Болезни Военный билет Призыв

Угон миг 25 в японию. Всё самое интересное в одном журнале

Ровно 35 лет назад произошло одно из самых громких ЧП в истории СССР:служивший на Дальнем Востоке офицер угнал в Японию новейший боевой самолет МиГ-25, нанеся Родине ущерб в два миллиарда советских рублей

Утром 6 сентября 1976 года заместитель командира эскадрильи истребителей-перехватчиков МиГ-25 старший лейтенант Виктор Беленко, как обычно, поцеловал жену Людмилу и четырехлетнего сынишку Диму и отправился на службу. В этот день предстояли тренировочные полеты. Летчики знали, что к ним на Дальний Восток из Москвы прибыл маршал авиации Евгений Савицкий (он, кстати, отец второй женщины-космонавта Светланы Савицкой) для проверки боевой готовности сил противовоздушной обороны. Инспекция стала дополнительным стимулом для пилотов выполнить летное задание на отлично.

«Маршал Савицкий в этот день находился в подземном командном пункте радиотехнической бригады, в которой я служил, - вспоминал полковник в отставке Гончарук. - Около 14 часов маршал и командующий отдельной армией ПВО уехали обедать. А через несколько минут поступил доклад о том, что радиолокаторы «потеряли» один из истребителей. Как затем оказалось, это был МиГ, на котором летел Беленко. В воздух на поиски немедленно подняли дежурные самолеты и вертолеты. Тем временем радиолокаторы зафиксировали новую цель: она набирала высоту и удалялась в направлении японского острова Хоккайдо. Я провел расчеты и высказал начальнику штаба предположение, что это уходит пропавший самолет. Кто и как доложил маршалу Савицкому и командующему армии об исчезновении МиГа, мне неизвестно, но знаю одно: останься они обедать у нас в подземном бункере (там были накрыты столы, но руководство предпочло летнюю столовую наверху), события могли бы развиваться иначе. Ведь командующий армией имел полномочия оперативно принять решение о пресечении полета цели.

Затем удалось выяснить, как Беленко спрятался от радаров: резко пошел на снижение, имитируя падение самолета, и скрылся за огромной сопкой, поэтому и исчез с экранов радиолокаторов. На предельно малой высоте между сопок он направился в сторону Японского моря. Перебежчик хорошо изучил систему ПВО этого района, знал зоны, через которые можно уйти незамеченным, учел и то, что первые лица, от которых зависело решение в подобных случаях, будут заняты высоким гостем из Москвы».

Беленко некоторое время сумел остаться незамеченным для средств противовоздушной обороны Японии, - рассказал «ФАКТАМ» сотрудник Государственного политехнического музея при Национальном техническом университете «КПИ» Сергей Грачев. - Перебежчик держал курс на военную авиабазу в Японии «Титосе». Его приближение засекли и подняли на перехват два истребителя. Видимо, опасаясь быть сбитым, Беленко «нырнул» на малую высоту и ушел на юг. Так он оказался над небольшим гражданским аэродромом Хакодате. Топливо в баках МиГа было на исходе, и летчик направил машину на посадку. На его пути оказался взлетавший пассажирский «Боинг». Беленко сумел вовремя среагировать и избежал столкновения. Взлетно-посадочная полоса там слишком короткая для такого самолета, как МиГ-25, поэтому он пронесся по всей длине бетонки и выкатился на 250 метров за ее пределы, слегка задев крыльями аэродромные антенны. И это при том, что остановиться истребителю помогал тормозной парашют. Кстати, за покореженные антенны Япония выставила счет Советскому Союзу. Что же касается самолета, то сверхпрочный корпус МиГа практически не пострадал от столкновения с этими препятствиями.

О посадке советского истребителя в этот же день сообщили телевидение, радио и газеты десятков стран. Журналисты со слов многочисленных очевидцев рассказывали, что якобы пилот с пистолетом в руках не подпускал к самолету сбежавшихся людей, жестами требовал от сотрудников аэропорта зачехлить МиГ. Таким образом КГБ оперативно узнал о том, что произошло с самолетом.

Однополчанин Беленко Виктор Подмолода в книге «Полет без возврата» рассказал, как на следующий день после исчезновения МиГа летчики договорились послушать подробности случившегося из… передач западных радиостанций, собравшись вечером в его квартире: «Включив приемник ВЭФ и настроив его на «Голос Америки», затаив дыхание, мы стали слушать выпуск новостей, который начался с сообщения о Беленко. С этого момента ни у кого из нас не оставалось сомнений, что он действительно «за бугром». Поначалу же мы не верили в предательство, искренне полагали, что Виктор погиб».

На следующий день в полк пришло указание выявить всех морально неустойчивых пилотов и отстранить их от летной работы. В результате пострадали несколько офицеров, обвиненных в неравнодушии к спиртному. В течение суток их отправили по другим местам службы. Кстати, об алкоголе. Летчики этого полка называли МиГ-25 «летающим гастрономом» из-за того, что в него заправлялось порядка двухсот литров спиртово-водной смеси (по сути, водки) для обеспечения работы бортового оборудования.

В полк прислали целый десант следователей КГБ, занявшихся выяснением всех обстоятельств, предшествовавших побегу Беленко. По этому делу (к слову, оно до сих пор не рассекречено) допросили около 250 человек. В частности, установили, что перебежчик удрал вовсе не на том самолете, на котором должен был лететь. Вначале для него подготовили борт Ь 17. Предстояло выполнить учебное задание. В таких случаях истребители заправляли топливом только на 80 процентов. Но летчик вдруг заявил, что эта машина неисправна. Разбираться в причинах поломки времени не было. Дали другой МиГ, который был заправлен под завязку на случай срочного боевого вылета. Поэтому Беленко и хватило горючего, чтобы дотянуть до Японии. Техники рассказывали, что перед вылетом он вел себя необычно: нервничал, словно тянул время.

Поначалу советская сторона пыталась представить дело так, будто летчик вынужден был совершить посадку на чужом аэродроме, потребовала вернуть пилота и самолет. В нашей прессе появились публикации о том, что старшего лейтенанта удерживают силой, вводят в его организм наркотики. В Москву привезли жену и мать Беленко (она к тому времени не виделась с сыном 13 лет) и провели пресс-конференцию с их участием. Женщины со слезами на глазах просили отправить домой родного им человека. Япония ответила, что возбуждено уголовное дело по факту незаконного пересечения границы советским офицером, МиГ является вещественным доказательством, поэтому придется подождать. Понятно, это была лишь политическая игра. В продолжение ее министр иностранных дел Японии публично высказал удивление, что СССР не извинился за действия своего летчика.

Беленко попросил политическое убежище в США. Советскому представителю Садовникову все же разрешили с ним встретиться. Садовников служил в КГБ, но в этом случае выступал под видом дипломата. Он вспоминал, что сказал перебежчику: «Правительство знает: вы сбились с курса, вас заставили совершить посадку, а затем применили наркотики. Я пришел, чтобы помочь вам вернуться домой к любимым жене и сыну». Летчик его прервал: «Не нужно меня агитировать. Я прилетел в Японию добровольно». Когда Беленко уводили, Садовников шепотом произнес: «У нас предателей не любят. Рано или поздно мы тебя найдем». Через некоторое время в советской печати появилась информация о гибели перебежчика в автокатастрофе. Но после развала Советского Союза его разыскали японские журналисты, сняли о нем фильм. Тем не менее жена Беленко Людмила во всех своих немногочисленных интервью (как правило, она избегает общения с прессой) повторяет: «Я до сих пор не знаю, за что мне ставить свечку в церкви - за здравие или за упокой мужа». По ее словам, жили они с супругом душа в душу, на притеснения на службе он никогда не жаловался. От сына она не скрывает правду о случившемся в 1976 году, но говорит ему, что его папа лучший на свете. Вторично Людмила не вышла замуж.

Американские власти не скрывали, что Виктор Беленко получил политическое убежище при личном содействии президента США Джеральда Форда. А затем перебежчик стал полноправным гражданином Соединенных Штатов «за вклад в государственную безопасность».

МиГ-25 был передовым для своего времени самолетом, неудивительно, что спецслужбы Запада охотились за его секретами, - продолжает историк авиации Сергей Грачев. - Это сейчас новейшие истребители пятого поколения демонстрируют на выставках, а в годы холодной войны секретным был даже внешний вид машины. И вот благодаря Беленко она целиком попадает в руки американских специалистов.

Вокруг приземлившегося на гражданском аэродроме МиГа японцы оперативно построили ангар. Под его прикрытием крылатую машину разобрали, погрузили в военно-транспортный самолет США и перевезли на один из военных аэродромов в Японии. Только через два месяца МиГ вернули Советскому Союзу в нескольких деревянных ящиках, обитых металлическим листом. Передача проходила на борту советского судна. Специально для этого подготовленная команда с завидной скоростью распаковала крепко сбитые ящики. До конца дня советская сторона выставила японцам счет в 7,7 миллиона инвалютных рублей (11 миллионов долларов) за повреждения, нанесенные истребителю.
«Беленко рассказал журналистам, что в 1995 году побывал в России, несмотря на смертный приговор, который ему вынесли в СССР»

Для создания этой машины наши ученые и инженеры применили новейшие технологии: корпус был цельносварным, изготовленным из стали, - говорит Сергей Грачев. - От традиционного для авиации алюминия отказались, потому что он не выдержал бы тепловых нагрузок, ведь машина развивает скорость, в три раза превышающую скорость звука! Из-за этого поверхности самолета нагреваются до 300 градусов. Кстати, толчком к созданию МиГ-25 стали полеты в 1950-е иностранных самолетов над территорией СССР на очень больших высотах. Достаточно вспомнить знаменитую историю о том, как над Уралом с помощью ракеты удалось сбить разведывательный U-2, за штурвалом которого был американский летчик Френсис Пауэрс. В 1976-м в руки американцев попал самый совершенный на то время перехватчик МиГ-25. Они использовали ряд заложенных в этой машине идей для одного из лучших своих истребителей F-15, например, два киля на хвосте самолета. На МиГе такое решение было использовано впервые в мире.

Во всех публикациях о Беленко говорится о колоссальном - два миллиарда советских рублей - ущербе, причиненном угоном МиГ-25. Мол, пришлось менять систему опознавания «свой-чужой» на всех воздушных судах. Но один ветеран армии рассказывал, что эту систему все равно заменили бы, поскольку она уже сильно устарела.

Да, это правда. Но следует учесть, что из-за предательства Беленко менять аппаратуру пришлось в авральном порядке. А за срочность всегда нужно больше платить. Не забывайте также, что если бы, не дай Бог, вспыхнул вооруженный конфликт, советская ПВО не могла бы разобрать, где свои самолеты, а где чужие. Кроме замены системы распознавания пришлось неотложно модернизировать сам истребитель - создать для него ряд новых узлов и агрегатов. Уместно сказать, что были и другие случаи угонов советских военных самолетов, но ЧП с МиГ-25 нанесло наибольший урон.

Удалось выяснить мотивы, толкнувшие Беленко на угон самолета?

Официальных документов по расследованию этого инцидента я не встречал. Есть версия, что его завербовали еще в годы учебы в военном училище летчиков и «вели», нацеливая на то, чтобы он пытался попасть в часть, на вооружении которой находятся новейшие истребители. Но не исключено, что побег был поступком спонтанным, толчком к этому стали какие-то обиды.

КГБ особо тщательно искал подтверждения версии о вербовке. Но явных доказательств не обнаружили. Выяснили, что в детстве Витя Беленко несколько лет прожил на Донбассе - отец привез его к своим родственникам из села под Армавиром. Это произошло после того, как родители мальчика разошлись. Окончив школу, Витя поступил в медицинский институт, но бросил его после второго курса - захотел стать военным летчиком. Учился прилежно, летал хорошо. Никто не мог припомнить, чтобы он уж очень сильно критиковал порядки в стране, так что его побег был для сослуживцев полнейшей неожиданностью.

В США Беленко вначале преподавал в военной академии, затем занялся бизнесом. За океаном у Беленко была другая женщина, у них родилось трое детей. Сейчас Виктор Иванович живет один. В будущем году ему исполнится 65 лет.

В одном из интервью он рассказал о своих первых впечатлениях об Америке: «Мое первое посещение супермаркета происходило под присмотром людей из ЦРУ, и я думал, что это была инсценировка. Я не верил в то, что этот магазин может быть настоящим. Мне казалось, что раз я необычный гость, то они могли меня разыграть. Ведь это было такое красивое просторное здание с невероятным количеством товаров и без очередей. В России все привыкли к длинным очередям. Впоследствии, когда я понял, что супермаркет настоящий, я получал удовольствие от знакомства с новыми продуктами.

В России трудно было найти хорошие консервы, поэтому я ежедневно покупал самые разные консервированные продукты. Однажды приобрел с виду обычную баночку и поджарил ее содержимое с картошкой, луком и чесноком - получилось вкусно. Наутро приятели сказали мне, что я съел куриные консервы для кошек. Но они были вкусными! Они были лучше тех консервов для людей, которые и сегодня делают в России!» Кстати, Беленко рассказал журналистам, что приезжал в 1995 году в Россию. И это несмотря на то, что в бытность Советского Союза его приговорили к высшей мере наказания.

Наверняка историки узнают еще много нового о побеге Беленко и всем, что с этим связано, когда его дело будет рассекречено.

ЗЫ фото взяты с этого рассказа - http://www.testpilot.ru/russia/mikoyan/mig/25/japan.htm

Угон в Японию самолёта МиГ-25

6 сентября 1976 года советский летчик старший лейтенант Беленко, совершая полет на перехватчике , перелетел в Японию и попросил политического убежища в США.

Будущий изменник Родины Виктор Беленко родился в Нальчике в обычной рабочей семье, которой Советская власть не сделала ничего плохого. После развода родителей в двухлетнем возрасте был оставлен матерью и воспитывался у родственников, а затем у отца с мачехой. В 1965 окончил среднюю школу с серебряной медалью. До призыва в армию работал на предприятиях Омска. В течение одного семестра учился в Омском мединституте, одновременно занимался в аэроклубе ДОСААФ. В 1967 году Беленко поступил в Армавирское высшее училище лётчиков, которое успешно окончил в 1971 году. Был направлен на службу лётчиком-инструктором в Ставропольское авиационное училище. В служебных характеристиках и аттестациях на всём протяжении службы в армии характеризовался положительно. Член КПСС. Избирался членом комсомольского и партийного бюро. В 1975 году переведён на Дальний Восток (по его желанию) и получил назначение в истребительный авиаполк 11-й тдельной армии ПВО (авиабаза Чугуевка (Приморский край). В должности старшего лётчика Беленко летал на истребителе-перехватчике (бортовой номер - «31»).
6 сентября 1976 года в 6:45 Беленко вылетел с аэродрома Соколовка Приморского края для выполнения полётного упражнения. В 9:15 японское радио передало, что самолёт , пилотируемый советским лётчиком Беленко , совершил посадку в аэропорту Хакодате (остров Хоккай­до). Впоследствии японскими властями было сделано официальное уведомление, что Беленко попросил политического убежища. 9 сентября он был вывезен в США. Самолёт был разобран, подвергнут детальному изучению японскими и американскими специалистами и возвращён в СССР 15 ноября 1976 года.
Для расследования побега Беленко была создана специальная группа КГБ СССР. В целях всестороннего изучения его личности были прошены сто шестнадцать человек из числа родственников и сослуживцев. Собраны данные о состоянии здоровья, взаимоотношениях с командованием и в семье, морально-политических качествах, отношении к советской действительности. В полученных данных не было отмечено, чтобы он интересовался уровнем жизни на Западе, в частности американским. Среди своего окружения осуждал бывшего лётчика-инструктора Армавирского училища Сафронова, перелетевшего в Иран в 1973 году. Со слов жены, передач зарубежных радиостанций не слушал сам и не разрешал слушать ей, а также запретил переписываться со школьной подругой, которая вышла замуж за иностранца и проживала в Италии.
Вместе с тем стало известно, что Беленко однажды высказал едовольство условиями жизни лётного состава, нерегламентированным рабочим днём, частой отменой выходных. При этом он говорил, что американские лётчики заняты по службе меньше.
Не были подтверждены муссировавшиеся на Западе различные инсинуации о том, что Беленко до побега был завербован американской разведкой. По-видимому, они были сделаны в пропагандистских целях. Полученные в ходе оперативного расследования данные в своей совокупности не давали оснований полагать, что Беленко совершил перелёт за границу, руководствуясь корыстными побуждениями.
Глубокой проработке были подвергнуты вопросы, связанные с возможностью вынужденной посадки Беленко в Японии. Для этого имелись веские основания. Он мел достаточно высокую теоретическую подготовку и, как летчик, достаточный уровень летной натренированности на самолете . Об этом говорит тот факт, что вылет существлялся из состава дежурных сил на перехват контрольной цели, следовавшей курсом в районе береговой черты (между г. Находка и г.Владивосток.) однако заключения специалистов, объективные данные приборов, выводы о техническом состоянии систем и аппаратуры самолёта свидетельствовали о том, что вынужденная посадка в Японии была маловероятной. олёт совершался в простых метеоусловиях. Береговая линия со всех высот просматривалась отчётливо. Лётчик мог видеть солнце и ориентироваться по нему. По заключению ГНИИ ВВС, исследовавшего объективные данные системы автоматической регистрации параметров полёта (САРПП), возвращённой японцами вместе с самолётом, Беленко практически держал прямой курс на остров Хоккайдо и не делал никаких разворотов. Экспертизой подтверждено, что плёнка САРПП принадлежала его амолёту. Системой САРПП также зарегистрировано, что Беленко ушёл из учебной зоны в сторону моря, резко снизившись до 250 м. На этой высоте он летел над морской поверхностью от береговой черты СССР примерно 130 км. Такие действия пилота, по мнению специалистов, могли свидетельствовать о его стремлении уйти от радиолокационного сопровождения. Личные документы Беленко (свидетельство лётчика-инструктора 1-го класса, аттестат зрелости, диплом об окончании военного училища, свидетельство о рождении) среди его вещей и у родственников не обнаружены, хотя по сообщению жены они находились в их квартире.
В сообщении иностранной прессы отмечалось, что Беленко возвращены изъятые у него при задержании полицией документы, среди которых находится свидетельство о рождении. Можно полагать, что все эти документы Беленко взял с собой.
Всестороннее изучение личности Беленко, его поведения на службе и в быту показало, что у
него неоднократно складывались острые конфликтные ситуации с командованием. Так, в период службы в Ставропольском авиационном училище он выражал настойчивое желание уйти с инструкторской работы и в связи с этим изыскивал различные возможности для перевода в боевой полк. Однако эти попытки успеха не имели, так как командование, как правило, лётчиков-инструкторов из училища в войска не отпускало. По этой причине он стал проявлять недовольство и резко обострил отношения с командирами. В 1975 году обратился с рапортом к начальнику училища с просьбой уволить его из Советской Армии, мотивируя тем, что не желает служить с командирами, которые постоянно злоупотребляют спиртными напитками.
За первые полгода службы на новом месте Беленко зарекомендовал себя с положительной стороны, успешно прошёл курс переподготовки на новом для него типе самолёта П, был назначен исполняющим обязанности начальника штаба эскадрильи, избран заместителем секретаря партийного бюро эскадрильи. К служебным обязанностям относился добросовестно. Недовольства своим положением или неустроенностью не высказывал. Примерно с июля 1976 года стали замечаться странности в его поведении. Он стал нервозным, взвинченным. Болезненно переживал задержку с присвоением очередного воинского звания капитана и с назначением на обещанную при переводе должность начальника штаба эскадрильи.
6 сентября, несмотря на конфликтную ситуацию, он был включен в плановые полёты и прибыл на аэродром. Когда он направлялся к боевому самолёту для совершения полёта, один из лётчиков обратил внимание, что Беленко был бледен, на лице и шее выступили красные пятна. После посадки в кабину, находясь в состоянии нервного возбуждения, дрожащими руками долго не мог присоединить фишку радиостанции и смог сделать это только с помощью техника. Материалы следствия свидетельствовали о том, что у Беленко действительно имелись основания быть недовольным своим служебным положением. Срок выслуги в воинском звании старший лейтенант у него окончился 10 января 1976 года, однако до сентября звание капитан из-за нерасторопности командования он не получил. Обещанная должность начальника штаба эскадрильи давала ему право на поступление в академию, куда он очень стремился.

Угнанный Миг-25 в Японии
Следствие пришло к выводу, что перелёт был совершён умышленно. Зарубежная резидентура сообщала, что американские спецслужбы активно интересуются новым самолетом, прозванным ими "Летучей лисицей", и пытаются раздобыть о нем любые сведения.
Недавно токийская телекомпания Nexus задумала снять фильм о бывшем советском летчике. Режиссер Акиро Мицумори считает, что до сих пор в Японии двойственное отношение к Беленко . Одни считают его героем, сказавшем правду о СССР. Для большинства же же он просто предатель. Киногруппе, работавшей в Америке, удалось встретится с Беленко и взять у него интервью. Кстати, в России Беленко был дважды объявлен погибшим в 1978 и в 1997 годах. Но, к сожалению, 69-летний предатель жив и здоров . О личной жизни бывшего летчика все эти годы не было ничего известно и японскому режиссеру удалось кое-что выяснить. Ему показалось, что Беленко не очень устроен в жизни. Живет он в штате Калифорния, скитаясь по гостиницам и мотелям. Вначале он преподавал технику и тактику воздушного боя в одной из военных академий. Со временем знания его устарели и он переключился на чтение лекций о событиях, обычаях и традициях в СССР. Но после развала Советского Союза его лекции перестали быть актуальными. Единственное, чем отблагодарила его Америка – предоставила ему гражданство. Средства на жизнь ему приходится зарабатывать коммерцией. В свое время Беленко женился на американке, от которой у него трое детей. Однако, затем развелся и оставил ей, согласно брачному контракту, дом.

Предатель пока ещё жив и здоров.

Смотрите


В начале осени 1976 г. разразился международный скандал: советский летчик Виктор Беленко, служивший на Дальнем Востоке, на новейшем истребителе МиГ-25 совершил побег в Японию, а затем попросил политического убежища в США. В СССР у него остались жена и 4-летний ребенок, которых он больше никогда не увидел. За границей его назвали диссидентом, а на родине и поныне считают предателем, дезертиром и шпионом.



В начале сентября 1976 г. на Дальний Восток прибыл маршал Савицкий с проверкой боеготовности сил противовоздушной обороны. В этот день летчикам предстояли тренировочные полеты, и они знали, что их нужно выполнить безукоризненно. Во время учебной тренировки самолет Беленко исчез с радаров. Он неожиданно набрал высоту, а затем начал пикировать в море. Было похоже на то, что какая-то техническая неисправность привела к падению самолета и гибели летчика. В воздух тут же подняли дежурные самолеты и вертолеты. Позже выяснилось, что летчик обманул радары: он пошел на снижение, имитируя падение, а затем скрылся за огромной сопкой.



На острове Хоккайдо самолеты японских ПВО были подняты по тревоге. Едва им удалось отследить неизвестный объект, как он тут же исчез. Как оказалось, он резко пошел на снижение и совершил посадку на ближайшем гражданском аэродроме. Летчик вышел из самолета и тут же потребовал его спрятать от посторонних глаз. Затем беглец запросил политического убежища в США.



В побег Беленко долго не верили: думали, что причиной таких действий была какая-то поломка или техническая ошибка, а посадка была вынужденной, что самолет попал в зону плохой видимости и сбился с курса, что пилота захватили в заложники и удерживают насильно, а на допросах применяют психотропные средства.



В 1976 г. в новостях объявили, что советский самолет совершил вынужденную посадку на аэродроме Японии, привезли мать и жену Беленко в Москву, где они на пресс-конференции отрицали версию о том, что летчик мог попросить убежища за рубежом и умоляли о его незамедлительном возвращении на родину.



МиГ-25 хотели бы заполучить разведки всего мира, так как это был самолет уникальной конструкции, с рекордной скоростью и высотой полета, самый современный и самый засекреченный истребитель военно-воздушных сил СССР. Все базы, на которых были самолеты МиГ-25, охранялись особыми подразделениями десантников.



СССР потребовал немедленно вернуть летчика и самолет. Пока шли международные переговоры, истребитель разобрали и отправили в контейнерах в США. Там его тщательно изучили, и самолет перестал быть секретным оружием СССР. Японцы вернули истребитель только через два месяца, в разобранном виде. Нанесенный ущерб оценили в 2 млрд рублей. Пришлось спешно менять систему опознавания «свой-чужой» на всех воздушных судах. В результате СССР получил компенсацию в 7,7 млн рублей.



Беленко был отличником боевой подготовки и первоклассным пилотом. Но те, кто был с ним знаком, говорили, что летчик был чересчур амбициозным и честолюбивым и считал, что его заслуги не оценены по достоинству. Выдвигались и версии о его вербовке. Говорили, что такие действия больше похожи на хорошо подготовленную акцию, чем на импульсивный поступок диссидента, недовольного политическим строем. Предполагалось, что он должен был посадить самолет на военной базе США в Японии, но он побоялся, что его могут сбить, и приземлился на ближайшем аэродроме.



Странности в его поведении сослуживцы замечали уже давно: отпуск он предпочитал проводить в небольшом дальневосточном городке, при этом не распространялся о том, как отдыхал, учил английский язык, рвался в эскадрилью истребителей, хотя из-за возрастных ограничений он там уже не мог рассчитывать на повышение по службе.



После побега Беленко все военные самолеты начали заправлять в расчете на выполнение только одного задания, чтобы горючего не хватило для того, чтобы улететь за границу.



После переезда в США летчик оказался в центре внимания прессы. Он читал лекции в одной из военных академий в качестве эксперта в области изучения советских авиасистем ПВО, выступал на симпозиумах, завершая свои доклады рассказом об ужасах советской действительности. За вклад в укрепление национальной безопасности Америки Беленко получил гражданство США. Вскоре он женился на американке и прожил с ней 15 лет. Из военной академии Беленко вскоре уволили, ведь он больше не представлял интереса для спецслужб. О его дальнейшей судьбе известно немного. Согласно одним источникам, он до сих пор живет в США. В других утверждается, что Виктор Беленко развелся с женой, стал злоупотреблять алкоголем, последние годы провел в одиночестве и скончался в 2006 г. то ли в автокатастрофе, то ли от инфаркта. Был ли он завербованным шпионом или просто дезертиром – до сих пор остается загадкой.



Беленко был не единственным беглецом, устроившим скандал на международном уровне.

В начале осени 1976 г. разразился международный скандал: советский летчик Виктор Беленко, служивший на Дальнем Востоке, на новейшем истребителе МиГ-25 совершил побег в Японию, а затем попросил политического убежища в США. В СССР у него остались жена и 4-летний ребенок, которых он больше никогда не увидел. За границей его назвали диссидентом, а на родине и поныне считают предателем, дезертиром и шпионом.

Бывший советский летчик Виктор Беленко

В начале сентября 1976 г. на Дальний Восток прибыл маршал Савицкий с проверкой боеготовности сил противовоздушной обороны. В этот день летчикам предстояли тренировочные полеты, и они знали, что их нужно выполнить безукоризненно. Во время учебной тренировки самолет Беленко исчез с радаров. Он неожиданно набрал высоту, а затем начал пикировать в море. Было похоже на то, что какая-то техническая неисправность привела к падению самолета и гибели летчика. В воздух тут же подняли дежурные самолеты и вертолеты. Позже выяснилось, что летчик обманул радары: он пошел на снижение, имитируя падение, а затем скрылся за огромной сопкой.

Этот снимок был сделан сразу после приземления МиГа на гражданский аэродром в Японии

На острове Хоккайдо самолеты японских ПВО были подняты по тревоге. Едва им удалось отследить неизвестный объект, как он тут же исчез. Как оказалось, он резко пошел на снижение и совершил посадку на ближайшем гражданском аэродроме. Летчик вышел из самолета и тут же потребовал его спрятать от посторонних глаз. Затем беглец запросил политического убежища в США.
Угнанный самолет прятали от посторонних глаз

В побег Беленко долго не верили: думали, что причиной таких действий была какая-то поломка или техническая ошибка, а посадка была вынужденной, что самолет попал в зону плохой видимости и сбился с курса, что пилота захватили в заложники и удерживают насильно, а на допросах применяют психотропные средства. Затем в часть пришёл приказ - повторить полёт Беленко до воздушного пространства Японии, опираясь на данные, зафиксированные радарами.

Когда эксперимент был проведён, стало очевидно - лётчик МиГ-25 сознательно применял манёвры, пытаясь уйти от наблюдения, летел на низкой высоте. Сомнений в том, что Беленко пошёл на свой поступок обдуманно, не осталось.

В 1976 г. в новостях объявили, что советский самолет совершил вынужденную посадку на аэродроме Японии, привезли мать и жену Беленко в Москву, где они на пресс-конференции отрицали версию о том, что летчик мог попросить убежища за рубежом и умоляли о его незамедлительном возвращении на родину. Старшему лейтенанту Виктору Беленко было на тот момент 29 лет, и бдительные органы госбезопасности не имели на него никакого компромата.
Уроженец Нальчика, он окончил школу с серебряной медалью, отслужил в армии, затем поступил в Армавирское высшее военное авиационное училище лётчиков, которое закончил в 1971 году. Затем служил лётчиком-инструктором в Ставрополе, характеризовался положительно, состоял в партии, был членом партбюро. В 1975 году по собственной просьбе был переведён на службу в истребительный полк ПВО на Дальнем Востоке.

МиГ-25 хотели бы заполучить разведки всего мира, так как это был самолет уникальной конструкции, с рекордной скоростью и высотой полета, самый современный и самый засекреченный истребитель военно-воздушных сил СССР. Все базы, на которых были самолеты МиГ-25, охранялись особыми подразделениями десантников.

Истребитель, угнанный летчиком Виктором Беленко

СССР потребовал немедленно вернуть летчика и самолет. Пока шли международные переговоры, истребитель разобрали и отправили в контейнерах в США. Там его тщательно изучили, и самолет перестал быть секретным оружием СССР. Японцы вернули истребитель только через два месяца, в разобранном виде. Нанесенный ущерб оценили в 2 млрд рублей. Пришлось спешно менять систему опознавания «свой-чужой» на всех воздушных судах. В результате СССР получил компенсацию в 7,7 млн рублей.

Беленко был отличником боевой подготовки и первоклассным пилотом. Но те, кто был с ним знаком, говорили, что летчик был чересчур амбициозным и честолюбивым и считал, что его заслуги не оценены по достоинству. Выдвигались и версии о его вербовке. Говорили, что такие действия больше похожи на хорошо подготовленную акцию, чем на импульсивный поступок диссидента, недовольного политическим строем. Предполагалось, что он должен был посадить самолет на военной базе США в Японии, но он побоялся, что его могут сбить, и приземлился на ближайшем аэродроме.

Странности в его поведении сослуживцы замечали уже давно: отпуск он предпочитал проводить в небольшом дальневосточном городке, при этом не распространялся о том, как отдыхал, учил английский язык, рвался в эскадрилью истребителей, хотя из-за возрастных ограничений он там уже не мог рассчитывать на повышение по службе.
Удостоверение Виктора Беленко

После побега Беленко все военные самолеты начали заправлять в расчете на выполнение только одного задания, чтобы горючего не хватило для того, чтобы улететь за границу.
После переезда в США летчик оказался в центре внимания прессы. Он читал лекции в одной из военных академий в качестве эксперта в области изучения советских авиасистем ПВО, выступал на симпозиумах, завершая свои доклады рассказом об ужасах советской действительности. За вклад в укрепление национальной безопасности Америки Беленко получил гражданство США. Вскоре он женился на американке и прожил с ней 15 лет. Из военной академии Беленко вскоре уволили, ведь он больше не представлял интереса для спецслужб. О его дальнейшей судьбе известно немного. Согласно одним источникам, он до сих пор живет в США. В других утверждается, что Виктор Беленко развелся с женой, стал злоупотреблять алкоголем, последние годы провел в одиночестве и скончался в 2006 г. то ли в автокатастрофе, то ли от инфаркта. Был ли он завербованным шпионом или просто дезертиром – до сих пор остается загадкой.

6 сентября 1976 г. в истребительном авиационном полку войск Противовоздушной обороны, что дислоцировался на одном из дальневосточных аэродромов в Приморье, шли учебные полеты. В соответствии с плановым заданием в 12.50 поднял в воздух свой МиГ-25П и старший лейтенант Виктор Беленко. Взлетел и не вернулся.


В ту минуту, когда злополучный самолет перестал фиксироваться радарами, Беленко летел над океаном на высоте всего полсотни метров! В 13 ч. 11 мин. 6 сентября 1976 г. сразу четыре РЛС японских сил самообороны, размещенные на о.Хоккайдо, засекли в 200 милях к западу от побережья острова воздушную цель, направлявшуюся к Хоккайдо со скоростью 440 миль/ч на высоте 6700 м. Через семь минут после ее обнаружения с авиабазы Читозе поднялась на перехват пара «Фантомов», между тем центр управления воздушным движением все еше не мог идентифицировать цель. В 1 ч. 26 мин. неопознанный объект исчез с экранов радаров; навести F-4J не представлялось возможным, и они вернулись на аэродром.



Неопознанный объект обнаружился в 1 ч. 52 мин. над гражданским аэропортом Хакодате. Над взлетной полосой на высоте 300 м прошел МиГ-25; его летчик явно намеривался садиться, однако полоса была занята взлетавшим Боингом 727 авиакомпании «Олл Ниппон Эйруэйз». После взлета Боинга пилот МиГа сделал пару «пристрелочных» заходов и в 1 ч. 57 мин. приземлился. Самолет коснулся земли в середине ВПП и, хотя летчик выпустил закрылки и тормозной парашют, МиГ проскочил всю полосу, проехал еще метров 200 по грунту и, завалив две антенны инструментальной системы посадки, остановился.

А в полку после исчезновения с экранов радаров отетки от самолета Беоенко забили тревогу. Первый вывод - он держался два часа - самолет разбился. Такого же мнения придерживалось и вышестоящее руководство. Находившийся в то время с инспекцией в Приморье командующий авиацией войск ПВО маршал авиации Евгений Савицкий прореагировал на случившиеся спокойно: «Авиация есть авиация. Все может случиться. Ищите». Однако искать долго не пришлось. Вскоре мировые агентства передали из Японии: в аэропорту Хакодате приземлился советский боевой истребитель. Командованию полка, да и не только полка, стало ясно - это Виктор Беленко.

Официальная версия тогдашнего руководства СССР такова: Виктор Беленко потерял ориентировку и, оказавшись вблизи территории Японии и не имея достаточного запаса топлива на обратный путь, произвел вынужденную посадку в аэропорту японского города Хакодате. Конечно, все так могло и быть. Но... сам Беленко попросил политического убежища в США.

На этот счет МИД вскоре дал «убедительный» ответ. Дескать, к летчику применили разнообразные методы воздействия - миллионы японских телезрителей видели, как во время перемещения Беленко из Хакодате в Токио на голову был надет мешок, полицейские тянули его за руку, вталкивали в автомашину. Но у советской стороны имелись и другие козыри для доказательства своей версии. Японские власти почти в течение четырех дней отказывали российским представителям во встрече с Беленко, нарушая тем самым положения советско-японской конвенции, предусматривающей организацию незамедлительной встречи с задержанным гражданином другого государства. Делался упор на следующее: через день после приземления МиГ-25 в Японии официальный представитель Вашингтона сообщил о принятом решении предоставить убежище летчику, хотя на той же пресс-конференции признал - американской стороне неизвестно, попросил ли пилот убежище или нет. За таким «приглашением» Виктора Беленко в США, делался вывод, стоят американские спецслужбы.

В пропагандистских целях Москва использовала и факт встречи своих представителей с летчиком, охарактеризовав ее «недостойным фарсом». Основанием для этого служило то, что сотрудников советского посольства к летчику не подпустили ближе 25-30 метров, отгородив его от них баррикадой канцелярских столов и окружив полицейскими. На встречу не допустили врача, он вынес бы профессиональное суждение о здоровье и состоянии летчика. Сотрудники МИД Японии грубо вмешивались в разговор, прерывали Беленко - он произнес две-три фразы бессвязно, которые, дескать, никак не подтверждали утверждений представителей японских властей в отношении намерения летчика «получить политическое убежище» в США. А раз так, то Беленко находился в ненормальном состоянии, под воздействием наркотиков или других средств. Так или иначе, а Виктор Беленко после этой встречи был посажен в самолет американской авакомпании и отправлен под охраной в США.

До сих пор не утихают споры о том, кто же был на самом деле Виктор Беленко: завербованный агент, дожидавшийся своего часа, или спонтанный угонщик, движимый личными мотивами. Не раскрывает он своей сущности и в книге, которую быстренько состряпал по прибытии в США. КГБешники, естественно, переворошили всю его биографию и наткнулись на несколько интересных фактов, которые ожно трактовать в пользу вербовки летчика, но не более того.

Однако, вернемся к МиГ-25. На голову японцев он свалился так неожиданно, что они не знали, как поступить с "подарком". Наверное, они готовы были избавиться от него, но вмешались американцы: не для того он сюда залетел, чтобы его запросто можно было отдать. Они запросили японский МИД и предложили свою помощь в расследовании инцидента. Японцы поначалу им отказали, но не исключили "возможность участия иностранных экспертов".

Первоначальный осмотр самолета японцы проводили в Хакодате, но было понятно, что детально исследовать МиГ в гражданском аэропорту не получится. Решили перевезти самолет на военную авиабазу Хякари, расположенную в 80 км от Токио. Сложность была в том, что фюзеляж МиГа не помещался в японский военно-транспортный самолет С-1. «Добрые» американцы пригнали для такого дела свой С-5А. и 19 сентября 64 японских специалиста и 11 американских «экспертов», прибывших с авиабазы Райт-Паттерсон, начали подготовку МиГа к транспортировке: от самолета отстыковали крылья, кили, хвостовое оперение, сняли двигатели, слили горючее и масло. В ночь на 24 сентября, под экскортом 14 «Фантомов» и «Старфайтеров» сил самообороны Японии, «Гэлэкси» с драгоценным грузом перелетел с гражданского аэродрома на военный. На военных аэродромах, расположенных вдоль маршрута перелета в готовности №1 находились дежурные звенья F-4J. Предосторожности не были лишены оснований: во время перелета РЛС засекли вблизи побережья Японии несколько неопознанных объектов, которые, скорее всего, были советскими самолетами.

В Хякари МиГ-25 снова собрали и подготовили к детальным исследованиям. Летать на нем не собирались, но оставшиеся в баках после посадки 200 литров топлива позволяли провести статические испытания двигателя; 3 октября оба движка «гоняли» в течение 1 ч. 20 мин. Из-за очень высокого рас-., хода горючего для окончания намеченной программы «огневых» исследований ТРД пришлось добавить японского топлива. Статическая тяга каждого ТРД составила 11 т, как и полагали ранее многие западные эксперты. Затем выкаченный на летное поле МиГ-25 отсняли в оптическом и ПК спектрах с воздуха два RF-4J. Отмечалось, что особо ценными были данные о тепловой сигнатуре советского истребителя, которые очень пригодились разработчикам головок самонаведения ракет «воздух-воздух» и «земля-воздух».

Детальные исследования самолета показали, насколько сильно на Западе заблуждались в оценке его возможностей, технических характеристиках и конструкционных особенностях. Угнанный МиГ-25 оказался не многоцелевым истребителем, а узкоспециализированным высотным истребителем-перехватчиком. Показательно - практически все обозреватели сошлись во мнении, что МиГ-25 является наиболее совершенным истребителем-перехватчиком в мире. Его РЛС, хотя и выполнена на электронно-вакуумных лампах и не имеет режима селекции целей на фоне земли, превосходит западные. Электронное оборудование самолета довольно примитивно (один из экспертов высказался в отношении элементной базы электроники F-4 и МиГ-25 в том духе. что «это все равно, что сравнивать транзисторный приемник с граммофоном»). но общая интеграция системы управления оружием, автопилота, системы наведения с земли выполнена на уровне, по крайней мере не уступающем лучшим западным системам, разработанным в одно время с оборудованием МиГ-25. Топливная система советского перехватчика значительно превосходит топливную систему разведчика SR-71 - единственного самолета в мире имеющего близкие к МиГ-25 летные характеристики.

Настоящим открытием стало весьма скромное использование в конструкции планера МиГа титана: поскольку на Западе принято было считать МиГ-25 «титановым» , его масса ранее значительно занижалась, зато максимальная скорость завышалась: три «Маха» МиГ, видимо, все же не развивал, на самолете Беленко красная ограничительная черта стояла на скорости М=2,8. В целом самолет оценили как «высотный перехватчик, не имеющий себе равных, отличительными особенностями которого являются простота конструкции, ее прочность, надежность, легкость технического обслуживания и доступность пилотирования самолета летчиками не самой высокой квалификации».

Японцы были приятно удивлены радиусом действия МиГ-25: ранее считалось, что советские истребители способны долететь от Владивостока до Токио и вернуться обратно. Запас топлива во внутренних баках осуществить такой полет не позволял, а трубопроводов горючего в пилонах самолета Беленко не было - следовательно, подвесные баки нести этот МиГ-25 не мог. Однако, избавившись от одной головной боли, самураи заработали другую: военных поразила легкость, с которой МиГ ушел от их ПВО. Чтобы заткнуть дыры в системе противовоздушной обороны, решено было закупить в США самолеты ДРЛО Е-2С «Хокай», способные обнаруживать низколетящие цели. Интересно отметить, что вопрос о приобретении силами самообороны «Хокаев» уже поднимался, но тогда посчитали, что имеющаяся система ПВО вполне справляется со своими задачами.

Сказать, что в СССР болезненно переживали угон МиГ-25 - значит не сказать ничего. Все перемещения самолета в Японии, обстановка вокруг него отслеживались внимательнейшим образом, постоянно шло давление по дипломатической линий. 22 сентября советский посол в Токио передал в МИД Японии ноту протеста, в которой выражалось недовольство позицией правительства страны восходящего солнца в отношении исследований самолета: в ноте указывалось, что если позиция Японии останется без изменений. возможно резкое ухудшение двусторонних отношений. Дипломатические демарши сделали свое дело, и 27 сентября премьер-министр Такео Мики заявил, что самолет МиГ-25 будет возвращен СССР, но не ранее 5 октября, когда японские и американские эксперты планировали закончить свои исследования. «Исследования» сопровождались снятием образцов материалов с чего только можно, начиная от штанги ПВД и кончая изоляцией электропроводки, поэтому о возврате самолета «домой» по воздуху не могло быть и речи. Была достигнута договоренность о возврате МиГа в СССР на борту транспортного судна.

Советские представители потребовали выплатить финансовую компенсацию за ущерб, нанесенный летательному аппарату в процессе «расследования» уголовного дела о незаконном пересечении границы. Техническое состояние самолета должны были оценить специалисты из СССР. однако японцы, хотя и согласились выплатить компенсацию, отказались допустить русских на территорию авиабазы. Осмотр МиГа должен был быть проведен в течение светового дня, от восхода до заката, на борту судна, в присутствии японских специалистов. Колонна грузовиков в ночь с 11 на 12 ноября доставила разобранный и тщательно упакованный в 13 контейнеров самолет в порт Хитачи, где уже стоял советский теплоход. Японцы не пожалели хорошего дерева, разных гводиков-винтиков на упаковку - расчет был на то, что почти все отведенное на осмотр время уйдет на «распечатывание» самолета. Увы. они не слышали русской пословицы «ломать - не строить», да и анекдот о русском ломе и японской пиле прошел мимо их ушей. Команда мускулистых ребят очень быстро разложила японские ящики на щепочки, после чего за дело взялись специалисты ОКБ Микояна. Выяснилось, что японцы не вернули большинство электронных блоков, в частности, систему опознавания «свой-чужой». В конечном итоге японцам был выставлен счет в 7,7 млн. рублей, что по тогдашнему курсу соответствовало примерно 11 млн. долл. Сыны восходящего солнца в долгу не остались и запросили 40 000 долл. за две антенны, поврежденных Беленко при посадке в аэропорту Хакодате и за транспортировку останков МиГа из Хякари в Хитачи. После урегулирования финансовых вопросов 15 ноября теплоход покинул японский порт.

Казалось бы, во всей истории выиграла только американцы. Но нет, как выяснилось, они подложили себе мину замедленного действия. После того как МИГ-25П был поневоле рассекречен, с него были сняты экспортные ограничения. Тут же этим воспользовался Ирак и закупил 20 самолетов. Сирия пошла дальше и приобрела 30 машин, не отстал и Алжир. "Стимулировал" Беленко и создание еще более совершенного МИГ-25ПД (перехватчик доработанный). В 1978 году авиазавод в Горьком уже освоил выпуск этих машин с двигателями с увеличенным ресурсом, радиоприцелом «Сапфир-25» (он заменил «Смерч-Ф», характеристики которого были раскрыты в результате угона самолета Беленко в Японию) и усовершенствованным вооружением.

А что же Беленко? Получив у американцев политическое убежище (при самом активном содействии тогдашнего президента США), Беленко неплохо устроился за океаном. Несколько лет он преподавал в одной из военных академий технику воздушного боя. Женившись на американке, завел троих детей. После развода, по условиям брачного контракта, оставил второй жене дом. В 1980-м в содружестве с писателем Джоном Барроном издал книгу "Пилот МиГа" (John Barron, "MIG Pilot"), на которой сумел неплохо заработать. Уже в качестве полноценного гражданина США, объездил весь свет, побывав в 68 странах мира.

Помню, в средине 80-х в советских газетах появились сообщения о том, что Беленко погтб в автокатастрофе. Не скажу, чтобы кто-то горева: собаке собачья смерть. Однако вскоре предатель вновь дал о себе знать. В 1997-м Беленко встретился с журналистом японской газеты «Хоккайдо симбун» и 20 часов давал ему интервью. В нем Беленко заявил, что в 1995-м по делам бизнеса был в Москве. Проверить сложно - в те лихие 90-е в России творилось всякое... В настоящее время живет, как утверждают, в Калифорнии, занимаясь торговым бизнесом, в том числе с Россией. Однако, по его признанию, ведя переговоры со своими бывшимисо отечественниками, он всегда использует вымышленные имя и фамилию.


Само собой, бывший старший лейтенант вовсе не считает себя негодяем, а свой поступок объясняет исключительно неприятием советской идеологии. Между тем в своем последнем интервью одному популярному американскому журналу Беленко признался, что самое сильное впечатление в США на него произвел... супермаркет. Вот как он сам описывает охватившие его чувства: "Мое первое посещение супермаркета происходило под присмотром людей из ЦРУ, и я думал, что это была инсценировка. Я не верил в то, что этот магазин может быть настоящим. Мне казалось, что раз я необычный гость, то они могли меня разыграть. Ведь это было такое красивое просторное здание с невероятным количеством товаров и без очередей. В России все привыкли к длинным очередям. Впоследствии, когда я понял, что супермаркет настоящий, я получал удовольствие от знакомства с новыми продуктами. В России того времени, впрочем, и в нынешней - трудно найти хорошие консервы. Поэтому я ежедневно покупал самые разные консервированные продукты. Однажды я приобрел баночку с надписью "Обед" и поджарил ее содержимое с картошкой, луком и чесноком - получилось вкусно. Наутро приятели сказали мне, что я съел куриные консервы для кошек. Но они были вкусными! Они были лучше тех консервов для людей, которые и сегодня делают в России!"

Если не принимать всерьез демагогию нашего персонажа о стремлении к "высоким демократическим идеалам", то в осадок выпадет простая как две копейки суть: еще в ходе войны во Вьетнаме американцы раскидывали вокруг аэродромов "северян" листовки на русском языке с обещанием заплатить 100 тысяч долларов угонщику советского истребителя новейшей конструкции (надеяться на вынужденную посадку "МиГов" в южном Вьетнаме они не могли, так как нашим пилотам категорически запрещалось пересекать линию фронта). За 10 лет через эту войну прошли тысячи советских летчиков, а потому старший лейтенант Беленко наверняка не раз слышал от сослуживцев об обещанном американцами гонораре. А все эти википедиевские сказки о якобы притеснениях: и капитана почти на год задержали, и с назначение на обещанную вышестоящую должность как-то не складывалось - все это разговоры а пользу бедных. впрочем, это мое личное мнение...

К слову сказать, угон МиГ-25 был не первым и не последним случаем, когда МиГи улетали по воле пилотирующих их летчиков к вероятному противнику. Но в 1976 г. впервые самолет угнал советский летчик.