Болезни Военный билет Призыв

Тютчев предопределение читать. Анализ Стихотворения Тютчева « Предопределение

Стихотворение « Предопределение ».

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Предопределение» предположительно напи­сано Ф.И. Тютчевым в 1851 году. Оно входит в знаменитый «де­нисьевский цикл», в который вошли такие стихотворения, как «Не раз ты слышала признанье…», «Я очи знал…», «О, не тре­вожь меня укорой справедливой…», «О, как убийственно мы любим…», «Весь день она лежала в забытьи…». Все они посвяще­ны Елене Александровне Денисьевой, возлюбленной поэта. Эта история любви была очень драматична: она осуждалась обще­ством, у Тютчева и Денисьевой родилось трое незаконнорожден­ных детей. Елена Александровна была больна чахоткой, рано умерла, а затем умерли и двое их общих детей.

Стихотворение мы можем отнести к любовной и философс­кой лирике. Здесь поэт размышляет о сущности любви. Что же такое любовь, по мысли Тютчева? Это «союз души с душой род­ной», который предопределен человеку его судьбой:

Любовь, любовь — гласит преданье — Союз души с душой родной — Их съединенье, сочетанье,

И роковое их слиянье,

И…поединок роковой…

Однако любовь не заключает в себе вечной гармонии: «по­единок роковой» часто заканчивается гибелью одного из воз­любленных. И погибает нежное, любящее сердце.

Стихотворение построено в форме постепенного развертыва­ния темы: роковая встреча — отношения — кульминация этих отношений («поединок роковой») — печальная развязка (гибель одного из любящих). Стихотворение написано четырехстопным ямбом с пиррихиями и клаузулами. Поэт использует различные средства художественной выразительности — метафору, анафо­ру, ряд однородных членов, лексический повтор (в первой стро­фе). Во второй строфе присутствует метафора, инверсия и ряд однородных членов:

И чем одно из них нежнее В борьбе неравной двух сердец,

Тем неизбежней и вернее,

Любя, страдая, грустно млея,

Оно изноет наконец…

На фонетическом уровне находим аллитерацию («В борьбе неравной двух сердец») и ассонанс («Союз души с душой род­ной»).

Таким образом, в этом произведении поэт выразил свои взгляды на любовь, судьбу, жизнь человека в целом. «Денисьев­ский цикл» оказал большое влияние на развитие всей русской поэзии.

С нами никогда ничего не происходит случайно…

Не так давно мне подарили книгу «Стратегии счастливых пар». И я с удивлением обнаружила, что имя автора мне очень знакомо: когда увидела, что это Валентин Бадрак – не поверила. Возможно, сработал стереотип, ведь я слышала о нем, как о военном журналисте и директоре аналитического Центра исследований армии, конверсии и разоружения, а также директоре Агентства оборонных новостей Defense Express, а здесь – нестандартные рассуждения о семье, счастье, любви, лидерстве и успехе на примерах людей, чьи имена знает весь мир...

…Тогда я потеряла близкого человека, и эта книга стала настоящим лекарем, а сейчас – другом. Я дала себе слово обязательно разыскать Валентина и выяснить, как в одном человеке сочетаются серьезный военный и интеллектуал-писатель, который сумел заставить приглушить боль, показал безграничность человеческих возможностей и с необычной стороны раскрыл удивительный мир семейного счастья...

ЗНАКОМЬТЕСЬ


Ищущий.
Самодостаточный.
Любящий муж и заботливый отец.
Автор книг для развития Личности –

ВАЛЕНТИН БАДРАК


Валентин — от лат. valeo — «быть здоровым»
Родился 29 ноября 1968 г. в г. Черкассы

Считает : каждый человек рожден для потенциальной миссии, каждому подвластна уникальная форма самовыражения, и каждый сам делает свой выбор. То, что человек выбирает в этой жизни, он делает ради собственной души, для своего роста и развития.

Уверен : пары обретают счастье, если этого очень сильно желают двое – деятельность одного бессильна при безразличии второго.

Знает : рецептов гениальности нет. Гениальность – не дар Природы, не результат мистического вдохновения. Это осознанная волевая деятельность максимально сосредоточенного, одержимого, абсолютно захваченного идеей человека, который верит в себя и готов приносить в жертву все, что мешает реализации его идеи.

Убежден : успех – не фантастические грезы. И каждому человеку не обязательно становиться гением, но исключительно каждый способен достичь уровня выдающегося мастера, достойного восхищения Творца. Рассмотрев поближе секреты успеха тех, кто его добился, любой человек обретает новый шанс стать победителем.

Все люди пришли одинаковыми и с равными шансами: все, что может сделать один человек, может сделать и другой. Каждый человек способен добиться своей придуманной идеи, но ни один победитель не верит в случайность.

Рязанское воздушно-десантное училище и Киевский государственный лингвистический университет. Был слушателем Школы управления им. Дж. Кеннеди Гарвардского университета.
С 1999 года по сегодняшний день - директор неправительственного аналитического "Центра исследований армии, конверсии и разоружения" (ЦИАКР) и Агентства оборонных новостей Defense Express.

Многих публикаций по мотивации в различных сферах человеческой деятельности и серии книг , предназначенных для тех, кто готов бороться за свою личность, за счастье своих близких, кто отважится признать величие истинной любви:

2005 "Стратегии ГЕНИАЛЬНЫХ МУЖЧИН"
2007 "Стратегии ГЕНИАЛЬНЫХ ЖЕНЩИН"
2008 "Стратегии ЗЛЫХ ГЕНИЕВ"
2009 "Стратегии СЧАСТЛИВЫХ ПАР"
2010 "7 женщин, изменивших мир"
2010 "7 мужчин, изменивших мир"
2010 "7 злых гениев, шокировавших мир"
2010 "7 принципов семейного счастья"
2010 "7 пар, очаровавших мир"
2011 "Стратегии ВЫДАЮЩИХСЯ ЛИЧНОСТЕЙ (учебник для каждого)"
2011 "Офицерский гамбит"
2011 "Родом из ВДВ"

Проанализировал

Более 400 биографий известных на планете людей, которых принято называть гениями. Среди них: Николай и Елена Рерих, Альберт Швейцер и Елена Бреслау, Артур Конан Дойл и Джин Лекки, Сенека Младший и Паулина Помпея, Ярослав Мудрый и Ирина, Агриппина Младшая, Билл Гейтс, Клеопатра, Александр Македонский, Жанна д’Арк, Гай Юлий Цезарь, Мадонна, Зигмунд Фрейд и др.

Валентин, Вы окончили Рязанское военное училище, но не стали военным. Почему?

Да это было «жизненное училище» и я понял, что армия - не область моей самореализации, потому что является абсолютно деструктивной организацией. Это решение не было простым. В какой-то момент я осознал, что не хочу стать генералом, не имею намерения стать, скажем, командиром дивизии или министром обороны. Для самореализации мне эти цели казались не столько слишком малыми, сколько выглядели фетишами, суррогатами истинной миссии.
Но опыт, который я получил, хотя и отбросил меня на несколько лет назад, все же обогатил меня. Я знал свои цели и знал, чем буду заниматься.
Наш аналитический "Центр исследований армии, конверсии и разоружения" – единственная в Украине негосударственная организация, работающая в сфере безопасности и оборонной информации. Мы занимаемся вопросами оптимизации финансирования армии, предлагаем подходы к организации военно-технического сотрудничества, информирования оборонно-промышленного комплекса. На основе информации, которую готовят эксперты центра, принимаются многие решения на государственном уровне. Потребители нашей информации не только в Украине, но и во Франции, России, Болгарии, Польше и др.

Валентин, что связывает, а может, объединяет Вашу профессиональную и творческую деятельность?

Объединяет склонность к аналитической и творческой работе.
А связывает многое:
- борьба за то, чтоб человеческая жизнь стала ценностью, а безопасность государства начиналась с безопасности конкретного человека, гражданина;
- чтобы на уровне государства восстановить приоритет семьи;
- идея обобщения жизненного опыта людей, которые внесли грандиозный вклад в развитие человечества и продемонстрировали яркие возможности – об этом серия книг «Стратегии гениев»;
- желание изменить подходы государства к армии, как военный эксперт я борюсь за сохранение безопасности государства Украины, и об этом я пишу новую книгу.

Можно ли быть счастливыми в браке от начала до конца? Это дар Божий или работа?

Каждый успешный союз - это в первую очередь плодотворный и кропотливый труд двоих. Счастливая семья может быть создана лишь только как союз самодостаточных личностей, боящихся потерять друг друга, которые заботятся о собственном развитии. «Женщины творят историю, хотя история помнит лишь имена мужчин» Генрих Гейне.
Очень важную роль в построении гармоничных семейных отношений играет женщина – изначально – хранительница домашнего очага. Ее мудрость, сдержанность, спокойствие и любовь окрыляют мужчину, дают силу, вдохновение и уверенность в своем главном предназначении.
Яркий пример тому Елена Рерих. Если бы не она, не было бы ни Николая, ни семьи миссии. Пройти путь праведный и благородный вместе от самой первой встречи и до последнего удара сердца, путь вечного поиска Истины, чтобы доказать – великая любовь является единственно важным озарением души, и что она возможна.

Любовь, любовь – гласит преданье –
Союз души с душой родной

Их единенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
И… поединок роковой…

И чем одно из них нежнее

В борьбе неравной двух сердец,
Тем неизбежней и вернее,

Любя, страдая, грустно млея,
Оно изноет наконец…

Федор Тютчев

Я бы сказал уникальные возможности:
- воспользоваться стратегиями гениальных людей и достичь успеха в избранной деятельности;
- обрести абсолютную уверенность в себе и взять на вооружение философию победы;
- найти смысл собственной жизни и выработать активную программу развития своей личности;
- усовершенствовать свой образ, сделать его колоритным и оригинальным;
- научиться быть счастливым, создать успешную семью и пространство гармонии вокруг нее;
- понять, что движет мужчиной и женщиной, понять причины их поступков, использовать это в построении собственных отношений с окружающими и при воспитании детей;
- сформировать свою стратегию развития и роста.
- В современной жизни наблюдается беспрецедентное наступление на институт брака. Семья как единство мужчины и женщины постепенно самоуничтожается, все чаще не выполняет своих функций. Искаженное восприятие общей жизни родителей деформирует психику детей, которые потом чаще всего повторяют грустный семейный сюжет. Поэтому, собственно, стоит обратиться к семейному опыту выдающихся личностей.

По словам Валентина, идея написания книги, которая станет ориентиром для тех, кто хочет построить гармоничные семейные отношения, принадлежит его супруге Татьяне. Поэтому он и посвятил «Стратегии счастливых пар», как и «Стратегии гениальных женщин», любимой жене (прим. автора).

Ни то, и ни другое. «Стратегии гениев» написаны на стыке художественных произведений и анализа, основанного на четких исторических фактах и биографических данных.
«Стратегии гениев» - это, прежде всего, опыт большого количества выдающихся личностей, причем структурированный и разложенный на стратегии с использованием схожей матрицы:
Наличие идеи → Наличие силы воли для ее реализации → Наличие технологий для внедрения собственной идеи в человеческое сознание.
Это скорее перечень поступков, которые явились краеугольным камнем для того или иного человека при принятии решений. Кроме того, при проведении анализа использованы достижения разных школ и направлений психоанализа и философии: Зигмунда Фрейда, Карла Юнга, Фридриха Ницше, Эриха Фромма, Карла Леонгарда, Роберто Ассаджоли, Николая Бердяева, Герберта Маркузе, Василия Розанова, Роберта Дилтса и многих др.
Дело в том, что современные разработки, в том числе, в области НЛП (нейролингвистического программирования) и книги по теории и практике успеха делают анализ на основе несуществующих историй (придуманных, условных).
А поскольку только сама жизнь дает понимание внутреннего мира человека, я показал линейку разных личностей, к которым сложно относится однозначно.
И эта линейка выбрана не случайно: важны не сами события и ситуации, а отношение людей к этим событиям – это один из важных нюансов, отличающих «Стратегии гениев» от обычных описаний биографий и исторических событий.

Могли бы Вы назвать правила и установки, которые объединяют гениев в «Стратегиях»?

Прежде всего, это исключительно позитивное отношение к себе: все победители думали о себе, как о герое. Постоянное самоусовершенствование и ироничное восприятие признанных авторитетов. Демонстрация громадной силы воли. Феноменальная концентрация и необычайное сосредоточение на идее. Вера в собственное мессианство. Точный расчет, взгляд на мир сквозь призму собственных интересов. Откровенное использование близкого окружения.
Готовность к активным действиям и одержимость: их деятельность – цепь непрерывных шагов. Неудачи быстро забываются, зато даже самая маленькая победа закрепляется в коллективном сознании современников, как невероятный успех.
Способность использовать опыт предшественников и новые технологии для продвижения идеи, активного внедрения ее в коллективное сознание.
Конечно же, транснациональность мышления – они готовы ради самореализации менять место обитания, бросать уют и игнорировать комфорт. Идея для них выше родной земли.
Гений – это всегда вызов существующим стереотипам, мнениям, привычному восприятию чего-либо. Сначала гений сотрясает общество, как гигантский подземный толчок, вызывая на себя огонь внимания. Затем это новое ассоциируется с его именем.

Какие мужские и женские образы Вам, Валентин, близки, может даже полюбились за время работы над книгами? Опишите наиболее интересные для Вас.

Из мужских образов: Сенека Младший, Гай Юлий Цезарь и Альберт Швейцер. Если говорить о женских, то в первую очередь это: Агриппина Младшая, Елена Рерих и Ирина – жена Ярослава Мудрого.
Наиболее интересной лично для себя я считаю Агрипину Младшую – крайне деструктивный образ женщины-борца. Противоречивый и очень жизненный. И понять эту личность было важно для меня с точки зрения отца (анализ отношений отец-дочь и мать-сын), поскольку у меня подрастают дочь и сын. Позитивное восприятие отца и позитивная связь с духом отца привели к тому, что Агриппина стала в своем историческом отрезке супер-женщиной.
К некоторым личностям я отношусь с долей иронии и не считаю их гениальными, например, Мадонна, Жанна д’Арк, Мэрилин Монро, Ван Гог. Но с другой стороны, они имели идею, железную волю и использовали весь арсенал технологий, что давало колоссальные результаты в их узнаваемости и восприятии коллективным сознанием.

Валентин, как творческий человек Вы, наверное, подвержены всплескам эмоций, может даже депрессиям. Расскажите, что Вам помогает преодолевать такие состояния?

Я не верю во вдохновение с неба, а верю в то, что человек руководит своим психическим состоянием и может воздействовать на себя самостоятельно. Приемы могут быть совершенно разные.
Мне, как и любому человеку, естественно присущи различные эмоции, и способ восстановления в различных ситуациях свой. На меня умиротворяюще действует жена Татьяна, когда она рядом, мне легче пережить любые неприятности. И я очень рад, что 22 года назад не прошел мимо своего счастья.
Особых депрессий я никогда не испытывал, разве что на этапе принятия решения уйти из армии, когда впереди уже не видел для себя перспектив и нужно было искать новое направление. Тогда мы много беседовали с женой, проговаривали различные версии и пришли к единому решению. И я понял, что не бывает неразрешимых ситуаций, какими бы трудными не казались препятствия.
В трудные моменты мне очень помогают любимые книги. Например, «Моряк в седле» Ирвинга Стоуна (художественная биография Джека Лондона, прим. автора). Открываю в любом месте, вижу образец настоящего мужчины, и это сразу выводит меня из состояния тупика в состояние вдохновения.
Порой происходит удивительное: меня выручает что-то мягкое, изящное и красивое по слогу – Владимир Набоков или Стефан Цвейг. Или очень точно выверенное, и потому – захватывающее, - это Булгаков или Мережковский.
Ну а о пользе физической нагрузки даже древние греки говорили: «Хочешь быть сильным – бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай». И интересный феномен заключается в том, что именно во время физнагрузок ко мне приходят новые идеи.
«Лучше гор, могут быть только горы, на которых еще не бывал!» - эта строчка из песни, однажды написанная Владимиром Высоцким, давно стала своеобразным девизом всех альпинистов и горнолыжников. И именно этот девиз вдохновляет любителей гор покорять все новые и новые вершины.

Для Валентина – это один из способов самовосстановления и движения вперед. Но для того, чтоб покорить новую высоту, нужно спуститься с предыдущей и пройти весь подъем снова. Как и в жизни...

Что, Валентин, Вы хотели бы сказать своим читателям?

Во-первых, чтоб каждый задумался, есть ли у него цель, куда он движется, как и зачем.
Во-вторых, поверить в свои силы и помнить: то, что сделал один, могут сделать и другие.
И, в-третьих, использовать для достижения своих целей исторический опыт великих людей.
Все примеры придуманы не мной, я их только систематизировал и проанализировал как тенденцию развития личности, поэтому от каждого зависит, сможет ли он воспользоваться этим шансом.
Я пишу не ради бизнеса, а для людей, неравнодушных к своему настоящему и будущему. Если после прочтения моих книг кто-то найдет себя, если хотя бы одна семья станет счастливой, для меня это будет наградой и истинным удовольствием.

От автора

В повседневной жизни нас окружают разные люди, которые, хотим мы этого или нет, влияют на наше мировоззрение, карьеру, творчество, здоровье, благополучие. И тем не менее, мы сами – творцы своего счастья, и одним из преимуществ человека является его способность учиться на примерах других. Главное - не просто выбрать свой собственный путь, а найти в себе силы по нему пройти.

«Не бойтесь врагов своих – в худшем случае они могут лишь убить вас, не бойтесь друзей своих – в худшем случае они могут лишь предать вас. Бойтесь людей равнодушных, ибо только с их молчаливого согласия происходят все убийства и предательства в этом мире»… Бруно Ясенский

Такие Личности, как Валентин Бадрак – неравнодушные и к будущему своей страны, и к настоящему каждого современного человека – великая ценность нашего времени.

Любовь стара, как мирозданье;

Но кто пришел и кто придет на свет,

Приходит обновить ее завет...

Дж. Байрон

Стихи о любви - как страницы одной большой книги. Каждый, кто испытал это чувство, может дописать к ней новую главу. Как сказал Хафиз, «любовь - как море. Ширь ее не знает берегов». Читая стихи о любви, мы каждый раз открываем новые грани этого чувства. Но не многие возьмут на себя смелость дать точное и исчерпывающее определение его.

Ф. И. Тютчев оставил нам своеобразную «формулу любви» в пяти строчках:

Любовь, любовь - гласит преданье - Союз души с душой родной - Их съединенье, сочетанье, И роковое их слиянье, И... поединок роковой...

«Союз души с душой родной», по мнению Тютчева, предполагает не только единенье и сочетанье любящих сердец, но и «поединок роковой». С судьбой ли или друг с дру­гом, но борьба неизбежна, и исход ее предопределен: «В борьбе неравной двух сердец» неизбежна гибель того, чье сердце нежнее. «Любя, страдая, грустно млея, оно изноет наконец...», растворившись в любви без остатка.

Это стихотворение Тютчева интересно еще и тем, что написано оно в самом начале романа поэта с Еленой Александровной Денисьевой, «между июлем 1850 и серединой 1851», как указал сам автор. Они познакомились в июле 1850 года. Елене Денисьевой было двадцать четыре года, Тютчеву - сорок семь. И в самом начале их отношений поэт почувствовал их «роковую неизбежность» и предвидел трагический исход этого «рокового поединка». Связь их длилась четырнадцать лет, вплоть до смерти Денисьевой.

Судьбы ужасным приговором Твоя любовь для ней была, И незаслуженным позором На жизнь ее она легла!

День смерти Денисьевой остался в памяти Тютчева как день невосполнимой утраты и скорби. С самого начала их отношений поэта не покидало предчувствие трагедии и чувство вины перед возлюбленной:

О, как убийственно мы любим! Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей!..

Эти строки написаныв 1851 году, за тринадцать лет до смерти Денисьевой.

Стихи «денисьевского» цикла интересны тем, что поэт чаще пишет не о себе, не о своем чувстве. «Жизнь, обнаженная до дна», открывалась ему в глазах любимой жен­щины:

Я очи знал, - о эти очи! Как я любил их, - знает Бог! От их волшебной, страстной ночи Я душу оторвать не мог. В непостижимом этом взоре, Жизнь обнажающем до дна, Такое слышалося горе, Такая страсти глубина!

В своих стихах Тютчев не раз признавал «первенство» своей возлюбленной. Ее чувство глубже, полнее, богаче:

Не раз ты слышала признанье: «Не стою я любви твоей». Пускай мое она созданье, Но как я беден перед ней.

Строки тютчевской лирики рисуют любовь как подлинно «роковую» силу, которой невозможно противостоять. Ее следует принять со всеми восторгами и страданиями, как принял и понял ее сам поэт:

Перед любовию твоею Мне больно вспомнить о себе - Стою, молчу, благоговею И поклоняюся тебе.

Тютчев, не раз любивший в своей жизни, рассказал нам в своих стихах и о том, что с годами «не скудеет нежность»:

О, как на склоне наших лет Нежней мы любим и суеверней... Сияй, сияй, прощальный свет Любви последней, зари вечерней!

Тютчевские строки о любви - это целая «энциклопедия». Любовь в его стихах - чувство сложное и противоречивое. В нем и восторг, и боль, и вечная борьба, и вечная вина, «блаженство и безнадежность», но это и «очарованье», с которым всегда жаль расставаться.

«Предопределение» Федор Тютчев

Любовь, любовь — гласит преданье —
Союз души с душой родной —
Их соединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье.
И… поединок роковой…

И чем одно из них нежнее
В борьбе неравной двух сердец,
Тем неизбежней и вернее,
Любя, страдая, грустно млея,
Оно изноет наконец…

Анализ стихотворения Тютчева «Предопределение»

Федор Тютчев был дважды женат, и оба его брака оказались весьма удачными как с финансовой точки зрения, так и в плане взаимной привязанности. Тем не менее, прожив в счастливом браке со второй супругой Эрнестиной более 10 лет, поэт неожиданно увлекается юной воспитанницей Смольного института благородных девиц Еленой Денисьевой, которые многие библиографы называют последней любовью Тютчева. Эта внебрачная связь, принесшая обоим любовникам не только множество волнительных моментов, но и общественное осуждение, длилась почти 15 лет. Фактически поэт жил на две семьи, так как Елена Денисьева, подарила ему троих детей, о существовании которых законная супруга была прекрасно осведомлена.

Наделенная природной красотой и острым умом, Елена Денисьева с первой встречи произвела на Тютчева настолько неизгладимое впечатление, что он, предчувствуя начало бурного романа, в 1850 году посвятил ей стихотворение «Предопределение», в котором фактически предсказал, как будут развиваться его взаимоотношения с этой женщиной. Любовь в понятии поэта представляет собой «союз души с душой родной». Однако это не только мир и гармония, но и «поединок роковой», который неизбежен, когда речь идет о чувствах . Кто-то в таком союзе всегда является лидером, а кто-то подчиняется, иначе отношениям не суждено стать долгими и счастливыми.

В этом романе, как ни странно, лидером оказалась Елена Денисьева, которая первой сделала шаг навстречу своему избраннику, а после настояла на том, чтобы Тютчев не расторгал свой брак, что могло помещать его успешной карьере дипломата. Именно эта женщина, обладающая потрясающим самообладанием и силой воли, ради возлюбленного отказалась от собственной семьи, наследства и статуса в общества, предпочтя семейному счастью жизнь в затворничестве. Однако «в борьбе неравной двух сердец» поэт увидел и обратную сторону, лишенную романтики и идеализма. Это – душевная боль, которая является неизбежным спутником любви, и из-за которой сердце «изноет наконец». Тютчев был убежден, что эта участь неизбежно постигает того, кто в любовном союзе подчиняется своему избраннику . Но поэт ошибся, так как страдать от порочной связи пришлось не столько ему, сколько Елене Денисьевой, имя которой оказалось запятнанным на всю жизнь. Она не давала своему возлюбленному поводов для ревности и не требовала ничего взамен. Но, став любовницей женатого мужчины, обрекла себя на одиночество, с чем Тютчев так и не смог смириться.

«О любви немало песен сложено...» Эти слова по праву могут быть отнесены к творчеству поэта второй половины XIX века Федора Ивановича Тютчева . Действительно, его жизнь, как и жизнь, пожалуй, любого поэта, озарена светом великой любви. В жизни Тютчева было много увлечений. Еще в юности, будучи чиновником русской дипломатической миссии в Мюнхене, увлекается Амалией Лерненфельд (в замужестве баронесса Крюденер), к которой обращено знаменитое стихотворение «Я помню время золотое...» (1836) и другое, более позднее - «Я встретил вас - и все былое...» (1870), ставшее популярным романсом.

Тютчев был уже дважды женат, когда в 1850 году в Петербурге познакомился с Еленой Денисьевой, племянницей и воспитанницей А.Д. Денисьевой, инспектрисы Смольного института, где воспитывались две дочери поэта. 24-летняя Елена, очарованная личностью и творчеством Федора Ивановича, глубоко и самоотверженно полюбила Тютчева, и он ей ответил длительной и страстной привязанностью. Однако в высшем петербургском обществе их связь, которую невозможно было скрыть, вызвала скандал. К тому же за эти 14 лет у них родилось трое детей. Вся тяжесть осуждения и отвержения при этом легла на плечи Денисьевой: отец от нее отрекся, тетка была вынуждена уйти из Смольного института, на ее детях лежало клеймо «незаконности», а перед ней самой закрылись двери лучших петербургских гостиных.

Кроме того, Тютчев сохранил привязанность к законной семье, к детям и к жене, которую назвал своим «земным провидением». Находясь в таком двусмысленном положении в свете, Елена Денисьева постоянно находилась во взвинченном состоянии, была раздражительной, что в итоге ускорило развитие у нее чахотки, а 4 августа 1864 года она умерла. Следом умерли их общие сын и дочь. Тютчев был потрясен смертью близких и до конца жизни считал себя виновником такой трагической развязки. Переживаемые им чувства нашли отражение в стихотворениях о любви, ставших вершиной не только русской, но и мировой любовной поэзии. Позднее эти стихи объединились в цикл, получивший название «денисьевского».

К этому циклу относятся такие стихи, как «Предопределение» , «Я очи знал – о, эти очи…», «Накануне годовщины 4 августа 1864 г.» и др. Все стихи «денисьевского цикла» драматичны и напоминают в какой-то мере исповедь. Сходство усиливается формой диалога, в котором лирический герой кается, просит прощения у той, кто теперь не с ним.

Стихотворение «Предопределение» раскрывает истинную сущность любви. Для поэта это не только счастье, «союз души с душой родной, их съединенье, сочетанье», но и «роковое их слиянье» - «поединок роковой». Повторение дважды эпитета «роковой» раскрывает идею автора о том, что любовь - предопределенное свыше чувство. Значит, предопределены и те муки и страдания, которые переносят влюбленные. Остается только смириться. Но в поединке должен быть победитель и проигравший. И проигравшим, как это ни печально, становится тот, кто больше всего любит, чье «нежное сердце» изнывает от любви.

Конечно, лирический герой страдает не меньше, но страдает, когда случившегося не изменить. Очевидно, именно поэтому в стихотворении большое количество многоточий, передающих взволнованность героя, создающих высокий эмоциональный накал, но сохраняющих при этом некоторую недоговоренность. Он будто понимает, что причиняет боль своей возлюбленной, но изменить ничего не может, ведь результат поединка с высшими силами, с судьбой заранее известен: сердце «любя, страдая, грустно млея... изноет наконец».

Сам Тютчев с покаянием писал впоследствии: «Гноится рана, не заживает...» Поэтому основные стихотворения этого цикла появились спустя несколько лет после смерти Елены Александровны.

В заключение хотелось бы отметить, что написанное традиционным для XIX века четырехстопным ямбом, это стихотворение звучало слишком бравурно и жизнеутверждающе. Поэтому использование пиррихиев и клаузул позволило поэту снизить «жизнерадостность» и «бодрость» произведения и вызвать ощущение поединка человека с роком. В дальнейшем «денисьевский цикл» окажет огромное влияние на развитие русской лирики двадцатого столетия.

Кроме анализа «Предопределения» ознакомьтесь со следующими сочинениями:

  • Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium!»
  • «Осенний вечер», анализ стихотворения Тютчева
  • «Весенняя гроза», анализ стихотворения Тютчева