Болезни Военный билет Призыв

Толстой хаджи мурат краткое содержание школьные знания. Хаджи-мурат, толстой лев николаевич

  1. Хаджи-Мурат – наиб имама Шамиля
  2. Шамиль – имам, предводитель кавказских горцев,
  3. Николай Ӏ – русский царь,
  4. Чернышев Александр Иванович – военный министр России,
  5. Михаил Семенович Вороцов – главнокомандующий войск на Кавказе, наместник кавказский,
  6. Семен Михайлович Воронцов – флигель-адъютант, сын Михаила Воронцова,
  7. Элдар , Ханефи , Гамзало , Хан Магома мюриды Хаджи Мурата ,
  8. Бутлеров , Полтораций , Лорис Меликов , Панов , Петров – русские офицеры,
  9. Авдеев , Никитин , Бондаренко – солдаты русской армии
  10. Марья Васильевна Воронцова – жена Семена Воронцова,
  11. Марья Дмитриевна – сожительница офицера Петрова,
  12. Садо – чеченец, житель аула Макхет и другие.

Автор видит на дороге репейник, поврежденный колесом телеги. Он поражается жизненной силе растения, которое покорежено, вывернуто, но не сдалось человеку. И, проводя параллель, он вспоминает историю Хаджи-Мурата, отчаянного храбреца.

У крепости Воздвиженская

В начале повести Хаджи-Мурат, мятежный наиб, появляется в небольшом чеченском селении Макхет. Жители аула поддерживают Шамиля. Но находится добрый человек, чеченец Садо, который игнорирует приказ имама убить беглеца, и пускает Хаджи-Мурата в свою саклю.

Наиб посылает гонцов в крепость Воздвиженскую, занятую русским войском. Они выходят к караулу, который несут три солдата и унтер-офицер Панов. Один из солдат, балагур Авдеев, веселит всех рассказом о том, что попал он в армию вместо своего недавно женившегося брата. Посыльных наиба ведут к начальнику крепости. По дороге Авдеев разговорился с чеченцами и сделал вывод, что они – ребята хорошие.

Мужчины аула, боясь гнева Шамиля, решили схватить Хаджи-Мурата. С боем он прорвался к своим верным мюридам, которые ожидали в лесу. Здесь они ждут ответа из крепости на предложение объединиться и вместе выступить против имама. Примчавшийся гонец извещает, что князь Воронцов готов к личной встрече с Хаджи-Муратом.

Утром наиб выбирается из леса и выходит к крепости, но его преследуют вооруженные чеченцы из аула. В перестрелке рану в живот получает весельчак Авдеев. Через несколько дней он умирает в госпитале.

В крепости ожидали неотесанного дикого горца. Но увидели уверенного в себе, но без высокомерия и ненужной гордости, улыбчивого человека. Воронцов оказал ему достойный прием, но наиб не доверяет молодому князю и настаивает на встрече с Воронцовым-старшим, главнокомандующим русскими войсками.

Тифлис

Встреча состоялась в Тифлисе. От Хаджи-Мурата поступило предложение о серьезной поддержке, которую он может оказать русской армии в борьбе против Шамиля. Взамен он просит помощи в освобождении своей семьи, которую имам взял в заложники. При видимой успешности переговоров ни наиб, ни Воронцов-старший полностью не доверяют друг другу. Главнокомандующий понимает, что наиб был и останется врагом, в данный момент он просто покоряется обстоятельствам.

До принятия решения Хаджи-Мурат проживает в Тифлисе. Он посещает светские мероприятия, но они ему чужды. Он не принимает образа жизни русских, ему не по душе их традиции и обычаи. Бесстыдными он считает женщин, которые оголяют свои плечи и руки.

С адъютантом Воронцова, Лорис-Меликовым, Хаджи-Мурат делится историей своей жизни. Он — сын кормилицы ханских сыновей. Поэтому жил во дворце, не испытывал ни в чем нужды. А потом мюриды объявили газават (священную войну с неверными). Много кровавых и страшных подробностей рассказал наиб адъютанту, описал странные для русских обычаи горцев.

Поведал он и о своих отношениях с Шамилем. Особого расположения имам к Хаджи-Мурату не испытывал, но нуждался в его воинских умениях. До Шамиля дошли слова наиба о том, что следующим имамом будет тот, у кого шашка острее. Шамиль принял решение избавиться от Хаджи-Мурата. Он поручил ему напасть на Табасарань, а потом ложно обвинил, отобрал все имущество и снял с наибства. Над Хаджи-Муратом нависла смертельная опасность, поэтому он уехал к русским. А его родные остались у имама. Он взял их в заложники.

Адъютант присматривается к ближайшим соратникам наиба. Некоторые из них (Гамзало) не жалуют русских. Халдар и Ханефи слепо подчиняются Хаджи-Мурату, а Хан-Магома просто играет жизнью и ему все равно кому служить.

В это время Николай Ӏ распорядился предпринять еще один набег на чеченцев. Многие офицеры (Бутлер) относятся к этому весело и бодро. Война им представляется молодецкой забавой, возможностью уйти от некоторых проблем, например карточных долгов.

В результате разорено несколько селений, осквернена мечеть, загажен фонтан, вырублены плодовые деревья, погибли люди. Особенно пострадал Макхет, и его жители обратились к Шамилю за защитой.

Князь Воронцов-старший все откладывает решение о выкупе семьи Хаджи-Мурата.

Крепость Грозная

Хаджи-Мурата отправляют в крепость Грозную. Всюду его сопровождают вооруженные казаки. Но здесь у него есть возможность через лазутчиков получать сведения о своей семье. Родные находятся в селении Ведино, их держат под стражей. Шамиль ставит условие о возвращении Хаджи-Мурата. Иначе его близких ожидает страшная участь.

На постой наиба ставят к майору Петрову. Марья Дмитриевна, подруга майора, с уважением относится к постояльцу, говорит, что он положительно выделяется среди вечно пьяных и грубых офицеров полка.

Хаджи-Мурат близко сходится с офицером Бутлером, который восхищается песнями горцев, их обычаями и традициями. Бутлер стал свидетелем того, с каким спокойным достоинством Хаджи-Мурат воспринял попытку кровной мести кумыцким князем Арслан-Ханой.

Нуха

Все время Хаджи-Мурата занято решением проблемы освобождения семьи. Он понимает, что от русских помощи он не дождется. Ему ничего не остается, как принять решение вернуться в горы, попробовать с помощью верных людей напасть на аул Ведено и вызволить близких.

Выехав на прогулку, Хаджи-Мурат со своими мюридами напал на сопровождавших их казаков. Но его побег не увенчался успехом. На затопленном рисовом поле его настигли солдаты. Храбро сражается истекающий кровью Хаджи-Мурат. От его поверженного тела отсекают голову и возят ее по крепостям.

Тест по повести Хаджи Мурат

Лев Николаевич Толстой

«Хаджи-Мурат»

В холодный ноябрьский вечер 1851 г. Хаджи-Мурат, знаменитый наиб имама Шамиля, въезжает в немирный чеченский аул Махкет. Чеченец Садо принимает гостя в своей сакле, несмотря на недавний приказ Шамиля задержать или убить мятежного наиба,

В эту же ночь из русской крепости Воздвиженской, в пятнадцати верстах от аула Махкет, выходят в передовой караул три солдата с унтер-офицером Пановым. Один из них, весельчак Авдеев, вспоминает, как от тоски по дому пропил однажды ротные деньги, и в который раз рассказывает, что пошёл в солдаты по просьбе матери, вместо семейного брата.

На этот караул выходят посланники Хаджи-Мурата. Провожая чеченцев в крепость, к князю Воронцову, весёлый Авдеев расспрашивает об их жёнах, о детях и заключает: «А какие эти, братец ты мой, гололобые ребята хорошие».

Полковой командир Куринского полка, сын главнокомандующего, флигель-адъютант князь Воронцов живёт в одном из лучших домов крепости с женой Марьей Васильевной, знаменитой петербургской красавицей, и её маленьким сыном от первого брака. Несмотря на то что жизнь князя поражает обитателей маленькой кавказской крепости своей роскошью, супругам Воронцовым кажется, что они терпят здесь большие лишения. Известие о выходе Хаджи-Мурата застаёт их за игрой в карты с полковыми офицерами.

Этой же ночью жители аула Махкет, для очистки себя перед Шамилем, пытаются задержать Хаджи-Мурата. Отстреливаясь, тот прорывается со своим мюридом Элдаром в лес, где ждут его остальные мюриды — аварец Ханефи и чеченец Гамзало. Здесь Хаджи-Мурат ожидает, что ответит князь Воронцов на его предложение выйти к русским и начать на их стороне борьбу против Шамиля. Он, как всегда, верит в своё счастье и в то, что на этот раз все удаётся ему, как это всегда бывало прежде. Вернувшийся посланник Хан-Магома сообщает, что князь обещал принять Хаджи-Мурата как дорогого гостя.

Рано утром две роты Куринского полка выходят на рубку леса. Ротные офицеры за выпивкой обсуждают недавнюю смерть в бою генерала Слепцова. При этом разговоре никто из них не видит важнейшего — окончания человеческой жизни и возвращения её к тому источнику, из которого она вышла, — а видят только воинскую лихость молодого генерала. Во время выхода Хаджи-Мурата преследующие его чеченцы мимоходом смертельно ранят весёлого солдата Авдеева; тот умирает в госпитале, не успев получить письмо матери о том, что жена его ушла из дому.

Всех русских, впервые видящих «страшного горца», поражает его добрая, почти детская улыбка, чувство собственного достоинства и то внимание, проницательность и спокойствие, с которыми он смотрит на окружающих. Приём князя Воронцова в крепости Воздвиженской оказывается лучше, чем ожидал Хаджи-Мурат; но тем меньше он доверяет князю. Он требует, чтобы его отправили к самому главнокомандующему, старому князю Воронцову, в Тифлис.

Во время встречи в Тифлисе Воронцов-отец прекрасно понимает, что не должен верить ни одному слову Хаджи-Мурата, потому что тот всегда останется врагом всему русскому, а теперь всего лишь покоряется обстоятельствам. Хаджи-Мурат в свою очередь понимает, что хитрый князь видит его насквозь. При этом оба говорят друг другу совсем противоположное своему пониманию — то, что необходимо для успеха переговоров. Хаджи-Мурат уверяет, что будет верно служить русскому царю, чтобы отомстить Шамилю, и ручается, что сможет поднять против имама весь Дагестан. Но для этого надо, чтобы русские выкупили из плена семью Хаджи-Мурата. Главнокомандующий обещает подумать об этом.

Хаджи-Мурат живёт в Тифлисе, посещает театр и бал, все более отвергая в душе образ жизни русских. Он рассказывает приставленному к нему адъютанту Воронцова Лорис-Меликову историю своей жизни и вражды с Шамилем. Перед слушателем проходит череда жестоких убийств, совершаемых по закону кровной мести и по праву сильного. Лорис-Меликов наблюдает и за мюридами Хаджи-Мурата. Один из них, Гамзало, продолжает считать Шамиля святым и ненавидит всех русских. Другой, Хан-Магома, вышел к русским только из-за того, что легко играет своею и чужими жизнями; так же легко он может в любой момент вернуться к Шамилю. Элдар и Ханефи без рассуждения повинуются Хаджи-Мурату.

Пока Хаджи-Мурат находится в Тифлисе, по распоряжению императора Николая I в январе 1852 г. предпринимается набег в Чечню. В нем принимает участие и недавно перешедший из гвардии молодой офицер Бутлер. Он ушёл из гвардии из-за карточного проигрыша и радуется теперь хорошей, молодецкой жизни на Кавказе, стараясь сохранить своё поэтическое представление о войне. Во время набега разорён аул Махкет, штыком в спину убит подросток, бессмысленно загажены мечеть и фонтан. Видя все это, чеченцы испытывают к русским даже не ненависть, а только гадливость, недоумение и желание истребить их, как крыс или ядовитых пауков. Жители аула просят Шамиля о помощи,

Хаджи-Мурат переезжает в крепость Грозную. Здесь ему позволяют иметь сношения с горцами через лазутчиков, но он не может выезжать из крепости иначе как с конвоем казаков. Его семья содержится в это время под стражей в ауле Ведено, ожидая решения Шамиля о своей участи. Шамиль требует, чтобы Хаджи-Мурат вышел к нему назад до праздника байрама, в противном случае угрожает отдать мать его, старуху Патимат, по аулам и ослепить любимого сына Юсуфа.

Неделю Хаджи-Мурат живёт в крепости, в доме майора Петрова. Сожительница майора, Марья Дмитриевна, проникается уважением к Хаджи-Мурату, чьё обхождение заметно отличается от грубости и пьянства, принятых среди полковых офицеров. Между офицером Бутлером и Хаджи-Муратом завязывается дружба. Бутлера охватывает «поэзия особенной, энергической горской жизни», ощутимая в горских песнях, которые поёт Ханефи. Особенно поражает русского офицера любимая песня Хаджи-Мурата — о неотвратимости кровной мести. Вскоре Бутлер становится свидетелем того, как спокойно Хаджи-Мурат воспринимает попытку кровной мести ему самому со стороны кумыцкого князя Арслан-Хана,

Переговоры о выкупе семьи, которые Хаджи-Мурат ведёт в Чечне, не имеют успеха. Он возвращается в Тифлис, затем переезжает в небольшой городок Нуху, надеясь хитростью или силой все же вырвать семью у Шамиля. Он числится на службе у русского царя и получает пять золотых в день. Но теперь, когда он видит, что русские не торопятся освобождать его семью, Хаджи-Мурат воспринимает свой выход как страшный поворот в жизни. Он все чаще вспоминает детство, мать, деда и своего сына. Наконец он решает бежать в горы, ворваться с верными людьми в Ведено, чтобы умереть или освободить семью.

Во время верховой прогулки Хаджи-Мурат вместе со своими мюридами безжалостно убивает конвойных казаков. Он рассчитывает перейти реку Алазань и таким образом уйти от погони, но ему не удаётся верхом пересечь залитое весенней водой рисовое поле. Погоня настигает его, в неравном бою Хаджи-Мурат смертельно ранен.

Последние воспоминания о семье пробегают в его воображении, не вызывая более никакого чувства; но сражается он до последнего дыхания.

Отсечённую от изуродованного тела голову Хаджи-Мурата возят по крепостям. В Грозной её показывают Бутлеру и Марье Дмитриевне, и они видят, что посиневшие губы мёртвой головы сохраняют детское доброе выражение. Марья Дмитриевна особенно потрясена жестокостью «живорезов», убивших её недавнего постояльца и не предавших его тело земле.

История Хаджи-Мурата, присущие ему сила жизни и несгибаемость вспоминаются при взгляде на цветок репейника, в полном цвету раздавленный людьми посреди вспаханного поля.

Знаменитый наиб имама Шамиля Хаджи Мурат холодным ноябрьским вечером 1851 года въехал в немирный чеченский аул Махкет. Несмотря на приказ Шамиля убить мятежного наиба, его принял как гостя чеченец Садо.

Из русской Воздвиженской крепости в ту же ночь выходят в караул три солдата во главе с унтер-офицером Пановым. Посланники Хаджи-Мурата выходят на этот караул и те провожают их в крепость к молодому князю Воронцову.

Князь Воронцов, флигель-адъютант и сын главнокомандующего, живёт в лучшем доме крепости со своей женой и её сыном от первого брака. Жизнь князя роскошна по меркам обитателей крепости, но супругам Воронцовым все равно кажется, что они терпят здесь лишения.

Жители аула Макхет пытаются поймать Хаджи-Мурата. Он, отстреливаясь, прорывается в лес со своим мюридом Элдаром. Хаджи-Мурат ждет ответа князя Воронцова на свое предложение перейти на сторону русских и бороться с ними против Шамиля. Возвращается посланник и сообщает, что Воронцов готов принять Хаджи-Мурата как дорогого гостя.

Князь радушно принимает Хаджи-Мурата, но, несмотря на это горец ему совсем не доверяет. Он требует встречи с главнокомандующим, старым князем Воронцовым. Они встречаются в Тифлисе. Воронцов-отец считает, что Хаджи-Мурат навсегда останется врагом для всего русского и не верит ни единому его слову. Хаджи-Мурат уверяет князя, что будет служить русскому царю и обещает поднять на борьбу с Шамилем весь Дагестан. Взамен он просит выкупить его семью из плена.

Хаджи-Мурат живет в Тифлисе, посещает балы и приемы. Тем временем в январе 1852 года совершается набег на Чечню по приказу императора Николая I. В нем принял участие молодой офицер Бутлер. Во время налета аул Макхет был разорен и его жители попросили Шамиля о помощи. Ненависть чеченцев к русским растет.

Семья Хаджи-Мурата находится по стражей в ауле Ведено. Хаджи-Мурат приезжает в крепость Грозную. Ему разрешено общаться с горцами через лазутчиков, но он не имеет права выезжать из крепости без сопровождения конвоя казаков. Шамиль настаивает, чтобы Хаджи-Мурат вернулся к нему вышел до праздника байрама, иначе он отдаст его мать по аулам и лишит зрения его любимого сына Юсуфа.

Хаджи-Мурат безуспешно ведет переговоры о выкупе своей семьи. Он понимает, что русские не хотят помочь ему в этом и надеется силой или хитростью все же вырвать свою семью у Шамиля. Хаджи-Мурат решает ворваться в Ведено, чтобы умереть или освободить, наконец, семью.

Хаджи-Мурат убивает конвойных казаков и пытается сбежать, но получает во время боя смертельное ранение. Голову Хаджи-Мурата отсекают от тела и возят по крепостям.

Рассказчик возвращается домой с покоса и собирает букет полевых цветов. Задумав украсить букет репейником, тем самым, который называется в народе «татарином», он напрасно исколол руки, пытаясь сломать стебель. Чуть позже автор увидел другой репейник.

«Куст «татарина» состоял из трех отростков. Один был оторван, и, как отрубленная рука, торчал остаток ветки. На других двух было на каждом по цветку. Цветки эти когда-то были красные, теперь же были черные. Один стебель был сломан, и половина его, с грязным цветком на конце, висела книзу; другой, хотя и вымазанный черноземной грязью, все еще торчал кверху.

Видно было, что весь кустик был переехан колесом и уже после поднялся и потому стоял боком, но все-таки стоял. Точно вырвали у него кусок тела, вывернули внутренности, оторвали руку, выкололи глаз. Но он все стоит и не сдается человеку.

«Экая энергия! — подумал я. — Все победил человек, миллионы трав уничтожил, а этот все не сдается».

И мне вспомнилась одна давнишняя кавказская история...

Это было в конце 1851 года...»

Хаджи-Мурат, знаменитый своими подвигами наиб Шамиля, въехал в аул в сопровождении всего лишь одного мюрида.

Чеченцы все знают Хаджи-Мурата и уважают его за то, как он «бил русских свиней ».

Шамиль поссорился с Хаджи-Муратом и запретил всем чеченцам принимать его. Однако гостя-кунака принимают и угощают.

Несколько чеченцев из мирного аула отправляются посланцами от Хаджи-Мурата к русскому князю Воронцову.

Русские солдаты говорят о чеченцах:

«— А какие эти, братец ты мой, гололобые ребята хорошие... Право, совсем как российские. Один женатый. Марушка, говорю, бар (есть)?

— Бар, говорит.

— Баранчук (дети), говорю, бар?

— Парочка, говорит.

Так разговорились хорошо. Хорошие ребята.

— Как же, хорошие, — попадись ему только один на один, он тебе требуху выпустит».

Князь Воронцов, княгиня Мария Воронцова, офицер Полторацкий, влюбленный в княгиню, и другие русские военнослужащие играют в карты.

Воронцова вызывают — он выходит и возвращается, чем-то очень взволнованный и довольный.

На завтра у него назначена встреча с Хаджи-Муратом.

Противостояние между Шамилем и Хаджи-Муратом очень серьезно.

Перед встречей с русским военачальником Хаджи-Мурат совершает намаз — мусульманскую молитву.

«Хаджи-Мурат всегда верил в свое счастие. Затевая что-нибудь, он был вперед твердо уверен в удаче, — и все удавалось ему. Так это было, за редкими исключениями, во все продолжение его бурной военной жизни. Так, он надеялся, что будет и теперь. Он представлял себе, как он с войском, которое даст ему Воронцов, пойдет на Шамиля и захватит его в плен, и отомстит ему, и как русский царь наградит его, и он опять будет управлять не только Аварией, но и всей Чечней, которая покорится ему. С этими мыслями он не заметил, как заснул».

«Рано утром, еще в темноте, две роты с топорами, под командой Полторацкого, вышли за десять верст за Чахгиринские ворота и, рассыпав цепь стрелков, как только стало светать, принялись за рубку леса».

Зачем же рубят лес? На дрова?

Вовсе нет. Истребление леса и продовольствия — продуманная политика императора Николая против народов Кавказа.

На солдат нападают чеченцы и во время перестрелки тяжело (в живот) ранят одного из них.

Но вот и Хаджи-Мурат выезжает на встречу: «впереди всех ехал на белогривом коне, в белой черкеске, в чалме на папахе и в отделанном золотом оружии человек внушительного вида».

Улыбка его поражает своим простодушием. Широко расставленные глаза его «внимательно, проницательно и спокойно смотрели в глаза другим людям. Воронцов был очень доволен тем, что ему, именно ему, удалось выманить и принять главного, могущественнейшего, второго после Шамиля, врага России».

Воронцов принимает Хаджи-Мурата у себя. Княгиня Воронцова угощает «страшного чеченца», шестилетний сын князя усаживается к этому знаменитому воину на колени — и вот они оба о чем-то оживленно беседуют через переводчика. Булька (сын Воронцова) даже получает от грозного врага в подарок отличный кинжал. Воронцов преподнес ответный подарок — часы.

Однако Хаджи-Мурат все время настороже. Он боится, что его могут схватить и отправить в Сибирь, а за обедом могут отравить.

Воронцов испытывает расположение к чеченскому вождю. Но над князем существует главный кавказский военачальник — барон Меллер-Закомельский.

Хаджи-Мурат слышит спор барона и князя. Он не знает русских слов, но особенным чутьем понимает, «что его выход от Шамиля есть дело огромной важности для русских, и что поэтому, если только его не сошлют и не убьют, ему много можно будет требовать от них. Кроме того, понял он и то, что Меллер-Закомельский, хотя и начальник, не имеет того значения, которое имеет Воронцов, его подчиненный, и что важен Воронцов, а не важен Меллер-Закомельский; и поэтому, когда Меллер-Закомельский позвал к себе Хаджи-Мурата и стал расспрашивать его, Хаджи-Мурат держал себя гордо и торжественно, говоря, что вышел из гор, чтобы служить белому царю, и что он обо всем даст отчет только его сардарю, то есть главнокомандующему, князю Воронцову, в Тифлисе».

От ранения в живот в госпитале умирает солдат Петр Авдеев.

Он по своей воле отправился в рекруты вместо старшего брата, у которого было четверо детей. Автор переносит читателя в русскую деревню, где старый отец очень пожалел, что отдал Петра в солдаты (что променял кукушку на ястреба).

По закону, как разумел его старик, надо было бездетному идти за семейного. Но старший брат был ленив, пьяница и работал из рук вон плохо, а из Петра работник ловкий, сметливый, сильный, выносливый и, главное, трудолюбивый. Он всегда работал.

Из-за войны на далеком и непонятном Кавказе крестьянская семья

лишилась хорошего сына и работника.

На другой день Воронцов принял Хаджи-Мурата.

Тот почтительно сказал:

— Отдаюсь под высокое покровительство великого царя и ваше. Обещаюсь верно, до последней капли крови служить белому царю и надеюсь быть полезным в войне с Шамилем, врагом моим и вашим.

Однако «глаза Воронцова говорили, что он не верит ни одному слову из всего того, что говорил Хаджи-Мурат, что он знает, что он — враг всему русскому, всегда останется таким и теперь покоряется только потому, что принужден к этому. И Хаджи-Мурат понимал это и все-таки уверял в своей преданности. Глаза же Хаджи-Мурата говорили, что старику этому надо бы думать о смерти, а не о войне, но что он хоть и стар, но хитер, и надо быть осторожным с ним. И Воронцов понимал это и все-таки говорил Хаджи-Мурату то, что считал нужным для успеха войны».

И еще сказал Хаджи-Мурат:

— Моя семья в руках моего врага; и до тех пор, пока семья моя в горах, я связан и не могу служить. Он убьет мою жену, убьет мать, убьет детей, если я прямо пойду против него. Пусть только князь выручит мою семью, выменяет ее на пленных, и тогда я или умру, или уничтожу Шамиля.

Хаджи-Мурат появляется в опере и на приемах у Воронцова. Странными и бесстыдными ему кажутся женщины с открытыми плечами и руками, полуобнаженные, не стыдящиеся своего вида.

Все это чуждо и неинтересно кавказцу, он только хочет говорить с

Воронцовым о выкупе своей семьи у Шамиля.

Секретарю Воронцова Хаджи-Мурат рассказывает свою биографию.

— Родился в Цельмесе, аул небольшой, с ослиную голову, как говорят в горах. Недалеко, выстрела за два, Хунзах, где ханы жили. Мать моя кормила старшего хана, от этого я и стал близок к ханам. Ханов было трое: Абунунцал-Хан, молочный брат моего брата Османа, Умма-Хан, мой брат названый, и Булач-Хан, меньшой, тот, которого потом Шамиль бросил с кручи. Мне было лет пятнадцать, когда по аулам стали ходить мюриды. Они били по камням деревянными шашками и кричали: «Мусульмане, хазават (газават, священная война с неверными)!»

Чеченцы все перешли к мюридам, и аварцы стали переходить к ним. Я жил тогда в дворце. Я был как брат ханам: что хотел, то делал, и стал богат. Были у меня и лошади, и оружие, и деньги были. Жил в свое удовольствие и ни о чем не думал. И жил так до того времени, когда Кази-Муллу убили, и Гамзат стал на его место.

Гамзат прислал ханам послов сказать, что, если они не примут хазават, он разорит Хунзах. Тут надо было подумать. Ханы боялись русских, боялись принять хазават, и ханша послала меня с сыном, со вторым, с Умма-Ханом, в Тифлис просить у главного русского начальника помощи от Гамзата. Главным начальником был Розен, барон. Он не принял ни меня, ни Умма-Хана. Велел сказать, что поможет, и ничего не сделал. Только его офицеры стали ездить к нам и играть в карты с Умма-Ханом. Они поили его вином и в дурные места возили его, и он проиграл им в карты все, что у него было. Он был телом сильный, как бык, и храбрый, как лев, а душой слабый, как вода...»

А Хаджи-Мурат убежал, испугавшись.

После пережитого позора он, по его словам, больше никогда ничего не боялся.

Гамзат убил и мать-ханшу. Вся Авария покорилась Гамзату.

Не покорились только Хаджи-Мурат и брат его Осман. Они убили Гамзата, но на его место встал Шамиль.

Из разговора соратников Хаджи-Мурата выясняется, что он, хотя и не подчинился Шамилю, но все равно хвалит его.

— Говорит, Шамиль — большой человек. И ученый, и святой, и джигит. Если бы не был святой, народ бы не слушал его...

Пусть кое-кто презрительно называет Шамиля горцем — то есть дикарем, деревенщиной. Да. Шамиль — настоящий горец. А в горах-то и живут орлы.

Так, например, один из нукеров рассказывает, как он оказался среди людей, преданных Хаджи-Мурату.

— Я из одного аула с ним. Мой отец убил его дядю, и они хотели убить меня. Тогда я попросил принять меня братом. Я не брил два месяца головы, ногтей не стриг и пришел к ним. Они пустили меня к Патимат, к его матери. Патимат дала мне грудь, и я стал его братом.

В борьбе за власть у горских князей происходили стычки. Как-то один князь больше недели продержал Хаджи-Мурата привязанным к пушке.

В другой раз его сбросили со скалы — ребра и ноги были переломаны. Служат, и то хорошо. «Народ узнал, стал ездить ко мне. Я выздоровел, переехал в Цельмес. Аварцы опять звали меня управлять ими, — со спокойной, уверенной гордостью сказал Хаджи-Мурат. — Шамиль подтвердил, что не будет противиться приглашению аварцев. Я долго думал и перешел к Шамилю. И вот с тех пор я не переставая воевал с русскими» .

Хаджи-Мурат рассказал о всех своих военных делах. Все походы и набеги его были поразительны по необыкновенной быстроте переходов и смелости нападений, всегда увенчивавшихся успехами».

— Дружбы между мной и Шамилем никогда не было, — докончил свой рассказ Хаджи-Мурат, — но он боялся меня, и я был ему нужен. Но тут случилось то, что у меня спросили, кому быть имамом после Шамиля? Я сказал, что имамом будет тот, у кого шашка востра. Это сказали Шамилю, и он захотел избавиться от меня. Он послал меня в Табаса-рань. Я поехал, отбил тысячу баранов, триста лошадей. Но он сказал, что я не то сделал, и сменил меня с наибства и велел прислать ему все деньги. Я послал тысячу золотых. Он прислал своих мюридов и отобрал у меня все мое именье. Он требовал меня к себе; я знал, что он хочет убить меня, и не поехал. Он прислал взять меня. Я отбился и вышел к Воронцову. Только семьи я не взял. И мать, и жена, и сын у него. Скажи сардарю: пока семья там, я ничего не могу делать.

Естественность, преданность семье, цельность и мужественность Хаджи-Мурата Толстой противопоставляет самовлюбленности, развратности, ничтожности, лицемерности царя Николая, от которого зависят судьбы кавказских народов, и не только их.

Например, Николай сделал много зла полякам. Для объяснения этого зла ему надо было быть уверенным, что все поляки негодяи. И Николай считал их таковыми и ненавидел их.

Поэтому он велит прогнать двенадцать раз сквозь строй (со шпицрутенами, вид порки) из тысячи человек студента-поляка, в припадке истерики напавшего с перочинным ножиком на профессора. Это не только мучительная смерть, но также излишняя жестокость, так как достаточно было пяти тысяч ударов, чтобы убить самого сильного человека. «Но императору приятно было быть неумолимо жестоким и приятно было думать, что у нас нет смертной казни».

— Да вывести всех студентов на плац, чтобы они присутствовали при наказании, — прибавил Николай.

«Им полезно будет. Я выведу этот революционный дух, вырву с корнем», — подумал он.

Относительно Чечни императором было приказано «твердо держаться моей системы разорения жилищ, уничтожения продовольствия в Чечне и тревожить их набегами».

Всех иноверцев подвергает жестоким наказаниям владыка империи — Николай, причем «с сознанием хорошо исполненного долга».

«С безжизненным взглядом, с выпяченною грудью и перетянутым и выступающим из-за перетяжки и сверху и снизу животом, он вышел к ожидавшим, и, чувствуя, что все взгляды с трепетным подобострастием обращены на него, он принял еще более торжественный вид», — так изображает императора Лев Толстой.

Это почти карикатура, столь противоположная сочувственной портретной зарисовке чеченского наиба.

Вновь посылают российские войска нападать на чеченские аулы, уничтожать сакли и скот. Офицеры, как правило, не думают о смысле войны.

Она многим, как, например, офицеру Бутлеру, кажется веселым бодрым делом, возможностью уйти от проблем Петербурга — таких проблем, как карточные и прочие долги.

Российские солдаты и офицеры вырубили плодовые деревья, убили детей и подростков, разрушили жилища.

«Фонтан был загажен, очевидно нарочно, так что воды нельзя было брать из него. Так же была загажена и мечеть, и мулла с прислужниками очищали ее.

Старики-хозяева собрались на площади и обсуждали свое положение. О ненависти к русским никто и не говорил. Чувство, которое испытывали все чеченцы от мала до велика, было сильнее ненависти. Это была не ненависть, а непризнание этих русских собак людьми и такое отвращение, гадливость и недоумение перед нелепой жестокостью этих существ, что желание истребления их, как желание истребления крыс, ядовитых пауков и волков, было таким же естественным чувством, как чувство самосохранения ».

Хаджи-Мурат живет у русских офицеров и очень переживает за свою семью, находящуюся в плену у Шамиля. Марья Дмитриевна очень сочувствует Хаджи-Мурату, он нравится ей — сильный, мужественный, не такой, как другие знакомые ей мужчины.

Эта русская женщина говорит с горцем (иногда, через переводчика) только о самом насущном для него: о его семье.

«Женщины — старуха Патимат и две жены Хаджи-Мурата — и их пятеро малых детей жили под караулом в сакле сотенного Ибрагима Рашида, сын же Хаджи-Мурата, восемнадцатилетний юноша Юсуф, сидел в темнице...»

Шамиль пытается договориться с Юсуфом, чтобы при его помощи выманить отца и убить его. Тогда, по словам Шамиля, Юсуфа не убьют, а только выколют ему глаза. Ослепят!

Хаджи-Мурат вернулся в Тифлис и каждый день ходил к Воронцову, умоляя его собрать горских пленных и выменять на них его семью.

Воронцов неопределенно обещал сделать, что может, но откладывал.

Хаджи-Мурат вспоминает сказку о соколе, который был пойман, жил у людей и потом вернулся в свои горы. Он вернулся, но в путах, и на путах остались бубенцы. И соколы не приняли его. «Лети, — сказали они, — туда, где надели на тебя серебряные бубенцы. У нас нет бубенцов, нет и пут».

Сокол не хотел покидать родину и остался. Но другие соколы не приняли и заклевали его.

«Так заклюют и меня», — думал Хаджи-Мурат.

Он переехал в Нуху.

Там ему было разрешено кататься верхом вблизи города, но непременно с конвоем казаков.

Однажды Хаджи-Мурат выехал на прогулку с пятью нукерами и, задумав побег, жестоко расправился с конвоем казаков.

Сотня русских военных была отправлена в погоню за ним. Его окружили. На подмогу сотне явилось еще двести бойцов.

Хаджи-Мурат отстреливался, он бил без промаха, «точно так же редко выпускал выстрел даром Гамзало и всякий раз радостно визжал, когда видел, что пули его попадали».

В конце концов Хаджи-Мурат был застрелен, и Гаджи-Ага, чеченец, перешедший на сторону русских, наступив ногой на его спину, «отсек голову и осторожно, чтобы не запачкать в кровь чувяки, откатил ее ногою. Алая кровь хлынула из артерий шеи и черная из головы и залила траву...»

«Вот,эту-то смерть и напомнил мне раздавленный репей среди вспаханного поля».

Название произведения: Хаджи-Мурат
Лев Николаевич Толстой
Год написания: 1912
Жанр: повесть
Главные герои: Хаджи-Мурат , Шамиль

Сюжет

Хаджи – Мурат разрывает отношения с имамом Шамилем и скрывается от его гнева в горном селении у чеченца Садо. Шамиль в отместку держит в качества аманатов - заложников семью Хаджи – Мурата и мечтает отомстить мятежному воину. Когда в ауле узнают, что Хаджи-Мурат враждует с самим Шамилем, то они требуют у Садо изгнать своего гостя. Хаджи-Мурат вынужден покинуть негостеприимный аул и искать помощи у русских. Он надеется, что с их помощью сможет освободить своих родных.

Через доверенных людей ему передают страшное известие, что Шамиль грозится вырезать глаза сыну и осквернить мать и жену Хаджи-Мурата, а русские не хотят портить отношения и вызволять чужую семью из плена, Хаджи-Мурат принимает решение действовать самостоятельно со своими нукерами.

Но его план терпит поражение: на одном из горных перевалом войско Шамиля окружают их и, хотя Хаджи-Мурат дрался до последнего, его берут в плен и убивают. Голову мятежника демонстрируют в русской крепости, где еще недавно он был гостем.

Вывод (мое мнение)

Войны приводят к тому, что страдают невиновные люди: женщины и дети. Только подлые трусы воюют посредством слабых, Хаджи-Мурат хочет спасти свою семью любыми путями, а Шамиль действует подло, удерживая его семью в плену.

Рассказчик возвращается домой с покоса и собирает букет полевых цветов. Задумав украсить букет репейником, тем самым, который называется в народе «татарином», он напрасно исколол руки, пытаясь сломать стебель. Чуть позже автор увидел другой репейник.

«Куст «татарина» состоял из трех отростков. Один был оторван, и, как отрубленная рука, торчал остаток ветки. На других двух было на каждом по цветку. Цветки эти когда-то были красные, теперь же были черные. Один стебель был сломан, и половина его, с грязным цветком на конце, висела книзу; другой, хотя и вымазанный черноземной грязью, все еще торчал кверху.

Видно было, что весь кустик был переехан колесом и уже после поднялся и потому стоял боком, но все-таки стоял. Точно вырвали у него кусок тела, вывернули внутренности, оторвали руку, выкололи глаз. Но он все стоит и не сдается человеку.

«Экая энергия! — подумал я. — Все победил человек, миллионы трав уничтожил, а этот все не сдается».

И мне вспомнилась одна давнишняя кавказская история...

Это было в конце 1851 года...»

Хаджи-Мурат, знаменитый своими подвигами наиб Шамиля, въехал в аул в сопровождении всего лишь одного мюрида.

Чеченцы все знают Хаджи-Мурата и уважают его за то, как он «бил русских свиней ».

Шамиль поссорился с Хаджи-Муратом и запретил всем чеченцам принимать его. Однако гостя-кунака принимают и угощают.

Несколько чеченцев из мирного аула отправляются посланцами от Хаджи-Мурата к русскому князю Воронцову.

Русские солдаты говорят о чеченцах:

«— А какие эти, братец ты мой, гололобые ребята хорошие... Право, совсем как российские. Один женатый. Марушка, говорю, бар (есть)?

— Бар, говорит.

— Баранчук (дети), говорю, бар?

— Парочка, говорит.

Так разговорились хорошо. Хорошие ребята.

— Как же, хорошие, — попадись ему только один на один, он тебе требуху выпустит».

Князь Воронцов, княгиня Мария Воронцова, офицер Полторацкий, влюбленный в княгиню, и другие русские военнослужащие играют в карты.

Воронцова вызывают — он выходит и возвращается, чем-то очень взволнованный и довольный.

На завтра у него назначена встреча с Хаджи-Муратом.

Противостояние между Шамилем и Хаджи-Муратом очень серьезно.

Перед встречей с русским военачальником Хаджи-Мурат совершает намаз — мусульманскую молитву.

«Хаджи-Мурат всегда верил в свое счастие. Затевая что-нибудь, он был вперед твердо уверен в удаче, — и все удавалось ему. Так это было, за редкими исключениями, во все продолжение его бурной военной жизни. Так, он надеялся, что будет и теперь. Он представлял себе, как он с войском, которое даст ему Воронцов, пойдет на Шамиля и захватит его в плен, и отомстит ему, и как русский царь наградит его, и он опять будет управлять не только Аварией, но и всей Чечней, которая покорится ему. С этими мыслями он не заметил, как заснул».

«Рано утром, еще в темноте, две роты с топорами, под командой Полторацкого, вышли за десять верст за Чахгиринские ворота и, рассыпав цепь стрелков, как только стало светать, принялись за рубку леса».

Зачем же рубят лес? На дрова?

Вовсе нет. Истребление леса и продовольствия — продуманная политика императора Николая против народов Кавказа.

На солдат нападают чеченцы и во время перестрелки тяжело (в живот) ранят одного из них.

Но вот и Хаджи-Мурат выезжает на встречу: «впереди всех ехал на белогривом коне, в белой черкеске, в чалме на папахе и в отделанном золотом оружии человек внушительного вида».

Улыбка его поражает своим простодушием. Широко расставленные глаза его «внимательно, проницательно и спокойно смотрели в глаза другим людям. Воронцов был очень доволен тем, что ему, именно ему, удалось выманить и принять главного, могущественнейшего, второго после Шамиля, врага России».

Воронцов принимает Хаджи-Мурата у себя. Княгиня Воронцова угощает «страшного чеченца», шестилетний сын князя усаживается к этому знаменитому воину на колени — и вот они оба о чем-то оживленно беседуют через переводчика. Булька (сын Воронцова) даже получает от грозного врага в подарок отличный кинжал. Воронцов преподнес ответный подарок — часы.

Однако Хаджи-Мурат все время настороже. Он боится, что его могут схватить и отправить в Сибирь, а за обедом могут отравить.

Воронцов испытывает расположение к чеченскому вождю. Но над князем существует главный кавказский военачальник — барон Меллер-Закомельский.

Хаджи-Мурат слышит спор барона и князя. Он не знает русских слов, но особенным чутьем понимает, «что его выход от Шамиля есть дело огромной важности для русских, и что поэтому, если только его не сошлют и не убьют, ему много можно будет требовать от них. Кроме того, понял он и то, что Меллер-Закомельский, хотя и начальник, не имеет того значения, которое имеет Воронцов, его подчиненный, и что важен Воронцов, а не важен Меллер-Закомельский; и поэтому, когда Меллер-Закомельский позвал к себе Хаджи-Мурата и стал расспрашивать его, Хаджи-Мурат держал себя гордо и торжественно, говоря, что вышел из гор, чтобы служить белому царю, и что он обо всем даст отчет только его сардарю, то есть главнокомандующему, князю Воронцову, в Тифлисе».

От ранения в живот в госпитале умирает солдат Петр Авдеев.

Он по своей воле отправился в рекруты вместо старшего брата, у которого было четверо детей. Автор переносит читателя в русскую деревню, где старый отец очень пожалел, что отдал Петра в солдаты (что променял кукушку на ястреба).

По закону, как разумел его старик, надо было бездетному идти за семейного. Но старший брат был ленив, пьяница и работал из рук вон плохо, а из Петра работник ловкий, сметливый, сильный, выносливый и, главное, трудолюбивый. Он всегда работал.

Из-за войны на далеком и непонятном Кавказе крестьянская семья

лишилась хорошего сына и работника.

На другой день Воронцов принял Хаджи-Мурата.

Тот почтительно сказал:

— Отдаюсь под высокое покровительство великого царя и ваше. Обещаюсь верно, до последней капли крови служить белому царю и надеюсь быть полезным в войне с Шамилем, врагом моим и вашим.

Однако «глаза Воронцова говорили, что он не верит ни одному слову из всего того, что говорил Хаджи-Мурат, что он знает, что он — враг всему русскому, всегда останется таким и теперь покоряется только потому, что принужден к этому. И Хаджи-Мурат понимал это и все-таки уверял в своей преданности. Глаза же Хаджи-Мурата говорили, что старику этому надо бы думать о смерти, а не о войне, но что он хоть и стар, но хитер, и надо быть осторожным с ним. И Воронцов понимал это и все-таки говорил Хаджи-Мурату то, что считал нужным для успеха войны».

И еще сказал Хаджи-Мурат:

— Моя семья в руках моего врага; и до тех пор, пока семья моя в горах, я связан и не могу служить. Он убьет мою жену, убьет мать, убьет детей, если я прямо пойду против него. Пусть только князь выручит мою семью, выменяет ее на пленных, и тогда я или умру, или уничтожу Шамиля.

Хаджи-Мурат появляется в опере и на приемах у Воронцова. Странными и бесстыдными ему кажутся женщины с открытыми плечами и руками, полуобнаженные, не стыдящиеся своего вида.

Все это чуждо и неинтересно кавказцу, он только хочет говорить с

Воронцовым о выкупе своей семьи у Шамиля.

Секретарю Воронцова Хаджи-Мурат рассказывает свою биографию.

— Родился в Цельмесе, аул небольшой, с ослиную голову, как говорят в горах. Недалеко, выстрела за два, Хунзах, где ханы жили. Мать моя кормила старшего хана, от этого я и стал близок к ханам. Ханов было трое: Абунунцал-Хан, молочный брат моего брата Османа, Умма-Хан, мой брат названый, и Булач-Хан, меньшой, тот, которого потом Шамиль бросил с кручи. Мне было лет пятнадцать, когда по аулам стали ходить мюриды. Они били по камням деревянными шашками и кричали: «Мусульмане, хазават (газават, священная война с неверными)!»

Чеченцы все перешли к мюридам, и аварцы стали переходить к ним. Я жил тогда в дворце. Я был как брат ханам: что хотел, то делал, и стал богат. Были у меня и лошади, и оружие, и деньги были. Жил в свое удовольствие и ни о чем не думал. И жил так до того времени, когда Кази-Муллу убили, и Гамзат стал на его место.

Гамзат прислал ханам послов сказать, что, если они не примут хазават, он разорит Хунзах. Тут надо было подумать. Ханы боялись русских, боялись принять хазават, и ханша послала меня с сыном, со вторым, с Умма-Ханом, в Тифлис просить у главного русского начальника помощи от Гамзата. Главным начальником был Розен, барон. Он не принял ни меня, ни Умма-Хана. Велел сказать, что поможет, и ничего не сделал. Только его офицеры стали ездить к нам и играть в карты с Умма-Ханом. Они поили его вином и в дурные места возили его, и он проиграл им в карты все, что у него было. Он был телом сильный, как бык, и храбрый, как лев, а душой слабый, как вода...»

А Хаджи-Мурат убежал, испугавшись.

После пережитого позора он, по его словам, больше никогда ничего не боялся.

Гамзат убил и мать-ханшу. Вся Авария покорилась Гамзату.

Не покорились только Хаджи-Мурат и брат его Осман. Они убили Гамзата, но на его место встал Шамиль.

Из разговора соратников Хаджи-Мурата выясняется, что он, хотя и не подчинился Шамилю, но все равно хвалит его.

— Говорит, Шамиль — большой человек. И ученый, и святой, и джигит. Если бы не был святой, народ бы не слушал его...

Пусть кое-кто презрительно называет Шамиля горцем — то есть дикарем, деревенщиной. Да. Шамиль — настоящий горец. А в горах-то и живут орлы.

Так, например, один из нукеров рассказывает, как он оказался среди людей, преданных Хаджи-Мурату.

— Я из одного аула с ним. Мой отец убил его дядю, и они хотели убить меня. Тогда я попросил принять меня братом. Я не брил два месяца головы, ногтей не стриг и пришел к ним. Они пустили меня к Патимат, к его матери. Патимат дала мне грудь, и я стал его братом.

В борьбе за власть у горских князей происходили стычки. Как-то один князь больше недели продержал Хаджи-Мурата привязанным к пушке.

В другой раз его сбросили со скалы — ребра и ноги были переломаны. Служат, и то хорошо. «Народ узнал, стал ездить ко мне. Я выздоровел, переехал в Цельмес. Аварцы опять звали меня управлять ими, — со спокойной, уверенной гордостью сказал Хаджи-Мурат. — Шамиль подтвердил, что не будет противиться приглашению аварцев. Я долго думал и перешел к Шамилю. И вот с тех пор я не переставая воевал с русскими» .

Хаджи-Мурат рассказал о всех своих военных делах. Все походы и набеги его были поразительны по необыкновенной быстроте переходов и смелости нападений, всегда увенчивавшихся успехами».

— Дружбы между мной и Шамилем никогда не было, — докончил свой рассказ Хаджи-Мурат, — но он боялся меня, и я был ему нужен. Но тут случилось то, что у меня спросили, кому быть имамом после Шамиля? Я сказал, что имамом будет тот, у кого шашка востра. Это сказали Шамилю, и он захотел избавиться от меня. Он послал меня в Табаса-рань. Я поехал, отбил тысячу баранов, триста лошадей. Но он сказал, что я не то сделал, и сменил меня с наибства и велел прислать ему все деньги. Я послал тысячу золотых. Он прислал своих мюридов и отобрал у меня все мое именье. Он требовал меня к себе; я знал, что он хочет убить меня, и не поехал. Он прислал взять меня. Я отбился и вышел к Воронцову. Только семьи я не взял. И мать, и жена, и сын у него. Скажи сардарю: пока семья там, я ничего не могу делать.

Естественность, преданность семье, цельность и мужественность Хаджи-Мурата Толстой противопоставляет самовлюбленности, развратности, ничтожности, лицемерности царя Николая, от которого зависят судьбы кавказских народов, и не только их.

Например, Николай сделал много зла полякам. Для объяснения этого зла ему надо было быть уверенным, что все поляки негодяи. И Николай считал их таковыми и ненавидел их.

Поэтому он велит прогнать двенадцать раз сквозь строй (со шпицрутенами, вид порки) из тысячи человек студента-поляка, в припадке истерики напавшего с перочинным ножиком на профессора. Это не только мучительная смерть, но также излишняя жестокость, так как достаточно было пяти тысяч ударов, чтобы убить самого сильного человека. «Но императору приятно было быть неумолимо жестоким и приятно было думать, что у нас нет смертной казни».

— Да вывести всех студентов на плац, чтобы они присутствовали при наказании, — прибавил Николай.

«Им полезно будет. Я выведу этот революционный дух, вырву с корнем», — подумал он.

Относительно Чечни императором было приказано «твердо держаться моей системы разорения жилищ, уничтожения продовольствия в Чечне и тревожить их набегами».

Всех иноверцев подвергает жестоким наказаниям владыка империи — Николай, причем «с сознанием хорошо исполненного долга».

«С безжизненным взглядом, с выпяченною грудью и перетянутым и выступающим из-за перетяжки и сверху и снизу животом, он вышел к ожидавшим, и, чувствуя, что все взгляды с трепетным подобострастием обращены на него, он принял еще более торжественный вид», — так изображает императора Лев Толстой.

Это почти карикатура, столь противоположная сочувственной портретной зарисовке чеченского наиба.

Вновь посылают российские войска нападать на чеченские аулы, уничтожать сакли и скот. Офицеры, как правило, не думают о смысле войны.

Она многим, как, например, офицеру Бутлеру, кажется веселым бодрым делом, возможностью уйти от проблем Петербурга — таких проблем, как карточные и прочие долги.

Российские солдаты и офицеры вырубили плодовые деревья, убили детей и подростков, разрушили жилища.

«Фонтан был загажен, очевидно нарочно, так что воды нельзя было брать из него. Так же была загажена и мечеть, и мулла с прислужниками очищали ее.

Старики-хозяева собрались на площади и обсуждали свое положение. О ненависти к русским никто и не говорил. Чувство, которое испытывали все чеченцы от мала до велика, было сильнее ненависти. Это была не ненависть, а непризнание этих русских собак людьми и такое отвращение, гадливость и недоумение перед нелепой жестокостью этих существ, что желание истребления их, как желание истребления крыс, ядовитых пауков и волков, было таким же естественным чувством, как чувство самосохранения ».

Хаджи-Мурат живет у русских офицеров и очень переживает за свою семью, находящуюся в плену у Шамиля. Марья Дмитриевна очень сочувствует Хаджи-Мурату, он нравится ей — сильный, мужественный, не такой, как другие знакомые ей мужчины.

Эта русская женщина говорит с горцем (иногда, через переводчика) только о самом насущном для него: о его семье.

«Женщины — старуха Патимат и две жены Хаджи-Мурата — и их пятеро малых детей жили под караулом в сакле сотенного Ибрагима Рашида, сын же Хаджи-Мурата, восемнадцатилетний юноша Юсуф, сидел в темнице...»

Шамиль пытается договориться с Юсуфом, чтобы при его помощи выманить отца и убить его. Тогда, по словам Шамиля, Юсуфа не убьют, а только выколют ему глаза. Ослепят!

Хаджи-Мурат вернулся в Тифлис и каждый день ходил к Воронцову, умоляя его собрать горских пленных и выменять на них его семью.

Воронцов неопределенно обещал сделать, что может, но откладывал.

Хаджи-Мурат вспоминает сказку о соколе, который был пойман, жил у людей и потом вернулся в свои горы. Он вернулся, но в путах, и на путах остались бубенцы. И соколы не приняли его. «Лети, — сказали они, — туда, где надели на тебя серебряные бубенцы. У нас нет бубенцов, нет и пут».

Сокол не хотел покидать родину и остался. Но другие соколы не приняли и заклевали его.

«Так заклюют и меня», — думал Хаджи-Мурат.

Он переехал в Нуху.

Там ему было разрешено кататься верхом вблизи города, но непременно с конвоем казаков.

Однажды Хаджи-Мурат выехал на прогулку с пятью нукерами и, задумав побег, жестоко расправился с конвоем казаков.

Сотня русских военных была отправлена в погоню за ним. Его окружили. На подмогу сотне явилось еще двести бойцов.

Хаджи-Мурат отстреливался, он бил без промаха, «точно так же редко выпускал выстрел даром Гамзало и всякий раз радостно визжал, когда видел, что пули его попадали».

В конце концов Хаджи-Мурат был застрелен, и Гаджи-Ага, чеченец, перешедший на сторону русских, наступив ногой на его спину, «отсек голову и осторожно, чтобы не запачкать в кровь чувяки, откатил ее ногою. Алая кровь хлынула из артерий шеи и черная из головы и залила траву...»

«Вот,эту-то смерть и напомнил мне раздавленный репей среди вспаханного поля».