Болезни Военный билет Призыв

Творчество М. Цветаевой в критике и литературоведении. Критика о творчестве М. И. Цветаевой

Вопросы и задания (2006 г. стр. 404, 2012 стр. 128-129)

В чем значение циклов, посвященных Блоку, Ахматовой?

Поэтические циклы, посвященные Блоку и Ахматовой - это выражение любви, благодарности, преклонения перед двумя величайшими поэтами начала XX века. Циклы различаются по тональности. Цикл «Стихи к Блоку» наполнен благоговейным настроением. Для Цветаевой Блок - недостижимая высота, небожитель, которому она молится, перед которым преклоняется, которого боготворит. Но об их сближении не может быть и речи. В цикле, посвященном Ахматовой, Цветаева, напротив, подчеркивает родство двух их поэтических судеб. Здесь нет благоговения, но есть восхищение и предложение дружбы: Цветаева дарит петербургской поэтессе родную Москву и «сердце свое в придачу». Эти циклы — не просто дар юного поэта двум великим и признанным. Это, несмотря на восхищение и преклонение, диалог на равных, в котором Цветаева во весь голос заявляет, что и она — поэт.

1. Прочитайте стихотворения Цветаевой о России. В чем их пафос? Прокомментируйте одно из стихотворений и подготовьте выразительное чтение его наизусть.

Ранние стихи Цветаевой о России — это, прежде всего, стихи о Москве, её «малой» родине. Москва у Цветаевой наполнена перезвоном колоколов, церквями, странниками. Взгляд на Москву и вообще на Россию у поэта народный, религиозный. Стихи Цветаевой населяют бабы, нищие, солдаты - простой русский народ. Марина, воспитанная на античной и германской культуре, пишет о русском народном мире, как о знакомом и родном, будто сама с детства жила в деревне и слушала нянины сказки. И стихи её тоже звучат по-народному, с подхватами, повторами, зачинами:

Ветры веяли, птицы - реяли,

Лебеди - слева, справа - вороны.

Наши дороги - в разные стороны.

Цветаева живо переживает страницы русской истории, воображая себя то боярыней, то женой Самозванца, то странницей.

После революции тема России почти пропадает из лирики Цветаевой. И только в конце 30-х гг., перед вынужденным возвращением она пишет стихотворение «Родина», в котором признаётся в невытравимой любви к далёкой и чужой уже стране. Мысль о том, что любовь к родине - это любовь к особо памятным местам и вещам звучит в стихотворении «Тоска по родине! Давно. »:

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И все - равно, и все — едино.

Но если по дороге - куст Встает, особенно — рябина.

Комментарий к стихотворению «Над синевою подмосковных рощ. ». Это стихотворение входит в цикл «Стихи о Москве». В нём поэт, наблюдая за странниками, уходящими по Калужской дороге, думает, что в один из дней, устав от друзей и поэтического дара, она так же пойдёт бродить по просторам России и славить Бога. В этом стихотворении Цветаева подчеркивает две составляющие души русского народа - это глубокая вера и любовь к странничеству. Уйти из Москвы по Калужской дороге, которая «смывает и смывает имена / Смиренных странников», значит полностью слиться с Россией, с заунывной русской песней, с судьбой русского народа.

4. Какими чувствами полны стихотворения Цветаевой о Москве?

Москва для Цветаевой - это прежде всего место, где она родилась,

её Родина. Она гордится Москвой и считает её первенство перед Петербургом неоспоримым. Москва для поэта - город церквей и монастырей, истовой народной веры. В Москву стекаются паломники из самых дальних уголков России, каторжане, больные — и каждый находит здесь утешение и избавление. Москва - это символ древней, патриархальной Руси; в ней Цветаева чувствует себя то боярыней, то странницей. Москву Цветаева любит безмерно, б) Как вы понимаете строки:

Москва! Какой огромный

Всяк на Руси - бездомный.

Мы все к тебе придем.

Москва - это сердце России. В ней «сорок сороков» церквей, в которые бредут паломники со всей Руси. Чувствуя себя «бездомным» на огромных русских просторах, именно в Москве странник может осознать себя частью народа, частью православной культуры, частью России — и обрести приют.

6. Как оценивали творчество Цветаевой её собратья - поэты и литературоведы, критики?

1) «Стихи Марины Цветаевой. всегда отправляются от какого-либо реального факта, от чего-нибудь действительно пережитого», — так заметил В. Брюсов о первом сборнике Цветаевой «Вечерний альбом».

2) Кто Вам дал такую ясность красок? Кто Вам дал такую точность слов? Смелость всё сказать: от детских ласок До весенних, новолунных снов? - так восторженно отозвался поэт Максимильян Волошин на появление первого сборника Цветаевой.

3) «Какой ты большой, дьявольски большой артист, Марина!», — из письма Пастернака Цветаевой.

4) «Любила Ростана. безвкусица во многом. А сумела стать большим поэтом!» — Анна Ахматова о творчестве Марины Цветаевой.

7. Литературоведы отмечают её высокое осознание призвания поэта, романтический колорит, виртуозный стиль, буйное песенное начало, острое чувство природы, истории России, умение вывести из одного слова целый рой образов, плясовые, песенные «переборы», игру со словом и пр. Найдите этому подтверждение в стихотворениях.

Примером высокого осознания призвания поэта является стихотворение «Моим стихам, написанным так рано. », «Я - страница твоему перу. ».

Романтический колорит присутствует в большинстве любовных стихотворений Цветаевой. Яркий пример — «Красный бант в волосах. ».

Буйное песенное начало, плясовые «переборы» проявляются во многих стихотворениях Цветаевой. И. Бродский считал, что из всех русских поэтов начала XX века за исключением Н. Клюева, Цветаева ближе всех стоит к фольклору. Примером могут служить стихотворения «Посадила яблоньку. », «Полюбил богатый - бедную. ».

Острое чувство природы проявляется в том, как точно Цветаева использует природные метафоры для передачи чувства (это можно отметить даже по стихотворениям, приведенным в учебнике). У неё несколько циклов стихов, посвященных природе: «Деревья», «Ручьи», «Облака», «Сугробы».

Внимание к истории России Цветаева проявляет в цикле «Марина», посвященном Марине Мнишек, жене Лжедмитрия. Тема русской истории звучит и в цикле «Стихи о Москве».

Примером того, как Цветаева из одного слова выводит рой образов, может служить стихотворение «Август - астры. »’.

Август — грозди Винограда и рябины Ржавой - август!

Примером игры со словом, даже с приставкой, может служить стихотворение, посвященное Борису Пастернаку:

Рас-стояние, всрсты, мили..

Нас рас-ставили, рас-садили,

Чтобы тихо себя вели,

По двум разным концам зелии.

Обогащайте свою речь (к стр. 129)

1. Строки стихотворений Цветаевой

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черёд.

Это заключительные строки стихотворения «Моим стихам, написанным так рано. ». В них Цветаева использует сравнение и выразительный эпитет («драгоценные вина»). Строки означают, что, несмотря на модные веяния и катаклизмы эпохи, на неуспех у читателей первых сборников, Цветаева уверена в ценности своих произведений.

Я тоже была, прохожий!

Эти строки взяты из стихотворения «Идёшь, на меня похожий. ». Цветаевой приходилось часто встречаться со смертью в раннем возрасте, в результате чего смерть ощущалась ею как загадка.

В процитированных строках дважды употребляется обращение к прохожему - как настойчивое желание быть услышанной, остаться в памяти людей после своей физической смерти.

Cтроки «Мне нравится, что вы больны не мной»

Стихотворение «Мне нравится, что вы больны не мной» звучит в фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», где его исполняет главная героиня.

Лирическая героиня мысленно обращает свой монолог к человеку, к которому она ощущает глубокую симпатию. Но сначала читателю кажется, что она радуется тому, что не любит его, и тому, что он её не любит. Поэтесса описывает особенности пробуждения любви, объяснений, венчания - внешне радуясь тому, что этот путь герой пройдёт не с ней. И лишь в последних строках невольное, казалось бы, «увы!» открывает истинные чувства лирической героини.

Стихотворение говорит нам о том, как часто человек не понимает свои истинные чувства, поддаваясь гипнозу доводов рассудка. Но подлинное, глубинное чувство всегда в конечном итоге вырвется наружу.

Помолись, дружок, за бессонный дом.

Эти строки - заключительные в стихотворении «Вот опять окно. », десятом в цикле «Бессонница». «Окно с огнём», то есть окно, к котором горит свет, - образ человеческого страдания. Поэтесса призывает помнить о тех, кто страдает, и молиться за них.

И тот, кто ранен смертельной твоей судьбой,

Уже бессмертным на смертное сходит ложе.

Это строки из стихотворения «О мужа плача, прекраснейшая из муз!» - первого в цикле стихов «Ахматовой». Строки значат, что те люди, с которыми Ахматову свела её судьба, останутся в истории, возможно, только благодаря тому, что играли какую-то роль в её жизни.

Другая мысль этих строк в том, что встреча с Ахматовой словно бы ранит человека, то есть оставляет настолько глубокий след, что воспринимается часто болезненно. Судьба её названа «смертельной» - эпитет в контексте строфы звучит пророчески, вызывая в памяти словосочетание «смертельно ранен».

Важно, что уже в 1916 году (именно тогда написано это стихотворение) Цветаева так глубоко понимала особенности творчества и судьбы Ахматовой, в то время ещё очень молодой поэтессы.

2. Страницы Биографии М. И. Цветаевой

Марина Ивановна Цветаева родилась 26 сентября (8 октября по новому стилю) 1892 года в Москве. Её отцом был выходец из бедных священников Иван Владимирович Цветаев - профессор Московского университета, основатель и собиратель Музея изящных искусств (ныне Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина), выдающийся филолог. Мать - Мария Александровна Мейн, сочетающая в себе польскую, немецкую, чешскую кровь, - страстная музыкантша, любительница стихов, сама их писала. По свидетельству М. И. Цветаевой о самой себе: «Страсть к стихам - от матери, страсть к работе и к природе - от обоих родителей».

Училась Марина в 4-й Московской гимназии, затем в 1902 году - во французском интернате в Лозанне (Швейцария), часть детских лет из-за болезни матери провела за границей - в Италии, Франции, Германии. Получила прекрасное образование, языки знала с детства, немецкий считала своим вторым родным. Осенью 1906 года после смерти матери училась снова в Московской гимназии; из-за трудного характера и конфликтов с преподавателями два раза переходила в другие гимназии.

Стихи Марина начала писать с пяти лет - по-русски, по- французски и по-немецки. Занятия литературой быстро переросли в подлинную страсть. Домашняя среда с культом античной и германской культуры способствовала всестороннему эстетическому развитию. Не случайно у М. И. Цветаевой много мифологических образов и реминисценций - она, возможно, была последним поэтом в России, для которого античная мифология оказалась необходимой и привычной атмосферой. Впоследствии даже свою дочь она назвала Ариадной.

Свойственное поэтессе трагическое мировосприятие скорее всего зародилось именно в детстве, наполненном воздухом античных трагедий.

Первые её книги: «Вечерний альбом» (1910) и «Волшебный фонарь» (1912) включили в себя почти все её полудетские стихи, в которых начинающая поэтесса обрисовывала семейный уклад родительского дома. Сборники получили в целом благоприятные рецензии со стороны маститых поэтов: Н. С. Гумилёва, В. Я. Брюсова и М. А. Волошина. В 1913 году вышел сборник «Из двух книг», ещё один сборник так и не был издан.

Безусловным достижением М. И. Цветаевой стала книга «Вёрсты». В ней поэтесса выступила трагическим романтиком, зрелым художником. В эту книгу с большим размахом вошла тема России времени накануне войны и революции. На первый взгляд фольклорность сюжетов и образов поэтессы неожиданны. М. И. Цветаева никогда не была в русской деревне, русской няни у неё тоже не было, мать лучше знала немецкие сказки, чем русские. Но дом Цветаевых был окружён московским людом; красочной русской речи поэтессе хватило с избытком. Её поэмы «Царь-Девица», «Переулочки», «Молодец» насыщены сказочнобылинным словом.

В год революции М. И. Цветаева бедствовала, маленькая дочь её умерла в приюте, муж Сергей Эфрон три года не подавал вестей, находясь в Добровольческой белой армии. Тогда М. И. Цветаева написала книгу «Лебединый стан» - о белой армии. Однако, как это часто бывает, время разлуки, голода и нищеты, явились порой Интенсивного творческого взлёта.

В 1922 году М. И. Цветаева выехала в Прагу, где оказался её муж. Эмиграция не была для неё политическим актом, к ней её толкала только любовь. В Чехии родился сын Георгий. Через’три года вся семья переехала в Париж. Теме разлуки с родиной посвящено много стихотворений, они вошли в сборники «Стихи к Блоку», «Разлука».

В 1924 году пишется «Поэма Конца» - лирико-трагедийная поэтическая дилогия, в которой любовный сюжет сочетается с обличением уродливых отношений в мещанстве и его сытого самодовольства. В этом смысле поэма близка пафосу В. В. Маяковского, которого поэтесса очень ценила и, когда он приехал в Париж в 1928 году, представляла его публике, пропагандировала его творчество. За это она поплатилась отлучением от ряда белоэмигрантских изданий. С эмиграцией отношения совершенно не сложились. Её муж Сергей Эфрон стал сотрудником советских спецслужб и был вынужден спешно уехать в Россию с дочерью Ариадной. В 1941 году он был расстрелян.

М. И. Цветаева писала и прозу, главным образом, лирикомемуарную. Она считала, что на свете нет разделения на поэзию и прозу, а проза и стихи, подразумевая, что хорошая проза всегда есть поэзия. Цветаевская проза уникальна и своеобразна. Это прежде всего насыщенные автобиографическими элементами портреты («Дом у старого Пимена», «Сказка матери», «Кирилловна»). Особое место в её прозаическом наследии занимают больше некрологи, посвящённые известным поэтам и драматургам. Принадлежат ей и литературоведческие работы, в том числе и о А. С. Пушкине.

В 1939 году вместе с сыном Георгием М. И. Цветаева возвратилась на родину. Вторую мировую войну она восприняла трагически и выступила со стихами антифашистской направленности. В них она проявила себя замечательным политическим оратором и публицистом.

Но на родине она смогла зарабатывать лишь переводами. С мужем её разлучили. Отношения с сыном осложнились. В августе 1941 года она оказалась в эвакуации в Елабуге (под Казанью), где покончила жизнь самоубийством.

Внутренне талантлива, внутренне своеобразна. ...Многое ново в этой книге: нова смелая (иногда чрезмерно) интимность; новы темы, например, детская влюбленность; ново непосредственное, бездумное любование пустяками жизни. И, как и надо было думать, здесь инстинктивно угаданы все главнейшие законы поэзии, так что эта книга не только милая книга девических признаний, но и книга прекрасных стихов.

(Из рецензии на сборник М. И. Цветаевой «Вечерний альбом»)

М. А. Волошин

Ее нужно читать подряд, как дневник, и тогда каждая строчка будет понятна и уместна. Она вся на грани последних дней детства и первой юности. Если же прибавить, что ее автор владеет не только стихом, но и четкой внешностью внутреннего наблюдения, импрессионистической способностью закреплять текущий миг, то это укажет, какую документальную важность представляет эта книга, принесенная из тех лет, когда обычно слово еще недостаточно послушно, чтобы верно передать наблюдение и чувство... «Невзрослый» стих , иногда неуверенный в себе и ломающийся, как детский голос, умеет передать оттенки, недоступные стиху более взрослому... «Вечерний альбом» - это прекрасная и непосредственная книга, исполненная истинно женского обаяния.

(Из статьи «Женская поэзия»)

М. С. Шагинян

Все, что она пишет, ценно по-настоящему, это самая настоящая поэзия. ...Радует отсутствие риторики, обдуманность и самостоятельность в выборе тем; почти удивительно для начинающего поэта отсутствие заметного влияния модернистов. Видна хорошая поэтическая школа, и при всем том нет ни заученности, ни сухости наших молодых поэтов, излишне школьничающих после неумеренного попрания авторитетов. ...Марина Цветаева не скрещивала шпаг, не заимствовала, не мерилась и не боролась ни с кем... Достаточно сознательная и блестяще вооруженная, она, не борясь ни с чем, готова на всякую борьбу. Этим определяется ее поэтическая ценность.

Если и есть что в книге от молодости, даже более - от юности автора, так это именно крайняя интимность «Вечернего альбома». ...Ни одно имя не спрятано автором, ни одна домашняя подробность стиха не затушевана. И надо сознаться, что в этом есть свое обаяние, подобно ревнивому и внушающему ревность обаянию чужих писем... чужих дневников и записок. ...Марина Цветаева создала... особый вид лирики, самоинтимный, односущный. ...Пишет она, как играют дети, - своими словами, своими секретами, своими выдумками. И это неожиданно мило.

Цикл «Любовь» характерен... нежностью и женственностью... У Цветаевой есть свой взгляд на стихию страсти, чрезвычайно тонкий и интересный. ...Как много обдуманного, даже воинственно женского в мыслях Цветаевой о страсти... ее позиция - вечная, осознанная женственность.

(Из статьи «М. Цветаева»)

П. Г. Антокольский

В ее ранних стихах рисуется облик счастливого, одаренного существа - вчерашняя школьница с широко раскрытыми на весь белый свет глазами. Доверие ее к жизни безоглядно. ...Основной тон этих стихов, даже и не тон, а музыка... непрестанное чувство жизни как дарованного на короткий срок счастья. ...А между тем поэт растет. Марина утверждает свое право на особое мнение во всем, на любовь, непохожую на чувства других людей, право на пристрастие и прихоть... Так возникает лирическая героиня. Кто же она - своенравная, безоглядная в каждом мимолетном чувстве, - в порыве, резкая, безудержная, откровенная.

Непосредственно связаны ее стихи с жизнью, с только что пережитым. Живая ткань, стенограмма, кардиограмма. ...Ее ранняя лирика густо населена. Кого только не найдешь в этих прихотливо сменяющих друг друга коротких стихотворных повестях, притчах, новеллах, сценках, песнях! Тут и «вы, идущие мимо меня»... и слепцы - калики перехожие, бредущие по старой Калужской дороге, и Александр Блок, и Анна Ахматова, и солдаты первой мировой, и Манон Леско со своим суженым Де Грие, и Стенька Разин со своей Персияночкой, и цыганы... Это странное разноголосное и разношерстное общество теснится на книжных страницах, переходя из строфы в строфу, из цикла в цикл... За всем этим стоит избыток молодого дарования, его богатый улов и добыча!

У каждого искреннего и глубокого поэта существует свой образ пространства и времени, свое стихийное и органическое чувство этих двух первоначальных феноменов познания мира и самосознания. ...Счеты Марины Цветаевой с пространством и временем прежде всего нелегки. Чем старше становилась она, чем горше складывалась ее эмигрантская жизнь, тем ярче и резче проступает в ее лирике мощный образ навсегда утерянной, никогда не достижимой дали, образ времени, его роковой необратимости. ...Зрелоетворчество Марины Цветаевой поражает широко распахнутым кругозором, грандиозной протяженностью, пространственной и временной:

Поэт - издалека заводит речь.

Поэта - далеко заводит речь.

Марина Цветаева на редкость памятлива, недаром ее сознание так перегружено ассоциативными связями - тем, что в литературоведении обыкновенно называется «реминисценциями»: история, сказка, миф, образ чужого, издавна полюбленного творчества. ...Она чувствовала себя как дома и в античном мифе, и в библейском предании, и в шекспировской трагедии, и в немецкой народной сказке, а в музыке Бетховена, Моцарта, Баха - с особой свободой.

Испокон веков женская сущность глубже и ярче всего проявляется в любовной лирике. Марина Цветаева не исключение. Ее поэзия на редкость богата в этом отношении. счастливая и несчастная, разделенная и отвергнутая, мимолетная и пожизненная, целомудренная и страстная, разлука, ревность, отчаяние, надежда - вся хроматическая гамма любовных взаимоотношений... О чем бы ни писала, ни говорила Марина Цветаева, где-то рядом с темой первого плана подразумевается, затаенно дышит, а то и заглушает все остальное любовная радость или любовная тоска. ...Когда же она впрямую говорит о своей любви, когда сама любовь диктует ей открыто, - голос Марины приобретает заклинающую и колдовскую силу.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Критика о творчестве М. И. Цветаевой . И в закладках появилось готовое сочинение.

Урок литературы в 11 (о) классе

Тема : Основные темы творчества М.И.Цветаевой.

Цели : познакомить учащихся с основными темами творчества М.И.Цветаевой;

формировать умение работать с книгой, грамотно формулировать вопросы изученному материалу;

совершенствовать навыки выразительного чтения поэтического текста и устную монологическую речь учащихся, умение вести аналитическую беседу;

воспитывать чувство патриотизма, бережного отношения к природе, интерес к поэзии «серебренного века».

Эпиграф: Разбросанным в пыли по магазинам,

Где их никто не брал и не берет,

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

Оборудование: портрет М.И.Цветаевой, символическая ветка рябины, рефераты учащихся, учебники, сборники стихов поэтессы.

Тип урока : урок усвоения новых знаний.

Ход урока:

Название этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент.

Приветствие ребят в классе.

На протяжении нескольких уроков мы говорили о биографии и нелегкой судьбе М.Цветаевой, знакомились с ее творчеством.

Учащиеся приветствуют учителя и садятся за парты.

Актуализация знаний учащихся. Частичная реализация домашнего задания.

Разгадывание кроссворда.

Давайте вспомним некоторые моменты, связанные с биографией и творчеством поэтессы и решим кроссворд.

Назовите город, где родилась М.Цветаева.

Вспомните название первого сборника, вышедшего в 1910 году, изданного в количестве 500 экземпляров.

Природный символ лирической героини и самой горькой судьбы поэтессы.

Назовите фамилию мужа М.Цветаевой.

Название поэмы М.Цветаевой, основанной на русском фольклоре.

Учащиеся дают ответы на вопросы учителя и записывают верные ответы в кроссворд, располагающийся на доске.

Ответы учащихся:

- «Вечерний альбом».

С.Эфрон.

- «Переулочки».

Чтение учащимися наизусть стихотворений «Красною кистью…» и «моим стихам…».

Сообщение темы и целей урока. Постановка проблемных вопросов.

Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством поэтессы. На уроке мы должны познакомиться с основными темами творчества М.И.Цветаевой и последить, как ее творчество было оценено поэтами – современниками поэтессы. Эпиграфом к уроку я взяла строки самой поэтессы (зачитать слова эпиграфа на доске).

В конце урока мы должны ответить на следующие вопросы:

Каковы вечные темы М.Цветаевой?

Как оценивали творчество М.Цветаевой ее собратья - поэты?

Изучение нового материала.

1.Вводное слово учителя:

М.Цветаева вступила в литературу на рубеже веков, тревожное и смутное время. Как и многим поэтам, ей присуще ощущение трагизма мира. Конфликт со временем оказался неизбежным для неё. Но поэзия Цветаевой противостоит не времени, не миру, а живущей в нем пошлости, серости, мелочности.

Учитель задает вопросы для анализа стихотворения:

    О чем это стихотворение?

    Зачитайте, какими словами Цветаева характеризует Москву?

    Обратите внимание на местоимения. Сколько героев в стихотворении?

    Каким чувством проникнуто все стихотворение?

Обобщающее слово учителя:

Поэтический дар, считала Цветаева, наделяет человека божественной властью над умами и душами, возносит его над житейской суетой. И в то же время этот поэтический дар лишает человека обычных, земных радостей.

Дан, остальное – взято.

Поэтический дар обрекает поэта на непрекращающийся, ежедневный подвижнический труд.

2. Индивидуальные сообщения учащихся с аналитическим чтением стихотворений, раскрывающих тематику творчества Цветаевой.

Задание классу: слушая одноклассников, перечислить в тетрадях основные темы творчества М.Цветаевой

А) Выступление ученика по теме: «Тема России в поэзии Цветаевой»

Б) Выразительное чтение и анализ стихотворения «Москва! Какой огромный…»

Примерные ответы обучающихся:

    Это стихотворение о Родине, о Москве.

    «Благословенная земля», «Москва – место, где исцеляются все раны», «сердце России».

    В стихотворении несколько героев: ты - Москва, мы.

    Все стихотворение проникнуто чувством любви к городу.

В) Сообщение «Назначение поэта и поэзии в творчестве Цветаевой».

Чтение наизусть стихотворения «Моим стихам, написанным так рано…»

Известен отзыв Гумилева, который отмечал своеобразие поэзии Цветаевой, новизну видел в смелой интонации, в темах, поднятых ею. Сама она уже в 1913 году знала:»В своих стихах я уверена непоколебимо». Позднее критики отметят ее поэзию как «монументальную», «мужественную», трагическую.

Г) Сообщение «Тема любви в творчестве М.Цветаевой»

Самостоятельная работа обучающихся с учебником в группах (с.85-86 «Цветаева и Пушкин»)

    Какое значение поэтесса предавала творчеству А.С.Пушкина?

    назовите произведения Цветаевой, посвященные А.С.Пушкину.

    как вы понимаете мысль Цветаевой: каждый поэт обязательно должен «выйти» из Пушкина, именно «выйти из», а не остаться в нем?

Задание второй группе: прочитайте текст и самостоятельно сформулируйте вопросы по его содержанию.

После самостоятельной работы ребята отвечают на поставленные вопросы и задают вопросы, сформулированные самостоятельно.

ложение №1

ложение №3

росы оформле

ны на доске

Одно из самых сложных осознаний для читателей биографий великих людей - это тот простой факт, что они были всего лишь людьми. Творчество, гениальный полет мысли - это всего лишь одна из граней личности. Да, потомки будут видеть именно ее - но все же это только одна-единственная грань. Остальные могут быть далеки от идеала. Много нелестного современники писали о Пушкине, о Лермонтове, о Достоевском. Не стала исключением и Марина Цветаева. Жизнь и творчество этой поэтессы находились в постоянном глубоком внутреннем противоречии.

Детство

Цветаева - коренная москвичка. Именно здесь 26.09.1892 г. она появилась на свет. Полночь с субботы на воскресенье, праздник Цветаева, всегда трепетно относившаяся к совпадениям и датам, особенно к тем, которые прибавляли экзотики и драматичности, часто отмечала этот факт, видела в нем скрытое знамение.

Семья была вполне состоятельной. Отец - профессор, филолог и искусствовед. Мать - пианистка, женщина творческая и восторженная. Она всегда стремилась разглядеть в детях ростки будущей гениальности, прививала любовь к музыке и искусству. Заметив, что Марина постоянно что-то рифмует, мать с восторгом писала: «Может, из нее вырастет поэт!» Восхищение, преклонение перед искусством - в такой атмосфере выросла М. Цветаева. Творчество, вся ее последующая жизнь несли на себе отпечаток этого воспитания.

Образование и воспитание

Цветаева получила отличное образование, знала несколько языков, жила с матерью в Германии, Италии и Швейцарии, где та лечила чахотку. В возрасте 16 лет посетила Париж, чтобы послушать лекции о классической старофранцузской литературе.

Когда Марине было 14, умерла мать. Отец уделял много внимания детям: Марине,
двум ее сестрам и брату. Но он занимался скорее образованием детей, чем воспитанием. Возможно, поэтому творчество Цветаевой носит отпечаток ранней зрелости и очевидного эмоционального инфантилизма.

Многие друзья семьи отмечали, что Марина всегда была крайне влюбчивым и восторженным ребенком. Слишком много эмоций, слишком много страсти. Чувства захлестывали Марину, она не могла их контролировать, да и не хотела. Ее никто этому не учил, наоборот, поощряли, полагая признаком творческой натуры. Марина не влюблялась - обожествляла предмет своих чувств. И эту способность упиваться собственными чувствами, наслаждаться ими, используя как топливо для творчества, Марина сохранила навсегда. Любовь в творчестве Цветаевой всегда экзальтированна, драматична, восторженна. Не чувство, а любование им.

Первые стихи

Писать стихи Марина начала рано, с шести лет. Уже в 18 лет опубликовала собственный сборник - на свои же деньги, написала восторженную критическую статью, посвященную Брюсову. Это была еще одна ее характерная черта - способность искренне восторгаться литературными кумирами. В сочетании с несомненным эпистолярным даром эта особенность помогла Марине завязать близкое знакомство со многими известными поэтами того времени. Она восхищалась не только стихами, но и авторами, и писала о своем чувстве так искренно, что литературный отзыв превращался в признание в любви. Много позже жена Пастернака, прочитав переписку мужа с Цветаевой, потребовала немедленно прекратить общение - слишком уж интимно и страстно звучали слова поэтессы.

Цена восторженности

Но такова была Марина Цветаева. Творчество, эмоции, восторг и влюбленность были для нее жизнью, не только в стихах, но и в письмах. В этом и была ее беда - не как поэта, а как человека. Она не просто чувствовала, она питалась эмоциями.

Тонкий механизм ее таланта работал на влюбленности, на счастье и отчаянии, как на топливе, сжигая их. Но для любых чувств, для любых отношений нужны как минимум двое. Те, кто сталкивался с Цветаевой, кто попадал под влияние ее ослепительных, словно бенгальский огнь, чувств, всегда в становились несчастны, как бы замечательно все ни было поначалу. Несчастлива была и Цветаева. Жизнь и творчество в ее жизни переплелись слишком тесно. Она ранила людей, и сама этого не осознавала. Точнее, считала это естественным. Просто еще одна жертва на алтарь Искусства.

Замужество

В 19 лет Цветаева познакомилась с молодым красавцем-брюнетом. был умен, эффектен, пользовался вниманием дам. Вскоре Марина и Сергей стали мужем и женой. Многие из знавших поэтессу отмечали, что первое время супружества она была счастлива. В 1912 году у нее родилась дочь Ариадна.

Но жизнь и творчество М. Цветаевой могли существовать только за счет друг друга. Или быт пожирал поэзию, или поэзия - быт. Сборник 1913 года во многом состоял из старых стихов, а для новых была нужна страсть.

Семейного счастья Марине не хватало. Супружеская любовь быстро приелась, творчество Цветаевой требовало нового топлива, новых переживаний и терзаний - чем больше, тем лучше.

Сложно сказать, приводило ли это к фактическим изменам. Марина увлекалась, вспыхивала от эмоций и писала, писала, писала… Естественно, несчастный Сергей Эфрон не мог этого не видеть. Марина не считала нужным скрывать свои увлечения. Более того, вовлечение в этот эмоциональный вихрь еще одного человека только добавляло драматизма, повышало накал страстей. Это и был тот мир, в котором жила Цветаева. Темы творчества поэтессы, ее яркая, порывистая, страстная чувственность, звучащая в стихах - это были две части одного целого.

Сафическая связь

В 1914 году Цветаева узнала, что любить можно не только мужчин. талантливая поэтесса и блестящая переводчица, русская Сафо, всерьез увлекла Марину. Та ушла от мужа, вдохновленная и увлеченная внезапным родством душ, звучащих в унисон. Два года длилась эта странная дружба, полная восторга влюбленности и нежного обожания. Вполне возможно, связь действительно была платонической. Эмоции - то, в чем нуждалась Марина Цветаева. Жизнь и творчество этой поэтессы похожи на бесконечную погоню за предметом любви - за самой любовью. Счастливая или несчастная, взаимная или безответная, к мужчине или к женщине - не суть важно. Важно только упоение чувствами. Цветаева писала посвященные Парнок стихи, которые позже вошли в сборник «Подруга».

В 1916 году связь закончилась, Цветаева вернулась домой. Безропотный Эфрон все понял и простил.

Петр Эфрон

В следующем году происходят одновременно два события: Сергей Эфрон уходит на фронт в составе Белой армии, а у Марины рождается вторая дочь, Ирина.

Впрочем, история с патриотическим порывом Эфрона не так уж и однозначна. Да, он происходил и дворянского рода, был потомственным народовольцем, его убеждения полностью соответствовали идеалам Белого движения.

Но был и еще один момент. В том же 1914 году Цветаева пишет пронзительные стихи, посвященные брату Сергея, Петру. Он был болен - чахотка, как и у матери Цветаевой.

И он тяжело болен. Он умирает. Цветаева, жизнь и творчество которой - пламя чувств, загорается этим человеком. Вряд ли это можно считать романом в нормальном значении этого слова - но влюбленность очевидна. Она с болезненной увлеченностью наблюдает за стремительным угасанием молодого человека. Пишет ему - так, как она может, горячо и чувственно, страстно. Ходит к нему в больницу. Упоенная чужим угасанием, упоенная собственной возвышенной жалостью и трагичностью чувств, Марина уделяет этому человеку больше времени и души, чем мужу и дочери. Ведь эмоции, такие яркие, такие ослепляющие, такие драматические - это и есть основные темы творчества Цветаевой.

Любовный многоугольник

Что должен был чувствовать Сергей Эфрон? Человек, который из мужа превратился в досадную помеху. Жена мечется между странной подругой и умирающим братом, пишет страстные стихи и отмахивается от Эфрона.

В 1915 году Эфрон принимает решение стать медбратом и уехать на фронт. Он идет на курсы, находит работу на санитарном поезде. Что это было? Сознательный, продиктованный убеждением выбор или жест отчаяния?

Марина страдает и переживает, она мечется, не находит себе места. Впрочем, творчество Цветаевой от этого только выигрывает. Стихи, посвященные ее мужу в этот период, одни из самых пронзительных и жутких. Отчаяние, тоска и любовь - в этих строках целый мир.

Страсть, разъедающая душу, выплескивается в стихи, в этом - вся Цветаева. Биография и творчество этой поэтессы формируют друг друга, чувства создают стихи и события, а события - стихи и чувства.

Трагедия Ирины

Когда в 1917 году Эфрон, закончив школу прапорщиков, уезжает на фронт, Марина остается одна с двумя детьми.

То, что произошло потом, биографы Цветаевой стараются обходить молчанием. Младшая дочь поэтессы, Ирина, умирает от голода. Да, в те годы это было не редкостью. Но в данном случае ситуация была исключительно странной. Марина сама неоднократно говорила, что не любила младшего ребенка. Современники утверждают, что она била девочку, называла сумасшедшей и дурой. Возможно, у ребенка действительно были психические отклонения, а может, так сказывалась травля со стороны матери.

В 1919 году, когда с продуктами стало совсем плохо, Цветаева принимает решение отдать детей в санаторий, на гособеспечение. Поэтесса никогда не любила заниматься бытовыми неурядицами, они ее раздражали, вызывали озлобленность и отчаяние. Не выдержав возни с двумя больными детьми, она, по сути, отдает их в приют. И потом, зная, что там практически не кормят, носит еду только одной - старшей, любимой. Несчастный ослабленный трехлетний ребенок не выдерживает лишений и умирает. При этом сама Цветаева, очевидно, питается если не нормально, то сносно. Сил хватает на творчество, на редактирование уже написанного ранее. Сама же Цветаева говорила о произошедшей трагедии: не хватило любви на ребенка. Просто не хватило любви.

Жизнь с гением

Такой была Марина Цветаева. Творчество, чувства, стремления души были для нее важнее живых людей, находящихся рядом. Все, кто оказался слишком близко к костру творчества Цветаевой, были опалены.

Говорят, что поэтесса стала жертвой травли и репрессий, не выдержала испытания бедностью и лишениями. Но в свете трагедии 1920 года очевидно - большая часть страданий и мук, выпавших на долю Цветаевой - ее вина. Вольная или невольная, но ее. Цветаева никогда не считала нужным держать свои чувства и желания в узде, она была творцом - и этим было все сказано. Весь мир служил для нее мастерской. Трудно ожидать от окружавших Марину людей, чтобы они воспринимали такое отношение с восторгом. Гениальность - это, конечно, чудесно. Но со стороны. Те, кто считают, что близкие творцов должны терпеть равнодушие, жестокость и самовлюбленность только из уважения к таланту, просто сами не жили в таких условиях. И вряд ли имеют право судить.

Читать книгу с гениальными стихами - это одно. Умирать от голода, когда мама не считает нужным тебя кормить, просто потому что она тебя не любит - совсем другое. Да, и Цветаевой - шедевры Но это не означает, что поэты обязательно были

Константин Родзевич

При всех особенностях характера Цветаевой, при всей ее бытовой, практической неприспособленности Эфрон все же любил ее. Оказавшись после войны в Европе, он позвал туда жену и дочь. Цветаева поехала. Какое-то время они жили в Берлине, затем три года - под Прагой. Там же, в Чехии, у Цветаевой случился еще один роман - с Константином Родзевичем. Опять огонь страсти, опять стихи. Творчество Цветаевой обогатилось двумя новыми поэмами.

Биографы оправдывают это увлечение усталостью поэтессы, ее отчаянием и депрессией. Родзевич увидел в Цветаевой женщину, а Марина так истосковалась по любви и восхищению. Звучит вполне убедительно. Если не думать о том, что Цветаева жила в стране, которая голодала. Цветаева, по собственному же признанию, послужила причиной смерти дочери. Марина неоднократно увлекалась другими мужчинами, и не только мужчинами, забывая о муже. И после всего этого он приложил все усилия, чтобы помочь жене выбраться из голодающей страны. Не бросил ее - хотя, конечно, мог. Не развелся по приезде. Нет. Дал ей кров, пищу и возможность жить в мире. Конечно, какая уж тут романтика… Скучно это. Обыденно. То ли дело новый поклонник.

Европейские увлечения Цветаевой

По мнению некоторых современников, сын Цветаевой, Георгий - вовсе не ребенок Эфрона. Предполагают, что отцом мальчика мог быть Родзевич. Но точных сведений на этот счет нет. Те, кто сомневался в отцовстве Эфрона, не любили Марину, считали ее крайне неприятным, тяжелым и беспринципным человеком. А следовательно, изо всех возможных объяснений они выбирали самое неприятное, порочащее имя поэтессы. Были у них причины для такой нелюбви? Возможно. Следует ли доверять таким источникам? Нет. Предубеждение - враг правдивости.

К тому же не только Родзевич служил предметом увлеченности для Цветаевой. Именно тогда она вела скандальную переписку с Пастернаком, которую оборвала жена последнего, найдя возмутительно-откровенной. С 1926 года Марина пишет Рильке, и общение длится достаточно долго - до самой смерти легендарного поэта.

Жизнь в эмиграции Цветаевой неприятна. Она тоскует по России, хочет вернуться, жалуется на неустроенность и одиночество. Родина в творчестве Цветаевой в эти годы становится ведущей темой. Марина увлеклась прозой, она пишет о Волошине, о Пушкине, об Андрее Белом.

Муж в это время увлекся идеями коммунизма, пересмотрел свое отношение к советской власти и даже решился на участие в подпольной деятельности.

1941 - самоубийство

Не одна Марина болеет возвращением на родину. Дочь, Ариадна, тоже рвется домой - и ей действительно разрешают въезд в СССР. Затем возвращается на родину Эфрон, уже к тому времени замешенный в убийстве с политической окраской. И в 1939 году, после 17 лет эмиграции, Цветаева, наконец, тоже возвращается. Радость была недолгой. В августе того же года арестовали Ариадну, в ноябре - Сергея. Эфрон в 1941 году был расстрелян, Ариадна получила 15 лет лагерей по обвинению в шпионаже. Об их судьбе Цветаева так ничего и не смогла узнать - просто надеялась, что близкие еще живы.

В 1941 году началась война, Марина с шестнадцатилетним сыном уезжает в Елабугу, в эвакуацию. У нее нет денег, нет работы, вдохновение оставило поэтессу. Опустошенная, разочарованная, одинокая Цветаева не выдержала и 31.08.1941 г. покончила жизнь самоубийством - повесилась.

Ее похоронили на местном кладбище. Точное место упокоения поэтессы неизвестно -только ориентировочно район, в котором находится несколько могил. Там и был спустя много лет установлен памятный монумент. Единой точки зрения по поводу точного места захоронения Цветаевой нет.

      Бабушке

      Продолговатый и твердый овал,
      Черного платья раструбы...
      Юная бабушка! Кто целовал
      Ваши надменные губы?

      Руки, которые в залах дворца
      Вальсы Шопена играли...
      По сторонам ледяного лица
      Локоны, в виде спирали.

      Темный, прямой и взыскательный взгляд.
      Взгляд, к обороне готовый.
      Юные женщины так не глядят.
      Юная бабушка, кто вы?

      Сколько возможностей вы унесли,
      И невозможностей - сколько? -
      В ненасытимую прорву земли,
      Двадцатилетняя полька!

      День был невинен, и ветер был свеж.
      Темные звезды погасли.
      - Бабушка! - Этот жестокий мятеж
      В сердце моем - не от вас ли?..


      Мне нравится, что я больна не вами,
      Что никогда тяжелый шар земной
      Не уплывет под нашими ногами.
      Мне нравится, что можно быть смешной -
      Распущенной - и не играть словами,
      И не краснеть удушливой волной,
      Слегка соприкоснувшись рукавами.

      Мне нравится еще, что вы при мне
      Спокойно обнимаете другую,
      Не прочите мне в адовом огне
      Гореть за то, что я не вас целую.
      Что имя нежное мое, мой нежный, не
      Упоминаете ни днем, ни ночью - всуе...
      Что никогда в церковной тишине
      Не пропоют над нами: аллилуйя 1 !

      Спасибо вам и сердцем и рукой
      За то, что вы меня - не зная сами! -
      Так любите: за мой ночной покой,
      За редкость встреч закатными часами,
      За наши не-гулянья под луной,
      За солнце, не у нас над головами,-
      За то, что вы больны - увы! - не мной,
      За то, что я больна - увы! - не вами!

1 Аллилуйя - хвала Господу; здесь имеется в виду пение при венчании.

      Откуда такая нежность?
      Не первые - эти кудри
      Разглаживаю, и губы
      Знавала - темней твоих.

      Всходили и гасли звезды
      (Откуда такая нежность?),
      Всходили и гасли очи
      У самых моих очей.

      Еще не такие песни
      Я слушала ночью темной
      (Откуда такая нежность?)
      На самой груди певца.

      Откуда такая нежность?
      И что с нею делать, отрок
      Лукавый, певец захожий,
      С ресницами - нет длинней?

      Стихи о Москве

      - - 8 - -

      Москва! Какой огромный
      Странноприимный дом!
      Всяк на Руси - бездомный.
      Мы все к тебе придем.

      Клеймо позорит плечи,
      За голенищем - нож.
      Издалека-далече -
      Ты все же позовешь.

      На каторжные клейма,
      На всякую болесть -
      Младенец Пантелеймон
      У нас, целитель, есть.

      А вон за тою дверцей,
      Куда народ валит,-
      Там Иверское сердце,
      Червонное, горит.

      И льется аллилуйя
      На смуглые поля. -
      Я в грудь тебя целую,
      Московская земля!

      - - 9 - -

      Красною кистью
      Рябина зажглась.
      Падали листья.
      Я родилась.
      Спорили сотни
      Колоколов.

      День был субботний:
      Иоанн Богослов.
      Мне и доныне
      Хочется грызть
      Жаркой рябины
      Горькую кисть.

      - - 10 - -

      Вот опять окно,
      Где опять не спят.
      Может - пьют вино,
      Может - так сидят.
      Или просто - рук
      Не разнимут двое.
      В каждом доме, друг,
      Есть окно такое.

      Крик разлук и встреч
      Ты, окно в ночи!
      Может - сотни свеч,
      Может - три свечи...
      Нет и нет уму
      Моему - покоя.
      И в моем дому
      Завелось такое.


      За окно с огнем!

      Стихи к Блоку

      - - 1 - -

      Имя твое - птица в руке,
      Имя твое - льдинка на языке.
      Одно-единственное движенье губ.

      Имя твое - пять букв.
      Мячик, пойманный на лету,
      Серебряный бубенец во рту.

      Камень, кинутый в тихий пруд,
      Всхлипнет так, как тебя зовут.
      В легком щелканье ночных копыт

      Громкое имя твое гремит.
      И назовет его нам в висок
      Звонко щелкающий курок.

      Имя твое - ах, нельзя! -
      Имя твое - поцелуй в глаза,
      В нежную стужу недвижных век.

      Имя твое - поцелуй в снег.
      Ключевой, ледяной, голубой глоток.
      С именем твоим - сон глубок.

      Родина

      О неподатливый язык!
      Чего бы попросту - мужик,
      Пойми, певал и до меня: -
      Россия, родина моя!

      Но и с калужского холма
      Мне открывалася она -
      Даль - тридевятая земля!
      Чужбина, родина моя!

      Даль, прирожденная, как боль,
      Настолько родина и столь
      Рок, что повсюду, через всю
      Даль - всю ее с собой несу!

      Даль, отдалившая мне близь,
      Даль, говорящая: «Вернись Домой!»
      Со всех - до горних звёзд -
      Меня снимающая мест!

      Недаром, голубей воды,
      Я далью обдавала лбы.

      Ты! Сей руки своей лишусь,-
      Хоть двух! Губами подпишусь
      На плахе: распрь моих земля -
      Гордыня, родина моя!

Вопросы и задания

  1. Прочитайте стихотворения Цветаевой о России. В чем их пафос? Прокомментируйте одно из ее стихотворений и подготовьте выразительное чтение его наизусть.
  2. Какие литературные приемы и средства (сравнения, метафоры, аллитерации и т. д.) используются Цветаевой, чтобы передать настроение, чувства в стихотворении «Родина»?
  3. В чем смысл стихотворений «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...»? В каком фильме это стихотворение о любви, положенное на музыку, исполняется главной героиней? Какие еще стихотворения Цветаевой о любви показывают глубину этого чувства? Приведите примеры.
  4. Какими чувствами полны стихотворения Цветаевой о Москве? Как вы понимаете строки?

        Москва! Какой огромный
        Странноприимный дом!
        Всяк на Руси - бездомный.
        Мы все к тебе придем.

  5. Подготовьте вечер на тему «Цветаева. Жизнь. Судьба. Поэзия».
  6. Как оценивали творчество Цветаевой ее собратья - поэты и литературоведы, критики? Известен отзыв Гумилева, который отмечал своеобразие ее поэзии, новизну видел в смелой интимности, в темах, поднятых ею. Сама она уже в 1914 году пишет: «В своих стихах я уверена непоколебимо». Позднее критики оценят ее поэзию как «монументальную», «мужественную», «трагическую». Какие бы примеры Вы привели, подтвердив или опровергнув эти оценки?
  7. Литературоведы отмечают высокое осознание Цветаевой призвания поэта, романтический колорит, виртуозный стиль, буйное песенное начало, острое чувство природы, сопричастность истории России, умение вывести из одного слова целый рой образов, плясовые и песенные «переборы», игру со словом и пр. Найдите подтверждение этому в стихотворениях.

Обогощайте свою речь

  1. Как вы понимаете строки стихотворений?

        Моим стихам, как драгоценным винам,
        Настанет свой черед...

        Я тоже была, прохожий!
        Прохожий, остановись!..

        Мне нравится, что вы больны не мной.
        Мне нравится, что я больна не вами...

        Помолись, дружок, за бессонный дом,
        За окно с огнем...

        И тот, кто ранен смертельной твоей судьбой,
        Уже бессмертным на смертное сходит ложе.

  2. Подготовьте рассказ о М. Цветаевой, сопроводив его чтением ее стихотворений.