Болезни Военный билет Призыв

Владимир Петрович Зинченко: биография

(10.08.1931 г., Харьков - 06.02.2014 г., Москва), психолог, философ, академик РАО , доктор психологических наук, профессор. Окончил философский факультет МГУ по специальности "психология" (1953). С 1951 — учитель психологии и логики в средней школе. В 1954—1961 — аспирант и научный сотрудник Психологического института АПН. Докторская диссертация — "Восприятие и действие" (1966). С 1969 — профессор. В 1959 начал работать в оборонной промышленности над проблемами инженерной психологии. В 1970 создал кафедру психологии труда и инженерной психологии в МГУ, которой руководил до 1982. Кафедра восстановила подготовку специалистов по психологии труда, прекратившуюся в стране в 30-е гг, и начала подготовку специалистов по инженерной психологии. В 1969—1984 Зинченко руководил Отделом эргономики ВНИИ Технической эстетики, где были развернуты эргономические (теоретико-методологические и экспериментальные) исследования, а также исследования процессов порождения зрительных образов, умственного вращения и визуального мышления. Под ред. Зинченко В. П. (и В. М. Мунипова) с 1970 по 1984 было выпущено около 40 сборников по эргономике и психологии. В 1979 был издан написанный ими же первый в стране учебник "Основы эргономики". В 1984 Зинченко В. П. создал кафедру эргономики в Московском институте радиотехники, электроники и автоматики; там же (1986—1988) руководил кафедрой философии. В 1989—1991 Зинченко В. П. был заместителем председателя Центра наук о человеке. Зинченко В. П. — член-корреспондент АПН СССР (1974), академик РАО (1992), в 1992—1997 — академик-секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии РАО; почетный член Американской академии искусств и наук (1988). Как вспоминает Зинченко В. П., его интерес к философии зародился в общении с друзьями-философами — тогда еще студентами и аспирантами: М. К. Мамардашвили, Г. П. Щедровицким , Э. В. Ильенковым , А. А. Зиновьевым, A. M. Пятигорским, Б. А. Грушиным, В. Н. Садовским, Ф. Т. Михайловым, В. А. Лекторским и др. (Зинченко В. П. отмечает большое влияние, оказанное на него Э. Г. Юдиным). С некоторыми из них Зинченко В. П. опубликовал совместные работы по философии проблемам психологии. Собственные теоретико-методологические исследования Зинченко связаны с дальнейшей разработкой и оценкой культурно-психологической теории развития психики и сознания Л. С. Выготского ; психологической теорией деятельности А. Н. Леонтьева , А. Р. Лурии , С. Л. Рубинштейна; с состоянием и перспективами развития отечественной психологии и др. Ряд работ Зинченко посвящен проблемам культуры и техники, культуры в науке. Зинченко В. П. руководил комплексными научными программами "Геном культурного и духовного развития" и "Координаты поступка". При большом разнообразии интересов и тем публикаций Зинченко в его исследованиях имеются две главные доминанты. Первая — формирование образа мира и построение образа действий в мире; вторая — проблема развития, понимаемого как формирование динамических функциональных органов-новообразований (А. А. Ухтомский), или артефактов, форм превращенных, амплификаторов человеческой жизни (М. К. Мамардашвили). Процессы развития психики трактуются Зинченко как взаимное обогащение и обращение внешних и внутренних форм, своего рода хронотопия сознательной и бессознательной жизни. В. П. Зинченко — автор около 400 научных публикаций, свыше 100 его работ изданы за рубежом, в том числе 12 монографий на английском, немецком, испанском, японском и других языках.

Окончил отделение психологии МГУ (1953). Кандидат психологических наук (1957). Доктор психологических наук (1967), профессор (1968), академик Российской Академии Образования (1992), вице-президент Общества психологов СССР (1968-1983), заместитель председателя Центра наук о человеке при президиуме АН СССР (с 1989), почетный член Американской академии искусств и наук (1989). Профессор Самарского государственного педагогического университета. Член редколлегии научного журнала «Вопросы психологии».

Педагогическая работа в МГУ (1960-1982). Организатор и первый заведующий кафедрой психологии труда и инженерной психологии (с 1970 г.). Заведующий отделом эргономики ВНИИ технической эстетики ГКНТ СССР (1969-1984). Заведующий кафедрой эргономики Московского института радиотехники, электроники и автоматики (с 1984 г.), профессор Самарского Государственного педагогического университета. Под его руководством защищено 50 кандидатских диссертаций. Многие его ученики стали докторами наук.

Область научных исследований - теория, история и методология психологии, психология развития, детская психология, экспериментальная когнитивная психология, инженерная психология и эргономика.

Научная деятельность

Экспериментально исследовал процессы формирования зрительного образа, опознания и идентификации элементов образа и информационную подготовку решений. Представил вариант функциональной модели зрительной кратковременной памяти, модель механизмов визуального мышления, как компонента творческой деятельности. Разработал функциональную модель структуры предметного действия человека. Развил учение о сознании как функциональном органе индивида. Его труды внесли существенный вклад в дело гуманизации сферы труда, особенно в области информационных компьютерных технологий, а также в гуманизацию системы образования.

Основные научные труды

  • Функциональная структура действия. М.: МГУ, 1982 (соавт. Н. Д. Гордеева)
  • Психометрика утомления. М.: МГУ, 1977 (соавт. А. Б. Леонова, Ю. К. Стрелков),
  • Посох Осипа Мандельштама и Трубка Мамардашвили. К началам органической психологии. М., 1997.
  • Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. (ред.) (2003). Большой психологический словарь (idem )
  • Формирование зрительного образа. М.: МГУ, 1969 (в соавт.).
  • Психология восприятия. М.: МГУ, 1973 (в соавт.),
  • Проблема объективного метода в психологии// Вопросы философии, 1977. № 7 (соавт. М. К. Мамардашвили).
  • Живое знание. Психологическая педагогика. Самара. 1997.
  • Основы эргономики. М.: МГУ, 1979 (соавт. В. М. Мунипов).
  • Эргономика. Человекоориентированное проектирование техники, программного обеспечения и среды. Учебник для вузов. М., 1998 (соавт. В. М. Мунипов).
  • Функциональная структура зрительной памяти. М., 1980 (в соавт.).

Работы по истории психологии

  • Зинченко В. П. Психология на качелях между душой и телом // Знание. Понимание. Умение . - 2005. - № 3. - С. 151-169.
  • Зинченко, В. П. (1995).Становление психолога (К 90-летию содня рождения А. В. Запорожца), Вопросы психологии, 1995, № 5
  • Зинченко В. П. (2000). Алексей Алексеевич Ухтомский и психология (К 125-летию со дня рождения Ухтомского) (idem ). Вопросы психологии, 2000, № 4, 79-97
  • Зинченко В. П. (1997). Участность в бытии (К 95-летию со дня рождения А. Р. Лурия). Вопросы психологии, 1997, № 5, 72-78.
  • Зинченко, В. П. (1993). Культурно-историческая психология: опыт амплификации. Вопросы психологии, 1993, № 4.
  • Зинченко, В. П. (2006). Александр Владимирович Запорожец: жизнь и творчество (от сенсорного действия к эмоциональному) // Культурно-историческая психология, 2006(1): скачать doc /zip
  • Зинченко В. П. Слово о С. Л. Рубинштейне (К 110-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна), Вопросы психологии, 1999, № 5
  • Зинченко В. П. (2002). «Да, очень противоречивая фигура…». Интервью с В. П. Зинченко 19 ноября 2002 года.
  • Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М., 1994 (соавт. Е. Б. Моргунов).
  • Зинченко В. П. (1993).

Зинченко Владимир Петрович (10 августа 1931, Харьков — 6 февраля 2014, Москва) - российский психолог, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, руководитель Центра комплексных исследований развития человека Института общего среднего образования РАО.

Родился семье психологов. В 1948 году поступил в МГУ на отделение психологии. После окончания университета (1953) занимался изучением развития восприятия у детей. 1957 г. - кандидат психологии; 1966 г. - доктор; 1969 г. - профессор.

В.П. Зинченко создал лабораторию инженерной психологии в НИИ Автоматической Аппаратуры (1961), кафедру психологии труда и инженерной психологии в МГУ (1970), кафедру эргономики Московского института радиотехники, электроники и автоматики (1984). Многие годы руководил отделом эргономики ВНИИ Технической эстетики, был директором - организатором Института человека РАН.

Под руководством В.П. Зинченко защищено 50 кандидатских диссертаций. Многие его ученики стали докторами наук.

Владимир Петрович - Зинченко - автор около 400 опубликованных научных работ, в том числе многих книг, посвященных проблемам детской психологии, психологии восприятия, памяти, деятельности и действия, мышления, теории и методологии психологии, инженерной психологии и эргономики, образования, истории российской психологии. Более 100 работ изданы на английском, немецком, испанском, японском и многих других языках.

Зинченко Владимир Петрович является действительным членом РАО (Российская Академия Образования), заведующим кафедрой эргономики МИРЭА, профессором Самарского государственного педагогического университета, почетным членом Американской академии искусств и наук.

Область научных исследований - теория, история и методология психологии, психология развития, детская психология, экспериментальная когнитивная психология, инженерная психология и эргономика.

Книги (9)

В учебнике предпринята попытка восстановления психологии в роли и функции неотъемлемой части культуры и цивилизации, придания ей статуса профессии, а не узкой специальности, которой она стала в советское время.

Учебник представляет собой опыт, направленный на расширение профессионального сознания психологов. Поэтому его центром стали культурно-историческая психология и психологическая теория деятельности, обогащенные традициями Серебряного века российской культуры.

Научная сфера:

Зи́нченко, Влади́мир Петро́вич (родился 10 августа , Харьков) - российский психолог . Один из создателей инженерной психологии в России. Представитель семейной династии известных психологов (отец - Пётр Иванович Зинченко , сестра - Татьяна Петровна Зинченко). Активно развивает идеи культурно-исторической психологии .

Биография

Окончил отделение психологии МГУ (). Кандидат психологических наук (). Доктор психологических наук (), профессор (), академик Российской Академии Образования (), вице-президент Общества психологов СССР (1968-1983), заместитель председателя Центра наук о человеке при президиуме АН СССР (с ), почетный член Американской академии искусств и наук (). Профессор Самарского государственного педагогического университета. Член редколлегии научного журнала «Вопросы психологии ».

Педагогическая работа в МГУ (1960-1982). Организатор и первый заведующий кафедрой психологии труда и инженерной психологии (с г.). Заведующий отделом эргономики ВНИИ технической эстетики ГКНТ СССР (1969-1984). Заведующий кафедрой эргономики Московского института радиотехники, электроники и автоматики (с г.), профессор Самарского Государственного педагогического университета. Под его руководством защищено 50 кандидатских диссертаций. Многие его ученики стали докторами наук.

Область научных исследований - теория, история и методология психологии, психология развития , детская психология, экспериментальная когнитивная психология , инженерная психология и эргономика .

Научная деятельность

Экспериментально исследовал процессы формирования зрительного образа, опознания и идентификации элементов образа и информационную подготовку решений. Представил вариант функциональной модели зрительной кратковременной памяти, модель механизмов визуального мышления, как компонента творческой деятельности. Разработал функциональную модель структуры предметного действия человека. Развил учение о сознании как функциональном органе индивида. Его труды внесли существенный вклад в дело гуманизации сферы труда, особенно в области информационных компьютерных технологий, а также в гуманизацию системы образования.

Основные научные труды

  • Возможны ли целостные представления о мышлении?
  • Формирование зрительного образа. М.: МГУ, 1969 (в соавт.).
  • Психология восприятия. М.: МГУ, 1973 (в соавт.),
  • Психометрика утомления. М.: МГУ, 1977 (соавт. А. Б. Леонова, Ю. К. Стрелков),
  • Проблема объективного метода в психологии // Вопросы философии , 1977. № 7 (соавт. М. К. Мамардашвили).
  • Основы эргономики. М.: МГУ, 1979 (соавт. В. М. Мунипов).
  • Функциональная структура зрительной памяти. М., 1980 (в соавт.).
  • Функциональная структура действия. М.: МГУ, 1982 (соавт. Н. Д. Гордеева)
  • Живое знание. Психологическая педагогика. Самара. 1997.
  • Посох Осипа Мандельштама и Трубка Мамардашвили. К началам органической психологии . М., 1997.
  • Эргономика. Человекоориентированное проектирование техники, программного обеспечения и среды. Учебник для вузов. М., 1998 (соавт. В. М. Мунипов).
  • Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. (ред.) (2003). Большой психологический словарь (idem )

Мемуары и воспоминания

  • Зинченко, В. П. (1993). Культурно-историческая психология: опыт амплификации . Вопросы психологии, 1993, № 4.
  • Человек развивающийся. Очерки российской психологии . М., 1994 (соавт. Е. Б. Моргунов).
  • Зинченко, В. П. (1995).Становление психолога (К 90-летию содня рождения А. В. Запорожца), Вопросы психологии, 1995, № 5
  • Зинченко, В. П. (2006). Александр Владимирович Запорожец: жизнь и творчество (от сенсорного действия к эмоциональному) // Культурно-историческая психология, 2006(1): скачать doc /zip
  • Зинченко В. П. (1993). Пётр Яковлевич Гальперин (1902-1988). Слово об Учителе , Вопросы психологии, 1993, № 1.
  • Зинченко В. П. (1997). Участность в бытии (К 95-летию со дня рождения А. Р. Лурия). Вопросы психологии, 1997, № 5, 72-78.
  • Зинченко В. П. Слово о С. Л. Рубинштейне (К 110-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна), Вопросы психологии, 1999, № 5
  • Зинченко В. П. (2000). Алексей Алексеевич Ухтомский и психология (К 125-летию со дня рождения Ухтомского) (idem ). Вопросы психологии, 2000, № 4, 79-97
  • Зинченко В. П. (2002). «Да, очень противоречивая фигура… ». Интервью с В. П. Зинченко 19 ноября 2002 года.
  • Зинченко В. П. Психология на качелях между душой и телом // Знание. Понимание. Умение . - 2005. - № 3. - С. 151-169.

Зинченко посвящена песня барда Ольги Чикиной «Академик Зинченко» .

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Учёные по алфавиту
  • Родившиеся 10 августа
  • Родившиеся в 1931 году
  • Родившиеся в Харькове
  • Выпускники факультета психологии МГУ
  • Психологи России
  • Психологи СССР
  • Психологи по алфавиту
  • Ординарные профессора ВШЭ

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Зинченко, Владимир Петрович" в других словарях:

    ЗИНЧЕНКО Владимир Петрович - (р. 10.8.1931, Харьков), психолог, акад. РАО (1992), д р психол. наук (1967), проф. (1968). Сын П. И. Зинченко. Окончил отделение психологии филос. ф та МГУ (1953). На пед. работе с 1951, в 1960 82 работал в МГУ (с 1971 зав. кафедрой инж.… … Российская педагогическая энциклопедия

    - (р. 10.08.1931) психолог, философ. Род. в Харькове. Окончил филос. ф т МГУ по спец. "психология" (1953). С 1951 учитель психол. и логики в средней школе. В 1954 1961 асп. и н. с. Психол. ин та АПН. Докт. дисс. "Восприятие и… … Большая биографическая энциклопедия

    Зинченко, Владимир Петрович - (р. 1931) д р психологических наук (1967), профессор (1969), действительный член РАО (1992; Отделение психологии и возрастной физиологии), руководитель Центра Института общего среднего образования РАО. (Бим Бад Б.М. Педагогический… … Педагогический терминологический словарь

    Зинченко, Владимир Петрович - (1931 г.р.) Российский психолог, доктор психологических наук (1966), профессор (1968), академик РАО (1992). Окончил отделение психологии философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова (1953). С1960 по 1982 г. преподавал в МГУ, организатор и … Кто есть кто в российской психологии

    - (2006) Дата рождения: 10 августа 1931 Место рождения: Харьков Научная сфера: российский психолог Зинченко, Владимир Петрович (родился 10 августа 1931, Харь … Википедия

    Владимир Петрович Зинченко Владимир Петрович Зинченко (2006) Дата рождения: 10 августа 1931 Место рождения: Харьков Научная сфера: российский психолог Зинченко, Владимир Петрович (родился 10 августа 1931, Харь … Википедия

    Владимир Маренков Дата рождения: 12 декабря 1926(1926 12 12) Место рождения: Москва Дата смерти: 25 апреля … Википедия

Зинченко Владимир Петрович - выдающийся российский психолог, один из создателей инженерной психологии и эргономики в России.

Родился 10 августа 1931 в Харькове. Представитель семейной династии психологов (отец - Пётр Иванович Зинченко, сестра - Татьяна Петровна Зинченко, сын - Александр Владимирович Зинченко).

Окончил отделение психологии философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова (1953). Кандидат психологических наук (1957), тема диссертации «Некоторые особенности движений руки и глаза и их роль в формировании двигательных навыков» (научный руководитель проф. ). Доктор психологических наук (1966), тема диссертации: «Восприятие и действие». Профессор (1969). Академик Российской Академии Образования (1992). Академик-секретарь отделения психологии и возрастной физиологии РАО (1991-1998). Почетный член Американской академии искусств и наук (1989). Почётный доктор Тартуского университета (2011). Главный редактор международного научного журнала «Культурно-историческая психология»; член редколлегии научных журналов «Вопросы психологии», «Вопросы философии», «Человек».

Создал факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова и был её заведующим (1970-1982). Организовал и возглавлял лабораторию инженерной психологии в НИИ Автоматической аппаратуры (1961-1969). Заведовал отделом эргономики ВНИИ технической эстетики ГКНТ СССР (1969-1984). Создал кафедру эргономики Московского института радиотехники, электроники и автоматики (1984 - 2001). Создал и возглавлял кафедру психологии в Государственном Университете природы, общества и человека «Дубна» (1998-2013). Ординарный профессор факультета психологии ГУ ВШЭ (2004-2014). Под руководством В.П. Зинченко защищено более 50 кандидатских диссертаций. Многие его ученики стали докторами наук.

Области научных интересов

Общая психология; теория и методология психологии; психическое и духовное развитие человека; психологическая педагогика и развивающее обучение; культурно-историческая психология; психология сознания; возрастная психология; экспериментальная психология; когнитивная психология; инженерная психология и эргономика.

Научная деятельность

В.П.Зинченко исследовал онтогенез восприятия и разработал совместно с А.В.Запорожцем концепцию перцептивных действий, на основании которой был проведен цикл экспериментальных исследований зрелых форм перцепции, формирования зрительного образа, роли моторных компонентов в восприятии, восприятия как перцептивной деятельности. Дальнейшие исследования движений и действий нашли отражение в разработанной им модели предметного действия. Исследования в области когнитивной и инженерной психологии включали работы по зрительной кратковременной памяти, визуальному и творческому мышлению. Его труды способствовали созданию гуманистически ориентированной психологии и эргономики. В последние годы В.П.Зинченко активно развивал идеи культурно-исторической психологии, сформулировал положение о сознании как функциональном органе индивида, разрабатывал проблемы психологии доверия и психологии понимания, духовного развития, развивающего образования, психологической педагогики, поэтической антропологии и органической психологии, сознания и творчества.

Педагогическая деятельность

В.П.Зинченко вел большую педагогическую работу, читал в ряде высших учебных заведений курсы лекций по общей психологии, инженерной психологии и эргономике, методологии психологии.

Публикации

  • Формирование зрительного образа. М.: МГУ, 1969 (соавт. Н.Ю. Вергилес).
  • Психология восприятия. М.: МГУ, 1973 (соавт. Б.М. Величковский, А.Р. Лурия).
  • Психометрика утомления. М.: МГУ, 1977 (соавт. А. Б. Леонова, Ю. К. Стрелков).
  • Проблема объективного метода в психологии // Вопросы философии, 1977, № 7 (соавт. М.К. Мамардашвили).
  • Основы эргономики. М.: МГУ, 1979 (соавт. В. М. Мунипов).
  • Функциональная структура зрительной памяти. М.: МГУ, 1980 (соавт. Б.М. Величковский, Г.Г. Вучетич).
  • Функциональная структура действия. М.: МГУ, 1982 (соавт. Н. Д. Гордеева).
  • Живое знание. Психологическая педагогика. Самара: СПГУ, 1998.
  • Посох Мандельштама и трубка Мамардашвили. К началам органической психологии. М.: Новая школа, 1997.
  • Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды. Учебник. М.: Логос, 2001 (соавт. В. М. Мунипов).
  • Большой психологический словарь (ред.). СПб.: Прайм ЕВРОЗНАК, 2003, 2008 (соред. Б.Г. Мещеряков).
  • Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1995 (соавт. Е.Б. Моргунов).
  • Мысль и слово Густава Шпета (возвращение из изгнания). М.: РОУ, 2000.
  • Сознание и творческий акт. М.: Языки славянских культур, 2010.
  • Мои учителя и заслуженные собеседники // Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию В.П. Зинченко. Раздел III. М.: РОССПЭН, 2011.