Средневековая русская культура (XV-XVII века). Развитие культуры народов России в XV–XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в
культура славянофил капитализм марксизм
В конце XV-XVI веке русская культура подводит итоги уходящего средневековья, традиционно оглядывается на прошедший век, формирует основания таких новшеств, которые преобразят русскую культуру в XVII веке и радикально изменят в конце XVII-XVIII веке.
Корни многих изменений в культуре к XV-XVI векам следует искать в постановлениях Стоглавого собора, созванного в начале 1551 года. Фолиант его решений содержит 100 глав. Отсюда и название собора, а также и самой книги "Стоглав". Собор узаконил множество новаций, которые появились к тому времени в средневековой традиционной русской культуре, заявил о тенденции к унификации культуры. Собор обсуждал вопросы монастырского землевладения, непорядки в богослужении, нарушение этики поведения священнослужителями и монахами в монастырях. Собор поднял проблему того, что "божественные книги писцы пишут с неправильных переводов", т.е. несовершенства рукописного метода воспроизводства книг, которое приводило к искажениям канонического текста. Была в нем специальная глава "О училищах книжных по всем городам". Решением собора "православные крестьяне" должны были отправлять "своих детей на учение грамоте и на учение книжного письма", а в домах "добрых священников и дьяков" "учинити училище". Школьное образование должно было принять более широкий характер. В главе "О божественных книгах" Стоглавый собор подчеркнул два вопроса: о неисправности существующих книг и о необходимости пересмотра их содержания. Рассматривал собор и вопросы иконописания, особенностей церковного убранства ("О иконописцах и честных иконах"). Много внимания постановления собора уделяли унификации церковной обрядности, решительно выступали за искоренение языческих "бесовых", "эллинских" обычаев: русалий, колядовании, скоморошьих забав и гудений "гусельников", которые в те времена своей музыкой сопровождали христианские праздники.
Собор узаконил все новшества художественной культуры, а с другой - заявил об обязательном следовании художников, зодчих за канонами предшествующей эпохи: "писати иконописцам иконы с древних переводов... а от своего замышления ничтоже претворяти".
На гребне новых требований к богослужебным книгам, необходимости "грамоте учиться" возникает потребность в особом типографском тиражировании книг.
В 50-е годы XVI века в Москве возникает первая русская типография, основанная в доме священника Сильвестра, служителя Благовещенского собора Кремля и одного из руководителей "Избранной рады" - совета при молодом тогда еще 20-летнем Иване IV Грозном. В 1560 - 1561 годах был поднят вопрос об организации государственной типографии.
В конце XV - XVI веке усиленно росла грамотность населения Руси. Статистика подсчета надписей на документах начала XVI века определяет число грамотных дворян и бояр - выше 65%, посадских людей - 25 - 40%. Первенство держали священники, поголовно грамотными были дьяки. Отмечается интерес к иностранным языкам. В древнерусских школах конца XV - XVI века проводилось только начальное образование: учили чтению, письму, читали "Псалтырь" "и прочие божественные книги". Большое значение придавалось пению, которое упоминается наравне с чтением и письмом. Углублялись математические знания. Ко второй половине XVI века относится создание первых арифметик и пособий по геометрии.
Литература конца XV - XVI века носит выраженный публицистический характер. Это время раздумий, размышлений и споров о будущем страны. Сам царь Иван Грозный проявляет себя как страстный публицист. Он обнаруживает разные стороны литературного дарования - сарказм в письмах в Кирилло-Белозерский монастырь и к томившемуся в плену Василию Грязному, велеречивость и невоздержанность - в письмах Курбскому, Острожскому.
Возрастает повествовательность литературы, интерес к фактографии, риторичности, этикетной официальной пышности. В общехудожественном процессе начинают преобладать центростремительные силы постепенного оформления единого литературного пространства. Государственное "дисциплинирование", унификация "книжного дела" усиливают выявление и появление национальных черт русской литературы.
Рост национального самосознания вызвал усиленный интерес к историческому прошлому, а также стремление понять историю Русского государства в рамках всемирной истории. С конца XV века в Москве появляется ряд новых летописей, общественно Русских по своему характеру, составители которых стремились исторически доказать преемственность власти московских князей от князей Киевской Руси. Новый подъем русского летописания начинается с 30-х годов XVI века, когда постепенно друг за другом создаются грандиозные многотомные своды. Летопись все больше и больше становится литературным произведением, теряя значение исторического документа. Она осмысливает события русской и всемирной истории, дает назидательное патриотическое чтение, воспитывая граждан в соответствующем духе.
Монгольское нашествие нанесло серьёзный удар по культуре русских княжеств. Русские земли были разорены, многие мастера или погибли, или были уведены в Орду. Первое после Батыева нашествия строительство каменной церкви отмечено в летописях только в 90-х гг. XIII в. в Новгороде. Во второй половине XIV в. вместе с хозяйственным восстановлением русских земель начинается и культурное возрождение.Особенностью развития культуры XIV–XV вв. стало постепенное преодоление культурной разобщённости русских земель и возрождение единой русской культуры. По мере политического и экономического усиления Москвы она становится одним из главных культурных центров русских земель. Создание централизованного государства дало мощный толчок развитию культуры. Расширяются культурные контакты России с другими странами, особенно с Италией, откуда в Москву приезжают выдающиеся архитекторы и другие мастера.
В устном народном творчестве продолжается развитие героического былинного эпоса. В этот период появляется новый жанр – исторические песни. В песне об Авдотье-Рязаночке рассказывается о простой женщине, которая высвобождает из полона жителей Рязани и возрождает город. События тверского восстания 1327 г. получили отклик в народной песне о Щелкане Дудентьевиче.
Центральной темой в литературе XIV–XV вв. была борьба за освобождение русских земель. События Куликовской битвы нашли от- ражение в двух памятниках литературы. «Задонщина» создана сразу после битвы. Автором «Задонщины» считается Сафоний Рязанский. Через сто лет после битвы, в XV в., неизвестным автором было создано «Сказание о Мамаевом побоище».
В XV в. появляется новый литературный жанр – хождения, т.е. описания путешествий. Наибольшую известность получило «Хождение за три моря» – путевые записки тверского купца Афанасия Никитина, отправившегося в 1466 г. с торговым караваном на Северный Кавказ и побывавшего в Иране и Индии.
В XV в. возрождается общерусское летописание. Первой общерусской стала Троицкая летопись, составленная в начале XV в. в Москве.
В начале XVI в. создаётся «Сказание о князьях Владимирских», в котором утверждается легенда о происхождении великих князей от брата римского императора Константина по имени Прус, который был родственником Рюрика, а Владимир Мономах получил царские регалии (в том числе шапку Мономаха) от византийского императора Константина Мономаха.
Культура при Иване IV Грозном
Литература. В годы правления Ивана Грозного появляется новый литературный жанр – публицистика. Выдающимся публицистом XVI в. был Иван Семёнович Пересветов, который в своих челобитных Ивану Грозному предложил проект реформ, направленных на укрепление самодержавной власти царя при опоре на дворянство.Публицистический характер имели сочинения князя Андрея Курбского «История о великом князе московском» и его переписка с Иваном Грозным, в которых Курбский выступает против самовластия царя.
Выдающимся памятником литературы середины XVI в. является «Домострой» протопопа Сильвестра. «Домострой» представля- ет собой свод советов и правил, определявших все стороны жизни русского человека XVI в.
В 1563 г. Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем в Москве организована типография, в которой в 1564 г. была издана первая датированная русская печатная книга «Апостол». В 1574 г. – первый «Букварь».
Культура.
В русской культуре XVII в. начинается процесс «обмирщения», то есть освобождения от церковно-религиозной регламентации.
Происходит усиление личностного начала и светских элементов
в культуре. Яркий автобиографический характер носит «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Наиболее значимые произведения публицистики XVII в. - «Временник» дьяка Ивана Тимофеева, «Сказание об осаде Троице-Сергиева монастыря от поляков
и литвы и о бывших потом в России мятежах» Авраамия Палицына,
«Жезл правления» Симеона Полоцкого, «Политика» Юрия Крижанича и др.
Распространяются научные знания. Создаются исторические сочинения: «Скифская история» Андрея Лызлова, «Повесть об осадном
Азовском сидении» Фёдора Порошина, первое учебно-историческое
сочинение «Синопсис» Иннокентия Гизеля.
Расширяются связи с другими культурами, в том числе продолжается практика перевода иностранной литературы на русский
язык. В XVII в. были переведены «Римские деяния», «Великое зерцало», «Повесть об Оттоне, цесаре Римском» и др. В XVII в. извест-
но 153 переводных сочинения, из которых три четверти - светского
содержания.
Усиливается социальная значимость произведений литературы
и искусства. Появляется большое количество сатирических произведений - «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче»,
«Азбука о голом и небогатом человеке», «Сказание о куре и лисе».
В XVII в. создаются последние русские летописи - в 1630 г. «Новый летописец», к которому в последующие годы писались продолжения; в 1652 г. свод патриарха Никона и др.
Новые веяния в архитектуре проявились уже в построенном
в 1630-е гг. Теремном дворце Московского кремля. Стремление
к нарядности в архитектуре нашло выражение в появлении в конце XVII в. нового стиля - нарышкинское (московское) барокко.
В живописи наибольшую известность получили Строгановская
школа иконописи (Прокопий Чирин, братья Савины, Степан Арефьев, Емельян Москвитин) и школа Симона Ушакова (Георгий Зиновьев, Иван Максимов, Тихон Филатьев, Кирилл Уланов и др.).
В XVII в. появляется портретная живопись. Портреты в то время
называли парсунами.
Src="https://present5.com/presentation/3/176300850_412736724.pdf-img/176300850_412736724.pdf-1.jpg" alt=">Культура России XV - XVII веков ">
Src="https://present5.com/presentation/3/176300850_412736724.pdf-img/176300850_412736724.pdf-2.jpg" alt="> Цель: Выявить новые явления в русской культуре конца"> Цель: Выявить новые явления в русской культуре конца XV - XVII веков
Src="https://present5.com/presentation/3/176300850_412736724.pdf-img/176300850_412736724.pdf-3.jpg" alt="> АРХИТЕКТУРА храмовая гражданская крепостная ">
Src="https://present5.com/presentation/3/176300850_412736724.pdf-img/176300850_412736724.pdf-4.jpg" alt="> АРХИТЕКТУРА Крепостное зодчество Московский кремль назад ">
Src="https://present5.com/presentation/3/176300850_412736724.pdf-img/176300850_412736724.pdf-5.jpg" alt="> АРХИТЕКТУРА Храмовая архитектура Церковь Ризположения "> АРХИТЕКТУРА Храмовая архитектура Церковь Ризположения Колокольня Ивана Великого Успенский собор Благовещенский собор Архитекторы: Аристотель Фиораванти Алевиз Фрязин Бон Фрязин Петрок Малый Бажен Огурцов
Src="https://present5.com/presentation/3/176300850_412736724.pdf-img/176300850_412736724.pdf-6.jpg" alt="> АРХИТЕКТУРА Храмовая архитектура Шатровый стиль"> АРХИТЕКТУРА Храмовая архитектура Шатровый стиль архитектуры Церковь Вознесения Никольская церковь в селе Коломенском Лявля Архангельской бласти Шатровый стиль архитектуры – вид архитектурного сооружения, завершающегося высокой многогранной пирамидой
Src="https://present5.com/presentation/3/176300850_412736724.pdf-img/176300850_412736724.pdf-7.jpg" alt="> АРХИТЕКТУРА Храмовая архитектура Шатровый стиль"> АРХИТЕКТУРА Храмовая архитектура Шатровый стиль архитектуры Церковь Рождества Богородицы в Путинках Церковь Покрова Богородицы на Красной площади 1652 г. – запрет на строительство храмов шатрового стиля
Src="https://present5.com/presentation/3/176300850_412736724.pdf-img/176300850_412736724.pdf-8.jpg" alt="> АРХИТЕКТУРА Храмовая архитектура кубоватые многоглавые ярусные ">
Src="https://present5.com/presentation/3/176300850_412736724.pdf-img/176300850_412736724.pdf-9.jpg" alt="> АРХИТЕКТУРА Храмовая архитектура Архитектурный стиль барокко "> АРХИТЕКТУРА Храмовая архитектура Архитектурный стиль барокко Барокко – (от ит. barocco – причудливый, вычурный) – это художественный стиль, отличающийся пышностью, причудливостью деталей. Храм Покрова Богородицы в Филях – усадебная церковь Нарышкина Л. К. назад
Src="https://present5.com/presentation/3/176300850_412736724.pdf-img/176300850_412736724.pdf-10.jpg" alt="> АРХИТЕКТУРА Гражданская архитектура Деревянный дворец царя Алексея Михайловича в"> АРХИТЕКТУРА Гражданская архитектура Деревянный дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенском
Src="https://present5.com/presentation/3/176300850_412736724.pdf-img/176300850_412736724.pdf-11.jpg" alt="> Гражданская архитектура Палаты думного дьяка Кириллова"> Гражданская архитектура Палаты думного дьяка Кириллова Каменные палаты в Москве Дом купца Коробова в Калуге
Src="https://present5.com/presentation/3/176300850_412736724.pdf-img/176300850_412736724.pdf-12.jpg" alt="> АРХИТЕКТУРА XV – XVII вв. Направления храмовое крепостное"> АРХИТЕКТУРА XV – XVII вв. Направления храмовое крепостное гражданское Особенности: -Многообразие видов храмов; - Сформировались архитектурные стили: шатровый НАЗАД московское (нарышкинское) барокко
Src="https://present5.com/presentation/3/176300850_412736724.pdf-img/176300850_412736724.pdf-13.jpg" alt="> ЖИВОПИСЬ XV – XVII вв. Церковная живопись "> ЖИВОПИСЬ XV – XVII вв. Церковная живопись Иконопись Время расцвета иконописи – XV век. Иконописцы второй половины XV – начала XIV веков: Андрей Рублев, Дионисий, Даниил Черный. Житийные иконы состоят из средника с фигурой и ряда клейм, где рассказано о их жизни
Src="https://present5.com/presentation/3/176300850_412736724.pdf-img/176300850_412736724.pdf-14.jpg" alt="> ЖИВОПИСЬ Церковная живопись "> ЖИВОПИСЬ Церковная живопись Фрески - это роспись по сырой штукатурке Фрески Дионисия в церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре
Src="https://present5.com/presentation/3/176300850_412736724.pdf-img/176300850_412736724.pdf-15.jpg" alt="> ЖИВОПИСЬ «Благословенно воинство небесного царя» («Церковь воинствующая») ">
Src="https://present5.com/presentation/3/176300850_412736724.pdf-img/176300850_412736724.pdf-16.jpg" alt="> ЖИВОПИСЬ Церковная живопись "> ЖИВОПИСЬ Церковная живопись XVII век «Деяния пророка Елисея» . Гурий Никитин «Иоанн Предтеча в пустыне» . Прокопий Чирин «Насаждение древа государства Российского» . Симон Ушаков
Src="https://present5.com/presentation/3/176300850_412736724.pdf-img/176300850_412736724.pdf-17.jpg" alt="> ЖИВОПИСЬ Искусство художественного оформления книги "> ЖИВОПИСЬ Искусство художественного оформления книги МИНИАТЮРА ЗАСТАВКА БУКВИЦА небольшая заглавная буква сделанный от руки орнаментальная или укрупненного многоцветный изобразительная размера, рисунок, который композиция, помещаемая в мог располагаться выделяющая и начале текста книги, в любом месте главы, части, абзаца украшающая начало рукописи какого-либо раздела книги
Src="https://present5.com/presentation/3/176300850_412736724.pdf-img/176300850_412736724.pdf-18.jpg" alt="> ЖИВОПИСЬ XV – XVII вв. Направления церковное портрет "> ЖИВОПИСЬ XV – XVII вв. Направления церковное портрет искусство художественног о оформления книги Особенности: расширение тематики живописи; житийные иконы; политические иконы; декоративность, парадность; обилие деталей, стремление к реализму в жанре портрета; складывание школ живописи назад
Src="https://present5.com/presentation/3/176300850_412736724.pdf-img/176300850_412736724.pdf-19.jpg" alt="> ПРОСВЕЩЕНИЕ. XV – XVII вв. Книгопечатание на Руси"> ПРОСВЕЩЕНИЕ. XV – XVII вв. Книгопечатание на Руси Первые печатные книги на Руси 1564 г. - «Апостол» . Объем – 264 листа 2000 экземпляров 1565 г. - «Часовник» 1649 г. – первая книга с иллюстрациями Иван Федоров (Москвитин) Петр Тимофеев Мстиславец
Src="https://present5.com/presentation/3/176300850_412736724.pdf-img/176300850_412736724.pdf-20.jpg" alt="> ПРОСВЕЩЕНИЕ Книгопечатание на Руси Первые"> ПРОСВЕЩЕНИЕ Книгопечатание на Руси Первые печатные буквари на Руси 1574 г. – Букварь Ивана Федорова 1634 г. -Букварь Василия Бурцова 1679 г. -Букварь Симеона Полоцкого 1694 г. , 1696 г. - Буквари Кариона Истомина Страница Большого букваря 1694 года
Src="https://present5.com/presentation/3/176300850_412736724.pdf-img/176300850_412736724.pdf-21.jpg" alt="> ПРОСВЕЩЕНИЕ Учебные заведения 1685 г. «школа для учения"> ПРОСВЕЩЕНИЕ Учебные заведения 1685 г. «школа для учения детям» в г. Боровске 1665 г. –первая государственная греко -латинская школа в Москве. 1667 г. – в Китай-городе создан «гимнасион» 1680 г. – школа при Печатном дворе. Иоанникий и Руководитель – иеромонах Тимофей Софроний Лихуды 1687 год - Славяно – греко – латинское училище НАЗАД
Src="https://present5.com/presentation/3/176300850_412736724.pdf-img/176300850_412736724.pdf-22.jpg" alt="> ЛИТЕРАТУРА XV - XVII вв. Религиозная "> ЛИТЕРАТУРА XV - XVII вв. Религиозная Народная Светская Особенности: жития-биографии, сатирические повести и сказания рождаются новые жанры – светская повесть, драма, стихи с бытовыми, сатирическими, любовными мотивами исторические сочинения монографического жанра, летописи утрачивают былое значение назад
Src="https://present5.com/presentation/3/176300850_412736724.pdf-img/176300850_412736724.pdf-23.jpg" alt="> РОЖДЕНИЕ ТЕАТРА 17 октября 1672 г. – первая пьеса русского"> РОЖДЕНИЕ ТЕАТРА 17 октября 1672 г. – первая пьеса русского театра «Артаксерксово действо» Играли пьесы: «Иудифь» , «Малая прохладная комедия об Иосифе» , «Жалобная комедия об Адаме и Еве» Уличное представление. реконструкция 1676 год – театр закрыли НАЗАД
Русская культура XVI столетия в основном развивалась на отечественных традициях предшествующего периода. Русская средневековая культура имела ряд особенностей своего формирования, она не являлась лишь региональным вариантом европейской культуры. Корни специфики русской культуры XVI в. в том, что она основывалась на православии.
Русская литература XVI в. Литература получила свое развитие главным образом в рамках традиционных для России жанров.
Летописный жанр
В первой половине XVI в. было создано несколько известных летописных сводов, которые повествовали о русской истории с древнейших времен. В частности, Никоновская и Воскресенская летописи, Степенная книга, Лицевой свод.
Публицистика
XVI в. – время зарождения российской публицистики. Считают, что в произведениях Федора Карпова, Ивана Пересветова уже заметны первые, хотя и робкие признаки рационализма, но уже освободившиеся от строгих канонов религиозного мировоззрения. К числу публицистов XVI столетия относят также Максима Грека, Ермолая Ераз-ма, князя Андрея Курбского.
Его считают одним из самых своеобразных, бесспорно, одаренных писателей своей эпохи. В письмах к Андрею Курбскому Иван Грозный доказывал необходимость для России деспотической монархии – такого порядка, когда все без исключения государственные подданные являются фактически холопами государя. Курбский же защищал идею централизации государства в духе решений Избранной рады и считал, что царь обязан считаться с правами своих подданных. В середине XVI в. под руководством митрополита Макария были создано собрание разных по жанру книг, которые были предназначены для чтения (не богослужения) в назначенные месяцы и дни почитания святых. В то же время при участии Сильвестра создан Книгопечатание
В XVI в. в русских землях началось книгопечатание. Первая русская книга, «Апостол», была напечатана в 1517 г. в Праге Франциском Скориной. В России начало книгопечатания относят к середине XVI в. В 1564 г. дьяк Иван Федоров вместе с Петром Мстиславцем издает первую печатную книгу. В 1574 г. во Львове Иван Федоров издал первый русский букварь. В то же время вплоть до XVIII в. в России доминировали рукописные книги.
Архитектура
В архитектуре XVI в. очень заметными стали национальные мотивы. Это было связано с распространением в XVI столетии шатрового стиля, который пришел в каменное строительство из деревянной архитектуры. Самыми знаменитыми произведениями зодчества того времени стали церковь Вознесения в селе Коломенском (1532 г.), а также собор Василия Блаженного, построенный на Красной площади в Москве русскими архитекторами Бармой и Постником в честь взятия Казани (1561 г.).
В XVI в. интенсивно возводятся военные укрепления. К Московскому кремлю были пристроены стены Китай-города. Строятся кремли в Нижнем Новгороде, Туле, Коломне, других городах. Автором мощного кремля в Смоленске был выдающийся зодчий Федор Конь. Он же являлся архитектором каменных укреплений Белого города в Москве (вдоль нынешнего Бульварного кольца). Для защиты южных рубежей от крымских набегов в середине XVI в. построили Засечную линию, которая проходила через Тулу и Рязань. В XVII в. в русской культуре широкое распространение получают не только религиозные, но и светские элементы (обмирщение культуры). Церковь, видевшая в этом процессе западное влияние, активно сопротивлялась ему при поддержке царского правительства, но новые идеи и обычаи проникали в установившийся быт Московской Руси. Стране нужны были знающие, образованные люди, способные заниматься дипломатией, разбираться в новшествах военного дела, техники, мануфактурном производстве. Расширению политических и культурных связей со странами Западной Европы способствовало воссоединение Украины с Россией.
Во второй половине XVII в. было создано несколько государственных школ. Благодаря изобретению печатного станка появилась возможность издавать массовым тиражом единообразные пособия для обучения грамоте и арифметике, среди которых была первая «Грамматика» Мелетия Смотрицкого.
В 1687 г. в Москве было основано первое высшее учебное заведение -
В развитие географических знаний большой вклад внесли русские землепроходцы, например, Семен Дежнев, вышедший к проливу между Азией и Северной Америкой, или Ерофей Хабаров, составивший карту приамурских земель. Центральное место в исторической литературе заняли исторические повести, имевшие публицистический характер, такие как «Временник дьяка Ивана Тимофеева», «Сказание Авраамия Палицына», «Иное сказание». Появляется жанр сатирической повести, мемуаров («Житие протопопа Аввакума») и любовная лирика (книги Симеона Полоцкого).
В 1672 г. в Москве был создан придворный театр, в котором играли немецкие актеры. «Обмирщение» искусства с особой силой проявилось в русской живописи. Крупнейшим художником XVII столетия был Симон Ушаков. В его иконе «Спас Нерукотворный» уже заметны новые реалистические черты живописи: объемность в изображении лица, элементы прямой перспективы. Распространяется портретная живопись - «парсуны», на которых изображались реальные персонажи, хотя и в технике, аналогичной иконописи.
Развитие культуры народов России в XV–XVII вв
Основные направления развития культуры:
– появление книгопечатания;
– развитие системы образования;
– усиление светских элементов.
Живопись:
– появление портретной живописи;
– житейское иконописание.
Литература:
– написание произведений разговорным языком («Житие Протопопа Аввакума»);
– появление произведений обличительно-сатирического характера;
– историческая публицистика;
– «Хождения» – путевой дневник купца Василия Познякова;
– первый свод всемирной истории Хронограф (1512 г.);
– универсальный сборник советов по частной и общественной жизни «Домострой»;
– «Начала грамоты греческой и русской» Максима Грека .
– учебная литература «Букварь» В. Бурцева, «Грамматика» М. Смотрицкого (1634 г.), «Букварь» Кариона Истомина (кон. XVII в.) (население в основном неграмотно).
Образование:
1640-е гг. – школа при Андреевском монастыре;
1665 г. – открыта школа подъячих для приказов при Заиконоспасском монастыре (преподавал Симеон Полоцкий);
1680 г. – школа при Печатном дворе;
1687 г. – Славяно-греко-латинское училище (позднее – Академия, первые преподаватели – братья Лихуды).
Церковные деятели, занимавшиеся просвещением: Зосима Соловецкий, Александр Свирский, Антоний Сийский .
Архитектура:
– сочетание церковных и светских элементов, обмирщение культуры – освобождение от влияния церкви;
– строительство царского дворца в Коломенском;
– строительство храма Василия Блаженного;
– формирование «шатрового» стиля (церковь Вознесения в Коломенском (1532 г.) , зодчий Фёдор Конь – Белый город в Москве, Смоленская крепость.
1586 г. – мастер Андрей Чохов отлил Царь-пушку .
Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДЕ) автора БСЭ Из книги Большая Советская Энциклопедия (РА) автора БСЭ Из книги Экономика недвижимости автора Бурханова Наталья14. Возникновение и развитие ипотеки в России Первые акты о залоге в России появились в XIII-XIV вв., а законодательные нормы – в конце XIV или начале XV вв. в Псковской Судной Грамоте. В то время в русском праве появилась новая форма залога, которая обеспечивалась гарантиями
Из книги Тадж-Махал и сокровища Индии автора Ермакова Светлана ЕвгеньевнаРасцвет индийской культуры в XVII в В рассматриваемый период получили новое развитие вышивка, декоративная керамика, работы по металлу, слоновой кости и уже упоминавшаяся выше каллиграфия. Ранние мусульманские правители и знать не поощряли живопись, поскольку Коран
Из книги Преступники и преступления с древности до наших дней. Маньяки, убийцы автора Мамичев Дмитрий Анатольевич11. Ритуальные убийства в Европе и России в XVII - XIX в.в Важное значение крови для жизни было несомненно известно человеку уже в самые древние времена: слишком часто и достаточно убедительно говорили ему об этом явления, наблюдаемые на охоте и при убое. Да и сам человек
Из книги Реклама: Шпаргалка автора Автор неизвестен Из книги Основы социологии и политологии: Шпаргалка автора Автор неизвестен5. РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ В РОССИИ Развитие социологии в России обусловлено требованиями политической и общественной жизни В русской социологической мысли выделились последователи субъективного метода антисциентизма и последователи позитивизма, придерживавшегося
Из книги История государства и права зарубежных стран: Шпаргалка автора Автор неизвестен Из книги Справочник по проектированию электрических сетей автора Карапетян И. Г. Из книги История автора Плавинский Николай Александрович1.1. Развитие энергосистем России Начало развития электроэнергетики России связано с разработкой и реализацией плана ГОЭЛРО (Государственная комиссия по электрификации России). Энергетики нашей страны первыми в мире получили опыт широкого государственного
Из книги Я познаю мир. Криминалистика автора Малашкина М. М.Развитие культуры в 1950–1980-х гг Для развития культуры в СССР характерно три периода: 2-я пол. 1950-х – 1-я пол. 1960-х гг. – период «Оттепели»: ослабление цензуры и идеологического давления, оживление культурных процессов, расширение тематики произведений, волюнтаризм Н.
Из книги Справочник медицинской сестры автора Храмова Елена ЮрьевнаРазвитие криминалистики в россии Путь, по которому развивалась криминалистика в Росии, нельзя назвать прямым и легким. В XX веке революцию, гражданскую войну, разруху, голод, бандитизм – все это прошли следователи вместе с народом. Работники царской полиции уничтожили все
Из книги История. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ автора Николаев Игорь МихайловичРазвитие дактилоскопии в России Семеновский возглавил регистрационное бюро Центророзыска и занимался научными исследованиями в области дактилоскопии. В 1923 году он издал книгу «Дактилоскопия как метод регистрации», которая помогла восстановить аппарат регистрации
Из книги автораРазвитие сестринского дела в России В России сестринское дело как наука сформировалась относительно недавно. Тем не менее оно имеет многовековую историю. Во все времена тяжелый труд по уходу за больными и ранеными ложился в основном на плечи женщин. Так, в женских
Из книги автораКультура России XVII в. В русской культуре этого столетия прослеживаются черты перехода от Средневековья к Новому времени. Главная особенность культуры этого периода – заметное обмирщение. Этот процесс охватил все сферы культурной жизни. На развитие культуры также
Из книги автораЧерты современной культуры России Распад Советского Союза активизировал те процессы, которые происходили в области культуры и искусства в последние годы существования СССР. В рыночные отношения втягиваются новые сферы культуры (в том числе образование и наука),