Болезни Военный билет Призыв

Вечера, посвященного духовной поэзии. Московская сретенская духовная семинария

Карпенко Екатерина Юрьевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "Основная общеобразовательная Песчанская школа"
Населённый пункт: с. Песчанка
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: сценарий конкурса чтецов "Духовная поэзия"
Дата публикации: 16.03.2016
Раздел: среднее образование

Сценарий конкурса чтецов «Духовная поэзия»

Ведущий 1.
Много слов на Земле. Есть дневные слова – В них весеннего неба сквозит синева. Есть слова – словно розы, слова – словно суд. С ними в плен не сдаются и в плен не берут. Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой понести.
Ведущий 2.
Словом можно предать, и продать, и купить Слово можно в разящий свинец перелить, Но слова всем словам в языке у нас есть Милосердье, Любовь, Сострадание, Честь. Пусть разменной монетой не служат они, - Золотым эталоном их в сердце храни!
Ведущий 1.
Трудно представить нашу жизнь без поэзии... Мысль, вооруженная рифмой, становится острее и ярче. Она попадает прямо в цель - наше сердце и пробуждает душу. Поэзия делает нашу жизнь богаче, придавая обычным словам особую магию. Сила слова обладает особой энергией, увлекающей за собой и подчиняющей себе наше воображение.
Ведущий 2.
По традиции мы сегодня снова собрались вместе в этом прекрасном зале. И снова будем говорить стихами о самом главном в жизни каждого человека: о любви, вере, сострадании, милосердии, о том, что можно назвать одним словом, - о духовности.
Ведущий 1.
Стихи, пронизанные духом христианской любви, не дадут утонуть, скорее от них «вырастут крылья». Божественные дары духовной поэзии действенны и спасительны.
Ведущий 2.
Очень хочется верить, что сегодняшняя встреча поможет каждому из нас пополнить свой нравственный запас, ещё раз задуматься над вечными ценностями жизни.
Ведущий 1.
Слово для приветствия предоставляется____________________ __________________________________________________________________

Ведущий 2.
Итак, начинаем наш конкурс «Духовная позия-2016». «Но какой же конкурс без жюри?» - скажете вы.
Ведущий 1.
Друзья, приветствуйте уважаемое жюри.
Ведущий 2. _______________________________________________________

__________________________________________________________________

Ведущий 1.
_______________________________________________________ __________________________________________________________________
Ведущий 2.
А теперь внимание! Напоминаем к ритерии, по которым жюри будет оценивать ваши выступления:
Ведущий 1.
Критерий первый - уровень исполнительского мастерства;
Ведущий 2.
Критерий второй - индивидуальность исполнительской манеры;
Ведущий 1.
Критерий третий - внятность и слышимость речи;
Ведущий 2.
Критерий четвёртый - артистичность и сценическая культура;
Ведущий 1.
Критерий пятый - своеобразие, оригинальность выбранного стихотворения;
Ведущий 2.
Критерий шестой - умение удерживать внимание аудитории во время выступления.
Ведущий 1.
Всякий раз, когда мы перешагиваем порог Нового года, на душе становится особенно тепло, потому что через несколько дней наступит Праздник Рождества!
Ведущий 2.
Рождество Христово - удивительное время, когда сердце наполняется ожиданием чуда... И это чудо происходит!..
Ведущий 1.
Две тысячи лет назад в далекой стране Палестине, в городе Вифлееме произошло удивительное чудо: родился необыкновенный Младенец. Исполнились предсказания пророков: в мир пришел Спаситель. Вот как это было.

Ведущий 2.
Стихотворение
Г. Клемина «Рождество»
читает самый маленький конкурсант, ученик 2 класса
Песчанской
общеобразовательной школы
Атанов Дмитрий.

Ведущий 1.
И вот над Вифлеемом взошла звезда, возвестившая миру о рождении Богочеловека, сына Божьего, пастыря человеческого по искуплению грехов, призванного строить на земле царство Божие.
(Клип «В ночь на Рождество»)

Ведущий 2.
Христос пришёл на землю, чтобы в сердцах людей совершались самые главные чудеса: жадный – стал щедрым, завистливый – бескорыстным, плачущий был бы утешен, одинокий обрёл бы друга. И это всё возможно, если мы верим, молимся, надеемся и любим.
Ведущий 1.
Отрывок из оды
Г. Державина «Бог»
читает ученица 8 класса
Харченко Наталья.

Ведущий 2.
Что кровь для тела, то молитва для души. Молитву называют «крыльями души», так как искренняя молитва возносит сердце человека выше небес.
(Клип «Молитва ангелу»)

Ведущий 1.
Стихотворение
Т. Баслиной «Детская молитва»
читает ученица 4 класса
Семенова Александра
.
Ведущий 2.
Когда, заблудившись на жизненной дороге, мы остановимся, не зная, куда идти, сквозь рёв и грохот технической эры, столь могущественной и одновременно столь нищей и бессильной, научимся внимать тишине вечности, красоте духовной поэзии, тогда мы обязательно услышим голос Творца, его вселяющие мужество слова: «Я с вами, во все дни до скончания века».
Ведущий 1.
Стихотворение
Ирины Ивановой «Твои права»
читает ученица 9 класса
Дынь Наталия.

Ведущий 2.
Во что я верую? - В любовь. Она - исток, она - начало. Чтоб жизни музыка звучала, Ее мы призываем вновь.

Ведущий 1.
Во что я верую? - В любовь, В ее целительную силу. Мир без нее совсем бескрылый! Ее мы призываем вновь!
Ведущий 2.
Во что я верую? - В любовь. Она - душе любой обитель, Ее покров, ее хранитель. Ее мы призываем вновь.
Ведущий 1.
Как много нужно мне любви, Чтобы огонь ее заветный Согрел сердца в их час рассветный! Ее я призываю вновь... Во что я верую? - В любовь.
Ведущий 2.
Стихотворение
А. Коринфского «Звезда Вифлеема»
читает ученица 6 класса
Голобородько София
.
Ведущий 1.
Любовь – единственное мерило на звание Человек. Не убивайте личности вашего ближнего ни разу: ни словом, ни намёком, ни жестом. Идите по жизни с Любовью! Ибо, как учит Евангелие, первая и наибольшая Заповедь: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим». Вторая же, подобная ей: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя…»
Ведущий 2.
Стихотворение
Ф.М. Достоевского «Божий дар»
читает ученица 6 класса
Григорова Дарья.

Ведущий 1.
Взывает время к доброте. Оно от зла устало. Ты мне о страхе, темноте, А я о ветке талой.
Я это вспомнил для того, Чтоб злом, умножившим невзгоды, Не ранить больше никого Хотя б в оставшиеся годы.
Ведущий 2.
Стихотворение
Зинаиды Поляковой «Осколки доброты»
читает ученица 5 класса
Сирик Полина.

Ведущий 1.
Распахни навстречу миру душу, Обними всю землю и пойми: Есть Любовь. Храни её и слушай. Мы с тобой на свете не одни!
Ведущий 2.
Каждый да будет всегда милосердным К слабым, сиротам, убогим, больным! Тем, что имеет, поделится с бедным И назовёт его братом своим!
Ведущий 1.
Стихотворение
Светланы Копыловой «Окно»
читает ученик 7 класса
Паршин Сергей.

Ведущий 2.
За день до рождения ребенок спросил у Бога: - Я не знаю, что я должен делать в этом Мире. Бог ответил: - Я подарю тебе Ангела, который всегда будет рядом с тобой. - Но я не понимаю его язык... - Ангел будет учить тебя своему языку. Он будет охранять тебя от всех бед. - Как и когда я должен вернуться к тебе? - Твой Ангел скажет тебе всё. - А как зовут моего Ангела? - Неважно, как его зовут... ты будешь называть его: MAMA...
Ведущий 1.
Отрывок из поэмы
Сергея Острового «Мать»
читает ученица 5 класса
Биденко Дарья.

(Клип «Говорят ты обо мне молилась»)

Ведущий 2.
Самое прекрасное на земле слово - мама. У мамы самое верное и чуткое сердце, - в нём никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остаётся
равнодушным. И сколько бы тебе ни было лет - пять или пятьдесят, тебе всегда нужна мать, её ласка, её взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее, светлее её жизнь. Дарите матерям свою любовь, пока они рядом, пока они живы.
Ведущий 1.
У каждого человека есть и вторая мать – Родина. Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого из нас. К. Д. Ушинский писал: «Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина». (
Клип «Моя Россия»)

Ведущий 2.
Любовь к Родине - чувство очень личное, глубокое, тихое, как сказал поэт. Не стоит его выставлять напоказ. То, как мы относимся к своим близким, родителям, друзьям, к своей родной Земле, нашей большой стране, лучше всего проявляется в наших делах и поступках, а не в громких и красивых словах. В народе это зовётся русскою душою.
Ведущий 1.
Стихотворение
Терентия Травника «Русская душа»
читает ученица 3 класса
Арестова Вероника.

Ведущий 2.
Заявки на конкурс исчерпаны. Просим жюри подвести итоги.
(жюри удаляются для подведения итогов)

Ведущий 1.
А мы продолжаем проникать в глубины духовности. Предлагаем вашему вниманию песню на стихи
Ольги Яковлевой «Жизнь даётся Богом»
в исполнении учениц 8 класса
.

Ведущий 2.
А сейчас в подарок всем присутствующим
русский народный

танец
от танцевального коллектива «Ритм»
.

Ведущий 1.
Приходим в мир мы сделать жизнь светлее, Хотя б на малый, скромный огонек, Тот, что в ладонях пронести сумеем Сквозь мрак и ветер жизненных дорог.
Ведущий 2.
Не ждать взамен похвал или награды, Даря добро, нельзя таить корысть. Так дарит нам весна цветенье сада, Так небо дарит голубую высь.

Ведущий 1.
Сердце ищет тепла, сердце сил не жалеет. В бесконечный полет рвется наша душа. Сердце ищет любви, и в разлуке болеет, Но на помощь ему доктора не спешат…
Ведущий 2.
Вы не бойтесь любить и быть в чувствах щедрее. Счастлив тот, кто любовь раздает без конца, Ведь от скупости чувств наши души скудеют, А от скудости душ так грубеют сердца.
Ведущий 1.
Итак, итоги конкурса подведены. Слово нашему уважаемому жюри.
(жюри объявляет итоги конкурса, вручает дипломы)

Ведущий 2.
Вот и подошла к концу наша встреча. Мы затронули только самую малую часть духовной поэзии. Многое осталось недосказанным. Но мы надеемся, что побудили вас задуматься о многом в жизни, проанализировать свои поступки, сделать правильные выводы. И уверены, что с каждым годом ценителей духовной поэзии, желающих принять участие в нашем конкурсе, будет все больше и больше.
Ведущий 1.
Мы искренне надеемся, что этот день и наша встреча для всех вас останется в памяти, как добрый и счастливый день, проведённый в кругу друзей. Всего вам самого доброго! До новых встреч!
(Клип «Благодарю тебя, Господь из Назарета»)

. Сценарий литературно-музыкального вечера «Есть сила благодатная в созвучье слов живых»

Молитвенная поэзия в русской литературе»

1. Ведущий

Жизнь без Христа - случайный сон,
Блажен, кому дано два слуха -
Кто и церковный слышит звон
И слышит вещий голос Духа!
(Я. П. Полонский)

2. Прослушивание мелодии колокольного звона Свято-Троицкого собора

3. Слово Пастыря

4. Ведущий.

Русская поэзия началась с молитв

Среди родоначальников русской молитвенной поэзии-летописец Нестор, Феодосий Печерский, Илларион, Кирилл Туровский, Максим Грек, Иван Грозный. Это имена первых русских поэтов. Именно с молитв начинается русская поэзия. Одно из первых молитвенных стихотворений принадлежит Владимиру Мономаху:

5. Чтец:

Премудрости наставник
и смысла податель,
неразумным учитель
и нищим заступник!
Утверди в разуме сердце мое, владыка!
Дай мне дар слова, отче!

Устам моим не запрещай взывать к тебе!
Милостивый, помилуй падшего!

6. Ведущий

Первые молитвенные стихи еще не имеют рифмы, но их музыкально-ритмическая организация очевидна. Хорошо известны молитвенные шедевры авторов 19-20 веков - золотого и серебряного веков русской поэзии. Среди них:«Вечерний звон» Ивана Козлова, « В минуту жизни трудную...» Лермонтова, «Девушка пела в церковном хоре» А. Блока и многие другие.

7. Чтец

Чтение стих-я Вечерний звон»И.Козлова:
Вечерний звон, вечерний звон!
Как много дум наводит он
О юных днях в краю родном,
Где я любил, где отчий дом,
И как я, с ним навек простясь,
Там слушал звон в последний раз!
Уже не зреть мне светлых дней
Весны обманчивой моей!
И сколько нет теперь в живых
Тогда веселых, молодых!
И крепок их могильный сон;
Не слышен им вечерний звон.
Лежать и мне в земле сырой!
Напев унывный надо мной
В долине ветер разнесет;
Другой певец по ней пройдет,
И уж не я, а будет он
В раздумье петь вечерний звон!

8. Прослушивание романса «Вечерний звон»

9. Чтец. Чтение стихотворения В минуту жизни трудную»

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко-

И верится, и плачется,

И так легко, легко...

10. Ведущий:

О молитвенном чуде и стихотворение Василия Афанасьева «Жаворонок».

11. Чтец. Чтение стихотворения «Жаворонок»:
Учусь у жаворонка я
С самозабвением молиться, -
Как заливается, друзья,
В лазури чистой эта птица!
Над полем, лугом, над рекой
Взлетает в небо он, ликуя...
А я?.. Подай мне, Боже мой,
Молитву дивную такую!

12. Прослушивание записи «Пение жаворонка»

13. Ведущий

Бог открывается человеку в молитве, в природе, в детях

14. Чтец. Чтение стихотворения М.Ю.Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…»

15. Чтец.Чтение стих-я А.Блока«Девушка пела в церковном хоре»

Девушка пела в церковном хоре

О всех усталых в чужом краю,

О всех кораблях, ушедших в море,

О всех забывших радость свою.

И луч сиял на белом плече,

И каждый из мрака смотрел и слушал,

Как белое платье пело в луче.

И всем казалось, что радость будет,

Что в тихой заводи все корабли,

И что на чужбине усталые люди

И только высоко, у Царских врат,

Причастный тайнам, - плакал ребенок

О том, что никто не придет назад.

16. Музыкальная пауза

17. Ведущий. Поэт в русской поэзии часто выступает в образе пророка, призванного «глаголом жечь сердца людей», пробуждать в них «добрые чувства», «призывать милость к падшим».

18. Чтец. Чтение стих-я Аделаиды Герцык «Господи везде кручина...».

Господи, везде кручина!

Мир завален горем, бедами!

У меня убили сына,

С Твоего ли это ведома?

Был он как дитя беспечное,

Проше был других, добрее...

Боже, мог ли ты обречь его?

Крестик он носил на шее.

С детства ум его пленяло

Все, что нежно и таинственно,

Сказки я ему читала.

Господи, он был единственный!

К Матери Твоей взываю,

Тихий Лик Ее дышит сладостью,

Руки, душу простираю,

Богородица, Дева, радуйся!..

Знаю, скорбь Ее безмерна,

Не прошу себе и малого,

Только знать бы, знать наверно,

Что Ты Сам Себе избрал его!

18. Чтение стихотворения Н.Огнивцева «Молитва за Россию».

Боже Великий! Как больно и тяжко

Край мой рыдает огнем и свинцом.

Русь ты моя! Голубая монашка!

С бледным поникшим лицом.

Вот ты лежишь на погосте, родная,

Тряпкой заткнут твой запекшийся рот.

А по разорванной рясе, сбегая,

Алая струйка течет.

Церкви- на стойла, Иконы- на щепки,

Пробил последний Двенадцатый час.

СвятыйБоже,Святый Крепкий,

Святый Бессмертный,

Помилуй нас!

19. Чтение стихотворения Великого князя Константина Романова (К.Р.)

Когда креста нести нет мочи,

Когда тоски не побороть,

Мы к небесам возводим очи,

Творя молитву дни и ночи,

Чтобы помиловал Господь.

Но если вслед за огорченьем

Нам улыбнется счастье вновь,

Благодарим ли с умиленьем,

От всей души, всем помышленьем

Мы Божью милость и любовь?

20. Ведущий Тема искупления грехов-одна из центральных в религиозной поэзии. В основе пушкинского предсмертного стихотворения «Отцы пустынники...»- покаянная молитва Ефрема Сирина.

21. Чтец. Чтение стихотворения А.С.Пушкина «Отцы пустынники...»

Отцы пустынники и жены непорочны,

Чтоб сердцем возлетатьво области заочны,

Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,

Сложили множество божественных молитв;

Но ни одна из них меня не умиляет,

Как та, которую священник повторяет

Во дни печальные великого поста;

Всех чаще мне она приходит на уста

И падшего крепит неведомою силой:

Владыко дней моих! Дух праздности унылой,

Любоначалия, змеи сокрытой сей,

И празднословия не дай душе моей.

Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,

Да брат мой от меня не примет осужденья,

И дух смирения, терпения, любви

И целомудрия мне в сердце оживи.

22. Ведущий. А вот еще одно стихотворение А.Пушкина, в котором каждый услышит молитву «Отче наш»
23. Чтец.

Я слышал - в келии простой
Старик молитвою чудесной
Молился тихо предо мной:
"Отец людей, Отец Небесный!
Да имя вечное Твое
Святится нашими сердцами;
Да придет царствие Твое,
Твоя да будет воля с нами,
Как в небесах, так на земли.
Насущный хлеб нам ниспошли
Своею щедрою рукою;
И как прощаем мы людей,
Так нас, ничтожных пред Тобою,
Прости, Отец, Своих детей;
Не ввергни нас во искушенье,
И от лукавого прельщенья
Избави нас!.."
Перед крестом
Так он молился. Свет лампады
Мерцал впотьмах издалека,
И сердце чуяло отраду
От той молитвы старика.

/А. С. Пушкин/

24. Ведущий. . На Руси всегда особо чтились веками намоленные иконы и храмы...Намоленному храму русской поэзии уже тысяча лет...

25. Чтец. Покаяние
Страх Господень - авва воздержания,
Воздержанье дарит исцеление.
Лучшая поэзия - молчание,
Лучшее молчание - моление.

Лучшая молитва - покаяние,
Покаянье - тщетно без прощения.
Лучшее пред Богом предстояние -
В глубине высокого смирения.

Я забудусь в таинстве молчания,
Пред иконой чудной - "Умиление".
Да очистят слёзы покаяния,
Высшую поэзию - моление.

/Иеромонах Роман (Матюшин)/

26. Ведущий . Одна из тем русской молитвенной поэзии – благодарение – представлена в стихотворении И. АБунина:

За все Тебя, Господь, благодарю,
Ты после дня тревоги и печали
Даруешь мне вечернюю зарю,
Простор полей и кротость синей дали.
Я одинок и ныне - как всегда,
Но вот закат разлил свой пышный пламень,
И тает в нем вечерняя звезда,
Дрожа насквозь, как самоцветный камень.
И счастлив я печальною судьбой,
И есть отрада сладкая в сознаньи,
Что я - один в безмолвном созерцаньи,
Что всем я чужд и говорю с Тобой.

27. Ведущий. Предупреждением нации звучат стихотворные строки иеромонаха Романа (Матюшина): «Без Бога нация – толпа»

Чтец: Без Бога нация - толпа,
Объеднненная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль что еще страшней - жестока.
И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом.
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

Сценарий поэтического вечера «Пока горит свеча…»

Презентация сборника местных поэтов «Знакомое вязанье букв»

1 ведущий: Стихи не пишутся – случаются,

Как чувства или как закат.

Душа – слепая соучастница.

Не написал – случилось так.

2 ведущий: Эти строки из стихотворения Андрея Андреевича Вознесенского можно взять эпиграфом нашего поэтического вечера «Пока горит свеча».

1 ведущий: Хорошие стихи – всегда тайна. Конечно, ничего бы не случилось, если бы не было стихов. Мир бы не рухнул, но был бы беднее, унылее в духовном плане. Иногда мы просто не замечаем, что поэзия всегда с нами.

2 ведущий: Поэзия – это удивительная вещь. Она заставляет нас по-новому смотреть на мир. Она дает возможность выразить свои чувства, которые накопились в сердце. Поэзия возвышает нас над миром повседневности, будничности, обогащая духовно. Она помогает нам быть добрее, решительнее, нежнее, мужественнее.

Поэтому не случайно, что поэзия – это часть нашей жизни. Для кого-то большая, для кого-то совсем незаметная, но, безусловно, для всех – важная. Но есть люди, для которых поэзия, творчество – это жизнь.

1 ведущий: И в нашем городе есть люди, для которых творчество – важная часть их жизни. При еженедельнике «Город» уже много лет существует литобъединение « У негаснущей свечи», которое объединяет более 30 человек: от 10 до 80 лет. Сборник «Знакомое вязанье букв»- это результат творческой деятельности членов литобъединения.

2 ведущий: Авторам сборника от 14 до 75 лет. Люди разных поколений, но их объединяет любовь к прозе и поэзии. В книгу «Знакомое вязанье букв» вошли стихи почти профессиональные и совсем любительские, но все они очень искренние. Переживания и чувства талантливых людей отразились в их литературных строках. Они о любви, новых встречах и открытиях, о сожалениях и разлуке, осмыслении добра и зла и, конечно же, о Родине.

Чтец: Борис Пахомов «Родина»

Мне всех чужих дорог дороже

Мое родное бездорожье

И пляж на берегу Хопра,

И озорная детвора,

Резвящаяся у реки.

И головы, как поплавки

Во время утреннего клева-

Появятся, исчезнут снова,

И водных лилий белизна,

Грибная осень и весна,

С ее бунтующим разливом –

Лишь здесь бываю я счастливым.

1 чтец: Галина Дерловская.

Россия.

Старый дом наш. Дорога в поле.

И тропинка, бегущая в лес…

Как мне дорого это раздолье

Многогранностью этих чудес!

Ветер травы высокие гладит

Терпеливой и теплой рукой.

И, коснувшись серебряной глади,

Замирает, любуясь рекой.

Возле лодки травинка поникла,

И камыш у затона затих.

Индевея, глядит ежевика

Синим глазом из листьев своих.

Здесь поляны полны девясила,

Многозвучен чарующий лес…

Может родом отсюда Россия:

Вот из этих загадочных мест?

2 чтец : Борис Пахомов « На горе Тарасовой»

На горе Тарасовой у Хопра,

Повстречался с Осенью я вчера.

Говорила рыжая: « Не грусти,

Никому от осени не уйти.

Со времен творения так пошло –

Это мудрость Божия, а не зло.

Посмотри, не вечна и я сама,

Скоро одолеет меня Зима,

Спеленает саваном из снегов –

А с зимою встретиться ты готов?

Только помни, главное впереди:

Будет время новое зацвести.

И Зима проходит, за ней Весна.

Встрепенется спящее ото сна,

Нежными ростками заполнит Новь-

Все вернется: Молодость и любовь»

Я ответил Осени: « Что мне грусть.

Время скорым поездом – ну и пусть.

Еду в этом поезде у окна,

Там все время новая даль видна.

И грустить не хочется – я в пути.

Будет скоро станция, чтоб сойти.

Выйду, все выходят, когда-нибудь,

Отдохну, чтоб в новый собраться путь.

(Может Явь там будет, а может сон?!)

А потом запрыгну в другой вагон.

В прошлой жизни где-то оставлю снег

И навстречу новой помчусь Весне…»

На горе Тарасовой у Хопра

Подружился с Осенью я вчера…

1 ведущий: Оправленный в золото полей и трепетный изумруд лесов, пронизанный сапфирами рек и прудов, лежит посреди Великой России малая ее частица – Балашовский край. Ни с какими другими красотами не сравнить задумчивую тишину сосновых лесов, трепетную красоту берегов Хопра, манящую прохладу реки.

3 чтец : Владимир Алексеев «Солнечная ель»

Люблю ходить в сосновый бор:

Послушать тишину.

Люблю я ели стройный стан,

Что рвется в вышину.

Я прикоснусь к ее стволу,

И сердце запоет,

Как будто с облаком вверху

Навстречу мне плывет.

И солнца вспыхнули лучи,

И ель от ласки задрожала,

А иглы засверкали вдруг,

Как будто искры от пожара.

4 чтец: Людмила Семенкова

Радуюсь осеннему диву,

Прежде не видела такого:

Упали в саду на сливу

Осколки неба голубого.

Небесные блики сладки,

Урожай к сбору готов –

Прогнулись тонкие ветки

От тяжести спелых плодов.

Прощаюсь с осенним чудом,

Что прячется под листвой,

И долго помнить буду

Сапфиры над головой.

5 чтец: Антонина Баева

Иду – шагаю по тропинке.

Шурша клюкой от пня до пня.

Взгляд подняла, гляжу, калинка

Приветливо зовет меня.

Зовет и машет мне платочком

Заветным, алым, как заря;

Знать оказалась я в лесочке

Сегодня уж совсем не зря.

Я подошла, она мне внятно

На ушко шепчет: «Вот, сорви,

Попробуй, как она приятна,

Пылает, как огонь любви».

Губами бусинку сорвала –

Кусочек яркого огня –

Та лопнула, затрепетала

И окровавила меня.

Ну что еще сравниться может

Со вкусом ягоды лесной?

Калинка шепчет мне тревожно:

«Не уходи, побудь со мной,

Нарежь в лукошко ягод чудных,

Да осторожно, не помни.

И приходи еще, побудем

Здесь, в тишине с тобой одни»

Песня «Уголок России»

2 ведущий : Поэзия и любовь – это слова синонимы. Никакое стихотворение не может существовать без любви. Любовь к Родине, к родным местам, любовь к близким и дорогим людям.

6 чтец : Валентина Иванова «Берегите близких»

Берегите своих близких и родных,

Берегите от волнений этой жизни,

Не несите огорчений, слов пустых,

Берегите их от суеты излишней.

Оградите их от горя и тревог,

Утешайте их, когда они печальны.

Этот мир бывает так жесток.

Да и мы совсем не идеальны.

Подарите близким теплый взгляд,

Чтобы излучался он из сердца,

Пусть и их глаза теплом горят,

Как у вновь рожденного младенца.

Говорите им о счастье и любви,

Исполняйте их заветные желанья,

Пусть забудутся нерадостные дни

И останутся любви воспоминанья.

7 чтец : Надежда Ковалева

Я не дышу, я чуть жива,

Боюсь спугнуть я танец листьев.

И паутины тонких нитей

Как солнечные кружева.

Лимонный дым очарованья,

Как в детстве, любопытно нов,

И пышное природы увяданье

Сплетается с понятием любовь.

Очаровала осень, опалила

Багрянцем вишни, золотом ольху.

Какая же божественная сила

Прогнала напрочь от меня тоску.

И неба синь до слез напоминает

Мне дорогие мамины глаза.

И прошлого страницы оживают,

Но жаль, что прикоснуться к ним нельзя.

1 ведущий : На нашем вечере звучали произведения, которые вошли в сборник «Знакомое вязанье букв». Конечно, мы прочитали лишь маленькую частичку из всего количества произведений, которые вошли в сборник. Причем здесь не только стихи, но и прозаические миниатюры, интервью редактора еженедельника «Город» Виктора Пангаева с известными поэтами, цикл статей на православную тематику.

2 ведущий : Сегодня у нас в гостях авторы, чьи произведения вошли в сборник «Знакомое вязанье букв» Это люди, которые частичку своей души, сердца вложили в те стихотворения, миниатюры, которые представлены в сборнике. Это

1 ведущий: Слово предоставляется руководителю литературного объединения при еженедельнике «Город», заместителю редактора газеты, члену Союза журналистов России Ирине Висловой.

1 ведущий : Большое спасибо вам за участие в нашем вечере, больших вам творческих успехов, чтобы увидел свет еще не один сборник замечательных произведений.

2 ведущий: Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа.

Вознесся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру,

Душа в заветной лире мой прах переживет

И тленья убежит. И славен буду я

Доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит.

1 ведущий: Прав был Александр Сергеевич Пушкин, его дело – поэзия будет жить вечно, потому что есть люди, для которых писать, творить – это душевная необходимость, это жизнь.

Клип А.Макаревича на песню «Пока горит свеча»

УРОК ВНЕ классНОГО ЧТЕНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 11 классЕ "МОЛИТВЕННОЕ СЛОВО РУССКОЙ ПОЭЗИИ"

Дата публикации: 03.10.2015

Краткое описание:

предварительный просмотр материала

Тема: «Молитвенное слово русской поэзии»

Люди учатся Знанию, люди учатся Памяти, люди учатся Совести. Это три предмета, которые необходимы в любой Школе и которые вобрало в себя искусство. Ю. М. Лотман

Цели: дать понятие о молитвенном слове; отметить тесную связь русской поэзии с православием; познакомить с лучшими образцами молитвенного слова русской поэзии.

Оборудование: портреты поэтов, карточки со стихами, песни на стихи поэтов.

ХОД УРОКА.

Оргмомент

Работа по теме урока.

    Беседа с одиннадцатиклассниками:

Как называется такое обращение? (Молитва)

Когда человек прибегает к молитве чаще всего? (В трудные минуты)

Настоящий христианин постоянно находится в общении с Богом. Он верит, что все в мире зависит от воли Божией. В молитвах мы выражаем просьбы, благодарим за их исполнение, каемся в грехах… Как вы думаете, каким должно быть внутренне состояние молящегося? (Он должен сосредоточиться, отбросить все посторонние мысли, пребывать в состоянии смирения и благоговения).

    Слово учителя.

Сегодня мы будем бережно читать молитвенное слово русской поэзии. Послушайте и постарайтесь запомнить стихотворение Егора Исаева «Молитва»: Учти, мой друг, молитва не молва, Ей ни к чему случайные слова. Она тебе душа, она и тело В одной волне безбрежно и всецело. Она, как вдох и выдох монолитна, И имя ей вселенское - молитва.

Молитвенное слово находится на вершине словотворчества. Протоиерей Артемий Владимиров в своём труде «Семицветная радуга человеческого слова» размышляет о месте каждого человеческого слова. Внизу - слово чёрное, ругательное, злобное. Немного над ним - слово пустое, праздное. Выше - слово теплое, ласковое, доброе. Следующее - слово золотое, мудрое, наставляющее. На почетном месте слово красное, художественное. Но выше его - слово вещее (последнее и завещающее). А выше всех слов - слово молитвенное, святое, обращенное к Богу и Богородице. (Можно изобразить в виде схемы)

Самосознание русского народа нельзя представить без тысячелетия русских молитв. Уже в «Слове о законе и благодати» - пастырском слове первого русского митрополита Илариона - сохранились две молитвы. Молитва, принадлежащая перу Владимира Мономаха, вошла в «Повесть временных лет». Среди родоначальников русской молитвенной поэзии - летописец Нестор, Феодосий Печерский, Кирилл Туровский, Максим Грек и Иван Грозный. С их молитв начинается русская поэзия.

    Перед вами отрывок из книги И. А. Ильина «Поющее сердце» (глава «О молитве»):

«Всех видов молитвы «столько, сколько в одной душе или во всех душах может рождаться разных состояний и настроений» (Иоанн Касиян Римлянин). Есть молитвы благодарности, преклонения, смирения, покаяния и очищения. Молитва может внимать дыханию Божию, созерцать мудрость Творца и даровать человеку очевидность; молитва может сомневаться, вопрошать, отчаиваться, скорбеть и призывать.

Так, есть молитва изнеможения, произносимая со многими слезами и дающая укрепление: «Господи, не могу больше…»

И есть молитва без слез и без слов, мгновенная, созерцательно-лучевая: единый взгляд духовного ока, направленный горе - «Он есть, Он бдит, и я есть Его орудие». Это молитва утешения и силы.

И есть молитва сердечного тепла, подобная этой: коснуться в самом себе Его неугасимого угля; и только.

А в путях и страданиях личной жизни всегда будет иметь судьбоносное значение молитва служения и одоления: «Вот я пред Тобою, Господи, слуга Твой, ищущий только воли Твоей. Научи меня верно служить Тебе всяким дыханием и деянием моим. Пошли мне силы Твоея, мудрости Твоея и вдохновения Твоего. Не отдай меня на поругание врагам Твоим; изведи меня от угроз их. И соблюди мою свободу в жизни и творчестве, ибо свобода моя - в свершении воли Твоей».

И на этих путях жизнь становится школой молитвы, а молитва - истинным источником жизни и творческой силы».

Какие виды молитвы вы можете назвать? (Прошение, благодарение, прославление)

    Слово учителя.

В 2007 году в издательстве «Вече» вышла книга «Молитвы русских поэтов. XI - XXI век», в которой более двухсот имён и более тысячи произведений. Молитвы проходят через все болевые точки нашей истории.

На сегодняшнем уроке «встречаются» стихотворения-молитвы поэтов XIX - XX вв. Несмотря на разное построение, разные образы лирических героев и широкий спектр чувств, все их объединяет одно - послание человека Богу, его благоговейное перед Ним стояние.

Стихотворение А. С. Пушкина «Отцы-пустынники» - переложение покаянной молитвы Ефрема Сирина, которая читается во время богослужения в дни Великого поста.

Отцы пустынники и жены непорочны, Чтоб сердцем возлетать во области заочны, Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв, Сложили множество божественных молитв; Но ни одна из них меня не умиляет, Как та, которую священник повторяет Во дни печальные Великого поста; Всех чаще мне она приходит на уста И падшего крепит неведомою силой: Владыко дней моих! Дух праздности унылой Любоначалия, змеи сокрытой сей, И празднословия не дай душе моей. Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья. Да брат мой от меня не примет осужденья, И дух терпения, смирения, любви И целомудрия мне в сердце оживи.

М. Ю. Лермонтов в 1837 году, находясь в заключении за стихотворение «Смерть поэта», пишет «Молитву странника», посвященную В. А. Лопухиной. Поэт обращается к Богородице, «Теплой заступнице мира холодного», потому что только на нее и надеется, вверяя ей судьбу своей возлюбленной. Особенно трогательна просьба послать «лучшего ангела» принять в назначенный час «душу прекрасную». Ангелы не могут быть лучше или хуже, но «странник» с детской непосредственностью просит лучшего.

(Выразительное чтение стихотворения учеником)

Я, Матерь Божия, ныне с молитвою Пред твоим образом, ярким сиянием, Не о спасении, ни перед битвою, Не с благодарностью иль покаянием,

Не за свою молю душу пустынника, За душу странника в свете безродного; Но я вручить хочу деву невинную Тёплой заступнице мира холодного.

Окружи счастием душу достойную; Дай ей сопутников, полных внимания, Молодость светлую, старость покойную, Сердцу незлобному мир упования.

Срок ли приблизится часу прощальному В утро ли шумное, в ночь ли безгласную - Ты восприять пошли к ложу печальному Лучшего ангела душу прекрасную.

Ещё одна «Молитва» Лермонтова посвящена М. А. Щербатовой, которой он был увлечён в 1839-1840гг. Современница поэта А. О. Смирнова-Россет вспоминала: «Машенька велела ему молиться, когда у него тоска. Он ей обещал и написал эти стихи». Стихотворение пронизано светлым, воодушевлённым настроением. Поэт весь отдаётся чудной молитве, общению с Богом. Мы не знаем, какую молитву он твердит. Важно, что она ему помогает, возвращает душевное равновесие, ему становится легко и светло. Более сорока композиторов положили это стихотворение на музыку.

(Звучит запись песни)

В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко -
И верится, и плачется,
И так легко, легко...

В годы советской власти из идеологических соображений замалчивалось

творчество поэта К.Р.(Великого Князя Константина Константиновича Романова) (1858 - 1915гг.). Он вошёл в литературу под криптонимом К.Р.. яркий, незаурядный человек, поэт и композитор, актёр и переводчик, воин и Президент Российской Академии наук, он казался странным в высокодержавной семье. «Для других - я военный. Для себя же - я поэт», - пишет он 10.08.1888г., в день своего тридцатилетия. Любовь к России, к русскому народу - главные темы его поэзии. В стихотворении «Молитва» звучит смиренная просьба к Богу: «Научи меня, Боже, любить…»

(Звучит запись песни)

Научи меня, Боже, любить

Всем умом Тебя, всем помышлением,

Чтоб и душу Тебе посвятить

И всю жизнь с каждым сердца биением.

Научи Ты меня соблюдать

Лишь Твою милосердную волю,

Научи никогда не роптать

На всю многотрудную долю.

Всех, которых пришел искупить

Ты Своею Пречистою кровью,

Бескорыстной, глубокой любовью

Научи меня, Боже, любить!

Любовь к Родине была источником вдохновения и для А.А.Ахматовой (1889-1966). Без России она не мыслила жизни. В её стихотворении «Молитва» - мольба помиловать Россию, пронести над ней чёрные тучи тяжёлых испытаний. Это стихотворение созвучно другим её произведениям о Родине - «Мне голос был, он звал утешно…» и «Не с теми я, кто бросил землю…»

Дай мне горькие годы недуга,

Задыханья, бессонницу, жар,

Отыми и ребёнка, и друга,

И таинственный песенный дар -

Так молюсь за твоей литургией

После стольких томительных дней,

Чтобы туча над тёмной Россией

Стала облаком в славе лучей.

И.А.Бунин (1870-1953) - яркий поэт и прозаик Серебряного века. Лауреат Пушкинской и Нобелевской премии. Стихотворение «За всё Тебя, Господь, благодарю!..» написано им в 1901 году. Оно по жанру восходит к благодарственным молитвам. «Слава Богу за всё!» - основная мысль этого стихотворения-молитвы.

(Выразительное чтение стихотворения)

За все Тебя, Господь, благодарю!

Ты, после дня тревоги и печали,

Даруешь мне вечернюю зарю,

Простор полей и кротость синей дали.

Я одинок и ныне - как всегда.

Но вот закат разлил свой пышный пламень,

И тает в нем Вечерняя Звезда,

Дрожа насквозь, как самоцветный камень.

И счастлив я печальною судьбой,

И есть отрада сладкая в сознанье,

Что я один в безмолвном созерцанье,

Что всем я чужд и говорю - с Тобой.

Атеизм был официальной идеологией Советского Союза. Но на пороге смерти человек невольно задумывается: «А что же дальше?». После Второй мировой войны в одном из зарубежных изданий опубликовано предсмертное стихотворение советского солдата, погибшего в 1942 году, найденное в его шинели. Имя его неизвестно. В последние часы своей жизни он обращается к Богу и в этом находит мужество перед боем.

(Выразительное чтение стихотворения)

Послушай, Бог… Ещё ни разу в жизни

С Тобой не говорил я, но сегодня

Мне хочется приветствовать Тебя.

Ты знаешь, с детских лет мне говорили,

Что нет Тебя. И я, дурак, поверил.

Твоих я никогда не созерцал творений,

И вот сегодня ночью я смотрел

Из кратера, что выбила граната,

На небо звёздное, что было надо мной.

Я понял вдруг, любуясь мирозданьем,

Каким жестоким может быть обман.

Не знаю, Боже, дашь ли Ты мне руку,

Но я Тебе скажу, и Ты меня поймёшь:

Не странно ль, что средь ужасающего ада

Мне вдруг открылся свет и я узнал Тебя?

А кроме этого мне нечего сказать,

Вот только, что я рад, что я Тебя узнал.

На полночь мы назначены в атаку,

Но мне не страшно: Ты на нас глядишь…

Сигнал. Ну что ж? Я должен отправляться.

Мне было хорошо с Тобой. Ещё хочу сказать,

Что, как Ты знаешь, битва будет злая

И, может, ночью же к Тебе ч постучусь.

И вот, хоть до сих пор Тебе я не был другом,

Позволишь ли Ты мне войти, когда приду?

Но кажется, я плачу. Боже мой, Ты видишь,

Со мной случилось то, что нынче я прозрел.

Прощай, мой Бог, иду! И вряд ли уж вернусь.

Как странно, но теперь я смерти не боюсь!

Булат Окуджава (1924-1997) - тоже участник войны. Он признанный основоположник авторской песни. В стихотворении «Молитва» слышится тонкое сочетание веры в справедливость мироустройства и тревожного сомнения в этой справедливости, игривой иронии и наивной прямоты. В повторяющемся обращении к Богу: «И не забудь про меня» подразумевается не только автор, но и любой из нас.

(Выразительное чтение стихотворения)

(Звучит запись песни)

Пока земля еще вертится,
Пока еще ярок свет,
Господи, дай же Ты каждому,
Чего у него нет:
Мудрому дай голову,
Трусливому дай коня,
Дай счастливому денег...
И не забудь про меня.
Пока земля еще вертится, -
Господи, Твоя власть! -
Дай рвущемуся к власти
Навластвоваться всласть,
Дай передышку щедрому,
Хоть до исхода дня,
Каину дай раскаяние...
И не забудь про меня.
Я знаю: Ты все умеешь,
Я верую в мудрость Твою,
Как верит солдат убитый,
Что он проживает в раю,
Как верит каждое ухо
Тихим речам Твоим,
Как веруем и мы сами,
Не ведая, что творим!
Господи мой Боже,
Зеленоглазый мой!
Пока земля еще вертится,
И это ей странно самой,
Пока ей еще хватает
Времени и огня,
Дай же Ты всем понемногу...

И не забудь про меня.

Поэт-бард Александр Дольский (род. в 1938г.) - участник многочисленных фестивалей самодеятельной песни, лауреат Государственной премии имени Булата Окуджавы, заслуженный артист России. Александр Александрович выступает со своими песнями в нашей стране и за рубежом. Стихотворение «Семейная молитва» - смиренное прошение у Бога милостей для матери, для жены и детей, для России, и в конце - для себя - терпения и мудрости.

(Выразительное чтение стихотворения)

Помолюсь я сначала за мать, чтобы в мире,

Где гостит её тонкий и ласковый дух,

Было чисто и скромно, как в нашей квартире,

И ничто не коробили зренье и слух.

А потом помолюсь за жену мою тихо,

Чтоб её сыновья на Господних путях

Её именем светлым и горе и лихо

Отводили, забыв про унынье и страх.

А затем попрошу я за старшего сына,

Чтобы сердца его не коснулся мороз,

Чтобы разум и сила не стали причиной

Материнской заботы, печали и слёз.

А потом помолюсь я за среднего сына,

Чтобы труд и талант не вменились ему

И палитру души представляла картина,

Где любовь свою кисть доверяет уму.

А затем попрошу я за младшего сына,

Чтобы жил он смиренно, трудясь и молясь,

Постигая, что Мать и Мадонна - едины

И что музыка выше, чем светская власть.

А ещё помолюсь за Россию. Поплачу,

Чтоб оставила жизни моим сыновьям,

И к Душе и к Лесам относилась иначе,

И остыла вовек к воровству и боям.

А в конце помолюсь за себя, чтоб Всеблагий

Подарил мне терпенье и мудрость внушил,

Чтобы мысли мои допустил до бумаги,

Чтобы сердце возвысил до Горних Вершин.

Иеромонах Роман (Матюшин Александр Иванович) (род. в 1954 году), наш современник, автор многих духовных стихов. Призвание к монашеству ощутил уже в ранней юности, и об этом есть свидетельства в его стихах. Книга стихов «Русский куколь» издана в 2002 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Песни на стихи иеромонаха Романа исполняют Жанна Бичевская, Олег Погудин, Сергей Безруков, Максим Трошин и др. С 9 октября 2003 года иеромонах Роман затворился от мира в скиту в Псковской области. В своих стихах-молитвах иеромонах Роман просит у Бога милостей для России.

(Выразительное чтение стихотворения)

Радость моя, наступает пора покаянная,
Радость моя, запожарилась осень вокруг.
Нет ничего на земле постоянного,
Радость моя, мой единственный друг.
Жёлтое, красное - всё разноцветное,
Золотом, золотом устланы рвы.
Прямо в лицо роднику безответному
Ветер повыбросил мелочь листвы.
Затосковали деревья безправные,
В ризах растерзанных гибели ждут.
Лишь золотые Кресты Православные,
Радость моя, нас в безсмертье зовут.
Радость моя, эта су́етность грешная
Даже на паперть швыряет листы.
Но возжелали покоя нездешнего
Белые Церкви, Святые Кресты.
Их не прельщают купюры фальшивые,
Не привлекает поток золотой,
Нужно ли Вам это золото лживое,
Вам, лобызающим вечный покой?!
Белые Церкви светлеются издали,
Благовествуя о мире ином.
Живы ещё Проповедники Истины,
Радость моя, не скорби ни о чём.
Белые Церкви исполнены кротости,
Ими доднесь освящается свет.
Радость моя, что кручинишься попусту -
Белым Церквам нынче тысяча лет.
Выжили Вы, безсловесные Зрители,
Бури прошли, расточились врази.
Сколько всего за века́ перевидели
Белые Церкви, Осколки Руси?
Белые Церкви плывут в Безконечности,
О, Кладенцы неземной Чистоты!
Непокорённые Граждане Вечности,
Белые Церкви, Святые Кресты.
Вас не касаются запахи тленные,
Этот октябрьский отчаянный пир.
Белые Церкви - Твердыни Вселенныя,
Не устоите - развалится мир.
Звон колокольный летит сквозь столетия,
Встретим же в Храме молитвенный час:
Радость моя, мы с тобой не заметили;
Осень уже за порогом у нас.

III. Итоги урока.

Обратимся к эпиграфу нашего урока. Какие Знания вы унесёте с собой в жизнь с сегодняшнего урока? Что из прочитанного и услышанного останется в вашей Памяти? С чем будете сверять свои поступки и свою Совесть?

IV. Домашнее задание.

Выучить наизусть любое понравившееся стихотворение -молитву.

Если материал вам не подходит, воспользуйтесь поиском


11 января 2015 года

2010. №10. С. 115-122.

">

Опубликовано в научном журнале Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств : журнал теоретических и прикладных исследований. 2010. №10. С. 115-122.

Самое удивительное свойство лирического произведения — проникать в душу читателя, пробуждать в ней самые разные сильные, глубокие чувства. Одно из таких чувств — ощущение бытия Бога, упование на Него.

В процессе изучения стихотворных произведений в средней школе принято выделять такие виды лирики, как пейзажная, любовная, философская и совсем обходить стороной, не замечать молитвенную лирику, в которой отражена духовная жизнь ее авторов. Опытом духовной жизни, запечатленным в стихах, могут воспользоваться и сегодняшние читатели, "томимые духовной жаждой" и стремящиеся к самопознанию и духовному совершенствованию.

">

Опубликовано в научном журнале Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств : журнал теоретических и прикладных исследований. 2010. №10. С. 115-122.

Самое удивительное свойство лирического произведения — проникать в душу читателя, пробуждать в ней самые разные сильные, глубокие чувства. Одно из таких чувств — ощущение бытия Бога, упование на Него.

В процессе изучения стихотворных произведений в средней школе принято выделять такие виды лирики, как пейзажная, любовная, философская и совсем обходить стороной, не замечать молитвенную лирику, в которой отражена духовная жизнь ее авторов. Опытом духовной жизни, запечатленным в стихах, могут воспользоваться и сегодняшние читатели, "томимые духовной жаждой" и стремящиеся к самопознанию и духовному совершенствованию.

Почти у каждого русского поэта, за редким исключением, есть стихотворения-молитвы, которые можно назвать жемчужинами духовной поэзии, потому что именно они обладают живительной силой исцелять измученные житейскими невзгодами человеческие души.

Набожность — отличительная черта русского человека прошлых столетий. Об этом свидетельствуют народные пословицы:

  • Без Бога ни до порога.
  • С верой нигде не пропадешь.
  • Не торопись — сперва Богу помолись.

Через молитву человек соединялся с Богом, укреплялся духом, и легче ему было преодолевать выпавшие на его долю невзгоды и трудности. О постоянном обращении наших предков через молитву к Богу говорят следующие пословицы:

  • Молитва место не ищет.
  • Не хлебом живы — молитвою.

За семь десятилетий воинствующего атеизма не удалось убить в русском народе память о молитве. Она сохранилась в языке, в речевом этикете. Например, вежливый человек благодарность выражает словом спасибо , совершенно не осознавая, что это кратчайшая просительная молитва за ближнего, совершившего благодеяние. Если обратиться к этимологии этого слова, то можно узнать, что спасибо образовалось путем слияния двух слов: спаси, Бог . На вопрос "Как идут дела?" до сих пор можно услышать: "Слава Богу" — что означает: все идет хорошо, ничего плохого в жизни не случилось. И, наоборот, когда заходит речь о какой-либо беде, используются выражения: "Не дай, Бог" , "Не приведи, Господи" .

Молитва — это беседа человека с Богом. Они бывают разные: хвалебные и благодарственные, просительные и покаянные, обращеные к Спасителю (Иисусу Христу), Божией Матери, Ангелу-Хранителю, святым угодникам.

Первые глубокие поэтические и религиозные переживания А.С.Пушкина были связаны с бабушкой Марией Алексеевной Ганнибал. В пору младенчества он называл ее "мамушкой" и был очень привязан к ней. Об этом рассказано в стихотворении "Сон", написанном в Лицее в 1816 году.

  • ...детских лет люблю воспоминанье.
    Ах! Умолчу ль о мамушке моей,
    О прелести таинственных ночей,
    Когда в чепце, в старинном одеянье,
    Она, духов молитвой уклоня,
    С усердием перекрестит меня
    И шепотом рассказывать мне станет
    О мертвецах, подвигах Бовы...
    От ужаса не шелохнусь, бывало,
    Едва дыша, прижмусь под одеяло,
    Под образом простой ночник из глины
    Чуть освещал глубокие морщины,
    Драгой антик, прабабушкин чепец
    ........................ и тихо наконец
    Томленье сна на очи упадало .

Итак, в памяти юноши Пушкина осталась усердная вечерняя молитва бабушки, крестное знамение, которым она его осеняла в кроватке перед сном, икона с засвеченной перед ней лампадой. В годы молодости поэт будет испытывать мучительное состояние безверия, но в зрелые годы он обретет в душе своей Бога. Этому способствовала Михайловская ссылка. Там, вдали от светских развлечений, у него было время глубже заглянуть в себя, в душу русского народа, заняться своим самообразованием и задуматься над самосовершенствованием.

Впервые войдя в живое, непосредственное общение с Церковью посредством братии Святогорского монастыря и окрестного духовенства, наблюдая тесную нравственную связь народа с монастырем, читая Карамзина и древние летописи, Пушкин начинает осознавать то великое духовное влияние, которое оказывала Церковь на русский народ. Углубленно и внимательно читает он в это время жития святых, Евангелие, которое глубоко входит в его душу. "Книга сия называется Евангелие, — пишет А.С.Пушкин, — и таковая ее вечно новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удрученные унынием, случайно откроем Ее, то уже не в силах противиться ее сладостному увлечению и погружаемся духом в Ее божественное красноречие".

Истинную поэзию он видит теперь в Евангелии и молитве. У А.С.Пушкина есть поэтическое переложение самой главной молитвы христиан — "Отче наш". Другое ее название — "Господня молитва", так как она дана в качестве образца Иисусом Христом своим ученикам. Вот как она звучит:

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

А вот стихотворение А.С.Пушкина:

  • Отец людей, Отец небесный!
    Да имя вечное Твое
    Святится нашими сердцами!
    Да прийдет Царствие Твое,
    Твоя да будет Воля с нами,
    Как в небесах, так на земли!
    Насущный хлеб нам ниспошли
    Твоею щедрою рукою,
    И как прощаем мы людей,
    Так нас, ничтожных пред Тобою,
    Прости, Отец, Своих детей;
    Не ввергни нас во искушенье
    И от лукавого прельщенья
    Избави нас...

Как точен А.С.Пушкин в передаче слов молитвы! В стихотворении "Отцы пустынники и жены непорочны" поэт признается, что его любимая молитва — великопостная, читаемая в течение Великого поста:

Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Эта молитва была написана в IV веке преподобным Ефремом Сириным. Из такой глуби веков она дошла к нам благодаря тому, что из года в год повторялась в церковном богослужении. Она вдохновила А.С.Пушкина на одно из лучших его стихотворений.

  • Отцы пустынники и жены непорочны,
    Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
    Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
    Сложили множество божественных молитв.
  • Но ни одна из них меня не умиляет,
    Как та, которую священник повторяет
    Во дни печальные Великого поста;
    Всех чаще мне она приходит на уста
  • И падшего крепит неведомою силой:
    Владыко дней моих! Дух праздности унылой,
    Любоначалия, змеи сокрытой сей,
    И празднословия не дай душе моей.
  • Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
    Да брат мой от меня не примет осужденья,
    И дух смирения, терпения, любви
    И целомудрия мне в сердце оживи .

Автор воспетой поэтом молитвы жил в Сирии и был одним из пустынников, о которых говорит А.С.Пушкин в первой строке стихотворения. Может быть, поэт чувствовал сходство между его судьбой и своей. Основанием такому предположению служит стихотворение А.С.Пушкина "Воспоминание", написанное в 1828 году.

  • ...В бездействии ночном живей горят во мне
    Змеи сердечной угрызенья;
    Мечты кипят; в уме, подавленном тоской,
    Теснится тяжких дум избыток;
    Воспоминание безмолвно предо мной
    Свой длинный развивает свиток;
    И с отвращением читая жизнь мою,
    Я трепещу и проклинаю,
    И горько жалуюсь, и горько слезы лью,
    Но строк печальных не смываю .

А.С.Пушкин. Воспоминания. Читает Вячеслав Тихонов

В этом стихотворении выразилась нравственная мука человека, страдающего от совершенных грехов. В лирическом герое "Воспоминаний" мы узнаем самого А.С.Пушкина. Покаяние — это главная тема проповедей и поучений преподобного Ефрема Сирина, молодость которого, как и А.С.Пушкина, прошла бурно. "В молодые годы был я злоязычен, — вспоминал о себе святой, — бил, ссорил других, препирался с соседями, завиствовал, к странным был бесчеловечен, с друзьями жесток, с бедными груб, за маловажные дела входил в ссоры, поступал безрассудно, предавался худым замыслам и блудным мыслям". Но позже он покаялся и переменил свою жизнь. Как и герой пушкинского стихотворения, по ночам он часто плакал о своих грехах.

Вернемся к стихотворению А.С.Пушкина "Отцы пустынники и жены непорочны". Оно состоит из двух частей: первая часть — рассуждение о молитве, вторая — сама молитва. Следует пояснить во второй строке словосочетание "во области заочны" . Заочны (области) — те, что за очами, не видимые нашим зрением; это области духовные, приближающие человека к Богу.

Лирический герой стихотворения А.С.Пушкина признается, что он знаком со многими молитвами, которые укрепляют его среди житейских трудностей, "средь дольних бурь и битв" , но милее его сердцу великопостная молитва, которая "чаще всех приходит на уста и падшего крепит неведомою силой" . Почему лирического героя умиляет именно эта молитва? Может быть, в ней упоминаются те грехи, от которых он желал бы избавиться? Праздность — впустую потраченное время, любоначалие — довольствование положением начальника, празднословие — грех, связанный с напрасно произнесенными словами.

Что просит у Бога герой стихотворения? Помощи видеть собственные грехи, смирения, терпения, любви, целомудрия. Терпение, смирение, любовь и целомудрие — это христианские добродетели, без которых не может быть духовного роста. Терпение связано со смирением, смирение — с любовью и целомудрием. Любовь — это особое, благоговейное чувство к Богу, ближнему. Апостол Павел писал, что "любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит" .

Целомудрие — мудрость не книжная, а от Бога, такая мудрость, которой был наделен человек первоначально, но по причине грехопадения он ее утратил.

Стихотворение "Отцы пустынники и жены непорочны", написанное в 1836 году, отражает духовное состояние поэта. Оно — свидетельство того, что для А.С.Пушкина христианские идеалы стали нравственным ориентиром. На память приходят слова смертельно раненного на дуэли поэта П.А.Вяземскому: "Требую, чтобы ты не мстил за мою смерть; прощаю ему и хочу умереть христианином" . Перед смертью А.С.Пушкин исповедался в своих грехах, причастился, благословил своих детей, перекрестив каждого.

Всем хорошо известно стихотворение М.Ю.Лермонтова "Молитва", которое было написано им в 1838 году в 24-летнем возрасте.

  • В минуту жизни трудную
    Теснится ль в сердце грусть:
    Одну молитву чудную
    Твержу я наизусть.
    Есть сила благодатная
    В созвучье слов живых,
    И дышит непонятная,
    Святая прелесть в них.
    С души как бремя скатится,
    Сомненье далеко —
    И верится, и плачется,
    И так легко, легко... .

"В минуту жизни трудную". Музыка П.Булахов. Исполняет Юрий Горбунов, солист Челябинского театра оперы и балета им. Глинки. Киноконцерт "Русский романс", Челябинское телевидение, 1969 г.

Сколько искренности в его строках! Перед нами неузнаваемый М.Ю.Лермонтов, который делится опытом духовной жизни. Что значит словосочетание "духовная жизнь"? Это жизнь, связанная с устремлениями человека быть с Богом. А как человек может быть с Богом? Через молитву. И поэт поведал нам о молитве и ее чудодейственной силе. В лирическом герое этого стихотворения легко узнается его автор. В нем ясно видится причина обращения его к молитве: жизненные трудности. Их у поэта было много: рано потерял мать, бабушкой был разлучен с отцом, испытал сильную безответную любовь. Всю жизнь он ощущает себя одиноким.

Одиночество — один из главных мотивов лирики М.Ю.Лермонтова. Чувство одиночества очень мучительно. Оно вызывает тоску, грусть. Чтобы избавиться от душевной муки, поэт обращается к Богу с молитвой. В стихотворении "Молитва" можно выделить три смысловые части, каждая из которых соответствует строфе. О чем эти строфы? Первая строфа передает состояние души лирического героя, обращающегося в "минуту жизни трудную" к Богу с молитвой. Лермонтовский герой признается: "Молитву чудную твержу я наизусть". Глагол твержу говорит о том, что молитва — это духовный труд, так как лексическое и видовое значение этого глагола — многократное повторение одного и того же действия. Во второй строфе показана огромная, непонятная человеческому разуму сила молитвы. Она "благодатная", слова в ней "живые". А в третьей строфе лирический герой поведал нам о великом чуде как ответе на чистосердечную молитву: нет никаких сомнений, вновь обретена утраченная вера, поэтому от радости "плачется" и на душе "легко, легко...".

Небольшое по объему стихотворение М.Ю.Лермонтова передает неоднократно переживаемое лирическим героем состояние души: тяжелое и легкое. От первого состояния помогает избавиться простое, доступное средство — молитва, "благодатная" сила которой лечит больную душу, воскрешает ее к жизни, какой бы трудной она ни была. Знаем ли мы, какую молитву твердит лермонтовский герой? Нет. Поэт об этом умалчивает. Почему? Наверное, не важно, какая это молитва, а важно то, как она произносится. Любая молитва может стать "чудной", "благодатной", если она идет от чистого сердца и с глубокой верой.

В проанализированном стихотворении говорится о великой силе молитвы. Но у М.Ю.Лермонтова есть и стихотворения-молитвы. Одна такая "Молитва" написана поэтом в 15 лет:

  • Не обвиняй меня, Всесильный,
    И не карай меня, молю,
    За то, что мрак земли могильный
    С ее страстями я люблю;
    За то, что редко в душу входит
    Живых речей Твоих струя;
    За то, что в заблужденье бродит
    Мой ум далеко от Тебя;
    За то, что лава вдохновенья
    Клокочет из груди моей;
    За то, что дикие волненья
    Мрачат стекло моих очей...
    От страшной жажды песнопенья
    Пускай, Творец, освобожусь,
    Тогда на тесный путь спасенья
    К Тебе я снова обращусь .

О чем это стихотворение совсем юного поэта? О грехах, в которых лирический герой признается Богу. Какое сознание! Герой говорит о своих страстях. А страсть, в христианском понимании, — высшая степень греха. Главная страсть, отдаляющая его от Бога, от "тесного пути спасения" — это поэзия. Для него она — "чудный пламень, всесожигающий костер". Он во власти пламени этого костра и не в силах освободиться от нее. Заключительные строки стихотворения свидетельствуют о том, что оно написано как сердечный отклик на Нагорную проповедь. О перекличке 4-х последних строк стихотворения с Нагорной проповедью говорит эпитет тесный . В Нагорной проповеди читаем: "Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их" .

А вот стихотворение "Молитва", посвященное М.А.Лопухиной:

  • Я, Матерь Божия, ныне с молитвою
    Пред Твоим образом, ярким сиянием,
    Не о спасении, не перед битвою,
    Не с благодарностью иль покаянием,
  • Не за свою молю душу пустынную,
    За душу странника в свете безродного. —
    Но я хочу вручить деву невинную
    Теплой Заступнице мира холодного...

Стихотворение состоит из двух частей. В первой лирический герой дает оценку современной ему действительности. Мир, в котором он живет, обозначен эпитетом "холодный", соответствующим выражению Отцов Церкви: "мир во зле лежит". Вся надежда лирического героя — только на Божию Матерь, "теплую Заступницу", которой он возносит свою молитву. Только ей он хочет вручить "деву невинную", так как себя считает "странником в свете безродным" с "душою пустынной". Вторая часть стихотворения — просительная молитва за ближнего, возносимая Божией Матери. Она полна самоотречения и любви. Любви бескорыстной, трепетной и упования на материнское предстательство, которое защитит "душу достойную", "душу прекрасную".

В последний год своей жизни, незадолго до смерти, М.Ю.Лермонтов написал еще одно стихотворение, похожее на молитву. Оно называется "Благодарность".

  • За все, за все Тебя благодарю я:
    За тайные мучения страстей,
    За горечь слез, отраву поцелуя,
    За месть врагов и клевету друзей;
    За жар души, растраченный в пустыне,
    За все, чем я обманут в жизни был...
    Устрой лишь так, чтобы Тебя отныне
    Недолго я еще благодарил .

Это стихотворение отражает духовный кризис поэта. Оно пронизано едкой иронией, горечью, отсутствием желания жить. Лирический герой идет навстречу своей гибели. Последние две строки — это вызов Богу. Причину своего несчастья он видит только в окружающей среде, а себя ни в чем не укоряет. В каждой фразе чувствуется безмерная гордость, не позволяющая увидеть свои недостатки. В молитве даже не упомянут Тот, к кому она обращена. Мы лишь догадываемся, что герой М.Ю.Лермонтова "благодарит" своего Создателя.

Отказавшись от Бога, человек попадает под влияние темных, демонических сил, желающих человеку только погибели. Почему же поэт в тяжелейшую минуту жизни вновь не обращается к той "чудной" молитве, сладость которой он когда-то испытывал?

Оптинский старец Варсонофий говорил своим духовным чадам о недостаточности молитвенного опыта М.Ю.Лермонтова. Молитва не спасла его, потому что он ждал только восторгов и не хотел понести труда молитвенного. Поэт А.С.Хомяков считал, что молитва — это подвиг.

  • Подвиг есть и в сраженьи,
    Подвиг есть и в борьбе;
    Высший подвиг в терпеньи,
    Любви и мольбе...

Этот высший подвиг совершали и совершают монахи.

Они молились и молятся не только о собственном спасении, но и о спасении своего Отечества, всех православных христиан.

Стихотворения-молитвы в творчестве А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова свидетельствуют о том, что поэты — носители православной культуры и веры. Молитвенная лирика — это исповедь измученной житейскими невзгодами человеческой души, стремящейся к духовному совершенствованию. Духовный рост человека, по мнению и А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова, возможен только с Божией помощью, которая осуществляется через молитву. Творить молитву — значит совершать высший подвиг.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Библия, Новый Завет, Мф. 7; 13; 14. — М.: Международный издательский центр православной литературы, 1994. — 1018 с.

2. Дунаев М. М. Православие и русская литература: учеб. пособие для студентов духовных академий и семинарий. — М.: Христианская литература, 1996. — С. 190-200.

3. Иванова С. Ф. Введение во храм слова. — М.: Школа-Пресс, 1994. — 271 с.

4. Лермонтов М. Ю. Сочинения. — М.: Правда, 1986. — Т. 1. — 719 с.

5. Пушкин А. С. Сочинения. — М.: Художественная литература, 1985. — Т. 1. — 735 с.