Болезни Военный билет Призыв

Сочинение на тему: Философские мотивы в творчестве С. А. Есенина. Чем объединены эти две строфы

Ранняя лирика . «Моя лирика жива одной большой любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве». – писал Есенин. Родился поэт в селе Константиново на Рязанщине, и «чувство родины» с детства стало неотъемлемой частью сердца и самой жизни Есенина.

В ранней лирике поражает свежесть и светлость, та звонкость, которая есть и в самой природе. «Есенин – орган, созданный природой для выражения любви ко всему живому», - эти слова Горького очень точно подходят к стихам Есенина о родине и природе. В России для Есенина слилось всё: родная земля и неброская красота русской природы, одиночество матери и седина отца, первая любовь и жалость ко всему живому, к «братьям нашим меньшим». В стихах Есенина природа одухотворяется, наделяется своими чувствами и характером. Человек – часть природы, природное и человеческое нераздельны: в есенинских строчках естественно и органично человеческие чувства передаются через образы природы, а природа олицетворяется («головы моей куст», «буйство глаз и половодье чувств», «хорошо под осеннюю свежесть душу-яблоню ветром стряхать», «в сердце ландыши вспыхнувших сил»). Сама человеческая жизнь уподобляется «золотой роще», «розовому коню». Жизнь человека – цветение, смерть – увядание, молодость – «души сиреневая цветь», зрелость – «закружилась листва золотая», «как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова».

Единство человеческого и природного миров подчеркивается и своеобразием ярких, уникальных сравнений и метафор. Мир един, поэтому естественно и органично создаются метафорические образы, обнаруживающие возможность всеобщего слияния: «изба-старуха челюстью порога жуёт пахучий мякиш тишины», «сыплет черёмуха снегом», «словно яблонный цвет, седина у отца пролилась в бороде», «закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек легкая стая с замираньем летит на звезду», «может, вместо зимы на полях это лебеди сели на луг».

Цветовая гамма ранней лирики Есенина светлая, разнообразная, гармонично перекликающаяся с цветами самой природы: белый, розовый, золотой, красный, рыжий, голубой, синий. Наиболее часто встречается синий цвет – цвет свежести, чистоты и надежды: «только синь сосёт глаза», «синь, упавшая в реку», «голубую оставил Русь».

Есть в России Есенина легкая грустинка: «озёрная тоска», «пастушеская грусть», «тоска бесконечных равнин». Родина поэта – тихая, кроткая, быть может, поэтому и любовь к ней неразрывно соединяется с просветляющей душу жалостью.

Лирический герой ранних поэтических циклов Есенина «Радуница» и «Голубень» - нежный отрок, странствующий по Руси, «захожий богомолец», идущий по русской земле и не устающий любоваться ее красотой. Глаза этого странника широко распахнуты, мир словно физически соприкасается с ними: «Только синь сосёт глаза». В герое ранней лирики Есенина поражает искренность и яркость первозданного взгляда на мир, это человек, наделенный счастливым даром понимать душу природы, язык растений и животных, не случайно в стихах Есенина природа одухотворяется. Ощущение кратковременности земной жизни рождает в душе лирического героя не страх перед смертью, а особенно обостренное чувство красоты. Герой Есенина ощущает себя частицей, способной «разнести свет», радостно принимает жизнь, преклоняется перед красотой родной земли, воспринимая бытие как чудо.

Русь в годину испытаний . Стихотворение «Русь», написанное в год начала первой мировой войны – 1914, - отражает Русь в годину испытаний. В начале стихотворения создается образ древней Руси – с колдовскими чарами и одновременно простотой и кротостью. Лирический герой чувствует к такой Руси любовь, которая стала частью сердца:

Но люблю тебя, родина кроткая!

А за что - разгадать не могу.

Весела твоя радость короткая

С громкой песней весной на лугу

О такой любви, причину которой не разгадать и не понять, писал и Лермонтов в стихотворении «Родина».

Година испытаний и невзгод пришла в мир природный и человеческий: «машет саваном пена с озёр», «чашка неба расколота», «закачались лампадки небес». И крестьяне – «мирные пахари» - без лишних слов и слёз пошли на защиту Руси, как когда-то, объединенные «скрытой теплотой патриотизма», шли герои Л.Н.Толстого:

Собиралися мирные пахари

Без печали, без жалоб и слез,

Клали в сумочки пышки на сахаре

И пихали на кряжистый воз.

По селу до высокой околицы

Провожал их огулом народ...

Вот где, Русь, твои добрые молодцы,

Вся опора в годину невзгод.

Изначальное, вечное дело «мирных пахарей» - защищать родину в годину испытаний, изначальное, вечное дело женщин – печалиться о своих любимых, верить и ждать.

Поздняя лирика. В творчестве Есенина двадцатых годов появляются тревожные, даже трагедийные нотки, радость в душе его лирического героя все чаще соседствует с грустью. Нежный отрок, странствующий по Руси, уступает место в цикле «Москва кабацкая» «хулигану», «бродяге и вору»: «Я московский озорной гуляка», «оттого прослыл я шарлатаном, оттого прослыл я скандалистом» - так называет поэт своего лирического героя. Душевный надлом, попытка найти себя в изменившемся мире и новом времени - всё это отразилось в стихах этого периода.

Есенину суждено было ощутить всю тяжесть слова «последний»: «Я последний поэт деревни», - так с беспредельной грустью говорит о себе поэт. Его Русь - это Русь «золотой бревёнчатой избы», а потому надвигающая эра господства железа и стали губительна для есенинской «голубой Руси» - об этом стихотворения «Мир таинственный, мир мой древний», « Сорокоуст», «Я последний поэт деревни». На деревню надвигается безжалостный город: «вот сдавили за шею деревню каменные руки шоссе», «на тропу голубого поля скоро выйдет железный гость. Злак овсяный, зарёю пролитый, соберёт его чёрная горсть». В цветовой палитре лирики Есенина всё чаще появляется трагедийный и тревожный черный цвет. Железо для Есенина навсегда осталось антиподом всему живому, трепетному и хрупкому, поэтому не случайно такой бесконечной трогательной грустью в стихотворении «Сорокоуст» наделяется образ маленького жеребёнка, бегущего на поездом.

Мотив дороги, один из центральных мотивов в лирике Есенина, также наполняется драматическими оттенками – это дорога, уводящая от родины:

Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь.

В три звезды березняк над прудом

Теплит матери старой грусть.

Золотою лягушкой луна

Распласталась на тихой воде.

Словно яблонный цвет, седина

У отца пролилась в бороде.

Я не скоро, не скоро вернусь!

Долго петь и звенеть пурге.

Стережёт голубую Русь

Старый клён на одной ноге.

И я знаю, есть радость в нём

Тем, кто листьев целует дождь,

Оттого, что тот старый клён

Головой на меня похож.

Однако наиболее трагичные изменения – те, которые принесла с собой революция. Теперь уже не поэт отдаляется от родины – его Россия исчезает: «голубая Русь» превращается в «Русь советскую». В прежнюю Россию уже не возвратиться – об этом стихотворение «Русь советская». В автобиографии Есенин пишет: «В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал всё по-своему, с крестьянским уклоном». Впечатления Есенина тех лет: «Был в деревне. Всё рушится… надо самому быть оттуда, чтобы понять…Конец всему». Ощущение распада времён, разрушения векового уклада, разлом бытия. Поэт мучительно пытается найти себя в новом мире, но связи со старой Русью он не в силах разорвать – отсюда его приятие и одновременно неприятие совершающегося. Принимая изменения разумом, лирический герой Есенина не может принять их сердцем: как бы «голос мысли» ни убеждал сердце смириться с неизбежным превращением «Руси голубой» в «Русь советскую», однако в глубине души острой болью отозвались обида, отчаяние и горькая ирония, обращенная к себе:

Моя поэзия здесь больше не нужна,

Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

Время «вражды племён» предпочитает «агитки Бедного Демьяна», однако «лира милая» Есенина не принадлежит «ни октябрю, ни маю», то есть чему-то преходящему, временному. Лирический герой этого стихотворения так и не нашел общей дороги с новым временем:

Цветите, юные, и здоровейте телом! У вас иная жизнь. У вас другой напев. А я пойду один к неведомым пределам, Душой бунтующей навеки присмирев.

Стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая», написанное в 1925 году, последнем в жизни Есенина, построено по принципу антитезы: первая его часть контрастирует со второй. В начале стихотворения появляется образ «голубой Руси», нежно-просветленной и тихой, а потому основной эмоциональный тон первых катренов - тихая грусть, просветленность. Природа полна вечной красоты и гармонии, она заботливо врачует людские души, снимая напряжение и тревогу. Нет в этой Руси порывисто-резкого движения, нет стремительных изменений и громкости - лишь тишина и гармония самой вечности:

Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя.

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

Приглушенность звука отзывается в душе поэта той же мелодией счастья, источник которого – со-чувствие, со-переживание, со-существование с миром верб и тополей.

Однако ритмико-интонационный рисунок второй части отражает напряженность лирического героя, чувствующего трагедию «Руси уходящей». Трагический слом времен отзывается болью в душе, поэт вынужден прислушиваться к музыке нового времени, которое не обещает ему душевного спокойствия и гармоничного созвучия с миром:

По ночам, прижавшись к изголовью,

Вижу я, как сильного врага,

Как чужая юность брызжет новью

На мои поляны и луга.

Однако «сильный враг» неумолим, «новый свет» ослепителен, а потому в последних строках слышится горькая мольба:

Дайте мне на родине любимой, Все любя, спокойно умереть!

Нет в сердце Есенина проклятия, отчаяния, безверия, есть примирение, приятие своей трагической участи «последнего поэта деревни».

Россия стала для Есенина его болью и счастьем, его судьбой и самой жизнью:

Радуясь, свирепствуя и мучась,

Хорошо живётся на Руси.

Феномен поэзии С.А.Есенина состоит прежде всего в том, что он соединил, по мысли Георгия Иванова, «два полюса искаженного и раздробленного революцией русского сознания, между которыми, казалось бы, нет ничего общего». Лирический герой Есенина философски размышляет над происходящим в России, пытается определить место человека, его духовные и нравственные ориентиры в cложное для Родины время, обращаясь то к временному, то к вечному. С удивительной искренностью и исповедальностью поэт покаянно выносит на суд читателя свою духовную борьбу, свои заблуждения. В этом можно разглядеть духовное мужество Есенина, ставящего важнейшие вопросы человеческого бытия в предельной откровенности. Особенностью философской лирики поэта является и то, что она запечатлевает духовный путь поэта с ошибками и прозрениями, характерными для человека его поколения. Поэт философски осмысляет путь человека только в незыблемой связи с Родиной, а поэтом называет лишь того, кто имеет чувство Родины.

Лирический герой поэзии С.А.Есенина проходит путь трудной духовной эволюции, которую мы будем рассматривать в логике условного разделения его творчества на этапы: 1)дооктябрьская лирика(до 1917),2) послеоктябрьская лирика (1 ступень (1918-1919,2 ступень (1920-1921,3 ступень(1922-1925)). Вопросы, которые решает в своем творчестве поэт, разнообразны:

роль поэта и назначение искусства,

жизнь и смерть,

любовь и дружба,

проблема духовного выбора,

Но главной для него все же остается

задача отношений человека и Бога, то есть вопрос веры.

Ранняя лирика Есенина собрана в сборнике «Радуница», что означает день поминовения умерших, обычно первый понедельник послепасхальной недели. Само слово означает «блестящая», «просветленная». Так величали на Руси и первые весенние дни. В самом названии мы видим метафору: вера в вечное воскресение всего живого, ассоциация с весной, порой любви и цветения. В творчестве данного периода широко представлена христианская символика(березы – «большие свечки», ели – монашки, ветер – схимник) и связь с фольклором. В сборнике стихотворений «Радуница» поэт размышляет о красоте родного края, о гармонии, царящей в природе (Стихи: «Гой, ты, Русь моя родная…», «Край любимый. Сердцу снятся…», «Сыплет черемуха снегом…»). Читая эти стихи, мы видим, что поэта привлекают темы и образы, связанные с христианским бытом. Есенин передает в художественном образе главную составлюющую русской ментальности – соборность. Весь тварный мир у Есенина - храм, как и сама природа. Все это создание Господа:

Земля моя златая // осенний светлый ХРАМ…

Тихой и светлой радостью проникнуты ранние стихи, кротость и смирение лирического героя перед красотой Божьего мира пронизывает его мироощущение.

В стихотворении «Бегство» (1915) мы наблюдаем мотив духовного соблазна, с которым борется лирический герой:

Храня завет родных поверий –

Питать к греху стыдливый страх,

Бродил я в каменной пещере,

Как искушаемый монах.

…Как об ножи стальной дорогой

Рвались на камнях сапоги,

И я услышал зык от Бога:

«Забудь, что видел, и беги!»

Приезд в Петербург стал для молодого Есенина духовным распутьем.В петербургский период жизни молодого поэта, попавшего в гущу событий Серебряного века, соблазн религиозной мистики в духе символистов Мережковского, Гиппиус, А.Белого был достаточно серьезным искушением. Неохристианские идеи пронизывали сознание творческой интеллигенции, в общение с которой вступает поэт.В стихотворении «Бегство» показано зыбкое состояние лирического героя, которому необходимо сделать правильный выбор. Лирический герой принимает решение быть с Богом. Влияние православия на ранний период творчества Есенина неоспоримо, как и неоспорима светлая позитивная энергетика его поэзии этого периода:

Чую радуницу Божью –

Не напрасно я живу,

Поклоняюсь придорожью,

Припадаю на траву.

Между сосен. Между елок,

Меж берез кудрявых бус,

Под венком в кольце иголок

Мне мерещится Исус.

В преддверии революции мироощущение поэта связано с православием.
Следующий этап в лирике Есенина наглядно демонстрирует нам духовный раскол и пути его преодоления поэтом и его лирическим героем.

2. Послеоктябрьская лирика.

Законы духовной жизни, направляющие судьбу каждого человека, создают решение многих философских проблем и определяют основные мотивы его творчества. В 1917 году происходит духовный переворот в сознании поэта, который

«с крестьянским уклоном принимает революцию». Россию охватывает духовное помрачение, которое монахи Оптиной Пустыни определили как массовое беснование. Духовное помрачение входит и в сознание поэта, отражаясь на его творчестве. В стихотворении «Инония», например, поэт пишет шокирующие нас строки: « Тело, Христово тело // выплевываю изо рта». Кощунство этой фразы бесспорно, но что так резко меняет мироощущение лирического героя? В чем причина такой метаморфозы в его сознании? Круговорот событий, духовное помрачение, охватившее страну, вирусом проникают в душу поэта, рождая в его сердце сомнение.Но сомнение нередко посещает даже верующих людей, а мировоззрение человека часто укрепляется в процессе духовных мук. Однако сомнение не всегда приводит к истине. Эти духовные борения мы и наблюдаем в поэзии Есенина данного периода. Его лирический герой впитывает богоборческие мотивы, характерные для живой действительности, расколовшей общество после революции 1917 года. С имажинистами (имажинизм рождается в 1919г, Есенин становится членом данного модернистского течения в литературе Серебряного века) связывают такой скандальный поступок Есенина, как роспись наружной стены Страстного монастыря строчкой из своей поэмы «Преображение»: «Господи, отелись!» Эту строчку восприняли как богохульство, однако поэт вкладывал в нее совсем иной смысл, нежели чем тот, который воспринимался буквально. Словом «отелись» Есенин призывал Господа «войти в тело», то есть воплотиться. Именно так сам поэт трактовал эту строчку своему другу поэту Орешину. И, тем не менее, данная ситуация не может восприниматься позитивно, так как любого содержания строки на стене монастыря – богохульство. Лирический герой вступает в пору духовного раскола. Наиболее глубоким кризисом можно отметить стихотворения 1920 – 1921 гг «Исповедь хулигана», цикл «Москва кабацкая» и др. стихи 1920-х гг. говорят о мучительном духовном надломе, который произошел тогда с Есениным. В лирике этого периода начинают звучать мотивы прощания с молодостью, предощущения гибели, душевной усталости и рока («увяданья золотом охваченный, я не буду больше молодым», «куда несет нас рок событий», «трубит, трубит погибельный рог»). Но с 1922 года в творчестве Есенина появляется мотив покаяния. Совесть побуждала поэта к исповеди за ошибки прежних лет, в чем он сам признавался поэту Всеволоду Рождественскому: « Пишу не для того, чтобы что-то выдумать. А потому, что душа просит. Никого ничему не учу, а просто исповедуюсь перед всем миром, в чем прав и в чем виноват».

Раздумья о собственном несовершенстве,чувство вины, раскаяние в слишком легком отношении к жизни и к своей миссии на земле – мотивы, которые составляют стержень философской лирики Сергея Есенина 1922-1925гг. Его лирический герой подходит к зрелому осмыслению своего духовного пути. Это находит отражаение в его стихах: « Отговорила роща золотая», «Клен ты мой опавший», «Не жалею, не зову, не плачу», «Гори, звезда моя. Не падай», «Мы теперь уходим понемногу». Настроение лирического героя того периода хорошо передают строки из стихотворения «Жизнь – обман с чарующей тоскою..»:

Жизнь – обман с чарующей тоскою.

Оттого так и сильна она,

Что своею грубою рукою

Роковые пишет письмена….

Но и все ж, теснимый и гонимый,

Я, смотря с улыбкой на зарю,

На земле, мне близкой и любимой,

Эту жизнь за все благодарю.

В 1923 году в письме к поэту Кусикову Сергей Александрович напишет: «Перестаю понимать, к какой революции я принадлежал. Вижу только одно, что ни к февральской, ни к октябрьской…» Осмысление исторических реалий выливается в поэму «Страна негодяев», привезенную Есениным из-за границы. Гражданское и духовное мужество в стране большого террора – понимать смысл происходящего. Строчка: «Друг мой. Друг мой, прозревшие вежды // закрывает одна лишь смерть» - становится пророческой в судьбе поэта.

Особое место в философской лирике Есенина занимает поэма «Черный человек», где доминирует мотив смерти. Разговор с черным человеком – диалог с собой, со своим отражением в зеркале. Черный человек – реминисценция из пушкинской трагедии «Моцарт и Сальери». Традиционно данный образ воспринимается как предвестник гибели. Обреченность и ощущение страха лирического героя в поэме вполне оправданы, так как Россия 20-х гг. ХХ века охвачена волной «большого террора». В стихотворении Мандельштама о более позднем историческом периоде в жизни страны будет сказано: «…жду гостей дорогих, шевеля кандалами цепочек дверных». Черный гость – это художественный образ, который соединяет в себе как внутренний раскол героя, так и обстоятельтва(страна охвачена арестами, массовым террором), позволяющие герою ощущать возможность вторжения в свою жизнь извне. Состояние героя выходит за рамки душевного равновесия. Он испытывает страх и раздражение одновременно. Исповедальность поэмы налицо: построенное в форме диалога, произведение воссоздает сложность духовных прозрений и глубину страдания лирического героя при осознании им ошибок своей жизни и истинного значения судьбы на фоне трагической истории Родины. Предъявляя жестокий счет за прожитую жизнь, черный человек иронизирует, о он мешает истинному покаянию героя, приводит его к бешенству, отчего трость летит в зеркало и разбивает его.В финале поэмы мираж рассеивается, уходят страх и раздражение, но одиночество берет верх: « Я в цилиндре стою. Никого со мной нет. Я один… И разбитое зеркало… ». К каким философским выводам приводит нас Есенин в поэме «Черный человек»?

Немаловажным будет напомнить, что первый вариант поэмы Есенин читал свои друзьям уже в 1923 году по возвращении из-за границы, где его поразил цинизм и духовная опустошенность людей. Поэт приодит нас к мысли о незащищенности человека от темного как в себе, так и вовне при его богооставленности. Его лирический герой все же лишь герой, отражающий мысль поэта, и вряд ли можно ставить знак равенства между ним и автором даже при глубокой исповедальности лирики Есенина.

Мы проследили эволюцию лирического героя поэзии Есенина в решении сложных философских вопросов. Нет необходимости говорить о жизни поэта со страстями, ошибками, грехами, падениями, заблуждениями. В горниле сомнений росла философская зрелость Есенина. Но можно сделать главный вывод о поэте. Преодоление себя, своей души в слове и обретение своего духа через слово есть самое таинственное и могущественное в его творчестве.

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленов листьев медь…

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

Осознание человеком своего места в мире, уход от суетного к вечным истинам – вот путь лирического героя Есенина, так точно обозначенный в последней цитате из стихотворения «Не жалею, не зову. Не плачу..».


Имя Сергея Есенина прочно связано в нашем представ-лении с характеристикой, данной им самим: «Я — пос-ледний поэт деревни». Его светлые, живые, красочные стихотворения воспевают природу милой поэту Родины, простой и гармоничный уклад деревенской жизни. Но это далеко не полный портрет Есенина как поэта.

В его творчестве размышления над глубокими фило-софскими вопросами переплелись с созерцанием и на-слаждением природой. Скоротечность людской жизни и неизбежный наш уход поэт так естественно отразил в символе листопада:

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленов листьев медь...

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

(«Не жалею, не зову, не плачу...»)

Характерная черта мировоззрения Есенина — великая любовь к жизни, ко всему, что эта жизнь ему подарила:

Счастлив тем, что целовал я женщин,

Мял цветы, валялся на траве

И зверье, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове.

(«Мы теперь уходим понемногу...»)

Есенин глубоко религиозен, и представление о загроб-ной жизни у него светлое: «Мы теперь уходим понем-ногу//В ту страну, где тишь и благодать» («Мы теперь уходим понемногу...»). Но как бы ни был прекрасен Рай, для поэта ничто не может быть краше и милее родной земли:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою».

(«Гой ты, Русь моя, родная...»)

Поэт размышляет об изменении взглядов на мир с воз-растом, задумывается над своей жизнью, поражается пе-ременам в себе в стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу...»:

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя? иль ты приснилась мне?

Молодость с ее задором и размахом, «половодьем чувств», безвозвратно ушла, но поэт ни о чем не сожале-ет, принимая все с любовью.

Неоднократно повторяется в творчестве Есенина мотив гармонии человеческой жизни с природой и неприязненное отношение к «наступлению» города на село, железа на нежную, живую плоть природы. Наиболее ярко отра-жена такая позиция в произведении «Сорокоуст»: «Идет, идет он, страшный вестник,//Пятой громоздкой чащи ло-мит», «Вот он, вот он с железным брюхом,//Тянет к глот-кам равнин пятерню». Образ задымленного, громыхаю-щего паровоза, мчащегося по полю, так не вписывается в идиллическую, умиротворенную картину! Куда милее поэту жеребенок, скачущий вслед за поездом. Но время его уходит: «...за тысячи пудов конской кожи и мяса Покупают теперь паровоз», — с неприязнью говорит ав-тор.

Нельзя сказать, что Есенин — противник прогрес-са. Но только что-то прогресс этот совсем не такой, как хотелось бы! Тонкая натура Есенина предчувствует, что цивилизация свернула не в ту сторону, начав вредить природе, утратив гармонию и единство с ней. И раз-ве он не оказался прав? Будто зная, что этот железный гость — индустриальный мир — натворит еще много бед и катастроф, он восклицает в сердцах:

Черт бы взял тебя, скверный гость!

Наша песня с тобой не сживется.

Жаль, что в детстве тебя не пришлось

Утопить, как ведро в колодце.

Сергею Есенину удалось удивительным образом соеди-нить размышления о судьбе человека, его жизни и смер-ти, о прошлом и будущем с высокохудожественной ли-рикой его мелодичных стихов. Авторское видение мира раскрывается в каждом штрихе, в каждом столь любовно нарисованном пейзаже и поражает читателя своей глуби-ной понимания сущности бытия.

Есенин — философ «от природы», певец жизни и гар-монии, настоящий человеколюбец: «...дороги мне люди, Что живут со мною на земле» («Мы теперь уходим понем-ногу»), и его взгляд на мир глубоко импонирует мне.

Из всей яркой, самобытной, многообразной и необычайно эмоциональной русской лирики начала XX века трудно выделить более целостное, единое, последовательное творчество, чем творчество
С. Есенина. Его произведения представляются этаким исполином, неразрывным переплетением различных тем, мотивов, образов, объединенных необыкновенным благоговением перед родиной, каким-то наивным, бытовым патриотизмом, своеобразным культом российской природы. Основа мировоззрения поэта настолько целостна и неизменна, что он порой даже «перепевает» сам себя, используя одни и те же.мотивы, образы и идеи в разных стихотворениях. Но все же и в лирике Есенина можно отметить отдельные произведения, стоящие чуть особняком от всего остального творчества. Одним из таких стихотворений является «Не жалею, не зову, не плачу».

Это стихотворение было написано в 1922 году, уже в зрелый период жизни автора. В системе философских произведений Есенина оно играет немаловажную роль, так как наиболее ярко отражает мировоззренческую концепцию поэта. Особое значение имеет оно и для всего творчества, потому что в целом в Есенинской лирике гораздо больше внимания уделяется теме родины и теме любви. Поэтому каждое философское стихотворение Есенина заслуживает особого разбора.

Тема произведения - размышления зрелого человека о прошедшей жизни, о ее смысле, о ее восприятии. Лирический герой пытается решить дня себя проблему, рано или поздно встающую перед каждой личностью, проблему приятия или неприятия ухода юности, жизненных сил, энергии. И автор выводит свое решение: основная идея стихотворения - необходимость смирения перед неизбежностью.

Все мы, все мы в этом мире тленны...

Но это смирение лирического героя не апатично, не угнетающе -это своеобразная концепция счастья, приятие мира целиком, во всем его многообразии. Такое восприятие очень характерно для Есенинской лирики.

Композиция стихотворения подчинена идейной канве. Во-первых, произведение статично, несмотря на присутствие некоторой частной динамики (смена времен года, течение жизни лирического героя, движение тех или иных образов: биение сердца, скачка розового коня), единая, общая философская идея смирения доминирует над всем остальным. Она заявляется лирическим героем в самом начале («Не жалею, не зову, не плачу...») и повторяется как итог всего размышления в конце («Будь же ты вовек благословенна...»). Тема неизбежности конца (в широком, общефилософском смысле этого слова) также появляется как в первой строфе («Все пройдет...»), так и в последней («...все мы в этом мире тленны»). Таким образом, мы можем говорить о кольцевой композиции произведения, которая оправдывается его философской направленностью.

Жанр стихотворения- размышление - наиболее соответствует теме и позволяет лучше донести идею до читателя.
Анализируемое произведение необычайно экспрессивно, наполнено различными образами, создающими особый эмоциональный настрой. Его художественное своеобразие богато и разнопланово. Стихотворение очень музыкально, что вообще характерно для лирики Есенина. Эта музыкальность, напевность достигается особой системой рифм, своеобразной строфикой и размером, приемами звукописи. В стихотворении можно выделить общий размер, так как автор очень часто отступает от традиционной системы сочетаний ударных и безударных слогов, но чаще всего строки написаны пятистопным хореем с усеченной последней стопой:

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Потрясающе разнообразен подбор рифм: мы встречаем как открытые («тленно» - «благословенны»), так и закрытые рифмы («холодком» - «босиком»), женские («реже» - «свежесть») и мужские («дым» - «молодым»), точные («мне» - «коне») и неточные («уст» -«чувств»). Есть и некоторая вольность в рифмах: например, Есенин рифмует два заударных слога, один из которых стоит в середине слова («плачу» - «охваченный»). Используются в стихотворении и приемы звукописи. Например, в строках:

...тленны.
Тихо льется с кленов листьев медь,-

мы можем найти как ассонанс (перепевание звуков э, и для передачи монотонности, мягкости, текучести), так и аллитерацию (повторяются звуки л ’, м, н).

Для передачи эмоциональности в стихотворении автором используются восклицания, вопросы, частые обращения («Ты теперь не так уж станешь биться, сердце», «дух бродяжий», «жизнь моя» и так далее). Для этой же цели в первой же строке представлен подбор близких по смыслу глаголов («Не жалею, не зову, не плачу»).

В произведении не много эпитетов, что нехарактерно дня Есенина («гулкая рань»), но необыкновенно много метафор («увяданья золотом», «сердце, тронутое холодком», «страна березового ситца», «пламень уст», «листьев медь» и так далее), развернутых и неразвернутых сравнений («как с белых яблонь дым», «словно я весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне»). Для передачи смысла использована антитеза весенних яблонь и осеннего золота увядания; напевность, лиричность стихотворения подчеркивается рефренами («,..ты все реже, реже...», «Все мы, все мы...»). Образ родины прослеживается и в этом стихотворении, он неотделим от мировосприятия поэта, а потому мы встречаем традиционные образы берез, кленов, розового коня; какая-то провинциальность (в понимании провинции как основы, истока всего, исконного, народного, фольклорного) подчеркивается использованием просторечий («шляться», «буйство»).
Необыкновенно ярка и даже где-то назойлива передача цвета в произведении - дым белых яблонь, золото увядания, медь листьев Предполагает цвет и «пламень уст», и «березовый ситец». Эти цвета очень традиционны для творчества Есенина в целом.

Стихотворение представляет собой сплетение различных образов: аллегоричных (дух бродяжий), символичных (розовый конь), более конкретных (березы, яблони, сердце). Это помогает передать эмоциональное сочетание и свойственного лишь Есенину трепетно-болезненного восприятия окружающего мира, и общечеловеческих философских метаний, и обращения к личным чувствам каждого читающего. Личностная тематика стихотворения не дает возможности единой трактовки некоторых образов: например, образ розового коня можно воспринимать как пробуждающее, юное начало, а можно объяснить как символ заката и увядания в раннее утро - то ест это своеобразная антитеза. Такая неоднозначность является чертой любой философской лирики, в том числе лирики Есенина.

Общий настрой произведения - умиротворение, монотонность, неспешность, повествование спокойно и размеренно- способствует дальнейшим размышлениям читателя, позволяет додумывать и домысливать, соотносить со своей системой ценностей и мировоззрением.

Творчество С.А. Есенина благодаря своей целостности может создавать впечатление однообразия, повторяемости, поэтической занудливости. Благоговейный трепет поэта перед всем родным и традиционным может вызывать раздражение или негодование, обвинения в лжепатриотизмз или сентиментальничанье, когда вспоминаются события времени, в которое он творил. Поэтому отношение к Есенинской лирике очень неоднозначно, что объясняется прежде всего глубокой личностной наполненностью и эмоциональной заряженностью всего его творчества.