Болезни Военный билет Призыв

Смирение и бунтарство в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо. Образ Руси в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души

«Русь, Русь! Вижу тебя из своего чудного,
прекрасного далека тебя вижу»
«Мертвые души» - произведение энциклопедическое по широте охвата жизненного материала. Это художественное исследование коренных проблем современной писателю общественной жизни. В композиционном отношении главное место в поэме занимает изображение помещичьего и чиновничьего мира. Но идейным ее стержнем является мысль о трагической судьбе народной. Тема эта необъятна, как и необъятна тема познания всей России.
Начиная работать над вторым томом, Гоголь (живший тогда за границей) обращается к друзьям с неустанными просьбами присылать ему материалы и книги по истории, географии, фольклору, этнографии, статистике России, русские летописи, и в особенности «воспоминания о тех характерах и лицах, с которыми случилось кому встретиться на веку, изображения тех случаев, где пахнет Русью».
Но главный путь с постижению России – познание природы русского человека. Каков же, по Гоголю, путь этого познания? Этот путь невозможен без познания самого себя. Как писал Гоголь графу Александру Петровичу Толстому, «найди только прежде ключ к своей собственной душе, когда же найдешь, тогда этим же ключом отопрешь души всех».
Такой путь прошел Гоголь в ходе осуществления своего замысла: познание России через русский национальный характер, человеческую душу вообще и свою собственную в частности. Сама Россия мыслится Гоголем тоже в развитии, как и национальный характер. Мотив движения, дороги, пути пронизывает всю поэму. Действие развивается по мере путешествия Чичикова. «Пушкин находил, что сюжет «Мертвых душ» хорош для меня тем, - вспоминал Гоголь, - что дает полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров».
Дорога в поэме предстает прежде всего в своем прямом, реальном значении – это проселки, по которым колесит чичиковская бричка, - то ухабы, то пыль, то непролазная грязь. В знаменитом лирическом отступлении 11-й главы эта дорога с несущейся бричкой неприметно превращается в фантастический путь, по которому летит Русь среди других народов и государств. неисповедимые пути русской истории («Русь, куда ж несешься ты, дай ответ? Не дает ответа») пересекаются с путями мирового развитии. Кажется, что это те самые дороги, по которым плутает Чичиков. Символично, что из захолустья Коробочки Чичикова выводит на дорогу неграмотная девчонка Пелагея, не знающая, где право, где лево. Так и конец пути, и его цель неведомы самой России, движущейся неизвестно куда по какому-то наитию («мчится, вся вдохновенная Богом!»)
Итак, в движении, развитии находится не только Россия, но и сам автор. Судьба его неразрывно связывается с судьбой поэмы и судьбой страны. «Мертвые души» должны были разрешить загадку исторического предназначения России и загадку жизни их автора. Отсюда – патетическое обращение Гоголя к России: «Русь! Чего же ты хочешь от меня? Какая непостижимая связь таится между нами? Что глядишь ты так, и зачем все, что ни есть в тебе, обратило на меня полные ожиданья очи?»
Русь, народ, его судьба… «Души живые» - это надо понимать широко. Речь идет о «людях низкого класса», изображенных в поэме не крупным планом в общей панораме событий. Но значение тех немногих эпизодов, в которых непосредственно изображается народная жизнь, в общей системе произведения чрезвычайно велико.
Типаж, представляющий Россию, весьма разнообразен. От малолетней девочки Пелагеи до безымянных, умерших или беглых, работников Собакевича и Плюшкина, которые не действуют, а лишь мимоходом упоминаются, перед нами проходит обширная галерея персонажей, многоцветный образ народной России.
Широкий размах души, природная сметка, мастеровитость, богатырская удаль, чуткость к слову, разящему, меткому, - в этом и во многом другом проявляется у Гоголя истинная душа народа. Сила и острота народного ума сказались, по мысли Гоголя, в бойкости, меткости русского слова (глава пятая); глубина и цельность народного чувства – в задушевности русской песни (глава одиннадцатая); широта и щедрость души в яркости, безудержном веселье народных праздников (глава семь).
Рисуя шумный разгул на хлебной пристани, Гоголь поднимается до поэтического воспевания народной жизни: «Веселится бурлацкая ватага, прощаясь с любовницами и женами, высокими, стройными, в монистах и лентах, хороводы, песни, кипит все площадь».
Живая сила народа подчеркнута и в нежелании крестьян терпеть гнет. Убийство заседателя Дробякина, массовое бегство от помещиков, ироническая издевка над «порядками» - все эти проявления народного протеста бегло, но настойчиво упоминаются в поэме.
Воспевая народ и национальный характер, писатель не опускается до тщеславия, слепоты. И в этой точности, честности его взгляда кроется действенное отношение к русской жизни, энергичный, а не созерцательный патриотизм. Гоголь видит, как искажаются высокие и добрые качества в царстве мертвых душ, как гибнут крестьяне, доведенные до отчаяния. Судьба одного мужика заставляет автора воскликнуть: «Эх, русский народец! Не любит умирать своей смертью!» Разрушение добрых задатков в человеке подчеркивает, как современная Гоголю жизнь, все еще не отмененное крепостное право губит народ. На фоне величественных, бескрайних просторов России, лирических пейзажей, которыми пронизана поэма, реальные картины жизни кажутся особо горькими. «Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?» - восклицает Гоголь, думая о возможностях Родины.
Размышляя над образом России в поэме «Мертвые души», я бы сделал такой вывод: отбросив все «лирические моменты», это произведение представляет собой прекрасное руководство по изучению России начала XIX века с точки зрения гражданской, политической, религиозной, философской и экономической. Не нужны толстые тома исторических энциклопедий. Нужно всего лишь прочитать «Мертвых душ».

Задачи и тесты по теме "Образ Руси в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»"

  • Орфография - Важные темы для повторения ЕГЭ по русскому языку

    Уроков: 5 Заданий: 7

1. Основной смысл поэмы.
2. Крестьянство в поэме.
3. Тяжкая доля и простое счастье русского народа.
4. Матрёна Тимофеевна как символ русской женщины.
5. Гриша Доброе клонов — идеал интеллигенции для Некрасова.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо?» является для Н. А. Некрасова программным произведением. Создавая его многие годы, автор вкладывал личные представления о морали, о судьбе народа и о понятии народного счастья. В этом произведении — думы о народе, переживания за него и чаяния о лучшей доле.

Основная сюжетная линия произведения — мотив путешествия семерых мужиков в поисках человека, живущего счастливо. Основной смысл путешествия — нахождение такого человека на родной земле. Некрасовский идеал человека неразрывно связан с крестьянством и кроется уже в самих странниках. Конечно, они темные. Необразованные, наивные люди. Они лишены четкого понятия о верхах и низах, искренне убеждены в том, что счастливыми быть обязаны «купчина толстопузый», помещик, царь. Но при этом они не перестают быть добрыми, чуткими и сострадательными людьми. Позже Влас скажет о них: «Чудим и мы достаточно, а вы и нас чудней!»

В поэме красочно изображена живая, непосредственная народная жизнь со всей палитрой эмоций — радостью, переживаниями, горем, сарказмом и завистью. Произведение полифонично, в нем и мужик с ободьями, и крестьянин, опрокинувший воз, и хмельная баба, и охотник на медведей. Здесь Вавилушка, Оленушка, Парашенька, Трофим, Федосей, Прошка, Влас, Клим Лавин, Ипат, Терентьева. Показывая тяжесть крестьянской доли, бесправие народа и его эксплуатацию, поэт тем не менее не умалчивает и о проблемах, кроющихся в самом народе, то есть темноту ума и пьяного загула.

Передает Некрасов лучшие качества русского крестьянства — трудолюбие, нравственную чистоту и душевное благородство, способность к состраданию и чувство собственного достоинства, удаль и веселье, несмотря на окружающие невзгоды и трудности. Утверждает автор, что «почва добрая — душа народа русского». Читателям наверняка врезались в память сцены, где Ефросинья ухаживает за больными во время холеры, крестьяне помогают Вавиле и солдату-инвалиду. С помощью различных средств и различными методами доказывает автор чистоту «золотого сердца народного».

Явно продемонстрирована на примере происшествия с Якимом и непреодолимая тяга к прекрасному. Так, простой крестьянин Яким спасал из пожара не мебель или сбережения, накопленные с огромным трудом, а картиночки, купленные им на ярмарке. Вспоминается и певец из крестьян с дивным, чистым голосом, которым он «пленял сердца народные». Часто говоря о крестьянах, Некрасов употребляет слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами — старинушка, солдатики, ребятушки. Не отличное ли это доказательство теплого, дружеского отношения к ним со стороны автора? Убежден он, что ни тягостной работою,

Ни вечною заботою,
Ни игом рабства долгого,
Ни кабаком самим
Еще народу русскому
Пределы не поставлены,
Пред ним широкий путь.

Важное место в поэме занимает образ Савелия, наделенного богатырскими чертами. Он презирает покорность и мужественно, встает на защиту унижаемого народа. Протест, становясь все более открытым, принимает страшные формы бунта. Именно этим заканчивается назидательная, хоть и жестокая, история о немце-издевателе Фогеле. Эстетические идеалы автора оказались воплощеными в образе Матрены Тимофеевны, внучки великого богатыря. В ней не только внешняя красота, но и бесконечное духовное богатство. Она заключает в себе лучшие черты, присущие русской женщине, которые она проносит через тяжелые жизненные обстоятельства и страдания. Этот образ настолько самоценен и важен, что ему автор отводит самостоятельную главу. В Матрене — совокупность уже обозначенных в ранних произведениях черт. Угадывается в ней и Дарья, и Орина, и безымянная девушка из «Тройки...». Да и внешний облик ее трудно забыть:

Матрена Тимофеевна —
Осанистая женщина,
Широкая и плотная,
Лет тридцати осьми.
Красива, волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.

Иной тип человека идеального представлен образом Гриши Добросклонова. Он имеет огромное значение для понимании человеческого и крестьянского счастья, но при этом не относится к описанным ранее. Он разночинец, сын «батрачки безответной», переживший трудное. Полуголодное детство. Он невероятно молод, не сколько телом, сколько могучим духом.

Жизнь этого героя неразрывно связана с крестьянством — ему он обязан жизнью. Ему он отдает свой, долг — искренне и беззаветно — стараясь помочь во всем. Он сеет, косит, жнет, ходит за грибами в лес, играет с крестьянскими детьми и с огромным удовольствием вслушивается в простые мужицкие песни:

...лет пятнадцати
Григорий твердо знал уже,
Что будет жить для счастия
Убогого и темного
Родного уголка.

Образ Добросклонова неумолимо приводит читателя к его описанию. Их объединят множество черт: происхождение, перекличка фамилий, семинарское образование, общая болезнь (чахотка), склонность к поэтическому творчеству. Этот образ, неслучайно появившийся в тексте поэмы, развивает идеал, описанный Некрасовым в стихотворении «Памяти Добролюбова», делая его более приземленным, жизненным. Как и Добролюбову, Грише судьбой были уготованы

... Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотка и Сибирь.

Григория не пугают грядущие трудности и испытания, так как он всем сердцем верит в правоту своего дела. Он верит в помощь и поддержку родного народа, так как видит, как сам народ поднимается на правый бой:

Рать подымается
Неисчислимая,
Сила в ней скажется
Несокрушимая!

Эта мысль способна сделать героя счастливым, наполнить его душу радостью. Показано в финале поэм и действие слов Григория, произведенное на весь народ и на семерых ищущих счастье странников. Добросклонов — будущий вождь своего народа, выражающий его радость и боль:

Быть бы нашим странникам под родною крышею,
Если б знать могли они, что творилось с Гришею.
Слышал он в груди своей силы необъятные,
Услаждали слух его звуки благодатные,
Звуки лучезарные гимна благородного —
Пел он воплощение счастия народного.

Таким образом в произведении показан идеальный тип человека для Некрасова, органично сочетающий в себе положительные черты крестьянства и русской интеллигенции. Только совместные усилия революционеров, возглавляющих народ, и самого народа, способны привести страну к победе, вывести русских людей на истинный путь счастья. Но пока народ русский только на пути к «пиру на весь мир».

Над созданием поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов работал до конца своей жизни. Центральным героем этой поэмы является народ. Некрасов правдиво изобразил темные стороны жизни русского крестьянства. Даже названия деревень говорят о нищете, убогости российской действительности:

Мы мужики степенные,

Из временно обязанных,

Подтянутой губернии,

Пустопорожней волости,

Из смежных деревень:

Несытова, Неелова,

Заплатова, Дырявина,

Горелок, Голодухино,

Неурожайка тож.

Некрасов показывает Россию как бы с двух сторон. Он осуждает нищую, забитую, голодную страну. Но, с другой стороны, у этой страны есть хозяин земли, он внутренне и духовно богат, его нельзя ни убить, ни закабалить. Это простой русский народ. В убогой и забитой стране, так же убоги и забиты и многие крестьяне, бедняки, которые привыкли жить под гнетом своих господ, терпеть унижения и оскорбления. Они даже не допускают мысли, что возможна другая, человеческая жизнь – без издевательства. Лакей князя Утятина – Ипат с умилением говорит:

Приехал в отпуск князюшка,

И, погулявши, выкупал,

Меня, раба последнего,

Зимою в проруби!

Да так чудно! Две проруби:

В одну опустит в неводе

В другую мигом вытянет –

И водки поднесет.

Я князей Утятиных холоп –

И весь тут сказ!

Лакей князя Переметьева тоже не имеет чувства собственного достоинства. Он относит себя к счастливчикам, с гордостью говорит:

У князя Переметьева

Я был любимый раб

За столом у светлейшего

Я сорок лет стоял,

С французским лучшим трюфелем

Тарелки я лизал

Напитки иностранные

Из рюмок допивал.

Он счастлив от того, что заболел той же болезнью, что и господин:

Болезнью благородною,

Какая только водится

У первых лиц в империи,

Я болен, мужичье!

Подагрой именуется!

Но в поэме, как и в жизни, основная масса крестьянства состоит из истинно русских мужиков, которые стремятся к свободе, к освобождению от барского гнета. Издевательства барина не может больше терпеть «холоп примерный – Яков верный». Он всю свою жизнь только и делал, что своего «барина холил, берег, ублажал». Но всему бывает предел. Яков мстит барину своей же собственной смертью, когда тот отправляет в солдаты любимого племянника Якова, польстившийся на его невесту. Только таким образом Яков смог выразить свой протест. Даже среди забитых крестьян, которые ради обещанных лугов согласились подыграть сыну умирающего князя, выдавая себя за крепостных, были и такие, в ком пробудилось чувство собственного достоинства, в их словах слышится явный протест.

Агап Петров говорит в лицо князю Утятину гневные слова:

…по милости

Мужицкой нашей глупости

Сегодня ты начальствуешь,

А завтра мы последышу

Пинка, и кончен бал!

Особенно ярко отражено пробуждающееся сознание крестьянских масс в образе Якима Нагого. Он страстно говорит, что мужик на Руси – это настоящий богатырь. Ему приходится кормить и одевать всю страну, а самому прозябать в голоде, нищете, нужде. Он уверен, что русский мужик готов выплеснуть свою ненависть и гнев, выразить открытый протест, поднять революционную бурю.

У каждого крестьянина

Душа, что туча черная –

Гневна, грозна, – и надо бы

Громам греметь оттудова,

Кровавым лить дождям

Но Яким не знает как нужно добиваться лучшей жизни, поэтому и глушит свою боль в вине. Главные виновники его страданий и страданий народа – это «три дольщика: Бог, царь и господин!» – считает он.

К другим людям, которые побороли в себе страх перед властью господ, относятся те, кто борется за счастье народное. Это Ермил Гирин. Он справедливый и честный человек. За это его уважал и любил народ. Ермил Гирин благодаря помощи крестьян смог отстоять мельницу. Этот поступок говорит о том, что только совместная борьба крестьян может улучшить их существование.

Тяжелой и бесправной показана судьба русской крестьянки Матрены Тимофеевны Корчагиной. Она была рабой в семье своего мужа. Сколько страданий вынесла она:

Нет косточки не ломаной,

Нет жилочки не тянутой.

Вечные унижения и оскорбления, угроза голода и нищеты – вот ее женская доля. И все же Матрену называют счастливой, потому что она, несмотря на рабство и произвол, сумела отстоять свое человеческое достоинство.

Центральное место в поэме отводится Савелию – «богатырю святорусскому». Он обладает огромной силой, он будто создан для революционной борьбы. Савелий не смог смириться со своей судьбой, с вечными издевательствами, унижениями. Вместе со своим товарищем он убивает управляющего, за что попадает на двадцать лет на каторгу. Эти годы не сломили дух русского богатыря: «Клейменый, да не раб!» Он ясно понимает, что свободу можно добыть не смирением, а топором. Савелий больше не верит в божью помощь и доброго царя: « высоко бог, далеко царь» – говорит он.

Гриша Добросклонов – это народный герой, который знает, что его ждет впереди:

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника

Чахотку и Сибирь.

Это не пугает его, он уверен, что после тяжелой борьбы наступит освобождение, счастливое время:

В минуты унынья, о родина‑мать!

Я мыслью вперед улетаю,

Еще суждено тебе много страдать,

Но ты не погибнешь, я знаю.

В своей песне «Русь»

Добросклонов знает точно – народ встанет на борьбу за свое счастье:

Рать поднимается

Неисчислимая,

Сила в ней скажется

Несокрушимая!

Его называют настоящим счастливцем, потому что он знает, за что борется, в этом заключается смысл всей его жизни.

Не перевелись на Руси такие люди, а это значит, скоро придет светлое будущее, которое построит для себя сам народ.

(1 votes, average: 5.00 out of 5)

Страдания народа в творчестве Некрасова

Лирика классика русской поэзии Николая Алексеевича Некрасова вся посвящена народу. Юношей увидел он измученных каторжным трудом бурлаков, один из которых, запредельно уставший и больной, надеялся умереть к утру, чтобы избавиться от каторжного труда. Эта встреча настолько поразила юного поэта, что он написал стихотворение «На Волге»

Увидев, как
Ползли гурьбою бурлаки,
И был невыносимо дик
И страшно ясен в тишине
Их мерный похоронный крик -
И сердце дрогнуло во мне…»

Поэт никогда больше не забывал о том, как тяжко приходится простым людям. Всем сердцем поэт сострадал им, и все, о чем писал поэт, было о русском народе, страдающем непрерывно. Но Некрасов твердо верил, что настанут для русского человека лучшие времена.

Некрасов осознавал свою ответственность, как поэта, перед своим народом, в тот миг, когда встал в один ряд с величайшими мастерами слова: Пушкиным , Лермонтовым , Гоголем . Каждым словом поэт нес человеку, и в его лице – всему народу - свет истины, правды, добра, справедливости. Он также говорил о том, что победа добра не придет сама по себе, впереди долгая и трудная борьба, в которой можно погибнуть, но он был готов к такой участи.

В стихотворении «Пророк» Н.А. Некрасов не просто присоединил свой голос к великим классикам, он принес торжественную клятву своему народу в верности. А верность эта зиждется на высокой жертвенной любви к Отечеству.

Главной причиной страданий народа поэт справедливо считал крепостное право. И узнав об отмене этого права, Некрасов в искренней радости воскликнул:

Я видел красный день: в России нет раба!…

Но буквально через строку он сомневается: «…Народ освобожден, но счастлив ли народ?..»

Это главный из вопросов, на который поэт так и не нашел ответа. В самом бедном и изможденном крестьянине или работнике он видел живую душу, страждущее сердце – не существует безликого народа, он имеет множество лиц, конкретные люди жаждут счастья и отдыха.

Жизнь тяжела, но большинство людей привычно терпят, старясь не думать о том, насколько тяжело им живется. Высокие духом, избранные должны найти выход и научить простых людей изменить свою судьбу: за талант строго спрашивается и нужно исполнить свое предназначение.

Некрасов понимал, что он слишком мало делает для того, чтобы общая борьба за счастье людей достигла цели, во имя которой он не всегда был готов «сжигать себя на костре». Совесть мучила его за эту слабость, поэт каялся и просил прощения:

…Мои вины, о Родина! Прости!..

Символом страдания поэта стал целый ряд стихотворений и поэм: «Коробейники» , «Мороз, Красный нос», «Железная дорога» и ставшая образцом сострадания русскому народу-труженику «Кому на Руси жить хорошо» . Каждой строкой Некрасов сильно и ярко повествует о трагической судьбе человека, которого поэт глубоко уважает.

Строки Некрасова сделали непримиримыми борцами за лучшую участь народа множество людей, которые разделили неутихающую тревогу поэта о том, вечно ли быть русскому народу таким забитым, бесправным и темным. Сам поэт ответил на это в стихотворении «Железная дорога»:

…народ вынесет все, что Господь ни пошлет!
Вынесет все и широкую, ясную
грудью дорогу проложит себе

Кроме анализа темы страдания народа в творчестве Некрасова, ознакомьтесь также с другими статьями:

  • «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прощанье», анализ стихотворения Некрасова
  • «Надрывается сердце от муки», анализ стихотворения Некрасова

Поэт поставил перед собой задачу понять и в пределах одного произведения запечатлеть крестьянскую Русь, русский народный характер во всей его многогранности, сложности и противоречивости. И жизнь народа в «Кому на Руси...» предстает во всем многообразии ее проявлений. Мы видим русского крестьянина в труде (речь Якима Нагого, косьба в «Последыше», рассказ Матрены) и борьбе (история Якима и Ермила, тяжба вахлаков, расправа с Фогелем), в минуты отдыха («Сельская ярмонка», «Пир») и разгула («Пьяная ночь»), в годину горя («Поп», рассказ Матрены) и минуты радости («До замужества», «Губернаторша», «Пир»), в семье («Крестьянка») и крестьянском коллективе («Последыш», «Пир»), во взаимоотношениях с помещиками («Помещик», «Последыш», «Савелий, богатырь святорусский», сказы в «Пире»), чиновниками («Демушка», рассказ о Ермиле) и купцами (история Якима, тяжба Ермила с Алтынниковым, драка Лавина с Ереминым).

Поэма дает яркое представление об экономическом положении пореформенного, «свободного» крестьянства (названия деревень и уездов, рассказы попа и «счастливцев», сюжетная ситуация главы «Последыш», песни «Веселая», «Соленая», «Голодная» и ряд деталей в главе «Пир») и юридических «переменах» в его жизни («...вместо барина / Драть будет волостной»).

Народный быт рисуется Некрасовым строго реалистически. Автор не закрывает глаз на отрицательные явления народной жизни. Он смело говорит о порожденных «крепью» и условиями жизни крестьянства темноте и неразвитости (неграмотность, вера в «бедокурные» приметы), грубости («Уж будто не колачивал?»), ругани, пьянстве («Пьяная ночь»), тунеядстве и холуйстве дворовых (лакей Переметьева, Ипат, дворовые в «Прологе» главы «Крестьянка»), грехе социального предательства (Глеб-староста, Егорка Шутов). Но теневые стороны народного быта и сознания не заслоняют в поэме главного, того, что составляет основу народной жизни, является определяющим для народного характера. Такой основой народной жизни в поэме Некрасова выступает труд.

Читая «Кому на Руси...», мы ощущаем величие трудового подвига русского крестьянства, этого «сеятеля и хранителя» русской земли. Мужик «до смерти работает», его «работе меры нет», с натуги от непомерного труда «трещит крестьянский пуп», «потуги лошадиные» несут односельчане Матрены, «труженицами вечными» предстают женщины-крестьянки. Трудом мужика весной одеваются зеленью злаков, а осенью раздеваются поля, и хотя труд этот не спасает от нищеты, крестьянин любит трудиться («Последыш»: косьба, участие в ней странников; рассказ Матрены). Русский мужик, в изображении Некрасова, умен, наблюдателен, любознателен («комедия с Петрушкою», «им дело до всего», «кто видывал, как слушает...», «он жадно ловит новости»), упорен в стремлении к поставленной цели («мужик, что бык...»), остер на язык (примеров множество!), добр и отзывчив (эпизоды с Вавилушкой, с Брмилом на ярмарке, помощь вахлаков Овсянникову, семье дьячка Добросклонова), обладает признательным сердцем (Матрена о губернаторше), чуток к красоте (Матрена; Яким и картиночки). Нравственные качества русского крестьянства Некрасов характеризует формулой: «золото, золото — сердце народное». Поэма раскрывает свойственную русскому крестьянству жажду справедливости, показывает пробуждение и рост его социального сознания, проявляющиеся в чувстве коллективизма и классовой солидарности (поддержка Ермила, ненависть к Последышу, избиение Шутова), в презрении к холуям и предателям (отношение к лакею князя Переметьева и Ипату, к рассказу о Глебе-старосте), в бунтарстве (бунт в Столбняках). Народная среда в целом рисуется в поэме как «почва добрая» для восприятия освободительных идей.

Народная масса, народ и является главным героем эпопеи «Кому на Руси жить хорошо». Некрасов не только нарисовал яркие портреты отдельных представителей народной среды. Новаторский характер замысла Некрасова проявился в том, что центральное место в произведении занимает коллективный образ русского крестьянства.

Исследователи неоднократно отмечали большую «плотность населения» поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Кроме семи странников и главных героев в ней нарисованы десятки и сотни образов крестьян. Одни из них кратко охарактеризованы, в образах других подмечен лишь какой-то характерный штрих, третьи лишь названы. Одни из них присутствуют «на сцене», включены в действие, о других странники-правдоискатели и читатель узнают лишь из рассказов «сценических» персонажей. Наряду с индивидуальными, автор вводит в поэму и многочисленные групповые образы.

Постепенно, от главы к главе, поэма знакомит нас с различными вариантами народных судеб, различными типами характеров героев, с миром их чувств, их настроениями, понятиями, суждениями и идеалами. Разнообразие портретных зарисовок, речевых характеристик, обилие массовых сцен, их многоголосье, введение в текст народных песен, поговорок, присловий и прибауток — все подчинено единой цели создания образа крестьянской массы, постоянное присутствие которой ощущается при чтении каждой страницы «Кому на Руси жить хорошо».

На фоне этой крестьянской массы крупным планом выписаны автором эпопеи образы лучших представителей русского крестьянства. В каждом из них художественно запечатлены какие-либо стороны, грани народного характера и мировоззрения. Так, образ Якима раскрывает тему героического народного труда и пробуждения народного сознания, Савелий — воплощение богатырства и свободолюбия крестьянства, его бунтарских порывов, образ Ермила — свидетельство правдолюбия, нравственной красоты народа и высоты его идеалов и т. д. Но это общее раскрывается в неповторимой индивидуальности судьбы и характера каждого. Любой персонаж в «Кому на Руси...», будь то Матрена, «раскрывшая» странникам всю свою душу, или мелькнувший в толпе «желтоволосый, сгорбленный» крестьянин-белорус, реалистически точен, жизненно полнокровен, и в то же время каждый составляет какую-то микрочасть общего понятия «народ».

Все главы эпопеи объединены сквозным образом семи мужиков-правдоискателей. Эпический, обобщенно-условный характер этого образа придает всем изображаемым в ней реально-бытовым событиям особую значительность, а самому произведению — характер «философии народной жизни». Так, несколько абстрактное в «Прологе» понятие «народ» постепенно, по мере знакомства читателя со странниками, Якимом, Ермилом, Матреной, Савелием, многоликой и пестрой крестьянской массой, наполняется для него яркостью жизненных красок, конкретно-образным реалистическим содержанием.

В «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов хотел показать процесс пробуждения в народных массах самосознания, желание их осмыслить свое положение и найти пути выхода. Поэтому произведение автор построил так, что его народные герои странствуют, наблюдают, выслушивают и судят, притом, по мере расширения круга их наблюдений, их суждения становятся все более зрелыми и глубокими. Картины жизни в поэме преломлены через восприятие их мужиками-правдоискателями, то есть автор избирает эпический путь или способ изображения действительности.

Эпическая широта изображения жизни в «Кому на Руси жить хорошо» проявляется и в том, что наряду с крестьянством здесь представлены все общественные группы и классы России (попы, помещики, чиновники, купцы, буржуазные предприниматели, интеллигенция), притом в большом разнообразии типических индивидуальностей, переплетении их судеб, борьбе их интересов.