Болезни Военный билет Призыв

Сведения о земле и луне детям. Секретные и интересные факты о луне. Как появилась Луна - объяснение для детей

У нашей планеты, в отличии от многих других, есть только один естественный спутник, который можно наблюдать ночами на небосклоне - это, конечно, Луна. Если не брать в расчет Солнце, то именно этот объект является самым ярким, который можно наблюдать с Земли.

Среди остальных спутников планет, спутник планеты Земля занимает пятое место по своей величине. На нем нет ни атмосферы, ни озер и рек. День и ночь сменяют друг друга здесь с периодичностью в две недели, при этом можно наблюдать перепад температуры равный в триста градусов. И она всегда повернута к нам только одной своей стороной, оставляя в загадках свою темную обратную сторону. Этот бледно-голубой объект ночного неба - Луна.

Лунная поверхность покрыта слоем реголита (песочной пыли черного цвета), который достигает на разных участках толщины от нескольких метров до нескольких их десятков. Лунный песок реголит возникает от постоянного падения метеоритов и дробления в состоянии вакуума, не защищенного под воздействием космических лучей.

Поверхность Луны неровная с множеством кратеров различного размера. На Луне есть как равнины, так и целые горы, выстроенные в цепочку, высота гор до 6 километров. есть предположение, что более 900 миллионов лет назад на Луне происходила вулканическая активность, об этом говорят найденные частицы грунта, образование которых могло быть в следствии извержений.

Сама по себе поверхность на Луне очень темная, несмотря на то, что в лунную ночь мы хорошо видим Луну на ночном небе. Лунная поверхность отражает чуть более семи процентов солнечных лучей. Даже с Земли можно наблюдать пятна на ее поверхности, которые по древнему ошибочному суждению, сохранили за собой название "море".

Луна и планета Земля

Луна всегда обращена к планете Земля одной стороной. На этой видимой с Земли стороне большую часть занимают равнинные пространства, которые называют моря. Моря на Луне занимают порядка шестнадцати процентов общей площади и представляют собой гигантские кратеры, которые появились после столкновения с другими космическими телами. Другая скрытая от Земли сторона Луны почти полностью испещрена горными цепями и кратерами от небольших до огромных размеров.

Влияние самого близкого к нам космического объекта Луны распространяется и на Землю. Так, типичным примером служат приливы и отливы морей, которые возникают из-за гравитационного притяжения спутника.

Происхождение Луны

По различным исследованиям между Луной и Землей есть много различий, в первую очередь в химическом составе: на Луне практически нет воды, относительно небольшое содержание летучих элементов, небольшая плотность в сравнении с Землей и маленькое ядро из железа и никеля.

Тем не менее радиометри́ческий анализ, по которому определяют возраст небесных объектов если в составе есть радиоактивный изотоп, показал, что возраст Луны такой же, как и у Земли 4,5 миллиарда лет. Соотношение стабильных изотопов кислорода у двух небесных объектов совпадает, при том, что у всех изученных метеоритов такие соотношения имеют сильные различия. Это говорит о том, что и Луна и Земля в далеком прошлом образовались из одного вещества, находящегося на одинаковом расстоянии от Солнца в до-планетном облаке.

Исходя из общего возраста, сочетания схожих свойств при сильном различии между двумя близкими объектами Солнечной системы выдвигается 3 гипотезы происхождения Луны:

  • 1. Образование и Земли и Луны из одного до-планетного облака

  • 2. Захват гравитацией Земли уже сформированный объект Луну

  • 3. Образование Луны в следствии столкновения с Землей крупного космического объекта по размерам сопоставимого с планетой Марс.

Изучением бледно-голубого спутника Земли Луны занимались еще с глубокой древности. Например, среди греков особо известны размышления Архимеда по ее поводу. Подробно же описал Луну с ее характеристиками и возможными свойствами Галилей. Он увидел на поверхности Луны равнины похожие на "моря", горы и кратеры. А в 1651 году итальянский астроном Джованни Риччоли создал карту Луны, где подробно расписал лунный ландшафт видимой с Земли поверхности и ввел обозначения для многих частях рельефа Луны.

В XX веке интерес к Луне возрос при помощи новых технологических возможностей для исследования спутника Земли. Так 3 февраля 1966 года на поверхность Луны впервые совершил мягкую посадку советский аппарат Луна-9. Следующий аппарат Луна-10 стал первым искусственным спутником Луны, а спустя совсем немного времени 21 июля 1969 года на Луне впервые побывал человек. Наступила череда многих открытий в области селенографии и селенологии, которые совершили советские ученые и их американские коллеги из NASA. Затем к концу XX века интерес к Луне плавно поутих.

(Фотоснимок обратной стороны Луны, приземлившийся аппарат "Чаньэ-4" )

Китайский космический аппарат "Чаньэ-4" 3 января 2019 года успешно сел на поверхность обратной стороны луны, эта сторона постоянно обращенная в сторону от света излучаемого Земли и невидимая с поверхности планеты. Впервые обратная сторона лунной поверхности была сфотографирована советской станцией "Луна-3" 27 октября 1959 года, а спустя более полувека в начале 2019 года китайский аппарат "Чаньэ-4" сел на поверхность обратную от Земли.

Колонизация на Луне
Многие писатели и фантасты наравне с планетой Марс, рассматривают Луну, как объект для будущих колонизаций человеком. Несмотря на то, что это больше похоже на выдумку, американское агентство NASA всерьез задумалась над этим вопросом, поставив задачу разработать программу "Созвездие" по переселению людей на Лунную поверхность со строительством настоящей космической базы на Луне и разработки "межземле-лунных" космических перелетов. Однако, эта программа была приостановлена по решению президента США Барака Обамы из-за высокого финансирования.

Роботы-аватары на Луне
Тем не менее, в 2011 году NASA вновь предложила новую программу, на этот раз под названием "Аватары" по которой требовалось разработать и изготовить на Земле роботов-аватаров, которые затем будут доставлены на спутник Земли Луну с целью дальнейшей имитации проживания в лунных условиях человека с эффектом телеприсутствия. То есть управлять аватаром-роботом будет с Земли человек, полностью облачившись в костюм, который будет имитировать его присутствие на Луне в качестве робота-аватара, находящегося в реальных условиях на лунной поверхности.

Иллюзия большой Луны
Когда Луна находится низко над горизонтом Земли, возникает иллюзия, что ее размеры больше, чем есть на самом деле. При этом реальный угловой размер Луны не меняется, даже, напротив, чем ближе она к горизонту, тем угловой размер немного уменьшается. К сожалению, такой эффект трудно объясним и скорее относится к ошибке зрительного восприятия.

Есть ли времена года на Луне?
И на Земле, и на любой другой планете смена времен года происходит от наклона её оси вращения, при этом интенсивность смены времен года зависит от расположения плоскости орбиты планеты, будь то спутника вокруг Солнца.

Луна же имеет наклон своей оси вращения к плоскости эклиптики 88,5°, практически перпендикулярна. Поэтому на Луне с одной стороны почти вечный день, с другой стороны почти вечная ночь. А значит температура также в каждой части поверхности Луны своя и практически неизменна. При этом речи о смене времен года на Луне скорее не может быть, куда больше от простого отсутствия атмосферы.

Почему собаки лают на Луну?
Однозначного объяснения этому явлению нет, но скорее всего, по мнению некоторых ученых играет страх животного перед эффектом, схожим с Солнечным затмением от которого у многих животных появляется страх. Зрение собак и волков очень слабое и Луну в безоблачную ночь они воспринимают, как Солнце, путая ночь со днем. Слабый лунный свет и сама луна воспринимается ими, как тусклое Солнце и поэтому, видя Луну, они ведут себя также, как и при Солнечном затмении, воют и лают.

Лунный капитализм
В сказочном романе Николая Носова "Незнайка на Луне" Луна представляет собой спутник, возможно, искусственного происхождения, где внутри оказывается целый город - оплот современного капиталистического строя. Что интересно, детский рассказ не сколько кажется фантастическим, сколько социально-политическим не теряющим актуальность и в современное время, интересный и ребенку и взрослому.

Детям о Луне рассказывать очень интересно, так как она притягивает их каким-то магическим образом. Мой ребенок очень ярко реагировал на Луну, еще когда я возила его в коляске. И конечно же сейчас, когда он серьезно увлечен космосом, я хочу рассказать ему о его любимице Луне. Не пугайтесь, все что мы будем “изучать” я преподнесу в игровой форме, и скажу честно, это еще больше увлекло моего ребенка в космическое пространство. Выбраться бы потом из этой темы.

Литература для занятия “Детям о Луне”

Но чтобы дойти до желаемой Луны, нам нужно выйти за пределы планеты Земля. Что окружает нашу планету? Правильно, атмосфера. Мы ведь не раз уже читали о ней, но понятно ли ребенку 3-4 лет, что это такое?

Конечно же информация необходима, ещё лучше, когда она представлена в книгах с хорошими наглядными иллюстрациями. Хорошо, начнем с теории. Атмосферой принято считать ту область вокруг Земли, в которой газовая среда вращается вместе с Землей как единое целое. Атмосфера является защитным слоем планеты, защищая ее обитателей от солнечного ультрафиолетового излучения.

В детских энциклопедиях даже даются названия первых двух слоев, а значит вперед мы не забегаем. Хотя я помню, что эту тему мы изучали в школе примерно с 5-го класса. Итак начнем, уверена, что мне удастся объяснить Александру, которому сейчас 3 года 10 месяцев: что такое атмосфера и как она защищает нашу землю.

Очень наглядное описание атмосферы, где в слоях ребенок видит летающий самолет, метеозонд, космические аппараты мы нашли в энциклопедии “Вселенная 3D”.

Обратите внимание на прекрасную книгу Левитана Звездные сказки , в которой героиня подружилась с Луной и звездами. Чтиво прекрасно подходит для детей дошкольного возраста. А для ребят 6-8 лет советую к прочтению Сказочные приключения маленького астронома от того же автора.

Затем перешли к нашей любимой серии “Самая первая энциклопедия”, на этот раз “Планета Земля”. Я не раз писала, что эта серия мне кажется очень удачной для начинающих, она очень доступна в языке написания, красочна и с большими буквами. Большинство текста в книгах этой серии Александр читает сам, что для меня является неоспоримым плюсом. В этой книге тема атмосферы представлена во всём разнообразии, развороты: воздушное покрывало Земли, настроение атмосферы, облака плывут по небу.

В книге Чудесная планета из серии “Твоя первая энциклопедия”, на этот раз от Махаон, также нашлась информация, и не только об атмосфере, но и по теме Луна. А именно о приливах и отливах.

Думаю, что теории достаточно, теперь нужно донести всё это до ребенка, которому сейчас 3 года 10 месяцев. Начнем?

Атмосферу планеты Земля можно объяснить ребенку на примере варенного яйца. Наша планета окружена многослойной атмосферой, подобно тому как в яйце желток окружен белком.

Макет атмосферы Земли

Дальше делаем с ребенком наглядный макет атмосферы Земли. У нас это заняло часть вечера. Конечно было бы красивее использовать крышки от обувных коробок, но у нас обувь так не хранится, поэтому я взяла коробки от кукурузных хлопьев.

Ребенку необходимо увидеть все слои атмосферы. Дошкольнику показать их родители могут с помощью макета. Школьники смогут создать макет сами.

Ну а теперь более подробно снизу вверх:

Мезосфера (50-85км):
Здесь сгорают метеоры не долетая до Земли (осколки комет, астероидов)
Карман – это условная граница между атмосферой Земли и космосом (85-100км)
Термосфера (100-690км):
Здесь происходят полярные сияния и летают космические аппараты.

И добро пожаловать в экзосферу , которая расположена выше 690км.

Вся информация была взята с Википедия .

Теперь Александр с легкостью мог ответить на эти вопросы.

Есть ли, дети, одеяло,
Чтоб всю Землю укрывало?
Чтоб его на всех хватило,
Да притом не видно было?
Ни сложить, ни развернуть,
Ни пощупать, ни взглянуть?
Пропускало б дождь и свет,
Есть, а вроде бы и нет?

(По А. Матутиа)

Переходим непосредственно к Луне, прочитываем об этой красавице в книге

В книге

В книге

И в книге Вселенная

Мое описание всех этих книг находится в и .

Опыты Кратеры на Луне

Ну вот теперь можно приступать к играм. Сначала мы решили провести опыт и сделать кратеры на Луне. Было очень весело, ребенок узнал получше о реакции соды с уксусом.

Нам понадобилось:

  • Блюдо с содой (это Луна);
  • уксус (у нас 5%);
  • красители (добавила в уксус);
  • пипетка.

Пипеткой Александр до этого не работал, ну нет в Доминикане этих пипеток и я немного переживала как у него получится, но всё вышло как по маслу. Конечно же использование пипетки это еще одно развитие мелкой моторики, а когда в пипетке что-то что не должно разлиться, то и аккуратности.

Начинаем делать кратеры. А они шипят и пузырятся.

Александр наблюдал за этим действием с большим интересом.

Ну вот, художник сообщает, что шедевр готов.

И тут же спрашивает:

– Мамочка, а можно теперь я сделаю что хочу?
– Конечно можно, это же твоя Луна – отвечаю я.

И Александр выливает оставшийся синий уксус наблюдая за бурлением самого большого кратера.

А затем набирает горсть соды и бросает ее в желтый уксус.

Вот это восторг!!! Эксперименты закончены, теперь очередное веселье – мытье под краном всех материалов.

Из прочитанных книг мы уже знаем как образуются кратеры на Луне. Их делают астероиды, которые врезаются в наш спутник. Так как у Луны нет атмосферы, соответственно у нее нет от них защиты.

Увидеть нам это наглядно поможет:

  • Поднос с лунным песком (можно взять подкрашенную муку и даже сухой цемент). Луна покрыта слоем пыли и так было бы еще наглядней, но мы играли в квартире. Конечно же выбирая материал нужно в первую очередь думать о безопасности ребенка.
  • Камни (у нас декоративные разных размеров и форм).

Александр из состояния стоя, чтобы был хороший разгон у камня, роняет его в песок.

Мы сразу замечаем выемки в песке напоминающие кратеры. И вот что у Александра получилось в итоге.

Астрономия для детей – фазы луны

Затем мы начали разрабатывать план как понять почему Луна в небе видна не всегда одинаковой формы. Вырезав из картона фазы луны, я попросила Александра их раскрасить, он с энтузиазмом взялся за дело.

В книгах мы уже прочли, что Луна двигается вокруг Земли против часовой стрелки. Соотнося наши модели солнца и Земли с Луной, увидели как происходят лунные и солнечные затмения. Когда наши “луны” подсохли, я попросила Александра попробовать разложить их самому. Я чувствовала что он сможет, информации для этого было дано достаточно. Единственное, что я ему подсказала, что новолуние должно быть около солнца.

После того как он всё разложил, Александр стал ходить по кругу называя фазы: новолуние, серп растущей луны, первая четверть растущей луны, растущая луна, полнолуние и теперь на уменьшение: убывающая луна, четверть убывающей луны, серп убывающей луны и опять новолуние. Он сделал кругов 5-6, ему нравилось называть их как если бы это была какая-то считалочка.

Я думаю, что ребенок хорошо понял материал.

И всё же я хотела, чтобы Александр запомнил фазы луны навсегда. Мы сделали с ним отличную аппликацию, которая теперь висит у нас перед обеденным столом. Делали мы её вместе, обсуждая. Итак, если серп в небе похож на буквы С, то луна “старая” убывающая, если визуально мы проведем палочку и получится буква Р, то луна растущая.

И ребенок понял! Около 5 вечера мы вышли для занятий спортом на террасу, а в небе была видна луна. Александр тут же сообщил:

– Мамочка, смотри, это растущая луна. Осталось совсем чуть-чуть до полнолуния!

Когда мы вернулись домой, я быстро установила в моем шкафу (это самое темное место у нас дома) “сцену” для нашего следующего представления.

Мне понадобилось:

  • Фонарик (это Солнце, я повесила его на палку);
  • большой мячик (Земля);
  • маленький мячик (Луна);
  • человечек из Лего (прикрепила к мячу пластилином).

Начала я с вопроса:

– Луна видна на небе только ночью?
– Нет, мы только что видели её в голубом небе, – ответил Александр.
– Но почему это бывает не всегда? Тебе интересно? Давай посмотрим.

Сначала посмотрим когда у нашего человечка день и ночь. Вспоминаем, что сутки это один оборот Земли вокруг своей оси.
Человечек вверху – это день. Человечек внизу – это ночь.

Теперь начнем с новолуния. Когда Луна сверху человечка, то хотя он и смотрит наверх, но видит только её темную часть.

Уже через два дня Луна сдвигается и человечек может наблюдать её узенький освещенный кусочек. С каждым днем кусочек будет увеличиваться и увеличиваться. Эта фаза растущая Луна. С каждым днем появление Луны из-за горизонта будет более поздним и вот она уже выходит на небо в полдень. Именно эту фазу Луны можно увидеть с Земли днем. Именно этот момент мы застали с Александром на террасе.

Конечно же мы провели наш теннисный мячик – Луну по всем фазам, это очень наглядно показало ребенку как от освещения Солнцем меняется фаза Луны. Но я не буду увеличивать объем данного поста моими фотографиями, а просто дам ссылку на сайт где была взята мною эта идея. Думаю, что многим из вас знаком автор Татьяна Пироженко по книгам “Клуб почемучек” и в посте Почему Луну видно днем? можно посмотреть полностью её объяснение с фотографиями на тему “фазы Луны”.

Ну и чтобы закончить с Луной мы поговорили о том, почему когда мы видим половинку круга в небе, это называется четвертью. Наглядно ребенок понимает это очень быстро. Я спросила у Александра:

– Когда мы видим полнолуние, то это целая Луна или ее половинка?
– Целая, – ответил ребенок.
– Давай с тобой вспомним, что Луна всегда повернута к Земле только одной стороной. Мы с тобой читали, а потом делали опыт, где мальчик видел только одну сторону Луны.

Я взяла яблоко и попросила ребенка представить, что это целая Луна, затем я разрезала его пополам.

– Сколько у нас на тарелке яблока?
– Половина.
– Также выглядит наша Луна, когда мы видим полнолуние?
– Да.
– Значит какую часть Луны мы видим на самом деле в полнолуние?
– Половину.
– Очень хорошо, а теперь я возьму половинку круга и объясню тебе почему эту фазу Луны называют первой четвертью.

Я разрезаю яблоко на 4 части.

– Сколько нам нужно оставить на тарелке, чтобы выглядело как наша Луна?

И Александр с легкостью отложил одну четвертинку.

Как советует Татьяна Пироженко, я выдала ребенку сыпучий материал (20 бусинок) и попросила его, чтобы он разложил их в 4 емкости в равных частях.

Затем положила перед Александром половинки Луны, мы же знаем, что из них получится одна целая. И попросила его поставить части с бусинками так, чтобы они все были задействованы как одно целое.

Теперь каверзный вопрос:

– А как мы распределим бусины если я положу перед тобой полнолуние и первую четверть луны?

Всё, ребенок усвоил тему!!!

Мультфильмы про Луну для детей

1. На Луне есть памятник погибшим космонавтам. Это небольшая алюминиевая фигурка космонавта в скафандре высотой чуть более 8 см. Рядом с фигуркой установлена табличка с именами людей, отдавших жизни ради освоения космоса.

2. Первыми живыми существами, которые совершили полет вокруг Луны на космическом корабле, были среднеазиатские черепахи. Компанию им составили мушки, жуки, растения, водоросли, семена и бактерии.

3. На поверхности Луны наблюдается большой перепад температур: от -100°С до +160°С. На Земле максимальный перепад температур: от -49 до +7 градусов. При этом на Земле такой перепад не является нормой, так как был зафиксирован лишь однажды — в 1916 году в штате Монтана (США).

4. Ландшафт Луны можно разглядеть в обычный домашний телескоп. Например, в домашние телескопы хорошо видны моря и лунные кратеры.

5. Даже днем над Луной — черное звездное небо, так как у нашего спутника нет своей атмосферы. Также с Луны днем и ночью видна Земля. При этом положение земного диска практически не меняется.

6. Сила тяготения на Луне в 6 раз меньше, чем на Земле. Поэтому на Луне cреднестатистический человек смог бы поднять груз, равный по тяжести его собственному весу.

7. Чтобы долететь до Луны на самолете потребуется около 20 дней. На автомобиле пришлось бы ехать дольше – около полугода, если двигаться без остановки с крейсерской скоростью 90-100 километров в час.

8. С Земли диаметр Луны и Солнца кажется одинаковым. Благодаря этому удивительному совпадению земляне могут наблюдать солнечное затмение.

9. На спутнике Земли есть свои Альпы, Апеннины, Пиренеи, Карпаты, Кавказские горы. Горы, расположенные на видимой стороне Луны, хорошо видны в любительский телескоп.

10. В 2010 году в NASA предложили лунный проект «аватары». Идея следующая: на Луну отправляются роботы, а ученые, надевая специальные костюмы, управляют ими с Земли. Если реализовать этот проект, то на Луну можно будет не отправлять людей, а проводить все исследования с поверхности родной планеты.

Другие статьи по теме: