучение анамнеза, касающегося перенесенных заболеваний и повреждений головного мозга; наличия нарушений темпа речи у близких родственников. В ряде случаев для выяснения органической основы брадилалии требуется проведение инструментальных исследований: ЭЭГ, РЭГ, МРТ головного мозга, ПЭТ головного мозга, люмбальной пункции и др.

Диагностика устной речи при брадилалии включает оценку строения органов артикуляции и состояния речевой моторики, экспрессивной речи (звукопроизношения, слоговой структуры слова, темпо-ритмической стороны речи, особенностей голоса и т. д.). Диагностика письменной речи предполагает выполнение заданий на списывание текста и самостоятельное письмо под диктовку, чтение слогов, фраз, текстов. Наряду с диагностическим обследованием речи, при брадилалии проводится изучение состояния общей, ручной и мимической моторики, сенсорных функций, интеллектуального развития.

При постановке логопедического заключения важно дифференцировать брадилалию от дизартрии и заикания.

Лечение заторможенности мышления

Общие профилактические меры. Чем больше нагружен мозг, тем лучше он работает. Неиспользованные в течение жизни нервные клетки благополучно отмирают за ненадобностью в буквальном смысле. Соответственно, уменьшается и резерв психики. Изучение нового возможно в любом возрасте, но после тридцати лет значительно осложняется замедлением развития новых межнейрональных связей. Нагружать головной мозг можно чем угодно, лишь бы это не было привычным для него. Изучение нового языка, решение математических задач, освоение новых наук, изучение исторических архивов и их осмысление. Но! Решение кроссвордов, сканвордов и тому подобное – все равно, что заучивание большой советской энциклопедии. Сухая информация занимает только клетки, отвечающие за память, но не за мышление. Двигательная активность также помогает поддерживать мозг в «рабочем» состоянии. С чем это связано, сказать сложно.

Сосудистая терапия. Привести сосуды в состояние, соответствующее двадцатилетнему возрасту невозможно, тем не менее, частичное восстановление возможно, чем и пользуются врачи, назначая соответствующие препараты.

Ноотропы и нейропротекторы. Более специфическое лечение, помогающее восстановиться нервным клеткам.

Психотерапию проводят только как вторичное дополнение к медикаментозной терапии. Современные психотерапевтические методики помогают выявить и устранить истинную причину расстройства, сформировать новую модель реагирования на стрессовые ситуации, откорректировать личностную оценку.

До посещения врача-психотерапевта пациент может заниматься только профилактикой – все медикаментозное лечение имеет значительное количество противопоказаний, которые учитывает специалист, совершая выбор в пользу того или иного средства. Обратиться же к врачу в случае брадипсихии нужно обязательно – нет ни одной «легкой» причины такого состояния психики.

Прогноз и профилактика брадилалии

Прогноз в отношении преодоления брадилалии наиболее благоприятен при раннем начале коррекционной работы и психологических причинах нарушения темпа речи. Но даже после выработки навыков нормальной речи необходимо длительное наблюдение у специалистов, постоянный самоконтроль за темпом речи.

Для профилактики брадилалии важно предупреждение перинатальных поражений ЦНС, травм головы, нейроинфекций, астенического синдрома. Необходимо заботиться о нормальном развитии речи ребенка, окружать его правильными образцами для подражания.

Фасцикуляция мышц

Беспокойство

Дисфория

Раздражительность

Деменция

Апатия

Галлюцинации

Депрессия

Эмоциональная лабильность

Парестезия

Ятрогения

Сонливость

Яктация

Фобии

Информация на сайте предоставляется исключительно в справочных целях. Не занимайтесь самолечением, обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Виды заторможенности, симптомы и лечение

Что представляет собой заторможенность

В серьезных случаях человек вовсе перестает реагировать на окружающую атмосферу и пребывает длительно в апатии или оцепенении. Выделяют несколько видов заторможенности:

  • комплексную;

Заторможенность бывает речевая и мыслительная, то есть имеет психологические причины. Вялые и несвоевременные двигательные реакции вызывает моторная заторможенность. Могут проявляться проблемы с запоминанием, провалы в памяти. В большинстве случаев такие состояния вызваны или болезнью, хронической усталостью, или психологическими патологиями.

Двигательная и эмоциональная заторможенность – это патология, выявить причины которой могут только врачи. Они же назначают адекватное лечение.

Причины и симптомы заторможенности мышления

Поведение, мышление человека, его психологическое состояние могут нарушаться при патологиях нервной системы и головного мозга. К идеаторной заторможенности также приводят:

  • Болезнь Паркинсона. При сложной мозговой патологии выявляется еще и дополнительный симптом – замедленность мышления. Сам больной изменений не замечает. С течением заболевания его мыслительная деятельность не только замедляется. Больной становится назойливым, дотошным, прилипчивым. Его речь становится путанной и бессвязной.

Все эти заболевания, симптомом которых является заторможенность мышления, необходимо диагностировать и лечить. Временная заторможенность движений и мышления появляется после сильного стресса, усталости, при длительном недосыпании.

Угнетение двигательных и мыслительных процессов характерно проявляется после употребления спиртного, даже одноразово. Такие же симптомы порой вызывают и психотропные препараты, а также сильные успокоительные. При их отмене заторможенность проходит.

Причины и симптоматика двигательной заторможенности

Моторная, как и мыслительная заторможенность проявляется в результате психологических нарушений, а также всевозможных заболеваний. В мимике и движениях больного иногда или всегда ощущается вялость. Осанка обычно расслаблена, нередко появляется желание присесть, лечь в кровать, на что-то опереться.

Заторможенность у ребенка

Такой симптом характерен и для детей. Он может иметь хронический характер при некоторых нейровегетативных нарушениях, например, ДЦП, или проявляется спонтанно при высокой температуре, после сильного стресса или впечатления. К заторможенности у детей зачастую приводят:

  • сосудистые патологии головного мозга;

Диагностика заторможенности

При нарушениях психологического характера, а также физиологических патологиях, обусловленных заторможенностью мыслительной, двигательной или речевой реакции, необходима тщательная диагностика, то есть медицинское и психологическое обследование.

Проводится также диагностика письменной и устной речи. Возможно, человек страдает заиканием, дефектами звукопроизношения, которые приводят к речевой заторможенности. Изучается также интеллектуальное развитие пациента, состояние сенсорных функций, общей моторики, состояние суставов и мышц.

Лечение заторможенности

  • Активизация мыслительных процессов. Для этого читают новые книги, осваивают языки, занимаются творчеством или решают математические задачи. Такие действия тренируют мозг, активизируют мыслительную деятельность.

Если заторможенность временная, вызвана сильным жаром, то следует принять таблетки или сиропы, снижающие температуру. Вызванную медикаментами и сильными успокоительными временную заторможенность купируют, отказавшись от таких препаратов. Обычно она проходит без следа, реакции организма полностью восстанавливаются.

Заторможенность эмоций и движений (видео)

Что такое заторможенность эмоций и движений. Как правильно выявить и лечить патологию, узнаем рекомендации врача из видеоролика.

Профилактика заторможенности

Патология проходит обычно без следа, если лечение начато на ранних стадиях, когда выявлено основное заболевание. После грамотной психологической помощи, корректной медикаментозной поддержки реакции человека улучшаются, как эмоциональные, так и физические.

Нарушение речи

Речь это способность взаимодействовать с окружающими людьми, социумом. От того, насколько развита речь, зависит и успешность этого взаимодействия. Учитывая, что человек по природе своей существо социальное, становится ясно, что это один из важнейших аспектов его жизни. Нарушение речи тяжело сказывается в первую очередь на психологическом здоровье человека, а впоследствии на социальном и психическом. Разумеется, имеет значение и то, когда и по какой причине произошло нарушение речи.

Нарушение речи свойственно в большей степени детскому возрасту, и несмотря на то, что это достаточно серьезное отклонение, как правило, оно поддается коррекции. Специалисты-логопеды определяют причину нарушения речи, и разрабатывают индивидуальную программу, которая помогает ребенку справиться с проблемой. Зачастую терапия проводится на протяжении длительного времени, требует упорства и терпения и от ребенка, и от его родителей.

Причинами нарушения речи у детей обычно являются три группы факторов. Первая - анатомические особенности ребенка, мешающие нормальной речи (короткая уздечка языка, неправильный прикус и т.п.). Вторая - органические нарушения структур головного мозга, возникшие во внутриутробном периоде или во время осложненных родов (родовая травма). И третья - функциональные расстройства нервной системы, связанные с психической травмой или отсутствием условий для нормального развития. Это так называемое первичное нарушение речи, или точнее, нарушение формирования речи.

Нарушение речи у взрослого человека почти всегда связано с органическим поражением нервной системы. Это грозный признак, и появление его может свидетельствовать о прогрессирующем и злокачественном течении болезни. Нарушение речи у взрослых сопровождает такие болезни, как опухоли головного мозга, рассеянный склероз, инсульт, энцефалопатии различного генеза, эпилепсию, сахарный диабет и некоторые другие. Это те заболевания, при которых либо напрямую страдают структуры нервной системы, либо имеют место сосудистые нарушения, а нервные поражения вторичны и связаны с недостатком кровообращения.

При появлении нарушения речи тогда, когда речь уже была нормально сформирована, необходимо немедленное обращение к врачу. В некоторых случаях нарушение речи бывает ранним признаком тяжелой патологии, и вовремя принятые меры способны не только восстановить речь, но и спасти жизнь человека.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Имею стойкое нарушение слуха 5 лет, но это как бы не влияет, всегда нормально говорил, аппаратом пользуюсь.

Волнение конечно было, связанное с нестабильностью заработка.. Но две недели отдохнул за это время в отпуске, чуть лучше, но все ж не так, трудно выразить мысль. Новопассит пробовал один флакон, эффекта не дает.

Что это может, пожалуйста проконсультируете.

Когда давно, несколько лет назад, делал капельницы сосудорасширяющие лекарства, это связано с падение слуха, не помогало, отказался.

Все эти годы, проблемы с речь не было.

Статья, под которой вы оставили комментарий, как раз посвящена тому, с чем могут быть связаны проблемы с речью. Определить точно, что с вами, по интернету невозможно, вам следует обратиться очно к врачу (неврологу).

Сейчас то же самое, помогут ли те же самые лекарства, какие прокалывала после родов? Отчего они, как действуют? Неделю уже такое происходит.

Дело в том, что нахожусь в командировке.

Назначать себе эти препараты самостоятельно, без врача, нельзя. По интернету лекарства тоже не назначаются. Вам придется дождаться завершения командировки и обратиться на очную консультацию к своему неврологу, а если состояние прогрессирует, то обратиться к любому неврологу при первой возможности.

Здравствуйте, срочно обратитесь к врачу, эти симптомы похожи на начальную стадию инсульта.

Стоматологи появились относительно недавно. Еще в 19 веке вырывать больные зубы входило в обязанности обычного парикмахера.

Для того чтобы сказать даже самые короткие и простые слова, мы задействуем 72 мышцы.

Первый вибратор изобрели в 19 веке. Работал он на паровом двигателе и предназначался для лечения женской истерии.

Во время чихания наш организм полностью прекращает работать. Даже сердце останавливается.

У 5% пациентов антидепрессант Кломипрамин вызывает оргазм.

Кровь человека «бегает» по сосудам под огромным давлением и при нарушении их целостности способна выстрелить на расстояние до 10 метров.

Люди, которые привыкли регулярно завтракать, гораздо реже страдают ожирением.

Американские ученые провели опыты на мышах и пришли к выводу, что арбузный сок предотвращает развитие атеросклероза сосудов. Одна группа мышей пила обычную воду, а вторая – арбузный сок. В результате сосуды второй группы были свободны от холестериновых бляшек.

Упав с осла, вы с большей вероятностью свернете себе шею, чем упав с лошади. Только не пытайтесь опровергнуть это утверждение.

Общеизвестный препарат «Виагра» изначально разрабатывался для лечения артериальной гипертонии.

Даже если сердце человека не бьется, то он все равно может жить в течение долгого промежутка времени, что и продемонстрировал нам норвежский рыбак Ян Ревсдал. Его «мотор» остановился на 4 часа после того как рыбак заблудился и заснул в снегу.

Согласно мнению многих ученых, витаминные комплексы практически бесполезны для человека.

74-летний житель Австралии Джеймс Харрисон становился донором крови около 1000 раз. У него редкая группа крови, антитела которой помогают выжить новорожденным с тяжелой формой анемии. Таким образом, австралиец спас около двух миллионов детей.

На лекарства от аллергии только в США тратится более 500 млн долларов в год. Вы все еще верите в то, что способ окончательно победить аллергию будет найден?

Ученые из Оксфордского университета провели ряд исследований, в ходе которых пришли к выводу, что вегетарианство может быть вредно для человеческого мозга, так как приводит к снижению его массы. Поэтому ученые рекомендуют не исключать полностью из своего рациона рыбу и мясо.

Заторможенность

Заторможенность – это симптом определённых заболеваний, как правило, ЦНС и головного мозга, или следствие сильного психоэмоционального потрясения. Характеризуется такое состояние человека тем, что у него наблюдается снижение скорости реакции на обращённые к нему действия или производимые им самим, ухудшение концентрации, более растянутой, с продолжительными паузами речи. В более сложных случаях может наблюдаться полное отсутствие реакции на окружающие события.

Не следует путать такое состояние человека с апатией или хроническим депрессивным состоянием, так как последнее носит скорее психологический фактор, нежели физиологический.

Истинные причины заторможенности может установить только квалифицированный врач. Проводить лечение на своё усмотрение или игнорировать такой симптом, настоятельно не рекомендуется, так как это может привести к серьёзным осложнениям, в том числе и необратимым патологическим процессам.

Этиология

Заторможенность движений и мышления у человека может наблюдаться при таких патологических процессах:

Кроме этого, временное состояние замедленности реакции, движений и речи может наблюдаться в следующих случаях:

  • при алкогольном или наркотическом опьянении;
  • при хронической усталости и постоянном недосыпании;
  • при частом нервном перенапряжении, стрессах, хронических депрессиях;
  • при обстоятельствах, которые вызывают у человека ощущение страха, тревожности и паники;
  • при сильном эмоциональном потрясении.

Психомоторная заторможенность у ребёнка может быть обусловлена такими этиологическими факторами:

В зависимости от первопричинного фактора, такое состояние у ребёнка может быть временным или хроническим. Само собой разумеется, что если проявляется такой симптом у детей, следует незамедлительно обращаться к врачу, так как причина патологии может быть опасной для здоровья малыша.

Классификация

Различают следующие виды заторможенности согласно клинической картине:

  • брадипсихия – заторможенность мышления;
  • мыслительная или идеаторная заторможенность;
  • моторная или двигательная заторможенность;
  • эмоциональная заторможенность.

Установление природы данного патологического процесса лежит в компетенции только квалифицированного врача.

Симптоматика

Характер клинической картины, в этом случае, будет целиком и полностью зависеть от первопричинного фактора.

При поражении головного мозга и центральной нервной системы может присутствовать следующая клиническая картина:

  • сонливость (гиперсомния), вялость;
  • головные боли, которые по мере усугубления патологического процесса будут усиливаться. В более сложных случаях устранение болевого синдрома невозможно даже путём обезболивающих;
  • ухудшение памяти;
  • снижение качества когнитивных способностей;
  • больной не может сконцентрироваться на выполнении привычных действий. Примечательно то, что именно профессиональные навыки сохраняются;
  • резкие перепады настроения, в поведении больного появляются черты, которые ранее ему не были свойственны, чаще всего наблюдаются приступы агрессии;
  • нелогичное восприятие обращённой к нему речи или действий;
  • речь становится замедленной, больной может с трудом подбирать слова;
  • тошнота и рвота, которая чаще всего наблюдается по утрам;
  • нарушение координации движений;
  • нестабильное артериальное давление;
  • учащённый пульс;
  • головокружения.

У ребёнка общая клиническая картина, при такого рода патологиях, может дополняться капризностью, постоянным плачем или, напротив, постоянной сонливостью и апатией к привычным любимым занятиям.

Следует отметить, что вышеописанная симптоматика наблюдается и после инсульта. Если есть подозрение на то, что у человека случился приступ, следует вызывать неотложную медицинскую помощь и срочно его госпитализировать. Именно от срочности и слаженности первичных медицинских мероприятий после инсульта, в большей степени, зависит, выживет человек или нет.

В том случае, если причиной замедленной реакции у взрослого человека стало психическое расстройство, может присутствовать такая симптоматика:

  • бессонница или сонливость, которая сменяется апатическим состоянием;
  • необоснованные приступы агрессии;
  • резкое изменение настроения;
  • беспричинные приступы страха, паники;
  • суицидальное настроение, в некоторых случаях и действия в этом направлении;
  • состояние хронической депрессии;
  • зрительные или слуховые галлюцинации;
  • бред, нелогические суждения;
  • пренебрежение личной гигиеной, неряшливый внешний вид. При этом человек может быть твёрдо уверен в том, что у него все в порядке;
  • излишняя подозрительность, ощущение, что за ним следят;
  • ухудшение или полная потеря памяти;
  • несвязная речь, невозможность выразить свою точку зрения или конкретно ответить на простейшие вопросы;
  • потеря во временной и пространственной ориентации;
  • ощущение постоянной усталости.

Нужно понимать, что такое состояние человека может быстро прогрессировать. Даже при условии временного улучшения состояния больного нельзя говорить о том, что заболевание полностью устранено. Кроме того, подобное состояние человека крайне опасно как для него, так и для окружающих людей. Следовательно, лечение под руководством специализированного врача и в соответствующем учреждении, в некоторых случаях обязательно.

Диагностика

В первую очередь проводиться физикальный осмотр больного. В большинстве случаев это следует делать с близким для пациента человеком, так как ввиду своего состояния он вряд ли сможет корректно отвечать на вопросы врача.

В этом случае может понадобится консультация таких специалистов:

Диагностические мероприятия включают в себя:

  • общеклинические лабораторные анализы (исследование крови и мочи);
  • исследование уровня гипофизарных гормонов;
  • КТ и МРТ головного мозга;
  • ЭЭГ и Эхо-ЭГ;
  • церебральная ангиография;
  • психиатрические тесты.

В зависимости от поставленного диагноза будет решаться вопрос о госпитализации больного и дальнейшей тактике лечения.

Лечение

В этом случае, программа лечения может основываться как на консервативных, так и радикальных методах лечения.

Если причиной такого состояния человека является опухоль головного мозга или ЦНС, то проводиться операция по её иссечению с последующим медикаментозным лечением и реабилитацией. Реабилитация больному потребуется также после инсульта.

Медикаментозная терапия может включать в себя такие препараты:

  • обезболивающие;
  • седативные;
  • антибиотики, если установлено заболевание инфекционной природы;
  • ноотропные;
  • антидепрессанты;
  • транквилизаторы;
  • препараты, которые восстанавливают уровень глюкозы;
  • витаминно-минеральный комплекс, который подбирается индивидуально.

Кроме этого, после прохождения основного курса лечения больному может быть рекомендовано прохождение курса реабилитации в специализированном санатории.

При условии своевременного и корректного начала терапевтических мероприятий, их полного выполнения, возможно практически полное восстановление даже после тяжёлых заболеваний – онкологии, инсульта, психиатрических недугов.

Профилактика

К сожалению, специфических методов профилактики нет. Следует соблюдать режим отдыха и работы, ограждать себя от нервных переживаний и стрессов, своевременно начинать лечение всех заболеваний.

«Заторможенность» наблюдается при заболеваниях:

Алалия – расстройство речевой функции, при котором ребёнок не может частично (с бедным словарным запасом и проблемами при построении фраз) или полностью разговаривать. Но для заболевания характерно то, что умственные способности не нарушаются, ребёнок все отлично понимает и слышит. Основными причинами недуга считаются осложнённые роды, заболевания или травмы головного мозга, полученные в раннем возрасте. Заболевание можно вылечить при продолжительном посещении логопеда и с помощью приёма медикаментов.

Апатия - это такое психическое расстройство, при котором человек не проявляет интерес к работе, каким-либо мероприятиям, не хочет ничего делать и, вообще, безразлично относится к жизни. Такое состояние очень часто приходит в жизнь человека незаметно, так как не проявляется болевыми симптомами - человек может попросту не замечать отклонений в настроении, так как причинами апатии может стать абсолютно любой жизненный процесс, а чаще всего их совокупность.

Астматический статус – затянувшийся приступ бронхиальной астмы, из-за прогрессирования которого возникает выраженная дыхательная недостаточность. Это патологическое состояние развивается в результате отёка слизистой бронхов, а также спазмов их мускулатуры. При этом нет возможности провести купирование приступа приёмом увеличенной дозы бронходилататоров, которые, как правило, уже принимает больной, имеющий астму. Астматический статус – это очень опасное состояние, которое может привести к смерти пациента, поэтому оно требует оказания неотложной медицинской помощи.

Аффективные расстройства (син. перепады настроения) - не отдельное заболевание, а группа патологических состояний, которые связаны с нарушением внутренних переживаний и внешнего выражения настроения человека. Подобные изменения могут привести к дезадаптации.

Бактериальный эндокардит – воспалительный процесс во внутренней оболочке сердца, вызванный влиянием патологических микроорганизмов, главным из которых является стрептококк. Зачастую эндокардит является вторичным проявлением, развившимся на фоне других заболеваний, но именно бактериальное поражение оболочки является самостоятельным расстройством. Поражает людей любой возрастной группы, отчего нередко диагностируется эндокардит у детей. Отличительной чертой является то, что мужчины страдают от такого заболевания в несколько раз чаще, нежели женщины.

Во всём мире множество людей страдает таким нарушением, как биполярное расстройство. Характеризуется заболевание частой сменой настроения, причём настроение человека меняется не от плохого, к хорошему, а от чрезвычайно депрессивного и унылого, до чувства эйфории и возможности совершать подвиги. Одним словом, колебания настроения у больных с биполярным расстройством колоссальные, что всегда заметно окружающим, особенно если такие колебания частые.

Болезнь легионеров или легионеллез – это бактериальная инфекция, которая, чаще всего, проявляется в виде тяжёлой формы пневмонии. Характерным выражением заболевания является интоксикация и нарушение функционирования центральной нервной системы и почек. Иногда, во время болезни происходит поражение дыхательной и мочевыделительной системы.

Острое кишечное инфицирование, обуславливаемое бактериальной средой и характеризующееся продолжительностью протекания лихорадки и общей интоксикации организма, именуется брюшным тифом. Это заболевание относится к тяжёлым недомоганиям, в результате чего основной средой поражения является желудочно-кишечный тракт, а при усугублении поражается селезёнка, печень и кровеносные сосуды.

Гипернатриемия – заболевание, для которого свойственно повышение уровня натрия в сыворотке крови до значения в 145 ммоль/л или выше. Помимо этого, обнаруживается пониженное содержание жидкости в организме. Патология обладает довольно высоким показателем смертности.

Гиперсомния – нарушение сна, для которого характерно увеличение длительности периода отдыха и проявление сонливости в дневное время. В таком случае длительность сна составляет более десяти часов. Редко протекает как самостоятельное расстройство - зачастую является осложнением некоторых заболеваний. После длительного сна улучшения общего состояния не наблюдается, присутствует постоянная сонливость и проблемы с просыпанием.

Гипертонический криз – синдром, при котором наблюдается значительное возрастание АД. При этом развивается симптоматика поражения основных органов – сердца, лёгких, головного мозга и прочее. Это состояние очень тяжёлое и требует оказания неотложной помощи, так как, в противном случае, могут развиться тяжёлые осложнения.

Психические расстройства, характеризующиеся преимущественно снижением настроения, двигательной заторможенностью и сбоями мышления, являются серьёзным и опасным заболеванием, которое носит название депрессия. Многие люди считают, что депрессия не является заболеванием и к тому же не несёт особой опасности, в чём они глубоко заблуждаются. Депрессия - это довольно опасный вид заболевания, обуславливающийся пассивностью и подавленностью человека.

Диабетическая кома – крайне опасное состояние, развивающееся на фоне сахарного диабета. В случае его прогрессирования в теле человека нарушаются обменные процессы. Это состояние угрожает не только здоровью, но и жизни пациента.

Кардиогенный шок - патологический процесс, когда происходит сбой сократительной функции левого желудочка, ухудшается кровоснабжение тканей и внутренних органов, что часто заканчивается смертью человека.

Кетоацидоз – опасное осложнение сахарного диабета, которое без адекватного и своевременного лечения может привести к диабетической коме или даже к летальному исходу. Состояние начинает прогрессировать в том случае, если организм человека не может в полной мере использовать глюкозу как источник энергии, так как в нём не хватает гормона инсулина. В таком случае активизируется компенсаторный механизм, и организм начинает использовать в качестве источника энергии, поступающие жиры.

Клещевой энцефалит – это тяжелейшее инфекционное заболевание, которое передаётся человеку от энцефалитных клещей. Вирус пробирается в головной и спинной мозг взрослого или ребёнка, вызывает сильную интоксикацию и поражает ЦНС. Тяжёлые энцефалитные формы без своевременного лечения способны привести к параличу, умственным расстройствам и даже летальному исходу. Как распознать симптомы опасной патологии, что делать при подозрении на клещевую инфекцию и какое значение имеет прививка в профилактике и терапии смертельно опасного недуга?

Ложный круп – патология инфекционно-аллергической природы, вызывающая развитие отёка гортани с последующим её стенозированием. Сужение просвета дыхательных путей, в том числе гортани, приводит к недостаточному поступлению воздуха в лёгкие и представляет угрозу жизни пациента, поэтому помощь при таком состоянии должна быть оказана немедленно – в считаные минуты после приступа.

Макроглобулинемия Вальденстрема (син. первичная макроглобулинемия, макроглобулинемический ретикулез) – является крайне редким заболеванием, при котором в костном мозге формируется опухоль, состоящая из лимфоцитарных и плазмоцитарных клеток.

Метаболический ацидоз – представляет собой патологическое состояние, для которого характерно нарушение кислотно-щелочного баланса в крови. Развивается недуг на фоне плохого окисления органических кислот или их недостаточного выведения из человеческого организма.

Микседема – наиболее тяжёлая форма гипотиреоза, для которой характерным является развитие отёка кожи и подкожной клетчатки. Патология начинает прогрессировать в организме человека в результате недостаточной секреции гормонов щитовидки. Чаще всего подвержены данной болезни женщины в период изменения гормонального фона, то есть во время климакса.

Отек головного мозга – опасное состояние, характеризующееся чрезмерным скоплением экссудата в тканях органа. Как следствие, постепенно увеличивается его объем и растёт внутричерепное давление. Все это приводит к нарушению обращения крови в органе и к отмиранию его клеток.

Отеком Квинке принято определять аллергическое состояние, выражаемое в достаточно острых его проявлениях. Характеризуется оно возникновением сильнейших отеков кожи, а также слизистых оболочек. Несколько реже данное состояние проявляется в суставах, внутренних органах и мозговых оболочках. Как правило, отек Квинке, симптомы которого могут проявиться практически у любого человека, возникает у больных, страдающих аллергией.

Заболевание, которому присуще формирование лёгочной недостаточности, представленной в виде массового выхода транссудата из капилляров в лёгочную полость и в итоге способствующее инфильтрации альвеол, называется отёком лёгких. Говоря простыми словами, отёк лёгких - это положение, когда в лёгких застаивается жидкость, просочившаяся через кровеносные сосуды. Недуг характеризуется как самостоятельный симптом и может сформироваться на основании других серьёзных недомоганий организма.

Панкреонекроз поджелудочной железы – опасная и тяжело протекающая патология, при которой сам орган начинает активно переваривать свои же клетки. Это, в свою очередь, приводит к тому, что определённые участки железы некротизируются. Этот патологический процесс может спровоцировать прогрессирование гнойного абсцесса. Панкреонекроз также негативно сказывается на функционировании прочих жизненно важных органов. Если не будет проведено своевременное и полноценное лечение, то часто данное заболевание приводит к смерти пациента.

Переутомление – состояние, с которым сегодня часто сталкиваются не только взрослые, но и дети. Оно характеризуется пониженной активностью, сонливостью, нарушением внимания и раздражительностью. Причём многие люди считают, что переутомление – несерьёзная проблема, и что достаточно хорошо отоспаться, чтобы оно прошло. На самом же деле избавиться от такого нарушения невозможно длительным сном. Все наоборот - постоянное желание спать и неспособность восстановить силы после сна – это основные симптомы переутомления.

Печёночная энцефалопатия – это заболевание, для которого характерен патологический процесс, протекающий в печени и затрагивающий ЦНС. Результатом такой болезни становятся нейропсихические нарушения. Для этого недуга характерны изменения личности, депрессии и нарушения интеллекта. Справиться с печёночной энцефалопатией самостоятельно не получится, здесь не обойтись без врачебного вмешательства.

Полиорганная недостаточность - тяжёлый патологический процесс, который возникает вследствие тяжёлой травмы, сильной кровопотери или любого другого состояния. В этом случае речь идёт о нарушении или полном прекращении функционирования нескольких систем человеческого организма одновременно. В 80% случаев наблюдается летальный исход, если своевременно не предпринять необходимые медицинские меры по нормализации функционирования органов. Такой высокий показатель смертности обусловлен тем, что повреждение систем или органов происходит на таком уровне, что теряется способность поддержания жизнедеятельности организма.

Заболевание, которому свойственно воспаление суставов по причине инфекционных заболеваний различных органов и систем, называется реактивным артритом. Зачастую воспаление суставов возникает вследствие заражения инфекциями половых органов, мочевыделительной системы или даже ЖКТ. После заражения организма инфекциями на вторую-четвёртую неделю может наблюдаться развитие реактивного артрита.

Синдром Иценко-Кушинга – патологический процесс, на формирование которого влияют высокие показатели уровня гормонов глюкокортикоидов. Главным из них является кортизол. Терапия заболевания должна быть комплексной и направленой на купирование причины, способствующей развитию недуга.

Страница 1 из 2

При помощи физических упражнений и воздержанности большая часть людей может обойтись без медицины.

Симптомы и лечение заболеваний человека

Перепечатка материалов возможна только с разрешения администрации и указанием активной ссылки на первоисточник.

Вся предоставленная информация подлежит обязательной консультации лечащим врачом!

Вопросы и предложения:

«Афазия не болезнь», — заявляют неврологи, врачи-логопеды, нейропсихологи. — Системное нарушение речи». Но только ли? Афазия возникает вместе с другими неврологическими и физиологическими нарушениями у пациентов, перенесших инсульт или черепно-мозговую травму. Вот только заметить это расстройство не специалисту, а, например, родственнику больного, не всегда удается с первого раза. «Есть исследования, которые показывают, что именно речевые языковые нарушения влекут за собой самую серьезную и грубую инвалидизацию. Психоэмоционально это тяжелее всего», — считает Мария Иванова, старший научный сотрудник лаборатории нейролингвистики Высшей школы экономики.

Безусловно, психоэмоциональное состояние человека, пережившего инсульт, не должно волновать хирурга. Его задача — спасти жизнь. Реабилитировать пациентов в отделениях восстановительного лечения за 2-3 недели госпитализации невозможно, тем более — вернуть человеку речь. А если нарушена только речь, то таких пациентов в стационарах не держат, болезни нет. Государственные реабилитационные центры для людей с нарушениями речи — всего лишь мечта афазиолога (специалиста, восстанавливающего речь). Давно вы видели нейропсихолога или логопеда в своей поликлинике? В результате, реабилитация пациентов — дело, кажется, самих пациентов и, в лучшем случае, их родственников.

Поэтому если у вас есть деньги, то реабилитация у вас будет соответствующая: в Петербурге можно обратиться и в центры нарушения речи, и к частным логопедам, и к афазиологам. Нет денег? Ну что ж, вы живы, радуйтесь.

Своими силами

Распознать афазию не так просто. Симптомы зависят от локализации пораженной зоны мозга. Даже специалисту не всегда легко определить, почему именно больной не может говорить. Слова в сознании есть, но «афазик» просто не может подобрать слово из всплывающих в сознании, или же объем слухоречевой памяти сужен настолько, что теряется целостное восприятия смысла речи. В российской практике различают семь видов афазии, каждая из них требует особого подхода в лечении.

Научный консультант по афазии, нейропсихолог Николай Клочко уверен, что первая задача родственников в «растормаживании» речи:

— Надо создать активную речевую среду. Речь, прежде всего, — средство коммуникации. Подчеркивать личную заинтересованность афазика в выздоровлении, помочь в поисках новых целей, жизненных смыслов. Самостоятельно заниматься: вначале — растормаживанием речи, позже — формированием речи, опираясь на сохранные звенья. Пособия по реабилитации речи афазиков в последнее десятилетия стали активно издаваться.

Родственникам пациентов приходится брать на себя роль логопеда, учителя, даже родителя, который заботливо пытается заставить малыша сказать первое слово. Только теперь уже не важно, каким будет это слово, главное, чтобы оно наконец прозвучало.

Благоприятный прогноз?

Успех в восстановлении речи во многом зависит от установок самого пациента, его желания и терпения, от окружающей его среды. Благоприятный прогноз развития исследований, посвященных афазии, зависит только от ученых энтузиастов. «Ситуация с финансированием в стране проблематична. Из-за этого какие-то лаборатории, которые предполагали открыться, не смогли этого сделать», — рассказывает Мария Иванова. Психологи, лингвисты, неврологи на собственном энтузиазме пытаются развивать нейролингвистику как научную область. Для этого была создана Летняя школа по нейролингвистике, которая в этом году уже в третий раз собрала под крышей Высшей школы экономики специалистов со всей страны и из зарубежья. Студентов — нейролингвистов с каждым годом все больше, популярность этой области растет, но вопрос финансирования по-прежнему остается подвешенным в воздухе. В условиях, когда сокращается общее финансирование практического здравоохранения, сокращаются расходы на науку, надеяться на развитие этого направления реабилитации сложно. И за какие деньги проводить исследования, пока не ясно ни преподавателям, ни самим студентам.

Полноценное сбалансированное по составу, жидкое стерильное питание, с высоким содержанием белка и энергии, для восстановления людей перенесших инсульт.

Добавляя Нутридринк к рациону, Вы можете быть уверены в том, что человек получит полный комплекс питательных элементов, необходимый для поддержки организма и восстановления.

Предназначен для людей с повышенными потребностями в белке, энергии и витаминах.

Содержит:

  • Белок, который является строительным материалом для клеток и тканей;

  • Углеводы, обеспечивающие чувство насыщения и дающие энергию для всех процессов, происходящих в организме;

  • Полиненасыщенные жирные кислоты Омега 3 и Омега 6, имеющие противовоспалительное действие;

  • Витамины, минералы, комплекс каротиноидов, которые обладают мощным антиоксидантным эффектом и являются природными стимуляторами иммунитета.
  • 3 бутылочки в день в качестве дополнения к рациону;

  • 5-6 бутылочек в день в качестве основного и единственного источника питания.

*Имеются противопоказания . Перед применением необходима консультация специалиста.
Подробная информация о продукте содержится на этикетке.
Длительность приема не ограничена. Минимальный период приема — 1 месяц .
Разрешено к применению у взрослых и детей старше 3 лет
Форма выпуска : пластиковая бутылка 200 мл (300 кКал) с трубочкой.
6 вкусов: шоколадный, апельсиновый ванильный, клубничный, банановый, нейтральный
Производство : Нидерланды. Срок годности: 12 месяцев.

Как правильно применять специализированное питание?


  • Питье через рот — Нутридринк. Введение через зонд или через специально сделанное отверстие (стому) — Нутризон. Это питание нельзя вводить внутривенно (парентерально) !

  • Соблюдать правила гигиены.

  • Применять смеси комнатной температуры.

  • При употреблении специализированного питания через рот самостоятельно, лучше использовать трубочку и пить его медленно небольшими глотками (200 мл в течение 20 минут).

  • Если специализированное питание используется как дополнение к обычному рациону, употреблять его между основными приемами пищи.

  • Открытый пакет или бутылку Нутризона или Нутридринка хранить в холодильнике и использовать в течение 24 часов. Закрытую бутылку хранить при температуре от +5 до +25⁰С.

  • Убедитесь, что у человека, который будет принимать питание, нет противопоказаний: галактоземия, возраст до 3 лет.

Перед покупкой убедитесь в соответствии сроку годности и целостности упаковки

Как мы прозевали инсульт

Итак, моя бабушка. Очень самостоятельный 86-летний человек. Много лет живет одна, сама справляется с хозяйством. Активно общается с подругами, принимает участие во всех общественных мероприятиях района. Мы привыкли видеть ее сильной, энергичной и всеми уважаемой.

Однажды я позвонила ей, как обычно, справиться о ее самочувствии, делах, послушать про очередной совет ветеранов и подготовку к первомайской демонстрации. Но услышала странный глухой голос, вялый и медленный. На все мои вопросы о самочувствии она отвечала, что ничего не болит, но речь была замедленной и тихой - как будто я говорю с человеком, сидящим на дне колодца. Я спросила, как она спала. Выяснилось, что засыпала она накануне плохо, поэтому решила принять снотворное. Я с облегчением вздохнула, решив, что такая вялость обеспечена влиянием снотворного, и занялась своими делами.

На следующий день история повторилась. Только к замедленной речи еще прибавилась депрессия: «Я не доживу до лета» и т.п. Я посчитала, что правильным будет подбодрить бабушку, дать ей стимул - летом мой сын заканчивает школу, будет выпускной - надо обязательно дожить.

И опять ничего не предприняла. Как же я себя теперь за это ругаю!

Когда же и на третий день ничего не изменилось, я побежала к бабушке домой. Она бледная, вялая, всё время лежит, ничего не ест. Вызвала скорую. Они приехали и уже через 2 минуты после того, как они вошли в квартиру, я услышала слово «инсульт» .

Явные признаки инсульта

· Врач просто попросил бабушку высунуть язык - язык отклонился в сторону.

· Попросил поднять обе руки вверх - одна поднялась, а вторая тут же упала вниз.

· Попросил назвать дату рождения - она не вспомнила.

· Провел кончиком карандаша по одной руке и по другой - выяснилось, что одна рука ничего не чувствует (как раз та, которую бабушка не смогла поднять).

Такие простые признаки. Я, конечно, могла бы и сама это проверить, заподозрить и поднять тревогу раньше…если бы знать. Я-то представляла себе инсульт, как настоящий удар: вот человек стоит, идет, и вдруг падает на месте. Теряет сознание, его везут в больницу и ставят там диагноз инсульт. Оказывается, бывает иначе.

У бабушки диагностировали ишемический инсульт головного мозга, который, оказывается, действительно может развиваться постепенно. Но, как объяснил мне потом врач, очень важно начать лечебные мероприятия как можно раньше. Чем раньше начинается лечение, тем меньше вероятность необратимых изменений. Клетки мозга умирают не сразу, какое-то время их еще можно спасти, а также защитить соседние клетки от разрушения, остановить распространение патологического процесса. На это направлено лечение в больнице.

Сначала бабушку положили в реанимацию, где она пробыла сутки. За это время состояние ухудшилось. Когда из реанимации ее перевели в неврологическое отделение, бабушка не могла говорить и вставать, а ведь из дома уезжала «на своих ногах». Врач попросил не пугаться, сказал, что это обычное течение данной патологии. И дальше началось лечение, которое длилось 3 недели. За это время бабушка снова начала говорить и ходить, но от занятий с логопедом отказывалась наотрез, тренировать руку не хотела. И продолжала быть очень вялой, всё время спала.

Пришел день выписки. Лечащий доктор сказал, что всё, что могли сделать в больнице, сделали. Сейчас мы переходим на реабилитационный период , и теперь всё зависит от того, как бабушка будет работать над восстановлением утраченных функций. Конечно, назначили всякие лекарства, номеня продолжало беспокоить безразличие и апатия бабушки.

Дома и стены лечат

А дома за несколько дней всё изменилось. Мы придумали, как сделать занятия интересными.

Не хочет заниматься с логопедом, будем петь песни. Стали включать ей ее любимые песни, она с удовольствием пела, речь стала заметно улучшаться.

Не хочет делать упражнения для руки, придумали ей занятие: писать мемуары. Дали ноутбук, сидит, набирает текст. Волей-неволей пальцы работают. Скоро и чашку смогла держать, и столовыми приборами пользоваться.

А главное - настроение улучшилось. Приходят подружки, рассказывают про аналогичные случаи из жизни Совета Ветеранов. Оказывается, многие из их окружения перенесли инсульт. Кто-то лучше восстановился, кто-то - хуже.

Я смотрю на бабушку, радуюсь каждому ее успеху: на улицу погулять вышла, сама пироги испекла. Но меня никак не оставляет в покое чувство вины - если бы я вовремя поняла, что случилась беда, возможно, состояние бабушки было бы гораздо лучше. Внимательнее нужно быть к своим близким!

А-Я А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Все разделы Наследственные болезни Неотложные состояния Глазные болезни Детские болезни Мужские болезни Венерические болезни Женские болезни Кожные болезни Инфекционные болезни Нервные болезни Ревматические болезни Урологические болезни Эндокринные болезни Иммунные болезни Аллергические болезни Онкологические болезни Болезни вен и лимфоузлов Болезни волос Болезни зубов Болезни крови Болезни молочных желез Болезни ОДС и травмы Болезни органов дыхания Болезни органов пищеварения Болезни сердца и сосудов Болезни толстого кишечника Болезни уха, горла, носа Наркологические проблемы Психические расстройства Нарушения речи Косметические проблемы Эстетические проблемы

Нарушения речи – различные расстройства речевой деятельности, препятствующие полноценному речевому общению и социальному взаимодействию. О нарушениях речи говорят в том случае, если имеют место отклонения функционирования психофизиологичес­ких механизмов речи; несоответствие уровня речевого развития возрастной норме; недостатки речи не преодолеваются само­стоятельно и могут негативно влиять на пси­хическое развитие индивида. Изучением и преодолением нарушения речи у детей и взрослых занимается педагогическая наука – логопедия, а также содружественные ей науки медицинского цикла (нейрофизиология, неврология, отоларингология, стоматология и др.).

Современные классификации рассматривают нарушения речи с позиций этиопатогенеза (клинико-педагогическая клас­сификация) и в аспекте расстройства психофизической организации речевой деятельности (психолого-педагогическая классификация).

Все многообразие причин, вызывающих нарушение развития речи, может быть поделено на биологические и социальные. Так, биологические факторы, вызывающие нарушения речи, могут воздействовать в различные периоды онтогенеза. На стадии внутриутробного развития и родов наиболее неблагоприятное воздействие на созревание и последующее функционирование мозговых структур ребенка оказывают гипоксия плода , внутриутробные инфекции , родовые травмы и пр.; в первые месяцы после рождения – травмы, мозговые инфекции. Нарушения речи у лиц старшего возраста, как правило, связаны с сосудистыми поражениями головного мозга (инсультом , разрывом аневризмы сосудов головного мозга), тяжелыми травмами головы , нейрохирургическими вмешательствами.

Социально-психологические факторы, приводящие к нарушению развития речи у детей, могут выражаться в отсутствии должного внимания к формированию детской речи со стороны взрослых; неправильной речи окружающих; необходимости усвоения ребенком-дошкольником одновременно двух языковых систем; излишней, не соответствующей возрастным возможностям стимуляции речевого развития ребенка, стрессах и т. д.

Предрасполагающими условиями к возникновению нарушений речи у детей служат, так называемые, критические периоды в развитии речевой функции: 1-2 года, 3 года и 6-7 лет. Эти периоды являются сензитивными для развития речи: в это время происходит наиболее интенсивное формирование психофизиологической основы речи, и нервные механизмы регуляции речевой деятельности чрезвычайно ранимы. Поэтому любые, даже, казалось бы, незначительные биологические или социальные факторы, действующие в критические периоды, могут привести к возникновению нарушений речи.

Нарушения речи носят стойкий характер и, возникнув под влиянием того или иного фактора, не исчезают самостоятельно, без специально организо­ванной логопедической помощи. Кроме этого, нарушения речи отрицательно сказываются на развитии интеллектуальной сферы, поведения и личности в целом. Вместе с тем, в большинстве случаев нарушения речи обратимы, и целенаправленная и своевременно предпринятая коррекция позволяет вернуть человеку радость общения и предупредить развитие вторичных психических наслоений.

Логопедическая помощь лицам, страдающим нарушениями речи, оказывается в системе образования (специализированных ДОУ, логопедических группах, логопедических пунктах, школах для детей с тяжелыми нарушениями речи и пр.), в системе здравоохранения (логопедических кабинетах при поликлиниках, диспансерах, стационарах, специализированных медицинских цент­рах, домах ребенка и т. д.), частных развивающих центрах. В этих учреждениях логопеды проводят консультации, всестороннее диагностическое обследование и коррекцию нарушений речи .

Курс логопедических занятий проводится по специальной программе в соответствии со спецификой нару­шения речи. На занятиях по коррекции нарушений речи используются речевые упражнения, артикуляционная и дыхательная гимнастика, логопедический массаж , логоритмика. Логопедическое воздействие при нарушениях речи активно сочетается с лекарственной терапией, психотерапией, массажем , физиотерапией, лечебной физкультурой , при необходимости – хирургическим вмешательством.

Профилактика нарушений речи начинается фактически с момента зарождения новой жизни и продолжается уже после рождения, на протяжении всей жизни. Она включает в себя заботу о благоприятном протекании беременности, нервно-психическом и физическом здоровье беременных и детей, раннее выявление факторов риска нарушений речи и их устранение. Важнейшее значение в профилактике нарушений речи у детей имеет речевая среда.

Ознакомиться с основными видами речевой патологии и формами логопедического воздействия Вы можете в разделах «Нарушения речи» и «Логопедия» на сайте «Красота и медицина ». Вашему вниманию также предлагается каталог организаций, оказывающих логопедическую помощь, удобный сервис поиска специалиста-логопеда в Москве с возможностью онлайн-записи на консультацию и лечение.

Почему из-за инсульта страдает функция речи и может ли она со временем вернуться.

Одним из наиболее тяжелых осложнений инсульта как для самого пострадавшего, так и для близких людей является потеря речи. Практически теряется возможность коммуникации между людьми, из-за чего у пациента появляются признаки депрессии и связанные с ней симптомы, ухудшающие и так непростую ситуацию.

Причины и механизмы

Причиной того, что после инсульта может пропасть способность к речи, является поражение так называемых речевых зон мозга — зоны Вернике, расположенной в задней трети верхней височной извилины, и зоны Брока, которая находится в задней трети нижней лобной извилины. Обычно у правшей эти зоны находятся слева, а у левшей — справа. При поражении зоны Брока речь может утрачиваться полностью, тогда как при повреждении зоны Вернике она обычно становится бессодержательной.

Тем не менее даже при полной утрате речи шансы на ее восстановление довольно большие. Причиной тому являются следующие особенности мозга.

  • Возможно, что речевые зоны мозга не были повреждены при нарушении мозгового кровообращения, а причиной их выключения стала защитная реакция мозга. Дело в том, что мозг старается максимально сохранить нейроны, поэтому распространяет на еще неповрежденные нервные клетки специальную предохраняющую их «тормозную волну». В связи с этим по прохождении некоторого времени функция речи может полностью восстановиться.
  • Мозг — структура во многом динамичная и способная к восстановлению утраченных функций за счет других своих зон. При грамотном подходе к лечению даже при расположении очага инсульта в речевой зоне ее функцию берут на себя аналогичные участки мозга, расположенные на противоположной стороне, а также оставшиеся функционирующими близ расположенные нервные клетки.

Восстановительные процедуры

Процесс восстановления утраченной речевой функции должны начинать специалисты. Он включает в себя медикаментозное лечение и логопедические упражнения. Вопреки довольно распространенному мнению, самостоятельный подбор логопедических упражнений столь же опасен, как и самостоятельно назначенные лекарственные средства. Хотя упражнения и не могут навредить напрямую, как неправильно назначенные лекарства, но они могут заставить почувствовать страдающего от последствий инсульта человека безуспешность своих попыток, разувериться в собственных силах.

Восстановление речи может занять довольно длительное время, куда большее, чем восстанавливаются, например, двигательные функции. Порой до того момента, когда человек сможет на должном уровне овладеть устной речью, проходит не один год. Все это время нужно поддерживать в нем интерес, не давать замыкаться в себе и говорить с ним, даже если поначалу он не отвечает.

Кроме вербального общения и лекарственных средств обычно необходимы специальные гимнастические упражнения, массаж, в ряде случаев — физиотерапия.

Контакты

И нсульт (острое нарушение мозгового кровообращения)

Инсульт («мозговой удар»)

Инсульт – острое нарушение кровообращения в системе артерий, снабжающих мозг кровью. Чаще причинами инсульта являются атеросклероз мозговых сосудов и артериальная гипертензия.

Инсульт происходит при резком сокращении притока крови к одному из участков мозга. Без должного кровоснабжения мозг не получает достаточно кислорода, мозговые клетки быстро повреждаются и гибнут. Хотя по большей части инсульты бывают у пожилых людей, они могут случиться в любом возрасте.

Три пути к инсульту .

Инсульт подразумевает нарушение кровотока в мозгу. Оно вызывается одной из трёх причин: сгусток крови, блокирование кровеносного сосуда, мозговое кровотечение.

Кровяной сгусток, вызывающий инсульт, обычно возникает при атеросклерозе артерии, снабжающей мозг, и перекрывает кровоток, прерывая приток крови к мозговым тканям, снабжаемым данным сосудом. Он также вызывает застой и отёк. Риск образования сгустков увеличивается с возрастом, поскольку такие болезни, как атеросклероз, диабет, гипертензия – чаще всего встречаются у людей в годах. Тучность, курение, приём противозачаточных лекарств, наркотики также повышают предрасположенность к инсульту от кровяного сгустка.

2. Перекрытие кровеносного сосуда .

Частица кровяного сгустка, ткани или опухоли, некоторое количество газа или воздуха, посторонний предмет, попадая в кровеносный сосуд мозга, могут перекрыть его, что ведёт к инсульту из-за уменьшения притока крови к мозгу. Это может случиться в любом возрасте, особенно у людей, подвергавшихся операции на открытом сердце или страдающих ревматическим заболеванием сердца, воспалением внутренней оболочки сердца, болезнью сердечных клапанов, аритмией. Такой тип инсульта обычно развивается быстро – за 10-20 секунд – и внезапно.

3. Мозговое кровотечение .

Хронически повышенное кровяное давление или раздутая часть артерии (аневризма) могут вызвать внезапный разрыв мозговой артерии. Часть мозга, обслуживаемая этой артерией, перестаёт получать кислород, необходимый ей для жизни. Более того, кровь скапливается глубоко в мозгу. Это ещё сильнее сжимает мозговую ткань и причиняет ещё больший ущерб клеткам мозга.

Симптомы тяжёлого (острого) инсульта .

— сильная головная боль;

— головокружение;

— потеря сознания;

— очаговые неврологические нарушения (асимметрия лица, расстройства речи, парезы, параличи конечностей);

— коматозное состояние (мозговая кома);

— обвисание уголков рта;

— затруднение речи – от нечёткости до полной потери;

— нечёткое, раздвоенное или нарушенное зрение одного или обоих глаз;

— затруднение дыхания или глотания;

— утрата контроля за мочевым пузырём и кишечником;

— судороги;

— помутнение сознания, возможный коллапс и потеря сознания.

Помощь при остром (тяжёлом) инсульте

Больному с острым инсультом необходимо обеспечить полный покой и срочно вызвать скорую помощь. Убедитесь в наличие доступа воздуха. Ослабьте тугую одежду на шее, груди, талии. Правильно разместите больного. Если нет травм головы, шеи или позвоночника, помогите больному перекатиться на повреждённую сторону, согнув верхнюю часть руки и оперев голову на руку. Для устойчивости согните ногу в колене. Затем немного приподнимите голову и грудь больного и подложите под них плотные подушки или свёрнутое одеяло. Обеспечьте тепло и удобство. Сохраняйте спокойствие. Проверьте пульс, прислушайтесь к дыханию. Если пульса или дыхания нет, приступайте к непрямому массажу.

Непрямой массаж сердца (НМС) – это реанимационная процедура, ежедневно спасающая множество жизней во всём мире. Чем раньше Вы начнёте делать пострадавшему НМС, тем больше у него шансов выжить.

Последствия инсульта:

— паралич одной стороны тела (противоположной поражённой стороне мозга);

— слабость;

— онемение;

— снижение чувствительности;

— частичная слепота;

— обвисание века;

— нарушения речи;

— затруднения понимания речи;

— потеря памяти.

Однако многие перенесшие инсульт могут восстановить здоровье с помощью реабилитационных мероприятий. Прогноз зависит не только от степени тяжести инсульта, но и от отношения больного к реабилитации.

Синдром инсульта умеренной тяжести .

Симптомы инсульта умеренной тяжести .

— лёгкое головокружение;

— головная боль;

— внезапное расстройство памяти;

— слабость в руке или ноге;

— лёгкое помутнение сознания.

Микроинсульты

У многих людей случаются микроинсульты – кратковременные нарушения кровоснабжения мозга. Эти явления, которые врачи называют кратковременными ишемическими приступами, возникают за несколько дней, недель, даже месяцев до собственно инсульта. При должном и своевременном медицинском вмешательстве его можно предотвратить или хотя бы уменьшить последствия.

Симптомы кратковременного ишемического приступа .

— незначительное расстройство речи;

— лёгкое помутнение сознания;

— лёгкое головокружение;

— мышечная слабость.

Что делать при инсульте умеренной тяжести или кратковременном ишемическом приступе.

Уберегите человека от падения. Немедленно обратитесь за медицинской помощь, чтобы врачи оценили его состояние. Следите за симптомами. Успокойте и поддержите больного.

Что ещё нужно знать при инсультах .

После инсульта повседневные дела могут вызвать у человека трудности. Однако физио- и речевая терапия нередко восстанавливает утраченные функции почти полностью. Например, чтобы было проще есть, можно пользоваться специально приспособленной посудой и приборами.

Следует пользоваться только небьющейся посудой. Чтобы тарелка не скользила, можно подложить под неё влажную губку, полотенце и т.п. Удобнее пользоваться столовыми приборами с массивными ручками из дерева или пластика, — их легче удержать в руке. Пить удобно через соломинку – они бывают достаточно толстыми для густых жидкостей или супа.

Окажите поддержку .

Помните, что человек, переживший инсульт, нуждается в эмоциональной поддержке. В расстройстве он может необоснованно обижать родных или друзей. Несмотря на это, будьте снисходительны. Членам семьи понадобится некоторое время, чтобы успокоиться и приспособиться к ситуации, так же как и больному. Не кричите, не ведите себя так, будто больной после инсульта стал слабоумным. Речевые и двигательные функции у него могут быть нарушены, но мозг продолжает работать.

Как избежать нового инсульта .

1) Можно снизить риск повторного инсульта, если держать под контролем болезни, провоцирующие его, такие, как диабет или гипертензия, например, не забывать принимать прописанные врачом лекарства.

2) Следите за тем, что Вы едите. Высокое кровяное давление можно снизить, соблюдая диету с низким содержанием холестерина и соли. Если у Вас диабет, следуйте предписаниям врача касательно питания и физических нагрузок.

3) Следите за весом. Если у Вас лишний вес – фактор риска при инсульте, — постарайтесь сбросить его. Например, снизьте калорийность пищи и увеличьте физическую активность.

4) Регулярно занимайтесь физическими упражнениями. Если у Вас неплохое самочувствие, можно заняться, например, пешими прогулками или танцами.

5) Если Вы курите, постарайтесь бросить.

6) Попытайтесь снизить количество стрессов в Вашей жизни.

7) Старайтесь не оказываться подолгу на постельном режиме. Это увеличивает опасность инсульта.

Речевые расстройства могут быть самыми разными, причем они могут появиться не только у детей, но и у взрослых. Нарушение речи – общее понятие, характеризующее любое отклонение, связанное с устной (а иногда и письменной) коммуникацией. Проявляться подобные дефекты могут по-разному – неспособность произносить правильно отдельные буквы, неверное фонетическое восприятие речи, бесконтрольное воспроизведение звуков и другие. Существует несколько классификаций таких нарушений.

У взрослых дефекты речи обычно отличаются от тех, которые характерны для детей. Они могут быть как хроническими, так и неожиданно появившимися. Если проблема возникла внезапно, лучше проконсультироваться со специалистом, так как это может быть симптомом какого-либо заболевания.

Симптомы речевых нарушений у взрослых

Проявляются коммуникационные дефекты по-разному — все зависит от того, какие причины их вызвали. Часто отмечаются такие проявления:

  • слюнотечение;
  • заикание;
  • охриплость голоса;
  • очень быстрая речь;
  • неоправданно замедленное проговаривание фраз;
  • скованность мышц, отвечающих за мимику;
  • трудность речевого выражения мыслей;
  • нечеткость слов;
  • слишком частое сокращение голосовых мышц.

Обычно развивается сразу несколько подобных симптомов.

Формы нарушения речи

Существует несколько форм речевых дефектов, которые у взрослых развиваются чаще всего. Среди них отмечают:

  1. – замедленность и нечеткость повествования вследствие патологии мышц или нервных окончаний, отвечающих за речь;
  2. спастическую дисфонию – сдавленность или охриплость голоса из-за непроизвольных сокращений голосовых связок (иногда человек начинает задыхаться в процессе речи);
  3. – сложности в восприятии устного текста и подборе слов для выражения мыслей (иногда также проявляется в виде неправильного произношения).

Нарушение речи в целом – любое негативное изменение функций речевого аппарата человека – например, если меняется произношение слов или речь становится тяжелой для восприятия.

Почему может нарушаться функция коммуникации

Причин изменения произношения или восприятия речи может быть много – все зависит от конкретного нарушения.

Например, если у человека отмечается афазия, она могла стать результатом инсульта, тромбообразования, появления новообразований в головном мозге или травм головы. В некоторых случаях взрослым становится сложно подбирать слова и трактовать их при болезни Альцгеймера или старческом слабоумии (деменции).

Коммуникативные функции у человека могут нарушаться при следующих патологиях и состояниях:

  • болезнь Паркинсона;
  • параличи (в том числе церебральный);
  • рассеянный склероз;
  • дистрофия мышц;
  • челюстные патологии;
  • травмы головы;
  • инсульты;
  • болезнь Лайма;
  • чрезмерное употребление спиртных напитков;
  • паралич Белла или иные состояния, при которых ослабевают лицевые мышцы;
  • опухоли головного мозга.

На качество коммуникации могут повлиять и зубные протезы – если их установить неправильно или слишком туго, речь может стать нечеткой.

В результате стресса или перенапряжения, проблемы с речью у человека могут появиться вследствие развития спастической дисфонии. Голос становится напряженным или же наоборот воздушным. Некоторые специалисты утверждают, что развивается это состояние из-за нарушения работы участка мозга, который отвечает за мышечную и двигательную активность голосового аппарата.

  • онкология гортани;
  • чрезмерное употребление кофе, стимуляторов ЦНС и антидепрессантов (вещества влияют на качество голоса, делая его сдавленным, глухим);
  • наросты и полипы на связках (они мешают чистому произношению);
  • слишком активная голосовая деятельность (связки перенапрягаются, и из-за этого меняется голос; часто такое случается у певцов).

Если нарушение возникло не из-за новообразований в гортани или голосовых связках, это не так опасно, так как легко поддается коррекции.

Если речь нарушилась внезапно, можно заподозрить наличие серьезных проблем со здоровьем, которые требуют неотложной помощи (например, если у человека нарушается восприятие речи и произношение, у него не исключен инсульт).

Терапия речевых нарушений

Конкретные терапевтические меры зависят от выявленного заболевания. Обычно для быстрого выздоровления специалисты назначают и домашние процедуры, и врачебную помощь.

Чем поможет врач

Специалист точно определит патологию, из-за которой начались проблемы с речью. Для этого назначают диагностические мероприятия, которые включают в себя:

  • МРТ либо КТ головного мозга;
  • рентген полости черепа;
  • неврологические тесты;
  • анализы крови и мочи;
  • анализ дикции пациента на слух и анализ восприятия речи.

В последнем случае врач обычно разговаривает с пациентом, чтобы послушать его речь и определить, насколько хорошо человек понимает то, о чем ему говорят (если сложности возникают с пониманием, можно предположить отклонения, затрагивающие не только голосовые связки, но и головной мозг).

Чтобы нормализовать речь, может потребоваться курс занятий с логопедом. К этому специалисту направляют практически всех больных, у которых есть какое-либо расстройство речи, независимо от причин состояния.

Хирургическое вмешательство может потребоваться, когда в области голосовых связок есть новообразования. Если диагностирована спастическая дисфония, спазм иногда снимают уколами ботокса непосредственно в связки.

Как можно помочь в домашних условиях

Спастическая дисфония может стать серьезной помехой для общения. В сложных ситуациях пациенту подбирают специальные электронные устройства, которые преобразовывают напечатанный текст в речевое сообщение. Это может упростить общение до момента выздоровления пациента.

При афазии, особенно если у человека наблюдается спутанность восприятия действительности, лучше общаться с ним упрощенными фразами и предложениями. Чтобы пациент ориентировался в том, что происходит вокруг него, лучше чаще об этом с ним говорить, не забывая указывать время и место.

На время лечения лучше ограничить внешние раздражители. Лучше не допускать нахождения человека с афазией без сопровождения, так как он может потеряться.

Если у человека проблемы с голосом, первое, что он должен сделать – осторожно относиться к голосовым связкам и не напрягать их лишний раз. Лучше также исключить употребление агрессивных химических веществ (например, препаратов от депрессии или кофе, так как они могут дополнительно стимулировать перенапряжение).

Если у человека дизартрия, лучше перейти при общении с ним на письменное общение или язык жестов. Пациенты с дизартрией не всегда правильно воспринимают устную речь других людей, поэтому говорить нужно медленно, с паузами – больному будет проще ответить на вопросы.

Нарушение речи у детей

Ребенок начинает пользоваться вербальной и невербальной речью уже с рождения. Это помогает оценить степень его развития – достаточно ли хорошо ребенок владеет навыками коммуникации для своего возраста.

Признаки задержки развития

  • в первый месяц жизни – крик при каком-либо неудобстве;
  • к четвертому месяцу – отсутствие реакции малыша на обращение к нему;
  • к пятому – шестому месяцу – не произносит отдельные сочетания звуков и не следит за предметами, на которые указывают взрослые;
  • к седьмому месяцу – не привлекает к себе внимание произношением звуков;
  • к девятому месяцу не произносит простые слоги;
  • к десятому месяцу не произносит слоги и не отвечает на жесты (кивки, махание рукой на прощение);
  • к году — полутора лет жизни не выполняет простых просьб и не произносит простые слова (мама, папа, дай);
  • ко второму году жизни не может осмысленно говорить.

Но не стоит воспринимать эти задержки слишком серьезно, все детки развиваются по-разному. Если вы замечаете небольшое отставание в этом нет ничего страшного, просто следите за этим.

В старшем возрасте речевые отклонения могут проявляться в нечеткости речи (проблемы с дикцией), ее полном отсутствии или невозможности правильного произношения некоторых звуков.

Диагностика патологии

Чтобы точно установить характер патологии, нужно обратиться к врачу. Такими нарушениями занимаются следующие специалисты:

  1. невропатолог (определит состояние головного мозга малыша, исключит патологии центральной нервной системы);
  2. отоларинголог (выявит нарушения слуха ребенка при их наличии);
  3. психолог (необходим детский специалист: он определит состояние психики ребенка).

Если предыдущие специалисты не выявили отклонений, развитием речевого аппарата малыша должен заняться логопед.

Причины нарушений

Чаще всего проблемы со звукопроизношением у детей возникают вследствие следующих факторов:

  • генетические нарушения (поздняя речь у одного из родителей, неправильный прикус, аномалии зубов, нёба, заикание, неправильное функционирование мозговых центров, ответственных за устную коммуникацию);
  • болезни, которые были у ребенка в первые годы жизни (инфекционные и бактериальные инфекции, травмы горла, нёба или полости рта, травмы головы, воспаление ушей);
  • травмы, полученные при родах (удушение, малый вес ребёнка при рождении, травмы из-за узкого таза матери или медицинских инструментов);
  • внутриутробные отклонения (гипоксия, инфекционные болезни, которая мать перенесла при беременности, травмы, резус-конфликт ребенка и матери, недонашивание или перенашивание ребенка, угроза прерывания беременности, вредные привычки, прием лекарственных средств, стрессы).

Повлиять может и социально-бытовая среда, в которой находится ребенок. Если с малышом родители не общаются, речь может развиваться очень медленно.

Формы нарушений речи

У ребенка может наблюдаться сразу несколько видов отклонений устной речи. Среди них:

  1. неправильная интонация;
  2. проблемы голосообразования;
  3. нечеткость произношения звуков;
  4. неправильное формирование темпа речи.

Если у ребенка нет психических отклонений, которые нужно устранять с помощью специалистов, у него могут развиваться такие нарушения коммуникации (при условии, что малыш понимает речь):

  • тахилалия – неоправданно быстрая речь;
  • брадилалия – патологически медленное произношение;
  • дисфония – ухудшение голосовых качеств вследствие патологии связок;
  • алалия – расстройство речи вследствие нарушений в работе головного мозга;
  • афазия – утрата возможности произношения слов при уже сформированной речи;
  • ринолалия – нарушение произношения звуков из-за анатомических особенностей;
  • дислалия – нарушение коммуникации при нормальном слухе и отсутствии отклонений в строении головного мозга.

Терапия речевых нарушений у детей

Для постановки точного диагноза следует обратиться к врачу. Специалист также поможет подобрать план лечения, который подойдет ребенку при его патологии.
Чаще всего, если отсутствуют нарушения в работе головного мозга, достаточно выполнения логопедических упражнений и дыхательной гимнастики для улучшения работы речевого аппарата.

Если коммуникационные дефекты вызваны анатомическими или психическими отклонениями, может потребоваться оперативное вмешательство или длительное лечение медикаментозными средствами. В таких случаях логопедические упражнения для восстановления речи также используются.

Дефекты произношения могут возникнуть не только в детстве, когда аппарат речи только развивается: из-за некоторых болезней и травм коммуникационные навыки взрослых также могут ухудшиться. Важно вовремя определить характер патологии и устранить ее: тогда последующее восстановление будет проходить намного проще и быстрее.