Болезни Военный билет Призыв

У-Син: теория пяти элементов в нашей жизни. Учение о главных органах и главных элементах внутренней среды организма

Наряду с учением об Инь и Ян одной из основных категорий китайской философии является учение У-Син. Согласно этому мировоззрению все явления во Вселенной соответствуют природе Пяти элементов (五行 у син) , которые находятся в состоянии постоянного движения и изменения. В «Книге правителя области Шан» (Шан-шу, гл.12) написано:
" То, что увлажняет и течет вниз, создает соленое, то, что горит и поднимается вверх, создает горькое, то, что сгибается и выпрямляется, создает кислое, то, что подчиняется (внешнему воздействию) и изменяется, создает острое, то, что принимает посев и дает урожай, создает сладкое» (Шан-шу, гл.12).

Пять первоэлементов

  • символизирует зарождение (стремление к активности), рост и развитие.
  • — расцвет (максимальная активность), характеризуется движением вверх.
  • соответствует периоду начала увядания, угасания (стремление к пассивности) .
  • характеризуется наименьшей активностью, текучестью.
  • К этим символам или элементам добавляют еще один — пятый элемент, который служит центром и осью для циклических изменений. Это элемент — , ибо все циклические изменения характерны для Земли и происходят на Земле. Земля символизирует период зрелости (равновесия), накопления.

Понятно, что классифицированные таким образом вещи, явления и функции не имели прямого отношения к дереву, огню, металлу, земле и воде. В данном случае задача заключалась в том, чтобы объединить особенности различных вещей и явлений в одну систему, используя их некую схожесть между собой. Соотнося некоторый объект с пятью элементами У-СИН, мы судим не о составных частях этого объекта, а об его свойствах, направлении и фазе развития.

Теория Инь и Ян и теория Пяти элементов отражают объективные законы природы.

В природе Вода питает Дерево, Дерево питает Огонь, Огонь порождает Землю (сгоревший пепел хорошо удобряет), Земля порождает Металл (именно в недрах земли зарождаются металлы), Металл порождает Воду (на металлическом клинке с утра выделяется роса).

Стрелки красного цвета символизируют созидающие связи. То есть каждый элемент данной системы непрерывно помогает развитию последующего, передавая ему что–либо и побуждая его к активной деятельности.

Цикл разрушения (внутренние связи, по звезде) показывает как элементы контролируют друг друга, создавая конфликтные подавляющие отношения. Разрушающая связь является сдерживающей и контролирующей.

  • Огонь угнетает (плавит) Металл;
  • Металл угнетает (рубит) Дерево;
  • Дерево угнетает (подрывает корнями) Землю;
  • Земля угнетает (впитывает) Воду;
  • Вода угнетает (тушит) Огонь.

Древние китайцы отличались здоровым прагматизмом и многие философские концепции использовали в клинической практике.

Концепция У-Син не стала исключением из правил. Основные положения этой теории были использованы для классификации внутренних органов и внешних структур человеческого организма применительно к пяти первоэлементам. На основании простых аналогий различные функции внутренних органов соотносятся с пятью элементами с учетом характера последних.

Печень и желчный пузырь соответствуют «Дереву».Сердце и тонкий кишечник – «Огню». Селезенка и желудок – «Земле». Легкие и толстый кишечник соответствуют «Металлу». Почки и мочевой пузырь отнесены к элементу « Вода».

  • печень относится к элементу Дерево, так как ее функции обеспечения свободной циркуляции Ци сходны со свободным ростом дерева;
  • сердце относится к элементу Огонь, так как Ян сердца, подобно огню, имеет функцию прогревания всего организма;
  • селезенка относится к элементу Земля, так как селезенка - «источник образования Ци и крови», что напоминает способность Земли давать урожай;
  • легкие относятся к элементу Металл, так как выполняют функции очищения, что напоминает чистоту Металла, а также управляют опусканием Ци, что подобно тяжести Металла;
  • почки относятся к элементу Вода, так как являются важным органом, обеспечивающим водный обмен.

Подводя итог, следует сказать, что китайская медицина использует учение У-Син для классификации внутренних органов и внешних структур человеческого тела, объяснения происходящих в нем различных физиологических и патологических взаимодействий в целях клинической диагностики и лечения. В пять первоэлементов и первооснов обязательно входит равное соотношение инь и ян, поэтому при лечении патологического состояния организма в традиционной восточной медицине сначала строят цепочку взаимосвязей по принципу у-син, находят в ней дисбаланс инь и ян, и только следующим этапом является непосредственное воздействие на больные органы или функциональные системы

2. Организм человека в теории У-син.

Литература


1. Китайская теория 5 элементов (У-Син)

Основой мировоззрения жителей восточных стран испокон веков была дуалистическая космогоническая концепция существования двух противоположных сил – Инь и Ян, возникших из первоначально единой энергии Ци (Чи). Это произошло под действием первоматерии "Тайцзи" (буквальное значение – "Великий Предел").

В результате "сгущения" Ци возникло разделение на светлые и легкие Ян-ци, поднявшиеся вверх и образовавшие Небо, и мутные и тяжелые Инь-ци, опустившиеся вниз и образовавшие Землю. Чередование Инь (пассивной силы) и Ян (активной силы) задает цикличность всех процессов в природе; ночь и день; утро и вечер; зима и лето; холод и тепло; бодрствование и сон; вдох и выдох и т.д. Взаимодействие Инь и Ян рождает пять первоэлементов (первоначал, первостихий), которые являются основой всех вещей и состояний природы: Воду, Огонь, Дерево, Землю, Металл.

"Стоит упразднить одно (первоначало), и жизнь станет невозможна" ("Цзо чжуань").

Такое представление и сформировало концепцию У-син, согласно которой все явления во Вселенной находятся в постоянном движении: земля – это почва для растений; вода – питание для растений и животных; огонь – тепло для всего живого; дерево – питание для животных и т.д.

Если обратить внимание на взаимосвязанные циклические явления, как в природе, так и в организме человека: ночь – день, утро – вечер, зима – лето, холод – тепло, бодрствование – сон, вдох – выдох, систола – диастола, то в этих циклах можно отметить одинаковые фазы.

Каждый из этих циклов состоит из четырех последовательных состояний:

1. Рождение (возрастание) соответствует утру, весне и т.д.

2. Максимальная активность (кульминация) соответствует полудню, лету и т.д.

3. Упадок (разрушение) соответствует вечеру, осени и т.д.

4. Минимальная активность (покой) соответствует ночи, зиме.

Дерево символизирует рост и развитие и объединяет такие предметы и явления, как быстрая изменчивость, кислый вкус, зеленый цвет и др.

Огонь – символ максимальной активности и характеризуется высокой температурой, движением вверх, красным цветом, горьким вкусом.

Металл соответствует периоду начала увядания и характеризуется сухостью, острым вкусом, белым цветом.

Вода характеризуется наименьшей активностью, текучестью, соленым вкусом, черным цветом.

К этим символам или элементам добавляют еще один – пятый элемент, который служит центром и осью для циклических изменений. Это элемент – Земля, ибо все циклические изменения характерны для Земли и происходят на Земле. Земля символизирует период зрелости, обладает влажностью, сладким вкусом, желтым цветом.

Данные элементы способствуют лучшему пониманию взаимодействия сил, функционирующих в природе, дают возможность объяснить существующие связи.

Теория У-син – или теория пяти первоэлементов является второй важнейшей концепцией древнекитайской философии и медицины. Она основана на законах природы и устанавливает процессы взаимодействия всех предметов и явлений во вселенной, в том числе и в человеческом организме.

Основным положением теории У-Син, имеющим практическое значение, является вывод о том, что между пятью элементами существуют связи, подчиняющиеся теории Инь-Ян. Эти связи представлены в виде двух противоположностей: созидающая (стимулирующая) и деструктивная (тормозящая).

Последовательность взаимопреодоления первоэлементов другая: Вода преодолевает Огонь; Огонь преодолевает Металл, Металл преодолевает Дерево; Дерево преодолевает Землю; Земля преодолевает Воду.

По кругу происходит взаимопорождение, по звезде – взаимопреодоление.

Таким образом, созидающая связь является наружной, осуществляется по кругу цикличности, а деструктивная является внутренней, осуществляется внутри круга цикличности по циклу звезды.

Поскольку созидающая связь направлена на развитие, стимулирование, возбуждение, а деструктивная – на угнетение, разрешение и торможение, то они уравновешивают друг друга аналогично силам Инь-Ян.

Внутри каждого предмета происходит выделение первоэлементов. Например, в годовом цикле дерево соответствует весне, огонь – лету, металл – осени, вода – зиме, а земля – астрономической середине года – точке летнего солнцестояния ("вечному лету"). В пределах суток пять стихий относятся соответственно к восходу, полудню, "склонению" солнца на запад, заходу и полуночи.

2. Организм человека в теории У-син

Концепция У-син применима для анализа не только явлений окружающего мира, но и физиологии человеческого организма, для объяснения взаимосвязей внутренних органов, а также для диагностики и лечения различных патологий.

Исходя из принципа всеобщности, эта схема организации переносится на все живые существа, объекты и процессы, в том числе и на человека. Существует соответствие между пятью элементами и каждой составной частью человека, каждой физиологической функцией. Все явления природы также находят свое соответствие пяти элементам.

В окружающем мире (макрокосме) человек является миром в миниатюре (микрокосмом), отражением вселенной и состоит из тех же пяти первоэлементов попадающих в организм с пищей. В организме человека (и любого живого существа) также выделяют органы, относящиеся к первоэлементам: к категории «Дерево» относятся печень и желчный пузырь; к категории «Огонь» сердце, тонкий кишечник, перикард, три части туловища; к категории «Земля» относят селезенку – поджелудочную железу, к категории «Металл» относят легкие и толстый кишечник, к категории «Вода» относят почки и мочевой пузырь. К таким же категориям относят и меридианы этих органов. Кроме того, на каждом меридиане имеются все точки первоэлементов.

Органы взаимодействуют между собой и с окружающей средой, и каждый орган соответствует определенному первоначалу. На основании аналогий между всеми явлениями и пятью первоэлементами концепция У-син создала стройную картину взаимоотношений человека и природы (таблица).

В этой единой системе все взаимосвязано и взаимозависимо, все части макрокосма, а значит, и микрокосма имеют общую функциональную структуру. Эти законы и циклы полностью соответствуют процессам, реально происходящим в организме человека. Например: при болезни легких происходят энергетические нарушения в печени, а затем энергетический дисбаланс распространяется по меридианам к селезенке и т.д.

Каждому первоэлементу соответствует определенный орган:

Дерево – печень – желчный пузырь;

Огонь – сердце – тонкий кишечник;

Земля – селезенка – желудок;

Металл – легкие – толстый кишечник;

Вода – почки – мочевой пузырь.

Печень порождает сердце, сердце – селезенку, селезенка – легкие, легкие – почки, почки – печень. Такова одна из связей цикла, обеспечивающая его полную замкнутость.

По этой схеме развиваются острые заболевания и процесс выздоровления.


Классификация пяти первоэлементов и соответствующих им первооснов

Первоосновы Пять первоэлементов Земли
Дерево Огонь Земля Металл Вода
5 плотных органов – Инь печень сердце селезенка легкие почки
6 полых органов-Ян желчный пузырь

тонк. кишечник,

3-й обогреватель

желудок толстый кишечник мочевой пузырь
5 систем организма иммунная эндокринная пищеварит. дыхательная кровеносная
5 дополн. функций обмен веществ управление психикой циркуляция крови обмен энергии управление наследственностью
5 эмоций гнев радость задумчивость грусть страх
5 отверстий (окон) глаза язык рот нос уши
5 структур тела связки сосуды мышцы кожа и волосы кости
5 выделений слезы пот слюна из носа моча
5 видов вкуса кислый горький сладкий острый соленый
5 цветов зеленый красный желтый белый черный
5 изменений рождение рост (развитие) изменение накопление (увядание) хранение (исчезновение)
5 полезных злаков пшеница просо рожь рис бобы
5 видов полезн. мяса курятина баранина говядина конина свинина
5 сторон света восток юг центр запад север
5 времен года весна лето конец лета осень зима
5 планет Юпитер Марс Сатурн Венера Меркурий
5 влияний явл. природы ветер жара сырость сухость холод

Но если в результате воздействия внешних факторов будут оборваны регулирующие связи, то система не сможет прийти в равновесное состояние. По этому принципу формируются устойчивые патологические состояния (хронические заболевания). Если образуется недостаточность или избыточность тех или иных связей, возникает патология.

Характер и распространение болезни не выходит за рамки теории Инь-Ян, но динамика ее развития может быть объяснена только с точки зрения созидающих и разрушающих связей цикла пяти элементов.

Главным практическим выводом из учения У-син является признание неразрывной связи всех пяти первоэлементов. При этом каждый из первоэлементов связан с другими посредством продуктивных и разрушающих процессов ("друг-враг") и находится под их влиянием. Смысл продуктивных процессов заключается в следующем: вода способствует росту дерева; дерево может произвести огонь; огонь дает землю (пепел); земля рождает металл; металл превращается в воду (жидкость). Деструктивность проявляется в том, что вода может погасить огонь; огонь может размягчить металл; металл может резать дерево.

В теории У-син между пятью первоэлементами существуют следующие отношения:

1. стимулирующие;

2. угнетающие;

3. избыточно стимулирующие (гиперстимулирующие);

4. избыточно угнетающие (гиперугнетающие);

5. обладающие обратной стимуляцией;

6. обладающие обратным угнетением;

Эти связи бывают:

Нормальные – стимулирующие (способствующие возникновению и развитию) и угнетающие (ограничивающие) связи;

Патологические – избыточные (гиперстимулирующие, гиперугнетающие избыточно угнетающие) и связи, оказывающие обратно угнетающие действия (ослабление) и обратно стимулирующее действие.

1. Стимулирующие связи. Под эти подразумевается связь, при которой каждый элемент воздействует стимулирующим образом на последующий за ним. Это эволюционная связь, способствующая возникновению и развитию (Шен). Последовательность стимуляции такова: Дерево стимулирует Огонь, Огонь стимулирует Землю, Земля стимулирует Металл, металл стимулирует Воду, Вода стимулирует Дерево. Эту связь часто называют "Отец-сын" или "Мать-дочь". Такая стимуляция существует в физиологии и объясняет взаимные связи между внутренними органами – висцеро-висцеральные связи (см. рисунок, связь по кругу).

2. Угнетающие связи. Под этим подразумевается сдерживание и ограничение (Ге). Последовательность этих связей следующая: Дерево угнетает Землю, Земля угнетает Воду, Вода угнетает Огонь, Огонь угнетает Металл, Металл угнетает Дерево (см. рисунок, связь через элемент). Такую связь часто называют "Бабушка-внучка" или "Дед-внук".

Во взаимосвязи между предметами и явлениями в окружающем мире обязательно должны быть как стимулирующие, так и ограничивающие связи, т.к. без стимулирования не было бы развития, а рост без ограничения может привести к катастрофическим последствиям. Таким образом, благодаря тому, что стимуляция ограничивается угнетением, а угнетение восполняется стимуляцией, поддерживается необходимое равновесие, обеспечивающее нормальное развитие, т.е. гармонию.

3. Гиперстимулирующее воздействие. Если какой-либо орган избыточно активен, что наблюдается при патологии, то он также обладает и гиперстимулирующим действием. Например, при дискинезии желчного пузыря (Дерево) происходит усиление перистальтики тонкого кишечника, боли в области сердца (Огонь), при воспалении поджелудочной железы (Земля) усиливается перистальтика толстого кишечника (Металл), сопровождаемая диспепсическими явлениями.

4. Гиперугнетающее воздействие. Также наблюдается при избыточной активности какого-либо органа и может возникать одновременно с гиперстимуляцией в направлении угнетающего действия. Например, при остром холецистите (Дерево) угнетается поджелудочная железа (Земля), что приводит к снижению ее функций.

5. Обратная стимуляция – стимуляция в противоположном направлении, когда стимулируемый элемент достаточно силен "сын" и он оказывает обратное воздействие на "отца". Например, при острых панкреатитах (Земля) возникают нарушения в работе сердца (Огонь), сопровождаемые, болями тахикардией, угнетением психики.

6. Обратное угнетение – угнетение в противоположном направлении. Например, при острых панкреатитах (Земля) может снизиться перистальтика желчного пузыря (Дерево), что может привести к застоям желчи, запорам.

Обратно угнетающее действие означает ослабление первоэлемента, который оказывает прямое угнетающее действие за счет чрезмерного развития угнетаемого элемента. Направленность обратного угнетающего действия противоположна направленности прямого угнетающего действия.

Например, если первоэлемент дерево избыточен, то он избыточно угнетает первоэлемент землю и оказывает обратное угнетающее действие на первоэлемент металл. Если первоэлемент дерево недостаточен, то он испытывает на себе одновременно и обратное угнетение со стороны первоэлемента земля и избыточное угнетение со стороны первоэлемента металл.

Если возникла патология, то рассматриваются три первоэлемента (меридиана):

1. с нарушенной энергией;

2. предшествующий ему;

3. следующий за нарушенным.

Например, если в меридиане Мочевого пузыря (вода) выявлена избыточная энергия, то можно воздействовать на меридиан "сын" Желчного пузыря (дерево) или на меридиан "мать" Толстого кишечника.

Теория У-син применялась для классификации природы, органов, эмоций, для объяснений, происходящих в человеческом организме физиологических и патологических взаимодействий, чтобы провести диагностику и назначить лечение. Знание этой теории позволяет понять традиционную восточную медицину и убедиться в правильности ее положений. Некоторые соответствия пяти первоэлементам, которые ассоциируются с человеком и явлениями природы, приведены ниже.

Рассмотрим некоторые взаимосвязи, приведенные в таблице. Например, Почка (вода) из всех органов чувств наиболее тесно связана с ухом (вода). Меридиан Почки "открывается" в области уха. Окном Почки являются – уши. Поэтому по состоянию слуха и ушной раковины можно судить о состоянии Почки. Из всех видов тканей Почка наиболее тесно связана с костями (вода) и при заболеваниях костной системы (остеохондрозах, артрозах и др.) воздействуют на меридиан Почки, что дает хороший терапевтический эффект. С другой стороны, влияние холода, неумеренное потребление соли, чувство страха могут оказать сильное воздействие на Почку, тем самым, вызвав их заболевание. Классификация органов, явлений, предметов по их соответствию пяти первоэлементам позволяет также определить симптомы при поражении органов. Например, покраснение лица позволяет предположить поражение Сердца. Болезни, относящиеся к меридиану Легких (металл), могут привести к болезням, относящимся к меридиану Почки (вода) и т.д.

Вся древняя китайская диагностика связана с природным началом, с природными процессами.

Например, при лечении остро возникших отеков тела проводится аналогия с выводом воды из какого-нибудь сосуда, предположим – чайника. Если выливать воду из чайника через носик и открыть крышку чайника, то вода из него будет вытекать быстрей (через носик и через отверстие для крышки), чем только через носик. Поэтому, чтобы ускорить вывод жидкости при отеках необходимо усилить действие почек ("носик чайника") и открыть одновременно легкие (крышку чайника). Возможности такой аналогии очень широки.

Знакомясь с учением У-син, следует понимать, что классифицированные с помощью пяти элементов явления, органы и их функции носят отвлеченное понятие, но это деление позволяет привести все существующее в природе в определенную систему. Так, например, типичными свойствами огня является жар Ян и поднимающееся кверху пламя (с медицинской точки зрения – это когда в верхней части человеческого тела образуется воспаление и состояние жара). Все, что обладает такими признаками, относится к первоэлементу огонь. Все что обладает свойствами воды: текучестью, холодом, имеет тенденция к движению вспять причисляется в первоэлементу вода, и т.д.

Существуют два цикла, иллюстрирующие взаимодействие между элементами. В первом цикле, который называется "циклом порождения", каждый из элементов порождает, или производит, следующий элемент: дерево производит огонь, огонь производит землю, земля производит металл, металл производит воду, а вода производит дерево, что естественным образом приводит к началу цикла. Во втором цикле, который называется "циклом разрушения", каждый из элементов разрушает, или поглощает, следующий за ним элемент. Так, вода разрушает металл, металл разрушает дерево, дерево поглощает воду, вода поглощает огонь, огонь разрушает металл, и цикл начинается сначала.

Совершенно так же, как и Вселенная, сохраняющая равновесие благодаря взаимодействию пяти элементов, человеческое тело, являющееся микрокосмом Вселенной, поддерживает гармонию душевного и физического начал благодаря все тому же взаимодействию пяти элементов. Энергия циркулирует в организме, используя для этого меридианы и соответствующие органы и внутренности, следуя строго определенным циклам. И эти циклы, иллюстрирующие циркуляцию энергии в организме, являются отражением тех двух циклов, которые представляли собой взаимодействие между пятью элементами. Для даосов каждая из внутренностей человека связана с одним из пяти элементов.

В первом цикле каждый из органов соединяется с соответствующим ему элементом, что приводит к следующему результату: сердце (огонь) поддерживает селезенку и поджелудочную железу (земля), селезенка и поджелудочная железа (земля) поддерживают легкие (металл), легкие (металл) поддерживают почки (вода), почки (вода) поддерживают печень (дерево), а печень (дерево) поддерживает сердце (огонь). Внутренности также подчинены этому циклу: тонкие кишки (огонь) поддерживают желудок (земля), желудок (земля) поддерживает толстые кишки (металл), толстые кишки (металл) поддерживают мочевой пузырь (вода), а мочевой пузырь (вода) поддерживает желчный пузырь (дерево).

В случае если в каком-либо из органов нарушается равновесие, он не только не может больше поддерживать орган, следующий за ним на меридианном пути, но и оказывает негативное воздействие на этот орган или провоцирует отрицательное воздействие другого органа на себя самого. Впрочем, именно это и показывает нам второй цикл, то есть тот цикл, в котором каждый из элементов разрушает или поглощает следующий за ним элемент. Когда нарушается равновесие энергии в сердце (огонь), сердце (огонь) негативно воздействует на легкие (металл); легкие (металл) негативно воздействуют на печень (дерево); печень (дерево) отрицательно воздействует на селезенку – поджелудочную железу (земля); селезенка – поджелудочная железа (земля) негативно воздействует на почки (вода): а почки (вода) оказывают неблагоприятное воздействие на сердце (огонь). Эта модель применима также и ко внутренностям: нарушение равновесия энергии в тонких кишках (огонь) приводит к негативному воздействию на толстые кишки (металл): толстые кишки (металл) неблагоприятно воздействуют на желчный пузырь (дерево); желчный пузырь (дерево) оказывает негативное воздействие на желудок (земля); желудок (земля) негативно воздействует на мочевой пузырь (вода); а мочевой пузырь (вода) пагубно действует на тонкие кишки (огонь).

3. Применение теории 5 элементов в китайской медицине

В китайской медицине теория Пяти элементов, классификация явлений согласно их свойствам и взаимоотношениям используется для объяснения как физиологических, так и патологических явлений, а также имеет руководящее значение в диагностике и лечении.

1. Пять элементов и взаимоотношения между цзанфу-органами. Каждый из внутренних органов соответствует одному из Пяти элементов. Свойства Пяти элементов служат для объяснения физиологических функций пяти цзан-органов. Кроме того, связи порождения и угнетения используются для объяснения некоторых видов взаимодействия между цзанфу-органами. Например, печень порождается (активируется) почками, порождает сердце, угнетается легкими и угнетает селезенку. Подобным образом объясняется роль других органов.

Каналы имеют тесную связь с цзанфу-органами. Они являются путями, по которым цзанфу-органы связываются между собой, согласно связям порождения и угнетения Пяти элементов. Именно посредством каналов поддерживается взаимный баланс и взаимодействие Пяти элементов.

2. Пять элементов и патология органов. Появление болезни – это патологическое проявление нарушения в цзанфу-органах и связанных с ними тканях, которое может возникнуть по различным причинам. Организм человека представляет собой одно целое, в нем существуют связи порождения и угнетения Пяти элементов, поэтому при повреждении одного органа в патологический процесс вовлекаются другие органы, что называется «распространением болезни». Согласно теории Пяти элементов, взаимная «передача болезни» может осуществляться как по путям порождения, так и по путям угнетения.

Распространение болезни по связям порождения включает передачу болезни «матери» «сыну» и болезни «сына» «матери». Например, распространение болезни печени в сердце объясняется передачей болезни «матери» «сыну», а распространение болезни печени в почки – передачей болезни «сына» «матери».

Распространение болезни по связям угнетения включает избыточное угнетение и противоугнетение. Например, распространение болезни печени в селезенку – это избыточное угнетение Земли Деревом, а распространение болезни печени в легкие – противоугнетение Металла Деревом.

Следует отметить, что взаимные патологические влияния внутренних органов существуют объективно. Некоторые из них могут осуществляться при нарушении взаимодействия «сына» и «матери», избыточном угнетении и противоугнетении. Таким образом, теория Пяти элементов может служить для объяснения патологии распространения болезней в клинике.

3. Теория Пяти элементов в диагностике и лечении. Теория Пяти элементов применяется для обобщения диагностических данных и определения патологических состояний согласно природе и закономерностям Пяти элементов. Например, у пациента с воспаленными глазами, склонностью к гневу можно предположить болезнь печени-Дерева, так как глаза и гнев также соотносятся с элементом Дерево.

Кроме того, теория взаимодействия Пяти элементов широко используется в клинической практике для определения принципов лечения и выбора точек.

Существуют два основных принципа лечения, основанных на взаимосвязях порождения Пяти элементов по правилу «сын–мать»:

Стимуляция «матери» при недостатке. В данном случае используются пять шу-точек (истоки, ручьи, быстрины, реки, устья), которые соотносятся с Пятью элементами. Например, при недостатке в канале легких (хронический кашель, одышка при незначительной физической нагрузке, тихий голос, потливость, тонкий слабый пульс) можно применять методы стимуляции в точке-быстрине канала легких Тай-юань P.9 или в точке-устье канала толстого кишечника Цюй-чи GI.11, которые соответствуют элементу Земля (легкие и толстый кишечник относятся к элементу Металл, Земля порождает Металл и является «матерью» Металла), или же использовать точку-быстрину канала селезенки Тай-бай RP.3 (селезенка относится к элементу Земля и является «матерью» Металла). Кроме того, можно использовать точку-устье канала толстого кишечника, имеющего наружно-внутреннюю взаимосвязь с каналом легких.

Седатация «сына» при избытке. В данном случае используются пять шу-точек (истоки, ручьи, быстрины, реки, устья), которые соотносятся с Пятью элементами. Например, при избытке в канале легких (резкий кашель, грубый голос, ощущение сдавленности грудной клетки, поверхностный скользкий сильный пульс) можно применять методы седатации в точке-устье канала легких Чи-цзэ P.5 или в точке-ручье канала толстого кишечника Эр-цзянь GI.2, которые соответствуют элементу Вода (легкие и толстый кишечник относятся к элементу Металл, который порождает Воду – «сына» Металла), или же использовать точку-устье канала почек Инь-гу R.10 (почки относятся к элементу Вода и являются «сыном» Металла).

Кроме того, определение принципов лечения и выбор точек могут основываться на принципах взаимного угнетения Пяти элементов, в основном для укрепления угнетающего элемента при активации угнетаемого. Например, при нарушении гармонии между печенью и желудком (Дерево избыточно угнетает Землю) принципом лечения должно стать укрепление Земли и сдерживание Дерева, следует использовать точку-устье (Земля) канала желудка (Земля) Цзу-сань-ли E.36 и точку-быстрину (Земля) канала печени (Дерево) Тай-чун F.3.


Литература

Белоусов П. В. Теоретические основы китайской медицины (Серия «Китайская чжэньцзю-терапия») – Алматы, 2004.


Взаимосвязь всех сфер китайской культуры и ее единство. 3.2 Особенности мифологизмов и аллюзий в китайских сказках Для того, чтобы определить трудности перевода мифологизмов и аллюзий в китайских сказках, рассмотрим несколько китайских сказок. Это такие сказки, как Половинный мост, Принц двух государств, Чудесная яшма, Обезьяна и крокодил, Зимнее лекарственное растение, Королевская чета...

Виде в 1960 г., представляет интерес для всех изучающих древнюю мифологию Китая. Одновременно с изучением мифологии в Китае разработка проблем китайской мифологии продолжалась в 30-40-е годы и в Японии, и в Европе. Из японских исследований этого времени необходимо отметить серьёзную книгу профессора университета в Осака Мори Микисабуро. Автор даёт своеобразные «жизнеописания» основных героев...

Китайского представления о том, что в патриархальном обществе существовало только простейшее разделение труда типа "мужчины пахали, а женщины ткали". Шелководство предстает здесь как изначальная составляющая китайской цивилизации- ведь шелкопряд дает нить фиксированной толщины. Очевидно, именно из-за последнего обстоятельства в китайской науке не сформировались такие знаковые для европейской...

Н.э.. О его жизни известно мало. Книга “Мо-цзы” –плод коллективного творчества моистов. Моизм просуществовал два века.2 Школа моистов во многом отличалась от других философских школ Древнего Китая: Мо-цзы остался единственным выдающимся ее представителем: его философия не оплодотворяла других учений; при Мо-цзы и позднее школа была четко построенной военизированной организацией, неукоснительно...

Термин У-Син (五行 ) чаще всего переводят как «пять элементов», «пять стихий», хотя более точный перевод звучит как «пять движений». Знание более точного перевода является очень важным для правильного понимания этой теории. Ведь обычно под «элементами» понимают неизменные первосубстанции, а здесь дело обстоит совсем иначе. Даосские пять стихий это:

  • вода,
  • дерево,
  • огонь,
  • земля и
  • металл.

И все они являются динамическими субстанциями, которые могут видоизменяться, переходить и питать друг друга, а также разрушать.

Теперь давайте рассмотрим древнее схематическое изображение теории У-Син (справа). На рисунке мы видим не привычную звезду, а крест – так как именно он более точно отображает динамику и состояние пяти стихий в окружающем нас мире, во Вселенной.

Ведь, по сути, пять стихий это не что иное как Инь и Ян в разных своих проявлениях:

  • Вода – сильный Инь,
  • Дерево – зарождающийся Ян,
  • Огонь – зрелый Ян,
  • Металл – зарождающийся Инь,
  • а Земля – это срединное состояние как вообще, так и и между каждым переходом одной стихии в другую, именно поэтому она и занимает центральное положение на рисунке.

Каждая стихия имеет ряд соответствий и связей…

Вода (水 шуй )

  • Плотный (основной, иньский) орган - Почки;
  • Полый (парный, янский) орган - Мочевой пузырь;
  • Цвет энергии, которую вырабатывает основной орган - Чёрный;
  • Время года - Зима;
  • Вкус - Солёный;
  • Положительные эмоции - Нежность;
  • Отрицательные эмоции - Страх;
  • Патология эмоций - Фобия;
  • Ткани тела - Кости;
  • Заставы тела - Уши;
  • Выделения - Моча;
  • Звук - Крик;
  • Этап жизни - Смерть;
  • Сторона света - Север;
  • Планета - Меркурий.

Дерево (木 му)

  • Плотный (основной, иньский) орган - Печень;
  • Полый (парный, янский) орган - Жёлчный пузырь;
  • Цвет энергии, которую вырабатывает основной орган - Зелёный;
  • Время года - Весна;
  • Вкус - Кислый;
  • Положительные эмоции - Доброта;
  • Отрицательные эмоции - Гнев;
  • Патология эмоций - Меланхолия;
  • Ткани тела - Связки и сухожилия;
  • Заставы тела - Глаза;
  • Выделения - Слёзы;
  • Звук - Плач;
  • Этап жизни - Рождение;
  • Сторона света - Восток;
  • Планета - Юпитер.

Огонь (火 хо )

  • Плотный (основной, иньский) орган - Сердце;
  • Полый (парный, янский) орган - Тонкий кишечник;
  • Цвет энергии, которую вырабатывает основной орган - Красный;
  • Время года - Лето;
  • Вкус - Горький;
  • Положительные эмоции - Любовь, радость;
  • Отрицательные эмоции - Злость, нетерпение;
  • Патология эмоций - Истерия;
  • Ткани тела - Сосуды и кровь;
  • Заставы тела - Язык;
  • Выделения - Пот;
  • Звук - Пение;
  • Этап жизни - Рост;
  • Сторона света - Юг;
  • Планета - Марс.

Земля (土 ту )

  • Плотный (основной, иньский) орган - Селезёнка;
  • Полый (парный, янский) орган - Желудок;
  • Цвет энергии, которую вырабатывает основной орган - Жёлтый;
  • Время года - Межсезонье (бабье лето);
  • Вкус - Сладкий;
  • Положительные эмоции - Покой;
  • Отрицательные эмоции - Беспокойство;
  • Патология эмоций - Ипохондрия;
  • Ткани тела - Мышцы;
  • Заставы тела - Полость рта;
  • Выделения - Слюна;
  • Звук - Смех;
  • Этап жизни - Зрелость;
  • Сторона света - Центр;
  • Планета - Сатурн.

Металл (金 цзинь )

  • Плотный (основной, иньский) орган - Лёгкие;
  • Полый (парный, янский) орган - Толстый кишечник;
  • Цвет энергии, которую вырабатывает основной орган - Белый;
  • Время года - Осень;
  • Вкус - Острый;
  • Положительные эмоции - Мужество, порядочность;
  • Отрицательные эмоции - Печаль;
  • Патология эмоций - Депрессия;
  • Ткани тела - Кожа;
  • Заставы тела - Нос;
  • Выделения - Слизь;
  • Звук - Вздохи;
  • Этап жизни - Старость;
  • Сторона света - Запад;
  • Планета - Венера.

Все плотные органы - иньские, так как вбирают в себя, а все полые парные органы - янские, так как выпускают из себя.

Все вышеприведенные соответствия были сделаны после долгих наблюдений и изучения взаимосвязей между внутренним миром человека и окружающей его Вселенной. Проделать такую работу можно было лишь погрузившись в глубокое медитативное состояние. Таким образом, в приведенных выше соответствиях нет ничего искусственно подогнанного для красоты и стройности, они отображают объективные взаимосоответствия, которые существуют независимо от того верим мы в это или нет.

Так, например, определенные эмоции оказывают большее влияние на соответствующие им органы: бывает, что человек ест много соли, и это приводит к плохой работе почек, что может вызвать скопление жидкости (воды) в теле, особенно зимой. Если человека резко испугать (страх), то почки могут утратить контроль над своим парным органом – мочевым пузырем, и произойдет мочеиспускание. Поэтому все эти соответствия следует рассматривать как объективную реальность, а не субъективную.

Чтобы рассмотреть циркуляцию энергии пяти стихий в теле человека нам следует рассмотреть диаграмму указанную на рисунке ниже:

Здесь мы можем увидеть 2 основных вида связи между стихиями:

  1. Цикл порождения, который на рисунке показан линией, образующей круг: вода питает дерево, дерево питает огонь, огонь порождает землю, земля порождает металл и металл порождает воду.
  2. Цикл разрушения, который на рисунке показан линией, образующей звезду: вода гасит огонь, огонь плавит металл, металл рубит дерево, дерево разрушает землю, земля разрушает воду.

Таким образом, опираясь на эти два цикла, можно использовать различные взаимосвязи для регуляции движения внутренней энергии и лечения болезней тела.

Цикл У-син.

Энергии Инь и Ян порождают пять первоэлементов.

Цикл У-Син (пять элементов, пять стихий, пять действий) переводится как «пять движений». Это одна из основных категорий китайской философии, пятичленная структура, определяющая основные параметры мироздания.

Древние философы заметили цикличность явлений в природе: холод — тепло, ночь — день и т.д. Функции человеческого организма тоже цикличны: вдох-выдох, сон-бодроствование, радость — печаль и т.д.. Древнекитайские ученые развили дальше представление о цикличности. Происходит не только смена, например, дня и ночи, а день рождает вечер, вечер рождает ночь, ночь рождает утро, утро рождает день.

В течение годового цикла один сезон плавно переходит в другой. Смена сезона идет по одному установленному кругу: Весну сменяет Лето, за которым приходит Осень, и завершает годовой цикл Зима.

В организме человека в кажды сезон активизируется определенная система органов, при смене сезона, активность переходит на другую систему органов. Каждый из 4-х сезонов, как состояний природы, обозначается символом: Дерево, Огонь, Металл, Вода.

Затем был добавлен пятый элемент — Земля, так как все циклические изменения происходят на Земле.

При этом Вода, Земля, Металл относились к элементам, на которых слагаются тела, Дерево осуществляло «принцип роста»,
и Огонь являлся признаком «движения и развития». Воздух, поступающий при дыхании, оказывает «одушествляющее» действие. Между всеми элементами существуют связи, всё соотносится с окружающей средой, течением времени и космическими явлениями.

Пяти элементам присущи два основных циклических взаимодействия: взаимопорождение и взаимоуправление.

Взаимопорождение состоит в следующем: энергия Дерева порождает энергию Огня, энергия Огня порождает энергию Земли, энергия Земли порождает энергию Металла, энергия Металла порождает энергию Воды, энергия Воды порождает энергию Дерева.

Взаимоуправление состоит в следующем: энергия Дерева управляет энергией Земли, энергия Земли управляет энергией Воды, энергия Воды управляет энергией Огня, энергия Огня управляет энергией Металла, энергия Металла управляет энергией Дерева.

Между пятью основными стихиями происходит перераспределение жизненной энергии Ци.

Ци - это основополагающая энергия, энергия жизни. По древневосточным представлениям, энергия Ци существует как в макрокосмосе, так и в микрокосмосе — человеке, природная "дочеловеческая" сила жизни вводит человека в жизнь. Ци по древнекитайской науке подразделяется на внешнюю Ци в природе, и на внутреннюю Ци в человеке.

Состояние здоровья характеризуется нормальным движением Ци в организме.

В 12 -ти постоянных меридианах циркуляция энергии подчиняется внутренним биологическим часам, в процессе этой циркуляции происходит взаимодействие главных органов, а в жизненных точках идет взаимодействие с окружающей средой.

Полный круг циркуляции энергии по 12 меридианам завершается за 24 часа, причем состояние максимального напряжения
энергии в каждом меридиане длится 2 ч. Эта суточная циркуляция энергии определяет так называемое оптимальное время воздействия на тот или иной меридиан (или орган), в зависимости от наличия максимального или минимального напряжения энергии в большом круге циркуляции.

Древневосточные медики выявили то, что часть этой энергии направляется от каждого органа к коже, где циркулирует по строго определенным путям. Меридиан имеет наружный и внутренний путь, соединяющий кожу с внутренним органом, от которого и исходит внутренняя энергия.

По древневосточным представлениям, меридиан выполняет следующие функции: управляет потоком крови и жизненной энергии, осуществляет гармонию инь и ян, обновляет мышцы и кости, облегчает работу суставов. Он служит для передачи энергии от внутреннего органа к покрову тела, благодаря чему внутренние сигналы болезни достигают поверхности тела.

При рассмотрении закономерностей связи органов в рамках цикла У-син отмечаются правомочность их с позиций современной физиологии. Последовательная стимуляция может быть интерпретирована как <функциональная помощь>, а разрушающая - как <функциональное угнетение>.

Например, цепочка сердце - легкие - печень - селезенка: постоянная и интенсивная работа сердца требует энергии, которая в виде кислорода поступает из легких, легкие поглощают энергию в виде сахаров из печени, при необходимости в печень нагнетается дополнительное количество крови, депонированной в селезенке.

С позиций современной физиологии такой подход к исследованию взаимодействия и взаимосвязей внутренних органов может быть отнесен к системному подходу, при котором изучение жизнедеятельности организма человека производится в целом, а не отдельных его структур, функционирующих независимо друг от друга.

Система У-син зарекомендовала себя как очень практичная философская концепция. Согласно концепции У-син пентаграмма и
пятиугольник это два цикла - внешний и внутренний, которые контактируют через пять точек. В этих точках соединения энергия имеет устойчивое во времени состояние. Стабильность и гармония внешнего и внутреннего циклов обуславливают стабильную эволюцию человека (его физическое, психоэмоциональное и духовное развитие).

Все процессы, происходящие в макрокосмосе, отражаются на организме человека. Мы не всегда знаем, что происходит внутри нашего организма (какой гормональный фон, какая биохимия крови и т.д.), но из наблюдения за процессами окружающего мира, мы можем прогнозировать, что может случиться с нашим организмом.

Если после жаркого лета затянется сухая и теплая осень, то в микрокосмосе большая нагрузка придется на систему «Легкие», с возможным обострением кашля, астматическими приступами, обострением «кашля курильщика». В этом случае мы можем предпринять меры по снижению нагрузки с системы «Легкие» и не допустить обстрения. А если осень будет влажная, то патологические процессы могут коснуться других органов и систем.

В китайской медицине определение «органов» отличается от западного представления.

Органы понимались как функциональная
система, то есть сам орган и все функции, связанные с данным органом. В единстве с внутренними органами воспринимались и психические функции организма. Кроме того, с органами, как в функциональной системой, связаны сезон года, вкус и цвет.

Белый цвет соответствует Легким, им же соответствует острый вкус.

Красный цвет соответствует Сердцу, ему же соотвествует горький вкус.

Синий цвет соответствует Печени, ей же соответствует кислый вкус.

Желтый цвет соответствует Селезенки, ей же соответствует сладкий вкус.

Черный цвет соответствует Почкам, им же соотвествует соленый вкус.

Поскольку орган связан, как функциональная система, с определенным первоэлементом, то мы можем воздействовать через энергию первоэлемента на соответствующий орган.

По энергетическому уровню распределение стихий первоэлементов происходит следующим образом:

Муладхара (корневая чакра) связана с энергией Стихии Земли. Стихия Земли определяется как тяжелая, сухая, холодная, маслянистая.

Свадхистана (сексуальная чакра) связана с энергией Стихии Воды, по ощущениям тяжелая, холодная, влажная, подвижная.

Манипура (чакра солнечного сплетения) связана с энергий Стихии Огня. Ощущения от энергии — легкая, горячая, сухая, маслянистая.

Анахата (сердечная чакра) связана с энергией Стихии Воздуха. Ощущения — легкая, горячая, влажная, подвижная.

Вишуддха (горловая чакра) связана с энергией Стихии Пространства, которая возникает первой в виде тонкой матрицы и порождает остальные четыре матрицы (Воздух, Огонь, Вода, Земля). Эта Стихия характеризуется только звуком и способностью воспринимать звук.

Две оставшиеся чакры расположены не на позвоночнике, а на голове и связаны с гипотоламо-гипофизарным комплексом и корой головного мозга.

По классификации характеров людей на основе цикла У-син мы имеем следующее:

Люди с преобладанием Стихии Земли имеют меланхолический темперамент, склонны к грустным мыслям и часто находятся в
угнетенном состоянии. Это люди трудоголики, с большим стремлением к накопительству, к упрочнению финансового положения. Они надежны и нерасточительны.

Люди с преобладанием Стихии Воды соответствует флегматическому темпераменту. Такие люди спокойны, медлительны, избегают внешних проявлений чувств.

Обычно несут качества красоты и привлекательности, знают и владеют тайнами очарования.

Если захотят кого-нибудь в себя влюбить, то всегда добиваются успеха. Но для них самих любовь -это забавная игра, а поиграть им хочется с разными людьми. Поэтомы они легко сходятся и также легко расстаются. Сила этой Стихии связана с сексуальной энергией, которая подсознательно притягивает противоположный пол, воздействуя на самые глубинные инстинкты продления рода.

Огонь — это люди с холерическим характером. Они энергичны и горячи по натуре, быстро возбуждаются. Такие люди несут качества огромной силы, как созидательной, так и разрушительной. Им свойствена воля и целеустремленность. Это лидеры, за которыми идут другие. Они могут поставить цели, увлечь других. У них развито чувство справедливости и требовательности не только к себе, но и к другим. Без умения контролировать свою силу, целеустремленность может перейди в одержимость. Сознательная работа с энергией Огня позволяет человеку взять под контроль эту разрушительную силу, быть болеее объективным в своих оценках, доброжелательным, терпимым по отношению к лругим людям.

Воздух — сангвиники. Это живые, жизнерадостные, увлекающиеся натуры. Одним из основных качеств является легкость, которая прежде всего проявляется в общении. Такие люди легко идут по жизни, легко знакомятся, бывают душой компании, красиво и много говорят. Но часто это лишь внешняя форма. Очень часто их слова ничем не подкреплены, а обещания быстро забываются. Оборотная сторона их легкости — несобранность. Очень часто они подводят, в социуме на них нельзя положиться. О них можно сказать — витают в облаках. Но именно такие люди бывают наиболее творческими личностями.

Металл — эта энергия открывает и усиливает все вышеперечисленные качества и способности. Мы можем сознательно усиливать в себе нужные в определенный момент качества. Например, чтобы стать спокойнее, более уравновешенным, уверенным в себе, необходимо усилить в себе энергию Стихии Земли.

Наджимов О.К.

У-СИН

Цикл У-син часто изображается в виде пентазвезды с перекрещивающимися сторонами, вписанной в круг и соответствующими обозначениями её лучей: Дерево, Огонь, Земля, Металл и Вода (рис.1), которые являются символами, отражающими различные жизненные процессы, протекающие как в природе, так и в человеке. Определенные традиционные объяснения в отношении этой схемы имеются во многих источниках по акупунктуре. Здесь же будет показано, что Инь и Ян, триграммы, гексаграммы, схемы Хэ-ту и Ло-шу, а также У-син - это звенья одной цепи, это инструменты для познания Законов Вселенной, которые при внимательном рассмотрении очень тесно взаимосвязаны и основываются на функционировании друг друга.

Рис. 1. Схема У-син

По мнению специалиста-китаеведа (Фалев А.И., 1991) термин "У - син" неправильно переводится как "пять первоэлементов". Он утверждает, что дословный перевод данного термина означает пять движений и выражает он не идею "элемента" как некоей статической единицы, а самого движения как такового.
Также, данный иероглиф (у-син) имеет еще один вариант прочтения - "хан" и означает в данном случае "ряд". Изначальная форма этого иероглифа имеет вид перекрестка. Этимологическое значение термина "хан" - это перемежающиеся ряды, перекресток дорог. Во всяком случае, в разных текстах говорится, что это некие позиции, а не сущности, как это обычно представляется в западной синологической литературной традиции, это не первосубстанции бытия, из которых все состоит, а просто символы, обозначающие ряды, на которые разделяется все сущее в мире (5 рядов). Мало того, что это пять рядов, которые можно просто обозначить числами 1, 2, 3, 4 и 5 и линейно рассматривать как некие 5 отделов (отсеков), а это упорядоченная в пространстве вокруг определенного центра система.

В связи с вышесказанным приведем рисунок схемы У-син, выполненный в виде креста с центром в середине (рис.2).



Рис. 2. Крестообразная форма системы У-син. Пространственное расположение элементов системы, соотнесенное со сторонами света

На рисунке 2 элемент Земля располагается в центре схемы, а по сезону года соответствует межсезонью. То есть, 15 дней каждого сезона из 60 дней относятся к элементу Земля. И если схему У-син представлять именно таким образом, то отчетливо прослеживается сходная генетическая основа схем Хэ-ту и У-син (рис. 34), а также соответствие иероглифу "хан".
В предыдущей статье были даны соответствия между триграммами и элементами схемы У-син. Теперь остается проанализировать соотношение схемы Ло-шу с 12 Главными меридианами (рис. 3).


Рис. 3. Схема Хэ-ту, соотнесенная с элементами схемы У-син и отражающая связь между элементами и внутренними органами (меридианами)



Рис. 4. Схема Ло-шу и соотношение между 12 Главными меридианами
(числа соответствуют числам у внутренних органов схемы Хэ-ту).
Цзы - соответствует промежутку времени 23-1 ч; чоу - 1-3 ч;
инь - 3-5 ч и т.д., то есть показывают ритмическую
временную последовательность активности меридианов.

В традиционной китайской медицине Ло-шу соответствует структуре меридианов, т.е. периферийной структуре организма. И если подставить в Ло-шу внутренние органы (меридианы), соответствующие числам Хэ-ту, то получится следующая последовательность: желчный пузырь (VB) - 8, печень (F) - 3, легкие (P) - 4, толстый кишечник (GI) - 9 и т.д.
Не трудно увидеть, что данная последовательность совпадает с последовательностью расположения меридианов в Большом круге циркуляции энергии.
Итак, схемы Хэ-ту и Ло-шу соотносятся между собой так же, как структура внутренних органов и структура меридианов.

Следует сказать о том, что конечно, рассмотрение отдельных аспектов элементов китайской философии не дает глубокого и всестороннего понимания их сокровенной сущности. В целях более глубокого изучения сути "Книги перемен", значения триграмм и гексаграмм, схем У-син, Хэ-ту и Ло-шу следует ознакомиться с соответствующими трудами разных авторов.
Здесь же, напомню, задача состояла в том, чтобы показать, насколько мощными классификационными и философски фундаментальными инструментами владели древние специалисты для анализа сути вещей, явлений, их трансформаций и взаимодействий.

Рассмотрим это на примере объемного проводника - куба. Взглянем на теорию «У-син» с точки зрения физики, конкретнее с точки зрения движения заряда в Пространстве.

В соответствии с Законом полярности, разные участки куба будут иметь различное соотношение электроположительных и электроотрицательных зарядов. Проставим эти заряды в области углов куба.

B) (+ – +) c) (+ + +)

(– + +) a) d) (+ – -)

I) (– – +) m) (+ + -)

(– – -) k) n) (– + -)

Рис. 5. Знаки зарядов на углах куба

Объяснение: например, угол k) должен иметь три минуса (инь): 1-ый минус из-за того, что угол располагается внизу по оси полярности верх-низ, 2-ой из-за того, что угол находится в правой части куба по оси полярности правое-левое, 3-ий из-за расположения угла на передней стороне куба по оси полярности переднезаднее.

Таким же образом можно объяснить и обосновать энергетическую характеристику и любой другой части куба. При этом следует заметить, что независимо от того, что некоторые участки куба в количественном отношении знаков зарядов одинаковы, например, углы а) и n), однако их качественные и пространственные характеристики совершенно различны.

Данная точка зрения на неоднородность распределения электроположительных и электроотрицательных зарядов (или Инь-Ян, или яо в составе триграмм и т.д.) в объёме

Пространства соответствует взглядам древних китайцев, только они обозначали части Пространства через символы Инь – Ян, триграммы и числа, схемы Хэ-ту и Ло-шу.

Теперь рассмотрим движение энергетических потоков в Пространстве заряжённого куба. Предположим, что из угла к) начинается движение энергии. В силу Закона полярности противоположным конечным пунктом движения данного потока будет угол с), который по своей заряжённости противоположен углу к) и составляет с ним диаметральную ось полярности. При этом траектория движения энергетического потока не будет прямолинейной, а будет спиралеобразной в силу Закона полярности (рис. 6).

С) (+ + +)

(– – -) к)

Рис. 6.

Двигаясь в заряжённом Пространстве, поток будет одновременно притягиваться противоположными по полярности сторонами куба, что и придаст траектории движения потока спиралеобразный вид. Причём, если в начале движения энергетический поток имеет более электроотрицательную заряжённость, то по мере приближения к углу с) его заряжённость будет постепенно изменяться на электроположительную. Сравним с относительностью Инь и Ян – они оба могут превращаться в свою противоположность. Энергетические же потоки, идущие из противоположных частей навстречу друг другу должны быть разно закрученными, то есть, право – и левозакрученными.

Достигнув, таким образом, противоположной точки с), энергетический поток начнет двигаться теперь уж в обратном направлении, также вращаясь, пока не достигнет исходной точки к). И такой характер движения будет продолжаться вечно.

Вот это-то движение потоков заряженных частиц в пространстве и отражает схема «У-син». Представленная не в объемном изображении, а в одномерной плоскости эта теория и выглядит привычным образом (рис. 1.).

Таким образом, по нашему мнению, «У-син» с точки зрения физики является отражением закона движения зарядов в Пространстве. Также различные процессы на всех уровнях Мироздания протекают в соответствии с этим законом. То есть, вечное спиралеобразное движение в развернутом виде можно представить в виде синусоиды с чередующимися максимумами и минимумами (рис. 7).

Максимум


Минимум

Рис. 7.

Если сопоставить синусоиду со схемой «У-син», то элементы «У-син» распределяются по синусоиде следующим образом:

Огонь


Земля Земля

Дерево

Металл

Металл Дерево

Земля Земля

Вода

Элемент «Земля» соответствует переходу между другими элементами.

Любой процесс имеет начальную точку, максимальную точку (кульминация), нисходящий участок и минимальную точку (конец). Затем процесс может повториться вновь и т.д. Как и в синусоиде, так и в схеме «У-син», а значит и в Пространстве имеются диаметрально противоположные точки и соседние участки.

Таким образом, схема «У-син», изображенная в виде пентаграммы, также отражает связь между соответствующими соседними и противоположными участками Пространства в виде стимулирующих и деструктивных связей (рис. 1).

Теперь рассмотрим соответствие разных процессов, происходящих в Природе и у человека схеме «У-син», например, чередование фаз года (см. табл.1). Весна соответствуют элементу Дерево и энергии ветер, Лето соответствует элементу Огонь и энергии тепло, Осень соответствует элементу Металл и энергии сухость, Зима соответствует элементу Вода и энергии холод. А элемент Земля по сезону года соответствует межсезонью или ещё – позднему лету. В таблице № приведены различные соответствия циклу «У-син».

Можем также рассмотреть, как протекает жизнь человека по схеме «У-син».

Период от рождения ребенка до подросткового периода соответствует элементу Дерево . В данный период жизни человек очень подвижен, так как доминирует энергия Ветер. Тяга детей в этот период к сладкому и то, что они могут выдерживать сладкое в больших количествах, объясняется тем, что в схеме «У-син» Ветер, как энергия первоэлемента Дерево, доминирует над энергией Влажность, первоэлемента Земля, а также, если брать по вкусу, то и над сладким. Поэтому в период действия энергии Ветер, человек и выдерживает большие количества сладкого, благодаря доминирующему действию Дерева над Землей.

Подростковый период. Соответствует элементу Огонь и энергии Тепло. В этот период у многих подростков появляется любознательность, творческая активность, максимализм. Ближе к взрослению у некоторых подростков появляются прыщи. Их появление в этот период можно объяснить одновременным действием двух видов энергии – Тепла и Влажности. Тепло уже само по себе активно проявляется в подростковом периоде, а Влажность только лишь начинает усиливаться. И при условии, что подросток злоупотребляет сладким, а также ослабления у подростка мочеполовой системы, в результате чего, по Закону Инь-Ян тепло, не удерживаемое нижней инь-областью будет отрываться вверх, именно больше в верхней части (лицо, шея) и появляются гнойнички.

Отсюда вывод – в подростковом периоде следует быть осторожным в употреблении большого количества сладких продуктов и напитков, меньше употреблять также холодное.

Взрослый период. Примерно, в возрасте 30-40 лет в жизни человека доминирует элемент Земля и соответственно, энергия Влажность. Многие люди начинают набирать вес, даже если мало едят. Сама энергия Влажность обуславливает оседлый, сидячий образ жизни. Человек становится более степенным, меньше двигается, нежели в детстве. Противодействием набору веса может служить усиление энергии Ветер, которая доминирует над Влажностью, а это значит – повышение двигательной активности, уменьшение сладкого и большее употребление кислого.

Период пожилого возраста. Примерно соответствует 60-70 лет. В этот период доминирует элемент Металл и энергия Сухость. Появляется седина. Кожа начинает сморщиваться. Уменьшается рост и вес, начинаются различные атрофические процессы. В этот период важно сохранять Энергию Тепла, так как по схеме «У-син» Тепло доминирует и подавляет Сухость.

Период старческого возраста. После 70 лет и до глубокой старости. В этот период жизни человека доминирует элемент Вода и энергия Холод. Ослабляется организм человека. Слабеют многие функции и органы. Усугубляются атрофические процессы. Развивается чувствительность к холоду. Вспомните поговорку: «жар костей не ломит».

У некоторых долгожителей могут наблюдаться следующие явления: появляются новые зубы, поведение начинает становиться похожим на детей и т.д. Эти признаки указывают на то, что человек успешно прошел полный цикл «У-син» и у него как бы начинается повторный цикл, то есть снова «приходит весна». Эти примеры также доказывают циклический универсальный принцип протекания процессов, а не линейный.

В качестве следующего примера по таблице соответствий можем рассмотреть взаимосвязь между психической сферой человека и внутренними органами.

Элементу дерево из эмоциональной сферы человека соответствует эмоция гнев, а из внутренних органов желчный пузырь и печень. Несомненно, между этими объектами имеется тесная связь. Вспомним фразу: «желчный человек». Это говорят о раздражительных, гневливых людях. То есть, у людей, у которых имеется дисфункция печени и желчного пузыря могут наблюдаться в психоэмоциональной сфере приступы гнева, раздражительности и т.д. И наоборот, если долгое время человек будет находится в состоянии раздражения и гнева, то может нарушить функцию желчного пузыря или печени.

Рассмотрим эмоцию радость, она относится к элементу Огонь. Казалось бы, это положительная эмоция и радости мало не бывает. Все же необходимо знать меру. Зная, что по таблице соответствий в группу элемента Огня из внутренних органов входят сердце и тонкий кишечник, можно сделать вывод, что чрезмерная радость может повредить сердце. Известны случаи, когда из-за огромной радости у людей случались сердечные приступы.

Следующий по схеме «У-син» элемент – Земля. Из психоэмоциональной сферы к данному элементу относится размышление, а из внутренних органов – поджелудочная железа, селезенка и желудок. Поэтому, если человек предается усиленному и долгому размышлению, то есть опасность повреждения функций вышеназванных органов. Клинические наблюдения подтверждают это. При опросе лиц, страдающих сахарным диабетом, нередко выясняется, что это люди, которые много думают, имеют бесплотные размышления, фантазии, думают о несбыточном. То есть, их мышление зачастую не носит конструктивный характер.

К элементу Металл относится эмоция грусть, тоска, а из внутренних органов – легкие и толстая кишка. Известна фраза: «вздыхает от тоски», указывающая ясно на связь между легкими и эмоцией тоска. То есть, выходит, что если человек будет много грустить или тосковать, то это может привести к заболеванию дыхательного аппарата. Из истории известны случаи, когда сильная тоска приводила даже к заболеванию туберкулезом легких. И наоборот, если имеется серьезная болезнь легких, то в настроении человека зачастую могут наблюдаться грустные, тоскливые мотивы.

К элементу Вода относится из психоэмоциональной сферы эмоция страх, а из внутренних органов – почки и мочевой пузырь. О связи страха с мочевым пузырем говорит и такое выражение: «обмочился со страху». Но есть и обратная связь – у людей страдающих хроническими болезнями почек нередко в поведении наблюдается пугливость, тревожность, тяжелые вздохи, страхи и т.п. Подлечив почки, удается уменьшить и соответствующие психоэмоциональные проявления.

Взаимосвязи схемы «У-син» используются и при проведении диагностики. Возьмем, к примеру, цветовые соответствия. Так, к элементу Дерево относится зеленый или синий цвет. Опять же выражение: «позеленел от гнева» указывает на связь зеленого цвета с входящей в группу элемента Дерево эмоцией гнев, а значит и на внутренний орган – печень (цвет желчи – темно-зеленый).

Красный цвет соответствует элементу Огонь и сердцу – поэтому при сердечнососудистых нарушениях, на коже могут проступать красные пятна.

Желтый цвет принадлежит к элементу Желудок, к нему же из внутренних органов относятся желудок и селезенка с поджелудочной железой. То есть, при поражении селезенки и нарушении функции желудка может наблюдаться на коже человека своеобразный желтый оттенок. А вот как можно объяснить, что при заболевании гепатитом, кожа больного желтеет. В норме по схеме «У-син» печень доминирует над селезенкой, но когда печень больна и ослабла, начинается противодействие селезенки, она преодолевает доминирующее действие печени и поэтому начинает доминировать желтый цвет, относящийся к тому же элементу Земля, что и селезенка.

Белый цвет соответствует элементу Металл и из внутренних органов легким и толстой кишке. Известно, что например, у лиц страдающих серьезными болезнями легких наблюдается серый (металлический) цвет кожи.

Чёрный цвет соответствует элементу Вода и из внутренних органов почкам и мочевому пузырю. Многие знают, что тёмные мешки под глазами означают нарушение функции почек и т.д.

Также по схеме «У-син» можно проанализировать взаимосвязи между вкусом и внутренними органами. К следующим элементам относятся следующие вкусы:

Дерево - кислый вкус;

Огонь – горький вкус;

Земля – сладкий вкус;

Металл – острый вкус;

Вода – соленый вкус.

Промоделируем, что будет, если в организм человека, подчиняющегося закону «У-син», ввести повышенное количество какого-либо вкуса, например, сладкое. Мы знаем, что избыточное количество сладкого в первую очередь нагружает селезенку с поджелудочной железой (сладкое нельзя диабетикам) и желудок. В то же время многие врачи и специалисты знают, что сладкое полезно для мышц, печени, головного мозга и почкам.

Почему же это так, одним органам сладкое полезно, а другим – вредно. Это можно объяснить, исходя из взаимоотношений между органами согласно схеме «У-син». Посмотрим, какие органы являются антагонистами селезенки и поджелудочной железы. Это печень и почки (оба эти органами имеют деструктивную связь по схеме «У-син» с селезенкой и поджелудочной железой). Поэтому, если функция селезенки-поджелудочной железы будет нарушена употреблением большого количества сладкого, то выиграют от этого антагонисты – печень и почки, а вместе с ними и те функции, органы и ткани, которые к ним относятся по группе элементов Дерево и Вода. Так, если улучшается (усиливается) функция печени, то прямо улучшается и функция мышц, зрения, повышается иммунитет и т.д. То же самое можно сказать и насчет группы элемента Вода. При усилении функции почек улучшается работа костной системы, уменьшаются тревожность и страхи, усиливается диурез, улучшается функция головного и спинного мозга (по древнекитайской медицине, от функции почек зависит функция костного и головного мозга) и т.д.

Также следует учитывать и связь вкуса с энергией. Так, кислый вкус усиливает энергию Ветер и связанные с ним явления. Соответственно сладкое усиливает энергию Влажность, тем самым способствует набору веса, ожирению и т.п. явлениям. Горький вкус усиливает энергию Тепло и способствует перевариванию пищи (например, горчица) и т.д.

Только следует помнить, что избыток вкуса ведет к нагрузке объектов своей группы, принадлежащих к одноименному элементу, но в малых количествах необходим для укрепления и функционирования объектов своей группы.

Рассмотрим теперь некоторые взаимосвязи внутренних органов между собой согласно схемы «У-син». Например, взаимоотношение легких с сердцем. Оба они принадлежат к элементам-антагонистам Металлу и Огню. Известно, что у спортсменов, из-за усиленной функции легких увеличивается дыхательный объем, а в функционировании сердца наблюдается брадикардия – урежение ударов сердца. Можно, зная обратные функциональные связи сердца и легких предположить, что если один из этой пары органов ослабнет, то другой усилится и наоборот. Поэтому, если человек страдает серьезным заболеванием легких, то из деструктивной и обратной связи легких с сердцем следует, что в функционировании сердца должна наблюдаться тахикардия – так оно есть и на самом деле.

Интересную интерпретацию одной из причин инфаркта сердца можно сделать, исходя из деструктивной связи сердца с почками. Как процесс инфаркта может выглядеть визуально? Предположим, сидит человек на работе и у него хорошее настроение, но вот раздается звонок и ему сообщают какую-либо страшную весть о его близких. Бывает нередко, что сразу после страшного известия человек хватается за сердце и падает – у него обнаруживают инфаркт сердца. А что же произошло, почему так внезапно ухудшается работа сердца. Согласно схеме «У-син», энергия холод относится к элементу Вода, который доминирует над элементом Огонь, к которому относится сердце. Так вот, при внезапном и сильном испуге, страх ведет энергию холод к сердцу по деструктивной связи, который и дает спазмирование сосудов сердца, вследствие чего кровь перестаёт поступать к сердцу и возникает инфаркт. Вот почему принято перед сообщением плохих известий подготавливать человека, чтобы не было внезапного и сильного страха, тогда подготовленный заранее организм выдержит страшную весть.

И, наконец, о роли схемы «У-син» в выявлении патогенеза болезни и составлении индивидуального рецепта точек для пациента. Знание законов «У-син» дает возможность правильно распознать патогенез заболевания и составить адекватный стадии болезни лечебный рецепт точек. Следует сказать, что каждая болезнь развивается по определенным законам, среди которых универсальный закон «У-син» является доминирующим. Рассмотрим это на примере обычного фурункула. Первая стадия начала болезни невидна – это действие энергии Ветер. Со второй стадии уже видно покраснение - это болезнь по схеме «У-син» сдвинулась по часовой стрелке и на неё действует энергия Тепло. Далее, как известно, начинается нагноение головки, это является показателем, что болезнь находится между элементами Огня и Земли, так как только одновременное действие двух энергий – Тепла и Влажности может дать гнойный процесс. Затем, если фурункул не трогать, начинается переход его в четвертую стадию к сухости, так как после элемента Земля идет элемент Металл и начинает действовать его энергия Сухость – фурункул сохнет в своей оболочке.

В последней стадии, когда болезнь уже доходит до действия энергии Холод (элемент Вода) фурункул отмирает и остается черная отметка.

Соответственно этим стадиям развития фурункула и будет составляться адекватный рецепт точек. Например, на 2-ой стадии, когда видна красная головка фурункула, следует в лечебном рецепте использовать точки Тепла, чтобы остановить действие энергии Тепло и дальнейшее развитие болезни. А на 3-ей стадии, когда уже образуется гнойный процесс, следует одновременно тормозить точки Тепла и Влажности, так как именно от сочетания этих энергий и образуется гной. А уже на 4-ой стадии, когда развитие фурункула входит в сферу действия энергии Сухость, воздействие на предыдущие точки уже не актуально и т.д.

Конечно, не каждая болезнь проходит так классически по этапам «У-син», она может иметь сложную траекторию распространения в организме в зависимости от вовлеченных в процесс внутренних органов и структур, а также от возраста, крепости организма пациента и др. факторов. В этом случае крайне важно по соответствующим диагностическим признакам определять, где и на каком этапе находится болезнь, какая или какие энергии доминируют или, наоборот, ослаблены в данный момент, и на этом основании составить лечебные мероприятия адекватно этим факторам.

Таким образом, теория «У-син» до сих пор эффективно применяется не только в диагностическом и классификационном подходе, но играет и фундаментальную роль в определении патогенеза и разработки эффективных лечебных мероприятий для пациента, особенно с учетом новой авторской интерпретации данной теории.

Приложение. Соответствие разных явлений природы и частей человека циклу У-син

ЯВЛЕНИЯ

ДЕРЕВО

ОГОНЬ

ЗЕМЛЯ

МЕТАЛЛ

ВОДА

Природа

Времена года

Развитие

Направление

Дни недели

Энергии

Цвет

Вкус

Запах

Злаки

Мясо

Числа

Планета

Нота пентато-

ники

Весна

Рождение

Восток

Четверг

Ветер

Зелёный

Кислый

Зловонный

Пшеница

Курятина

3,8

Юпитер

Цзюэ

Лето

Рост

юг

Вторник

Жара

Красный

Горький

Острый

Просо

Баранина

2,7

Марс

Чжэн

Позднее лето

Зрелость

Центр

Суббота

Влажность

Жёлтый

Сладкий

Душистый

Рожь

Говядина

5,10

Сатурн

Гун

Осень

Старость

Запад

Пятница

Сухость

Белый

Острый

Пресный

Рис

Конина

4,9

Венера

Шан

Зима

Смерть

Север

Среда

Холод

Чёрный

Солёный

Затхлый

Бобы

Свинина

1,6

Меркурий

юй

Человек

Органы Инь

Органы Ян

Ткани тела

Влияет на:

Органы чувств

Эмоции

Чувства

Запахи (тела)

Выделения

Звуки (человека)

Темперамент

Печень

Желчный пузырь

Сухожилия

Ногти

Глаза

Гнев

Зрение

Прогорклый

Слёзы

Крик

Склонность к депрессиям

Сердце

Тонкий кишечник

Кровеносные сосуды

Цвет лица

Язык

Радость

Речь

Палёный

Пот

Смех

Эмоциональная

Лабильность

Селезёнка

Желудок

Мышцы

Губы

Ротовая полость

Забота, размышление

Вкус

Душистый

Слюна

Пение

Мания навязчивых состояний

Лёгкие

Толстый кишечник

Кожа

Волосистый покров

Нос

Тоска, грусть

Обоняние

Мясной

Слизь

Плачь

Наклонность к тоске

Почки

Мочевой пузырь

Кости

Волосы головы

Уши

Страх, тревожность

Слух

Гнилостный

Моча

Тяжёлые вздохи

Боязливость, тревожность