Болезни Военный билет Призыв

Возникновение школьной формы. Откуда пошла и как менялась школьная форма в россии. История возникновения школьной формы

Школьная форма появилась не вчера. После периода хаоса в школьной одежде, все возвращается на свои круги: простота, практичность, целесообразность. Вот те доминанты и факторы, которым подчинена школьная форма сегодня. Раньше мы носили свою школьную форму с гордостью и для нас не было проблемой, что она у всех одинаковая. Мы ценили знания, а не внешний лоск. Кто знает, может быть, это было правильно...


Сегодня,глядя на первоклассников,спешащих со своими букетами в школу,на свои первый в жизни урок,я обратила внимание,какая сейчас удивительная форма.

И сразу вспомнила свой первый класс,свои банты и белый фартук...

Нет,моя форма была лучше,роднее,ближе..

Как менялась школьная форма

Точная дата введения школьной формы в России - 1834 году.

Именно в этом году произошло принятие закона, утвердившего отдельный вид гражданских мундиров.

К ним относились гимназические и студенческие мундиры.

Введение форменной одежды для учащихся учебных заведений царской России связано в первую очередь с тем, что эти учреждения были государственными. В те времена все государственные служащие должны были носить форменную одежду, соответствующую их чину и званию, согласно «Табеля о рангах». Так, все педагоги в государственных учебных заведениях (гимназиях) носили форменные сюртуки. Исходя из этого, было естественным введение и для учащихся форменных костюмов.


Костюм гимназиста отличал подростка от тех детей, которые не учились, или не могли позволить себе учиться. Форма гимназистов была сословным признаком, потому что учились в гимназиях лишь дети дворян, интеллигенции и крупных промышленников. Форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Она была предметом гордости. Во всех учебных заведениях форма была военного фасона: неизменно фуражки, гимнастерки и шинели, которые отличались только цветом, кантами, пуговицами и эмблемами.

Фуражки обычно были светло-синими с тремя белыми кантами, и с черным козырьком, причем особым шиком среди мальчишек считалось мятая фуражка с поломанным козырьком. Зимой к ней добавлялись наушники и капюшон цвета натуральной верблюжьей шерсти, отделанный серой тесьмой.

Обычно ученики носили суконную гимнастерку синего цвета с серебряными выпуклыми пуговицами, подпоясанную черным лакированным ремнем с серебряной пряжкой и черные брюки без канта. Имелась и выходная форма: темно-синий или темно-серый однобортный мундир с обшитым серебряным галуном воротником. Неизменным атрибутом гимназистов был ранец.

Форма девочек

Для посещения гимназии у них было предусмотрено уставом три вида одежды. Во-первых «обязательная форма для ежедневного посещения», которая состояла из коричневого шерстяного платья и шерстяного фартука чёрного цвета. Устав требовал «содержать платье в чистоте, опрятно, не носить его дома, ежедневно разглаживать и следить за чистотой белого воротника». Парадная форма состояла из этого же платья, белого фартука и нарядного кружевного воротничка.

В парадной форме гимназистки посещали театр, Еленинскую церковь по праздничным дням, в ней ходили на рождественские и новогодние вечера. Также «никому не запрещалось иметь отдельное платье любой модели и покроя, если средства родителей позволяли такую роскошь».


Но цветовая гамма была разной у каждого учебного заведения:

мы знаем, что цвет ткани платьев у гимназисток был разным, в зависимости от возраста: у младших он был темно-синим, для 12-14-летних - почти цвет морской волны, а у выпускниц - коричневый. А Воспитанницам знаменитого Смольного института предписывалось ношение платьев других цветов, в зависимости от возраста воспитанниц. Для воспитанниц 6 - 9 лет - коричневый (кофейный), 9 - 12 лет - голубой, 12 - 15 лет - серый и 15 - 18 лет - белый.

Однако вскоре после революции, в рамках борьбы с буржуазными пережитками и наследием царско-полицейского режима в 1918 был издан декрет, отменявший ношение школьной формы. Несомненно, в первые годы существования советского государства ношения школьной формы было непозволительной роскошью в стране, разоренной мировой войной, революцией и гражданской войной.

Из воспоминания выпускницы 1909 г. гимназия № 36 Валентиной Савицкой:

»Старая форма считалась символом принадлежности к высшим сословиям (была даже презрительная кличка для сентиментальной девочки — “гимназистка”). Считалось, что форма символизирует несвободу, униженное, подневольное положение ученика. Но у этого отказа от формы была и другая, более понятная причина — бедность. Ученики ходили в школу в том, что могли предоставить им родители.»

Официальные объяснения были таковы: форма демонстрирует несвободу ученика, унижает его. А по факту, у страны на тот момент просто не было финансовых возможностей одеть огромное количество детей в форму.

Однако со временем, когда эпоха экспериментов уступила место иным реалиям, было решено возвратиться к былому образу - к коричневым строгим платьям, фартукам, ученическим курточкам и отложным воротничкам. Произошло это в 1948 году, в период всеобщего «обмундиривания», когда ведомство за ведомством одевались в форму. Школьная форма образца 1948 года фактически копировала фасон формы классических гимназий - и по цвету, и по покрою, и по аксессуарам.


Дожила она до конца 1962 учебного года.


Первоклассники-мальчики сентября 1962 года пошли в школу уже в новой форме - без фуражек с кокардой, без поясных ремней с массивной пряжкой, без гимнастерок. Форма для девочек практически не изменилась

Коричневые шерстяные платья с черным передником. Стоит отметить, что в общем школьная форма для девочек сталинской эпохи походила на школьную форму царской России.


Именно тогда появились белые "праздничные" фартуки и пришивные воротнички и манжеты - со временем несколько менялся лишь фасон, но не общая суть формы девочек. В обычные дни полагалось носить чёрные или коричневые банты, с белым передником - белые (ещё в таких случаях приветствовались белые колготки).

Мальчиков же одели в серые военные гимнастерки с воротником стоечкой, с пятью пуговицами, с двумя прорезными карманами с клапанами на груди, Элементом школьной формы также был ремень с пряжкой и кепка с кожаным козырьком, которую ребята носили на улице.


Тогда же атрибутом у учащихся молодежи стала символика: у пионеров - красный галстук, у комсомольцев и октябрят - значок на груди. роме того, в 1944 году было введено раздельное обучение, от которого в 1954 году, правда, отказались.

Строгость нравов эпохи Сталина распространялась, разумеется, и на школьную жизнь. Самые незначительные эсксперименты с длиной или иными параметрами школьной формы сурово карались администрацией учебного заведения.

Даже причёска должна была отвечать требованиям пуританской морали - "модельные стрижки" до конца 1950-х были под строгим запретом, не говоря уже об окраске волос. Девочки обязательно носили косы с бантами. Школьную форму эпохи И. В. Сталина можно увидеть в фильмах «Первоклассница», «Алёша Птицын вырабатывает характер», и «Васёк Трубачёв и его товарищи».


Оттепель

«Потепление» режима не сразу сказалось на демократизации школьной формы, однако, это всё-таки произошло.

Покрой формы стал более тождествен тем направлениям моды, которые имели место в 1960-х. Правда, повезло только мальчикам (школьников конца 1960-х мы можем видеть в культовом фильме «Доживём до понедельника»)

У мальчиков с середины 1970-х серые шерстяные брюки и курточки были заменены на брюки и куртки из полушёрстяной ткани синего цвета. Покрой курток напоминал классические джинсовые куртки (в мире набирала обороты так называемая «джинсовая мода») с погончиками на плечах и нагрудными карманами с клапанами в форме фигурной скобки ()). Куртка застёгивалась на алюминиевые пуговицы.

На боковой части рукава была нашита эмблема (шеврон) из мягкого пластика с нарисованным открытым учебником и восходящим солнцем - символ просвещения.

1980-е: Перестройка в действии


В начале 1980-х была введена форма для старшеклассников. (Такую форму начинали носить с восьмого класса). Девочки с первого по седьмой класс носили коричневое платье, как и в предыдущий период. Только оно стало ненамного выше колен.

У мальчиков-старшеклассников брюки и куртка заменялись на брючный костюм. Цвет ткани был по-прежнему синий. Также синей была эмблема на рукаве. На этой эмблеме, помимо солнца и раскрытой книги, присутствовало стилизованное изображение атома.

Очень часто эмблему срезали, так как она выглядела не слишком эстетично, особенно по прошествии некоторого времени - краска на пластике начинала стираться. Также были очень редкие рельефно-выпуклые эмблемы, изготовленные из пластика на тканевой основе. Они не теряли цвета и смотрелись очень нарядно.

В 80-х годах, когда контроль за соблюдением школьной формы стал менее строгим, некоторые школьники заменяли стандартные эмблемы армейскими нарукавными нашивками.

Для девочек в 1984 году был введён костюм-тройка синего цвета, состоящий из юбки-трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами (без нарукавной эмблемы) и жилетки. Юбку можно было носить либо с пиджаком, либо с жилетом, либо весь костюм сразу. В 1988 году для Ленинграда, районов Сибири и Крайнего Севера было разрешено ношение синих брюк в зимнее время.


Члены детских и молодёжных коммунистических организаций (октябрята, пионеры и комсомольцы) должны были носить, соответственно, октябрятский, пионерский и комсомольский значок, пионеры должны были также обязательно носить пионерский галстук.


Поскольку все ученики младших классов поголовно были октябрятами, практически все (за редчайшими исключениями в виде отпетых хулиганов и двоечников) - пионерами и большинство старшеклассников - комсомольцами, значки и пионерский галстук были практически обязательным дополнением к школьной форме. Помимо обычного пионерского значка существовал особый вариант для пионеров, активно занимающихся общественной работой. Он был немного больше обычного и на нём была надпись «За активную работу».

Школьную форму 1980-х можно увидеть, например, в фильмах «Гостья из будущего», «Приключения Электроника» (форма младших классов с красной нашивкой), «Школьный вальс» и «Плюмбум, или Опасная игра» (форма старшеклассников с синей нашивкой).

В конце 1980-х годов школьная форма, особенно мужская больших размеров, в ряде регионов СССР попала в разряд дефицита. Одной из причин этого было то, что школьная форма традиционно была очень дешева, по сравнению с близкими по качеству обычными брюками, пиджаками и куртками, материал же её был весьма качественным и прочным. Поэтому в условиях всё ухудшающегося материального положения её стали покупать взрослые в качестве повседневной и рабочей одежды. Плановые объёмы выпуска формы не были рассчитаны на это, форма стала дефицитом, и её, как и многое другое, начали продавать по талонам, которые выписывались школьнику по месту учёбы.

Современная Россия

Обязательное ношение школьной формы в России было отменено весной 1992 года.

В современной России нет единой школьной формы, как было в СССР, но многие лицеи и гимназии, особенно наиболее престижные, а также некоторые школы имеют свою собственную форму, подчеркивающую принадлежность учеников к тому или иному учебному заведению. В ряде школ нет формы, принятой официально, но форма может вводиться на уровне класса, по согласованию с родителями учеников (обычно такую «классную» форму вводят в младших классах). Кроме того, в учебных заведениях, не имеющих школьной формы, могут существовать правила ношения одежды.

Советскую школьную форму принято надевать выпускницам школ на Последний звонок

Школьная форма в Российской империи

Фото А. С. Антонова в Тамбовском реальном училище

Классная комната Александровского реального училища

В 1834 году была утверждена общая система всех гражданских мундиров в Российской империи, в том числе и для средних учебных заведений. Положение о гимназической форме для девочек было утверждено в 1896 году.

Форма учащихся средних учебных заведений имела полувоенный характер. Сходные по фасону, их фуражки , шинели и гимнастёрки отличались цветом, кантами, а также пуговицами и эмблемами. У учащихся гимназий были светло-синие фуражки с чёрным козырьком , цветным кантом и эмблемой. Эмблема прикреплялась к околышу и представляла собой две серебряные пальмовые ветви, между которыми размещались инициалы города, номер гимназии и буква «Г» (например, «СПБ.3.Г.» или «М.5.Г.»). Летом на тулью фуражки надевался чехол из коломянки. Зимой, в холода, надевали наушники из черного фетра на коричневой байке внутри. Кроме того, в морозы надевали башлык цвета натуральной верблюжьей шерсти, отделанный серой тесьмой .

Повседневная форма гимназистов состояла из суконной гимнастёрки синего цвета (ткань темнее, чем на фуражке) с серебряными выпуклыми пуговицами, подпоясанной чёрным лакированным ремнем с серебряной пряжкой, на которой были выгравированы и закрашены чёрной краской те же буквы и цифры, что и на эмблеме (но без пальмовых ветвей). Брюки у гимназистов были чёрные, без канта. Ботинки были чёрные, на шнуровке. Летом гимназисты носили коломянковые гимнастёрки с серебряными пуговицами.

Старшеклассники обычно ходили не в гимнастёрках, а в куртках со стоячим воротником, как у морского кителя . В некоторых гимназиях гимнастерки и куртки приняты были не синие, а серые, брюки же всегда были чёрного цвета.

Гимназисты имели также выходную форму - мундир , тёмно-синий или тёмно-серый, однобортный, с обшитым серебряным галуном воротником. Этот мундир носили и с ремнём, и без ремня (вне школы). К мундиру надевали крахмальный воротничок. Шинель была типа офицерской, светло-серая, двубортная, с серебряными пуговицами, петлицы синие, в цвет фуражки, с белым кантом и пуговицами. Шинели были холодные и на вате, со стёганой серой подкладкой. Вместо шарфа носили черный суконный нагрудник, как у матросов. Ученикам младших классов разрешался зимой черный каракулевый воротник.

Учителя и прежде всего надзиратели строго следили за соблюдением всех правил ношения костюма.

Но по неписаным правилам гимназисту на улице полагалось обязательно скрывать номер гимназии, в которой он учился, чтобы гимназист, совершивший проступок, мог остаться неопознанным. Номер должен был быть выломан с фуражки, и гимназист, который этого не делал, жестоко преследовался товарищами. С той же целью перевёртывалась, пряталась бляха ремня.

Гимназистам строго запрещалось носить разные по цвету предметы костюма, например, серую блузу и чёрные брюки. Костюм должен был быть только чёрного цвета. Однако ученики старших классов гимназии зачастую носили разные по цвету брюки и костюм.

Повседневные платья воспитанниц шили из камлота. Гимназистки приготовительных классов (от пяти до семи лет) носили кофейные или коричневые платья; от восьми до десяти - голубые или синие; от одиннадцати до тринадцати - серые. Старшие гимназистки носили белые платья. Платья были закрытые («глухие»), одноцветные, самого простого покроя. C ними носили белый передник, белую пелеринку и, иногда - белые рукавчики.

Школьная форма в СССР

1920-е-1950-е годы: От эксперимента к классике

Эта форма существовала до конца 1962 учебного года. Первоклассники-мальчики 1 сентября 1962 года пошли в школу уже в новой форме - без фуражек с кокардой, без поясных ремней с массивной пряжкой, без гимнастерок. Форма для девочек практически не изменилась.

Открытка 1950-х

Кроме того, в 1943 году было введено раздельное обучение , от которого в 1954 году, правда, отказались .

Строгость нравов эпохи Сталина распространялась, разумеется, и на школьную жизнь. Самые незначительные эксперименты с длиной или иными параметрами школьной формы сурово карались администрацией учебного заведения.

С начала 1960-х годов форма была изменена в сторону отхода от "военизированности". Мальчики получили серый полушерстяной костюм - брюки и однобортный пиджак с тремя черными пластмассовыми пуговицами. Под пиджак рекомендовалась белая рубашка. В младших классах было принято нашивать белый воротничок поверх пиджачного воротника. Фуражку заменил тёмно-синий берет. Форма для девочек осталась прежней. В 1960-ом году новая форма появилась в Ленинграде. С 1962 года новая форма стала обязательной, хотя многие школьники до середины 1960-х годов ещё могли ходить в школу в старой. Никаких обязательных требований на ношение формы вне школы или на верхнюю зимнюю одежду не существовало.

Оттепель

Нарукавные эмблемы на куртку младших и средних классов (слева) и пиджак старших классов (справа) к форме для мальчиков образца 1975 года

У мальчиков с 1975-1976 учебного года серые шерстяные брюки и курточки были заменены на брюки и куртки из полушёрстяной ткани синего цвета. Покрой курток напоминал классические джинсовые куртки (в мире набирала обороты так называемая «джинсовая мода») с погончиками на плечах и нагрудными карманами с клапанами в форме фигурной скобки } ). Куртка застёгивалась на алюминиевые пуговицы, по конструкции напоминавшие военные. Пуговицы были 2 диаметров - поменьше для младшеклассников и побольше для старшеклассников. На боковой части рукава была нашита эмблема (шеврон) из мягкого пластика с нарисованным открытым учебником и восходящим солнцем - символ просвещения. У мальчиков-старшеклассников брюки и куртка заменялись на брючный костюм. Цвет ткани был по-прежнему синий. Также синей была эмблема на рукаве. На этой эмблеме, помимо солнца и раскрытой книги, присутствовало стилизованное изображение атома. Очень часто эмблему срезали, так как она выглядела не слишком эстетично, особенно по прошествии некоторого времени - краска на пластике начинала стираться. Также были очень редкие рельефно-выпуклые эмблемы, изготовленные из пластика на тканевой основе. Они не теряли цвета и смотрелись очень нарядно.

Школьная форма советского времени (или платья, стилизованные под неё) с белыми фартуками традиционно надевается выпускницами на Последний звонок как символ прощания со школой, и реже - на другие праздники. Однако, в ряде школ (несколько лицеев г. Набережные Челны , Прохоровская гимназия , ряд школ Красноярска и Уфы) платья и фартуки для девочек либо сохранились с советского времени, либо были введены вновь в 2000-е годы с целью поднятия дисциплины учащихся.

Одежда для школы! Вопрос очень острый

Как для учащихся, так и для взрослых!

В чем можно ходить и ходить в чём нельзя

Для всех это нынче проблема, друзья!

Самые важные годы своей жизни человек проводит в школе. Именно здесь он находит настоящих друзей, определяется в выборе своих увлечений, впервые сталкивается с жизненными трудностями и радуется своим первым победам. Ежегодно подготовка к 1 сентября, новому учебному году, начинается задолго до его начала. Родителям приходится делать много покупок: школьные сумки, тетради, ручки, пеналы, сменная и спортивная обувь, спортивная одежда и т.д. Но самое непростое дело - это приобретение школьной формы для ребенка. Именно этот вопрос для многих родителей нынче становится проблематичным, так 20 лет назад, согласно Закону РФ № 3266-1 «Об образовании», принятому в 1992 году, было отменено обязательное ношение школьной формы в школах Российской Федерации, и ученики сменили свои коричневые платья и синие костюмы на повседневную одежду.

Все чаще в средствах массовой информации и на форумах в Интернете стал обсуждаться вопрос о введении школьной формы.Своё мнение высказывают ученики, родители, директора школ, журналисты,модельеры. Согласно статистике 70% родителей за введение школьной формы. По мнению взрослых, форменная одежда прививает вкус к деловому костюму, дисциплинирует, настраивает на рабочий лад.

Согласно письму МО РФ от 14.11.2000 г. № 22-06-1203 «О введении школьной формы для обучающихся» органы управления образовательного учреждения (совет школы, родительский комитет, классное, общешкольное родительское собрание, попечительский совет), снова рассматривают вопрос о введении единой ученической формы.Хорошо это или плохо?

История возникновения формы

Форма(лат. uniform) - одинаковая по крою, цвету одежда (у военных, у служащих одного ведомства, у учащихся). Форма символизирует функцию её носителя и его принадлежность к организации.

Школьная форма - обязательная повседневная форма одежды для учеников во время их нахождения в школе и на официальных школьных мероприятиях вне школы.

Школьная форма в России до 1917 года

Форма в России существовала еще в XIX веке. В 1834 году был принят закон, утверждающий общую систему всех гражданских мундиров. Именно к ним относились мундиры гимназический и студенческий. Школьная форма, предназначенная для учеников мужских гимназий, шилась по образцам военной одежды: шинель, гимнастёрка, фуражка, брюки без канта; в зимнее время выдавался башлык. Гимназисты старших классов носили куртки с воротниками-стойками, похожие на морские кители. Неизменным атрибутом гимназистов был ранец. Самой престижной была форма лицеистов: синий кафтан фрачного покроя с красным воротником и обшлагами. Брюки и жилет полагались темные, а галстук - черный.Следует отметить, что до революции фасон успел поменяться несколько раз (1855, 1868, 1896 и 1913 годах) - соответственно веяниям моды. Но всё это время форма мальчиков колебалась на грани штатско-военного костюма.Она была показателем социального статуса носителя - если учусь, значит, родители богаты.

В 1892 году форму отменили. Возобновили ее 1896 году, и в этом же году было принято положение о гимназической форме для девочек. Им предписывалось носить темные строгие платья с плиссированными юбками до колен. Повседневные платья учениц Смольного института шили из забытой теперь шерстяной материи – камлота. Самые младшие (от пяти до семи лет) носили кофейные платья; от восьми до десяти – голубые и синие; от одиннадцати до тринадцати – серые; самые старшие ходили в белых. Платья были, как говорили тогда, «глухие», одноцветные, самого простого покроя. Единственными украшениями были белый передник и цветной поясок.

25 июля 1914 года циркуляром № 22872 начальство Санкт-Петербургского учебного округа утвердило ношение школьной формы ученицами гимназий. Платья темно-коричневого цвета с черным фартуком, обувь без каблуков, шляпы с черными лентами, которые по праздникам разрешалось заменять цветными.

До 1917 года школьная форма (форма гимназистов) была сословным признаком, потому что учились в гимназиях лишь дети дворян, интеллигенции и крупных промышленников.

Школьная форма Советского периода

Всё изменилось после революции. В 1918 году вышел декрет "О единой школе...", отменявший школьную форму как таковую и именовавший её "наследием царско-полицейского режима", или пережитком прошлого.

Официальные объяснения были таковы: форма демонстрирует несвободу ученика, унижает его. А по факту, у страны на тот момент просто не было финансовых возможностей одеть огромное количество детей в форму.

Период "бесформенности" длился до конца 40-х годов.В 1949 году было решено, что девочки должны приходить на занятия в темно-коричневых шерстяных платьях и черных передниках (по праздникам – белых), а мальчики – в серых военных гимнастерках со стоячим воротничком, пятью пуговицами, двумя прорезанными карманами с клапанами на груди. Элементом школьной формы также был ремень с пряжкой, которую чистили так, чтобы горела на солнце, и кепка с кожаным козырьком, которую ребята носили на улице. Тогда же атрибутом учащейся молодежи стала символика: у пионеров – красный галстук, у комсомольцев – значок на груди. Так выглядели в школе наши бабушки и дедушки.

В 1962 году мальчиков переодели в серые шерстяные костюмы на четырех пуговицах. Форма для девочек осталась прежняя.

В 1973 году одежду для мальчиков снова поменяли. Она состояла из синего полушерстяного костюма (курточка джинсового кроя и брюки). На рукаве курточки была пластиковая эмблема с книжкой и солнышком. У девочек как платья, так и фартуки могли выглядеть совершенно по-разному. Юбки были полуклешёные, в складку, плиссированные. Воротники - стоечкой или отложные. Фартуки делали из различного материала - вплоть до кружевных. Самые стильные - те, которые не застёгивались на пуговичку, а завязывались сзади на бантик. В качестве воротничков и манжет часто использовали шитьё или кружева.

С 1976 года для учащихся 8-10 классов была введена более взрослая школьная форма. Мальчики должны были носить ансамбль синего цвета, напоминающий мужской брючный костюм, а девочки имели выбор из составляющих синего костюма-тройки – юбка-трапеция со складками спереди, пиджак с накладными карманами и жилетка. Носить в старшей школе под форму мальчикам полагалось рубашку, девочкам всевозможные блузки.

В 1988 году в некоторых школах в качестве эксперимента разрешили отменить форму как таковую. А в 1992 году она была отменена окончательно. И если вначале это обрадовало всех, то с каждым годом сторонников возвращения формы становитсявсе больше. Появилась даже традиция(или мода) приходить на последний звонок в старом добром коричневом платье и белом переднике с повязанными белыми бантами…

В 1999-2002 годы отдельные школы принимают решения о введении обязательной школьной формы.В последнее время такая одежда возвращается, только сегодня под этим понятием подразумевается деловой стиль для учащихся – элегантный, удобный, практичный.

Реальность сегодняшнего дня

Сегодня мы переживаем очередную смену ценностей в общественном поведении и взаимоотношениях друг с другом. Ярче всего это проявляется в одежде, быть может, оттого что все невербальное говорит громче всяких слов о том, кто перед тобой - свой или чужой. Но школа - это общественная организация, и одежда для нее должна быть пусть немного, но формальной.

Современная форма – это набор одежды и аксессуаров к ней, которые могут свободно комбинироваться.Такая одежда приучает нас к определенному порядку, дисциплине, сглаживает социальное неравенство, дает возможность осознать свою принадлежность к определенному коллективу. Она должна быть стильной, красивой, не уничтожать индивидуальность, а также дисциплинировать, приучать детей к тому, что выделяться можно и нужно не дорогой одеждой, а умственными и творческими способностями.

Известный модельер Вячеслав Зайцев сказал: “Дети должны с детства приобщаться к тому, что костюм – это нечто большее, чем просто одежда. Это средство коммуникации. От того, как ты выглядишь, зависит, как с тобой будут общаться окружающие”.

Многие задают вопрос: «Да кто вообще придумал эту форму?» Действительно, кто? Петр I, одев одинаково учеников навигаторской школы, созданной 1701 году.

И в институте благородных девиц, созданном Екатериной II, в обычные дни каждому возрасту было приписано носить свой цвет платья: для воспитанниц 6-9 лет - коричневый (кофейный), 9-12 лет - голубой, 12-15 лет - серый и 15-18 лет - белый. Парадные платья учениц шили из шелка, а в обычные дни девушки носили платья из камлота, выписываемого специально из Англии. Существует предание, что костюмы учениц придумала сама императрица.

Активно созданием формы для учащихся занимались в XIX веке. 1834 г. - принят закон, утвердивший общую систему всех гражданских мундиров в империи. В эту систему вошли гимназический и студенческий мундиры. Фасон школьной формы для мальчиков менялся вместе с фасоном партикулярного платья в 1855, 1868, 1896 и 1913 годах.

1896 г. - утверждено положение о гимназической форме для девочек.

До 1917 г. школьная форма (форма гимназистов) была сословным признаком, т. к. учились в гимназии лишь дети богатых родителей. Форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Она была предметом гордости. Мальчикам тогда полагалось носить форму военного фасона, а девочкам - темные строгие платья с плиссированными юбками до колен.

1918 г. - гимназическая форма дореволюционной России была признана буржуазным пережитком и отменена.

С точки зрения «классовой борьбы», старая форма считалась символом принадлежности к высшим сословиям (была даже презрительная кличка для сентиментальной девочки - «гимназистка»). Но у этого отказа от формы была и другая, более понятная, подоплека - бедность. Ученики ходили в школу в том, что могли предоставить им родители, а государство в тот момент активно боролось с разрухой, классовыми врагами и пережитками прошлого.

Однако со временем, когда эпоха экспериментов уступила место иным реалиям, было решено возвратиться к былому образу - к коричневым строгим платьям, фартукам, ученическим курточкам и отложным воротничкам.

Теперь уже «свободная форма одежды» стала ассоциироваться с буржуазной разнузданностью, а всех дерзких экспериментаторов 1920-х было решено объявить «вредителями» и «врагами народа».

1949 г. - было решено возвратиться к былому образу: мальчиков одели в военные гимнастерки с воротником стоечкой, у девочек - классическое коричневое платье с воротничками и манжетами. Ношение воротника и манжетов было обязательным. В дополнение к этому девочки могли носить черные или коричневые (повседневные) или белые (парадные) банты. Банты других цветов по правилам не допускались.

1962 г. - мальчиков переодели в серые шерстяные костюмы с застежкой на четырех пуговицах.

1973 г. - введена новая форма для мальчиков. Синий костюм из полушерстяной ткани, украшенный эмблемой и алюминиевыми пуговицами. Покрой курток напоминал классические джинсовые куртки (в мире набирала обороты так называемая джинсовая мода) с погончиками на плечах и нагрудными карманами с клапанами в форме фигурной скобки. На боковой части рукава была нашита эмблема из мягкого пластика с нарисованным открытым учебником и восходящим солнцем - символ просвещения. У мальчиков-старшеклассников куртка заменялась на брючный костюм. Цвет ткани был по-прежнему синий. Также синей была эмблема на рукаве. На этой эмблеме, помимо солнца и раскрытой книги, присутствовало стилизованное изображение атома.


В 1984 году для девочек был введен костюм-тройка синего цвета, состоящий из юбки-трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами и жилетки. Юбку можно было носить либо с пиджаком, либо с жилетом, либо весь костюм сразу. В 1988 году для Ленинграда, районов Сибири и Крайнего Севера было разрешено ношение синих брюк в зимнее время.

1988 г. - некоторым школам разрешили в порядке эксперимента отказаться от обязательного ношения школьной формы.

1992 г. - отмена школьной формы в школах Российской Федерации. Начиная с 1999 г. - отдельные субъекты РФ принимают местные нормативные акты о введении обязательной школьной формы.

Самой большой европейской страной, в которой существует школьная форма, является Великобритания. Во многих ее бывших колониях форма не была отменена и после независимости, например, в Индии, Ирландии, Австралии, Сингапуре и Южной Африке. Англия - страна консерваторов, школьная форма там всегда приближена к классическому стилю одежды. Долгое время она включала в себя верхнюю одежду, обувь и даже носки. У каждой престижной школы есть свой логотип, поэтому ученики обязаны приходить на занятия с «фирменным» галстуком. Школьники любят носить форму, большинство из них гордится ею.

Во Франции единая школьная форма существовала в 1927-1968 годах.

В Германии нет единой школьной формы, хотя ведутся дебаты о ее введении.

В США и Канаде существует школьная форма во многих частных школах. В государственных школах единой формы нет, хотя в некоторых школах введены правила ношения одежды (dress code). В США каждая школа сама решает, какие именно вещи позволено надевать ученикам. Как правило, в школах запрещены топы, открывающие живот, а также низко сидящие брюки. Джинсы, широкие брюки с множеством карманов, футболки с графикой - вот что предпочитают ученики американских школ. Однако для США довольно часты случаи, когда школьники, одетые в мешковатые одежды, проносят в класс огнестрельное оружие. Строгая школьная форма с облегающим силуэтом не дала бы возможности незаметно спрятать пистолет.

На Кубе форма обязательна для всех учащихся.

Для большинства средних и старших школ Японии обязательной считается школьная форма. В каждой школе она своя, но на самом деле вариантов не так уж много. Обычно это белая рубашка и темные пиджак и брюки для мальчиков и белая рубашка и темные пиджак и юбка для девочек, или же «сейлор фуку» - «матросский костюм». К форме обычно дается еще и большая сумка или портфель. Школьники начальных классов, как правило, одеваются в обычную детскую одежду. В Японии выпустили курточки для учеников, оснащенные встроенной спутниковой системой навигации GPS. Она позволяет родителям отслеживать место нахождения детей через свои персональные компьютеры. Система имеет важное дополнение: если ребенку кто-нибудь или что-нибудь угрожает, он может послать сигнал тревоги в службу безопасности, просто нажав кнопку.

Любопытно, что в США попытка повысить безопасность школьников с помощью электроники провалилась.

Сейчас в России нет единых правил относительно школьной формы. Конкретные фасоны и сам факт ношения формы регулируют отдельные школы исходя из своих представлений о дисциплине и прекрасном. Но так было не всегда. Впервые обязательную школьную форму в Российской империи ввел Николай I, и с тех пор она неоднократно менялась в зависимости от предпочтений того или иного правителя.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Любая одежда - от стесняющей движения юбки-карандаша и строгого костюма до гавайских рубашек и вечерних платьев - влияет на поведение человека. Единообразную форму одежды для обозначения принадлежности к определенной группе впервые использовали члены монашеских орденов. С появлением в XVII веке постоянных армий носить униформу начали военные. Первый опыт введения школьной формы был предпринят в XVI веке в английской благотворительной школе для детей из бедных семей «Приют Христа», однако повсеместной эта практика стала лишь через 200 лет.

Первая английская школьная форма, XVI век

Школьная форма должна была оказывать дополнительное дисциплинарное воздействие на учеников, приучая детей к тому, что они находятся в особом социальном пространстве, где действуют свои правила и порядки. В странах с разной политической системой форма может иметь прямо противоположные функции: либо подчеркивать элитарность учащихся, либо, наоборот, уравнивать детей из семей с разным достатком. За два века существования школьной формы в России одна и та же одежда выполняла все функции.

Предпосылки введения школьной формы в Российской империи возникли в начале XIX века. Учрежденное Александром I Министерство народного просвещения (МНП) в 1804 году приняло «Устав учебных заведений, подведомственных университетам», который разделил страну на шесть учебных округов с университетом во главе. Гимназические платья официально регламентированы не были, однако воспитанники престижных гимназий и пансионов заимствовали мундиры у студентов своих учебных округов.

Гимназисты дореволюционной России, конец XIX века

Обязательная для всех гимназистов форма была введена императором Николаем I. Согласно «Положению о гражданских мундирах» от 27 февраля (11 марта) 1834 года, все учащиеся подведомственных МНП учебных заведений должны были «иметь мундир темно-зеленого сукна с темно-синим суконным же воротником с золотыми или серебряными петлицами из галуна по округам. Покрой как мундиров, так и положенных студентам и воспитанникам сюртуков иметь ныне существующий и носить им фуражки суконные темно-зеленые с околышком по цвету воротника». Пансионерам трех петербургских гимназий вместо сюртуков было положено носить синие однобортные куртки с красным стоячим воротником и позолоченными пуговицами. Парадные мундиры, детали которых имели ту же цветовую гамму, были украшены золотыми галунными петлицами. У каждого из этих учебных заведений был свой цвет выпушки на фуражке: у Первой Санкт-Петербургской гимназии - красный, у Второй - белый, у Третьей - голубой.

Дореволюционная гимназическая форма

Сын императора Александр II, едва взойдя на престол, бросился переодевать военных и чиновников. Поменялись и стандарты школьной формы, во всем повторявшей военный стиль. С 1855 года гимназические сюртуки и куртки обзавелись скошенными стоячими воротниками, которые были отличительной чертой императорской гвардии. На торжественные приемы ученики надевали однобортные темно-зеленые полукафтаны, похожие на те, что носили чиновники.

Реформатор долго не мог определиться с тем, какую одежду следует носить гимназистам. Цвет мундиров, фурнитуры деталей и выпушек меняли несколько раз. В 1868 году стандартом стал темно-синий однобортный мундир с девятью посеребренными пуговицами и скошенным воротником с узким серебряным галуном. Вместе с мундиром носили широкие темно-синие брюки и такого же цвета фуражку с кожаным козырьком и белой выпушкой. Принадлежность к учебному заведению теперь обозначал состоявший из букв и цифр шифр над козырьком: «С. П. Б. 1Г.» - Санкт-Петербургская первая гимназия, «Р. Г.» - Ришельевская гимназия и так далее. Из-за цвета школьной формы сверстники дразнили гимназистов «синей говядиной».

При Николае II униформа стала несколько удобнее, гардероб школьников пополнился гимнастерками и кителями. Зимой гимназисты носили светло-серые двубортные пальто с синими клапанами и белой выпушкой на воротнике, а если становилось слишком холодно, надевали черные наушники. На северо-западе Российской империи цвет ученических гимнастерок был темно-синим, на юге - серым. Летом одевались в коломянковые блузы вроде тех, что носили кадеты. Рубашки и блузы подпоясывали черным лакированным ремнем с пряжкой, на которой был выгравирован шифр гимназии. Неизменным атрибутом костюма в любое время года оставались черные суконные брюки.

Воспитанники престижных школ - гимназий, реальных и коммерческих училищ - при Николае II продолжали носить парадный синий мундир. Учащиеся промышленных, городских и духовных училищ, а также сельскохозяйственных и ремеслен­ных школ на праздники наряжались в тужурки и куртки.

Школьная форма для девочек была закреплена на государственном уровне на 60 лет позже мальчишеской. Екатерина II основала первое в Российской империи учебное заведение для женщин - Смольный институт благородных девиц - в 1764 году. Помещенные в институт девочки на долгие годы оказывались изолированными от негативного, по мнению императрицы, влияния невежественного окружения. Одним из орудий «облагораживания» девушек была форменная одежда, цвет которой становился тем светлее, чем ближе институтка была к окончанию обучения: в начальных классах платья были коричневые, затем голубые, потом серые, а выпускницы ходили в белых.

Выпускницы Смольного института

В течение следующего века в Российской империи возникло множество образовательных учреждений для женщин, в том числе училища, школы и гимназии. По примеру Смольного в них вводилась школьная форма, однако ее внешний вид зависел только от пожеланий руководства учреждений. Гимназическая форма для девочек была утверждена в 1896 году. В отличие от воспитанниц Смольного, гимназистки носили не цветные шелковые, а коричневые шерстяные платья, поверх которых повязывался фартук: черный - по будним дням, и белый - по праздничным. У разных гимназий оттенки коричневого варьировались, некоторые ученицы приходили на занятия в платьях в клеточку.

После революции 1917 года ВЦИК принял декрет «О единой трудовой школе», который упразднил разделение школ на разного вида училища и гимназии. Старая униформа была отменена как символ принадлежности к высшему сословию и пережиток буржуазного прошлого. Кроме того, у государства не было средств для того, чтобы обеспечить формой всех детей РСФСР. Школьники ходили на учебу в том, что могли позволить себе их родители, некоторые донашивали одежду старших братьев и сестер.

Женская школьная форма, 1917 год

С 1949 года в СССР начался переход ко всеобщему семилетнему образованию, вместе с которым вернулась и обязательная школьная форма. Для мальчиков это были серо-синие гимнастерки с однотонными брюками и фуражки с желтыми выпушками и кожаным ремеш­ком. Гимнастерки подпоясывали черным ла­кированным кожаным ремнем с пряжкой. Девочки вернулись все к тем же коричневым платьям, только их длина стала заметно короче. Новые правила коснулись и укладки волос: их следовало заплетать в косы и повязывать банты под цвет фартука, в будние дни - черные, в праздничные - белые. В целом «тоталитарная» советская школьная форма практически не отличалась от «элитарной» дореволюционной.

Школьная форма первоклассника, 1955 год

Начавшаяся во времена хрущевской оттепели демилитаризация отразилась и на одежде школьников. В 1962 году гимнастерки сменил серый полушерстяной костюм - брюки и однобортный пиджак с пластмассовыми пуговицами, под который требовалось надевать белую рубашку. Через 11 лет костюмы стали темно-синими - мальчики носили брюки с куртками, которые по крою были похожи на набиравшую популярность джинсу.

Первоклассники одной из школ Киевского района столицы, 1962 год

В начале 1980-х появилась форма для старшеклассников. С восьмого класса мальчикам можно было носить синий костюм-двойку, девочкам - костюм-тройку, состоявший из юбки, жилета и пиджака. С первого по седьмой класс школьницы продолжали носить коричневые платья с фартуком - за 90 лет в них практически ничего не изменилось.

Форма учеников средней школы, 1979 год

С развалом Советского Союза школьная форма была отменена. Закон «Об образовании» 1992 года никак не регламентировал порядок введения школьной формы, оставляя этот вопрос на усмотрение самих образовательных учреждений. Если школа хотела установить требования к одежде учеников, эта норма должна была быть зафиксирована в уставе или соответствующем локальном акте.

Осенью 2012 года директор одной из школ Ставропольского края отказалась пускать на уроки нескольких учениц-мусульманок в хиджабах. Согласно уставу, посещать занятия можно было только в светской одежде. Несколько месяцев спустя президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». С 1 сентября 2013 года администрации образовательных учреждений могут устанавливать требования к одежде школьников «в соответствии с типовыми требованиями, утвержденными уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации».