Болезни Военный билет Призыв

Типы словарей. Словари трудностей языка. Iii. роль словарей в реализации положений фгос

Словари делятся на энциклопедические, содержащие справочные сведения о тех или иных реалиях, и лингвистические, содержащие сведения о языковых единицах. Мы рассмотрим лишь лингвистические словари.

Лингвистические словари можно подразделить на типы по нескольким основаниям: а) по охвату языкового материала, б) по принадлежности отражённых в словаре единиц к тому или.

Иному уровню языковой структуры; в) по расположению слов; г) по назначению словаря.

По охвату языкового материала словари делятся на многоязычные и одноязычные. Среди многоязычных основное место занимают двуязычные, но иногда встречаются и трёхъязычные, реже - с большим числом языков. Среди одноязычных выделяются следующие подтипы. Во-первых, словари, охватывающие всю доступную лексикографу лексику с максимальной полнотой - так называемые словари-сокровищницы. Во-вторых, словари литературного языка, или нормативные. В- третьих, диалектные, охватывающие лексику какого-то одного областного говора или же диалектную лексику всех говоров данного языка. В-четвёртых, словари специальные, охватывающие какую-то ограниченную группу лексики: термины той или иной отрасли, иностранные слова, собственные имена и. т. д. В-четвёртых, словари идиолекта - языка отдельной личности, чаще всего - словари языка какого-либо писателя.

Само слово «словарь» как будто уже указывает, что этот тип научного труда отражает лексический уровень структуры языка. Но есть и словари фразеологические, словари морфем, словари элементарных синтаксических конструкций.

По расположению слов наиболее распространённый тип представляют словари с расположением по прямому алфавитному порядку. Это наиболее удобный для практического пользования словарем порядок. Для специалистов-языковедов бывает необходимым словарь с расположением лексики по обратному алфавитному порядку, то есть не по первой, а по последней букве слова: поскольку в русском языке в конце слова сосредоточена грамматическая, а в значительной мере и словообразовательная информация, с помощью таких словарей удобно изучать соответствующие свойства слов. Кроме того, существует гнездовой порядок расположения слов, когда в одной словарной статье располагаются все родственные слова. Такой порядок даёт наглядное представление о месте слова в словообразовательной системе языка, но порождает много неудобств в плане практического пользования словарём, поиска нужного слова.

Наконец, существует и тематический порядок расположения слов. Следует однако заметить, что корневые слова при гнездовом расположении и названия тем при расположении тематическом даются также в алфавитном порядке.

Наиболее важной является классификация лингвистических словарей по их функции, назначению. Важнейшим типом, играющим наиболее заметную практическую роль, являются здесь толковые словари, многоязычная разновидность которых носит название переводных. Но наряду с русско-английским и англо-русским, русско-немецким и немецко-русским и другими словарями, служащими для перевода, есть и словари, в которых слово «переводится» на тот же самый язык, растолковывается с помощью синонимов, указания на антоним, родовидовые отношения и т. п. Это и есть собственно толковые словари. Их назначение - помочь читателю уточнить то или иное слово родного языка: его значение, употребление, стилистический оттенок и т. п. Необходимость их связана с тем, что словарный запас любого человека ограничен, и каждый из нас может столкнуться с незнакомым словом родного языка, может неверно оценить отношение самого обычного слова к норме (например, принять диалектное слово родного говора за литературное), неточно понимать смысл того или иного слова и т. п. Привычка в случае сомнений такого рода обращаться к толковому словарю - один из признаков речевой культуры. Если же мы хотим узнать происхождение слова, то необходимо обратиться к словарю другой разновидности - этимологическому. Историческую судьбу слова по материалам письменных памятников прослеживает исторический словарь. Функция частотного словаря - отразить употребительность слова. Функция словообразовательного - описать словообразовательные связи лексической единицы. Для справок о верном написании слова служит орфографический словарь, для справок о верном произношении - орфоэпический. Идеографический словарь призван отразить семантический ореол слова, его лексическое окружение. Так называемые словари правильностей особенно необходимы тогда, когда в языке существуют варианты нормы, варианты употребления слов и выражений: они помогают выбрать нужный вариант.

Еще по теме § 13. Классификация лингвистических словарей.:

  1. Лексикография. Предмет лексикографии. Словари лингвистические и нелингвистические. Словари толковые и аспектные.
  2. Проверочный тест № 28. «Лингвистические словари русского языка»
  3. О.С. АХМАНОВА. СЛОВАРЬ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ. Издание второе, стереотипное. ИЗДАТЕЛЬСТВО «СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ * МОСКВА-1969, 1969

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ООО Учебный центр «ПРОФЕССИОНАЛ»

Реферат по дисциплине:

«Английский язык: лингвистика и межкультурные коммуникации»

По теме:

«Принципы классификации словарей»

Исполнитель:

Назмиева Надежда Асгатовна

ФИО

Москва 2018 год

Содержание:

Введение 3

    Из истории русской лексикографии 4

    Функции словарей 5

    Классификация словарей 7

    Типы словарей по Щербе 9

    Словарная статья 10

    Заключение 11

    Список использованной литературы 12

Введение

В настоящее время школа ставит перед собой задачу воспитать всесторонне развитую личность, умеющую самостоятельно добывать знания и применять их. Речь, устная и письменная, является главнейшим условием добывания знаний. Обучающийся может получать знания различными способами: слушая объяснения учителя или самостоятельно изучая какую-либо тему. Задача учителя развить интерес обучающегося к учению, заинтересовать его, привить навыки самостоятельного получения какой-то информации. Чтобы получить новое знание, ученику всегда требуется обращение к книге, ведь как известно, книга- источник знаний. Но не всегда в обычной книге или учебнике можно получить ёмкое, краткое и достаточно полное объяснение того или иного явления, понятия. Вот здесь на помощь приходит словарь.

А.Франс, известный писатель говорил: « Словарь- это книга книг.» Уже начиная с первого класса учитель учит обучающихся обращаться к разным словарям.

Словарь – это справочная книга, в которой содержатся слова с пояснениями, толкованиями, переводом, расположенные по определённому принципу.

В настоящее время существует большое количество разных словарей, так как язык сложен и многоаспектен. Кроме этого, люди нуждаются в получении самой разной информации. И нет никакой возможности дать в одном словаре всю исчерпывающую информацию, которая бы подходила абсолютно всем.

Словари очень разнообразны по своему назначению, объёму, характеру и способам подачи информации.

Использование словарей повышает культуру речи, помогает развить логическое мышление.

Роль словарей трудно переоценить, так как они являются хранителями и накопителями знаний.

Цель исследования: изучить принципы классификации словарей.

Методы и средства исследования: изучение научно-методической литературы, анализ, использование Интернет-ресурсов.

    Из истории русской лексикографии

Основные этапы в истории русского словарного дела в общих чертах совпадают с этапами развития лексикографии в Западной Европе.

У истоков словарного дела на Руси, как и на Западе, стоят рукописные глоссарии; самый ранний из сохранившихся глоссариев содержит 174 слова и датируется 1282. Расхождение между книжным церковнославянским и разговорным древнерусским языком, а также потребности общения с иностранцами, особенно греками, обусловили возникновение в Древней Руси нескольких типов словарей, среди которых принято различать словари собственных имен (ономастиконы, например словарь библейских имен под названием Речь жидовського языка ); так называемые приточники (от слова "притча") - собрания слов, которым приписывался символический смысл; славяно-русские словари, толковавшие непонятные слова книжного языка (например, Толкование неудобь познаваемом речем ); и переводные словари (например, Речь тонкословия греческого ).

В 16 в. формируются новые принципы составления словарей, в частности постепенно утверждается алфавитный принцип расположения материала. С появлением книгопечатания выходят в свет и печатные словари. Первый из них, Лексис, сиречь речения вкратце собранны и из словенского [т.е. церковнославянского, не путать с современным словенским] языка на просты русский диялект истолкованы Лаврентия ЗизанияТустановскогобыл опубликован в Вильно (Вильнюсе) в 1596. В 1627 в Киеве вышел гораздо больший по объему (около 7 тыс. слов) Лексикон славеноросский и имен толкование Памвы Берынды, переизданный в 1653 и оказавший значительное влияние на последующие словари. В тот же период появились многочисленные переводные словари.

    Функции словарей

Большинству людей приходится сталкиваться лишь с несколькими "классическими" видами словарей: толковыми, к которым обращаются, желая узнать значение какого-то (обычно непонятного) слова; двуязычными; орфографическими и орфоэпическими, в которых справляются о том, как правильно написать или произнести то или иное слово; и, возможно, этимологическими. Реально разнообразие типов словарей гораздо больше. Практически все они представлены в русской лексикографической традиции и доступны российскому читателю.

Первичная функция словаря заключается в описании значений слов, причем словарные описания, или толкования, должны быть ясными и понятными, по возможности без использования в них таких слов, которые менее употребительны и менее понятны, чем само толкуемое слово. Обычно сначала толкуются более общеупотребительные значения, а за ними следуют более редкие. Поскольку конкретное значение слова часто зависит от контекста, в более подробных словарях приводятся примеры употребления слов в различных контекстах.

Помимо толкований и примеров употребления, словари включают богатый запас лингвистической информации. Они являются общепринятым источником сведений о правильном написании и произношении слов, приводя предпочтительные и альтернативные произношения и написания в тех случаях, когда их допускается более одного, как в случае англ. theater и theatre "театр", catalog и catalogue "каталог" или в рус. галоша и калоша . Словари могут также приводить грамматическую информацию, этимологию слов (их происхождение и историческое развитие), производные формы (например, формы множественного числа в английском языке) в тех случаях, когда они необычны или их образование сопряжено с трудностями, синонимы и антонимы. Более крупные словари включают в себя технические термины, географические названия, иностранные слова и биографические статьи. Чаще, однако, эти типы сведений разносятся по разным видам более частных словарей.

Поскольку быстрому темпу современной жизни соответствуют постоянные изменения в языке, словари должны обновляться в соответствии с требованиями времени. Новые слова должны включаться в часто переиздаваемые словари в порядке их дополнения. Столь же важны полнота и скрупулезность. Наиболее исчерпывающими являются полные (в противоположность сокращенным) словари, в английской лексикографической традиции определяемые как unabridged. Для английского языка, например, такие словари содержат более 400 тыс. слов.

Критерии выбора словаря зависят от возраста пользователя и тех ситуаций, в которых он собирается со словарем работать. Например, сложное устройство словарей для взрослых может разочаровать и отпугнуть младших школьников, и поэтому для начальной и средней школы составляются специальные словари.

Основные принципы классификации словарей

Одним из важнейших является деление словарей по содержанию на энциклопедические и лингвистические. Энциклопедические словари отражают представления об окружающем мире или об отдельных его фрагментах, понятиях определенной области знаний и т.п. Лингвистические словари описывают языковые единицы - преимущественно слова, а также морфемы, фразеологизмы и др. Основным типом лингвистических одноязычных словарей являются толковые.

Лингвистические словари могут использовать материал одного или нескольких языков. В зависимости от этого словари делятся на одноязычные, двуязычные и многоязычные. Одноязычные словари оперируют материалом одного языка (например, разнообразные словари русского языка). Двуязычные словари (переводные) представляют материал двух языков. Такие словари активно используются при изучении иностранного языка, при переводе с одного языка на другой.

В особую группу можно выделить исторические словари. Исторические лингвистические словари, как правило, описывают историю развития слова в определенный период, опираясь на памятники письменности, данные диалектов и родственных языков.

Особой разновидностью исторического словаря является этимологический словарь, объясняющий происхождение. Этимологические словари опираются на данные различных областей знания, используют сведения по истории народа, религии, культуре, археологии, этнографии и т.п.

Существуют типы лингвистических словарей в зависимости от установления и описания системных отношений между словами. Структурная организация лексической системы языка отражается в словарях омонимов, синонимов, антонимов. Своеобразным отношениям между отдельными лексемами посвящены словари паронимов. Структура словообразования и словообразовательные связи лексем описаны в словообразовательных словарях.

Словари могут отражать как общеупотребительную лексику, так и лексику особой сферы употребления, которая классифицируется по следующим параметрам:

Разговорная лексика устной речи;

Ненормативная лексика, включающая элементы бранной и экспрессивной лексики, а также особая лексика социальных групп;

Диалектная лексика отдельных регионов;

Специальная лексика, используемая отдельными отраслями науки и техники;

Поэтическая лексика художественных произведений

3. Классификации словаря:

Обычно в школе мы знакомим обучающихся с несколькими видами словарей: толковыми, орфографическими, орфоэпическими, двуязычными. На самом же деле типов словарей гораздо больше.

Словари классифицируют по:

Содержанию лексикографической информации;

Отбору лексики;

Способу описания;

Единице лексикографического описания;

Порядку расположения материала;

Числу языков в словаре;

Назначению.

По объекту описания:

а) энциклопедические – информация о предметах, явлениях, событиях, которые обозначены словами; не содержат предлогов, местоимений, союзов, частиц, мало глаголов; создаются специалистами в разных областях знаний. Объект: предмет и понятие

б) лингвистические – описывают слово и приводят его значения, указывают на грамматические, орфографические, орфоэпические особенности слов, на стилевую принадлежность; создаются филологами, лингвистами, лексикографами. Объект: слово

По объему словаря. Измеряются в тысячах слов.

По языку описания входных единиц словаря:

а) одноязычные (толковые, сленга, языка конкретного писателя, синонимов, антонимов, неологизмов) – единица и ее описание на одном языке.

б) переводные (двуязычные, многоязычные)

По описанию отдельных функциональных разновидностей языка. В определенных сферах коммуникации и с определенной функцией. Н-р, научная сфера – словарь терминов; территориального диалекта; литературного языка и т.д.

По единице описания словаря:

а) слова – синонимы, антонимы, омонимы
б) фразеологические единицы

По порядку расположения слов:

а) в алфавитном порядке (либо слова – лингвистические словари, либо понятия или названия понятий – идеографический словарь – тезаурус, родо-видовые единицы)
Параметры словаря:

1. Структура словаря: введение, предисловие; как пользоваться; транскрипция; сокращения и объяснения; основной список слов; дополнительный материал (приложения).

2. Структура словарной статьи: зависит от конкретного словаря. Заглавное слово, которое открывает статью; основная часть (описание особенностей слова); цитаты и иллюстрации.

4. Типы словарей по Щербе:
1) Словарь академического типа - словарь-справочник. Словарь академического типа является нормативным, описывающим лексическую систему данного языка: в нём не должно быть фактов, противоречащих современному употреблению. Словари-справочники могут содержать сведения о более широком круге слов, выходящих за границы нормативного литературного языка.

2) Энциклопедический словарь - общий словарь.

3) Тезаурус - обычный (толковый или переводной) словарь.Тезаурусом считаются словари, в которых приводятся все слова, встретившиеся в данном языке хотя бы один раз. Обычный- идеологический (идеографический) словарь, слова-понятия классифицированы так, чтобы показать их живую взаимосвязь.

5. Словарная статья.

Словари состоят из словарных статей. Словарная статья- это текст, который объясняет заголовочную единицу и описывает её основные параметры.

Начинается словарная статья с заголовка, который выделен полужирным шрифтом прописными буквами. Обязательно наличие ударения. Также в словарной статье наличиствуют пометы: грамматические, стилистические. Затем идёт словарное определение, устойчивые обороты, производные слова. Иллюстративный материал также может присутствовать в словарной статье.

Совокупность заглавных слов образует словник словаря. Совокупность всех словарных статей образует корпус словаря.

Заключение

Словари и справочники – постоянные спутники нашей жизни, служащие нам для расширения знаний и повышения языковой культуры. Их заслуженно называют спутниками цивилизации. Словари – это поистине неисчерпаемая сокровищница национального языка, а так же это и инструмент познания, и интеллектуальный путеводитель, и просто увлекательное чтение. Привычка пользоваться словарями – одна из самых полезных среди тех, которые может приобрести человек, получающий серьезное образование.

В данной работе были рассмотрены основные классификации словарей. Следует подчеркнуть, что основная задача теории лексикографии сегодня – не столько в создании универсальной классификации, сколько в разработке методов описания каждого отдельного словаря как типа, с учетом последующего использования такого описания в разных прагматических целях: информационных, прогнозирующих, научных, учебных и т.д.

Подводя итог можно выделить следующее:

    При выборе словаря все будет зависеть от возраста пользователя и тех ситуаций, в которых он собирается со словарем работать.

    При выборе словаря можно увидеть его классификацию, и поделить на: объект описания, объем словаря, на язык описания входных единиц,описание отдельных функциональных разновидностей языка,порядку расположения слов и т.д.

    Нашему быстрому темпу современной жизни соответствуют постоянные изменения в языке, поэтому словари должны обновляться в соответствии с требованиями времени, и столь же важны полнота и скрупулезность.

Список использованной литературы:

    Козырев В.А. Русская лексикография: пособие для вузов / В.А. Козырев. - М.: Дрофа, 2004. - 288 с.

    В. И. Максимова. Русский язык и культура речи. Москва 2003 г. – 136 с.

    Маслов, Ю. С. Введение в языкознание. Спб.: Филол. фак-т СпбГУ; М. : Академия, 2006. - 201с.

    Русский язык и культура речи: Учебное пособие / О.Я. Гойхман, Л.М. Гончарова и др. - М.: ИНФРА - М, 2003 - 192с.

    Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб "Секреты стилтистики". - М.: Рольф, 1996 - 208с.

    Русский язык. Энциклопедия. Гл. ред.Ф.П. Филин. - М.: "Советская энциклопедия", 1979. - 432с.

    Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь русского языка. Современная редакция. - Славянский Дом Книги, 2014. - С. 620. - slovarey -i…

Уровень общей и речевой культуры личности во многом определяется тем, как эта языковая личность умеет пользоваться словарями (подробнее см. лекцию № 3). В нашей стране издаются сотни словарей различного объёма и адресной направленности (большие, малые, краткие; академические, школьные и т. д.). Но по целевой установке, по отбору материала и его подаче все они подразделяются на две группы: энциклопедические словари и лингвистические (языковые) словари . Сходство и принципиальное различие между этими типами словарей дано в табл. 5.12.

Таблица 5.12

Сопоставительная характеристика э нциклопедических и лингвистических словарей

Разновидности словарей
Энциклопедические Лингвистические (языковые)
I. Сходство
1. Словарная статья как основная композиционно-смысловая единица 2. Роль заголовка (заголовочного слова) в словарной статье 3. Лаконичная подача информации в словарной статье 4. Алфавитный принцип расположения словарных статей
II. Различия
1. Объект описания - реалия: предмет, устройство, явление, событие, персона и др. 1. Объект описания - языковая единица: слово, фразеологизм , морфема и др.
2. Цель- дать исчерпывающую научнуюхарак-теристику понятию или явлению 2. Цель - дать краткуюхарактеристику лексиче-ского значения слова, фразеологизма и т. д.
3. Включает в себя исключительно существитель-ныеисоставные наименования 3. Включает в себя слова всех частей речи, включая служебные
4. Содержит имена собственные 4. Не содержит имён собственных
5. Содержит изобразительный иллюстративный материал (фотографии, репродукции, карты, чер-тежи и др.) 5. Содержит речевой иллюстративный материал: цитаты, речения и др.
III. Примеры
АЛТЫН (от тат. алтын - золото),старинная русская мелкая монета, а также единица ден. счёта. Первоначально равнялась 6 московским или 3 новгородским деньгам (см. Деньга). Последняя позднее получила наименование копейки. Отсюда сохранившееся до наст. времени назв. «пятиалтынный» для 15 коп. В 1654 впервые выпущена медная монета с надписью «алтынник», а в 1704 (по 1726) - серебряный А. Большая советская энциклопедия: в 30 т. Т.1, С. 463. АЛТЫН,-а, м . Старинная русская мелкая монета достоинством в три копейки. [Разлюляев (поёт): ] Вот просо у нас гривна, а ячмень три алтына. А. Островский. Бедность не порок. Словарь русского языка: в 4-х т. (МАС). Т.1, с.33.

В табл. 5.13 дана общая характеристика основных типов лингвистических словарей.

Таблица 5.13

Типы лингвистических словарей

Тип словаря Назначение
Толковый Даёт толкование лексического значения слова; содержит его грамматические и другие характеристики
Окончание табл. 5.13
Орфоэпический Фиксирует нормы произношения и ударения
Орфографический Фиксирует нормы написания слов и отдельных форм слова
Грамматический Содержит сведения о грамматических свойствах слов
Этимологический Содержит сведения о происхождении и о внутренней форме * заимствованных и исконно русских слов
Иностранных слов Содержит сведения о происхождении и лексическом значении заимствованных русским языком слов
Фразеологический Фиксирует устойчивые выражения; содержит сведения об их лексическом значении и происхождении
Синонимов Включает ряды слов с совпадающими или близкими лексическими значениями
Антонимов Включает пары слов с противоположными лексическими значениями
Омонимов Включает пары слов с совпадающим написанием и/или произношением, но обладающих разным лексическим значением
Паронимов Включает пары слов, сходных по звучанию, но обладающих разными лексическими значениями
Словообразовательный Показывает членение слов на морфемы, словообразовательную структуру слов и словообразовательные гнезда
Сочетаемости слов Содержит сочетательные характеристики наиболее употребительных слов
Сокращений Содержит расшифровку сложносокращенных слов, а также графических сокращений, используемых в письменной речи

* Внутренняя форма слова - это признак положенный в основу названия. Например, существительное животное , заимствованное из старославянского языка, образовано в нём от слова живот (синонимичного русскому жизнь).


В каких словарях отсутствуют сведения о лексическом значении слова?

В каком из лингвистических словарей словарная статья состоит только из одного слова? Почему?

В чём состоит сходство и различие между словарём иностранных слов и толковым словарём?

В чём состоит сходство и различие между словарём иностранных слов и этимологическим словарём?

Раздел лингвистики, изучающий систематизацию и описание языковых единиц в словарях, называется лексикографией , а составители словарей - лексикографами. Сами словари представляют большую ценность не только для науки, но и для всего общества. Но, несмотря на существующее многообразие лингвистических словарей (табл. 5.13), в сознании большинства носителей языка слово-термин словарь всё же в первую очередь связано с толковым (лексическим) словарём. Именно толковые словари, назначение которых состоит в том, чтобы объяснять лексическое значение слов при помощи слов того же языка, показать условия их правильного употребления, являются наиболее употребительными.

Можно утверждать, что каждому известен т. н. словарь Даля , полное название которого − «Толковый словарь живого великорусского языка» (подробнее о В.И. Дале см. лекцию 1, §1.2.). Словосочетание Словарь Даля - э то своего рода прецедентный текст, и о существовании этого словаря знают даже те, кто никогда не держал его в руках. Всю жизнь В.И. Даль работал над составлением словаря: с девятнадцати лет почти до самой смерти. И, несмотря на то, что с момента первого издания прошло около 150 лет, а его составитель не ставил перед собой целью кодификацию лексических норм, словарь не потерял своей актуальности. Почему?

Во-первых, в этот самый большой по объёму словарь В.И. Даль (в отличие от своих предшественников) стремился включить все известные ему русские слова: и книжные, и разговорные, и диалектные, и терминологического характера. Им охарактеризовано свыше 200000 слов, причем часть из них составитель выбрал из уже издававшихся словарей, а значительная часть (около 80000) собрана им самим.

Во-вторых, словарь содержит ценный материал о существовавших русских промыслах и ремёслах, о народных поверьях, обычаях, обрядах. Уникальность словаря состоит и в используемом иллюстративном материале: фразеологизмах, пословицах, поговорках, загадках (их в словаре более 30000), образно и в то же время наглядно передающих русский языковой менталитет. (О сущности понятия языковой менталитет см. в лекции № 4, § 4.2.).

И, наконец, Словарь Даля в отдельных словарных статьях содержит сведения энциклопедического характера. Например, в статье гриб, наряду с характеристикой этого понятия (растение более или менее мясистое, без веток, без листьев, без цвета; состоит из корешка или пестика с мочками и шляпки ), содержится исчерпывающий перечень видов грибов, причём приведены даже латинские термины, соответствующие каждому русскому названию. А в словарной статье печь не толькоперечислены разновидности печей, но и подробно описывается устройство русской печи.

Правда, следует отметить и ту особенность Словаря Даля, которая может несколько затруднить поиски в нём нужного слова: он построен не по алфавитному принципу, как другие словари, а по алфавитно-гнездовому (причины этого названы в лекции № 1, § 1.2.). Скажем, напрасно мы будем искать слово существительное баня в роли заголовочного слова: онорасположено в словарной статье с заглавным словом банить (мыть, чистить водою) ; в рамках этой же статьи характеризуются слова баниться, банный, банщик и другие однокоренные слова.

Среди современных толковых словарей наиболее известен и популярен «Словарь русского языка» С.И. Ожегова, а также созданный на его основе «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой . Сопоставительные характеристики наиболее известных современных толковых словарей представлены в табл. 5.14.

О ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ РАБОТЫ СО СЛОВАРЯМИ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ. КЛАССИФИКАЦИЯ И ТИПЫ СЛОВАРЕЙ. 04.12.2015 23:53

I. Формирование культуры работы со словарями как часть образовательного процесса

Формирование у школьников потребности в обращении к словарям и навыков работы с ними, способности извлекать из словарей информацию, необходимую для решения учебных задач по разным дисциплинам, в рамках проектной деятельности и во внеаудиторной работе должно стать одной из норм образования. Словарная культура, являющаяся одним из показателей уровня развития общей культуры и просвещенности как всего общества, так и отдельной личности, является одной из основ информационной грамотности и необходима школьнику для достижения равноценно высоких личностных, предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы, предусмотренной ФГОС.

Воспитание культуры работы со словарями разных типов необходимо осуществлять на протяжении всего образовательного процесса: в начальной школе закладываются потребности обращения к словарям и общеучебные умения пользования ими, в основной и старшей школах эти потребности и умения развиваются и закрепляются, формируются навыки поисково-информационной работы по различным дисциплинам школьной программы с использованием толковых, энциклопедических и специальных (предметных) словарей, закладываются умения использовать все разнообразие словарей при решении учебных задач по дисциплинам филологического цикла.

Практика систематического использования словарей в аудиторной, проектной и внеурочной деятельности призвана способствовать формированию интеллектуальных навыков ученика в области универсальных учебных действий: поиска информации, логических действий по формированию понятий, знаково-символических действий по обработке и хранению информации.

II. Классификация словарей, необходимых для обеспечения результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования

В рамках образовательного процесса (в учебной и внеурочной деятельности) педагогам и ученикам рекомендуются к использованию современные словари разных видов, различающиеся по назначению, объему и типу подачи информации.

Школьные (учебные) словари

Типы школьных словарей: русского языка (универсальные, толковые, орфографические, орфоэпические, ударений, фразеологические, грамматические, словообразовательные, словари морфем, этимологические, тематические для расширения словарного запаса и другие); двуязычные.

Предназначены для учащихся начальной, основной и старшей школы;

Ориентированы на образовательную программу, учитывают учебно-методические интересы школы, уровень знаний учащегося;

Позволяют учителям начальных классов, а также преподавателям русского языка и литературы разрабатывать и проводить современные интерактивные уроки, в том числе в игровой форме;

Помогают учителю наглядно продемонстрировать и раскрыть наиболее сложные для ученика темы, сделать их изучение более увлекательным, развить потребность и умение самостоятельного поиска, анализа и интерпретации информации;

Развивают у ученика системное языковое мышление и языковую культуру.

Базовые лингвистические словари

Типы базовых словарей: универсальные, толковые, орфографические, орфоэпические, этимологические, грамматические, синонимов, антонимов, омонимов, паронимов, тезаурусы (в том числе идеографические) и другие. «Ядро» базовых словарей: универсальный, толковый, орфографический и орфоэпический.

Предназначены для регулярного применения учителями общеобразовательных учреждений, а также учащимися основной и старшей школы в учебной и внеурочной деятельности;

Ориентированы на отражение актуальных языковых процессов, нормативное описание современного литературного языка, охватывают максимально широкий круг нуждающихся в словарном комментировании языковых явлений;

Помогают учителям начальных классов, а также преподавателям русского языка и литературы более эффективно проектировать уроки и организовывать внеурочную деятельность;

Позволяют учителям всех предметных дисциплин получить необходимую дополнительную информацию для организации проектно-исследовательской деятельности, разработки олимпиадных и конкурсных заданий и внеклассных мероприятий.

Фундаментальные научные словари

Типы фундаментальных научных словарей: универсальные, толковые, орфографические, орфоэпические, этимологические, грамматические, синонимов, антонимов, омонимов, паронимов, тезаурусы (в том числе идеографические) и другие.

Предназначены для учителей русского языка и литературы, а также детей, мотивированных к учению и одаренных;

Ориентированы на углубленное изучение языка, культуры, истории, природы и общества;

Позволяют повысить уровень знаний и расширить кругозор учителей и учащихся;

Помогают учителям развить у учащихся умение выявлять причинно-следственные связи, анализировать, сопоставлять, синтезировать, классифицировать и интерпретировать информацию.

Двуязычные словари

Типы двуязычных словарей: базовые, школьные (разных языковых пар: англо-русский, русско-английский; французско-русский, русско-французский; немецко-русский, русско-немецкий и другие).

Предназначены для учителей иностранных и национальных языков и школьников, изучающих данные языки;

Ориентированы на перевод и толкование лексики иностранных и национальных языков;

Необходимы для обеспечения полноценного процесса изучения языков.

Энциклопедические словари и справочники

Типы энциклопедических словарей и справочников: родного языка, гуманитарных, естественно-научных дисциплин (словари-справочники по физике, химии, математике, русскому языку и литературе, истории).

Предназначены для учителей конкретных учебных дисциплин и учеников, желающих повысить уровень своих знаний в той или иной предметной области;

Ориентированы на представление справочной информации об окружающих человека реалиях, культуре, истории, содержат лексику и терминологию, относящуюся к конкретному учебному предмету или предметной области;

Обеспечивают удобство информационной деятельности в изучаемой предметной области;

Позволяют сформировать у ученика системный взгляд на изучаемый предмет.

III. Роль словарей в реализации положений ФГОС

Роль словарей в обеспечении личностных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования

Формирование ответственного отношения к обучению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию предполагает выработку навыков работы со словарями, для чего требуется изучать не только содержание отдельных словарных статей, но и общие принципы их организации и расположения, значение словарных помет, сокращений и т. д. Учащемуся также необходимо знать типы словарей, их назначение и отличительные признаки, а также наиболее авторитетные словарные издания, уметь пользоваться словарями в учебно-научной и практической деятельности.

Уровень осознания учащимся своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества существенно повышается при овладении отраженным в языке культурным наследием народа. В этих целях рекомендуется привлекать словари: толковые, лингвострановедческие, топонимики и ономастики, фразеологические, афористики, пословиц и поговорок, устаревших слов и др.

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира, возможно только при широком усвоении учащимися общенаучных и предметных понятий, понимании природных явлений, категорий и объектов культуры и при осмыслении способов их выражения в родном и других языках. Для усвоения этого рекомендуется использовать словари: энциклопедические, терминологические, лингвострановедческие, толковые, грамматические, фразеологии и афористики, двуязычные и др.

Освоить социальные нормы, правила поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах невозможно без овладения средствами и правилами речевого этикета. Для достижения соответствующих результатов рекомендуется использовать словари: речевого этикета, толковые, фразеологические и афористики.

Для формирования умения решать моральные проблемы на основе личностного выбора, формирования нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам, а также для осознания значения семьи в жизни человека и общества, для понимания ценностей семейной жизни важно учитывать общепринятые нормы нравственности. Изучение этой части словарного запаса языка рекомендуется проводить по словарям фразеологии, крылатых фраз, пословиц и поговорок.

Эффективное формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности может быть достигнуто только при наличии у учащихся достаточного словарного запаса, навыков точного, грамотного и меткого использования слов. В этих целях рекомендуется опираться на словари: толковые, паронимов, синонимов, антонимов, грамматических и орфоэпических трудностей, орфографические, орфоэпические, ударений, сочетаемости, устойчивых сравнений, фразеологии и афористики.

Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, невозможно без усвоения важнейших экологических понятий. Для их определения рекомендуется обращаться к экологическим словарям разного типа: энциклопедическим, терминологическим, популярным.

Умение воспринимать художественное наследие народов России и мира, развитие творческой деятельности эстетического характера требует знакомства с важнейшими категориями эстетики и крупнейшими объектами культуры. В этих целях рекомендуется применять словари энциклопедические, культурологические, исторические, лингвострановедческие.

Роль словарей в обеспечении метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования

Формирование умений самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности начинается с обнаружения новых для себя категорий и объектов. Для развития данных умений рекомендуется применять словари: энциклопедические, отраслевые, терминологические, толковые, топонимики и ономастики.

Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации формируются с учетом толкований общелитературной лексики и определений терминов. В этих целях рекомендуется обращаться к словарям: толковым, терминологическим, энциклопедическим.

Развитию умений устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы, а также создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач способствует изучение грамматики, словообразования и этимологии. Для этого рекомендуется использовать словари: грамматические, сочетаемости, словообразовательные, морфем, этимологические.

Формирование умений смыслового чтения невозможно без выработки потребности точно понимать значения употребленных в тексте слов и выражений. Для обеспечения этого рекомендуются словари: энциклопедические, терминологические, толковые, синонимов, антонимов, паронимов, фразеологии и афористики, устаревших слов.

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью может быть достигнуто только при наличии у учащихся достаточного словарного запаса, навыков точного, грамотного и меткого использования слов. В этих целях рекомендуется опираться на словари: толковые, паронимов, синонимов, антонимов, грамматических и орфоэпических трудностей, орфографические, ударения, сочетаемости, образных сравнений, фразеологии и афористики.

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ-компетенции), ориентации в глобальном информационном пространстве может быть более эффективным при использовании идеографических и грамматических словарей.

Роль словарей в обеспечении предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования

Для формирования целостной научной картины мира, общей системы научных знаний, первоначальных систематизированных представлений по отдельным наукам и для знания их крупнейших персоналий рекомендуется использовать словари: энциклопедические, исторические, отраслевые, терминологические, лингвострановедческие, топонимов, ономастики. При организации проектной деятельности рекомендуется применять также языковые словари разных видов для повышения грамотности и речевой выразительности оформления и презентации проекта, как-то: толковые, синонимов, орфографические, орфоэпические, сочетаемости, грамматических и произносительных трудностей и др. При работе с особо одаренными и высокомотивированными детьми рекомендуется обращаться к отраслевым энциклопедиям и энциклопедическим словарям.

В целях достижения более высоких результатов по предмету «русский язык» рекомендуется использовать:

Для уточнения значения слов - словари: толковые, энциклопедические, иностранных и устаревших слов, синонимов, антонимов, паронимов, омонимов, лингвострановедческие;

Для саморедактирования и взаимного редактирования сочинений - словари: толковые, сочетаемости, синонимов, антонимов, паронимов;

Для составления заданий на семантически и грамматически правильное построение высказывания - словари: толковые, сочетаемости, грамматические;

Для предотвращения речевых и грамматических ошибок - словари: толковые, сочетаемости, грамматических трудностей, синонимов, паронимов;

Для формирования культуры устной речи - словари: орфоэпических трудностей, ударения;

Для повышения орфографической грамотности - словари: орфографические;

Для развития речевой выразительности, языкового чутья и «чувства слова» - словари: синонимов, антонимов, паронимов, фразеологии и афористики, устойчивых сравнений, обратные (для формирования навыка рифмовки строк), орфоэпические, риторической терминологии;

Для совместного повышения коммуникативной и культурной компетенции - словари: толковые, лингвострановедческие, персоналий, топонимов;

Для работы с одаренными и высокомотивированными детьми -словари: юного филолога (и лингвиста), энциклопедические, идеографические;

Для повышения уровня владения русским языком у детей, для которых он не является родным, - двуязычные, лингвострановедческие словари.

В целях достижения более высоких результатов по предмету «литература» рекомендуется использовать словари: толковые, паронимов, исторические, лингвострановедческие, устаревших слов, фразеологии и афористики, устойчивых сравнений, словари юного филолога (и литературоведа).

В целях достижения более высоких результатов по предмету «иностранный язык» рекомендуется использовать словари: двуязычные, лингвострановедческие, энциклопедические, этимологические (для демонстрации родства слов).

В целях достижения более высоких результатов по предмету «история» рекомендуется использовать словари: исторические, энциклопедические, этимологические.

IV. Методика формирования культуры работы со словарями в системе повышения квалификации учителей

Система повышения квалификации учителей разных предметных областей должна включать следующие блоки по овладению методиками развития словарной культуры в школе и обучения использованию словарно-справочного инструментария для формирования универсальных учебных действий познавательного характера.

Формирование культуры работы со словарями в начальной школе как ряда общеучебных умений по поиску информации в целях повышения мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Развитие культуры работы со словарями в основной школе как части общеучебных умений по поиску информации и ее логической обработке (формирование понятия) для повышения способности использования указанных умений в учебной, познавательной и социальной практике, для обретения самостоятельности в планировании и осуществлении учебной деятельности и для получения новых знаний в рамках учебного предмета.

Закладывание основ культуры филологической работы со словарями при изучении дисциплин филологического цикла для обретения лингвистической и литературоведческой компетенций.

Директор Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН академик А. М. Молдован


Словарь - собрание слов (иногда также морфем или словосочетаний), расположенных в определённом порядке, используемое в качестве справочника, который объясняет значения описываемых единиц, даёт различную информацию о них или их перевод на другой язык либо сообщает сведения о предметах, обозначаемых ими.

Классификации словаря:

1. По объекту описания:

а) энциклопедические – информация о предметах, явлениях, событиях, которые обозначены словами; не содержат предлогов, местоимений, союзов, частиц, мало глаголов; создаются специалистами в разных областях знаний. Объект: предмет и понятие

б) лингвистические – описывают слово и приводят его значения, указывают на грамматические, орфографические, орфоэпические особенности слов, на стилевую принадлежность; создаются филологами, лингвистами, лексикографами. Объект: слово

2. По объему словаря. Измеряются в тысячах слов.

3. По языку описания входных единиц словаря:

а) одноязычные (толковые, сленга, языка конкретного писателя, синонимов, антонимов, неологизмов) – единица и ее описание на одном языке.

б) переводные (двуязычные, многоязычные)

4. По описанию отдельных функциональных разновидностей языка. В определенных сферах коммуникации и с определенной функцией. Н-р, научная сфера – словарь терминов; территориального диалекта; литературного языка и т.д.

5. По единице описания словаря:

а) слова – синонимы, антонимы, омонимы
б) фразеологические единицы

6. По описанию стороны лексической единицы:

а) орфоэпический – произношение слов

б) орфографический – дается написание и почти вся грамматика

7. По порядку расположения слов:

а) в алфавитном порядке (либо слова – лингвистические словари, либо понятия или названия понятий – идеографический словарь – тезаурус, родо-видовые единицы)
Параметры словаря:

1. Структура словаря: введение, предисловие; как пользоваться; транскрипция; сокращения и объяснения; основной список слов; дополнительный материал (приложения)

2. Структура словарной статьи: зависит от конкретного словаря. Заглавное слово, которое открывает статью; основная часть (описание особенностей слова); цитаты и иллюстрации.

Типы словарей по Щербе:
1) Словарь академического типа - словарь-справочник . Словарь академического типа является нормативным, описывающим лексическую систему данного языка: в нём не должно быть фактов, противоречащих современному употреблению. Словари-справочники могут содержать сведения о более широком круге слов, выходящих за границы нормативного литературного языка.

2) Энциклопедический словарь - общий словарь.

3) Тезаурус - обычный (толковый или переводной) словарь. Тезаурусом считаются словари, в которых приводятся все слова, встретившиеся в данном языке хотя бы один раз. Обычный- идеологический (идеографический) словарь, слова-понятия классифицированы так, чтобы показать их живую взаимосвязь.