Болезни Военный билет Призыв

«Тебе одной плету венок…» С. Есенин. Венок певцу бревенчатой избы (литературно — музыкальное мероприятие, посвященное Сергею Есенину)

Приложение

Венок Сергею Есенину

Лев Троцкий

Памяти Сергея Есенина

Мы потеряли Есенина - такого прекрасного поэта, такого свежего, такого настоящего. И как трагически потеряли! Он ушел сам, кровью попрощавшись с необозначенным другом, - может быть, со всеми нами. Поразительны по нежности и мягкости эти его последние строки! Он ушел из жизни без крикливой обиды, без ноты протеста, - не хлопнув дверью, а тихо прикрыв ее рукою, из которой сочилась кровь. В этом месте поэтический и человеческий образ Есенина вспыхнул незабываемым прощальным светом.

Есенин слагал острые песни «хулигана» и придавал свою неповторимую, есенинскую напевность озорным звукам кабацкой Москвы. Он нередко кичился резким жестом, грубым словом. Но подо всем этим трепетала совсем особая нежность неогражденной, незащищенной души. Полунапускной грубостью Есенин прикрывался от сурового времени, в какое родился, - прикрывался, но не прикрылся. Больше не могу, сказал 27 декабря побежденный жизнью поэт, сказал без вызова и упрека… О полунапускной грубости говорить приходится потому, что Есенин не просто выбирал свою форму, а впитывал ее в себя из условий нашего совсем не мягкого, совсем не нежного времени. Прикрываясь маской озорства и отдавая этой маске внутреннюю, значит, не случайную дань, Есенин всегда, видимо, чувствовал себя не от мира сего. Это не в похвалу, ибо по причине именно этой неотмирности мы лишились Есенина. Но и не в укор, - мыслимо ли бросать укор вдогонку лиричнейшему поэту, которого мы не сумели сохранить для себя?

Наше время - суровое время, может быть, одно из суровейших в истории так называемого цивилизованного человечества. Революционер, рожденный для этих десятилетий, одержим неистовым патриотизмом своей эпохи, - своего отечества, своего времени. Есенин не был революционером. Автор «Пугачева» и «Баллады о двадцати шести» был интимнейшим лириком. Эпоха же наша - не лирическая. В этом главная причина того, почему самовольно и так рано ушел от нас и от своей эпохи Сергей Есенин.

Корни у Есенина глубоко народные, и, как все в нем, народность его неподдельная. Об этом бесспорнее всего свидетельствует не поэма о народном бунте, а опять-таки лирика его:

Тихо в чаще можжевеля по обрыву

Осень, рыжая кобыла, чешет гриву.

Этот образ осени и многие другие образы его поражали сперва, как немотивированная дерзость. Но поэт заставил нас почувствовать крестьянские корни своего образа и глубоко принять его в себя. Фет так не сказал бы, а Тютчев еще менее. Крестьянская подоплека, творческим даром преломленная и утонченная, у Есенина крепка. Но в этой крепости крестьянской подоплеки причина личной некрепости Есенина: из старого его вырвало с корнем, а в новом корень не принялся. Город не укрепил, а расшатал и изранил его. Поездка по чужим странам, по Европе и за океан не выровняла его. Тегеран он воспринял несравненно глубже, чем Нью-Йорк. В Персии лирическая интимность на рязанских корнях нашла для себя больше сродного, чем в культурных центрах Европы и Америки.

Есенин не враждебен революции и никак уж не чужд ей; наоборот, он порывался к ней всегда - на один лад в 1918 г.:

Мать моя - родина, я большевик.

На другой - в последние годы:

Теперь в советской стороне

Я самый яростный попутчик.

Революция вломилась и в структуры его стиха, и в образ, сперва нагроможденный, а затем очищенный. В крушении старого Есенин ничего не терял и ни о чем не жалел. Нет, поэт не был чужд революции, - он был несроден ей. Есенин интимен, нежен, лиричен, - революция публична, эпична, катастрофична. Оттого-то короткая жизнь поэта оборвалась катастрофой.

Кем-то сказано, что каждый носит в себе пружину своей судьбы, а жизнь разворачивает эту пружину до конца. В этом только часть правды. Творческая пружина Есенина, разворачиваясь, натолкнулась на грани эпохи и - сломалась.

У Есенина немало драгоценных строф, насыщенных эпохой. Ею овеяно все его творчество. А в то же время Есенин «не от мира сего». Он не поэт революции.

Приемлю все, - как есть, все принимаю.

Готов идти по выбитым следам,

Отдам всю душу Октябрю и Маю.

Но только лиры милой не отдам.

Его лирическая пружина могла бы развернуться до конца только в условиях гармонического, счастливого, с песней живущего общества, где не борьба царит, а дружба, любовь, нежное, участие.

Такое время придет. За нынешней эпохой, в утробе которой скрывается еще много беспощадных и спасительных боев человека с человеком, придут иные времена, - те самые, которые нынешней борьбой подготовляются. Личность человеческая расцветет тогда настоящим цветом. А вместе с нею и лирика. Революция впервые отвоюет для каждого человека право не только на хлеб, но и на лирику. Кому писал Есенин кровью в свой последний час? Может быть, он перекликнулся с тем другом, который еще не родился, с человеком грядущей эпохи, которого одни готовят боями, Есенин - песнями. Поэт погиб потому, что был несроден революции. Но во имя будущего она навсегда усыновит его.

К смерти Есенин тянулся почти с первых годов творчества, сознавая внутреннюю свою незащищенность. В одной из последних песен Есенин прощается с цветами:

Ну, что ж, любимые, - ну, что ж,

Я видел вас и видел землю,

И эту гробовую дрожь,

Как ласку новую, приемлю…

Только теперь, после 27 декабря, можем мы все, мало знавшие или совсем не знавшие поэта, до конца оценить интимную искренность есенинской лирики, где каждая почти строчка написана кровью пораненных жил. Там острая горечь утраты. Но и не выходя из личного круга, Есенин находил меланхолическое и трогательное утешение в предчувствии скорого своего ухода из жизни:

И, песне внемля в тишине,

Любимая с другим любимым,

Быть может, вспомнит обо мне,

Как о цветке неповторимом.

И в нашем сознании скорбь острая и совсем еще свежая умеряется мыслью, что этот прекрасный и неподдельный поэт по-своему отразил эпоху и обогатил ее песнями, по-новому сказавши о любви, о синем небе, упавшем в реку, о месяце, который ягненком пасется в небесах, и о цветке неповторимом - о себе самом.

Пусть же в чествовании памяти поэта не будет ничего упадочного и расслабляющего. Пружина, заложенная в нашу эпоху, неизмеримо могущественнее личной пружины, заложенной в каждого из нас. Спираль истории развернется до конца. Не противиться ей должно, а помогать сознательными усилиями мысли и воли. Будем готовить будущее! Будем завоевывать для каждого и каждой право на хлеб и право на песню.

Умер поэт. Да здравствует поэзия! Сорвалось в обрыв незащищенное человеческое дитя. Да здравствует творческая жизнь, в которую до последней минуты вплетал драгоценные нити поэзии Сергей Есенин.

Из книги С. А. Есенин в воспоминаниях современников. Том 2. автора Есенин Сергей Александрович

Из книги Серебряная ива автора Ахматова Анна

Анна Ахматова – Сергею фон Штейну 11906 г., КиевМой дорогой Сергей Владимирович…Ваше письмо бесконечно обрадовало меня… тем более что более одинокой, чем я, даже быть нельзя… Хорошие минуты бывают только тогда, когда все уходят ужинать в кабак или едут в театр, и я слушаю

Из книги Отец и его музей автора Цветаева Марина

V. Лавровый венок (Перевод А. Эфрон.)День открытия музея. Едва занявшееся утро торжественного дня. Звонок. Курьер из музея? Нет, голос женский.Разбуженный звонком, отец уже на пороге зала, в старом своем, неизменном халате, серо-зеленоватом, цвета ненастья, цвета Времени. Из

Из книги Путешествие в будущее и обратно автора Белоцерковский Вадим

Открытое письмо Председателю правления Союза писателей РСФСР Сергею Михалкову Своим гневным монологом в разговоре со мной по телефону Вы натолкнули меня на мысль высказаться по поводу моего решения выехать в Израиль.«Я уверен, - кричали Вы мне, - что услышу ваш голос по

Из книги Неизвестный Есенин автора Пашинина Валентина

Глава 4 Дискуссии по Есенину О Ленине так не жалели. В. Мануйлов Следует объяснить читателю, почему же революция в деревне началась не в 1926 году, как задумывали большевики. Весь 1926 год кипели, бушевали «страсти по Есенину». Подумать только, вся страна была вовлечена в

Из книги Автобиографическая проза автора Цветаева Марина

Расплата за близость к Есенину Есенин Юрий (Изряднов), сын поэта - расстрелян в 1937 году.Есенин-Вольпин Александр, сын поэта - помещался в психиатрическую лечебницу, эмигрировал, живет в Бостоне.Есенин Илья Иванович - двоюродный брат (1902–1942) - был осужден, погиб на

Из книги Планета Дато автора Миронов Георгий Ефимович

ЛАВРОВЫЙ ВЕНОК (Памяти проф. И. В. Цветаева) Года за два до открытия музея отцу предложили переехать на казенную директорскую квартиру, только что отстроенную. „Подумайте, Иван Владимирович, - соблазняла наша старая экономка Олимпиевна, - просторная, покойная, все

Из книги Есенин автора Поликовская Людмила Владимировна

4. “Венок” Дато Природу нельзя застигнуть неряшливой или полуодетой, – она всегда прекрасна. Но увидевший прекрасное, становится участником его создания. Ведь окидывая взглядом озеро, поле, лужайку в лесу, часть реки, мы как бы сами для себя создаём композицию

Из книги Пушкиногорье автора Гейченко Семен Степанович

Приложение Венок Сергею Есенину Лев Троцкий Памяти Сергея Есенина Мы потеряли Есенина - такого прекрасного поэта, такого свежего, такого настоящего. И как трагически потеряли! Он ушел сам, кровью попрощавшись с необозначенным другом, - может быть, со всеми нами.

Из книги Сказки матери [сборник] автора Цветаева Марина

Из книги Наедине с осенью (сборник) автора Паустовский Константин Георгиевич

V. Лавровый венок День открытия музея. Едва занявшееся утро торжественного дня. Звонок. Курьер из музея? Нет, голос женский.Разбуженный звонком, отец уже на пороге зала, в старом своем, неизменном халате, серо-зеленоватом, цвета ненастья, цвета Времени. Из других дверей,

Из книги Самый большой дурак под солнцем. 4646 километров пешком домой автора Рехаге Кристоф

Лавровый венок На улицах Афин не было тени. Над городом стоял отвесный беломраморный зной.В скверах цвели ползучие странные цветы без листьев. На их стеблях торчали темно-зеленые мягкие отростки, похожие на хвою. Стоило сжать пальцами такую веточку – и она тотчас

Из книги Янка Дягилева. Придет вода (Сборник статей) автора Дягилева Яна Станиславовна

Венок из цветов В маленьком городке Цзиньчан я остаюсь на два дня. Городок уютно располагается на реке среди равнины, похожей скорее на длинную долину. С обеих сторон возвышаются горы.Я отношу ботинки на рынок и расспрашиваю всех о сапожнике. Искомый тип обнаруживается

Из книги Мне нравится, что Вы больны не мной… [сборник] автора Цветаева Марина

ОТКРЫТЫЙ ОТВЕТ СЕРГЕЮ ГЛАЗАТОВУ Уважаемый Сергей!Да будет Вам известно, что последний «Тихий парад» состоялся 3 августа, после чего программа была (в который уж раз) закрыта на неопределенный срок. К тому времени я уже получил Ваше письмо, но предоставить ему эфир, как Вы

Из книги автора

Сергею Эфрон-Дурново 1 Есть такие голоса, Что смолкаешь, им не вторя, Что предвидишь чудеса. Есть огромные глаза Цвета моря. Вот он встал перед тобой: Посмотри на лоб и брови И сравни его с собой! То усталость голубой, Ветхой крови. Торжествует синева Каждой

Из книги автора

С. А. Есенину (1895–1925) «Брат по песенной беде…» Брат по песенной беде – Я завидую тебе. Пусть хоть так она исполнится – Помереть в отдельной комнате! – Скольких лет моих? лет ста? Каждодневная мечта. И не жалость: мало жил, И не горечь: мало дал. Много жил –

«Тебе одной плету венок…» Сергей Есенин

Тебе одной плету венок,
Цветами сыплю стежку серую.
О Русь, покойный уголок,
Тебя люблю, тебе и верую.
Гляжу в простор твоих полей,
Ты вся — далекая и близкая.
Сродни мне посвист журавлей
И не чужда тропинка склизкая.
Цветет болотная купель,
Куга зовет к вечерне длительной,
И по кустам звенит капель
Росы холодной и целительной.
И хоть сгоняет твой туман
Поток ветров, крылато дующих,
Но вся ты — смирна и ливан
Волхвов, потайственно волхвующих.

Анализ стихотворения Есенина «Тебе одной плету венок…»

На развитие самобытного художественного стиля есенинской поэзии оказало влияние творчество современников. С именем Клюева исследователи связывают появление религиозной символики в поэтической системе Есенина. Последнему, выросшему в патриархальной деревенской атмосфере, были понятны и близки проявления нехитрой мужицкой веры, однако после знакомства с творениями старшего коллеги указанный мотивный комплекс претерпевает изменения. Он охватывает не отдельные природные образы, а формирует целостную картину. Среди сосен, елок и берез лирическому герою « » видится фигура Иисуса. Обычные детали пейзажа преображаются под влиянием необыкновенного явления: панорама леса и облачного неба сияет в «парче лиловой». В произведении « » Родина, скорбящая по погибшим, воплощается в образ монашки, читающей поминальные псалмы.

По аналогичным принципам организована зарисовка, представленная в стихотворении 1915 г. В ней лексика религиозной тематики соседствует со словами, обозначающими растения и природные явления. Спокойная обстановка туманного вечера сравнивается с атмосферой и вещными деталями церковной службы. Болотистый водоем уподобляется сосуду для крещения, камыш призывает к молитве, а роса наделяется исцеляющими свойствами.

Пейзажу предшествует признание лирического «я», в щемящей искренности которого усматриваются блоковские мотивы. Показательными примерами интертекстуальных связей служат и олицетворенный образ Руси, и трепетное отношение к родине - таинственной, убогой и прекрасной. Противоречивые переживания в есенинском произведении выражены парой антонимов: «далекая и близкая». Хотя в интонациях речи лирического субъекта слышится печаль, героем движет безоговорочная любовь к родному краю. Цветы и венок из них служат знаками поклонения, призванными украсить, расцветить «стежку серую», скромную жизнь тихого уголка.

Еще один немаловажный аспект патриотического чувства - вера. Этот мотив, обозначенный в зачине, поддерживается религиозной семантикой пейзажной картины и окончательно раскрывается в финальном двустишии. Автор упоминает два дара из символического подношения волхвов новорожденному Иисусу. Опираясь на библейские реминисценции, поэт актуализирует в читательском сознании сложный комплекс смыслов, в котором лидируют темы жертвенности и грядущего спасения.

Рейтинг: / 1

ПлохоОтлично

Родился в 1940 г. в посёлке Биофабрика (ныне г. Новокуйбышевск).
В 1960 г. окончил Куйбышевский техникум ж.д. транспорта, работал электромехаником в Башкирии, служил в армии на Балхаше. В 1964-1969 гг. учился на Экономическом факультете МГУ. С сентября 1969 г. начал преподавать политическую экономию в Куйбышевском политехническом институте. В 1972-1974 гг. был в аспирантуре и нередко вместо диссертации писал стихи. Жил в студенческие и аспирантские годы в общежитии на Ленгорах под славным шпилем МГУ. Вернулся в Куйбышев, стал доцентом. На первый план вышли семья, дети и работа, работа. Стихи отошли на дальний план. Тем не менее, когда пришла свобода слова и печати, собрал свои стишата, стряхнул с них пыль и издал.

ВЕНОК ЕСЕНИНУ

«Пейте, пойте в юности,
Бейте в жизнь без промаха.
Всё равно любимая
Отцветёт черёмухой».
(С. А. Есенин. 1925)

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА

Не хочу с утра проблем, вопросов.
В небе солнце, мир прозрачен весь.
Нам опять октябрь дарит осень,
Вновь природа сбрасывает спесь.

На Ваганьковском народец уж толпится.
Почитателей зовёт к себе поэт.
Кто-то пьёт и тем к нему «стремится».
Кто-то видит несказанный свет.

Навестим и мы с тобой поэта,
Редкого на весь двадцатый век.
Не жалей любви минувшим летом,
А всплакни… Какой был человек!

Мог бы жить и быть с друзьями рядом.
Но погиб красивым, молодым.
Потеплей душой своей и взглядом,
Вспомни май и белых яблонь дым.

…Осень вновь роняет листья, сеет.
Вперемешку - горечь и восторг.
Нас опять роднит Сергей Есенин,
Души ранит песенной тоской.

МГУ, 1965

ГИБЕЛЬ В «АНГЛЕТЕРЕ»

Москва. Белый снег на ладонях.
Изряднова, Райх. Но постой!
Серёжа, а что с Айседорой?
Уходишь от Софьи Толстой.

Твой мозг поражён алкоголем,
К концу, видно, жизненный путь.
Ты в Питер сбегаешь от боли,
Чтоб шею петлёй затянуть.

А как же твой клён одноногий?
Ржаные закуты? Кресты?
Смешной дуралей жеребёнок,
Которого выдумал ты?

Тебе не впервой резать вены
И кровью писать не впервой.
Опять подогнутся колени
В обычный жестокий запой.

И губы совсем отрешённо
Уже в полоумном бреду
Прошепчут кому-то со стоном:
«Прости, я к тебе не приду».

Последняя ночь в «Англетере»;
И в номере нет уж друзей...
Качается мёртвое тело
Под глупое «жить не новей».

О нет! Эта горькая фраза -
Обман для себя самого.
Друзья его, что ж вы все сразу
В тот вечер ушли от него?

РАЗГОВОР С ЕСЕНИНЫМ

Милый мой, поэт мой самый нежный,
Буйный скандалист с реки Оки,
Помнишь, как жалел ты свою свежесть,
Променяв в Москве на кабаки?
Для стихов ты бросил жизнь на плаху,
Всенародного признания достиг.
Я ж, любитель, дал со славой маху,
По словам тёть Симы, не велик.

Ну и что, беда ли в том большая?
Жизнь идёт, и девушки влекут.
Улыбнись, сомненья разрешая,
И слова хорошие придут.
Сядем рядом, лет отбросив дымку,
Возбудясь и чуточку грустя.
Пусть ругают, разопьём бутылку,
Огурцом тёть Симиным хрустя.

Тленны, как ни странно мы, Серёга.
Чёрт возьми! Пожитки собирать
Бренные... и мне пора в дорогу.
Нет жены и некому стирать.

Наливай! Потерпит моя язва.
Расскажу про жизнь свою, чего ж.
Про деревни бедные, и сразу
Ты за голенище сунешь нож.

Заскрипишь зубами: «Хрен им в дышло!
Заколю начальство наповал.
Голозадыми живут в колхозах тыщи.
Прон Оглоблин зря что ль воевал?»

Но «наивный», «ситцевый» Есенин,
Ведь прошло с тех пор полсотни лет.
В «развитой» теперешней Рассее
Бунтовать давно охоты нет.

И крестьян теперь не так уж много.
Ты ещё в тринадцатом сбежал.
Но нигде, ни при какой погоде
«Капитал» трёхтомный не читал.

Я читал, да толку что ли много...
Как и ты, мотаюсь по углам.
Дама пик мне, дальняя дорога.
Жил в Москве, да не прижился там.

Эх, Сергей, поэт ты мой осенний,
Не успел ты песнь свою допеть.
В жизни не совсем благословенной
Привелось до срока умереть.

Говорят: «Чекисты, мол, убили».
Говорят: «Не вешался». Как знать…
Запретили. Но не позабыли.
Слава богу, вспомнили опять.

Мы теперь ровесники с тобою.
Мне сегодня ровно тридцать лет.
Твой трёхтомничек и небо голубое,
Со «столичной» рядом - твой портрет.

Посидим мы в комнатке укромной.
Из души унынье прогони.
Клён вон твой стоит, как ты, неровно,
Вспоминает молодые дни.

Куйбышев, 1970

РАСТРАТА ДУШИ

А. К. Воронский писал о встрече с Есениным весной 1925 г. в Баку: «На загородной даче, опившийся, он сначала долго скандалил и ругался. Его удалили в отдельную комнату. Я вошёл и увидел: он сидел на кровати и рыдал. Всё лицо его было залито слезами. Он комкал мокрый платок.
- У меня ничего не осталось. Мне страшно. Нет ни друзей, ни близких. Я никого и ничего не люблю. Остались одни стихи. Я всё отдал им, понимаешь, всё».
(Есенин.ру. - Воспоминания)

Есенин, будто неврастеник,
Рыдал и комкал свой платок.
И уж ни Русь, ни дождь весенний,
Никто спасти его не мог.

Весной на кладбище цветы,
У юных девушек - веснушки.
«Серёжа, что же плачешь ты?»
«Я не люблю. Пью водку кружкой.

Я болен, гонятся за мной.
Я снова спрячусь в психбольницу.
Я выпил душу, будто в зной
Одной душой легко напиться».

«Где Шаганэ твоя теперь?
Твои стихи с ума всех сводят».
«Я запираю на ночь дверь.
Мне страшно. Ведь душа проходит».

…Внушали: «Всё предрешено».
Судом грозили. Крались к двери.
Уж за стихами и вином
Ночь приближалась в «Англетере».

Уже написаны слова,
Что умирать, как жить, не ново.
И золотая голова
Поникла, будто лист кленовый.

У МОГИЛЫ ЕСЕНИНА

Приютилась в глазах его грусть,
Всё бессмысленным стало казаться.
Он всё чаще твердил себе: «Пусть
Все живут, я же буду прощаться».

Он в альбоме любимых своих
Разложил по годам аккуратно
И глядел вечерами на них…
Но любовь, ах, любовь невозвратна.

С фотокарточек смотрят они
И улыбками милыми дразнят.
Вспоминает он лучшие дни.
Но вернёшь их из прошлого разве?

В жизни деньги, борьба, суета.
То стихи, то болезни, раздоры.
Жизнь без смысла - уж Муза не та.
И стара, ох, стара Айседора.

…Говорят, мол, Есенин дурак,
А талант его - божия милость.
Бениславская, мол, просто так
На могиле его застрелилась.

Зря, мол, пил и в психушку попал.
Мог бы стать ведь большим человеком.
Но Есенин, увы, понимал
Лучше многих бездушие века.

Ох… На кладбище тихо теперь.
Нет живых за высокой оградой.
Ты стаканами душу не мерь,
Бей без промаха в жизнь, но не падай.

По бульварам куда-то спешат
Стайки девушек юных, пугливых.
А поэты, поэты лежат
На Ваганьковском в чёрных могилах.

ЕСЕНИН И ГАЛИНА БЕНИСЛАВСКАЯ

С Кавказа письма он писал.
Все гонорары шли на водку.
Тебе любви не обещал,
Была ему ты другом кротким.

Катюшу с Шурой берегла,
Его любила ты напрасно.
Ты другу шубу привезла
Из Питера и шарф тот красный.

А он приехал лишь весной
И сразу потонул в скандалах.
Решив жениться на Толстой,
Трёх жён, детей, тебя - оставил.

Уж шёл тот двадцать пятый год;
Последний, страшный, непонятный.
Как будто не было забот -
Опять Кавказ с невестой знатной.

Но расписавшись в сентябре,
Он будто знал, что жить не хочет.
Ему казалось - во дворе
Нож на него злодеи точат.

Он спать не мог. А алкоголь
Сводил с ума его всё больше.
Точила душу его боль,
И не могло быть хуже, горше.

Декабрь морозом уж дышал.
Махнула ему ручкой Шура:
«Серёжа, приезжай! Прощай...»
Он уходил хмельной, понурый.

Потом пришла о смерти весть.
Друзья, родные у могилы.
Зачем теперь к вам в души лезть?
Вас нет. И мы уж отлюбили.

Ты застрелилась через год.
Теперь пройдёт мещанка мимо
И скажет юной дочке: «Вот,
Могилы рядом… И уж имя!»

И будет лишнею мораль,
Укор, к самоубийце ль зависть.
Но скажет девушка: «Как жаль!
Стихи сиротами остались».

ЕСЕНИН И АЙСЕДОРА ДУНКАН

Дорогой, очень русский, великий поэт,
Что тебе она, что насулила?
Ну, за что ты её, сорока с лишним лет,
«Скверной девочкой» звал, даже «милой»?

Ах ты, слава-зараза, ах, деньги, расчёт,
Особняк на Пречистенке, слуги.
Из Москвы самолётом в Европу полёт!
А потом: «Ни жены и ни друга».

Не понять нам теперь, почему ты так жил,
Разных женщин сажал на колени.
Ты скажи, что за бог твою руку водил,
Где сидел чародей в тебе, гений?

ЕСЕНИН, СОФЬЯ ТОЛСТАЯ И ОБРЕЧЁННОСТЬ

Толстого внучка и Есенина жена
С поэтом очень мало пожила.
Она так чтила род и графские привычки,
Что он не мог и дня прожить без стычки.
Но сам он виноват, а не Толстая.
Да и она была, конечно, непростая.

Зачем во цвете лет было лечиться?
Грозил арест, вот он и лёг в больницу.
Про клён писал там гениально и про зиму!
Но трибуналом из ЧК ему грозили.

Петля уж чудилась и в ритм стихов качалась,
И времени на жизнь не оставалось.

…Кто ж виноват, что кровью он из вены
Писал про смерть и про свои измены?
Не жёны и не брошенные дети.
Не жизнь бездомная, не тьма противоречий.
Не слава, не друзья и не богема.
А гений виноват! Его же гений.
Он на стихи до дна растратил душу.
Без них не мог, и жизнь свою разрушил.

ЕСЕНИН И МЫ, НЫНЕШНИЕ

Рябит в глазах от множества имён
Поэтов хмурых и весенних.
Но хоть один бы написал про клён,
Как написал Сергей Есенин.

КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ

1. Бениславская Г. А. Дневник. Воспоминания. Письма к Есенину / Вступительная статья Л. Ф. Карохина. СПб., 2001.
2. Белоусов В. Г. Сергей Есенин: Литературная хроника. В 2-х частях. М, 1969-1970.
3. Гарина Н. М. О С. А. Есенине и Г. Ф. Устинове. 1935 (см.: Есенин.ру).
4. Дункан А. Моя жизнь. Моя Россия. Мой Есенин. М., 1992.
5. Есенина Н. В. (Наседкина). В семье родной: Новые материалы о Сергее Есенине. М., 2001.
6. С. А. Есенин в воспоминаниях современников. В 2-х тт. М., 1986.
7. Куняевы Станислав и Сергей. Жизнь Есенина. Снова выплыли годы из мрака… М., 2001.
8. Мариенгоф А. Б. Роман без вранья. Мой век, мои друзья и подруги. М., 2013.
9. Сергей Есенин: Воспоминания родных / Сост. племянницы поэта: Т. П. Флор (Ильина), С. П. Митрофанова (Ильина), Н. В. Есенина (Наседкина). М., 1985.
10. Сергей Александрович Есенин / Сост. Сергей Ст. Куняев. М., 2013.
11. Сушко Ю. М. Дети Есенина. М., 2013.
12. Хлысталов Э. А. 13 уголовных дел Сергея Есенина. М., 2006.

С другими произведениями Виктора Белоусова можно ознакомиться на его страничке www.stihi.ru/avtor/v4568.