Болезни Военный билет Призыв

Важно научиться мужественному отношению к неудачам. С позиции позитивного отношения

Крики чаек, шум моря, красота гор сменились офисной суетой и звонками неумолкающих клиентов…Отпуск закончился.

Никто так не нуждается в отпуске, как только что отдохнувший. Скажете, парадокс? Ошибаетесь. Для многих окончание отпуска и возвращение на работу ассоциируется с мучением и терзанием.

Тема - вопрос очень деликатный. Наш организм изрядно напрягается, попадая в новые условия. Ведь ему необходимо полностью перестроиться под окружающую среду. Курортник, прямо с самолета кидающийся под палящие лучи южного солнца, приносит организму больше вреда, чем пользы. Так и перед отъездом обратно необходимо как можно меньше пребывать на солнце, максимально снизив физические и эмоциональные нагрузки. В том же режиме следует существовать и первые дни по возвращении. Не кидайтесь сразу же делать генеральную уборку или рьяно исполнять служебные обязанности. Лучше немного погуляйте по любимому городу, почитайте книги или журналы, посмотрите веселые телепередачи.


Истина 1. Ученые-медики установили, что минимальная длительность полноценного отпуска — ключевое слово «полноценного»! — двадцать один день. Неделя полагается на к отпускному периоду, вторая — на восстановление истощенных за год ресурсов и третья — необходима на адаптацию после отпуска и возвращение к привычному образу жизни. И это минимум. Мы же зачастую не используем его, довольствуясь максимум 10-14 днями каникул, и значит — недели на адаптацию к доотпускному бытию нам как раз и не хватает.


Истина 2. Скорость возвращения в рабочее состояние зависит и от степени ответственности сотрудника. Чем больше ответственности, тем меньше нужно времени на постотпускную «раскачку». Любопытно, что в вопросе адаптации после отпуска не последнюю роль играет и темперамент. Энергичному холерику как раз полезно разбивать отпуск на две части (более длительные каникулы попросту утомят), а переключиться с работы на отдых получится за 2-3 дня.

Медлительный флегматик и чувствительный меланхолик должны отдыхать долго, с чувством и с расстановкой — им следует брать отпуск целиком, чтобы 5-7 дней уже в домашнем формате привыкнуть к погоде и ранним пробуждениям.

Сангвиникам — их, кстати, не зря причисляют к трудоголикам, — порой ограничиваются всего парой дней отпуска, после которого восстановление не требуется совсем.


Истина 3 . Бывает и так, что сразу после выхода из отпуска «приходится» заболеть. Оказывается, это своеобразная защитная реакция организма, классический прием — продлить себе отпуск (часто такого рода напасть списывают на акклиматизацию). Безусловно, работу по дому никто не отменял даже для «больных» леди, зато на работу ходить не надо. Выходит, болезнь позволяет сделать переход в текущее бытие более мягким.


Истина 4 . Впервые дни на работе стараться не перетруждаться и ложиться спать пораньше, чтобы восполнить недостаток энергии.


Истина 5. Психологи настоятельно советуют выходить на работу не с понедельника, а в среду-четверг — так вы успеете адаптироваться к работе и не устанете от первых дней. Иными словами, понедельник-вторник выделите на неспешную разборку чемоданов, привыкание к погоде и ритму родного города.


Истина 6. Пламенное желание разгрести сразу все «завалы» до добра не доведет. Переступив порог офиса, не бросайтесь на «простаивающую» работу. Иначе ощущения паники и ужаса от масштаба несделанных работ нагонит на вас еще большую хандру. Впервые дни «у станка» лучше провести спокойно — для любого старта важна разминка.

Постарайтесь распланировать так, чтобы сначала заниматься простыми делами: разберитесь с почтой, наведите порядок на столе, закажите необходимую канцелярию, познакомьтесь с новыми сотрудниками, подробно узнайте, чем занимались ваши коллеги, пока вы отдыхали. Второй день можно занять планированием своих действий на ближайшие дни, недели, месяцы. А там уже можно и за работу приниматься.


Истина 7. Немецкие ученые установили, что у человека, пару недель понежившегося на пляже, коэффициент интеллектуального развития падает на 20 пунктов. Однако не стоит думать о себе слишком плохо или писать заявление об увольнении, если вам покажется, что за время отпуска вы несколько… поглупели. По возвращении IQ быстро восстановится — это дело нескольких дней. Если, конечно, вы не станете висеть в «контакте», бесконечно пересматривая свои отпускные фотографии.


Истина 8. Поддержать настроение в тонусе и продержаться первые несколько дней помогут гормоны счастья — эндорфины. Во время отпуска они вырабатывались сами, за счет положительных эмоций и отдыха, а сейчас вам придется «поставлять» их организму извне. Лучшие эндорфинные носители: горький шоколад, бананы, хурма, зеленый лук. Также можно пропить курс витаминов или успокоительных препаратов.


Истина 9 . Скрасить первые дни после выхода на работу можно «пролонгированием» отпуска. К примеру, в свободное время (вечером, на выходных) сделайте то, что не успели в отпуске: почитать книгу, которая зря «путешествовала» в чемодане, посмотрите захваченную в отпуск мелодраму или комедию, устройте веселый девичник, который планировался на отпуск. Это поможет продлить ощущение каникул без издержек для бурного рабочего ритма.


Истина 10. Французский психолог Жан-Клод Лиоде выяснил, что мы склонны «очеловечивать» свой офис, сознательно перенося на него отношения — как было у нас в детстве с родителями. Иными словами, мы возлагаем на свою работу ответственность за свои горести и радости. А ведь работа — это всего лишь работа (в западной культуре это называется work-life balance). Напоминайте себе, что работа, конечно, обязывает, но вы внутренне независимы и можете сменить эти отношения на иные — главное, чтобы вам нравилось.


Истина 11 . Поставьте перед собой новые , например, покупка нового телефона, машины и т.п. .

Отдых, несомненно, важная составляющая нашей жизни. Раз в год мы получаем возможность отвлечься от своих повседневных обязанностей и набраться новых впечатлений. А вот пройдет это время с пользой или причинит вред, всецело зависит от Вас!

Как говорил мудрый Конфуций: делайте то, что любите делать, и в вашей жизни не будет ни одного рабочего дня.

    Эту заметку мне захотелось написать после проведенного пилотного исследования, направленного на изучение психологического благополучия и уровня посттравматического стресса у семей, где есть дети с диагнозом эпилепсия. Конечно, это заболевание индивидуально, с учетом того, что у больного и его близких формируется страх приступа и потеря опоры из-за неопределенности момента возникновения приступа. Но есть и общие вещи, с которыми сталкиваются семьи, где есть дети с иными заболеваниями, например, ДЦП или аутизм.

    Если в Москве такие семьи еще как-то могут жить и быть включенными в социум, то, по моему наблюдению, в остальных городах нашей необъятной родины, такие люди могут только бороться за выживание. С одной стороны, преждевременно говорить о психологическом состоянии матерей и самих детей в такой ситуации, когда даже хорошая медицинская квалифицированная помощь ограничивается, как правило, Москвой и Питером.

    Но все-таки надо решать вопросы комплексно, так как некоторые соматические проявления заболевания могут быть устранены, а психологические проблемы, которые сформировались на фоне болезни, останутся неразрешенными. Я не буду сейчас касаться большой темы - психологического сопровождения самого больного, а остановлюсь на его семье, которая, собственно говоря, является ключевой частью в жизни больного ребенка.

    4. Внутрисемейный баланс. Отношения требуют собственных вложений, обоюдной работы. Когда появляется ребенок супруги часто об этом забывают, когда появляется больной ребенок, то эта тема кажется уже не значимой. Но нет, это важно. Это фундамент благополучия и опоры, которые в такой ситуации нужны каждому. То же самое касается и других детей, которые есть в семье. Задача родителя не обделить вниманием и заботой других своих детей, быть с ними открытыми, включать их в жизнь больного брата/сестры.

    5. Непринятие окружающих. К сожалению, особенных людей в нашем обществе хотят не замечать и по возможности исключать. Здесь нужно быть готовым к борьбе за свои права.. Самостоятельно продумывать то, как можно вступиться за своего ребенка и за себя, когда в очередной раз вам отказывают от посещения дополнительных кружков (тут кстати хорошо действуют врачебные заключения о том, что ребенок может посещать занятия) или же какая-то нетактичная соседка позволяет себе неуважительно отнестись к болезни вашего ребенка. Если вы будете чувствовать себя комфортно с ним в обществе, то и общество начнет поворачиваться к вам.

    К сожалению, в нашем обществе пока не сформирована культура ухода за своим психологическим здоровьем. Многие даже не догадываются, насколько жизнь их могла бы стать легче, если бы они уделили время решению своих болезненных переживаний. В ответ на тяжелую ситуацию человек адаптируется и приспосабливается, как может.

Долгое время считалось, что согреться на холоде можно только с помощью физической активности. Вышел мужик на мороз, стал дрова рубить или снег кидать — и согрелся. Но упускали тот факт, что с топором или лопатой в руках очень быстро устанешь. А как только прекратишь работать, снова начнешь остывать… Эта проблема очень актуальна для спортсменов зимних видов спорта — например, лыжников. На соревнованиях они долго ждут начала, потом бегут свои километры, а потом снова ждут — объявления результатов. Ждут и мерзнут.

Однако существует и другой опыт: тибетские монахи или индийские йоги могли долгое время находиться на холоде даже без одежды. Самое полное и подробное описание этого феномена приведено в книге французской путешественницы Александры Давид-Неэль «Маги и мистики Тибета». А иллюстрацией может служить картина Николая Рериха «На вершинах», где изображен обнаженный отшельник, сидящий в позе лотоса в горах, а под ним растаявший снег… Значит, йоги производили достаточное количество тепла, чтобы не чувствовать холода. Откуда же тепло берется? Как выдержать холод без дрожи?

В легких производится большое количество тепла, а кровь, проходящая через легкие, согревает все внутренние органы — при гипоксии. Именно гипоксия (недостаток кислорода) запускает механизм теплопродукции в легких. Так наука биофизика объясняет феноменальные результаты йогов. Стало ясно, почему йоги стремятся в горы. Не потому, что там воздух чище, особенная гармония или к Богу ближе. Просто в горах естественные условия высотной гипоксии. И те практические приемы, которые на равнине требовали бы долгого обучения и тренировки, в горах осваиваются гораздо быстрее. Поэтому и мы проводим свои исследования в горах. Имеется в виду задержка дыхания на выдохе. Вы спокойно вдохнули, выдохнули и задержали дыхание. Начальные навыки йоги «Туммо» зимой тренировать легче. Когда шагаете по улице и чувствуете, что замерзаете, нужно задержать дыхание после энергичного выдоха и в быстром темпе идти не дыша. Вы почувствуете, что у вас начинают согреваться пальцы рук, которые уже начинали неметь на морозе, пальцы ног, которые уже не двигались. То тепло, которое родилось в легких, начнет разливаться по организму… И так вы можете повторить несколько раз, пока окончательно не согреетесь. Вы обнаружите, что этот навык нарабатывается довольно быстро. А когда научитесь согреваться, можете одеваться полегче даже при крепких морозах — чтобы не перегреваться в метро.

Легкие — это входные ворота инфекции. Но микробы и бациллы входят туда только если легкие холодные. А если в легких производится основное тепло, то оно и является тем барьером, который противодействует любой инфекции. Главный барьер — это даже не иммунитет, а теплопродукция в легких. Если изо рта идут клубы пара, все в порядке.

Минуло лето - период, когда дети выпадают из учебного процесса, - и вот уже снова им надлежит адаптироваться к школьным будням. Получается, каждый раз - в первый класс. Стресс переживают и родители. Ситуацию на страницах издания ”Здоровье для всех” исследует психолог Ольга Васильева.

Многое меняется в жизни детей и родителей с 1 сентября. Другой режим, другая нагрузка и другая ответственность. Не обойтись без промежутка адаптации, когда дети входят в норму, и он может длиться иногда до месяца.

Адаптация - способность приспособиться без особых эмоциональных потерь к более жесткому режиму дня, заполненному ранним подъемом и четким распорядком дня, ориентированным на учебный процесс. Хочешь не хочешь, а надо рано ложиться спать, о чем позабылось за 3 летних месяца - можно было засиживаться за компьютером за полночь, посвящать свое время книгам и не волноваться о предстоящих делах.

Ранние подъемы требуют больших усилий, и родители знают, как непросто поднимать ребенка. У клиентов, с которыми работает психолог, вдруг ухудшается самочувствие, и на поверку выясняется, что симптомы недомоганий усиливаются под действием безотчетного страха перед началом учебного года. Ужасно: опять предстоит уговаривать ребенка вечером вовремя лечь спать, поднимать утром, не дать ему опоздать на уроки и не опоздать на работу самим. А потом еще проконтролировать уроки. Все это, безусловно, вызывает у родителей большое напряжение.

А ведь мамы, воспринимающие учебный год как надвигающуюся катастрофу, справлялись с ситуацией в предыдущем году. Значит, пугает, прежде всего, ощущение, что опять все разом навалится, и не удастся справиться со своей родительской ролью. Структурируем ситуацию. Менять режим дня нужно так, чтобы не скандалить с ребенком относительно того, во сколько ему следует ложиться спать. Вчера он лег в 12 часов, а сегодня нужно уложить его в 22.00. Конечно, он будет этому противиться, так как организм не подготовлен. Адаптация не может произойти сразу, на нее необходимо время. Нужно договариваться. Хочешь не хочешь - школа требует вставать рано, а рано вставать - значит рано ложиться. Давай будем сдвигать время хотя бы по полчаса в день. Еще лучше дать ребенку возможность самому расписать свой режим дня и, если нужно, подправить, не критикуя возможные изъяны. Это помогает избежать хаоса, который возможен при бездумном подходе к новой обстановке.

Подпитаем ребенка энергией

Важно дисциплинировать ребенка, чтобы он осознавал: уроки - обязательная составная его жизни. Если ребенок не приучен к школьному распорядку, он найдет тысячу более приятных дел, чем прямые обязанности, и будет заниматься чем угодно, лишь бы ”забыть” об уроках.

Слова относительно режима, организации труда и отдыха, набившие нам оскомину еще в советские времена, не утратили своей актуальности и сегодня. Во-первых, ребенку после школы нужен какой-то отдых. Пусть он успел сходить в свою секцию по интересам и вроде бы отвлекся, все равно нужен час-полтора отдыха перед переключением на ”выполнение долга”.

Как для работы нам нужна энергия, так нужна энергия и для школьного обучения. Летом дети могли обходиться продуктами растительного происхождения, и не требовалось особо питать мозг. Во время учебного года мозг требует соответствующего топлива.

Подмечено: если родители готовят для ребенка, он питается нормально, ему нет нужды перехватывать гамбургерами или, хуже того, пустыми сладостями. Если же ребенок предоставлен сам себе и сам решает, что купить, он, конечно, предпочтет "повкуснее" и подешевле: не яблоко, а булочку - быстрые углеводы, не способные питать мозг. Важно позаботиться о режиме и характере питания, включая достаточно медленных углеводов (в овощах и фруктах), чтобы ребенка не тянуло на булочку.

Когда вы готовите для ребенка, целесообразно исходить из детских пристрастий. Если он отказывается от какого-то продукта, зачем заставлять это есть, пытаясь втолковать пользу блюда?! ”Знаю семью, - говорит Ольга Васильева, - где мама каждый день сражается с ребенком, чтобы он ел рыбу. Но он ее есть не будет! Дело неизменно оборачивается испорченными отношениями”. Надо считаться с детскими запросами и строить рацион, устраивающий каждого.

Контролировать - не опекать

ТОП

Мы мечтаем, чтобы дети были самостоятельными - и в то же время постоянно их опекаем. Есть ли тут золотая середина? Надо понимать, что внимание младшего школьника удерживается 30-40 минут, более старшего - 45 минут. Не случайно урок длится именно три четверти часа: это связано с физиологией мозга, который в период своего становления не способен удерживать внимание дольше. Если ребенок сидит за уроками третий час, он уже не может выдать продуктивное решение или идею. Бесполезно кричать, ругаться. Может, лучше, чтобы он погулял, переключился на что-то и через 15 минут снова сел за дело. Это более продуктивно, чем растягивание выполнения уроков на весь вечер.

К концу начальной школы ребенок должен уметь самостоятельно выполнять домашние задания. А к родителям обращаться только для уточнения или в случае каких-то затруднений. Контролировать - не значит решать за ребенка примеры, чтобы было быстрее. Дети - сметливый народец. Они привыкают, что мама/папа всегда рядом, быстро понимают, как от них получить, например, ответ. Не обладая должным терпением и выдержкой, родители начинают подсказывать и решать за ребенка задачу - он моментально это просекает и использует вновь и вновь. В итоге у него просто нет шансов научиться действовать самостоятельно.

Заслужи доверие

Важно еще, чтобы ребенок социализировался, обретал связи со сверстниками и место в их кругу. И на этом пути свои подводные течения, связанные с социальными сетями.

В Интернете все связи для нас скрыты, и мы не знаем, что занимает там нашего ребенка. Но когда взрослые умеют рассказать ребенку о своих интересах в Сети, равно как о своем негативном отношении к ее отдельным сторонам, тогда проще получить ответную реакцию от ребенка.

Важно быть в курсе, кто вступает с ребенком в разговоры и суть этих разговоров, со всей заинтересованностью общаться с ребенком, чтобы быть в курсе того, что его интересует, с кем он общается.
Иногда родители явно чувствуют: что-то не так. Как вызвать ребенка на откровенный разговор?

Если вдруг родители замечают какие-то напряжение у ребенка или странное поведение, что-то в нем изменилось - это тот случай, когда необходимо задать прямой вопрос. Ребенку важно, чтобы его интересы разделял кто-то близкий, кто не ограничивался бы дежурными фразами типа ”Как дела?”.

С позиции позитивного отношения

Переход ребенка из начальной школы в основную или из основной - в гимназию сопряжен с дополнительными переменами. Ребенку заново надо влиться в коллектив и занять в нем свою позицию. При этом гиперактивный ребенок может оттолкнуть от себя сверстников, а малообщительный, наоборот, при всем старании не может привлечь к себе чье-то внимание. К этому ребенка тоже надо постараться подготовить, рассказывая, что у него будут новые друзья, новые спутники, далеко не похожие на него. Даже у гиперактивного ребенка гиперактивность тоже обусловлена тревогой. Ему неспокойно в этом мире. И у того, кто, забившись, стоит у стеночки, тоже своя тревога, он тоже боится неизвестности. То есть и тому, и другому нужна поддержка.

Достаточно внушить вашему ребенку: ”Все будет хорошо, все ребята хорошие. Ты пойми: у этого все складывается вот так, у другого - по-другому. Важно интересоваться другими людьми”. Такие элементарные подсказки правил общения пригодятся ему в жизни. Быть может, младшими школьниками эта тема еще не осознается в должной мере, поэтому полезно проиграть ситуацию. В игре часто выявляются проблемные моменты, которые можно проговорить. Например: ”Вот посмотри - я тот мальчик, что тебя задевает, и мне страшно. Может, найдем для этого человека нужные слова?” Уже тем самым вы способны вооружить ребенка должной инициативой.

К сожалению, у родителей нередко наблюдается личный негативный настрой. Мало того, что дети не готовы к перемене летнего образа жизни, сами родители усугубляют такое настроение: ой, опять школа. А школа по сути - это интересно, это место, где много познавательного и увлекательного. Заражайте детей позитивным отношением к школе через собственное позитивное отношение к своей работе. Это облегчит жизнь и тем, и другим.