Болезни Военный билет Призыв

Советы психолога, что делать родителям, если ребенок гиперактивный? Гиперактивный ребенок — что делать если ребенок гиперактивный

Наверное, нет другого такого состояния, которое вызывало бы столько споров и сомнений у врачей, родителей и психологов, как гиперактивность. Одни утверждают, что проблема надумана и ее на самом деле не существует, другие же считают, что невыявленная и некорректированная в детстве гиперактивность грозит карьерному росту, социальной адаптации, личным отношениям человека в будущем.

Кто из них прав, какой он гиперактивный ребенок, что делать в случае, если вашему малышу врач поставил такое заключение, поговорим в этой статье.

Из этой статьи вы узнаете:

Большинство родителей, которые когда-либо слышали про детскую гиперактивность, на самом деле довольно туманно представляют, о чем идет речь, порой вкладывая в это понятие не медицинский, а бытовой смысл. Поэтому, прежде всего, разберемся с терминами.

Гиперактивность, или двигательная расторможенность – это состояние нервной системы ребенка, при котором процессы возбуждения в головном мозге происходят активнее, чем у обычных детей. Другими словами, клетки мозга постоянно генерируют нервные импульсы, которые просто не дают малышу усидеть на месте.

Поэтому гиперактивный ребенок это не просто очень подвижный, непослушный, капризный или невнимательный хулиган, как привыкли думать многие мамочки, а малыш, в поведении которого невропатолог (и только он!) усмотрел отклонения. Наличие гиперактивности у ребенка может быть установлено в любом возрасте.

Не следует путать гиперактивность у детей грудного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), который является расстройством психического развития и может быть выявлен не ранее 3-4 летнего возраста.

Гиперактивный и активный: в чем разница

Здоровый малыш по своей природе всегда полон энергии, подвижен, упрям и даже капризен. Эти качества помогают ему познавать окружающий мир и свое место в нем. Поэтому так трудно бывает отличить двигательную расторможенность от особенностей характера. Однако есть некоторые отправные точки, которые могут побудить родителей более внимательно отнестись к поведению своего чада.

Гиперактивные груднички – какие они?

Чаще всего такие малыши хорошо развиты физически. Они раньше сверстников учатся сидеть, ползать, ходить. Им трудно усидеть на месте, их день проходит в движении. Малыши неутомимы и бесстрашны настолько, что часто падают с мебели, пеленальных столиков, раскрытых окон.

Они как-будто не умеют уставать. Даже когда силы на исходе, гиперактивный ребенок будет продолжать движение, сопровождая его плачем, истериками, капризами. Остановить его может только мамочка, вовремя взяв на руки.

Такие детки очень мало спят, чем поражают родных и близких. 2-3 месячные малыши могут бодрствовать по 4-5 часов кряду, в то время как их сверстники делят день между маминой грудью и сном.

Они очень чутко спят, просыпаясь от малейшего шума, а потом долго не могут заснуть. Легко привыкают к укачиванию.

Обстановка, полная звуков, незнакомых лиц, яркого света (приход гостей или поход в поликлинику) приводит гиперактивных малышей к настоящей эйфории, заставляя удваивать свои проделки.

Такие малыши любят игрушки, но редко подолгу играют с ними. Их легко чем-то заинтересовать, но трудно увлечь. Интерес к новой игрушке или игре пропадает через несколько минут.

Гиперактивные дети очень привязаны к маме и редко хорошо ладят с чужими. Они подвержены приступам гнева, кидаются игрушками, кусаются, дерутся. Кроме того, малыши ревнивы, конфликтные ситуации решают с помощью слез и рева.

Как не ошибиться?

Поскольку у малышей первого года жизни еще недостаточно хорошо развита речь и другие способы общения, то родители часто напрасно беспокоятся, принимая возрастную жизнерадостность за гиперактивность. Есть несколько отличительных особенностей подвижного здорового малыша от гиперактивного. Темпераментные здоровые дети, как правило:

  • много двигаются, но устав, предпочитают полежать или посидеть;
  • хорошо засыпают, длительность дневного и ночного сна соответствует возрасту;
  • спокойно спят ночью;
  • хорошо развито чувство страха, запоминают опасные действия и ситуации и стараются их избегать;
  • легко отвлекаемы во время капризов и истерик;
  • рано начинают осознавать слово «нельзя»;
  • во время капризов неагрессивны;
  • имеют темпераментных маму или папу.

Особо хочется остановиться на последнем пункте. В отличие от других, его надо умело применять. Очень часто в гиперактивности «подозревают» своего малыша мамы и папы, не обладающие огненным темпераментом. Срабатывает логическая связь: у спокойных родителей не может родиться ребенок-шалун. Ситуацию усугубляют бабушки и дедушки с обеих сторон, удивленно говорящие: «да в кого он такой уродился», «мои дети всегда были ниже травы, тише воды».

Это неправильный подход. Генетика – сложная наука, и в ребенке могут «сыграть» гены, которые не проявили себя у мамы и папы.

Поэтому всем спокойным мамочкам, еще раз хочется посоветовать: прежде чем обращать за помощью к невропатологу, проанализируйте, чем малыш вас «беспокоит». Он несносен, раздражает своей подвижностью, любопытством и совсем непохож на вас по характеру, или же он действительно неудержим при всем вашем понимании детской природы.

Кто виноват?

Гиперактивность ребенка всегда имеет под собой физическую причину, то есть изменения в работе нервных клеток головного мозга. Такое может возникнуть, если:

  • малыш родился через кесарево сечение;
  • роды были трудными, длительными, сопровождались наложением акушерских щипцов;
  • ребенок родился сильно недоношенным или маловесным;
  • произошел сбой при закладке нервной системы во внутриутробном периоде по причине перенесенного гриппа, простуды, под действием неблагоприятных факторов окружающей среды, вредных привычек;
  • имеется наследственная предрасположенность, то есть ближайшие родственники страдали в детстве гиперактивностью.

Вылечить нельзя, можно помочь

Если у вас гиперактивный ребенок, что делать, чтобы ему помочь? Самое главное, необходимо понять, что гиперактивность – это не болезнь, а тип поведения, который зависит от особенностей нервной системы вашего малыша. То есть ее нельзя вылечить в широком понимании этого слова, но можно взять под контроль таким образом, чтобы это состояние успешно «изрослось» и не перешло во взрослую жизнь.

Лечение гиперактивности заключается в последовательном освоении следующих этапов:

  • Психологическая подготовка родителей;
  • Воспитательные подходы к малышу;
  • Режим дня.

Психологическая подготовка родителей

Наверное, самый важный этап. Ведь от его успешности зависит то, как гладко пойдут следующие.

Родителям необходимо твердо усвоить:

  • гиперактивность – НЕ БОЛЕЗНЬ, а личное качество малыша;
  • ребенок не сознательно хулиганит и причиняет им беспокойство, просто, так работает его нервная система;
  • в случившемся нет ничьей вины;
  • необходимо принять ребенка таким, какой он есть — озорник, «живчик», капризный и ревнивый, но горячо любящий маму и папу;
  • гиперактивность у грудничков при правильном подходе не оказывает отрицательного влияния на физическое и психическое развитие в будущем;
  • малыш не обязан быть похож в своем поведении на сына Марии Ивановны или дочку Елены Сергеевны, какими бы хорошими они ни были. Также он может действовать совсем иначе, чем мама и папа в его возрасте. Маленький человек – большая личность и имеет право на индивидуальность, пусть даже через гиперактивность.

Некоторые из этих пунктов выполнить непросто. Но если родители их примут, то можно считать, что гиперактивность ребенка взята под контроль наполовину.

Особое слово хочется сказать мамам и папам, обладающим «гиперактивным» характером. Если ваш темперамент горяч, как арабский жеребец, то пришло время взять его под узду. Спокойствие, заранее составленный план-программа на день, отсутствие неожиданностей помогут не только создать благоприятную обстановку для гиперактивного малыша, но улучшат общий эмоциональный фон в семье.

Воспитательные подходы к малышу

Гиперактивный ребенок, как никто другой, нуждается в поддержке мамы и папы. Ведь его нервная система очень ранима и легко истощается. Поэтому необходимо сделать так, чтобы ребенок часто не расстраивался. Это не означает потакательство всем капризам. Просто необходимо ограждать малыша от негативных эмоций: не оставляйте его плакать подолгу, не запирайте в комнате в виде наказания, прерывайте его рев и истерику сразу, как только они начались. Лучше всего отвлечь малыша игрушкой, взять на руки, выйти на балкон или подойти к окну.

Не ругайте ребенка и вините его, он еще настолько мал, что не может оправдаться и сказать о любви к вам.

Хвалите, целуйте и поощряйте малыша в любом возрасте. Грудной ребенок может не понимать слов, но одобрительный тон будет ему лучшей наградой.

Найдите золотую середину между строгостью и попустительством. Малыш должен постепенно начать понимать слово «нельзя».

Необходимо оберегать ребенка от слишком шумной среды. Например, незнакомых гостей, толпы, общественного транспорта. Это не значит – держать его в изоляции, но следует помнить, что торговый центр и вечеринка у друзей – неподходящее место для гиперактивного шалуна. А вот прогулка в парке, на детской площадке, семейный выезд на пикник – хороший повод выплеснуть энергию без вреда себе и окружающим.

Будьте всегда готовы помочь крохе, когда у него что-то не получается. Гиперактивные детки очень чувствительны к неудачам и сразу расстраиваются, если цель не достигнута с первого раза. Добивайтесь ее вместе, спокойно и мудро поддерживайте малыша в его подвигах.

Режим дня

Лучше всего с проявлениями гиперактивности у ребенка справиться режим дня . Он не только приводит в равновесие нервные процессы, но и дисциплинирует родителей.

Лучше всего, если часы утреннего пробуждения и отхода ко сну будут одними и теми же каждый день. Это позволит тренировать нервную систему малыша и выработать собственный ритм.

Большую роль в формировании спокойного сна играет «вечерний ритуал», который повторяется каждый день и состоит из одинаковых действий. Это научит организм малыша готовиться ко сну. Он может быть, например, таким «ванна-колыбельная-сон у груди-переход в кроватку» или, если вы не привыкли купать ребенка каждый день или ванна, наоборот, действует возбуждающе, то «переодевание в пижаму-колыбельная-грудное кормление или бутылочка со смесью-сон в собственной кроватке».

Следует ограничить подвижные игры за 1 час до отхода ко сну.

Кровать малыша до года лучше располагать в той же комнате, где спят родители. Гиперактивные детки часто просыпаются по ночам, мучимые тревожными снами. Ласкового голоса мамы, которая рядом, бывает достаточно для того, чтобы успокоиться.

В комнате, в которой малыш проводит большую часть времени, не должен быть включен телевизор или радио. Яркие цвета, музыка, постоянно меняющиеся картинки на экране растормаживают нервную систему. Если детская комната оформлена яркими картинками – наклейками, постерами, большими игрушками, их следует убрать. Грудной малыш все равно не понимает их смысл, а яркие пятна действуют возбуждающе на нервную систему.

Люстра и лампы в детской комнате должны быть из матового стекла, которое мягко рассеивает свет и не дает будоражащих бликов.

Гиперактивные дети должны непременно расходовать энергию. Этому поможет гимнастика, массаж, подвижные игры. Следует строго следить за продолжительностью активных игр. Гиперактивные детки не чувствуют усталости и не могут сами остановиться. Поэтому в зависимости от возраста периоды подвижных игр необходимо чередовать со спокойными.

Заключительное слово

Дорогие родители, ваш малыш – это чудо, каким бы он ни был. Поэтому вместо того чтобы задаваться вопросом «у меня гиперактивный ребенок, что делать теперь и как жить с эти дальше», постарайтесь вместе с ним спокойно и мудро пережить этот сложный период становления маленькой личности.

Школа - враг гиперактивных детей, ведь там нужно быть внимательным и сосредоточенным. Без концентрации и умения доводить начатое до конца успеваемость гиперактивного ученика будет оставлять желать лучшего.

Гиперактивность - бич младшеклассников . Их ведущая деятельность меняется с игровой на учебную, из-за чего нагрузка на мозг многократно возрастает.

Систематичность, длительность, повторение - все то, без чего сложно представить себе обучение никак не стыкуется с гиперактивным ребенком. Что делать в таком случае родителям?

Признаки гиперактивности

Как понять, гиперактивен ли ваш ребенок? Ответьте «да» или «нет» на 10 вопросов нашего теста:

  1. Ребенок постоянно шевелит кистями и стопами?
  2. Не может спокойно посидеть на месте даже минуту?
  3. С трудом дожидается своей очереди в игре?
  4. Отвечает на вопросы быстро, не дослушав до конца?
  5. С трудом выполняет предложенные задания?
  6. С трудом переключает внимание с одного занятия на другое?
  7. Его игры или рисунки часто остаются незавершенными?
  8. Много болтает, мешает другим, вмешивается во все разговоры?
  9. Не умеет играть сам, тихо и спокойно?
  10. Часто совершает импульсивные действия, не задумываясь о последствиях?

Если у вас 8-10 ответов «да», ваш ребенок склонен к гиперактивному поведению.

И вы не одиноки. По данным статистики, среди детей в возрасте от 5 до 11 лет гиперактивных больше 25%, причем мальчики страдают в два раза чаще девочек.

Психолог Елена Фролова рассказывает: «Причин, почему на гиперактивность своих чад чаще жалуются родители мальчиков, чем девочек, несколько. Мозг плода мужского пола более раним к различным патологиям беременности и родов. У психики девочек лучше развиты компенсаторные функции, а также они более эмоциональны и послушны. Например, девочке легче устроить истерику, и она уже получает разрядку, а в этой ситуации мальчик - начинает много говорить, сходить с ума и бегать по потолку».

Какие проблемы в школе

Возбужденные, невнимательные, непоседливые и крикливые — такие дети приковывают к себе внимание учителя, которому необходимо следить, чтобы они сидели спокойно, выполняли задания, не мешали одноклассникам.

Эти школьники на уроке постоянно заняты своими делами, их трудно удержать на месте, заставить выслушать задание и, тем более, выполнить его до конца. Учителя они не слышат, часто что-то теряют, забывают.

Гиперактивным детям необходимо постоянно двигаться, а это идет в разрез со школьными правилами. Просидеть за партой 4-6 уроков подряд по 35-40 минут для них - непосильная задача. 15, максимум 20 минут - и ребенок теряет нить, его внимание рассеивается, необходима смена деятельности.

Как помочь гиперактивному ребенку

Запастись терпением . Проблемы гиперактивных детей не решаются в одночасье и одним человеком. Это комплексная проблема, требующая внимания и длительной работы со стороны родителей, врачей, педагогов и психологов. Посещайте разных смециалистов, спрашивайте несколько мнений, ищите альтернативы, собирайте опыт.

Забыть слово «нет ». Для гиперактивного ребенка нет ничего хуже, чем слово «нет». Нет, нельзя, не бегай, не прыгай, не ходи, не бери, не кричи - сколько еще ему предстоит выслушать? Не формулируйте приказы - озвучивайте предложения. И подключайте выдумку. Ваши новые фразы-выручалочки: «Давай будем ходить как кошечки», «Давай минутку послушаем, что нам говорит тишина», «Давай попробуем договориться с ручкой». Если запрет жизненно необходим, старайтесь подать его с позитивной стороны, не говорите «не ходи по лужам», предложите «выйди на асфальт».

Найти свою схему . В семье, где , важно избегать крайностей. Не должно быть вседозволенности и равнодушия, но и требовать от такого ребенка беспрекословного подчинения, соблюдения правил и запугивать карающими санкциями - бессмысленно. Категоричность, упреки, одергивание не пойдут ему на пользу. Вырабатывайте свою тактику, схему, стратегию, ищите ее путем проб и ошибок.

Искать дзен . В школе и дома ребенку пригодится опыт овладения своими эмоциями. Учите маленького человека самоконтролю, шаг за шагом показывайте, как можно сгладить нахлынувшие чувства. Лучший пример - собственный, поэтому сдерживайте свои бурные аффекты, особенно в сторону ребенка. Вместе учитесь переключать внимание, менять направление деятельности и мысли, изучайте дыхательные практики, ходите на восточные единоборства.

Оказывать поддержку . Если бы вы знали, как много значат для гиперактивного ребенка слова «я тебя понимаю»! Ему просто необходима поддержка взрослых. Ему и так неуютно и беспокойно внутри себя, а тут еще вы со своими нотациями. Искренне пытайтесь понять ребенка, поддерживайте его попытки самоконтроля, хвалите за сдержанность и хорошее поведение.

Обнимать. . Никто так не нуждается в обнимашках, как гиперактивные дети. Они могут затихать в ваших руках, вырываться или елозить на коленях, но им просто необходимо ощущать физический контакт с близким человеком. Обнимите ребенка и спокойно поглаживайте его по спинке, словно успокаивая. Чем чаще вы будете проводить такое простое упражнение, тем лучше. Умеете делать массаж? Замечательно, приступайте, не раздумывая, только помните, ваша цель - расслабление ребенка.

Быть кратким. Гиперактивному ребенку задачи нужно обозначать четко, короткими предложениями, без длинных формулировок. В домашних заданиях выделяйте самые важные слова яркими фломастерами, одно слово ребенку будет легче запомнить.

Соблюдать очередность . Если вы скажете «допиши в тетради, помой руки и приходи ужинать», гиперактивному ребенку будет сложно сосредоточиться и удержать во внимании сразу три задачи. Поэтому ставьте задания по очереди. Выполнил одно - начинаем следующее.

Помнить о распорядке дня . Да, гиперактивному ребенку сложно придерживаться каких-то рамок. Но понимать, что после обеда ему нужно будет сделать уроки, а после уроков - собрать портфель - необходимо. Не нужно зацикливаться на минутах, важно соблюдать очередность действий. О том, что ребенку предстоит предупреждайте его заранее: «Мы сейчас досмотрим мультик и пойдем делать уроки». Следить за сроками - ваша задача, не перекладывайте ее на ребенка. В качестве помощника отлично работает календарь, на котором помимо расписания дня можно отмечать какие-то цели и планы на неделю, месяц, год.

Убрать отвлекалки . Ребенок делает уроки? Выключите радио, телевизор, уберите со стола все отвлекающие предметы. Гиперактивному ребенку чтобы сосредоточиться необходимо сделать над собой нечеловеческие усилия. Помогайте ему в этом - убирайте все, что может его отвлечь. Даже цвет стен, мебели, текстиля, одежды выбирайте успокаивающий, не раздражающий.

Гиперактивность чаще всего проходит к подростковому возрасту: признаки повышенной двигательной активности уменьшаются, изменения в психике сглаживаются.

Важно, чтобы к этому моменту ребенок пришел с верой в себя, положительными эмоциями и без груза комплекса неполноценности. А это - в ваших руках!

Что делать, если в вашей семье растёт гиперактивный ребёнок? Как быть родителям, если их ребёнок настолько неугомонный и стремительный, что с ним трудно совладать? Как быть, если он не может спокойно реагировать на всё, что происходит, играть со сверстниками? Как быть, если он неусидчив и ему непросто передать знания? Как выбрать правильную стратегию воспитания гиперактивного ребёнка и что кроется в его неугомонности? Читайте об особенностях поведения гиперактивного ребёнка: рекомендации родителям.

Гиперактивность и её признаки

Гиперактивный ребёнок сталкивается с многими проблемами

В середине прошлого столетия медики рассматривали гиперактивность как патологическое состояние, которое вызвано незначительными расстройствами функций мозга. Впоследствии чрезмерная двигательная активность стала восприниматься как самостоятельное заболевание, которое получило название «синдром дефицита (нарушения) внимания с гиперактивностью» (СДВГ) .

«Гиперактивный ребёнок сталкивается с проблемами концентрации внимания, слабой памяти, обучения. Его мозгу сложно переработать информацию. Ребёнок не может сохранять сосредоточенность на протяжении длительного времени, контролировать все свои действия. Он неусидчив, невнимателен и импульсивен».

Симптомы гиперактивного поведения:

  • неусидчивость
  • суета
  • беспокойство
  • импульсивность
  • эмоциональная нестабильность
  • плаксивость
  • несоблюдение правил и норм поведения
  • проблемы со сном
  • задержка и нарушения речевого развития
  • и прочие.

Симптомы СДВГ уже можно заметить у 2-3 летнего крохи. Чаще всего родители не спешат обращаться к доктору, однако, как только ребёнок поступает в первый класс, у него возникают сложности с учёбой, которые появляются вследствие гиперактивности.

На каждый из описанных симптомов обязательно нужно реагировать и обращаться за помощью к специалистам, которые дадут правильные рекомендации, как помочь ребёнку с СДВГ, как научиться его успокаивать, как адаптироваться ему в обществе.

Если признаки гиперактивности сохраняются у ребёнка более 6 месяцев, то нужно проконсультироваться со специалистом - психологом, невропатологом.

Среди признаков гиперактивности выделяют следующие:

  1. Невнимательность, что проявляется в:
  • частой неспособности быть внимательным к деталям (из-за этого ребёнок будет допускать ошибки при выполнении школьного домашнего задания и в других видах деятельности)
  • сложности сохранять внимание
  • неумении слушать
  • неспособности придерживаться требований и инструкций (например, довести до конца выполнение уроков или других домашних обязанностей на рабочем месте
  • сложности самостоятельно организовать выполнение домашнего задания и другую работу
  • избегании вовлечения в выполнение заданий, требующих продолжительного сохранения умственного напряжения
  • частой потере предметов (игрушек, школьных принадлежностей, карандашей, книг, канцелярских принадлежностей)
  • лёгком отвлечении на посторонние стимулы
  • частой забывчивости в повседневных ситуациях.
  1. Гиперактивность, которая проявляется в:
  • беспокойных движениях кистей и стоп
  • кручении и верчении, сидя на стуле
  • частом вставании с места в классе во время урока или в других ситуациях
  • частом проявлении бесцельной двигательной активности: беге, кручении, попытках куда-то залезть, причём тогда, когда это недопустимо
  • неспособности спокойно, тихо играть или заниматься чем-либо
  • постоянном движении
  • болтливости, шумности.
  1. Импульсивности, что проявляется в:
  • ответах на вопросы, не выслушивая их до конца и особенно не думая
  • сложности дождаться своей очереди
  • частых помехах другим, приставаниях к окружающим (к примеру, н может спокойно вмешиваться в разговоры или игры).

Если описанные признаки сохраняются у ребёнка более 6 месяцев, то обязательно нужно проконсультироваться со специалистом - психологом, невропатологом.

Лечение дома и со специалистом

Подходящий курс лечения для вашего гиперактивного ребёнка может подобрать только доктор

Заметив у ребёнка симптомы и признаки СДВГ, следует проконсультироваться с врачом-невпропатологом. Доктор проведёт обследование и выяснит, не является ли причиной гиперктивности ребёнка какое-либо тяжёлое заболевание.

Диагностика СДВГ проводится в 3 этапа:

  1. Сбор информации. Врач собирает информацию о ребёнке, выясняя особенности течения беременности и родов, историю болезней ребёнка, особенности воспитания. Доктор просит родителей охарактеризовать ребёнка. Далее он даёт субъективную оценку поведению ребёнку на основе определённых диагностических критериев.
  2. Психологическое обследование. С помощью особых методик (тестов) специалист диагностирует внимание ребёнка.
  3. Аппаратное обследование. СДВГ диагностируется с помощью электроэнцефалографического исследования или исследования на основе магнитно-резонансной томографии (что позволяет регистрировать электрические потенциалы мозга и выявить соответствующие изменения). Процедуры являются безболезненными и безопасными.

Совокупность полученных результатов определит наличие СДВГ и необходимость специального лечения.

Иногда ребёнок становится настолько неуправляем, что родители готовы предпринять всё, что угодно, чтобы прекратить безобразие и отдохнуть от него. Здесь важно помнить, что нельзя самовольно давать ребёнку успокоительные препараты: их может назначить только врач, проведя обследование. Подбор препаратов, нормализующих сон, снимающих раздражительность, уменьшающих тревожность подбирается врачом строго индивидуально для каждого ребёнка.

«Совет. Помните, что подходящий курс лечения для вашего гиперактивного крохи может подобрать только доктор. Выбирая домашние методы лечения, остановитесь на тех, которые не принесут ребёнку вреда. В качестве домашнего лечения лучше всего выбрать стратегию бережного, спокойного, ласкового отношения к малышу».

Как организовать жизнь гиперактивного ребёнка

Внимательное и бережное отношение к гиперактивному ребёнку поможет правильно организовать его жизнь

  1. Запрещайте правильно. При общении с гиперактивным ребёнком не используйте отрицания, отрицательную частицу «не», слова «нет» и «нельзя». Лучше переформулировать запреты, например: «Не ходи по газону!» следует заменить на «Лучше играй на дорожке». То есть, запрещая что-то малышу, сразу предлагайте альтернативу.
  2. Задачи ставьте чётко. Детей с СДВГ отличает слабо развитое логическое и абстрактное мышление. Поэтому задания нужно озвучивать чётко. В общении с ребёнком употребляйте короткие простые фразы, избегая сложных формулировок.
  3. Соблюдайте последовательность. Гиперактивным, невнимательным детям лучше не давать несколько поручений одновременно, как «переоденься, и сложи одежду, помой руки и скорей садись обедать». Ребёнку будет трудно сразу воспринять всю информацию. Скорей всего, он отвлечётся и забудет выполнить всё, что нужно. Лучше давать поручения одно за другим, сохраняя логическую последовательность.
  4. Следите за временем. Гиперактивным детям сложно ощущать время, поэтому родители должны сами следить за тем, сколько времени малыш тратит на выполнение того или иного задания.
  5. Приучайте к режиму дня. Распорядок дня - основа нормальной жизни гиперактивного ребёнка. Ребёнок должен достаточное количество времени спасть (не менее 8-10 часов в сутки), кушать, заниматься (учиться), играть, гулять в одно и то же время. Не забывайте хвалить малыша, если он соблюдает правила.
  6. Будьте позитивно настроены. Радуйтесь успехам ребёнка, хвалите его, поддерживайте. Малыш должен чувствовать, что о нём заботятся и помогают справиться со сложностями. Сглаживайте конфликты.
  7. Чётко обозначьте критерии хорошего поведения. Вседозволенность - не лучшая тактика воспитания. Ребёнок должен понимать, что ему можно, а что нельзя; как вести себя красиво, а как - нет.
  8. Создайте комфортные условия для развития ребёнка. У малыша должно быть своё место в доме, где он может спокойно играть и заниматься. Не отвлекайте ребёнка от занятий. Следите за тем, чтобы он не переутомлялся.
  9. Создайте возможности для траты излишков энергии. Гиперактивным детям лучше иметь хобби. Хорошо, если это будет спорт, где ребёнок сможет выплеснуть излишнюю энергию. Больше гуляйте на свежем воздухе.

Из рациона гиперактивного ребёнка нужно исключить продукты, содержащие красители и консерванты

«Совет. Из рациона гиперактивного ребёнка нужно исключить продукты, содержащие красители и консерванты. Не рекомендуется употреблять газированные напитки, шоколад, острую и солёную пищу».

Народные методы коррекции поведения

Иногда врач может назначить не только медикаментозное лечение, но и усилить его народными методами, например:

  1. Настои успокаивающих травяных сборов. Настой от тиков: 2 ст. ложки сухих листьев ежевики заварить литром кипятка и давать пить ребёнку по полстакана дважды в день.
  2. Укрепляющие нормализующие смеси. Например: клюкву и алоэ нужно перекрутить на мясорубке и заправить мёдом. Давать по чайной ложе три раза в день в течение полугода. Такая смесь усиливает концентрацию внимания и усидчивость.
  3. Успокаивающие фитованны. Некоторые травы (ромашка, валериана, пустырник) и эфирные масла (пихта, нероли) имеют расслабляющее действие. Травы нужно заварить, а потом настой вылить в ванну, а эфирного масла капнуть пару капель.

«Чудесный старинный успокоительный способ – стакан тёплого молока с мёдом. Лучше предлагать ребёнку пить его на ночь».

Подбирайте индивидуально способы, чтобы успокоить гиперактивного ребёнка

Пока диагностика ещё не проведена, родителям пригодятся советы, как вести себя с гиперактивным ребёнком:

  1. При перевозбуждении ребёнка нужно сменить обстановку: дайте попить воды и уведите его в другую комнату.
  2. Если кроха огорчён, лучшим лекарством будут объятия родителей, ласковое поглаживание по голове: физический контакт очень важен для гиперактивных детей.
  3. Эффективным домашним способом лечения гиперактивных детей являются фитованны перед сном. В успокоительный сбор для такой ванны могут войти шишки хмеля и хвойных деревьев. Посоветуйтесь с доктором при выборе такого метода домашней терапии.
  4. Любимая сказка, книжка с красочными иллюстрациями, массаж, спокойная музыка – с помощью всего этого малыш сможет быстрее успокоиться и заснуть.

Непросто рекомендовать, что конкретно нужно делать с гиперактивностью малыша, ведь каждый случай индивидуален и порождён разными причинами. Главное – быть любящими и терпеливыми родителями, которые помогут малышу адаптироваться в окружающем мире и справиться с трудностями, с которыми он сталкивается.

Каждой маме необходимо знать признаки гиперактивности у детей до 3 лет. Вопреки расхожему мнению, гиперактивность — это не просто неумение усидеть на месте, невнимательность, излишняя шумность и подвижность малыша. Это диагноз, который должен поставить вам лечащий невропатолог, знающий вашего ребенка и наблюдающий его какое-то время.

Головной мозг образует нервные импульсы слишком быстро. Эти процессы мешают маленькому человеку сосредоточиться на каком-то деле, переключаться с активных игр на спокойный отдых, засыпать. Гиперактивность может начаться у ребенка не в «трудные» три года, а намного раньше. Некоторые симптомы можно распознать уже в младенчестве. И чем раньше вы это сделаете, тем лучше будет вам и ребенку.

Вот некоторые отличительные особенности детей, страдающих гиперактивностью:

  • Ребенок физически развивается быстрее своих сверстников. Такие малыши рано садятся, встают, начинают ходить и ползать. Они часто падают с диванов и сводят этим родителей с ума, в то время как их ровесники еще мирно лежат в колыбелях. Сам по себе этот признак ничего не означает, если есть реальная гиперактивность, она проявит себя как-то еще.
  • Эти дети не могут просто заснуть или отдохнуть, если сильно устали. Вместо того чтобы присесть, гиперактивный малыш начнет «нарезать» круги по квартире с криками на бешеной скорости, а потом . Уложить спать ребенка с таким диагнозом сложно даже в младенчестве, зачастую маме приходится долго качать и носить на руках свое чадо, прежде чем наконец-то придет сон.
  • С самого начала жизни гиперактивные дети спят меньше, чем остальные. Новорожденные проводят во сне большую часть дня, но не те, у которых гиперактивность. Эти малыши могут бодрствовать по 5 часов, подолгу плакать, но не засыпать.
  • Еще одно проявление сдвг — чуткий сон. Ребенок просыпается от каждого шороха, вздрагивает от любого незначительного шума. Уложить его спать обратно очень сложно, приходится подолгу укачивать и носить на руках
  • Смена обстановки, гости, новые лица — все это для гиперактивного ребенка настоящее испытание. Он тяжело выдерживает такой активный образ жизни мамы, может впадать в истерики от большого количества впечатлений, долго восстанавливается и приходит в себя после полного эмоций дня. От бурного восторга он переходит в долгому плачу, затем засыпает в изнеможении от слез. Чем больше людей в помещении, тем больше устает ребенок.
  • Симптомом СДВГ, то есть синдрома дефицита внимания с гиперактивностью является сильная привязанность к маме. Малыш боится других взрослых, не идет на контакт, прячется за мать. Такие дети ревнуют маму к чужим и каждый конфликт превращают в истерику.
  • Девочка или мальчик с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью не может долго заниматься чем-то одним. Любая игрушка быстро надоедает, малыш то берет одно и бросает, то принимается за другое и тоже бросает.
  • Частая смена настроения — важный симптом СДВГ. Только что ребенок смеялся, а теперь уже кричит и крушит все от злости. Если это происходит часто, стоит сводить его на осмотр к невропатологу.
  • Не только импульсивность и раздражительность сигнализируют о проблемах нервной системы. Если ребенок часто уплывает куда-то в мечтах, задумывается и не слышит, что к нему обращаются и не обращает внимания на то, что происходит вокруг, — это тоже повод задать вопрос неврологу.
  • СДВГ часто сопровождается депрессивным настроением ребенка, страхами. Вы можете заметить, что малыш стал замкнут, выглядит грустным и усталым. Он как будто потерял интерес к играм и увлечениям. Страхи могут сделать ребенка излишне обидчивым и тревожным.
  • Гиперактивные дети часто дергают руками и ногами, ерзают на стуле, когда нужно сидеть тихо. Стоя в очереди для игры они могут подпрыгивать от нетерпения. Если поиграть с таким малышом в викторину, есть вероятность, что он выкрикнет ответ еще до того, как вы произнесете полностью вопрос.
  • Потеря вещей, ошибки из-за невнимательности, переключение на вещи, не относящиеся к делу, — вечные спутники пациентов с диагнозом сдвг.

Все эти признаки не говорят о том, что у вашего ребенка обязательно диагноз гиперактивность. Его должен ставить невролог. Похожее поведение встречается у здоровых детей и является следствием их здорового темперамента. Для того чтобы не поднимать раньше времени панику и не залечить здорового ребенка, нужно очень ответственно подойти к вопросу диагностики и не судить по нескольким симптомам «на глаз».

Здоровый ребенок тоже может бегать, прыгать и стоять на голове, но он не впадет в истерику, а придет тихо посидеть, посмотреть мультики. Еще одно отличие — здорового ребенка легко отвлечь от истерики игрушкой, песенкой, птичкой за окном. Хороший долгий сон и быстрое засыпание также являются признаком здоровой нервной системы.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности — не совсем болезнь. При правильном подходе и поведении взрослых это состояние ребенок «перерастет», и в будущем особенность головного мозга не доставит ему проблем.

Причины гиперактивности ребенка могут скрываться в течении беременности мамы. Если она всю беременность мучалась от токсикоза и повышенного давления, а ребенок — от внутриутробной гипоксии, то риск с вероятностью в 3 раза выше обычной, что ребенок родится с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Стрессы, тяжелая работа или курение во время беременности также могут сказаться на здоровье нервной системы будущего малыша. Помимо перинатальных факторов на мозг может оказать влияние течение родов. В группе риска роды путем кесарева сечения, затяжные роды с гипоксией плода, длительным безводным периодом и наложением щипцов, а также, наоборот, очень стремительные роды.

Врач расспрашивает маму о семейном анамнезе, были ли в семье люди с таким диагнозом, просит дать характеристику малышу. Важно рассказать неврологу обо всем, что вызывает подозрения, будь то плохой сон или сильная возбудимость. Существуют определенные критерии диагностики, одобренные Американской психиатрической организацией, именно с ними невропатолог соотнесет рассказы родителей.

Помимо беседы существуют аппаратные методы диагностики, такие как электроэнцефалографическое исследование или исследование с применением магнитно-резонансной томографии. Это совершенно безболезненные методы, которые могут дать полную картину состояния нервной системы ребенка.

Как растить ребенка с гиперактивностью

Если вы мама гиперактивного ребенка, постарайтесь не перегружать его психику излишними яркими впечатлениями и шумом. Тщательно продумывайте походы в гости и семейные праздники, посещения парков и культурных мероприятий. Не стоит включать фоном телевизор, долго смотреть мультики. После просмотра мультфильмов дети зачастую сильно устают, сами того не понимая.

Несколько советов по общению с гиперактивными детьми:

  • Четко формулируйте свои просьбы и требования. Не говорите длинными предложениями и витиеватым языком, не нагружайте просьбу убрать игрушки дополнительной моралью и смыслом. У малыша с гиперактивностью слабо развито логическое и абстрактное мышление, ему будет сложно вас понять.
  • Формулируйте запреты правильно. Постарайтесь ограничить употребление отрицаний и слова «нет», вместо «не бегай по клубме» скажите «бегай по тротуару» . У любого запрета должна быть причина, четко и коротко поясните ее ребенку. Предложите альтернативу. Например, бить кошку нельзя, а гладить можно. Лить воду из кружки на пол нельзя, а в ванну можно.
  • Не забывайте про последовательность. Не нужно ставить ребенку сразу несколько задач. «Убирай игрушки, мой руки и иди есть», он, скорее всего, не поймет. На каком-то этапе отвлечется, забудет что от него требовалось, заиграется. Каждую просьбу озвучьте отдельно, сначала про игрушки, когда игрушки убраны, — время мыть руки, и только потом приглашайте к столу.
  • Помогайте ориентироваться во времени. Вместо того чтобы тащить ребенка с прогулки домой сразу, предупредите его заранее, что скоро пора домой — за 20 минут до нужного времени, например. Через 10 минут напомните еще раз, через пять — еще раз. К моменту сборов ребенок уже морально будет готов к тому, что нужно переключаться с игры. То же самое относится к «пора идти спать» и «пора выключать мультфильмы».
  • Предоставьте выбор. Предложите ребенку выбрать из двух игрушек, предметов одежды, из двух-трех блюд. Такая постановка привычного «одевайся» и «иди ешь» дает ребенку ощущение, что он сам может принимать какие-то решения, а значит, мама ему доверяет.

Если явно видите, что ребенок перевозбудился и не справляется с эмоциями, уведите его в тихое место, например в другую комнату, предложите ему воды. Помогут объятия, поглаживания по голове. Ребенок должен чувствовать, что мама спокойна и что она любит его. Перед сном хорошо помогает соблюдение ритуалов, ванна с экстрактом шишек хмеля или хвои, чтение книги. Можно сделать легкий массаж, спеть тихую песню. Не рекомендуется перед сном просмотр мультиков, максимум один короткий мультфильм длительностью 10-15 минут.

Правила для родителей

Соблюдайте четкий распорядок дня. Для ребенка с СДВГ это необходимо. , сон и купание — все должно происходить в одно и то же время. Это поможет любимому чаду настроиться заранее и даст ему чувство спокойствия и твердой почвы под ногами. В питании стоит ограничить потребление пищевых добавок и красителей, употребление шоколада и большого количества сахара и соли.

В комнате малыша не должно быть много ярких отвлекающих картинок, большого количества разбросанных игрушек, валяющихся по полу и рассеивающих его внимание. Совсем маленькому ребенку выдавайте игрушки по одной-две, убирайте их, как только он потеряет интерес. 2-летний уже и сам может принять участие в уборке.

Каждый раз, когда ребенок справился с собой, поборол истерику и смог вовремя успокоиться, хвалите и подбадривайте его. Позитивное подкрепление поможет ему регулировать свое поведение. Ваши отношения должны быть доверительными. Поверьте, ему и так тяжело, не стоит усугублять дело руганью и ссорами.

Вседозволенность создает у детей интуитивный страх и приводит к неврозам. Для себя четко определите, что именно нельзя и почему, не отступайте от принятых рамок. Здесь важно не переборщить с запретами. Можно отмечать успехи ребенка звездочками, а когда их накопится 5 или 10, награждать малыша милым презентом.

Помните, малыш так ведет себя не назло вам, ему самому тяжело справиться с собой. Он привлекает к себе внимание, прося вашей помощи. Будьте союзником своего ребенка в конфликтах на детской площадке, не слушайте родственников, говорящих, что не нужно брать ребенка на руки и успокаивать, и советчиков с извечным «пусть проорется». В тяжелый момент маленькому человеку нужна любящая и спокойная мама рядом, ее поддержка и понимание.

Медикаментозная терапия для лечения сдвг

Ребенку с сдвг полезно принимать мультивитамины и минеральные добавки, стоит обогатить рацион жирными кислотами омега-3. Особенно важны эйкозапентаеновая кислота (ЭЗПК) и докозагексаеновая кислота (ДЗГК), их часто не хватает в крови страдающих синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Очень полезно для работы нервной системы сочетание магния и витамина B6. У пациентов наблюдаются снижение агрессивности и улучшение внимания, после . В некоторых случаях врач может назначить мягкие седативные средства, например валериану и пустырник.

Российские врачи часто прописывают ноотропные препараты (пирацетам, глицин, фенибут, пантогам) для улучшения обменных процессов в мозге и повышения тонуса коры пациентам с СДВГ. Клинически их эффективность не доказана, но невропатологи часто отмечают на практике улучшение состояния детей с гиперактивностью и снижение выраженности симптомов синдрома дефицита внимания.

Диета при лечении гиперактивности

Многие родители отмечают улучшение состояния детей при соблюдении безглютеновой диеты. Другим помогает диета с исключением сахарозы и крахмала. Для пациентов с гиперактивностью полезно все, что полезно для мозговых тканей: большое количество белка из мяса, орехов и бобовых, углеводы из овощей и фруктов, жирные сорта рыбы, оливковое масло. Исключите из рациона ребенка сладости и снеки с консервантами и усилителями вкуса, красителями.

Эксперты советуют мамам и папам найти те продукты, к которым у малыша может быть индивидуальная непереносимость. Для этого проводите ротацию продуктов, ведите пищевой дневник. Поочередно исключайте по одному продукту из рациона ребенка и следите за его состоянием.

Если ребенок ходит в детский сад, поговорите с воспитателем, расскажите о проблеме. Гиперактивным детям нужен особый подход и внимание. Педагоги, работающие с ребенком, должны знать его диагноз и особенности. То же касается родственников и друзей семьи, часто бывающих у вас дома. Гиперактивность — диагноз, который ваш малыш обязательно перерастет, если вы вовремя узнаете о нем и обеспечите ребенку правильный уход и помощь. В нем нет ничего страшного, в основном взрослые люди, страдавшие от сдвг в детстве, забывают о своем состоянии и живут так же, как все здоровые мужчины и женщины. Есть вероятность, что уже через год-два правильного лечения вы избавитесь от любых проявлений гиперактивности.

Узнайте, каких детей можно назвать гиперактивными. Как с ними себя вести, общаться, играть. Также почитайте советы психологов родителям маленьких непосед.

Сейчас увидеть очень активного ребенка на улице не редкость. Такие дети не могут долго стоять на одном месте, мало реагируют на замечания, запреты, перебивают старших, громко говорят. К сожалению, взрослые не понимают, что это недуг, и не стоит раздраженно реагировать на малыша-энергетика.

Данный синдром называется — гиперактивность (дефицит внимания). К таким деткам требуется особое отношение, родители должны помочь своему чаду избавиться от этой психологической болезни.

Признаки гиперактивного ребенка

  • Нервная система слишком активного малыша работает на пределе. Он не может самостоятельно регулировать расход энергии, концентрировать долго внимание на чем-то. Такие симптомы заметны в уже раннем возрасте (в 2-3 годика)
  • Складывается мнение, что ваш малыш совершенно не слушает вас. Он может отвлекаться на любые шумы, действия, быстро менять занятие
  • Часто у таких деток наблюдается задержка развития речи, нарушение сна
  • Они не воспринимают никаких правил, норм. Не любят, когда им запрещают что-либо
  • Забывают, где положили ту или иную вещь. А иногда и вовсе теряют одежду, обувь и другие предметы
  • Они часто плачут, волнуются. Им присущи беспокойство, эмоциональность, неусидчивость, импульсивность, резкие перемены настроения

ВАЖНО: Не стесняйтесь обратиться к психологу, если заметили такие проблемы у вашего малыша. Опытный специалист поможет справиться с ней. Подскажет, как действовать родителям, чтобы не возникало конфликтных ситуаций.

Гиперактивные дети: причины

До конца эта патология ещё не изучена. Ученые ещё изучают, что является первопричинами её. Однако уже с точностью можно сказать, какие факторы отрицательно сказываются на здоровье малыша. Синдром ДВГ возникает, если:

  • родители в детстве тоже имели такое расстройство, т.е. гиперактивность передается наследственным путем
  • будущая мама злоупотребляла горячительными напитками, курила
  • у малютки в утробе матери наблюдается кислородное голодание
  • у беременной сильный токсикоз, анемия, угроза срыва
  • имеется несовместимость крохи и матери по резус-фактору
  • у будущей мамы тяжелая работа, она испытывает стрессы
  • у роженицы затяжные, тяжелые с патологиями роды
  • имеют место у новорожденного травмы головы
  • у крошки недостаток витаминов, минералов в результате неправильного питания
  • неблагоприятная среда, экологические загрязнения, электромагнитные излучения от компьютера, телевизора


Что делать с гиперактивным ребенком дома

  • Маме и папе в первую очередь надо проявлять терпение. Не пытайтесь ограничивать движения вашего чада, будьте готовы, что малыш будет бегать, лазить по мебели, прыгать и ещё успевать отвечать на ваши вопросы
  • Пытайтесь хвалить малыша, как можно чаще, даже, если он не полностью выполнил поставленную вами задачу. К такого рода похвале гиперактивные дети относятся весьма положительно
  • Заметьте, когда ребенок начинает чем-то интересоваться на долгое время, старайтесь не отвлекать его. В следующий раз опять увлеките его этим же занятием
  • Регулярно, не отвлекаясь, проводите занятия с ребенком хотя бы две минуты по три раза в день. Постройте график, их проведения и соблюдайте ежедневно время уроков. Тренируйте внимание малыша
  • Внимательно следите за своим непоседой, уберите предметы, которые могут навредить малышу
  • Играйте с ним в подвижные игры, не пытайтесь за провинность поставить его в угол, усадить на стул. Просто покажите, что малыш вас расстроил тем или иным поступком
  • Заметьте, когда у непоседы снижается активность, старайтесь в это время ему что-то почитать, чем-то заняться полезным


Взаимодействие с гиперактивным ребенком

Чтобы был какой-то порядок, вам необходимо приучать малыша к четкому режиму дня. Он должен точно знать, когда можно бодрствовать, когда надо поесть и во сколько ложиться спать. За один-два дня, конечно, сделать это не получится, но если настойчиво, без криков, маленькими хитростями обучать малютку установленным правилам, то и вам, и вашему ребенку будет намного легче в дальнейшем в моральном плане.

Дни надо делать немного однотипными. Например, утром малыш проснулся, умылся, почистил зубки, позавтракал, началась активная фаза. Потом через время — небольшое занятие, обед. Затем прогулка на улице, полдник, чтение книги, игры, вечером ужин, общение с папой, который пришел с работы. Ровно в девять вечера, мама расстилает кровать, включает любимый ночничок, кроха после водных процедур ложится в пастель. Мама читает любимую книжку.


ВАЖНО: Чрезмерная мягкость родителей в воспитании непосед не приветствуется. Следите, чтобы ваше чадо не переутомлялось.

Воспитание гиперактивного ребенка
гиперактивный ребенок 1 год. Что делать?

В один годик трудно определить, какой малыш просто активный или гиперактивный. Чаще всего такой диагноз психотерапевты ставят лишь в четыре-шесть лет. А в таком малом возрасте родителям надо просто окружить ваше любимое чадо вниманием, заботой. Как говорилось ранее, приучать к строгому режиму. Стараться, чтобы у малютки не было негативных впечатлений. Для этого в доме нужен покой, чтобы взрослые не ругались, меньше шумных компаний, всякого рода гуляний.

Создайте уютную обстановку. Играйте с малышом в подвижные игры. Старайтесь меньше бывать в местах, где большие скопления людей и можно получить слишком много новых эмоций (например, в супермаркетах). Разрешайте малютке самостоятельно чем-то заниматься. К примеру, пусть сам учится кушать с помощью ложки. Даже, если у него получается это не правильно — не мешайте. Главное, что он акцентировал свое внимание на этом и в это время он спокоен, чем-то занят.


Гиперактивность у детей дошкольного возраста

Постарайтесь не отдавать свое непоседливое чадо в шесть лет в школу. Ведь ему будет очень сложно сконцентрироваться на уроках. Пусть вначале он походит на занятия в садике. Только заранее попросите воспитателя не привязывать его к одному месту, пусть сидит там, где ему удобно, двигается, играет, прыгает.

Хотя очень часто бывает, что ребенок начинает грубить воспитателям, не находит общего языка с детьми. В таких случаях родителям лучше поменять группу или даже садик. Чтобы не усугубить положение. К сожалению, не все воспитатели способны найти определенный подход к таким деткам.


Гиперактивность у детей школьного возраста

Гиперактивному ребёнку особенно тяжело быть внимательным на уроках. Начальная школа для непоседы — это настоящее испытание. Ведь до этого малыш мог делать практически все, что угодно, а на занятиях необходимо сидеть на одном месте, внимательно слушать учителя. Такие требования для детей с синдромом ДВГ невыносимы. Как результат — у школьников возникают проблемы с обучением. Им трудно дается чтение, письмо, математика.

Для избавления от таких проблем родители должны активно поддерживать свое чадо. В обязательном порядке обратитесь к психологу, детскому врачу — не игнорируйте проблему. Пусть школьнику назначат медикаментозное лечение и не только. Психолог подскажет, как правильно заниматься с ребенком.


Чтобы постепенно справиться с гиперактивностью вашего ребенка, применяйте на практике следующие советы психологов-специалистов:

  • СОВЕТ : Не давайте школьнику сразу несколько заданий. Пусть вначале справится с одной простой работой, затем приступайте к следующей
  • СОВЕТ : Не ставьте целей своему непоседе на далекое будущее, он все равно о них забудет. К примеру, если ты будешь целый месяц убираться у себя в комнате, то мы тебе с папой подарим новый велосипед. Лучше скажите, что, если ты сейчас уберешь игрушки, то я тебе дам поиграть на компьютере
  • СОВЕТ : За каждое хорошо выполненное задание давайте ребенку поощрение (жетон). К примеру, если ты насобираешь двадцать жетонов, то мы тебе подарим щенка
  • СОВЕТ : Если завтра вы собираетесь в поликлинику, то уже сегодня обдумайте, чем можно заняться там, в ожидании очереди к врачу
  • СОВЕТ : Старайтесь приучать ребенка ощущать время. Для этого при выполнении какого-либо задания применяйте песочные часы, таймер. В дальнейшем благодаря этому малыш не будет откладывать важные дела на потом


Занятия с гиперактивными детьми

Такие дети импульсивны, не могут бороться с эмоциями, поэтому надо найти к ним свой подход. Занимаясь со школьником, придерживайтесь нижеперечисленных правил:

  • не жалейте для ребенка комплиментов за хорошо выполненную работу
  • не требуйте слишком много от него, но и слишком мало нагружать его тоже не вариант
  • заранее продумайте ситуацию и произведите её, чтоб ребенок смог проявить себя с лучшей стороны
  • игнорируйте плохие поступки детей, не акцентируйте на них всеобщее внимание


Игры для гиперактивных детей

В основном, игры для таких малышей созданы для корректировки их внимания.

Игра — Внимание

Предложите ребенку запомнить простое движение. Попросите его повторить за вами. Потом второе простое движение, тоже пусть повторит его. Затем пусть повторит первое и второе поочередно. И так доведите до пяти движений. После чего попросите непоседу вспомнить самостоятельно движение № 4, 2, 3, 1, 5

Игра — Ладошки

Подходит для малышей. Хлопните ладошками перед собой. Потом хлопните в ладоши с малышом, опять перед собой. Затем левой рукой с малышом, перед собой и правой. И так повторите несколько раз, пока не получится быстро.

Игра — Светофор

Нарисуйте три круга: красный, желтый, зеленый, вырежьте их. Потом поочередно показывайте детям. Зеленый — значит можно бегать, кричать, прыгать и т.п. Желтый — можно ходить, разговаривать шепотом. Красный — стоять на месте, молчать.

Игра — Лапки зверюшки

Заранее приготовьте несколько предметов: пузырек из стекла, кисточку для макияжа, опушку, ручку. Каждому предмету придумайте название зверюшки. Попросите малыша закрыть глаза. По ручке, щечке погладьте ребенка любым из этих предметов и предложите угадать — что за животное это было


ВАЖНО: Если непоседа не готов сейчас играть в игры на внимание, усидчивость, отложите данные занятия на потом. Насильно усаживать, заставлять ребенка не надо.

Общение с гиперактивным ребенком

  • Как писалось выше, важно чтоб у малыша был четкий распорядок. Когда первоклассник собирается в школу, родители должны помогать ему
  • Без лишней информации и последовательно напоминать: положи тетрадь по математике, когда он сделает это, тогда следующее — положи учебник арифметики и т.д. Но это поначалу, потом можно написать памятку прямо возле его рабочего пространства
  • Не говорите слово — «Нельзя». Применяйте его в комплексе со словом — «Можно». Например, не рисуй на обоях, рисуй на этом листке. Не бросай снежки в девочку, бросай в дерево
  • Старайтесь переключать негативные реакции малыша, на позитивные


Гиперактивный ребенок — Комаровский

Доктор Комаровский утверждает, что родители должны получать информацию от врачей, как действовать в той или иной ситуации, учиться правильно, обращаться с такими детьми. Отлично, если в воспитании ребенка-непоседы мамам и папам помогут и бабушки с дедушками. Ведь родителям тоже периодически не помешает отдохнуть. Как правило, недуг недостатка внимания и гиперподвижности исчезает в подростковом возрасте.


Видео: десять правил воспитания непоседы