Урока на тему "Распад Золотой Орды" (6 класс). Конспект на тему: «Распад Золотой Орды
- Самостоятельная работа с текстом учебника
- стр. 72-74.
- Задания:
- 1. Какие факты свидетельствуют об оживлении ремесла и торговли в XIV-XV вв.?
- 2. Покажите на карте направления внешней торговли.
- 3. Какие товары вывозили и ввозили русские купцы?
- 4. Каким образом развитие ремесла и торговли влияло на процесс централизации русских земель?
- «Распад Золотой Орды, образование татарских княжеств»
- История России, 6 класс
- Параграф 25
- Вопросы и задания на стр.82 .
- Рабочая тетрадь №1-5
- Рубрика «Думаем, сравниваем, размышляем». (стр. 83).
- Задание №2
- 1.Разгром Тимуром Золотой Орды.
- 2.Образование новых государств на юго-восточных рубежах Руси.
- Проблемный вопрос! (стр. 78)
- 1. Разгром Тимуром Золотой Орды.
- Улус Джучи (Улуг Улус), в современной русской традиции - Золотая Орда́ (монг. Алтан Орд) - государство во главе с потомками Джучи, старшего сына Чингисхана.
- Образовано около 1224 года как владение в составе Великого Монгольского Улуса (Монгольской империи). Территория значительно расширена сыном Джучи Бату (1227-1255), при котором политическим центром улуса стало Нижнее Поволжье.
- Русь
- Золотая Орда
- Кто не знает хотя бы одного хана Орды?
- Многие могут назвать и несколько: Чингисхан, Батый, Мамай, Тохтамыш и многие другие.
- Битва на поле Куликовом-знаменитейший бой! Это первая битва в которой Русь победила не отдельные отряды, а основную рать Орды!
- Тохтамыш в 1380 разгромил войско Мамая на реке Калке, в 1382 пошёл на Москву.
- После укрепления своей власти он выступил против Тамерлана.
- В итоге ряда опустошительных походов Тамерлан разбил войска Тохтамыша, захватил и разрушил поволжские города, в том числе Сарай- Берке, ограбил города Крыма и др. Золотой Орде был нанесён удар, от которого она уже не смогла оправиться.
- Завоевал Среднюю Азию
- Совершил походы в Индию, Иран, Хорезм, Закавказье, Малую Азию, Китай.
- В 1395г. Разгромил хана Тохтамыша и подчинил Золотую Орду.
- Рязань и Москва
- Подняли восстание покорённые народы, повернул на юг.
- 1405 –смерть Тимура
- Крымское
- Начались усобицы
- Сер. XVв. – новая опасность для Руси – Османская империя
- Набеги не прекратились!
- 2. Образование новых государств на юго-восточных рубежах Руси.
- В начале 20-х гг. XV века образовалось Сибирское ханство, в 40-е гг. - Ногайская Орда, затем возникли Казанское ханство (1438) и Крымское ханство (1443), а в 60-е гг. - Казахское, Узбекское ханства, а также Астраханское ханство.
- В XV веке значительно ослабла зависимость Руси от Золотой Орды.
- В 1480 Ахмат, хан Большой Орды, являвшейся некоторое время преемницей Золотой Орды, пытался добиться повиновения от Ивана III, но эта попытка окончилась неудачно.
- Русь окончательно освободилась от «татаро-монгольского ига».
- В начале 1481 Ахмат был убит.
- При его детях, в начале XVI века, Большая Орда прекратила существование.
- Золотая Орда, сохранив относительную самостоятельность при Тохтамыше, лишь внешне напоминала былое могучее государство. Ее падение было предрешено всем предшествующим ходом исторического развития. Орда распалась в 15 в. Так закончилось более 200 летнее золотоордынское иго!
- Золотая Орда распалась на ряд государств:
- Астраханское,
- Казанское,
- Казахское,
- Крымское,
- Сибирское ханства,
- Ногайскую Орду.
- 3. Состав населения, его занятия.
- Казанское ханство занимало бывшую территорию Волжской Булгарии. На востоке его земли простирались до реки Белой, на западе - почти до рек Суры и Ветлуги. На севере они шли от Верхней Камы, на юге - до устья Черемшана.
- Крупные селения городского типа Лаеш, Алабуга, Тэтеш, Сембер (современный Ульяновск), Сарытау (современный Саратов).
- чувашка
- татары марийка
- ЮВЕЛИРНАЯ МАСТЕРСКАЯ
- ЗОЛОТОШВЕЙНАЯ МАСТЕРСКАЯ
- Для каждого нового хана ювелиры изготавливали дорогие наряды, головные уборы, сосуды и блюда из золота и серебра. Настоящим шедевром ювелирного искусства первой половины XVI века является "казанская шапка". Она хранится в знаменитой Оружейной палате Московского Кремля.
- 4. Взаимоотношения новых государств с Русью.
- ПРИБЫТИЕ КУПЦОВ В КАЗАНЬ.
- XV ВЕК.
- Торговля связывала ханство с Московской Русью и многими западными странами, Кавказом и Средней Азией, Сибирью и Персией (Ираном).
- Проблемный вопрос! (стр. 78)
- Какие изменения произошли в Восточной Европе в результате распада Золотой Орды?
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Крым-Сарайская средняя общеобразовательная школа
Бавлинского муниципального района Республики Татарстан
Открытый урок в 6 классе.
Тема:
«Распад Золотой Орды»
Учитель истории и обществознания:
Е.П.Ибрагимова
Открытый урок в 6 классе.
Тема: «Распад Золотой Орды»
Цель урока: выяснить причины распада Золотой Орды; рассмотреть занятие и состав населения новых государств, образовавших на юго-восточных рубежах Руси. Охарактеризовать роль взаимоотношения государств с Русью.
Ход урока:
I .Орг.момент.
II .Актуализация опорных знаний.
«Московское княжество в первой половине 15 века».
Карточка по теме: «Борьба за объединение Руси». (15мин).
III .Изучение новой темы.
1.Откуда пришел Тимур Тамерлан, восточный правитель и полководец, один из величайших завоевателей в истории отечества.
Родился 8 апреля 1336 г. в окрестностях ………. Его имя «Тимур» означает по-тюркски и по-монгольски «Иселезный» происходил из знатного рода племени барулас – монголов, которые после завоевания Центральной Азии Чингисханом и его сыновьями стали говорить по-тюркски и восприняли ислам.
Тамерлан говорил на двух языках, тюркском (узбекском) и таджикском. Был неграмотен, но любил слушать чтение писцов и сам диктовал рассказы о своих походах, в результате чего появилось такое произведение, как Зафар-наше (книга побед).
Тамерлан начал простым разбойником. При попытки угнать овец его ранили в ногу и плечо, после чего у него перестали сгибаться правая нога и подниматься правая рука, отсюда он получил прозвище «Хромой».
В 1361 г. в возрасте 25 лет, собрав отряд в несколько сотен человек, Тамерлан поступает на службу к Хану Тоглук-Тимуру. – в 70-е гг. XI в в Средней Азии (применение ИКТ).
Тимур и его держава. (рассказ по карте: «Образование централизованного государства»).
2.Какие новые государства образовались на юго-восточных рубежах Руси? (Ногайская Орда – столица Сарайчик, Большая Орда –столица Новый Сарай, Казанское ханство – Казань, Крымское ханство, Астраханское ханство – Хаджи Тархан (Астрахань); Сибирское ханство – Сибирь.
3. Состав населения . Казанское ханство – потомки древних булгар; выходцы Золотой Орды, в подданство Казанского ханства вошли: соседние народы – мордва, чуваши, марийцы, удмурты, бессермяни (мусульмане) – писатели Казанского ханства.
Сибирское ханство – тюркоязычные племена, ханты, манси, зауральские башкиры.
4. Главное занятие населения казанского ханства – земледелие, в степных районах полукочевое скотоводство.
Большую роль в жизни государства играла торговля, мусульманское духовенство, владевшее обширными землями.
Основным занятием населения Астраханского ханства – кочевое скотоводство, занимались также торговлей, ремеслом.
Сибирские татары занимались – скотоводством, земледелием, гончарным ремеслом, ткачеством, плавкой и обработкой металлов, охотой, рыболовством, оленеводством.
5. Взаимоотношения новых государств с Русью.
Правители Золотой Орды считали себя наследниками золотоордынских ханов и стремились восстановить прежнюю зависимость Руси.
Весной 1439 г. – хан Муххамед занял Нижний Новгород, дошел до Москвы, но взять Кремль не смог.
Весной 1445 г. – Улу – Муххамед предпринимает II поход на Москву.
В 1452 г. Касим поссорившись со старшим братом, захватившим власть в Казани перешел на службу к Василию Темному.
IV . Закрепление изученного материала
Новые государства
Состав населения
Занятия населения
Столица государства
Казанское ханство
Потомки древних булгар, в подданство вошли мордва, чуваши, марийцы, удмурты
Земледелием, в степных районах, полукочевое скотоводство
Сибирское ханство
Тюркоязычные племена, ханты, манси, зауральские башкиры
Скотоводство, земле-делие, гончарное ремесло, ткачество, плавкой и обработкой металлов, охотой, рыболовством
Астаханское ханство
Хаджитархан (Астрахань)
Кочевое скотоводство, торговля, ремесло.
Крымское ханство
V . Итог.
Распад Золотой Орды привел к образованию на юго-восточных границах Русского государственного ряда самостоятельных ханств. Порой они проводили враждебную политику в отношении Руси, но в то же время устанавливали в ней торговые и иные связи.
Д/з & 22 стр. 180 – 188 пересказ. I в. 1 – 2, задание 1 с.188
Из «Повести о разорении Рязани Батыем» (XIIIв.) Царь Батый окаянный стал воевать Рязанскую землю и пошел к городу Рязани. И обступили город, и начали биться пять дней не отступая. Воины Батыева войска переменялись и отдыхали, а горожане бились бессменно. И многих горожан убили, а других ранили, а иные от долгой битвы обессилели. А в шестой день рано утром пришли язычники к городу, одни с факелами, а иные со стенобитными орудиями, а иные со множеством лестниц. И взяли город Рязань в декабре месяце в 21 день. И пришли в соборную церковь Успения пресвятой Богородицы, и великую княгиню Агриппину мать великого князя, и со снохами, и с прочими княгинями изрубили мечами, а епископа и священнослужителей предали огню в святой церкви сожгли, и иные многие пали от оружия, и в городе многих людей и с женами, и с детьми мечами изрубили, иных в реке утопили. [...] И не осталось во граде ни одного живого, все заодно погибли и одну на всех чашу смертную испили.
Во время своих нашествий на Русь монголы разрушили и стерли с лица земли множество городов и населенных пунктов. Археологи установили, что разрушения русских городов и убыль населения были огромными. Так, были уничтожены укрепленные поселения в Во время своих нашествий на Русь монголы разрушили и стерли с лица земли множество городов и населенных пунктов. Археологи установили, что разрушения русских городов и убыль населения были огромными. Так, были уничтожены укрепленные поселения в Переяславской земле - 81%, Переяславской земле - 81%, Черниговской - 74%, Черниговской - 74%, Киевской - 83%, Киевской - 83%, Галицко - Волынской - 76%. Галицко - Волынской - 76%. Суздальская земле - 4 4%, Суздальская земле - 4 4%, Рязанской - 60%, Рязанской - 60%, Новгородской - 38%, Новгородской - 38%, Смоленской - 69%. Смоленской - 69%. Как видим, больше всего была разорена южная часть Древнерусского государства. При этом кризис охватил городскую культуру Руси в целом. Как видим, больше всего была разорена южная часть Древнерусского государства. При этом кризис охватил городскую культуру Руси в целом.
Тема: Золотая Орда
Цели урока
Образовательная : раскрыть особенности внутренней политики государства Золотая Орда во время правления Бату хана, объяснить причины усиления, расцвета торговли и экономического развития;
Воспитательная: уважение к государству средневекового периода, интереса к предмету, патриотизма учащихся;
Развивающаяся: развивать память, мышление, воображение, умение работать с картой и схемами, анализировать;
Оборудование: карта средневекового Казахстана, схемы, иллюстрации, слайд, энциклопедия «Золотая Орда», хронологическая лента правлений ханов;
Тип урока: Комбинированный
Ход урока:
"...Ах, иначе в былые года
Колдовала земля с небесами.
Дива дивные зрились тогда,
Чуда чудные делались сами..."
Орг.момент: приветствие учащихся, диалог с дежурным, готовность доски
I .Постановка темы и целей урока
II . Опрос Д/З: § 30
Вопрос-ответ (слайд)
Кто такой Темучин?
Что вы знаете о курултае?
Основной закон государства?
Какой город оказывал сопротивление 6 месяцев?
Старший сын Чингисхана?
Работа по карточкам- сопоставьте земли- улусы, принадлежавшие сыновьям Чингисхана. Покажите их на карте. (слайд)
III . Новая тема:
Рассказ об образовании Золотой Орды
Золотая Орда- одно из крупных государств, созданных на месте улуса Жошы (Джучи). В период правления сына Жошы- хана Бату (Батыя) территория простиралась от Алтайских гор на востоке до низовий реки Дунай на западе. Столица- первоначально называлась Сарай –Бату (нижнее течение Волги), затем она была переименована в Сарай –Берке. Карта
О легенде из летописи «Шынгыснаме» о разделе владений Чингисхана (чтение из учебника).
2. Бату вёл завоевательные войны с 1235 года и захватил многие страны и государства в западном направлении
Народы Северного Кавказа
Крым все они платили дань
Русские княжества
Государства Восточной Европы
Рассказ с применением хронологической ленты правления ханов
1227-1255
1342-1357
По ходу рассказа к каждому хану прикрепляем табличку с особенностями его правления.
Бату хан- завоевал много стран, границы расширились в западном направлении. Особо внимание уделял развитию городов. Государства Восточной Европы признали зависимость от Золотой Орды и платили дань.
Воюя с Тохтамышем, правитель Мавераннахра эмир Тимур не раз совершал походы на Золотую Орду и подвергал ее разграблению.
Берке хан- укрепились связи между Золотой Ордой и султаном Египта Бейбарысом. В целях укрепления государства Берке принял исламскую религию. Но он использовал ислам лишь для укрепления связей с мусульманскими государствами.
Менгу –Темир- в 1271 году принял поход против Византийской империи, которая препятствовала укреплению связей Золотой Орды с Египтом.
Тохты хан- оживил торговые связи с Ираном и странами Кавказа. Укрепились отношения с египетским Мамлюкским государством.
Узбек хан- при нем государство укрепилось, важное значение придавал городам. По его приказу возводились мечети и др.общественные сооружения. Также в период его правления ислам был объявлен государственной религией.
Учебная задача: выделите из учебника причины ослабления государства и составьте схему.
проверка
(Схема) Ослабление государства
Междоусобные раздоры Поражение Мамая от Дм.Донского
Захват власти Тохтамыш ханом Нападения эмира Тимура
Рассказ о распаде Орды с применением схемы
Середина XV века
Распад Золотой Орды
Белая Орда Сибирское хНогайская Орда
Крымское х Казанское х Астраханское хОбщественный строй- Логическая цепочка
Общественный строй власть – по наследству имели писарей управляли малики сбор налогов- даруги
военное руководство- беки.
Являлось мусульманским государством.
IV . Закрепление
Открытые тесты
На территории какого улуса было образовано государство Золотая орда?
Улуса Джучи
Улуса Чагатая
Улуса Угедея
Улуса Тулуя
Кто являлся основателем Золотая Орда?
Берке
Джучи
Бату
Тохты хан
В период правления какого хана ислам был объявлен государственной религией?
Хана Берке
Хана Жаныбека
Тохты хана
Хана Узбека
Годы правления хана Бату?
1223-1256 гг
1227-1255 гг
1211-1244 гг
1155-1228 гг
При каком хане укрепились отношения с султаном Египта Бейбарысом?
При хане Узбеке
При хане Берке
При хане Жаныбеке
При хане Бату
При каком хане были восстановлены связи с Ираном и народами Кавказа?
При хане Узбеке
При хане Берке
При хане Жаныбеке
При хане Бату
Кто осуществлял власть в Золотой Орде?
Везиры
Беки
Баскаки
Кто вел контроль за сборами налогов?
Даруги
Беки
Баскаки
Как распределялась власть после смерти правителя?
Определяли на курултае
Передавалась по наследству
Назначалась беком
Определялась воинами
В каком веке распалась Золотая Орда на самостоятельные государства?
В X веке
В X веке
В XV веке
В XVI веке
V . Домашнее задание: прочитать § 31. Ответить на вопрос 6 (учебник)
Открытый урок по истории Казахстана в 7 классе
на тему:
Подготовил и провел учитель истории Петров В.И.
2013-2014 уч.г.
Самоанализ урока
Тема урока: Золотая Орда. На её изучение отводится 1 час. Тема тесно связана с предыдущими и последующими уроками.
Урок проходил в 7 классе. Коллектив класса работоспособен и имеет средний уровень развития. Тип урока: Урок комбинированный. Все этапы урока выдержаны. Цели: 1. Образовательные: раскрыть особенности внутренней политики государства Золотая орда во время правления Батухана, объяснить причины усиления, расцвета торговли и экономического развития.2.Развивающая: развивать память мышления, воображение, умение работать с картой и схемами, анализировать;
3. Воспитательная: уважение к государству средневекового периода, интерес к предмету, патриотизм учащихся;
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, с тестами, карточками; Применялись различные методы работы: - словесный, наглядный, практический, логический; Учащиеся на уроке показали следующие умения и навыки: - регулятивные – умение ставить цели, отвечать на вопросы), - познавательные (умение работать с разными источниками информации, давать на вопросы логически и правильные ответы, умение работать с первоисточником, оценивать работу и усваивать материал) ; - коммуникативные (анализировать, делать выводы,) ; Цели, поставленные на уроке, достигнуты.