Болезни Военный билет Призыв

Технологическая карта по экологии. – я группа. Формирование личностных УУД

Технологическая карта урока «Экологическая безопасность питания»

Учитель биологии и экологии МОУ «ГПЛ» Кочкина Наталья Леонидовна

Цель урока: показать зависимость здоровья человека от его питания.

Развивающие.

Развивать внутреннюю мотивацию к учению, через исследовательскую деятельность, личностно - значимое содержание учебного материала, выполнение практической работы. Формировать умения анализировать информацию на упаковке продовольственных товаров. Формировать умения проводить первичную экологическую экспертизу упакованных продуктов питания и умения оценивать целесообразность использования продуктов питания. Формировать необходимое в современной экологической и экономической обстановке экологическое мышление. Развивать устную речь, коммуникативные способности и умения отстаивать свою точку зрения. Расширить кругозор учащихся через самостоятельное освоение специальной литературы. Продолжить формирование экологического мышления и культуры.

Воспитывающие

Подвести учащихся к выработке нравственной позиции по вопросам производства экологически безопасных продуктов питания. Воспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью. Воспитывать коммуникативную культуру учащихся.


Оборудование: компьютер, проектор, инструкции для определения правильности штрих-кода, компьютерная программа для определения правильности штрих-кода BarCow 2001 5.0, подборка материалов для работы в группах, набор продуктов питания в упаковках, алгоритм проведения экспертизы продуктов питания

Этап урока

Виды работы, формы, методы, прием

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Организационный этап

Фронтальная беседа

Приветствие учащихся и создание эмоционального настроя на урок.

Приветствие учителя и настрой на работу

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действие смыслообразования.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Актуализация и проверка опорных знаний (7мин)

"Верно - не верно" - прием технологии развития критического мышления.

С помощью проектора на экране открывает поочередно высказывания по теме Правильное питание

Читают высказывания на экране и записывают верно данное утверждение или не верно.

Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные:

контроль, коррекция;

Предлагает поменяться работами в парах и провести проверку с помощью ключей

Проверяют работы по ключам, выставляют оценку, анализируют ошибки и сдают работы учителю

Мотивация к изучению нового материала. Формули-рование темы и целей урока. (3мин)

Рассказывает притчу. Когда-то к Насреддину пришёл больной с жалобой на боли в животе. Насреддин спросил его, что он ел? Когда больной ответил, что он съел на обед, то Насреддин прописал ему глазные капли. На недоуменный вопрос пациента, почему выписаны глазные капли, если болит живот, Насреддин ответил: «В следующий раз ты будешь видеть, что ешь». Предлагает определить тему урока. Называет цель: показать, зависимость здоровья человека от особенностей питания

Анализируют услышанную притчу и формулируют тему урока.

Экологическая безопасность питания

логические: анализ, выбор и формулировка

предлагает определить задачи, дав ответы на вопросы. В связи, с чем могли возникнуть боли в животе и как можно было это предотвратить?

определяют задачи- 1.Выяснить, чем могут быть опасны продукты питании?

2. Как уменьшить содержание вредных веществ в пище?

3. Как правильно выбирать продукты?

Усвоение новых знаний и действий (21 мин)

Работа в группах с текстами

Озвучивает тематику заданий для трех групп, предлагает учащимся разделиться на три группы. Раздает задания для выполнения заданий.

Озвучивает время на выполнение заданий и на озвучивание результатов.

Делятся на группы, работают в группах, выполняют задания.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Физми-нутка

Объявляет физминутку

Делают комплекс упражнений

Исследовательская деятельность в группах

Организует исследовательскую деятельность в парах.

«Первичная экологическая экспертиза упакованных продуктов питания».

Обозначает цель и задачи работы: умение проводить первичную экологическую экспертизу упакованных продуктов питания, делать заключение о возможности использования этого продукта в пищу.

задачи:

1) исследовать упаковку продукта питания;
2) исследовать этикетку на продукте питания;
3) заполнить карточку первичной экологической экспертизы;
4) проанализировать полученную информацию;
5) сделать выводы о качестве продукта и о полноте информации на этикетке.

Выбирают продукт, изучают упаковку по заданному алгоритму:

1. Экспертиза упаковки.

А.Вид упаковки (металлическая банка, стеклянная банка с закатанной металлической крышкой, пластмассовая упаковка, алюминиевая фольга, бумага т.д.).

Б. Сохранность упаковки (механические повреждения, коррозия и т.д.).

В. Наличие бомбажа банки.

2. Экспертиза этикетки.

А. Полная информация на этикетке.

Наименование товара и его масса.

Наименование предприятия – изготовителя, его адрес.

Химический состав.

Калорийность.

Срок годности.

Дата изготовления.

Обозначения ГОСТа.

Наличие консервантов и пищевых добавок.

Предупреждение об опасности.

Б. Соответствие информации на этикетке штриховому коду.

В.Сделать выводы о качестве продукта и о полноте информации на этикетке.

Первичное повторение и закрепление (5мин)

Подведение итогов по пройденному материалу

Обращает внимание учащихся на поставленные задачи в и предлагает сформулировать выводы в форме рекомендаций - «Безопасное питание»

Познавательные:

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Рефлексия учебной деятельности (3мин)

Кратко ответить на вопрос.

На сколько полезную информацию вы получили на уроке.

Будете ли использовать полученные знания?

Отвечают на вопросы

Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания;

оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

д/з сделать буклет, презентацию или газету с рекомендациями по здоровому и безопасному питанию

Выбирают и записывают д/з

Регулятивные: прогнозирование.

Список литературы

    Белов В. И. Энциклопедия здоровья. Молодость до ста лет: Справ. Изд. – М.: Химия, 1993. – 400 с., ил.

    Домашний гигиенический справочник: Справ. Изд./ Авт. Сост. В. В. Семенова, В. В. Топорков. – СПб.:Химия, 1995. – 304 с., ил.

    Зайцев Г. К., Колбанов В. В., Колесникова М. Г. Педагогика здоровья: Образовательные программы по валеологии. – СПб.: ГУПМ, - 1994. – 78 с.

    Зайцев Г.К. Школьная валеология. Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей. – 2-е изд. – СПб., 1998.

    Иллюстрированный мультимедийный учебник “Открытая биология 2.5” ООО ФИЗИКОН, Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни: Пер. с англ. Учебное издание.- М.: Мир, 1997. – 368с., ил.

    Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001.

    Лищук В. А., Мосткова Е. В. Девять ступеней к здоровью. – М.: Восточная Книжная Компания, 1997. – 320 с., ил.- (Серия: “Помоги себе сам”)

    Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. – Волгоград: Изд-во “Учитель”, 2001. – 153 с. 2003.

    Я иду на урок биологии: Человек и его здоровье: Книга для учителя. – М.: Издательство “Первое сентября”, 2000.

Приложение №1.

Ключ для проверки опорных знаний "Верно - не верно"

1. Белки – основной строительный материал клеток. (ДА)

2. Из жиров образуются ферменты и гормоны. (НЕТ)

3. Нехватка белка в пищи снижает защитную функцию организма. (ДА)

4. Углеводы содержатся в мясе, рыбе, молочных продуктах. (НЕТ)

5. Структурные жиры входят в состав мембран клетки. (ДА)

6. Существуют животные и растительные углеводы. (НЕТ)

7. Глюкоза, сахароза, фруктоза – относятся к углеводом. (ДА)

8. Гликоген – является запасающим веществом растений. (НЕТ)

9. Полное отсутствие витаминов в организме называется гипервитаминоз. (НЕТ)

10. Полное отсутствие, какого либо витамина называется авитаминоз. (ДА)

Критерии оценивания:

9-10 совпадений –«5»

7-8 совпадений - «4»

5-6 совпадений –«3»

Меньше 5совпадений –«2»

Приложение №2

Алгоритм проведения первичной экологической экспертизы упакованных продуктов питания.

1. Экспертиза упаковки.

А. Вид упаковки (металлическая банка, стеклянная банка с закатанной

металлической крышкой, стеклянная банка с пластмассой крышкой,

пластмассовая упаковка, алюминиевая фольга, бумага т. д.).

Б. Сохранность упаковки (механическое повреждение, коррозия и т. д.).

В. Наличие бомбажа банки.

2. Экспертиза этикетки.

А. Полнота информации на этикетке:

Наименование предприятия - изготовителя, его адрес;

Наименование товара, его масса;

Калорийность;

Срок годности;

Дата изготовления;

Обозначения ГОСТа или ТУ;

Предупреждения об опасности (в случае необходимости);

Наличие консервантов и пищевых добавок. Б. Соответствие информации на этикетке штриховому коду:

Номер изделия под штриховым кодом чаще всего состоит из 13 цифр;

Первые две цифры соответствуют шифру страны - изготовителя или продавца

Следующие 5 цифр - наименование предприятия - производителя;

И еще 5 цифр - наименование товара, его потребительские свойства, размеры,

масса, цвет;

Последняя цифра - контрольная, используемая для проверки правильности

считывания штрихов сканером.

Код страны - изготовителя может состоять из трех знаков, а код предприятия

Из четырех. Товары, имеющие небольшие размеры, могут иметь краткий код

Г. Наличие консервантов и пищевых добавок. Консерванты и пищевые добавки (эмульгаторы, красители, смачиватели и др.) в соответствии с международным шифром обозначаются буквой «Е» с тремя цифрами. Многие из добавок не безопасны для здоровья (приложение №2).

3. Заключение

Указывается возможность использования продукта для питания. В качестве образца следует использовать одно из трех следующих заключений.

1. Продукт может использоваться для питания, но противопоказан лицам,
страдающим ожирением и сахарным диабетом (большое количество углеводов).

    Продукт может быть использован для питания, но не рекомендуется лицам, рекомендуется лицам, страдающим частыми расстройствами желудка.

Данные занести в таблицу Первичная экологическая экспертиза.

Наименование продукта

Упаковка (вид, состояние)

Этикетка (полнота информации)

Соответствие информации, приведенной на этикетке, штриховом коду и штампу на банке

Наличие консервантов и пищевых добавок

Заключение

Приложение № 3.Чтобы проверить штрих код на подлинность, нужно выполнить ряд арифметических операций:

1. Последняя цифра служит для проверки подлинности штрих кода, это так называемая контрольная сумма.

2. Сложить все цифры, стоящие в штрих коде на четных местах и умножить это число на 3;

3. Сложить все цифры, стоящие на нечетных местах кроме последней цифры (контрольной суммы);

5. Вычесть из 10 результат (3) и сравнить его с контрольной суммой. Если значения совпадают - все в порядке, иначе штрих код поддельный, либо контрольная сумма вычислена неверно.

Приложение №4

Материалы для работы 1 группы

Какие пищевые добавки самые опасные?

Все ли пищевые добавки вредны и опасны?

Как обезопасить себя от вредных пищевых добавок?

Сейчас в России очень много иностранных продуктов питания. Причем везут к нам далеко не все самое лучшее. И нашему покупателю часто трудно разобраться в качестве продукта. Одним из показателей качества и безопасности для употребления является то, какие пищевые добавки содержаться в том или ином товаре. Ведь для придания продукту тех или иных качеств в него добавляются различные вещества, являющиеся иногда ядами для организма. Причем некоторые производители "честно" предупреждают об этом покупателя, помещая список пищевых добавок в ингридиентах с использованием специального кода (т. н. INS - Международная цифровая система) - код из трех или четырех цифр, которым в Европе предшествует буква E. Здесь мы хотели немного рассказать о таких добавках.

Итак, запоминайте! Буква «Е» - это Европа, а цифровой код - характеристика пищевой добавки к продукту.

Код, начинающийся на 1, означает красители; на 2 - консерванты, на 3 - антиокислители (они предотвращают порчу продукта), на 4 - стабилизаторы (сохраняют его консистенцию), на 5 - эмульгаторы (поддерживают структуру), на 6 - усилители вкуса и аромата, на 9 - антифламинговые, то есть противопенные вещества. Индексы с четырехзначным номером говорят о наличии подсластителей - веществ, сохраняющих рассыпчатость сахара или соли, глазирующих агентов.

Вредны ли эти добавки? Специалисты-пищевики считают, что буква «Е» не так страшна, как ее малюют: применение добавок разрешено во многих странах, большинство из них не дает побочных эффектов. Но у медиков часто иное мнение.

Например, консерванты Е-230, Е-231 и Е-232 используются при обработке фруктов (вот откуда апельсины или бананы на магазинных полках, не портящиеся годами!), а представляют они собой не что иное, как... ФЕНОЛ! Тот самый, что, попадая в наш организм в малых дозах, провоцирует рак, а в больших - он просто чистый яд. Конечно, наносят его в благих целях: чтобы предотвратить порчу продукта. Причем лишь на кожуру плода. И моя фрукты перед едой, мы фенол смываем. Но все ли и всегда ли моют те же бананы? Кто-то лишь очищает от кожуры, а потом теми же руками берется за его мякоть. Вот вам и фенол!

Кроме того, есть пищевые добавки, категорически запрещенные в России. Запомните их: Е-121 - краситель (цитрусовый красный), Е-240 - столь же опасный формальдегид. Под знаком Е-173 закодирован порошковый алюминий, который применяют при украшении импортных конфет и других кондитерских изделий и который тоже у нас запрещен.

Но есть и безвредные, и даже полезные «Е». Например, добавка Е-163 (краситель) - всего лишь антоциан из виноградной кожуры. Е-338 (антиокислитель) и Е-450 (стабилизатор) - безобидные фосфаты, которые необходимы для наших костей.

В таблице обозначения пищевой добавки Е указан характер ее вредного воздействия в соответствии с указанными под таблицей условными обозначениями.
Пример: Р - ракообразующая канцерогенная пищевая добавка.

Вредное
действие

Пищевая добавка

Вредное
действие

Пищевая добавка

Вредное
действие

Пищевая добавка

Вредное
действие

Е 102
Е 103
Е 104
Е 105
Е 110
Е 111
Е 120
Е 121
Е 122
Е 123
Е 124
Е 125
Е 126
Е 127
Е 129
Е 130
Е 131
Е 141
Е 142
Е 150
Е 151
Е 152
Е 153
Е 154
Е 155
Е 160
Е 171
Е 173

О!
(З)
П
(З)
О!
(З)
О!
(З)
П
ОО!! (З)
О!
(З)
(З)
О!
О!
(З)
Р
П
Р
П
ВК
(З)
Р
РК, РД
О!
ВК
П
П

Е 180
Е 201
Е 210
Е 211
Е 212
Е 213
Е 214
Е 215
Е 216
Е 219
Е 220
Е 222
Е 223
Е 224
Е 228
Е 230
Е 231
Е 232
Е 233
Е 239
Е 240
Е 241
Е 242
Е 249
Е 250
Е 251
Е 252
Е 270

О!
О!
Р
Р
Р
Р
Р
Р
Р (З)
Р
О!
О!
О!
О!
О!
Р
ВК
ВК
О!
ВК
Р
П
О!
Р
РД
РД
Р
О!
д/детей

Е 280
Е 281
Е 282
Е 283
Е 310
Е 311
Е 312
Е 320
Е 321
Е 330
Е 338
Е 339
Е 340
Е 341
Е 343
Е 400
Е 401
Е 402
Е 403
Е 404
Е 405
Е 450
Е 451
Е 452
Е 453
Е 454
Е 461
Е 462

Р
Р
Р
Р
С
С
С
Х
Х
Р
РХ
РХ
РХ
РХ
РК
О!
О!
О!
О!
О!
О!
РХ
РХ
РХ
РХ
РХ
РХ
РХ

Е 463
Е 465
Е 466
Е 477
Е 501
Е 502
Е 503
Е 510
Е 513Е
Е 527
Е 620
Е 626
Е 627
Е 628
Е 629
Е 630
Е 631
Е 632
Е 633
Е 634
Е 635
Е 636
Е 637
Е 907
Е 951
Е 952
Е 954
Е 1105

РХ
РХ
РХ
П
О!
О!
О!
ОО!!
ОО!!
ОО!!
О!
РК
РК
РК
РК
РК
РК
РК
РК
РК
РК
О!
О!
С
ВК
(З)
Р
ВК

Условные обозначения вредных воздействий добавок:

О! - опасный
ОО!! - очень опасный
(З) - запрещенный
РК - вызывает кишечные расстройства
РД - нарушает артериальное давление
С - сыпь
Р - ракообразующий
РЖ - вызывает расстройство желудка
Х - холестерин
П - подозрительный
ВК - вреден для кожи

Материалы для работы 2 группы

Изучить предложенные материалы и ответить на вопросы:

Чем опасны нитраты?

Как обезопасить себя от вредного воздействия нитратов?

Нитраты - соли азотной кислоты есть во всех растениях. Они существуют в овощах и фруктах, даже если они росли вообще без химикатов. Почему же опасны эти азотистые соединения и когда они действительно несут вред. Если уровень содержания нитратов в норме то растения можно употреблять в пищу, если концентрация нитратов зашкаливает, то овощи и фрукты опасны для здоровья. Как же обезопасить свой организм и не получить вред полакомившись свежими фруктами, ягодами, съев салат с зеленью. Ученые высчитали безопасную норму солей азотной кислоты для организма человека - не более 5 мг нитратов на килограмм веса самого человека. Так если ваш вес 60 килограммов то ваша норма 60х5= 350 мг. Это, то количество нитратов, которое вы можете съесть с пищей без вреда для здоровья. Если вы весите 90 кг, то норма - 90х5=450 мг. Имеется в виду количество на весь день, и не рекомендовано превышать эти показатели, ведь это опасно для здоровья, а превышение в два раза уже чрезвычайно опасно и несет реальную угрозу здоровью. Причем серьезно отравиться можно даже кусочком арбуза или парой помидоров. Осторожно, нитраты Как же не навредить своему организму, как покупать только полезные корнеплоды и зелень. Обычно крупные супермаркеты следят за качеством продукции и проверяют партии товара. На рынке, несмотря на проверки, шанс купить некачественный товар выше и содержание нитратов в овощах, зелени и фруктах может значительно превышать допустимые нормы. Внимательно осмотрите плоды и не покупайте, если овощи слишком крупные, имеют необычную форму, не имеют запаха или наоборот слишком пахнут. Насторожитесь, если плоды имеют слишком яркую окраску, так помидоры могут иметь слишком плотную и темную кожицу, огурцы очень неестественно яркие, зелень наоборот может быть мельче, чем обычно и как бы увядшая. Слишком красная мякоть арбуза также может указывать на содержание нитратов, особенно должно вас насторожить, когда около корочки волокна желтоватого, а не белого цвета. Но если знать в каких местах скапливаются нитраты можно обезопасить свое здоровье. Так, например, у картофеля, кабачков, дыне и огурцах нитраты сосредоточены в кожуре. У моркови нитраты сконцентрированы в сердцевине, у капусты в кочерыжке, зелень - в стеблях, арбуз - белая часть около корки, свекла - на верхушке около ботвы. Так что предотвратите риск отравления и срежьте эти части. Есть продукты в которых изначально мало нитратов - это клюква, цитрусовые, благодаря высокому содержанию витамина С, они бедны нитратами, мало нитратов и в красном перце. - Практически не содержит нитратов консервация - компоты, соления, отварные овощи, в них нитратов совсем мало. А вот самый высокий уровень нитратов обычно в тепличных плодах. Будьте осторожны, когда покупаете первую зелень, огурчики, ведь для их роста вносили минеральные удобрения в больших количествах.


Материалы для работы 3 группы

Изучить предложенные материалы и ответить на вопросы:

Как антибиотики попадают в продукты питания? В чем их опасность?

Как обезопасить себя от антибиотиков?

Большинство людей знакомы с антибиотиками, как лекарственными средствами. Сейчас, пожалуй и не найти человека, не принимавшего антибиотики ни разу за свою жизнь, будь то ребенок или взрослый.

Антибиотики изобрели более 70 лет назад, чтобы спасать человеческие жизни и бороться со смертельно опасными заболеваниями, но вместе с этим они являются сильнейшим аллергеном и могут нанести непоправимый вред организму.

В нынешнее время антибиотики нашли широкое применение в животноводстве, птицеводстве и при выращивании рыбы.

Антибиотиками лечат животных и птиц, как и людей, когда они заболевают. Антибиотики входят в состав так называемых «гормонов роста» для увеличения скорости выращивания скота или птицы. При неправильном их использовании они могут попасть в молоко, мясо и яйца.

Антибиотики используют для термообработки, стерилизации, фильтрации с целью увеличения сроков хранения во многих технологических процессах при изготовлении продуктов питания, к которым относятся молоко и молочные продукты, мясо, яйца, курица, сыр, креветки, и даже мёд.

Таким образом, очевидно, что пищевыми продуктами, подвергающимися загрязнению антибиотиками, являются исключительно продукты животноводства, птицеводства и рыба, выращенная в искусственных водоемах. После применения антибиотиков в течение периода пока антибиотик не выведется из организма или его концентрация не снизится ниже допустимого предела, животное нельзя забивать с целью использования его частей или целиком в качестве пищи. В этот же период также запрещается использовать продукты от животного (например, молоко не может использоваться даже в переработку – должно быть просто уничтожено, как правило, выливают в землю, канализацию и пр.). В случае несоблюдения регламента по применению антибиотиков их можно обнаружить в мясе, молоке животных, куриных яйцах и пр. (по статистике их обнаруживают в 15-20 % всей продукции животного происхождения).

Для того чтобы вывести антибиотики из мяса до убоя животное надо выдержать 7−10 дней без препаратов. Важно знать, что если этот препарат остался в организме животного, то больше всего его в печени и почках.

Содержание антибиотиков снижается в результате термической обработки мяса животных и птицы, когда лекарственный препарат вместе с мышечным соком переходит в бульон, часть препарата разрушается под действием высоких температур. По сравнению с исходным количеством после варки остается от 5,9 % до 11,7 % антибиотиков в мышечной ткани. В бульон переходит около 70 % первоначального содержания антибиотиков. Приблизительно 20 % от исходного количества антибиотиков разрушается в результате проварки.

Кипячение, стерилизация, сквашивание практически не влияют на содержание антибиотиков в молоке и молочных продуктах. После кипячения в молоке остается от 90 до 95 % исходного количества антибиотиков, то есть разрушается от 5 до 10 % их количества. После стерилизации в молоке остается от 92 до 100 % исходного количества антибиотиков. Такие данные позволяют сделать выводы о непригодности параметров кипячения и стерилизации для разрушения антибиотиков в молоке.

В связи с тем, что группы применяемых антибиотиков у людей и животных в сельском хозяйстве одинаковы, остаточные количества антибиотиков в пищевых продуктах способствуют появлению устойчивых штаммов и у людей. Соответственно у людей, употребляющих такие продукты, развивается иммунитет к приему антибиотиков, и для получения ожидаемого эффекта при лечении требуются все более сильные препараты.

Под действием антибиотиков организм теряет способность самостоятельно противостоять различным инфекциям. И, кроме того, их широкое применение привело к появлению штаммов бактерий, устойчивых к этим препаратам, и, в конце концов, человек может оказаться незащищенным перед инфекциями и микроорганизмами.

Наличие антибиотиков в организме может вызвать сильные аллергические реакции, сопровождающиеся сильным зудом, высыпаниями, в редких случаях – отеком. Аллергический эффект проявляется даже в случае крайне низкого содержания антибиотиков в пищевых продуктах.

Длительное наличие антибиотиков в организме может вызвать раздражение слизистых оболочек желудка, обострение язвенных и предъязвенных состояний, нарушение баланса микрофлоры в кишечнике, нарушения в работе печени, почек, желчного пузыря, реакции со стороны нервной и кровеносной систем при индивидуальной непереносимости антибактериальных компонентов.

Антибиотики из организма кормящей женщины могут попасть в грудное молоко и вызвать ослабление иммунитета и проблемы со здоровьем у новорожденных детей.

Конспект урока окружающего мира в 3 классе.

Тема урока: «Экологическая безопасность.»

Цели урока:

Формирование личностных УУД

    формировать ценностное отношение учащихся к окружающей природе;

    помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;

Формирование познавательных УУД:

содействовать развитию у школьников умений выделять главное в тексте, анализировать текст.

создать условия для развития умения формулировать и решать проблемы, предлагая разные пути их решения.

Формирование регулятивных УУД:

    обеспечить развитие у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность;

    создавать у школьников умение работать во времени;

    содействовать умению осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности;

Развитие коммуникативной культуры школьников:

    содействовать развитию у детей умения общаться;

    обеспечить развитию у школьников монологической и диалогической речи

Предметные цели:

организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению правил экологической безопасности

обеспечить закрепление понятий «экология», «экологическая безопасность», «круговорот веществ в природе», «экологические проблемы».

Действия педагога

Действия обучающегося

    Самоопределение к деятельности. Орг.момент.

Убедитесь, что рабочее место готово к уроку. Все лежит на местах, расположено удобно для вас. Возьмитесь за руки, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи.

Проверяют порядок на рабочем месте, желают успеха на уроке.

Учащиеся распределяют обязанности внутри группы, заносят их в рабочий листок.

    Актуализация знаний, мотивация.

Предлагает решить кроссворд, составленный из слов, связанных с темой урока. В результате заполнения кроссворда дети должны получить ключевое слово урока – ЭКОЛОГИЯ

Проверка правильности работы проводиться по готовому образцу, подготовленному учителем.

Учащиеся решают кроссворд, работая в группе. проводят проверку правильности выполненной работы по готовому образцу, предложенному учителем. Оценивают свою работу на рабочем листке.

Уточняют понятие слова ЭКОЛОГИЯ. высказывают свое мнение об известных им экологических проблемах, существующих в нашем городе.

Заполняют рабочую табличку урока (знаю –хочу узнать – результат моей работы на уроке)

    Постановка учебной задачи

Учитель организует фронтальную беседу, подводящую к созданию проблемной ситуации и формулировке темы урока.

Какие экологические проблемы можно решить в одно мгновение?

Как жить человеку, чтобы уменьшить воздействие загрязненной окружающей среды на организм человека?

Как мы будем с вами работать сегодня?

Чему еще мы будем учиться на уроке?

В ходе беседы формулируют необходимость соблюдения каких-то правил поведения, которые помогут сделать влияние окружающей среды более безопасной.

Учащиеся формулируют цель и задачи урока совместно с учителем.

    Решение учебной задачи.

Учитель сообщает тему исследования каждой группы, контролирует ход работы в каждой группе, консультирует в случае затруднения в работе групп.

Учащиеся, получив задание самостоятельно составляют правила экологической безопасности, записывают их на листочек, создают условный знак, иллюстрирующий одно из этих правил.

    Первичное закрепление

Учитель организует выступление рабочих групп, уточняет знания, полученные в ходе самостоятельной работы, демонстрирует с помощью документ -камеры знак иллюстрирующий правила экологической безопасности, разработанный учащимися.

Учащиеся афишируют выполненную работу, объясняют знак экологической безопасности, придуманный группой, отвечают на вопросы своих одноклассников, уточняют полученные знания.

    Обобщение усвоенного и использование его при решении практических задач.

Учитель предлагает детям ответить на проблемный вопрос, связанный с экологической обстановкой в микрорайоне школы.

Учащиеся в группе обсуждают проблему, предлагают свой вариант ответа на поставленный вопрос.

Учитель организует оценку деятельности команды на уроке, используя рабочий лист и условные обозначения (+, !)

Учащиеся обсуждают долю участия каждого члена команды, правильность ответов, активность. Свою оценку заносят рабочий лист команды. Афишируют свое мнение по просьбе учителя.

    Итог занятия. Рефлексия деятельности.

Учитель организует работу по подведению итогов деятельности на уроке. Итог предлагает занести в индивидуальный рабочий лист.

Учащиеся сравнивают результат, полученный на уроке с целью урока, анализируют и заполняют последнюю графу индивидуального рабочего листа, афишируют свои записи по желанию.

Если было легко, все задания посильны – смайлик веселый, если были затруднения, с которыми справились – смайлик серьезный, если затруднения большие, справиться с ними не удалось – грустный смайлик.

Задания для коллективного обсуждения в группах в качестве итогового повторения.

Летом прошлого года в школьном саду созрел богатый урожай яблок. Ребята решили собрать урожай и отдать в зоопарк для кормления животных. Но работники отказались принимать яблоки из нашего сада, сказав, что животным их есть нельзя. Объясните, почему работники зоопарка приняли такое решение?

Недалеко от школы есть Ольгинский пруд, который вам хорошо известен. На берегу пруда оборудован песчаный пляж, но каждый год на пляже устанавливают табличку «Купаться запрещено». Как вы думаете, почему считают, что вода в пруду грязная, хотя в него не сливают отходы предприятия?

На территории школьного стадиона есть футбольное поле с хорошим газоном. Многие владельцы собак любят выгуливать собак на этом газоне, однако сторож школы не разрешает им это делать. Почему? Он не любит собак или есть другая причина?

Наша школа расположена в микрорайоне, где есть два больших парка – Удельный и Сосновка. Можно ли считать, что в районе школы воздух чистый и экологическая обстановка нормальная?

Индивидуальный рабочий лист учащегося.

Что я знаю по теме урока

Что хотел бы узнать

Что я знаю по теме урока

Что хотел бы узнать

Результат моей работы на уроке.

Что я знаю по теме урока

Что хотел бы узнать

Результат моей работы на уроке.

Задания для коллективной работы в группах в течение урока.

Прочитайте текст учебника на стр. 31-32. Составьте модель «Пути поступления загрязняющих веществ в организм человека».

Подготовьтесь рассказать, как происходит поступление загрязняющих веществ в организм человека.

Прочитайте текст учебника на странице 33-34. Составьте правила как защититься от загрязненного воздуха. Придумайте и нарисуйте условный знак к вашим правилам. Подготовьте вопросы для ребят, чтобы проверить их знания по теме «Как защититься от загрязненного воздуха» .____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прочитайте текст учебника на странице 34. Составьте правила как защититься от загрязненной воды. Придумайте и нарисуйте условный знак к вашим правилам. Подготовьте вопросы для ребят, чтобы проверить их знания по теме «Как защититься от загрязненной воды».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прочитайте текст учебника на странице 35. Составьте правила, как защититься от загрязняющих веществ в продуктах питания. Придумайте и нарисуйте условный знак к вашим правилам. Подготовьте вопросы для ребят, чтобы проверить их знания по теме «Как защититься от загрязняющих веществ в продуктах питания».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Кроссворд для актуализации опорных знаний

    Назовите одним словом: трава, кролик, лиса,

    Верхний плодородный слой земли.

    Какой газ необходим человеку д ля дыхания?

    Какое вещество можно встретить на Земле сразу в трех состояниях – твердом, жидком и газообразном?

    Вещество, от которого зависит плодородие почвы.

    Живые организмы, которые имеют признаки животных и растений, поэтому выделены учеными в отдельную группу, являются мусорщиками.

    Назовите одним словом: трава, кролик, лиса,

    Верхний плодородный слой земли.

    Какой газ необходим человеку д ля дыхания?

    Какое вещество можно встретить на Земле сразу в трех состояниях – твердом, жидком и газообразном?

    Вещество, от которого зависит плодородие почвы.

    Живые организмы, которые имеют признаки животных и растений, поэтому выделены учеными в отдельную группу, являются мусорщиками.

    Назовите одним словом: трава, кролик, лиса,

    Верхний плодородный слой земли.

    Какой газ необходим человеку д ля дыхания?

    Какое вещество можно встретить на Земле сразу в трех состояниях – твердом, жидком и газообразном?

    Вещество, от которого зависит плодородие почвы.

    Живые организмы, которые имеют признаки животных и растений, поэтому выделены учеными в отдельную группу, являются мусорщиками.

Сегодня мы отправляемся в чудесный мир природы.

А о чем мы будем говорить на этом занятии, вы узнаете, отгадав загадку.

Загадка

И бесцветная она,

И, как будто, не вкусна,

Но её, пока живём,

С удовольствием мы пьём.

Сегодня мы будем говорить о воде и о бережном отношении к ней.

Показ глобуса.

Кто мне скажет, что это такое? Да, это маленький макет нашей земли.

Скажите, пожалуйста, какого цвета больше на нашей планете? (Голубого)

Правильно ребята, большую часть нашей планеты занимают океаны, моря, озёра и реки.

Давайте скажем слова «вода», «река» на кзахском языке

Воды на нашей планете много, но вся ли она пригодна для питья? Конечно, нет. В морях и океанах вода, соленная ее нельзя пить. Поэтому мы должны, бережно относиться к воде. В пресной и в солёной воде живут рыбы и животные, растут растения.

Но случается, ребята, иногда и вот так. Хотите узнать как?

Рассказ о речке Прозрачной

Текла по равнине речка с чистой пречистой водой. И называлась она Прозрачная. Летом дети купались, рыбу ловили. Построили на ее берегу завод игрушек. Для работы заводу надо много воды, вот и проложили от завода к речке две трубы.

Проводится опыт .

Ребята у вас на столах стоит сок с трубочками. Попробуйте попить сок через трубочку.

Вот так по одной вода на завод вливается, по другой обратно в речку выливается.

Вливается чистая, прозрачная вода, а выливается грязная отработанная. И стала речка в этом месте, словно от стыда за творимые безобразия, алее мака.

Ниже по течению построили еще один завод- завод резиновых сапог. И он чистую, прозрачную воду жадно пьет, сбрасывая по трубе обратно грязную, отработанную воду. И стала речка, словно от досады, чернее сходящих с конвейера черных резиновых сапог.

Так-то вот: была речка чистой, называлась даже Прозрачной, да стала грязной, даже разноцветной. Люди сердятся не умыться, не искупаться. А о рыбаках и говорить не приходится. И приключилась с ними вот такая история.

Инсценировка сказки

Жили-были старик со старухой на берегу речки Прозрачной. И вот однажды забросил дед невод и вытащил его не только с травою речною, но и с ржавыми банками и битыми бутылками. Закинул он невод во второй раз и выловил рваный башмак, пластиковые пакеты и прочий мусор. Ну а в третий раз, как и полагается, попалась старику золотая рыбка. И известное дело заговорила рыбка человеческим голосом. Ну, вот чудо: не стала золотая рыбка просить старика: мол, отпусти меня, старче, в речку. А наоборот, стала молить: только не отпускай меня, старче в речку, лучше отнеси меня домой и отпусти меня в аквариум с чистою, прозрачную водою. Отслужу тебе верой и правдой любую службу. Не хочу, говорит, сделаться рыбкой «нефтяною», разноцветной, а хочу остаться рыбкой золотою.

Грустная сказка, правда. Но люди любят наш общий дом, со всеми живущими на земле, и стараются сделать так, чтобы таких грустных историй было как можно меньше.

Вот об этом я вам расскажу чуть позже, а теперь давайте отдохнем.

Физминутка. «Рыбки»

Рыбки весело плескались.

В чистой свеженькой воде.

То согнутся, разогнутся.

То зароются в песке.

Приседаем столько раз.

Сколько рыбок здесь у нас.

Однажды пожаловал на берег Разноцветной самый главный санитарный врач тех мест. На заводах побывал, всё разузнал и очень рассердился. Заводы, говорит, это очень хорошо, но и про людей, и окружающую их природу тоже нельзя забывать. Разве можно смириться с тем, чтобы купальщики выходили из воды разноцветными попугаями? Как это так людям в речке не искупаться, не умыться, ни рыбу наловить? И приказал срочно на всех заводах построить «водоочистители». Пусть испачканная в цехах вода там же чистится и отмывается. Послушались на всех трех заводах доброго совета, и красно- черно- зеленые в крапинку потоки, текущие из труб, иссякли. С этой поры речка Разноцветная, вновь стала речкой прозрачной, чистой: можешь купаться, и рыбу наловить и ухи наварить.

Ребята, а как называется наша речка?

Чистая в ней вода?

Когда то в нашей воде было много рыбы, раков. А сейчас раки пропали, потому что они живут только в чистой воде.

Минута поэзии:

Смотрю на глобус-шар земной,

И вдруг вздохнул он, как живой!

И шепчут мне материки

Ты береги нас, береги!

В тревоги рощи и леса,

Роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники:

Ты береги нас, береги!

Грустит глубокая река,

Ты береги нас, береги!

Остановил олень свой бег:

Будь человеком, человек,

В тебя мы верим- не солги,

Ты береги нас, береги!

Смотрю на глобус- шар земной, Такой прекрасный и родной.

И шепчут губы: «Сберегу, Я сберегу вас, сберегу!

- Ребята, кто-то звонит. Алло? Голос: Это детский сад « Арман »? Группа « Айголек » ? Здравствуйте, дорогие внучата! Это я, старенькая бабушка Маша. Приезжайте ко мне скорее в деревню. - Дорогая бабушка Маша, что случилось? Бабушка: - Мне очень нужна ваша помощь. Приезжайте, я все вам расскажу. - Ну что же, ребята? Поедем, узнаем, что случилось и чем мы сможем помочь? Дети, садимся на ковер-самолет Зрительная гимнастика Пролетает самолет, С ним собрался я в полет. Правое крыло отвел, посмотрел. Левое крыло отвел, посмотрел. Я мотор завожу И внимательно гляжу. Поднимаюсь в высь , лечу, Возвращаться не хочу. - А теперь закрыли глаза. Выношу бабушку на руке из кукольного театра. Бабушка: - Здравствуйте, дети! Как я рада видеть вас у себя в гостях! - Здравствуй, бабушка! С ә лемет сіз бе, әже! Что у тебя случилось? Бабушка: - Да вот, стали мы с дедом огород сажать. И капусту, и картошку, и морковь, и лук. Почти все посадили. Хотели еще горох посадить, да у деда спина разболелась. Совсем старый стал. Отправила его в больницу лечиться. А сама без помощи я не справлюсь. А уж дед-то как вам благодарен будет. Очень он любит овощной суп. - Конечно же мы тебе поможем, бабушка. Но сначала мы расскажем какие овощи нужны для приготовления овощного супа. Дидактическая игра варим суп> (на доске набор картинок из серии. - А я знаю стихи про овощи и за гадки про горох. Садись бабушка и вы, ребята, послушай те . (Чтение стихов Ю. Тувима , загадки). Овощи Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла: Картошку, капусту, в морковку , горох, Петрушку и свеклу. Ох! Вот овощи спор завели на столе - Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка иль свекла? Ох! Хозяйка тем временем ножик взяла И ножиком этим крошить начала: Картошку, капусту, морковку, горох, Петрушку и свеклу. Ох! Накрытые крышкою, в душном горшке Кипели, кипели в крутом кипятке: Картошка, капуста, морковка, горох, Петрушка и свекла. Ох!.. И суп овощной оказался не плох! Загадываю Загадки Бабушка: Пальчиковая гимнастика: Палец толстый и большой, В сад за сливами пошел. Указательный с порога Указал ему дорогу. Палец средний самый сильный. Он сбивает с ветки сливы. - Странно, а почему бабушка заговорила с нами про сливу? Правильно, она тоже растет на земле, в огороде или саду. Давайте вспомним, какие еще фрукты растут в саду? Обращаю внимание на плакат с изображение фруктов. Игра а и нет>. (Если дети согласны, то они должны сказать , если не согласны -) На огороде растут: картошка, капуста, яблоки, груши, свекла, морковь. В огороде сажают: морковь, огурцы, яблоки, петрушку, сливы. В саду растут: груши, малина, кабачки, картофель, булки, яблоки, смородина. - Молодцы! Правильно всё отгадали, где, что растет . Физминутка : Мы веселые ребята Любим бегать и скакать А сейчас мы вам покажем, Как умеем мы сажать. Фартуки мы одеваем, Нарукавники берем. Здесь горох, горох сажаем, Дружно песенку поем! Бабушка: Спасибо, ребята, помогли. - Но нам пора возвращаться назад в детский сад. Садитесь на ковер, полетели. Играет спокойная музыка. Вот мы и прилетели. Открывайте глаза. Скажите: Где мы побывали? У кого? Что делали? Вы рады, что смогли помочь старенькой бабушке? Что больше всего вам запомнилось?