Болезни Военный билет Призыв

Вольтер: афоризмы, цитаты, высказывания

Метафизика – наука заумная и обобщающая, стыковка философских понятий с точными дисциплинами. Слушающий метафизические размышления, кивает головой, ничего не понимая, также как и говорящий о высоких материях оратор.

Низкие люди любят рассказать о себе и гордости своей, в отличие от человека достойного, который принципиально избегает разговоров о своей сущности, вникая в дела других. – Вольтер

Глупость и добавленные к ней высокие манеры помогут вам добиться успехов на всяком поприще.

Государство, называющаяся Священная Римская Империя, по сути, не соответствовала ни одному из приведенных высоких слов.

Вольтер: Догма о бессмертии души – не что иное, как постулат устрашения и утешения одновременно.

В старости все получают огорчения. Благоразумие старости – это смиренность и безропотность получения запланированных огорчений.

Громадное количество законов сродни кучке лекарей, когда бессилие и болезни прогрессирует несмотря на усилия.

Под случаем мы понимает действия или бездействия, приведшие в цели или результату, причины которых мы не понимаем. Действий без оснований не бывает.

Продолжение лучших афоризмов и цитат Вольтера читайте на страницах:

Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других.

Труд избавляет человека от трех главных зол скуки, порока и нужды.

Человек рожден без всяких принципов, но со способностью их воспринимать.

Я не разделяю ваших убеждений, но я отдам жизнь за то, чтобы вы могли их высказать.

Всегда наслаждаться – значит вовсе не наслаждаться.

Мы оставим этот мир столь же глупым и столь же злым, каким застали его.

Доброта требует доказательств, красота же их не требует.

Когда быдло берется рассуждать – все пропало.

Искусство быть скучным состоит в том, чтобы говорить все.

Предрассудок есть мнение не основанное на рассудке.

Честь – это бриллиант на руке у добродетели.

Иной бесполезен в первом ряду, но во втором блистает.

Не бедность невыносима, презрение. Я могу обходиться без всего, но я хочу, чтобы об этом не знали.

Греки, вложившие в такое множество слов так мало мыслей.

Конец жизни печален, середина никуда не годится, а начало смешно.

Естественное всегда прекрасно.

Для великих дел необходимо неутомимое постоянство.

Журналы – это архивы пустяков.

Если бы Бога не было, следовало бы его выдумать.

Страсти! Это ветры, надувающие паруса корабля, они его иногда топят, но без них он не может плавать.

Всякое желание есть зачаток новой скорби.

Я горячий друг истины, но отнюдь не желаю быть ее мучеником.

Суеверие делает людей глупцами.

Самое необходимое искусство при дворе состоит не в том, чтобы хорошо говорить, а в том, чтобы уметь молчать.

Чем более мы размышляем, тем более убеждаемся, что ничего не знаем.

Короли знают о делах своих министров не больше, чем рогоносцы о делах своих жен.

Как правило, счастье – это еще несвершенное желаемое, а горе – реальная действительность.

Медленнотекущее время способно и горы разгладить.

Беда тому, кто говорит все, что он может сказать.

Что бы ты ни делал, попирай все препятствия и люби тех, кто любит тебя.

Когда слушающий не понимает говорящего, а говорящий не знает, что он имеет в виду, – это философия.

Бескрайне великая гордость свойственна бесконечно маленьким людям.

Кто ограничивает свои желания, тот всегда достаточно богат.

Я умею только сомневаться.

Что сделалось смешным, то уже не может быть опасным.

Метафизические системы для философов – то же, что романы для женщин.

Единственный способ заставить людей хорошо говорить о нас – это хорошо поступать самим.

Словарь – это вселенная в алфавитном порядке.

Развод, вероятно, почти столь же стар, как и брак. Хотя я полагаю, что брак на неделю-другую древнее.

Он был великим патриотом, гуманным человеком, истинным другом, – если, конечно, это правда, что он умер.

Все жанры искусства хороши, кроме скучного, но скука – не жанр.

“Что такое оптимизм? ” “Увы, сказал Кандид, это страсть утверждать, что все хорошо, когда в действительности все плохо”.

Не неравенство тягостно, а зависимость.

Человек родиться, чтобы жить в судорогах беспокойства и летаргии скуки.

Человек может быть не согласен с мнением другого, но он обязан уважать право каждого на его высказывание.

С религией получается то же, что с азартной игрой: начавши дураком, кончишь плутом.

Все мои усилия сводились к тому, чтобы убавить у людей глупости и прибавить им честности.

Объясненная шутка перестает быть шуткой.

Жизнь подобна пиру Домокла – меч свыше грозит нам вечно.

Я не согласен с тем, что вы говорите, но я до последнего буду защищать ваше право это говорить.

Рай там, где я.

Величайшие распри производят меньше преступлений, чем фанатизм.

Оптимизм – это страсть утверждать, что все хорошо, когда в действительности все плохо.

Делать то, что доставляет удовольствие, – значит быть свободным.

Осмельтесь мыслить самостоятельно.

Самыми чувствительными обидами бывают насмешки.

Не бедность невыносима, а презрение. Я могу обходиться без всего, но я не хочу, чтобы об этом знали.

Кто не любит свободы и истины, может быть могущественным человеком, но никогда не будет великим человеком.

Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов.

Если Бог сотворил человека по своему образу и подобию, то человек отплатил ему тем же.

Ленивые всегда бывают людьми посредственными.

Нельзя иметь верного понятия о том, что не испытано.

Опасно быть правым, когда правительство ошибается.

Я не согласен с тем, что вы говорите, но буду до последней капли крови защищать ваше право высказать вашу собственную точку зрения.

Самолюбие сродни воздушному шару – стоит лишь уколоть и содержимое вырывается наружу.

Излишек – вещь крайне необходимая.

Злословие – бессмертная дочь самолюбия и праздности.

Честного человека можно преследовать, но не обесчестить.

Свобода объявлять свои мысли составляет существенное право гражданина.

Затянувшаяся дискуссия означает, что обе стороны не правы.

Женщина – это человеческое существо, которое одевается, болтает и раздевается.

Достаточно было одному мужчине влюбиться в женщину, чтобы мир стал таким, каков есть.

Бурная ревность совершает больше преступлений, чем корысть.

Все что становится обыденным, мало ценится.

Верить в Бога невозможно, не верить в него – абсурдно.

Времена наиболее суеверные были всегда временами ужаснейших преступлений.

Человек, верно служащий на благо своей родины, может и не нуждаться в предках.

Мы никогда не живем, мы лишь надеемся, что будем жить.

Глаза читателя более строгие судьи, чем уши слушателя.

Люди, которые заняты возвращением здоровья другим людям, выказывая удивительное единение мастерства и человечности, стоят превыше всех великих на этой земле.

Чудеса прекрасны, а утешить брата, помочь другу подняться из глубины страданий, простить врагу его заблуждения – это величайшие на свете чудеса.

Первое обвинение отбрасывается, второе задевает, третье ранит, а четвертое убивает.

Почти никогда не делалось ничего великого в мире без участия гения.

История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Соперничество – пища для гения.

Я не знаю ни одного народа, который обогатился бы вследствие победы.

Предрассудки – разум глупцов.

Знать много языков – значит иметь много ключей к одному замку.

Все рассуждения мужчин не стоят одного чувства женщины.

Ни на что не годится тот, кто годится только для себя.

Труд устраняет скуку, порок и нищету.

Идеальное правительство невозможно, потому что люди наделены страстями; а не будь они наделены страстями, не было бы нужды в правительстве.

Суеверные в обществе – то же, что трусливые в войске: они сами чувствуют и возбуждают в других панический ужас.

Великие дела всегда вершатся с не менее великими препятствиями.

Чтение без размышления уверяет в том, что вы много знаете, а осмысленное чтение с размышлениями дает ясное представление о том, что это далеко не так.

Сколько нелепостей говорится людьми только из желания сказать что-нибудь новое.

Язык имеет большое значение еще и потому, что с его помощью мы можем прятать наши мысли.

Главное – ладить с самим собой.

Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если дурно выражена, а если повторяется, то наводит нас на скуку.

Глаза дружбы редко ошибаются.

Платье внушает глупцам уважение.

Величие разума заключается в способности жить в мире и согласии с теми, кто его не имеет.

Во все времена и во всех странах и во всех жанрах дурное кишмя кишит, а хорошее редко. В любой профессии все самое недостойное предстает особенно нагло.

Равенство есть вещь самая естественная и в то же время химера.

Как-то у Вольтера спросили: где бы он хотел быть после смерти – в раю или в аду? Он ответил: “В раю климат лучше, но в аду компания настолько приятнее!”.

Люди легко верят тому, чего страстно желают.

Откапывая ошибки, теряют время, которое, быть может, употребили бы на открытие истин.

Девочки быстрее учатся чувствовать, чем мальчики – мыслить.

Меткое замечание Вольтера вполне применимо к Женеве, походившей во времена Кальвина на какой-то особый монастырь, в котором властвовала деспотичная и желчная воля Кальвина. Недаром враги Кальвина прозвали его «женевским папой» . Это прозвище имело свои основания. Так же как и в Рим, в пуританскую Женеву отовсюду стекались почитатели и ученики Кальвина. Так же как и римский папа, Кальвин признавал только свои мнения и не признавал чужих, подчас проявляя исступлённую нетерпимость, достойную католического инквизитора
.
Чтоб понять - здесь:

Согласно «Церковным установлениям» управлять церковными делами должны были проповедники, учителя, пресвитеры (старшины) и дьяконы. Дьяконы заведовали благотворительной частью. Главная роль в церковном управлении принадлежала проповедникам. Они должны были «возвещать слово Божье, учить, увещевать народ, раздавать причастие и вместе со старшинами налагать церковные наказания» . Проповедник представлялся городскому совету коллегией проповедников (конгрегацией) и был лицом духовного звания. Совет имел право одобрить выбор духовенства или отвергнуть его. Далее церковная община могла (в теории) не согласиться с той или иной кандидатурой, однако на практике все сводилось к простому одобрению. Другого положения Кальвин просто не допустил бы.
Важнейшим звеном учреждений Кальвина была консистория, или коллегия старшин. Это было учреждение и светское и духовное, нечто среднее между инквизиционным трибуналом и судебной инстанцией, ярко воплотившее в себя теорию Кальвина о тесной связи между церковью и государством. В нее входили проповедники и старшины (12 человек) . Старшины были людьми светскими и избирались из среды членов малого городского совета. Если возникали какие-либо недоразумения по догмам кальвинизма, тогда собирались на свои съезды-собрания проповедники. Эти съезды назывались сначала конгрегациями, позднее синодами, здесь проводились консультации по догматике кальвинизма. У такой церковной организации было одно преимущество – она действительно была дешёвой. «Республиканский принцип» и так называемый «демократический централизм» эволюционировали в формальное право свободного выбора пастора и жесточайшую дисциплину, и беспрекословность подчинения низших церковных структур высшим. Об этом с насмешкой говорил великий Вольтер: «Кальвин открыл двери монастырей не для того, чтобы выгнать оттуда монахов, а для того, чтобы вогнать туда весь мир» . Женева времен Кальвина действительно напоминала монастырь, где властвовал деспотичный реформатор. Французы не зря прозвали Кальвина «женевским папой» . Так же как и римский папа, Кальвин не признавал чужих взглядов, был нетерпим к инакомыслию. Отсюда его реформаторское учение имело немало контрреформаторских последствий

В бессмертие отправляются с небольшим багажом.

Догмат бессмертия души есть самая утешительная и в то же время наиболее устрашающая идея.

Бог вовсе не должен страдать из-за тупости своего священника.

Для того, чтобы его [Бога] познать, надо быть им самим.

Бог не на стороне больших батальонов, а на стороне лучших стрелков.

Если Бог сотворил человека по своему образу и подобию, то человек отплатил ему тем же.

Если Бога нет, то его определённо следовало бы выдумать.

Идеи Бога среди людей столь же различны, как их религии и законы. Все люди рождаются с носом и пятью пальцами, но ни один из них не появляется на свет со знанием Бога; прискорбно это или же нет, но таково, несомненно, человеческое состояние.

Беда тому, кто говорит все, что он может сказать.

Сколько нелепостей говорится людьми только из желания сказать что-нибудь новое.

Лучшее - враг хорошего.

гениальность

Его [Шекспира] гений принадлежит ему, а его недостатки – его веку.

Гордость людей низких состоит в том, чтобы постоянно говорить о самом себе, людей же высших - чтобы вовсе о себе не говорить.

Бесконечно маленькие люди имеют бесконечно великую гордость.

Недостаток не в деньгах, а в людях и дарованиях делает слабым государство.

Дружба великого человека – благодеяние (дар) богов.

Вся сила женщин – в слабостях мужчин.

Долгая жизнь становится мучением для женщины, которая все свое счастье полагала в том, чтобы таскать за собой толпу поклонников.

Женщина умеет хранить только одну тайну: то, сколько ей лет.

Женщина - это человеческое существо, которое одевается, болтает и раздевается.

Конец жизни печален, середина никуда не годится, а начало смешно.

К живым следует относиться доброжелательно, о мертвых же нужно говорить только правду.

Люби истину, но будь снисходителен к заблуждениям.

Откапывая ошибки, теряют время, которое, быть может, употребили бы на открытие истин.

история

Вся древняя история не более чем вымысел, с которым все согласны.

История – это не что иное, как картина преступлений и несчастий.

Когда читаешь вашу книгу, разбирает охота побегать на четвереньках.

Люди пользуются умом лишь для того, чтобы оправдать свои несправедливости, и языком лишь для того, чтобы скрывать свои мысли.

Всегда наслаждаться - значит вовсе не наслаждаться.

о себе

Во Франции приходится быть либо наковальней, либо молотом; я родился наковальней.

Оптимизм - это страсть утверждать, что всё хорошо, когда в действительности всё плохо.

отчаяние

Отчаяние нередко выигрывало сражения.

Послушание несправедливым приказам есть преступление.

Работа отгоняет от нас три великих зла: скуку, порок и нужду. Будем работать без рассуждений, это единственное средство сделать жизнь сносною.

О живых следует говорить уважительно; о мертвых - только правду.

Справедливее всего распределён разум - никто не жалуется, что его обделили.

Торжество разума заключается в том, чтобы жить в мире с теми, кто разума не имеет.

* О Карле IX

Известно, что французский король Карл IX во время Варфоломеевской ночи 24 августа 1572 года лично стрелял из ружья из окна Лувра по метавшимся по городу гугенотам. Комментируя этот случай, Вольтер сказал, что этого бы не произошло не напиши король книги о звериной травле: привыкнув убивать зайцев, король решил позабавить себя и охотой на людей.

P.S. Карл IX (1550-1574) - король Франции с 1560 г.

********
* Графиня де Жанлис: портрет Вольтера

Французская писательница графиня де Жанлис записала свои впечатления о Вольтере:
"Все бюсты и портреты г. Вольтера очень сходны, но ни один художник не мог представить глаз его. Я воображала их огненными: они в самом деле чрезмерно умны и блестящи; но сверх того в них есть нечто кроткое и милое. Душа Заиры совершенно видна в глазах его: жаль, что улыбка и смех, хитрые и коварные, изменяют в нём это любезное выражение чувствительности!

Он имеет вид дряхлости, и кажется ещё старее от готической одежды своей. Голос у него дик и проницателен; он же всегда кричит, хотя и не глух. Когда нет речи о религии и неприятелях его, то Вольтер говорит просто, без всякой надменности, и следственно (имея такой великий ум) бывает очень любезен. Мне показалось только, что ему несносно противоречие; как скоро с ним не согласишься, он начинает досадовать. Нет сомнения, что г. Вольтер забыл светские обыкновения, которые прежде были ему столь известны.

И мудрено ли? К нему ездят люди единственно для того, чтобы осыпать его похвалами; всё, что скажет, есть закон и свято; всё лежит у ног его, и самые излишности, безрассудные и смешные, кажутся ему теперь обыкновенными знаками уважения. Самые короли не бывали никогда предметом такого чрезмерного ласкательства. Глубокое почтение не дозволяет входить с ними в разговор; их присутствие велит молчать, и лесть при дворе обязана быть скромною, обнаруживаясь единственно тонким образом.

В Фернее я видела её без всякого покрова и во всей грубости; кому она в сем виде может нравиться от привычки, у того вкус должен непременно испортиться. Вот от чего самолюбие господина Вольтера столь раздражительно, и малейшая критика так жестоко оскорбляет его! Недавно он был крайне огорчен в душе своей. Императору надлежало ехать мимо Фернея. Г. Вольтер, надеясь угостить знаменитого путешественника, приготовил стихи и спектакль; к несчастью, все это знали.

Император проехал, не велев ему сказать ни слова. Приближаясь к Фернею, один из его спутников спросил, увидится ли он с Вольтером? Нет, отвечал сей монарх: я его знаю – слово колкое и благоразумное! Оно доказывает, что Иосиф умеет по книгам судить о писателях".

P.S. * Стефани Фелисите Дюкре де Сент-Обен, графиня де Жанлис (1746-1830) - французская писательница.
* Иосиф II (1741-1790) - император Священной римской империи с 1765 г.

* О системах

Вольтер часто сравнивал создателей различных философских систем с людьми, танцующими менуэт: они всё время делают различные движения, практически не сходя со своего места, а если немного двигаются, то возвращаются туда, откуда начали движение.

* Наставление хозяйке

Когда Вольтер выдавал свою воспитанницу девицу де Варикур замуж за богатого маркиза де Виллета, то он перед свадьбой вручил ей толстую книгу, переплетённую в сафьян. Девица де Варикур открыла книгу и с удивлением увидела, что она состоит из чистых листов бумаги, и только на первой странице рукой Вольтера было написано:
"Реестр расходов маркизы де Виллет".

P.S. Рене Филиберта Руфь де Варикур (1757-1822) - воспитанница Вольтера.
Шарль Мишель маркиз де Виллет (1736-1793) - французский писатель.

* Краски и чернила

Когда художник Верне посетил Вольтера, то фернейский старец встретил его изъявлениями восторга:
"Ах, господин Верне - вы бессмертны! Ваши краски, такие яркие, блестящие, живые, - возвестят позднейшему потомству о ваших дарованиях!"
Художник скромно поклонился:
"Мои краски не стоят ваших чернил".

P.S. Антуан Шарль Орас Верне (1758-1836) - французский художник.

* Старый солдат

В 1761 году Вольтер взял на себя заботу о 18-летней Мари Франсуазе Корнель, внучатой племяннице великого драматурга, влачившей жалкое существование. Он при этом несколько высокопарно сказал:

"Старый солдат должен служить дочери своего генерала".

* Трудности

Один начинающий литератор прислал Вольтеру довольно пухлый пакет с рукописью своей пьесы. Он просил знаменитого литератора взять на себя труд дать обстоятельный и откровенный ответ о достоинствах и недостатках своего творения.
Вольтер на обёртке пакета написал:

"Трудность состоит не в том, чтобы сочинить подобную трагедию, а том, чтобы написать ответ сочинителю".

* Живу со свиньей!

Однажды Вольтер беседовал с герцогиней де Шон, которая осыпала его всяческими похвалами и с особенным восторгом отзывалась о гармоничности его прозы. Вольтер тут же упал к её ногам и воскликнул:

"Ах, сударыня, благодарю! Ведь я живу со свиньей, лишенной всякого слуха, не понимающей, что такое ритм и гармония".

P.S. Свиньёй, о которой он говорил, была его Эмилия, маркиза дю Шатле (1706-1749), писательница и подруга Вольтера, жившего в 1733-1745 годах в её имении Сире.

* Детей грешно обманывать!
Проживая у маркизы дю Шатле, Вольтер в её будуаре разговорился со своим племянником, будущим аббатом Миньо (1725-1791), тогда ещё совсем ребенком. Он посадил мальчика на колени и начал его поучать:

"Друг мой, успеха в жизни добивается лишь тот, кого поддерживают женщины. Значит, их нужно изучать. Запомните же, что все они - лгуньи и шлюхи".

Маркиза вспыхнула:
"Как все? Что вы мелете, сударь?"

Вольтер возразил:
"Сударыня, детей грешно обманывать!"

*******
* Над чем смеяться?

Вольтер (1694-1778) по поводу религии, повсеместно приходящей в упадок, однажды заметил:
"А жаль! Скоро нам нечего будет осмеивать".

Сабатье де Кабр (1745-1816) ему возразил:
"Утешьтесь! Предмет и повод для осмеяния всегда найдутся!"

Вольтер сокрушенно вздохнул:
"Не скажите, сударь! Вне церкви нет благодати!"

* Много соперников

Филипп Орлеанский (1674-1723), регент при малолетнем Людовике XV, однажды пообещал молодому Вольтеру, тогда ещё просто Аруэ, что подыщет ему должность.

Через некоторое время регент в сопровождении четырех статс-секретарей (это были министры двора, иностранных дел, морской и военный) шёл с заседания кабинета и ему на глаза попался молодой поэт. Регент сказал ему на ходу:
"Я не забыл о тебе, Аруэ. Ты будешь ведать департаментом придворных шутов".

Аруэ почтительно ответил:
"Что вы, монсеньер! Там у меня нашлось бы чересчур много соперников. Четверых я уже вижу".
Регент чуть не лопнул со смеху.

* Кофе убивает...

Вольтеру однажды сказали, что злоупотребляя работой и кофе, он убивает себя.
Вольтер ответил:
"А я уже родился убитым".

*******
* Старшая дочь

Когда Вольтер был проездом в Суассоне, ему нанесли визит представители местной Академии. Это было одно из провинциальных обществ, объединявшее местных любителей словесности. На их слова о том, что Суассонская академия - старшая дочь Французской академии. Вольтер ответил:

"Вы правы, господа, она - старшая дочь, притом такая благоразумная и порядочная, что никто о ней даже словечка не молвит".