Болезни Военный билет Призыв

Социальное влияние: процессы и среда. Влияние социальных ролей на развитие личности

Влияние социальных институтов на социализацию личности

Определение 2

Институты социализации – это учреждения и организации, направляющие процесс социализации и оказывающие на него непосредственное влияние.

Институты социализации подразделяют на:

  • первичные институты социализации – семья, дошкольные учреждения, школа, секции и кружки для детей и молодежи, группы сверстников и т.д.;
  • вторичные институты социализации – государство и его органы, церковь, высшие учебные заведения, средства массовой информации и т.д.

На процесс социализации личности оказывают воздействие различные социальные институты:

  1. Семья. Родители – агенты первичной социализации. Семья учит правилам и нормам поведения,
  2. Школа. Обучает дисциплине, воспитывает коллективизм, уважение к старшим. В школе осваиваются культурные ценности, моральные нормы, ребенок приобретает новые знания, умения и навыки.
  3. Социальные кружки, спортивные секции. Способствуют развитию физических качеств, терпению, выносливости, чувству коллективизма.
  4. Церковь. Учит терпению, добру, справедливости и милосердию.
  5. Армия. Приучает к дисциплине. Развивает чувство ответственности, патриотизм.
  6. Средства массовой информации. Способствуют формированию определенных отношений к культурным и иным ценностям, принятым в обществе.

Влияние образовательных и культурных институтов

Определение 3

Образование – это социальный институт, который обеспечивает развитие общества в следствие структурированной передачи социального опыта в виде определенных знаний, умений и навыков.

Образовательные и культурные институты оказывают разнообразное влияние, которое заключается в:

  • адаптации, т.е. подготовке к жизнедеятельности в социуме;
  • управлении на основании принятых норм разнообразных проявлений группового и межгруппового поведения, повседневных межличностных контактов людей;
  • определении способов и порядка взаимного общения;
  • регуляции методов обмена и передачи информацией, обращения, приветствия и т.д.;
  • обучении специалистов;
  • приобщении к культурным нормам и ценностям;
  • раскрытии личного потенциала каждого человека.

Влияние экономических и политических социальных институтов

Замечание 1

Экономический и политический социальные институты оказывают наибольшее влияние на стабильность общества, его развитие как социальной системы.

Экономическая система представляет собой взаимосвязь разнообразных экономических структур, функционирование которых регулируется определенными экономическими институтами. Социальный институт охватывает только один сегмент экономики.

Институты, оказывающие влияние на экономику:

  1. Институт собственности. В его состав входит система органов социального контроля, учреждений и организаций власти, правовых и моральных норм, стандартов, ценностей, стереотипов поведения, связанных с различными формами собственности (государственной, общественной, муниципальной, групповой, индивидуальной и др.). Как социальный институт собственность является мощным средством, активизирующим и стимулирующим деятельность людей.
  2. Институт рынка. Рыночная экономика – это саморегулирующаяся экономическая система, в основе которой лежит производство товаров, их обмен в соответствии со спросом и предложениями в условиях свободной конкуренции. Институт рыночной экономики позволяет реализовать человеку свои частные интересы, обеспечивает путь к эффективному и динамичному хозяйственному развитию, создает

Социальное влияние – это: а) воздействие общества, других людей; б) изменения, которые происходят в сознании одних людей под воздействием других. "Разумеется, мы свободны в своем выборе, – подчеркивают американские психологи Ф. Зимбардо и М. Ляйппе, – но будучи, как и все остальные, составной частью социального мира мы не в состоянии избежать мягкого или жесткого воздействия окружающих, способного склонить чашу весов наших решений в ту или иную сторону. Более того, мы далеко не всегда хотим избежать влияния со стороны тех, кто мудр, справедлив и заботится о нашем благополучии" (Зимбардо Ф., 2010).

Общество в целом, его различные представители, радио, телевидение, реклама и т.д. всегда стремятся оказать влияние на окружающих людей. Но и сами люди не просто выступают объектами социального влияния, но также пытаются влиять и на других. Социальное влияние, таким образом, несомненно, является важной частью социального взаимодействия. "Оно играет ключевую роль во многих формах социального взаимодействия, включая лидерство, агрессию, предубеждение и оказание помощи" (Бэрон Р., 2003).

В то же время социальное влияние является составной частью многих форм социального поведения, и поэтому в течение долгого времени являлось предметом тщательного исследования социальных психологов, что в значительной мере обогатило научные представления об этом процессе.

Процесс социального влияния представляет собой такие действия и поведение одного человека или групп людей, которые имеют своей целью и следствием изменение взглядов, мнений, ценностных ориентаций, настроений, мотивов, установок, стереотипов поведения, а также групповых норм, массовых настроений, общественного сознания в целом других людей.

Социальное влияние:

  • – характеризуется проявлением во многих сферах жизни и деятельности людей, равно как и в их каждодневном взаимодействии с другими людьми;
  • – имеет своим следствием или целью внесение изменений в то, как другие люди ведут себя, чувствуют или думают о чем-либо;
  • – даже если оно в своих попытках непосредственного воздействия на поведение других людей не имеет большого эффекта, оно способно изменить их убеждения или установки, таким образом подготавливая почву для трансформации их поведения в целом.

Существует множество техник социального влияния, однако все они укладываются в рамки определенного числа процессов воздействия на людей и зависят от того, как они мыслят, воспринимают и оценивают свое существование и социальное окружение, что они чувствуют и переживают, как принимают свои решения.

Можно говорить о существовании социального влияния в трех определенных средах взаимодействия:

  • межличностной – в которой число непосредственных участников взаимодействия, как правило, невелико и влияние людей друг на друга происходит с глазу на глаз;
  • специально создаваемой – когда человек или группа людей целенаправленно обращаются с речью к определенной (часто специально собранной) аудитории, пытаясь убедить ее согласиться с каким-либо утверждением или совершить какое-либо действие;
  • характерной для средств массовой информации, когда сюжеты, транслируемые телевидением, радиовещанием и в печатных изданиях, оказывают воздействие на миллионы людей по всему земному шару (Зимбардо Ф., 2010).

Можно говорить и о влиянии еще одной универсальной "среды", в качестве которой выступает или отдельная социальная группа, или все общество целом. В ней существуют и активно функционируют явные или подразумевающиеся правила действий или поведения, называемые социальными (групповыми) нормами действий и поведения.

В некоторых случаях социальные нормы подробны и точны. Например, правительства, в идеале, действуют на основании конституции и изданных законов, спортивные соревнования обычно регулируются четкими правилами, а знаки в общественных местах (например, вдоль дорог, в парках, аэропортах) подробно описывают ожидаемое поведение. Другие нормы, напротив, являются невыраженными или неявными. Большинство из нас подчиняются таким неписанным правилам, как "Не стойте слишком близко к незнакомым людям на эскалаторе" и "Не приходите на вечеринку точно в назначенный срок". Точно так же на нас влияют текущие и быстро изменяющиеся стандарты одежды, речи, внешности. Независимо от того, явными или скрытыми являются социальные нормы, очевидным остается один факт: большинство людей большую часть времени подчиняются им" (Бэрон Р., 2003).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие и психологическое обоснование конформности, место и значение конформного поведения в современной организации и обществе в целом. Моделирование конформности с помощью эксперимента Соломона Аша. Факторы, влияющие на степень конформности индивида.

    реферат , добавлен 13.12.2009

    Сущность психологической коррекционной работы. Причины и условия проявления конформности. Особенности проявления конформности в подростковом возрасте. Методики исследования коррекции повышенного уровня конформности подростков в тренинговой группе.

    дипломная работа , добавлен 16.07.2011

    Понятие об авторитете и его природа. Психология проявления авторитета в воинском коллективе. Авторитет актива подразделения. Сущность и формы ложного авторитета. Основные рекомендации по поддержанию авторитета руководителя в воинском коллективе.

    курсовая работа , добавлен 13.04.2012

    Социальная желательность как фактор поведения. Понятие социальной желательности. Социальная желательность и личностные черты. Эмпирическое исследование с применением шкалы социальной желательности Кроуна-Марлоу. Проверка надежности и валидности.

    курсовая работа , добавлен 17.05.2008

    Локус контроля как психологический фактор, характеризующий тип личности. История возникновения методики со стороны теории социального научения Дж. Роттера. Конформность как акцентуация характер. Отличия между интеральными и экстернальными личностями.

    курсовая работа , добавлен 22.05.2009

    Термин "групповая динамика". Образование малой группы, стадии развития. Принципы становления лидерства и руководства, а также психологических отношений в ней. Экспериментальные исследования конформности. Групповая сплоченность и принятие решений.

    презентация , добавлен 27.08.2013

    История экспериментального метода в России. Понятие и виды эксперимента в психолого-педагогических исследованиях, факторы, угрожающие его внутренней валидности. Выбор средств статистической обработки результатов, нужных для точного доказательства гипотез.

    курсовая работа , добавлен 28.05.2014

    Виды валидности теста и способы определения валидности. Отечественные и зарубежные концепции темперамента. Практическая диагностика темперамента с помощью опросника Я. Стреляу, методики Айзенка, методики Шмишека. Особенности применения темпинг-теста.

    курсовая работа , добавлен 21.09.2015

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Социальный мир создается людьми. Он возникает в результате разнообразных человеческих взаимодействий. Эта особая реальность, где действуют свои законы. Один из основных – закон всеобщего социального влияния. Оно существует все зависимости от того, ощущает человек его или нет – оно неизбежно. Человек постоянно испытывает на себе влияние и в свою очередь оказывает его сам. Восприятие влияние:

1. Человек может думать, что он абсолютно независим от социального воздействия. Ему кажется. Что его поведение – результат исключительно собственных решений и воли. Но нельзя жить в обществе и быть свободным от него (К.Маркс). Сам тот факт, что человек отгородился от социального воздействия и ушел в отшельники – есть результат социального воздействия.

2. Человек может думать, что сам он ни на кого не воздействует, но является пассивным объектом влияния общества, окружающих, ситуации. Это происходит от того, что собственное поведение мы не воспринимаем как факт воздействия на других.

Стратегии межличностного влияния Межличностное влияние – это сложный процесс, который не сводится лишь к вербальному убеждению с помощью аргументов. Здесь может быть задействованы самые разные стили и средства давления. Цель – управлять эмоциями другого человека. Э.Джонс и Т.Питтман полагают, что каждый из способов представляет собой определенную стратегию саморепрезентации, одна может доминировать, так же они могут применяться в зависимости от ситуации.

Лесть и заискивание: Вызывают чувство удовольствия у тех, кому они адресованы. Чаще всего, это не грубая, а замаскированная лесть, которые воспринимаются как вежливость и обходительность.(комплименты, одобрение слов и поступков, восхищение, выслушивание или почтительное молчание). Льстец хочет понравиться, произвести впечатление соратника, единомышленника. Это действует практически безотказно.

Угрозы и запугивание: Их используют, чтобы вызвать чувство страха и тревоги. Испуганный легче поддается влиянию. Запугивание также может быть завуалированным (не будешь есть кашу – не вырастешь). Запугивание мене эффективно, чем лесть, тем более, что страх – не самая приятная эмоция и не нравится людям. Поэтому такая стратегия используется тогда, когда разрыв отношений с человеком труден или невозможен (армия, тюрьма, учебное заведение, семья)

Самовосхваление, самореклама Человек хвалит самого себя, чем повышает в глазах окружающих свой авторитет и престиж. Но нет однозначного ответа – способно ли самовосхваление действительно вызвать эффект повышения авторитета. Иногда человек такими действиями добивается обратного. Эффективность зависит от чувства меры и здравого смысла

Самоназидательность Преследует цель вызвать у окружающих чувство вины. Человек сам себя ставит в пример окружающим. Индивид, который заявляет себя как объект для подражания. Стремится подчеркнуть свою образцовость, примерность, чтобы другой на этом фоне осознал свою никчемность, недалекость и ощутил вину. (Вот я в твои годы…). Как правило, от чувства вины человек стремится избавиться и это делает его уязвимым для управления.

Просительность, беспомощность и несамостоятельность Лидеры и вожди очень выигрывают, когда предстают перед последователями в качестве мучеников, пострадавших за свои убеждения, за веру и т.д. просительность призвана вызвать у людей чувство жалости, сочувствия и заботы. Жалеющий человек становится мягким и покладистым. Слабые нуждаются в покровительстве и найдется немало желающих эксплуатировать такие чувства.

Межличностное влияние по Сидоренко может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное всегда осуществляется ради какой-то цели, непреднамеренное – когда человек просто воспринимает другого. (достаточно одного факта присутствия) Виды влияния: Д.Френч и Б.Равен анализируют влияние точки зрения сил, действующих в обществе и заставляющих индивидов подчиняться им.

1. Сила наказания и вознаграждения – можно объяснить формулой стимул-реакция. Совместное применение этих стимулов выражает принцип «кнута и пряника». Если агент влияния может наказывать, то в его силах и вознаграждать, ведь даже уменьшение наказания может быть расценено как вознаграждение.

2. Экспертное влияние – оказывают люди или организации, которые обладают специальными знаниями, умениями, способностями, то есть тем, что отсутствует у непрофессионалов. (этот тип виляния выступает разновидностью информационного влияния)

3. Референтное влияние – оказывает человек или группа, с которыми индивид себя идентифицирует, кого признает в качестве образца для подражания, пример. Это влияние авторитета. (его частично можно считать разновидностью нормативного влияния)

4. Сила власти и закона – всецело почти основана на нормативном влиянии. Чиновник института принуждения (милиционер) вправе требовать подчинения, потому что его действия представляют закон.

Можно располагать сразу несколькими силами воздействия, но агент влияние имеет силу, если люди разделяют те же ценности и убеждения, что и он сам. (так, например, сложно ожидать от преступника соблюдение законов и норм общества). Характер влияния тоже неодинаков. Сила вознаграждения и Референтное влияние действуют более долговременно.

Дойч и Джерард выделили 2 вида влияния – информационное и нормативное .

1) информационное (давление оказывает меньшинство и член группы рассматривает его как информацию, на основе которой он сам должен осуществить выбор)

2) нормативное (давление оказывает большинство, его мнение воспринимается членами группы как норма)

Оба эти влияния вызывают такое явление как конформизм.

Информационное влияние:

Эксперимент М.Шерифа – аутокинетический эффект (когда нужно было определить степень смещения источника света в темной комнате. В условиях неопределенности (человек не знает точно) человек по одиночке определял смещение как незначительно, но при опросе в условиях группы, челны которой с видом знатока утверждали, что смещение сильное, испытуемые утверждали что смещение было больше.

Вероятно на участников повлияла новая информация от «знающих» людей, к тому же вся группа отвечала как один и очень уверенно. Поскольку человек не имеет инстинктивной видовой программы он очень зависим от информации, которая поступает от других в проблемной ситуации – как надо действовать.

Чем больше незнакомых ситуаций, тем больше человек подвержен информационному влиянию – человек зависим от того, на кого ему приходится ориентироваться.

Так же в отсутствии информации появляются слухи и сплетни.

Влияние также может оказаться труднопреодолимым и долговременным – человек воспринимает эту информацию как эталон, единственно верную, его сложно переубедить.

Нормативное влияние отличается от информационного тем, что оно проще, однозначнее и содержит в себе побуждение к соблюдению тех или иных норм.

Социально влияние посредством норм осуществляется сочетанием общественных, групповых норм и желанием человека быть «таким как все», его боязнью отличаться.

Эксперимент Аша : Молодым мужчинам, шестеро из которых были подставными, а один – испытуемым, предлагалось определить какой отрезок на карточке длиннее, а какой равен эталону (причем отсутствия информации не было – длина была довольно однозначной). Присутствие группы и их неправильные ответы изменило мнение испытуемых. 50 испытуемых дали 32% неверных ответов. Только 25% правильно сообщали ответ всякий раз противостоя групповому давлению. Данные экспериментальные ситуации демонстрируют пример конформизма. Конформизм – беспрекословное согласие с группой является влиянием (и подчинением) особого рода. Причины: Внешние и внутренние. Внешние действуют как угроза, внутренние – как потребность. Мера конформности зависит от разных факторов:

Размер группы (чем больше, тем сильнее влияние – только если группы сплочена как целое и нет разных мнений)

Взаимоотношения индивида с группой (чем больше расхождение, тем больше давления он будет испытывать)

Нормативное влияние как правило вызывает внешний конформизм.

Внутренние факторы (внутренний конформизм ): их причина информационное влияние.

Человек вынужден полагаться на внешние источники информации

Социальное сравнение – другие люди – это эталон правильного поведения (ощущение правоты и безопасности – я как все)

Самокатегоризация (человек идентифицирует себя с группой и это становится чертой нашего самосознания, поэтому нам важно его сохранить и мы соблюдаем групповые нормы и разделяем ценности)

Механизм влияния в обоих случаях различен : большинство в полном смысле давит на меньшинство нормой, подчиняя мнение индивида. Он при этом изменяет свое поведение, демонстрируя согласие, оставаясь внутри при своем мнении (внешний конформизм). Меньшинство лишь предполагает индивиду новую информацию, если индивид доверяет ей, то изменяет свое мнение, т.е. как бы происходит его обращение, принятие новой точки зрения (внутренний конформизм). С точки зрения формирования группы механизм социального влияния выступает как давление группы, которое подчиняется ее норме.

Вывод Московичи: меньшинство сможет победить своим влиянием и превратить свою позицию в норму (превращение информационного влияния в нормативное), но для этого необходимо соблюдать несколько условий поведения меньшинства: устойчивость позиции, уверенность при ее демонстрации, аргументированность в защите представляемой информации.

Конформность и гендер: Считалось, что женщины более подвержены влиянию, чем мужчины, но результаты таких исследований подвергнуты сомнению, потому что процедура проведения эксперимента (мужчины имели информационное преимущество). Но женщины могут быть более конформны и причина тому – нормативное влияние.

Уступчивость – объясняется также действием социальных норм, но отличается от конформизма. Уступчивость – это такое поведение, которое осуществляется в ответ на прямое, директивное требование или просьбу поступать так, а не иначе. Проявляется в ситуация просьбы, вежливости, нормы долга и ответственности, нормы взаимности (ты мне, я – тебе), использования манипулятивных приемов влияния: «нога в дверях» (уступил однажды, уступит и впредь), пробный шар (человек принимает на себя минимальные обязательства, а затем принимает большие), приманка (продемонстрировал намерение и уже не удобно от него отказываться – указывается стоимость одной батарейки, а их в комплекте 2, человек соблазнен ценой и уже не отказывается), «не в дверь, так в окно» (предлагается более сложная и обширная просьба, на которую следует отказ, а затем мелкая просьба, на которую, как правило, соглашаются).

Подчинение – исполнение прямых директив, приказов распоряжений.