Болезни Военный билет Призыв

Типы акцентуации характера. Понятие о характере. Акцентуации характера по А.Е. Личко

«Ученики, с которыми ей чаще всего приходилось работать, чрезвычайно вспыльчивы. Многие из них, лишённые элементарных нравственных устоев, привычно лгали, хулиганили, жульничали, но при этом впадали в безграничную, неподдельную ярость от незаслуженных обвинений»

Джоан Роулинг «Случайная вакансия»

Это цитата из произведения знаменитой как нельзя точно характеризует всю полноту непредсказуемости и противоречивости человека, который еще вчера был беззаботным, отличался «ровным» поведением, а сегодня абсолютно неадекватно для окружающих и даже для самого себя реагирует и действует в тех ситуациях, которые раньше не вызывали никаких особых эмоций. Верно говорят, что подросток – это еще не взрослый, но уже не ребенок. Взрослая зрелая личность отличается стабильностью характера, тогда как подросток только ступает на путь личностного развития. Именно в это время впервые начинают ярко выделяться акцентуации характера – заостренные черты, которые проявляются в конкретных ситуациях.

Отечественный ученый, доктор медицины А. Е. Личко создал типологию акцентуаций характера, в которой совместил знания о психопатиях и уже существующей на то время классификации акцентуаций Леонгарда. Психопатии – это отклонения в характере, которые влияют на все сферы жизни человека. исходят из понятия «акцентуированная личность», тогда как личность – понятие более широкое, нежели характер. Акцентуации характера по Личко являются типологией заостренных черт характера как крайнего варианта психической нормы. Это не отклонения и не нарушения, а те особенности характера, которые формируют личность подростка.

Профессиональная психологическая методика ПДО (патохарактерологический диагностический опросник) была создана А. Е. Личко специально для выявления типов характера при наличии определенных акцентуаций. Эта методика полезна тем, что вовремя выявленные акцентуации дают возможность скорректировать их негативное влияние на формирование зрелой личности. Методика помогает психиатру выявить психопатии, а психологу – акцентуации характера.

Пришло время подробно рассмотреть акцентуации характера по Личко, которые формируют характер подростка и влияют на становление его личности.

Гипертимный тип

Это очень подвижные, общительные и даже временами болтливые люди, которые стремятся к самостоятельности. Обычно пребывают с позитивно-приподнятом настроении, которое может смениться недовольством, злостью или гневом в ситуации непонимания их поведения другими людьми. На место радости приходит уныние также по причине недовольства самим собой. В стрессовых ситуациях демонстрируют большой запас жизненной энергии и оптимизма. Высокий жизненный тонус может приводить к переоценке своих возможностей. Они часто неразборчивы в знакомствах, что может привести к негативным последствиям: асоциальному поведению, к формированию вредных привычек.


Этот тип акцентуации проявляется цикличностью, когда гипертимная фаза сменяется депрессивными проявлениями. В каждой фазе есть свои «слабые места». Во время гипертимной фазы это все те же неразборчивые связи, непереносимость однообразия и кропотливой работы. Все это сменяется крушением жизненных стереотипов в депрессивной фазе, когда обычный образ жизни перестает устраивать, появляется , раздражительность. Обостряется чувствительность в замечаниям и упрекам, которые воспринимаются как подтверждение своей несостоятельности и слабости. Если эти чувства обостряются, может появиться угроза суицидального поведения. Личко указывает, что эти фазы могут сменяться как каждые три-четыре дня, так и затягиваться на более продолжительные периоды.

Лабильный тип

Главная черта этого типа – крайняя изменчивость настроения и общего эмоционального состоянии. Если у других неустойчивых типов изменчивость проявляется в поведении, то у лабильного типа меняется именно эмоциональное состояние. Эту особенность можно объяснить на простом примере: при отсутствии явных неудач и проблем, настроение такого человека может резко измениться от очень веселого до мрачного и депрессивного, потому что случайный прохожий «бросил» неприветливый взгляд, или не вовремя начался дождь. Обычно эти переживания очень глубоки и проявляются как в отсутствии аппетита, утрате трудоспособности, стремлению к одиночеству.

Астеноневротический тип

Этот тип акцентуации отличается склонностью к ипохондрии – преувеличенным переживаниям по поводу возможных болезней. Такие люди склонны к повышенной утомляемости и раздражительности. Особенно это проявляется при чрезмерных умственных нагрузках. Раздражение бывает очень сильным, когда окружающие могут попасть «под горячую руку». Но это состояние резко сменяется раскаянием и даже слезами. Самооценка у этих людей связана с проявлениями ипохондрии: если самочувствие и настроение хорошее, то проявляют себя довольно уверенно и оптимистично.

Сенситивный тип

Это люди, которые с раннего возраста отличаются тревожностью, пугливостью, а в более старшем возрасте в связи с этим проявляют замкнутость и закрытость. Им сложно расслабиться в шумной компании и найти общий язык с малознакомым человеком. Однако, в близком окружении это открытые и общительные люди. Вступая во взрослую жизнь, они испытывают чувство изоляции и неполноценности, которое порождает реакции гиперкомпенсации. Это значит, что человек не избегает своих «слабых зон», а наоборот, стремиться в них самоутвердиться. Например, стеснительный парень ведет себя развязно и заносчиво. Но в тот момент, когда обстоятельства требуют от него решительных действий, проявляются его слабые стороны.

Психастенический тип

Одной из наиболее важных особенностей этого типа акцентуации является склонность к навязчивым состояниям, которые проявляются с детства в виде различных страхов и фобий. Склонны к самоанализу, тревожной мнительности, которая возникает на основе неопределенности в своем будущем. Это сильные переживания по поводу возможных, часто маловероятных событий будущего. Чтобы гасить действие этой тревоги, они придумывают различные помогающие ритуалы. Например, чтобы не заболеть, нельзя касаться дверных ручек. Также проявляется формализм и педантичность. Это поведение приносит уверенность в том, что если все планировать заранее, то ничего плохого не произойдет.

Шизоидный тип

Этот тип акцентуации можно охарактеризовать отсутствием «внутреннего единства». Об этом говорит сочетание следующих особенностей: холодность и чувствительность, замкнутость и болтливость, бездеятельность и целеустремленность, привязанность и антипатия, глубина внутреннего мира и поверхностность его проявления. Наиболее яркими чертами типа считаются низкая потребность в общении и отгороженность от окружающих. В подростковом возрасте эти черты сильно заостряются и стают заметными. Низкая способность к интуиции и эмпатии ощущаются как холодность. Противоречивость этих людей проявляется к том, что они скорее откроются незнакомцу, чем будут откровенны с близкими людьми.
Видео про шизоидный тип акцентуации характера по Личко:


Яркой особенностью этого типа является дисфория – злобно-гневливое состояние, при котором злоба и агрессия накапливаются, и через некоторое время выбрасываются наружу в виде продолжительных вспышек гнева. Характерна инертность во всех аспектах: жизненных ценностях, эмоциональной сфере, в движениях. Эти особенности проявляются в сильной ревности, часто безосновательной. Не любят «пустых мечтаний», стараются жить в реальности и не строить иллюзий. Эпилептоидная акцентуация – одна из самых сложных в плане социальной адаптации.

Истероидный тип

Повышенный эгоцентризм, жажда всеобщей любви и признания, высокая демонстративность составляют основу этого типа. Ненависть и негативное мнение о своей личности такие люди воспринимают намного лучше, чем нейтральное отношение и даже равнодушие. Они очень боятся остаться незамеченными. Важной чертой этого типа является внушаемость, но от нее не остается и следа, если внушение не направлено на подчеркивание достоинств и восхищение.

Неустойчивый тип

Собственно, неустойчивость этих людей проявляется в невозможности следовать социально-приемлемым формам поведения. С ранних лет наблюдается нежелание обучаться, слушаться старших, в более старшем возрасте испытывают трудности в романтических отношениях от сложностей в установлении глубоких эмоциональных связей. Эти люди стараются жить настоящим днем, не строят планы на будущее и не стремятся к достижениям.

Конформный тип

Это люди, главной чертой которых является стремление «слиться» с другими. Это проявляется в принятии чужих точек зрения, руководстве чужими желаниями и общими целями. Они стараются не отличаться от других, очень привязаны к близкому окружению. В профессиональной сфере ярко выражена безынициативность. Им подходит любая работа, только бы она не была связана с необходимостью проявлять инициативу.

Карл Леонгард разработал известную классификацию акцентуаций личности, кроме того, широкое распространение имеет классификация акцентуаций характера известного детского психиатра, профессора А.Е. Личко. Однако и в том и другом подходе сохраняется общее понимание смысла акцентуаций.

Леонград выделяет 12 типов акцентуации, каждый из них предопределяет избирательную устойчивость человека к одним жизненным невзгодам при повышенной чувствительности к другим, к частым однотипным конфликтам, к определенным нервным срывам. В благоприятных условиях, когда не попадают под удар именно слабые звенья личности, такой человек может стать и незаурядным. Например, акцентуация характера по так называемому экзальтированному типу может способствовать расцвету таланта артиста, художника.

Акцентуации характера часто встречаются у подростков и юношей (50-80%). Определить тип акцентуации или ее отсутствие можно с помощью специальных психологических тестов, например тест Леонгарда - Шмишека. Нередко приходится иметь дело с акцентуированными личностями и важно знать и предвидеть специфические особенности поведения людей.

Приведем краткую характеристику особенностей поведения в зависимости от типов акцентуации:

1) гипертимический (гиперакгивный) - чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел, разговорчив, очень энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, рискам, авантюрам, не реагирует на замечания, игнорирует наказания, теряет грань дозволенного, отсутствует самокритичность;

2) дистимичный - постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословность, пессимистичность, тяготится шумным обществом, с сослуживцами близко не сходится. В конфликты вступает редко, чаще является в них пассивной стороной;

3) циклоидный - общительность циклически меняется (высокая в период повышенного настроения и низкая в период подавленности);

4) эмотивный (эмоциональный) - чрезмерная чувствительность, ранимость, глубоко переживает малейшие неприятности, излишне чувствителен к замечаниям, неудачам, поэтому у него чаще печальное настроение;

5) демонстративный - выражено стремление быть в центревнимания и добиваться своих целей любой ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычное увлечение, ложь. Легко забывает о своих неблаговидных поступках;

6) возбудимый-повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, «занудливость», но возможны льстивость, услужливость (как маскировка). Склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленности в беседе. Активно и часто конфликтует;

7) застревающий - «застревает» на своих чувствах, мыслях, не может забыть обид, «сводит счеты», служебная и бытовая несговорчивость, склонность к затяжным склокам, в конфликтах чаще бывают, активной стороной;


8) педантичный - выраженная занудливость в виде «переживания» подробностей, на службе способен замучить посетителей формальными требованиями, изнуряет домашних чрезмерной аккуратностью;

9) тревожный (психастенический) - пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность в себе, крайняя нерешительность, долго переживает неудачу, сомневается в своих действиях;

10) экзальтированный (лабильный) - очень изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, повышенная отвлекаемость на внешние события, словоохотливость, влюбчивость;

11) интровертированный (шизоидный, аутистический) - малая общительность, замкнут, в стороне от всех, общение по необходимости, погружен в себя, о себе ничего не рассказывает, свои переживания не раскрывает, хотя свойственна повышенная ранимость. Сдержанно холодно относится к другим людям, даже к близким;

12) экстравертированный (конформный) - высокая общительность, словоохотливость до болтливости, своего мнения не имеет, очень не самостоятелен, стремится быть как все, неорганизован, предпочитает подчиняться.

Согласно концепции К. Леонгарда, в структуре личности некоторые акцентуированные черты в большей степени определяются особенностями темперамента, некоторые - особенностями характера. К акцентуациям свойств характера К. Леонгард относит демонстративный, педантичный, застревающий и возбудимый типы акцентуаций. Остальные варианты акцентуаций относятся К. Леонгардом к акцентуациям темперамента.

Разъясняя свое понимание акцентуированных личностей, Леонгард подчеркивал, что они, как правило, не являются патологическими, и аргументировал свою позицию так: «При ином толковании мы бы вынуждены были прийти к выводу, что нормальным можно считать только среднего человека, а всякое отклонение от середины (средней нормы) должны были бы признать патологией. Это вынудило бы нас вывести за пределы нормы тех личностей, которые своим своеобразием отчетливо выделяются на фоне среднего уровня. Однако в эту рубрику попала бы и та категория людей, о которых говорят «личность» в положительном смысле, подчеркивая, что она обладает ярко выраженным оригинальным психическим складом».

Таким образом, в акцентуированных личностях потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд. Легкая степень выраженности акцентуации, чаще всего, связана с положительными проявлениями личности, высокая - с отрицательными проявлениями. О патологии можно вести речь только в том случае, когда акцентуированная черта выражена в очень сильной степени и оказывает разрушительное воздействие на личность в целом.

А.Е. Личко выделяет следующие типы акцентуаций: гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сенситивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый и конформный.

Как и в случае психопатий, различные типы могут сочетаться, или смешиваться, в одном человеке, хотя сочетания эти не любые.

«Гипертимный тип. Отличается почти всегда хорошим, даже слегка приподнятым настроением, высоким жизненным тонусом, брызжущей энергией, неудержимой активностью. Постоянное стремление к лидерству, притом неформальному. Хорошее чувство нового сочетается с неустойчивостью интересов, а большая общительность с неразборчивостью в выборе знакомств. Легко осваиваются в незнакомой обстановке. Присущи переоценка своих возможностей и чрезмерно оптимистические планы на будущее. Короткие вспышки раздражения бывают вызваны стремлением окружающих подавить их активность и лидерские тенденции».

«Шизоидный тип. Главными чертами являются замкнутость и недостаток интуиции в процессе общения. Трудно устанавливают неформальные эмоциональные контакты, эта неспособность нередко тяжело переживается. Быстрая истощаемость в контакте побуждает к еще большему уходу в себя. Недостаток интуиции проявляется неумением понять чужие переживания, угадать желания других, догадаться о невысказанном вслух. Внутренний мир почти всегда закрыт для других и заполнен увлечениями и фантазиями, которые предназначены только для самих себя и служат утешению честолюбия или носят эротический характер. Увлечения отличаются силой, постоянством и нередко необычностью, изысканностью. Богатые эротические фантазии сочетаются с внешней асексуальностью. Алкоголизация и делинквентное поведение встречаются довольно редко».

Какие ситуации тяжелы для гипертимов? Те, где строго регламентируется их поведение, где нет свободы для проявления инициативы, где есть монотонный труд или вынужденное бездействие. Во всех этих ситуациях гипертимы дают взрывы или срывы. Например, если у подростка такого типа слишком опекающие родители, которые контролируют каждый его шаг, то очень рано он начинает протестовать, давать острые негативные реакции вплоть до побегов из дома.

Для лиц с шизоидной акцентуацией труднее всего вступать в эмоциональные контакты с людьми. Поэтому они дезадаптируются там, где нужно неформально общаться (что как раз очень подходит гипертиму). Поэтому им не следует поручать, например, роль организатора нового дела: ведь это потребует от него установления многих связей с людьми, учета их настроений и отношений, тонкой ориентировки в социальной обстановке, гибкости поведения.

Для истероидного акцентуанта труднее всего переносить невнимание к его особе. Он стремится к похвалам, славе, лидерству, но скоро теряет в результате деловой незрелости позиции и тогда очень страдает. Оставить в покое шизоида или психастеника можно, а иногда даже и нужно; сделать то же с истероидом - значит создать ситуацию психологического дискомфорта и даже стресса.

Из приведенных примеров видно, насколько различны и иногда даже качественно противоположны «слабые звенья» разных типов характера, как, впрочем, и их сильные стороны. Знание этих слабых и сильных сторон совершенно необходимо для осуществления индивидуального подхода к человеку.

Введение понятия «места наименьшего сопротивления» (или «слабого звена») характера, а также описание этих мест применительно к каждому типу - важный вклад в психологическую теорию характера. Он имеет также неоценимое практическое значение. Слабые места каждого характера надо знать, чтобы избегать неправильных шагов, излишних нагрузок и осложнений в семье и на работе, при воспитании детей, организации собственной жизни и т.п.

Застревающая личность при неблагоприятных обстоятельствах может стать несговорчивым, не терпящим возражений спорщиком, но если обстоятельства будут благоприятствовать такому человеку, не исключено, что он окажется неутомимым и целеустремленным тружеником.

Педантическая личность при неблагоприятных обстоятельствах может заболеть неврозом навязчивых состояний, при благоприятных - из нее выйдет образцовый работник с большим чувством ответственности за порученное дело.

Демонстративная личность может разыграть перед нами рентный невроз, при иных обстоятельствах она способна выделиться выдающимися творческими достижениями. В целом при отрицательной картине врачи склонны усматривать психопатию, при положительной - скорее акцентуацию личности. Подобный подход в достаточной мере оправдан, поскольку легкая степень отклонений связана чаще с положительными проявлениями, а высокая - с отрицательными.

Обозначение «патологические личности» следовало бы применять лишь в отношении людей, которые отклоняются от стандарта и тогда, когда внешние обстоятельства, препятствующие нормальному течению жизни, исключаются. Однако необходимо учитывать различные пограничные случаи.

Жесткой границы нет и между нормальными, средними людьми и акцентуированными личностями. Здесь также не хотелось бы подходить к этим понятиям слишком узко, т.е. неверно было бы на основании какой-либо мелкой особенности человека тотчас же усматривать в нем отклонение от нормы. Но даже при достаточно широком подходе к тому, какие качества можно называть стандартными, нормальными, не бросающимися в глаза, все же существует немало людей, которых приходится отнести к акцентуированным личностям.

личность характер акцентуация неформальный


Помимо классификации К. Леонграрда, в практике психологов и психиатров используются акцентуации характера Личко.

Он расширил и дополнил это понятие, вывел свою типологию характеристик заостренных черт личности.

Краткая предыстория

А. Личко вывел свою систематику акцентуаций характера, основываясь на , Г.Е. Сухаревой и П. Б. Ганнушкина.

Однако она немного отличается .

Предназначена классификация в первую очередь для изучения подросткового возраста , охватывает не только акцентуации, но и психопатологические отклонения характера.

Личко предложил заменить термин «акцентуации личности» на «акцентуации характера», объясняя это тем, что личность - более широкое понятие и нельзя ее оценивать только с точки зрения акцентуаций.

Внимание при исследованиях направлялось на подростковый возраст, потому что в этот период наиболее ярко начинают проявляться различные психопатии.

Типы акцентуации характера по Личко:

Акцентуации характера с точки зрения А. Е. Личко

Согласно теории Личко, акцентуация - это временные . В процессе они могут появляться и исчезать. Эти изменения и особенности личности иногда переходят в психопатии и сохраняются уже во взрослом состоянии.

Направление развития заостренных черт личности определяется социальным окружением и видом акцентуации. Она бывает явная и скрытая .

Согласно психиатру А. Личко, акцентуации - это пограничные состояния между нормой и патологией .

Поэтому свою классификацию он выстраивал на основе видов психопатий.

Акцентуации характера — примеры:

Классификация

Были выделены следующие виды акцентуаций:

  1. Гипертимный тип . Активный, неусидчивый, плохо контролируется учителями. Лабилен, легко подстраивается под изменяющиеся ситуации. Подростки склонны к конфликтам со взрослыми, в том числе учителями. Перемен не боятся. Настроение преобладает позитивное. склонны переоценивать свои возможности, поэтому способны идти на риск, не раздумывая.

    Для них приемлем азарт, шумные, активные компании и развлечения. Увлечений много, они поверхностны.

  2. Циклоидный . Характерна частая смена настроения - от хорошего до плохого. Предпочитают одиночество, нахождение дома, чем активные развлечения в компании. Неприятности переживают тяжело. Болезненно реагирует на критику и замечания. Есть склонность к , апатии, легко раздражается. Перемена настроения может быть привязана ко времени года.

    В процессе взросления выраженные черты акцентуации могут сглаживаться, но иногда происходит застревание на угнетенно-меланхолической стадии. В период подъема, когда настроение хорошее, наблюдается жизнерадостность, оптимизм, высокая активность, общительность, инициативность. В противоположном состоянии - плохом настроении - проявляют повышенную чувствительность, остро реагируют на критику.

  3. Сенситивный . Люди этого типа отличаются высокой чувствительностью. Подростки производят впечатление замкнутых, они не стремятся к совместным играм, боязливы. Хорошо относятся к родителям, ведут себя послушно. Возможны сложности адаптации в коллективе. Может развиться комплекс неполноценности.

    У людей этого типа развито чувство ответственности, предъявляют к себе и другим высокие моральные требования.

    Усидчивость позволяет успешно заниматься кропотливой работой и сложными видами деятельности. выбирают тщательно. Предпочитают общаться с теми, кто старше.

  4. Шизоидный тип. Наблюдается замкнутость, стремление проводить время в одиночестве, отгороженность от мира. К другим людям и общению с ними равнодушны, что может проявляться в демонстративном избегании контактов. У них отсутствует такое качество, как сочувствие, не проявляют интереса к окружающим людям, нет сопереживания и понимания чувств других. не стремятся показывать людям свои чувства, поэтому сверстники не понимают их, считая странными.

  5. Истероидный . Отличаются высокой степенью эгоцентризма. Им необходимо внимание других людей, и они все делают, чтобы получить его. Демонстративны и артистичны. Переживают, если внимание оказывают не им, а кому-то еще. Ими должны восхищаться - одна из важных потребностей личности. Истероиды становятся инициатором мероприятий и событий, но сами не способны четко организовать их. Заслужить авторитет у сверстников им также проблематично, несмотря на то, что стремятся к лидерству. Им нужна похвала в свой адрес, а вот критику воспринимают болезненно. Чувства неглубоки.

    Склонны к обману, фантазиям, наигранности. Нередко проявляют демонстративный тип суицида в попытках привлечь внимание и заслужить сочувствие окружающих.

  6. Конформный тип. Подростки с подобной акцентуацией легко подчиняются воле других людей. Они не имеют собственного мнения, следуют за группой. Основной принцип - быть, действовать, как все. При этом отличаются консерватизмом. Если им нужно защитить свои интересы, пойдут на любые поступки, находя им оправдание. Склонен к предательству. Находит способ выживать в коллективе, подстраиваясь под него и приспосабливаясь под лидера.
  7. Психастенический тип. Отличается нерешительностью, нежеланием брать на себя ответственность. Склонны к самоанализу, критично подходят к оценке своей личности и поступков. Обладают высокими умственными способностями, опережая сверстников. В поведении может наблюдаться импульсивность и непродуманность действий. Аккуратны и рассудительны, достаточно спокойны, но при этом нерешительны и не способны на активные действия, где требуется риск и взятие на себя ответственности.

    Для снятия напряжения склонны употреблять алкоголь или наркотические вещества. Психастеники проявляют себя деспотично в личных отношениях, что в итоге может приводить к их разрушению. Склонны они и к проявлению мелочности.

  8. Неустойчивый . К учебе проявляют мало интереса, что доставляют немало волнений родителям и учителям. Имеют склонность к развлечениям. Жизненные цели отсутствуют, живут одним днем, ничем не интересуются. Основные черты - легкомыслие, лень, праздность. Не интересует их и труд. Не любят, чтобы их контролировали, стремятся к полной свободе. Открыты к общению, коммуникативны, любят разговоры. Имеют склонность к разным видам зависимостей. Часто попадают в опасные компании.
  9. Эмоционально-лабильный тип. Резкая, непредсказуемая смена настроения. Поводом для перепадов эмоционального состояния может служить любая мелочь, вплоть до неправильно брошенного взгляда или сказанного слова.

    Тип чувствителен, нуждается в поддержке, особенно в периоды плохого настроения.

    К сверстникам относится хорошо. Обладает чувствительностью, понимает отношение и настроение окружающих. Сильно привязываются к людям.

  10. Эпилептоидный тип. Одна из выраженных черт характера - жестокость, склонны обижать младших и слабых, животных. Дружить и общаться предпочитает со взрослыми, необходимость налаживать коммуникацию со сверстниками причиняет дискомфорт. В раннем возрасте проявляют черты капризности, плаксивости, требуют внимания.

    Обладают самолюбием и стремлением к власти. Если становятся начальником, подчиненных держат в страхе. Из всех акцентуаций считается наиболее опасным типом личности, так как обладает высокой степенью жестокости. При необходимости сделать карьеру и добиться высокого поста, умеют угодить высшему руководству, подстроиться под его требования, при этом не забывая про свои интересы.

  11. Астеноневротический тип. Проявляют дисциплинированность и ответственность. Однако у них высокая степень утомляемости, особенно заметно это при монотонной деятельности или необходимости участвовать в соревновательной работе. Сонливость, утомляемость может возникать и без видимой причины. В проявлениях акцентуации заметна раздражительность, повышенная мнительность, ипохондрия.

    Есть вероятность эмоциональных срывов, особенно если события происходят не так, как хотят астеники. Раздражительность сменяется раскаянием.

Помимо ярко выраженных типов могут наблюдаться и смешанные характеры.

Таблица акцентуаций характера:

Где используется методика?

Тест Личко расширен до 143 вопросов. Ориентирован больше на детей и подростков.

Используется для выявления ярко выраженных проблем и акцентуаций в характере, позволяет прогнозировать появление , психопатий, своевременно начать коррекцию негативных состояний, выявить опасных личностей.

Личко считал, что важно изучать акцентуации уже в подростковом возрасте, так как большинство в этот период проявляется наиболее ярко и формируется до переходного возраста .

Применение методов диагностирования, тестирования, беседы позволяет своевременно выявить проблему и разработать коррекционную программу .

Как выявлять акцентуации характера? Комментарий психолога:

Характер - индивидуальное сочетание устойчивых, существенных психологических особенностей личности, обуславливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах (Асмолов).

Характер - каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности

Характер – совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и эмоционального реагирования. Характер человека это сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами, он заключается в индивидуализации свойств личности и эти свойства используются для того, чтобы социализироваться (адаптироваться) в мире. Характер- результат индивидуализации и социализации свойств индивида.

Характер определяет содержательную сторону. Он формируется на основе темперамента в процессе воспитания и социализации. Характер формируется под действием как биологических факторов, так и социальных. Возможность повлиять на его формирование становится центральным отличительным моментом в сравнении с темпераментом (современный подход). Но существовали и противоположные мнения.

Лазурский: Х-р формируется на анатомо-физиологической основе и «перевоспитать» природу невозможно. Заданные черты могут только заостряться или сглаживаться, но они уже есть от рождения.

Сегодня принято считать что, средовой и генетический факторы равнозначны в формировании характера, характер формируется в течение всей жизни. Изменения в характере появляются в критических, стрессовых, трудных, болезненных состояниях.

Признаки характера:

· Черты х-ра проявляются только в социально значимых условиях, которые имеют особое значение для человека.

· Х-р отличается от психологических состояний и процессов своей устойчивостью.

· Формируется на основе темперамента

· Обусловлен особенностями воспитания

· Особое значение в формировании х-ра играет волевой компонент (без воли х-р не формируется). Чтобы характер был устойчивым, необходимо устойчивое отношение личности к своим особенностям. Воля - это сила, которая позволяет осуществить недостаточно мотивированное поведение.

Функции характера:

1. адаптивная: любая черта х-ра помогает человеку эффективно взаимодействовать с миром. Является дезадаптивной только в крайнем своём проявлении.

2. защитная: х-р формируется в среде благодаря конфликту между подструктурами личности.

3. фасилитирующая (облегчающая) : по Асмолову х-р определяет способ действия в отношении окружающего мира. Мы ведём себя в соответствии с чертами, не задумываясь, что это экономит энергию. Проявления х-ра без обдумывания, вопреки сознанию - это импульсивность (повышенная осторожность, притязательность). Импульсивность - форма автоматизма характера (привычки).

4. экспрессивная: выражения качественного отношения личности к происходящему, т.е. экспрессия (вежливость, резкость, небрежность), стилистика речи (устной, письменной).

Через функции х-ра можно говорить о волевых, эмоциональных, интеллектуальных свойствах характера. Свойства х-ра - это такие индивидуально-своеобразные свойства личности, которые проявляются лишь в типичных ситуациях (социально-значимых) в зависимости от социально типичных (значимых) отношений личности с одной стороны и от свойств индивида с другой.

Структура х-ра:

Черты характера существуют в его структуре не хаотично, а гармонично организованно. А значит по наличию одних черт мы можем судить о наличии/отсутствии других. Некоторые авторы выделяют противоречивые (сочетание противоположных черт) и непротиворечивые х-ры.

Структура характера - целостная организация отдельных свойств характера, которые зависят друг от друга, связаны друг с другом.

В структуре можно выделить:

1. - ведущие (основные): задают общюю направленность личности, практически не изменяются.

Второстепенные: определяются основными. Можно изменять благодаря волевому фактору.

2. Х-р проявляется в 3х сферах: - эмоциональная (страстность, сентиментальность, ревнивость)

Волевая (настойчивость, решительность, ленность)

Познавательная (практичность, критичность, любознательность, аналитичность и т.д.)

3. Все черты х-ра выражают отношение:

К себе (самоудовлетворённость, самодостаточность)

К другим (агрессивность, презрение, жадность, гостеприимность)

К делу, цели, труду (исполнительность, расчётливость, увлечённость, целеустремлённость).

Типы х-ра:

Рецептивный: соотносится с оральным х-ом по Фрейду. Пассивное поглощение ресурсов. Окружающая среда является источником ресурсов -> необходимо сохранять контакт с природой.

Эксплуататорский: Желание получить что-то из вне. Делает это активно, агрессивно. Склонны к воровству, клептомании, плагиату. Редко считает свои собственные идеи стоящими, поэтому берёт их у других. Такой тип х-ра становится препятствием к творчеству. Свойственно: завистливость, ревнивость, цинизм, подозрительность, сарказм, язвительность, чёрный юмор.

Накопительный: Склонность к накоплению, экономии. Главное не получать, а сохранять. В эмоциональной сфере- сдерживание чувств. Свой-но: мнительность, подозрительность, скупость, жадность, склонность к сутяжничеству.

Рыночный: Соотносится с невротическим х-ом по Фрейду. Весь мир, по их мнению, «купля - продажа». Воспитывает в себе качества, необходимые обществу, которые можно выгоднее продать (я сам объект купли-продажи). Слабая волевая сфера, любовь строиться на обмене чем-либо. Стремление заниматься тем, что по их мнению в жизни пригодится, а не тем, чем хочется.

Продуктивный: Познаёт окружающий мир, др. людей. Продуктивность – способность использовать свои силы в полной мере и реализовать свой потенциал. Важно развивать те качества, которыми ты уже обладаешь. «-» черты необходимо трансформировать: упрямство в настойчивость, склонность к эксплуататорству в инициативность. Это единственный тип, который способен на истинную любовь и не боится близости.

Акцентуации х-ра (по Личко):

Понятие «акцентуация» было введено К.Леонгардом (50е года): А. – это краний вариант нормы х-ра, предоставляющий устойчивость человека к одним жизненным события и повышающий чувствительность к другим.

Как считает известный нем. психиатр К. Леонгард, у 20-30% людей некоторые черты характера столь заострены (акцентуированы), что это при определенных обстоятельствах приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам.

Обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с повзрослением. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях. Социальная дезадаптация при акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо бывает непродолжительной.

Акцентуация характера – преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате ухудшается взаимодействие с окружающими людьми. Выраженность акцентуации может быть различной - от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни- психопатии (болезненное уродство характера, в результате резко ухудшаются отношения с людьми, тотальна, необратима, приводит к соц. дезадаптации). Но в отличии от психопатии акцентуации проявляются непостоянно, с годами могут существенно сгладится, приблизиться к норме.

Ганушкин: Нормальная личность – несовместимые понятия. Т.к. личность – индивидуальность, а норма – это среднее, невыдающееся.

А.Е.Личко (80е годы): не стоит разделять акцентуацииии х-ра и акцентуации темперамента (как это сделано у Леонгарда). Любые акцентуации личночти – это акцентуации х-ра.

Тип акцентуированной личности по К. Leonhard (1976) Тип акцентуации характера по нашей классификации
Демонстративный Истероидный
Педантичный Психастенический
Застревающий
Возбудимый Эпилептоидный
Гипертимический Гипертимный
Дистимический
Аффективно-лабильный Циклоидный
Аффективно-экзальтированный Лабильный
Эмотивный Лабильный
Тревожный (боязливый) Сенситивный
Экстравертированный Гипертимно-конформный
Интровертированный Шизоидный
То же Сенситивный
Неустойчивый
Конформный
Астеноневротический

Гипертимный тип :

Гипертимные подростки отличаются большой подвижностью, общительностью, болтливостью, чрезмерной самостоятельностью, склонностью к озорству, недостатком чувства дистанции в отношении ко взрослым. С первых лет жизни они везде вносят много шума, любят компании сверстников и стремятся командовать ими. Главная черта гипертимных подростков - почти всегда.очень хорошее, даже приподнятое настроение. Лишь изредка и ненадолго эта солнечность омрачается вспышками раздражения, гнева, агрессии.

Хорошее настроение гипертимных подростков гармонично сочетается с хорошим самочувствием, высоким жизненным тонусом, нередко цветущим внешним видом. У них всегда хороший аппетит и здоровый сон... Реакция эмансипации бывает особенно отчетливой. Неудержимый интерес ко всему вокруг делает гипертимных.подростков неразборчивыми в выборе знакомств. Всегда хорошее настроение и высокий жизненный тонус создают благоприятные условия для переоценки своих способностей и возможностей. Избыточная уверенность в своих силах побуждает "показать себя", предстать перед окружающими в выгодном свете, прихвастнуть.

Гипертимно-неустойчивый вариант психопатизации является наиболее частым. Здесь жажда развлечений, веселья, рискованных похождений все более выступает на первый план и толкает на пренебрежение занятиями и работой, на алкоголизацию и употребление наркотиков, на сексуальные эксцессы и делинквентность - в конечном итоге может привести к асоциальному образу жизни...

Гипертимно-истероидный вариант встречается значительно реже. На фоне гипертимности постепенно вырисовываются истероидные черты. При столкновении с жизненными трудностями, при неудачах, в отчаянных ситуациях и при угрозе серьезных наказаний возникает и желание разжалобить других (вплоть до демонстративных суицидных действий), и произвести впечатление своей незаурядностью, и прихвастнуть, "пустить пыль в глаза".

Гипертимно-аффективный вариант психопатизации отличается усилением черт аффективной взрывчатости, что создает сходство с эксплозивными психопатиями. Вспышки раздражения и гнева, нередко свойственные гипертимам, когда они встречают противодействие или терпят неудачи, здесь становятся особенно бурными и возникают по малейшему поводу. На высоте аффекта нередко утрачивается контроль над собой

Циклоидный тип :

В подростковом возрасте можно видеть два варианта циклоидной акцентуации: типичные к лабильные циклоиды.

Типичные циклоиды в детстве ничем не отличаются от сверстников или чаще производят впечатление гипертимов. С наступлением пубертатного периода возникает первая субдепрессивная фаза. Ее отличает склонность к апатии и раздражительности. То, что раньше давалось легко и просто, теперь требует неимоверных усилий. Труднее становится учиться. Людское общество начинает тяготить, компании сверстников избегаются, приключения и риск теряют всякую привлекательность. Мелкие неприятности и неудачи, которые обычно начинают сыпаться из-за падения работоспособности, переживают крайне тяжело. Серьезные неудачи и нарекания окружающих могут углубить субдепрессивное состояние или вызвать острую аффективную реакцию с суицидными попытками. У типичных циклоидов фазы обычно непродолжительны и длятся две-три недели...

Лабильные циклоиды, в отличие от типичных, во многом приближаются к лабильному (эмоционально-лабильному или реактивно-лабильному) типу. Фазы здесь гораздо короче -несколько "хороших" дней сменяют несколько "плохих". "Плохие" дни более отмечены дурным настроением, чем вялостью, упадком сил или неудовлетворительным самочувствием. В пределах одного периода возможны короткие перемены настроения, вызванные соответствующими известиями или событиями.

Подростковые поведенческие реакции у циклоидов, как типичных, так и лабильных, обычно выражены умеренно. Увлечения отличаются нестойкостью - в субдепрессивные периоды их забрасывают, в период подъема находят новые или возвращаются к прежним заброшенным. Самооценка характера у циклоидов формируется постепенно, по мере того, как накапливается опыт "хороших" и "плохих" периодов. У подростков этого опыта еще нет, и поэтому самооценка может быть еще очень неточна...

Лабильный тип .

Главная черта лабильного типа - крайняя изменчивость настроения. Можно говорить о намечающемся формировании лабильного типа в случаях, когда настроение меняется слишком часто и чрезмерно круто, а поводы для этих коренных перемен бывают ничтожными. Настроению присущи не только частые и резкие перемены, но и значительная их глубина. От настроения данного момента зависят и самочувствие, и аппетит, и сон, и трудоспособность. Представители лабильного типа способны на глубокие чувства, на большую и искреннюю привязанность. Лабильные подростки весьма чутки ко всякого рода знакам внимания, благодарности, похвалам и поощрениям - все это доставляет им искреннюю радость, но вовсе не побуждает к заносчивости или самомнению. Реакция эмансипации у лабильных подростков выражена весьма умеренно. Самооценка отличается искренностью.

Астено-невротический тип

Главными чертами астено-невротической акцентуации являются повышенная утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондричности. Утомляемость особенно проявляется в умственных занятиях. Раздражительность неврастеников более всего сходна с аффективными вспышками у подростков лабильного типа. Склонность к ипохондризации является особенно типичной чертой. Делинквентность, побеги из дому, алкоголизация и другие нарушения поведения подросткам астено-невротического типа не свойственны. Самооценка астено-невротических подростков обычно отражает их ипохондрические установки. Они отмечают зависимость плохого настроения от дурного самочувствия, плохой сон ночью и сонливость днем, разбитость по утрам. В мыслях о будущем центральное место занимают заботы о собственном здоровье.

Сенситивный тип

С детства проявляется пугливость и боязливость. Такие дети часто боятся темноты, сторонятся животных, страшатся остаться одни, чувствуют робость и застенчивость среди посторонних, в новой обстановке и вообще не склонны к легкому общению с незнакомыми людьми. Все это иногда производит впечатление замкнутости, отгороженности от окружающего и заставляет подозревать свойственные шизоидам аутистические наклонности. Не проявляется также свойственный шизоидам ранний интерес к абстрактным знаниям, "детская энциклопедичность". Начало пубертатного периода обычно проходит без особых осложнений. Трудности адаптации чаще возникают в 16-19 лет. Именно в этом возрасте выступают оба главных качества сенситивного типа, отмеченные П. Б. Ганнушкиным, - "чрезвычайная впечатлительность" и "резко выраженное чувство собственной недостаточности". Реакция эмансипации у сенситивных подростков бывает выражена довольно слабо. Чувство собственной неполноценности у сенситивных подростков делает особенно выраженной реакцию гиперкомпенсации. В силу той же реакции гиперкомпенсации сенситивные подростки оказываются на общественных постах (старосты и т. п.). Их выдвигают воспитатели, привлеченные послушанием и старательностью. Однако их хватает лишь на то, чтобы с большой личной ответственностью выполнять формальную сторону порученной им функции, но неформальное лидерство в таких коллективах достается другим. В отличие от шизоидов сенситивные подростки не отгораживаются от товарищей, не живут в воображаемых фантастических группах и не способны быть "белой вороной" в обычной подростковой среде. Самооценка сенситивных подростков отличается довольно высоким уровнем объективности. Слабым звеном сенситивных личностей является отношение к ним окружающих. Непереносимой для них оказывается ситуация, где они становятся объектом насмешек или подозрения в неблаговидных поступках, когда на их репутацию падает малейшая тень или когда они подвергаются несправедливым обвинениям...

Психастенический тип

Психастенические проявления в детстве незначительны и ограничиваются робостью, пугливостью, моторной неловкостью, склонностью к рассуждательству и ранними "интеллектуальными интересами"...Главными чертами психастенического типа в подростковом возрасте являются нерешительность и склонность к рассуждательству, тревожная мнительность и любовь к самоанализу и, наконец, легкость образования обсессий - навязчивых страхов, опасений, действий, ритуалов, мыслей, представлений. Опасения психастеника целиком адресуются к возможному, даже к маловероятному в будущем (футуристическая направленность). Опасности реальные и невзгоды, уже случившиеся, пугают куда меньше. Защитой от постоянной тревоги за будущее становятся специально выдуманные приметы и ритуалы. Другой защитой становится специально выработанный педантизм и формализм.. Нерешительность и рассуждательство у психастенического подростка идут рука об руку. Всякий самостоятельный выбор, как бы малозначим он ни был, - например, какой фильм пойти посмотреть в воскресенье, - может стать предметом долгих и мучительных колебаний. Однако уже принятое решение должно быть немедленно исполнено. Ждать психастеники не умеют, проявляя удивительное нетерпение. Склонность к самоанализу более всего распространяется на размышления по поводу мотивов своих поступков и действий, проявляется в компании в своих ощущениях и переживаниях. Самооценка, несмотря на склонность к самоанализу, далеко не всегда бывает правильной. Часто выступает тенденция находить у себя самые разнообразные черты характера, включая совершенно несвойственные.

Шизоидный тип

Наиболее существенной чертой данного типа считается замкнутость (Kahn; 1926), отгороженность от окружающего, неспособность или нежелание устанавливать контакты, снижение потребности в общении... Иногда духовное одиночество даже не тяготит шизоидного подростка, который живет в своем мире. Но чаще же шизоиды страдают сами от своей замкнутости, одиночества, неспособности к общению, невозможности найти себе друга по душе. Недостаток сопереживания - неумение разделять радость и печаль другого, понять обиду, прочувствовать чужое волнение и беспокойство. Иногда это обозначают как слабость эмоционального резонанса. К гамме шизоидных особенностей можно добавить неумение убеждать своими словами других. Внутренний мир почти всегда закрыт от посторонних взоров. Реакция увлечения у шизоидных подростков выступает обычно ярче, чем все другие специфические поведенческие реакции этого возраста. Увлечения нередко отличаются необычностью, силой и устойчивостью. Чаще всего приходится встречать интеллектуально-эстетические хобби. Самооценка шизоидов отличается констатацией того, что связано с замкнутостью, одиночеством, трудностью контактов, непониманием со стороны окружающих. Отношение к другим проблемам оценивается гораздо хуже. Противоречивости своего поведения они обычно не замечают или не придают ей значения. Любят подчеркивать свою независимость и самостоятельность.

Эпилептоидный тип

Главными чертами эпилептоидного типа являются склонность к дисфориям, и тесно связанная с ними аффективная взрывчатость, напряженное состояние инстинктивной сферы, иногда достигающее аномалии влечений, а также вязкость, тугоподвижность, тяжеловесность, инертность, откладывающие отпечаток на всей психике, - от моторики и эмоциональности до мышления и личностных ценностей. Аффективные разряды могут быть следствием дисфории - подростки в этих состояниях нередко сами ищут повода для скандала. Но аффекты могут быть и плодом тех конфликтов, которые легко возникают у эпилептоидных подростков вследствие их властности, неуступчивости, жестокости и себялюбия. Любовь у представителей этого типа почти всегда бывает окрашена мрачными тонами ревности. Реакция эмансипации у эпилептоидных подростков нередко протекает очень тяжело. Дело может доходить до полного разрыва с родными, в отношении которых выступает крайняя озлобленность и мстительность. Реакция увлечения обычно бывает выражена достаточно ярко. Почти все эпилептоиды отдают дань азартным играм.

Истероидный тип

Его главная черта - беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к своей особе, восхищения, удивления, почитания, сочувствия. На худой конец предпочитается даже негодование или ненависть, направленные в свой адрес, но только не безразличие и равнодушие. Все остальные качества истероида питаются этой чертой. Среди поведенческих проявлений истероидности у подростков на первое место следует поставить суицидальность. Речь идет о несерьезных попытках, демонстрациях, "псевдосуицидах", "суицидальном шантаже". Реакция эмансипации может иметь бурные внешние проявления: побеги из дому, конфликты с родными и старшими, громогласные требования свободы и самостоятельности и т. п. Однако по сути дела настоящая потребность свободы и самостоятельности вовсе не свойственна подросткам этого типа - от внимания и забот близких они совсем не жаждут избавиться. Увлечения почти целиком сосредоточиваются в области эгоцентрического типа хобби. Самооценка истероидных подростков далека от объективности. Подчеркиваются те черты характера, которые в данный момент могут произвести впечатление.

Неустойчивый тип

Kraepelin (1915) назвал представителей этого типа безудержными, неустойчивыми (При сходстве названий "лабильный" и "неустойчивый" следует указать на то, что первое относится к эмоциональной сфере, а второе - к поведению). Schneider (1923) и Stutte (1960) более подчеркнули в своих названиях недостаток воли ("безвольные", "слабовольные"). Их безволие отчетливо выступает, когда дело касается учебы, труда, исполнения обязанностей и долга, достижения целей,.которые ставят перед ними родные, старшие, общество. Однако в поиске развлечений представители этого типа также не обнаруживают напористости, а скорее плывут по течению. Равнодушие к своему будущему, они не строят планов, не мечтают о какой-либо профессии или о каком-либо положении для себя. Они целиком живут настоящим, желая извлечь из него максимум развлечений и удовольствий. Слабоволие является, видимо, одной из основных черт неустойчивых. Именно слабоволие позволяет удержать их в обстановке сурового и жестко регламентированного режима. Самооценка неустойчивых подростков нередко отличается тем, что они приписывают себе либо гипертимные, либо конформные черты.

Конформный тип

П. Б. Ганнушкин (1933) метко обрисовал некоторые черты этого типа - постоянную готовность подчиниться голосу большинства, шаблонность, банальность, склонность к ходячей морали, благонравию, консерватизму. Главная черта характера этого типа - постоянная и чрезмерная конформность к своему непосредственному привычному окружению. Этим личностям свойственны недоверие и настороженное отношение к незнакомцам. Представители конформного типа - это люди своей среды. Их главное качество, главное жизненное правило - думать "как все", поступать "как все", стараться, чтобы все у них было "как у всех". Стремясь всегда быть в соответствии со своим окружением, они совершенно не могут ему противостоять. Поэтому конформная личность - полностью продукт своей микросреды. Конформность сочетается с поразительной некритичностью. Все, что говорит привычное для них окружение, все, что они узнают через привычный для них канал информации, - это для них и есть истина. Ко всему этому конформные субъекты - консерваторы по натуре. Они не любят новое, потому что не могут к нему быстро приспособиться, трудно осваиваются в новой ситуации. Они - неинициативны.

Смешанные типы . Эти типы составляют почти половину случаев явных акцентуаций. Их особенности нетрудно представить на основании предыдущих описаний. Встречающиеся сочетания не случайны. Они подчиняются определенным закономерностям. Черты одних типов сочетаются друг с другом довольно часто, а других - практически никогда. Существуют два рода сочетаний.

Промежуточные типы обусловлены эндогенными закономерностями, прежде всего генетическими факторами, а также, возможно, особенностями развития в раннем детстве. К ним относятся уже описанные лабильно-циклоидный и конформно-гипертимный типы, а также сочетания лабильного типа с астено-невротическим и сенситивным, астено-невротического с сенситивным и психастеническим. Сюда же могут быть отнесены такие промежуточные типы, как шизоидо-сенситивный, шизоидо-психастенический, шизоидо-эпилептоидный, шизоидо-истероидный, истероидно-эпилептоидный. В силу же эндогенных закономерностей возможна трансформация гипертимного типа в циклоидный.

Амальгамные типы - это тоже смешанные типы, но иного рода. Они формируются как следствие напластования черт одного типа на эндогенное ядро другого в силу неправильного воспитания или иных хронически действующих психогенных факторов. Здесь также возможны далеко не все, а лишь некоторые наслоения одного типа на другой. Подробнее эти явления рассматриваются в главе о психопатических развитиях. Здесь же следует отметить, что гипертимно-неустойчивый и гипертимно-истероидный типы представляют собой присоединение неустойчивых или истероидных черт к гипертимной основе. Лабильно-истероидный тип обычно бывает следствием наслоения и истероидности на эмоциональную лабильность, а шизоидо-неустойчивый и эпилептоидо-неустойчивый - неустойчивости на шизоидную или эпилептоидную основу. Последнее сочетание отличается повышенной криминогенной опасностью. При истероидно-неустойчивом типе неустойчивость является лишь формой выражения истероидных черт. Конформно-неустойчивый тип возникает как следствие воспитания конформного подростка в асоциальном окружении. Развитие эпилептоидных черт на основе конформности возможно, когда подросток вырастает в условиях жестких взаимоотношений. Другие сочетания практически не встречаются.


Похожая информация.