Болезни Военный билет Призыв

Сложно ли сдавать огэ по обществу. Как оценивается работа. Сферы взаимодействуют и взаимосвязаны

Подготовка к ОГЭ, ЕГЭ. Теория по блокам. Тренировочные задания для подготовки к ОГЭ,ЕГЭ.


«общество»

Общество.

Общественные науки : экономика, философия, социология, политология, этика (о морали), эстетика (о прекрасном).

Общество:

В узком смысле: Совокупность людей связанная общими интересами и целями.

В широком смысле : Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, включающая все способы взаимодействия людей и формы их объединения .

Общество и природа взаимодействуют, влияют друг на друга. Экономическое взаимодействие – потребление природных богатств, экологическое – охрана природных богатств.

Ноосфера (В. Вернадский ) – среда обитания (биосфера), управляемая человеческим разумом.

Общество – динамическая система.

Системные качества общества: целостность, динамичность, историчность, открытость, иерархичность .

В структуре общества 4 сферы (подсистемы):

1. Экономическая - материальной производство и производственные отношения.

2. Политическая - политика, государство, право, их отношения и функционирование, СМИ, армия.

3. Социальная – отношения между классами, группами, нациями и т.д.

4. Духовная – формы общественного сознания: религия, мораль, наука, искусство.

Сферы взаимодействуют и взаимосвязаны.

Общественные отношения – отношения и формы, возникающие в процессе жизнедеятельности между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них.

Общественные отношения

Духовные Материальные

Важнейший компонент общества – социальный институт – исторически сложившаяся форма организации людей, на основе комплекса норм и статусов регулирующая их деятельность и удовлетворяющая фундаментальные человеческие потребности.
Социальные институты : собственность, государство, политические партии, семья, церковь, трудовые организации, учреждения образования и воспитания, наука, СМИ и т.д.
Типы обществ (по Дэниел Беллу, Элвин Тоффлер)

Доиндустриальное (традиционное, аграрное)

Индустриальное

Постиндустриальное, информационное

С/хозяйство, ремесло, община, религия, нет мобильности

Массовое производство, промышленность, товарно-денежные отношения, урбанизация, массовая культура индивидуальность, мобильность

Информация, сфера услуг, наука, индивидуализация производства

Типы обществ (по О. Тоффлеру)

Социальное изменение – переход социальных систем, общностей, организаций из одного состояния в другое (природные, демографические, социальные, духовные изменения и т.д.).

Направленное развитие

прогресс стагнация регресс

Критерий прогресса степень свободы, которую дает человеку общество для ее оптимального развития. Прогресс противоречив (и положительные, и отрицательные процессы)

Формы прогресса: революция и реформа . Эволюция – постепенное развитие.

Научно-технический прогресс (НТП) - качественное изменение производительных сил общества под воздействием научно-технической революции.

Научно-техническая революция (НТР) – скачок в развитии производительных сил общества на основе коренных сдвигов в системе научных знаний.

Исторический процесс – хронологическая последовательность событий, оказывающих влияние на развитие общества. Субъекты исторического процесса : личности, социальные группы, массы. Исторический факт – событие общественной жизни.

Цивилизация – совокупность материальных, духовных и нравственных средств, которыми обладает данное общество в данный исторический период.

Термин выдвинул Н. Данилевский, называл цивилизации культурно-историческими типами. Цивилизации различал по 4 признакам: экономическим, культурным, политическим, религиозным. Для характеристики цивилизаций выделяют также понятие менталитет.

Менталитет - образ мышления, мировосприятия, присущий определенной группе, индивиду

Две теории: теория стадиального развития (изучают развитие как единый процесс) и теория локальных цивилизаций (изучают большие исторически сложившиеся общности).

Подходы к изучению исторического процесса:

Формационный подход

(К. Маркс)

Цивилизационный подход

(А. Тойнби)

Культурологический подход (О. Шпенглер)

В основе переход от одной формации к другой. Общественно-экономические формации: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.

В общественно-экономической формации есть два главных компонента - базис и надстройка. Базис - экономика общества, составляющими которой являются производительные силы и производственные отношения (способ производства материальных благ).

Надстройка - государство, политические, общественные институты.

К переходу от одной общественно-экономической формации к другой приводят изменения в экономическом базисе. Большую роль играет классовая борьба.

Цивилизации – устойчивые общности людей, объединенные духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками. В основе – смена цивилизаций. Развитие всей истории строится по схеме "вызов - ответ". Каждая цивилизация в своей судьбе проходит четыре стадии: зарождение; рост; надлом; дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.

Центральное понятие данного подхода - культура. Культура - совокупность религии, традиций, материальной и духовной жизни. Культура зарождается, живет и умирает. Цивилизация в рамках культурологического подхода - высший уровень развития культуры, завершающий период развития культуры, предшествующий ее смерти.

Глобальные проблемы современности – комплекс общественных и природных противоречий, затрагивающий весь мир в целом. Я вляются показателем целостности и взаимосвязи современного мира, создают угрозу человечеству, требуют объединения усилий для решения.

Главные проблемы:

1. Экологическая: загрязнение, вымирание видов, «озоновые дыры» и т.д.

Термин «Экология» ввел Э. Геккель.

2. Демографическая;

3. Проблема безопасности и предотвращения мировой войны;

4. Проблема ресурсов;

5. Проблема «Север-Юг»: развивающиеся и высокоразвитые страны.

Глобализация – усиление интеграционных связей в различных сферах между государствами, организациями, общностями.

Международные организации: ООН (Организация Объединенных Наций); МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии); ЮНЕСКО (ООН по вопросам образования, науки и культуры); ВОИС (Всемирная организация интеллектуальной собственности); ВТО (Всемирная торговая организация); НАТО (Организация Североатлантического договора); ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе); Европейский Союз; ОПЕК (Организация стран-производителей и экспортеров нефти); СНГ (Содружество независимых государств); ШОС (Шанхайская организация сотрудничества) и другие.

Просмотр содержимого документа
«политика»

Политика.

Политика (Аристотель) – «искусство управления государством» - совокупность связей и социальных групп, которые характеризуются господством и подчинением.

Политика: 1. сфера жизнедеятельности 2. отношения между государствами, группами, нациями по поводу власти 3. деятельность государственных органов.

Функции политики :

1. определение целей и задач общества 2. согласование интересов групп 3. обеспечение стабильности 4. контроль за выполнением норм 5. распределение ресурсов.

Политика: микроуровень , макроуровень (уровень государства) , мегауровень (между государствами).

Политическая система – совокупность элементов, в которых реализуется политическая власть.

Тип политической система определяет политико-правовой режим: демократическая, тоталитарная, авторитарная.

Элементы политической системы (сферы или подсистемы):

1. Институциональная: государство, партии, движения (институты)

2. Коммуникативная – совокупность отношений между группами по поводу власти

3. Нормативная – правила и нормы

4. Культурно-идеологическая – идеология, политическая культура, взгляды, эмоции.

Власть возможность осуществлять свою волю, оказывать воздействие.

Структура власти:

1. Субъекты власти – государство, политические лидеры, партии

2. Объекты власти – индивиды, группы, массы

3. Основания власти - юридические, экономические, силовые, социальные, информационные

4 . Ресурсы власти – принуждение, убеждение, право, традиции, страх, поощрение, мифы

5. Функции власти – господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, организация, мобилизация.

Власть легальная – юридически законная власть, легитимная власть – та, что не навязывается силой, принимается народом добровольно.

Легитимность или господство власти (М. Вебер)

1. Традиционное господство – обусловлено традициями

2. Легальное господство – на признании юридических норм

3. Харизматическое господство – опирается на авторитет лидера.

Политическая власть подразделяется: государственная и общественная власть.

Теории происхождения государства:

1. Патриархальная теория - Аристотель 2. Религиозная теория Фома Аквинский 3. Договорная теория Д. Локк, Т. Гоббс 4. Органическая теория Г. Спенсер 5. Классовая теория К. Маркс

Государство – особая организация власти и управления, располагающая специальным аппаратом принуждения и способная придать своим велениям обязательную силу для всей страны.

Признаки государства –

1. Наличие особой публичной власти

2. Наличие специального аппарата управления

3. Территориальная организация

5. Суверенитет власти

6. Монополия на правотворчество.

Функции государства –основные, социально значимые направления деятельности государства.

Функции:

1. По объект у: внутренние и внешние

3. По характеру воздействия: охранительные (обеспечение охраны общественных отношений) и регулятивные (развитие общественных отношений).

Форма государства – совокупность основных способов организации, устройства и осуществления государственной власти, выражающих его сущность.

Формы государства:

1. Форма правления – способ организации верховной власти.

Форма правления : 1. Монархия – власть сосредоточена в руках одного главы и передается по наследству. 2. Республика – власть осуществляется выборными органами, избираемыми на определенный срок.Монархия: 1 . абсолютная, 2. парламентарная, 3. дуалистическая. Республика: 1. президентская, 2. парламентская, 3. смешанная.

2. Форма государственного устройства способ национального и административно-территориального устройства. Формы: 1. унитарное государство, 2. федерация, 3. конфедерация.

3. Политико-правовой режим совокупность политико-правовых средств и способов осуществления власти. Режим: 1. демократический, 2. антидемократический (1. авторитарный, 2тоталитарный, 3. военный).

Демократия признание принципа равенства всех людей, активное участие народа в политической жизни.

Признаки демократии: 1. признание народа источником власти и суверенитета, 2. наличие прав и свобод, 3. плюрализм , 4. разделение властей (законодательная, исполнительная, судебная), 5. гласность. 6. выборность власти , 7. развитая система органов местного самоуправления .

Формы демократии : 1. прямая (непосредственная), 2 косвенная (представительная).

Институты прямой демократии : 1.выборы, 2. референдум (всенародное голосование).

Избирательная система (включает избирательное право, избирательный процесс и порядок отзыва депутатов) – порядок формирования выборных органов.

Избирательное право – принципы и условия участия граждан в выборах. Избирательное право : 1. активное (право избирать), 2. пассивное (право быть избранным). Признаки : 1. всеобщее, 2. равное, 3. гласное, 4. открытое. Определение результатов проходит по двум системам : 1. мажоритарная избирательная система – победившим считается кандидат, набравший большинство голосов. 2. пропорциональная избирательная система – голосование по партийным спискам и распределение мандатов между партиями строго пропорционально числу поданных голосов. Мандат – документ, удостоверяющий права депутата.

Гражданское общество (Г. Гегель) – это негосударственная часть общественно-политической жизни, огражденных от прямого вмешательства государства, равенство прав и свобод всех людей; Признаки гражданского общества: 1. наличие в обществе свободных владельцев средств производства ; 2. развитость и разветвленность демократии; 3. правовая защищенность граждан ; 4. определенный уровень гражданской культуры.

Правовое государство – государство, которое в своей деятельности подчиняется праву. Признаки правового государства: 1. верховенство закона , 2. соблюдение прав и свобод , 3. принцип разделения властей , 4. взаимная ответственность государства и граждан.

Политическая партия – институт политической системы, группа приверженцев тех или иных целей, объединяющийся для борьбы за власть. Признаки партии: 1. борьба за власть , 2. программа с целями и стратегией, 3. устав , 4. организационная структура , 5. наличие руководящих органов.

Виды партий : 1. По методам: революционные, реформаторские. 2. По характеру членства: кадровые, массовые. 3. По идеологии : консервативные, либеральные, социал-демократические, коммунистические. 4. По представительству во власти : правящие, оппозиционные. 5. По характеру действий: радикальные, реакционные, умеренные, экстремистские, консервативные.

Политическая культура (Г. Алмонд, С. Верба ) – совокупность системы мнений, позиций, ценностей, господствующих в обществе или группе.

Виды политической культуры:

1. Патриархальная – ориентация граждан на местные ценности, 2. подданическая – пассивное отношение граждан в политической системе. 3. политическая культура участия (активистская ) – активное участие граждан в политической жизни. Абсентеизм – неучастие, уклонение от политической жизни.

Политическая идеология – система идей. Виды идеологий:

1. Консерватизм – сохранение порядков. 2. либерализм – свобода индивидуальности, предпринимательства, права. 3. Социализм – справедливое устройство общества. 4. анархизм – устранение государства 5. национализм – превосходство нации 6. экстремизм – насильственные методы.

Конституции России 1918 (первая), 1925, 1937, 1978, 1993 (12 декабря). Первая в мире – 1787 – Конституция США. 10 декабря 1948 – «Всеобщая декларация прав человека», 1966 – «Международный пакт о гражданских и политических правах» и «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах». 1959 – «Декларация прав ребенка», 1989 – «Конвенция прав ребенка».

Просмотр содержимого документа
«право»

Право

Право

1. Система правил и норм поведения, установленная и охраняемая государством.

2. Возможность что-либо делать, осуществлять, иметь (право на труд, образование).

Признаки права (и нормы права): нормативность, обязательность, общий характер, формальная определенность.

Теории происхождения права: теория естественного права (Т. Гоббс), либеральной традиции (сначала право – потом государство), этатистской традиции (сначала государство – потом право), марксистская, социологическая. Этатизм – теория, утверждающая, что государство высший результат и цель общественного развития

Функции права – регулятивная, воспитательная, охранительная.

Правовая культура: правовые знания, отношение к праву, правоохранительная деятельность.

Отличия права и морали:

Письменная форма, устанавливается государством, юридическая ответственность

Устная форма, устанавливаются обществом, общественное порицание.

Сходства: регулируют поведение, имеют одни цели и задачи, создаются в процессе жизнедеятельности.

Источник (форма) права – специфические виды социальных явлений, которые формируют право и результат правотворчества государства. Источники (формы) права:

1. Правовой обычай – укоренившиеся в обществе в результате их повторения образцы поведения, превратившиеся в правила поведения.

2. Судебная практика.

3. Юридический (судебный) прецедент – юридическое решение, принятое ранее по конкретному юридическому делу и послужившее примером для последующих решений.

4. Нормативный договор – соглашение сторон, содержащее нормы права

5. Нормативно-правовой акт – акт правотворчества органов государственной власти, устанавливающий или отменяющий нормы права.

Нормативно-правовой акт : законы и подзаконные акты.

I . Законы нормативно-правовые акты, принимаемые высшим законодательным органом государства (или референдумом), закрепляющие наиболее существенные социальные отношения. Бывают Федеральные Законы и Законы субъектов Федерации.

Законы подразделяются:

1. Конституционные законы (1. Конституции, 2. Законы, вносящие изменение в Конституцию.

3. Законы, предусмотренные Конституцией).

2. Обыкновенные законы – нормативно-правовые акты текущего законодательства. Они бывают текущие (действующие в течение определенного срока) и кодифицированные (своды законов – кодексы).

II. Подзаконные акты – нормативно-правовые акты, конкретизирующие положения законов. – указы, постановления, декреты.

Правовая система (семья) - объединение государств по признаку правового регулирования.

1. Романо-германская – главный источник - нормативно-правовой акт. (Россия).

2. Англо-саксонская – главный источник – юридический прецедент

3. Мусульманская – главный источник – правовой обычай.

Право разделяют на частное право – обслуживает частные интересы (семейное, гражданское) и публичное право (конституционное, уголовное).

Реализация права воплощение права в жизнь.Формы реализации права:

1. Использование права – использование прав

2. Исполнение права – выполнение обязанностей

3. Соблюдение права – не нарушение права

4. Применение права – осуществляется с помощью должностных лиц.

Система права – совокупность взаимосвязанных между собой норм, институтов и отраслей права.

Элементы системы - 1. Правовая норма (норма права) – единица системы. 2. Институт права – небольшая группа прав, регулирующих один вид отношений. (Например, институт дарения в гражданском праве, институт брака в семейном праве). 3. Отрасль права – совокупность однородных правовых норм.

Норма права – основной элемент правовой системы, правило поведения, установленное и охраняемое государством.

Структура нормы права:

1. Гипотеза - часть нормы, указывающая на условия возникновения прав и обязанностей.

2. Диспозиция – часть нормы, указывающая содержание нормы

3. Санкция – часть нормы, указывающая на правовые последствия нарушения.

Виды норм права

1. По функциям : регулятивные (устанавливают права и обязанности) и охранительные (меры воздействия на нарушителей)

2. По отраслям: семейные, гражданские и т. д.

Отрасли права.

1. Конституционное (государственное) право – регулирует социальнозначимые общественные отношения, устройство государства.

2. Семейное право – регулирует вопросы брачно-семейных отношений, родство.

3. Гражданское право – регулирует имущественные и связанные с ними неимущественные отношения.

4. Административное право – регулирует общественные отношения в сфере управления, связано с деятельностью исполнительной власти.

5. Трудовое право – регулирует отношения между работником и работодателем

6. Уголовное право – регулирует отношения, связанные с совершением преступных деяний.

Правоотношения – виды общественных отношений, регулируемых нормами права.

Чтобы стать участниками правоотношений юридические и физические лица (субъекты общественных отношений) должны обладать правоспособностью и дееспособностью.

Правоспособность – способность субъектов правоотношений иметь юридические права и нести обязанности. Наступает с рождения и заканчивается смертью.

Дееспособность – способность субъектов правоотношений самостоятельно реализовывать права и обязанности. 1. Полная – с 18 лет. 2. Частичная – (в уголовном с 16лет, за некоторые преступления с 14 лет, в семейном с 16 лет, в гражданском – с 14 лет, в административном – с 16 лет) 3. Ограниченная – по суду.

Юридический факт – жизненные условия, в связи с которыми возникают правоотношения.

Юридические факты – 1. Правообразующие. 2. Правоизменяющие. 3. Правопрекращающие.

Юридические факты: 1. События (не зависят от воли людей), 2. Действия (зависят от воли людей).

Действия бывают правомерные и неправомерные (правонарушения).

Правонарушения – деяния, противоречащие предписаниям правовых норм, выражаются как в действии , так и бездействии.

Правонарушения делятся на проступки и преступления.

Проступки (деликты) и юридическая ответственность.

1. Административные (в сфере государственного и местного регулирования) – административная ответственность (предупреждение, штраф, лишение прав, конфискация предмета, исправительные работы, административный арест)

2 . Дисциплинарные (в сфере служебных отношений) – дисциплинарная ответственность (замечание, выговор, увольнение), материальная ответственность (возмещение ущерба)

3. Гражданские (в сфере имущественных и неимущественных отношений) гражданско-правовая ответственность.

Преступления общественно-опасные противоправные деяния, причиняющие особый вред или угрозу. Наступает уголовная ответственность.

Признаки правонарушения: виновность, противоправность, общественная опасность.

Юридический состав правонарушения :

1.Объект правонарушения – на что направлено деяние. 2. Субъект правонарушения – кто совершил

3. Объективная сторона правонарушения – характеристика, включающая признаки противоправности, общественной опасности, общественно опасные последствия.

4. Субъективная сторона правонарушения - внутренняя характеристика правонарушения (мотив и цель).

5. Мотив правонарушения – осознанное побуждение к совершению деяния.

6. Цель правонарушения – мысленный результат, к которому стремился субъект.

Просмотр содержимого документа
«социальная сфера»

Социальная сфера

Социология – наука о закономерностях, становлении, функционирования, развития общества и общественных отношений. (О.Конт).

Структура социальной сферы включает:

I . Социальные связи – зависимости социальных групп и людей друг от друга (бывают формальными и неформальными). Социальные связи:

1. Социальные контакты – неустойчивые связи, возникающие по конкретным поводам (например, пассажиры метро).

2. Социальные взаимодействия – устойчивые, регулярные связи, основанные на совместной деятельности (например, коллеги на работе).

3. Социальные взаимоотношения – сверхустойчивые, самовозобновляющие связи, носящие системный характер (например, друзья).

II . Социальные группы – сообщества индивидов, объединенные по какому-либо признаку. (Т. Гоббс).

Признаки:

численность: малые группы (отличаются прямым контактом и неформальным общением), средние, большие

демографический: по полу, возрасту, образование, состояние в браке

поселенческий критерий: горожане, жители деревни

конфессиональный: католики, православные, мусульмане

по этническому , по профессиональному и т. д.

III . Социальные общности – группы, способные к самовоспроизводству.

Этносоциальные общности: род (племя), народность, нация.

Род – объединение людей на основе кровнородственных связей, племя – объединение родов, народности – объединения людей на основе территориального и языкового признака, нация – большие группы людей, объединенных экономическим пространством, языком, культурой, традициями, национальным самосознанием.

IV . Социальный институт – см. главу Общество. Главный социальный институт – семья.

Функция семьи как социального института : детопроизводство. Семья также малая группа. Функции семьи : воспитательная, социализации, досуговая, создание чувства безопасности, хозяйственно-экономическая. Семья: матриархальная, патриархальная, партнерская. Нуклеарная семья – состоящая из 2 поколений.

V . Социальная культура – социальных норм и социальных ценностей, на основе которых формируются социальные отношения.

VI . Социальные ценности – цели, к которым стремятся люди в обществе. Базовые ценности – жизненно важные для общества (здоровье, благополучие, семья и т. д.)

VII . Социальные нормы – правила социального поведения.

Социальные нормы (бывают писаные и неписаные):

Нормы морали, этические нормы, нормы традиций и обычаев, религиозные нормы, политические нормы, правовые нормы.

Функции социальных норм: регулирующая, объединяющая, воспитательная.

Конформистское поведение – соответствующее принятым нормам.

Поведение, не соответствующее социальным нормам – отклоняющееся.

Отклоняющееся поведение:

Девиантное поведение – нарушение, не соответствующе нормам.

Девиация может быть положительной (герои) и отрицательной (наркоманы, убийцы)

Делинквентное поведение – совершение преступлений.

Соблюдение норм обеспечивается применением санкций – реакция общества на поведение индивида или группы. Функция санкций – социальный контроль.

Санкции:

Позитивные (поощрительные) и негативные (наказывающие)

Официальные и неофициальные.

Социальная стратификация

Социальная стратификация (дифференциация) – расслоение и иерархическая организация общества. (П. Сорокин).

Критерии дифференциации: доход (экономическая), объем власти (политическая), образование (род деятельности.), выделяют также престиж - оценка общества социальной значимости статуса личности. Престиж зависит от реальной полезности деятельности и системы ценностей общества.

Социальные слои:

Касты – строго замкнутые слои традиционных обществ.

Сословия – группы людей, различающиеся по правам и обязанностям.

Классы – социальные группы, выделяемые по способу их участия в общественном производстве и распределении, месту в общественном разделении труда.

Страты – неформальные группы, имеющие относительно равное социальное положение, критериями которого являются доход, доступ к политической власти, образование.

Статус

Статус – позиция в социальной структуре общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.

Личный статус – положение, которое занимает индивид в малой группе

Социальный статус – положение личности в социальной группе.

Статусный набор – совокупность статусов одной личности.

Предписанный (прирожденный) статус: пол, возраст, национальность, родство

Приобретенный (достигнутый) статус: профессия, образование, должность, семейное положение, религия.

Социальная роль - некоторый образец поведения, признанный для людей определенного статуса.

Социальная мобильность

Социальная мобильность (П. Сорокин )– переход индивида или группы из одной позиции в иерархии социальной стратификации в другую.

Социальная мобильность : горизонтальная - внутри одного слоя и вертикальная – переход из одного слоя в другой. Вертикальная мобильность может быть нисходящей и восходящей.

Каналы социальной мобильности («социальные лифты») – образование, армия, школы, семья, собственность.

Маргинал – индивид, утративший свой прежний социальный статус, неспособный адаптироваться к новой социальной среде («на краю»).

Маргинальность – промежуточное положение индивида между социальными группами, связанные с его перемещениями в социальном пространстве.

Люмпены – люди, опустившиеся «на дно» общественной жизни.

Социальный конфликт.

Социальный конфликт (Г. Спенсер ) – столкновение противоположных интересов, целей, взглядов, идеологий между индивидами, группами, классами в обществе.

Структура конфликта : конфликтная ситуация--инцидент--активные действия--завершение

Типы поведения в конфликте : приспособление, компромисс, сотрудничество, игнорирование, соперничество. Большинство ученых считают конфликт закономерным, прогрессивным явлением.

Типы конфликтов: внутренние, внешние, глобальные, локальные, экономические, политические, семейные, национальные.

Национальные конфликты связаны с обострением национального вопроса – о самоопределении народов и преодолении этнического неравенства, а также тенденциями в современном мире.

Две тенденции в современном мире:

1. Интернациональная – интеграция, сближение наций.

2. Национальная – дифференциация, стремление к независимости.

Социальная политика государства - целенаправленная деятельность государства по совершенствованию социальной сферы общества. Направления: 1.совершенствование социальной структуры общества, 2. регулирование взаимоотношений между различными слоями, 3. развитие человеческого потенциала (программы развития образования, пенсии, здравоохранение, экология).

Социальная политика : активная - непосредственное воздействие государства (бывает централизованная и децентрализованная) и пассивная - опосредована экономическими факторами

Просмотр содержимого документа
«человек»

Человек.

Человек

Индивид

Индивидуальность

Личность

Высшая ступень живых организмов на земле, субъект общественно- исторической деятельности и культуры

Единичный представитель человеческого рода

Неповторимые, самобытные черты и качества, присущие человеку (биологические, психологические, социальные)

Совокупность социально-значимых черт, характеризующих человека как члена данного общества, человек как субъект отношений и сознательной деятельности

Теории происхождения: религиозная, эволюционная (Ч.Дарвин), марксистская (труд сделал человека)

Биосоциальная проблема – проблема соотношения биологического и социального в человеке.

В момент рождения человек – индивид. Личностью становится в процессе социализации.

Социализация - процесс усвоения человеком социального опыта, форм поведения, приемлемых для данного общества.

Первичная социализация : агенты (родственники, учителя) и институты социализации (семья, школа).

Вторичная социализация : агенты (коллеги, преподаватели, должностные лица) и институты (ВУЗы, армия, церковь).

Десоциализация – процесс отхода от старых ценностей, норм, правил, ролей.

Ресоциализация – процесс обучения новым ценностям, нормам, правилам, ролям.

Свобода личности - способность творить себя и мир других людей, делать выбор, быть ответственным. «Свобода – познанная необходимость» - Г. Гегель.

Межличностные отношения – отношения между различными индивидами по различным основаниям.

Межличностные отношения

Мировоззрение личности – совокупность принципов, взглядов, убеждений и установок на объективную реальность и место человека в нем.

Мировоззрение:

обыденное , религиозное , мифологическое, научное , философское , гуманистическое .

Деятельность – человеческая активность, направленная на изменение и преобразование окружающего мира и себя. Субъект - тот, кто осуществляет деятельность. Объект – то, на что деятельность направлена.

Структура деятельности:

Мотив--цель-- средства---действия--результат.

Мотив – материальный или идеальный предмет, который побуждает к действию.

Цель – осознанный образ ожидаемого результата.

Виды деятельности:

Труд – вид человеческой деятельности, направленный на достижение практически полезного результата.

Общение- процесс взаимодействия людей, заключающийся в восприятии и понимании и в обмене информации (коммуникации)

2. По направленности: духовная , практическая , творческая , управленческая .

Творчество – деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не существовавшее.

Эвристика – наука, изучающая творческую деятельность.

Потребности человека – переживаемая или осознаваемая нужда в чем-либо.

Потребности:

биологические , социальные , идеальные.

Потребности по А. Маслоу.

1.Физиологические, 2.Экзистенциальные , 3.Социальные, 4.Престижные, 5. Духовные

Первичные, врожденные Вторичные, приобретенные

Потребности каждого уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.

Интерес – осознанная потребность, которая характеризует отношение людей к предметам и явлениям, имеющих для них важное общественное развитие. Интересы являются побудителями к различным видам деятельности.

Способности – индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность различных видов деятельности.

Способности имеют биологическую основу.

Талант - совокупность способностей, которая позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной и значимостью.

Гениальность – высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере деятельности.

Гениальность - культурное явление человеческой природы.

«Сознательное» и «бессознательное» - это соотносительные понятия, выражающие особенности работы человеческой психики. Человек обдумывает ситуации и принимает решения. Такие действия называют осознанными . Однако часто человек поступает необдуманно, а иногда он сам не может понять, почему он так поступил. Бессознательные действия предполагают, что человек поступает по внутреннему побуждению, без всякого анализа ситуации, без выяснения возможных следствий. (З. Фрейд ).

Бытие – что-либо сущее, существующее вообще (бытие изучает раздел философии онтология ).

Формы бытия : материальное бытие, духовное бытие, человеческое бытие, социальное бытие.

Духовный мир человека (микрокосм ) – сложная система внутреннего мира человека, элементами которого являются духовные потребности, мысли, чувства, мировоззрение, эмоции, ценности и т. д.

Просмотр содержимого документа
«что изучает общество»

Что изучает обществознание?

Объектом изучения обществознания является общество. Общество – очень сложная система, которое подчиняется различным законам. Естественно, нет одной науки, которая могла бы охватить все сторон общества, поэтому его изучают несколько наук. Каждая наука изучает какую-либо одну сторону развития общества: экономику, общественные связи, пути развития и другие.

Обществознание - обобщающее название наук, изучающих общество в целом и общественные процессы.

В каждой науке есть объект и субъект.

Объект науки - явление объективной реальности, которая изучает наука.

Субъект науки - Личность, группа лиц, познающая объект.

Науки разделяются на три группы.

Науки:

Точные науки

Естественные науки

Общественные (гуманитарные)

Математика, информатика, логика и другие

Химия, физика, биология, астрономия и другие

Философии, экономика, социология и другие

Общество изучают общественные (гуманитарные науки).

Главное отличие общественных наук от гуманитарных наук:

Общественные науки

Гуманитарные науки

Главный объект изучения

Общество

Общественные (гуманитарные) науки, изучающие общество и человека:

археология, экономика, история, культурология, лингвистика, политология, психология, социология, право, этнография, философия, этика, эстетика.

Археология – наука, которая изучает прошлое по материальным источникам.

Экономика – наука о хозяйственной деятельности общества.

История – наука о прошлом человечества.

Культурология – наука, изучающая культуру общества.

Лингвистика – наука о языке.

Политология - наука о политике, общества, о взаимоотношения между людьми, обществом и государством.

Психология – наука о развития и функционирования психики человека.

Социология - наука о закономерностях становления и развития социальных систем, групп, личностей.

Право – совокупность законов и правил поведения в обществе.

Этнография – наука, изучающая быт, культуру народов и наций.

Философия - наука о всеобщих законах развития общества.

Этика – наука о морали.

Эстетика – наука о прекрасном.

Науки изучают общества в узком и широком смыслах .

Общество в узком смысле:

1. Все население Земли, совокупность всех народов.

2. Исторический этап развития человечества (феодальное общество, рабовладельческое общество).

3. Страна, государство (французское общество, российское общество).

4. Объединение людей с какой-либо целью (клуб любителей животных, общество солдатских

матерей).

5. Круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересов (высшее общество).

6.Способы взаимодействия власти и населения страны (демократическое общество, тоталитарное общество)

Общество в широком смысле - обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Тема : Общество и человек.
Ученые считают, что общественная жизнь началась одновременно с появлением человека на Земле. Ещё древние люди объединялись в родовую общину, племя. Объединение и взаимодействие древних людей помогли выжить человеческому роду в сложных природных условиях, защищаться от врагов, осваивать новые территории. Отсюда и произошло понятия «сообщества» и «общество».
Понятие общество употребляется в широком и узком смыслах.
В широком смысле:
Общество-это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
Широкое значение: всё человечество в целом:
1) часть материального мира;
2) динамичная система;
3) совокупность способов взаимодействия и объедининия.

В узком смысле:
Общество- это совокупность людей по каким-либо признакам.
Узкое зна¬че¬ние:
1) определённая группа людей;
2) этап развития общества;
3) совместная деятельность;
4) определенная страна.

Понятие общество имеет много значений:
1. Этап в истории человечества
3. Всё человечество мировое сообщество)
(первобытное общество, рабовладельческое и т.д.)

ОБЩЕСТВО

2.(объединение) 4.Регион, страна, государство(Россия, Европейское
общество)
Круг людей объединенных
общими целями, интересами
(спортивный клуб)

Человек может удовлетворять свои материальные и духовные потребности только в обществе. А так же в обществе между людьми складываются общественные отношения.
Общественные отношения - это отношения, которые складываются между членами различных социальных групп.

Общество не только возникает с появлением человека, но и развивается вместе с ним, а значить общество-это динамическая система.

Отличительной тенденцией развития современного общества является глобализация.

Глобализация - процесс всемирной экономической, политической, куль¬тур¬ной и религиозной интеграции и унификации.
Основные глобальные проблемы:
1) нерешённость про¬бле¬мы от¬ме¬ны ста¬ре¬ния у людей и сла¬бая ин¬фор¬ми¬ро¬ван¬ность об-ще¬ствен¬но¬сти о пре¬не¬бре¬жи¬мом ста¬ре¬нии;
2) про¬бле¬ма «Север-Юг» - раз¬рыв в раз¬ви¬тии между бо¬га¬ты¬ми и бед¬ны¬ми стра¬на¬ми, ни¬ще¬та, голод и не¬гра¬мот¬ность;
3) пре¬дот¬вра¬ще¬ние тер¬мо¬ядер¬ной войны и обес¬пе¬че¬ние мира для всех на¬ро¬дов, не¬до-пу¬ще¬ние ми¬ро¬вым со¬об¬ще¬ством не¬санк¬ци¬о¬ни¬ро¬ван¬но¬го рас¬про¬стра¬не¬ния ядер¬ных тех¬но-ло¬гий, ра¬дио¬ак¬тив¬но¬го за¬гряз¬не¬ния окру¬жа¬ю¬щей среды;
4) пре¬дот¬вра¬ще¬ние ка¬та¬стро¬фи¬че¬ско¬го за¬гряз¬не¬ния окру¬жа¬ю¬щей среды
5) сни¬же¬ние би¬о¬раз¬но¬об¬ра¬зия;
6) обес¬пе¬че¬ние че¬ло¬ве¬че¬ства ре¬сур¬са¬ми, ис¬чер¬па¬ние нефти, при¬род¬но¬го газа, угля, прес¬ной воды, дре¬ве¬си¬ны, цвет¬ных ме¬тал¬лов;
7) гло¬баль¬ное по¬теп¬ле¬ние;
8) озо¬но¬вые дыры;
9) про¬бле¬ма сер¬деч¬но-со¬су¬ди¬стых, он¬ко¬ло¬ги¬че¬ских за¬бо¬ле¬ва¬ний и СПИДа;
10) де¬мо¬гра¬фи¬че¬ское раз¬ви¬тие (де¬мо¬гра¬фи¬че¬ский взрыв в раз¬ви¬ва¬ю¬щих¬ся стра¬нах и де¬мо¬гра¬фи¬че¬ский кри¬зис в раз¬ви¬тых), воз¬мож¬ный голод;
11) тер¬ро¬ризм;
12) асте¬ро¬ид¬ная опас¬ность;
13) не¬до¬оцен¬ка гло¬баль¬ных угроз су¬ще¬ство¬ва¬нию че¬ло¬ве¬че¬ства, таких как раз¬ви¬тие не¬дру¬же¬ствен¬но¬го ис¬кус¬ствен¬но¬го ин¬тел¬лек¬та и Гло¬баль¬ных ка¬та¬строф.

Характерные черты общества, как динамической системы.
Саморазвитие, саморегулирования, способность к адаптации и интеграции, отмирание старых частей появление новых.

В обществе имеются подсистемы(части системы)

Сферы общественной жизни
1.Политическая
Государство и органы государственной власти
(президент, правительство, партии, армия, полиция, налоговая и таможенная службы)
2.Экономическая
(товары, услуги, предприятия(фирмы), процесс производства.
3.Социальная
Взаимодействие различных социальных групп, слоев населения, личность.
4.Духовная
(мораль, культура, наука, образование, искусство и религия)

Все общества можно поделить на 3 исторических типа:
1. Доиндустриальное (традиционное или аграрное)
–люди заняты в сельском хозяйстве, преобладает ручной труд, примитивные орудия труда, общинный уклад жизни, низкая социальная мобильность, культурная отсталость.
2. Индустриальное
– люди заняты в промышленном производстве,развитие частной собсбвенности, преобладает машинный труд, рост числа городов и городского населения, коллективные ценности, средняя социальная мобильность, светская жизнь и культурное развитие.
3. Постиндустриальное
– люди заняты в основном в сфере услуг и информации, преобладают информационные технологии, компьютеризация и автоматизация труда, ценность личности, права и свободы человека, высокая социальная мобильность, влияние средств массовой информации.
(социальная мобильность-изменение положения человека или группы в обществе)

Взаимодействие общества и природы
Важно осознать, что общество и природа взаимосвязаны, влияют друг на друга.
Природа-это естественная среда обитания человека.
Отличия общества от природы
-творит культуру
-развивается под влиянием деятельности человека.
Отличие природы от общества:
-способна развиваться независимо от человека
-обладает своими законами, которые не зависят от воли и желаний человека.

Человек.
Человек
-существо биосоциальное, т.е. в нем переплетается социальное и биологическое.
Индивид
-это представитель человеческого рода, обладающий уникальными природными чертами. (один из людей; единичный)
Индивидуальность
–неповторимость, самобытность, богатство внутреннего мира, черты, свойственны только определенному человеку.
Личность
-это человек как социальное существо с присущими ему чертами и отношениями, проявляющимися во взаимодействии с людьми.
Социализация – это процесс становления личности
Агенты социализации
1. Семья
2. Образование
3. Профессии
4. Социальное окружение
5. Государство
6. СМИ
7. Самовоспитание
Этапы социализации
1. Начальный
2. Средний (юношеский возраст)
3. Завершающий

Основные отличия человека от животного
1. Мышление и членораздельная речь
2. Сознательная целенаправленная творческая деятельность
3. Человек творец культуры
4. Способность изготавливать орудия труда и использовать их.

Деятельность человека.
Деятельность –это человеческая активность, направленная на достижение поставленной цели. В результате деятельности он преобразует и природу и общество.
Структура деятельности
1.Субъект деятельности (тот, кто осуществляет деятельность)
2. Объект деятельности(то, на что она направлена)или (на что направлено ваше внимание.
Объектом могут быть не только предметы, но и люди(преподаватель обучает учащихся).

Человек начиная любую деятельность ставит перед собой цель.
Цель-то, что ожидается нами в результате деятельности.

Для того чтобы достичь цель нам нужно:
1. Средства
2. Действия
3. Результат

Мотив-то, что побуждает нас к действию. (Вася читает газету(действие), чтобы узнать новости спорта(мотив).

Деятельность человека направлена на удовлетворение потребностей.
Три группы потребностей (или классификация потребностей):
1. Биологические (еда, сон, воздух, вода и т.д.. Они являются врожденными, сближают нас с животными)
2. Социальные (общение, самореализация, самоутверждение)
3. Духовные (потребности в познании окружающего мира и самого человека)

Подобная классификация не единственная. Американский психолог А. Маслоу.
1. Физиологические (пища, дыхание, движение)
2. Экзистенциальные(в безопасности, комфорте, уверенности в завтрашнем дне)
(1,2 – врожденные потребности)
3. Социальные (в общении, в заботе о других, в понимании)
4. Престижные (эгоистические) –в самоуважении, достижении успеха, признании
5. Духовные (самоактуализация, самовыражение)
(3-5 –приобретенные)

Основные виды деятельности - Труд, игра, учение.

Виды деятельности – практическая, духовная (связана с изменением сознания людей), разрушительная (войны, акты вандализма, врубка лесов), трудовая, образовательная, творческая и др.

Творческая деятельность-направлена на создание чего-нибудь нового.
(помогает нам творить-воображение, фантазия, интуиция)
Трудовая деятельность – это деятельность, которая направлена на получение заведомо полезного результата.
Игровая или досуговая деятельность- ориентирована не столько на результат, сколько на сам процесс-развлечение, отдых.
Учёба-это вид деятельности целью, которого является приобретением человека знаний, умений, навыков.

Социальные и межличностные отношения человека. Общение.
Социальные отношения-это отношения между руководителем и подчиненным.
Формы социальных отношений: односторонние (скрытые, открытые конфликты), взаимные (доступная и ясная социальная действительность).
Межличностные отношения- отношение между друзьями.

Общество представляет собой совокупность социальных групп.
Социальная группа - группа людей, выделенных по социально значимым признакам.
Функции социальной группы
1. Инструментальная-для выполнения какой либо работы(кафедра, декан, бригада рабочих)
2. Экспрессивная –для удовлетворения социальных потребностей в уважении, одобрении или доверии (общество анонимных алкоголиков)
3. Поддерживающая –для ослабления неприятных чувств. (защита интересов социальных групп (профсоюзы и т.д.))

Общение- связь между людьми в результате которой они обмениваются информацией.
Виды общения: речевое(вербальное), при помощи слов и звуков
неречевое(невербальное), при помощи мимики и жестов

Формы общения:
-служебное(деловое)
-повседневное (бытовое)
-убеждающее
-ритуальное (процесс соблюдения предписанного поведения)
-межкультурное
По содержания и смысловой направленности:
-рассказ
-сообщение
-разговор
-отчет
-комплименты
-обмен мнениями
Межличностные конфликты
Межличностные конфликты - это столкновение различных точек зрения.

Способы разрешения конфликтов
1. Диалог-общение между людьми.
2. Компромисс-соглашение на основе взаимных уступок.
3. Консенсус –форма выражения согласия с аргументами противника в споре.

Социальная сфера
Классы общественные, большие группы людей, различа¬ю¬щи¬е¬ся по их месту в ис¬то¬ри¬че¬ски опре¬де¬лен¬ной си¬сте¬ме об¬ще¬ствен¬но¬го про¬из¬вод¬ства, по их от¬но¬ше¬нию (боль¬шей ча¬стью за-креп¬лен¬но¬му и оформ¬лен¬но¬му в за¬ко¬нах) к сред¬ствам про¬из¬вод¬ства.

Нация (от лат. natio - племя, народ) - со¬ци¬аль¬но-эко¬но¬ми¬че¬ская, куль¬тур¬но-по¬ли¬ти¬че¬ская и ду¬хов¬ная общ¬ность ин¬ду¬стри¬аль¬ной эпохи.

Со¬ци¬аль¬ные клаcсы (об¬ще¬ствен¬ные клас¬сы) - со¬ци¬аль¬ные общ¬но¬сти, вы¬де¬ля¬е¬мые по от-но¬ше¬нию к соб¬ствен¬но¬сти и об¬ще¬ствен¬но¬му раз¬де¬ле¬нию труда.

Со¬сло¬вия - со¬ци¬аль¬но-пра¬во¬вые груп¬пы под¬дан¬ных, своим юри¬ди¬че¬ским по¬ло¬же¬ни¬ем каким-либо опре¬делённым об¬ра¬зом от¬ли¬ча¬ю¬щих¬ся от осталь¬но¬го нас.; при этом от¬ли¬чия пе¬ре-да¬ют¬ся по на¬след¬ству.

Порядка 50% школьников, учащихся в выпускном классе, останавливают выбор на ЕГЭ по обществознанию в 2019 году, как необязательном предмете для сдачи. Частично ребята полагают, что это легкая дисциплина, другим подросткам предмет необходим, с целью набрать определенное количество баллов и поступить в университет. Естественно, здесь есть свои подводные камни, нужно хорошенько готовиться, изучать новые направления, а также акцентировать внимание на сложных темах, чтобы в результате получить достойное количество баллов.

Изменения в обществознании, запланированные на 2019 год

Изменений в регламенте приема ОГЭ в 9 классе будет довольно много. Объясняется это тем, что руководство нашей страны озадачено постепенным ослаблением у молодого поколения интереса к истории своей страны и устройству общества, в котором предстоит жить и работать молодым людям. Проще говоря, абитуриенты, покидая стены родной школы, недостаточно знают историю России и не понимают основ устройства социума в нашей стране. Эта тенденция не могла остаться незамеченной и вызвала беспокойство в правительственных кругах в связи с тем, что молодежь в России становится легкой добычей для различных международных организаций, криминальных структур и религиозных сект, желающих переформатировать общественной сознание граждан нашей страны.

Не удивительно, что упор в таких попытках ставится на молодежь, которая, плохо зная историю и обществознание, легко поддается внушению, верит словам идейных вдохновителей, даже не понимая, что им обрабатывают сознание и внушают откровенную ложь. Понимая опасность пробелов о образовании учеников наших школ, Министерство образования России и Рособрнадзор готовят целую программу по изменению подхода к проверке знаний по гуманитарным предметам. Особенно изменения коснуться обществознания и истории, которые непосредственно формируют полноту мировоззрения у наших детей.

Суть изменений сведется к тому, что экзаменуемым придется больше говорить и меньше писать. Ранее, ОГЭ по обществознанию сводился к тому, что школьник получал бланк варианта, где необходимо было отметить правильные ответы, выбрать из нескольких вариантов верный и молча сдать заполненный вариант экзаменационной комиссии. Теперь все изменится и наряду с письменной частью экзамена, учащемуся придется побеседовать с экзаменатором и объяснить ему, почему ученик ответил именно так, а не иначе. Потребуются устные аргументы и обоснования того ответа, который отмечен в экзаменационном листе.

Другими словами, ОГЭ по обществознанию в 2019 году станет больше похоже на классический школьный экзамен, который был внедрен еще в советской системе образования. Такое решение Минобрнауки вызвало позитивную реакцию в обществе, ведь все еще помнят, что советское образование было, действительно, одним из лучших в мире.

Дата проведения

В 2017-2018 учебном году обществознание сдавали самым последним, что с одной стороны предоставило выпускникам дополнительную возможность хорошо подготовиться, а с другой стороны заставило поволноваться в ожидании даты экзамена. В 2019 году ОГЭ по «обществу» будут сдавать в такие дни:

*расписание ОГЭ 2019 года еще не утверждено

Особенности экзамена по обществознанию

Решили сдавать в 2019 году ОГЭ по обществознанию из расчета на то, что это самый легкий предмет – приготовьтесь обновить в голове знания из таких основных областей, как: философия, социология, экономика, культура, политика и право.

Конечно, в КИМах для 9-го класса ученикам встретятся только те понятия, с которыми они должны были познакомиться на уроках в рамках изучения соответствующих дисциплин. Но, для успешной сдачи ОГЭ необходимо:

  • Владеть достаточно большим объемом информации.
  • Уметь описывать социальные объекты, проводить их оценку и сравнение.
  • Приводить примеры социальных взаимосвязей.
  • Решать поставленные задачи, опираясь на изученный материал и опыт.
  • Уметь выражать свои мысли, аргументируя выбор примерами.

На первый взгляд нет ничего сложного, но многие девятиклассники сталкиваются с такими проблемами, как недостаток жизненного опыта и непонимание процессов, протекающих в политических и социальных сферах жизни, что и составляет основную сложность при сдаче ОГЭ.

Формат проведения

Экзаменационный билет по обществознанию состоит из 31 тестов, среди которых равномерно распределены вопросы 5 основных разделов:

  1. Человек и общество. Духовная культура.
  2. Сфера политики и социального управления.
  3. Социальная сфера.
  4. Экономика.
  5. Право.

Возможны разные варианты формирования ОГЭ по обществознанию, но как и в прошлом сезоне, в 2019 году КИМы будут состоять из 2-х частей и включать в себя:

  • 16 базовых заданий;
  • 13 заданий повышенного уровня сложности;
  • 2 задания высокого уровня.

На выполнение работы девятиклассникам отводится 180 минут (3 часа).

Краткие ответы на задания 1-й части необходимо перенести в специальный бланк, учитывая установленные правила оформления. Очень важно придерживаться требований, предъявляемых к заполнению бланка, ведь эта часть работы в дальнейшем будет проверена электронным методом, и система просто не воспримет неправильно заполненный бланк.

На выполнение второй части ОГЭ по обществознанию стоит отвести больше времени, ведь тут потребуется:

  • работать с текстом, выделяя основные смысловые фрагменты;
  • систематизировать информацию, составив план;
  • выражать собственное мнение, аргументируя его и логически обосновывая свой выбор;
  • разъяснить авторскую мысль, опираясь на свои знания и жизненный опыт.

Оценивание работ

Как и в других предметах, при проверке ОГЭ по обществознанию в 2019 году будут использовать 2 основных метода:

  • электронный;
  • ручной.

Оспорить машинную проверку достаточно сложно и, если выпускник неправильно оформил бланк с ответами, ему придется еще раз попытать счастья, пересдавая экзамен в дополнительный срок.

Проверка 2-й части осуществляется членами экспертной комиссии. Проще говоря, учителями, которые выставляют баллы, опираясь на таблицы единых критериев оценивания, разработанных для каждого из 6 заданий блока. Хотя для каждого из заданий есть свои критерии оценивания, в 2019 году стоит учитывать такие основные требования к развернутым ответам ОГЭ по обществознанию:

  • краткость;
  • содержательность;
  • опора на теорию;
  • умение оперировать терминами;
  • наличие реальных примеров при раскрытии темы.

Всего при выполнении работы ученик может набрать тестовых 39 баллов, из которых:

Начиная с 2017 года, результат ОГЭ оказывает непосредственное влияние на балл аттестата, поэтому начисленные при проверке работы тестовые баллы переводят в традиционную пятибалльную систему согласно такой таблице соответствия:

Так, для преодоления минимального порога сдающим естествознание достаточно набрать 15 первичных баллов, что более чем реально для ребенка, который внимательно слушал на уроках и обладает хорошей памятью. Гораздо сложнее получить высокий балл, дающий право на поступление в профильный класс или обучение в колледже.

Для обществознания минимальный порог профильного уровня составляет 30 баллов, для чего, очевидно, будет мало просто правильно ответить на все тестовые вопросы.

На какие вопросы следует обращать больше внимания?

Во время прохождения тестов, представленных в билетах, предусмотрены вопросы, распределенные по блокам, в частности:

  • раздел, где важно продемонстрировать понимание взаимодействия, связи, сложностей в социальных группах. Также учитывать осмысление алгоритма развития общества, рационально продемонстрировать, насколько хорошо подросток разбирается в конфликтных аспектах;
  • затем речь пойдет о человеке в обществе, вопросы раздела возвращают к истории биосоциального развития граждан, в итоге удастся понять их место в современном мире. Ученик должен показать, что знает толк в деталях социума, понял наиболее важные принципы функционирования общества, притом должен определить личное место в нем;
  • конечно, не обходится без политики, устройства страны в динамике процветания, ее текущего состояния, разного рода режимов, управленческих институтов, сути государственности и прочих нюансов темы, которые мало знать, следует еще и понимать;
  • будут затронуты правовые аспекты, ответы по разделу предусматривают конкретизированные данные, знания из сферы законодательства страны, плюс важно уметь оперировать правовыми терминами;
  • напоследок следует ответить на вопросы по экономике, здесь демонстрируются не только знания теории в сфере рыночной экономики, но и умение анализировать, читать графики, предопределять главные экономические показатели.

Подводя итоги, становится понятно, что каждый билет рассчитан на 29 вопросов, они поделены на блоки. На 20 заданий из 1 блока следует дать простые ответы, иногда это слова, цифры или фразы. Частично вопросы рассчитаны на минимальный уровень знаний, но некоторые предполагают отличную подготовку подростков. За первую часть экзамена наиболее реально набрать 35 баллов.

Следующий блок включает 9 вопросов, там же будут представлены детальные ответы. Обязательно нужно обратить внимание на 21-22 задания, они базового типа, затем идут вопросы повышенной сложности, в частности и сочинение. Темы на выбор, всего 5 вариантов. За обозначенную часть экзамена положено 29 баллов.

Как правильно готовиться?

Однозначно важно определиться с толковой литературой, представители ФИПИ на официальном портале дают некоторые рекомендации. На экзамене следует показывать исключительно знания, а спорить и дискутировать – можно было лишь на уроках. Иногда вопросы дают шанс поразмышлять, высказать личное мнение. Подобная возможность есть в сочинении, главное выбрать тему, опираясь на то, как бы вы могли ее раскрыть, это позволяет рассчитывать на высший балл.

Педагоги нередко говорили, что важно не просто знать терминологию, но и понимать ее. Часто ребенок не может дать верный ответ, так как не видит связи с конкретной научной отраслью, задействовать при этом неверный аналитический метод. Описываемая дисциплина охватывает несколько направлений, но главной сложностью оказывается размытое представление подростков по многим темам.

Также в подготовке к экзамену помогут онлайн видеоуроки:

Добрый день, дорогие читатели!
В сегодняшней статье предлагаю вместе разобраться в некоторых особенностях подготовки к экзамену по предмету, который является самым популярным среди российских школьников . Возможно, и Ваш ребенок уже выбрал обществознание в качестве или ?

Обществознание – «что это за зверь»?

Обществознание – это междисциплинарный экзамен , то есть своеобразный сплав, если хотите, «сборная солянка» нескольких самостоятельных наук – социологии, философии, правоведения, политологии и экономики. Обществознание сегодня необходимо сдавать при поступлении на широкий спектр гуманитарных специальностей (в том числе, юриспруденция, экономика, гостиничное и издательское дело и многие другие). Во многих школах (чаще всего в гимназиях, лицеях) эти науки (например, экономика, право) изучаются как отдельные предметы. Учащимся таких школ, безусловно, легче готовиться к экзамену по обществознанию. Остальным отчаиваться тоже не стоит, хотя, конечно, придется уделить больше времени и внимания нюансам каждого из разделов.

Миф 1 «Обществознание – это легко! Вот физика, химия…»

Как мы уже отмечали, обществознание вот уже несколько лет подряд остается самым популярным предметом по выбору для сдачи ЕГЭ . Согласно статистике Рособрнадзора, в 2018 году обществознание сдавали 53% выпускников. При этом процент учеников, не сдавших экзамен, также традиционно высок. Почему? Потому что, на первый взгляд, кажется, что легко. Действительно, кто же сегодня не рассуждает о политике и экономике? Считается, что, чтобы «сдать общество», достаточно общей эрудиции, широкого кругозора и небольших познаний в истории и литературе.
Обычно этот миф развенчивается уже после прорешивания учеником демо-версии заданий с сайта ФИПИ и других тренировочных материалов. Либо после прохождения первых тем первого раздела «Человек и общество». К тому же экзаменационные задания и система их оценивания каждый год усложняются. Ни в коем случае не утверждаем, что обществознание соперничает по сложности точными и естественными науками… Однако практика подтверждает, что добиться действительно высоких результатов , а не просто преодолеть минимальный порог, без основательной подготовки невозможно. И, конечно, как говорится, каждому свое, и все зависит от способностей ученика и степени его самоорганизации.

Миф 2 «Необязательно готовиться долго»

Данный миф часто вытекает из мифа номер 1. Как мы знаем, в любом деле количество обычно переходит в качество. И чем больше внимания и энергии ты уделяешь какому-либо делу, тем лучший результат получаешь на выходе.

Миф 3 «Нереально выучить все термины обществознания»

Данный миф прямо противоположен двум предыдущим. Не стоит в падать в крайности! Как говорил Карлсон: «Спокойствие, только спокойствие!» При работе с определениями я советую своим ученикам следующее:
  • Выделяйте основные признаки изучаемого понятия , дробите длинные фразы на смысловые части. Бесполезно пытаться «проглотить» или вызубрить определение, смысл которого вам не понятен.
  • Учите английский! Очень многие термины обществознания происходят от латинских слов, поэтому знание иностранного языка очень помогает в изучении обществознания и существенно обогащает его.
  • Иллюстрируйте «сухую» теорию учебника конкретными примерами из социальной жизни. Так вы, с одной стороны, легче и эффективнее усвоите теоретический материал на конкретных примерах, а с другой, станете понимать, критически оценивать и научно обосновывать то, что происходит вокруг.
Я убеждена, что очень важно адаптировать сложные научные определения из книг для понимания ребенком. Поэтому в процессе обучения мы с ребятами очень часто занимаемся тем, что упрощаем длинные и непонятные определения из учебника, «переводим их с русского языка на русский». Главное – усвоить основной смысл , суть изучаемого явления или процесса, тогда сконструировать определение даже в стрессовой ситуации экзамена школьнику не составит труда.

Часто советую своим ученикам распечатывать (а еще лучше – писать от руки) определения, которые сложно запоминаются, и развешивать их на видных местах дома. Так взгляд будет постоянно «цепляться» за них и определение легче запомнится.

Миф 4 «Обществознание – это скучно»

Обществознание – это сама наша жизнь , говорю я своим ученикам. Сегодня такие термины как «ипотека», «выборы», «средний класс» и другие прочно стали частью нашей жизни. И понимать их, грамотно использовать и правильно интерпретировать - норма современной жизни и залог успеха. Ребята учатся ориентироваться в реальной жизни ,
объективно оценивать информацию, порой потоком льющуюся на нас всех из Сети и с экранов телевизоров. На это и нацелены многие задания ЕГЭ второй части, в которых нужно приводить конкретные примеры из личного социального опыта, формулировать и аргументированно доказывать свое мнение. Для этого происходящих в стране и мире, ежедневно прочитывать и

Миф 5 «Обществознание – это про поболтать», можно «лить воду и др…»

К сожалению, многие учителя школ тоже так считают. На самом же деле в изложении материала есть четкая логика, все взаимосвязано, системно. И конечно, не следует забывать о том, что экзамен по обществознанию проходит в письменной форме , и бумага «стерпит» отнюдь не все, отсутствие знаний она точно не простит.
Не так проста и структура экзамена, об этом я расскажу в своей следующей статье. К тому же, для успешной сдачи экзамена ученик должен знать не только содержание самих разделов учебника, но и их законодательную базу , особенно Конституцию Российской Федерации . Естественно, не зная содержания закона, много «не наболтаешь» и не напишешь.

Вот лишь несколько из самых распространенных заблуждений о подготовки к экзамену по обществознанию. Как и в любом деле, здесь важнее всего – адекватный настрой Вашего ребенка на освоение этого предмета. И здесь – тонкая грань между «Легкотня все это!» и «Мама, я не понимаю/не сдам это общество!».

Самый верный путь нахождения «золотой середины» – определить уровень знаний ребенка и начать готовиться к экзамену.

Буду рада помочь (8-917-450-23-30).
Желаю Вам отличного настроя на учебу и успехов!

Основной Государственный Экзамен (ОГЭ) школьники сдают после окончания 9-го класса. По сути, этот экзамен - тренировка перед ЕГЭ, который сдают после 11-го класса и который учитывается при поступлении в ВУЗы. Рекомендуется пошаговая систематическая подготовка, а также чтение Конституции РФ (некоторые вопросы по обществознанию основаны на данном документе).

Данный сборник составлен ФИПИ (Федеральный Институт Педагогических Измерений) - именно его, от ФИПИ, нам рекомендовали для подготовки к экзамену в школе.

Заметим также, что в целом объём теоретического содержания курса основной школы, поддающийся формализованной проверке, относительно невелик. Поэтому в итоговой аттестации за курс основной школы выражена практическая составляющая - комплекс умений, связанный с использованием обществоведческих знаний при анализе и оценке фактов и процессов социальной реальности. Всё это даёт также некоторое представление о степени социализации выпускников основной школы, их понимании свойственных возрасту социальных ролей.

Используйте при подготовке также, помимо сборников, материалы Открытого банка заданий ОГЭ, расположенные по адресу: opengia.ru/subjects/social-9/topics/1.

Экзаменационная работа состоит из двух частей, которые различаются по содержанию, сложности и количеству заданий. Определяющим признаком для каждой части работы является форма заданий:

Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом;
- часть 2 содержит 6 заданий с развёрнутым ответом.

Советуем выполнять задания по мере прохождения или повторения соответствующих тем. Рекомендуем отмечать наиболее трудные для Вас вопросы и задания, чтобы в период непосредственной подготовки к экзамену обратить на них более пристальное внимание.

Если, готовясь к экзамену, Вы испытываете затруднения с выполнением некоторых заданий, встречаете незнакомые понятия и термины, обращайтесь за советом к учителю, тем более что при систематической подготовке у Вас есть такая возможность. Выполнять задание, не понимая его, крайне неэффективно. Тот материал, который Вы не находите в учебной книге, посмотрите в школьном словаре и справочной литературе и отметьте использованный источник, чтобы потом в случае необходимости вернуться к нему.

Некоторые страницы сборника смотрите на фото ниже.