Болезни Военный билет Призыв

Согласные звуки и их сочетания. Задания с комментариями. Вариантность орфоэпической нормы

Наиболее естественное звучание русской речи достигается чередованием согласных и гласных звуков и незначительным употреблением консонатных сочетаний , т.е. сочетаний нескольких согласных. В нашей фонетической системе консонатные сочетания чаще двучленны (друг, брат) , иногда трехчленны (взрыв, строй) ; сочетание четырех и более согласных, которое может появиться на стыке двух слов, нарушает благозвучие речи (конкурс взрослых…) . Еще М.В. Ломоносов, говоря о звуковой организации речи, рекомендовал «оберегать непристойного слуху противного стечения согласных, например: всех чувств взор есть благороднее, ибо шесть согласных, рядом положенные - вств-вз , язык весьма запинают».

Для создания благозвучия важно, сколько звуков входит в консонатное сочетание, какие это звуки, какова их последовательность, в начале, в середине или в конце слова они находятся, «Желая точно установить законы сочетания звуков в современном русском языке, мы обязаны последовательно разграничивать два случая:

  • сочетание фонетически невозможно, на него наложен запрет живым, сейчас действующим законом, такого сочетания нет в современных русских словах;
  • сочетание фонетически возможно, т.е. не запрещено законами сочетаемости звуков в современном русском языке, но представлено только в одном, двух или даже совсем не представлено в реально существующих русских словах».

Стилистический интерес представляют сочетания второго типа.

В русской лексике, как правило, сочетание согласных подчиняется законам благозвучия . Но есть в языке и неблагозвучные слова, в которых согласных больше средней нормы или нарушена их обычная последовательность (взвизгнуть, взбрыкнуть, встрепенуться, споткнуться, измызгать, вспугнуть, взрыв, встряска) .

Обычны в русском языке сочетания из двух согласных в начале и середине слова (снег, степь, весло, добрый) , но перемещение их в конец слова затрудняет артикуляцию (добр, кругл) . Появление между такими согласными беглых гласных возвращает благозвучие (ср. весна - весен, интересный - интересен). Такие сочетания звуков, как тл, зл , чаще встречаются в начале и середине слов и очень редко - в конце (злой, узлы, дятла, жезл, метл) .

Исследование звуковой стороны русской лексики дает возможность выделить редкие формы, оканчивающиеся стечением согласных: краткие прилагательные (черств, тускл) , формы родительного падежа множественного числа существительных (бегств, достоинств, знакомств, лакомств) . Однако большинство таких словоформ в живой речи или совсем не употребляются, или используются редко.

Благозвучие речи в художественной литературе не только служит общим эстетическим целям красоты и музыкальности слога, но может быть использовано как средство выразительности. При этом благозвучие, как, впрочем, и другие особенности фоники, всегда должно быть подчинено законам эстетической целесообразности. Иногда стремление поэтов к выразительности художественной речи подсказывает им такую фонетическую организацию стиха, которая далека от напевного, гармонического звучания. Еще А.Н. Радищев писал: «стих «во свет рабства тьму претвори»… очень туг и труден на изречение (…) Согласен… хотя иные почитали, сей стих удачным, находя в негладкости стиха изобразительное выражение трудности самого действия…».

Право писателей использовать в художественных произведениях неблагозвучные сочетания не вызывает сомнения; важно только, чтобы употребление их было эстетически мотивировано. Об этом знали русские писатели задолго до того, как в стилистике были выработаны критерии благозвучия. Эстетическая целесообразность определяет употребление и других стилистически значимых элементов фоники в художественной речи.

На месте сочетаний АА, АО, ОО в 1-м предударном слоге произносится долгий [а]: за аптеку [зāпт’эку], на окне [нāкн’э ] и т.п.

По нормам старомосковского произношения большинство твердых согласных перед мягкими должно было смягчаться. Рекомендуется смягчать зубные [т], [д], [с], [з] перед мягкими губными [п’], [б’], [м’], [в’], [ф’] особенно в том случае, когда зубной согласный при любом изменении слова находится перед мягким губным и если этому сочетанию согласных предшествует ударный [’э]. Но в современном языке встречается и твердое произношение зубных согласных перед мягкими губными, и даже дикторы радио и телевидения произносят: [в’этв’и], [ч’этв’ьр’т’]. Поэтому возможны два варианта [т’в’] и [тв’]. Ср. [в’эт’в’и] , но возможно произнесение и [в’ьт’в’э j"] и [в’ьтв’э j"]; [ч’ьт’в’ортыj"] и [ч’ьтв’ортыj"].

Таким образом, в современном литературном произношении наблюдается тенденция утраты ассимилятивной мягкости. В настоящее время признаются равноправными вариантами и современное произношение [дв’]ерь , и произношение с учетом старомосковской нормы [д’в’]ерь .

На месте сочетания ЧН возможна в современном литературном языке произносительная норма и [шн]: коне[шн]о, яи[шн]ица, ску[шн]о; и [ч’н]: моло[ч’н]ый, було[ч’н]ая.

На месте сочетания ЧТ по старомосковским нормам произносилось:

[шт] в слове что и производных от него [што], [штбы], низа[шт]о ;

[ч’т] произносится в слове нечто ;

[шт] и [ч’т] – двоякое произношение: ни[ч’т]о и ни[шт]о допускается в слове ничто .

Под влиянием орфографии наблюдается тенденция к произношению [ч’т].

На месте сочетания ЖД в слове дождь и производных от него произносится [ж’] , которое на конце слова выступает как [ш’]: до[ж’]я, до[ж’]ик, до[ш’] . Под влиянием орфографии развилось и произношение [жд’]-[шт’]: до[жд’]я – до[шт’] .

На месте сочетаний ЗЧ и СЧ по старомосковским нормам произносится [ш’]: расска[ш’]ик, изво[ш’]ик, разно[ш’]ик . В настоящее время вариантом литературной нормы признается и произношение [ш’ч’]: расска[ш’ч’]ик, изво[ш’ч’]ик, разно[ш’ч’]ик.

По нормам современного русского литературного языка в корнена месте сочетаний ЖЖ и ЗЖ (например: визжать, жужжать) произносится то мягкий, то твердый согласный [жж] (визжать – [в’иж’ж’ат’] и [в’ижжат’]; жужжать – [жуж’ж’ат’] и [жужжат’] ). Это произносительные варианты, которые возникли в результате изменения произносительной системы. По старомосковским нормам произносилось [ж’ж’]: ви[ж’ж’]ать, во[ж’ж’]и. В настоящее время на их месте возможно [жж] , т.е. долгий твердый шипящий: жу[жж]ать, во[жж]ы.

В сочетаниях, состоящих из трех или четырех согласных, один из них по нормам литературного произношения часто не произносится. Ср.: ЛНЦ: со[нц]е; РДЦ: се[рц]е; СТН: че[сн]ый, ве[с’н’]ик.; ВСТВ: чу[ств]о; СТСК: пропаганди[сск’]ий.

3.1.4. Особенности произносительной нормы
в некоторых грамматических формах

1. Прилагательные мужского рода единственного числа именительного падежа (в том числе и прилагательные с основой на заднеязычные Г, К, Х ) по старомосковским нормам следовало произносить с окончанием [ъй] : рыж[ъй], красив[ъй], крепк[ъй], тих[ъй] и т.д. Под влиянием орфографии в современных условиях распространилось произношение с окончанием [ий] . Произношение [ъй] и [ий] в окончаниях прилагательных пока представляет собой варианты современной орфоэпической нормы, но в ряде учебных и справочных пособий окончание [ъй] отмечается пометой «устаревшее». 2. Безударные окончания глаголов 3-го лица множественного числа II спряжения по старомосковским нормам должны были произноситься как [ут], [’ут]: нос[’ут], ход[’ут], дыш[ут] и т.д. В настоящее время нормативным является в этих глаголах окончание [’ьт] ([ът]): мол[’ьт], слыш[ът] и т.д. Старая норма воспринимается как диалектная особенность.

3. По старомосковской норме возвратная частица -ся (-сь) произносилась с твердым [с] . В настоящее время такое произношение почти не встречается. Нормой современного русского литературного языка является мягкое произношение согласного в этом аффиксе.

Вариантность орфоэпической нормы

Традиционно в раздел «Орфоэпия» включаются все произносительные нормы современного русского языка.

Иной подход к предмету орфоэпии заключается в том, что в данном разделе рассматриваются произносительные нормы, допускающие вариативность в литературном языке. В орфоэпии фиксируется вариативность произношения, места ударения в слове и в образовании грамматических форм, например, «трактора» или «тракторы».

Таблица № 7

Вариативность произношения и ударения

Фонетические недоработки нередко провоцируют орфографические, пунктуационные, лексические и грамматические ошибки, препятствуют процессу коммуникации.

Слова в деформированной звуковой оболочке становятся неузнаваемыми или затормаживают процесс общения, поэтому необходимо постоянно и последовательно вырабатывать соответствующие фонетико-фонологические навыки. И поскольку для правильного восприятия (и соответственно для успешной коммуникации) звуковая оболочка слова не должна противоречить звуковым навыкам слушающего, то следует обращать внимание не только на формирование образцовой литературной речи, но и давать сведения о литературных вариантных формах употребления.

Именно с этой целью в систему упражнений вводятся задания, в которых обращается внимание на вариативность орфоэпической нормы и динамичность языковой системы.

Задания с комментариями

Задание № 1. Определите, какой звук произносится на месте буквы Г . Заполните таблицу, используя примеры, приведенные в задании.

Легкие, губы, вдруг, первого, видевшего, ого, ага, глаза, мгла, рог, Бог, того, герб, сапог, светлого, стог, гвоздь, игра, грустный, светлого, двухгодичный, бухгалтер, грибки, благо, Господи, биолог, филолог, сапоги, вдруг.

Таблица

Буква Звук Примеры
Г
К
Г Х
В
Γ (Г-ФРИКАТИВНЫЙ)

Задание № 2. Прочитайте отрывки из стихотворений
А.С. Пушкина и С.А. Есенина, соблюдая точную рифму. Соответствует ли произношение слова снег в этих четверостишиях литературной норме? Как вы думаете, почему авторы иногда нарушают литературные нормативы?

Как весело, обув железом острым ноги,

Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек!

А зимних праздников блестящие тревоги?

Но надо знать и честь: полгода снег да снег…

(А.С. Пушкин)

И глухо, как от подачки,

Когда бросают ей камень в смех,

Покатились глаза собачьи

Золотыми звездами в снег.

(С.А. Есенин)

Задание № 3. Прочитайте слова, обратите внимание на произношение сочетания ЧН . Во всех ли словах и словосочетаниях возможно вариантное произношение: [шн], [ч’н] ?

Скворечник, булочная, Ильинична, Кузьминична, сердечный друг, сердечная мышца, двоечник, достаточно, конечно, молочная каша, веселый молочник, порядочно, прачечная, пустячный, дачный сезон, ночной клуб, сливочный, яичница, печное отопление.

Следует помнить, что по старомосковским нормам орфографическое сочетание чн должно произноситься как [шн]: коне[шн]о, ску[шн]о, моло[шн]ый, яи[шн]ица, було[шн]ая и т.д. Этому правилу не подчинялись слова, образованные от слов, имеющих в своем составе [ч’] (например, дачный от дача, ночной от ночь и т.п.), и слова книжного характера (например, точный, научный и т.п.). В процессе развития языка под влиянием орфографии произношение [шн] стало вытесняться произношением [ч’н], и в настоящее время [шн] сохраняется только в некоторых словах, а именно в коне[шн]но, ску[шн]но, яи[шн]ица, наро[шн]но, пустя[шн]ый, скворе[шн]ик, праче[шн]ая, пере[шн]ица и в женских отчествах на –ична: Ильини[шн]а, Фомини[шн]а. В ряде слов допускается двоякое произношение було[ч’н]ая и було[шн]ая, моло[ч’н]ый и моло[шн]ый, сливо[ч’н]ый и сливо[шн]ый, пшени[ч’н]ый и пшени[шн]ый, причем предпочтение отдается произношению [ч’н], поэтому в целом произношение [шн] на месте [ч’н] надо считать вытеснившимся: уже сейчас сохранение [шн] оценивается как просторечное. В ряде случаев произношение [ч’н] и [шн] связывается со смысловой дифференциацией слов: моло[ч’н]ая железа, но моло[шн]ая каша, серде[ч’н]ые болезни, но друг серде[шн]ый, а также с возможностью возникновения омонимии (ср. то[ч’н]о и то[шн]о, нау[ч’н]ый и нау[шн]ый).

Задание № 4. Прочитайте отрывки из произведений А.С. Пушкина, А.А. Фета, соблюдая рифму. Определите произносительные варианты сочетания ЧН.

– Не спится, няня: здесь так душно!

Открой окно да сядь ко мне.

– Что, Таня, что с тобой? – Мне скучно.

Поговорим о старине…

(А.С. Пушкин)

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит.

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

(А.С. Пушкин)

Я ль несся к бездне полуночной

Иль сонмы звезд ко мне неслись?

Казалось, будто в длани мощной

Над этой бездной я повис.

Задание № 5. Прочитайте, обратите внимание, как вы произносите звуки на месте буквы Ж : [ж’] или [ж] . Во всех ли случаях возможно вариантное произношение?

1. Мальчуганы схватили вожжи, влезли на козлы и, с упоением визжа, объехали вокруг двора.

2. Коляска, дребезжа и покачиваясь, отъезжает от крыльца.

3. Забрезжил рассвет, и в лугах сонно зажужжали пчелы.

Следует помнить, что по старомосковским нормам орфографические сочетания зж и жж произносились как звонкий долгий мягкий шипящий [ж’]: ви[жж’]ать, е[жж’]у, бры[жж’]ет, во[жж’]и, дро[жж’]и, жу[жж’]ать, по[жж’]е, [жж’]от. В настоящее время на месте этих сочетаний произносится [ж]: жу[жж]ать, [жж]от, по[жж]е и т.д. Это произношение оценивается как вариант литературной нормы.

«Мягкость [ж’] дольше всего сохранялась в сочетании с другим [ж’], т.е. в сочетании [ж’ж’]. Но и в этом сочетании она давно стала утрачиваться, захватив сначала позицию на стыке морфем и позднее проникнув внутрь корня. Произношение [ж’ж’] в современном русском литературном языке – последние остатки былой мягкости звонкого шипящего, которая вытесняется произношением [жж] уже и в корнях».

«…Вытеснение [ж’] еще далеко не окончено и дальнейшая его судьба полностью не решена (могут быть и неожиданности)».

Задание № 6. Какие существуют литературные варианты произношения слова дождь ? Запишите в транскрипции, как следует читать слово дождь в этих текстах, учитывая, что рифма точная. Соответствует ли это произношение литературной норме?

Ненастье обложило мили.

Огонь фонарный желт и тощ.

Весь Лондон, словно лошадь в мыле,

Упорно ломится сквозь дождь.

(П.Г. Антокольский)

Я хочу, чтобы курьерский поезд

Мчал тебя, за сотни верст гудя,

Ни о чем другом не беспокоясь,

Кроме как о музыке дождя.

(П.Г. Антокольский)

Следует помнить, что по старомосковским нормам сочетание ЖД в слове дождь и производных от него произносится как [ж’] (или [ш’] на конце слова): до[ж’]я, до[ж’]ик, до[ж’]ливый и до[ш’]. Под влиянием орфографии в современном литературном языке развилось произношение [жд’], в соответствии с которым на конце слов выступает [шт’]: до[жд’]я, до[жд’]ик, до[жд’]ливый и до[шт’]. Такое произношение является вариативным.

Задание № 7. Мягко или твердо произносится согласный в суффиксах -СЯ , -СЬ в словах:

Боишься, бралась, видимся, надеясь, веселишься, останься, оглянулась, осмотрелся, увлечься, умываемся, стараясь.

Следует помнить, что в начале XX в. было принято произношение возвратных форм глагола с твердым [с], затем под влиянием орфографии распространилось произношение [с’]. В современном литературном языке оно является наиболее употребительным. Но в сценической речи и в вокале господствует произношение этой частицы с твердым [с].

М.В. Панов обратил внимание на один любопытный факт, что «эта норма живет в театральном произношении, а не просто искусственно поддерживается орфоэпическими руководствами как языковой реликт. По традиционным нормам частица -ся (-сь) произносилась… всюду с твердым [с], кроме одного случая: в деепричастиях с ударением на последнем слоге -сь должна была произноситься мягко, т.е. брал[съ], бравший[съ], беру[с], но беря[с’]; тряс[съ], трясший[съ], трясешь[съ], но тряся[с’]. В последнее время стало обычным на сцене произношение беря[с], тряся[с], стремя[с], катя[с], обратя[с] и т.д. Произошло морфологическое обобщение форм. Этого не могло бы случиться, если бы произношение -[съ], -[с] усваивалось бы искусственно, не было живым фактом речи». В книге «Русская фонетика» М.В. Панов указывает, что на патефонной пластинке сохранилась запись, как Д.Н. Журавлев читает «Медного всадника» А.С. Пушкина:

Нева вздувала[с] и ревела,

Котлом клокоча и клубя[с],

И вдруг, как зверь остервеня[с],

На город кинула[с]...

В современном русском литературном языке мягкое и твердое произношение суффикса -СЯ является вариативным.

Задание № 8. Прочитайте строки из стихотворений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Обратите внимание на то, как читается конечный согласный каждой строки, если соблюдать рифму?

Едва лишь выбрался обоз

В поляну, дело началось.

(М.Ю. Лермонтов)

Будто медом налилось!

Видны семечки насквозь…

(А.С. Пушкин)

Задание № 9. Укажите, как следует произносить при чтении следующих строк Н.А. Некрасова, А.С. Пушкина и И.А. Бунина прилагательные на -ГИЙ , -КИЙ , -ХИЙ , чтобы не нарушать стих. Следует помнить, что рифмы точные.

Так няня в лес ребенка заведет

И спрячется сама за куст высокий:

Встревоженный, он ищет, и зовет,

И мечется в тоске жестокой…

(Н.А. Некрасов)

Лишь вступил на двор широкий

Что ж? Под елкою высокой,

Видит, белочка при всех

Золотой грызет орех…

(А.С. Пушкин)

Редел на небе мрак глубокий,

Ложился день на темный дол.

Взошла заря. Тропой далекой

Освобожденный пленник шел…

(А.С. Пушкин)

Густой зеленый ельник у дороги,

Глубокие пушистые снега.

В них шел олень, могучий, тонконогий,

К спине откинув тяжкие рога…

(И.А. Бунин)

Следует помнить, что в прилагательных с основой на заднеязычный [г], [к], [x] по старомосковским нормам выступало окончание [ъj’], под влиянием орфографии возникло произношение [иj’]: крепк[ъj’] и крепк[иj’], упруг[ъj’] и упруг[иj’], тих[ъj’] и тих[иj’]. То же наблюдается и в фамилиях на -СКИЙ: Маяковск[ъj’] и Маяковск[иj’] и т.п.

Произношение [ъj’], [ыj’] и [иj’] в окончаниях прилагательных представляет собой варианты современных орфоэпических норм. В классической сценической речи чаще употребляют твердое окончание.

Задание № 10. Как вы произносите словосочетания: жалеть лошадей, жалость к лошадям?

Запомните слова и формы слов, в которых на месте буквы а после ш, ж, ц в 1-м предударном слоге произносится звук [ы э ]: жалеть, пожалеть, жакет, жасмин, ржаной, лошадей, двадцати, тридцати, сожалеть, к сожалению.

Задание № 11. Прочитайте слова, соблюдая нормы литературного произношения. Заполните таблицу.

Таблица

Жара, пожалеть, шалить, жакет, шарманка, жакет, шалфей, шахтер, шалун, шаги, сожаление, шофер, царапать, шоссе, жокей, царица, шагать, поцелуй, цари;

жена, шестнадцать, желтеть, шептать, жестяной, цена, железо, уценить, желе, желатин, шестой, жестянка, желоба, шедевр, жених, ежегодно, бушевать, целебный, желток, шестой, цемент, может, пашет, ежевика, целинный, глубже, больше, шелка, цеха, желать, целлофан, скрежет, брошен, решето, целее, ближе, раньше.

Задание № 12. Произнесите правильно. Найдите ошибки в транскрипции слов. Каким орфоэпическим правилом вы руководствовались?

Сож[а]леть,[п’а]тёрка [жы э ]них, за[шы э ]птал, [ч’а]сать тан[цы э ]вать, [л’и э ]сок, [ша]лун, [пъ]лёт, [н’и э ]сёшь, о[цэ]ните, [р’а]бина, [жы э ]леть, [ша]таюсь, [ба]рометр, о ло[ша]дях, [с’и э ]дой, [м’и э ]ня, [жа]ра.

Задание № 13. Прочитайте слова, соблюдая нормы литературного произношения. Обратите внимание, как произносится согласный (твердо или мягко) перед Е . Заполните таблицу.

Таблица

Твердое произношение Мягкое произношение Вариантное произношение
Атеист [ты э ] … Термин [т’э] … Дефис [ды э ] и [д’и э ] …

Атеист, термин, дефис, адекватный, агрессия, бутерброд, фонетика, свитер, шинель, фланель, тент, тесты, реквием, тире, тенор, лотерея, компресс, идентичный, компьютер, кофе, менеджер, экспресс, лотерея.

Задание № 14. Затранскрибируйте предложения. Укажите, какую орфоэпическую норму иллюстрирует произношение выделенных элементов.

Образец:

Километров [к’илам’этръф]. В этом слове произносится конечный согласный [ф] в соответствии с правилом орфоэпии: звонкие шумные согласные на конце слова оглушаются.

Визжать [в’иж’ат’] – внутри корня на месте сочетаний жж и зж произносится то мягкий, то твердый согласный [ж]. Старомосковскому произношению был свойственен в указанном положении звук [ж’]. В настоящее время наблюдается также произношение [ж]. Это допустимый произносительный вариант.

Ветви [в’эт’в’и]. Рекомендуется смягчать зубные [т], [д], [с], [з] перед мягкими губными [п’], [б’], [м’], [в’], [ф’] особенно в том случае, когда зубной согласный при любом изменении слова находится перед мягким губным и если этому сочетанию согласных предшествует ударный [’э]. Сравните: [в’эт’в’и], но возможно произнесение и [в’ьт’в’э j"] и [в’ьтв’э j"]; [ч’ьт’в’ортыj"] и [ч’ьтв’ортыj"]. Поэтому возможны два варианта [т’в’] и [тв’].

1. Мороз и солнце! День чудесный!

2. Отговорила роща золотая

Березовым веселым языком.

3. Уж верба вся пушистая

Раскинулась кругом.

Задание № 15. Выберите верный вариант произношения. Возможны ли акцентологические варианты в произношении этих слов?

Грушевый или грушовый; фольговый или фольговый; сливовый или сливовый; митинговый или митинговый; лозунговый или лозунговый; вишневый или вишневый.

«От существительных, имеющих неподвижное ударение нa корне, образуется прилагательное с корневым ударением: ива, ивы, мн. ивы – ивовый; от существительных, имеющих неподвижно ударение на окончании,– прилагательное с суффиксальным ударением: айва, айвы – айвовый; от существительных, имеющих подвижное ударение,– прилагательное с флективным ударением: межа, межи, мн. межи – межевой. Такая зависимость ударений достаточно устойчива. (В науке эта зависимость носит названание «закона Хартмана»).

Однако в ряде случаев наблюдается нарушение этой акцентной соотносительности. Одной из причин, способствующих появлению такого “нетрадиционного” ударения в прилагательном, может быть появление иного ударения в производящем существительном» .

«Прилагательное митинговый «относящийся к митингу», производное от пришедшего к нам из английского языка существительного митинг «массовое собрание по поводу каких-либо злободневных, преимущественно политических вопросов» фиксируется словарями только с суффиксальным ударением, например, митинговый оратор, митинговая демократия, митинговый ритуал. А вот прилагательное лозунговый «свойственный лозунгу», по данным словарей, может иметь ударение как на корне, так и на суффиксе: лозунговый и лозунговый. Существительное лозунг «призыв, в краткой форме выражающий руководящую идею, задачу или политическое требование» заимствовано русским языком из немецкого. Двоякое ударение в производном прилагательном отражает процесс типичного акцентного «приспособления» слова-чужеземца в русском языке, а именно, появляются равноправные акцентные варианты лозунговый и лозунговый (17-ти и 4-томный словарь, Орфоэпический словарь). И поэтому можно сказать лозунговое и лозунговое выражение, лозунговый и лозунговый стиль, лозунговые и лозунговые страсти» .

Таблица

Агеенко Ф.Л., Зар- ва М.В. Словарь ударений для работников радио и телевидения / под ред. Д.Э. Розенталя. М., 1985. Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. СПб.: Норинт, 2003. Еськова Н.А. Краткий словарь трудностей русского языка: Грамматические формы. Ударение. М., 2003.
Лозунговый (С. 225) Лозунговый (не рекомендуется лозунговый) (С. 178) Лозунговый, -ая, -ое и лозунговый, -ая, -ое(С. 154)
Митинговый (С. 245) Митинговый и устаревающее ми"тинговый (С. 191) Митинговый, -ая, -ое (С. 164)
Фольговый (С. 461) Фольговый и устаревающее фольговый (С. 471) Фольговый, -ая, -ое и доп. устаревающее фольговый, -ая, -ое(С. 356)
Грушевый (С. 117) Грушевый (неправильно грушовый) (С. 78) ------------
Сливовый [не сливовый] (С. 409) Сливовый (неправильно сливовый) (С. 397) Сливовый, -ая, -ое! неправ. сливовый (С. 312)
Вишнéвый (С. 84) Вишневый и устарелое вишневый. В ХIХ в. ударение вишневый было нормативным. На кудри мягкие надета Ермолка вишневого цвета. (М. Лермонтов. «Тамбовская казначейша»). В книге К.С. Станиславского «Моя жизнь в искусстве» упоминается, что А. Чехов первоначально назвал свою пьесу «Вишневый сад». (С. 53) Вишнéвый, -ая, -ое (С. 52)

Задание № 16. Какие различия в подаче слова отмечаются в следующих справочниках.

Таблица

Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. М., 2000. Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений для работников радио и телевидения / под ред. Д.Э. Розенталя. М., 1985.
Отворить, отворю, отворит и допустимо отворит Отворить(ся), -орю, -оришь, -орят(ся)
Отдать, отдам, отдашь, отдаст, отдадут; прош. отдал (допустимо отдал), отдала (неправильно отдала и отдала)… Отдать, -дам, -дашь; -отдал, отдала, отдало, отдали
Отключить, отключу, отключит (не рекомендуется отключит) Отключить(ся), -чу(сь), -чишь(ся)
Тенор, мн. тенора, род. теноров и устаревшее теноры, теноров. Произношение [тэнор] устарело Тенор, -а; мн. тенора, -ов не [тэ]
Звонить, звоню, звонит (не рекомендуется звонит); прич . звонящий (неправильно звонящий) Звонить(ся), -ню(сь), -нишь(ся), -нят(ся)

Задание № 17. Существуют два диаметрально противоположных подхода к характеристике процесса динамики в языке. Прочитайте некоторые высказывания лингвистов по этому вопросу. Выскажите свое мнение.

Одни лингвисты отвергают факт наличия языковых изменений и стремятся к сохранению незыблемости норм. Это так называемый пуризм. Пуризм, как метко заметил Г.О. Винокур, «хочет только того, чтобы правнуки непременно говорили так, как в старые и лучшие годы говаривали прадеды». С другой стороны высказывается мнение, что «все дозволено в языке, главное, чтобы тебя понимали».

В работах известных советских языковедов и позиция пуристов, и теория вседозволенности в языке были развенчаны. Бесспорно, что «наука о русском языке уже распрощалась с тенями прошлого и не цепляется за мертвые формы выражения», но и несоблюдение единых правил произношения противоречит ходу развития языка, препятствует обучению правилам правописания, затрудняет понимание в процессе общения и чтения текста. Многие лингвисты считают, что навязывать языку что-либо невозможно, поскольку он развивается по своим внутренним законам. «Динамическая теория нормы, опираясь на требование «гибкой стабильности», совмещает в себе и учет продуктивных и не зависящих от нашей воли тенденций развития языка, и бережное отношение к капиталу унаследованных литературно-традиционных речевых навыков».

Задание № 18. Прочитайте высказывания языковедов и сформулируйте ответ на вопрос: какие лингвистические подходы наблюдаются по отношению к динамичности нормы?

«Запрет ударения звонит носит явно искусственный характер» (В. Редькин).

«…разговорная речь упорно навязывает носителям литературного языка ударение звонишь, звонит, звоните, позвонишь, позвоните и под.; такое именно ударение поддерживается законом аналогии: мы произносим ходить, ходит, носить, носит, просить, просит; глаголы ходить, носить, просить, звонить имеют вполне сходное строение, так почему же нужно произносить звонишь, звонит и т. д.? Тем не менее, несмотря на сильнейшее давление разговорной речи и наличную в самом языке базу, опору для переноса ударения в глаголе звонить, правильным надо признать звонишь, звонит, звоним, звоните, звонят, … позвонишь и т. д. Почему? Потому что таково предписание кодифицированной нормы, опирающейся не только на указания грамматик и словарей, но и на авторитет классической русской литературы, на престиж артистов наиболее известных театров и т. д.» (Б.Н. Головин).

«Признание …нормативности тех или иных языковых фактов, по нашему мнению, должно опираться не на субъективную оценку и личный вкус, а на наличие трех основных признаков:

1) массовость и регулярность употребления;

2) общественное одобрение данного языкового явления;

3) соответствие этого факта основным тенденциям в развитии языка, исторической перестройке языковой системы. Без учета исторических изменений нормативный словарь в значительной мере теряет свою научную ценность…» (К.С. Горбачевич).


Тесты

Орфоэпия. Фонетика

Тест № 1

1. Укажите верное произношение согласно нормам русского литературного языка:

1) [г] ость;

2) [γ] ость.

2. Укажите верное произношение согласно нормам русского литературного языка:

1) бла [г] одарить;

2) бла [γ] одарить;

3) бо [γ] атый;

4) бо [г] атый.

3. Укажите верное произношение согласно нормам русского литературного языка:

1) [ш̅’]ука;

2) [шч]ука;

3) [ш̅’]ель;

4) [шч]ель.

4. Укажите ряд слов, соответствующих нормам литературного произношения:

1) [ш’]ар; [ш’]аг; [ш’]ум; [ш’]уба;

2) [ш]ар; [ш]аг; [ш]ум; [ш]уба.

5. Укажите одно лишнее слово согласно правилам русского литературного языка:

1) [ж’у]льен;

2) пру[ж’ы]на;

3) [ж’у]ри.

6. Укажите, какое произношение является верным:

1) сливо[шн]ый; моло[шн]ый;

2) сливо[ч’н]ый; моло[ч’н]ый;

3) 1-й и 2-й ответы верны.

7. Укажите какое произношение является верным:

1) бою[с], мою[с];

2) бою[с’], мою[с’];

3) 1-й и 2-й ответы верны.

8. Укажите правильную транскрипцию слова «жаргон»:

1) ж[а]аргон;

2) ж[ы]ргон;

3) ж[ъ]ргон.

9. Укажите правильную транскрипцию слова «царизм»:

1) ц[ы]ризм;

2) ц[ъ]ризм;

3) ц[а]ризм.

Тест № 2

1. В предложенном ряде звуков укажите щелевые:

2. В предложенном ряде звуков укажите дрожащие согласные:

3. Являются ли согласные звуки [м, м’, н, н’, л, л’] смычно-проходными?

4. Являются ли верными транскрипции ниже приведенных слов?

Сжечь [ эч’]; сшить [ш̅ыт’]; разжать [ра ат’].

5. Являются ли верными транскрипции ниже приведенных слов?

Отца-[а а]; молодца-[мъла а]; разведчик-[разв’эч’ик].

6. Укажите верную транскрипцию слова «колокола»:

1) к[Λ]л[ъ]кола;

2) к[ъ]л[ъ]кола;

3) к[Λ]л[Λ]кола;

4) к[ъ]л[о]кола.

7. Укажите верную транскрипцию слова «слышат»:

1) слы[шу]т;

2) слы[ша]т;

3) слы[шъ]т.

8. Какой согласный звук не употребляется русской фонетической транскрипцией?

Тест № 3

1. Укажите вариант(ы), в котором в потоке речи произносится сочетание [дз]:

1) колодец за домом; 3) перец черный;

2) отец моего друга; 4) колодец в степи.

2. Укажите вариант(ы), в котором произносится звук [ч’]:

1) прочь с дороги; 3) прочь от меня;

2) скрипач же выступил; 4) кирпич завезли.

3. Укажите вариант(ы), в котором произносится звук [γ]:

1) подсолнух созрел; 3) жених дочери;

2) запах розы; 4) порох горит.

4. Укажите вариант(ы), в котором произносится звук [г].

1) легкие; 6) вдруг;

2) губы; 7) первого;

3) гром; 8) благодать;

4) гам; 9) мягкий;

5) пирог; 10) эге.

5.Укажите вариант(ы), в котором произносится звук [д’ж’]:

1) зажечь душу; 3) мяч зеленый;

2) зажечь огонь; 4) врач выслушал.

6. Укажите вариант(ы), в котором произносится звук [ч]:

1) от шубы; 3) от Шуры;

2) под шубой; 4) от чего.

7. Укажите вариант(ы), в котором произносится звук [ы]:

2) изба; 4) об инженере.

8. Укажите вариант(ы), в котором допущена ошибка в произношении сочетания ЧН:

1) коне[шн]о; 6) моло[шн]ый суп;

2) ску[шн]о; 7) серде[шн]ые капли;

3) Никити[ч’н]а; 8) стрело[шн]ик;

4) було[шн]ая; 9) пустя[ч’н]ый;

5) зада[ч’н]ик; 10) горяче[ч’н]ый.

9. Укажите вариант(ы), в котором произносится звук [ц’]:

1) от Семена; 3) под сеном;

2) курица кудахчет; 4) дымок курится.

10. Укажите вариант(ы), в котором отмечается ассимиляция контактная, регрессивная, по признаку голоса (звонкости):

От зари; 3) с зарей;

  • Сокращение слов и словосочетаний в библиографическом описании документов

  • При произнесении согласных звуков в полости рта создаются препятствия, на которые наталкивается струя выдыхаемого воздуха. По способу образования согласные делятся на взрывные (или смычные) и щелевые (или фрикативные), в зависимости от характера препятствия, образуемого артикуляционными органами: губами, зубами, языком. Если струя выдыхаемого воздуха, резко разрывает препятствие, создаваемое речевыми органами, образуются взрывные звуки: п--б, т -- д, к -- г. Если струя выдыхаемого воздуха проходит через щель, создаваемую артикуляционными органами, образуются щелевые (фрикативные) звуки: с -- з, ш -- ж, ф -- в, х.

    Согласные делятся -

    по месту образования: в зависимости от положения языка по отношению к твердому и мягкому нёбу -- на переднеязычные, среднеязычные, заднеязычные-- и в зависимости от участия губ -- на губные (лабиализованные) и губно-зубные.

    В зависимости от степени участия голоса согласные бывают глухие, звонкие и сонорные. Глухими называются согласные, в произношении которых голос не участвует: п, т, к, х, с, ф, ш, ч, ц. Эти согласные образуются одними шумами. Звонкими называются согласные, в произнесении которых участвуют и шум и голос; голосовые связки сомкнуты и вибрируют: б, д, г, з, в, ж. Большинство глухих и звонких согласных составляют пары: п -- б, т -- д и т. д. Сонорными называются согласные, при произнесении которых голосовые связки сомкнуты, вибрируют и голос преобладает над шумом: м, н, л, р. Они не имеют парных глухих звуков.

    В русском языке два составных звука -- так называемые аффрикаты: ц (слитые воедино тис) и ч (слитые воедино мягкий т и мягкий их). Оба они глухие.

    Большинство согласных могут быть и твердыми и мягкими: бой -- белка (б -- б"), ворота -- вяленый (в -- в") и т. д. Согласные ж, ш, ц всегда твердые; согласный ч всегда мягкий.

    При произнесении согласных мягкое нёбо с маленьким язычком приподнимается и закрывает проход в носовую полость. Только два звука -- сонорные м и н -- составляют исключение: при их произнесении мягкое нёбо опускается и струя выдыхаемого воздуха проходит через нос.

    Твердость и мягкость, звонкость и глухость часто служат для различения слов по смыслу:

    мал -- мял дом -- том

    пыл -- пыль баба -- папа

    ныл -- Нил год -- кот

    был -- бил зуб -- суп

    турки -- тюрки бар. -- пар

    жар --жарь жар --шар

    Многие иностранные имена, фамилии и географические наименования, содержащие согласный с е после него, произносятся с твердым согласным звуком, а вместо е звучит э:

    Пишется Произносится

    Вольтер Вольт[э]р

    Марсель Марс [э] ль

    Отелло От[э]лло

    Мериме М[э]рим[э]

    Перечислим основные правила произношения согласных в словах.

    1-е правило. Звонкие согласные в конце слов оглушаются--переходят в свои парные глухие звуки.

    Пишется Произносится

    клуб клу[п]

    озноб озно[п]

    единорог единоро[к]

    перевод перево[т]

    кров кро[ф]

    волнорез волноре[с]

    гараж гара[ш]

    особь осо[п"]~

    пядь пя[т"]

    сельдь сель[т"]

    кровь кро[ф"]

    изморозь изморо[с"]

    Звук г в конце слова обычно заменяется звуком к.И только в слове бог г заменяется звуком х. В произношении не надо путать это слово со словом бок.

    2-е правило -- об уподоблении (ассимиляции) согласных по звонкости-глухости. Если в слове или на стыке слов стоят рядом два согласных, из которых первый звонкий, а второй глухой или наоборот, то первый уподобляется второму:

    Пишется Произносится

    колодка коло[тк]а

    грядка гря[тк]а

    ложка ло[шк]а

    перевозка перево[ск]а

    губка гу[пк]а

    сдобный [зд]обный

    вторник [фт]орник

    Этому правилу не подчиняются согласные, стоящие перед сонорными: шлак, шляпа, краска, круг, срочный, слава, фраза, фрак и т. п. Кроме того, полностью не подчиняется этому правилу звук в. Сам он, находясь на первом месте, уподобляется следующему за ним глухому, т. е. оглушается: Пишется

    Произносится

    всякий [фс]який

    ковш ко[фш]

    повторный по[фт]орный

    Но, занимая второе место в сочетании согласных, звук в не уподобляет себе предшествующий звук: сверху, сваливать, швырять, сквалыга.

    Звук г под действием закона уподобления в двух словах -- мягкий и легкий -- и в производных от них оглушается, но переходит не в смычный звук к, а в щелевой х.

    Пишется Произносится

    мягкий мя[х"к]ий

    мягко мя [хк] о

    легкий ле[х"к]ий

    легко ле[хк]о

    легкие ле[х"к]ие

    легче ле[х"ч]е

    Примеры на ассимиляцию согласных на стыке слов: сижу под тентом -- по[тт]ентом, под пальмой -- по[тп]альмой; иду к городу--* [гг]ороду, приехал из Крыма -- и[ск]рыма, вернулся из Сибири -- и[с"с"]ибири.

    3-е правило -- о двойных согласных. В русском языке встречаются слова с двойными согласными (касса, тонна). Взрывные двойные согласные требуют более долгого затвора; щелевые двойные согласные дольше тянутся.

    Встречаются слова, смысл которых меняется в зависимости от того, с одним или с двумя согласными они пишутся, а следовательно, и произносятся:

    поданный подданный

    подать поддать

    вернуть ввернуть

    верх вверх

    Многие двойные согласные образуются под влиянием закона уподобления (по звонкости и глухости).

    Пишется Произносится

    отдавить о[дд]авить

    подтянуть по [т"т"] януть

    отдалить о[дд]алить

    Особого внимания требуют двойные согласные на стыке слов. Многие двойные согласные на стыке слов образуются под действием закона уподобления.

    Пишется Произносится

    выстрелить, в фазана выстрелить [фф]азана

    по направлению к городу [гг]ороду

    иду к гаражу [гг] аражу

    рожь шумит ро[шш]умит

    Однако есть ряд слов, в которых пишутся двойные согласные, но произносится только один звук.

    Пишется Произносится

    ассистент а[с]истент

    гривенник гриве[н]ик

    корректура ко[р]ектура

    В полных прилагательных и в причастиях двойные н всегда произносятся: коронный номер, длинный день, странный человек, бранное поле, башенный кран, искреннее чувство, израненный солдат, выигранное дело, изодранная одежда, разобранный станок, покрашенная крыша, подкованная лошадь.

    Обратите внимание на двойные согласные м и н на стыке слов, произносимых слитно (четко произносятся оба согласных).

    Пишется Произносится

    он наверху о[нн]аверху

    он надежный человек о нн адежный человек

    он настаивает о[нн]астаивает

    • 4-е правило -- о смягчении твердых согласных, стоящих перед мягкими согласными (ассимиляция по мягкости). Некоторые твердые согласные смягчаются перед мягкими согласными, т. е. второй звук подчиняет себе первый. Эго происходит в следующих случаях:
    • 1. В словах с двойными согласными, где твердый звук стоит перед мягким; в этом случае первый согласный смягчается и образуется долгий мягкий звук.

    Пишется Произносится

    в массе в ма[с"с"]е

    в ванне в ва[н"н"]е

    2. Смягчаются согласные з, с, если они стоят перед мягкими в", д", т", л", м", н".

    Пишется Произносится

    зв": безветренный бе[з"в"]етренный

    развить ра[з"в"]ить

    развести ра[з"в"]ести

    св": сведущий [с"в"] едущий свидетель [с"в ]идетель

    свекровь [с"в"]екровь

    зд": здесь [з"д]есть

    грозди гро[з"д"]и

    бездельник бе[з"д"] ельник

    ст": грусть гру[с"т"]

    честь че[с"т"]

    стяг [с"т"]яг

    3. Двойные согласные з и с смягчаются на стыке слов, если второй из них мягкий.

    Пишется Произносится

    приехал с Севера [с"с"]евера

    лошадь с седоком [с"с"]едоком

    замок с секретом [с"с"]екретом

    4. Согласные с и т в сочетании ств перед мягким в смягчаются.

    Пишется Произносится

    искусственный иску[с"т"в"] енный

    5. Согласный н смягчается перед мягкими т и д.

    Пишется Произносится

    кандидат ка[н"д"]идат

    блондин бло[н"д"]ин

    6. Согласный н смягчается перед мягким с.

    Пишется Произносится

    пенсия пе[н"с"]ия

    вакансия вака [н"с"] ия

    7. Согласный н смягчается перед чащ, которые являются в русском языке всегда мягкими.

    Пишется Произносится

    утонченный уто [н"ч"] ённый

    бренчать бре[н"ч"]ать

    5-е правило произношения согласных. Звуки ш, ж, ц всегда твердые. После них пишутся гласные и, е, но произносить следует ы, э.

    Пишется Произносится

    ширма ш[ы]рма

    шина ш[ы]на

    В именах французского происхождения --- типа Жюль, Жиро, Жюльен -- и в слове жюри звук ж звучит мягко, как принято во французском языке.

    6-е правило. Сочетания сш и зш произносятся как двойной твердый ш, если с, з находятся в предлоге или приставке, а ш, ж -- в корне. Это правило распространяется и на произношение сочетаний сш, зш на стыке слов.

    Пишется Произносится

    бесшумный бе[шш] умный

    происшествие прои[шш]ествие

    угасший уга[шш]ий

    7-е правило. Сочетания сж и зж произносятся как двойной твердый ж, если с, з находятся в приставке, а ш, ж ъ корне. Это правило относится также к стыку слов.

    Пишется Произносится

    безжизненный бе [жж] изненный

    безжалостный бе[жж]алостный

    изжога и [жж] ога

    8-е правило. Сочетания зж и жж внутри корня произносятся как долгий двойной мягкий звук ж; в транскрипции он обозначается: [ж"ж"].

    Пишется Произносится

    уезжать уе[ж"ж"]ать (уежьжять)

    выезжать вые[ж"ж"]ать (выежьжять)

    позже по[ж"ж"]е (пожьже)

    В то же время мы должны помнить, что одиночные согласные ш и ж, как правило, произносятся твердо, даже перед мягкими согласными.

    9-е правило. Согласный ч всегда произносится мягко. Звук, передаваемый на письме буквой щ, -- это долгий ш: [ш"ш"]. Звук ч состоит из двух звуков: взрывного мягкого т" и щелевого мягкого ш которые произносятся, быстро сменяя друг друга. Гласные а, о, у после ч и щ произносятся как я, е, ю.

    Пишется Произносится

    чаша [ч"а]ша (чяша)

    чарка ч"а рка (чярка)

    Исключение. В трех словах в сочетании щн звук ш"ш" (буква щ) переходит в мягкий одиночный ш: помощник, помощница и всенощная (церковная служба). Эти слова произносятся так: помо[ш"]ник, помо[ш"]ница, всено[ш"]ная.

    10-е правило. Сочетание сч произносится как долгий мягкий ш: ш"ш" (т. е. так же, как звук, передаваемый на письме буквой щ).

    Пишется Произносится

    счастье [ш"ш"а] стье (щястье)

    счет [ш"ш"о]т (щёт)

    рассчитывать ра[ш"ш"и]тывать (ращитывать)

    расчет ра[ш"ш"о]т (ращёт)

    Примечание. Как двойной мягкий ш [ш"ш"], произносятся и сочетания здч, жч в словах объездчик, перебежчик, перебежчица: объе[ш"ш"]ик, перебе[ш"ш"]ик, перебе[ш"ш"]ица (объещик, перебещик, перебещица).

    11-е правило. Сочетание сщ также произносится как долгий мягкий ш: ш"ш".

    Пишется Произносится

    расщедрился ра[ш"ш"]едрился (ращедрился)

    12-е правило. Сочетания сщ и зщ на стыке слов (предлога и -следующего слова) произносятся как долгий мягкий ш: ш"ш".

    Пишется Произносится

    из щели и[ш"ш"]ели (ищели)

    из щетины и[ш"ш"]етины (ищетины)

    13-е правило. Сочетание зч (на стыке корня и приставки) произносится как долгий мягкий ш: ш"ш".

    Пишется Произносится

    приказчик прика[ш"ш"]ик (прикащик)

    извозчик изво[ш"ш"]ик (извощик)

    14-е правило. Сочетание сч и зч в словах с ясно различимой приставкой и на стыке слов (предлога и следующего слова) произносится как ш" и ч": ш"ч".

    Пишется Произносится

    исчадие и[ш"ч"]адие (ишьчядие)

    исчеркать и[ш"ч"]еркать (ишьчеркать)

    расчленить ра[ш"ч"] лепить (рашьчленить)

    15-е правило. Сочетание тщ произносится как ч"ш".

    Пишется Произносится

    тщетно [ч"ш"]етно (чьщетно)

    тщательно [ч"ш" ательно (чьщятельно)

    тщедушный [ч"ш"]едушный (чьщедушный

    16-е правило. Сочетания тч и дч произносятся как двойной долгий ч: ч"ч" (мы помним, что звук ч всегда мягкий).

    Пишется Произносится

    летчик лё[ч"ч"] ик (лёчьчик)

    начетчик начё[ч"ч"]ик (начёчьчик)

    проходчик прохо[ч"ч"]ик (прохочьчик)

    • 17-е правило. Сочетание чт произносится в соответствии с написанием: почтенный, учтивый, чтение и т. п. Слово что и производные от него произносятся с шт: что--[што], чтобы-- [штдбы], что-то [штбтъ], что-нибудь--[штбнибут"], кое-что--[кбешто], ничто--[ништд], ни за что--[низъштд]. Местоимение нечто (в смысле «что-то») произносится а соответствии с написанием.
    • 18-е правило. Сочетание чн, как правило, произносится в соответствии с написанием: точный, брачный, фрачный, порочный, брючный, поточный и т. п. Но в некоторых словах сочетание чн произносится как шн
    • 19-е правило. Сочетания дс и тс в прилагательных произносятся как [ц].

    Пишется Произносится

    советский совв[ц]кий

    городской горо[ц]кой

    людской лю[ц]кой

    20-е правило. Сочетания дц и тц произносятся как два ц: цц.

    Пишется Произносится

    отца о[цц]а

    молодца моло[цц]а

    братца бра[цц]а

    21-е правило. Сочетание дек в конце слов звучит как цк.

    Пишется Произносится

    Петрозаводск Петрозаво[цк]

    Кисловодск Кислово[цк]

    Железноводск Железново[цк]

    • 22-е правило -- о сочетаниях с непроизносимыми согласными.
    • 1. В сочетании стн согласный т не произносится.

    Пишется Произносится

    местный. ме[сн]ый

    частный ча[сн]ый

    областной обла[сн]ой

    2. В сочетании здн в ряде слов д не произносится.

    Пишется Произносится

    Праздный пра[зн] ый

    Поздно по[зн]о

    наездник нае[зн]ик

    уездный уе[зн] ый

    3. В сочетании стл в некоторых словах т выпадает.

    Пишется Произносится

    завистливый зави[сл]ивый

    участливый уча[сл]ивый

    совестливый сове[сл]ивый

    4. В сочетании стек звук т обычно не произносится; на месте сто произносится сс.

    Пишется Произносится

    марксистский маркой [сс] кий

    пропагандистский пропаганди[сс] кий

    5. -В сочетаниях ндц, нтц согласные д и ц не произносятся.

    Пишется Произносится

    голландцы голла[нц]ы

    ирландцы ирла[нц]ы

    6. В словах здравствуйте, солнце, сердце выпадают согласные в, л, д.

    Пишется Произносится

    здравствуйте здра[ст]вуйте

    солнце со[нц]е

    7. В сочетаниях ндск в некоторых словах д выпадает.

    Пишется Произносится

    голландский голла[нс]кий

    финляндский финля[нс]кий

    фламандский флама[нс]кий

    23-е правило. В прилагательных единственного числа мужского и среднего рода, которые в родительном падеже оканчиваются на -ого, -его, согласный г произносится как вг

    Пишется Произносится

    старого стар[ово] (старова)

    Согласный в вместо г произносится и в словах: сего (сево), сегодня (севодня), сегодняшний (севодняшний), итого (итово), ничего (ничево), чего (чево).

    24-е правило. Прилагательные на -кий, -гий, -хий (им. падеж, ед. число) в современном литературном языке могут произноситься двояко -- как с твердыми окончаниями (и произносится как о или а в заударном слоге), так и с мягкими окончаниями: одинокий и одинокъй, короткий и короткъй, пегий и пе-гъй, строгий и строгъй, тугоухий и тугоухъй. В сценическом произношении большей частью традиционно сохраняется твердое окончание: гадкъй, длинноногъй, тихъй. Эта норма распространяется и на фамилии: Чайковскъй, Маяковскъй, Горькъй.

    согласный звук смягчение ассимиляция

    Заключение

    Знакомство с правилами современного литературного произношения-- лишь первый шаг в работе над культурой речи. Чтобы говорить правильно, надо затратить много времени и труда, нужна постоянная специальная тренировка.

    Надо научиться наблюдать не только за своей речью, но и за речью окружающих, быть внимательным к речи преподавателя, которая является примером для учащихся.

    Необходимо систематически прослушивать пластинки или записанные на магнитофонные пленки выступления актеров, чтецов, речь которых также служит образцом правильного произношения. Полезно прослушивать по радио и телевидению выступления лингвистов, посвященные вопросам устной речи.

    Но только слушать чужую речь мало. Надо самому активно тренироваться, осваивать и закреплять на практике правила литературного произношения. В первоначальной работе особенно полезно пользоваться.магнитофоном: записать свою речь, прослушать, сверить с хорошими образцами и затем повторить запись, исправив замеченные отклонения. Слушая себя со стороны, легче заметить ошибки и достижения. Недаром этот прием широко используется при изучении иностранных языков.

    Исследование произношения сочетания чн показывает, что во всех словах, за исключением конечно, прачечная, горчичник, сквореч­ник, яичница, двоечник, троечник, произносится /с"п/, а не /§п/; на­пример, булочная произносится как /bula£"naja/, а не /bulasnaja/, гор­ничная - как /gom"ic"naja/, а не /gom"isnaja/ и т.п.

    Произнесение сочетания чн как /с"п/ или /§п/ оказывается связан­ным с конкретным словом, в состав которого входит это сочетание. Объяснить причину выбора того или иного варианта оказывается до­вольно сложно. Под влиянием написания большого количество слов и ряда диалектов, в которых чн всегда произносится как /с"п/, произ­ношение чн как /§п/ встречается в современном языке все реже (81% дикторов произнесли /с"п/, 19% - /5п/), В словах позднего происхо­ждения, в частности, образованных после Октября 1917 г. - всегда /с’п/: многостаночный, сварочный и т.п.; в небольшом числе случаев ведущим вариантом является вариант с /§п/: конечно, скучно, нарочно, пустячный, яичница, горчичник, скворечник. Вместе с тем объяснять распространение произнесения /с"п/ в первую очередь влиянием на­писания вряд ли возможно, в основе процесса развития этого произ­ношения, по-видимому, лежат глубинные морфонологические факто­ры (см. с. 111).

    Исследование произношения сочетания чт показывает, что в сло­ве что и его производных произносится /St/.

    В сочетаниях стн, здн, стл, стк, стек, тск (властный, праздник, счастливый, марксистский, советский) /V и /d/ не произносятся; в сочетании вств (здравствовать) не произносится /f/. Особого рас­смотрения требуют сочетания двух согласных, второй из которых - мягкий.

    Известно, что, согласно старой московской произносительной норме, необходимо было во всех случаях при втором мягком соглас­ном произносить и первый согласный как мягкий (каплет /кар"1"it/, 85

    твердый /t"v"ordtij/); при этом петербургский вариант нормы требовал произнесения мягких только в случаях сочетания двух переднеязыч­ных согласных.

    В современном русском языке наблюдается общая тенденция к замене в сочетаниях первого мягкого согласного на твердый. Экспе­риментально-фонетическое исследование 298 сочетаний согласных указанного типа показало, что почти в 80% - 1-ый согласный твер­дый. Из всех сочетаний лишь в 7 сочетаниях согласных одного ак­тивного артикулирующего органа - 1-ый согласный мягкий: /s"t"/ (степь /st"ep"/); /z"d"/ (здесь /z"d"es"/); /п"с7 (венчик /v"en"fi"ik/); /n"t"/ (вин­тик /v"in"t"ik/); /n"d"/ (Индия /in"d"ija/); /n"s"Z (пенсия /p"en"s"ija/); /n"z"/ (бензин /b"in"z"in).

    Перед /j/ все губные, как правило, произносятся твердо: пьют /pjut/, объём /abjom/, семья /s"imja/, тряпьё /t"ripjo/, а переднеязычные - мягко (на стыках корня и суффикса): судья /sud"ja/, шитье /zbit"jo/, колосья /kalds"ja/, полозья /paloz"ja/, комарьё /kamar"jo/; вороньё fr/asaa"}bl\ на стыках приставки и корня произносятся твердо и перед­неязычные: отъезд /atjest/, съезд /sjest/, подъезд /padjdst/.

    Исследование зависимости мягкости-твердости первого согласно­го сочетания от того, в какой части слова находятся сочетания со­гласных: внутри корня, на стыке корня и суффикса или на стыке при­ставки и корня, - показало, что нет существенных различий в про­цессах, происходящих внутри морфемы и на стыке морфем; ср.: стя­нуть /s"t"inut"/ и степень /s"t"dp"in"/, сделать /z"d"elat"/ и здесь /z"d"es"/, разведка /razv"etka/ и зверь (п/"етЧ.

    В ряде случаев нет существенных различий даже в сочетаниях со­гласных внутри корня и на стыке предлога со следующим словом; ср.: с тенью /s"t"en"ju/ и степь /s"t"ep"/, с дерева /z"d’er"iva/ и здесь /z"d"es"/.

    Особого рассмотрения требуют и вопросы ассимилятивной звон­кости-глухости на стыках слов. Здесь необходимо различать стыки двух знаменательных слов и служебного и знаменательного. Так, на стыках двух знаменательных слов чередование глухого со звонким происходит только перед звонким шумным согласным (например, го­род большой /goradbal"soj/); если второй согласный сонант или М - чередования не происходит (например, город великий /goratv"1"Гк"у/, город летний /goratl"etn"ij/).

    На стыках служебных и знаменательных слов во всех указанных случаях сонант, с которого начинается заимствованное слово, ведет себя как звонкий шумный согласный: перед ним обязательно произ­носится звонкий согласный (например, над веткой /nadv"etkaj/, через 86 век Zc"irizv"ekZ, под липой Zpadl"ipajZ, без места Zb’izm"estaZ, через лето /c"ir"izl"eta/). Это может объясняться в данном случае влиянием напи­сания на произношение, так как в конце предлогов над, под, близ, че­рез, без пишутся буквы д, з, соответствующие звонким согласным (ср.: к веку Ікч"&мІ, от века Zatv"eka/).

    Следует обратить внимание на широкое распространение ряда просторечных явлений, таких, например, как произнесение щелевого вместо аффрикаты: росточек как /rastoS"ik/, а не Zrastod’ikZ; твердого губного вместо мягкого в позиции абсолютного конца слова: семь как Zs"emZ вместо Zs"em"Z; произнесение Zs"Z вместо сочетания Zs"t"Z в конце слов: шесть как ZCes"Z вместо Zges"t"Z и т.п.

    Несмотря на широкую распространенность этих явлений, они не могут считаться нормативными. Вместе с тем широкое употребление этого варианта говорит о некотором вторжении просторечных эле­ментов в реальную норму.

    Таким образом, мы можем наблюдать процесс образования еди­ной произносительной нормы, лишенной местных черт. Об устране­нии различий между вариантами нормы Л.В. Щерба писал: «...в про­изношении будущего будет отметено все чересчур местное, москов­ское или ленинградское, орловское или новгородское, не говоря уже о разных отличительных чертах других языков, вроде кавказского или среднеазиатского «гортанного» х, украинского г, татарского ы и т.д.» .

    Какое место в этом выравнивании территориальных вариантов русского литературного языка занимает сознательная нормирующая деятельность, а какое -живые миграционные процессы, предстоит еще выяснить при исследовании различных аспектов развития лите­ратурного языка.

    Произношение сочетаний согласных

    В отношении литературного произношения выделяются некоторые сочетания согласных, строго определенные по своему составу. Такие сочетания встречаются на морфологических стыках слов (конечный согласный приставок и начальный согласный корня, конечный согласный корня и начальный согласный суффикса), а также в местах слияния предлога с начальным согласным знаменательного слова.

    1. Сочетания еж - зж, сш - зш на стыке морфем, а также предлога и следующего слова произносятся как двойной твердый согласный , : сжал, без жира, сшил, без шины, несший, влезший - [ал], [б"и е ыръ], [ыл], [б"и е ыны], [н"оы], [вл"еы].

    2. Сочетания зж, а также жж внутри корня произносятся как долгий мягкий согласный ["]: езжу, визжу, позже, вожжи, дрожжи - [еj"у], [в"и"у], [по"ь], [во"и], [дро"и] (допустимо произношение жж как ).

    3. Сочетания сч, зч на стыке корня и суффикса произносятся как долгий мягкий или [ш"ч"]: переписчик ["ик], [-ш"ч"ик], заказчик [-"ик], [-ш"ч"ик]. На стыке приставки и корня или предлога со следующим словом на месте сч, зч произносится [ш"ч"]: без числа [б"ьш"ч"исла], расческа [рЛшчоскъ].

    4. Сочетания тч, дч на стыке морфем произносятся как двойной мягкий ["]: летчик [л"о"ик], молодчик [мЛло"ик], отчет [Л"от].

    5. Сочетание тс на стыке глагольных окончаний с постфиксом -ся произносится как двойной твердый : гордится и гордиться [гЛрд"иъ];

    тс, дс (в сочетаниях тск, дск, тств, дств) на стыке корня и суффикса произносятся как [ц]: братский [брацки], заводской [зъвЛцкоi], родство [рЛцтво].

    6. Сочетания тц, дц на стыке морфем, реже в корнях, произносятся как двойной : братца [браъ], подцепить [пъэ ы п"ит"], двадцать [дваът"].

    7. Сочетание чн, как правило, произносится как [чн], а в следующих словах как [шн]: скучно, конечно, нарочно, яичница, пустячный, прачечная, скворечник и в женских отчествах типа Никитична.

    8. Сочетание чт, как правило, произносится не как [чт], а как [шт]: что, чтоб, чтобы, что-то (-либо, -нибудь), ничто.

    9. Сочетания гк, гч обычно произносятся как [хк], [хч]: мягкий [м"ахк"и], легче [л"ехч"ь].

    Непроизносимые согласные

    При произношении слов некоторые морфемы (обычно корни) в определенных сочетаниях с другими морфемами утрачивают тот или иной звук. Вследствие этого в написаниях слов оказываются буквы, лишенные звукового значения, так называемые непроизносимые согласные. К числу непроизносимых согласных относятся:

    1) т - в сочетаниях стн (ср.: косный и костный), cтл (счастливый), нтск - ндск (ср.: гигантский - интриганский, голландский - хулиганский), стск (ср.: марксистский и тунисский);