Болезни Военный билет Призыв

Состояние вооруженных сил ссср перед вов. Войска связи, инженерные войска. Состояние Советских Вооруженных сил накануне войны

Фекердинов И.С.

Ни у кого не вызывает сомнения, что Великая Отечественная война (1941-1945 гг.) стала переломной точкой российской истории, поэтому вокруг неё не прекращаются оживлённые дискуссии.

Одной из причин поражения в приграничном сражении, которую вслед за советской называет и современная российская историография, является проблема неготовности к войне с Германией из-за того, что экономика ещё не успела перестроиться на производство вооружений в должном количестве. Отсюда и всяческие отсылки к тому, что Сталин ожидал войну не ранее 1942 г. Это был один из просчётов «вождя народов», который полагал, что война в Европе затянется, но после блицкрига против Франции, этим надеждам не суждено было сбыться.

Исследователи сходятся во мнении, что до войны советским руководством была проведена большая работа по укреплению обороноспособности страны. Это относится ко всем родам войск, которые наполнились современной техникой. Отмечается положительная роль индустриализации. Появление новых видов вооружений прямо коррелировало с пятилетками: «До начала Великой Отечественной войны военно-морское строительство в СССР прошло три основных этапа, временные рамки которых в большой степени согласуются с принятием и реализацией пятилетних планов развития народного хозяйства».

В российской историографии отчётливо просматривается тот факт, что без иностранной помощи добиться столь впечатляющих успехов в различных областях экономики не удалось бы. СССР активно сотрудничал с Германией, Америкой, Великобританией, Японией, Францией, Италией и др. иностранными государствами в области технологий. Так, например, историк Т. В. Алексеев пишет: «значение технической помощи, оказанной фирмой RCA, для развития отечественной электровакуумной промышленности переоценить невозможно. … эта помощь позволила превратить нашу промышленность из кустарной в современную и механизированную.

СССР удалось создать фактически заново авиапромышленность, танковую, судостроительную, химическую, электротехническую промышленность. Удалось достичь внушительных успехов и в количественном аспекте производств вооружений. Например, Советский Союз, начав свою танкостроительную программу в 1932 г., почти сразу же добился того, что «стал крупнейшим производителем танков, вышел на первое место в мире».

Дискуссии идут по тому, насколько советские вооружения были современными и в чём были недостатки советской промышленности. Хотя если быть объективным, то о широких дискуссиях в экономических областях говорить не приходится, т. к. российские историки неохотно берутся за экономическую историю, потому что надо осваивать новые для себя области знаний.

Например, авиационной промышленностью занимаются фактически только два профессиональных историка: А. С. Степанов и М. Ю. Мухин. Существуют работы, посвящённые совсем узким проблемам, таким как развитие связи и эксплуатационно-технической службы в советских ВВС. То же самое можно сказать и о танковой промышленности, где преуспел А. Ю. Ермолов. Строительством флота накануне войны занимаются В. Н. Краснов, В. А. Золотарёв и В. С. Шмонин. Усилия нескольких людей не могут закрыть пробелы в наших знаниях. Не удалось обнаружить ни одной российской монографии по производству стрелковых вооружений. Данная тема присутствует, например, в работе Н. С. Симонова, но она берётся скорее вскользь. Другие работы ограничиваются техническими особенностям того или иного оружия.

Если говорить о состоянии войск связи перед войной и их оснащённости средствами связи, то ведущими специалистами в этой области являются А. П. Жарский и В. Н. Шептура.

Какие проблемы существовали в советском ВПК? Из проанализированного материала видно, что для советского руководства на первом месте всегда стояла количественная, а не качественная сторона, поэтому многие виды вооружений проходили весьма поверхностную проверку. Упор всегда делался на дешевизну производства – на вооружение принималась та техника, которая будет стоить дешевле, пускай она и будет чем-то уступать. Далее можно отметить, что принципиальной была позиция советского руководства во всем, что касается введения каких бы то ни было изменений в конструкцию. Также было важно, чтобы конструкция изделия была максимально простой в производстве и состояла из как можно наименьшего количества деталей. Опыт войны показал, что количество произведённой техники и её дешевизна важнее качества, так что позиция советского руководства была верной: «Эпоха ХХ века – эпоха массовых армий. А массовым армиям нужно массовое оружие. Поэтому недостаточно просто создать некий технически совершенный образец, пусть даже он будет вершиной технической мысли и искусства. Должна быть возможность изготовить такое количество экземпляров, которое сможет удовлетворить потребности массовой армии».

Исследователи отмечают очень важный момент, который возможно и обеспечил конечный исход войны в нашу пользу. Образцы новейшей по тем временам техники, в частности МиГ-3, ЛаГГ-3, Як-1, Т-34 и КВ, были поставлены на конвейер ещё до начала Великой Отечественной войны. Во время войны и речи не могло идти о том, чтобы начать производство новых видов техники. Тогда пришлось бы воевать на технике, которая значительно уступала немецкой.

Проблемой всей советской промышленности были слабые и ненадёжные двигатели: это относится к авиации, танкам, тягачам, и автомобилям. Например, историк А. С. Степанов пишет: «Авиамоторостроение в СССР на рубеже 1930-х – 1940-х годов, пожалуй, было самым слабым местом в обеспечении быстрого и успешного развития ВВС РККА».

Ещё одной проблемой советской промышленности предвоенного времени было, что скудные инженерно-технические ресурсы конструкторских бюро распылялись на производство нескольких одновременных проектов. В. Н. Краснов сообщает: «на одном и том же заводе одновремен­но строилось по два-четыре крупных корабля разных проектов, что, по мнению некоторых историков флота, являлось также «одним из существенных недостатков военного судостроения», «приводило к распылению усилий заводов на многих объектах, затягивало сроки сдачи кораблей».

К слабостям советской промышленности относилась также низкая квалификация рабочего персонала, вызванная низким образовательным уровнем и текучка кадров. Всё это приводило к высокому уровню брака и лишнему расходу ресурсов.

Проблема советского судостроения была в том, что постройка и испытания головного корабля за­тягивались на столь длительный срок, что учесть его опыт и выявленные недостатки при строительстве серийных кораблей не представлялось возможным. Обычно срок готовности головного корабля совпадал со сроками окончания постройки первых серийных кораблей.

Если брать артиллерию, то она была во многом устаревшей, дореволюционной постройки. К сожалению, не удалось найти статистику соотношения современной и устаревшей техники. Никакая модернизация не может преодолеть недостатки, которые изначально заложены в конструкцию. Хотя в Советском Союзе накануне войны был налажен выпуск и современной артиллерии. Самым заметным исследователем в этой области является А. Б. Широкорад.

Если брать стрелковое оружие, то, как показывает Ф. К. Бабак на примере винтовки Мосина и винтовки Маузера, которые являлись ровесниками, оно отвечало требованиям времени и было не хуже немецкого. Такой вывод позволяет сделать сравнение ТТХ советского индивидуального вооружения и немецкого, на примере книги Бабака «Индивидуальное стрелковое оружие». Видно, что показатели германского и советского оружия примерно совпадают.

По поводу состояния отечественной электротехнической промышленности накануне войны исследователи приходят к таким выводам:

1. отечественное производство электротехнических изделий исторически отставало от передовых капиталистических стран, и Советскому Союзу не удалось преодолеть это отставание

2. в то же время была создана определённая промышленная база для выпуска собственной электротехнической продукции при помощи западных компаний.

Исходя из вышеперечисленного, можно с уверенностью заявить, что никаких дискуссий среди профессиональных историков по поводу экономической готовности Советского Союза к войне нет, т. к. отдельные историки по некоторым темам могут дискутировать только сами с собой или опровергать мифы, исходящие от советской исторической науки и от российских публицистов. Например, А. С. Степанов показывает дилетантизм В. Суворова в вопросе состояния советской авиации накануне войны. Делает это на примере авиации. В. Суворов утверждает, что Сталин планировал выпускать десятками тысяч самолёты «чистого неба» Су-2, в то время как за первое полугодие 1941 г. было выпущено 438 таких самолётов. Также Степанов опровергает утверждение Суворова, что, если бы Сталин хотел избежать войны с Германией, ему нужно было выпустить 1000 ТБ-7, и Гитлер никогда не осмелился бы напасть. Степанов же показывает, что тысячи американских и британских бомбардировщиков не смогли заставить Германию капитулировать в ходе Второй мировой войны. Советский Союз не мог произвести такое количество бомбардировщиков по той причине, что для этого понадобилось бы 4 тыс. моторов и привело бы к свёртыванию производства других самолётов. Исследователь делает вывод: «несостоятельность взглядов В. Суворова как серьез­ного исследователя на примере анализа части его книги, касающейся авиационной тематики, очевидна и вряд ли нуждается в дальнейших комментариях».

Подводя итоги можно сказать, что в современной историографии сложилось устойчивое мнение: к началу Великой Отечественной войны оборонная индустрия СССР в целом впервые стала превосходить по количеству, а в отдельных областях военного производства и по качеству показатели нацистской Германии. Был создан военно-экономический потенциал, в конечном счёте обеспечивший победу над гитлеровским блоком.

Проведенная до войны специализация советского машиностроительного комплекса на «военное» и «гражданское» производство и соответствующая этой специализации концентрация производства военной продукции в особых – военно-промышленных – производственно технологических комплексах в целом себя оправдала. Наркоматы военной промышленности обеспечили в 1940-1945 гг. более чем на две трети производство основных видов «военной» продукции.

Список источников и литературы

  1. Аверченко С. В. Зарождение и развитие эксплуатационно-технической службы военно-воздушных сил РККА в межвоенный период (1921-1941 гг.) : дис. … канд. ист. наук / Аверченко Сергей Викторович; науч. рук. А. Ю. Дьячук; Военно-воздушная академия имени Ю. А. Гагарина – Монино, 2006. – 316 с.
  2. Алексеев Т. В. Разработка и производство промышленностью Петрограда-Ленинграда средств связи для РККА в 20-30-е годы ХХ века: дис. … канд. ист. наук / Алексеев Тимофей Владимирович; науч. рук. А. Н. Щерба; Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского. – СПб., 2007. – 213 с.
  3. Бабак Ф. К. Индивидуальное стрелковое оружие / Ф. К. Бабак – М. : АСТ; СПб Полигон, 2004. – 415 с.
  4. Гришин В. В. Зарождение и развитие связи в отечественных военно-воздушных силах до Великой Отечественной войны (1910-1941 гг.) : дис. … канд. ист. наук / Гришин Владимир Вячеславович; науч. рук. В. М. Зарецкий; Военно-воздушная академия – Монино, 2001. – 221 с.
  5. Ермолов А. Ю. Количество или качество: проблема выбора приоритетов в советской танковой промышленности периода Великой Отечественной войны / А. Ю. Ермолов // Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: опыт изучения и преподавания: материалы межвуз. науч. конф. / Рос. гос. гуманитарный ун-т. – М. : РГГУ, 2005. С. 287-294.
  6. Ермолов А. Ю. Танковая промышленность СССР в годы Великой Отечественной войны / А. Ю. Ермолов – М. : Литера–С, 2009. – 310 с.
  7. Жарский А. П. Уроки и выводы о состоянии сил и средств связи высших звеньев управления Красной Армии накануне Великой Отечественной войны / А. П. Жарский, В. Н. Шептура // Связь в вооруженных силах Российской Федерации – 2012. М., 2012. С. 49-54.
  8. Жарский А. П., Шептура В. Н. Военно-голубиная связь в Красной Армии накануне и в годы Великой Отечественной войны // Министерство обороны Российской Федерации [Электронный ресурс]. : Электрон. дан. – М. cop. 2013. – Режим доступа: http://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/history/more.htm?id=11194647@cmsArticle свободный.
  9. Краснов В. Н. Военное судостроение накануне Великой Отечественной войны / В. Н. Краснов – М. : Наука, 2005. – 215 с.
  10. Куманёв Г. А. Тяжёлый выбор (советский пакт о ненападении) / Г. А. Куманёв // Этот противоречивый ХХ век. К 80-летию со дня рождения академика РАН Ю. А. Полякова: сб. ст. / РОССПЭН – М., 2001. С. 152-167.
  11. Мухин М. Ю. Авиапромышленность СССР в 1921-1941 годах / М. Ю. Мухин – М. : Наука, 2006. – 320 с.
  12. Николаев Д. Н. Как создавался самолёт-штурмовик Ил-2 / Д. Н. Николаев // Новая и новейшая история. – 2000. – № 2. С. 225-227.
  13. Симонов Н. С. Военно-промышленный комплекс СССР в 1920-1950-е годы: темпы экономического роста, структура, организация производства и управление / Н. С. Симонов – М. : РОССПЭН, 1996. – 336 с.
  14. Степанов А. С. Развитие советской авиации в предвоенный период (1938–первая половина 1941 гг.) / А. С. Степанов – М. : Русский Фонд Содействия образованию и науке, 2009. – 544 с.
  15. Шептура В. Н. Влияние теории глубокой операции глубокого боя на разработку основ организации связи накануне Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. / В. Н. Шептура // Военно-исторический журнал. – 2006. – № 7. С. 26-30.
  16. Широкорад А. Б. Артиллерия в Великой Отечественной войне / А. Б. Широкорад – М. : АСТ, 2010. – 637 с.
  17. Шунков В. Н. Красная Армия: Организация, структура, униформа, знаки отличия, боевые награды, оружие пехоты, танки, артиллерия, авиация / В. Н. Шунков – М. : АСТ, 2008. – 350 с.

Ермолов А. Ю. Танковая промышленность СССР в годы Великой Отечественной войны. М., 2009. С. 49.

Краснов В. Н. Военное судостроение накануне Великой Отечественной войны. М., 2005.

Алексеев Т. В. Разработка и производство промышленностью Петрограда-Ленинграда средств связи для РККА в 20-30-е годы ХХ века. дис. … канд. ист. наук. СПб., 2007. С. 179.

Ермолов А. Ю. Указ. соч. С. 54.

Мухин М. Ю. Авиапромышленность СССР в 1921-1941 годах. М., 2006; Степанов А. С. Развитие советской авиации в предвоенный период (1938–первая половина 1941 гг.). М., 2009.

Аверченко С. В. Зарождение и развитие эксплуатационно-технической службы военно-воздушных сил РККА в межвоенный период (1921-1941 гг.). дис. … канд. ист. наук. Монино, 2006; Гришин В. В. Зарождение и развитие связи в отечественных военно-воздушных силах до Великой Отечественной войны (1910-1941 гг.). дис. … канд. ист. наук. Монино, 2001; Паршин В. В. Военно-теоретические взгляды на боевое применение отечественной авиации, 1921г. – июнь 1941г. : Историческое исследование. дис. … канд. ист. наук. М., 1999.

Ермолов А. Ю. Указ. соч.

Краснов В. Н. Указ. соч.; Золотарёв В. А., Шмонин В. С. Как создавалась военно-морская мощь Советского Союза. М., СПб, 2004.

Симонов Н. С. Военно-промышленный комплекс СССР в 1920-1950-е годы: темпы экономического роста, структура, организация производства и управление. М., 1996.

Бабак Ф. К. Индивидуальное стрелковое оружие. М., 2004; Шунков В. Н. Красная Армия: Организация, структура, униформа, знаки отличия, боевые награды, оружие пехоты, танки, артиллерия, авиация. М., 2008;

Жарский А. П., Шептура В. Н. Уроки и выводы о состоянии сил и средств связи высших звеньев управления Красной Армии накануне Великой Отечественной войны // Связь в вооруженных силах Российской Федерации – 2012. М., 2012; Они же. Военно-голубиная связь в Красной Армии накануне и в годы Великой Отечественной войны // Министерство обороны Российской Федерации [Электронный ресурс]. информ.-аналит. материалы. М., -2013. URL:

http://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/history/more.htm?id=11194647@cmsArticle (дата обращения 17.03.13).

Шептура В. Н. Влияние теории глубокой операции глубокого боя на разработку основ организации связи накануне Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. // Военно-исторический журнал. 2006. № 7.

Например: Степанов А. С. Указ. соч. С. 438; Николаев Д. Н. Как создавался самолёт-штурмовик Ил-2 // Новая и новейшая история. 2000. № 2. С. 226-227; Краснов В. Н. Указ. соч. С. 142-143.

Шунков В. Н. Указ. соч. С. 73.

Ермолов А. Ю. Количество или качество: проблема выбора приоритетов в советской танковой промышленности периода Великой Отечественной войны / Великая Отечественная война 1941-1945 гг. : опыт изучения и преподавания: материалы междунар. науч. конф. М., 2005. С.

Степанов А. С. Указ. соч. С. 452.

Ермолов А. Ю. Указ. соч. С. 57-58. Степанов А. С. Указ. соч. С. 407.

Ермолов А. Ю. Указ. соч. С. 66; Краснов В. Н. Указ. соч. С. 31.

Краснов В. Н. Указ. соч. С. 31; Степанов А. С. Указ. соч. С. 117.

Там же. С. 43.

Широкорад А. Б. Артиллерия в Великой Отечественной войне. М., 2010.

Бабак Ф. К. Указ. соч. С. 7.

Алексеев Т. В. Разработка и производство промышленностью Петрограда-Ленинграда средств связи для РККА в 20-30-е годы ХХ века: дис. … канд. ист. наук. СПб, 2007. С. 30, 69-70.

Там же. С. 28-29, 79.

Степанов А. С. Указ. соч. С. 26-29.

Куманёв Г. А. Тяжёлый выбор (советский пакт о ненападении). Этот противоречивый ХХ век. К 80-летию со дня рождения академика РАН Ю. А. Полякова. М., 2001. С. 160.

Симонов Н. С. Указ. соч. С. 154.

  • Переломные точки русской истории

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

о 1938 года в Советском Союзе прошли две пятилетки. Было построено более 9 тысяч крупных предприятий, появились новые города и гидроэлектростанции. Советский Союз располагал экономикой, способной производить основные виды промышленной продукции, в том числе самые новейшие виды вооружений. Во второй половине 30-х годов, в ходе 3-й пятилетки (1938-1942 гг.) основной упор был сделан на укрепление обороноспособности страны, на подготовку к войне с фашистской Германией.

Создавались новые военно-промышленные районы на Урале, в Сибири, …
Средней Азии; на востоке строились заводы-дублеры. Увеличился рабочий день, ужесточилась дисциплина на производстве. За опоздание работники подвергались уголовным наказаниям, запрещалось переходить по своему желанию на другую работу.

В эти годы стали сниматься с производства старые виды боевой техники и увеличился выпуск новых образцов вооружения.

· В течение двух предвоенных лет конструкторские бюро под руководством С.В. Ильюшина, С.А. Лавочкина, А.И. Микояна, В.М. Петлякова, А.Н. Туполева, А.С. Яковлева и других в содружестве с работниками авиационной промышленности создали истребители Як-1, МиГ-3, ЛаГГ-3, пикирующий бомбардировщик Пе-2, штурмовик Ил-2, которые по летно-техническим данным были на уровне требований времени, а некоторые лучшими в мире. Всего с января 1939 г. по 22 июня 1941 г. армия получила около 18 тыс. боевых самолетов, из них более 2,7 тыс. новых типов.

· С января 1939 г. до начала Великой Отечественной войны Советская Армия получила около 7 тыс. машин различных образцов, однако танков КВ и Т-34 из них лишь 1864. Для перевооружения армии этого количества явно не хватало.

· В предвоенные годы большое развитие получила и артиллерийская промышленность. Были созданы новые типы орудий и минометов, многие из которых оставались на вооружении в течение всей войны. Были усовершенствованы реактивные снаряды калибра 82 мм и 132 мм, а также боевая установка БМ-13 («Катюша»). Сила нового оружия заключалась в массированном огне. Каждая боевая установка БМ-13 за 8-10 секунд выпускала залпом 16 снарядов, батарея из четырех машин – 64 снаряда. Серийное производство боевых установок и реактивных снарядов началось только в годы Великой Отечественной войны. Артиллерийские орудия советского производства имели высокие боевые качества. У нас были: 37-мм зенитная пушка образца 1939 г., 85-мм зенитная пушка образца 1939 г. 122-мм гаубица образца 1938 г., 152-мм гаубица-пушка образца 1937 г. В 1940 г. артиллерийская промышленность СССР выпустила более 15 тыс. артиллерийских систем всех калибров и типов (полевых, противотанковых, зенитных, авиационных).

· Военная промышленность производила все виды стрелкового вооружения. Многие из них не уступали лучшим образцам пехотного оружия других стран. В 1940 г. было выпущено 2 млн. винтовок, пулеметов и другого стрелкового оружия. К лету 1941 г. была произведена первая большая партия пистолетов-пулеметов (автоматов) – более 100 тыс. штук. Сравнительно небольшой объем производства автоматического оружия объясняется тем, что промышленность в то время еще только перестраивалась на выпуск этого вида стрелкового оружия.

· Быстро развивалось военное судостроение, которое располагало развитой сетью конструкторских бюро и научно-исследовательских институтов.

· Ускорялось строительство новых и расширение действующих заводов боеприпасов на Урале, в Сибири, Заволжье. Было налажено производство почти всех видов боеприпасов. Выпуск снарядов, мин и авиационных бомб в предвоенные годы непрерывно возрастал.

Только за шесть месяцев 1941 г. (с января по июнь) их производство увеличилось более чем в 1,5 раза. Однако Германия производила в это время боеприпасов значительно больше, чем Советский Союз.

Несмотря на то, что появились новые образцы вооружений, в целом оружие и военная техника выпускались морально устаревшими, времен гражданской войны. Новые образцы вооружений только еще осваивались. В целом перед войной армия не успела перевооружиться. Перевооружение намечалось на 1942 г. Относительно медленно развивалось военное судостроение, производство зенитных и противотанковых орудий.

В предвоенные годы была значительно увеличена численность Красной Армии. Чтобы охранять границы СССР до Дальнего Востока в мирное время, нужно было 1,5 млн. солдат и офицеров. Однако уже с 1939 года более 3 млн. солдат и офицеров было сосредоточено на западной границе и 40 дивизий было на Дальнем Востоке. Эти факты говорят о том, что шла подготовка к войне. Советская пропаганда неустанно внушала мысль о том, что мы будем воевать малой кровью и на территории противника. Военная наука опиралась на опыт гражданской войны, принижая военные возможности предполагаемого противника и превознося мифическую силу Красной Армии.


Рост военного производства

В условиях нарастающей угрозы войны Советское правительство вело ускоренную подготовку всей страны к возможным грядущим испытаниям. Удельный вес расходов на оборону в государственном бюджете, равный 12,7% в годы второй пятилетки, в третьей увеличился почти в два раза. В середине 30-х годов вооружение и стратегические концепции Красной Армии, оснащавшейся по мере успехов индустриализации современной боевой техникой, вполне соответствовали передовым представлениям в этой области. Однако потребности обороны требовали более решительных мер.

В 1936 году решением VIII Чрезвычайного съезда Советов СССР был образован Народный комиссариат оборонной промышленности. В целях координации всех мероприятий по вопросам обороны страны 2 7 апреля 193 7 года вместо Совета труда и обороны при Совнаркоме СССР создается Комитет обороны. Через год при нем учреждается Военно-промышленная комиссия, которая занималась вопросами мобилизации и подготовки всей промышленности страны к обеспечению выполнения планов и заданий Комитета обороны по производству вооружений для армии и флота. По мере расширения объема задач военной промышленности и усложнения руководства ею, в январе 1939 года Наркомат оборонной промышленности был преобразован в четыре отдельных ведомства – наркомат авиационной промышленности, наркомат судостроительной промышленности, наркомат вооружений и наркомат боеприпасов. Каждый из них имел подчиненные предприятия и свои главные управления, строительные тресты, проектные организации, высшие и средние учебные заведения, фабрично-заводские училища для подготовки квалифицированных рабочих массовых профессий. Именно в период с конца 1939 года до лета 1941 года были созданы многочисленные образцы простой в обращении и высокоэффективной военной техники, зачастую превосходящие аналогичные образцы вооружения западных держав и Германии, в частности.

К этому времени Советский Союз располагал мощной военно-промышленной базой, которая стала прочным фундаментом военного производства в тяжелые годы Великой Отечественной войны. В 1940 году было начато серийное производство наиболее совершенных боевых самолетов – Як-1, МиГ-3, ЛаГГ-3, Ил-2, Пе-2. За два последних предвоенных года было выпущено 18 тысяч боевых машин, из них 3 тысячи – новейших типов. Именно в годы предвоенных пятилеток создается советская танковая промышленность. За короткий срок конструкторы создали новые образцы тяжелого и среднего танка – КВ и Т-34, равных которым в мире не было. К середине 1941 года было выпущено 7 тысяч боевых машин, однако следует отметить, что танков новейших конструкций среди них было лишь 2 тысячи. Высокими темпами продолжалось развитие производства артиллерийских орудий, стрелкового вооружения всех систем, минометов, боеприпасов и другой военной техники. В июне 1941 года было принято решение о запуске в серийное производство установок реактивной артиллерии БМ-13 ("катюша"), но реально осуществить это решение не удалось. Важным вкладом в повышение обороноспособности страны стало строительство форсированными темпами новых кораблей для Военно-морского флота, главным образом – легких надводных кораблей, подводных лодок и вспомогательных судов. Кроме того, на стапелях судостроительных заводов страны в последние предвоенные годы были заложены несколько линейных кораблей, тяжелых крейсеров и других типов военных кораблей. Ускоренными темпами шла и модернизация действующих боевых кораблей Военно-морского флота страны.

Военная реформа 1924-1925 годов и Красная Армия

Завершение гражданской войны, переход к восстановлению разрушенного военными невзгодами народного хозяйства ставило перед молодой Советской республикой в том числе и задачи обеспечения обороноспособности и организации новой армии. Поэтому на повестку дня были поставлены широкие преобразования в целях укрепления вооруженных сил, сокращения их численности в соответствии с условиями мирного времени и экономическими возможностями страны. Комплекс таких мероприятий, непосредственно затронувший военную организацию СССР, известен как военная реформа 1924-1925 годов. Ее подготовкой и осуществлением занималась специальная комиссия под руководством видного государственного и военного деятеля тех лет, активного участника гражданской войны М. В. Фрунзе.

Военная реформа включала в себя мероприятия по перестройке и укреплению Вооруженных сил Советского Союза. Была принята так называемая смешанная система устройства Вооруженных сил, позволявшая в то время при меньших затратах иметь небольшую кадровую армию, способную обеспечить безопасность границ страны, а в случае войны быстро отмобилизовать крупные вооруженные силы. Смешанная система устройства Вооруженных сил предусматривала сочетание кадрового и территориального принципов комплектования Красной Армии. Она поначалу распространялась на стрелковые и кавалерийские дивизии. Ее сущность состояла в том, чтобы дать необходимую военную подготовку максимальному количеству трудящихся с минимальным их отвлечением от производительного труда. В дивизиях примерно 16-20% штатов составляли кадровые командиры, политработники и красноармейцы, остальной же состав был временным, ежегодно призывавшимся (в течение пяти лет) на военные сборы сначала сроком на три, потом – на один месяц в году.

Остальное время бойцы работали в промышленности и сельском хозяйстве. Такая система широкого обучения военнообязанных в случае необходимости обеспечивала быстрое развертывание достаточно подготовленного боевого состава вокруг кадрового состава дивизий. При этом расходы на обучение военному делу одного бойца в территориальной части за пять лет были гораздо меньше, чем в кадровой части за два года. Эта система, конечно, уступала по уровню боевой подготовки традиционному кадровому принципу комплектования армии, однако в условиях послевоенных трудностей восстановления народного хозяйства и осуществления задач по его коренной реконструкции создание полностью кадровой армии, способной надежно обеспечить оборону страны, было пока невозможно. Военной реформой предусматривались меры по упорядочению организационно-штатной структуры Вооруженных сил, по качественному обновлению командного состава.

По мере ее осуществления была реорганизована система снабжения Вооруженных сил, заложена плановая система боевой подготовки. В Красной Армии вводились новые уставы, началось ее техническое переоснащение, была изменена система переподготовки кадров командного состава, при этом краткосрочные курсы были заменены 3-4 годичными военными школами. В целях профессиональной подготовки высшего звена командования в стране создавались 6 военных академий. В армии вводилось единоначалие, пришедшее на смену коллегиальному методу командования и управления войсками, широко распространенному после октября 1917 года и отражавшему не только сущность социалистического переворота, но и тогдашние настроения народных масс, защищавших в рядах Красной Армии завоевания революции. Однако опыт гражданской войны и начало социалистического строительства показали неизбежность перехода к единоначалию в армии, что, безусловно, способствовало ее укреплению. В ходе военной реформы 1924-1925 годов были усовершенствованы органы управления Вооруженными силами. Центральный и местный аппараты военного управления были реорганизованы.

Новый штаб Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) становился основным ее организующим центром. Управление войсками упростилось, повысилась оперативность в работе. Народным комиссаром по военным и морским делам и председателем Реввоенсовета в январе 1925 года стал М. В. Фрунзе. Мероприятия военной реформы были закреплены в Законе о военной службе, принятом в сентябре 1925 года. Это был первый общесоюзный закон об обязательном несении военной службы всеми гражданами страны, одновременно определивший и организационную структуру Вооруженных сил.

Строительство Вооруженных сил страны в конце 20-х – 30-е годы

На протяжении ряда лет серьезнейшим тормозом в обеспечении боеготовности Красной Армии вплоть до конца 20-х годов являлась ее низкая техническая оснащенность. Армия была вооружена сравнительно слабо. Все надежды руководства страны покоились главным образом на организованности, революционной дисциплине, на идеологических посылах и патриотизме всего советского народа, стремившегося во что бы то ни стало обеспечить обороноспособность страны. И как только появились соответствующие экономические возможности, было принято решение о реализации новой сложнейшей задачи – технической реконструкции армии и флота. В течение пяти лет после принятия военной реформы 1924-1925 годов были заложены основы организации РККА.

Но, как уже отмечалось, техническая вооруженность ее в это время, отражая уровень развития производительных сил в стране, значительно отставала от армий крупнейших империалистических держав этого времени. Дальнейшее повышение обороноспособности СССР и мощи его Вооруженных сил было возможно только на основе индустриализации страны, создания современной тяжелой промышленности. Главную роль в решении этой задачи должен был сыграть первый пятилетний план развития народного хозяйства, который требовал форсированного развития, в том числе и отраслей производства, повышавших обороноспособность Советского Союза. Отложить или надолго растянуть выполнение этой задачи не позволяла международная обстановка второй половины 20-х – начала 30-х годов. Поэтому Советское правительство вынуждено было, проводя политику ускоренного развития тяжелой промышленности, в том числе и оборонной, поддерживать напряженность производственных планов, ограничивать производство предметов широкого потребления, урезать снабжение дефицитными материалами и сырьем многих заводов и фабрик второстепенных, по мнению правительства, отраслей народного хозяйства. По первому пятилетнему плану строительства Вооруженных сил страны, утвержденному в 1928 году, предусматривалось не допустить отставания обороноспособности страны от общего ее хозяйственного роста в условиях форсированного выполнения планов развития народного хозяйства. В связи с бурным развитием экономики и благодаря энтузиазму народа, контрольные цифры плана перевыполнялись, что в ряде случаев позволило пересмотреть и увеличить многие задания и контрольные цифры пятилетнего плана развития Вооруженных сил страны. В июне 1930 года был принят уточненный план строительства РККА.

В качество первоочередной задачи в нем предусматривалось полностью перевооружить армию и флот новейшими образцами боевой техники. Исходя из требований современной войны, необходимо было создать новые рода войск (авиацию, бронетанковые войска), специальные войска (химические, инженерные и другие), модернизировать старую технику, организационно перестроить пехоту, артиллерию, кавалерию, осуществить массовую подготовку технических кадров и всему личному составу овладеть новей техникой. В январе 1931 года был утвержден календарный план строительства РККА на 1931-1932 годы. Это завершило разработку плана военного строительства, положенного в основу всей работы по технической реконструкции армии. Решение всех этих задач было сопряжено с преодолением немалых трудностей, вызывавшихся напряжением народнохозяйственных планов, одновременностью процессов технической перестройки промышленности и сельского хозяйства с аналогичными задачами переоснащения армии и флота, необходимостью подведения новой технической базы под оборону страны в крайне сжатые сроки. Благодаря огромному напряжению всего общества, самоотверженности трудящихся СССР первый пятилетний план строительства РККА был выполнен.

Это означало, что техническая реконструкция армии развернулась самым широким фронтом. Однако эти задачи не могли быть решены за одну пятилетку. При всех положительных результатах проведения военного строительства в этот период армия по-прежнему нуждалась в дальнейшей механизации, практически отсутствовала механическая тяга в артиллерии. Ощущалась необходимость создания резерва техники и боеприпасов. В целом еще было незначительным количество танков и бронемашин. Учитывая международную обстановку и ожидаемые сдвиги и экономике страны, план военного строительства на очередной пятилетний срок (1933-1938 гг.) предусматривал к концу его иметь такую армию, которая в случае потенциальной агрессии извне, действуя одновременно на нескольких фронтах, была бы в состоянии не только ее отразить, но и уничтожить армию врага.

Эта цель определяла характер и содержание второго пятилетнего плана строительства вооруженных сил страны. Намечались следующие задачи дальнейшей технической реконструкции армии и флота. Предусматривалось самое широкое внедрение механизации в Красной Армии, в связи с чем, планировалось создать новые крупные механизированные соединения – корпуса и отдельные механизированные бригады, насытить танками стрелковые дивизии, в танковых частях повысить удельный вес современных средних и тяжелых танков. Было решено увеличить авиацию в три раза, при этом основной упор делался на развитие тяжелой бомбардировочной и перевооружение истребительной авиации более совершенными образцами самолетов. Артиллерия большой мощности должна была перейти на механизированную тягу, с точки зрения артиллерийских систем следовало сделать упор па развитие зенитного и противотанкового вооружения. Для стрелковых войск предусматривалась моторизация и повышение их боевого значения за счет усиления их артиллерией, введения механизированных полков и танковых батальонов.

Планировалось осуществить дальнейшее развитие средств связи, а также увеличение инженерных средств вооружения. Создавался мощный подводный флот, на Тихом океане, в Черном, Балтийском, Баренцевом и Белом морях планировалось осуществить строительство ряда береговых батарей для обороны уже существующих военно-морских баз. Благодаря напряженным усилиям всего советского народа по реорганизации армии и флота и осуществлению планов их строительства, к середине 30-х годов Вооруженные силы Советского Союза вполне соответствовали уровню развития экономики страны и задачам ее обороноспособности. Наряду с совершенствованием Вооруженных, сил большое внимание уделялось укреплению как сухопутных, так и морских границ страны – на Дальнем Востоке, в Балтийском и Черном морях. К концу 1935 года Красная Армия располагала довольно значительными по тем временам силами – 85 стрелковых и 19 кавалерийских дивизий, 4 механизированных корпуса, 22 артиллерийских полка Резерва главного командования, 5 управлений авиакорпусов, 19 авиабригад, 2 дивизии и 4 бригады ПВО.

Состояние Красной Армии и ее численность к началу Великой Отечественной войны

Характер военного строительства во второй половине 30-х годов определялся тем, что к этому времени назрела необходимость ликвидировать смешанную территориально-кадровую систему организации армии. При этой системе комплектования армии, введенной в результате военной реформы 1924-1925 годов, красноармейцы на краткосрочных сборах не были в состоянии в достаточной мере изучить и освоить новую сложную технику. Территориальные части в связи с этим значительно теряли в боеспособности и не обладали необходимой мобилизационной готовностью. Переход к кадровой системе проводился постепенно, на основе большой подготовительной работы. Он был закреплен новым "Законом о всеобщей воинской обязанности", принятым осенью 1939 года. По закону призывной возраст был снижен с 21 года до 18 лет. К началу 1940 года все дивизии РККА стали кадровыми. Комплектование армии на кадровой основе потребовало увеличить учет военнообязанных и перестроить организацию их призыва на действительную военную службу.

В связи с этим были реорганизованы местные органы военного управления – созданы военные комиссариаты в краях, областях, автономных республиках и городах, при этом их число возросло более чем в 4 раза. В результате комплектования армии на кадровой основе численный состав Вооруженных сил в период с 1936 по 1939 годы увеличился почти вдвое. Если в 1936 году они насчитывали 1 млн. 100 тыс. человек, то на 31 августа 1939 года было уже более 2 млн. человек. Возраставшая угроза нападения на Советский Союз после начала второй мировой войны вызвала необходимость дальнейшего значительного увеличения численного состава Краской Армии. За период с 1939 по июнь 1941 года было сформировано 125 новых дивизий. К началу Великой Отечественной войны в Красной Армии было 5,3 млн. человек.

Репрессии против командного состава армии и флота

На фоне значительного укрепления советских Вооруженных сил, усиления могущества и престижа Красной Армии подспудно зрели процессы, непосредственно связанные с укреплением режима личной власти И. В. Сталина и разгулом репрессий второй половины 30-х годов.

И. В. Сталин безусловно опасался того значения и влияния, которое приобретал командный состав армии и флота в обществе, однако попытки его окружения обнаружить какие-либо реальные факты оппозиции в Вооруженных силах страны курсу генерального секретаря ЦК партии или даже признаки организованного сопротивления со стороны военных вплоть до середины 30-х годов не увенчались успехом. Рабоче-Крестьянская Красная Армия действительно была таковой для всего населения страны, которое, несмотря на значительные лишения и трудности, по-прежнему с энтузиазмом строило новое социалистическое общество. Командный состав Вооруженных сил, прошедший через огонь и кровь гражданской войны, был беззаветно предан партии и Советскому государству.

Однако болезненная подозрительность И. В. Сталина, поддерживаемая и разжигаемая абсолютно подконтрольными ему карательным органами, должна была в конце концов обратиться и на армию. Совершенно неожиданно в июне 1937 года советскому народу и всему миру было сообщено, что несколько самых знаменитых советских полководцев (М. Н. Тухачевский и др.) были арестованы, обвинены в измене и расстреляны.

Следует отметить, что репрессии в Вооруженных силах начались еще до ареста Тухачевского, под их удары попадали некоторые уже достаточно крупные военачальники, однако они пока вполне вписывались в полосу политических процессов, которые начались после убийства С. М. Кирова в Ленинграде в 1934 г.

Начавшиеся же с июня 1937 года репрессии в армии, приобретают массовый характер. Они не только обрушились на высший командный состав Красной Армии, но и затронули все военные округа и крупные воинские формирования. При помощи сфальсифицированных документов военных, попавших в категорию «врагов народа» и «шпионов иностранных разведок», привлекали к суду, и чаще всего их ожидала высшая мера наказания. Нередко власти даже не удосуживались провести гласные судебные процессы над обвиняемыми.

Так был арестован и расстрелян без суда командующий Дальневосточной армией маршал В. К. Блюхер, только что отразивший нападения японцев. Кстати, по злой иронии судьбы именно маршал В. К. Блюхер председательствовал на процессе по делу военачальников во главе с М. Н. Тухачевским. Из первых пяти Маршалов Советского Союза (это воинское звание было введено в 1935 году) были арестованы трое – М. Н. Тухачевский, А. И. Егоров и В. К. Блюхер. По данным некоторых исследований из общего числа 733 высших командиров и политработников Красной Армии (начиная с комбрига и бригадного комиссара и до Маршала Советского Союза) было репрессировано 579 человек. По другим данным с мая 1937 года по сентябрь 1938 года подверглись репрессиям около половины командиров полков, почти все командующие войсками военных округов, большинство политработников корпусов, дивизий и бригад, около трети комиссаров полков.

Были расстреляны начальник морских сил РККА, заместитель наркома обороны В. М. Орлов, начальник военно-воздушных сил Я. И. Алскнис, начальник разведуправления штаба РККА Я. К. Берзин, почти все командующие и политические руководители округов. Опустошению подверглись Наркомат обороны, военные академии, аппарат Вооруженных сил страны.

В результате к началу Великой Отечественной войны только 7% командиров Красной Армии имели высшее военное образование, а 37% не прошли полного курса обучения даже в средних военно-учебных заведениях. Состояние командного состава того времени усугубилось еще и тем, что большинство репрессированных военачальников имели значительный боевой опыт гражданской войны, участия в войнах в Испании, в Китае, в советско-японских вооруженных конфликтах. Многие из них хорошо знали немецкую военную организацию и военное искусство. Заменившие же их командные кадры такими знаниями не обладали. Репрессии вызвали огромную текучесть командных кадров. Ежегодно получали новые назначения десятки тысяч офицеров. Нередко, едва приступив к работе в новой должности, они вновь перебрасывались к следующему месту службы. Кадровая чехарда отрицательно сказывалась на уровне дисциплины и боевой выучке войск. Все это происходило в период стремительного роста численности армии, создания новых частей и соединений, увеличения числа командных должностей. Образовался огромный некомплект командиров, который год из года возрастал.

В 1941 г. только в сухопутных войсках не хватало по штабам 66 900 командиров, в ВВС некомплект летно-технического состава достиг 32,3%. Особенно сильно пострадал высший командный состав: в 1938-1940 гг. сменились все командующие войсками военных округов, на 90% были обновлены их заместители, помощники, начальники штабов, начальники родов войск и служб, на 80% – руководящий состав корпусных управлений и дивизий, на 91 % – командиры полков, их помощники и начальники штабов полков. В сухопутных войсках были сняты с должностей и арестованы 27 командиров корпусов, 96 командиров дивизий, 184 командира полка. Репрессиям подверглась основная часть руководящего состава Наркомата обороны. Погибли 9 заместителей наркома, 4 командующих ВВС, 5 начальников разведуправления Генштаба, 4 командующих Военно-морским флотом, многие ответственные работники военного ведомства.

В общей сложности в предвоенные годы было репрессировано около 600 лиц высшего начальствующего состава. История не знает примеров, когда накануне большой войны с таким ожесточением и размахом уничтожался бы цвет собственной армии. В течение полутора лет было уничтожено вдвое больше генералов, чем погибло в боях Великой Отечественной войны.



Причины и периодизация войны. Истоки самой страшной в истории человечества войны лежали в непримиримых противоречиях между мировыми державами. Руководство нацистской Германии рассчитывало не только вернуть утраченные по Версальскому договору территории, но и мечтало о мировом господстве. Правящие круги Италии и Японии, недовольные результатами участия в Первой мировой войне, по их мнению недостаточными, ориентировались теперь на нового союзника - Германию. Союзниками Германии стали и многие страны Центральной и Восточной Европы - Финляндия, Венгрия, Румыния, Словакия и Болгария, руководители которых примкнули, как им казалось, к стану будущих победителей.

Игравшие ключевую роль в Лиге Наций Англия и Франция не смогли остановить агрессоров, они во многом потворствовали их замыслам. Близорукими оказались попытки западных политиков направить агрессию Германии на восток. Гитлер воспользовался их стремлением покончить с коммунистической идеологией и ее носителем - Советским Союзом, чтобы обеспечить выгодные Германии условия для развязывания войны. Столь же близорукой оказалась и политика правящих кругов Польши, с одной стороны, вместе с Германией участвовавших в разделе Чехословакии, а с другой - рассчитывавших на действенную помощь Англии и Франции в случае гитлеровской агрессии.
Советское руководство в грядущей войне рассчитывало вести боевые действия на территории противника. Победа Красной Армии могла подтолкнуть процесс крушения «мира капитализма». Сталин, накануне войны договорившись с Германией, надеялся - путем наращивания военной мощи и внешнеполитических маневров - включить в состав Советского Союза утраченные в годы гражданской войны территории бывшей Российской империи.
Во Второй мировой войне можно выделить четыре периода. Они отличались друг от друга тем, на чьей стороне была стратегическая инициатива, результатами военных операций, а также внутренним положением в воюющих странах.
Начальный период (1939-1941 гг.): агрессия Германии и Италии в Европе и Северной Африке, установление гегемонии фашистских государств в континентальной Европе, территориальное расширение СССР.
Начало Великой Отечественной и расширение масштабов Второй мировой войны (лето 1941 - осень 1942 г.): вероломное нападение Германии на СССР и Японии на США, образование Антигитлеровской коалиции. Этот период характеризовался наибольшими успехами государств-агрессоров. В то же время рухнули планы «блицкрига», агрессоры оказались перед необходимостью вести затяжную войну.
Коренной перелом в ходе войны (конец 1942-1943 г.): крушение наступательной стратегии Германии и ее сателлитов, укрепление Антигитлеровской коалиции, усиление движения Сопротивления на оккупированных территориях. В этот период СССР и его союзники превзошли фашистский блок по выпуску военной техники, их вооруженные силы осуществляли успешные наступательные операции на всех фронтах.
Завершение Второй мировой войны (1944-1945 гг.): освобождение Европы и Юго-Восточной Азии от захватчиков, их окончательный разгром. Этот период характеризовался упрочением положения СССР и США на мировой арене, их борьбой за обеспечение своих позиций в послевоенном мире.
Подготовка СССР к войне. Военный пожар, полыхавший в Европе, не мог обойти стороной Советский Союз. Это понимало руководство СССР, предпринявшее ряд мер по подготовке страны к войне. Однако при этом были допущены серьезные ошибки. Резкое увеличение военных ассигнований (с 25,6% расходной части бюджета в 1939 г. до 43,4% в 1941 г.) оказалось недостаточно эффективным по причине просчетов при их распределении. Так, несмотря на значительное увеличение капиталовложений, направленных в базовые отрасли экономики, рост производства таких важнейших видов продукции, как сталь, цемент, нефть, уголь, электроэнергия, строительные материалы, оказался незначительным.
Попытки советского руководства увеличить производительность труда в промышленности за счет использования административного ресурса не принесли ожидаемых результатов. Указ Президиума Верховного Совета СССР о переходе на восьмичасовой рабочий день, семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений, принятый в июне 1940 г., больно ударил не только по нарушителям дисциплины, но и по наименее социально защищенным слоям населения: матерям-одиночкам, работающей молодежи и т. п.
Ситуацию в промышленности осложнили массовые репрессии конца 30-х годов, в ходе которых предприятия потеряли значительную часть управленческих и инженерных кадров. Молодые специалисты, пришедшие с институтской скамьи, не могли полностью заменить выбывшие кадры. Кроме того, погибли либо оказались в лагерях многие ведущие конструкторы военной техники. Только перед самой войной некоторые из находившихся в заключении (А. Н. Туполев, С. П. Королев, В. П. Глушко, П. О. Сухой) получили возможность работать в закрытых конструкторских бюро. Таким образом, выпуск новой военной техники был затруднен, к тому же она слишком медленно внедрялась в производство. Например, с задержкой поступали в армию пистолеты-пулеметы В. А. Дегтярева и Г. С. Шпагина, танки Т-34 и КВ. Благополучнее обстояло дело с авиацией: накануне войны развернулось производство бомбардировщиков Ил-4, истребителей Як-1 и МиГ-3, другой техники.
Замена территориально-милиционной системы формирования вооруженных сил всеобщей воинской обязанностью позволила более чем втрое увеличить численность Красной Армии. Однако репрессии, ослабившие командный состав, породили серьезные проблемы в управлении войсками. Квалификация офицеров, заменивших выбывших из строя товарищей, была низкой. Укомплектованность новых соединений техникой, средствами связи и другими материалами была недостаточной.
Советско-финляндская война. Заключив 28 сентября 1939 г. договор о дружбе и границах с Германией, СССР присоединил западноукраинские и западнобелорусские земли, а также населенную поляками Белостокскую область, входившие до Первой мировой войны в состав Российской империи. Следующей после Польши страной, попавшей в сферу геополитических и державных интересов Сталина, стала Финляндия. Осенью 1939 г. советское руководство предъявило этой стране ряд ультимативных требований, главными из которых были установление новой границы на Карельском перешейке и предоставление в аренду острова Ханко. Целью советских предложений было обеспечение безопасности Ленинграда и закрытие для судов вероятного противника входа в Ботнический залив.
В ноябре 1939 г., после того как Финляндия отказалась удовлетворить советские требования, началась война. Наступательная операция Красной Армии, имевшая своей целью продвижение в глубь территории противника, развивалась неудачно. Охваченные патриотическим порывом финские войска упорно оборонялись. Швеция, Англия, Франция, США оказали Финляндии помощь боеприпасами, военным снаряжением и техникой. На ее стороне сражались добровольцы из других стран.

Соотношение войск, принимавших участие в боевых действиях

Наиболее ожесточенные бои шли в районе оборонительной «линии Маннергейма», перекрывавшей Карельский перешеек. Части РККА, не имевшие опыта прорыва долговременных укреплений, несли большие потери в живой силе и технике. Только в конце февраля 1940 г. советские войска под руководством командарма С. К. Тимошенко глубоко вклинились в оборону противника. Несмотря на то что Франция и Англия обещали Финляндии прислать на помощь свои войска, финны запросили мира. По Московскому мирному договору, подписанному 2 марта 1940 г., Финляндия уступила Советскому Союзу весь Карельский перешеек с Выборгом и район севернее Ладожского озера, СССР получил в аренду на 30 лет военно-морскую базу на полуострове Ханко. Карельская АССР была преобразована в Карело-Финскую ССР (в 1956 г. ей был возвращен статус автономной республики).
Советско-финляндская война, прозванная современниками «зимней», негативным образом сказалась на внешнеполитическом положении СССР. Советский Союз как государство-агрессор был исключен из Лиги Наций. Многие люди на Западе ставили знак равенства между Сталиным и Гитлером. Результаты войны побудили руководство Финляндии выступить в июне 1941 г. на стороне Германии против СССР. Еще одним следствием стала возросшая убежденность фюрера и его генералов в слабости Красной Армии. Германское военное командование активизировало подготовку «блицкрига» против СССР.
Между тем представления немцев о военной слабости СССР оказались иллюзорными. Советское руководство учло уроки трудной финской кампании. Наркомом обороны вместо К. Е. Ворошилова стал С. К. Тимошенко. Хотя мероприятия по укреплению боеспособности, предпринятые новым руководством Красной Армии, запоздали, в июне 1941 г. РККА была значительно более боеспособной силой, чем в начале «зимней войны».
Дальнейшее территориальное расширение СССР. Секретные договоренности с Гитлером позволили Сталину без особых проблем осуществить дальнейшие территориальные приобретения. Вхождение в состав Советского Союза трех стран Прибалтики - Литвы, Латвии и Эстонии, а также Бессарабии и Северной Буковины явилось результатом как применения мер дипломатического и военного давления, так и использования ориентированных на СССР местных политических сил.
В сентябре 1939 г. СССР предложил странам Прибалтики заключить договоры о военной взаимопомощи. Дипломатическое давление на соседей было усилено развертыванием на границе с Эстонией мощной группировки советских войск, десятикратно превосходившей силы эстонской армии. Правительства Прибалтийских государств уступили нажиму и согласились подписать договоры. В соответствии с ними к маю 1940 г. в Эстонии, Латвии и Литве на предоставленных их властями военных базах были размещены части Красной Армии (67 тыс. человек), что превосходило общую численность армий Прибалтийских государств.
В июне 1940 г., когда войска англо-французской коалиции терпели поражения на западе, наркомат иностранных дел СССР предъявил властям Прибалтийских стран обвинения во враждебной по отношению к советским гарнизонам деятельности. Не имея возможности получить помощь Запада, правительства Эстонии, Латвии и Литвы были вынуждены согласиться со вводом на их территорию дополнительных сил Красной Армии. Демонстрации, организованные левыми силами и открыто поддержанные советскими войсками, привели к смене правительств. В ходе парламентских выборов, проводившихся под контролем советских представителей, победу одержали прокоммунистические силы. Провозглашенные новыми законодательными органами власти Эстонская, Латвийская и Литовская советские республики в августе 1940 г. были приняты в состав СССР.
В июне 1940 г. СССР потребовал от Румынии возвращения Бессарабии, утраченной в 1918 году, и передачи Северной Буковины, население которой составляли в основном украинцы. Румыния была вынуждена уступить эти территории Советскому Союзу. В августе 1940 г. Молдавская АССР вместе с присоединенной к ней Бессарабией была преобразована в союзную республику, Северная Буковина вошла в состав УССР.
Внешнеполитические успехи позволили отодвинуть западную границу СССР, обезопасив этим промышленные центры Европейской части страны. Вместе с тем вскоре после начала Великой Отечественной войны проявились и негативные последствия столь стремительного территориального расширения. Оборонительные сооружения
на старой границе были демонтированы, а возвести новые не хватило времени. Вследствие репрессий против населения присоединенных территорий тыл прикрывавших новую границу частей оказался ненадежным. Еще более протяженной оказалась и советско-германская граница, ставшая в июне 1941 г. исходным рубежом для наступления гитлеровцев в глубь СССР.
Однако наиболее серьезный просчет был совершен советским руководством в оценке сроков будущей войны с Германией. Легкость, с которой Сталин воспользовался плодами раздела Восточной Европы на сферы влияния между СССР и Германией, позволяла ему рассчитывать, что неизбежную войну с могущественным западным соседом удастся оттянуть хотя бы до 1942 года. Следствием этих расчетов стало то, что Сталин не хотел верить донесениям советской разведки о готовящемся нападении Германии. При этом СССР, несмотря на задержки платежей германской стороной, продолжал в полном объеме выполнять свои обязательства по поставкам в Германию стратегического сырья и продовольствия.

Существует устойчивое мнение, что СССР использовал вооружение исключительно собственного производства. Однако это не совсем так. Советский Союз прибегал к закупкам импортной военной техники и оружия как в период индустриализации, так и во времена холодной войны.

Немного истории

Военный импорт в нашей стране имеет многовековую историю. Еще во времена Ивана III Московское государство активно закупало европейское огнестрельное оружие. Во второй половине XVII века основным поставщиком вооружения в Россию - в первую очередь, пушек - выступала на тот момент союзная Швеция.

Большую активность на рынке вооружений наша страна проявила накануне русско-японской войны. Практически все флагманы Тихоокеанского флота - в их числе крейсер «Варяг» и броненосец «Ретвизан» - были построены на верфях Франции, США или Дании.

Апогей импортных закупок для императорской армии пришелся на период Первой мировой войны. Это были не только готовые образцы техники и оружия, но и комплектующие к ним. Например, на знаменитом эсминце «Новик» стояли немецкие турбины, иностранной на нем была практически вся оптика.

Все ради победы

Советское государство - как в годы своего становления, так и во время активной стадии индустриализации - прибегало к закупкам не только отдельных образцов оружия, но и целых производственных линий и даже технологий. К примеру, все танки серии БТ до начала 1940-х составлявшие основу танкового парка СССР, были созданы на основе концепции танка американского конструктора Уолтера Кристи.

Попытки создать танк силами советских конструкторов не увенчалась успехом, и тогда партийное руководство приняло решение «командировать за границу представителей военного ведомства и промышленности для приобретения образцов вооружения и получения технической помощи по их производству».

В период Великой Отечественной войны импорт вооружения в рамках ленд-лиза принял массовый характер. В СССР тогда в огромном количестве поставлялись винтовки, автоматические ружья, взрывчатые вещества, радиолокаторы, корабельные двигатели, подводные лодки, танки, самолеты и многое другое. Иностранное вооружение, полученное Советским Союзом по ленд-лизу, если и не сыграло решающей роли в войне, то, во всяком случае, приблизило долгожданную победу.

После Второй мировой войны целью СССР стала полная самостоятельность военно-промышленного комплекса. От закупок военного импорта решено было по возможности отказываться. Учитывая экономический потенциал Советского Союза, это было ему по силам. Страна, кончено, нуждалась в современном вооружении, однако развивать собственное производство было куда более дальновидным решением.

Но была еще одна причина. Близилось время холодной войны, и СССР не собирался ставить свою обороноспособность в зависимость от оружия или техники, производящихся в стране потенциального противника. В случае войны советская армия банально могла оказаться без нужных запчастей или боеприпасов.
Более того, в послевоенное время вооружение очень быстро модернизировалось, была высокая вероятность того, что экспортные образцы окажутся менее современными, чем те, которые страна разрабатывает для себя: вместо эффективного оружия Советский Союз вполне мог получить неликвидную продукцию.

Вместо импортного – трофейное

Какое-то время армия Союза не нуждалась в покупке импортного вооружения, так как в достатке были трофейное оружие и техника. К примеру, итальянские и немецкие корабли в советском ВМФ служили вплоть до конца 50-х годов. Наиболее известным из них был линкор «Новороссийск» (до 1948 года - «Джулио Чезаре»), находившийся на службе итальянских ВМС. В октябре 1955 года он был подорван на рейде в Севастопольской бухте, в результате катастрофы погибли 829 человек.

Другой трофей имеет в своей истории страницу не столько печальную, сколько позорную. Речь идет о немецком авианосце «Граф Цеппелин», который был затоплен экипажем при наступлении советских войск 24 апреля 1945 года. Работы по оснащению авианосца так и не были доведены до конца, и он эксплуатировался в качестве плавучей казармы. Тем не менее это было вполне полноценное судно.

Учитывая отсутствие в СССР опыта по строительству авианосцев, трофейный экземпляр был поистине бесценным подарком. Однако «Цеппелин» был бездарно потоплен в 1947 году во время учений Балтийского флота. Морской авиацией на палубу беззащитного корабля была сброшена, по меньшей мере, сотня бомб, при этом только четыре из них достигли своей цели.

Нужен такой же

В течение 1944-1945 годов на советские аэродромы Дальнего Востока сели несколько американских тяжелых бомбардировщиков В-29), поврежденные в ходе налетов на японские территории. На тот момент это были самые мощные в мире летательные аппараты, аналогов которых в СССР в ближайшее время не предвиделось.

СССР в то время еще не был союзником США в войне против Японии, однако интернировать американских пилотов никто собирался – их сразу переправляли в Штаты. Самолеты же решили оставить себе, перебросив после окончания войны в Подмосковье. Сталина американские летающие крепости впечатлили, и он приказал ОКБ Туполева скопировать «Боинг».

Исторический диалог Туполева и Сталина красноречиво свидетельствует, в какой степени СССР был готов отказаться от иностранной техники и перейти на собственные образцы. В ответ на указание собрать новый советский самолет по американским лекалам авиаконструктор заявил, что он может сделать машину и лучше. В ответ на такое предложение вождь произнес сакраментальную фразу: «Не надо лучше. Сделайте такой же».

Непреодолимая зависимость

Как ни хотело руководство страны, однако обойтись без иностранного оружия или технологий первое время СССР не мог. Даже секрет создания атомной бомбы был позаимствован, а вернее выкраден у США. Несмотря на высокий научно-технический уровень отечественной военной отрасли, только достижения американской ядерной программы позволили СССР создать первую атомную бомбу.

После окончания Великой Отечественной войны советской авиации весьма кстати пришлись иностранные двигатели. Так, на первый советский серийный реактивный истребитель МиГ-15 был установлен двигатель ВК-1, скопированный с закупленного в Англии Rolls Royce Nene. Каково было негодование англичан, когда в начале 1950-х во время войны на Корейском полуострове советские МиГи сбивали британские палубные истребители.

На той же Корейской войне Советский Союз устроил охоту за американским реактивным истребителем F-86 («Сейбр»). Для этих целей на полуостров была направлена специальная эскадрилья, состоящая из лучших пилотов. Цель – загнать «Сейбр» на советский аэродром - достигнута не была, однако удалось добыть практически целый самолет, брюхом вспахавший песчаный пляж. Сталин приказал скопировать американский образец, но генсека удалось убедить, что «Сейбр» не имеет принципиальных преимуществ перед МиГ-15.

По политическим мотивам

И все-таки Советский Союз в послевоенное время допускал закупки зарубежных видов вооружения и техники, а также отдельных комплектующих. Некоторые не столь значимые образцы было дешевле и быстрее закупать за границей, чем запускать собственное производство.
Этим объясняется решение отдать в начале 60-х годов в Чехословакию производство учебно-тренировочных самолетов. Однако здесь можно усмотреть и политические мотивы - для стимулирования экономики ЧССР.

Некоторые исследователи называют закупку чехословацких самолетов некой негласной компенсацией за интервенцию 1968 года. До сих пор основу парка учебно-тренировочной авиации России и стран СНГ составляют чешские самолеты L-39.

Польша для Советского Союза строила средние десантные корабли проектов 770, 771 и 773, а также большие десантные корабли проекта 775. Всего с 1964-й по 1986 годы были построены 135 таких судов и их модификаций. Эти корабли заслужили у нас весьма высокую оценку за их конструктивную простоту, малую стоимость и экономичность в эксплуатации.

Большие десантные корабли за время своей службы принимали участие в самых различных операциях, в частности, во время военного конфликта в 1986 году в Йемене, не понеся при этом потерь.

Незадолго до прекращения существования Варшавского договора ГДР построила для Советского Союза 28 малых противолодочных кораблей проектов 133.1 и 1331М, которые и сегодня эксплуатируются в береговой охране Кронштадта.

Недостающие элементы

СССР делал закупки не только в странах соцлагеря, но и в капиталистических государствах. В начале 1980-х годов в Японии были закуплены шины Bridgestone для транспортно-пусковой установки МАЗ-7904 мобильного ракетного комплекса «Целина». Расходы были оправданы тем, что шины трехметрового диаметра советская промышленность попросту не производила. В отличие от многочисленных закупок образцов для копирования это приобретение предназначалось для непосредственного использования
.
Также японская составляющая – вещество хладон – использовалась в системе химического пожаротушения атомной подводной лодки «Комсомолец».

В начале 1980-х годов советские военные усиленно искали возможности скрыть свои подводные лодки от американских гидролокаторов. Одним из решений стала покупка высокоточных токарных станков из Японии, которые позволяли изготавливать корпуса и винты субмарин, значительно понижающие уровень издаваемого ими шума. «Битву за тишину» тогда выиграть не удалось, однако дальность обнаружения наших подлодок американскими акустическими системами снизилась с десятков до нескольких километров.