Болезни Военный билет Призыв

Тематика и своеобразие басен. Басня как жанр литературы. Форма речи басни. Художественный мир И. А. Крылова

Cлайд 1

Cлайд 2

Цели и задачи: Знакомство с биографией И.А.Крылова. Знакомство с жанровыми признаками басни на примерах. Развитие умения понимать иносказательный подтекст басен и их мораль. Воспитательное значение басни.

Cлайд 3

Первые басни появились в Древней Греции. Эзоп – один из первых баснописцев. Число рассказанных им басен велико, их около пятисот. Рассказывают, что Эзоп был фригийским рабом, но для работы не был годен. Был он некрасивым, пузатым, на спине его был горб. Такое чудовище, что и смотреть на него было страшно. Его бросали в тюрьмы, издевались над ним, ругали его, но всё –таки снова звали, просили рассказать новые истории, радовались его новым басням. Эзоп соперничал славою со знаменитыми семью мудрецами тогдашней Греции, а погиб жертвой клеветы дельфийских жрецов, обиженных его обличениями. ПеП Эзоп

Cлайд 4

Жан де Лафонтен –замечательный французский баснописец, служивший при дворе. Он в иносказательной форме создал картину жизни своей эпохи. Лев у Лафонтена лжив и лицемерен, придворные льстят ему, желая получить власть и богатство. Если Лев похож на Людовика, то все, кто ему льстит, как две капли воды похожи на королевскую челядь. Жан Лафонтен был необычайно смелым человеком, это не нравилось Людовику, поэтому Лафонтен подвергался изгнаниям. Жан де Лафонтен

Cлайд 5

Забавой он людей исправил, Сметая с них пороков пыль, Он баснями себя прославил, И слава эта- наша быль. И не забудут этой были, Пока по-русски говорят, Её давно мы затвердили, Её и внуки затвердят. П.А.Вяземский Иван Андреевич Крылов (1769 - 1844 г.)

Cлайд 6

Биография баснописца. Родился И.А. Крылов в Москве. Отставка отца, отъезд в Тверь. Мать составляет план образования сына. Смерть отца и служба в губернском магистрате. Неудача первых пьес(трагедий). Появление комедий(«Бешеная семья» и др.). Известность. Журналы, выпускаемые И.А.Крыловым («Почта духов», «Зритель» и др.). 1806 г. Петербург. Первые басни («Дуб и Трость» и др.). 200 басен И.А.Крылова. Успех, слава великого баснописца. Празднование юбилея (70- летие жизненного пути и 50- летие творческой деятельности. Смерть И.А.Крылова в 1844 г. и памятник Клода баснописцу в Летнем саду..

Cлайд 7

Басня- эпический жанр, в котором художественная образность основывается на приёме аллегории, иносказания. Аллегория- вид иносказания, отвлеченная идея или понятие, воплощённое в конкретном образе. Иносказание- художественный приём, непрямое, скрытое изображение предметов, явлений, людей и т. п., в иносказании используется замена прямого наименования предмета, явления.

Cлайд 8

«Книга мудрости самого народа» Так назвал Гоголь крыловские басни, в которых, как в бесценной сокровищнице, сохраняется народная мудрость пословиц и поговорок, богатство и красота русской речи. Крылов, широко черпая из народной речи, не менее щедро отдавал народу взятое у него. Его стихи превращались в пословицы и поговорки. Поэтому так легко входили в народ строки и образы басен, крылатые словечки, выражавшие ум и смекалку.

Cлайд 9

Мораль- начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом. Эзопов язык- (по имени древнегреческого баснописца Эзопа)- система намёков и иносказаний в художественном проявлении. дающая возможность обойти цензуру и высказать оппозиционные или запрещённые идеи и взгляды, в основном политического характера.

Cлайд 10

Cлайд 11

Cлайд 12

« Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна, да только всё не впрок, и в сердце льстец всегда отыщет уголок» Ворона и лисица

Cлайд 13

Cлайд 14

« Мартышка тут с досады и с печали о камень так хватила их, что только брызги засверкали»

Cлайд 15

« За что же, не боясь греха. Кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку»

Cлайд 16

« Чем кумушек считать трудиться. Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?- ей Мишка отвечал»

Cлайд 17

«Стрекоза и муравей» - В мягкой траве у нас. Зима катит в глаза. Авторский медиапродукт – презентация 13 слайдов (среда Power Point, Word) Медиапродукт. И.А. Крылов «Стрекоза и муравей» И.И.Хемницер «Стрекоза» Л.Н.Толстой «Стрекоза и муравьи». Преподаватель – Торопова Марина Назаровна. . Стрекоза и Муравей. «Не оставь меня, кум милый!

«Творчество Крылова» - Слово о Крылове. Современники Крылова прекрасно понимали аллегории поэта. «Люблю, где случай есть, пороки пощипать». Крылов обращает свою сатиру против пустопорожних болтунов и неучей. Барельеф к басне и. А. Крылова "волк и ягненок". В наше время басни Крылова обрели новую жизнь. План. В 1775 отец выходит в отставку, и семья поселяется в Твери.

«Биография Крылова» - Лебедь, рак и щука. Иван Андреевич Крылов (1769 - 1844) – русский поэт, баснописец. Биография писателя. После обыска издание пришлось прекратить. Рассказывать, так, право, сказки! Родился в небогатой семье в Москве. Мартышка и очки.1. По возвращению в Петербург впервые издаются басни Крылова. Произведения И.А.Крылова.

«Иван Крылов» - Иван Андреевич Крылов умирает. Памятник И.А. Крылову установлен в Летнем саду. 1811г. Крылову вручен орден св. Так хотел сам автор. 21 ноября 1844г. Квартет. Иван Андреевич Крылов 13 февраля 1769 года- 21 ноября 1844 года. Самостоятельно изучает литературу, математику, французский и итальянский языки.

«Жизнь и творчество Крылова» - Интересно ли вам узнать? Умер 21 ноября 1844 г. в Санкт- Петербурге. - Лесть -ложь -глупость -лень -безнравственность -невежество -хвастовство. Чему учат басни: Какие басни вы знаете? Какие ещё басни создал И. А. Крылов? Творчество И.А.Крылова В каждой стране есть свои баснописцы. «Стрекоза и муравей» «Ворона и лисица» «Квартет» Мартышка и очки».

Идейно-тематическое содержание. Басня — небольшое про­изведение повествовательного характера в стихах или (реже) в прозе с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержани­ем; имеет иносказательный смысл. Сюжет басни носит аллегорический характер, его развитие приводит к прямо сформу­лированному моральному выводу.

Басня — один из древнейших литературных жанров, известных еще с античности (Эзоп, Федр). Часто баснописцы создают свои про­изведения на традиционные сюжеты, поскольку их задача — обли­чить недостатки человека и общества, которыми род людской стра­дает Испокон веков. Вот почему у Крылова так мало оригинальных басен. Большинство сюжетов он заимствовал у французского бас­нописца XVII века Лафонтена, очень популярного в России. Но Крылов не стремился к точному переводу текстов французских ба­сен: заимствованный сюжет он наполнял русскими реалиями, соз­давая поистине национальную русскую басню.

Басни Крылова можно разделить на несколько тематических групп.

Басни на общественно-политические темы («Волк и ягненок», «Кот и повар»). В них проводится просветительская установка на то, что власть должна быть сильной, но справедливой и разумной. Са­тира Крылова направлена на такие взаимоотношения власти и ее подданных, когда «у сильного всегда бессильный виноват» («Волк и Ягненок»).

Басни, затрагивающие проблему просвещения («Ларчик», «Лю­бопытный», «Свинья под дубом»). Они показывают, что бранить науки и ученье — признак глупости и невежества («Свинья под ду­бом»), но в ученье, как и во всем остальном, нужна мера, излишнее мудрствование нелепо и смешно («Ларчик»).

Басни на исторические темы («Квартет», «Лебедь, Щука и Рак», «Волк на псарне»). Они представляют собой в аллегорической фор­ме отклик на различные события в жизни страны. В «Квартете» скрыты под личинами зверей государственные деятели, занимав­шиеся распределением ответственных должностей во время преоб­разования Государственного совета в 1810 году. В басне «Волк на псарне», связанной с событиями 1812 года, под Волком разумеется Наполеон, а Ловчий — это Кутузов; поводом для написания басни стали попытки Наполеона заключить выгодный для него мир. На­писанные по конкретным поводам, эти басни могут приобретать и более широкое, вневременное толкование.

Басни, отражающие литературно-журнальную борьбу («Осел и Соловей», «Демьянова уха», «Кукушка и Петух»). Они, как и эпи­граммы, направлены на осмеяние литературных противников, на­пример, Ф. Булгарина и Н. Греча («Кукушка и Петух»).

Бытовые басни — наиболее многочисленные; они обобщают ти­пичные жизненные ситуации и выводят практические законы че­ловеческой жизни, разоблачая общечеловеческие пороки: празд­ность («Стрекоза и Муравей»), лесть («Ворона и Лисица»), невежество («Мартышка и Очки»), неблагодарность («Волк и Жу­равль»), тщеславие («Гуси») и т.д. Обычно главную их мысль можно выразить пословицей или поговоркой: не суди о том, чего не знаешь («Мартышка и Очки»); не радуйся чужой беде («Чиж и Голубь»).

Тематическое разграничение басен Крылова не является абсолютным, поскольку их иносказательная форма делает содержание многозначным и позволяет давать различные толкования. Так басня «Квартет» может восприниматься как протест против человече­ской разобщенности в целом, а «Осел и Соловей» — как сатириче­ское осмеяние невежества.


Формирование реализма как художественного метода в допушкинский период достигло высшей ступени в баснях Крылова. Его общественные взгляды определились уже в период издания сатирических журналов. Крылов стал одним из передовых русских просветителей конца 18 века. Тогда же оформилась и его литературная позиция. В повести «Каиб», напечатанной в «Зрителе», Крылов высмеял одописца-«классика», а в сцене встречи с пастухом разоблачил сентиментальное приукрашивание действительности.

Теоретически и творчески Крылов примкнул к реально- сатирическому направлению русской литературы 18 века и внес в него драгоценный вклад своей прозой.

Еще большую ценность представляет вклад, сделанный в русскую литературу Крыловым уже в 19 веке его баснями. Басни Крылова начали появляться в печати с 1806 года. За десять лет (1806- 1815) он опубликовал около 75 басен, а если к этому добавить 42 , напечатанные в 1816, то на указанный период придется больше половины всех его басен. С 1809 года начинают выходить сборники басен Крылова. Они стали крупнейшим литературным событием в тот период. Процесс становления реализма после Фонвизина и Радищева развивался приглушенно и нуждался в великом таланте, который был бы способен сделать новый шаг вперед. На этот запрос времени и ответил своими баснями Крылов, соратник Фонвизина и Радищева в деле утверждения реалистических тенденций в русской литературе конца 18 века.

В баснях Крылов показал русскую жизнь, русского человека, показал противоречия жизни, ее общественные несовершенства и пороки, показал людей различного социального положения. Ряд басен дает критическое изображение дворянства в его быте, морали, социальной идеологии, отношении к крестьянам, например «Обезьяна», «Муха и дорожные». Появляются в баснях и демократические персонажи, нередко выступающие выразителями народной морали, например «Старик и трое молодых», «Крестьянин и смерть». Особенно большое значение имели те басни Крылова, в которых затрагивались вопросы общественно- политического характера. В тот период, когда самодержавно- крепостнический строй обнаружил симптомы кризиса, Крылов выступил с критикой многих существенных явлений этого строя, неразлучных с его основами: социальной несправедливости, произвола лиц, стоящих у власти, глупости и беспечности правителей. Таковы басни «Слон на воеводстве», «Волк и ягненок», «Лев на ловле», «Мор зверей», «Лягушки, просящие царя».

Малая форма басни таила, как правило, большое содержание. Это был доступный жанр широким кругам читателей.

Бестужев писал: «И.Крылов возвел русскую басню в оригинально- классическое достоинство». Высоко оценил «оппозиционное значение» басен Крылова Герцен.

«В баснях Крылова, - пишет Белинский,- сатира делается вполне художественною, натурализм (реализм) становится отличительною характеристическою чертою его поэзии. Это был первый великий натуралист в нашей поэзии».

Стесненный жанровыми рамками, баснописец не имел возможности полностью решить задач, стоявших перед русской литературой. По самой природе басня не могла порвать с аллегоризмом и дидактизмом. Отсюда- неизбежный схематизм или, скорее, беглость в обрисовке характеров. Лаконизм басни мешал широте сюжетного отображения жизни.

По образному выражению Белинского, поэзия Крылова относится к поэзии Пушкина, «как река, пусть даже самая огромная, относится к морю, принимающему в свое необъятное лоно тысячи рек, и больших, и малых».

Волк и Ягненок (краткое содержание)

У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в Истории мы тьму примеров слышим,

Но мы Истории не пишем;

А вот о том как в Баснях говорят, -

так начинается басня И. Крылова «Волк и Ягненок», в которой рассказывается о конфликте между Волком и Ягненком. В жаркий день Ягненок подошел к ручью, чтобы напиться. На его беду рядом оказался голодный Волк. Он сразу же решил сделать Ягненка добычей, но при этом захотел соблюсти приличия и потому закричал:

Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом

Здесь чистое мутить питье

С песком и с илом?

За дерзость такову Я голову с тебя сорву.

На это Ягненок вежливо ответил:

Когда светлейший Волк позволит,

Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью

От Светлости его шагов я на сто пью;

И гневаться напрасно он изволит:

Питья мутить ему никак я не могу.

Однако вежливость Ягненка не успокоила Волка. Наоборот, он стал возмущаться, что Ягненок упрекнул его во лжи. Вспомнил, как в позапрошлом лете Ягненок нагрубил ему на этом же месте. Ягненок сказал, что ему еще нет и году от рождения, это никак не мог быть он. Однако и это не смутило Волка, он сказал, что это был брат, кум или сват Ягненка.

Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,

Вы все мне зла хотите,

И если можете, то мне всегда вредите,

Но я с тобой за их разведаюсь грехи.

Несчастный Ягненок спрашивал, чем же он виноват, но Волк был непоколебим.

Молчи! устал я слушать,

Досуг мне разбирать вины твои, щенок!

Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать.

Сказав это, Волк поволок Ягненка в темный лес.

Листы и корни (краткое содержание)

В прекрасный летний день листья на дереве шептались с зефирами. Отбрасывая тень на землю, они всячески красовались и спрашивали, согласны ли ветра с тем, что они, листья, очень красивы и значительны.

Не правда ли, что мы краса долины всей? Что нами дерево так пышно и кудряво, Раскидисто и величаво?

Что б было в нем без нас? Ну, право,

Хвалить себя мы можем без греха!

Не мы ль от зноя пастуха И странника в тени прохладной укрываем? Не мы ль красивостью своей Плясать сюда пастушек привлекаем?

У нас же раннею и позднею зарей Насвистывает соловей.

Да вы, зефиры, сами Почти не расстаетесь с нами.

В этот момент из-под земли раздался смиренный голос, что за все перечисленное листья могли бы сказать кое-кому спасибо. Листья возмутились, зашумели:

Кто смеет говорить столь нагло и надменно! Вы кто такие там,

Оказалось, им ответили корни, которые, роясь в темноте, питают листву.

Мы корни дерева, на коем вы цветете. Красуйтесь в добрый час!

Да только помните ту разницу меж нас:

Что с новою весной лист новый народится,

А если корень иссушится, -

Не станет дерева, ни вас.

Зачастую участники одного и того же дела неверно воспринимают степень своей причастности к работе. Из-за этого неизменно возникают конфликты. Басня показывает это в образной форме.

Листья и корни - составляющие одного и того же дерева. Гордость листьев за то, что они красивы и всеми любимы, не дает им увидеть очевидного. Их заслуга в жизни дерева ничуть не превышает заслугу корней, напротив, листья нарождаются только лишь весной и радуют глаз только до осени, тогда как корни питают его всегда.

В басне скрыт глубокий смысл. Часто тот, кто на виду, производит важное впечатление. Кажется, что именно его роль является ключевой. На самом деле главное действующее лицо не спешит демонстрировать себя, иногда из-за скромности.

Мораль басни в том, что без участия скромных людей не спорится ни одно дело, а также в том, что все разногласия на тему «кто главнее» лишены смысла.

Волк на псарне (краткое содержание)

Басня «Волк на псарне» стала откликом Крылова на реальные исторические события 1812 года. В то время Наполеон (в басне он предстал в образе Волка), вступив в Москву, скоро понял, что проиграл войну, и запросил мира. Однако Кутузов (в басне - ловчий) не пошел на сделку и отверг предложение о мире.

Крылов написал эту басню в 1812 году и послал ее в армию Кутузову, чем выразил свою патриотическую позицию.

Знакомство человека с басней происходит в школе. Именно здесь мы впервые начинаем понимать ее глубокий смысл, делать первые выводы из прочитанного и пытаемся поступать правильно, хотя и не всегда это выходит. Сегодня мы попытаемся разобраться с тем, что это такое, и выяснить, какова форма речи басни.

Что такое басня

Перед тем как выяснить, какова форма речи басни, разберемся, что это такое. Басней называют сказку небольших размеров, написанную в нравоучительной манере. Ее действующими лицами являются животные и неодушевленные предметы. Иногда главными героями басни выступают и люди. Может иметь стихотворную форму или быть написанной в прозе.

Басня - это какая форма речи? Об этом мы узнаем позже, а сейчас поговорим о ее структуре. Басня состоит из двух частей - повествования и вывода, коим считается конкретный совет, правило или указание, "прикрепленное" к повествованию. Такой вывод обычно располагается в конце произведения, но может быть подан и в начале сочинения. Некоторые авторы представляют его и в виде заключительного слова одного из персонажей сказки. Но как бы читатель ни старался увидеть вывод в отдельно написанной строке, он этого не сможет сделать, так как он прописан в скрытой форме, как само собой разумеющийся в связи с приведенными событиями и разговорами. Поэтому на вопрос: - можно ответить, что это с обоснованным и поучительным выводом.

Форма речи басни

Продолжая изучать этот остановимся на следующем вопросе. Какова же форма речи басни? Чаще всего авторы произведения обращаются к аллегории и прямой речи. Но также встречаются и произведения в жанре дидактической поэзии, в коротком повествовательном виде. Но обязательно это произведение, сюжетно законченное и подлежащее аллегорическому истолкованию. Обязательно присутствует мораль, которая завуалирована.

Самобытна басни Крылова. Русский литератор, конечно же, опирался на работы своих предшественников - Эзопа, Федра, Лафонтена. Однако он не старался подражать их произведениям, переводить их, а создавал свои оригинальные басни. Как правило, использовал он прямую речь и аллегорию, диалоги.

Известные баснописцы

Басня пришла к нам еще из времен Древней Греции. Отсюда нам известны такие имена, как Эзоп (самый великий автор древности), второй по величине баснописец - Федр. Он был автором не только своих собственных сочинений, но и занимался переводами и переделками эзоповских произведений. В Древнем Риме о том, что такое басня, было известно Авиану и Неккаму. В Средневековье написанием сказок с поучительным выводом занимались такие авторы, как Штейнгевель, Ник Пергамен, Б. Папроцкий, и многие другие авторы. Прославился произведениями в данном жанре и Жан Лафонтен (семнадцатый век).

Басня в русской литературе

В 15-16 столетиях в России успех имели те басни, которые пришли с Востока через Византию. Хотя и до этого времени у читателей уже сложилось кое-какое мнение по поводу того, что это такое. Немного позже люди уже начали изучать произведения Эзопа, а в 1731 году Кантемир даже написал шесть басен. Правда, в этом он заметно подражал работам древнегреческого автора, но все же произведения Кантемира можно считать русскими.

Хемницер, Сумароков, Тредиаковский, Дмитриев усердно трудились над созданием своих собственных и переводами иностранных басен. В советское время особую популярность имели работы Демьяна Бедного, Михалкова, Глибова.

Ну а самым известным русским баснописцем был и остается Иван Андреевич Крылов. Расцвет его творчества пришелся на рубеж восемнадцатого и девятнадцатого столетий. Героями произведений чаще всего выступали животные и неодушевленные предметы. Они действуют, словно люди, но своим поведением высмеивают пороки человеческой натуры. Многие животные олицетворяют какую-нибудь черту характера. Например, лисица символизирует хитрость, лев - мужество, гусь - глупость, сова - мудрость, заяц - трусливость, и так далее. Самобытные, гениальные и совершенные басни Крылова переведены на многие европейские и восточные языки. Сам баснописец внес весомую лепту в развитие этого жанра и литературы в целом в России. Наверное, потому его скульптура среди прочих выдающихся личностей заняла свое место на памятнике «Тысячелетие России» в древнейшем городе - Великом Новгороде.

Подведем итог

Итак, мы разобрались с басня, как она произошла, где жили и как назывались творцы этого жанра. Мы выяснили, кем были лучшие в мире баснописцы, и изучили особенности их произведений. А еще мы знаем, какова структура этого литературного шедевра и чему она учит. Теперь читатель знает, что говорить, получив задание: "Раскрой понятие басни". Форма речи и особенный язык этих произведений никого не оставят равнодушным.