Болезни Военный билет Призыв

Стокгольм население численность. Жизнь людей в стокгольме. Связь в Стокгольме

Термин «взаимно-дополнительные цвета» используется в искусствоведении очень часто. Однако, не всегда ясно, какие именно пары цветов можно считать взаимно-дополнительными.

Взаимно-дополнительные цвета часто путают с контрастными , поскольку и те, и другие находятся на противоположных концах диаметра . Однако, разница есть.

Дело в том, что для нахождения контрастных сочетаний обычно используется цветовой круг Иттена:

Это 12-ступенчатый круг. В его основе лежат 3 основных цвета: красный, желтый и синий . Остальные цвета получаются при смешении 3-х основных.

  • Круг Иттена описывает физическое смешение цветов — например, при смешивании красок на палитре.

Однако, понятно, что эта модель несколько условна. Спектр непрерывен:

И при смешивании световых лучей основными цветами будут красный, синий и зеленый .

  • То, что происходит при оптическом смешивании световых лучей, лучше показывает не 12, а 10-ступенчатый цветовой круг. В нем к 7 цветам спектра будут добавлены желто-зеленый, зелено-голубой и пурпурный.

Чтобы найти взаимно-дополнительные пары цвета (другое название — комплиментарные цвета ), необходимо провести диаметр через 10-ступенчатый цветовой круг (или через круг, показывающий спектр непрерывно, как на рисунке выше).

Известно, что при смешении этих противоположных цветов, образуется ахроматический цвет. В теории это белый, на практике — светло-серый.

Можно также найти взаимно-дополнительные цвета в лабораторных условиях — известно, что длины волн в каждой такой паре относятся друг к другу как 1:1,25.

По этому же принципу находятся взаимно-дополнительные пары в компьютерных программах.

И эти цветовые сочетания воспринимаются как очень гармоничные и приятные для глаза.

Это явление было открыто в XIX в. Германом Гельмгольцем, хотя художники использовали взаимно-дополнительные пары задолго до этого, находя гармонию интуитивно.

Давайте посмотрим, как эти сочетания работают на практике, на примере нескольких полотен любимых мной импрессионистов:

Огюст Ренуар. Лето.

Здесь использованы сразу 2 взаимно-дополнительные пары. Хочу обратить ваше внимание вот на что: несмотря на то, что использованы не чистые цвета, а более приглушенные, разбеленные (что вообще очень характерно для импрессионистов), картина не выглядит блеклой.

Это происходит оттого, что взаимно-дополнительные цвета усиливают друг друга. Почему это происходит, я писала в «, сейчас же подробно останавливаться на этом моменте не буду.

Следующий пример «Сидящая танцовщица» Эдгара Дега:

Здесь цвет уже более активен, яркие цветовые акценты уравновешиваются высветленными и затененными тонами из той же гаммы.

Клод Моне. Голубой дом в Заандаме.

Также использованы 2 комплиментарные пары, причем в каждой из них один цвет взят в полную силу, а другой высветлен или затенен. Это позволяет избежать черезчур резкого контраста.

Камиль Писсарро. Пять часов утра.

Картина строится на сочетании всего 2-х взаимно-дополнительных цветов и их разбеленных вариаций. Отсюда ощущение раннего утра — когда все цвета несколько сближены и ярко освещены. Если взять ту же гамму, но из затененного ряда — будет ощущение сумерек.

Как видите, живопись не требует огромного набора красок. Для построения гармоничного цветового ряда иногда достаточно всего 2-х цветов.

А вы можете привести примеры использования взаимно-дополнительных цветов в живописи?

Есть всего три цвета, которые невозможно получить путем смешивания. Наоборот, с помощью них можно составить все остальные оттенки и цвета. Это красный, желтый и синий цвет, которые принято в живописи называтьосновными.

Если смешать желтый и синий - получится зеленый цвет, желтый и красный - оранжевый, красный и синий - фиолетовый. Эти цвета получаются путем смешивания, поэтому и принято их называтьсоставными цветами . Составлять цвета можно и более, чем из 2 элементов. Так, например, если собрать на палитре все эти три цвета - получится коричневый.
Лучше постепенно вводить зеленый в красный до получения необходимого результата.

Сбоку на рисунке вверху показаны очень интересные комбинации цветов. Этодополнительные цвета . У красного цвета дополнительным будет зеленый, у желтого - фиолетовый, у синего - оранжевый. И наоборот, конечно же.

Если помнить об этих цветах и при рисовании пользоваться этими сочетаниями, то картины получатся более живыми и гармоничными. Только надо помнить, что кроме дополнительных цветов в основном цвете предмета будут присутствовать и рефлексы, которые дают окружающие предметы. а так же многое зависит от освещения и цветовой гаммы картины.

Если провести линию через центр круга, можно определить дополнительные цвета. У цветов есть много отттенков, поэтому и дополнительный цвет надо брать соответственным. Например, желто-желто-зеленому - будет соответствовать красно-красно-синий цвет. Так же необходимо обращать внимание и на насыщенность цветов.

Очень сильно изменение локального цвета видно в тени, отбрасываемой предметом или на нем самом. Здесь всегда будет присутствовать дополнительный цвет, тон темнее локального и синий тон.

Чтобы лучше все понять, хочу показать примеры работ художницы Павловой Марии.Очень четко прослеживается гармония цветов: красный - зеленый, голубой - светло-оранжевый.

Локальный цвет.

Предметный цвет - это объективно присущее предмету свойство, о котором мы знаем, которое всегда помним и которое зрительно воспринимаем в разнообразных условиях. Предметный цвет не без основания некоторые авторы называют «памятным» цветом, ибо действительно наше сознание многие предметы связывает всегда с определенным цветом. На внезапный вопрос - «какого цвета трава?» мы не ответим «оранжевая» или «желтая», хотя она и может быть такой, а скажем - «зеленая». Представление о предметном цвете как цвете, освобожденном от условий восприятия, требует известного напряжения, известной абстрагированности для развитого глаза; оно более естественно и привычно для неразвитого.



Передача предметного цвета всегда была одной из главных задач в работе живописца и зависела от эстетических норм, развития техники живописи, мастерства художника. Мастера Возрождения представляли себе цвет как постоянное и неизменное свойство вещей, которое они выражали одной какой-либо краской, моделированной лишь по светлоте - то есть, затемняя ее черным в тени и высветляя в свету белилами.

Это был один из способов передачи предметного цвета. Другой, появившийся позже, учитывал изменения в цвете предмета, происходящие вследствие изменения структуры поверхности и условий освещения. Здесь мы уже видим различные градации цвета не только по светлоте, но и по цветовому тону. В первом случае принято говорить о локальном цвете, во втором - о живописном. Оба приема, однако, направлены на то, чтобы передать предметный цвет. Когда мы смотрим на снег, написанный таким художником-колористом, как Суриков или Серов, то, пристально вглядываясь, найдем меньше всего белил и вместо того желтые, синие, фиолетовые тона, которые в целом тем не менее воспринимаются нами как белый снег. То же можно показать на примере теней на снегу. У неопытного живописца они воспринимаются как разлитые чернила, у художника-колориста за насыщенной синей краской мы также видим белый снег.

Отказ от предметности цвета наметился уже у неоимпрессионистов, которые, развивая традиции импрессионистов, уже полностью прекратили смешивать краски, считая, что это ослабляет чистоту цвета, лишает его выразительности. На первый план у них выходит самодовлеющая роль краски и цвета; все другие функции отодвигаются назад. Однако цветовое решение у них еще соответствует сюжету, передает эмоциональное состояние и тем самым как-то еще связано с предметом.

Абстракционизм, отказываясь от предметности изображения, порывает с предметным цветом вообще и стремится создать красочные гармонии из пятен абстрактного цвета. Реалистическая живопись, сохраняя предметность цвета, создает свои закономерности цветового строя - не копирует механически природные, но подчиняет их законам художественной логики.

В отличие от предметного локальный цвет есть качество красочного пятна, характеризующегося или полной однородностью цветового тона, или модифицированного только в направлении светлоты. Такое понимание отражается в уже цитированных нами словах Альберти: «Для живописца белое и черное выражают свет и тень, и... все прочие цвета для живописца - как бы материя, к которой он прибавляет больше или меньше тени или света».

Локальный цвет - это раскраска, не учитывающая влияния освещения или учитывающая его ограниченно, только разделением на освещенную и затемненную часть, и не принимающая во внимание взаимодействие рефлексов и контрастов. В силу этого локальные цвета всегда несколько условны.

Локальным цветом мы называем и такую раскраску, когда в изображении не разделяются освещенная и затененная части, когда оно представляет собой плоское красочное пятно.

Локальный цвет не всегда выражает предметный цвет и может заключать в себе условную символическую значимость, как, например, в древнерусской живописи.

Локальный цвет – собственный цвет предмета. Иногда под локальным цветом понимается цвет, обусловленный средой, но без оттенков, взятый общим пятном
Примером работы с локальныйм цветом: Петров-Водкин «Купание красного коня»,иконная живопись итд

ЛОКА́ЛЬНЫЙ ЦВЕТ (франц. local, из лат. localis - "местный"; см. цвет) - цвет, характеризующий окраску предмета без учета внешних воздействий: рефлексов, бликов, светотени. Качества локальности выражают предметность, материальность изображаемой формы. Близко понятию колер. В живописи локальный цвет (вне отношений тепло-холодности) может варьироваться по светлоте, насыщенности (ахроматические градации), но он лишен хроматических нюансов, оттенков (см. дополнительные цвета; идеохроматизм; колорит). Локальные цветовые отношения использовались в античном и средневековом искусстве. Византийские мозаики, книжные миниатюры, средневековые витражи, древнерусские иконы и фрески построены на колорите отдельных, локальных цветовых пятен, иногда почти чистых спектральных цветов. Локальные цвета способствуют их символическому истолкованию. Картины художников Северного Возрождения и итальянского кватроченто представляют собой локально расцвеченные рисунки, в которых основное значение придается "предметности" цвета, контуру и силуэту. В живописи XVI-XVII вв. и в академическом искусстве XVIII-XIX вв. художники также писали преимущественно валёрами. На этом фоне исключениями воспринимаются произведения малых голландцев, некоторые картины художников венецианской школы, а также Рембрандта, П. Рубенса, А. Ватто. Принципиально отказались от локальных цветовых отношений только импрессионисты. Однако в искусстве постимпрессионизма наблюдался частичный возврат к средневековому символизму локальных цветов (см. наби; понт-авенская группа; синтетизм). Локальные цветовые отношения используются в декоративных росписях, монументально-декоративном искусстве, декоративной и прикладной графике.

Теплые и холодные цвета.

В рубрике " Мир цвета 1" мы рассмотрели цветовом круг, состоящий из шести сегментов и поделенный пополам. В одной половине этого круга находятся теплые цвета (красный, желтый, оранжевый), а в другой - холодные (синий, фиолетовый, зеленый).
Всем нам знакомы ассоциации, возникающие при упоминании тех или иных цветовых групп. Красные, желтые и оранжевые цвета - это солнечный свет и огонь, а синие и зеленые - снег и лед, море, небо и лунный свет.
Но тепловая теория цвета вовсе не так однозначна! И в теплой, и в холодной половине цветового круга существуют свои градации тепла и холода.
Прохладные среди теплых и теплые среди холодных.
Возьмем, к примеру, красные цвета. В цветовом круге из 9 сегментов на рисунке внизу есть и горячий, и прохладный красный. Горячий - это кадмии красный, так как он ближе к теплому оранжевому. По сравнению с ним кармин считается условно прохладным, потому что он ближе к холодном фиолетовому цвету.
А теперь обратимся к желтым оттенкам. Кадмий желтый светлый - теплый цвет, он тяготеет к теплому оранжевому. A вот лимонно-желтый считается условно прохладным, так как на цветовом круге он расположен рядом с холодным зеленым.
Вторичные цвета тоже делятся на теплые и холодные. Зеленый считается холодным, так как получается в результате смешивания прохладного желтого и холодного синего. А вот оранжевый - теплый, он представляет собой смесь теплого красного и теплого желтого.
Влияние соседних цветов
Tот или иной цвет может казаться теплым пли холодным в зависимости оттого, какой цвет находится рядом с ним. Это особенно хорошо видно на примере фиолетового, поскольку он промежуточный (смесь холодного синего и теплого красного). Рядом с теплым цветом, к примеру красным, фиолетовый выглядит холодным, а рядом с холодным, скажем синим, - теплым. Поэтому неудивительно, что карминовое пятно на картине, выполнено в холодных тонах, скорее всего, покажется вам горячим.
Применение теплых и холодных цветов
Теорию о теплых и холодных цветах принимают не все, а напрасно. Дело в том, что теплые цвета зрительно приближают изображение, а холодные - отдаляют. Этот эффект художники с успехом используют для передачи трехмерных форм.

Теплые и холодные акварельные краски замечательно передают округлую форму этих двух апельсинов. Одни цвета (красные и оранжевые) выразительно выступают вперед, в то время как другие (синие и зеленые) уходят в глубь рисунка, туда, где форма апельсинов сливается с тенью.
Прищурившись, можно заметить, что теплые и холодные тона отдельно передают трехмерность форм. Обратите внимание, как синий и зеленый цвета создают прохладную тень вокруг ямки в верхней части оранжевого апельсина, расположенного слева.
Убедитесь сами Взгляните на два квадрата внизу.
Теплый красный цвет действительно кажется ближе, а холодный синий - дальше.
Эту особенность цветового восприятия можно использовать при ремонте помещения. Для того чтобы комната казалась уютнее и теплее, выкрасите стены в красный цвет. А если вы хотите прохлады и простора, используйте голубую краску.

7. Рефлексная взаимосвязь.
Отраженный свет, падающий на теневую часть объемной формы, образует рефлекс. По относительной светлоте рефлекс темнее светлой части поверхности, и светлее тени.Если сравнить освещ-ю часть пред-та с его теневыми и полутеневыми участками, то можно увидеть, что они различаются не только по светлоте, по и по цветовому оттенку. Это происходит потому, что отраженный свет, падающий на теневую поверхность, имеет другой спектральный состав. В обыч. зеркале отраж-ся полностью форма и цвет предмета. Отражение в зеркале - это явление рефлекса в чистом виде. Подобно зеркалу, любой предмет отражает окружающие, только эти рефлексы не так заметны. Поэтому цветовую характеристику группы соседствующих предметов, окруженных световоздушной средой, следует понимать как мозаику рефлексов. Яснее всего рефлексы выражены в полутенях и тенях, но присутствуют и на освещенной стороне. Цвет рефлекса зависит от противостоящего цвета. Рефлекс, совпадающий по цвету с цветом предмета, на который он падает, усиливает его цветовую насыщенность, рефлекс противоположного цвета уменьшает ее. Во всех других случаях рефлекс так или иначе изменяет цветовой оттенок поверхности формы.
Чем многообразнее цветовая среда, окружающая предмет, тем многоцветнее рефлексы. Натюрморт из разноцветных предметов, обнаженное тело рядом с яркой тканью имеют разнообразные рефлексы. Чем большей отражательной способностью обладает предмет и чем больше источников отраженного света, тем сильнее чувствуется на нем влияние окружающей среды, тем сложнее его светотень и цветовые рефлексы. На белой поверхности это влияние заметнее, чем па темной; на матовой оно слабее, чем на глянцевой.
Цветные рефлексы возникают и по другой причине. При бинокулярном зрении поверхности, образующие объемпую форму, воспринимаются под разными углами к зрительным осям, поэтому правый и левый глаз видят неодинаковый световой поток, отражаемый той или иной поверхностью. Разница в цвете, видимом правым и левым глазом, настоль-ко велика, что на одном и том же участке поверхности мелькает то один цвет, то другой. Получается своеобразная игра света и цвета. Если смотреть попеременно правым и левым глазом на снежную поляну в солнечный день, легко понять причину световых и цветовых мерцаний, которые возникают при наблюдении картин природы. (В солнеч-ный зимний день снег особенно заметно отражает холодные голубые «небесные» оттенки и дополнительные к ним теплые розовые.) Блеск металла и полированной поверхно-сти - явление того же порядка. Не только гладкие и поли-рованные, но и шероховатые поверхности воспринимаются бинокулярно иначе, чем монокулярно. По этой причине цветная фотография, фиксирующая вид предмета лишь с одной оптической точки, не в состоянии полностью пере-дать естественное зрительное впечатление. Фотографическое изображ-е только частично передает такие фактуры, как бархатистая и шелковистая.

8. Методика ведения длительной постановки в живописи. Разнообразие живописных приемов.
1) Перед началом работы следует осмотреть натуру с разных сторон (индивидуальные особенности) 2) и выбрать такую точку зрения, с которой открывается наилучшие возможности для хорошего композиционного размещения изображения портрета модели. И для более информативного рисунка. 3)компановка 4)конструктивный рисунок 4)тональный рисунок.лепка цветоформы 5)моделировка формы с выявлением колористического единства всей постановки. (Колорит изображения (итал. colorito, от лат. color - краска, цвет) - общая эстетическая оценка цветовых качеств произведения искусства, характер цветовых элементов изображения, их взаимосвязи, согласованности цветов и оттенков.)
В длительной постановке ставится задача нахождения основных светотеневых отношений между освещенной и теневой частями формы; между головой, шеей с верхней частью туловища, одеждой и фоном.
Во время практических занятий преподаватели ведут беседы и дают пояснения к каждому заданию, а по мере надобности применяют и метод практического показа кистью на студенческих работах. Необходимо отметить, что успешное усвоение живописи возможно только при условии широкого изучения всего круга интересов и проблем, связанных с искусством. Между творческим ростом художника и расширением его культурного уровня имеется прямая зависимость.
Живописные приемы:
Лессировка (от нем. Lasierung - глазурь), глизаль или глейз (от англ. Glaze - глазурь, глянец) - техника получения глубоких переливчатых цветов за счет нанесения полупрозрачных красок поверх основного цвета. Лессировочными называются специальные полупрозрачные краски, использующиеся в строительстве и промышленном дизайне.
Гризайль (фр. Grisaille от gris - серый) - вид живописи, выполняемой тональными градациями одного цвета, чаще всего сепии или серого
Аляприма – однослойная жи-сь.
Пленэ́р (от фр. en plein air - «на открытом воздухе») - живописная техника изображения объектов при естественном свете и в естественных условиях
Пуантилизм - в основе лежит манера письма раздельными мазками правильной, точечной или прямоугольной формы
Пастозность-качество красочного слоя в технике живописи, которое возникает благодаря неровному нанесению на грунт густой пасты-краски.
Стаффа́ж (нем. Staffage, от staffieren - украшать картины фигурами) - в пейзажной живописи,небольшие фигуры людей и животных изображаемые для оживления вида и имеющие второстепенное значение.
КАРНАЦИЯ (франц. carnation - телесный цвет - от лат. caro - плоть), живописные приемы, используемые при изображении лица и нагого тела человека.

9. светотень предметов и ее градации
Светотень, распределение светлых и тёмных зон на объекте, обусловленное формой и фактурой его поверхности, освещением и позволяющее зрительно воспринимать объём и рельеф. В живописи и графике светотень - распределение различных по яркости цветов или оттенков одного цвета, позволяющее воспринимать изображенный предмет объёмным, окруженным свето-воздушной средой. Градации светотени (от наибольшей яркости до глубокой тени) зависят от характера освещения, специфики объёмной формы предмета, его фактуры и состояния атмосферы. К возможностям светотени прибегали уже античные живописцы. Светотень и её теория разрабатывались мастерами Возрождения (особенно Леонардо да Винчи), и с этого времени светотени широко использовалась художниками, в том числе как одно из средств, определяющих эмоциональную выразительность произведений.

Градация такова: блик, свет, полутень, тень собственная, рефлекс, падающая тень. Чтобы еще более четко разделить их, представим цилиндр граненым.
Свет – это наиболее освещенная поверхность, лучи света на нее падают под более прямым углом. На свету всегда будет самое яркое небольшое пятно – блик (это то место, где лучи света, отражаясь от поверхности предмета, попадают прямо в наш глаз).
Блик - элемент светотени; наиболее светлое место на освещенной, поверхности. Обычно это пятно по своей яркости резко отличается от общего тона предмета.

Светотень - ,(фр.Clair-obscur; нем.Helldunkel)градации светлого и темного, позволяющее воспринимать объем фигуры или предмета и окружающую их световоздушную среду. Градациями светотени являются: свет, тень, полутень, рефлекс, блик. Светотень является одним из средств композиционного построения и выражения замысла произведения.

Полутень - элемент светотени; градация светотени на поверхности предмета, занимающая промежуточное положение между светом и глубокой тенью.

Тень - элемент светотени; наименее освещенные участки в натуре и в изображении. Различают собственные и падающие тени. Это то место на поверхности предмета, куда лучи света не попадают вообще. Это самое темное место на поверхности предмета.

Рефлекс – (От лат.Reflexus - отражение)эффект отраженного света, падающего на предмет или на его (затененную) часть от соседних с ним освещенных предметов, от неба и пр. Лучи света, которые падают не только на предмет, но и освещают все вокруг, отражаются от окружающего предметного пространства (например, от поверхности стола, на котором лежит предмет, или от окружающих предметов) и бросают отражение на предмет, который мы, собственно, рисуем. Это и есть рефлекс. Он светлее тени, но ни в коем случае рефлекс не может быть такого же тона, как и свет. Он должен быть темнее света, полутени, но светлее тени.

Падающая тень - тень, отбрасываемая телом на окружающие предметы. Она тоже имеет свои градации тона. У основания предмета тень обычно более темная и насыщенная. А чем дальше от предмета – тем она становится бледнее и размытее.

Нюанс - очень тонкий оттенок цвета или очень легкий переход от света к тени и т.п.

Город Стокгольм – шведская столица, являющаяся экономическим центром страны, начиная с тринадцатого века. Сегодня это крупнейший шведский город, в котором заседает шведское правительство и расположена резиденция шведского короля. В настоящее время шведский позиционирует себя в качестве столицы всей Скандинавии.

Наиболее подходящим временем для посещения шведской столицы считается июль. В это время многие шведы уезжают из Стокгольма на балтийское побережье, поэтому городские улицы становятся более спокойными и менее многолюдными.
Стокгольмское метро – не просто удобная разновидность общественного транспорта, но еще и уникальная художественная галерея. На каждой станции присутствуют скульптуры, картины и мозаики, изготовленные местными мастерами, благодаря которым поездки в метро наполняются особой атмосферой.
Расположенный в шведской столице королевский дворец является самым большим из дворцов мира и , используемых сегодня. В нем более пятисот пятидесяти комнат.

Поскольку столица Стокгольм не имеет предприятий тяжелой промышленности, Швеция Стокгольм считается одним из чистейших городов мира.
Население Большого Стокгольма – свыше 1 600 000 человек, что составляет более двадцати процентов от всего населения Швеции. Этнический состав населения шведской столицы достаточно однороден. Порядка 95 % составляют шведы. Остальные пять процентов представлены финнами, саамами, а также потомками эмигрантов из Турции, Германии, Ирана, Югославии и прочих государств.

Особенности стокгольмского метро

Метрополитен, расположенный в городе Стокгольм, является единственным в Швеции. Стокгольмское метро состоит из трех линий, включающих в себя сто станций, из которых под землей расположены всего сорок семь. Синяя линия является самой необычной – почти все расположенные на ней станции имеют оригинальный дизайн: они вырублены в скале и украшены наскальными рисунками и картинами в стиле граффити. Поезда состоят из нескольких вагонов. У каждого вагона стокгольмского метро имеется собственное название.

Особенности туристического Стокгольма

Город – прекрасное место для туристического отдыха. Швеция Стокгольм зачастую именуется «Северной Венецией» за изысканную архитектуру, а также огромное количество открытых водоемов и парков. В городе на каждом шагу находятся рестораны (всего их около семисот), а также уютные кафе и бары. Расположенный на четырнадцати островах, соединенных между собой 57 мостами, Стокгольм известен в качестве одной из красивейших столиц мира. Шведская столица Стокгольм также относится к числу самых экологичных городов благодаря чистому воздуху, обилию воды, а также большому количеству зеленых парков. Расположенный в Стокгольме национальный городской парк выполняет функцию «зеленых легких» этого столичного города. Построенный на четырнадцать островах, город Стокгольм привлекает туристов своими восхитительными водными пейзажами.

Этимология

Название Стокгольм (Stockholm), где швед. stock - «столб, свая», швед. holme - «остров», осмысливается как «остров, укреплённый сваями». По другой этимологии, название от швед. stack - «залив», то есть «остров в заливе».

История

Основная статья: История Стокгольма

Благодаря своему удачному географическому положению, Стокгольм быстро приобретал влияние как торговый город, ведущий торговлю с Любеком и ганзейскими городами. Уже в году Стокгольм упоминается в исторических документах как крупнейший населённый пункт Швеции. Однако бурное развитие торговли с Гданьском (Данцигом) и Любеком , а также вступление в организацию Ганза привело к засилью немецких купцов, а создание Кальмарской унии - к наплыву датчан. В XIV-XV вв. немцы составляли четвертую часть населения Стокгольма и половину магистрата. Только после 1471 г. шведам удалось вернуть себе ключевые позиции в управлении городом.

Город сыграл немаловажную роль как во время пребывания Швеции под датской короной во время Кальмарской унии , так и во время борьбы за независимость в XV веке. Именно здесь в конце XV века национальный герой Швеции Стен Стуре поднял крупное антидатское восстание, призывая Швецию к независимости от Дании. 15 октября Швеция под руководством Стуре и при поддержке жителей Стокгольма одержала победу над датским королём Кристианом I . Но датский король Кристиан II , внук Кристиана I, все-таки смог захватить мятежный город в 1518, а затем и повторно в 1520 году. 8 ноября 1520 года король Дании приказал казнить всех зачинщиков шведского восстания, а также влиятельных дворян, спонсировавших мятеж. На главной на тот момент площади города было казнено около 100 дворян. Эти события стали национальной трагедией Швеции и были названы Стокгольмской кровавой баней . Шведы были возмущены столь жестоким обращением датчан и потребовали немедленно разорвать кабальную унию. Новое восстание возглавил Густав Васа , ставший вскоре первым королём независимой Швеции. Население Стокгольма к тому времени начало расти и превысило 10 000 человек к 1600 году. А уже в 1529 году Сёдермальм и Норрмальм были включены в состав города.

В начале XVII века в Стокгольме возникла русская купеческая колония; русские называли город Стекольней или Стекольным. Это произошло после победы Швеции в очередной войне с Россией, когда в 1617 г. по мирному договору Россия потеряла Восточную Карелию и Ингерманландию и лишилась выхода к Балтийскому морю. Русским купцам позволено было иметь в столице и других приморских городах торговые дворы, строить дома и церкви.

Вид Старого города из альбома гравюр Швеция древняя и современная (XVII век).

За последнее десятилетие было создано огромное количество вакансий в компаниях, которые занимаются разработкой и внедрением новейших технологий. Здесь базируются известные на весь мир компании IBM , Ericsson и Electrolux . На севере Стокгольма, в районе Чиста , располагается солидный IT-центр.

Второе по высоте здание в Стокгольме

Стокгольм - крупный финансовый центр. Тут находятся штаб-квартиры крупнейших банков Скандинавии - Swedbank , Handelsbanken, и Skandinaviska Enskilda Banken . Здесь же расположены страховые компании Skandia и Trygg-Hansa. В Стокгольме располагается известная Стокгольмская фондовая биржа (Stockholmsbörsen ). В целом более 45 % всех шведских компаний расположили в Стокгольме свои штаб-квартиры . Не менее крупная компания H&M тоже базируется в Стокгольме.

За последние 15 лет туризм стал играть ключевую роль в экономике города. В 1991-2004 годах сильно увеличилось число туристов, желающих посетить город. Растёт количество гостиниц и развлекательных заведений для гостей города. Ежегодно город посещает около 7,5 млн туристов .

Количество служащих в крупнейших компаниях Стокгольма :

Транспорт

Высшее образование

Основная статья: Образование в Стокгольме

Главный студенческий городок Королевского технологического института

Научные центры и крупные учебные заведения были основаны в Стокгольме в XVIII веке. Здесь проводились как исследования различных учёных, так и обучение разным специальностям - например астрономии и медицине. Была основана Стокгольмская обсерватория . Медицинское образование сосредоточилось в . (Kungliga Tekniska Högskolan , или KTH ) был основан в 1827 году и является крупнейшим технологическим институтом Скандинавии и по сей день. Здесь обучается до 13 000 студентов. Стокгольмский университет был основан в 1878, хотя статус полноценного ВУЗа получил лишь в 1960. В 2004 году в университете обучалось 35 000 студентов. Созданы были исторические институты - известнейший из них это Шведский музей натуральной истории - и ботанический сад Bergianska trädgården . Стокгольмская школа экономики была создана в 1909 - это один из немногих частных ВУЗов страны.

В Стокгольме имеются институты изобразительного искусства, музыки и множество других учебных заведений. Королевская высшая музыкальная школа в Стокгольме была основана в 1771 году и является одной из старейших высших музыкальных школ в мире, а Королевский университет изобразительных искусств - уже в 1735 году. Исторически он был связан со Шведской королевской академией искусств. Шведская академия мимики и жестов стала продолжением Королевского драматического театра . Там работала известная шведка Грета Гарбо . Создавались и другие школы - школа дизайна Konstfack (появилась в году), Стокгольмский университетский оперный колледж (основан в 1968 году , хотя имел древние корни), Университетский колледж танцев и Stockholms Musikpedagogiska Institut (Университетский колледж музыкального образования).

Колледж Södertörn появился только в 1995 году как разнонаправленный институт в южном Стокгольме. Он стал альтернативой учебным заведениям, находившимся на севере региона.

  • Военная академия Карлберг , старейшая в мире военная академия, которая находится на первоначальном месте. Основана она была в 1792 и базируется в Дворце Карлберг;
  • Ersta Sköndal University College;
  • Стокгольмская школа теологии (Teologiska Högskolan, Stockholm );
  • Шведская школа спорта и здоровья - (Gymnastik- och idrottshögskolan , или GIH );
  • Стокгольмский институт образования (Lärarhögskolan i Stockholm ).

Климат

Климат Стокгольма - умеренный морской с мягкой зимой и прохладным летом. За всю историю метеонаблюдений не было зарегистрировано ни суровых морозов, ни палящей жары. Зимы в Стокгольме гораздо теплее и мягче, чем в лежащих на более низких широтах Москве , Казани , Уфе , Минске , Харькове и прочих городах восточной Европы, это обьясняется сильным влиянием Гольфстрима . Лето в городе прохладное, температура очень редко превышает 25 °C.

Климат Стокгольма
Показатель Янв. Фев. Март Апр. Май Июнь Июль Авг. Сен. Окт. Нояб. Дек. Год
Абсолютный максимум, °C 11,5 12,7 18,3 27,0 28,6 32,0 34,2 35,1 27,9 20,9 13,4 12,4 35,1
Средний максимум, °C 0,3 0,6 4,1 10,3 16,3 20,0 22,9 21,4 16,2 10,2 4,7 1,4 10,7
Средняя температура, °C −2,3 −2,5 0,2 4,9 10,3 14,4 17,4 16,5 12,0 7,2 2,5 −0,9 6,6
Средний минимум, °C −5,1 −5,5 −2,8 0,7 5,6 10,0 13,2 12,4 8,1 4,1 0,0 −3,7 3,1
Абсолютный минимум, °C −29,1 −28 −23,5 −10,5 −4,6 0,3 3,4 2,6 −3,9 −10 −18,3 −24,6 −29,1
Норма осадков, мм 39 27 26 30 30 45 72 66 55 50 53 46 539
Температура воды, °C 3 2 2 2 5 10 15 16 13 9 6 4 7
Источник: Погода и Климат , World Climate Guide

Население

Стокгольмский регион является домом почти для 20 % шведских граждан, и вырабатывает до 25 % от ВВП Швеции .

Карта Стокгольма 1910 года, показывающая замысловатую сеть островов

Географически название Стокгольм менялось со временем. В начале XIX столетия Стокгольм официально состоял из тех районов, которые сегодня называются центром города, что составляет примерно 35 км² или 1/5 нынешней площади города. В последующие десятилетия Стокгольмом считались уже и другие регионы, например Brännkyrka, которая тогда насчитывала 25 000 жителей, присоединена в году, а Spånga в 1949 году. Первые чёткие границы города появились в 1971 году - с присоединением района Hansta. В 1982 к городу присоединился ещё один сателлит - Sollentuna и с тех пор официально границы города не менялись .

Население Стокгольма с 1750 года до наших дней

Год Стокгольм Швеция % Стокгольма в населении страны
1750 60 018 1 780 678 3,4
1800 75 517 2 347,303 3,2
1850 93 070 3 482 541 2,7
1900 300 624 5 136 441 5,9
1910 342 323 5 522 403 6,2
1920 419 440 5 904 489 7,1
1930 502 213 6 142 191 8,2
1940 590 503 6 371 432 9,3
1950 744 143 7 041 829 10,6
1960 808 294 7 500 161 10,8
1970 740 486 8 091 782 9,2
1980 647 214 8 317 937 7,8
1985 659 030 8 358 139 7,9
1990 674 452 8 590 630 7,9
1995 711 119 8 837 496 8,0
2000 750 348 8 882 792 8,4
2005 771 038 9 047 752 8,5
2007 788 269 9 127 058 8,6

К 2000 году Стокгольмская зона делилась на 11 муниципалитетов (Стокгольм - 750 000 жителей; Huddinge - 94,209; Järfälla - 60 254; Сольна - 56 605; Sollentuna - 53 715; Botkyrka - 48 268; Haninge - 40 151; Tyresö 36 483; Sundbyberg - 33 868; Nacka - 25 170; Дандерюд - 24 600) и всего насчитывала около 1 200 000 жителей. Вся Стокгольмская агломерация состоит из 26 муниципальных образований, население которых составляет 1 900 000 человек.

Культура

Основная статья: Культура Стокгольма

Будучи крупным городом, Стокгольм, как столица Швеции, стал домом для огромного числа деятелей культуры. Здесь же основывались культурные учреждения, в том числе и мирового уровня. В 1998 Стокгольм был избран Европейской столицей культуры.

Литература

В Стокгольме жили и работали известный поэт и композитор Карл Микаэль Бельман (1740-1795), драматург и художник Август Стриндберг (1849-1912) и новеллист Яльмар Сёдерберг (1869-1941), детская писательница Астрид Линдгрен (1907-2002). Их оригинальные работы до сих пор хранятся в Стокгольме. Существенный вклад в шведскую культуру внесли стокгольмец, Лауреат нобелевской премии по литературе Эйвинд Юнсон (1900-1976), а также популярный поэт и композитор Эверт Таубе (1890-1976). Новеллист Пер Андерс Фогельстрём (1917-1998) написал серию исторических рассказов о жизни в Стокгольме в XIX и середине XX века.

Архитектура

Старый город в Стокгольме (Гамла стан)

Вид на Страндвеген с острова Юргорден.

Стокгольм, Рыцарский остров и церковь Риддархольмсчюркан

Немецкая церковь или Церковь Святой Гертруды. Первое упоминание ок. 1580.

Самый старый район города именуется Гамластан (Старый город) и расположен на маленьком острове в самом центре города. Здесь можно найти места, с которых начиналось строительство Стокгольма в средневековой Швеции. Здесь располагаются достаточно известные здания, такие как Немецкая церковь , а также различные особняки и дворцы: Дом старейшин, особняк Бунде, особняк Тессинов и дворец Оксеншерны . Самым старым зданием города является Риддархольмская церковь , построенная в XIII веке. Пожар 1697 года уничтожил главный средневековый замок города Тре-Крунур , а Стокгольмский королевский дворец был перестроен в стиле барокко . Стокгольмский собор являлся центром Стокгольмской епархии наравне с бывшим замком. Несмотря на то, что основан собор был в XIII веке , пять столетий спустя он был радикально перестроен и не считается древним строением. Он также оформлен в стиле барокко .

Активное расширение города началось ещё в XV веке. Тогда Стокгольм вышел за границы нынешнего старого города. Сейчас лишь единицы зданий доиндустриальной эпохи можно найти в Сёдермальме. Во времена индустриализации страны Стокгольм рос достаточно быстро, и архитектурные планы развития города были заимствованы у крупных европейских городов - Берлина и Вены . В это время в городе появилось много зданий, которые можно увидеть и по сей день. Была основана Шведская королевская опера, развивались и постройки для богатых людей в Страндвеген.

Начало XX века ознаменовалось всплеском патриотических настроений, в том числе и в архитектуре. В поисках национальной идентичности архитекторы воспроизводили элементы шведских зданий как эпохи средневековья, так и ренессанса. Наиболее заметным новым зданием в центре города стала Стокгольмская ратуша , возведённая в 1911-1923 по проекту Рагнара Эстберга (швед. Ragnar Östberg ). В Стокгольмской ратуше и по сей день заседает городское самоуправление, но она также является туристическим объектом, где ежедневно проводятся экскурсии. В ратуше проходит банкет в честь Нобелевской премии. Вручение премий происходит в Доме концертов (

) - столица и крупнейший город Швеции . Расположен на протоках, соединяющих озеро Меларен с Балтийским морем .

С тринадцатого столетия Стокгольм является крупным экономическим центром страны. Сегодня это крупнейший шведский город (921 504 жителя (), 9 % населения страны), который имеет самоуправление. В пригородной зоне Стокгольма живёт 1 252 020 человек (данные за 2005 год) - это самая населённая территория Швеции. В то же время население Стокгольмской агломерации составляет 2 109 202 человека .

Название города

Название Стокгольм (Stockholm), где швед. stock - «столб, свая», швед. holme - «остров», можно перевести как «остров, укреплённый сваями» или «остров на столбах». По другой этимологии , название от швед. stack - «залив», то есть «остров в заливе».

История

Благодаря своему удачному географическому положению, Стокгольм быстро приобретал влияние как торговый город. В XIV-XV вв. немцы составляли четвёртую часть населения Стокгольма и половину магистрата. Только после 1471 г. шведам удалось вернуть себе ключевые позиции в управлении городом.

В Стокгольме в конце XV века национальный герой Швеции Стен Стуре поднял крупное антидатское восстание, призывая Швецию к независимости от Дании. 8 ноября 1520 года король Дании приказал казнить всех зачинщиков шведского восстания. Эти события стали национальной трагедией Швеции и были названы Стокгольмской кровавой баней .

Каждый день в полдень возле королевского дворца проходит красочная церемония смены караула.

Климат

Климат Стокгольма - умеренный морской с мягкой зимой и прохладным летом. За всю историю метеонаблюдений не было зарегистрировано ни суровых морозов, ни палящей жары. Зимы в Стокгольме гораздо теплее и мягче, чем в лежащих на более низких широтах Москве , Казани , Уфе , Минске , Харькове и прочих городах восточной Европы, это объясняется сильным влиянием Гольфстрима . Лето в городе прохладное, температура очень редко превышает 25 °C.

Климат Стокгольма
Показатель Янв. Фев. Март Апр. Май Июнь Июль Авг. Сен. Окт. Нояб. Дек. Год
Абсолютный максимум, °C 11,5 12,7 18,3 27,0 28,6 32,0 34,2 35,1 27,9 20,9 13,4 12,4 35,1
Средний максимум, °C 0,3 0,6 4,1 10,3 16,3 20,0 22,9 21,4 16,2 10,2 4,7 1,4 10,7
Средняя температура, °C −2,3 −2,5 0,2 4,9 10,3 14,4 17,4 16,5 12,0 7,2 2,5 −0,9 6,6
Средний минимум, °C −5,1 −5,5 −2,8 0,7 5,6 10,0 13,2 12,4 8,1 4,1 0,0 −3,7 3,1
Абсолютный минимум, °C −29,1 −28 −23,5 −10,5 −4,6 0,3 3,4 2,6 −3,9 −10 −18,3 −24,6 −29,1
Норма осадков, мм 39 27 26 30 30 45 72 66 55 50 53 46 539
Температура воды, °C 3 2 2 2 5 10 15 16 13 9 6 4 7
Источник: ,
Климат Стокгольма (аэропорт) за последние 10 лет (2004-2013 гг)
Показатель Янв. Фев. Март Апр. Май Июнь Июль Авг. Сен. Окт. Нояб. Дек. Год
Средний максимум, °C −0,2 −0,1 4,0 11,3 16,3 20,1 23,0 21,5 16,8 10,5 5,3 1,6 10,8
Средняя температура, °C −2,1 −2,6 0,3 6,4 11,3 15,2 18,4 17,2 13,0 7,5 3,4 0,0 7,3
Средний минимум, °C −4 −5,1 −3,4 1,5 6,3 10,4 13,8 12,8 9,2 4,5 1,5 −1,6 3,8
Источник:

Население

Стокгольмский регион является домом почти для 20 % шведских граждан, и вырабатывает до 25 % от ВВП Швеции .

Географически название Стокгольм менялось со временем. В начале XIX столетия Стокгольм официально состоял из тех районов, которые сегодня называются центром города , что составляет примерно 35 км² или 1/5 нынешней площади города. В последующие десятилетия Стокгольмом считались уже и другие регионы, например Brännkyrka , которая тогда насчитывала 25 000 жителей, присоединена в 1913 году, а Spånga в 1949 году. Первые чёткие границы города появились в 1971 году - с присоединением района Hansta . В 1982 к городу присоединился ещё один сателлит - Sollentuna и с тех пор официально границы города не менялись .

Население Стокгольма с 1750 года до наших дней

Год Стокгольм Швеция % Стокгольма в населении страны
1750 60 018 1 780 678 3,4
1800 75 517 2 347,303 3,2
1850 93 070 3 482 541 2,7
1900 300 624 5 136 441 5,9
1910 342 323 5 522 403 6,2
1920 419 440 5 904 489 7,1
1930 502 213 6 142 191 8,2
1940 590 503 6 371 432 9,3
1950 744 143 7 041 829 10,6
1960 808 294 7 500 161 10,8
1970 740 486 8 091 782 9,2
1980 647 214 8 317 937 7,8
1985 659 030 8 358 139 7,9
1990 674 452 8 590 630 7,9
1995 711 119 8 837 496 8,0
2000 750 348 8 882 792 8,4
2005 771 038 9 047 752 8,5
2007 788 269 9 127 058 8,6

За последнее десятилетие было создано огромное количество вакансий в компаниях, которые занимаются разработкой и внедрением новейших технологий. Здесь базируются известные на весь мир компании IBM , Ericsson и Electrolux . На севере Стокгольма, в районе Чиста , располагается солидный IT-центр.

Стокгольм - крупный финансовый центр. Тут находятся штаб-квартиры крупнейших банков Скандинавии - Swedbank , Handelsbanken , и Skandinaviska Enskilda Banken . Здесь же расположены страховые компании Skandia и Trygg-Hansa . В Стокгольме располагается известная Стокгольмская фондовая биржа (Stockholmsbörsen ). В целом более 45 % всех шведских компаний расположили в Стокгольме свои штаб-квартиры . Не менее крупная компания H&M тоже базируется в Стокгольме.

За последние 15 лет туризм стал играть ключевую роль в экономике города. В 1991-2004 годах сильно увеличилось число туристов, желающих посетить город. Растёт количество гостиниц и развлекательных заведений для гостей города. Ежегодно город посещает около 7,5 млн туристов .

Количество служащих в крупнейших компаниях Стокгольма :

Транспорт

В городе с 1950 года действует метрополитен , насчитывающий 100 станций на трёх линиях общей протяжённостью 105,7 км.

Также в городе есть 4 несвязанные трамвайные линии и три системы пригородного железнодорожного транспорта, одна из которых - узкоколейная (891 мм). Интересно, что все маршруты рельсового транспорта имеют общую нумерацию (7, 12, 21, 22 - трамваи; 10, 11, 13, 14, 17-19 - метро; 25-29, 35-37 - железнодорожные линии). Действуют также автобус и речной транспорт.

В Стокгольме действуют 3 аэропорта. В 42 км к северу от Стокгольма расположен международный аэропорт Стокгольм-Арланда . Также действует аэропорт Бромма, который находится в черте города и аэропорт Скавста, 95 км южнее города.

Наука и образование

Научные центры и крупные учебные заведения были основаны в Стокгольме в XVIII веке. Здесь проводились как исследования различных учёных, так и обучение разным специальностям - например астрономии и медицине. Была основана Стокгольмская обсерватория . Медицинское образование сосредоточилось в . (Kungliga Tekniska Högskolan , или KTH ) был основан в 1827 году и является крупнейшим технологическим институтом Скандинавии и по сей день. Здесь обучается до 13 000 студентов. Стокгольмский университет был основан в 1878, хотя статус полноценного вуза получил лишь в 1960. В 2004 году в университете обучалось 35 000 студентов. Созданы были естественнонаучные институты - известнейший из них это Шведский музей естественной истории - и ботанический сад Bergianska trädgården . Стокгольмская школа экономики была создана в 1909 - это один из немногих частных вузов страны.
В Стокгольме имеются институты изобразительного искусства, музыки и множество других учебных заведений. Королевская высшая музыкальная школа в Стокгольме была основана в 1771 году и является одной из старейших высших музыкальных школ в мире, а Королевский университет изобразительных искусств - уже в 1735 году. Исторически он был связан со Шведской королевской академией искусств . Шведская академия мимики и жестов стала продолжением Королевского драматического театра . Там работала известная шведка Грета Гарбо . Создавались и другие школы - школа дизайна Konstfack (появилась в 1844 году), Стокгольмский университетский оперный колледж (основан в 1968 году , хотя имел древние корни), Университетский колледж танцев и Stockholms Musikpedagogiska Institut (Университетский колледж музыкального образования).
Колледж Södertörn появился только в 1995 году как разнонаправленный институт в южном Стокгольме. Он стал альтернативой учебным заведениям, находившимся на севере региона.

  • Военная академия Карлберг , старейшая в мире военная академия, которая находится на первоначальном месте. Основана она была в 1792 и базируется в Дворце Карлберг ;
  • Ersta Sköndal University College;
  • Стокгольмская школа теологии (Teologiska Högskolan, Stockholm );
  • Шведская школа спорта и здоровья - (Gymnastik- och idrottshögskolan , или GIH );
  • (Lärarhögskolan i Stockholm ).

Культура

Будучи столицей Швеции и крупным европейским городом, Стокгольм известен своей богатой культурой. Здесь жили и работали знаменитые люди, основывались разнообразные культурные учреждения. В 1998 Стокгольм был избран Европейской столицей культуры .

Театры


  • Народная опера
  • Стокгольмский театр современного танца
  • Китайский театр
  • Музыкальный театр «Ёета Леён»

Литература

В Стокгольме жили и работали известный поэт и композитор Карл Микаэль Бельман (1740-1795), драматург и художник Август Стриндберг (1849-1912) и новеллист Яльмар Сёдерберг (1869-1941), детская писательница Астрид Линдгрен (1907-2002). Их оригинальные работы до сих пор хранятся в Стокгольме. Существенный вклад в шведскую культуру внесли стокгольмец, Лауреат нобелевской премии по литературе Эйвинд Юнсон (1900-1976), а также популярный поэт и композитор Эверт Тоб (1890-1976). Новеллист Пер Андерс Фогельстрём (1917-1998) написал серию исторических рассказов о жизни в Стокгольме в XIX и середине XX века.

В XVI веке в Стокгольме королями начала собираться коллекция книг, манускриптов и географических карт - ныне это собрание известно как Национальная библиотека Швеции , 17-я по величине библиотека мира и 10-я - Европы.

Фестивали

Ежегодно в ноябре в городе проходят многочисленные фестивали, такие как:

  • Стокгольмский культурный фестиваль
  • Балтийский фестиваль
  • Стокгольмский джазовый фестиваль
  • Фестиваль современного искусства Sound of Stockholm
  • Рок-фестиваль Popaganda

Музеи

Стокгольм - известный музейный центр Европы. Всего в городе насчитывается более 80 музеев, которые ежегодно посещает до 9 миллионов человек.

  • Национальный музей Швеции содержит огромную коллекцию предметов искусства: 16 000 картин и 30 000 изделий ручной работы. Эта коллекция была основана ещё во времена Густава Васы , в XVI веке, и пополнялась работами известнейших мировых деятелей искусства, в частности Рембрандта и Антуана Ватто . Все эти работы вкупе с работами шведских деятелей искусства и составили львиную долю шведского культурного наследия. В музее представлены работы Александра Рослина , Андерса Цорна , Юхана Сергеля , Карла Ларссона , Карла Фредрика Хилла , Эрнста Юзефсона и других.

  • Музей современного искусства (Стокгольм) имеет одну из лучших коллекций искусства XX века в Европе. Здесь находятся работы таких авторов, как Пикассо и Сальвадор Дали .
  • Скансен - этнографический музейный комплекс под открытым небом, в котором собрано множество зданий из разных регионов Швеции.
  • Музей северных Стран (Nordiska museet) - музей культуры северных стран .
  • Юнибакен - детский культурно развлекательный центр, посвящённый прежде всего произведениям Астрид Линдгрен .
  • Ваза (корабль) - боевой корабль, затонувший в 1628, ныне поднятый на поверхность и функционирующий как музей.

  • Королевский дворец - действующая резиденция шведской королевской семьи .
  • Церковь Риддархольмена - церковь в историческом центре Стокгольма, усыпальница шведских монархов до 1950 года.
  • Шведский музей национальных древностей (государственный исторический музей) - содержит крупную археологическую коллекцию.
  • Государственный музей естествознания Швеции (Naturhistoriska museet) - Государственный музей естествознания и кинотеатр Космонова (Cosmonova), ИМАКС кинотеатр с крупнейшим в мире экраном .
  • Ливрусткаммарен - самый старый шведский музей, находящийся в подвальном помещении под Кунглига Слоттет (Kungliga Slottet) в Стокгольме .
  • Музей архитектуры расположен на острове Шеппсхольмен в Стокгольме .
  • Дом-музей принца Евгения «Вальдемарсудде » на Юргордене - художественная галерея.
  • Музей армии.
  • Нобелевский музей - музей, посвящённый Нобелевской премии , её основателю и Нобелевским лауреатам .
  • Музей транспорта содержит огромное количество транспортных средств и рассказывает о развитии общественного транспорта в Стокгольме с XIX века до настоящего времени .
  • Музей музыки и театра . Коллекция марионеток и музыкальных инструментов .
  • Музей алкоголя (Spritmuseet) .
  • Музей АББА .

Музыка

Архитектура


Самый старый район города именуется Гамластан (Gamla Stan, Старый город) и расположен на маленьком острове в самом центре города. Здесь можно найти места, с которых начиналось строительство Стокгольма в средневековой Швеции. Здесь располагаются достаточно известные здания, такие как Немецкая церковь , а также различные особняки и дворцы: Дом старейшин, особняк Бунде, особняк Тессинов и дворец Оксеншерны . Самым старым зданием города является Риддархольмская церковь , построенная в XIII веке. Пожар 1697 года уничтожил главный средневековый замок города Тре-Крунур , а Стокгольмский королевский дворец был перестроен в стиле барокко . Стокгольмский собор являлся центром Стокгольмской епархии наравне с бывшим замком. Несмотря на то, что основан собор был в XIII веке , пять столетий спустя он был радикально перестроен и не считается древним строением. Он также оформлен в стиле барокко .

Активное расширение города началось ещё в XV веке. Тогда Стокгольм вышел за границы нынешнего старого города. Сейчас лишь единицы зданий доиндустриальной эпохи можно найти в Сёдермальме . Во времена индустриализации страны Стокгольм рос достаточно быстро, и архитектурные планы развития города были заимствованы у крупных европейских городов - Берлина и Вены . В это время в городе появилось много зданий, которые можно увидеть и по сей день. Была основана Шведская королевская опера , развивались и постройки для богатых людей в Страндвеген .

Начало XX века ознаменовалось всплеском патриотических настроений, в том числе и в архитектуре. В поисках национальной идентичности архитекторы воспроизводили элементы шведских зданий как эпохи средневековья, так и ренессанса. Наиболее заметным новым зданием в центре города стала Стокгольмская ратуша , возведённая в 1911-1923 по проекту Рагнара Эстберга (швед. Ragnar Östberg ). В Стокгольмской ратуше и по сей день заседает городское самоуправление, но она также является туристическим объектом, где ежедневно проводятся экскурсии. В ратуше проходит банкет в честь Нобелевской премии. Вручение премий происходит в Доме концертов (швед. Konserthuset ). В эти же годы была построена одна из высотных доминант города, церковь Энгельбректа .

В 1930-е гг. по новаторским проектам Гуннара Асплунда были созданы Стокгольмская общественная библиотека и Лесное кладбище . Услугами библиотеки может абсолютно бесплатно воспользоваться каждый швед. Лесное кладбище - единственный памятник Всемирного наследия , расположенный в пределах шведской столицы.

Среди достопримечательностей: Голубые ворота ; Стокгольмская ратуша ; Катаринахиссен - подъёмник со смотровой площадкой Какнесторнет ; стокгольмская телебашня; Эрикссон-Глоб (Глобус) - самое большое сферическое строение в мире, диаметром 110 метров и высотой потолков 85 метров, видимое с большого расстояния; Грёна-Лунд - парк развлечений; Синяя линия Стокгольмского метрополитена .

См. также

Напишите отзыв о статье "Стокгольм"

Примечания

Ссылки

  • // stockholmtown.com

Отрывок, характеризующий Стокгольм

Во время его пребывания в Лысых Горах все домашние обедали вместе, но всем было неловко, и князь Андрей чувствовал, что он гость, для которого делают исключение, что он стесняет всех своим присутствием. Во время обеда первого дня князь Андрей, невольно чувствуя это, был молчалив, и старый князь, заметив неестественность его состояния, тоже угрюмо замолчал и сейчас после обеда ушел к себе. Когда ввечеру князь Андрей пришел к нему и, стараясь расшевелить его, стал рассказывать ему о кампании молодого графа Каменского, старый князь неожиданно начал с ним разговор о княжне Марье, осуждая ее за ее суеверие, за ее нелюбовь к m lle Bourienne, которая, по его словам, была одна истинно предана ему.
Старый князь говорил, что ежели он болен, то только от княжны Марьи; что она нарочно мучает и раздражает его; что она баловством и глупыми речами портит маленького князя Николая. Старый князь знал очень хорошо, что он мучает свою дочь, что жизнь ее очень тяжела, но знал тоже, что он не может не мучить ее и что она заслуживает этого. «Почему же князь Андрей, который видит это, мне ничего не говорит про сестру? – думал старый князь. – Что же он думает, что я злодей или старый дурак, без причины отдалился от дочери и приблизил к себе француженку? Он не понимает, и потому надо объяснить ему, надо, чтоб он выслушал», – думал старый князь. И он стал объяснять причины, по которым он не мог переносить бестолкового характера дочери.
– Ежели вы спрашиваете меня, – сказал князь Андрей, не глядя на отца (он в первый раз в жизни осуждал своего отца), – я не хотел говорить; но ежели вы меня спрашиваете, то я скажу вам откровенно свое мнение насчет всего этого. Ежели есть недоразумения и разлад между вами и Машей, то я никак не могу винить ее – я знаю, как она вас любит и уважает. Ежели уж вы спрашиваете меня, – продолжал князь Андрей, раздражаясь, потому что он всегда был готов на раздражение в последнее время, – то я одно могу сказать: ежели есть недоразумения, то причиной их ничтожная женщина, которая бы не должна была быть подругой сестры.
Старик сначала остановившимися глазами смотрел на сына и ненатурально открыл улыбкой новый недостаток зуба, к которому князь Андрей не мог привыкнуть.
– Какая же подруга, голубчик? А? Уж переговорил! А?
– Батюшка, я не хотел быть судьей, – сказал князь Андрей желчным и жестким тоном, – но вы вызвали меня, и я сказал и всегда скажу, что княжна Марья ни виновата, а виноваты… виновата эта француженка…
– А присудил!.. присудил!.. – сказал старик тихим голосом и, как показалось князю Андрею, с смущением, но потом вдруг он вскочил и закричал: – Вон, вон! Чтоб духу твоего тут не было!..

Князь Андрей хотел тотчас же уехать, но княжна Марья упросила остаться еще день. В этот день князь Андрей не виделся с отцом, который не выходил и никого не пускал к себе, кроме m lle Bourienne и Тихона, и спрашивал несколько раз о том, уехал ли его сын. На другой день, перед отъездом, князь Андрей пошел на половину сына. Здоровый, по матери кудрявый мальчик сел ему на колени. Князь Андрей начал сказывать ему сказку о Синей Бороде, но, не досказав, задумался. Он думал не об этом хорошеньком мальчике сыне в то время, как он его держал на коленях, а думал о себе. Он с ужасом искал и не находил в себе ни раскаяния в том, что он раздражил отца, ни сожаления о том, что он (в ссоре в первый раз в жизни) уезжает от него. Главнее всего ему было то, что он искал и не находил той прежней нежности к сыну, которую он надеялся возбудить в себе, приласкав мальчика и посадив его к себе на колени.
– Ну, рассказывай же, – говорил сын. Князь Андрей, не отвечая ему, снял его с колон и пошел из комнаты.
Как только князь Андрей оставил свои ежедневные занятия, в особенности как только он вступил в прежние условия жизни, в которых он был еще тогда, когда он был счастлив, тоска жизни охватила его с прежней силой, и он спешил поскорее уйти от этих воспоминаний и найти поскорее какое нибудь дело.
– Ты решительно едешь, Andre? – сказала ему сестра.
– Слава богу, что могу ехать, – сказал князь Андрей, – очень жалею, что ты не можешь.
– Зачем ты это говоришь! – сказала княжна Марья. – Зачем ты это говоришь теперь, когда ты едешь на эту страшную войну и он так стар! M lle Bourienne говорила, что он спрашивал про тебя… – Как только она начала говорить об этом, губы ее задрожали и слезы закапали. Князь Андрей отвернулся от нее и стал ходить по комнате.
– Ах, боже мой! Боже мой! – сказал он. – И как подумаешь, что и кто – какое ничтожество может быть причиной несчастья людей! – сказал он со злобою, испугавшею княжну Марью.
Она поняла, что, говоря про людей, которых он называл ничтожеством, он разумел не только m lle Bourienne, делавшую его несчастие, но и того человека, который погубил его счастие.
– Andre, об одном я прошу, я умоляю тебя, – сказала она, дотрогиваясь до его локтя и сияющими сквозь слезы глазами глядя на него. – Я понимаю тебя (княжна Марья опустила глаза). Не думай, что горе сделали люди. Люди – орудие его. – Она взглянула немного повыше головы князя Андрея тем уверенным, привычным взглядом, с которым смотрят на знакомое место портрета. – Горе послано им, а не людьми. Люди – его орудия, они не виноваты. Ежели тебе кажется, что кто нибудь виноват перед тобой, забудь это и прости. Мы не имеем права наказывать. И ты поймешь счастье прощать.
– Ежели бы я был женщина, я бы это делал, Marie. Это добродетель женщины. Но мужчина не должен и не может забывать и прощать, – сказал он, и, хотя он до этой минуты не думал о Курагине, вся невымещенная злоба вдруг поднялась в его сердце. «Ежели княжна Марья уже уговаривает меня простить, то, значит, давно мне надо было наказать», – подумал он. И, не отвечая более княжне Марье, он стал думать теперь о той радостной, злобной минуте, когда он встретит Курагина, который (он знал) находится в армии.
Княжна Марья умоляла брата подождать еще день, говорила о том, что она знает, как будет несчастлив отец, ежели Андрей уедет, не помирившись с ним; но князь Андрей отвечал, что он, вероятно, скоро приедет опять из армии, что непременно напишет отцу и что теперь чем дольше оставаться, тем больше растравится этот раздор.
– Adieu, Andre! Rappelez vous que les malheurs viennent de Dieu, et que les hommes ne sont jamais coupables, [Прощай, Андрей! Помни, что несчастия происходят от бога и что люди никогда не бывают виноваты.] – были последние слова, которые он слышал от сестры, когда прощался с нею.
«Так это должно быть! – думал князь Андрей, выезжая из аллеи лысогорского дома. – Она, жалкое невинное существо, остается на съедение выжившему из ума старику. Старик чувствует, что виноват, но не может изменить себя. Мальчик мой растет и радуется жизни, в которой он будет таким же, как и все, обманутым или обманывающим. Я еду в армию, зачем? – сам не знаю, и желаю встретить того человека, которого презираю, для того чтобы дать ему случай убить меня и посмеяться надо мной!И прежде были все те же условия жизни, но прежде они все вязались между собой, а теперь все рассыпалось. Одни бессмысленные явления, без всякой связи, одно за другим представлялись князю Андрею.

Князь Андрей приехал в главную квартиру армии в конце июня. Войска первой армии, той, при которой находился государь, были расположены в укрепленном лагере у Дриссы; войска второй армии отступали, стремясь соединиться с первой армией, от которой – как говорили – они были отрезаны большими силами французов. Все были недовольны общим ходом военных дел в русской армии; но об опасности нашествия в русские губернии никто и не думал, никто и не предполагал, чтобы война могла быть перенесена далее западных польских губерний.
Князь Андрей нашел Барклая де Толли, к которому он был назначен, на берегу Дриссы. Так как не было ни одного большого села или местечка в окрестностях лагеря, то все огромное количество генералов и придворных, бывших при армии, располагалось в окружности десяти верст по лучшим домам деревень, по сю и по ту сторону реки. Барклай де Толли стоял в четырех верстах от государя. Он сухо и холодно принял Болконского и сказал своим немецким выговором, что он доложит о нем государю для определения ему назначения, а покамест просит его состоять при его штабе. Анатоля Курагина, которого князь Андрей надеялся найти в армии, не было здесь: он был в Петербурге, и это известие было приятно Болконскому. Интерес центра производящейся огромной войны занял князя Андрея, и он рад был на некоторое время освободиться от раздражения, которое производила в нем мысль о Курагине. В продолжение первых четырех дней, во время которых он не был никуда требуем, князь Андрей объездил весь укрепленный лагерь и с помощью своих знаний и разговоров с сведущими людьми старался составить себе о нем определенное понятие. Но вопрос о том, выгоден или невыгоден этот лагерь, остался нерешенным для князя Андрея. Он уже успел вывести из своего военного опыта то убеждение, что в военном деле ничего не значат самые глубокомысленно обдуманные планы (как он видел это в Аустерлицком походе), что все зависит от того, как отвечают на неожиданные и не могущие быть предвиденными действия неприятеля, что все зависит от того, как и кем ведется все дело. Для того чтобы уяснить себе этот последний вопрос, князь Андрей, пользуясь своим положением и знакомствами, старался вникнуть в характер управления армией, лиц и партий, участвовавших в оном, и вывел для себя следующее понятие о положении дел.
Когда еще государь был в Вильне, армия была разделена натрое: 1 я армия находилась под начальством Барклая де Толли, 2 я под начальством Багратиона, 3 я под начальством Тормасова. Государь находился при первой армии, но не в качестве главнокомандующего. В приказе не было сказано, что государь будет командовать, сказано только, что государь будет при армии. Кроме того, при государе лично не было штаба главнокомандующего, а был штаб императорской главной квартиры. При нем был начальник императорского штаба генерал квартирмейстер князь Волконский, генералы, флигель адъютанты, дипломатические чиновники и большое количество иностранцев, но не было штаба армии. Кроме того, без должности при государе находились: Аракчеев – бывший военный министр, граф Бенигсен – по чину старший из генералов, великий князь цесаревич Константин Павлович, граф Румянцев – канцлер, Штейн – бывший прусский министр, Армфельд – шведский генерал, Пфуль – главный составитель плана кампании, генерал адъютант Паулучи – сардинский выходец, Вольцоген и многие другие. Хотя эти лица и находились без военных должностей при армии, но по своему положению имели влияние, и часто корпусный начальник и даже главнокомандующий не знал, в качестве чего спрашивает или советует то или другое Бенигсен, или великий князь, или Аракчеев, или князь Волконский, и не знал, от его ли лица или от государя истекает такое то приказание в форме совета и нужно или не нужно исполнять его. Но это была внешняя обстановка, существенный же смысл присутствия государя и всех этих лиц, с придворной точки (а в присутствии государя все делаются придворными), всем был ясен. Он был следующий: государь не принимал на себя звания главнокомандующего, но распоряжался всеми армиями; люди, окружавшие его, были его помощники. Аракчеев был верный исполнитель блюститель порядка и телохранитель государя; Бенигсен был помещик Виленской губернии, который как будто делал les honneurs [был занят делом приема государя] края, а в сущности был хороший генерал, полезный для совета и для того, чтобы иметь его всегда наготове на смену Барклая. Великий князь был тут потому, что это было ему угодно. Бывший министр Штейн был тут потому, что он был полезен для совета, и потому, что император Александр высоко ценил его личные качества. Армфельд был злой ненавистник Наполеона и генерал, уверенный в себе, что имело всегда влияние на Александра. Паулучи был тут потому, что он был смел и решителен в речах, Генерал адъютанты были тут потому, что они везде были, где государь, и, наконец, – главное – Пфуль был тут потому, что он, составив план войны против Наполеона и заставив Александра поверить в целесообразность этого плана, руководил всем делом войны. При Пфуле был Вольцоген, передававший мысли Пфуля в более доступной форме, чем сам Пфуль, резкий, самоуверенный до презрения ко всему, кабинетный теоретик.
Кроме этих поименованных лиц, русских и иностранных (в особенности иностранцев, которые с смелостью, свойственной людям в деятельности среди чужой среды, каждый день предлагали новые неожиданные мысли), было еще много лиц второстепенных, находившихся при армии потому, что тут были их принципалы.
В числе всех мыслей и голосов в этом огромном, беспокойном, блестящем и гордом мире князь Андрей видел следующие, более резкие, подразделения направлений и партий.
Первая партия была: Пфуль и его последователи, теоретики войны, верящие в то, что есть наука войны и что в этой науке есть свои неизменные законы, законы облического движения, обхода и т. п. Пфуль и последователи его требовали отступления в глубь страны, отступления по точным законам, предписанным мнимой теорией войны, и во всяком отступлении от этой теории видели только варварство, необразованность или злонамеренность. К этой партии принадлежали немецкие принцы, Вольцоген, Винцингероде и другие, преимущественно немцы.
Вторая партия была противуположная первой. Как и всегда бывает, при одной крайности были представители другой крайности. Люди этой партии были те, которые еще с Вильны требовали наступления в Польшу и свободы от всяких вперед составленных планов. Кроме того, что представители этой партии были представители смелых действий, они вместе с тем и были представителями национальности, вследствие чего становились еще одностороннее в споре. Эти были русские: Багратион, начинавший возвышаться Ермолов и другие. В это время была распространена известная шутка Ермолова, будто бы просившего государя об одной милости – производства его в немцы. Люди этой партии говорили, вспоминая Суворова, что надо не думать, не накалывать иголками карту, а драться, бить неприятеля, не впускать его в Россию и не давать унывать войску.
К третьей партии, к которой более всего имел доверия государь, принадлежали придворные делатели сделок между обоими направлениями. Люди этой партии, большей частью не военные и к которой принадлежал Аракчеев, думали и говорили, что говорят обыкновенно люди, не имеющие убеждений, но желающие казаться за таковых. Они говорили, что, без сомнения, война, особенно с таким гением, как Бонапарте (его опять называли Бонапарте), требует глубокомысленнейших соображений, глубокого знания науки, и в этом деле Пфуль гениален; но вместе с тем нельзя не признать того, что теоретики часто односторонни, и потому не надо вполне доверять им, надо прислушиваться и к тому, что говорят противники Пфуля, и к тому, что говорят люди практические, опытные в военном деле, и изо всего взять среднее. Люди этой партии настояли на том, чтобы, удержав Дрисский лагерь по плану Пфуля, изменить движения других армий. Хотя этим образом действий не достигалась ни та, ни другая цель, но людям этой партии казалось так лучше.
Четвертое направление было направление, которого самым видным представителем был великий князь, наследник цесаревич, не могший забыть своего аустерлицкого разочарования, где он, как на смотр, выехал перед гвардиею в каске и колете, рассчитывая молодецки раздавить французов, и, попав неожиданно в первую линию, насилу ушел в общем смятении. Люди этой партии имели в своих суждениях и качество и недостаток искренности. Они боялись Наполеона, видели в нем силу, в себе слабость и прямо высказывали это. Они говорили: «Ничего, кроме горя, срама и погибели, из всего этого не выйдет! Вот мы оставили Вильну, оставили Витебск, оставим и Дриссу. Одно, что нам остается умного сделать, это заключить мир, и как можно скорее, пока не выгнали нас из Петербурга!»
Воззрение это, сильно распространенное в высших сферах армии, находило себе поддержку и в Петербурге, и в канцлере Румянцеве, по другим государственным причинам стоявшем тоже за мир.
Пятые были приверженцы Барклая де Толли, не столько как человека, сколько как военного министра и главнокомандующего. Они говорили: «Какой он ни есть (всегда так начинали), но он честный, дельный человек, и лучше его нет. Дайте ему настоящую власть, потому что война не может идти успешно без единства начальствования, и он покажет то, что он может сделать, как он показал себя в Финляндии. Ежели армия наша устроена и сильна и отступила до Дриссы, не понесши никаких поражений, то мы обязаны этим только Барклаю. Ежели теперь заменят Барклая Бенигсеном, то все погибнет, потому что Бенигсен уже показал свою неспособность в 1807 году», – говорили люди этой партии.
Шестые, бенигсенисты, говорили, напротив, что все таки не было никого дельнее и опытнее Бенигсена, и, как ни вертись, все таки придешь к нему. И люди этой партии доказывали, что все наше отступление до Дриссы было постыднейшее поражение и беспрерывный ряд ошибок. «Чем больше наделают ошибок, – говорили они, – тем лучше: по крайней мере, скорее поймут, что так не может идти. А нужен не какой нибудь Барклай, а человек, как Бенигсен, который показал уже себя в 1807 м году, которому отдал справедливость сам Наполеон, и такой человек, за которым бы охотно признавали власть, – и таковой есть только один Бенигсен».
Седьмые – были лица, которые всегда есть, в особенности при молодых государях, и которых особенно много было при императоре Александре, – лица генералов и флигель адъютантов, страстно преданные государю не как императору, но как человека обожающие его искренно и бескорыстно, как его обожал Ростов в 1805 м году, и видящие в нем не только все добродетели, но и все качества человеческие. Эти лица хотя и восхищались скромностью государя, отказывавшегося от командования войсками, но осуждали эту излишнюю скромность и желали только одного и настаивали на том, чтобы обожаемый государь, оставив излишнее недоверие к себе, объявил открыто, что он становится во главе войска, составил бы при себе штаб квартиру главнокомандующего и, советуясь, где нужно, с опытными теоретиками и практиками, сам бы вел свои войска, которых одно это довело бы до высшего состояния воодушевления.
Восьмая, самая большая группа людей, которая по своему огромному количеству относилась к другим, как 99 к 1 му, состояла из людей, не желавших ни мира, ни войны, ни наступательных движений, ни оборонительного лагеря ни при Дриссе, ни где бы то ни было, ни Барклая, ни государя, ни Пфуля, ни Бенигсена, но желающих только одного, и самого существенного: наибольших для себя выгод и удовольствий. В той мутной воде перекрещивающихся и перепутывающихся интриг, которые кишели при главной квартире государя, в весьма многом можно было успеть в таком, что немыслимо бы было в другое время. Один, не желая только потерять своего выгодного положения, нынче соглашался с Пфулем, завтра с противником его, послезавтра утверждал, что не имеет никакого мнения об известном предмете, только для того, чтобы избежать ответственности и угодить государю. Другой, желающий приобрести выгоды, обращал на себя внимание государя, громко крича то самое, на что намекнул государь накануне, спорил и кричал в совете, ударяя себя в грудь и вызывая несоглашающихся на дуэль и тем показывая, что он готов быть жертвою общей пользы. Третий просто выпрашивал себе, между двух советов и в отсутствие врагов, единовременное пособие за свою верную службу, зная, что теперь некогда будет отказать ему. Четвертый нечаянно все попадался на глаза государю, отягченный работой. Пятый, для того чтобы достигнуть давно желанной цели – обеда у государя, ожесточенно доказывал правоту или неправоту вновь выступившего мнения и для этого приводил более или менее сильные и справедливые доказательства.
Все люди этой партии ловили рубли, кресты, чины и в этом ловлении следили только за направлением флюгера царской милости, и только что замечали, что флюгер обратился в одну сторону, как все это трутневое население армии начинало дуть в ту же сторону, так что государю тем труднее было повернуть его в другую. Среди неопределенности положения, при угрожающей, серьезной опасности, придававшей всему особенно тревожный характер, среди этого вихря интриг, самолюбий, столкновений различных воззрений и чувств, при разноплеменности всех этих лиц, эта восьмая, самая большая партия людей, нанятых личными интересами, придавала большую запутанность и смутность общему делу. Какой бы ни поднимался вопрос, а уж рой этих трутней, не оттрубив еще над прежней темой, перелетал на новую и своим жужжанием заглушал и затемнял искренние, спорящие голоса.
Из всех этих партий, в то самое время, как князь Андрей приехал к армии, собралась еще одна, девятая партия, начинавшая поднимать свой голос. Это была партия людей старых, разумных, государственно опытных и умевших, не разделяя ни одного из противоречащих мнений, отвлеченно посмотреть на все, что делалось при штабе главной квартиры, и обдумать средства к выходу из этой неопределенности, нерешительности, запутанности и слабости.
Люди этой партии говорили и думали, что все дурное происходит преимущественно от присутствия государя с военным двором при армии; что в армию перенесена та неопределенная, условная и колеблющаяся шаткость отношений, которая удобна при дворе, но вредна в армии; что государю нужно царствовать, а не управлять войском; что единственный выход из этого положения есть отъезд государя с его двором из армии; что одно присутствие государя парализует пятьдесят тысяч войска, нужных для обеспечения его личной безопасности; что самый плохой, но независимый главнокомандующий будет лучше самого лучшего, но связанного присутствием и властью государя.
В то самое время как князь Андрей жил без дела при Дриссе, Шишков, государственный секретарь, бывший одним из главных представителей этой партии, написал государю письмо, которое согласились подписать Балашев и Аракчеев. В письме этом, пользуясь данным ему от государя позволением рассуждать об общем ходе дел, он почтительно и под предлогом необходимости для государя воодушевить к войне народ в столице, предлагал государю оставить войско.
Одушевление государем народа и воззвание к нему для защиты отечества – то самое (насколько оно произведено было личным присутствием государя в Москве) одушевление народа, которое было главной причиной торжества России, было представлено государю и принято им как предлог для оставления армии.

Х
Письмо это еще не было подано государю, когда Барклай за обедом передал Болконскому, что государю лично угодно видеть князя Андрея, для того чтобы расспросить его о Турции, и что князь Андрей имеет явиться в квартиру Бенигсена в шесть часов вечера.
В этот же день в квартире государя было получено известие о новом движении Наполеона, могущем быть опасным для армии, – известие, впоследствии оказавшееся несправедливым. И в это же утро полковник Мишо, объезжая с государем дрисские укрепления, доказывал государю, что укрепленный лагерь этот, устроенный Пфулем и считавшийся до сих пор chef d"?uvr"ом тактики, долженствующим погубить Наполеона, – что лагерь этот есть бессмыслица и погибель русской армии.
Князь Андрей приехал в квартиру генерала Бенигсена, занимавшего небольшой помещичий дом на самом берегу реки. Ни Бенигсена, ни государя не было там, но Чернышев, флигель адъютант государя, принял Болконского и объявил ему, что государь поехал с генералом Бенигсеном и с маркизом Паулучи другой раз в нынешний день для объезда укреплений Дрисского лагеря, в удобности которого начинали сильно сомневаться.
Чернышев сидел с книгой французского романа у окна первой комнаты. Комната эта, вероятно, была прежде залой; в ней еще стоял орган, на который навалены были какие то ковры, и в одном углу стояла складная кровать адъютанта Бенигсена. Этот адъютант был тут. Он, видно, замученный пирушкой или делом, сидел на свернутой постеле и дремал. Из залы вели две двери: одна прямо в бывшую гостиную, другая направо в кабинет. Из первой двери слышались голоса разговаривающих по немецки и изредка по французски. Там, в бывшей гостиной, были собраны, по желанию государя, не военный совет (государь любил неопределенность), но некоторые лица, которых мнение о предстоящих затруднениях он желал знать. Это не был военный совет, но как бы совет избранных для уяснения некоторых вопросов лично для государя. На этот полусовет были приглашены: шведский генерал Армфельд, генерал адъютант Вольцоген, Винцингероде, которого Наполеон называл беглым французским подданным, Мишо, Толь, вовсе не военный человек – граф Штейн и, наконец, сам Пфуль, который, как слышал князь Андрей, был la cheville ouvriere [основою] всего дела. Князь Андрей имел случай хорошо рассмотреть его, так как Пфуль вскоре после него приехал и прошел в гостиную, остановившись на минуту поговорить с Чернышевым.
Пфуль с первого взгляда, в своем русском генеральском дурно сшитом мундире, который нескладно, как на наряженном, сидел на нем, показался князю Андрею как будто знакомым, хотя он никогда не видал его. В нем был и Вейротер, и Мак, и Шмидт, и много других немецких теоретиков генералов, которых князю Андрею удалось видеть в 1805 м году; но он был типичнее всех их. Такого немца теоретика, соединявшего в себе все, что было в тех немцах, еще никогда не видал князь Андрей.