Болезни Военный билет Призыв

Топи да болота есенин художественные средства. Анализ стихотворения Есенина «Топи да болота

С.А. Есенин называл себя «последним поэтом деревни». Он любил русскую деревню, сельский труд, природу. Природа была для поэта стимулом творчества, поэтому большинство лирических произведений Сергея Александровича посвящены родному краю, прекрасным русским просторам.

Главная тема стихотворения С. Есенина «Топи да болота» - любовь к родному краю. Поэт называл своей малой родиной село Константиново, где он родился и вырос, где прошли юношеские годы, где произошло взросление и становление будущего поэта России. Ключевыми словами анализируемого лирического произведения являются последние строки, которые своего рода обобщили созданную Есениным художественную картину:

Край ты мой забытый,
Край ты мой родной!

Поэт описывает природу средней полосы России: топи да болота, синее небо, хвойный зелёный лес. Природа полна жизни, гармонична, и лирический герой упивается открывающимся перед ним пейзажем. Чтобы передать восторг лирического героя, автор использует метафоры, олицетворения: «синий плат небес», «хвойной позолотой», «меж лесных кудрей», «тёмным елям снится», «посвист ветряной». Стихотворение богато образными народными выражениями, которые делают лирическое произведение максимально понятным читателю: «плат небес», «тенькает синица», «гомон косарей», «слухают ракиты». Читатель слышит, как «хвойной позолотой взвенивает лес», «по лугу со скрипом тянется обоз», «посвист ветряной»; видит топи, болота, синее небо над головой, небольшой обоз; чувствует запах хвои, как «суховатой липой пахнет от колёс». Родная сторона прекрасна, и хотя нет здесь у поэта описания бескрайних просторов, огромных морей, непроходимых лесов, зато есть самое дорогое - приметы родного края.

Определите основную тему стихотворения С.А. Есенина, (описание забытого, родного края)

Какие неологизмы использует поэт в данном стихотворении? («взвенивает лес», «тенькает синица», «слухают ракиты», «посвист ветряной») Как они помогают передать переживания лирического героя?

Какие художественно-выразительные средства используются С.А. Есениным в данном стихотворении? (эпитеты, метафоры, олицетворения и др.) Приведите конкретные примеры из текста стихотворения.

Оборудование урока

1. Мультимедиацентр, презентация урока на CD.

2. Аудиопроигрыватель.

3. Кассета с записью Кенни Джи «Eternal light».

4. Листы цветного (золотого и синего) картона.

5. Картины В.Поленова «Золотая осень» и М.Нестерова «Осенний пейзаж», портрет писателя.

6. Индивидуальные листы с домашним заданием.

Ход урока

Актуализация темы

Учитель: На прошлом уроке вы начали одну из красивейших тем в учебнике литературы за 7-й класс.

Чему она посвящена?

С творчеством каких поэтов вы уже познакомились?

Может быть, кому-то захотелось выучить их наизусть? Давайте послушаем!

Как вы думаете, почему практически каждый русский поэт и писатель посвящает свои произведения родной земле?

Почему же тогда сторона, которой так гордится каждый из художников слова, названа «ТИХОЙ»?

Работа с эпиграфом и портретом поэта

Учитель: Эпиграфом сегодняшнего урока станут следующие строки. Давайте их прочтем:

Много дум я в тишине

продумал,

Много песен про тебя

И на этой на земле угрюмой

Счастлив тем, что я дышал

О чем эти строки?

Чему посвящены?

Каким рисуется этот человек, каким вы его представляете?

Открывается портрет Сергея Есенина.

Учитель: «Самый русский, самый нежный, самый проникновенный и душевный, самый народный поэт Сергей Есенин!»

Что вы помните о нем? (Уроженец Рязанской губернии, крестьянский поэт, который удивлял современников тем, что выходил на природу с листком и карандашом, как художник с мольбертом, чтобы запечатлеть неповторимые, но легко узнаваемые строки, образы, темы...)

Какие произведения читали ранее?

Может быть, кто-то прочтет наизусть? Давайте послушаем!

Тема нашего урока «Мысли и чувства, рожденные стихотворением С.Есенина «Топи да болота...»

Цель: прочитаем стихотворение. Определим, каковы особенности этого поэтического текста; какие мысли и чувства автор передает нам, читателям?

Включается запись инструментальной пьесы Кенни Джи «Eternal light» (Вечный свет) (2,48 минуты). Эмоциональное прочтение стихотворения.

Учитель: Что вы испытали, слушая стихотворение поэта?

Каково настроение произведения?

Что помогло это почувствовать?

Как бы вы назвали эту есенинскую зарисовку? Свой ответ аргументируйте.

Работа над идейно-художественным своеобразием произведения.

Учитель: Определите размер стиха. (Ямб.)

Почему, по-вашему, избран именно ямб?

Какой темп он рождает?

Две трети стихотворений русской поэзии написаны ямбом - самым популярным двусложным стихотворным размером. Он помогает авторам передать спокойствие и величавость запечатленных картин, создать размеренный, неторопливый ритм, а нам - подобрать необходимую правильную интонацию.

Какова композиция стихотворения? В нем всего 4 строфы! А какой смысл!

Какие картины вы увидели?

О каком времени года идет речь? Докажите это словами Есенина.

Я полюбил это время года в Таганроге. Обожал бродить в кленовой аллее возле вокзала, подбрасывая ногами яркие листья, слушать их шорох и тишину. А что значит осень для вас?

Какие краски в стихотворении? Приведите примеры.

Это любимые есенинские тона. Что они, по-вашему, символизируют? Какие ассоциации рождают?

Если бы вы иллюстрировали это произведение, какую палитру бы использовали? Аргументируйте свой выбор.

Сравнение художественных и словесных полотен.

Учитель: Сравните картину, запечатленную Сергеем Есениным, с картинами двух русских художников - Михаила Нестерова и Василия Поленова. Что роднит эти произведения искусства?

Какая из картин понравилась больше? Почему?

Какая из картин иллюстрирует произведения поэта лучше (ведь в искусстве нет и не может быть «двойников»!)? Объясните свой ответ.

Что сильнее в картине: горизонталь или вертикаль?

Какие краски использованы в полотнах?

Какое настроение рождают эти тона?

Как художники относятся к осени?

Работа над звуковой стороной произведения.

Учитель: Какими звуками наполнена эта картина? Найдите их в тексте.

Какое слово кажется вам необычным? (Вззвенивает.) Почему? Как вы его понимаете? Что помогает понять значение слова?

(Приставка «вз» со значением движения вверх, звук, который издает лес, уходит в небеса.)

Какой это звук?

Если бы вы озвучивали эту картину, какая бы пьеса у вас получилась? Охарактеризуйте ее.

Работа над изобразительными средствами стихотворения.

ЭПИТЕТЫ: синий плат, хвойная позолота, посвист ветряной, край забытый, край родной.

Как вы понимаете эти выражения?

Из какого языка эти слова? Докажите это.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ: снится елям, слухают ракиты, лесные кудри.

Что изменилось бы в картине, убери Есенин из нее эти образы?

Какие ассоциации рождают «спящие ели», «лесные кудри»?

Объясните выражение «слухают ракиты». Что такое «ракита»? (Ива.)

Для чего, по-вашему, использована просторечная форма «слухают»?

МЕТАФОРЫ: плат небес.

Почему небо как бы в платке?

На что похоже есенинское небо?

Где чувствуется Русь острее? А в городе уместно «небо в платке»?

Какой образ вы, городские жители, использовали бы для неба?

Как же поэт относится к своей родине? Какие мысли и чувства передает с помощью этих изобразительных средств?

Работа над лексико-семантическим составом стихотворения.

Учитель: Мы узнали об образах в стихотворении. Давайте поработаем над лексическим значением некоторых слов. Объясните их значения:

Тенькает

Суховатый

Каково происхождение этих слов?

Каковы чувства поэта? Как он относится к русскому языку?

Выразительное чтение строфы.

Учитель: Перечитайте последнюю строфу стихотворения. Проинтонируйте так, чтобы стали ясны чувства Есенина.

Что помогло вам понять настроение поэта?

Что вы услышали в восклицании?

Какую роль, по-вашему, играет эта строфа в композиции стихотворения?

Какова же идея произведения?

Найдите сходства в эпиграфе и стихотворении. Отчего счастлив поэт? Какие мысли и чувства передает нам, читателям, всем своим творчеством? Как следует говорить о родине?

Домашнее задание (на выбор).

1. Если вам понравилось стихотворение С.Есенина, выучите его наизусть. Помните об интонации, ритме и мелодике стиха!

2. Сравните стихотворение «Топи да болота...» с другими стихотворениями автора. В чем сходство, а в чем различие этих произведений?

3. Передайте свои мысли, чувства в миниатюре о своем родном крае. Не забудьте про средства, делающие ваши работы красивыми и неповторимыми!

4. Передайте свои ощущения от любимого уголка природы в картине любого жанра. Помните о красках, которые передают отношение к родной стороне!

Подведение итогов урока.

Учитель: Что нового вы узнали на уроке сегодня?

Какие предложения, замечания вы хотели бы высказать?

Открылся ли для вас С.Есенин по-новому? Как именно?

Обозначьте основные темы его творчества.

Игорь АПОЛЬСКИЙ, учитель русского языка и литературы развиленской средней школы №9 Ростовской области

Самые проницательные и легкие стихотворные работы были написаны Сергеем Есениным в раннем периоде его творчества, когда большинство стихотворений поэт посвящал описанию пейзажей родного края и села. На тот момент автор еще не знал об ином существовании, он не имел ни малейшего представления о светской жизни, о городе, о столице. Поэтому, милые края казались ему самыми прекрасными.

К периоду раннего творчества Есенина относится стихотворная работа «Топи да болота». Перед читателем появляется яркое, сочное описание осени, которая торжествовала на тот момент в родном селе автора.

Стихотворение наполнено спокойствием. Мы наблюдаем за последними уборочными работами, которые проводятся в полях. Слышен скрип обоза. Он завершает сбор осеннего урожая.

Вчитываясь в строки стихотворения, я ощущаю, как Есенин мастерски передает читателю все увиденные события. Кроме того, поэт старается рассказать каждому из нас о тех запахах, которые преобладают в воздухе. Знойный аромат солнца постепенно переплетается с сыростью только скошенных полей и лугов. Закрывая глаза, автор сиюминутно окунался в самые милые и нежные воспоминания, связанные с детством, с самым лучшим временем в жизни каждого из нас.

Однако Есенин осознает, что с началом другой, городской жизни, все эти прекрасные моменты остаются лишь в памяти, забываются и растворяются в ежедневной суматохе. Грусть и тоска охватывает поэта. Автор находится в разногласиях с самим собой. Он сомневается, что сделал правильный выбор, став горожанином и забросив родные места. Ведь сердце поэта навсегда осталось в той непроходимой глуши, где ощущается аромат ягод и грибов. Только вот вернуться туда уже навряд ли получится, ведь выбор сделан!

Словно прощается с любимыми краями в строках своих пейзажных работ. И покоя нет его душе, ведь в яркой и светлой Москве не найти ему умиротворения. Там он чужак!

Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Вззвенивает лес.

Тенькает синица
Меж лесных кудрей,
Темным елям снится
Гомон косарей.

По лугу со скрипом
Тянется обоз -
Суховатой липой
Пахнет от колес.

Слухают ракиты
Посвист ветряной…
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной.

Анализ стихотворения «Топи да болота» Есенина

Ранняя лирика Есенина отличается особой искренностью и чистотой. Первое время после переезда в Москву он продолжал считать себя простым деревенским поэтом, испытывающим огромную тоску по родному селу. При этом Есенин видел, что его «деревенская лирика» находит множество поклонников среди уставшего от жизни городского общества. Печаль от разлуки с родиной и желание рассказать о ее красоте окружающим рождали в душе поэта очень чистые произведения. Одним из них является стихотворение «Топи да болота» (1914 г.).

Есенин не идеализирует родную землю. Бескрайние «топи да болота» составляют большую часть ее территории. Просто в бесхитростной русской природе нужно уметь разглядеть особое очарование и привлекательность. Ранние стихотворения поэта сами по себе напоминают родную землю. Они написаны в предельно сжатой форме, но с использованием очень метких и выразительных слов и эпитетов. Есенин словно разбрасывает по простым и наивным строчкам настоящие жемчужины: «хвойная позолота», «лесные кудри», «посвист ветряной».

Еще одним приемом поэта является олицетворение родной природы. В любом описании пейзажа чувствуется особенная, не зависящая от человека жизнь («елям снится», «слухают ракиты»). Человеческая деятельность становится не определяющей, а всего лишь дополняющей природу, подстраивающейся под ее законы. «Гомон косарей» — это просто сон деревьев. Тянущийся по лугу обоз органично вписывается в окружающую природу, становится ее неотъемлемой частью («суховатой липой пахнет от колес»).

В последней строфе появляется печальный мотив. Есенин обращается к родной земле: «Край ты мой забытый». В этом выражается личная тоска поэта, который предчувствует, что с годами ему будет сложнее приезжать погостить в родное Константиново. В более широком смысле Есенин понимает, что патриархальный образ жизни постепенно изживает себя. Ему самому первое время было очень нелегко вжиться в бурный поток городской жизни. Жители больших городов утратили связь с родными корнями. Крестьянская одежда и простонародный говор Есенина делали его иностранцем в глазах городского общества. Для вхождение в это общество поэту невольно придется изменится. Но, как покажет время, самым дорогим и близким к сердцу обращением к с. Константиново для него останется: «Край ты мой родной».