Болезни Военный билет Призыв

Социология и психология управления. Объект, предмет, задачи курса и принципы социологии и психологии управления

СОЦИОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Конспект лекций

Предисловие

На сегодняшний день в связи с социально-экономическими изменениями возрастает необходимость изучения теоретических и прикладных аспектов управления обществом, его сферами, организациями, учреждениями и т.д. Без компетентного постоянно совершенствующегося управления невозможно преодолеть трансформации, которые происходят в нашем обществе. Современная ситуация требует уделять все большее внимание социально-психологическим проблемам управления.

Управление организационными и социально-психологическими процессами и явлениями, конкретное управление людьми, их действиями и поведением образует комплекс проблем, которые рассматриваются в данном курсе «Социология и психология управления». Значение социологических и психологических знаний для совершенствования управления обусловлено тем, что закономерности общественного развития предопределяют действия людей, преломляясь в их сознании, воздействуют на их деятельность. То есть, в процессе управления необходимо учитывать не только экономические закономерности, но и законы развития общества, психологию человека и групп.

Дисциплина «Социология и психология управления» построена на стыке двух наук. У каждой из них есть свой предмет, то специфическое, что, в отличие от других отраслей знания, изучается, исследуется. Социология - это наука об обществе, она изучает различные социальные процессы и явления в их взаимосвязи, устанавливая социальные закономерности. Социология учитывает интенсивность, условия и тенденции развития тех или иных социальных процессов и взаимодействий.

«Социология управления» как отрасль социологической науки рассматривает действия людей в организации, особый вид деятельности по координации и регулированию их усилий, а также - особого рода отношения (управленческие), которые складываются в результате этой деятельности.

Психология изучает человека, его психику как свойство мозга, отражать объективную действительность. Мир явлений, изучаемых психологической наукой, сложен и многообразен. В него входят формы, механизмы и содержание психического отражения, психические процессы, состояния и образования личности. Одна из отраслей психологической науки - «Психология управления» - ставит своей целью рассмотрение психологических проблем управленческого труда, управленческого взаимодействия между людьми, личности руководителя, его деятельности в различных сферах и на различном уровне.

Если предметом «социологии управления» являются управленческие отношения, то «психологию управления» интересует, главным образом, психологические аспекты управленческих отношений, функционирующих в процессе межличностного и межгруппового взаимодействия людей в процессе трудовой деятельности.

Организационные и социально-психологические аспекты управления представляют собой знание того, как работать с людьми, воздействовать на них, управлять ими. Через управление людьми, осуществляется и управление экономическими и техническими объектами. В этом смысле управление организационно-психологическими процессами является исходным пунктом воздействия на экономические и технические процессы.

Особенностью настоящего курса является ориентация на студентов, имеющих определенный запас знаний по общей социологии и психологии, но незнакомых с теорией управления.

Цель курса заключается в формировании у студента системных представлений о социально-психологических закономерностях управленческой деятельности, в раскрытии специфики использования социально-психологических знаний в структуре деятельности менеджера, в освоении навыков анализа социально-психологических принципов, лежащих в основе эффективного управления.

Тема 1. Феномен управления – общее представление и многообразие видов.

1. Понятие управления: содержание и разновидности

2. Специфика социального управления

1. Нет области человеческой деятельности, которая не осуществлялась бы совместными усилиями людей. Эти усилия необходимо упорядочивать, организовывать, т.е. управлять ими. Управление образует особую специфическую деятельность и выступает как самостоятельная социальная функция. Из-за сложности, противоречивости, динамичности социальной системы возникает множество проблем управленческой деятельности. Решением этих проблем не может заниматься одна какая-нибудь наука. Разные дисциплины рассматривают, выявляют различные проблемы управления. Эти дисциплины условно можно объединить в группы.

Прежде всего, это кибернетика - наука, изучающая общие закономерности управления, которые имеют место в разных средах (социальных, биологических, технических). Теоретические положения данной науки имеют методологическое значение для других дисциплин, являются ориентиром при изучении специфических особенностей управления. Кибернетика дает общее определение управлению, как «функции организованных систем (биологических, технических, социальных), которая обеспечивает сохранение целостности системы и поддерживает определенный режим ее деятельности».

Далее, теория управления (менеджмент), которая разрабатывает и определяет принципы, механизмы и функции управления, а также особенности и методы эффективного управления. И группа общественных наук: социология, психология, экономика, правоведение. Для них управление как социальный феномен выступает объектом изучения, но каждая из этих наук пытается выделить свой собственный предмет анализа управления. Надо заметить, что границы этих дисциплин размыты и, иногда, трудно провести демаркационную линию. Вот и в задачу данного курса входит обозначение границ дисциплины «Социология и психология управления».

Нас будет интересовать управление обществом как целостной, динамической, самоуправляемой системой. Все закономерности кибернетики распространяются и на общество как на социальную систему, т.е. управление - это свойство, внутренне присущее обществу.

Одна из таких закономерностей заключается в том, что система делится на управляемую (объект управления) и управляющую (субъект управления) подсистемы. Если нет такого деления, нет и управления.

Управляющей подсистемой в живом организме является нервная система, в машине - управляющее устройство, в обществе - административно-управленческая система, аппарат управления, куда входят люди.

Другой закономерностью является то, что в основе управления лежит цель – как «первый, необходимый и решающий момент управленческой деятельности». Процесс осознания цели, обоснование ее необходимости и возможности ее достижения, получил название – целеполагание. В данном процессе система управления обществом получает свое практическое выражение, которое заключается в том, что социальное целеполагание придает определенную направленность процессу развития социальной системы. Отсюда управление зачастую определяется как целенаправленное воздействие.

Содержание управления составляет регулирование системы (общества) посредством приложения к объекту управления целенаправленных воздействий. В процессе регулирования достигается соответствие системы определенным целям. Суть регулирования состоит, во-первых, в поддержании объекта в определенном состоянии; во-вторых, в направленном изменении объекта в соответствии с определенными целями.

Различают внешнее и внутреннее регулирование. Внешнее осуществляется посредством воздействия на объект управления извне, а внутреннее – это самоуправление системы. Оно присуще только социальным и биологическим системам. Характеризуется оно автономным функционированием данной системы, принятием ею решений по внутренним проблемам.

Существует разнообразие видов управления. Прежде всего, в зависимости от того в какой системе оно происходит, выделяется:

Биологическое - управление процессами, протекающими в живых организмах;

Техническое - управление техническими процессами в машинах и устройствах;

Социальное - управление обществом, социальными процессами, деятельностью людей.

Именно последний вид управления является объектом изучения общественных наук.

В свою очередь управление обществом различается на экономическое управление, политическое и управление социальной сферой. В рамках управления экономикой предполагается управление промышленностью, сельским хозяйством, строительством, финансами и т.д. Политическое управление - это воздействие на внутреннюю и внешнюю политику государства. И, наконец, управление социальной сферой предполагает целенаправленное воздействие на ту область жизнедеятельности человека, в которой реализуются условия труда и быта, здоровья и образования, досуга и т. д.

Существуют и частные виды управления: ведомственное – муниципальное; централизованное – децентрализованное; коллегиальное – единоначальное; стратегическое – тактическое; волюнтаристское – партисипативное и т.д. Эти виды описывают различные учебные дисциплины, начиная от «Менеджмента» и, заканчивая – «Правовыми аспектами государственного регулирования».

Таким образом, под управлением в широком смысле слова можно понимать свойство, которое присуще сложноорганизованным объектам (системам), суть которого заключается в том, что оно (данное свойство) упорядочивает, регулирует систему в условиях постоянных изменений, сохраняет ее целостность, устойчивость и качественную определенность.

2. Целенаправленное воздействие на общество принято называть социальным управлением. Следует различать понятие «социальное управление» в широком смысле слова, которое предполагает упорядочение, сохранение качественной специфики, совершенствование и развитие общества. Социальное управление имеет специфические черты, которые обусловлены социальной природой данного явления. Так, оно занимает определенное место в рамках социальной системы, выполняет соответствующую функцию по отношению к этой системе и включено, через средства материальной и духовной культуры, в контекст социального процесса.

Например, если экономическое управление (или управление экономикой как самостоятельной системой) предполагает приведение деятельности людей в соответствие с экономическими закономерностями, то социальное управление - в соответствии с социальными закономерностями. Эти закономерности являются результатом взаимодействия всех сфер жизнедеятельности человека, а значит, социальное управление определяет целенаправленное воздействие на все общество, а не на отдельные его компоненты (экономику, политику, идеологию и т.д.).

Не всякое управление в обществе можно называть социальным, так, управление техническими системами, автоматикой, или воздействие на природные явления, или единичные влияния человека на других людей, наконец, на самого себя – все это другого рода воздействия.

Под "социальным управлением" в узком смысле понимают управление социальной сферой как неким «пространством» жизнедеятельности, где обеспечивается воспроизводство, развитие и самореализация социального субъекта (индивида, группы, общности) и регулируется его взаимодействие с другими социальными субъектами.

Таким образом, с одной стороны, под социальным управлением понимают особый вид социальной деятельности, взаимодействия между субъектом и объектом управления, целью которого является обеспечение единства и согласованности совместных усилий людей для решения социально значимых задач. С другой стороны, понимают – воздействие на социальную сферу, целенаправленное изменение общественного положения и образа жизни социальных групп, а также обеспечение условий жизнедеятельности человека.

Смысл явления, в том числе и управления, станет яснее, если обратить внимание на его истоки, его происхождение (генезис). Сам термин «социальное управление» появился в общественных науках совсем недавно – в 70-е годы 20 века, но механизмы, регулирующие отношения в обществе, тем не менее, существовали всегда, ведь жизнь наших далеких предков должна была каким-либо образом «упорядочиваться».

В первобытном обществе основным фактором этого упорядочивания являлся инстинкт самосохранения, выживания. Порядок поддерживался системой табу (жестких запретов). На основе табу складывалась система обычаев и традиций, т.е. главным регулятором общества были традиции, а тип управления обществом получил название "традиционного".

Традиции являются первым способом накопления социальной информации (в орудиях труда, в способах их применения). Они не формируются сознательно, а возникают как следствие их приспособления к действиям природных и социальных закономерностей. Важная особенность «традиционного типа» заключалась, во-первых, в его консервативности, так как оно ориентировалось на воспроизводство прошлого опыта, а новшества и изменения рассматривались как подрыв всего уклада жизни. И, во-вторых, в его стихийности (спонтанности): от человека не требовалось осознания программ жизни, да и не было социальных институтов, которые занимались бы разработкой подобных программ.

Этот этап развития общества длился многие тысячелетия, черты общества изменялись и требовали новых общественных регуляторов. С одной стороны, такими регуляторами становятся нормы и право, которые определяли границы поведения отдельного человека. С другой стороны, главной управляющей силой социальных отношений становится рынок.

Данный механизм управления менее консервативен, ибо рынок задает направление деятельности человека и способы ее реализации. Эта деятельность не так регламентирована как в традиционном механизме.

Другой особенностью данного механизма является то, что в это время управление превращается в особый вид деятельности. Из-за усложнения экономических процессов, охвативших массу участников, понадобилось выделение особого разряда людей, которые занимались бы урегулированием и регламентацией человеческих отношений.

Закономерности регулирующие общество в виде обычаев, традиций, норм, рынка, если не познаны человеком, то действуют спонтанно (или стихийно), как столкновение случайных единичных актов, которые автоматически воздействуют на систему и упорядочивают ее. С познанием человеком этих закономерностей появляется новый тип механизма регулирования. Познание закономерностей происходит посредством развития науки, отсюда название данного типа – «научное» или «рациональное» управление. Произошло это в середине 19 века, а востребовала данный тип управления обществом сама реальность, управленческая практика.

Главная отличительная черта этого типа - появление субъекта управления, который формировался, имел свою структуру, создавал специальный аппарат, задачей которого являлось выработка целей общественного развития и нахождение способов их реализации. Основное в рациональном управлении - последовательность и осознанность, целеполагание и планирование.

Таким образом, урегулирование и регламентация человеческих отношений присущи любому этапу развития общества, но каждому этапу соответствует определенный тип воздействия, тип "социального управления".

Тема 2. Социология и психология управления, – основные понятия и содержание.

1. Предмет дисциплины «Социология и психология управления»

2. Управленческие отношения

1. Уже говорилось о том, что общественные науки изучают управление в качестве социального феномена. Дисциплина "Социология и психология управления" пытается обозначить границы своего предмета изучения. Односложно указать границы данной дисциплины невозможно, ибо каждая из этих наук имеет собственный предмет анализа.

Остановимся на предмете социологии управления. Данная дисциплина рассматривает процессы управления через призму социологии (социологического анализа), то есть, все взаимодействия в управлении определяются в значении социального. Специфика социального проявляется в том, что единый процесс жизнедеятельности общества творится многими субъектами (личностями, группами, общностями), каждый из которых преследует особые цели, занимает определенное место в системе, находится в определенных отношениях. Теоретической основой данной дисциплины является социология (как, например, политэкономия является теоретической основой экономического управления).

Социологический подход направлен на выявление социальной сущности управленческой деятельности, на выявление управления как способа организации совместной деятельности людей. Интерес к данному подходу обусловлен двумя моментами: социология, с одной стороны, может пролить свет на закономерности отдельных элементов управленческой деятельности и, с другой - помочь в решении практических задач управления, посредством использования методов социологической науки (социологических исследований).

Предметом социологии управления являются управленческие отношения, а также способы управленческой деятельности как особого вида взаимодействий и связей между людьми. Возникают управленческие отношения только в рамках организованной деятельности, которая всегда подчинена определенным нормам и правилам. Проблематика данной дисциплины обширна: взаимодействие формальной системы отношений и стихийного поведения людей; роль руководителя в построении неформальных отношений; стиль руководства; мотивационные и коммуникативные механизмы взаимодействия руководителя и подчиненного; организационная культура как система ценностей и норм коллективного поведения и т.д.

Определенные отношения и связи в организации в процессе управления окрашены психологическими особенностями, ибо они (эти отношения) возникают между людьми. Поиском и изучением данных особенностей занимается психология управления. Предметом данной дисциплины является совокупность психических явлений и отношений в организации, то есть, психологический аспект управленческих отношений и управленческой деятельности.

Основная проблематика психологии управления: психологические факторы эффективности управленческой деятельности; межличностное общение; психологические особенности процесса принятия решений; проблемы лидерства; психологический климат организации; оценка личности руководителя и подчиненного и т.д.

Таким образом, дисциплина "Социология и психология управления" призвана обеспечить подготовку менеджера, сформировать и развить социально - психологическую культуру, создать предпосылки понимания важнейших проблем управления: понимание природы управленческих процессов, представления об ответственности руководителя, знание способов повышения эффективности управления, умение строить отношения с людьми в организации.

2. Предметом изучения данного курса являются управленческие отношения. Под этими отношениями понимается взаимодействие людей участвующих в процессе целенаправленного воздействия, т.е. в процессе управления. Эти отношения возникают между управляющей и управляемой подсистемами (между субъектом и объектом управления).

Это особый вид отношений, характеризующийся тем, что в результате управленческих отношений не создаются непосредственно ни материальные, ни духовные ценности. Но они являются необходимым условием их производства. В зависимости от сферы (экономика, политика, культура и т.д.), где протекают управленческие отношения, они приобретают экономическую, политическую, идеологическую направленность. Управленческие отношения присутствуют в этих сферах, но сохраняют специфический характер.

Они отличаются от других отношений (экономических, политических и т.д.), прежде всего, по цели. Например, цель экономических отношений – создание продукта труда, цель управленческих – организация деятельности людей по созданию данного продукта. Отличаются также по содержанию, например, содержание производственного процесса – производственно-технологический цикл (он может быть разнообразным); содержание управленческого процесса – управленческий цикл, который всегда включает в себя определенные стадии: выбор целей, постановку задач и их реализацию.

Следующая особенность управленческих отношений - они всегда осознаются людьми, проходят через их сознание. Они создаются в результате сознательной деятельности людей. Экономические, политические отношения зачастую вообще не осознаются людьми.

Виды управленческих отношений многообразны: субординация, координация, самостоятельность, дисциплина и инициатива. Отношения субординации выражают непосредственное подчинение одних людей другим. Эти отношения выстраиваются по вертикали. Субординация указывает приоритет общих целей управления над частными. Эти отношения всегда двусторонние; с одной стороны, администрирование и распорядительство; с другой – исполнительность и подчинение. Складываются отношения субординации между руководителями разного уровня, а также между руководителем и подчиненными.

Отношения координации являются согласованием деятельности субъектов в ходе реализации неких целей, а также проявлением самостоятельности субъектов. Характеризуются данные отношения горизонтальными связями и устанавливаются между руководителями одного управленческого уровня.

Отношения дисциплины проявляются через соблюдение норм и правил, которые касаются сторон деятельности использования материальных, технических и финансовых ресурсов. Отношения инициативы предполагают, что при соблюдении норм, указаний человек должен действовать не автоматически, а обдуманно.

Таким образом, управленческие отношения – это отношения определенной зависимости, и выражаются они в терминах «подчинения» и «руководства». Возникают они вследствие объективной необходимости выполнения определенных управленческих функций (целеполагания, планирования, организации, мотивации и контроля). Управленческие отношения проявляются и как психологические, поскольку в их рамках происходит волевое воздействие на психику, хотя и не исчерпываются ими. Управленческие отношения ставят человека в положение либо объекта, либо субъекта управления. Все виды управленческих отношений проявляются в организации.

М

23 91

инистерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

Кафедра социальных технологий и права

Социология и психология управления

Методические указания и планы семинарских занятий

для студентов специальности 080505 «Управление персоналом»

всех форм обучения

Составитель: Г. И. Бубнова

2 009

Социология и психология управления: методические указания и планы семинарских занятий для студентов специальности 080505 «Управление персоналом» всех форм обучения / составитель: Г. И. Бубнова. – Самара: СамГУПС, 2009. – 34 с.

Утверждены на заседании кафедры 14.05.2009 г., протокол № 9.

Печатаются по решению редакционно-издательского совета университета.

Методические материалы включают в себя планы семинарских занятий с тезисами по вопросам курса, темы контрольных работ для студентов заочной формы обучения и вопросы для самопроверки.

Составитель: Бубнова Галина Ивановна

Рецензенты: к.полит.н., доцент кафедры «Общегуманитарных наук» СИБиУ Т. В. Лазарев;

к.ист.н., профессор, зав. кафедрой «Социальные технологии и право» СамГУПС В. П. Маслов

Редактор И. А. Шимина

Компьютерная верстка Е. А. Самсонова

Подписано в печать 14.07.2009. Формат 60×90 1/16.

Усл. печ. л. 2,1. Тираж 100 экз. Заказ № 156.

© Самарский государственный университет путей сообщения, 2009

Тема 1. Управление как общественное явление

    Социология и психология управления как отрасль общесоциологического знания.

    Феномен управления в истории.

    Объект, предмет и методы социологии и психологии управления.

Литература

    Бабосов Е. М. Социология управления. Минск, 2001. Гл. 1.

    Карпов А. Психология управления. М., 2007.

    Кравченко А. И. Социология менеджмента. М., 1999. Введение, Гл. 2.

    Ромашев О. В., Ромашева Л. О. Социология и психология управления. М., 2001.

    Франчук В. И. Основы общей теории социального управления. М., 2000.

Темы докладов и рефератов

    Роль управления в развитии человека и общества.

    Управленческие революции в истории человечества.

Вопрос 1

Этот вопрос предполагает рассмотрение становления и развития социологических и психологических концепций и науки управления.

До возникновения теории управления правители, принимая решения, руководствовались интуицией, опытом, традициями. Например, действия Петра 1, который совершал реформы, считал их текущими делами, а не реформой.

Такой подход в практике управления, который господствовал до ХХ столетия, называется ситуативным, или управлением по обстоятельствам.

Управленец фактически перестает управлять событиями, и «плывет по течению». Ситуативный подход необходим и оправдан, особенно когда использование прежнего опыта заведомо рискованно.

В повседневной жизни на вопрос «Что делать?» отвечает теория управления. Эта наука изучает процессы управления, а также принципы эффективного управления. В литературе существуют различные подходы к управлению:

Управление как наука;

Управление как искусство;

Управление как функция;

Управление как процесс;

Управление как аппарат.

Значение любой науки определяется целями и функциями.

К целям теории управления следует отнести изучение типичных фактов управления, определение основных тенденций развития, построение вариантов и сценариев управления, формулирование рекомендаций по совершенствованию.

Функции, которые выполняет наука управления, сводятся к оценке, прогнозу, идеологии и практике разработки рекомендаций.

В современной научной литературе нет однозначного определения понятия управления.

Это и планирование, и контроль, и принятие решения, и государственное регулирование и управление обществом, т. е. все зависит от позиции исследователя.

Управление включает три аспекта:

    институциональный – «кто» «кем» управляет;

    функциональный – «как» осуществляется управление и «как» оно влияет на управляемых;

    информационный – «чем» осуществляется управление.

Как соотносятся понятия «управление» и «менеджмент»?

Менеджеры – это управленцы, действующие в сферах частного предпринимательства, государственного администрирования, организации науки и культуры и т. п. Менеджеры предназначены для того, чтобы любая организация имела возможность достичь запланированного результата.

В процессе исследования общества становилось ясно, что теория управления и вся совокупность управленческих дисциплин не могут отвечать на многие вопросы. В свою очередь, общая социология мало касалась практически значимых задач управления. Поэтому и будет формироваться социология управления как результат взаимодействия теории управления, общей социологии, ряда других норм и дисциплин.

Возникновение социологической отрасли знания об управлении обязано, прежде всего, Винсену де Гурнай, который еще в 1745 г. ввел термин «бюрократия», обозначив так государственный аппарат.

Новое научное направление обязано и Вудро Вильсону (1856–1924), выдвинувшему принцип разграничения государственной деятельности на политическую и административную.

Наконец, становление социологии управления обязано Максу Веберу (1864–1920). Он провел систематизированный анализ государственной бюрократии на основе «идеального типа» администрирования. Подлинной профессией настоящего чиновника не может быть политика. Чиновник не должен делать именно того, чем занимается политик – бороться.

Веберовская модель «идеальной бюрократии» была подкреплена школой «научного менеджмента» в начале ХХ века (Ф. Тейлор, Г. Эмерсон, А. Файоль).

Общим знаменателей двух научных дисциплин – социологии и управления – стал интерес к личности как к объекту изучения или управления.

Социологический подход предполагает рассмотрение управления:

Как процесса координации и организации объекта управления с помощью социальных институтов управления;

Как социального института;

Как типа социального взаимодействия;

Как формы человеческой жизнедеятельности.

В хозяйственной деятельности нельзя обойтись без учета психологических факторов, поэтому психологическая подготовка руководителя любого звена сегодня становится острой необходимостью, важнейшим критерием его профессионализма.

Психологические взаимоотношения руководителя и подчиненного, деловое общение, коммуникации – важнейший объект деятельности каждого менеджера.

Поэтому любой вид управления должен иметь психологическое обеспечение. Этим и занимается психология управления. Главная задача этой дисциплины – социально-психологическое регулирование деятельности трудовых коллективов.

Объект, предмет социологии и психологии управления

Предмет СПУ – управленческие отношения и способы управленческой деятельности. Предметная область: органы управления, социальные цели управления, исследование проблем дисциплины, ответственности, исполнительности (выражение социальных отношения).

Управленческие отношения – социальные институты, организации и индивиды. Возникают при непосредственном выполнении функций управления. УО – вид общественных отношений при организации совместной жизнедеятельности. Основные виды: отношения централизма и самостоятельности, ответственность, состязательность, субординация.

Объект СУ – управленческие процессы, протекающие в обществе, подсистемах или организациях. Предмет СУ – изучение, оценка и совершенствование процессов управления в различных типах общностей, организаций, социальных институтов и общества в целом.

Это, кстати, текст из слайда, безбожно скопированный с

kubsau.ru/upload/iblock/bba/bbae3c0faae566b8f5195b0be8043552.doc

Задачи и функции социологии и психологии управления

Задачи социального управления:

· изучение реальных факторов социальной ткани управленческой деятельности;

· выделение приоритетных фактов;

· определение тенденций и внедрение…?

· построение наиболее вероятных направлений сценариев развития управленческой деятельности.

Функции социального управления:

· познавательная

· оценочная

· образовательная

· технологическая

· прогностическая

Основные научные подходы в социологии и психологии управления

· Социально-организационный . Центральная проблема – эффективность и надежность организации. В рамках подхода решаются вопросы целеполагания, управляемости и гибкости организации, стратегии и тактики управления, творческого и рутинного в отношениях людей и проч. Отличительная черта – взгляд на организацию как на социальный организм.

· Ситуационный . Выбор оптимального решения определяется особенностями ситуации, в которой находится объект управления.

· Творческий . Означает нацеленность социологии управления на выработку и применение оригинальных, нестандартных решений, разработку новаторских приемов, позволяющих значительно повысить эффективность управления.

· Дескриптивный . Предполагает анализ объекта социального управления, оценки его состояния и возможностей изменения. Ограничивается описанием наблюдаемых свойств.

Принципы социологии и психологии управления

1. Органическая взаимообусловленность и целостность субъекта и объекта управления.

2. Легальность формы управления.

3. Обеспечение внутренней правовой регламентации.


4. Единство социализации и унификации процессов управления.

5. Многовариантность решений.

6. Мобильность.

7. Устойчивость.

8. Автоматизация управления.

9. Единство руководства.

Принципы взяты со слайда. Мне они не нравятся. Вот лучше:

Принцип объективности означает необходимость научной обоснованности управленческой деятельности достижениями общественных и естественных наук, а также результатами конкретных социологических исследований.

Принцип системности выражается, во-первых, в понимании объекта управления как системы, во-вторых, в понимании управленческого воздействия как системного по логике и применяемым средствам.

Принцип комплексности означает требование учитывать в каждом социальном явлении, подвергающемуся управленческому воздействию, все его аспекты: экономические, социальные, духовные, политические и другие.

Принцип конкретности выражается в соответствии управленческой задачи социально-психологическим и иным качествам исполнителей.

Принцип основного звена выражается в требовании определения главной задачи среди всего комплекса взаимосвязанных задач.

Принцип адресности предполагает выделение конкретных исполнителей и закрепление вполне определенного круга задач, осуществление которых необходимо для достижения поставленной цели.

Принцип законности – это обязательное исполнение законов и иных правовых актов всеми участниками управленческого процесса.

В настоящем пособии представлен курс «Социология и психология управления» для всех педагогических специальностей. В книге раскрывается социально-психологическая проблематика управления педагогическим коллективом, рассматриваются психолого-педагогические аспекты взаимоотношений людей в процессе организованной совместной деятельности.
Главное внимание уделяется описанию деятельности руководителя - носителя управленческих и психолого-педагогических функций. Отличительной особенностью пособия является стремление определить конкретные психолого-педагогические условия эффективного взаимодействия людей в совместной организованной деятельности.
Для студентов высших педагогических учебных заведений. Может быть также полезно педагогам, руководителям организаций и всем, интересующимся вопросами управления.

Определение понятия личности.
Понятие личности - недавнее приобретение человечества. Правильнее было бы написать - современное восприятие личности, которое сформировалось в эпоху Просвещения в связи с пониманием и толкованием прав человека.

Вот как описывает Н.В. Гоголь личности дам города N в «Мертвых душах»: «Автор чрезвычайно затрудняется, как назвать ему обеих дам таким образом, чтобы опять не рассердились на него, как серживались встарь. Назвать выдуманною фамилией опасно. Какое ни придумай имя, уж непременно найдется в каком-нибудь углу нашего государства, благо велико, кто-нибудь, носящий его, и непременно рассердится не на живот, а на смерть, станет говорить, что автор нарочно приезжал секретно, с тем чтобы выведать все, что он такое сам, и в каком тулупчике ходит, и к какой Аграфене Ивановне наведывается, и что любит покушать. Назови же по чинам - боже сохрани, и того опасней. Теперь у нас все чины и сословия так раздражены, что все, что ни есть в печатной книге, уже кажется им личностью: таково уж, видно, расположенье в воздухе. Достаточно сказать только, т.е. в одном городе глупый человек, это уже и личность; вдруг выскочит господин почтенной наружности и закричит: "Ведь я тоже человек, стало быть, я тоже глуп", - словом, вмиг смекнет, в чем дело».

Но вернемся к теме лекции. Современное понимание личности не исключает рассмотрения ее развития, динамики, изменений. Но эти изменения и это развитие связаны не с переходом из состояния «не-личность» в состояние «личность» (напомним изречение «личностью не рождаются, личностью становятся»), а с динамикой самой личности, структурой ее свойств, ее отношением к миру и себе самой. Еще раз повторим: для социологии и психологии управления невозможен вопрос: является ли этот человек личностью или является ли личностью ребенок? - именно потому, что для нее каждый человек в любом его состоянии - это личность в ее проявлении или на определенной стадии развития.

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 3
От автора 6
РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В КУРС
Лекция 1. Научный статус курса «Социология и психология управления» 8
1. Цель и задачи курса 8
2. Человеческий фактор как понятие курса «Социологии и психологии управления» 9
3. Курс «Социология и психология управления» в контексте смежных научных дисциплин 10
Лекция 2. Методы социологии и психологии управления 17
1. Диагностические методы 17
2. Регулирующие методы 22
3. Особенности применения социально-психологических методов в практике педагогического управления 25
РАЗДЕЛ II. ОБЪЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ
Лекция 3. Личность работника 29
1. Определение понятия личности 29
2. Структура свойств личности 32
2.1. Органические свойства 33
2.2. Психические свойства 43
2.3. Социальные свойства 46
Лекция 4. Динамика и развитие свойств личности 51
1. Возрастные изменения 51
2. Функциональные изменения 53
3. Изменения в процессе обучения и воспитания 56
4. Изменения в процессе саморегуляции 59
Лекция 5. Группа и коллектив 63
1. Виды групп 64
2. Основные направления и методы изучения групп 67
3. Изучение коллектива 69
4. Стадии развития коллектива 71
Лекция 6. Личность в группе 73
1. Виды отношений в группе 73
2. Формы взаимовлияния людей в процессе общения 76
3. Совместимость людей в группе 80
4. Лидерство в группах 82
5. Кто становится лидером? 84
Лекция 7. Образовательное учреждение как социальная организация 89
1. Организация и коллектив 89
2. Основные направления в исследованиях организации за рубежом 91
3. Развитие представлений об организации в отечественной практике социального управления и в управлении учебными учреждениями 97
3.1. Этап организации рациональной бюрократии 98
3.2. Этап псевдобюрократической организации 100
3.3. Этап динамической организации 102
4. Виды организаций 103
Лекция 8. Личность в организации 106
1. В какой организации лучше работать 106
2. Авторитет личности 109
3. Специфика деятельности педагога-руководителя 110
4. Стиль руководства и условия его эффективности 112
4.1. Факторы и условия, определяющие эффективность стилей руководства 115
РАЗДЕЛ III. ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНИЯ
Лекция 9. Мотивация труда 121
1. Проблема мотивации труда 121
2. Основные решения проблемы мотивации труда в зарубежной науке 122
2.1. Взаимозависимость мотивации и производительности труда 123
2.2. Мотивация, основанная на социальной потребности работника 125
2.3. Теория мотивации труда Ф.Герцберга 126
2.4. Итоги анализа развития идей мотивации труда 130
3. Психологические условия, способствующие инициативно-творческому и ответственному отношению к труду 131
Лекция 10. Конфликт в организации 134
1. Оценка роли конфликта в жизни организации 134
2. Разновидности конфликтов 136
3. Формы поведения руководителя в конфликтных ситуациях 139
4. Возникновение и разрешение конфликта 141
Лекция 11. Выработка и реализация управленческого решения 145
1. Специфика управленческого решения и виды управленческих задач 145
2. Основные этапы подготовки и реализации управленческих решений 149
2.1. Сбор необходимой информации 149
2.2. Поиск решения 151
2.3. Принятие решения 154
2.4. Организация исполнения 158
2.5. Контроль за исполнением решения 162
3. Деловое совещание как коллективная форма выработки управленческого решения 164
Лекция 12. Управление движением кадров 168
1. Основные тенденции в работе с кадрами 168
2. Основные направления кадровой работы 171
3. Планирование карьеры 174
3.1. Методы планирования карьеры 174
3.2. Стратегии работы с кадрами 177
Заключение 181
Приложение 183.

Под общей редакцией доктора экономических наук, профессора А.А. Семеновой

Рецензенты:

П.Г. Грибов, канд. экон. наук, доц. кафедры внешнеэкономической деятельности Российской академии народного хозяйства и государственной служб при Президенте РФ,

Н.Н. Матненко, канд. экон. наук, доц. заместитель декана ЗФ ИДО ФГБОУ ВПО «МГИУ»

Введение

В настоящее время возрастает интерес к наукам и дисциплинам, предметом изучения которых являются внутренний мир человека, его мировоззрение на окружающий мир.

В Российской социологической энциклопедии социология управления определяется как отрасль социологического знания, изучающая систему и процессы управления в условиях, складывающихся в обществе социальных отношений.

Специфической особенностью социологии управления является то, что она относится к активной социологии. Социология управления, используя понятийный и методологический аппарат прикладной социологии, позволяет производить реальные изменения на различных уровнях взаимодействия людей. Таким образом, социология управления, как часть общей социологии, рассматривает процесс становления, функционирования и развития определённой сферы жизнедеятельности; исследует механизм социальных изменений и социальных отношений, закономерности социальных действий и поведение в процессе управления.

Под управлением понимается основанное на достоверном знании систематическое воздействие субъекта управления (управляющий) на социальный объект (управляемый), в качестве каковой может выступать общество в целом, его отдельные сферы: экономическая, социальная, политическая, духовная, а также различные звенья (организации, предприятия, учреждения и т. п.) с тем, чтобы обеспечить их целостность, нормальное функционирование, совершенствование и развитие, достижение заданной цели. Управление осуществляется путем целенаправленного влияния на условия жизни; людей, их целостные ориентации, поведение и имеет в качестве основной задачи обеспечение хорошо скоординированной целенаправленной деятельности как отдельных участников совместных усилий (трудовых, политических, спортивных и др.), так и социальной организации (системы) в целом.

Процесс управления включает в себя множество разнокачественных компонентов, вследствие чего он исследуется разными науками – политологией, социологией, психологией, экономическими науками.

Дисциплина «Социология и психология управления» изучает многообразную деятельность органов управления, государственных и общественных, прежде всего как социальных систем:

Весь комплекс подбора, расстановки, формирования управленческих кадров.

Отношения и взаимодействия, складывающиеся между работниками аппарата управления и подчиненными им сотрудниками и организационными структурами.

Исследование и формирование целей управления с точки зрения социально-экономических и социально-психологических критериев, их соответствия интересам и ожиданиям управляемых;

Анализ и оценку социальных последствий принимаемых управленческих решений, определение эффективности управленческих действий.

Изучение и совершенствование социальных механизмов систематического, основанного на достоверном знании, воздействия субъекта управления (управляющей подсистемы) на социальный объект (управляемую подсистему) для сохранения ее качественной специфики и целостности, обеспечения ее нормального функционирования, успешного движения к заданной цели.

Глава 1
Социология и психология управления как учебная дисциплина

1.1. Объект, предмет, задачи, общие функции и принципы социологии и психологии управления

Специфической особенностью учебной дисциплины социологии и психологии управления является то, что она относится к активной социологии. Социология как наука об обществе, позволяет получать достоверную информацию об обществе в целом и о проблемах социальных групп и общества. Знание социологии могут помочь повлиять на социальные процессы и изменять их в нужном направлении. Социология и психология управления позволяет производить эти реальные изменения на различных уровнях взаимодействия людей. Таким образом, социология и психология управления рассматривает процесс становления, функционирования и развития определённой сферы жизнедеятельности; исследует механизм социальных изменений и социальных отношений, закономерности социальных действий и поведение в процессе управления.

Социология и психология управления как научная дисциплина сформировалась в XX в. И это результат взаимодействия теорий управления, общей социологии, кибернетики, менеджмента.

Объектом социологии и психологии управления выступает социальное управление, т. е. управление в обществе (политической, экономической, социальной, социокультурной) или организациях (предприятиях, учреждениях), представляющее собой взаимодействие управляющих и управляемых субъектов, в процессе которого вырабатываются и реализуются программы эффективного функционирования различных социальных общностей.

Объект социологии и психологии управления (СиПу) включает:

Реальные процессы СиПу.

Методы и механизмы, достижения целей и задач.

Социальную информацию о процессах социологии управления, с помощью метода эмпирического социального исследования.

Предмет социологии и психологии управления составляет изучение, оценка и совершенствование процессов управления в различных типах общностей, организаций, социальных институтов и общества в целом, каждое из которых представляет собой специфическую систему социальных взаимодействий индивидов и их групп.

Социология и психология управления изучает многообразную деятельность органов управления: государственных и общественных; закономерности функционирования социальных отношений в процессе управления, проблемы социального взаимодействия внутри организации, между руководителем и подчиненными.

Социология управления в своем развитии базируется на сформулированных Ф. Тейлором, А. Файолем, М. Вебером, Э. Мэйо, и другими крупными теоретиками и практиками управленческой деятельности принципах научного управления социальными и промышленными организациями.

Основные задачи дисциплины «Социология и психология управления»

Одна из основных задач социологии управления состоит в познании социальных законов и закономерностей управления, основных принципов, в организации управления на основе выявленных законов, и в изучении реальных фактов. Данная дисциплина еще предполагает изучение особенностей взаимодействия людей, которые управляют различными социальными общностями и организациями.

Вторая задача социологии управления заключается в том, чтобы из многообразного скопления реальных фактов управленческой деятельности выделить наиболее важные, типичные. А также выявить тенденции развития процессов управления, их изменения от постоянно меняющихся социально-экономических, политических, социокультурных условий жизнедеятельности людей, групп, общностей и общества в целом.

Третья задача социологии управления обусловлена необходимостью объяснить, почему в системе и структуре управленческой деятельности появляются новшества и в силу каких обстоятельств возникают новые практические способы их реализации в управлении.

Четвёртая задача состоит из построения наиболее вероятных направлений и сценариев развития управленческой деятельности в будущем и прогноз ее совершенствования

А это означает, что определив наиболее вероятную траекторию дальнейшего развития управленческой деятельности, социология управления получает возможность более или менее успешно решать и пятую свою задачу – сформулировать научно обоснованные рекомендации по совершенствованию системы управления, т. е. стать реально действующим средством повышения эффективности управленческой деятельности.

Изучив основные задачи социологии управления можно определить ее основные функции.

Первая функция – познавательная. Цель: изучить основные особенности управления как специфической сферы трудовой деятельности, определить ее роль и значимость в развитии! общества и, его подсистем, организаций, групп.

Вторая функция – оценочная: Сущность ее состоит в том, чтобы оценить, в какой мере соответствует, или не соответствует система управления, ее основные тенденции, социальные ожидания, потребности и интересы большинства населения; является ли она демократической, авторитарной или тоталитарной, развивает или сковывает инициативу отдельных индивидов, их групп и общностей.

Третья функция – прогностическая. Она направлена на выявление наиболее вероятных и желательных изменений в управленческой деятельности в пределах ближайшего или более отдаленного будущего, т. е. на определение возможных траекторий развития управления, на его прогнозирование.

Четвертая функция – образовательная (обучающая). Сущность ее состоит в том, чтобы распространять знания об управлении, т. е. об основных его задачах, функциях, механизмах реализации. Распространение знаний должно проходить через систему учебных заведений, центров повышения квалификации, переобучения и переквалифицирования кадров, помогающую им приобрести знания, умения и навыки практического осуществления управленческой деятельности.

Социология управления также может выполнять еще одну важную социальную функцию (пятую) – вооружать управленческие кадры новыми приемами, технологиями управления, т. е. совершенствование системы управления.

1.2. Исторический путь развития управленческой мысли

Социология и психология управления изучает практически все общественные явления, самые разнообразные проявления человеческой жизни и деятельности.

Для более полного изучения и понимания предмета необходимо рассмотреть историю становления и развития управленческой мысли.

Одним из важнейших этапов исторического развития науки социология является период XIX – начало XX века, или так называемый классический период.

Идея прогресса, разрабатываемая первоначально в социальной философии, получает постепенно естественнонаучное подтверждение. Особое значение в этом плане имела концепция эволюционного развития в биологии. После выхода в свет работ Ч. Дарвина идея эволюционизма прочно утверждается в философии и науке, стимулируя формирование новых исследовательских программ и методологических установок. Проникает эта идея и в социологию, определяя теоретический статус зарождающейся науки, акцентируя внимание исследователей на генетическом объяснении изучаемых явлений. В этой своей направленности социология тесно смыкалась с историческими дисциплинами, нацеленными на изучение первобытных формаций, этнографии, фольклора и т. д. Поэтому в качестве представителей этого направления в социологии выступали не только чистые социологи, но и ряд видных специалистов в области вспомогательных дисциплин истории.

Специализация методов социального познания толкала постепенно на понимание специфики познавательного объекта, то есть общества.

В XIX веке масштабное развертывание социальных исследований обусловлено социально-экономическими, политическими, духовными потребностями и логикой развития самого научного познания действительности. Развитие математики обусловливает появление новых методов логических и мировоззренческих представлений об обществе. Достижения политэкономии, социальной и моральной статистики, фундаментальные идеи философии истории о целостности и единстве человечества и общих законах его развития явились толчком в познании социального.

Исследуя массовое социальное поведение, социология и психология управления тесно взаимодействует с социальной психологией. Однако социальная психология не изучает собственно социальных отношений (для нее ключевой категорией является общение). Социология же изучает поведение людей именно в социальных отношениях и системах. Для нее это поведение есть поведение социальных систем, а не только психологические комплексы, возникающие и функционирующие в социальном общении. Вместе с тем социальная психология сыграла большую роль в развитии социологии. Еще в конце 19 в. сложилось психологическое направление в социологии и наступает кризис биолого-натуралистических концепций.

Психологическая социология никогда с теоретической точки зрения не была единым целым. Единственное, что объединяло это течение, – стремление сводить социальное к психологическому. В зависимости от характера выдвигаемых проблем и объяснительных категорий внутри этого течения можно выделить: эволюционизм, инстинктивизм, "психологию народов", групповую психологию и интеракционизм – межличностные взаимодействия.

К этому времени успехи психологии высоко поднимают ее авторитет. Психологизм становится общей тенденцией обоснования научного знания. С позиций психологии начинают обосновываться разнообразнее знания, что способствует усилению и психологической тенденции в социологии. Кроме того, к последней трети XIX века в психологии появляются теории, которые требуют учета сложных социальных факторов. В свою очередь, в социологии появляется необходимость в изучении мотивационных механизмов человеческой деятельности. Результатом этих встречных движений и явилось психологическое направление в социологии.

Сторонниками психологического эволюционизма были Л.Ф. Уорд, Ф.Гидденс. Они считали, что "социальные силы – это те же психические силы, действующие в коллективном сознании человека". Первичными социальными силами являются желания, связанные с поддержанием жизни. На их основе возникают более сложные желания, с помощью которых и происходит поступательное развитие общества. Лестер Уорд (1841–1913) – американский ученый, первый президент Американской социологической ассоциации – считает, что основополагающими общественными запросами являются увеличение наслаждения и уменьшение страдания. Желание быть счастливым является основным стимулом всех общественных движений. Психические силы, психические факторы выступают главным объяснением действия универсальных социальных сил.

Психологическое направление в социологии – одно из направлений, объясняющее социальные явления и процессы психологическими факторами и поэтому сводящее, по сути дела, социологию в той или иной мере соответственно к социальной психологии.

Главная заслуга психологического направления – сосредоточение пристального внимания на выяснении места и роли общественного и индивидуального сознания, их соотношения в социально-политической жизни, на анализе мотивации социальных и политических действий людей и ее механизма. Вместе с тем в его рамках чаще всего происходило одностороннее преувеличение значения психологического момента (чувств, склонностей, инстинктов и т. п.) в ущерб другим, в том числе собственно социальным и политическим. Общественные отношения неправомерно сводились лишь к межличностным, а сама личность – к ее самосознанию.

История каждой науки свидетельствует, что вначале зарождаются, формируются и развиваются лишь отдельные элементы науки, а затем уже уточняется и закрепляется наименование, объясняющее её сущность и содержание. Иначе говоря, дело не в термине и не в том, когда и как он появился. Каждая наука возникает как ответ на потребности общественного развития.

Контрольные вопросы по теме:

1. Предпосылки возникновения научного управления.

2. Отличие «социологии управления» то «менеджмента».

3. Объект, предмет и задачи социологии управления.

4. Методы социологии управления.

Глава 2
Социальная природа управления

Управление – одна из самых сложных и вместе с тем самых тонких сфер общественной жизни. Его значение постоянно возрастает. В течение всего XXI века мы сталкиваемся с попытками его рационализации и «онаучивания».

Управление внутренне необходимо как для общества в целом, так и для каждой из его частей, поэтому степень организации механизмов управления может рассматриваться в качестве одного из существенных показателей уровня развития и самого общества, каждой из его сфер. Прежде всего, трудовая деятельность, разделение труда, совместный труд предполагают в большей или в меньшей степени управление. И там, где процесс производства приобретает характер общественно организованного, с необходимостью возникает особый вид труда – управление.

В обществе исторически сложились два принципа действия механизма управления: стихийный и сознательный. Стихийное управление выражает такое взаимодействие социальных сил, в котором неустранимо действие случайного, это усредненный результат, складывающийся из массы целенаправленных сознательных действий, в которых нельзя учесть все их последствия. Его моделью может выступать рынок. Наше общество находится на таком этапе развития, когда научное управление им на основе познания социальных закономерностей все больше становится сознательным процессом, что требует всестороннего изучения и совершенствования механизмов управления.

Социальное управление исследуется в настоящее время в трех аспектах: хозяйственном (управление экономикой), социально-политическом и социально-психологическом. Необходимо иметь в виду, что управление, действуя в целостном общественном организме, представляет собой единый и неделимый на отдельные элементы процесс.

2.1. Понятие и типы социального управления

Там, где есть информация, действует и управление, а там, где

осуществляется управление, непременно наличествует и информация.

Исходный пункт любого управленческого процесса (главным, среди которых является выработка и принятие управленческого решения, а также его исполнение) – получение и обработка информации. Управление – это функция любой организованной системы, направленная на сохранение ее качественной определенности, на поддержание динамического равновесия со средой и на ее развитие.

Управление есть своеобразный отклик на всю сумму информационных взаимодействий системы, направленный на придание ей такого поведения и состояния, такой структурной организации и тенденции развития, которые соответствовали бы всей накопленной этой системой информации и учитывали бы ее объективные потребности. Оно ориентировано не только на информационное прошлое системы, но на ее будущее. Управление обществом принципиально отличается от управления в живых организмах и технических устройствах. Будучи сложной структурой, включающей в себя материальные и духовные процессы, оно выступает как специфический вид человеческой деятельности. Особенность ее заключается в том, что управляющее воздействие присутствует во всех сферах жизни общества, то есть, представляет собой особый вид общественных отношений. А это значит, что управленческие отношения образуют необходимый момент социальной среды.

В управленческих отношениях можно выделить несколько аспектов – политический, экономический, этический – каждому из которых присущи две взаимосвязанные стороны – информационная и организационная.

Поскольку управление всегда является функцией общественной власти, то в классовом обществе оно есть функция политической, государственной власти, и, следовательно, управленческие решения в классовом обществе всегда носят классовый характер.

В механизме социального управления фундаментальная роль принадлежит принципу обратной связи : там, где этот принцип нарушается или вообще отсутствует, там отсутствуют или искажаются результаты социального управления. В общей форме данный принцип гласит: в любом взаимодействии источник (субъект информации и управления) и приемник (объект информации и управления) неизбежно меняются местами.

Следовательно, и в процессе социального управления происходит обратное влияние объекта управления на его субъект. Далее, принцип обратной связи предполагает в качестве необходимого момента обмен информацией. Значит, социальное управление – это информационный процесс с обратной связью. В принципе обратной связи осуществляется информационное воздействие объекта управления на его субъект. В обществе этот принцип действует непрерывно, поскольку ответные действия управляемой системы влияют на динамику управленческих актов управляющей системы, постоянно учитывающей вновь поступающую информацию. При этом важно помнить о том, что здесь субъект и объект управления на какое-то время как бы меняются ролями. Полководец, командуя армией, является субъектом управления, но он действует на основе информации, получаемой от подчиненных – разведки и т. д. И в этом случае он уже выступает не только как субъект, но и объект управления. В свою очередь объект управления, например, офицер, получая то или иное управленческое решение полководца, в процессе его исполнения действует как субъект управления. Таким образом, субъект и объект управления выполняют двойную – субъектно-объектную функцию.

Основное звено в структуре управления – выработка и исполнение управленческих решений. И здесь важным принципом является принцип оптимальности, означающий, что при выработке управленческого решения необходимо учитывать максимум возможных вариантов его исполнения и выбирать те из них, которые наиболее полно обеспечивали бы достижение поставленных целей. Следовательно, управленческое решение вырабатывается субъектом с ориентацией на объект управления, на учет его потребностей и интересов, а также его реальных возможностей и условий превращения этих возможностей в действительное исполнение решения. В сфере государственного управления без достаточного научно обоснованного знания потребностей народа принцип оптимальности теряет свою эффективность.

Характер социального управления в современных условиях предъявляет к субъекту управления требование повышенной ответственности за принятие управленческих решений, что сложностью структурной организации объекта управления.

Итак, социальное управление – это основанное на принципе обратной связи целенаправленное или стихийное воздействие на элементы общества как целостной системы для ее оптимально организованного функционирования и развития.

Принципы социально-политического управления обществом изменяются в зависимости от характера общественного строя, от форм государственной власти. Они, например, могут быть жестко детерминированными, когда управляющее воздействие стремится однозначно «программировать» поведение «адресата», и, так сказать, мягко детерминированными, когда управленческая программа предполагает относительно широкий спектр возможных видов и форм поведения объектов управления. Однако в истории редко встречаются жесткие и мягкие принципы в «чистом» виде: управление в социальных системах, как правило, так или иначе, сочетает в себе оба эти принципа. Наиболее парадоксально они сочетаются в системах, в которых осуществляется механизм стихийного управления, что очень четко видно на примере рынка, где действует «невидимая рука», о которой писал А. Смит. С одной стороны, эта «рука» направляет свободную игру стихийных сил, допуская гибкость, податливость конкурирующих сторон, а с другой – диктует жесткие и безжалостные правила игры, неумолимые, как судьба.

В качестве примера действия исключительно жесткого принципа социального управления можно сослаться на деспотические режимы, крайней формой выражения которых стал фашизм. Отличительной особенностью последнего по сравнению, скажем, с режимом военной диктатуры является, с одной стороны, привлечение на свою сторону населения с помощью всевозможных мифов, антинаучных, утопических идей, лозунгов, сулящих «рай в грядущем», а с другой – применение утонченных и изощренных форм насилия, борьбы с инакомыслящими, массового террора, возведенного в ранг государственной политики. Вся система управления фашистского государства ориентирована на использование людей для блага правящей элиты или даже одного человека – фюрера, служение которому возведено, по существу, на уровень религиозного культа. Апологеты фашизма утверждали, что в государстве не существует больше свободного состояния мысли: имеются лишь мысли правильные и мысли, подлежащие истреблению.

Наиболее интенсивно проблема управления разрабатывается в связи с развитием общетеоретических дисциплин, в частности, кибернетики, два основополагающих понятия которой – информация и управление.

Типы социального управления

Учитывая исторический подход, типы социального управления можно классифицировать в соответствии с этапами развития общества: родоплеменное управление, управление в рабовладельческом, феодальном, капиталистическом и социалистическом обществах.

В условиях родоплеменных отношений вожди племени, наделенные властью и пользующиеся авторитетом, выступали выразителями «доброй воли» и осуществляли координацию всех основных функций жизнедеятельности родоплеменных коллективов. В этом механизме управления существенную роль играло групповое сознание, воплощенное в традициях, с чем связан свойственный родоплеменному мышлению ритуально-символический характер коллективных решений и практических действий. Здесь еще слабо дифференцирована сфера субъекта и объекта управления.

В рабовладельческом обществе уже возникают законодательные принципы, дифференциация власти, строгое разграничение сфер субъекта и объекта управления. Если родоплеменная общность регулировалась неписаными законами, то при рабовладении появляются писаные законы (например, законы Хаммурапи).

Своего высшего развития законодательная власть впервые достигла в римском праве. Именно на этой стадии развития общества управление обрело классовое содержание. Рабы выступали лишь как объект управления, подвергаясь крайне жесткой его форме, уподобляющей их домашним животным.

В условиях феодализма происходит большая дифференциация систем управления – политических, правовых, нравственных, религиозных, философских, художественных и прочих призванных обеспечить соответствующие принципы общественного поведения людей, социальных групп, общества в целом. Политическая власть носила здесь элитарный характер (передавалась по наследству), как, впрочем, и почти все формы материального и духовного производства (ремесло, врачевание, культура земледелия, художественная и др.). Для феодализма вообще характерна сложная иерархичность субъекта управления.

В основе изменения и усложнения механизмов управления социальными процессами при капитализме лежали процессы развития материального и духовного производства, форм собственности, различных видов конкурентной борьбы, а в этой связи и правовых отношений. В период своего становления капитализм вывел на жизненную арену массу волевых, одаренных, предприимчивых и талантливых людей, умевших организовать свое дело в интересах и развития производства, и получения прибыли. Были максимально использованы достижения науки и техники, а также вскрыты глубокие резервы человеческих возможностей. В каждом конкретном случае организация управления имела четко выраженный целенаправленный характер, подчиняясь вместе с тем в целом стихийным силам рынка.

В условиях общей демократизации общественной жизни политическая власть, навсегда утратив наследственный характер, становится выборной, а правящая элита формируется из людей, способных руководить различными звеньями общественной жизни. На государственно-монополистической стадии развития капитализма система управления сочетает в себе последние достижения в области организации и управления с системой эксплуатации трудящихся. Усложнились и механизмы обратной связи в виде прямых и косвенных форм контроля за деятельностью законодательных и исполнительных органов со стороны трудящихся: это и выборы, и общественное мнение, которое фиксируется определенными институтами, тщательно изучается и как-то принимается в расчет, и массовые выступления широких слоев населения, прежде всего борцов за мир, против ядерной угрозы, за сохранение окружающей среды и т. д.

Управление различными видами материального и духовного производства стало самостоятельной профессией, требующей специального образования, опыта, склада ума и даже характера. Сформировалась особая наука об управлении, которая опирается на экономические исследования, социологию, психологию, математику, кибернетику и др. Сформировался и институт менеджеров – наемных специалистов по управлению различными областями деятельности. Важными элементами системы управления наиболее развитых государств являются выработка тактики планирования, внедрение эффективных методов организации труда, системы учета и контроля, широкое использование электронно-вычислительной техники, информатики и т. п.

Итак, социальное управление носит конкретно-исторический, а в классовом обществе классовый характер. Любой общественной формации наряду с общими принципами управления присуща и своя специфика, которая проявляется в целях, формах и методах его осуществления. Общим для всех антагонистических формаций является то, что классовые противоречия определяют и специфику управления: здесь каждый человек управляем, но далеко не каждый управляет, то есть, управляет одна часть общества (меньшинство), а объектом управления оказывается другая часть (большинство).

Выдвинутая перед нашим обществом задача ускорения социально-экономического развития страны предъявляет соответствующие требования и к совершенствованию системы управления, его организационных принципов и структуры. Оно должно опираться на глубокое и всестороннее использование экономических законов, преимуществ социалистической системы хозяйства, на рост образованности, сознательности, квалификации и опыта широких масс трудящихся, то есть человеческий фактор в его конкретном выражении, и, кроме того, учитывать и социальные потребности, нужды людей.