Болезни Военный билет Призыв

Темы беседы по речевому развитию. Контрольная работа Методика развития речи. Обобщающая беседа. Как пользоваться картинками в ходе бесед с дошкольниками

Беседа - это целенаправленное обсуждение чего-либо организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему. Беседа рассматривается в дошкольной педагогике как метод развития связной речи. Е. И. Радина в своём исследовании подробно раскрыла значение беседы для умственного и нравственного воспитания детей. В одних беседах систематизируются и уточняются представления, полученные ребёнком в процессе его повседневной жизни, в результате наблюдений и деятельности. Путём других педагог помогает ребёнку полнее и глубже воспринимать действительность, обращать внимание на то, что недостаточно им осознаётся. В результате знания ребёнка становятся чётче и осмысленнее .

Ценность беседы заключаются в том, что взрослый учит ребёнка логически мыслить, помогать думать, поднимает от конкретного способа мышления на более высокую ступень простейшего абстрагирования. В беседе вместе с мышлением развивается речь. В беседе ребёнок должен припоминать, анализировать, сравнивать, высказывать суждения и делать умозаключения, выводы. Формируются диалогические формы связной речи, и прежде всего разговорной: умения слушать и понимать собеседника, давать понятные ответы на поставленные вопросы, ясно выражать свои мысли в слове, высказываться в присутствии других детей. Обучение детей умению вести разговор, участвовать в беседе всегда сочетается с воспитанием навыков культуры поведения: ребёнок должен научиться внимательно, слушать того, кто говорит, не отвлекаться, не перебивать собеседника, сдерживать своё непосредственное желание сразу отвечать на вопрос, не подождав вызова. В беседе, следовательно, воспитываются сдержанность, вежливость и в целом культура речевого общения.

Высказываясь в беседе, ребёнок формулирует свои мысли не в одном, а в нескольких предложениях. Вопросы воспитателя требуют более подробного описания увиденного, пережитого, побуждают к выражению оценок, личного отношения к обсуждаемой теме. Давая развёрнутый ответ, дети употребляют для связи слов союзы (и, а, но, чтобы), разнообразную лексику. Речевая деятельность ребёнка в беседе отличается от разговора, прежде всего внутренним программированием, обдумыванием своего высказывания, большей произвольностью. Дети учатся речи-доказательству, умению обосновывать свою точку зрения, вступать в «дискуссию». Словарный запас детей активизируется, уточняется и дополняется.

Е.И. Радина предостерегала от одностороннего подхода в понимании беседы, когда сильно подчёркивается лишь речевой момент. Она отмечала важное значение беседы для формирования положительного отношения к окружающей действительности, к людям, к родной стране и родному городу, к родным и близким .

  • - бытом и трудом людей;
  • - событиями общественной жизни;
  • - деятельностью детей в детском саду (игры, труд, взаимопомощь, друзья).

В прошлом веке при отборе содержания бесед важным был принцип близости и доступности обсуждаемых явлений. Считалось возможным беседовать с детьми лишь о непосредственно окружающих ребёнка вещах. Содержание бесед, таким образом, ограничивалось наличием у ребёнка совершенно конкретного чувственного опыта, касающегося тех явлений, которые становились предметом беседы.

В наше время проблема содержания бесед с дошкольниками исследовалась многими учёными (А.П. Усова, Е.А. Флёрина, Е.И. Радина, Э.И. Залкинд, Э.П. Короткова, Н.М. Крылова).

Сделаны следующие выводы: по отношению к современным детям содержание «простого» и «сложного», «далёкого» и «близкого» в эпоху развития техники, культуры изменилось. Картинки, книги, кинофильмы, детские телепередачи, иллюстрации, альбомы, компьютерные программы расширяют круг детских представлений и понятий, будят у ребёнка новые интересы. С детьми можно беседовать о том, чего не было в их чувственном опыте, но что им психологически близко и понятно. Современность подсказывает новую тематику. Так, беседа о космонавтах может сочетаться с рассматриваемой иллюстрацией, рассказом воспитателя, чтением литературы. Каждая беседа должна сообщать что-то новое: или давать некоторые новые знания, или показывать знакомое в новом аспекте. Содержанием беседы должны быть явления, знакомые ребёнку, но требующие дополнительных пояснений, поднимающие сознание ребёнка на более высокую степень знания.

Тематика бесед определяется конкретными задачами воспитательной работы с детьми, их возрастными особенностями, запасом знаний, приобретённых в процессе экскурсий и наблюдений, а также ближайшим окружением. Приведём примерную тематику бесед:

  • * Темы, отражающие явления общественной жизни («Наш детский сад», «Москва - столица нашей Родины», о школе, о родном крае, городе, о том, что видели на почте и др.).
  • * Темы труда (работа родителей, сотрудников детского сада, труд почтальона, строителя); результаты труда, трудовые процессы (как шьют одежду, выращивают фрукты и овощи); домашний труд (мамы, бабушки).
  • * Беседы, отражающие труд самих детей («Мы - дежурные», «Как мы помогаем маме», «Что мы вырастили на нашем огороде»).
  • * Беседы об использовании техники в домашнем труде («Что машины помогают делать в детском саду», «Как машины помогают строить дом», «На чём ездят люди и перевозят грузы» «Какой речной транспорт мы видели на нашей реке (море)»).
  • * Цикл бесед на бытовые темы (об игрушках, посуде, об одежде, школьных и умывальных принадлежностях).
  • * Беседы о природе («Наш парк весной», «Зимующие и перелётные птицы», «Времена года», «Фрукты и овощи»).
  • * Беседы на морально-эстетические темы (о культуре поведения, «Уважай труд старших», «Будь хорошим товарищем») .

Важным является вопрос о месте беседы среди других методов работы. Неправильное понимание роли словесных методов в 20-е годы и реализации принципа комплексности (увязки всех занятий между собой) привело к неправильному определению места беседы. В результате она превратилась в стержень, вокруг которого группировались все другие работы в детском саду. Между тем беседа - лишь одно из средств обучения детей. Её роль может быть выполнена, если она опирается на другие методы ознакомления с окружающим (экскурсии, наблюдения, прогулки), если у детей есть знания и опыт, требующие упорядочения.

Остановимся на классификации бесед.

Е.А. Флёрина классифицировала беседы, исходя из дидактических задач. Она выделила три типа бесед.

  • 1. Беседа вводная, организующая детей на тот или иной вид деятельности.
  • 2. Беседа, сопутствующая деятельности и наблюдениям детей.
  • 3. Беседа заключительная, уточняющая и расширяющая опыт детей.

Каждая из названных бесед своеобразна по целевой установке и методу. В основу этой классификации положено взаимодействие между детским опытом и выражением его в речи .

М.М. Конина выделяет два типа бесед, дополняющих классификацию Е.А. Флёриной. В основу их положен материал (картина, книга), в связи с которым проводится беседа .

Таким образом, беседа, как основной вид диалогической речи подразделяется на множество видов и имеет большое значение для развития связной речи дошкольников.

С точки зрения содержания можно условно выделить беседы познавательного характера (о школе, о родном городе) и этические (о нормах и правилах поведения людей в обществе и дома).

Вводная беседа, или беседа, предваряющая получение новых знаний, является обычно связующим звеном между имеющимся у детей опытом и тем, который они приобретут. Роль вводной беседы ограничена. Цель её - выявить разрозненный опыт и создать интерес к предстоящей деятельности. На практике часто предварительная работа либо вообще отсутствует, либо проводится беседа, которая выходит за пределы предстоящего наблюдения, когда словесно прорабатывается то, что дети могут увидеть сами. Последующие наблюдения превращаются в иллюстрацию к слову. Ребёнок, по словам Е.А. Флёриной, лишается возможности самому «добывать» знания и получать радость от новизны восприятия .

Вводные беседы успешны, если они кратки, эмоциональны, проводятся в непринуждённой обстановке, не выходят за пределы детского опыта, а ряд вопросов остаётся неразрешённым («Посмотрим…увидим…проверим…»).

Беседа, сопровождающая приобретение нового опыта, является переходной от разговора к беседе. Она проводится в процессе детской деятельности, экскурсий, наблюдений и объединяет детей общими интересами и коллективными высказываниями. Цель её - стимулировать и направлять внимание детей на более богатое и целесообразное накопление опыта. Задача воспитателя - обеспечить наиболее полное восприятие, помочь детям получить ясные, отчётливые представления, дополнить их знания.

Содержание беседы определяется процессом наблюдения. Что и в каком порядке заметят дети и что скажут, заранее предвидеть нельзя. Дети, наблюдая, высказывают свои мысли в форме отдельных реплик и отдельных слов. Происходит обмен мнениями. Во время беседы слово педагога играет объяснительную роль, раскрывает содержание того материала, который дети воспринимают. В процессе наблюдения педагог направляет восприятие детей, поддерживает интерес к наблюдению.

В чём же особенности методики проведения таких бесед?

Как правило, беседа проходит непринуждённо, дети могут свободно двигаться, переходить с одного места на другое. Воспитатель не добивается строгого соблюдения правил поведения, не требует от детей дополнительных ответов.

Он даёт детям возможность наблюдать, незаметно для них руководит ими, не отнимая инициативу; помогает осознавать явления, связи причины и следствия, подводит к выводу.

Для этого вида беседы характерно участие разных анализаторов: зрения, слуха, осознания, мускульно-двигательной сферы, моторной деятельности. Вторая сигнальная система (слово) углубляет впечатления, которые ребёнок получает чувственным путём. Ребёнку дают возможность наблюдать, трогать. Предусматривается большая активность детей, они могут рассматривать, действовать. Их не следует одёргивать, т. к. они бывают увлечены. Нужны гибкость, тактичность, находчивость План беседы может быть изменён, потому что он корректируется ходом наблюдения. Во время такой беседы недопустимо отвлекать детей от наблюдаемого, не стоит вдаваться в подробности и рассказывать о том, чего они не видят. Поскольку в процессе бесед имеет место разнообразная деятельность, дети не утомляются, чувствуют себя легко и свободно. Заметим, что в процессе первичных наблюдений нет возможности для развёртывания беседы и для развития диалогической речи, она возникает при повторных наблюдениях, на основе уже имеющихся представлений и знаний.

Основной в детском саду является беседа заключительная, её принято называть обобщающей. Цель обобщающей беседы - систематизировать, уточнить и расширить опыт детей, полученный в процессе их деятельности, наблюдений, экскурсий. Следует отметить, что этот тип беседы в большей степени, чем два предыдущих, способствует развитию диалогической речи, в первую очередь благодаря вопросо-ответной форме общения.

Остановимся в связи с этим подробнее на методике проведения обобщающей беседы. Рассмотрим наиболее важные для руководства беседой вопросы: отбор содержания, определения структуры беседы и характера вопросов, использование наглядного материала и индивидуальный подход к детям. Планируя беседу, педагог намечает тему и отбирает соответствующее содержание. С учётом опыта и представлений детей определяются познавательные (сумма знаний для закрепления и новый материал) и воспитательные задачи; объём словаря для активизации.

Например, в беседе на тему «Кто строит дом» (подготовительная к школе группа) могут быть закреплены знания о труде строителей, об их профессиях и сообщены новые знания - о профессии архитектора. В программное содержание необходимо включить задачу развития навыков разговорной речи, умения высказываться в коллективе, доказывать свою точку зрения, предусмотреть воспитательные задачи: воспитание уважения к людям труда; воспитание культуры речевого общения. Словарь: введение новых слов (план, архитектор), закрепление и активизация слов (каменщик, плотник, штукатур, маляр, фундамент, подъёмный кран). Предшествующая работа: в течение 2 месяцев дети наблюдали за строительством дома; воспитатель знакомил их с деятельностью и профессиями тех, кто строил дом.

Систематизировать знания в беседе возможно при условии чёткого, последовательного расположения материала, т. е. при правильном его структурировании. Е.И. Радина выделила такие структурные компоненты беседы, как:

Вызывание в сознании детей живого образа в начале беседы на основе воспоминания о близких жизненному опыту явлениях;

  • - анализ этих явлений в ходе беседы, выделение наиболее существенных частностей, подводящих к выводам;
  • - элементарное обобщение, уточняющее представления детей, способствующее выработке соответствующего отношения к явлениям и стимулирующее детей на определённое поведение в дальнейшем .

Начало беседы должно быть образным, эмоциональным, восстанавливать у детей образы тех предметов, явлений, которые они видели, мобилизовать детей, быстро собрать их внимание и возбуждать интерес к предстоящему занятию, вызывать желание участвовать в беседе. Начать беседу можно по-разному - с воспоминания, с рассказа педагога, с рассматривания игрушки, предмета. В качестве эмоционального средства можно использовать картину, загадку, стихотворение, которые имеют прямое отношение к теме беседы. Так, беседу об осени можно начать с вопроса «Почему осень называют золотой?», беседу «О культуре поведения» - тоже с вопроса, заключающего в себе элемент проблемности: «О каком человеке можно сказать, что он культурный, вежливый?» Для беседы о Москве удачным началом может быть показ картины или фотографии с изображением Кремля и Красной площади. Беседу о зиме можно начать загадкой: «Снег на полях, лёд на реках, вьюга гуляет. Когда это бывает?».

В основной части беседы в ходе анализа явлений раскрывается её содержание. С этой целью перед детьми последовательно ставят вопросы, активизирующие их мышление и речевую деятельность. Педагог даёт объяснения, подтверждает детские ответы, обобщает их, вносит добавления, поправки. Цель этих приёмов - уточнить мысль ребёнка, ярче подчеркнуть факт, возбудить новую мысль ребёнка, ярче подчеркнуть факт, возбудить новую мысль. Детям сообщают новые сведения, чтобы уточнить или углубить знания о сущности явления, о предметах и др. Успех беседы обеспечивают живость и эмоциональность её проведения, использование стихов, загадок, наглядного материала, участие и активность всех детей группы.

В основной части беседы может быть несколько логически законченных частей. Это уточнение в структуру обобщающей беседы внесено В.И. Логиновой. Она выделяет определённые смысловые логические части, каждая часть заканчивается обобщением педагога. В беседе «О маме», например, можно выделить три смысловые части: труд мамы на производстве, домашний труд мамы, помощь детей маме. В беседе о школе: школьное здание и класс, ученики и учителя, школьные принадлежности, 1 сентября в школу .

Окончание беседы характеризуется определённой завершённостью. Чаще всего это связано с обобщающими выводами по всей беседе. Концовка беседы может быть различной в зависимости от её характера и содержания. Если беседа познавательного характера, дети или взрослый делают обобщение (заключительный рассказ). Этическая беседа может быть установкой на выполнение правила: «Вежливые люди, входя, первыми здороваются со всеми, наклоняют голову, улыбаются. Вежливые дети никогда не забудут поздороваться первыми. Помните всегда об этом».

Беседа может быть закончена загадкой, чтением стихотворения, пословицей, слушанием магнитофонной записи, связанной с темой беседы. Иногда в заключение беседы целесообразно ставить перед детьми задачи для последующих наблюдений, задания, связанные с трудовой деятельностью (повесим кормушку для зимующих птиц, нарисовать в подарок маме рисунок). Беседа строится на постоянной мобилизации детского внимания, памяти, мышления. Ребёнку приходится всё время следить за ходом беседы, не уклоняясь от темы, слушать собеседников, самому формулировать свои мысли и высказывать их.

Беседа считается одним из наиболее сложных методов развития речи. Основными приёмом в методике её проведения являются вопросы. Эффективность беседы зависит от умелого подбора и постановки вопросов. К. Д. Ушинский отмечал, что правильно поставленный вопрос включает в себя половину ответа. Поставить вопрос - значит выдвинуть мыслительную задачу, которая должна быть посильной дошкольнику, но не очень простой. Вопросы нацеливают на выводы, обобщения, классификацию, установление причинно-следственных связей . Методика использования вопросов в беседе разработана Е.И. Радиной. Ею же дана классификация вопросов, которая с некоторыми дополнениями применяется и в настоящее время.

В зависимости от того, какую мыслительную задачу содержит вопрос, можно выделить две группы вопросов:

  • - Вопросы, требующие простой констатации - называния или описания знакомых ребёнку явлений, предметов, фактов; т. е. он должен точно назвать предмет, его части, выделить характерные признаки (Кто? Что? Когда? Какой?). Это репродуктивные вопросы. (Например, в беседе о зиме они могут быть сформулированы так: «Какие деревья бывают зимой? Какая зимой бывает погода? Какой сейчас месяц? Это начало зимы или конец?»)
  • - Поисковые вопросы - направлены на раскрытие доступных ребёнку связей между предметами и явлениями. Такие вопросы требуют некоторых логических операций, активизации мыслительной деятельности, умения сопоставлять, сравнивать и оценивать; обобщать, делать выводы и умозаключения; устанавливать причинно-следственные, временные и другие связи и отношения (Почему? Отчего? Зачем?). (В той же беседе о зиме они могут звучать так: «Почему реки и пруды замерзают зимой? Как люди спасаются от холода? А не знаете ли вы, что изменилось в природе в феврале? Почему вы любите зиму?»

Вместе с тем надо учитывать, что ребёнок способен самостоятельно обобщить, сделать вывод, высказать суждение лишь в том случае, если ещё до беседы получил достаточный запас конкретных представлений по данной теме. В противном случае поисковые вопросы окажутся для него непосильными. Вопросы, требующие умозаключений, выводов, обобщений, нуждаются в тщательной, точной формулировке.

В зависимости от полноты и степени самостоятельности раскрытия темы можно выделить основные и вспомогательные вопросы. Основные вопросы - это стержень беседы. Важнейшее требование к ним - логическая связь друг с другом и последовательность в постановке. Они могут быть и репродуктивными, направленными на то, чтобы выявить имеющиеся у детей представления, и поисковыми, требующими установления связей и умозаключений.

Если дети самостоятельно не справляются с ответом на основной вопрос, им можно задать вспомогательный вопрос - наводящий или подсказывающий. Ребёнок не улавливает смысл вопроса иногда из-за недостаточно конкретной, общей его постановки («Что вы знаете о корове?»), а иногда из-за наличия в вопросе непонятных слов («Как называется должность у тёти Кати?»). Наводящие вопросы помогают ребёнку не только понять смысл вопроса, но и отыскать правильный ответ. Они активизируют мысль, помогают ответить на сложные вопросы, требующие выводов, суждений, обобщений. Подсказывающие вопросы уже содержат в себе ответ. Применение их оправдано по отношению к неуверенным в себе, недостаточно развитым детям. Подобные вопросы не только тормозят развитие ребёнка, но порой даже подталкивают на самостоятельные высказывания.

Следует подчеркнуть, что вопросы в беседе, независимо от их типа, должны быть простыми и понятными для дошкольников. Если вопрос труден, воспитателю целесообразно самому ответить на него. В беседе помимо вопросов используются такие приёмы, как указания, объяснение, рассказ, обобщение, ответы самого воспитателя. Указания имеют большое воспитательно-образовательное значение. Прежде всего, они помогают установить чёткую внешнюю организацию ведения беседы, дисциплинирующую детей. Указания определяют порядок и правила высказывания, привлекают внимание детей к содержанию вопроса («Подумай хорошо, прежде чем ответить»). Указания относятся и к уточнению детской речи.

Существенную роль в уточнении и систематизации значений играют обобщения, которые делает педагог, его рассказ. В ходе беседы о зиме, обобщая ответы детей, воспитатель говорит: «Сейчас зима. Зимой холодно. На улице много снега, деревья стоят голые. Зимой бывают сильные морозы и метели». В обобщающей беседе в целях активизации мыслительной и речевой деятельности используется наглядный материал. Чтобы дать зримый образ предмета, уточнить представления детей, поддерживать интерес к беседе, можно показать картину, игрушку. Предмет в натуре. Иллюстративный материал применяется по-разному: одни предметы раздают каждому ребёнку (листья деревьев, семена цветов, предметные картинки), другие показывают всем детям (картина, животное, предметы посуды, одежда). Время демонстрации наглядного материала в процессе беседы зависит от цели. Так, в самом начале беседы показывают букет цветов, фотографию для того, чтобы создать настроение, вызвать интерес, напомнить о чём-либо; рассматривание портфеля организуют в середине беседы о школе для уточнения знаний о школьных принадлежностях. Использование наглядного материала должно быть кратковременным. Не следует превращать его в самостоятельное занятие .

Руководя беседой, воспитателю необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, разную степень активности. Одни дети активны, быстро реагируют на любой вопрос, всегда отвечают правильно. Другие молчаливы, не вступают в беседу по собственной инициативе. Значительная часть детей слушает, но не высказывается в силу разных причин: из-за застенчивости и замкнутости, из-за повышенной самооценки (боятся высказаться хуже других), из-за речевых недостатков. Кроме того, в группе есть дети с неустойчивым вниманием, с ограниченным кругозором.

При проведении беседы задача педагога - добиваться, чтобы все дети были активными участниками обсуждения поставленных перед ними вопросов. Вопрос задают всем, неправильно обращаться только к активной части детей. Индивидуальные особенности детей заставляют по-разному ставить один и тот же вопрос: кому-то - в формулировке, требующей умозаключения, вызывающей раздумье; кому-то - в подсказывающей форме.

Речевая активность детей в беседе - один из показателей её эффективности. Педагог должен стремиться к тому, чтобы как можно большее количество детей приняли участие в коллективном разговоре. Дети и взрослые должны соблюдать правила речевого этикета, общения. Детям следует отвечать по одному, не перебивать говорящего, уметь молчать, быть сдержанными, не повышать голоса, употреблять формулы вежливости. Воспитатель должен корректно формулировать и задавать вопрос, не прерывать без особой надобности отвечающего ребёнка, приходить на помощь затрудняющемуся, соблюдать эталонную речь, обучать умению вести разговор.

Ответы детей во время беседы носят характер кратких или развёрнутых реплик; допустимы и однословные ответы, если содержание вопроса не требует большего. Если дети отвечают на репродуктивные вопросы, тем более нельзя добиваться, чтобы каждый ответ был полным. Подобное требование ведёт к искажению языка.

Методически важен вопрос о соотношении в беседе речи взрослого и детей. Как показывают наблюдения, часто речевая активность педагога превалирует над детской. Иногда воспитатели, ставя вопрос, не дают детям возможности сосредоточиться и подумать, торопятся ответить сами, начиная рассказывать о том, что наблюдали, например, на экскурсии. Детям не остаётся ничего другого, как пассивно слушать. Другая крайность заключается в «вытягивании» у детей ценой значительных усилий правильных ответов. Эффективность беседы в значительной степени зависит от умения педагога целенаправленно вести за собой детей, направлять детскую мысль и активизировать речевую деятельность.

В методике определено, в каких возрастных группах проводятся занятия-беседы. В отношении младшего дошкольного возраста используется беседа-разговор в процессе получения опыта. Беседой сопровождается рассматривание игрушек, картинок. В среднем дошкольном возрасте преимущественно используются беседы, которые сопровождают получение новых знаний, сопутствуют наблюдениям (из чего сделаны предметы, наша одежда, умывальные принадлежности) и экскурсиям (что делает почтальон). В старшем дошкольном возрасте проводятся все виды бесед.


Введение

Беседа как метод обучения - это целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с группой детей на определенную тему. В детском саду используются беседы воспроизводящие и обобщающие. И в том и в другом случае - это итоговые занятия, на которых систематизируются имеющиеся у детей знания, осуществляется анализ ранее накопленных фактов.
Известно, что беседа - активный метод умственного воспитания. Вопросо-ответный характер общения побуждает ребенка воспроизводить не случайные, а наиболее значимые, существенные факты, сравнивать, рассуждать, обобщать. В единстве с мыслительной деятельностью в беседе формируется речь: связные логические высказывания, оценочные суждения, образные выражения. Закрепляются такие программные требования, как умение отвечать кратко и распространенно, точно следуя содержанию вопроса, внимательно слушать других, дополнять, поправлять ответы товарищей, самому задавать вопросы.
Беседа - эффективный метод активизации словаря, поскольку воспитатель побуждает детей подыскивать для ответа наиболее точные, удачные слова. Однако необходимым условием для этого является правильное соотношение речевой активности педагога и детей. Желательно, чтобы речевые реакции воспитателя составляли лишь 1/4-1/3 всех высказываний, а остальное приходилось на долю детей.

    Выбор тематики и определение содержания бесед
Основной в детском саду является беседа заключительная, ее принято называть обобщающей. Цель обобщающей беседы – систематизировать, уточнить и расширить опыт детей, полученный в процессе их деятельности, наблюдений, экскурсий.
Этот тип беседы развитию диалогической речи, в первую очередь благодаря вопросно-ответной форме общения.
Обобщающая беседа как метод обучения практикуется в основном в старшей и подготовительной группах (можно рекомендовать также опыт В. В. Гербовой, которая обосновала полезность и доступность для детей средней группы нескольких обобщающих занятий - бесед о временах года).
Темы бесед намечаются в соответствии с программой ознакомления с окружающим.
В методической литературе широко освещены беседы бытового или общественного характера, а также природоведческие («О нашем детском саде», «О труде взрослых», «О зимующих птицах» и т. п.). Важно, чтобы дети имели достаточно впечатлений, живого опыта по предлагаемой теме, чтобы накопленный материал будил положительно-эмоциональные воспоминания. Естественно, в первые месяцы учебного года планируются темы, требующие меньшей специальной предварительной подготовки детей («О семье», «Что мы делаем, чтобы быть здоровыми», «Наши дежурства»).
Планируя беседу, педагог намечает тему и отбирает соответствующее содержание. С учетом опыта и представлений детей определяются познавательные (сумма знаний для закрепления и новый материал) и воспитательные задачи; объем словаря для активизации.
Например, в беседе на тему «Кто строит дом» (подготовительная к школе группа) могут быть закреплены знания о труде строителей, об их профессиях и сообщены новые знания – о профессии архитектора. В программное содержание необходимо включить задачу развития навыков разговорной речи, умения высказываться в коллективе, доказывать свою точку зрения, предусмотреть воспитательные задачи: воспитание уважения к людям труда; воспитание культуры речевого общения.
Словарь: введение новых слов (план, архитектор), закрепление и активизация слов (каменщик, плотник, штукатур, маляр, фундамент, подъемный кран).
Предшествующая работа: в течение двух месяцев дети наблюдали за строительством дома; воспитатель знакомил их с деятельностью и профессиями тех, кто строил дом.

2.Структурные компоненты обобщающих бесед
В каждой беседе довольно четко выделяются такие структурные компоненты, как начало, основная часть, окончание.
Начало беседы должно быть образным, эмоциональным, восстанавливать у детей образы тех предметов, явлений, которые они видели, быстро собрать их внимание и возбуждать интерес к предстоящему занятию, вызывать желание участвовать в беседе. Начать беседу можно по-разному – с воспоминания, с рассказа педагога, с рассматривания игрушки, предмета. Можно использовать картину, загадку,стихотворение, которые имеют прямое отношение к теме беседы.
Так, беседу об осени можно начать с вопроса «Почему осень называют золотой?», беседу «О культуре поведения» – тоже с вопроса, заключающего в себе элемент проблемности: «О каком человеке можно сказать, что он культурный, вежливый?» . Для беседы о городе удачным началом может быть показ картины или фотографии с изображением его достопримечательностей. Беседу о зиме можно начать с загадки: «Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет. Когда это бывает?»
В начале беседы желательно также сформулировать и тему (цель) предстоящего разговора, обосновать важность ее, объяснить детям мотивы ее выбора.
Например, беседу «О своей группе» можно начать так: «У нас есть дети, которые уже давно ходят в детский сад, вот Сережа, Наташа уже три года в детском саду. А некоторые дети недавно пришли к нам, они еще не знают наших порядков. Сейчас мы поговорим, какой у нас порядок в групповой комнате, чтобы и эти дети знали». Задача воспитателя - вызвать у детей интерес и предстоящей беседе, желание принять в ней участие.
В основной части беседы в ходе анализа явлений раскрывается ее содержание. С этой целью перед детьми последовательно ставят вопросы, активизирующие их мышление и речевую деятельность. Педагог дает объяснения, подтверждает детские ответы, обобщает их, вносит добавления, поправки. Цель этих приемов – уточнить мысль ребенка, ярче подчеркнуть факт, возбудить новую мысль. Детям сообщают новые сведения, чтобы уточнить или углубить знания о сущности явления, о предметах и др. Успех беседы обеспечивают живость и эмоциональность ее проведения, использование стихов, загадок, наглядного материала, участие и активность всех детей группы.
Эта часть беседы может быть разделена на микротемы или этапы. Каждый этап соответствует существенному, законченному разделу темы, т. е. осуществляется анализ темы по узловым моментам. Вначале выявляется наиболее значимый трудный материал. Готовя беседу, воспитателю надо наметить ее этапы, т. е. выделить существенные компоненты того понятия, которое будет анализироваться с детьми.
Например структуры основной части беседы «О здоровье» в старшей группе:
1. Свежий воздух (в помещении, на прогулках).
2. Утренняя зарядка, необходимость разнообразных упражнений.
3. Чистота рук, осмысление навыка мытья рук.
4. Закаливание (в детском саду, дома).
В процессе каждого этапа педагог использует комплекс разнообразных приемов, стремится заключительной фразой обобщить высказывания детей и сделать переход к следующей микротеме. Названия частей беседы детям не сообщаются.
Желательно предусмотреть, чтобы эмоциональный характер беседы не только сохранялся на всем ее протяжении, но и нарастал к концу. Это помогает детям сосредоточивать внимание на теме беседы, не отвлекаться от нее.
В основной части беседы может быть несколько логически законченных частей. Это уточнение в структуру обобщающей беседы внесено В. И. Логиновой. Она выделяет определенные смысловые логические части, каждая часть заканчивается обобщением педагога.
В беседе «О маме», например, можно выделить три смысловые части: труд мамы на производстве, домашний труд мамы, помощь детей маме. В беседе о школе: школьное здание и класс, учение и учителя, школьные принадлежности, 1 сентября в школу.
Окончание беседы характеризуется определенной завершенностью. Чаще всего оно связано с обобщающими выводами по всей беседе. Концовка беседы может быть различной в зависимости от ее характера и содержания.
Если беседа познавательного характера, дети или воспитатель делают обобщение (заключительный рассказ).
Беседа может быть закончена установкой на выполнение правила: «Вежливые люди, входя, первыми здороваются со всеми, наклоняют голову, улыбаются. Вежливые дети никогда не забудут поздороваться первыми. Помните всегда об этом».
Беседа может быть закончена загадкой, чтением стихотворения, пословицей, слушанием магнитофонной записи, связанной с темой беседы.
Иногда в заключение беседы целесообразно ставить перед детьми четкие задачи для последующих наблюдений, задания, связанные с трудовой деятельностью (повесить кормушку для зимующих птиц, нарисовать в подарок маме рисунок).
Беседа строится на постоянной мобилизации детского внимания, памяти, мышления. Ребенку приходится все время следить за ходом беседы, не уклоняясь от темы, слушать собеседников, самому формулировать свои мысли и высказывать их.
Конец беседы краток по времени, подводит к синтезу темы. Эта часть беседы может быть наиболее эмоциональна, практически действенна: рассматривание раздаточного материала, выполнение игровых упражнений, чтение художественного текста, пение.
Хороший вариант окончания - пожелания детям к их дальнейшим наблюдениям.
Как правило, в беседе используется целый комплекс приемов обучения. Это объясняется многообразием воспитательно-образовательных задач, решаемых о помощью данного метода. Одна группа специфичных приемов обеспечивает работу детской мысли, помогает строить развернутые суждения; другая облегчает поиск точного слова, запоминание его и т. д. Но, поскольку беседа - это метод систематизации детского опыта, ведущим приемом по праву считается вопрос. Именно вопрос ставит мыслительно-речевую задачу, он адресован к имеющимся знаниям.

3.Вопросы, как основной приём методики проведения беседы
Беседа считается одним из наиболее сложных методов развития речи. Основным приемом в методике ее проведения являются вопросы. Эффективность беседы зависит от умелого подбора и постановки вопросов. Еще К. Д. Ушинский отмечал, что правильно поставленный вопрос включает в себя половину ответа. Поставить вопрос – значит выдвинуть мыслительную задачу, которая должна быть посильной дошкольнику, но не очень простой. Вопросы нацеливают на выводы, обобщения, классификацию, установление причинно-следственных связей. Методика использования вопросов в беседе разработана Е. И. Радиной. Ею же дана классификация вопросов, которая с некоторыми дополнениями применяется и в настоящее время.
В зависимости от того, какую мыслительную задачу содержит вопрос, можно выделить две группы вопросов.
Вопросы, требующие простой констатации – называния или описания знакомых ребенку явлений, предметов, фактов; т.е. он должен точно назвать предмет, его части, выделить характерные признаки (кто? что? где? когда? какой?). Это репродуктивные вопросы.
Например, в беседе о зиме они могут быть сформулированы так: какие деревья бывают зимой? Какая зимой бывает погода? Какой сейчас месяц? Это начало зимы или конец?
Другая группа вопросов – поисковые – направлена на раскрытие доступных ребенку связей между предметами и явлениями. Такие вопросы требуют некоторых логических операций, активизации мыслительной деятельности, умения сопоставлять, сравнивать и оценивать; обобщать, делать выводы и умозаключения; устанавливать причинноследственные, временные и другие связи и отношения (почему? отчего? зачем?).
В той же беседе о зиме они могут звучать так: почему реки и пруды замерзают зимой? Как люди спасаются от холода? А не знаете ли вы, что изменилось в природе в феврале? Почему вы любите зиму?
Вместе с тем надо учитывать, что ребенок способен самостоятельно обобщить, сделать вывод, высказать суждение лишь в том случае, если еще до беседы получил достаточный запас конкретных представлений по данной теме. В противном случае поисковые вопросы окажутся для него непосильными. Вопросы, требующие умозаключений, выводов, обобщений, нуждаются в тщательной, точной формулировке.
В зависимости от полноты и степени самостоятельности раскрытия темы можно выделить основные и вспомогательные вопросы. Основные вопросы – это стержень беседы. Важнейшее требование к ним – логическая связь друг с другом и последовательность в постановке. Они могут быть и репродуктивными, направленными на то, чтобы выявить имеющиеся у детей представления, и поисковыми, требующими установления связей и умозаключений.
Если дети самостоятельно не справляются с ответом на основной вопрос, им можно задать вспомогательный вопрос – наводящий или подсказывающий. Ребенок не улавливает смысл вопроса иногда из-за недостаточно конкретной, общей его постановки (Что вы знаете о корове?), а иногда из-за наличия в вопросе непонятных слов (Как называется должность у тети Кати?). Наводящие вопросы помогают ребенку не только понять смысл вопроса, но и отыскать правильный ответ. Они активизируют мысль, помогают ответить на сложные вопросы, требующие выводов, суждений, обобщений,
В беседе «Кто строит дом?» воспитатель задает очередной вопрос: «Мы забыли что-то еще, без чего не может быть хорошего дома. Что это?» Дети молчат. Тогда задается наводящий вопрос: «Что нужно для того, чтобы дождик не лил в комнаты?» (Крыша)
Подсказывающие вопросы уже содержат в себе ответ. Применение их оправданно по отношению к неуверенным в себе, недостаточно развитым детям. Подобные вопросы не только не тормозят развитие ребенка, но порой даже подталкивают на самостоятельные высказывания.
Продолжая беседу о строительстве дома, воспитатель спрашивает: «Кто кроет крышу?» Дети затрудняются ответить. Тогда задается подсказывающий вопрос: «А не кровельщик ли кроет крышу?» – «Да! Да! – восклицают дети, – кровельщик!»
Следует подчеркнуть, что вопросы в беседе, независимо от их типа, должны быть простыми и понятными для дошкольников. Если вопрос труден, воспитателю целесообразно самому ответить на него.
Воспитателю нужно помнить о правильной методике постановки вопросов. Четкий, конкретный вопрос произносится неторопливо; с помощью логического ударения ставятся смысловые акценты: как узнают люди, где останавливается трамвай? Почему поезд метро может ехать очень быстро? Следует приучать детей воспринимать вопрос с первого раза. Для того чтобы ребенок мог «оформить мысль», подготовиться к ответу, педагог выдерживает паузу. Иногда он предлагает кому-либо из детей воспроизвести вопрос («Повторите, на какой вопрос вы сейчас будете отвечать»). Возможны указания: «Ответьте кратко; ответьте подробно (но не полным ответом)» или дополнения: «Кто может ответить короче (точнее, красивее), чем ваш товарищ?»
Чтобы вызвать развернутый ответ, педагог предлагает детям задание, состоящее из двух-трех вопросов, или план ответа. Например, по ходу беседы о здоровье воспитатель говорит ребенку: «Объясни Алеше (кукле), как надо правильно мыть руки. Что надо сначала делать, что потом и зачем так делают?»

4.Наглядный материал, его роль и место в структуре беседы
В обобщающей беседе в целях активизации мыслительной и речевой деятельности используется наглядный материал. Чтобы дать зримый образ предмета, уточнить представления детей, поддержать интерес к беседе, можно показать картину, игрушку, предмет в натуре. Иллюстративный материал применяется по-разному: одни предметы раздают каждому ребенку (листья деревьев, семена цветов, предметные картинки), другие показывают всем детям (картина, животное, предметы посуды, одежды).
Время демонстрации наглядного материала в процессе беседы зависит от цели. Так, в самом начале беседы показывают букет цветов, фотографию для того, чтобы создать настроение, вызвать интерес, напомнить о чем-либо; рассматривание портфеля организуют в середине беседы о школе для уточнения знаний о школьных принадлежностях. Использование наглядного материала должно быть кратковременным. Не следует превращать все в самостоятельное занятие.
Следует напомнить о правильном использовании наглядного материала. Как уже говорилось, его можно демонстрировать в любой структурной части беседы и с разными целями: для лучшего усвоения нового, для уточнения уже имеющихся представлений, оживления внимания и т. д. Но демонстрация объекта по ходу беседы относительно кратковременна, поэтому еще до занятия воспитатель должен продумывать, где хранить этот наглядный материал, каким образом можно быстро достать его, продемонстрировать и снова убрать.

5.Речевая активность детей в беседе
Руководя беседой, необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, разную степень активности. Одни дети очень активны, быстро реагируют на любой вопрос, всегда отвечают правильно. Другие молчаливы, не вступают в беседу по собственной инициативе. Значительная часть детей слушает, но не высказывается в силу разных причин: из-за застенчивости и замкнутости, из-за повышенной самооценки (боятся высказаться хуже других), из-за речевых недостатков. Кроме того, в группе есть дети с неустойчивым вниманием, с ограниченным кругозором.
При проведении беседы задача педагога – добиваться, чтобы все дети были активными участниками обсуждения поставленных перед ними вопросов. Вопрос задают всем, неправильно обращаться только к активной части детей. Стеснительным ребятам следует помогать, задавая простой вопрос, поддерживая их высказывания. Застенчивых детей можно подготовить к беседе предварительно. К невнимательным и шаловливым детям следует также найти подход: может быть, поближе усадить, почаще обращаться к ним с вопросами и выслушивать их мнение, одобрять. Особого внимания требуют дети с речевыми недостатками. Не стоит вовлекать их в общую беседу, пока речь не станет более совершенной. В связи с этим следует воспитывать у остальных детей группы спокойное, доброжелательное отношение к товарищам.
Индивидуальные особенности детей заставляют по-разному ставить один и тот же вопрос: кому-то – в формулировке, требующей умозаключения, вызывающей раздумье; кому-то – в подсказывающей форме.
Речевая активность детей в беседе – один из показателей ее эффективности. Педагог должен стремиться к тому, чтобы как можно большее количество детей приняли участие в коллективном разговоре. Дети и взрослые должны соблюдать правила речевого общения, этикета. Детям следует отвечать по одному, не перебивать говорящего, уметь молчать, быть сдержанными, не повышать голоса, употреблять формулы вежливости. Воспитатель должен корректно формулировать и задавать вопрос, не прерывать без особой надобности отвечающего ребенка, приходить на помощь затрудняющемуся, соблюдать эталонную речь, обучать детей умению вести разговор.
Ответы детей во время беседы носят характер кратких или развернутых реплик; допустимы и однословные ответы, если содержание вопроса не требует большего. Если дети отвечают на репродуктивные вопросы, тем более нельзя добиваться, чтобы каждый ответ был полным. Подобное требование ведет к искажению языка.
Приведем хрестоматийный пример «полного» ответа ребенка на вопрос «Какое сейчас время года?» – «Сейчас время года весна». В данном случае для полного ответа достаточно одного слова «весна».
Важно воспитывать «чутье языка», чтобы ребенок интуитивно чувствовал, когда можно ответить на вопрос одним словом, а когда – целой фразой или несколькими фразами. Здесь поможет пример речи взрослого.
Однако для совершенствования диалогической речи и развития ее связности необходимо побуждать детей к развернутым целенаправленным высказываниям. Этому способствуют поисковые вопросы, которые активизируют логическое мышление, побуждают к сопоставлению фактов, сравнению и ставят ребенка перед необходимостью отвечать не одним предложением, а целым высказыванием, развивая и обосновывая свою мысль. В связи с этим целесообразно предусмотреть наиболее оптимальное соотношение репродуктивных и поисковых вопросов, усилив роль последних в зависимости от темы и содержания беседы, объема и сложности знаний, подлежащих обобщению.
Одобрение воспитателя, подтверждение детских ответов, его указания также стимулируют детей на высказывания. Особого внимания заслуживают детские вопросы, возникающие в беседе, обмен мнениями между детьми, их споры. Необходимо учить детей задавать вопросы, обосновывать свое мнение, доказывать его. Эффективными приемами, вызывающими детей на спор, на обсуждение сложных проблемных вопросов, являются отгадывание загадок, решение речевых логических задач. Речевая логическая задача – это рассказ-загадка, ответ на которую может быть получен благодаря установлению связей и зависимостей между явлениями, их анализу, сравнению, обобщению. Содержание логических задач может отражать социальные явления, жизнь природы.
Методически важен вопрос о соотношении в беседе речи взрослого и детей. Как показывают наблюдения, часто речевая активность педагога превалирует над детской. Иногда воспитатели, ставя вопрос, не дают детям возможности сосредоточиться и подумать, торопятся ответить сами, начиная рассказывать о том, что наблюдали, например, на экскурсии. Детям не остается ничего другого, как пассивно слушать. Другая крайность заключается в «вытягивании» у детей ценой значительных усилий правильных ответов. Эффективность беседы в значительной степени зависит от умения педагога целенаправленно вести за собой детей, направлять детскую мысль и активизировать речевую деятельность.

Заключение

Беседы имеют и воспитательное значение. Идейно-нравственный заряд несет правильно выбранное содержание разговора (Чем знаменит наш город? Почему в автобусе, трамвае нельзя громко разговаривать? Чем мы можем порадовать наших малышей?).
Воспитывает и организационная форма беседы - повышается интерес детей друг к другу, развиваются любознательность, общительность, а также такие качества, как выдержка, тактичность и др. Многие темы бесед дают возможность для влияния на поведение детей, их поступки.

«Беседа о весне».
Конспект обобщающей беседы в старшей группе.
Цель: обобщить и расширить знания о весне.
Задачи:
1. Совершенствовать диалогическую речь. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (дни становятся длиннее, сильнее греет солнце, тает снег, освобождаются ото льда водоемы, растет трава, зеленеют кустарники, расцветают цветы, появляются насекомые, возвращаются птицы) .
2. Научить детей понимать связи между явлениями неживой природы и сезонными видами труда. Познакомить детей с разной весной: полевой, речной, лесной).
3. Вызвать эстетические переживания от весеннего пробуждения природы, показать красоту весны. Прививать интерес к художественному слову.
Предварительная работа: беседы о временах года, утренник «Здравствуй, весна!»
Оборудование: дидактический материал: иллюстрации с временами года.
Микротемы:
- Весна полевая
- Дни стали длиннее
- Насекомые
- Птицы
- Посевные работы людей (весна речная)
- Растения, деревья (весна лесная)
Ход занятия
- Ребята, давайте с вами поиграем.
- Я сейчас прочитаю вам стихотворение, а вы покажете картинку с изображением того времени года, о котором говорится в стихотворении.
(Воспитатель раздает детям картинки, на которых изображены пейзажи весны, лета, осени, зимы – так, чтобы у всех были представлены все времена года.)
Воспитатель читает:
На дворе звенит капель,
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи,
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи …
- Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении? Ну-ка кто правильно покажет картинку?
- Правильно ребята, конечно же, это весна.
- А как вы догадались, что в стихотворении говорится о весне?
- Верно. Весной начинает таять снег, по земле бегут ручейки.
- Давайте все вместе посмотрим на картину. Что на ней нарисовано?
- Правильно. Весну можно узнать по определенным признакам. Мы с вами уже беседовали о весне. И эти признаки уже знаем.
- Ребята, а знаете ли вы, что весна приходит сначала на поля, где под лучами теплого весеннего солнца начинают таять снежные сугробы и появляются первые проталины? Это весна – полевая.
- А сейчас Коля прочитает нам стихотворение о весне.
Коля: К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под ее ногами
Черные проталины
На полях видны:
Верно очень теплые ноги у весны.

Оля: «Весенние воды» Ф.И. Тютчев
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят …

Костя: Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!»

Лена: Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых, майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.

Молодцы, ребята!
- Ребята, какими стали дни весной?
- Дни стали теплыми. Но они стали длиннее или короче?
- А как светит солнце?
- Верно. Солнце светит ярче и теплее.
- Дети, почему растаял снег, и лед на реках оттаял?
- Потому что солнце греет своими теплыми лучиками землю и снег таит.
- Да, действительно от весеннего тепла снег растаял.
- Какой из весенних месяцев был самым холодным, а какой самым теплым?
- Правильно, самым холодным из весенних месяцев был апрель, а самым теплым – май.
- Каких насекомых вы увидели первыми?
- Почему появились насекомые?
- Ребята, какие птицы прилетели? Почему они вернулись к нам?
- Правильно. К нам из теплых стран прилетели грачи, скворцы, ласточки.
- Мы с вами уже подготовились к их встрече и повесили домики для птиц –скворечники.
- Вернувшись, птицы принялись за постройку и ремонт гнезд. В гнезда они отложили яйца. А некоторые воробьи, скворцы успели уже вывести птенцов.
- А как изменилась жизнь диких животных с наступлением весны?
- Верно. Они проснулись и принялись искать себе пищу.
- С приходом весны жизнь животных тоже изменилась. У белки, зайца, лисы и др. зверей появились детеныши. Все звери сменили теплую, пушистую зимнюю шерсть на более редкую, а некоторые изменили и ее окраску. У зайца шерсть стала серой, у белки – рыжей.
- Ребята, а что делают люди весной на полях и в огородах?
- Правильно, люди сажают овощи. Весной на полях и в огородах полным ходом идет работа по подготовке почвы к посадке овощей, сельскохозяйственных культур.
- Ребята, еще не кончилась весна полевая, а солнышко уже повело новое наступление на ледяные укрепления зимы: сильнее стал таять снег, быстрее побежали ручьи. На реке начал трескаться и ломаться лед. Река вырывается на волю. В это время года вода землю поит. Начинается весна речная. Поля уже полностью очистились от снега, и на них начинаются весенние полевые работы, сеют хлеб.
- Дети, какие изменения произошли весной с растениями?
- Верно. Весной расцвели цветы. Весна разбудила своим теплом и растения.
- Почему весной начала расти трава?
Правильно. На улице стало тепло, снег растаял, и появилась зеленая трава.
- Ребята, а почему весной все хорошо растет?
- Почва оттаяла, маленькими ручейками сбежала талая вода, которая напоила почву и на земле появились растения: зеленая травка, цветочки. Растения получают много света, тепла, влаги. Это способствует хорошему росту растений.
- Ребята, какие цветы расцвели первыми? Где вы их видели?
- Верно. Первыми расцвели подснежники. На проталинах зацвели так же мать-и-мачеха, ландыши.
- Пробудились ото сна и так же начали зеленеть деревья и кустарники. На деревьях появились почки. По
и т.д.................

Выполнила воспитатель 1 категории МБДОУ д/с №36 г. Таганрога Тесленко Е.Н.

Задачи:

  • Содействовать формированию умения самостоятельного построения связного и выразительного речевого высказывания с использованием схемы.
  • Совершенствовать грамматический строй речи (согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже) .
  • Упражнять в подборе определений к существительному, поддерживая активность детей поощрять образование определений из двух слов (длинные уши – длинноухий, длинные ноги – длинноногий, короткий хвост – короткохвостый, траву ест – травоядный, косые глаза - косоглазый) , развивать грамматически правильную речь, на основе ответов на вопросы.
  • Развивать воображение, логическое мышление, внимание.
  • Способствовать формированию правильной осанки.
  • Активизировать словарный запас: травоядный, хищный, всеядный, куцый.
  • Способствовать формированию интереса к природе родного края.

Материалы и оборудование к занятию:

Изображение диких животных, птиц, макеты лесных деревьев, репродукции картин леса, опорная схема для составления рассказа о лесных животных, мяч, кассета с голосами птиц леса, магнитофон, магнитная доска, кукла Незнайка, дидактическая игра «Угадай чей» .

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций диких животных и беседа по ним.

Рассказы: Л.Н. Толстой «Ягнята и волк» , В. Бианки «Купание медвежат» , А.К. Толстой «Лиса Патрикеевна» , Е. Чарушин «Волчишко» , «Медведица и медвежата» , Н. Сладков «Лиса и еж» , «Лиса и заяц» , Г. Снегирев «Медвежонок» .

Дидактические игры: «Когда это бывает?» , «Чей этот домик?» , «Кто чем питается?» , «Кто потерялся?» , «Отгадай, кто это?» , «Угадай чье» .

Игры - драматизации: Б. Заходер «Еж» , С. Маршак «Еж и лиса» .

Методические приёмы:

  • наглядно – действенные (демонстрация, иллюстрация)
  • словесные (объяснение, разъяснение, рассказывание)

Практические (игровые) .

Ход занятия.

Воспитатель: -Ребята, вы любите путешествовать? (Ответы детей) .

Послушайте загадку и отгадайте куда мы отправимся:

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

Ваню – земляникой,

Таню – костяникой,

Машеньку – орешком,

Петю – сыроежкой,

Катеньку – малинкой,

Ваню – хворостинкой!

(Лес)

(Ответы детей) .

Воспитатель: - Правильно. Давайте, закроем глаза и услышим волшебные звуки леса. (Звучит запись «звуки леса» ) . Ребята, мы можем не только наслаждаться звуками леса, но и любоваться его красотой.

Пока вы любуетесь картинами, давайте послушаем стихотворение о лесе. (Читает ребенок) .

«Шагай!» - поманила

Лесная дорожка.

И вот зашагал

По дорожке Алешка!

Ведь летом в лесу

Интересно, как в сказке:

Кусты и деревья,

Цветы и лягушки,

И травка зеленая

Мягче подушки!

Незнайка: - Здравствуйте, ребята! А знаете, я в лесу видел рыжего волка, он сидел под кустом и дрожал, а еще у него были длинные уши. (дети смеются)

Воспитатель: - Разве у волка бывают длинные уши, разве он рыжий? Незнайка, ты, наверное, что-то напутал. Мы тебе сейчас расскажем о лесных жителях.

(рассказы детей по схеме: кто, внешний вид, где живет, чем питается, чего опасается

Воспитатель: -Скажите, а если у зайца длинные уши, как это сказать одним словом? (длинноухий)

А можно сказать про зайца – длиннохвостый? (обоснованные ответы детей) Значит он какой? короткохвостый или говорят куцый (попросить ребят повторить слово «куцый» и дать ему разъяснение)

Ну что, Незнайка, запомнил лесных животных?

Незнайка: - Да, спасибо вам, ребята!

Воспитатель: - Я предлагаю вам встать и прогуляться по лесу.

Вместе по лесу идем (физ. минутка) .

Вместе по лесу идем,

Не спешим, не отстаем.

Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)

Тысяча цветов вокруг! (потягивания-руки в стороны.)

Вот ромашка, василек,

Медуница, кашка, клевер.

Расстилается ковер

И направо, и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот.)

К небу ручки протянули,

Позвоночник растянули. (Потягивания- руки вверх.)

Отдохнуть мы все успели

И на место снова сели. (Дети садятся.)

Незнайка: -Хоть я и запутался с животными, зато я знаю загадку о них, ни за что не отгадаете.

-Хоть верь, хоть не верь:

Пробегал по лесу зверь.

Нёс на лбу он неспроста

Два развесистых куста. (олень)

Правильно, какие же вы догадливые!

Незнайка: -Я вам хочу предложить поиграть еще в одну игру, называется она “Чей хвост, чья голова? ”.

(При подаче картинок детям Незнайка “нечаянно их рассыпает”) . -Ой! Ребята! Что же мне делать. Помогите мне, пожалуйста, их собрать. (Картинки с изображением хвостов и животных, чьи эти хвосты)

У медведя хвост чей? -медвежий

лапа чья? - медвежья

Ухо чье? - медвежье

У зайца лапы чьи? - заячьи

У лисы хвост чей? - лисий

У ежа иголки чьи? - ежиные

У волка голова чья? - волчья

Ухо чье? - волчье

Спина чья? - волчья

У оленя рога чьи? - оленьи

Дети прикрепляют хвосты и головы по назначению, объясняя, почему они так сделали

Воспитатель: - Хорошо в лесу, береги его красу. А вы, ребята, какие пословицы и поговорки знаете?

Возле леса жить - голоду не видать.

Волков бояться, в лес не ходить.

Лес поит, корми т, одевает, укрывает, согревает.

Кто лес любит и знает, тому он помогает.

Леса от ветра защищают, урожаю помогают.

Воспитатель: -Ребята, как вы думаете вы все знаете? А где еще можно узнать еще больше о лесе и его обитателях? (ответы детей) .

Незнайка: - Сколько вы всего знаете! Как с вами интересно! Я столько узнал интересного, но мне к сожалению пора идти, до свидания!

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Николаева С.Н. Программа экологического воспитания дошкольников М. Новая школа 1993г.
  2. И.А. Рыжова «Наш дом – природа» .
  3. Бидюкова Г.Ф. – Благосклонов К.Н. Программы для внешкольных учреждений. М. Просвещение 1995г.
  4. Подъякова Н.Н. Интеллектуальное воспитание дошкольников.
  5. Зебзеева В.О. О формах и методах экологического образования дошкольников// Дошкольное воспитание, 1998, № 7, с. 45-49.
  6. Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства. Пермь 1992г.
  7. Виноградова Н.Ф. Природа и мир вокруг нас. М. 1992г
  8. Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф.А. Сохина –М.: Просвещение, 1984.

Конспект беседы по развитию речи в подготовительной группе

Тема: «Хлеб – наше богатство»

Программные задачи: учить детей употреблять существительные с обобщающим значением: хлебобулочные изделия; учить использовать в речи прилагательные, обозначающие свойства хлеба; совершенствовать речь, учить правильно отвечать на вопросы, поддерживать беседу; показать детям, как важна профессия пекаря; рассказать детям о том, как выпекают хлеб, где его выпекают; формировать положительное отношение детей к профессии пекаря; воспитывать бережное отношение к хлебу.

Методы и приемы: рассказ воспитателя, вопросы, припоминания, оценка ответов, объяснение, поощрение, показ наглядности, чередование хоровых и индивидуальных ответов, чтение художественных произведений, обращение к личному опыту детей, повторение, художественное слово, дидактическая игра.

Словарная работа: пекарь, хлебобулочные изделия, стелажи, конвейер, питательный, хрустящий, ржаной, пшеничный, батоны, сдобные булочки, крендели.

Индивидуальная работа: вызвать желание отвечать на вопросы у детей (имена); побуждать детей (имена) к активной речевой деятельности.

Предварительная работа: чтение о пекаре – мастере.

Материал и оборудование: картины, на которых изображены мучные изделия, оборудование пекарни, схема процесса изготовления хлеба и поступления его на прилавки магазинов, готовые хлебобулочные изделия.

Воспитатель рассаживает детей на коврике и начинает разговор.

Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы любите играть в игру «Магазин», а также, наверное, еще больше любите ходить в магазин с родителями, так как вам там обязательно что-нибудь купят. Верно я говорю?

Дети: Верно.

Воспитатель: Ребята, а вы когда-нибудь обращали внимание на то, какой в магазине продают разный хлеб?

Дети: Да.

Воспитатель: Сережа, а какой хлеб вы покупали?

Сережа: Круглый, белый и темный.

Воспитатель: Молодец, Сережа. Вика, а что вы с мамой покупали в хлебном отделе?

Вика: Булочки и бублики.

Воспитатель: Умница. А как же называются все эти издели?

Дети: Хлебные.

Воспитатель: Молодцы. Изделия действительно называются хлебными. Наташа, как называются эти изделия?

Наташа: Хлебные.

Воспитатель: Верно, а еще их называют хлебобулочными. Давайте повторим вместе (дети повторяют).

Воспитатель: Но это далеко не все хлебобулочные изделия. Позже, я расскажу вам какие бывают еще. Дети, а как вы думаете, сколько надо хлеба. Чтобы накормить жителей нашего города?

Дети: Много

Воспитатель: Не просто много, а очень много! Ребята, а вы любите пирожки, которые печет ваша мама или бабушка?

Дети: Очень!

Воспитатель: А кто может мне сказать, какие продукты нужны для теста на пирожки?

Дети: Мука, яйца.

Воспитатель: Правильно, а еще, как ты думаешь, Олеся?

Олеся: Соль, сахар.

Воспитатель: Молодцы. Действительно разные продукты нужны для того, чтобы пиготовить тесто. А для того, чтобы пирогили пирожки были воздушными и хрустящими в тесто добавляют дрожжи. Ребята, а где же пекут хлеб?

Дети: В пекарне.

Воспитатель: Верно, а кто занимается выпечкой хлеба?

Дети: Пекарь.

Воспитатель: Умницы. В пекарне ни на минуту не прекращается работа. Пекари рабодают и днем и ночью, и даже в праздники. Чтобы к праздничному столу мы смогли подать гостям свежий, душистый, хрустящий хлеб. Но пекарь не один в своем деле у него есть стальные помощники. Специальные машины, с помощью которых хлеб выпекать намного быстрее. Если хотите узнать о них по-больше, то слушайте меня внимательно. Вы все занете, что в пекарне работает пекарь, а что вы мне можете рассказать об этой профессии? Саша, ты нам не расскажешь?

Саша: Это люди, которые выпекают хлеб, им помогают машины.

Воспитатель: Правильно. Но помимо хлеба они пекут….. Что же они пекут, Игорь?

Игорь: Булочки, батоны, бублики.

Воспитатель: Молодец. А, что Рита вспомнила?

Рита: Крендельки.

Воспитатель: Умница. Все ли знают, как выглядят крендельки?

Дети: Нет.

Воспитатель: Тогда смотрите. Вот так выглядят крендельки.

Воспитатель показывает детям крендельки, изображенные на картинке, а затем дети хором повторяют это слово.

Воспитатель: Вы все правильно назвали, но есть еще некоторые хлебобулочные изделия, которые тоже выпекают пекари – это круглые караваи, буханки ржаного и пшеничного хлеба, сдобные булочки с нчинкой и без нее. Оля, что же еще выпекают пекари?

Оля: сдобные булочки, караваи.

Воспитатель: Отлично! Ребята, а зачем надо кушать хлеб?

Дети: Он полезный.

Воспитатель: Верно. А еще, почему, Таня?

Таня: Он вкусный и хрустящий.

Воспитатель: Умница. Но хлебобулочные изделия не только вкусные и полезные. Они еще и очень питательные. Хлеб никогда нам не надоест. Вот почему мы с вами завтракаем, обедаем, полдничаем и ужинаем обязательно с хлебом. Он придает нам чувство сытости. Ребята, я знаю, что вам будет интересно узнать о роли машин в выпечке хлеба.

Дети: Конечно.

Воспитатель: Тогда слушайте и смотрите. Огромные чаши наполняются мукой и водой. Они называются дежами. А еще чем они наполняются, давайте вспомним, ведь об этом мы говорили в начале нашей беседы.

Виталик: В эти чаши добавляются еще яйца и соль.

Воспитатель: Верно. А еще, Настя?

Настя: Масло и сахар.

Воспитатель: Правильно, но вы забыли самое главное, что же это?

Дети: Дрожжи!

Воспитатель: Конечно, а для чего же они нужны?

Дети: Чтобы хлеб был хрустящим и воздушным.

Воспитатель: Верно. Слушайте, что происходит дальше: чаши с тестом ставят на специальный контейнер, который напоминает карусель. Карусель совершает один оборот за 5 часов, что позволяет тесту подняться. Ему помогают лапы месительных машин. Готовое, перемешаное тесто подается в делительную машину, а она точно отделяет ровные порции. Поэтому мы и берем хлеб ровный, аккуратный. Как только хлеб испечется его кладут на деревянные стелажи. Их загружают в машину с надписью «Хлеб», которую вы можете встретить на улице. Машина развозит хлеб в магазины, а мы его покупаем. Все люди очень любят хлеб. Так как вы думаете, важна ли профессия пекаря?

Дети: Очень важна!

Воспитатель: Но не только пекари связаны с получением хлеба. Колхожники занимают не менее важное место. Они сеют, выращивают убирают пшеницу и рожь. Затем везут на элеватор, где мукомолы превращают зерно в муку. Множство профессий участвуют в получении хлеба. Ведь это не так легко: вырастить пшеницу и выпечь хлеб. Поэтому хлеб необходимо беречь. Ведь хлеб – это наше богатство! Нельзя его бросать, ведь это труд многих людей, который нужно уважать! Давайте скажим им спасибо за их нелегкую, но такую важную работу.

Дети: Спасибо!

Воспитатель: Молодцы. А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Каравай».

Воспитатель: Вы много нового узнали из моего рассказа сегодня. Что же вам понравилось и запомнилось?

Андрей: Мне понравилось как машины помогают выпекать хлеб.

Воспитатель: Хорошо. А кто запомнил, какие это машины?

Маша: Карусель, на ней стоят чаши с тестом!

Воспитатель: Умница. Эта карусель называется конвейер. Давайте повторим.

Дети: Конвейер.

Дима: А я запомнил месительную машину.

Воспитатель: Совершенно верно, есть такая машина. А еще есть делительная. Оказывается много помощников у пекаря. А какие хлебобулочные изделия вы пекают пекари? Только не перебивайте друг друга, говорите по очереди (дети перечисляют изделия). А как мы их называем?

Дети: Хлебобулочные.

Воспитатель: Молодцы. Много разных изделий выпекают пекари. Чтобы мы могли кушать хлеб трудится много людей, поэтому как надо относиться к хлебу, Юра?

Юра: Хлеб нужно беречь!

Воспитатель: Молодец. А сейчас немного поиграем. Приглашаю вас в магазин сладостей (дети подходят к столам, на которых лежат настоящие хлебобулочные и мучные изделия). Я буду читать стихотворение, а вы выберите те хлебобулочные изделия, которые больше всего любите. На мои вопросы нужно отвечать полным предложением. Например: «Я люблю пирожок» или «Я выбираю бублик». Всем понятно?

Дети: Да

Воспитатель: тогда слушайте стихотворение

В булочной у нас баранки,

Булки, бублики, буханки,

Пирожки, батоны, плюшки,

И плетенки и пампушки,

Курабье, бисквит, печенье,

Бутнрброды, чай с вареньем,

Много пряников, конфет,

Пастила есть и щербет,

И пирог с начинкой сладкой,

И ватрушка и помадка…

Называйте, не стесняйтесь,

Выбирайте, угощайтесь!

Воспитатель: Молодцы. Я надеюсь, что вам понравилась наша беседа. Я думаю, что вы расскажите родителям о том, что хлеб – это наше богатство и сколько сил и времени нужно для его производства!

В оставшееся время воспитатель предлагает детям поиграть. Они должны быстро отвечать на вопросы "Что это?", "Кто это?" (употребление обобщающих слов и слов, относящихся к определенной группе предметов). Например: "Карп. Кто это? (Рыба.) Дуб. Что это? (Дерево.) Тюльпан? (Цветок.) Головной убор? (Шапка, берет, шляпа…) Кухонный прибор? (Мясорубка, блендер, соковыжималка…) Постельная принадлежность? (Простыня, пододеяльник, наволочка.) Часть самолета? (Крылья…) И так далее.

Февраль

Занятие 1. Беседа на тему "О друзьях и дружбе"

Цель. Продолжать помогать детям осваивать нормы поведения, учить доброжелательности.

Ход занятия

Воспитатель спрашивает, есть ли у детей друзья, и почему они дружат именно с этими ребятами.

Выслушивает ответы. Суть их чаще всего сводится к тому, что друг – это тот, с кем интересно, кто не дерется, не жадничает.

"А вы – хорошие друзья? – интересуется педагог и поясняет: – Дружить – дело непростое, быть другом надо учиться. В жизни бывает много случаев, когда, не разобравшись в чем-то, погорячившись и вспылив, можно обидеть друга.

Вот послушайте, какая история приключилась с моим любимым медвежонком Ушастиком.

Ушастик принес в игрушечный детский сад чудесный деревянный автомобильчик.

"Какой красивый! – восхитились малыши-звери. – Можно покатать его?"

"Конечно, конечно, играйте", – разрешил Ушастик.

Сначала на автомобиле перевозили грузы на стройку. Потом в него влез ежик – захотел прокатиться. Следом за ежиком забрались заяц и утенок. Они так радовались и веселились, разъезжая в автомобиле, что и Ушастику захотелось покататься вместе с друзьями. Он сел в кузов, и автомобиль развалился. И Ушастик… Как думаете, что было дальше?"

Воспитатель выслушивает ответы детей. Затем говорит: "Видите, как по-разному можно поступить в подобном случае. Представьте себе, что Ушастик, увидев изуродованную машину, рассердился и закричал: "Зачем вы полезли в машину! Вы нарочно захотели ее раздавить, потому что у вас не было такого красивого автомобиля!"

А ежонок возразил ему: "Но и ты влез в машину! А там ведь уже не было места – ты же видел!"

"Это моя машина! – опять закричал Ушастик. – Захотел и влез в нее. А с вами я не хочу больше водиться. Уходите отсюда!"

Конечно, другой медвежонок, возможно, поступил бы так, как я рассказала. Но Ушастик повел себя иначе.

Увидев сломанную машину, Ушастик действительно чуть было не заплакал и не закричал на друзей, но спохватился: "Они же не нарочно это сделали. И я же сам тоже влез к ним в кузов – уж очень у них весело шла игра!"

Взглянул Ушастик на друзей. Они стояли растерянные, огорченные и не знали, что делать.

"Жалко автомобиль, – тихо сказал медвежонок, – но, может быть, еще удастся его починить?"

Все с облегчением вздохнули и обняли медвежонка.

Саша и Андрейка так расшалились и разбегались, что здорово помяли цветы на клумбе.

– Это Андрейка виноват! – сразу же закричал Саша, увидев воспитателя.

– Андрей, это ты виноват? – строго спросила воспитательница мальчика.

– Я, – ответил Андрейка и отвернулся от Саши.

– Хотя виноват только Андрей, но я накажу вас обоих, – сказала Ольга Ивановна.

– А меня за что?! – захныкал Саша.

Ольга Ивановна внимательно посмотрела на него, вздохнула и отвернулась. И Андрей отодвинулся и встал к Саше спиной.

– Тоже мне друг еще называется, – пробурчал Саша, но Андрейка никак не среагировал на его ворчание. И правильно поступил. Вы со мной согласны?"

Воспитатель предлагает детям послушать еще одну историю: "У Юры был день рождения. Пришли дети, принесли подарки. А Оля – самый лучший Юрин друг – забыла подарок дома. Она сказала об этом мальчику, – дойдя до этих слов, воспитатель останавливается и просит детей подумать, что ответил девочке Юра.

Дав детям высказаться, продолжает: "Юра улыбнулся и сказал: "Разве забытый подарок – повод для огорчения? Я же тебя ждал в гости, а не подарок!"

Как вы думаете, правильно ли поступил Юра? Можно ли его считать настоящим другом? Повторите слова, которыми Юра утешил Олечку".

Занятие 2. Рассказывание по теме "Моя любимая игрушка". Дидактическое упражнение "Подскажи слово"

Цель. Учить детей составлять рассказы на темы из личного опыта. Упражнять в образовании слов-антонимов.

Предварительная работа. Педагог предлагает детям рассказать о своих любимых игрушках. Он просит их дома внимательно рассмотреть свою самую любимую игрушку, чтобы потом рассказать о ней подробно и интересно, без повторов.

Ход занятия

Воспитатель напоминает детям о домашнем задании. Спрашивает, кто о какой игрушке хочет рассказать. ("И так рассказать, чтобы, не видя игрушки, мы смогли хорошо ее себе представить".)

"А я буду слушать и делать кое-какие отметки в своем блокноте. Они позволят мне отметить достоинства рассказа", – говорит педагог и вызывает ребенка. Если это мальчик, он, скорее всего, будет рассказывать о машине.

Выслушав рассказ, воспитатель спрашивает, нет ли у ребят вопросов к рассказчику, не хотят ли они еще что-нибудь узнать про игрушку. Педагог сам задает вопрос, чтобы дети постепенно приобщались к форме совместного разговора, например: "Скажи, пожалуйста, как часто приходится менять батарейку в машине?"

Педагог предлагает другому ребенку рассказать о любимой машине при условии, что у него совсем иной автомобиль, чем у предыдущего рассказчика.

Воспитатель следит за тем, чтобы вступительные фразы рассказов не были стереотипными.

Затем просит кого-либо из детей рассказать о мягкой игрушке. И тоже просит детей, если необходимо, задать уточняющие вопросы. ("Как давно у тебя эта игрушка? Откуда она у тебя?" И так далее.)

Педагог выслушивает еще одного-двух рассказчиков.

Завершая занятие, воспитатель сообщает детям о том, что собирается выяснить, смогут ли они назвать слова, противоположные по значению тем, которые он сейчас назовет: "Темно, сыро, солнечно, веселый, жадный, трусливый, высокий, близко, громкий, толстый…"

Воспитатель хвалит детей за то, что они поняли, что такое слова – противоположные по значению. И говорит, что будет очень хорошо, если на прогулке ребята вспомнят и назовут слова, противоположные по значению.

Примечание. Воспитатель напоминает детям рассказ о медвежонке Ушастике и о том, что игрушки, в которые они позволяют играть сверстникам, иногда ломаются (см. Февраль, занятие 1).

Занятие 3. Чтение русской народной сказки "Царевна-лягушка"

Цель. Познакомить детей с волшебной сказкой "Царевна-лягушка" (в обработке М. Булатова).

Ход занятия

Воспитатель как присказку читает детям отрывок "У лукоморья дуб зеленый…" из поэмы А. Пушкина "Руслан и Людмила". (Этот отрывок желательно читать перед чтением каждой программной сказки.)

Педагог перечисляет русские народные сказки, с которыми дети уже знакомы. Затем читает новую сказку"Царевна-лягушка".