Болезни Военный билет Призыв

Урок по «Истории казачества. Интегрированный урок истории россии и права "казачий мир"

Тема урока: Появление казачества на Дону

(слайд 1)

Педагогически задачи

  • обеспечить условия для изучения событий связанных с появлением казачества на Дону;
  • создать условия для развития умений работать с историческим источником;
  • дать учащимся целостное представление об историческом своеобразии родного края;
  • развивать у учащихся интерес к родной истории.

Планируемые результаты:

Учащиеся должны:

  • познакомиться с событиями, связанными с появлением казачества на Дону;
  • знать о казачьем заселении Нижнего и Верхнего Дона, о первых казачьих городках;
  • познакомиться с управлением в казачьем войске и основными занятиями донских казаков в XVI веке,
  • знать о первых письменных упоминаниях о донских казаках, Войске Донском;
  • объяснять и применять понятия: казак, атаман, есаул, Войсковой круг, булава, насека.

Личностные:

  • воспитание разносторонне развитой личности гражданина России, духовно связанного с малой родиной, знающего и уважающего ее историю, культуру, национальные традиции, ориентированного в системе ценностей и потребностях современной жизни

Метапредметные:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность;
  • владение умениями анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы;
  • использовать различные источники информации;

Предметные:

  • умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников (текстовых, изобразительных);
  • знание хронологии изучаемого периода;
  • знание исторических фактов изучаемого периода;
  • рассказ об исторических событиях, их участниках;
  • соотнесение исторических фактов и общих явлений.

Ход урока:

I Организационный момент.

II Изучение нового материала.

1.Появление казаков на Дону.

(слайд 2) Родина! Отчизна. Любимый край. Полыхающие зори по утрам, бездонное небо в звездах, розовая дымка цветущих садов, бескрайнее море спелых хлебов, терпкий полынный запах степных ветров. Это земля твоих дедов и прадедов, это милый уголок, к которому прикипело твое сердце, которого вовек не забыть, не разлюбить. Отчизна у всех одна. А родина… это то место, где ты родился…

Л. П. Александровская

Учитель: Место, где родился и живет человек, мы называем малой родиной.

Вопрос : Как называется наша малая родина? (слайд 3)

Учитель: Голубые просторы, туманы,

Ковыли, да полынь, да бурьяны..

Ширь земли да небесная лепь!

Разлилось, развернулось на воле

Припонтийское Дикое поле,

Темная Киммерийская степь.

Вся могильниками покрыта-

Без имян, без конца, без числа…

Вся копытом, да копьми взрыта,

Костью сеяна, кровью полита,

Да народной тугой поросла.

М. Волошин

В древности ее называли Диким полем. От Воронежа до берегов Азовского моря простиралось Дикое поле – необъятная седая ковыльная степь Летом по степи гуляли горячие ветры, зимой нависали вьюги, со стоном вскипали бураны и вихрями кружили снежную пыль. Сурова и неприветлива была степь в непогоду. И только весной она становилась ласковой и щедрой. Во множестве водились здесь зайцы, дикие козы, волки, лисы, всевозможная птица. В реках в огромных количествах ловилась рыба.

С конца 15 века безбрежные просторы донских степей все больше привлекали решительных и смелых людей, бежавших из Московского государства мечтавших освободиться от крепостничества. Приходили на Дон и из других земель и стран. Они объединялись и вели жизнь полную тревог и опасностей. За ними закрепилось название «казаки». (слайд 4)

Выступление учащегося с сообщением « Когда и кого называли «казаками»

У персов под этим словом подразумевались люди, состоявшие на службе, оплачиваемой казной; у арабов – это всадник, сражающийся за веру и закон пророка; по-монгольски это слово значит «свободный воин, броня, щит и крепкий оплот по охране границы, военный страж»; по-тюркски – бездомный скиталец, бесприютный изгнанник. В русских источниках – казак- прежде всего, свободный человек, по каким-то причинам порвавший со средой, к которой он принадлежал раньше. Казаками называли тех, кто нес военную службу. Например, в русских былинах одного из любимых героев – Илью Муромца - называют «старыя казак». Казаками именовали гонцов, посылавшихся с вестями или грамотами из Москвы в Крым. В ХVI веке казаками называли служилых людей. Это могли быть и русские, и татары, и представители других народов.

Учитель : Таким образом, мы можем сделать вывод, что словом «казак» в ХVI веке называли вольных, нанимающихся на военную службу людей. (запись в тетради)

2. Первые казачьи городки.

Поначалу у казаков были временные жилища: шалаши и землянки. Вооруженные отряды казаков – станицы - ставили свои станы в неприступных местах, в дремучих лесах, на островах, поросших камышом, в излучинах рек. Со временем из стана вырастал городок. Первые городки стали возникать на Дону в середине ХVI века. (слайд 5)

Первое документальное упоминание о казачьих городках относится к 1549 году (запись в тетради). Тогда ногайский князь Юсуф жаловался царю Ивану IV: «Холопи твои, нехто Сары-Азман, словет, на Дону в трех и в четырех местах города поделали… Да наших послов… и людей стерегут да разбивают».

Вопросы к документу:

  1. Как звали донского атамана?
  2. Как назывались поселения казаков?
  3. На что жалуется ногайский князь?

Задание: По рисунку опишите, как выглядел казачий городок.

Дополнение к ответам учащихся : Казаки укрепляли свои городки земляным валом, на валу ставили деревянный частокол с острыми кольями. Наружную сторону обвешивали острыми колючками старой акации или терна. Позже казаки стали обносить городки крепкими и высокими, метра три или даже пять, стенами. По углам этих стен строили специальные укрепления – бастионы, или раскаты, по-казачьи. На этих раскатах всегда стояли мощные чугунные пушки. Их казаки отбивали у своих врагов, а позже, когда стали получать жалование от Московского правительства, пушки присылали на Дон из Москвы.

(слайд 6) Наиболее древними казачьими городками были Мигулин, Каргалы, Урюпин, Махин, Черкасский.

Казаков, основавших городки в низовьях Дона, называли низовыми . Казаков, проживавших на Верхнем Дону – верховыми.

3. Управление в казачьем войске. (слайд 7)

Учитель: Донские казаки считали себя войском Донским. Для решения своих дел казаки собирались на общий сбор – Войсковой круг, это был высший орган власти на Дону. На ругу решались самые важные вопросы казачьей жизни: кому объявлять войну и с кем заключать мир, когда выступить в поход и куда отправить послов, кого выбрать атаманом и где заложить новый городок. На Кругу принимали в казаки, женили казаков и, наоборот, разводили. Обычно казачий Круг собирался раз в год - весной. Прийти на Круг имели право все мужчины не моложе семнадцати лет. Женщины не допускались.

В промежутках между собраниями власть принадлежала атаману.

Атаман – выборный предводитель, вожак у казаков. Есаул – помощник атамана, в случае необходимости мог его замещать. Войсковой атаман избирался на год. По истечении срока службы он являлся на Круги, поклонившись казакам на все четыре стороны, складывал знаки своей власти – насеку и булаву.(запись в тетрадях)

Булава – знак атаманской власти. Состояла из короткой палки орехового или другого легкого и прочного дерева. На конце прикреплялся серебряный с позолотой шар. Рукоять отделывалась серебром.

Насека – знак атаманской власти. Длинный жезл из крепкого дерева, на котором делались насечки по числу избранных атаманов. Булаву атаман держал в правой руке, а насеку - в левой, опираясь на нее как на посох.

Если атаман показывал себя умным и умелым организатором, храбрым командиром, то его могли избрать и на следующий срок и еще на несколько сроков. Если же атаман не оправдывал надежд, его смещали, даже не дожидаясь срока.

Законы у войска были свои собственные, основанные на обычаях. Наказывали за трусость приговором в куль да в воду. За совершенный подвиг казака брали на руки и качали с криком «ура».

4. Занятия донских казаков.

Беспокойной была жизнь донских казаков, протекала в походах и сражениях. Война превратилась для них в один из важнейших промыслов. Ловкость, находчивость, быстрый конь, летучий аркан, меткая стрела и пуля спасали казаков в бескрайних просторах степи. Казаки ходили в сухопутные и морские походы. Все добытое в походах (разнообразные ткани, оружие, пленных) делили между собой - дуванили дуван.

Задание: прочтите отрывок из книги «Как у нас- то было на тихом Дону» (авторы Л. Новак, Н Фрадкина) и определите, какие были еще занятия у казаков (запись в тетради)

«Природа донского края, высокие травы, в которых всадник утопал, как в зеленом море, дремучие леса, скрывавшие многочисленных диких зверей, несметные рыбные богатства располагали к мирным занятиям – охоте и рыболовству.. Собравшись человек по сто, казаки- гулебщики (охотники) уходили далеко от своих станов…, выезжали в степи, где охотились по два-три месяца. На легком челне, выдолбленном из большого дерева, выходили казаки на ловлю рыбы… Из походов пригоняли табуны лошадей и гурты скота. На Дону были отличные пастбища с густой травой…. Земледелием казаки долгое время не занимались: мешали непрерывные набеги кочевников, уничтожавших посевы. Круг даже запрещал занятие земледелием, чтобы военным промыслам помехи не было» (слайд 8)

III Закрепление изученного материала. (слайд 9)

Задание: заполните пропуски в тексте

V. Подведение итогов, выставление оценок.

VI. Домашнее задание.

Подготовить по теме урока кроссворд (не менее 8 слов) или презентацию (по выбору учащихся)

VII Итоговая рефлексия

Карточка с заданием “Продолжить фразу”:

Мне было интересно...

Я сегодня понял, что...

На следующем уроке я хочу...

Доволен ли ты своей работой?

Литература:

«Как у нас-то было на тихом Дону», Новак Л, Фрадкина Н., Ростов-на-Дону: Ростовское книжное издательство 1985

«Славен Дон», .Астапенко М.П., Ростов-на-Дону: Ростовское книжное издательство 1985

История Донского края, Астапенко М.П., Астапенко Е.М., Ростов-на-Дону: ООО»Мини Тайп», 2005

История Донского края, Веряскина О.Г., Ростов-на-Дону: Ростовский издательский дом, 2004


ТЕМА УРОКА. ИСТОРИЯ КАЗАЧЕСТВА.

Тема урока 1.Познакомить учащихся с историей возникновения и развития казачества на Руси. Показать роль казачества на территории нашего края.

2. Продолжить работу по возрождению национальных традиций страны.

3. Научить учащихся работать с историческим материалом.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок - исследование.

План

    Исторические корни казачества

    Казачья власть. Казачьи символы и знаки.

    Роль казачества в истории России.

    Крупные военные казачьи объединения на территории нашей области.

    История сел Унечского района, основанных казаками.

    Казачество в современной России.

Россия сегодня переживает довольно сложное и трудное время. Перестраиваются экономика, политика, общественная жизнь. Спешно отбрасываются прежние принципы, нормы, правила, с трудом прорисовываются новые контуры общественно политической и духовной жизни нашего общества. Но одновременно зреет понимание необходимости использования накопленных за веками традиции. Растет интерес к специфическим институтам власти. На государственном уровне обсуждаются вопросы о месте казачества в структуре власти. Именно о казачестве и пойдет сегодня речь.

КАЗАКИ – народность, образовавшаяся в начале новой эры, как результат генетических связей скифского народа Ка – сака и приазовских славян.

От глубокой древности и до наших дней звучание и начертание слово «казак» подвергалось незначительным изменениям. Первоначально у древних греков они писали «Коссахи», что означало белые олени (олень был тотемным знаком могучего племени скифов). Лишь в средние века появилось слово «Казак». В интерпретациях исследователей Сибири оно переводилось как человек воинской команды, участвовавшей в движении на Восток. Маньчуржский диалект это слово трактует как свободный, вольный человек (ка – сак). В норвежском языке о казаке (кад – сак). В норвежском языке о казаке (кад – сак) также говорится как о вольном человеке, гуляке. Тоже под словом «казак» подразумевается и на Руси. Народный эпос, родившийся до пришествия на Русь монголо – татар рассказывает нам о былинных казаках.

Сообщение учащегося

Со времени своего существования казачество никогда не обращалось за военной помощью в деле защиты рубежей родной земли к московскому правительству. Точно также и русские богатыри героического эпоса надеялись только на свою силушку.

Былины об Илье Муромце, как об эпическом герое создавались не только в 10 – 12 вв., но и в 15-17 вв, когда он собственно, и стал казаком. В былинном эпосе Илья Муромец предстает «старым казаком», а казаки на Руси известны были ещё до монголов по имени «сторожей», «мужей хоробных», охранявших границы от вторжения кочевых племен и стоявших на их пути «живой изгородью». Хоть и предстает в былинах Илья Муромец «старым казаком», но среди всех эпических героев в казачьей среде он едва ли не самый «молодой», так как былины о нем продолжали возникать и в18 веке.

Известен нам и тверский казак Илейка Мурормец (он же Илья Горчаков, Илья Коровин) – один из самозванцев смутного времени, который действовал на Волге и Каспии.

В былинах подвиги Ильи Муромца всегда связаны с задачей служения на роду. Под его руководством богатырские заставы охраняли Добрыня Никитич (заместитель атамана), Алеша Попович (есаул). Так что есть, кем гордится и на кого ровняться.

Сегодня этими богатырями, на мой взгляд, выступают потомки Ильи Муромца – казаки, сохранившие через века достойное имя – оберегателей земли Русской. Каковы исторические корни казачества?

Сообщение учащегося

От глубокой древности до наших дней жизнь казаков связана с северо-западной частью Скифии Азиатской. Здесь проживали племена, известные истории под именем Торетов, Торпетов, Торков, Удзов, Берендженров, Сираков, Брадас – Бродников.

В V веке, после нашествия гуннов, большинство этих племен оттеснены в пространство между Волгой и Яиком. Оседлая часть этих племен, оставаясь на Кавказе, подчинялась Гуннам, Болгарам и Асам-Аланам.

В 860 году после проповеди Св. Кирилла кассаки приняли христианство. Входя самостоятельным племенным союзом в хазарский каганат, кассаки выгнали из – за Волги печенегов и принудили их уйти за Донец и Днепр. В 965 году Земля Касак была завоевана Киевом. В 988 году она передана в управление одному из Рюриковичей – Мстиславу Владимировичу, который после смерти отца отказался от Киева и со своими Коссаками и Казарами занял подонские и донские степи до Чернигова. В бою под Лиственом Мстислав разбил киево – новгородского князя Ярослава и стал государем державы – Тьмуторакань.

1060 года Тьмуторакань обьединяла в своих границах все земли от Кубани по всему Подонью, Донцу и Северщине, включая Курск и Рязань.

Под властью ханов казаки находились до конца 14 вв. Когда в Орде началась междуусобица, казаки, жившие вдали от правящих центров, много страдали от своеволия ордынских шаек. Это побудило их принять участие в восстании московского князя Дмитрия. Однако разгром войск Мамая на Куликовом поле в 1380 году стал роковым для казаков. Татары начали истребление христиан – казаков на Дону, вынудив их искать убежище не только в верховьях Дона, но и дальше на Севере вплоть до Камы, Северной Двина и Белого моря. В условиях постоянной татарско-турецкой угрозы, явилась необходимость служить двум династиям: Рюриковичам в Москве и Гедиминовичам в Литве.

Удаленные на сотни и тысячи километров от тогдашних государственных центров, казаки должны были сами создать для себя власть на месте. Казаками командовали казаки. И офицер, и рядовой казак вырастали вместе в одной станице, как вместе росли их отцы и деды. Один получал образование и становился офицером, командиром по профессии; образование же другого составляла местная школа и отслужив действительную службу, он возвращался в станицу, занимался земледелием. Казак – офицер хорошо знал психологию каждого своего казака, на что он годен, как будет держать себя в бою и чего может он достигнуть. В свою очередь казаки верили своему командиру, верили, что он не поведет их вслепую, не даст непосильной задачи, не пошлет их на убой.

Была власть выборная – «Войсковой Атаман», ограниченная в своих действиях только волей народного собрания казаков «Войскового Круга». Атаману были подчинены все вооруженные силы, равно как и выборные исполнительные власти в Войске. На своих народных собраниях казаки вырабатывали нормы, по которым действовала эта власть. Раз принятое решение, по какому – либо вопросу запоминалось в народной памяти и применялось в аналогичных случаях, становилось обычаем, и таким образом создавалось «Войсковое Право», которое регулировало все стороны казачьей жизни.

Духовной жизнью казаков руководило духовенство, которое также было выборное и избиралось казаками из наиболее уважаемых, грамотных и религиозных людей. Священник не только удовлетворял религиозные потребности казаков, но и был для них учителем и судьёй.

Московский царь признавался казаками как верховная власть. Он был в их глазах носителем государственного и национального единства России.

Сообщение учащегося

Казачьи символы и знаки

Знамя – символ полкового, войскового объединений. Святыня, за которую казак обязан биться, не щадя жизни, не допуская его оскорбление или осквернения.

Бунчук – знак Ставки, символ Атамана на походе, принадлежал войсковому соединению, на походе и в бою следовал за командующим. В мирное время хранился в церкви, выносился только по праздникам, как подтверждение его значимости и присутствия атамана.

Булава, пернач – символ военной власти, которой наделяется атаман (у запорожцев гетман)

Насека – посох с металлическим навершием, на котором первоначально «насекались» имена атаманов, владевших насекаю - символ гражданской власти атаманов всех степеней.

Атаманский кафтан и шапка – принадлежали казачьей общине, передавались вместе с символами атаманства. Хранились у очередного Атамана или Атаманском управлении. Печать – на рукояти или на перстне вручалась атаману при выборах. Символ хозяйственной и дипломатической функции атамана. Ею скреплялись все документы. Принадлежала общине и передавалась от атамана к атаману.

Сабля – обычно украшенная, старинная тоже один из символов атаманства. Лично ему не принадлежала, а была у него на хранении на время правления. Могла храниться в церкви и надеваться на Круги и по праздникам.

Медаль – личный знак атамана, носилась на шее, поверх галстука выпускалась на кафтан в раскол ворота. На лицевой стороне бывали надписи: «атаман станицы…», впоследствии портрет государя. На обратной стороне гравировалось имя и фамилия атамана и годы его правления.

Нагайка – знак Есаульца и Приставов на кругу. В повседневной жизни знак власти у полноправного строевого казака.

Шапка – не всякая, специального образца. Первоначально «Клобук со флыком», папаха, а затем фуражка – знак обладания казаком юридическим полноправием.

Шашка, первоначально сабля – символ всей полноты прав у казака, а также обладания паевым земельным наделом. Вручалась казаку стариками в 17 лет, без темляка. В 21 год при отправке на службу казак получал погоны, кокарду и темляк.

Казаки ежегодно, с наступлением зимы, по установившемуся санному пути, отправляли в Москву большое посольство (свыше 100чел) которое должно было передать царю ходатайство о нуждах казаков и принять царское жалование. Царское жалование состояло из определенной суммы денег, огнестрельных припасов, а затем хлеба и сукна.

При Петре 1 казачьи вольности были значительно урезаны. Казачьи области в 1721 году были переданы из Министерства иностранных дел в Военное министерство: право казаков избирать себе атамана на кругу, было уничтожено и военные атаманы назначались верховной властью. Постепенно казачьи земли вошли в административную систему Российского гос – ва, сохранив, однако, во внутреннем управлении, пользовании хозяйственными благами значительную долю автономии.

Казаки сохраняли личную свободу, свободу от податей, но зато несли поголовно воинскую повинность, отправляя за свой счет, то есть, приобретая за свои деньги не только бельё, обувь, платья, но и воинское обмундирование, холодное оружие, лошадь с седлом: только винтовку казак получал от казны.

В период военных годин в казачьих полках существовало старшинство:

1. Полковник городового полка

2. Начальник полкового обоза

3. Полковой судья

4. Полковой подскарий – казначей

5. Начальник полковой канцелярии

6. Полковые есаулы – руководили военными делами, в мирное время ведали снаряжением.

В 18 веке казаки не только участвовали в воинах, которые вело Московское гос-во, но и самостоятельно боролись с могущественной Турецкой империей, с Польским королевством и крымским ханом. Запорожцы и донцы на своих лодках переплывали Черное море и осаждали турецкие и крымские города. Донские казаки, с помощью запорожцев, в 1637 году взяли сильнейшую турецкую крепость Азов, которая стояла в устье Дона и преграждала казакам выход в Азовское море. Взяв Азов, казаки послали в Москву посольство и предложили московскому правительству принять эту крепость. Московское гос-во только что пережило 15 лет смуты (1598-1613гг), оно было слабым и не решилось принять Азов, опасаясь войны с Турцией. Донским казакам самим пришлось защищать Азов от 25000 турецкой армии. Казаки отстояли крепость (знаменитое Азовское сидение), но потом вынуждены были покинуть её, позже должны были дважды холить под Азов вместе с полками Петра1, при котором эта крепость была взята окончательно в 1698 году.

В течении 19 века Российское гос-во использовало казаков как преимущественно военную силу. Например, при нашествии Наполеона на Россию в 1812 году казаки вышли на службу поголовном, начиная от 17ти летнего возраста до 60лет. Под предводительством атамана Войска Донского М.И.Платова казаки значительно способствовали разгрому французской армии.

Казаки были не только военными, но и исследователями в различных областях науки и техники. Назовите казаков, которые остаются в памяти нашего народа?

Сообщение учащегося

Знаменитый путешественник И.Н.Семенов, ген. Н.М.Пржевальский пользовались помощью казаков в своем обследовании дотоле неведомых азиатских областей.

Россия знает и помнит не только имена казаков полководцев, генералов М.И.Платова, графа А.К.Денисова, А.И.Иловойского, - героев войны с Наполеоном в 1812 году; Бакланова, Слепцова - Кухаренко – героев кавказкой войны: А.М.Каледина, Л.Г.Корнилова, П.Н.Краснова – героев первой моровой войны,- но и имена ученых; геолога – профессора А.Ф.Щербины, А.В.Пашутина; А.Н.Краснова географа. Н.П.Асеева (металлурга) и Г.Н.Потапина; а также писателей Ф.Д.Крюкова, Р.М.Кумова, поэтов А.А,Леонова, Н.Н.Туроверова и художника академика Н.Н.Дубовского.

Военные объединения казаков существовали на многих территориях нашей Родины. Старшинство казачьих войск:

Донское-с 1570г

Терское-с1577г

Сибирское-с1582г

Уральское-с1591г

Кубанское-с1696г

Астраханское-с1750г

Черноморское-с1787г

Амурское-с1858г

Уссурийское-с1889г

Где на территории нашей области были сформированы крупные военные казачьи объединения?

Сообщение учащегося

В середине 18 века левобережная Украина разделилась на несколько военно – административных округов, названных полками. Территория Унечского района входила в Стародубский казачий полк, самый богатый и многочисленный, учрежденный в 1663 году, с центром в древнем Стародубе. Села Унечского района входили в состав Быкланской, Мглинской, Новометской, полковой сотен. Казачьи отряды на Стародубщине появились первыми в середине 16века. Московское правительство привлекло на службу «вольных» казаков и «охочих» людей. Однако массовое оказачивание населении Стародубщины пришлось на период освободительной войны под руководством Богдана Хмельницкого. По ревизии 1723 года на территории края насчитывалось свыше 200 казачьих дворов, а с 1781 более 780 дворов. 1812год. За короткий срок в августе на Черниговщине из казаков было сформировано 1 полк численностью в 18 тысяч человек,2-й Черниговский полк (командир полковник Потресов) был сформирован в основном из казаков Стародубковского и Новозыбковского уездов, в 6-й Черниговский полк (командир майор Гурчанинов) вошло 213 казаков Стародубского и 374 Мглинского уездов. Казаки Стародубщины в первые дни войны 28-30 июня выделили 17 фур, 19 волов и денежные средства.

В1882 году был издан указ об обязанности малороссийских казаков относительно военной службы и прочих повинностей. Казаки объявлялись особым сословием, а земли, унаследованные от предков - навечно казачьими. Но после освобождения крестьян казаков вновь причислили к разряду сельских обывателей наряду с крестьянами.

К этому времени ратные подвиги стародубских казаков уже больше напоминали легенды. Как, например, погарский сотник Афанасий Еременко в 1693 году разгромил со своими казаками под Лыщичами польский отряд М.Паца. Как наши земляки участвовали в походах против татар, а в 1693г. громили орду у реки Танеев, как участвовали с Шереметьевым в бою под Нарвой, били шведов под Варшавой, штурмовали Замостье. В 1706 году под Несвижем в бою со шведами сложили свои головы полковник Миклашевский, погарский сотник Еременко, сотня казаков.

Кроме Стародубского,на территории нашего края был с формирован еще один полк – Севский. В начале 16 века великий князь московский Иоанн Васильевич поставил своей целью укрепление южных границ от набегов кочевых племен. Жившие на границе русского государства в небольших пограничных поселках вольные казаки должны были образовать охранительную линию. Чтобы контролировать охранительную линию, с каждого окраинного города по очереди высылались «сторожи» численностью от 2 до 12 всадников. В обязанности им вменялось зоркое слежение за местностью, связь с другими «сторожами», выслеживание движений неприятеля. С середины 16 века каждый помещик должен был для службы выставлять вооруженных людей. Количество их зависело от размеров поместья. По «Уложению о службе» Иоанн 4 основной мерой сделал 100 четвертей «доброй угожей земли», с которой выставлялся один ратник на коне в полном боевом снаряжении. Таким образом, в русском государстве была создана конница «русского строя» - поместная конница. Такая конница была создана в Севске - Севский драгунский полк. Он участвовал в войне с Польшей в конце 20-х годов 17 века, подавлял Московское восстание в 1682 году, участвовал в Крымском походе в 17 веке, в войне с Турцией 1769-1774гг.. в отечественной войне 1812 года. Был расформирован в 1918 году.

На территории нашего района находятся несколько сел и деревень, основанных казаками или долгое время полностью принадлежавших им. Расскажите о них?

Сообщение учащегося.

Одним из таких поселений считается деревня Бороздино. появилась она на реке Рассуха Бороздной во время господства Литвы. В 1618 году по Деулинскому соглашению о перемирии северная земля отошла Польше. Присланные в Стародуб и Мглин, польские чиновники принялись устанавливать свои порядки, перераспределять владения. Казакам, явившимся на службу к полякам на своем коне, выдавался земельный участок «на каждый конь». По акту 1620 года польский комиссар Балтозар Стравинский: «Деревню Бороздино утвердить за борозднами, основателями ее».

После изгнания поляков, с которыми бежали и казаки, служившие в войске польском, все крестьяне деревни, оставшись без панов, перешли в сословие казаков и активно участвовали в борьбе с Польшей. Деревня оставалась войсковой до конца 18 века казаки без панов жили по два дома, а один самостоятельный многосемейный казак имел даже три дома.

Не позже второй половины 18 века появилась деревня Лупеки (ныне Лужки). В1723 году в ней было 9 дворов, а по второй ревизии дворв. Население Лупек до конца 18 века оставалось казачьим, Полностью принадлежало казакам до конца 18 века село Труханово, деревня Борщово, село Высокое, деревня Еленск.

Казачество имеет боевую и славную традицию. Сегодня предпринимаются попытки на уровне государства возродить казачество как отдельное воинское образование.

C начала 1990 – х гг. российское правительство стало принимать меры по воссозданию казачьего самоуправления. 16 июля 1992г. Верховный Совет Российской Федерации принял Постановление «О реабилитации казачества».

В 1994г. был создан Совет по делам казачества при Президенте РФ. Совет по делам казачества является совещательным и консультативным органам при Президенте РФ, образованным в целях содействия реализации государственной политики в отношении российского казачества.

В1995г. были разработаны правовые основы государственной службы казачества, а уже в 1996г. первое казачье войско – Волжское - приняло на себя обязательства по несению государственной службы.

3 июля 2008г. Президентом РФ была принята концепция государственной политики РФ в отношении российского казачества, в которой говориться, что целями государственной политики РФ в отношении казачества являются: становление и развитие государственной и иной службы российского казачества; возрождение и развитие духовно – культурных основ российского казачества, семейных традиций; осуществление патриотического воспитания казачьей молодёжи.

9 февраля 2010г. Президент России Дмитрий Медведев утвердил удостоверение, форму одежды и чины казаков, а также герб и знамена войсковых казачьих обществ.

Сегодня российское казачество – это граждане РФ, относящие себя к казакам. Казачьи общества и общественные объединения российского казачества созданы на территории более 70 субъектов РФ.

Районы компактного проживания казаков существуют и сегодня на территориях республике Северная Осетия – Алания, Краснодарского, Хабаровского краев, Ростовской, Волгоградской, Оренбургской, Омской, Челябинской областей, в Ханты – Мансийском и Ямало – Ненецком автономных округах и ряде других регионов России.

В России 10 реестровых войсковых казачьих обществ: Всевеликое войско Донское, Кубанское, Терское, Волжское, Оренбургское, Сибирское, Енисейское, Иркутское, Уссурийское. Самыми крупными из них являются Всевеликое войско Донское, Кубанское казачье войско, Сибирское казачье войско. Сейчас появилось 11 войско -

Цели урока.

Обучающая цель урока:

1. Дать представление об особенностях исторического развития и правовой культуры казачества.
2.Обобщить представления о роли и месте казачества в дореволюционной истории России.

Развивающая цель урока:

Развивать исследовательские умения учащихся в работе с историческими источниками.

Воспитательная цель урока:

Воспитывать уважение к истории казачества, к правопорядку.

Тип урока: урок закрепления знаний и формирования умений и навыков.

Данная тема изучается на 2 уроках.

Оборудование урока:

  • Дидактические раздаточные листы;
  • Мультимедиа проектор;
  • Мультимедиа презентация (см. приложение 1 )

ИСТОРИЧЕСКИЙ БЛОК

ОРГМОМЕНТ

Знакомство с листами-заданиями.

1

КАЗАЧЕСТВО

Кто такие казаки, знают все. Понемногу все мы знаем историю казачества. Узнаваем образ казака. Так кто же такой КАЗАК?

Обобщение учителя после ответов детей: “Казак - слово нерусское . Оно пришло к нам от степных кочевников, которые с незапамятных времен совершали набеги на земли восточных славян. Слово “казак” или по-турецки и по-татарски “гозак” значит “Вольный человек”, легко-вооруженный конный воин, выступающий на бой без доспехов, шлема и кольчуги.

2

ВЕРСИИ О ПРОИСХОЖДЕНИИ КАЗАКОВ

Объяснение учителя.

Вопрос о возникновении казачества далеко не выяснен в исторической литературе.

  1. Как говорят многие энциклопедии, казаки- южнорусский и украинский субэтносы, появившиеся в XV веке на литовско-крымском пограничье (проходившем по рекам Днепр и Дон). Но сами представители этой культуры не согласны с таким определением даты их появления на Руси.
  2. По мнению историка Татищева в Египте был город Черказ (от него и казаки впоследствии у русских назывались черкасами), жители которого переселились на Кавказ и стали называться косогами”
  3. Л.Н.Гумилев производит запорожских и слободских казаков от крещеных половцев.
  4. В казачьем Словаре-справочнике 1968 г. (США) происхождение казаков связывают со скифским народом Кос-Сака и приазовским славянями, которые в начале новой эры (20 веков назад!) смешались с разнородными племенами Степи... Ханская Золотая Орда в течение многих последующих лет специально формировала такие же летучие конные отряды из угнанных в плен русских и украинских юношей, называя их казаками. Когда в Орде начались междоусобицы, казаки страдали от своеволия ордынских шаек. Это заставило их принять участие в войне Дмитрия Донского против Мамая. Известен факт, что Донские казаки в 1380 г. преподнесли князю Дмитрию Донскому накануне Куликовской битвы икону Божией Матери. По соглашению с Дмитрием Донским, казаки так и остались боевым лагерем на Дону, приняв на себя охрану южных границ славянской Руси.

Казаки восточные (Донские) назывались ордынскими, азовскими, западные (днепровские) запорожскими, малороссийскими, литовскими. Днепровские казаки назывались иногда черкесами, или черкасами. Это название происходило, вероятно, от города Черкасы. Городецкими казаками называли вольных людей, живших около Касимова (Мещерского городка, от чего происходило также название мещерских казаков), и далее около Волги (отсюда название волжских казаков).

3

СИЛИЩА КАЗАЦКАЯ

Спорна и интересна история казачества. Вот, например, как дончаки определяют свою роль в России: из века в век со стороны Кавказа, Каспия и Черного моря вырываются на простор Дикого Поля волны воинственных кочевников, ища пропитания, пастбищ и добычи; Дон-батюшка стал им преградой, заслонив собой Россию-матушку.

О силище донского казачества говорят многие исторические свидетельства:

В 1549 г. Царь Иоанн Грозный, отправляя своего посла к ногайскому князю Юсуфу, велел ему сказать секретно наедине следующее: “Дошел до нас слух, что Крымский царь не доброжелательствует вам, ибо Астраханскому царю пушки и людей прислал на помощь. Я же, по дружбе вашей ко мне, повелел моим Путивльским и Донским казакам крымские улусы воевать”.

В том же году ногайские князья, с Юсуфом во главе, жалуются Московскому царю на обиды, чинимые им Донскими казаками.

Россия, находясь тогда почти в беспрерывной войне с ногайскими ордами и Крымским ханом, конечно, дорожила и всячески на свою сторону привлекала донских витязей. В грамотах XVI и XVII столетий крымские ханы и турецкие султаны беспрерывно жалуются Московским царям на бесчисленные обиды, чинимые Донскими казаками и настаивают, чтобы те уняли их или вывели с Дона куда-нибудь подальше этих беспокойных и опасных головорезов.

Один из походов дончаков стал легендой.

Дети работают с заданием 1 (см. приложение 2)

Дополнение учителя об Азовском сидении:

Донцы просили государя принять под свою власть Азов. Но принять его значило отважиться на войну с турками и татарами. В случае успеха, выгоды от этой войны были бы очень велики. Можно было бы оградить южные области государства от татарских набегов; можно было бы и возобновить предприятие овладеть Крымом, некогда начатое при Грозном по внушению Вишневецкого и не доведенное до конца.

В январе 1642 года был опять созван собор. Думный дьяк Лихачев изложил дело об Азове, известил, что идет в Москву посол турецкий и нужно дать ему ответ; наконец, задал собору такие вопросы: “Воевать ли с султаном или мириться и отдать Азов? Если воевать, то война протянется не один год: нужны будут деньги и люди не один год. Где их взять?” Эти вопросы были записаны и розданы выборным людям: и они должны были отвечать письменно.

30 апреля 1642 года в Москву приехал турецкий посол за ответом. Царь послал Желябужского и Башмакова с приказанием казакам, чтоб они возвратили Азов туркам, а сами вернулись в свои курени. В следующем 1643 году царь отправил в Турцию послов с уверениями в дружеском расположении и с мехами для подарков. Казаки были очень раздражены, несмотря на то, что русский посол, проезжая в Турцию, привез им 2000 рублей царского жалованья и, кроме того, сукон, вина и разных запасов.

Почему же такая силища у казаков? Есть ли аналогии в истории других стран? Ответ найдем в социологии. “Лишнее население”, которое не находило достаточных средств к существованию на Родине, всегда “искало лучшей доли” в чужих странах. Этим объясняется массовое выселение из Западной Европы в Новый Свет в эпоху Великих географических открытий, “белая” колонизация Африки в XVIII-XIX веках.

Задание: Население Дона и других казачьих рек постоянно пополняется пришлыми.

КТО БЕЖАЛ НА ДОН? Объясните выделенные историзмы.

Одних гнало сюда горе, других нужда, третьих месть, но несомненно, что главное ядро казачества состояло из той категории людей, у которых “силушка живчиком по жилочкам переливается”.

4

САМОБЫТНОСТЬ КАЗАЧЕСТВА

(см. презентацию)

Казаки обыкновенно селились группами человек в 80 - 100. Такие группы составляли свой стан, становище. Отсюда произошло название казачьих поселений________?

Дома свои казаки называли по-тюрски___________?

Особенности жизни казаков отразились на их одежде.

Своеобразный вид донской казачьей одежды складывался веками. Приходили беглые на Дон в своей русской одежде, а здесь носили то, что давало войско. Облик одежды воссоздают старинные казачьи песни.

На стружках, сидят гребцы - удалые молодцы,
Удалые молодцы - вседонские казаки.
На них шапочки собольи, верхи бархатные,
Пестрорядные рубашки с золотым галуном.
Астраханские кушаки полушалковые,
С зачесами чулочки,
Да все гарусные.
Зелень-сафьян сапожки, кривые каблуки.

Откуда бралась такая богатая одежда? Из “походов за зипунами”.

Казаки свободно относились к самобытности в одежде и рассматривали ее как один из существенных признаков своей самостоятельности. В 1705 году атаман Зимовейской станицы бывшего посольства Савва Кочет доносил благодарность Петру I от имени всего войска: "Мы взысканы твоей милостью паче всех подданных, нас не коснулся твой указ о платье и бородах. Мы носим платье по древнему своему обычаю, которое кому понравится. Один надевается черкесом, другой - калмыком, иной в русское платье старинного покроя и мы никакого нарекания и насмешек друг другу не делаем. Немецкого платья никто у нас не носит, охоты к нему вовсе не имеем."

Со временем в каждом казачьем Войске оформилась своя военная форма.

Исходя из подготовленности класса и наличия учебного времени возможен рассказ учителя о традициях казачества , об особенностях воспитания казака .

О силе духа казачьего рассказано в пословицах и поговорках:

Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет.
И один в поле воин, если он по-казачьи скроен.
Казачья смелость порушит любую крепость.
Где тревога, туда казаку и дорога.

ПРАВОВОЙ БЛОК

КОНФЛИКТ С ЦАРЕМ

Но еще долго и трудно пришлось “замирять” Дон.

Вспомним народных героев-дончаков. Определим их роль в истории России. Перед учащимися на партах выложена таблица (см. Приложение 4).

Но что интересно в истории разиновщины. Мы встречаемся здесь с использованием политической технологии - листовками, рассылаемыми по селам и крепостям России. Называются листовки “Прелестные письма”.

Задание 2: 1. Объясните происхождение историзма “Прелестные письма”.

2. В социологии домовитое и голутвенное казачество определили бы терминами:_____________________________

3. “Я пришел дать Вам волю”,- так обращался Разин в своих письмах к предполагаемому электорату. Как он представлял эту волю для разных категорий населения России?

Стремясь привлечь на свою сторону основную массу казачества, К. Булавин также направлял во все городки “прелестные письма”. В них говорилось: “От Кандратья Булавина и от всего войска походного от Пристани вниз по Хопру и по Дону атаманам и молотцам. Ведомо им чинить чтоб по всем станицам всем верстатца пополам и быть готовым конным и оружейным, и одной половине в поход, а другой быть на куренях. Которой часто письмо в которую станицу придет, та б станица была готова в тот же час в поход. Ради того, что стоять им всем вкупе за дом пресвятые Богородицы за истинную христианскую веру и за благочестивого государя и за все Войско Донское, для того что зло на них еллинскую веру. А ведают они атаманы молотцы, как деды их и отцы положили и они породились, прежде сего старое поле все перевели и ни во что почли, и чтоб им старое поле не потерять. А ему Булавину запорожские казаки все и Белогороцкая орда и иные орды слово дали, что быть с ним заодно. А будет кто или которою станицею тому войсковому письму будут противны, пополам верстатца не станут, или кто в десятке не поверстаетца, и тому казаку будет смертная казнь. А верстатца опричь вольницы и посылать то письмо по городкам наскоро, и на усть Бузулука, и на усть Медведицы. Списав послать вверх по Бузулуку и по Медведице”.

КАЗАЧЬЯ ВОЛЯ

Задание4: Воля или государство? Если государство, то какая форма правления?

После ответов детей дополнение учителя. Мы говорим о казачьих речных республиках.В республике все высшие органы власти избираются или формируются на определенный срок. У казаков существовала избирательная система, делающая власть легитимной.

Все станичные дела обсуждались и решались __________?

Задание: Почему круг? Ваши версии?

После ответов детей дополнение учителя.

Обыкновенно круг собирался на майдане (площади) и если там имелась часовенка, то все станичники становились вокруг нее лицом друг к другу, если же часовенки не имелось, то на площадь выносили икону, ставили ее на аналой и вокруг иконы составлялся круг.

Даже в морских походах, собираясь для совещаний, казаки сплывались на лодках, образуя широкий круг, в сухопутных набегах поворачивали головы лошадей к центру и становились тоже в круг. Делалось это для того, чтобы при совещаниях и подаче голосов каждый видел всех товарищей, чтобы каждый мог смело и открыто высказать свое мнение и чтобы решения не принимались с голоса немногих нахальных горланов.

Круг со временем станет праздником войска:

Вспомним основные признаки государства:

  • разделение людей по территории,
  • наличие обособленной публичной власти;
  • взимание налогов.
  • наличие единой территориальной организации власти;
  • наличие особого аппарата управления и принуждения;
  • выработка и принятие правовых норм;
  • суверенитет государственной власти.

Задание: Попробуйте конкретизировать каждый признак, соотнеся его с политико-правовыми отношениями Донского Войска.

Главный предводитель всего Войска Донского назывался войсковым Атаманом. Он избирался войсковым кругом. Выборы происходили ежегодно и решались большинством голосов. И как это бывает на выборах происходила борьба конкурентов, которая среди этой необузданной вольницы нередко заканчивалась кровопролитной схваткой.

Войсковой атаман в мирное время был только старший между равными, хотя и был окружен почетом товарищей, но картина круто менялась, как только атаман садился на коня или в лодку и поднимал свой пернач . Давайте разберемся в символах казачьей власти.

Беседа с классом: А для сравнения вспомним и объясним символы власти царя.

Казачья власть демонстрировалась иначе.

3

ПРАВО КАЗАКОВ

Историкам казачества повезло, т.к. сохранился правовой источник казачества, относящийся к XVIII веку. Это “заветы Игната Некрасова”. После разгрома Булавинского бунта часть казаков под предводительством атамана Игната Некрасы удалились на Кубань, а с приближение границы России переселилась в Турцию. В далекой басурманской стране некрасовцы свято чтили свои обычаи, передавая их из поколения в поколение в виде Заветов-законов. Свод законов был записан в “Игнатовой книге”, которая хранилась в священном ларце в церкви на озере Майносе.

Основным экономическим занятием майносцев было рыболовство, скотоводство, охота, говорит другой английский путешественник, Гамильтон, побывавший на Майносе в 1837 г. На рыбный лов уходили (15 августа, на Успенье, и возвращались в апреле) мужчины от 15 до 55 лет артелями (ватагами) по 18-25 человек во главе с “атаманком”. Ловили рыбу в Мраморном, Черном, Эгейском, Средиземном морях и в озерах Турции. На обязанности “атаманка” лежали все хлопоты по заключению договоров на лов и сдачу рыбы и забота о членах ватаги. Он должен был следить за нравственным поведением членов артели, за их бытовыми нуждами, вел учет доходов. В конце сезона при участии всех работников делил доход поровну. При возвращении на Майнос каждый рыбак одну треть своего заработка отдавал в войсковую казну.

Один из главных заветов: “Царизму не покоряться, при цaризме в Расею не возвращаться”.

Другие заветы гласили: дети работают с заданием 5 (см. приложение 6 )

Задание: Прочитайте “Заветы Игната” и сгруппируйте эти заветы по отраслям права. Можно отметить соответствующими буквами (Например, Конституционное право отметить буквой “К”).

После ответа детей вывод учителя: в “Заветах” представлены все основные отрасли права. Конституционное, Уголовное, Семейное, Процессуальное, Налоговое.

4

ДОГОВОР С РОССИЕЙ

Эти грамоты были даны на руки Ивану Петровичу Новосильцеву, посланному царем Иоанном IV Грозным к турецкому султану Селиму.

Вот полный текст одной из этих грамот.

“А се такова грамота дана Ивану ж Новосилцову.

От Царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси на Донец Северской, атаманом казацким и казаком всем безотмены. Послали есмя для своего дела в Азов Ивана Петровича Новосилцова, и где учнет вас для нашего дела посылати или по вестем, для береженья, на кои места велит вам с собою идти, и вы бы Ивана во всех наших делах слушали безо всякого ослушания, тем бы есте нам послужили, а мы вас за вашу службу жаловати хотим. Писана на Москве, лета 7078, Генваря в 3 день”.

После войны Степана Разина Дон вновь заставили присягнуть на верность Московскому царю.

Четыре дня на Кругу шли споры. Казаки кричали, что великому государю и без крестного целования служить рады верно и целование креста ни и чему. Но было решено, что “всем войском великому государю обещанье учинить перед Евангелием”. Присяга была учинена на площади перед co6oрoм. Имена присягнувших были внесены в книгу, присланную из Посольского Приказа.

28 августа 1671 года донские казаки стали подданными московского царя, и Донское Войско вошло в состав Российского государства.

Волжское государственное казачье Войско, созданное Анной Иоановной в 1730-е годы (по идее Петра Великого!), просуществовало недолго. Уже в 1777-1778 годы за активное участие в движении Пугачева оно было репрессировано и основной частью переселено на Кавказ на Моздокскую сторожевую линию.

С Днепровскими казаками Екатерина Великая поступила так же по итогамрусско-турецких войн, выслав их на Кавказ, на Реку Кубань.

С расширением российских пределов казачьи Войска появились даже на Дальневосточных окраинах России. Российские монархи, проявляя терпение, создавая и упраздняя по мере необходимости новые казачьи Войска, смогли “приручить” казачью вольницу и постепенно добиться безусловного повиновения государству.

Вопрос классу: Какая форма территориально-государственного устройства предполагает подобный договор? А форма правления на Дону? А тип политического режима?

Надеемся, что эти уроки помогли Вам оценить роль и место казачества в русской истории. А завершат урок слова из боевой казачьей песни:

За казачий наш Род,
Да за Русский весь народ,
За честь Казаков,
Мудрость стариков;
За родной Отчий дом,
Взгляд любимый за окном,
За павших друзей,
Вдов и Матерей.
Во славу Казачью, да во славу России –
Будем сердцем крепки,
Братцы казаки!

Существует множество теорий возникновения казачества.

Согласно восточной гипотезе , казачество возникло путём слияния касогов и бродников после монголо-татарского нашествия.Касоги (касахи, касаки) - древний черкесский народ, заселявший территорию нижней Кубани в X-XIV веках.Бродники - народ тюркско-славянского происхождения, сформировавшийся в низовьях Дона в XII-м веке (тогда приграничный район Киевской Руси.

Изначально первая ячейка казачества образовалась на службе Золотой Орды: касоги и бродники сражались против Руси на стороне монголов в Битве на Калке (1223 год), которая закончилась победой монголов.

Отатарившееся казачество представляло собой лихую непобедимую конницу- джигитов (от древних чигов и гетов). Татарские баскаки, посылаемые на Русь ханами для сбора дани, всегда имели при себе отряды этих казаков. Но как бы ни ласкали ханы своих телохранителей, ни предоставляли им разные льготы и вольности, свободолюбивый дух казачества жил в них.

После раскола Золотой орды оставшиеся и на её территории казаки сохранили войсковую организацию, но при этом оказались в полной независимости и от осколков былой империи - Ногайской Орды и Крымского ханства; и от появившегося на Руси Московского государства. Хотя известно, что в 1380 году казаки преподнесли великому князю Московскому Дмитрию Донскому икону Донской Богоматери и участвовали против Мамая в Куликовской битве на стороне русичей.

Однако в 1395-м году состоялось нашествие Тамерлана на Русь. Хотя до Москвы Тамерлан не дошёл, его рати прошли по Дону и взяли огромный полон. Впоследствии Дон опустел, а казаки ушли на север и рассеялись, многие осели на Верхнем Дону, а также сформировались общины в бассейнах других рек, и именно это совпадает с первыми упоминаниями казаков на Волге, Днепре, Тереке и Яике.

4.2. Славянская гипотеза возникновения казачества

Согласно славянской гипотезе , казаки изначально были выходцами из славян.

Рост феодальной эксплуатации и крепостничества в 15-16 вв. в Русском и Польско-Литовском государстве, называвшемся Речь Посполитая, привёл к массовому бегству крестьян за пределы этих государств на незанятые земли на юге. В результате со IIполовиныXVв. на окраинах России и Украины, по рекам Днепр, Дон и Яик поселяются беглые крестьяне, которые называют себя вольными людьми - казаками. Необходимость вести постоянную борьбу против соседних феодальных государств и полукочевых народов потребовала объединения этих людей в военные общины. В польских хрониках первое упоминание о казаках относится к 1493 г., когда черкасский воевода Богдан Федорович Глинский, по прозвищу «Мамай», сформировав в Черкассах пограничные казачьи отряды, захватил турецкую крепость Очаков.

В первых упоминаниях тюркское слово «казак» означало «охранник» или наоборот - «разбойник». Также - «свободный человек», «изгнанник», «авантюрист», «бродяга». Это слово часто обозначало свободных, «ничейных» людей, которые промышляли с оружием. Именно в этом значении оно и закрепилось за казаками.