Болезни Военный билет Призыв

Восточные славяне в 1 8 веках. Восточные славяне в VII-IX вв. Соседи восточных славян

План ответа: 1) происхождение славян; 2) письменные источ-ники о восточных славянах; 3) территория расселения; 4) хо-зяйственный и общественный строй; 5) религиозные верова-ния; 6) отношения с другими племенами и народами; 7) предпосылки образования государства.

Славяне относятся к индоевропейской семье народов. Их предки заселяли огромные пространства Евразии. Территорией расселения славянских племен первоначально были центрально- и восточноевропейские земли, а естественными границами - реки Одер на западе, Днепр - на востоке, побережье Балтики - на севере, Карпаты - на юге.

Значительный рост численности славян привел к их миграции в VI веке. Другой причиной перемещения славян стало начавшееся у них социальное расслоение, появление знати, которой во всевозрастающих количествах требовалась земля.

Основу хозяйственной жизни восточных славян составляли земледелие, оседлое скотоводство, охота, рыболовство. Из сельскохозяйственных культур возделывали пшеницу, рожь, овес, ячмень, просо, горох, бобы, гречиху, коноплю. Почву обрабатывали первоначально с помощью мотыги и сохи. Урожай убирали серпом. Применение плуга с железным лемехом позволило значительно увеличить объемы производства, что привело к появлению излишков зерна и возможности применять наемную рабочую силу.

Религией восточных славян было язычество. Они обожествляли силы природы и поклонялись им. Богом неба и огня почитали Сварога, богом грозы - Перуна, скота - Велеса. В честь богов проводили обряды жертвоприношения.

Родовую общину вскоре сменила соседская, в основе которой лежали не родственные, а хозяйственные связи. В VI-VIII вв. у восточных славян происходил процесс формирования первых племенных военных союзов во главе с вождями (князьями). Стремясь к усилению своей власти над свободными общинниками, князья облагали их данью. Необходимость сбора дани объяснялась интересами содержания военной дружины, гарантирующей мирный труд общинников. Наряду с этим шел процесс формирования нового господствующего сословия - крупных собственников земли: близкие князю люди из его дружины, а также представители родовой знати занимали плодородные земли, прежде принадлежавшие общине. Вместе с тем в условиях укрепления княжеской власти сохранялась относительная самостоятельность общинников, а также такие элементы военной демократии, как вече, кровная месть и др.

Все это создавало объективные условия для формирования Древнерусского государства.

Предыдущие статьи:
1. Основной теоретический материал

Прародина и происхождение славян

Первые письменные упоминания в источниках о славянах относятся к VI в. (готский историк Иордан, византийский писатель Прокопий Кесарийский).

Некоторые исследователи считают праславянами известные раннесредневековым авторам племена венедов, антов и склавинов .

Как и большинство европейских языков, славянские принадлежат к индоевропейской языковой семье, образуя самостоятельную группу. Археологическая культура, которую ученые, безусловно, связывают со славянами, называется Пражской (названа так по характерной лепной керамике, раскопанной близ г. Праги).

Вопрос о прародине славянского этноса остается дискуссионным. Большинство исследователей, опираясь на данные археологии и лингвистики, полагают, что прародиной славян были бассейны рек Дуная, Вислы и Одера.

Эпоха Великого переселения народов (IV–VII вв. н. э.) затронула и часть славянских племен. В VI–VII вв. происходит разделение ранее единого славянского этноса на три основные группы:

· западную;

· южную;

· восточную .

Последнюю образовали славянские племена, заселившие в данный период территорию Восточно-Европейской равнины. В процессе расселения восточные славяне ассимилировали аборигенные угро-финские и балтские племена.

Древнейший летописный источник – «Повесть временных лет» (начало XII в.) упоминает следующие восточнославянские союзы племен:

· поляне (среднее течение Днепра), древляне (в лесах южнее реки Припять);

· ильменские словене (бассейн реки Волхов и озера Ильмень);

· полочане (течение реки Полота);

· кривичи (верховья Днепра и Волги);

· дреговичи (болота между Припятью и Западной Двиной);

· северяне (бассейны рек Десна и Северский Донец),

· радимичи (междуречье Днепра и Десны);

· вятичи (верховья Оки и бассейн реки Москвы).

Сообщается также и об уличах, тиверцах, белых хорватах и волынянах, проживавших на юге и юго-западе Восточно-Европейской равнины.

Занятия восточных славян

Восточные славяне были оседлым народом, и основой их хозяйственной деятельности являлось земледелие. В VI–IX вв. они возделывали

1) рожь;

2) пшеницу;

3) просо;

4) гречиху;

5) овес и ячмень.

В лесных районах было распространено подсечное (подсечно-огневое) земледелие. Выжигался участок леса, удобренные золой земли, использовались в течение нескольких лет, а после истощения почвы на время забрасывались.

В степных районах доминировало переложное (сжигание трав), а с VIII в. пашенное земледелие .

Восточные славяне использовали двупольный севооборот , при котором земля разделялась на две части – яровой посев и пар. В лесостепной зоне в VIII–IX вв. начинает использоваться и трехполье , при котором одну часть поля занимают яровые посевы, вторую – озимые, а третья остается под паром.

Самыми распространенными орудиями земледельческого труда были:

1) борона-суковатка,

2) рало,

3) соха,

4) с VIII–IX вв . в лесостепной зоне начали применять плуг.

Большая часть Восточно-Европейской равнины относится к зоне рискованного земледелия, поэтому немаловажную роль в их хозяйстве играли: скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот, свиньи, птица), охота, рыболовство и бортничество (сбор меда и воска диких пчел), т.е. промыслы.

Восточные славяне преимущественно вели натуральное хозяйство . Однако важным изменением в их жизни VIII–IX вв. явилось постепенное отделение ремесла от земледелия. Раньше всего обособляется обработка металлов и гончарное производство , затем появляются другие ремёсла – камнерезное, слесарное, бондарное, ювелирное и т.д. Ремесленники изготавливали из железа орудия труда и оружие. Владея приемами зерни, скани, эмали, они создавали замечательные украшения. Славяне были умельцами по обработке кости.

Внешняя торговля развивалась на Балтийско-Волжском пути, а также на известном пути «из варяг в греки», который соединял Северную Европу (варягов) с Византийской империей (греками). Продавали: пушнину, меха, воск, мед, рабов. Покупали: ткани, вина, предметы роскоши.

Общественный строй восточных славян

В VI–IX вв. восточные славяне жили первобытно-общинным строем . Основной формой социальной организации долгое время являлась родовая община (род). Сородичи совместно трудились . Земля, скот, угодья, орудия труда находились в коллективном владении и пользовании.

С VIII в . в южных районах начинает складываться новая форма организации общества – соседская (территориальная) община . У восточных славян она называлась вервью. При сохранении коллективной собственности на землю и угодья, появляется индивидуальная (семейная) запашка . В индивидуальное владение и пользование переходят орудия и результаты труда, а также скот.

Несколько соседских общин, расположенных поблизости друг от друга, обычно составляли племя, а племена, в свою очередь, объединялись в большие племенные союзы (поляне, вятичи, дреговичи и т.д.).

Административными центрами племенных союзов являлись укрепленные грады (у полян – Киев, у словен ильменских – Новгород, у полочан – Полоцк и т. д.).

Формирование соседской общины способствовало возникновению имущественного и социального неравенства. Постепенно начинает выделяться знать (нарочитая чадь). К ней можно отнести князей (военных предводителей), старейшин, волхвов (служителей языческих богов).

Важнейшие вопросы, затрагивающие интересы всего коллектива, решались на вече – собрании общинников (взрослых мужчин – воинов).

Существовало у восточных славян и патриархальное рабство . Они брали пленных для того, чтобы получить за них выкуп или продать в рабство. Если этого сделать не удавалось, то пленники отпускались на волю или оставались среди славян на положении свободных.

Общественный строй восточных славян VI–IX вв. историки называют «военной демократией».

Сведения о первых князьях содержатся в Повести Временных лет. Летописец отмечает наличие у племенных союзов, правда, не у всех, своих княжений. Так, в отношении полян им записана легенда о князьях, основателях города Киева: Кие, Щеке, Хориве и их сестре Лыбеди.

Более достоверными являются данные арабского энциклопедиста ал-Масуди (Х в.), который писал о том, что задолго до его времени у славян существовало политическое объединение, названное им Валинана. Скорее всего, речь идет о славянах-волынянах, (летописных дулебах), чей союз был сокрушен, согласно данным ПВЛ, аварским нашествием в VII в. В трудах других арабских авторов содержатся сведения о трех центрах восточного славянства: Куявии, Славии, Артании . Первый некоторые отечественные историки связывают с Киевом, второй – с Новгородом или его более древним предшественником, местоположение Артании продолжает вызывать споры. Видимо, они представляли собой предгосударственные образования, включающие в себя по нескольку племенных союзов. Все эти местные княжения были мало друг с другом связаны и не могли противостоять мощным внешним силам: хазарам и варягам.

Жили славяне неукрепленными поселениями с жилищами-полуземлянками, или деревянными небольшими срубами, имеющими печи-каменки.

Соседи восточных славян

Основную часть территории Восточно-Европейской равнины до расселения славян (VI–VII вв.) занимали угро-финские (мещера, меря, весь, мурома, чудь, мордва, корела) и балтские (литва, жмудь, аукшайты, летьгола, пруссы и др.) племена.

Все они в указанный период жили в условиях первобытно-общинного строя , занимались земледелием, скотоводством, охотой, собирательством, рыбной ловлей. Большинство этих племен были постепенно ассимилированы славянами.

На востоке и юго-востоке славяне соседствовали с полукочевыми народами – волжскими булгарами и хазарами , у которых к тому времени уже сформировались государства (Волжская Булгария и Хазарский каганат).

Активное участие в жизни восточных славян принимали скандинавы, которых славяне называли варягами.

Важным экономическим и культурным партнером восточнославянских союзов племен была Византийская империя – мощнейшее государство раннего средневековья.

Язычество

Доминирующей религиозной формой у восточных славян до конца X вв. оставалось язычество (политеизм, многобожие). Славяне обожествляли силы природы, оказывающие непосредственное влияние на их жизнь и поклонялись Щуру и Роду – древним прародителям; рожаницам – богиням благополучия и плодородия.

К IX в . оформляется уже целый пантеон славянских языческих божеств (Сварог – бог небесного огня, Ярило – бог солнца; Стрибог – бог воздушной стихии; Велес или Волос – покровитель скота, а также музыки и песен; Мокошь – покровительница женщин, домашнего очага и хозяйства и др.). Особое место занимал бог грома и молнии Перун , превратившийся со временем в княжеско-дружинного бога войны. Своеобразными младшими божествами у восточных славян были домовые (духи предков – покровители жилища), лешие, водяные, навьи (русалки), кикиморы, упыри , шишиги и др. Славяне поклонялись также колодцам, камням и озёрам, рощам и отдельным деревьям (священному дубу). Богам приносили жертвы, иногда человеческие, в специально отведенных местах – капищах. В роли первосвященников часто выступали князья, но были и особые жрецы – волхвы и кудесники , которые молились и совершали различные обряды на капищах. На основе язычества у славян сложилось богатое устное народное творчество – песни, заклинания и заговоры, былины, пословицы и поговорки, загадки, сказки. До наших дней дошли некоторые языческие праздники и ритуалы, приуроченные к природным циклам: Масленица, Купала и др.


2. Основные даты

Даты

События

I тыс. до н.э.

Выделение из индоевропейских групп этноса, на основе которого впоследствии сформировались славяне.

Св. 700 тыс. лет назад

Проникновение человека в Восточную Европу.

Ок. 35–40 тыс. лет назад

Кроманьонец (современный человек) вытеснил в Европе неандертальца.

К 10 тыс. до н.э.

Умение добывать огонь.

4–3 тыс. лет до н.э.

Окончательное заселение Евразии.

Ок. 8–3 тыс. до н.э.

«Неолитическая революция».

Ок. 2–1 тыс. до н.э.

Образование языковых групп индоевропейской языковой семьи.

Х–VII в. до н.э.

Распространение железа в Европе.

VII–VI вв. до н.э.

Расцвет торговли и процветание греческих колоний.

IV в. до н.э.

Возникновение скифского государства.

IХ–Х вв.

Принятие Волжской Булгарией религии – ислам

VII в.

Образование Хазарского каганата.

Конец IV в.

Начало процесса Великого переселения народов.

VIII – середина IХ вв.

Начало экспансии норманнов.

VI–VIII вв.

Заселение славянами Восточно-Европейской равнины.


3. Основные понятия

Автохтонное население –к оренное население.

Бортничество –с обирательство дикого меда.

Варяги –п о одной из версий, – воины-дружинники из скандинавских стран, которых нередко именовали норманнами. Согласно другой версии, – выходцы с побережья Балтийского моря, родственные славянским племенам.

Варяжский путь («из варяг в греки») –о дно из названий важного водного пути, связавшего Северную Русь с югом. Путь возник в конце ХI в., наиболее важное значение имел в Х–ХI вв. Путь шел из Варяжского (Балтийского) моря по реке Волхов, по Ильменскому озеру, по реке Ловать, далее волоком к реке Днепр, по ней до Черного моря и далее вдоль морского берега до Византии.

Велес – п окровитель скотоводства и зранитель подземного мира предков. В дальнейшем стал олицетворять хозяйственную удачу, богатство и достаток.

Вервь – участок земли, отмеренный веревкой, община.

Вече –н ародное собрание.

Военная демократия –ф орма государственности на этапе разложения первобытного строя , когда возникает власть наследственного князя , опирающегося на военную силу своей дружины. Но эта власть ограничивалась остатками родовых отношений – вече.

Вождь –г лава племени.

«Вои» –м ужское население рода.

Волхвы –п ророки, предсказатели будущего, знахари, ближе простого смертного стоявшие к таинственным силам природы у древних славян, служители языческих богов.

Гривна, резана, куна, лисица, векша –д енежные единицы у славян.

Даждьбог –б ог солнца.

Дружинники –л юди, профессионально занятые военным делом, служившие князю и получившие от него материальное вознаграждение за службу.

Двуполье –с истема землевладения, когда часть поля засевается зерном, другая – отдыхает под паром. Название зерна у славян.

Идол –и зображение языческого божества в виде статуи, изваяния.

Каган – (о т тюркского «властелин») – титул главы государства у древних тюрко-язычных народов (авар, хазар, печенегов). С середины VI в. его носили правители Тюркского каганата. С конца VIII в. этот титул, наряду с княжеским, присваивали себе киевские князья, что символизировало их независимость от Хазарского каганата.

Капище –я зыческий храм у славян; место в храме, где приносились жертвы богам.

Князь –в оенный вождь.

Макошь – п окровительница женщин, домашнего очага.

Нарочитая чадь –з нать в племени.

Перелог –си стема земледелия, при которой степь выжигали, затем засевали, а после истощения – забрасывали.

Перун – б ог молний и грозы.

Полудница –д ух – покровительница отдыха селян в полуденный зной.

Праславяне –п редки славян.

Племя –с оюз родов, проживающий на одной территории.

Рало –д ревнее орудие труда у славян.

Род –к оллектив родственников.

Рожаницы –б огини плодородия.

Сварог – б ог неба.

Старейшина –у важаемый, опытный человек.

Страда –с езон сельскохозяйственных работ.

Стрибог –б ог ветра.

Трехполье –с истема земледелия, при которой одна часть поля отводится под озимые, другая – под яровые, третьи – отдыхают под паром.

Тризна –п оминальный пир.

Чур –б ожественный образ родовой общины.

Язычество –д охристианские и нехристианские религии, основанные на поклонении многим богам, связанным с явлениями природы. Термин «язычество» происходит из Нового завета, в котором под язычеством подразумевались народы или «языки», противопоставляемые первохристианским общинам.

Ярила –б ожество солнца, весны, плодородия и любви у восточных славян.


4. Основные схемы

1. Верования древних славян

Язычество – комплекс верований, представлений, обрядов, отражавший полнейшую зависимость людей от стихийных сил природы

Четыре этапа в развитии славянского язычества

I этап

Соответствовал эпохе каменного века. Славяне приносят жертвы «упырям» и «берегыням». Упыри – злые духи, вампиры, якобы нападающие на людей и сосущие их кровь. Либо это вредоносные покойники, умершие не своей смертью, не погребенные и потому мстящие живущим на земле. Упырям противостоят добрые духи – «берегыни»

II этап

При переходе от кочевого к оседлому образу жизни, с появлением земледелия, - зародился культ Рода и Рожаницы. Род – это творец всей Вселенной. Вместе с Родом выступали две Рожаницы – богини плодородия.

Постепенно многие функции Рода перешли в ведения бога Купала. Бог Ярило олицетворял пробуждающуюся весну. Купала рассматривался как плодотворящее божество лета. Весьма почитался славянами на этом этапе и бог Велев – покровитель скота и скотоводства. Считалось, что этот бог способствует накоплению богатств

III этап

В VII – I Х вв. складывается «божественная картина», где каждому богу есть свое место.

Сварог – властелин неба, бог огня, которому подчинялась вся Вселенная. У него несколько детей – Сварожичи.

Сварожич – бог огня, покровитель кузнецов и кузнечного дела, а также ювелиров.

Дажьбог – сын Сварога, олицетворяющий собой Солнце. По славянским поверьям, Дажьбог живет далеко на востоке, в стране вечного лета. Каждое утро на своей светозарной колеснице он совершает свой бег над землей с востока.

Хорс – божество, близко стоящее к Дажьбогу.

Стрибог – бог ветра, бури, урагана и вообще всякой непогоды. Ему поклонялись люди, чья деятельность зависела от погодных условий: земледельцы, моряки, путники и т.д.

Мокошь – покровительница женщин, женского рукоделия и торговли

Славяне - одна из наиболее крупных групп европейского населения, имеющая коренное (автохтонное) происхождение. В качестве отдельной этнической общности славяне сформировались на рубеже новой эры. Первые письменные упоминания можно встретить в произведениях римских историков-летописцев I-II вв. - Плиния Старшего, Тацита, Птолемея.

Расселение славян

Многие современные учёные считают, что первые славянские племена занимали территорию между Вислой и Днепром. В период Великого переселения народов (II-VI вв.) они заселили значительную территорию Европы, разделившись на три ветви :

  • западную (чехи, словаки, поляки, лужицкие сербы, кашубы);
  • южную (болгары, хорваты, сербы, словенцы, македонцы, боснийцы, черногорцы);
  • восточную (русские, украинцы, белорусы).

Великое переселение народов - термин, обозначающий совокупность передвижений европейских народов в IV-VII вв., большая часть которых была обусловлена давлением гуннов, пришедших на территорию Европы из азиатских степей в середине IV в.

Занимали территорию от озера Ильмень на севере до Причерноморских степей на юге, и от Карпатских гор на западе до Волги на востоке. В летописях встречаются упоминания 13 разных племенных групп восточных славян (поляне, северяне, радимичи, кривичи, ильменские словене, дреговичи, тиверцы, дулебы, белые хорваты, волыняне, бужане, уличи, поло-чане). Все они имели общие этнические черты.

Соседи славян

На формирование восточнославянского этноса, его культуры существенное влияние оказали соседи славян. Этнические контакты восточных славян в VI-VIII вв. составляли: в Северной Европе - финно-угры (чудь, весь, мурома и др.); в Восточной Европе - балты (предки латышей, литовцев); в Азии - иранские племена (скифы, сарматы). Заметный след оставили контакты с аварами, болгарами, хазарами, викингами . С V в. устанавливаются отношения восточных славян с Византийской империей.

Расселение восточных славян

Поляне и ильменские словене - крупнейшие восточнославянские племена раннего средневековья. Киевская (II-V вв.) и Пеньковская (VI - нач. VIII в.) археологические культуры - первые археологические культуры восточных славян.

Занятия славян

Система хозяйствования восточных славян базировалась на земледелии (подсечно-огневом и переложном) и скотоводстве . Двухпольные и трехпольные севообороты в земледелии стали распространенным явлением в славянских землях VII-VIII вв., заменяя собой подсечно-огневое, при котором земля очищалась из-под леса, использовалась до истощения, а потом забрасывалась. Также есть сведения о занятии славян рыболовством, бортничеством (собирание мёда диких пчел), существовали различные виды ремёсел (кузнечное, ткацкое, гончарное), интенсивно развивалась торговля .

Общественный строй

Развитие общества происходило в направлении от первобытной общины в первых веках нашей эры к соседской общине. Первоначально восточные славяне объединялись на основе кровного родства . Во главе рода стоял старейшина. На смену родовым связям приходят территориальные. Кровнородственную связь сменила соседская община - вервь (мир). Частная собственность уже существовала, но земля, лесные угодья и скот оставались в общем владении.

Постепенно возрастала роль знати и вождей , обогащавшихся во время войн. Это вызвало имущественное расслоение. Период VIII - начало IX вв. в исторической науке называется военная демократия - это переходный период от первобытности к государственности. Ее признаки : участие всех членов племенного союза (мужчин) в решении общественных задач; народное собрание (вече ) как высший орган власти; наличие народного ополчения . Правящий слой: старая родоплеменная аристократия (вожди, жрецы, старейшины ) и разбогатевшие на эксплуатации рабов и соседей члены общины. Имело место патриархальное рабство (когда рабы входили в состав владевшей ими семьи).

Верования

Заметную роль в жизни восточнославянских племён играло язычество , которое долгое время выступало базисом их духовной и материальной культуры. Большинство современных специалистов относят языческие верования славян к анимизму, так как славянские божества, как правило, олицетворяли разные силы природы. К главным богами славян следует отнести:

  • Перун - бог грома, молнии, войны;
  • Сварог - бог огня;
  • Велес - покровитель скотоводства;
  • Мокошь - богиня, оберегавшая женскую часть племени;
  • Даждьбог (Ярило) - бог солнца.

Язычество - политеизм, вера во множество богов. Боги язычества олицетворяли силы природы, одновременно почитались духи, демоны и т. п. Волхвы - служители языческого религиозного культа дохристианского периода. Считалось, что волхвы могут влиять на силы природы, предсказывать будущее и лечить людей. Анимизм - вера в существование души и духов, одушевлённость всей природы.

На сегодняшнем занятии вы познакомитесь с древними славянскими племенами, особенностями их хозяйства и быта, узнаете имена богов, которым поклонялись восточные славяне и их соседи.

Тема: Древнерусское государство

Урок: Восточные славяне в VII - IX вв.

В VII - IX вв. славяне заняли обширную территорию Восточной Европы. Они расселились на территории от Ладожского озера до среднего течения реки Днепр, от реки Буг до верховий Днепра. Особенностью расселения славян было то, что племенные союзы восточных славян сложились в бассейнах крупных рек, где впоследствии возникли центры племенных княжеств. В районе озера Ильмень и реки Двины расселились славяне ильменские. В районе реки Припяти расселились дреговичи и древляне. В верховьях Днепра по рекам Сож и Сейм жили радимичи. В среднем течении Днепра расселились поляне. В бассейне реки Десны — северяне. На северо-востоке, в бассейне реки Оки, — вятичи.

Рис. 1. Расселение восточных славян ()

Основные занятия славян исходили из особенностей земли. В лесах практиковалось подсечно-огневое земледелие. Степную же землю осваивали путем перелога. Но все равно урожайность была низкая по причине резко-континентального климата. Другими промыслами славян являлись рыболовство, охота, также было распространено бортничество. Новгородско-ильменский край был богат лесами, там расцветал пушной промысел. В южных областях практиковалась охота на лосей и медведей. Обилие рек, озер, хорошо разветвленная воднотранспортная система способствовали развитию судоходства, торговли, различных ремесел, обеспечивающих продукцию для обмена. На перепутьях торговых путей основывались крупные города, племенные центры, такие как Киев и другие.

Рис. 2. Подсечно-огневое земледелие ()

Накануне образования государственности восточные славяне жили соседской общиной, в которой оформилась частная собственность. У каждой семьи было право на расчищенную землю — лядину. В славянском обществе выделялись военные вожди, и формировалась дружина. Дружина - это особая группа населения, занимающаяся только военной деятельностью, в частности походами. Для обороны же существовало ополчение свободных общинников. Дружинники не только участвовали в завоевательных походах, но и управляли присоединенными землями. Во главе стоял князь, которому подчинялись дружина и воеводы. Ниже по положению шли смерды или, как их еще называли, мужи (главы патриархальных семей, у которых было право участвовать в войске). Еще более низкий статус имела челядь — это члены семей мужей и холопы, не имеющие права участвовать в войске.

Сложной, разнообразной, с детально разработанными обычаями была религия восточных славян. Ее истоки уходят в индоевропейские древние верования, ко временам палеолита. Религия, существовавшая у разных народов до принятия ими христианства или ислама, называлась язычеством (многобожие). Славяне населили мир разными богами и богинями. Во главе их стоял великий Сварог — бог вселенной. Его сыновья — сварожичи — солнце и огонь, были носителями света и тепла. Бог солнца Даждьбог весьма почитался славянами. Молились славяне роду и рожаницам — богу и богинями плодородия. Этот культ был связан с земледельческими занятиями населения и поэтому был особенно популярен. Бог Велес почитался у славян как покровитель скотоводства, Стрибог повелевал ветрами. По мере слияния славян с некоторыми иранскими и финно-угорскими племенами их боги перекочевали и в славянский пантеон. Так в VIII - IX веках у славян почитался иранский бог солнца Хорос. С началом военных походов у славян все больше на первый план выдвигается заимствованный у балтов бог грома и молнии Перун. Появляется особое отношение к погибшим воинам (погребальные костры, курганы и так далее). У славян существовал годовой цикл земледельческих праздников: Коляда, день весеннего равноденствия, масленица, 1-2 мая отмечали появление первых весенних всходов, праздник Ивана Купалы и так далее. Многие из этих праздников сохранились и сейчас. В каждом доме у славян были идолы богов, также существовал культ Шуров, небольших семейных идолов домов.

Не со всеми соседями у славян были дружеские отношения. В славянских преданиях рассказывается о нападении тюркоязычных кочевников аваров на славянское племя дулебов. В VIII веке восточнославянские племена полян, северян, вятичей и радимичей покорили хазары, заставив их платить дань.

Итак, проживая в окружении различных племен и народов, восточные славяне сформировали особую цивилизацию.

  1. Мавродин В.В. Откуда есть пошла Русская земля. М., 1986.
  2. Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории. М., 1984
  1. WWW.GRANDARS.RU ().
  2. Академик ().
  3. TAREFER.RU ().
  1. Когда на территории нашей страны появились славяне?
  2. Как влияла природа на занятия и верования восточных славян?
  3. Какими были взаимоотношения славян с соседними племенами и народами?

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

1. Занятия восточных славян

Восточные славяне были оседлым народом, и основой их хозяйственной деятельности являлось земледелие. В VI-IX в.в. они возделывали

2) пшеницу;

4) гречиху;

5) овес и ячмень.

В лесных районах было распространено подсечное (подсечно-огневое) земледелие. В степных районах доминировало переложное (сжигание трав), а с VIII в. - пашенное земледелие.

Восточные славяне использовали двупольный севооборот, при котором земля разделялась на две части - яровой посев и пар. В лесостепной зоне в VIII-IX в.в. начинает использоваться и трехполье, при котором одну часть поля занимают яровые посевы, вторую - озимые, а третья остается под паром.

Самыми распространенными орудиями земледельческого труда были:

1) борона-суковатка,

4) с VIII-IX в.в. в лесостепной зоне начали применять плуг.

Большая часть Восточно-Европейской равнины относится к зоне рискованного земледелия, поэтому немаловажную роль в их хозяйстве играли: скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот, свиньи, птица), охота, рыболовство и бортничество (сбор меда и воска диких пчел), т.е. промыслы.

Восточные славяне преимущественно вели натуральное хозяйство. Однако важным изменением в их жизни VIII-IX в.в. явилось постепенное отделение ремесла от земледелия. Раньше всего обособляется обработка металлов и гончарное производство, затем появляются другие ремёсла - камнерезное, слесарное, бондарное, ювелирное и т.д. Ремесленники изготавливали из железа орудия труда и оружие. Владея приемами зерни, скани, эмали, они создавали замечательные украшения. Славяне были умельцами по обработке кости. У славянских племен существовали две основные системы земледелия. На севере, в районе густых таежных лесов, господствующей системой земледелия была подсечно-огневая. Выжигался участок леса, удобренные золой земли, использовались в течение нескольких лет, а после истощения почвы на время забрасывались.

В южных районах ведущей системой земледелия был перелог. При наличии большого количества плодородных земель участки засевали в течение нескольких лет, а после истощения почвы переходили ("перекладывались") на новые участки. В качестве основных орудий использовали рало, а впоследствии деревянный плуг с железным лемехом. Плужное земледелие было более эффективным и давало более высокие и стабильные урожаи.

Важное место в хозяйстве восточных славян играли охота, рыболовство и бортничество (сбор меда диких пчел). Мед, воск, меха были основными предметами внешней торговли. Приблизительно в VII-VIII в.в. ремесло окончательно отделяется от земледелия. Ремесленники обычно концентрировались в племенных центрах - градах или на городищах - погостах, которые из военных укреплений постепенно превращаются в центры ремесла и торговли - города. Древнейшие города возникали чаще всего на важнейших торговых путях. Одним из таких торговых путей был путь из "варяг в греки". Через Неву или Западную Двину и Волхов с его притоками и далее через систему волоков суда достигали бассейна Днепра. По Днепру они доходили до Черного моря и далее до Византии. Окончательно этот путь сложился к IX в. Другим торговым путем, одним из древнейших на территории Восточной Европы, был Волжский торговый путь, связывавший Русь со странами Востока. Постепенно обработка земли стала возможна силами одной семьи. Хозяйственная самостоятельность отдельных семей делала излишним существование прочных родовых коллективов. Выходцы из родовой общины уже не были обречены на гибель, т.к. могли осваивать новые земли и стать членами территориальной общины. Родовая община разрушалась также в ходе освоения новых земель (колонизация) и включения в состав общины рабов.

2. Расселение славян

В ПВЛ содержится версия о заселении славянами Восточно-европейской равнины. Когда волохи напали на славян дунайских и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли.

Этот отрывок часто интерпретируют как уход предков полян, древлян, дреговичей и ильменских славян с Карпат. В одних случаях (Б.А. Рыбаков) волохов отождествляют с римлянами Трояна. В других (В.О. Ключевский), с аварами. В обоих случаях прародиной восточных славян считают Карпаты, хотя Нестор нигде не упоминает гор как места, где жили славяне, нет гор и славянском эпосе.

Влияние франков на славян ограничивалось самыми западными племенами - кроатими, чехами, моравой. Причём франкская агрессия была уже не племенной экспансией, а государственной политикой. Только другой народ, находящийся на такой же стадии этнического подъёма мог вытеснить славян с уже занятых ими территорий. Здесь, кажется, вполне применима теория Л.Н. Гумилёва. Таким народом были, вероятно, романизированные потомки гетов и даков и предки румын и молдаван, известные по средневековым русским источникам под именем волохи. По-видимому, для Нестора волохи существовали в двух ипостасях: как общее наименование всех романизированных народов от валахов до франков; так и имя конкретного народа, относящегося к этой группе. Это мнение уже высказывалось В.Д. Королюком. В год 6406 (898) Шли Угры через великие горы, которые прозвались Угорскими горами, и стали воевать с жившими там волохами и славянами. Сидели ведь тут прежде славяне, а затем Славянскую землю захватили волохи. А после угры прогнали волохов, унаследовали ту землю и поселились со славянами, покорив их себе.

Отношения славян и валахов весьма запутаны, сначала в VI-VII вв. часть гетов и даков была славянизирована, а затем уже в VII-VШ в.в. часть славян оказалась романизирована, так что "народная память" славян и румын оказалась весьма причудливо переплетена. И всё-таки принять версию Нестора не позволяет географический фактор. Регенерация волохов в VII в., безусловно, вызвала и их давление на славян, но это давление было не очень сильное. Территория, отобранная у славян, практически ограничивается Добруджей. На север и восток через Карпатские горы массового переселения волохов не наблюдается. Так что славян, ушедших с Нижнего Дуная, никак не может хватить на заселение всей территории от Днестра до Волхова. Можно было бы предположить, что какие-то группы славян, покинув Нижний Дунай, двинулась на северо-восток. Пройдя территории уличей и тиверцев, они достигли границы Леса, где и остановились, так как приднепровские леса уже были заселены родственными же славянами, пришедшими с запада. Прозвались ли они полянами на новом месте, или принесли это название с собой с юга неизвестно.

Культурный уровень этих вновь пришедших племён, если следовать Нестору, был существенно выше, чем у лесного славянского населения. Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сестрами. А древляне жили звериным обычаем, жили по скотски: убивали друг друга, ели всё нечистое, и браков у них не было, но умыкали девиц у воды. (Обычай знакомства у воды дожил в русской культуре до начала XX века). А радимичи и вятичи, и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как звери, ели всё нечистое.

Итак, Нестор отделяет полян в прежние времена от остальных окружающих славян на основании некоторого распространения у них христианства. Поляне, в отличие от других днепровских славян, основным оружием имели мечи, что отражено в эпизоде с данью в виде прямых обоюдоострых клинков, предложенной хазарам и отвергнутой последней. Конфликт, отражённый летописцем - "древляне и другие окольные народы стали притеснять полян", так же может быть отнесён на счёт этой культурной разницы. Здесь, впрочем, Нестор противоречит сам себе, раньше он говорил о мире между всеми славянскими племенами. Поляне же первыми из восточных славян, по мнению Нестора, построили город - Киев, город Кия и его братьев - Хорива и Щека.

Такое изложение истории именно славянского племени полян выглядит достаточно легендарно и, как отмечали многие исследователи, связано с политическими устремлениями и патриотическими пристрастиями автора. Ни археологические данные, ни какие другие источники не подтверждают такого культурно-исторического выделение полян из общего восточнославянского массива. Заселение славянами Русской равнины, скорее всего, происходило в русле общего процесса расселения славян из района первичного славянского этногенеза, т.е. из ареала Пражской культуры.

В первой фазе (VI в.) - движение на юг через Норик, Паннонию, Верхнюю Мёзию. Во второй фазе (вторая половина VI в. - первая половина VII в.) - движение на юг в обход Карпат к Чёрному морю и далее через Добруджу и Нижнюю Мёзию. В третьей фазе (вторая половина VII в.) начинается расселение славян по всем азимутам. На север - к Балтийскому побережью. На северо-восток в бассейн Западной Двины и Волхова. На восток в Верхнеднепровский и Верхневолжский бассейны. На юго-восток в бассейны Оки и Верхнего Дона. Центральными "перевалочными базами" в общем восточном направлении оказались районы Среднего и Верхнего Днепра. Расселение древних народов происходило обычно в двух формах. Это было либо вынужденное переселение, когда под угрозой полного физического истребления племена снимались с прежних мест обитания в полном и уходили с боем или по договору в безопасное место. Так остготы, спасаясь от гуннов, переселились на территорию Римской империи. Но это обычно связано с давлением кочевников, войны которых нередко вели к полному истреблению противника, так как одни и те же пастбища не могли прокормить две орды.

Другой формой расселения было расселение дружинное. Оно обычно связано не с ухудшением, а, наоборот, с улучшением условий обитания. Когда в результате климатических изменений увеличивается продуктивность хозяйства и улучшается питание, то в семьях возраста активности начинает достигать не один - три, а четыре - пять, а то и большее число мальчиков. Но архаические структуры племенного общества не могут без существенной трансформации интегрировать эти подрастающие поколения. Значительному числу юношей, даже из знатных родов, грозит опасность так и оставаться на нижней ступени иерархической племенной структуры, потому что структура слишком жесткая и не может измениться. Есть основания считать, что был и третий путь. В былине; "Илья Муромец и сын" Илья Муромец встречается со своим "озверевшим", утратившим отцовскую традицию сыном. Ни голос крови, ни голос разума не могут перебороть это "озверение" - сын нарушает договор с отцом и, более того, убивает мать. В последовавшей битве Илья Муромец убивает сына. То есть, традиционное общество восточных славян смогло в рамках традиции найти новые силы, а Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович - это именно молодые богатыри, они младшие по отношению к поколению Святогора. Традиционное общество восточных славян смогло подавить бунт молодых, смогло инкорпорировать молодые поколения, тем самым, сохраняя себя и, одновременно, обрекая себя на тысячелетнюю, медленную и мучительную трансформацию, не закончившуюся и до настоящего времени. В результате расселения в общем направлении на северо-восток восточные славяне оказались очень далеко от центров цивилизации того времени - Византии, империи Каролингов, Хорезма, Арабского Халифата. Ни в одной точке ареал восточных славян не контактировал с территориями великих государств, как предыдущей античной эпохи, так и раннего средневековья.

В момент начала славянского продвижения на северо-восток, т.е. в середине VII-начале VIII века, на востоке Европы складываются новые государства - Хазарский каганат (650 г.), контролирующий низовья Волги, Северный Кавказ и Восточный Крым и Великий Булгар (670 г.) в среднем течении Волги. Тогда же Балтийское море начинает превращаться в область активных торговых контактов различных народов, населяющих его берега, составляя некоторый прообраз будущей Ганзы. В этом сообществе активное участие принимают и западные славяне, достаточно быстро вышедшие к южному побережью Балтики по территориям, оставленным; в предыдущие века германцами, ушедшими на юг и запад. Примерно сто лет потребовалось славянам на то, чтобы войти в контакт с форпостами цивилизованного мира. В конце 760 годов славяне появляются в Ладоге, где в последствии становится доминирующим элементом. Древнерусское название Ладога через скандинавское Aldeiga восходит к финскому Alode-jogi - "нижняя река".

К середине VIII века славянская колонизация на севере достигла рубежа озёр Ильмень-Ладога-Онега-Белое. В движении на север основное участие принимали западные славяне из бассейна Вислы. Ещё достаточно долгое время языковая ситуация сохраняла следы первичных движений. Анализ новгородских берестяных грамот показал большее сходство даже в ХI-ХIII веках их языка с языками западнославянскими, чем с древнейшими слоями языков приднепровских славян. На северо-востоке славяне вышли в район правобережья верхней Волги. На юго-востоке славяне выходят к верхним течениям Дона и Северского Донца. Славяне, двигаясь на юго-восток, достигли районов, подвергшихся опустошительному разгрому гуннами. Следствием, которого было почти полное исчезновение существовавшей в III-IV вв. на территории Украины и смежных областей Черняховской культуры. "Среди создателей Черняховской культуры было несколько этнических групп, в том числе, вероятно, и праславяне (на северо-западе). Но главную роль, по-видимому, играло здесь ираноязычное население, потомки скифов и сарматов, в значительной мере перешедших к земледелию". В черняховцах или их частных группах очень многие пытаются увидеть славян или праславян. С.Ю. Сапрыкин, генетической предшественницей славянства видит ту часть черняховцев, которые занимали лесную и лесостепную зону от Словакии до верховьев Северского Донца. Для Б.А. Рыбакова, вся эта культура - славянская. Но, как уже выше говорилось, кроме территориального совпадения других данных, позволяющих отождествить черняховцев со славянами, нет.

Когда славяне стали расселяться в юго-восточном направлении, то на Среднем Днепре и в верховьях Северского Донца они встретились с остатками скифо-сарматских землепашцев. "Вероятно именно от них у юго-восточных славянских племён (полян, северян) сохранились реликты иранской лексики, а так же иранские по происхождению и названиям божества восточнославянского языческого пантеона (Хоре, Симаргл, Вий и др.)" славянский сварог севооборот хозяйственный

Временем, с которого восточные славяне входят во всемирную историю, можно считать середину IX века - время, когда появился путь из варяг в греки. Нестор в своей ПВЛ приводит описание обоих этих маршрутов и Двинско-Волжского и из варяг в греки. Таким образом, главным фактором в ранней истории восточных славян был географический фактор - а именно, их удалённость от Рах Котапа (Римского мира). Племена, поселившиеся на берегах рек, текущих по равнинам Восточной Европы, оказались вне пределов, которых достигало материальное или духовное влияние Рима.

Первое великое государственное образование Западного мира - империя Карла Великого вовлекла в поле своего влияния западных славян, в то время как южные славяне оказались в поле влияния Византии - сохранявшей традицию, как старого античного мира, так и деспотий Востока.

И только восточные славяне были не у дел. До тех пор, пока новые звенья цивилизации, сомкнувшись, не поднялись достаточно далеко на север и арабское серебро и золото, просочившись через лесные дебри, не засверкало на балтийском побережье, затмевая свет янтаря и привлекая охотников до себя, суля сто крат больше. Арабские дирхемы обещались стать проводниками для таких охотников по неведомым землям востока и довести их до источника - сказочного Багдада. И охотники нашлись - ими стали скандинавские викинги. То, что в результате вместо Багдада они оказались в Константинополе, всего лишь небольшое отклонение от курса, если смотреть из Скандинавии. Усилиями викингов, хоть они того и не хотели, оказались разбужены и вовлечены во всемирную историю задремавшие на берегах своих рек после эпохи расселения племена восточных славян. А проснувшиеся восточные славяне направили викингов по той дороге, по которой оказалось сподручнее им самим.

3. Славянское язычество

Сложной, разнообразной с детально разработанными обычаями была и религия восточных славян. Ее истоки уходят в индоевропейские древние верования и еще дальше к временам палеолита. Именно там, в глубинах древности зарождались представления человека о сверхъестественных силах, которые управляют его судьбой, о его отношении к природе и о ее отношении к человеку, о своем месте в окружающем мире. Религия, существовавшая у разных народов до принятия ими христианства или ислама, называется язычеством. Как и другие древние народы, как, в частности, древние греки, славяне населили мир разнообразными богами и богинями. Были среди них главные и второстепенные, могучие, всесильные и слабые, шаловливые, злые и добрые. Во главе славянских божеств, стоял великий Сварог - бог Вселенной, напоминающий древнегреческого Зевса. Его сыновья - Сварожичи - солнце и огонь, были носителями света и тепла. Бог солнца Даждь бог весьма почитался славянами. Недаром автор "Слова о полку Игореве" называл славян "даждь божьи внуки". Молились славяне Роду и рожаницам - богу и богиням плодородия. Этот культ был связан с земледельческими занятиями населения и был, поэтому особенно популярен. Бог Велес почитался у славян в качестве покровителя скотоводства, это был своеобразный "скотный бог". Стрибог, по их понятиям, повелевал ветрами, как древнегреческий Эол. Единственным крупным женским божеством у славян была Макошь, которая олицетворяла рождение всего живого, была покровительницей женской части хозяйства.

Со временем, уже по мере выдвижения в общественной жизни славян князей, воевод, дружин, начала великих военных походов, в которых играла молодая удаль зарождающегося государства, на первый план у славян все больше выдвигается бог молнии и грома Перун, который затем становится главным небесным божеством, сливается со Сварогом, Родом как более древними богами. Происходит это не случайно: Перун был богом, чей культ родился в княжеской, дружинной среде. Если солнце всходило и заходило, ветер дул, а потом стихал, плодородие почвы, бурно проявлявшееся весной и летом, утрачивалось осенью и исчезало зимой, то молния никогда в глазах славян не теряла своего могущества. Она не была подвластна другим стихиям, не была рождена каким-то другим началом, Перун - молния, высшее божество был непобедим. К IX в. он стал главным богом восточных славян. Но языческие представления не исчерпывались лишь главными богами. Мир был населен и другими сверхъестественными существами. Многие из них были связаны с представлением о существовании загробного царства. Именно оттуда к людям приходили злые духи - упыри. А добрыми духами, оберегающими человека, являлись берегини. Славяне стремились защищаться от злых духов заговорами, амулетами, так называемыми "оберегами". В лесу обитал леший, у воды жили русалки. Славяне верили, что это души умерших, выходящие весной насладиться природой. Название "русалка" происходит от слова "русый", что означает на древнеславянском языке "светлый", "чистый". Обитание русалок связывали с близостью водоемов -- рек, озер, которые считались путем в подземное царство. По этому водному пути усалки выходили на сушу и обитали уже на земле. Славяне считали, что каждый дом находится под покровительством домового, которого отождествляли с духом своего родоначальника, пращура, или щура, чура. Когда человек считал, что ему грозят злые духи, он призывал своего покровителя -- домового, чура, защитить его и говорил: "Чур меня, чур меня!" Вся жизнь славянина была связана с миром сверхъестественных существ, за которыми стояли силы природы. Это был мир фантастический и поэтичный. Он входил в каждодневную жизнь каждой славянской семьи. В праздник Коляды в домах гасили огни, а потом люди добывали трением новый огонь, зажигали свечи, очаги, славили начало новой жизни солнца, гадали о своей судьбе, совершали жертвоприношения.

Другой крупный праздник, совпадающий с природными явлениями, отмечался в марте. То был день весеннего равноденствия. Славяне славили солнце, праздновали возрождение природы, наступление весны. Они сжигали чучело зимы, холода, смерти; начиналась масленица с ее блинами, напоминающими солнечный круг, проходили гулянья, катания на санях, разные потехи. 1-2 мая славяне убирали лентами молодую березу, украшали ветками с только что распустившимися листьями свои дома, снова славили бога солнца, отмечали появление первых весенних всходов.

Новый всенародный праздник приходился на 23 июня и назывался праздником Купалы. На этот день приходился летний солнцеворот. Поспевал урожай, и люди молились о том, чтобы боги послали им дождя. Накануне этого дня, по представлениям славян, русалки выходили на берег из воды -- начиналась "русальная неделя". Девушки в эти дни водили хороводы, бросали в реки венки. Самых красивых девушек оббивали зелеными ветками и поливали водой, как бы призывая на землю долгожданный дождь. Ночью вспыхивали купальские костры, через которые прыгали юноши и девушки, что означало ритуал очищения, которому как бы помогал священный огонь. В купальские ночи совершались так называемые "умыкания девиц", когда молодые люди сговаривались, и жених уводил невесту от домашнего очага.

Сложными религиозными обрядами обставлялись рождения, свадьбы, похороны. Так, известен похоронный обычай восточных славян хоронить вместе с прахом человека (славяне сжигали на кострах своих покойников, помещая их сначала в деревянные ладьи; это означало, что человек уплывает в подземное царство) одну из его жен, над которой совершалось ритуальное убийство; в могилу воина клали останки боевого коня, оружие, украшения. Жизнь продолжалась, по представлениям славян, и за гробом. Затем над могилой насыпали высокий курган, и совершалась языческая тризна: родственники и соратники поминали умершего. Во время печального пиршества также проводили в его честь воинские состязания. Эти обряды, разумеется, касались лишь племенных вождей.

Ведущими отраслями хозяйства у племен лесостепной и лесной зон Восточной Европы были земледелие и скотоводство, причем у славян, а с первых веков н. э. и у балтов на первом месте стояло земледелие.

Основой хозяйства восточных славян было пашенное земледелие. Применялись пахотные орудия с железными рабочими частями - рало (в южных областях), соха (на севере). Подчиненную роль в хозяйстве играли скотоводство, охота, рыболовство, бортничество.

Хозяйственной ячейкой была преимущественно малая семья. Низшим звеном социальной организации непосредственных производителей, объединившим хозяйства отдельных семей, служила соседская (территориальная) община - вервь. Переход от кровнородственной общины и патриархального рода к соседской общине и малой семье произошел у славян в ходе расселения VI-VIII вв. Члены верви совместно владели сенокосами и лесными угодьями, а пашенные земли были поделены между отдельными крестьянскими хозяйствами.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Восточные славяне в VI-VIII вв. Первые свидетельства о славянах. Территория восточных славян. Общественный строй восточных славян, роль общины и городов. Культура восточных славян в VI-VIII вв. Различные сферы культуры восточных славян и язычество славян.

    реферат , добавлен 13.01.2009

    Происхождение восточных славян. Первые упоминания о венедах. Основные занятия восточных славян в степной и лесостепной полосе. Языческая религия, отражающая отношение славян к стихийным силам природы. Образование государства у восточных славян.

    контрольная работа , добавлен 24.04.2009

    Происхождение и расселение славян. Формирование основ государственности. Занятия восточных славян, их организация, быт и нравы. Образование Древнерусского государства. Противоречивые взгляды историков о Норманской теории возникновения Киевской Руси.

    реферат , добавлен 02.06.2012

    Племенные группы славян. Быт и культура восточных славян. Военные походы и защита племенных земель от нападений врагов. Языческие богослужения славян. Развитие ювелирного дела. Обряды у восточных славян. Почитание лесов и рощ, обожествление Солнца.

    реферат , добавлен 29.04.2016

    Специфика передачи истории восточных славян в VIII - IX веках в летописи Нестора. Племенные союзы в борьбе с хазарскими племенами. Уровень развития земледелия, ремесел, городов и торговли. Религиозные воззрения и пантеон восточнославянских племен.

    контрольная работа , добавлен 07.02.2012

    Происхождение, начало и ранняя история славян. Особенности общественного строя, материальной и духовной культуры восточных славян. Протогосударственные образования восточных славян в IX в., образование Древнерусского государства - Киевская Русь.

    контрольная работа , добавлен 12.12.2010

    Расселение и географическое положение восточных славян. Рождение Киевской державы. Русско-славянское государство и Византия. Божества и религиозные представления восточных славян. Внешнеполитическая деятельность Киевской Руси. Родо-племенные союзы.

    реферат , добавлен 09.02.2010

    Происхождение и особенности территориального расселения восточных славян. "Повесть временных лет" – первая русская летопись - наиболее серьезный письменный источник. Особенности материальной и духовной культуры, религия, общественный строй славян.

    реферат , добавлен 04.12.2010

    Происхождение и особенности территориального расселения восточных славян, основные этапы и направления данного процесса, временные рамки. Восточные славяне в древности: специфика материальной и духовной культуры, быт и традиции, общественный строй.

    контрольная работа , добавлен 24.04.2013

    Свободолюбие племен славян, их выносливость и хитрость, особенности бытового уклада. Вооружение славянских воинов. Умение сражаться в закрытых местах. Боевой порядок славян в VI-VIII веках. Объединение в единое древнерусское государство к IX веку.