Болезни Военный билет Призыв

Внеклассное мероприятие "занимательные игры по русскому языку". Занимательные игровые задания по русскому языку

« Занимательно о русском языке »

Упражнения на развитие интереса к богатству языка

1-2 класс

Составила:

учитель начальных классов

Белоцерковская Марина Николаевна

    О словах разнообразных, одинаковых и разных.

А) Нарисуйте предмет, объясните его лексическое значение и составьте с этим словом предложение.

Лук, коса, лисички, кисти, лист.

Вывод: в русском языке есть слова, имеющие несколько значений.

Гвоздики, кружки, замок, белки, стрелки, атлас, мука.

Вывод: от перестановки ударения изменяется значение слова.

Б) Поставьте знак ударения в словах, одинаковых по написанию.

Я мою руки. Мою книгу взяла Маша.

Мы уже выучили уроки. Тропинка уже дороги.

Ирис – мои любимые конфеты. На клумбе расцвёл фиолетовый ирис.

Косит косец, а зайчишка косит . Трусит трусишка, а ослик трусит .

На двери замка нет замка .

На гвоздики мы повесили картину. Гвоздики – очень красивые цветы.

В сосновом лесу живут белки . Белки взбили вместе с сахаром.

Ворона меньше ворона.

Я горько плачу . Я плачу за покупку.

Дети рисовали кружки , квадраты. Мы вымыли кружки .

Десять капель микстуры врач прописал больному. Звенит апрельская капель .

Серая ворона чёрного ворона утром ругала, присев на сучок.

Новость о том разнесли во все стороны сорок сорок .

2. Большое ли значение имеет одна буква?

А) Послушайте загадки. Найдите в данном наборе слов первую часть отгадки, допишите вторую часть отгадки.

мел - . . . . шест - . . . . . полка - . . . . . . Булька - . . . . .

хорь - . . . угол - . . . . . галька - . . . . . банка - . . . . .

Какое звуковое значение имеет мягкий знак (ь)? Изменяет ли мягкий знак (ь) лексическое значение слова?

Б) Соедините линиями названия предметов с подходящими по смыслу признаками.

каменный угол белый мель

прямой уголь песчаная мел

В) Вставьте нужные буквы в слова, чтобы получились предложения.

(А - Я ) Надо начин..ть игру. Мама будет начин..ть пирог яблоками.

Скульптор м. .л глину. Дима ещё очень м..л.

Юра был р..д, что попал в первый р..д.

Приятный запах у м..ты. В спортивном зале тяжёлые м..ты.

(О - Ё ) Мяч закатился в самый угол..к. В печке тлел последний угол..к.

Петя н..с портфель. В сильный мороз береги н..с.

В..л – сильное животное. Саша в..л брата в школу.

(Ы - И ) Дети пил.. молоко. Лесорубам нужны пил.. .

Зимой в лесу в..ли волки. Птицы на ветках в..ли гнёзда.

(У - Ю ) На грядке рос л..к. Осторожно, на дороге л..к.

Г) Игра со словами «Превращения».

Заменяя каждый раз по одной букве, превращай одно слово в другое.

Мышка – м..шка - ..ошка.

Майка - ..айка – ча..ка.

Бант – б..нт - ..инт.

Стог – сто.. – ст..л.

Лень - ..ень – пен.. .

Враг – вра.. - ..рач – гра.. .

Будка – бу..ка – б..лка.

3. Переносное значение слова

Соедините линиями данные имена прилагательные (признаки) с подходящими по смыслу именами существительными (Окончания прилагательных могут изменяться). Объясните лексическое значение полученных словосочетаний.

Золотой: голова, ум, мысли.

Горячий: человек, дело, мысли.

Тёмный: пора, человек, сердце.

4. Слова, близкие и противоположные по значению.

К данным словам подберите сначала близкие по значению, а затем противоположные.

Крохотный –

Свежая (газета) –

Свежий (хлеб) –

Свежий (воздух) -

5. Фразеологизмы – одно из выразительных средств русского языка (особые обороты, устойчивые выражения)

Голова

Человек с головой – умный человек.

Отвечать головой – нести ответственность.

Вскружить голову – вызвать романтические чувства.

Как снег на голову – неожиданно.

Сломя голову – очень быстро бежать.

Голова идёт кругом – растеряться от большого количества дел или предметов.

Нос

Задирать нос – зазнаваться.

Вешать нос – расстраиваться, грустить.

Водить за нос – обманывать кого-либо.

Зарубить на носу – очень хорошо запомнить.

Клевать носом – уснуть, задремать сидя.

Держать нос по ветру – быть внимательным, осмотрительным.

Остаться с носом – быть обманутым.

Глаза

С глазу на глаз – встретиться и поговорить наедине.

Хоть глаз выколи – очень темно, ничего не видно.

Открыть глаза – сказать правду заблуждавшемуся человеку.

Смотреть чужими глазами – не иметь своего мнения.

Глазом не моргнуть – не выдать своего обмана.

Говорить в глаза – сказать человеку правду (обычно своё мнение о нём) лично.

Ухо

Держать ухо востро – быть очень внимательным, осторожным.

Пропустить мимо ушей – не обратить внимание на то, что было сказано.

Покраснеть до ушей – испытать чувство стыда.

Медведь на ухо наступил – отсутствие музыкального слуха.

Развесить уши – быть доверчивым.

Ушки на макушке – очень внимательно слушать.

Язык

Язык без костей – постоянно разговаривающий человек.

Язык проглотить – замолчать, не поддерживать разговор.

Держать язык за зубами – хранить тайну.

Найти общий язык – установить хорошие отношения.

Рука

Всё валится из рук – ничего не получается.

Мастер на все руки – умелый человек.

Взять себя в руки – собраться, настроиться.

Сидеть сложа руки – бездельничать.

Ноги

Встать на ноги – стать самостоятельным, обеспеченным.

Падать с ног – устать.

Путаться под ногами – мешать.

Ног под собой не чуять – спешить, не замечать усталости.

Тема: Занимательные игры по русскому языку.

Цели:

  • обогащать словарный запас и речь учащихся,
  • формировать орфографическую зоркость,
  • развивать внимание, память, мышление,
  • прививать интерес к русскому языку с помощью игры,
  • воспитывать навыки взаимодействия во время игры.

Ход занятия

В игре принимают участие 2 класса:

  • 1 команда - 4 «а» класс
  • 2 команда – 4 «в» класс

В каждой команде выбирается капитан.

Сегодня мы проводим важное мероприятие в нашем классе. К нам пришли гости, болельщики, ассистенты. Они будут вести подсчёт баллов после каждого конкурса. Прежде чем мы начнём, каждая команда должна доказать способность участвовать в игре.

Капитан выбирает конверт (внутри задание).

1. Составь из букв название команды.

1 конверт:

Знатоки.

2 конверт:

Умники.

Ведущий:

Вот начинается игра.
Теперь, я думаю, пора
Командам начинать сражаться
В словесных играх упражняться.

1 задание: «Игра слов»

Каждая команда получает задание на листе.

Измените одну букву в каждом слове, чтобы получилось новое слово. Например: сода – сова.

ВОСК, МОТ, ЛЕС, ГОЛ, ЩИТ, ЛИСТ, РОЗА, КОРОНА, ГОРКА.

Ответы : ВОСК – (ВОЛК), МОТ – (КОТ), ЛЕС – (ЛЕВ), ГОЛ – (ВОЛ), ЩИТ – (КИТ), ЛИСТ - (ЛИСА), РОЗА – (КОЗА), КОРОНА – (КОРОВА), ГОРКА – (НОРКА).

Молодцы, все справились. Музыка. Подсчёт баллов (вопросы для болельщиков).

2 задание: «Составитель»

Придумайте слова, в которых есть маленькое слово ЕЛЬ (на доске запись ЕЛЬ )

Ответы : мель, тоннель, вермишель, шинель, понедельник, апельсин, щель, шмель, дрель, цель, тельняшка, постель, пельмени, газель, мельница.

Если дети затрудняются, помогите подобрать слова с помощью загадок или наводящих вопросов.

Музыка. Подсчёт баллов (вопросы для болельщиков).

3 задание: Конкурс «Кто быстрее?»

Воспринимая на слух вопросы-загадки, отгадайте их и запишите в строчку первые буквы слов-отгадок. Если вы все сделаете правильно, то из полученных 15 букв у вас образуются 3 слова. Ответьте: к какой части речи относится каждое из них?

(На экране)

  • Поверчу волшебный круг, и меня услышит друг. (Телефон)
  • Этот сказочный герой любил кататься на печи. (Емеля)
  • Это маленькие кони, а зовут их просто… (Пони)
  • Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка)
  • Чем кончается лето? (О)
  • Любимое лакомство мышей? (Сыр)
  • Игра в мячик с ракетками. (Теннис)
  • Пчелиная стая называется…(Рой)
  • Страшная, зубастая морская хищница. (Акула)
  • Пять ступенек –лесенка, на ступеньках – песенка.(Ноты)
  • К нам приехали с бахчи, полосатые мячи. (Арбузы)
  • Сушёный виноград. (Изюм)
  • Так называют дырку и в дереве, и в зубе (Дупло)
  • Быть должны всегда в порядке твои школьные (Тетрадки)
  • Что такое салочки? (Игра)

Теперь угадайте 3 слова. Давайте все вместе угадаем.

ТЕПЛО – может быть и существительным, и наречием;

СТРАНА – существительное;

ИДТИ – глагол.

Листы сдать жюри для проверки. Подсчёт баллов. Музыка.

4 задание: Игра «Нарисуй пословицу»

Необходимо с помощью рисунка показать смысл пословицы. Учитывается, как правильно дети поняли, раскрыли смысл пословицы.

Командам дается конверт. Капитан вытягивает пословицу.

  1. «Одна голова хорошо, а две лучше».
  2. «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь».

Листы сдать жюри. Подсчёт баллов (вопросы для болельщиков).

5 задание: Конкурс капитанов «Пословица мы тебя знаем… ».

Пословица, мы тебя знаем,
Но не такою ты была
Не уж то буква озорная
Вновь чье-то место заняла?

(Исправь ошибки.)

  1. Два сапога – тара.
  2. Ус хорошо, а два лучше.
  3. Первый клин комом.
  4. Сашу маслом не испортишь.

(Чей капитан быстрее исправит ошибки.)

Музыка. Подсчёт баллов.

6 задание : игра: «Составь пословицу»

Каждая команда получает карточки со словами. Нужно собрать пословицы.

(Какая команда быстрее соберёт пословицы.)

Подсчёт баллов. Музыка.

7 задание: Игра: « Найди пары»

Каждая команда получает карточку. В ней записаны слова в два столбика. Команде предлагается к каждому слову первого столбика подобрать слова из второго столбика и записать пары.

Чья команда первая справиться, поднимает руку.

Музыка. Подсчёт баллов.

8 задание: Конкурс «Отгадай слово».

Каждой команде вручается листок с заданием: разгадать шараду, записать слово и разобрать его по составу.

1 команда:

Корень мой из слова СКАЗКА,
Суффикс, что и в слове ИЗВОЗЧИК,
Приставка в слове РАСХОД,
Окончание в слове ДОМ.

(Ответ - РАССКАЗЧИК)

2 команда:

Корень в слове СНЕЖИНКА,
Приставка в слове ПОДЪЕЗЖАЛ,
Суффикс в слове ЛЕСНИК,
Окончание в слове СТОЛ.

(Ответ - ПОДСНЕЖНИК).

Данные очки заносятся на табло.

9 задание: «Крылатые выражения»

Раскрыть смысл выражений, которые называют крылатыми или фразеологизмами. Задание проводится устно по очереди. Капитан вытягивает карточку с выражением

Музыка. Подсчёт баллов.

10. Домашнее задание: Игра « Наборщик»

Из слова АКТИВНОСТЬ нужно было составить около 40 слов (существительные в ед.числе и во мн.числе.)

Команды по очереди зачитывают слова.

Лист отдать жюри. Подведение итогов. Награждение.

Вот и подошло к концу наше занятие. Я рада, что вы смогли проявить свои лучшие качества – сообразительность, быстроту реакции, настойчивость и, конечно же, чувство помощи друг – другу. Если некоторые задания оказались для вас трудными, не расстраивайтесь и не падайте духом. Помните: вы талантливы, умны, каждый из вас – единственная и неповторимая личность. Давайте будем рассматривать все ваши неправильные ответы как повод для анализа их причин и стимул для дальнейшей работы по совершенствованию ваших творческих способностей.

Литература

  1. «5000 игр и головоломок».
  2. В.Волина «Праздник букваря».

Викторины по русскому языку

Интересные вопросы по русскому языку для 1, 2, 3 и 4 класса, в помощь учителю. Все задания с ответами.

Викторина по русскому языку 1 класс

1. Из чего состоит письменная речь?
2. Из чего складываются предложения?
3. Звуки видят или слышат?
4. Что нужно написать, чтобы получилось слово?
5. Замени одну букву в слове «гость», чтобы вышло лакомство для собаки.
6. Перечисли месяцы, названия которых заканчиваются на твердый согласный.
7. Какое количество мягких согласных звуков в слове «лейка»?
8. Какие правила спряталось в словах: «ч.йка», «ш.повник», «ж.раф»?
9. Составь предложение: щ.ку, и рыбак, лещ., поймал. Какие буквы пропущены?
10. Переставь буквы в слове «стук» так, чтобы получилось новое слово?
Ответы:
1. Из предложений. 2. Из слов. 3. Слышат. 4. Буквы. 5. Кость. 6. Март, август. 7. Две 8. «Ча» с буквой «а», «жи»,»ши» с буквой «и». 9. Рыбак поймал щУку и лещА. 10. Куст.

Викторина по русскому языку 2 класс

1. Какая речь, устная или письменная, появилась раньше?

2. Как называется речь одного человека?

3. Некоторые из данных слов нельзя перенести. Найди их: урок, книга, дождь, пою, зайка, орех.

4. Какая буква в русском алфавите стоит на 23 месте?

5. Как правильно расставить слова в алфавитном порядке: черника, малина, смородина, ежевика, крыжовник, голубика.

6. Какие согласные никогда не бывают мягкими?

7. Какие согласные всегда только мягкие?

8. Какое правило нужно знать, чтобы правильно написать слова: «ручка», «точный»?

9. Подбери к словам антонимы: мир, грусть, узкий, злой, бежать, петь.

10. Подбери к словам синонимы: бегемот, школьник, смелый, ледяной, бежать, кушать.

Ответы:

1. Устная. 2. Монолог. 3. Урок, дождь, пою, орех. 4. «Х». 5. Голубика, ежевика, крыжовник, малина, смородина, черника. 6. Ж, ш, ц. 7. Ч, щ, й. 8. «чк», «чн» без «ь». 9. Война, радость, широкий, добрый, стоять, молчать. 10. Гиппопотам, ученик, храбрый, холодный, нестись, есть.

Викторина по русскому языку 3 класс

1. Под какими номерами записаны слова с двумя корнями: 1. парник; 2. корнеплод; 3. земляника; 4. землекоп; 5. теплоход; 6. снеговик; 7. островок, 8. вертолет.
2. Придумай по одному слову с удвоенными согласными: -сс-, -нн-, -мм-, -жж-, -лл-, -бб-, -пп-, -рр-.
3. Какое слово «лишнее»: глагол, прилагательное, приставка, существительное?
4. Образуй от существительного «радость» прилагательное и глагол.
5. Каким будет проверочное слово: скв.речник, скв.рец, скв.рчонок, скв.рцовый?
6. Поставь глухую или звонкую согласную в каждое слово: ро.кий, гла.кий, мя.кий, ре.кий, ле.кий, жи.кий, зы.кий, у.кий, ни.кий, сла.кий.
7. Какие слова из данных пишутся с мягким знаком на конце: вещ., плащ., врач., доч., ноч., товарищ., печ., рож., малыш., молодеж.?
8. Вопрос «что?» принадлежит, каким падежам?
9. Как ведет себя «не» по отношению к глаголам?
10. Измени глагол «шить» по временам.

Ответы:

1. Это: 2, 4, 6, 8. 2. Например, класс, осенний, телеграмма, жужжит, миллион, суббота, грипп, терраса. 3. Приставка. 4. Радостный, радоваться. 5. Скворушка. 6. Б, д, г, д, г, д, б, з, з, д. 7. Вещь, дочь, ночь, печь, рожь, молодежь. 8. И. п., В. п. 9. Пишутся раздельно. 10 . Шил, шью, сошью.

Викторина по русскому языку 4 класс
1. Замени одним словом, чтобы получились сложные существительные: падает снег, выжимать сок, качать воду, сам сваливает, колет лед, морит мух, варить кофе, вертится и летит.

2. Какому падежу принадлежат предлоги: за, над, под, перед, с?

3. Какие гласные пропущены: ув.дать без влаги, ув.дать издалека?

4. Определи часть речи слова «сильный»: Сильный спешит на помощь слабому. У ребенка сильный кашель.

5. Как будут звучать слова, если их поставить в Р. п. множественного числа: носки, блюдца, яблони, ботинки, плечи, помидоры?

6. Поставь нужные окончания: лечебн.. шампунь; красив.. тюль; желт.. эмаль, асфальтированн.. шоссе.

О.Ю. ШКАТОВА,
школа № 3, г. Борисоглебск

Игровые задания на уроках русского языка

Давно известно, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз. Использование игровых моментов на уроках русского языка и литературы пробуждает интерес к предмету, делает его увлекательным, любимым и нужным. Чем интереснее ребенку, тем прочнее его знания.
Готовить и проводить нестандартные уроки – дело хлопотное, но такая форма заслуживает внимания, если учитель творчески подходит к своему делу.

ФОНЕТИКА

Задание 1 . Какие звуки важнее – гласные или согласные – для понимания речи? Сделайте вывод. Попробуйте прочитать данные слова .

к-р-нд-ш
з-мл-
ж-в-тн-
-п-ст-л-сь

О-о-а (корова)
-о-а- (школа)
-о-у-а (подруга)
-о-и-а (столица)

Задание 2 . Подберите парные слова, отличающиеся только глухостью/звонкостью одного из двух согласных. Кто быстрее?

1-й вариант

кора, сиять, жить, дом, жаль, пас, роса, пар, бухнуть, дочка.

2-й вариант

коза, колос, шалость, кол, твоих, пить, злой, удочка, башня, гость.

Задание 3. Подберите слова, отличающиеся только мягкостью/твердостью согласных. Учитель называет твердый вариант, а учащиеся – мягкий.

Мал – ... , нос – ..., ток – ..., лук – ..., мыл – ..., лыс – ..., воз – ..., был – ..., выл – ..., пыл – ..., угол – ... .

Задание 4 . Распределите слова в три колонки так :

1. букв > звуков;
2. букв < звуков;
3. букв = звукам.

Юла, шитье, уголь, ее, соловьи, линия, подъезд, оттаял, рассказ, пень, мост, семья.

Задание 5 . Из названий каких букв можно приготовить пищу?

к ка;
ш – ша.

Названия каких двух букв составляют целую эпоху?

р – эр и а .

Задание 6. Фонетическая эстафета .

Каждый ребенок получает карточку с заданием. На доске таблица с номерами карточек. Каждый, решив свою задачу, вносит номер правильного ответа в нужную графу. Выигрывает тот ряд, который первым заканчивает работу и не имеет ошибок.

Задание 7 . Соберите букет .

1-й вариант

Соберите в букет цветы, в названии которых встречаются только твердые звуки.

2-й вариант

Соберите в букет цветы, в названии которых есть хотя бы один мягкий звук.

Цикорий, роза, ромашка, сирень, ландыш, астра, нарцисс, настурция, шиповник, колокольчик, жимолость, лютик.


ФРАЗЕОЛОГИЯ

Кроссворды

Знаете ли вы пословицы?

1. Слово – ..., а молчание – золото (серебро) .
2. Авось да как-нибудь до добра не... (доведут) .
3. Доброе... и кошке приятно (слово) .
4. Делу..., потехе час (время) .
5. Где тонко, там и... (рвется) .
6. Копейка... бережет (рубль) .
7. Один с сошкой, а... с ложкой (семеро) .

Кроссворд к уроку по рассказу Виктора Астафьева «Васюткино озеро»

1. «Нету нам нынче фарту», – ворчал Васюткин дедушка... (Афанасий).
2. Далеко ушли рыбаки в низовья... и наконец остановились (Енисея) .
3. «..., наша кормилица, хлипких не любит!» – вспоминались ему слова отца и деда (тайга).
4. «Васютка узнал по голосу и смешному украинскому выговору старшину бота... («Игарец») .
5. Фамилия автора рассказа (Астафьев) .
6. Он тут же увидел поднимающуюся с земли большую черную птицу – ... (глухаря) .
7. Заночевать решил Васютка на берегу... (озера) .
8. Васютка поднял голову. На самой вершине старой взлохмаченной ели увидел... (кедровку) .

Игра «Лото»

Такие игры можно использовать на заключительных уроках по темам: «Синонимы», «Антонимы», «Фразеологизмы», «Иноязычные слова», «Односоставные предложения». Каждая пара учеников получает одну карточку, которую они заполняют жетонами. Каждый ребенок, прослушивая предложенные варианты, автоматически запоминает огромное число синонимов, антонимов, фразеологизмов, которые откладываются в уголках памяти, чтобы в нужный момент прийти на помощь.

ОРФОГРАФИЯ

Уроки-путешествия, уроки-сказки

Задание 1 . Класс отправляется в путешествие . Учитель ведет интересный рассказ, включая в повествование задания .

На нашем пути – топкое болото, кое-где видны слова-кочки, но не на все можно наступать. Слова, в которых пишется ь , – ловушки. Нужно выписать только слова-кочки без ь . Если вы допустите ошибку, утонете. Будьте внимательны.

Ералаш_, горяч_, наотмаш_, испеч_, мелоч_, острич_ся, навзнич_, любуеш_ся, тягуч_, пахуч_, ландыш_, вскач_, устроиш_ся, шалаш_.

Впереди – дремучий лес, кишащий дикими зверями и змеями. Если вы правильно вставите удвоенные согласные, то мы преодолеем это препятствие.

Ка(с,сс)ета, ба(л,лл)анс, ми(с,сс)ия, га(л,лл)ерея, па(с,сс)ивный, па(с,сс)ажир, э(ф,фф)ект, иди(л,лл)ия, ба(с,сс)ейн, а(п,пп)етит, а(п,пп)атия, те(р,рр)итория, те(р,рр)а(с,сс)а, ко(р,рр)еспондент, ка(р,рр)икатура.

Задание 2

Мы у лабиринта, но откроет путь тот, кто соберет все кольца, растерянные здесь принцессой.

Выпишите слова с пропущенной буквой о .

Розовощ_кий, ч_ткий, изреч_нный, маж_рный, ш_в, ш_лк, ухаж_р, сгущ_нка, холщ_вый, деш_вый, дириж_р, ож_г руки, ещ_, обж_ра, плеч_, горяч_, крыж_вник.

Задание 3 . Лабиринт пройдет тот, кто правильно заполнит таблицу .

Где а ?
1. Р_стов
2. водор_сли
3. р_сток
4. возр_ст

Где е ?
1. сж_гать
2. вт_реть
3. заб_рать
4. сд_рать

Где о ?
1. з_ря
2. оз_рять
3. з_рница
4. з_ревать

Где и ?
1. зап_реть
2. ст_реть
3. ум_рать
4. бл_стеть

Где о ?
1. попл_вок
2. выпл_вка
3. пл_вец
4. спл_вной

Часто провожу подобные блицопросы, чтобы выявить степень усвоения материала. Такая работа выполняется и проверяется в течение 5–7 минут, и учитель видит, какая из орфограмм плохо усвоена и требует дополнительной работы.

Игра в мяч

Во время работы над такими темами, как «Склонение существительных», «Спряжение глаголов», «Разряды прилагательных, местоимений», использую на уроке мяч. Бросаю кому-то из класса мяч и называю глагол, ученик ловит мяч и называет спряжение или вид этого глагола. Такая игра активизирует весь класс, пробуждает интерес, заставляет встрепенуться даже тех, кто привык отсиживаться за спинами товарищей, потому что дети не знают, к кому полетит мяч и какой глагол произнесет учитель.

Задание 4 . Третий лишний .

Найдите слово, не соответствующее определенному правилу, части речи, смыслу, форме и т.д.

Лимонный, карманный, соломенный;
горяч, могуч, плач;
мокрый, влажный, сухой;
отрежь, наотмашь, спрячь.

Словарные эстафеты

Проводятся только после неоднократной работы над словарными словами. Это своего рода словарный диктант. Дети записывают трудные слова в свою рабочую тетрадь. Кроме того, каждый ребенок по три слова пишет на общую карточку, передавая ее по ряду. Дети стараются не делать ошибок, чтобы не подводить своих товарищей, т.к. оценка за карточку ставится всему ряду.

ЛЕКСИКА

Задание 1 . Конкурс шифровальщиков, или Конкурс реставраторов.

Составьте словосочетания с предложенными словами, чтобы смысл слов стал понятен.

Ка мпания... – ко мпания,
абонент – абонемент,
завеша нный – завеше нный,
засланный – застланный.

Задание 2 . Восстановите страницу Толкового словаря. Правильно выпишите термины, опираясь на объяснительную статью.

1. ... – стальной каркас железобетонных сооружений (арматура) .
2. ... показывает, что железнодорожный путь свободен (семафор) .
3. ... – внутренний телефон учреждения (коммутатор) .

Задание 3 . Определите значение данных слов. В случае затруднения можно обратиться к справочному материалу, который находится на дополнительной доске.

Аргумент –
атрибут –
абсолютный –
актуальный –
гипотеза –

Справка : довод, доказательство; признак, принадлежность, научное предположение; важный для данного момента; безусловный, ни от чего не зависящий.

Зачеты в форме игры

Конкурс грамотеев

Ребята делятся на команды по 5 человек. В игре участвуют одновременно две команды, которые должны ответить на 10 вопросов. На обдумывание ответа дается 1 минута. Если команды не справляются с заданием, то отвечают зрители и получают поощрительный жетон. Такие зачеты проводятся после завершения работы над какой-то большой темой: «Имя существительное», «Деепричастие», «Глагол», «Имя числительное», «Местоимение» и т.д.

Аукционы

Дети очень любят такие игры, потому что правильный ответ подкрепляется и призом. Его получает последний, давший правильный ответ.

1. Назовите все морфологические признаки слова морковь .
2. Назовите слова, начинающиеся со слога бу .
3. Назовите все разряды местоимений .

Любопытный

Класс должен ответить на вопросы, предложенные учителем, но все ответы должны начинаться на определенную, оговоренную заранее букву, например, ц .

– Где был?
– В чем перевозят бензин?
– Что выписал из книги?
– Какой струнный инструмент знаете?
– Какое блюдо любите?

Занимательные игры

Выпусти пар

Придумайте 5 слов, начинающихся со слога пар .

пар - - -
пар - - -
пар - - -
пар - - -
пар - - -

(Парник, партер, пароль, партия, парень.)

Задания для интеллектуального марафона

по русскому языку во 2 классе

1. Переставьте буквы так, чтобы получились названия учебных принадлежностей. Уникчеб, традеть, зинрека, каруч, нейлика, фельторп._____________________________________________________________________________
2. Расставьте знаки ударения в каждом слове. Косит косец, а зайчишка косит. Трусит трусишка, а ослик трусит.
3. Отгадайте загадки. Ответы запишите парой слов. Я травянистое растение С цветком сиреневого цвета, Но переставьте ударение, И превращусь в конфету я.________________________________________ Я сборник карт; от ударения Зависят два моих значения: Захочешь – превращусь в название Блестящей, шелковистой ткани.________________________________________

4. Найдите общее начало для частей слов, которые находятся справа, и впишите его: …ход …вар …ловник …дарок …дкова
5. Разгадайте шараду: Из трёх букв я состою, В новый год квартиры украшаю, А добавить букву «М» - Плавать кораблям мешаю. ______________________________________________________
6. Закончите фразу: Хитрый как __________________ . Трусливый как _______________ . Колючий как _________________ . Верный как __________________ . Упрямый как _________________ .
7. Расставьте предложения по порядку: Прыгнет с обрыва, остановится и зовёт сына. Мать кормила его молоком и учила бегать по горам. Малыш дрожит от страха, но прыгает. Родился козлёнок в долине горной реки. Мать лижет ему шёрстку.8. Замените каждую фразу одним словом и запишите его: Держать язык за зубами – ________________________ . Хоть глаз выколи – ________________________ . Как снег на голову – _____________________ . Возносить до небес – ______________________ . Кожа да кости – _______________________. Стреляный воробей – _____________________ .
9. В пословицах и поговорках допущены ошибки. Исправьте их и запишите верно. В гостях хорошо, а дома – хуже. ________________________________________________________________________ Ус хорошо, а два – лучше. ________________________________________________________________________ В темноте, да не в обиде. ________________________________________________________________________ Дыма без коня не бывает. ________________________________________________________________________ Утопающий за палку хватается. ________________________________________________________________________
10. Слово в скобках первых строчек образовано из двух рядом стоящих слов. Найдите закономерность и впишите составленное по этому принципу слово в скобки вторых строчек. Конь (пень) пена Луна (______________) вера
Котёл (тёлка) карп Сокол (________________) оспа
Кость (костёр) тёрка Масло (______________) термос
Баран (барабан) жбан Карась (_________________) диван
11. Помогите вернуть на своё место каждую строку, обозначив её соответствующим номером: (___) Льётся дождь колючий (___) Ветер, ветер, ветер (___) Взрослые и дети (___) По небу летят (___) В почерневший сад (___) Тучи, тучи, тучи (___) Мокрый листопад (___) Грустные сидят

Ответы на задания для интеллектуального марафона

по русскому языку

2 класс

1. Переставьте буквы так, чтобы получились названия учебных принадлежностей. Учебник, тетрадь, резинка, ручка, линейка, портфель.
2. Расставьте знаки ударения в каждом слове. Ко сит косе ц, а зайчи шка коси т. Тру сит труси шка, а о слик труси т.
3. Отгадайте загадки. Ответы запишите парой слов. Я травянистое растение С цветком сиреневого цвета, Но переставьте ударение, И превращусь в конфету я. Ирис – ирис Я сборник карт; от ударения Зависят два моих значения: Захочешь – превращусь в название Блестящей, шелковистой ткани. Атлас – атлас

4. Найдите общее начало для частей слов, которые находятся справа, и впишите его: по ход по вар по ловник по дарок по дкова
5. Разгадайте шараду: Ель – мель
6. Закончите фразу: Хитрый как лиса . Трусливый как заяц . Колючий как еж . Верный как собака . Упрямый как осёл .
7. Расставьте предложения по порядку: 3 Прыгнет с обрыва, остановится и зовёт сына. 2 Мать кормила его молоком и учила бегать по горам. 4 Малыш дрожит от страха, но прыгает. 1 Родился козлёнок в долине горной реки. 5 Мать лижет ему шёрстку.
8. Замените каждую фразу одним словом и запишите его: Держать язык за зубами – молчать . Хоть глаз выколи – темно . Как снег на голову – неожиданно . Возносить до небес – хвалить . Кожа да кости – худой . Стреляный воробей – опытный .
9. В пословицах и поговорках допущены ошибки. Исправьте их и запишите верно. В гостях хорошо, а дома – хуже. В гостях хорошо, а дома – лучше.
Ус хорошо, а два – лучше. Ум хорошо, а два – лучше.
В темноте, да не в обиде. В тесноте, да не в обиде.
Дыма без коня не бывает. Дыма без огня не бывает.
Утопающий за палку хватается. Утопающий за соломинку хватается.
10. Слово в скобках первых строчек образовано из двух рядом стоящих слов. Найдите закономерность и впишите составленное по этому принципу слово в скобки вторых строчек. Конь (пень) пена Луна (вена ) вера
Котёл (тёлка) карп Сокол (колос ) оспа
Кость (костёр) тёрка Масло (мастер ) термос
Баран (барабан) жбан Карась (караван ) диван
11. Помогите вернуть на своё место каждую строку, обозначив её соответствующим номером: (5 ) Льётся дождь колючий (1 ) Ветер, ветер, ветер (3 ) Взрослые и дети (8 ) По небу летят (6 ) В почерневший сад (7 ) Тучи, тучи, тучи (2 ) Мокрый листопад (4 ) Грустные сидят ЛИСТОПАД (Вадим Левин)Ветер, ветер, ветер, Льётся дождь колючийМокрый листопад. В почерневший сад.Взрослые и дети Тучи, тучи, тучиГрустные сидят. По небу летят.