Болезни Военный билет Призыв

Сочинение на тему «Природа в лирике А.С. Пушкина. Тема природы в лирике тютчева

Василий Андреевич Жуковский родился 29 января 1783 г. Он основоположник русского романтизма. Белинский говорил, что Жуковский дал для русской поэзии «душу и сердце». «Душа и сердце» присутствуют в произведениях, где Жуковский говорит о природе.

Природа была неотъемлемой частью в жизни Жуковского. Оставаясь наедине с ней, он находил в природе собеседника, пусть даже молчаливого. Жизнь природы очень таинственна, ее можно понять, разгадать. Жизнь Жуковского тоже была таинственна.

Возьмем, например стихотворение «Море», написанное в 1822 г. Поэт, рисуя морской пейзаж, постоянно приводит сопоставление мира природного и человеческого. Читатель видит безвольное море, светлое небо, соседствующее с темными тучами. Лирический герой очарован изменениями, происходящими в природных стихиях. Море близко состоянию души поэта. Оно олицетворяет собой плен, печаль, тоску. Жуковский, как и прежде, любит гармонию, восхищен согласием моря и неба. Но эта любовь не к покою, а к движению:

Ты живо; ты дышишь; смятенный

Любовью,

Тревожною думой наполнено ты.

«Безмолвное», «лазурное» море названо тут же «бездной», оно несет не успокоение, а тревогу вопросов, в нем есть «глубокая тайна». Слияние моря и неба обманчиво.

У Жуковского пейзаж связан с психологическим состоянием. Пейзаж и переживания сливаются в одно. Его ранняя элегия «Вечер» еще близка сентиментализму. Покой природы, замирающей в вечерней тишине, отраден для поэта. При зыбком блеске луны поэту вспоминается друзей «священных круг», песни пламени и музам, и свободе». В ночи человек чувствует свое одиночество: «Лишенный спутников, Влача сомнений груз, Разочарованной душою…» Но, заглянув в мир тайны, поэт спешит признать очарование реальной жизни, приветствует восход дневного светила:

…лиру оглася со свирелью

Пастухов,

Поет Светила возрожденья!

Даже восклицание о возможной близкой смерти, заключающие стихотворение, не грозит тоской. Растворение, слияние оказывается общим законом мироздания. Как лучи солнца тают в вечернем сумраке, сливаясь с меркнущей природой, так человек угасает и все же остается жить в воспоминаниях. Мир не разрушен конфликтами. Солнце, заходящее в первой части элегии, восходит в последней и отодвигает неверный, мерцающий, таинственный свет луны. Но все же печаль преобладает в этом стихотворении.

В стихотворениях и элегиях Жуковского про природу мы видим и общность настроения, художественных образов, и отличие грусти сентиментализма от горечи романтизма, большую глубину чувств, грозящую взрывом страстей, в романтическом произведении.

План сочинения
1. Вступление. Особенности пейзажа Фета.
2. Основная часть. Тема природы в творчестве поэта.
— Разнообразие картин природы у Фета.
— Конкретность и многоплановость пейзажа.
— Фет и .
— Импрессионизм Фета.
— Весенняя тема в лирике поэта.
— Зимняя тема в лирике поэта.
3. Заключение. Первый русский поэт-импрессионист.

«У г. Фета не находим мы ни глубоких мировых мыслей, ни остроумных афоризмов, ни сатирического направления…Поэзия его состоит из ряда картин природы…из сжатого изображения немногих неуловимых ощущений души нашей… Сила Фета в том, что поэт наш, руководимый своим вдохновением, умеет забираться в сокровеннейшие тайники души человеческой. Область его не велика, но в ней он полный властелин…», – писал о поэте А.В. Дружинин . И действительно, пейзажи, созданные поэтом, удивительны и вдохновенны, близки сердцу каждого русского человека. Природа не связана у Фета с крестьянским трудом, как у Некрасова, с миром душевных переживаний – как у Лермонтова. Но вместе с тем восприятие ее поэтом живо, непосредственно и эмоционально. Пейзаж здесь – это всегда индивидуально-личностное восприятие, фиксирующее не только какое-то явление природы, но и настроение поэта. Природа у Фета – всегда объект художественного восторга и эстетического наслаждения. Причем в центре внимания поэта – самые обыденные явления, а вовсе не эффектные, колоритные картины. И каждое мимолетное впечатление имеет для Фета собственную привлекательность. Он безотчетно радуется жизни, не задумываясь над ней. Ему свойственен какой-то простодушный взгляд на явления жизни, храрктерный для незамутненного сознания.
В произведениях поэта представлены все наши времена года: нежная весна – с пушистыми вербами, с первыми ландышами, с тонкими клейкими листочками распустившихся берез; жгучее, знойное лето – со сверкающим терпким воздухом, с синим полотном неба, с золотыми колосьями раскинувшихся вдали полей; прохладная, бодрящая осень – с пестрыми косогорами лесов, с птицами, потянувшимися вдаль; ослепительная русская зима – с ее неуемной метелью, свежестью снегов, замысловатыми узорами морозов на оконном стекле. Фет любит наблюдать за таинством природной жизни, и взору его открывается весь круговорот ее, все многообразие и многоголосие. Вот «природы праздный соглядатай» следит за полетом ласточки над «вечереющим прудом», вот на цветке отчетливо возникают воздушные очертанья бабочки, вот расцветает, полыхая нежным ароматом, царица-роза, чувствующая близость соловья, вот оживляются крикливые цапли, радуясь первым солнечным лучам, вот беспечная пчела вползает в «гвоздик душистой сирени».
Природные образы, созданные поэтом, предельно конкретны, осязаемы, полны многочисленных зрительных деталей, запахов, звуков. Вот жаркий летний день, сверкающий и знойный, играет своими яркими, ослепительными красками: «синеют неба своды», тихо плывут волнистые облака. Откуда-то из травы доносится неугомонный и трескучий звон кузнечика. Невнятно колеблясь, дремлет сухой и жаркий полдень. Но неподалеку раскинулась густая липа, в тени ее ветвей свежо и прохладно, полдневный зной не проникает туда:

Исследователи отмечали, что в произведениях поэта явления природы описываются «детальнее, предстают более конкретными, чем у его предшественников. В стихах Фета мы встретим, например, не только традиционных птиц, получивших привычную символическую окраску, как орел, соловей, лебедь, жаворонок, но и таких, как лунь, сыч, черныш, кулик, чибис, стриж…» . Во многих стихотворениях поэта описано конкретное время суток, зачастую это раннее весеннее утро или теплая весенняя или летняя ночь. Природа здесь соотнесена с чувствами человека:

Какая ночь! Все звезды до единой
Тепло и кротко в душу смотрят вновь,
И в воздухе за песнью соловьиной
Разносится тревога и любовь.

(«Еще майская ночь»)

Вообще, образ звезд часто встречается в произведениях Фета. К.Г. Паустовский считал поэта основоположником космической лирики. И здесь поэт сближается с Ф.И. Тютчевым. Вот стихотворение, которое очень любил П.И. Чайковский:

На стоге сена ночью южной
Лицом ко тверди я лежал,
И хор светил, живой и дружный,
Кругом раскинувшись, дрожал.

Поэт здесь как будто остается один на один со Вселенной. Он смутно осознает свое одиночество и вместе с тем особую значительность, какую-то торжественность этой минуты:

Земля, как смутный сон немая,
Безвестно уносилась прочь,
И я, как первый житель рая,
Один в лицо увидел ночь.

Он не просто ощущает свое родство с этой «бездной полуночной», – он переживает необычайное состояние погружения души в космическую глубину:

Я ль несся к бездне полуночной,
Иль сонмы звезд ко мне неслись?
Казалось, будто в длани мощной
Над этой бездной я повис.

И с замираньем и смятеньем
Я взором мерил глубину,
В которой с каждым я мгновеньем
Все невозвратнее тону.

(«На стоге сена ночью южной…»)

Здесь ощущения человека, глядящего на небо, ассоциируются у поэта с ощущениями растворения души в космосе. Тютчевские мотивы, философские мысли звучат у Фета в таких стихотворениях, как «Осень», «Ласточки», «Есть ночи зимней блеск и сила…», «Я рад, когда с земного лона…».
Во многих пейзажах Фет предстает перед нами как поэт-импрессионист. Как замечает Б.Я. Бухштаб, «поэт зорко вглядывается во внешний мир и показывает его таким, каким он предстал его восприятию, каким кажется ему в данный момент. Его интересует не столько предмет, сколько впечатление, произведенное предметом» . Вот, например, стихотворение «Ярким солнцем в лесу пламенеет костер…»:

Ярким солнцем в саду пламенеет костер,
И, сжимаясь, трещит можжевельник ;
Точно пьяных гигантов столпившийся хор,
Раскрасневшись, качается ельник.

В последней строфе его мы узнаем, что деревья лишь кажутся качающимися в неверных отблесках костра. Внешний мир как бы окрашивается душевными настроениями поэта. С этим связан антропоморфизм, одухотворение природы в лирике Фета. Так, роза у него «странно улыбнулась», «звезды молятся, пруд грезит», «тополь сонный дремлет». Мир природы у него очеловечивается, человек же, наоборот, является гармонической частью этого мира. Как отмечают исследователи, здесь сказывается явное влияние на творчество поэта лирики Гейне.
В лирике Фета мы встречаем множество радостных, весенних стихотворений. Поэт с замиранием сердца ожидает прихода весны. Его душа, волнуясь, прислушивается к ее легкому дыханью, к ее родному призыву, угадывает первые приметы оживления мертвой, зимней природы:

Уж травка светит с кочек талых,
Плаксивый чибис прокричал,
Цепь снеговую туч отсталых
Сегодня первый гром прорвал.

(«Еще, еще! Ах, сердце слышит»)

Зеленый хоровод деревьев, звонкая песнь сверкающего ручья, кудрявый плющ, сопричастный весенней жажде – все это радует и волнует поэта, вселяя в него необыкновенную жажду жизни, преклонения перед ее вечной красотой. Природа соотносится у Фета с человеческими чувствами, с особым восприятием жизни. Так, весна порождает в нем какую-то особую лень, неясную тоску, чувственную негу:

Пропаду от тоски я и лени,
Одинокая жизнь не мила,
Сердце ноет, слабеют колени…
В каждый гвоздик душистой сирени,
Распевая, вползает пчела.

(«Пчелы»)

Весной поэт вновь вспоминает о любви, у него появляется надежда вновь обрести счастье:

Снова в сердце ничем не умеришь
До ланит восходящую кровь,
И душою подкупленной веришь,
Что, как мир, бесконечна любовь.

(«Весенние мысли»)

Одновременно весенние стихотворения Фета – это и гимн вечному обновлению жизни, гимн молодым, могучим силам природы:

Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало,
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой.

(«Я пришел к тебе с приветом»)

Чувства героя здесь целиком соответствуют тайным движениям природы, которая как будто отражается в его душе. Герой «весенней полон жаждой», душа его открыта навстречу счастью. Весенняя природа у Фета девственно невинна, несмотря на особую чувственную атмосферу, царящую в ней:

Так дева в первый раз вздыхает,
О чем не ведая еще,
И в первый раз благоухает
Ее блестящее плечо.

(«Первый ландыш»)

Весна у поэта – это невеста-царица, сошедшая на землю и ожидающая своего жениха. «Очарованная сном», «нема и холодна», она еще спит в своем ледяном гробе, но Он призван пробудить ее из «стужи мертвых грез».
Если весенняя природа ассоциируется у поэта с утренним пробуждением, то зимняя – с безмолвием лунной ночи. В лирике Фета мы часто встречаем зимний ночной пейзаж:

Ночь светла, мороз сияет,
Выходи – снежок хрустит;
Пристяжная озябает
И на месте не стоит.

(«Ночь светла»)

Если весенние картины природы у поэта радостны, наполнены светом, теплом, жизнью, то в зимних пейзажах зачастую возникает мотив смерти: печальная береза одета в «траурный» наряд, ветер зловещий свистит над дубовым крестом, яркий зимний свет освещает ход склепа. Мысль о смерти, о небытии, об опустевшей земле сливается в воображении поэта с видом зимней, уснувшей вечным сном природы:

Селенье спит под снежной пеленой,
Тропинки нет по всей степи раздольной.
Да, так и есть: над дальнею горой
Узнал я церковь с ветхой колокольней.
Как мерзлый путник в снеговой пыли,
Она торчит в безоблачной дали.
Ни зимних птиц, ни мошек на снегу.
Все понял я: земля давно остыла
И вымерла…

(«Никогда»)

Многие зимние пейзажи Фета своей простотой и реалистичностью очень напоминают пушкинские пейзажи. Как и , он умел находить прелесть и изящество в скромной русской природе:

Я русский, я люблю молчанье дали мразной,
Под пологом снегов как смерть однообразной…
Леса под шапками иль в инее седом,
Да речку звонкую под темно-синим льдом.

(«Я русский, я люблю молчанье дали мразной»)

Таким образом, пейзажная лирика Фета неразрывно слита с внутренним миром лирического героя. Очарование его стихов – в непосредственности и эмоциональности поэтического восприятия природы. Фета считают первым русским поэтом-импрессионистом, поэтом, безоглядно отдающимся своему впечатлению, эмоциям. Недаром Бальмонт заметил, что поэзия Фета – это «сама природа, зеркально глядящая через человеческую душу» .

1. Дружинин А.В. Литературная критика. М., 1983, с. 88–89.

2. Боткин В.П. Картины природы в произведениях Фета. – Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин). Его жизнь и сочинения. Сборник ист. – лит. статей. Составил В. Покровский. М., 1911, с. 95.

3. Бухштаб Б. Я. А.А. Фет. Очерк жизни и творчества. Л., 1990, с. 102.

4. Там же, с. 84.

5. См.: Бальмонт К. О поэзии Фета. М., 1934.

Сюжеты стихотворений разные. Пушкинский– становление пророка. Лермонтовский– это жизнь поэта, ставшего пророком. В основе пушкинского пророка – книга пророка Исайи, Лермонтов обратился к "Книге пророка Иеремии" и к "Плачу Иеремии". Лермонтов выбрал трагический сюжет: непонимание во взаимоотношениях пророка и тех, кому он хотел служить. Пушкинский пророк преображается духовно, у Лермонтова есть портрет пророка. Его видят со стороны. И этот портрет вызывает сочувствие. Пушкинский пророк торжествен. Лермонтовский суров. Гармония мира открылась лирическому герою в стихотворении Пушкина. Он готов к встрече с людьми, готов “глаголом жечь сердца людей”. Лермонтовский же пророк увидел "Страницы злобы и порока": он не принят людьми, он изгнан. В стихотворении Некрасова миссию пророка выполняет идеальный общественный деятель. Времена переменились – "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан" ("Поэт и гражданин"). Сам факт отражения в стихотворении мыслей Некрасова о Чернышевском бесспорен. Исследователи творчества Некрасова (В.Е. Чешихин-Ветринский) отмечают обобщенность, типичность образа некрасовского пророка, приложенного к любому человеку 70-х г., соединившему в себе революционный демократический идеал с очарованием нравственной чистоты и красоты. В стихотворениях Пушкина и Лермонтова повествование ведется от лица пророка. У Некрасова – от лица лирического героя. Помимо точки зрения самого лирического героя, в "Пророке" Некрасова точно (с помощью прямой речи) передаются точки зрения неизвестного, упрекающего пророка ("Забыл он осторожность! Он будет сам судьбы своей виной!) и пророка ("Жить для себя возможно только в мире, но умереть возможно для других"). Некрасов в своем стихотворении показывает историю пророка не изнутри, а со стороны, предельно (максимально) объективизирует ее. Пророк Лермонтова, самый "своевольный", сам поясняет содержание своих "глаголов" и выносит оценку совершаемому. При этом его миссия двояка, она сводится к исправлению рода людского – разоблачения "злобы и порока" и поучению в любви и истине. В стихотворении Некрасова оценку судьбы пророка выносят люди – "упрекающий" и лирический герой, которому, в буквальном смысле, принадлежит последнее слово. Предназначение пророка на этот раз – "не провозглашать любви и правды чистые ученья" (Лермонтов). Напомнить погруженным в суету и "жизнь для себя" людям о Боге он должен иначе – не словом, а делом , своей крестной жертвой.

Урок – семинар по литературе в 9 классе

Тема урока : Образ природы в лирике А.С.Пушкина

Цель урока: создание условий для формирования у обучающихся предметных и надпредметных компетентностей

Задачи урока: * закрепить навык анализа стихотворного текста;

  • Овладение учащимися художественного образа, выразительными средствами языка;
  • Показать учащимся непреходящую ценность лирических произведений А.С.Пушкина;
  • Воспитывать интерес к разным видам искусства.

Пушкин! Он и в лесах не укроется,

Лира выдаст его громким пением…

А.А.Дельвиг

Ход урока

  1. Оргмомент
  2. Завязка урока.

Посмотрите внимательно в окно. Какие строчки из стихов приходят на память, когда вы смотрите на этот пейзаж?

Кому из поэтов принадлежат эти строки?

Вступительное слово учителя

Одна из вечных и прекрасных тем мирового искусства – природа. Нет ни одного значительного поэта, художника или композитора, душа которого не отозвалась бы на её красоту. « В ней есть душа, в ней есть свобода», - это сказано о природе. В ней неиссякаемый источник для поэтов, художников, композиторов и, быть может, для нас с вами.

Пейзажная лирика занимает важное место в поэтическом мире А.С.Пушкина. Он был первым русским поэтом, который не только сам познал и полюбил чудесный мир природы, но и открыл его прелести читателям.

Я с Пушкиным не разлучаюсь,

Жить без него я не могу.

Его читаю – наслаждаюсь,

Смакую каждую строку.

И мне становится милее

Родной любимый уголок,

Душе становится теплее

От пушкинских волшебных строк.

Эти строчки принадлежат поэту А.Грицунову. И пусть вам тоже станет теплее от удивительных стихов А.С.Пушкина.

  1. Выступление учащихся с сообщениями.

Учитель:

Принципы изображения природы в лирике Пушкина постоянно меняются в зависимости от эволюции художественного метода. Это значит, что для каждого периода творчества поэта характерны свои особенности восприятия и приёмы воплощения пейзажа в лирических стихотворениях.

Работа в тетрадях: запись темы, составление таблицы

Период творчества

Название стихотворений

Способ отражения темы

1 группа «Первый период творчества 1817 – 1820 г.»

В ранней лирике Пушкина пейзаж – средство создания фона, на котором изображены чувства лирического героя.

Стихотворение «Деревня» написано в 1818 году. В нём отражены конкретные впечатления от поездки Пушкина в село Михайловское. Пейзаж точно воспроизводит окрестности села.

(выразительное чтение 1 части стих – я)

Какой видит поэт деревню?

Какие испытывает чувства?

(Здесь всё радует взор: сад и луг, холмы и нивы. Деревня становится приютом «спокойствия, трудов и вдохновенья». В душе пробуждается размышление, зреют «творческие думы»)

Что противопоставляет Пушкин описанию прекрасной сельской природы? (картины позорного рабства. Чтение 2 части стих)

«Деревня» как художественное произведение вобрало в себя традиции русской литературы и современные идеи декабризма. Это рассказ о реальной деревне, о подлинных страданиях крестьян, которым поэт выражает сочувствие.

Запись в тетради, в 3 графе таблицы «Лирический герой находит счастье и свободу на лоне природы. Но «мирной» тишине и покою природы противопоставлен социальный конфликт.

2 группа «2 период творчества 1820 – 1824. Южная ссылка»)

Южная ссылка поэта обернулась новыми яркими впечатлениями. Кавказ поразил своим величием, первозданной красотой. К романтическим стихам Пушкина, содержащим картины природы, относятся «Редеет облаков летучая гряда»…, «погасло дневное светило» (написано ночью на палубе военного брига «Мингрелия»), «К морю».

Стихотворение «Редеет облаков летучая гряда» привлекло внимание композитора Римского – Корсакова. Так родился прекрасный романс. Композитор создаёт великолепный образ моря. (Слушаем романс)

Не менее прекрасен образ моря и в стихотворении «К морю» (1824)

Каковы мотивы этого стихотворения? (мотив прощания: автор прощается с романтизмом, морем, югом)

Какие средства поэтической выразительности использует поэт в стихотворении?

  • Антитеза: свободная стихия противопоставлена несвободе человека в обществе
  • Метафорические эпитеты, связанные с мотивом «свобода – несвобода».
  • Метафоры («стая кораблей»)
  • Олицетворение (море – адресат)
  • Метонимия («смиренный парус рыбарей»)
  • Перифраз («моей души предел желанный»)

Стихия моря олицетворяла для Пушкина свободу. Прощаясь со свободной стихией, поэт словно даёт клятву, что не забудет «торжественной красы» моря, его «гул в вечерние часы», « и блеск, и тень, и говор волн», тем самым подчёркивая свою приверженность идеалам « вольности святой».

Посмотрите на иллюстрацию картины художника Репина и Айвазовского «Прощай, свободная стихия» .

Какие строки Пушкина очень точно передают настроение художника?

Пушкин словами, а художник красками сумели передать порыв души мятежной, свободолюбивой.

(Заполнение таблицы. В основе стихов этого периода традиционный романтический конфликт – неудовлетворённость действительностью. Несвободному человеку противопоставляется свободная природа – бурная или грозная стихия.)

В июле 1824 года Пушкин приехал в Михайловское «в далёкий северный уезд». Поэт не сразу осознал, чем станет для него Михайловское, - мучился, вспоминал Одессу. Но именно здесь, в деревне, в уединении, Пушкин осознал себя профессиональным писателем, для которого литература – самое серьёзное дело жизни. В стихотворениях этого времени важнейшее место занимает пейзаж средней полосы России, реалистический пейзаж сознательно противопоставленный романтическому. Часто появляется зимний пейзаж. Стихотворение «Зимний вечер» (1825) – это разговор Пушкина с няней.

С чем сравнивает поэт бурю? (то со зверем, то с плачем ребёнка)

Какое настроение у лирического героя? (оно созвучно настроению природы: состояние обеспокоенности)

В стихотворении «Зимняя дорога» (1826) звучит тихая грусть, одиночество путника, затерявшегося в снежных пространствах. Это состояние лирического героя подчёркнуто описанием окружающего пейзажа.

Основные темы этого периода – общность с природой, гармония.

(Заполнение таблицы. Стихи этого времени изображают реалистический пейзаж. Лирический герой чувствует общность с природой, полную гармонию)

4 группа «4 период 1832 – 1836. Философская лирика и лирика природы»

В 1833 году в Болдино поэт написал стихотворение «Осень». Ни одно время года не вызывало в поэте такого очарования, как осень. Само увядание природы Пушкин изобразил как могучее проявление жизни. (чтение стихотворения)

Что ценит поэт в осени? (её прощальную красу)

С каким чувством Пушкин описывает осень?

Приведите примеры цитат из стихотворения «Осень», подтверждающие любовь поэта к этому времени года.

За что поэт так любит осень? (поэту легко отдыхается в это время года, легко пишется, легко рифмуется)

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге

Минута – и стихи свободно потекут.

Именно осенью он создал свой золотой поэтический фонд. Только за 3 месяца знаменитой Болдинской осени (1830) Пушкин написал около 30 стихотворений, «Маленькие трагедии», «Повести Белкина», 10 главу «Евгения Онегина». Поистине сказались чудодейственное влияние природы и тишина уединения.

Читаешь стихи Пушкина, невольно хочется увидеть лично рощу в Болдино, « последние листы с нагих…ветвей», ощутить «осенний хлад». Кажется, что осень в стихах очеловечена, представлена виде живого существа.

П.И.Чайковский писал: «Силою гениального таланта Пушкин вырывается из тесных сфер стихотворничества в бесконечную область музыки. В самом Пушкинском стиле есть что – то, проникающее в самую глубь души. Это что – то и есть музыка».

  • Учитель читает стихи:

Тихо – тихо сядем рядом –

Входит музыка в наш дом

В удивительном наряде,

Разноцветном, расписном.

И раздвинутся вдруг стены –

Вся земля видна вокруг:

Плещут волны речки пенной,

Чутко дремлют лес и луг.

Вдаль бегут степные тропки,

Тают в дымке голубой.

Это – музыка торопит

И ведёт нас за собой.

(Звучит музыка П.И.Чайковского «Октябрь»)

Какие картины вы представили, когда звучала музыка?

Какие строчки из стихотворения Пушкина созвучны этой музыке?

Какое настроение навевает музыка?

Да. Ребята, эта музыка не только об осени, о расставании с летом, но это и задумчивое, печальное настроение у человека. В мелодии преобладают грустные интонации. В ней пейзаж и настроение человека соединились воедино.

П . И . Чайковский - певец красоты . Он умеет увидеть прекрасное в том, к чему мы обычно остаемся равнодушны . Его творения помогают нам лучше понять родную природу, увидеть прелесть осени.

Композитор писал: «Каждый день отправляюсь на далёкую прогулку, отыскиваю где – нибудь уютный уголок в лесу и бесконечно наслаждаюсь осенним воздухом, пропитанным запахом опавшей листвы, тишиной и прелестью осеннего ландшафта»…

Ребята, а какое впечатление произвело на вас стихотворение «Тихо – тихо сядем рядом»…? (текст стихов у каждого ученика)

Было ли оно для вас новым, или вы уже встречали подобное?

Как вы считаете, уместным ли оно было перед звучанием «Осенней песни» П.И.Чайковского?

Подготовило ли это стихотворение к восприятию музыки?

Какие образные средства помогают почувствовать вкус стихотворения? (метафора и олицетворение)

Очень часто музыка и стихи не только дополняют друг друга, но и звучат в одной тональности. Так звучат в одной тональности стихотворение Пушкина «Осень» и «Осенняя песня» П.И.Чайковского.

Музыка, как и поэзия, рисует нам картины, заставляет трепетать сердца, грустить и плакать.

О том, как музыка воздействует на человека, написал в своём стихотворении английский поэт - романтик, друг лорда Байрона, Перси Биши Шелли.

Музыка

Умолкли музыки божественные звуки,

Пленив меня на миг своим небесным сном.

Вослед моей мечте я простираю руки, -

Пусть льётся песня вновь серебряным дождём:

Как выжженная степь ждёт ливня и прохлады,

Я СТРАСТНО ЗВУКОВ ЖДУ, ИСПОЛНЕННЫХ ОТРАДЫ!

О гений музыки! Растёт тоски волна!

Пошли созвучий мне живое сочетанье:

Я свежий кубок твой не осушил до дна.

Я в сердце не убил безбрежное страданье!

Ещё, ещё молю! Как шумный водопад,

Пошли мне звонких струй блистательный каскад!

Фиалка нежная тоскливо ждёт тумана,

Чтоб чашечку её наполнил он росой,

Так точно жажду я минутного обмана

Созвучий неземных с их дивною красой.

И вот они звенят… Я с ними вновь сливаюсь…

Я счастлив… Я дрожу… Я плачу… Задыхаюсь…

Что испытывает лирический герой, слушая музыку?

Как поэт называет музыку? (божественные звуки, созвучий живое сочетанье, звонких струй пленительный каскад и т.д.)

Назовите глаголы, которые передают настроение ожидания.

Какие строчки созвучны с вашим настроением?

Обратите внимание: стихотворение написано в 19 веке. И век другой, и поэт другой национальности, а восприятие музыки одинаково. Когда мы смотрим на пейзаж или читаем стихи, то можем услышать музыку. Ведь у музыки тоже есть свои краски.

Пушкинский стиль отличался большой музыкальностью, которая привлекала композиторов. «Пушкин – неисчерпаемый родник для русской музыки», - писал композитор А.Н.Серов.

События личной жизни поэта, родная природа, грустные размышления о быстротекущей жизни – всё, что волновало Пушкина в последние годы жизни, нашло отражение в стихотворении «…Вновь я посетил…» (1835). Уже в начале стихотворения поставлена жизненно важная проблема: непрерывное обновление – закон природы.

Уж десять лет прошло с тех пор – и много

Переменилось в жизни для меня,

И сам, покорный общему закону,

Переменился я…

Вот холм лесистый, над которым часто

Я сиживал недвижим – и глядел

На озеро, воспоминая с грустью

Иные берега, иные волны…

Кажется, не изменился лишь сельский пейзаж: то же озеро, те же вокруг «рассеяны деревни», те же «три сосны стоят». Но это обманчиво. Вечное обновление происходит и в природе.

… Но около корней их устарелых

(Где некогда всё было пусто, голо)

Теперь младая роща разрослась.

Зелёная семья: кусты теснятся

Под сенью их, как дети…

В стихотворении мастерски нарисована картина. В центре её – старые деревья… Корни сосен «устарелые», молодая разросшаяся роща названа «семьёй», кустарник сравнивается с детьми.

Поэт приветствует и прославляет «племя младое, незнакомое», не огорчаясь тем, что не увидит его «могучий поздний возраст». «Племя» - это не только «сосновая семья», но и молодое поколение людей. Недаром поросль сравнивается с детьми, не случайно в заключительных строках появляется образ внука, который «услышит… приветливый шум» деревьев и «вспомянет» о поэте.

(запись в тетради, таблица)

Период творчества

Название стихотворения

Способ отражения темы

1818 - 1820

«Деревня»

Лирический герой находит счастье и свободу на лоне природы. Но «мирной» тишине и покою природы противопоставлен социальный конфликт

1820 - 1824

«К морю»

«Погасло дневное светило»

«Редеет облаков летучая гряда»

В основе стихов этого периода традиционный романтический конфликт – неудовлетворённость действительностью. Несвободному человеку противопоставляется свободная природа – бурная или грозная стихия.)

1824 - 1831

«Зимний вечер»

«Зимняя дорога»

Стихи этого времени изображают реалистический пейзаж. Лирический герой чувствует общность с природой, полную гармонию)

1831 - 1836

«Осень»

«Вновь я посетил…»

Природа как философская тема. Бессмертная, но неразумная природа противопоставлена разумному, но обречённому на смерть человеку

Развитие пейзажной лирики А.С.Пушкина – это движение от классицизма через романтизм к реализму. Поэт был настоящим живописцем природы, он воспринимал её зорким взглядом художника и тонким слухом музыканта.

  1. Заключительное слово учителя

Когда – то Ф.М.Достоевский сказал: «Красота спасёт мир». Стихи, музыка и живопись помогают нам открывать красоту родного края, призывают охранять всё живое, учат понимать язык природы. В природе есть своё волшебство, своя чарующая прелесть, которая лечит душу, приобщая её к прекрасному мигу осознания себя частицей всей Вселенной.

  1. Итог урока:
  2. Используя приём «Синквейн», ученики пишут небольшое стихотворение о природе А.С.Пушкина.
  • Кто? Что? 1 существительное. Природа
  • Какой? 2 прилагательных
  • Что делает? 3 глагола
  • Что вы думаете о теме? Фраза из 4 слов
  • Кто? Что? Новое значение темы. 1 существительное

Пример получившегося стихотворения: (правда, поэты из нас не получились)

Природа

Прекрасная Свободная

Восхищает, вдохновляет, успокаивает

Пушкин любил мир природы.

Вдохновение

  1. Домашнее задание: Выучить любимое стихотворение А.С.Пушкина

На уроке литературы я использовала музыку и живопись, так как эти виды искусства более других нам доступны. И композиторы, и художники во все времена воспевали природу, поэтому подобрать соответствующий материал было несложно. Стихи Пушкина А.С. в сочетании с живописью и музыкой зазвучали наиболее ярко, красочно, проникновенно и образно.

Для включения в урок литературы других видов искусства я выбрала 2 стихотворения, посвящённых музыке: стих. неизвестного автора « Тихо – тихо сядем рядом» и стих. английского поэта « Музыка». Стихотворение «Тихо – тихо сядем рядом» приглашает послушать звуки осени, подготавливает ребят к восприятию музыки.

Стихотворение «Музыка» анализируется после прослушивания музыки Чайковского «Осенняя песня». В нём говорится о том, как музыка воздействует на человека.

Оба стихотворения очень эмоциональны, хорошо вписываются в тему урока и не мешают пониманию изучаемого материала. Наоборот, эти стихи помогают лучше понять связь между разными видами искусства и их влияние на человека.