Болезни Военный билет Призыв

Васко да Гама: биография мореплавателя и великие открытия. Что открыл Васко да Гама

Васко да Гама – знаменитый мореплаватель из Португалии, который имеет самое непосредственное отношение к эпохе Великих географических открытий. За свою жизнь он успел совершить немало того, что позволило ему сохраниться в анналах истории. Многие хотят знать, что открыл Васко да Гама.

На родном португальском языке имя этого мореплавателя звучит как Вашку да Гама. Он проживал, по разным данным, с 1460 или 1469 года, и скончался практически в самом конце 1524 года. За это время он не раз совершал плавание в Индию, благодаря которым приобрел свою известность.

Ключевые факты биографии

Происхождение Васко было, в какой-то мере, знатным. Он – третий из пяти сыновей рыцаря Эштевана де Гама. Помимо него самого, его брат, Паулу де Гама, тоже принимал участие в знаменитых плаваниях к Индии.

Хотя эта фамилия и не была слишком знатной, она всё же имела вес, так как некоторые предки данной семьи служили королю Афонсу третьему, а также отлично показали себя в сражениях с маврами. Именно благодаря этим битвам один из предков и получил звание рыцаря.

Несмотря на то, что Васко да Гама был рожден в городе Синиш, исследователи полагают, что образование он получал в достаточно крупном городе Эворе, который находится недалеко от Лиссабоны. Также считается, что одним из его учителей был известный астроном, первый человек, сконструировавший астролябию из металла, Авраам Бен Шмуэль Закуто.

Ещё с юности Васко обращал свой взгляд на морские просторы – он участвовал в сражениях, захватывал по приказу короля французские суда. Именно благодаря этим событиям мир впервые услышал о существовании будущего известного мореплавателя.

В те времена множество людей пыталось отыскать морской путь до Индии. Дело в том, что Португалия не имела удобных маршрутов, которые позволяли бы ей торговать с другими странами. Проблемы экспорта и некоторые другие аспекты делали поиск пути настоящей задачей века. Это позволяет понять, что открыл Васко да Гама.


Что открыл Васко да Гама?

Главная причина, по которой имя Васко да Гамы известно практически каждому даже спустя столько лет, это то, что он сумел найти морской путь в Индию . Конечно, поначалу люди стремились отыскать маршрут на суше – множество ярких личностей были отправлены королем огибать Африку.

К 1487 году Перу да Ковильяну удалось совершить то, что от него требовалось. Он даже сумел сообщить об этом в Португалию. Однако, примерно в этот же период погиб любимейший сын короля, который должен был унаследовать престол. Глубокое горе не дало Жуану второму возможности плотно заняться сухопутным маршрутом. К счастью, это позволило Васко да Гаме действовать.

К тому моменту, как король перестал уделять внимание практически всему, многое уже было сделано для подготовки к морской экспедиции. Бартоломеу Диаша, знавший маршрут вокруг Африки, по приказу Жуана сообщил команде всю информацию о том, какое судно требуется для плавания в таких водах. В результате в распоряжении экспедиции Васко да Гамы было четыре корабля:

  • Сан-Габриэл,
  • Сан-Рафаэл, на котором находился брат мореплавателя, Паул,
  • Берриу,
  • Транспортное судно для припасов.

Помимо воды и провианта, на корабли загрузили довольно большое количество оружия, в числе которых были клинки, пики, арбалеты и алебарды. Помимо этого, у части экипажа имелись защитные кожаные нагрудники, а высшие чины облачались в металлические кирасы. На корабли установили фальконеты и пушки.

Что сделал Васко да Гама в своём путешествии?

Датой начала знаменитой морской экспедиции в Индию считают восьмое июля 1497 года . Корабли торжественно покинули Лиссабон и начали своё длительное плавание. Четвертого ноября судна достигли бухты, которой Васко присвоил имя Святой Елены. Здесь он был ранен местными жителями стрелой в ногу.

К тому моменту как экспедиция обогнула мыс Доброй Надежды, корабль, перевозивший припасы, пришел в негодность, а значительная часть экипажа скончалась от цинги. Это судно сожгли, а провиант распределили по оставшимся трем.

После этого Васко да Гама посетил Мозамбик и Момбасу, где у него произошел конфликт с местным султаном, а затем попал к Малинди, где сумел заполучить себе местного нового лоцмана. Благодаря ему и попутным муссонам судна были доведены до берегов Индии. 20 мая 1498 года – день, когда экспедиция достигла искомых земель.


Итоги первого плавания

Итак, что и когда открыл Васко да Гама? Благодаря своей экспедиции к середине 1498 года он обнаружил морской путь в Индию. Однако, результаты этой затеи оказались далеко не такими радужными, как того хотел бы мореплаватель.

Изначально маршрут искали для того, чтобы начать международную торговлю, но всё то, что Васко привез на индийские земли, не понравилось ни заморирну, ни простым местным жителям . Эти товары не продавались, а пошлины и оплата привели к спорам с португальцами. В результате разочарованный мореплаватель был вынужден начать обратный путь.

Этот период был особенно тяжелым для экспедиции. Множество бед и лишений свалились на Васко да Гаму и его экипаж. В конечном итоге, вернуться удалось лишь двум судам и крайне малому количеству людей. Однако, это не помешало мореплавателю получить сначала титул дона, а затем и Адмирала Индийского океана.

Различные события происходили в жизни Васко после экспедиции. Он поссорился с рыцарями собственного ордена и примкнул к конкурирующему, Ордену Христа. Затем он нашел себе жену, Катарину ди Атаиди, которая была дочерью Алвора, частью знаменитой семьи Алмейда.


Дальнейшие плавания

После относительно успешного возвращения в родные земли Васко да Гамы, плавания в Индию стали практически ежегодными. Они имели как положительные, так и отрицательные результаты, но, в конечном итоге, сам знаменитый мореплаватель совершил ещё несколько экспедиций в экзотическую страну.

Второе плавание определяют 1502-1503 годами, а третье произошло значительно позже. Это было связано с политической ситуацией в Португалии. Когда Васко да Гаме было уже пятьдесят четыре года, Жуан третий решил дать ему титул вице-короля. Однако, в 1524 году началось третье плавание в Индию, в котором также участвовали сыновья Гамы – Эштеван и Паул.

Когда мореплаватель прибыл на место, он плотно занялся вопросом злоупотреблений в местной администрации, но не успел добиться никаких значительных результатов, так как 24 декабря того же года он скончался от поразившей его малярии . Впоследствии тело доставили назад, в родную страну, и захоронили в Лиссабонском монастыре близ Санта-Мария-де-Белен.


Эпоха Великих географических открытий - чрезвычайно важная веха в истории человечества. Конечно, народы Южной и Северной Америки вряд ли согласятся с этим утверждением, но для нашей цивилизации в целом значение тех исследований огромно. Имена отважных капитанов славной эпохи навеки запечатлены в исторических документах, а потому их сегодня знает каждый школьник.

Но далеко не все могут перечислить истинные достижения этих великих людей. Не каждый, к примеру, ответит на вопрос о том, что открыл Васко да Гама. Это мы и рассмотрим в статье.

Основные вехи биографии

Ва́ско да Га́ма (1460-1524) - всемирно известный португальский мореплаватель, чья жизнь пришлась как раз на эпоху Великих открытий. Известен тем, что первым в истории проложил морской путь в Индию. В свое время даже занимал высокий пост Индии. Словом, биография Васко да Гама богата выдающимися событиями.

Многие историки подчеркивают, что первооткрывателем в строгом понимании этого слова он не был (в отличие от того же Магеллана). В то время как пришлось в поте лица убеждать сильных мира сего в необходимости организации экспедиции, Васко да Гама подобными вопросами не занимался. Объясняется это тем, что монарх попросту назначил его «открывателем морского пути в Индию».

Мореходу здорово повезло и с организаций похода: его и команду снабдили всем самым лучшим, прекрасно понимая важность всего мероприятия.

Как же начиналась биография Васко да Гама? О матери его много не известно, но отец принадлежал к древнему и состоятельному рыцарскому сословию. У будущего покорителя океанов было пятеро братьев и сестра.

Судя по «да» в его имени, его род точно принадлежал к высшему дворянскому сословию. Как утверждают португальские историки, один из предков Васко да Гама (биография путешественника это подтверждает) в свое время отличился в битве с маврами, за что ему и было пожаловано рыцарское звание.

Где же будущий первооткрыватель морского пути в Индию получал образование? Увы, здесь приходится судить только по косвенным следам. Более-менее достоверно известно лишь то, что математику и навигацию юный Васко да Гама постигал в Эворе. Учитывая, что сведения сохранились только об этих науках, можно предполагать, до чего португальцы уважали людей, которые были способны прокладывать курс и обращаться с секстантом.

Следует заметить, что у португальских дворян не было особенного выбора в вопросах, касающихся рода их занятий. Если человек принадлежал к дворянскому сословию, да еще и был рыцарем, то путь его - исключительно воинское дело. Учитывая, что более-менее серьезных сухопутных войн Португалия ни с кем не вела, но активно осваивала земли за океаном, практически все дворяне становились морскими офицерами.

Не избежал той же стези и молодой Васко да Гама: биография (открытия в том числе) его наглядно показывает, что более талантливых капитанов у Португалии в то время фактически не было.

Жизнь Васко да Гама до его путешествия в Индию

В далеком 1492 году некие французские корсары сумели перехватить богатый груз, шедший в Португалию. Монарх сей славной страны не стерпел такого нахальства, а потому поручил одному молодому дворянину пройтись с карательным рейдом вдоль берега, захватывая все суда французов, найденные в том районе. Порученец выполнил задание настолько быстро и эффективно, что разбойникам пришлось все вернуть. Как вы уже догадались, этим смелым рыцарем и был Васко да Гама. За свою решительность и храбрость он быстро приблизился к королевскому двору.

В 1495 году на трон Португалии взошел Мануэл I, который не только с удвоенным рвением продолжил дело морской экспансии уже известных земель, но и всерьез задумался об открытии мореходного пути в Индию. Первоначально предводителем эскадры был назначен Бартоломео Диаш. Но король понимал, что в экспедиции понадобятся таланты не только мореходного, но и сугубо военного толка. А потому на это место был назначен наш герой. Так что открыл Васко да Гама в дальнейшем?

О морском пути в Индию

Следует заметить, что предшественник деятельного монарха к тому времени уже успел попытать счастья в деле поиска сухопутного маршрута. Сделать это было непросто, так как вся северная часть Африки находилась в руках у вышеупомянутых мавров. Только лишь пройдя южнее Сахары, можно было выйти на искомый путь.

В 1487 году в поход отправилась серьезная экспедиция. Руководили ею опытные офицеры - Перу да Ковильяна и Афонсу ди Пайву. Первому удалось достичь желаемой Индии и передать на родину сообщение о возможности такого перехода. Уже в 1488 году проводит подробнейшее исследование южной оконечности Черного Континента. Казалось, что у Жуана II вот-вот будет сильнейший козырь на руках - путь в Индию гарантировал бы постоянный приток богатств. Так почему же Васко да Гама и открытие морского пути в Индию стали столь важной вехой в истории как Португалии, так и всей человеческой цивилизации?

Судьбе было угодно иное: у короля умирает единственный наследник, а потому он практически полностью отстраняется от занятий политикой. Впрочем, сделать он успел немало: так, для сопровождения экспедиции была выстроена целая эскадра первоклассных морских судов, чье проектирование в свое время возложили на небезызвестного Бартоломео Диаша.

Когда монарх скончался в 1495 году, Мануэл I - его преемник - сперва меньше всего думал об Индии. Но международная политическая обстановка сложилась таким образом, что без этого вскоре стало нельзя. Быстрая подготовка к великому походу продолжилась.

Снаряжение первой экспедиции

На каких кораблях провел свое путешествие Васко да Гама? Во главе эскадры встал «Сан-Габриэл». Аналогичный по классу корабль, «Сан-Рафаэл», перешел под командование Паулу - брата Васко да Гамы. Оба парусника относились к так называемому классу нао. Это были весьма крупные суда, водоизмещение которых достигало 120-150 тонн. За счет широких прямоугольных парусов они могли развивать приличную скорость, но были достаточно неповоротливы, а мореходы не слишком любили использовать их для длительных переходов без привязки к берегу.

Противоположностью флагману стала «Берриу». Судно это - верткая маневренная каравелла. Оно было оснащено косыми парусами, командовал им Николау Коэльо. Наконец, в состав эскадры входил некий транспортник, ни названия, ни прочих сведений о котором не сохранилось.

О навигации

Неудивительно, что при таком внимании к организации экспедиции для ее оснащения выделялись лучшие навигационные приборы того времени. Обер-штурманом стал Перу Аленкер. Сей выдающийся мореход уже успел прекрасно себя зарекомендовать в походе с Диашем (о котором мы говорили выше). Кроме основного офицерского состава на борту были священник, писарь и астроном. Позаботились и о нескольких переводчиках, которые помогли при общении с туземцами. По мнению некоторых историков, численность экипажа достигала 170 человек.

Человеколюбивая традиция

В те времена существовала одна любопытная традиция. На борт при подобных походах брали осужденных преступников. Разумеется, делали это не ради того, чтобы познакомить арестантов с красотами заморских земель. Их использовали в качестве разведчиков, десанта и в прочих ситуациях, когда не хотелось рисковать жизнями штатного экипажа. Впрочем, для самих узников был и «свет в конце туннеля». Каким бы тяжелым ни было прегрешение, которое человек совершил на воле, он получал свободу в конце плавания. Если доживал, разумеется.

Вопросы питания

Помните, мы упоминали о некоем транспортном судне? Включать его в составы экспедиций стали со времен Диаша, когда подобный подход к делу доказал высочайшую эффективность. На складском судне хранился огромный запас провизии, формы, запасного такелажа, инструментов. Рацион команды изобилием не блистал: каши, солонина, сухари. Кроме того, в стандартную пайку входил небольшой объем вина. Зелень и фрукты, рыба и свежее мясо добывались силами самих матросов на стоянках.

Все матросы и офицеры получали неплохое жалованье (за исключением «штрафбата»). Ради романтики морских странствий в походы никто не ходил. Впрочем, путешествие Васко да Гама являлось сугубо коммерческим мероприятием, так что удивляться точно не приходится.

Чем были вооружены корабли эскадры?

К тому времени вооружение на кораблях уже далеко ушло от тех примитивных мортир, которые повсеместно встречались в начале эпохи. Каждый из «нао» имел не менее 20 орудий, а каравелла была вооружена двенадцатью пушками. Личное оружие команды напоминало испанское: те же кирасы и алебарды, кортики и шпаги. Имелось также несколько мушкетов и пистолей. Качество и распространенность личного огнестрельного оружия были так малы, что серьезного влияния на исход схватки оно обычно не оказывало.

8 июля 1497 эскадра с великими почестями отчалила от порта Лиссабона. В путь отправился той эпохи - Васко да Гама. Открытие Индии (точнее, морского пути туда) было не за горами!

Начало похода

Процесс проходил в штатном режиме: корабли плыли вдоль Съерра-Леоне. Воспользовавшись добрым советом Диаша, экспедиция сильно отклонилась к западу от намеченного курса, дабы избежать сильнейшего встречного ветра. Сам он, к слову сказать, к этому времени уже отошел от армады на отдельном корабле, направляясь к крепости Сан-Жоржи-да-Мина. Там Диаш заступил на должность коменданта.

Тем временем, наша эскадра уже сделала впечатляющий крюк в атлантическом океане, после чего португальцы вновь увидели берега Черного Континента. 4 ноября 1497 произошел знаменательный спуск якоря в бухте, которая сразу же получила имя Святой Елены. Команды судов получили приказ для долговременной стоянки, так как корабли все же сильно потрепало в открытом океане, но выполнить все работы не получилось. По пути все же удалось отыскать несколько клочков суши, на которых подлатали отчаянно текущие корабли. Вот как Васко да Гама открыл

Местное население оказалось крайне враждебно настроенным. Впрочем, учитывая количество работорговцев в тех местах, ничего удивительного в этом не было. Сам Васко да Гама получил в одной из стычек стрелу в ногу, после чего эскадра двинулась дальше.

Но главные испытания были еще впереди. С огромным трудом обогнув Мыс Бурь (Доброй Надежды), флотилия бросила якоря в бухте Моссел Бей. Неповоротливое грузовое судно непогода потрепала так сильно, что пришлось его сжечь. К счастью, местные туземцы оказались куда добрее к путникам, а потому удалось не только без помех произвести ремонт кораблей, но и пополнить запасы воды и провианта. Дальнейший путь лежал на северо-восток.

Арабское коварство

16 декабря 1497 года моряки увидели последний памятный столб, который оставила экспедиция Диаша еще в 1488 году. Все сочли это за доброе предзнаменование, причем предчувствия оправдались: целый месяц плавание шло без задержек и происшествий. Во многом это объясняется тем, что корабли экспедиции проплывали вдоль вполне цивилизованных берегов.

Дело в том, что восточный берег Африки с давних пор был арабской вотчиной, а уж они-то, в отличие от полудиких племен западного побережья, прекрасно знали европейцев. Во многом из-за этого и прошла довольно мирно (для тех лет) экспедиция Васко да Гама. Морской путь в Индию отнял жизни многих моряков, но погибли они из-за некачественного питания и инфекционных болезней.

Несмотря на Крестовые походы, отношение к ним было вполне приемлемым, но без сложностей все же не обходилось.

Так, в Мозамбике начались трения с местной администрацией. И дело было вовсе не в религии, которой весьма циничные арабы вообще уделяли мало внимания, а в том, что местные купцы заподозрили в португальцах конкурентов. Васко да Гама в долгу не остался, слегка обстреляв негостеприимные берега.

В портах Момбаса и Малинди экспедицию встретили не в пример лучше. Как ни странно, но местный шейх приветствовал их как лучших друзей. Впрочем, у него были свои причины: польщенные португальцы легко подписали союзнический договор против некоторых общих врагов. В Малинди экспедиция наконец-то встретила индийских купцов. Огромных трудов и немалых денег обошлась процедура поиска надежного лоцмана. 20 мая 1498 корабли флотилии наконец-то достигли берегов Индостана.

Сперва Васко посетил город Каликут (нынешний Кожикоде). Градоначальник встретил гостей очень торжественно. Но и тут мусульманские купцы начали вновь вставлять им палки в колеса. Отношения с градоначальником резко ухудшились, торговля шла плохо. Впрочем, удалось наторговать немало драгоценных камней и специй. По старой традиции, Васко да Гама отплатил неблагодарным горожанам, всадив в городские стены несколько ядер и захватив пару-тройку ценных заложников. В Гоа португальцы попытались основать купеческую факторию, но и здесь их постигла неудача.

Морской путь к берегам Индии - вот что открыл Васко да Гама!

Обратный путь

Пришлось разворачиваться и плыть домой. Впрочем, жаловаться было грех: местность разведана, торговые отношения, пусть и плохо, налажены. Впоследствии это оказалось важным фактором установления владычества португальцев в тех краях, чему немало способствовал сам Васко да Гама. Великие путешественники тех лет нередко становились талантливыми политиками и военачальниками, так что ничего поразительного в данном факте его биографии нет.

Но это было впереди, а пока мореплавателям предстоял длинный и опасный обратный путь. Их донимали (как мало изменилась с тех пор обстановка в том районе), страшная жара и пищевые инфекции. Второго января 1499 город Могадишо был «для профилактики» обстрелян из пушек, после чего эскадра взяла курс на Малинди.

Отдых

7 января 1499 они достигли уже знакомого города, в котором наконец-то смогли отдохнуть от опостылевшего моря и корабельной тесноты. И на сей раз шейх предоставил прекрасную еду и апартаменты, а потому всего за пять дней команда изрядно приободрилась.

Путь продолжался, но не без потерь: 13 января около Момбасы из-за сильной течи снова пришлось распрощаться с одним из судов. К середине апреля сильно поредевшая флотилия все же смогла достичь Зелёного мыса. Дом был уже рядом. Чтобы приободрить членов семей и короля, вперед выслали корабль, который должен был первым доставить весть об удачном завершении экспедиции. В то же время брат Васко, Паулу, серьезно заболел, а потому сам капитан задержался.

И только в конце августа (или уже в сентябре) 1499 года остатки армады гордо пришвартовались в порту Лиссабона. Вот что открыл Васко да Гама. Марко Поло и прочие великие мореходы прошлых лет могли бы с полным правом гордиться делами своего коллеги!

Возвращение и награда

К родным берегам пришли только два судна и 55 человек экипажа. Но с финансовой точки зрения успех был просто феноменальный: выручка от торговли с арабами и индусами в 60 раз (!) превысила все затраты на организацию самой экспедиции. Неудивительно, что имя Васко да Гама и открытие морского пути в Индию стали синонимами на долгие годы вперед!

Мануэл I был в восторге. Васко получил высокий титул дона, немалую пенсию и огромный земельный надел. Учитывая, что Васко да Гама открыл путь в Индию, которая издревле славилась своими богатствами, такие почести легко объяснимы. Кроме того, наш герой стал приближенным советником короля, так что все тяготы не были напрасны. В Индию он отправится еще не раз, отстаивая интересы родной земли на дальних берегах.

В конце 1524 года Васко да Гама скончался, уйдя из жизни на индийской земле. Он все же сумел основать факторию на Гоа, которая оставалась под протекторатом Португалии вплоть до середины 20-го века. Соотечественники и по сей день высоко чтут память о легендарном мореплавателе, а открытия и жизнь Васко да Гама изучают в школах. В его честь назван мост в Лиссабоне, а уж количество посвященных ему произведений искусства и вовсе не поддается исчислению.

Мы рассмотрели, что открыл Васко да Гама. Надеемся, представленная выше информация будет вам полезна.

ГАМА, ВАСКО ДА (Da Gama, Vasco) (1469–1524), португальский мореплаватель, открывший морской путь из Европы в Индию. Родился в 1469 в Синише (провинция Алентежу) в семье Эстебано да Гамы, главного алькальда Синиша и главного командора рыцарей ордена Сантьяго в Серкале. Образование получил в Эворе; изучил искусство навигации. В 1480-х вместе с братьями вступил в орден Сантьяго. В начале 1490 участвовал в отражении нападения французов на португальские колонии на побережье Гвинеи. В 1495 получил от своего ордена два командорства (Мугелаш и Шупариа).

После того как было выяснено, что Африку можно обогнуть с юга (Б.Диаш), и установлено наличие торговых морских связей между арабскими поселениями Восточной Африки и Индией (П. Ковельяну), португальский король Мануэл I (1495–1521) поручил В. да Гаме в 1497 совершить плавание в Индию вокруг Африки. 8 июля 1497 флотилия в составе четырех кораблей с экипажем в сто шестьдесят восемь человек отплыла из Лиссабона; сам Васко командовал флагманским судном «Сан-Габриэл», его брат Паулу вторым крупным кораблем – «Сан-Рафаэл». Миновав о-ва Зеленого мыса, экспедиция взяла курс на запад, а затем повернула на восток, сделав большую дугу по Атлантическому океану, и в начале ноября вышла к африканскому побережью у бухты Сент-Хелина; 20 ноября флотилия обогнула м. Доброй Надежды, 25 ноября зашла в бухту Мосселбай, а 16 декабря добралась до последнего пункта, достигнутого Б.Диашем – Рио до Инфанте (совр. р. Грейт-Фиш). Открыв в день Рождества восточное побережье совр. ЮАР, В. да Гама назвал его «Наталь». В конце января 1498 португальцы, миновав устье р. Замбези, вошли в воды, контролируемые арабским морским торговым союзом. 2 марта В. да Гама прибыл в Мозамбик, 7 марта – в Момбасу, где столнулся с открытой враждебностью местных арабов, однако 14 апреля был радушно принят в Малинди. В этом восточноафриканском городе он нанял арабского лоцмана, с помощью которого 20 мая 1498 привел флотилию в Каликут, крупнейший транзитный центр торговли пряностями, драгоценными камнями и жемчугом на Малабарском (юго-западном) берегу Индии.

Первоначально радушно принятый каликутским раджой (хамудрин), В. да Гама вскоре попал к нему в немилось из-за интриг арабских купцов, боявшихся утратить свою монополию на торговлю с Индией, и 5 октября 1498 был вынужден отправиться в обратный путь. После трудного путешествия (штормы, цинга), потеряв «Сан-Рафаэл», в сентябре 1499 достиг Лиссабона; большая часть участников экспедиции погибла, в том числе Паулу да Гама, на родину вернулось только пятьдесят пять человек. Однако цель была выполнена – открыт морской путь из Европы в Азию. Кроме того, доставленный из Индии груз пряностей позволил многократно компенсировать затраты на экспедицию. По возвращении Васко да Гама удостоился торжественной встречи; получил дворянский титул и ежегодную ренту в 300 тыс. рейсов; в январе 1500 назначен «адмиралом Индий»; за ним были закреплены феодальные права на Синиш.

В 1502 возглавил новую экспедицию в Индию (двадцать кораблей) с целью отомстить за резню, устроенную арабами в португальской торговой фактории в Каликуте и защитить коммерческие интересы Португалии в Индии. По пути открыл Амирантские о-ва и основал колонии в Мозамбике и Софале; получил дань с шейха Килвы (Восточная Африка) и разгромил посланный против него арабский флот из двадцати девяти кораблей. Прибыв к Каликуту, подверг его жестокой бомбардировке, фактически уничтожив городской порт, и принудил раджу к капитуляции. Заключил выгодные договоры с местными правителями и, оставив часть кораблей для защиты португальских торговых факторий, вернулся на родину с огромным грузом пряностей (сентябрь 1503). В результате экспедиции центр европейской торговли окончательно переместился из Средиземного моря в Атлантику. В. да Гама вновь удостоился больших почестей, а в 1519 получил вместо Синиша, переданного ордену Сантьяго, города Видигейра и Вила дос Фрадес и титул графа Видигейры.

В 1524 отправлен новым королем Жуаном III (1521–1557) в Индию в качестве вице-короля. Предпринял ряд энергичных мер для укрепления португальских позиций на Малабарском берегу, но вскоре умер в Кочине (к югу от Каликута) 24 декабря 1524. В 1539 его останки были перевезены из местной францисканской церкви в Португалию и захоронены в Видигейре.

В память о первом путешествии Васко да Гамы был возведен монастырь иеронимитов в Белеме. Его деяния воспел Л. ди Камоэнс в эпической поэме Лузиады (1572).

Иван Кривушин

Васко да Гама был мореплавателем, который открыл путь в Индию. Он родился в 1469 году в небольшом португальском городе Синиш, но о его ранних годах существует не очень много информации. Он получил неплохие знания в математике, астрономии и навигации. Его отец был моряком. Васко был с ранних лет привязан к морю и часто участвовал в сражениях на воде. Его жизнь была насыщенной, и в своём докладе я расскажу о биографии известного первооткрывателя.

Первая поездка

Правительство Португалии решило всерьез заняться налаживанием торгового сообщения с Индией, но для этого было необходимо найти туда морской путь. Колумб уже пробовал отыскать его, но его открытие оказалось ложным. Индией для Колумба ошибочно стала Бразилия.

Васко да Гама отправился на поиски пути в Индию с командой на четырёх кораблях.

Сначала его корабли отнесло течением к Бразилии, однако Васко не повторил ошибки и нашёл верный курс.

Экспедиция заняла много времени. Корабли были в пути несколько месяцев. Судна пересекли экватор. Они шли по направлению к южному полюсу вдоль берегов Африки и обогнули её через мыс Доброй Надежды.

Оказавшись в водах Индийского океана, корабли, спустя некоторое время, сделали остановку в африканской стране Мозамбике. Здесь Васко решил взять с собой проводника. Им стал арабский путешественник, который хорошо ориентировался в близлежащих водах и территориях. Он-то и помог экспедиции закончить путешествие и привел её прямо к полуострову Индостан. Капитан остановил корабли в Каликут (сейчас он называется Кожикоде).

Сначала мореплавателей встретили с почётом и приняли ко двору. Васко да Гама договорился с правителями о налаживании торговли в их городе. Но другие торговцы, приближённые ко двору заявили, что не испытывают доверия к португальцам. Товары, привезённые экспедицией, продавались очень плохо. Это привело к возникновению споров между моряками и правительством города. В итоге корабли Васко отплыли обратно на родину.

Дорога домой

Обратный путь оказался трудным для всего экипажа. Морякам пришлось несколько раз сражаться с пиратами, защищая себя и товар. Они везли домой пряности, медь, ртуть, драгоценности, янтарь. Многие люди из корабельных команд начали болеть и умирали. Потребовалось сделать небольшую остановку в Малинди, портовом городе, расположенном в Кении. Путешественники смогли отдохнуть и набраться сил. Да Гама был очень благодарен местному шейху, который тепло принял их и оказал помощь. Дорога домой заняла более 8 месяцев. За это время была потеряна часть команды и одно судно. Его решили сжечь его, потому что оставшиеся моряки не справлялась с управлением и просто пересели на другие корабли.

Несмотря на то, что торговля не задалась, экспедиция окупила себя выручкой, полученной в Индии. Поездка считалась успешной, за что руководитель экспедиции получил почётный титул и денежную награду.

Открытие морского пути в Индию предоставило возможность постоянно отправлять туда суда с товарами, чем и стали регулярно заниматься португальцы.

Последующие визиты в Индию

Спустя некоторое время португальские власти решили отправить в Индию несколько кораблей, чтобы подчинить себе страну. В составе команды был и Васко да Гама. Португальцы напали на несколько индийских городов на берегу океана: Онор, Мири и Каликут. Такую реакцию повлекло несогласие властей Каликута на создание фактории. Факториями назывались торговые поселения, основанные иностранными торговцами в каком-либо городе. Команда жестоко обошлась с местными жителями и захватила большую добычу.

В третий раз Васко отправился в Индию, чтобы разобраться с администрацией португальских колоний в Африке и Индии. Были подозрения, что управляющий состав злоупотреблял своим положением. Но эта поездка оказалась менее удачной для мореплавателя. Он заболел малярией и умер. Его тело было привезено на родину. Он похоронен в Лиссабоне.

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя

Одним из знаменитейших и отважных мореплавателей времени Великих географических открытий является Васко да Гама. Он был одним из первых, кто проплыл от Европы до Индии. Кроме того, Васко да Гама, интересные факты о котором приведены ниже в статье, прославился не только своими морскими открытиями, но и разумной деятельностью политика.

Васко да Гама вырос в семье рыцаря из Португалии. Воспитывался будущий мореплаватель среди пятерых братьев и одной сестры Терезы. По происхождению являлся не самым знатным, но заслуженным дворянином, род которого неоднократно доказывал преданность родине. Его предки были на службе у короля Афонса. Отличившись храбростью в боях против мавров, они по праву заслужили звание рыцарей.

Навигации, математике и астрономии да Гама обучался в Эворе. Вместе с братьями в двадцать лет Васко вступает в Орден Сантьяго. Уже в молодые годы активно участвует в морских военных сражениях. Впервые о Васко услышали после его успешной операции, в ходе которой были захвачены французские суда, которые ранее напали на португальский корабль с золотом.

Путь в Индию

После смерти короля Португалии Жуана II, который в последние годы тщательно разрабатывал план для прокладывания морского пути в Индию, пришедший ему на замену Мануэл I с энтузиазмом продолжил его работу. И выбор на командующего данной экспедиции пал на молодого, но уже заслужившего доверие королевского двора Васку да Гаму.

Для путешествия лучшие мастера соорудили четыре корабля. Экспедиция была отлично снаряжена и обладала лучшими картами и приборами навигации. Команда Васки состояла из знатоков своего дела. Штурманом на корабле был знаменитый Перу Аленкен, который уже ранее плавал к мысу Доброй Надежды. Кроме того, в составе команды были переводчики, священник, писарь, астроном.

В июле 1497 года судна под командованием Васко да Гамы празднично вышли из города Лиссабона. В ноябре, бросив якорь в бухте, которой дали имя Святой Елены, путешественники столкнулись с разногласиями с местными жителями. И после вооруженного столкновения отправились дальше в путь. Проплыв вдоль мыса Доброй Надежды, судна двинулись дальше вдоль африканского берега. Следующие пять месяцев до мая 1498 года команда без серьезных проблем достигла Каликута, Индии.

Город встретил португальских мореплавателей торжественно, предложил на продажу множество заморских пряностей и драгоценных камней. В сентябре 1499 года флотилия двинулась обратно в Португалию. В целом основная цель путешествия, открыть морской путь к Индии, была достигнута. В последующие годы Васко да Гама занимался закреплением португальского влияния на открытой им территории.