Болезни Военный билет Призыв

Средневековая русская культура (XV-XVII века). Развитие культуры народов России в XV–XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в

культура славянофил капитализм марксизм

В конце XV-XVI веке русская культура подводит итоги уходящего средневековья, традиционно оглядывается на прошедший век, формирует основания таких новшеств, которые преобразят русскую культуру в XVII веке и радикально изменят в конце XVII-XVIII веке.

Корни многих изменений в культуре к XV-XVI векам следует искать в постановлениях Стоглавого собора, созванного в начале 1551 года. Фолиант его решений содержит 100 глав. Отсюда и название собора, а также и самой книги "Стоглав". Собор узаконил множество новаций, которые появились к тому времени в средневековой традиционной русской культуре, заявил о тенденции к унификации культуры. Собор обсуждал вопросы монастырского землевладения, непорядки в богослужении, нарушение этики поведения священнослужителями и монахами в монастырях. Собор поднял проблему того, что "божественные книги писцы пишут с неправильных переводов", т.е. несовершенства рукописного метода воспроизводства книг, которое приводило к искажениям канонического текста. Была в нем специальная глава "О училищах книжных по всем городам". Решением собора "православные крестьяне" должны были отправлять "своих детей на учение грамоте и на учение книжного письма", а в домах "добрых священников и дьяков" "учинити училище". Школьное образование должно было принять более широкий характер. В главе "О божественных книгах" Стоглавый собор подчеркнул два вопроса: о неисправности существующих книг и о необходимости пересмотра их содержания. Рассматривал собор и вопросы иконописания, особенностей церковного убранства ("О иконописцах и честных иконах"). Много внимания постановления собора уделяли унификации церковной обрядности, решительно выступали за искоренение языческих "бесовых", "эллинских" обычаев: русалий, колядовании, скоморошьих забав и гудений "гусельников", которые в те времена своей музыкой сопровождали христианские праздники.

Собор узаконил все новшества художественной культуры, а с другой - заявил об обязательном следовании художников, зодчих за канонами предшествующей эпохи: "писати иконописцам иконы с древних переводов... а от своего замышления ничтоже претворяти".

На гребне новых требований к богослужебным книгам, необходимости "грамоте учиться" возникает потребность в особом типографском тиражировании книг.

В 50-е годы XVI века в Москве возникает первая русская типография, основанная в доме священника Сильвестра, служителя Благовещенского собора Кремля и одного из руководителей "Избранной рады" - совета при молодом тогда еще 20-летнем Иване IV Грозном. В 1560 - 1561 годах был поднят вопрос об организации государственной типографии.

В конце XV - XVI веке усиленно росла грамотность населения Руси. Статистика подсчета надписей на документах начала XVI века определяет число грамотных дворян и бояр - выше 65%, посадских людей - 25 - 40%. Первенство держали священники, поголовно грамотными были дьяки. Отмечается интерес к иностранным языкам. В древнерусских школах конца XV - XVI века проводилось только начальное образование: учили чтению, письму, читали "Псалтырь" "и прочие божественные книги". Большое значение придавалось пению, которое упоминается наравне с чтением и письмом. Углублялись математические знания. Ко второй половине XVI века относится создание первых арифметик и пособий по геометрии.

Литература конца XV - XVI века носит выраженный публицистический характер. Это время раздумий, размышлений и споров о будущем страны. Сам царь Иван Грозный проявляет себя как страстный публицист. Он обнаруживает разные стороны литературного дарования - сарказм в письмах в Кирилло-Белозерский монастырь и к томившемуся в плену Василию Грязному, велеречивость и невоздержанность - в письмах Курбскому, Острожскому.

Возрастает повествовательность литературы, интерес к фактографии, риторичности, этикетной официальной пышности. В общехудожественном процессе начинают преобладать центростремительные силы постепенного оформления единого литературного пространства. Государственное "дисциплинирование", унификация "книжного дела" усиливают выявление и появление национальных черт русской литературы.

Рост национального самосознания вызвал усиленный интерес к историческому прошлому, а также стремление понять историю Русского государства в рамках всемирной истории. С конца XV века в Москве появляется ряд новых летописей, общественно Русских по своему характеру, составители которых стремились исторически доказать преемственность власти московских князей от князей Киевской Руси. Новый подъем русского летописания начинается с 30-х годов XVI века, когда постепенно друг за другом создаются грандиозные многотомные своды. Летопись все больше и больше становится литературным произведением, теряя значение исторического документа. Она осмысливает события русской и всемирной истории, дает назидательное патриотическое чтение, воспитывая граждан в соответствующем духе.

 Монгольское нашествие нанесло серьёзный удар по культуре русских княжеств. Русские земли были разорены, многие мастера или погибли, или были уведены в Орду. Первое после Батыева нашествия строительство каменной церкви отмечено в летописях только в 90-х гг. XIII в. в Новгороде. Во второй половине XIV в. вместе с хозяйственным восстановлением русских земель начинается и культурное возрождение.
 Особенностью развития культуры XIV–XV вв. стало постепенное преодоление культурной разобщённости русских земель и возрождение единой русской культуры. По мере политического и экономического усиления Москвы она становится одним из главных культурных центров русских земель. Создание централизованного государства дало мощный толчок развитию культуры. Расширяются культурные контакты России с другими странами, особенно с Италией, откуда в Москву приезжают выдающиеся архитекторы и другие мастера.
В устном народном творчестве продолжается развитие героического былинного эпоса. В этот период появляется новый жанр – исторические песни. В песне об Авдотье-Рязаночке рассказывается о простой женщине, которая высвобождает из полона жителей Рязани и возрождает город. События тверского восстания 1327 г. получили отклик в народной песне о Щелкане Дудентьевиче.
 Центральной темой в литературе XIV–XV вв. была борьба за освобождение русских земель. События Куликовской битвы нашли от- ражение в двух памятниках литературы. «Задонщина» создана сразу после битвы. Автором «Задонщины» считается Сафоний Рязанский. Через сто лет после битвы, в XV в., неизвестным автором было создано «Сказание о Мамаевом побоище».
 В XV в. появляется новый литературный жанр – хождения, т.е. описания путешествий. Наибольшую известность получило «Хождение за три моря» – путевые записки тверского купца Афанасия Никитина, отправившегося в 1466 г. с торговым караваном на Северный Кавказ и побывавшего в Иране и Индии.
 В XV в. возрождается общерусское летописание. Первой общерусской стала Троицкая летопись, составленная в начале XV в. в Москве.
 В начале XVI в. создаётся «Сказание о князьях Владимирских», в котором утверждается легенда о происхождении великих князей от брата римского императора Константина по имени Прус, который был родственником Рюрика, а Владимир Мономах получил царские регалии (в том числе шапку Мономаха) от византийского императора Константина Мономаха.  

Культура при Иване IV Грозном

Литература. В годы правления Ивана Грозного появляется новый литературный жанр – публицистика. Выдающимся публицистом XVI в. был Иван Семёнович Пересветов, который в своих челобитных Ивану Грозному предложил проект реформ, направленных на укрепление самодержавной власти царя при опоре на дворянство.
 Публицистический характер имели сочинения князя Андрея Курбского «История о великом князе московском» и его переписка с Иваном Грозным, в которых Курбский выступает против самовластия царя.
 Выдающимся памятником литературы середины XVI в. является «Домострой» протопопа Сильвестра. «Домострой» представля- ет собой свод советов и правил, определявших все стороны жизни русского человека XVI в.
 В 1563 г. Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем в Москве организована типография, в которой в 1564 г. была издана первая датированная русская печатная книга «Апостол». В 1574 г. – первый «Букварь».

Культура. В русской культуре XVII в. начинается процесс «обмирщения», то есть освобождения от церковно-религиозной регламентации.
 Происходит усиление личностного начала и светских элементов в культуре. Яркий автобиографический характер носит «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Наиболее значимые произведения публицистики XVII в. - «Временник» дьяка Ивана Тимофеева, «Сказание об осаде Троице-Сергиева монастыря от поляков и литвы и о бывших потом в России мятежах» Авраамия Палицына, «Жезл правления» Симеона Полоцкого, «Политика» Юрия Крижанича и др.
 Распространяются научные знания. Создаются исторические сочинения: «Скифская история» Андрея Лызлова, «Повесть об осадном Азовском сидении» Фёдора Порошина, первое учебно-историческое сочинение «Синопсис» Иннокентия Гизеля.
 Расширяются связи с другими культурами, в том числе продолжается практика перевода иностранной литературы на русский язык. В XVII в. были переведены «Римские деяния», «Великое зерцало», «Повесть об Оттоне, цесаре Римском» и др. В XVII в. извест- но 153 переводных сочинения, из которых три четверти - светского содержания.
 Усиливается социальная значимость произведений литературы и искусства. Появляется большое количество сатирических произведений - «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче», «Азбука о голом и небогатом человеке», «Сказание о куре и лисе».
 В XVII в. создаются последние русские летописи - в 1630 г. «Новый летописец», к которому в последующие годы писались продолжения; в 1652 г. свод патриарха Никона и др.
 Новые веяния в архитектуре проявились уже в построенном в 1630-е гг. Теремном дворце Московского кремля. Стремление к нарядности в архитектуре нашло выражение в появлении в конце XVII в. нового стиля - нарышкинское (московское) барокко.
 В живописи наибольшую известность получили Строгановская школа иконописи (Прокопий Чирин, братья Савины, Степан Арефьев, Емельян Москвитин) и школа Симона Ушакова (Георгий Зиновьев, Иван Максимов, Тихон Филатьев, Кирилл Уланов и др.).
 В XVII в. появляется портретная живопись. Портреты в то время называли парсунами.

Src="https://present5.com/presentation/3/176300850_412736724.pdf-img/176300850_412736724.pdf-1.jpg" alt=">Культура России XV - XVII веков ">

Src="https://present5.com/presentation/3/176300850_412736724.pdf-img/176300850_412736724.pdf-2.jpg" alt="> Цель: Выявить новые явления в русской культуре конца"> Цель: Выявить новые явления в русской культуре конца XV - XVII веков

Src="https://present5.com/presentation/3/176300850_412736724.pdf-img/176300850_412736724.pdf-3.jpg" alt="> АРХИТЕКТУРА храмовая гражданская крепостная ">

Src="https://present5.com/presentation/3/176300850_412736724.pdf-img/176300850_412736724.pdf-4.jpg" alt="> АРХИТЕКТУРА Крепостное зодчество Московский кремль назад ">

Src="https://present5.com/presentation/3/176300850_412736724.pdf-img/176300850_412736724.pdf-5.jpg" alt="> АРХИТЕКТУРА Храмовая архитектура Церковь Ризположения "> АРХИТЕКТУРА Храмовая архитектура Церковь Ризположения Колокольня Ивана Великого Успенский собор Благовещенский собор Архитекторы: Аристотель Фиораванти Алевиз Фрязин Бон Фрязин Петрок Малый Бажен Огурцов

Src="https://present5.com/presentation/3/176300850_412736724.pdf-img/176300850_412736724.pdf-6.jpg" alt="> АРХИТЕКТУРА Храмовая архитектура Шатровый стиль"> АРХИТЕКТУРА Храмовая архитектура Шатровый стиль архитектуры Церковь Вознесения Никольская церковь в селе Коломенском Лявля Архангельской бласти Шатровый стиль архитектуры – вид архитектурного сооружения, завершающегося высокой многогранной пирамидой

Src="https://present5.com/presentation/3/176300850_412736724.pdf-img/176300850_412736724.pdf-7.jpg" alt="> АРХИТЕКТУРА Храмовая архитектура Шатровый стиль"> АРХИТЕКТУРА Храмовая архитектура Шатровый стиль архитектуры Церковь Рождества Богородицы в Путинках Церковь Покрова Богородицы на Красной площади 1652 г. – запрет на строительство храмов шатрового стиля

Src="https://present5.com/presentation/3/176300850_412736724.pdf-img/176300850_412736724.pdf-8.jpg" alt="> АРХИТЕКТУРА Храмовая архитектура кубоватые многоглавые ярусные ">

Src="https://present5.com/presentation/3/176300850_412736724.pdf-img/176300850_412736724.pdf-9.jpg" alt="> АРХИТЕКТУРА Храмовая архитектура Архитектурный стиль барокко "> АРХИТЕКТУРА Храмовая архитектура Архитектурный стиль барокко Барокко – (от ит. barocco – причудливый, вычурный) – это художественный стиль, отличающийся пышностью, причудливостью деталей. Храм Покрова Богородицы в Филях – усадебная церковь Нарышкина Л. К. назад

Src="https://present5.com/presentation/3/176300850_412736724.pdf-img/176300850_412736724.pdf-10.jpg" alt="> АРХИТЕКТУРА Гражданская архитектура Деревянный дворец царя Алексея Михайловича в"> АРХИТЕКТУРА Гражданская архитектура Деревянный дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенском

Src="https://present5.com/presentation/3/176300850_412736724.pdf-img/176300850_412736724.pdf-11.jpg" alt="> Гражданская архитектура Палаты думного дьяка Кириллова"> Гражданская архитектура Палаты думного дьяка Кириллова Каменные палаты в Москве Дом купца Коробова в Калуге

Src="https://present5.com/presentation/3/176300850_412736724.pdf-img/176300850_412736724.pdf-12.jpg" alt="> АРХИТЕКТУРА XV – XVII вв. Направления храмовое крепостное"> АРХИТЕКТУРА XV – XVII вв. Направления храмовое крепостное гражданское Особенности: -Многообразие видов храмов; - Сформировались архитектурные стили: шатровый НАЗАД московское (нарышкинское) барокко

Src="https://present5.com/presentation/3/176300850_412736724.pdf-img/176300850_412736724.pdf-13.jpg" alt="> ЖИВОПИСЬ XV – XVII вв. Церковная живопись "> ЖИВОПИСЬ XV – XVII вв. Церковная живопись Иконопись Время расцвета иконописи – XV век. Иконописцы второй половины XV – начала XIV веков: Андрей Рублев, Дионисий, Даниил Черный. Житийные иконы состоят из средника с фигурой и ряда клейм, где рассказано о их жизни

Src="https://present5.com/presentation/3/176300850_412736724.pdf-img/176300850_412736724.pdf-14.jpg" alt="> ЖИВОПИСЬ Церковная живопись "> ЖИВОПИСЬ Церковная живопись Фрески - это роспись по сырой штукатурке Фрески Дионисия в церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре

Src="https://present5.com/presentation/3/176300850_412736724.pdf-img/176300850_412736724.pdf-15.jpg" alt="> ЖИВОПИСЬ «Благословенно воинство небесного царя» («Церковь воинствующая») ">

Src="https://present5.com/presentation/3/176300850_412736724.pdf-img/176300850_412736724.pdf-16.jpg" alt="> ЖИВОПИСЬ Церковная живопись "> ЖИВОПИСЬ Церковная живопись XVII век «Деяния пророка Елисея» . Гурий Никитин «Иоанн Предтеча в пустыне» . Прокопий Чирин «Насаждение древа государства Российского» . Симон Ушаков

Src="https://present5.com/presentation/3/176300850_412736724.pdf-img/176300850_412736724.pdf-17.jpg" alt="> ЖИВОПИСЬ Искусство художественного оформления книги "> ЖИВОПИСЬ Искусство художественного оформления книги МИНИАТЮРА ЗАСТАВКА БУКВИЦА небольшая заглавная буква сделанный от руки орнаментальная или укрупненного многоцветный изобразительная размера, рисунок, который композиция, помещаемая в мог располагаться выделяющая и начале текста книги, в любом месте главы, части, абзаца украшающая начало рукописи какого-либо раздела книги

Src="https://present5.com/presentation/3/176300850_412736724.pdf-img/176300850_412736724.pdf-18.jpg" alt="> ЖИВОПИСЬ XV – XVII вв. Направления церковное портрет "> ЖИВОПИСЬ XV – XVII вв. Направления церковное портрет искусство художественног о оформления книги Особенности: расширение тематики живописи; житийные иконы; политические иконы; декоративность, парадность; обилие деталей, стремление к реализму в жанре портрета; складывание школ живописи назад

Src="https://present5.com/presentation/3/176300850_412736724.pdf-img/176300850_412736724.pdf-19.jpg" alt="> ПРОСВЕЩЕНИЕ. XV – XVII вв. Книгопечатание на Руси"> ПРОСВЕЩЕНИЕ. XV – XVII вв. Книгопечатание на Руси Первые печатные книги на Руси 1564 г. - «Апостол» . Объем – 264 листа 2000 экземпляров 1565 г. - «Часовник» 1649 г. – первая книга с иллюстрациями Иван Федоров (Москвитин) Петр Тимофеев Мстиславец

Src="https://present5.com/presentation/3/176300850_412736724.pdf-img/176300850_412736724.pdf-20.jpg" alt="> ПРОСВЕЩЕНИЕ Книгопечатание на Руси Первые"> ПРОСВЕЩЕНИЕ Книгопечатание на Руси Первые печатные буквари на Руси 1574 г. – Букварь Ивана Федорова 1634 г. -Букварь Василия Бурцова 1679 г. -Букварь Симеона Полоцкого 1694 г. , 1696 г. - Буквари Кариона Истомина Страница Большого букваря 1694 года

Src="https://present5.com/presentation/3/176300850_412736724.pdf-img/176300850_412736724.pdf-21.jpg" alt="> ПРОСВЕЩЕНИЕ Учебные заведения 1685 г. «школа для учения"> ПРОСВЕЩЕНИЕ Учебные заведения 1685 г. «школа для учения детям» в г. Боровске 1665 г. –первая государственная греко -латинская школа в Москве. 1667 г. – в Китай-городе создан «гимнасион» 1680 г. – школа при Печатном дворе. Иоанникий и Руководитель – иеромонах Тимофей Софроний Лихуды 1687 год - Славяно – греко – латинское училище НАЗАД

Src="https://present5.com/presentation/3/176300850_412736724.pdf-img/176300850_412736724.pdf-22.jpg" alt="> ЛИТЕРАТУРА XV - XVII вв. Религиозная "> ЛИТЕРАТУРА XV - XVII вв. Религиозная Народная Светская Особенности: жития-биографии, сатирические повести и сказания рождаются новые жанры – светская повесть, драма, стихи с бытовыми, сатирическими, любовными мотивами исторические сочинения монографического жанра, летописи утрачивают былое значение назад

Src="https://present5.com/presentation/3/176300850_412736724.pdf-img/176300850_412736724.pdf-23.jpg" alt="> РОЖДЕНИЕ ТЕАТРА 17 октября 1672 г. – первая пьеса русского"> РОЖДЕНИЕ ТЕАТРА 17 октября 1672 г. – первая пьеса русского театра «Артаксерксово действо» Играли пьесы: «Иудифь» , «Малая прохладная комедия об Иосифе» , «Жалобная комедия об Адаме и Еве» Уличное представление. реконструкция 1676 год – театр закрыли НАЗАД

Русская культура XVI столетия в основном развивалась на отечественных традициях предшествующего периода. Русская средневековая культура имела ряд особенностей своего формирования, она не являлась лишь региональным вариантом европейской культуры. Корни специфики русской культуры XVI в. в том, что она основывалась на православии.

Русская литература XVI в. Литература получила свое развитие главным образом в рамках традиционных для России жанров.

Летописный жанр

В первой половине XVI в. было создано несколько известных летописных сводов, которые повествовали о русской истории с древнейших времен. В частности, Никоновская и Воскресенская летописи, Степенная книга, Лицевой свод.

Публицистика

XVI в. – время зарождения российской публицистики. Считают, что в произведениях Федора Карпова, Ивана Пересветова уже заметны первые, хотя и робкие признаки рационализма, но уже освободившиеся от строгих канонов религиозного мировоззрения. К числу публицистов XVI столетия относят также Максима Грека, Ермолая Ераз-ма, князя Андрея Курбского.

Его считают одним из самых своеобразных, бесспорно, одаренных писателей своей эпохи. В письмах к Андрею Курбскому Иван Грозный доказывал необходимость для России деспотической монархии – такого порядка, когда все без исключения государственные подданные являются фактически холопами государя. Курбский же защищал идею централизации государства в духе решений Избранной рады и считал, что царь обязан считаться с правами своих подданных. В середине XVI в. под руководством митрополита Макария были создано собрание разных по жанру книг, которые были предназначены для чтения (не богослужения) в назначенные месяцы и дни почитания святых. В то же время при участии Сильвестра создан Книгопечатание

В XVI в. в русских землях началось книгопечатание. Первая русская книга, «Апостол», была напечатана в 1517 г. в Праге Франциском Скориной. В России начало книгопечатания относят к середине XVI в. В 1564 г. дьяк Иван Федоров вместе с Петром Мстиславцем издает первую печатную книгу. В 1574 г. во Львове Иван Федоров издал первый русский букварь. В то же время вплоть до XVIII в. в России доминировали рукописные книги.

Архитектура

В архитектуре XVI в. очень заметными стали национальные мотивы. Это было связано с распространением в XVI столетии шатрового стиля, который пришел в каменное строительство из деревянной архитектуры. Самыми знаменитыми произведениями зодчества того времени стали церковь Вознесения в селе Коломенском (1532 г.), а также собор Василия Блаженного, построенный на Красной площади в Москве русскими архитекторами Бармой и Постником в честь взятия Казани (1561 г.).


В XVI в. интенсивно возводятся военные укрепления. К Московскому кремлю были пристроены стены Китай-города. Строятся кремли в Нижнем Новгороде, Туле, Коломне, других городах. Автором мощного кремля в Смоленске был выдающийся зодчий Федор Конь. Он же являлся архитектором каменных укреплений Белого города в Москве (вдоль нынешнего Бульварного кольца). Для защиты южных рубежей от крымских набегов в середине XVI в. построили Засечную линию, которая проходила через Тулу и Рязань. В XVII в. в русской культуре широкое распространение получают не только религиозные, но и светские элементы (обмирщение культуры). Церковь, видевшая в этом процессе западное влияние, активно сопротивлялась ему при поддержке царского правительства, но новые идеи и обычаи проникали в установившийся быт Московской Руси. Стране нужны были знающие, образованные люди, способные заниматься дипломатией, разбираться в новшествах военного дела, техники, мануфактурном производстве. Расширению политических и культурных связей со странами Западной Европы способствовало воссоединение Украины с Россией.

Во второй половине XVII в. было создано несколько государственных школ. Благодаря изобретению печатного станка появилась возможность издавать массовым тиражом единообразные пособия для обучения грамоте и арифметике, среди которых была первая «Грамматика» Мелетия Смотрицкого.

В 1687 г. в Москве было основано первое высшее учебное заведение -

В развитие географических знаний большой вклад внесли русские землепроходцы, например, Семен Дежнев, вышедший к проливу между Азией и Северной Америкой, или Ерофей Хабаров, составивший карту приамурских земель. Центральное место в исторической литературе заняли исторические повести, имевшие публицистический характер, такие как «Временник дьяка Ивана Тимофеева», «Сказание Авраамия Палицына», «Иное сказание». Появляется жанр сатирической повести, мемуаров («Житие протопопа Аввакума») и любовная лирика (книги Симеона Полоцкого).

В 1672 г. в Москве был создан придворный театр, в котором играли немецкие актеры. «Обмирщение» искусства с особой силой проявилось в русской живописи. Крупнейшим художником XVII столетия был Симон Ушаков. В его иконе «Спас Нерукотворный» уже заметны новые реалистические черты живописи: объемность в изображении лица, элементы прямой перспективы. Распространяется портретная живопись - «парсуны», на которых изображались реальные персонажи, хотя и в технике, аналогичной иконописи.

Развитие культуры народов России в XV–XVII вв

Основные направления развития культуры:

– появление книгопечатания;

– развитие системы образования;

– усиление светских элементов.

Живопись:

– появление портретной живописи;

– житейское иконописание.

Литература:

– написание произведений разговорным языком («Житие Протопопа Аввакума»);

– появление произведений обличительно-сатирического характера;

– историческая публицистика;

– «Хождения» – путевой дневник купца Василия Познякова;

– первый свод всемирной истории Хронограф (1512 г.);

– универсальный сборник советов по частной и общественной жизни «Домострой»;

– «Начала грамоты греческой и русской» Максима Грека .

– учебная литература «Букварь» В. Бурцева, «Грамматика» М. Смотрицкого (1634 г.), «Букварь» Кариона Истомина (кон. XVII в.) (население в основном неграмотно).

Образование:

1640-е гг. – школа при Андреевском монастыре;

1665 г. – открыта школа подъячих для приказов при Заиконоспасском монастыре (преподавал Симеон Полоцкий);

1680 г. – школа при Печатном дворе;

1687 г. – Славяно-греко-латинское училище (позднее – Академия, первые преподаватели – братья Лихуды).

Церковные деятели, занимавшиеся просвещением: Зосима Соловецкий, Александр Свирский, Антоний Сийский .

Архитектура:

– сочетание церковных и светских элементов, обмирщение культуры – освобождение от влияния церкви;

– строительство царского дворца в Коломенском;

– строительство храма Василия Блаженного;

– формирование «шатрового» стиля (церковь Вознесения в Коломенском (1532 г.) , зодчий Фёдор Конь – Белый город в Москве, Смоленская крепость.

1586 г. – мастер Андрей Чохов отлил Царь-пушку .

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РА) автора БСЭ

Из книги Экономика недвижимости автора Бурханова Наталья

14. Возникновение и развитие ипотеки в России Первые акты о залоге в России появились в XIII-XIV вв., а законодательные нормы – в конце XIV или начале XV вв. в Псковской Судной Грамоте. В то время в русском праве появилась новая форма залога, которая обеспечивалась гарантиями

Из книги Тадж-Махал и сокровища Индии автора Ермакова Светлана Евгеньевна

Расцвет индийской культуры в XVII в В рассматриваемый период получили новое развитие вышивка, декоративная керамика, работы по металлу, слоновой кости и уже упоминавшаяся выше каллиграфия. Ранние мусульманские правители и знать не поощряли живопись, поскольку Коран

Из книги Преступники и преступления с древности до наших дней. Маньяки, убийцы автора Мамичев Дмитрий Анатольевич

11. Ритуальные убийства в Европе и России в XVII - XIX в.в Важное значение крови для жизни было несомненно известно человеку уже в самые древние времена: слишком часто и достаточно убедительно говорили ему об этом явления, наблюдаемые на охоте и при убое. Да и сам человек

Из книги Реклама: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Основы социологии и политологии: Шпаргалка автора Автор неизвестен

5. РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ В РОССИИ Развитие социологии в России обусловлено требованиями политической и общественной жизни В русской социологической мысли выделились последователи субъективного метода антисциентизма и последователи позитивизма, придерживавшегося

Из книги История государства и права зарубежных стран: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Справочник по проектированию электрических сетей автора Карапетян И. Г.

Из книги История автора Плавинский Николай Александрович

1.1. Развитие энергосистем России Начало развития электроэнергетики России связано с разработкой и реализацией плана ГОЭЛРО (Государственная комиссия по электрификации России). Энергетики нашей страны первыми в мире получили опыт широкого государственного

Из книги Я познаю мир. Криминалистика автора Малашкина М. М.

Развитие культуры в 1950–1980-х гг Для развития культуры в СССР характерно три периода: 2-я пол. 1950-х – 1-я пол. 1960-х гг. – период «Оттепели»: ослабление цензуры и идеологического давления, оживление культурных процессов, расширение тематики произведений, волюнтаризм Н.

Из книги Справочник медицинской сестры автора Храмова Елена Юрьевна

Развитие криминалистики в россии Путь, по которому развивалась криминалистика в Росии, нельзя назвать прямым и легким. В XX веке революцию, гражданскую войну, разруху, голод, бандитизм – все это прошли следователи вместе с народом. Работники царской полиции уничтожили все

Из книги История. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ автора Николаев Игорь Михайлович

Развитие дактилоскопии в России Семеновский возглавил регистрационное бюро Центророзыска и занимался научными исследованиями в области дактилоскопии. В 1923 году он издал книгу «Дактилоскопия как метод регистрации», которая помогла восстановить аппарат регистрации

Из книги автора

Развитие сестринского дела в России В России сестринское дело как наука сформировалась относительно недавно. Тем не менее оно имеет многовековую историю. Во все времена тяжелый труд по уходу за больными и ранеными ложился в основном на плечи женщин. Так, в женских

Из книги автора

Культура России XVII в. В русской культуре этого столетия прослеживаются черты перехода от Средневековья к Новому времени. Главная особенность культуры этого периода – заметное обмирщение. Этот процесс охватил все сферы культурной жизни. На развитие культуры также

Из книги автора

Черты современной культуры России Распад Советского Союза активизировал те процессы, которые происходили в области культуры и искусства в последние годы существования СССР. В рыночные отношения втягиваются новые сферы культуры (в том числе образование и наука),