Болезни Военный билет Призыв

Сунь ят-сен. Политические взгляды революционера

Китайский революционер, основатель партии Гоминьдан, один из наиболее почитаемых в Китае политических деятелей.


Сунь Ятсен родился 12 ноября 1866 года в деревне Цуйхэн уезда Сяншань (ныне Чжуншань, провинция Гуандун). Его родным языком был чжуншаньский диалект китайского. Несколько лет ходит в местную школу, затем уехал на Гавайи, куда раньше переселился его старший брат. Изучил английский, математику. В 1883 году вернулся в Китай.

В 1892 окончил Гонконгский медицинский институт. В 1894 году основал антиманьчжурскую революционную организацию «Союз возрождения Китая». После неудачной попытки восстания Сунь Ятсен эмигрировал за границу, путешествовал по Европе, США, Канаде и Японии, собирая деньги на революционную борьбу. В 1905 году в Токио возглавил объединение китайских революционных организаций - Китайский революционный объединённый союз.

После победы Учанского восстания в октябре 1911 году Сунь Ятсен вернулся в Китай и был избран временным президентом Китайской республики, но вскоре был вынужден был оставить этот пост. В 1912 создал партию Гоминьдан.

Сунь Ятсен имеет титул «отца нации», присвоенный ему посмертно правительством в 1940-м году. Родился недалеко от Кантона в 1866 году в деревне Цуйхэн. При рождении получил имя Вэнь. Ещё известен под именами Сунь Вэнь и Сунь Чжуншань «Центральная Гора» - данное имя является аналогом его японского псевдонима «Накаяма». В 1884 году Сунь Ятсен переехал в Гонконг, где учился в Центральной государственной школе, а после ее окончания в 1886 г. вместе со старшим братом поступил учиться в медицинский колледж на Гавайи, в Гонолулу, который закончил с отличием. В истории известен как великий практик и как основатель Гоминьдана.

Эмигрировал в Японию после подавления кантонского восстания, позднее перебрался в столицу Британской империи. Позже, твердо веря, что главным предназначением его жизни является революция в Китае, вернулся на Восток. Некоторые из его восстаний были подготовлены с зарубежной помощью: базой одного из них стал контролируемый японцами Тайвань, другого - французский Индокитай. В 1905 году, будучи в Токио, Сунь Ятсен организовал Объединенную лигу «Тунмэнхой», популярную среди тысяч китайских студентов, обучающихся в столице Японии.

Маньчжурской династии пришёл конец. Сунь Ятсен был избран президентом Китайской Республики. Вскоре отказался от этого поста в пользу командующего императорской армии Юань Шикая. В 1913 году Сунь Ятсен провозгласил начало второй революции, но потерпел фиаско и бежал в Японию.

В 1922 происходит столкновение между ним и Чэнь Цзюнмином. В 1923 году Сунь Ятсен объявляет о создании Кантонского правительства и, чтобы отразить японскую агрессию и объединить Китай, идет на сотрудничество с коммунистами, с надеждой на военную финансовую поддержку Коминтерна. Считает высшей целью создать мощную державу, которая сможет занять принадлежащее ей по праву место среди сверхдержав. 12 марта 1925 года здоровье Сунь Ятсена не выдерживает вечной революционной нагрузки.

В историю мировой политической мысли Сунь Ятсен вошёл своим учением о трёх народных принципах и конституции пяти властей. Идея о трёх народных принципах заключалась в национализме, народовластии, народном благосостоянии. Идея же о пяти ветвях власти заключалась в необходимости идеального демократического государства руководствующегося следующими ветвями властей: законодательная, судебная, исполнительная, селективная и контрольная.

Сунь Ятсена даже сравнивают с великими Конфуцием и Мэн-цзы. Говорят, что они просто верили, что их предназначение - спасти Китай от разобщённости. Но при этом ни Конфуций, ни Мэн-цзы не смогли осуществить свои идеи на практике. Сунь Ятсен , напротив, вошел в историю Китая не как мыслитель, а как выдающийся политический деятель. Его даже называют «Конфуцием в реальной политике». Сунь Ятсен работал над тем, чтобы в Китае была проведена экономическая реформа: - перераспределение земельной собственности под лозунгом «земля - крестьянам». Ещё Сунь Ятсен часто говорил, что нужно прийти к новой концепции, опровергающей старое народное выражение: «Познать просто, осуществить на практике трудно». Сунь Ятсен знал, что только новое отношение к практике способно революционизировать Китай и он всегда был на пути достижения практического результата.

СУН ЯТ-CЕ́H

Сунь Чжун-шань, Сунь В э н ь (12 ноября 1866 – 12 марта 1925) – кит. революционер-демократ и мыслитель, первый президент Кит. республики (в 1911). Род. в бедной семье близ г. Гуанчжоу. Учился в миссионерской школе на Гавайских о-вах; закончил мед. ин-т в Сянгане (1892).

С. Я.-с. – организатор "Кит. объединенного революц. союза" ("Чжунго гэмин тунмэн хой") (1905); ему принадлежит создание программы партии, в к-рой была сформулирована задача установления в Китае демократич. республики и проведения социальных преобразований с целью улучшения положения народа.

После Учанского восстания 1911, провозгласившего свержение монархии и установление республики, С. Я.-с., вернувшийся из эмиграции, был избран президентом, но вскоре был вынужден уступить этот пост Юань Ши-каю, перешедшему уже через неск. месяцев к политике подавления революции. С. Я.-с. – создатель и руководитель "Национальной партии" (Гоминьдан). С 1917 возглавил пр-во в Гуанчжоу. В поел, годы жизни С. Я.-с. пришел к убеждению, что успеха кит. революции невозможно добиться без пробуждения масс и объединения с народами, относящимися к Китаю как к союзнику в борьбе с колониальными устремлениями. С. Я.-с. отнесся с сочувствием к Οкт. революции, после создания китайской компартии стал ближе к массовому движению и в 1923 реорганизовал Гоминьдан, приняв в него коммунистов.

Политич. и экономия, взгляды С. Я.-с. формировались гл. об. под воздействием зап.-европ. и амер. мысли и опыта революций в капиталистич. странах. Осн. положения его учения сводятся к "трем принципам": национализму, народовластию и нар. благосостоянию. Содержание этих принципов прошло различные стадии развития, видоизменяясь в соответствии с историч. условиями, расстановкой классовых сил, обогащением опыта самого С. Я.-с. Принцип национализма, сначала направленный против маньчжурской династии, впоследствии трансформировался в теорию сплочения кит. народа для борьбы с империализмом. Принцип народовластия, первоначально обозначавший борьбу за демократич. республику, далее был разработан как план политич. устройства, предусматривавший всеобщее избират. право и разделение властей; при этом к исполнительной, законодательной и судебной власти С. Я.-с. добавил экзаменац. и контрольную власть, к-рые, по его мнению, должны были быть восприняты как положит. моменты из традиц. кит. политич. строя. Принцип нар. благосостояния мыслился сначала как "уравнение" прав на землю; впоследствии С. Я.-с. включил в этот принцип задачу разработки естеств. богатств Китая, развития путей сообщения и основания крупных гос. предприятий; по мысли С. Я.-с., должно быть предотвращено накопление богатства в частных руках, обострение имуществ. неравенства и возникновение антагонистич. классов. Истинные причины социального прогресса С. Я.-с. видел в стремлении человечества к улучшению своего существования, классовую же борьбу рассматривал как болезнь, развивающуюся в ходе прогресса. В. И. Ленин, анализируя взгляды С. Я.-с., указал на их непоследовательность и народнич. окраску, но вместе с тем высоко оценил их демократич. характер (см. Соч., т. 18, с. 144).

С. Я.-с. придавал большое значение одной из центр. проблем кит. философии – проблеме взаимоотношений действия и познания. Исходя из противопоставления действия знанию, С. Я.-с. делил людей на три категории: 1) тех, кто видит все заранее (открывателей), 2) тех, кто видит впоследствии (инициаторов и организаторов), 3) тех, кто не видит и не понимает, но действует (исполнителей). Считая, что большинство кит. народа, пассивное и не подготовленное к участию в управлении, относится к последней категории, он выдвинул программу трех этапов революции, согласно к-рой вслед за этапом воен. управления должен следовать этап политич. опеки и лишь затем этап конституц. управления. Теория политич. опеки впоследствии стала основой политич. доктрины гоминьдана и была использована Чан Кай-ши для установления своей диктатуры. В целом идеология С. Я.-с. является революц., направленной на борьбу против остатков средневековья и империализма. Эту борьбу, по С. Я.-с., кит. народ должен вести в союзе с СССР. В предсмертном обращении к ЦИК СССР С. Я.-с. писал: "...Я хочу выразить мою пламенную надежду,... что скоро... Советский Союз как лучший друг и союзник будет приветствовать могучий и свободный Китай, когда в великой битве за свободу угнетенных наций мира обе страны рука об руку пойдут вперед и добьются победы" (Избр. произв., М., 1964, с. 556–57).

Соч.: Гофу цюаньшу (Полн. собр. соч.), т. 1–6, Тайбэй, 1963: San min chu i. The three principles of the people, Shanghai, 1927; в рус. пер. – Избр. произв., M., 1964; Капиталистич. развитие Китая, М.–Л., 1925.

Лит.: Ленин В. И., Демократия и народничество в Китае; Соч., 4 изд., т. 18; Сенин Н. Г., Обществ.-политич. и филос. взгляды Сунь Ят-сена, М., 1956; Сунь Ят-сен. 1866–1966. К столетию со дня рождения. Сб. ст., воспоминаний и мат-лов, М., 1966; Сунь Ят-сен. Библиографич. указатель, М., 1966; Wou-Saofong, Sun Jat-sen. Sa vie et sa doctrine, P., 1929; Chu Сhi-hsien, A study of the development of Sun Jat-sen"s philosophical ideas, Ann Arbor, 1950; Chesneaux J., Sun Jat-sen, , 1959.

В. Рубин. Москва.

Улица Сун Ян-сена находится во Фрунзенском районе и расположена от ул. Гагарина до ул. Первомайской.

23 марта 1925 г. на пленуме Владимирского городского Совета рассматривался вопрос о переименовании улиц. Вторую Никольскую решено было назвать улицей Сун Ят-сена, в память о китайском революционере-демократе, умершем 12 марта 1925 г. В. И. Ленин высоко оценил деятельность Сун Ят-сена. Он называл его «…революцио-нером-демократом, полным благородства и героизма». Но в то же время указывал на утопизм планов китайского товарища избежать развития капитализма в Китае, отмечая сходство этих планов с воззрениями русских народников.

Победа Октябрьской революции в России оказала на лидера освободительного движения в Китае огромное влияние. В 1918 г. он направил В. И. Ленину телеграмму, в которой выражал глубокое восхищение борьбой революционных масс России, высказывал надежду на то, что в будущем революционные партии Китая и России объединятся для совместной борьбы. Более 30 лет бывший сын крестьянина Сун Ят-сен отдал революционной борьбе.

Улица, названная именем китайского революционера, небольшая. До революции была и того меньше, так как располагалась от Девической улицы (ныне Красномилицейской) до Никитской (теперь Первомайской). Здесь значилось 14 домов.

Часть улицы Сун Ят-сена, от ул. Гагарина до ул. Красномилицейской, относилась к Торговой площади города. На правой ее стороне находилось 7 каменных зданий, построенных в XIX в. богатыми купцами. На левой стороне располагались каменные постройки: торговый корпус,

выстроенный купцом Муравкиным, ряды мясных лавок, один деревянный дом, где размещалась таможня. Замыкал левый ряд Торговой площади фонтан, предназначенный для разбора воды и открытый 11 сентября 1866 г. при вступлении в действие городского водопровода.

Бывшая 2-я Никольская улица и правая сторона Торговой площади остались почти без изменения. Те же добротные каменные и полукаменные особняки, те же четыре деревянных дома. Нет только городского рынка, он переместился на ул. Батурина. Где прежде был рынок, расположился Комсомольский сквер. В нем в любое время года можно видеть молодежь: это ученики среднего профессионально-технического училища № 15, которое находится рядом со сквером (Сун Ят-сена, 2). Училище возникло в 1945 г., называлось тогда художественно-ремесленным. Только что закончилась война. Сотни памятников истории и культуры были разрушены и сожжены. Для возрождения их нужны были реставраторы. В стране начали открываться учебные заведения, которые должны были готовить такие кадры.

По решению горисполкома для училища отвели здание бывшей автошколы. Учащиеся первого набора художественного училища вспоминают о том, как выглядело оно: прокопченные своды, свалки негодных автомобильных частей, пятна масла, запах бензина и пыли. Но юношам и девушкам энтузиазма было не занимать. После занятий чистили, белили, мыли, красили мастерские и классы.

Не хватало для занятий книг по истории архитектуры, рисунка, инструментов, ценных пород дерева для резьбы. На помощь приходили болеющие душой за училище люди. Так, знаменитый суздальский резчик по дереву Ф. В. Курен-ков подарил ребятам свой инструмент, главное его богатство и достояние.

С каким упорством и рвением учащиеся слушали увлекательные лекции профессора Н. П. Сычева по истории искусства Владимиро-Суздальской Руси или решали сложные скульптурные композиции под руководством скульптора М. М. Сахарова.

За сорок лет художественное ремесленное училище, а позже - среднее профессионально-техническое училище №15 выпустило немало первоклассных специалистов. Его воспитанники участвовали в реставрации кремлевских соборов и храма Василия Блаженного, здания Музея истории архитектуры им. академика Щусева в Москве, памятников Владимира и Суздаля; выполняли лепные украшения в железнодорожном и морском вокзалах г. Сочи.

На Комсомольский сквер смотрят окна дома № 8 по ул. Сун Ят-сена. Это двухэтажное здание сохранило свой мемориальный облик. Оно связано с именами наших выдающихся земляков. В этом доме 16 июля 1900 г. родился Михаил Клавдиевич Тихонравов (1900-1974). С первых дней революции 1917 г. вчерашний гимназист Тихонравов встал в ряды борцов за Советскую власть. В марте 1919 г. ему был вручен Переславль-Залесским уездным комитетом РКСМ комсомольский билет под № 1. До ухода добровольцем на фронт Тихонравов работал пропагандистом-агита-тором уездного Совдепа.

В Красной Армии он обратил на себя внимание командования своим глубоким интересом к авиации. Его направили учиться в только что организованный (1920 г.) Институт инженеров Красного Воздушного флота, вскоре преобразованный в Военно-воздушную академию им. Н. Е. Жуковского. После окончания учебы (1925 Г.) Михаил Клавдиевич работает в конструкторском бюро Н. Н. Поликарпова. В 1931 г. его переводят в ЦКБ руководителем группы моторного оборудования.

Узнав о создании ГИРД (группа изучения ракетного движения), он пришел туда со своими оригинальными идеями и проектами. Встретив понимание и поддержку

С. П. Королева, творческая дружба и тесное сотрудничество с которым продолжались всю жизнь, Тихонравов сформировал бригаду для разработки кислородно-керосинового ЖРД (жидкостного ракетного двигателя) для ракетоплана.

17 августа 1933 г. была запущена первая ракета, спроектированная Михаилом Клавдиевичем. Она ознаменовала собой рождение новой отрасли советской техники - современного ракетостроения. В предвоенные годы М. К. Тихонравов принимал участие в создании реактивного самолета, а затем в усовершенствовании «катюши».

После войны под руководством С. П. Королева начались работы по созданию мощных жидкостных баллистических ракет. Тихонравов возглавил исследования, связанные с использованием ракет для целей космонавтики. Немалая заслуга нашего земляка в том, что страна первой в мире запустила искусственный спутник Земли, проложила дорогу в космос.

До последних дней Михаил Клавдиевич не прекращал преподавательской деятельности - готовил кадры для ракетно-космической техники. Заслуги М. К. Тихонравова перед Родиной велики. Они оценены по достоинству. Он награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, многими медалями и почетными знаками. Удостоен высоких званий лауреата Ленинской премии, Героя Социалистического Труда.

Признанием научных заслуг ученого было присуждение ему степеней и званий члена-корреспондента Академии артиллерийских наук, доктора технических наук, профессора, заслуженного деятеля науки и техники РСФСР, члена-корреспондента Международной академии астронавтики.

30 ноября 1904 г. в доме № 8 родился будущий знаменитый ученый, археолог, доктор исторических наук Н. Н. Воронин (1904-1975). Если М. К. Тихонравов (его двоюродный брат) посвятил себя изучению новых миров, то Николай Николаевич обратился к древнейшим временам. Познать культуру давно ушедших эпох в жизни народов нашей страны - также сложная задача.

Влечение к памятникам старины у Воронина возникло еще в юные годы. После окончания школы он работал во Владимирском историческом музее, где получил ясное представление о всех знаменитых памятниках древнего зодчества губернии. С 1920 по 1923 гг. он учился во Владимирском институте народного образования, а с 1926г. - в Ленинградском государственном университете.

Кандидатская диссертация Воронина «Очерки по истории русского зодчества XVI века» до сих пор считается ценнейшим пособием для историков древнерусского зодчества. А его труд «Архитектурные памятники Владимиро-Суздальской Руси XI-XIII веков» стал докторской диссертацией.

После возвращения с фронта Николай Николаевич проработал до конца своей жизни в Институте археологии АН СССР. В послевоенные годы исследовательская и творческая деятельность Воронина приобрела особенный размах. Им открыты, изучены, описаны десятки новых памятников древнего зодчества всего северо-востока нашей страны. Благодаря ему возрождены исчезнувшие с лица земли и забытые памятники древнего зодчества Твери, Старицы, Ростова, Ярославля, Коломны. Он как бы проникал в глубь веков и прозорливо угадывал облик древнейших памятников архитектуры. Церковь Покрова на Нерли заслуженно представлена ученым, нашим земляком, как шедевр мирового значения.

За участие в двухтомной «Истории культуры Древней Руси» Н. Н. Воронин был удостоен Государственной премии. За капитальный труд «Зодчество Северо-Восточной Руси

XII-XV вв.» ему присуждена Ленинская премия.

Хоть и маленькая улочка Сун Ят-сена, но есть на ней еще два интересных дома. Они связаны с именем известного советского поэта А. И. Безыменского (1898-1973) - одного из организаторов Владимирского Союза молодежи. В полукаменном двухэтажном доме № 16 жили родители Безыменского. Здесь он провел свои юношеские годы до отъезда в Москву в 1921 г. Родителям Александра Ильича принадлежал и большой деревянный флигель с семью окнами по фасаду (Сун Ят-сена, 16а), стоящий во дворе. Его сдавали внаймы.

После отъезда сына из Владимира родители продали двухэтажный дом, а сами переселились в деревянный одноэтажный флигель, где жили до конца своей жизни. Сюда временами к ним наезжал из Москвы их сын Александр, ставший известным советским поэтом. И позже, уже после смерти родителей, Александр Ильич приходил сюда. Эти дома навевали на него воспоминания о бурной юности. Сколько сил, энергии, задора было в парне, ставшем вожаком владимирской комсомолии! Успевал делать многое: и редактировать молодежную газету, и ездить с лекциями по уездам, и писать… Писать так, что распевали его стихи, как песни, владимирские синеблузники, к которым принадлежал и он сам. Горячее было время!

Сунь Ят-сен и Синьхайская революция

Южные районы Китая, где ранее всего закрепились колонизаторы и были созданы наиболее благоприятные условия для модернизации и европеизации, включая миссионерские школы и колледжи, постепенно становились центром формирования радикально настроенной молодежи, будущих китайских революционеров. Одним из наиболее известных среди них был Сунь Ят-сен (1866–1925), учившийся в молодости в Гонолулу, где проживал его брат-эмигрант, а затем получивший образование в миссионерских школах и медицинском колледже Гуанчжоу и Гонконга. Хорошо образованный, широко эрудированный, повидавший мир, Сунь Ят-сен, как и в свое время Кан Ю-вэй, попытался соединить в своем лице и своем учении традиции классического Китая и необходимые нововведения, заимствованные с Запада. Созданный им еще на Гавайях и затем воссозданный в Гуанчжоу «Союз возрождения Китая» в конце XIX в. объединял в своих рядах сотни членов; он ставил своей целью свержение цинской династии, создание в стране демократического правительства и проведение в Китае радикальных реформ. Попытки сблизиться с реформаторами встретили непонимание со стороны Кан Ю-вэя и только после поражения и бегства реформаторов, уже в Японии, в эмиграции (Сунь Ят-сен был вынужден эмигрировать после неудавшейся попытки восстания в 1895 г.), эти попытки дали некоторые результаты (соглашение Сунь Ят-сена с Лян Ци-чао), но ненадолго. Вскоре пути реформаторов и возглавляемых Сунь Ят-сеном революционеров окончательно разошлись.

Еще одна попытка поднять восстание – в разгар движения ихэтуаией, в 1900 г., – снова потерпела поражение. Но после разгрома восстания ийсэтуаней и второй попытки реформ ситуация в стране, как упоминалось, стала изменяться. В Китае и вокруг него, в центрах эмиграции китайских студентов и иных лиц, начали один за другим возникать союзы и организации, ставившие своей целью радикальные перемены в стране. Организации издавали газеты и журналы, в которых излагались программы их действий, печатались лозунги и призывы, порой также серьезные аналитические статьи. В 1902–1903 гг. Сунь оживил деятельность своего союза и создал ряд его новых филиалов. Именно к этому времени относится и окончательное формирование основ его доктрины – знаменитых «трех принципов»: национализм (свержение династии маньчжуров), народовластие (республиканско-демократический строй) и народное благоденствие. Вслед за тем Сунь Ят-сен посетил ряд стран и провел большую работу по сплочению единомышленников, прежде всего среди активных эмигрантов. В. 1905т. он созвал в Японии учредительный съезд членов разных, организаций, создавший «Объединенный союз» (Тунмэнхуэй). Став во главе союза и начав издавать журнал «Миньбао», Сунь Ят-сен приступил к пропаганде своих идей (трех принципов) и программных документов организации, включая проекты конституционного устройства будущего Китая (в значительной степени по европейской модели) и ликвидации социального неравенства.

Призывы к конституционным реформам не миновали и ушей пинского правительства, которое сочло за благо опередить события и, в свою очередь, поставить вопрос о конституционной монархии с парламентарной системой. Обещания на этот счет, вначале смутные, были затем, под нажимом со стороны реформаторов и под влиянием мощной – в духе классической конфуцианской нормы – петиционной кампании 1907–1908 гг., выражены в форме проекта, предлагавшего созвать парламент и ввести в действие еще не разработанную конституцию в 1916 г. Этот проект мало кого устроил, а смерть всесильной Цыси в 1908 г. резко ускорила ход событий. Спор теперь в открытую шел о том, вести дело к революции или нет: реформаторы считали, что революционный взрыв спровоцирует державы и приведет к разделу Китая; революционеры же полагали, что революция как раз спасет Китай от гибели и сплотит его народ.

Тунмэнхуэй взял курс на подготовку вооруженного восстания, рассчитывая при этом на поддержку многочисленных в Китае тайных обществ, издавна в кризисное время поставлявших многочисленные отряды восставших. Расчет был достаточно верен: кризисные явления в стране все сильнее давали о себе знать и крестьяне то здесь, то там брались за оружие. В ответ на это цинские власти попытались было проводить более жесткую политику. Был, в частности, снят с должности и уволен сделавший карьеру после предательства 1898 г., но продолжавший считаться достаточно либеральным генерал Юань Шикай, пользовавшийся поддержкой держав. Жесткая политика вызвала еще большее недовольство и привела к новой волне массовых выступлений. Началось также брожение в войсках, где активно действовали агитаторы Тунмэхуэя.

Словом, в стране назревал революционный взрыв. В январе 1911 г. в Гонконге был создан штаб восстания во главе с помощником Сунь Ят-сена Хуан Сином. И хотя попытка поднять восстание в апреле 1911 г. в Гуанчжоу потерпела провал, а Хуан Син едва спасся, революция была уже неотвратима. Попытки предотвратить ее путем предоставления взбудораженной общественности новых уступок, в частности, в форме провинциальных Совещательных комитетов с ограниченными полномочиями (1908–1909), в виде формирования нового – по европейскому образцу – кабинета министров (май 1911 г.), уже не могли помочь. Восстание 10 октября 1911 г. в Учане привело к свержению императорской власти. Маньчжурская династия рухнула, как карточный домик. Власть в стране оказалась у руководителей на местах. На севере страны она постепенно стала консолидироваться в руках Юань Ши-кая, ставшего в ноябре премьер-министром и объявившего о созыве всекитайского парламента. 12 февраля 1912 г., в день «синь-хай» по китайскому календарю, монархия была официально упразднена. На юге страны вернувшийся в Китай Сунь Ят-сен был избран временным президентом Китайской республики со столицей в Нанкине, но после низвержения монархии и во имя единства страны он согласился отказаться от поста президента в пользу Юань Ши-кая. Премьером при Юань Ши-кае был назначен по условиям соглашения с революционным югом член Тунмэнхуэя Тан Шао-и.

В апреле 1912 г. в Пекине из членов Нанкинского собрания и депутатов от провинций был создан временный парламент. Но добиться создания ответственного перед ним правительства этот парламент так и не сумел. Больше того, бэйянские (представители северной группы армий) генералы принудили депутатов парламента проголосовать за министров, избранных Юань Ши-каем. Становилось очевидным, что Юань Ши-кай предпочитал править без санкции парламента и вел дело к созданию сильной центральной власти, даже диктатуры. Сунь Ят-сен, вначале было смирившийся с этим, осенью приступил к созданию на основе Тунмэнхуэя новой политической партии Гоминьдан, что было необходимо в связи с намечавшимися на конец 1912 – начало 1913 г. выборами в постоянный парламент. Но Юань Ши-кай, игнорируя созванный в апреле 1913 г. парламент, начал готовиться к борьбе с Гоминьданом, к вооруженному походу на революционный республиканский юг страны. Гоминьдановцы, составлявшие в парламенте большинство, мешали ему, и в ноябре 1913 г. он распустил парламент, а в начале 1914 г. также провинциальные и местные демократические учреждения. В марте того же года он открыто выступил против суньятсеновской временной конституции, принятой в Нанкине в 1912 г., а 1 мая 1914 г. опубликовал проект новой конституции, согласно которому президенту предоставлялись почти неограниченные права, а также восстанавливались многие должности, звания и титулы только что свергнутой монархии. В декабре 1914 г. облаченный в императорские регалии президент совершил торжественный обряд в храме Неба, что должно было символизировать верность имперским порядкам.

В январе 1915 г. Япония овладела захваченными Германией в 1898 г. территориями в Шаньдуне и, укрепившись на китайской земле, предъявила Китаю 21 требование, суть которых сводилась к превращению Китая в зависимое от нее государство. Поторговавшись, Юань Ши-кай вынужден был принять значительную часть этих требований, что заметно усилило позиции Японии в Китае. Стремясь сыграть на этом, Юань Ши-кай сетовал на слабость власти в новом Китае, а усиление ее он видел в отказе от республиканского строя, в возвращении к монархии. Выдав свою дочь замуж за последнего китайского императора Пу И, он уже готовился к тому, чтобы провозгласить себя новым императором Китая. Но кампания за восстановление монархии вызвала сильное сопротивление в стране. Вновь заявил о себе регионализм: генералы, бывшие хозяевами в той или иной провинции, не хотели подчиняться центру. Юань Ши-кай вынужден был отказаться от своих планов восстановления монархии и вскоре после этого летом 1916 г. умер.

Смерть Юань Ши-кая сняла на время проблему восстановления монархии в Китае (в 1917 г. к ней попытался было вновь вернуться преемник Юаня Дуань Ци-жуй, планировавший посадить на трон Пу И, но его замысел потерпел неудачу), а главным следствием этого было ослабление власти в Пекине и постепенный переход ее, как упоминалось, к местным генералам-милитаристам. Как то не раз бывало в кризисные периоды в истории Китая в прошлом, на первый план в политической жизни страны вновь и надолго вышли военные. Парламент разгоняли и собирали вновь то в Пекине, то в Нанкине, но роль его была уже второстепенной: он мог лишь санкционировать свершавшиеся помимо его воли события, будь то назначение того или иного президента, изменение или восстановление конституции. В аналогичном положении находился и лидер китайской революции Сунь Ят-сен: то его избирали президентом, то он вновь терял этот пост, причем практически все зависело от воли милитаристов, обладавших реальной властью в том или ином регионе на юге страны. На севере на протяжении ряда лет президентом был Дуань Ци-жуй, опиравшийся на военную клику Аньфу, с которой соперничала чжилийская клика во главе с У Пэй-фу. Именно Дуань Ци-жуй настоял на том, чтобы в 1917 г. Китай официально объявил войну Германии.

Из книги Мифы и легенды Китая автора Вернер Эдвард

Из книги Мифы и легенды Китая автора Вернер Эдвард

автора фон Зенгер Харро

14. Двенадцать уловок Сунь-цзы В соответствии с издавна распространенным в Китае широким толкованием хитрости в Военном искусстве Сунь-цзы после слов «Война - это путь обмана» приводится двенадцать таких путей. Ввиду чрезвычайной краткости китайского текста в

Из книги Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. ТТ. 1, 2 автора фон Зенгер Харро

15.4. Просьба о помощи Сунь Цэ В последнее десятилетие династии Хань (206 до н. э. - 220 н. э.) окраинные области Китая оказались под властью множества правителей. К югу от Янцзы, там, где теперь расположен Шанхай, возникло два основных центра, один на юго-востоке, в районе

Из книги История Китая автора Меликсетов А. В.

2. Революционное движение и Сунь Ятсен С особой силой антиманьчжуризм получил выражение в деятельности другой группы оппозиционеров - китайских революционеров, поставивших перед собой задачу свержения маньчжурской династии и установления в Китае республиканской

Из книги История Китая автора Меликсетов А. В.

Глава XIII. Синьхайская революция и учреждение китайской республики

Из книги 100 великих героев автора Шишов Алексей Васильевич

СУНЬ ПИН (? - после 342 до н.э.) Главнокомандующий армией древнекитайского царства Ци. История Древнего Китая не донесла до нас имен героев из числа рядовых воинов или младших военачальников. О них тогда попросту не писали. Но вот героические имена полководцев-победителей

Из книги Разведка и контрразведка автора Лекарев Станислав Валерьевич

Сунь-Цзы Ставший широко известным благодаря популяризации достижений синологии «Трактат о военном искусстве» Сунь-Цзы является древнейшим военно-теоретическим исследованием. Известно, что Сунь-Цзы (Сунь У) родился в царстве Ци. В 514 – 496 годах до н.э. был военачальником в

автора Крофтс Альфред

Сунь Ятсен и его философия Лидирующую роль играли гуандунцы: Кан Ювэй, переживший чистку 1898 г.; Тан Шаои, выпускник Колумбийского университета, который вел новые переговоры в 1908 г. о компенсации Вашингтону за американские потери в ходе «боксерского» восстания; Сунь

Из книги История Дальнего Востока. Восточная и Юго-Восточная Азия автора Крофтс Альфред

Сунь Ятсен - президент Китая Сунь Ятсен прочитал о восстании «двойного десятка», пребывая в гостинице «Браун палас хотел» в Денвере, штат Колорадо. Он прибыл в Шанхай через два с половиной месяца, где лейтенанты засвидетельствовали свое почтение ему как основателю новой

Из книги История Дальнего Востока. Восточная и Юго-Восточная Азия автора Крофтс Альфред

ВЛИЯНИЕ СУНЬ ЯТСЕНА Сунь Ятсен как символ сыграл выдающуюся роль в китайской революции. Память о нем запечатлена в двух работах, которые он опубликовал, и в посмертном издании его речей.«Записки китайского революционера» появились в печати в 1918 г. - краткая

Из книги История Дальнего Востока. Восточная и Юго-Восточная Азия автора Крофтс Альфред

Апофеоз Сунь Ятсена В течение всей последующей междоусобной борьбы китайский народ придерживался трех принципов, подобно тому как европейцы говорят о приверженности десяти библейским заповедям. Пять «юаней» образуют структуру националистического режима, а коммунисты

Из книги Хронология российской истории. Россия и мир автора Анисимов Евгений Викторович

1911–1912 Синьхайская революция в Китае Эта революция, названная по месяцу китайского календаря, началась с восстания в г. Учан провинции Хубэй. Она была вызвана всеобщим недовольством маньчжурской Цинской династией, правившей Китаем почти 270 лет. И хотя к концу XIX в. были

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 2 автора Омельченко Олег Анатольевич

Из книги Китайская империя [От Сына Неба до Мао Цзэдуна] автора Дельнов Алексей Александрович

Синьхайская революция Сунь Ятсен неустанно трудился в эмиграции во благо китайской революции. Он и его сторонники организовали 10 вооруженных выступлений, преимущественно в южных провинциях (но все они закончились неудачей).Юг оказался наиболее подходящей почвой для

Из книги Древний Китай. Том 3: Период Чжаньго (V-III вв. до н.э.) автора Васильев Леонид Сергеевич

Сыма Цянь о Шан Яне (Гун-сунь Ян) Шан Яну древнекитайские тексты уделили много внимания. Посвященная ему глава 68 в труде Сыма Цяня принадлежит к числу наиболее интересных и насыщенных конкретными материалами о его жизни и деятельности. Сохранилась книга «Шан-цзюнь шу»,

Ермашев И

СУНЬ ЯТ-СЕН

Главной задачей в моей жизни я ставил себе революцию.

Сунь Ят-сен


Часть I. ВРЕМЯ ИСПЫТАНИЙ

Глава первая

ВЭНЬ - КРЕСТЬЯНСКИЙ СЫН

1. Горячая земля

Солнце встает здесь рано. Оно шлет свои яркие лучи и возвещает всей Поднебесной, что настал день. И ночь уходит все дальше и дальше на север и запад, в далекие степи и полупустыни. Солнечные блики взбираются все выше по ступеням зеленеющих холмов и гор. Тут нет ни клочка пустующей земли. Все тщательно обработано: и равнины, и долины рек, и горные склоны. Но земли все равно мало. Если поровну разделить ее между всеми обитателями этих южных мест, то каждому достанется всего-навсего по полторы тысячи квадратных метров - не поле, а огород. В среднем на одно крестьянское хозяйство, а значит и на целую семью, здесь не приходится даже по одному гектару. Но и эти жалкие лоскутки земли принадлежат, как правило, помещикам, а не крестьянам. А помещику надо платить за землю рисом, плодами, трудом. Как же жить крестьянину?

Земля никогда не отдыхает. Не знает отдыха и земледелец. Из года в год, из поколения в поколение, из столетия в столетие земля должна родить, а крестьянин - непрерывно трудиться, не разгибая спины, чтобы его семья хоть как-нибудь могла существовать. Крестьянин лелеет клочок земли, политый его потом, удобряет, обильно орошает. Единственный помощник земледельца - щедрая южная природа. Здесь почти неизвестна зима. Летом, с июня по сентябрь, жарко и влажно - много дождей. Сеют главным образом рис.

Деревни и деревушки лепятся плотно друг возле друга. Нет ни выгона, ни лужка, ни выпаса: все под посевами. Крестьянские дома - настоящие лачуги из серого кирпича, глины, тростника, тесные, низкие, темные; почти нет двора, для несложного домового хозяйства есть закуток - довольно! Густо стоят крестьянские лачуги на клочках земли между рукавами и протоками дельты Жемчужной реки, куда сливают свои воды более двадцати рек, стекающих с гор на севере, западе, востоке Гуандуна. И среди таких же ручьев, недалеко от берега моря, и совсем близко от косы, на которой расположилась португальская колония Макао, находится небольшая деревушка Цуйхэн, каких тысячи в этих местах. Запомним это название.

Юг Китая начал заселяться более двух тысяч лет назад. Здесь было сколько угодно свободной земли. А позднее, в четвертом веке нашей эры, туда бежали с Севера, спасаясь от нашествий полудиких кочевников, жители многих городов и сел. Бежали сюда тысячи семейств бедняков, укрываясь от помещиков. Бродили по горным дорогам беглые рабы. Так Юг стал очагом крестьянской вольницы. И долгие столетия был он краем непокорным, мятежным, родиной смелых народных предводителей, вождей великих восстаний.

И еще об одном следует помнить: Юг Китая - ворота во внешний мир. Через эти ворота вторглись первые пришельцы из западных стран. И Юг первым вступил с ними в бой. «Кантонская оборона» в тридцатых и сороковых годах девятнадцатого века прославила жителей Кантона (Гуанчжоу) и всей округи.

Не в первый раз взялись тогда кантонцы за оружие. На всем Юге не утихали народные восстания. Гуандун восставал против маньчжурских завоевателей еще в 1648 году. Восемь месяцев кантонцы выдерживали осаду маньчжуров, и только с помощью предателей удалось насильникам прорваться в город. Более ста тысяч патриотов пало тогда в боях. Были разгромлены и другие гуандунские города. Но борьба не прекратилась, мужество народа не угасло.

О кантонцах в одной тогдашней хронике говорится: «Никого не боятся». Кантонцы были бесстрашными патриотами. Вся округа знала об их смелой борьбе с врагами китайского народа - внутренними и внешними. Знали об этом и в деревне Цуйхэн, от которой до Кантона менее двухсот километров.

Мятежным духом был пропитан здесь, казалось, самый воздух. На гуандунской земле родился в 1814 году Хун Сю-цюань - «Хун, талантливый во всем», - ставший впоследствии вождем революционной войны тайпинов. Четырнадцать лет гремела она на китайской земле и оставила по себе глубокий след в памяти народа. Тайпины создали первое в истории Китая крестьянское государство, существовавшее до 1864 года. Отголоски этой борьбы еще долго проносились над страной, особенно над Югом. Гуандун был одной из тайпинских баз.

Когда в июле 1864 года столица Тайпинского государства - Нанкин - пала и отдельные отряды тайпинов стали отступать на юг, они добрались также и до Гуандуна, где осело много тайпинских воинов. Нашли они пристанище в деревнях дельты Жемчужной реки. Приютили их и в Цуйхэне.

Через два года после гибели Тайпинского государства, 12 ноября 1866 года, у жителя этой деревни, бедного крестьянина Сунь Дао-чуаня родился сын - пятый по счету ребенок. Мальчику всегда были рады в китайской крестьянской семье; мальчик - будущий работник! У Сунь Дао-чуаня был сын - первенец Сунь Мэй. А-мэй - звали его дома. Жизнь в деревне была малопривлекательной, и впоследствии он уехал искать счастья на Гавайские острова. Родители вдвойне радовались новому сыну. Они были люди немолодые и рождение мальчика считали хорошим, даже счастливым, предзнаменованием.

Старый Сунь, по всей вероятности, не мог бы вспомнить, когда именно его предки поселились тут, в краю рек и каналов. Они, вероятно, были «хакка» - пришлыми, как и многие обитатели этих мест. Обосновались они здесь, должно быть, давно, говорили на местном, кантонском, наречии и ничем от коренных кантонцев не отличались. Домик из серого кирпича, обмазанный глиной, в котором жила семья Сунь Дао-чуаня, был построен или куплен одним из Суней. Собственно, это была убогая, тесная хижина, в которой жила семья Суней и хранился ее неприхотливый крестьянский скарб.

Как и во всех жилищах бедных людей, его украшением был «алтарь предков», перед которым в установленное время совершалась молитва и где возжигались ритуальные свечи. С особенным старанием его украсили по случаю рождения сына. Это ведь такое событие, которое должно быть достойно отмечено. Всей родне были по этому случаю посланы яйца, сваренные вкрутую и окрашенные в красный цвет, что означало, что родился мальчик.

Когда малыш подрос, ему дали имя-прозвище Вэнь. Он любил забираться на крышу или бегать по деревне. Мать только на мгновение отвернется, а Вэня уже и след простыл. Кричи, зови - не дозовешься.

И в эти первые годы жизни очень привязался мальчик к своему дяде, учителю деревенской школы.

Дядя - человек особенный. Он совсем недавно обосновался в Цуйхэне; всего несколько лет назад появился он в этих краях и избегал говорить, где пропадал более десяти лет. Дядя воевал. Он был солдатом Тайпинской армии. Так революция, волны которой бушевали вокруг столько лет, снова пришла в лице одного из ее бойцов в эту деревушку и тихо забралась в домик старого Суня. В рядах армии тайпинов дядя маленького Вэня прошел половину Китая, побывал и в тайпинской столице, знал дни великой славы, ему посчастливилось видеть вождей тайпинов и среди них Хун Сю-цюаня, своего земляка-гуандунца. И хотя все они погибли, а Тайпинская армия рассеялась, зажженное ею пламя теплилось в сердцах сотен тысяч уцелевших революционных солдат, которые хранили его, чтобы завещать молодому поколению, будущим революционерам. Тайпинский солдат из семьи Сунь передаст завет борьбы самому младшему Суню.