Болезни Военный билет Призыв

Словарный запас детей в 3 года составляет. Самостоятельная диагностика задержки речи. Способы и методы расширения словарного запаса детей

Татьяна Григорьевна Барзанова
Развитие словаря у детей третьего года жизни

Слайд 1 представление

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей . Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие . Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей , о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.

Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей , поскольку слово является важнейшей единицей языка. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества и действия с ними. Дети усваивают слова необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими. Главное в развитии детского словаря – освоение значения слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в котором происходит общение. Поэтому развитие словаря у детей рассматривается как одна из важнейших задач развития речи .

Для детей третьего года жизни характерна потребность в общении. Развитие разнообразных форм общения ребенка со сверстниками выступает как важнейшая задача педагогики раннего возраста.

В условиях ФГОС , где дошкольное образование впервые рассматривается как первый уровень общего образования, коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с развитием свободного общения детей и освоением всех компонентов устной речи, освоением культуры общения и этикета, воспитанием толерантности. Формирование словаря у детей раннего возраста является основой для дальнейшего, нормального речевого развития . Всякая задержка в ходе развития речи затрудняет общение с другими детьми и взрослыми, в какой-то мере исключает его из игр.

Вводятся в активный словарь детей слова , обозначающие величину и цвет, а так же обозначения некоторых физических качеств предметов (теплый, гладкий) и их свойств (бьется, рвется и др.) .

Что касается обобщений, то в этом возрасте продолжается дифференцировка групп предметов и обозначение их одним словом (например : чашки, тарелки, кастрюли – это посуда) .

Речь детей быстро совершенствуется.

К 3-м годам словарь ребенка достигает 100-1200 слов . В его составе имеются почти все части речи (существительные, глаголы, наречия, прилагательные, числительные, местоимения, служебные слова (союзы, предлоги, частицы, междометия.

Третий год жизни – период наибольшего увеличения активного словарного запаса . Особенно быстро увеличивается число существительных, медленнее растет число используемых прилагательных.

Дети уже на третьем году жизни располагают довольно разнообразным словарем , обеспечивающим общение с окружающими. Однако, важно не количественное накопление словаря , а его качественное развитие – развитие значений слов , представляющее грандиозную сложность. Наиболее правильно дети понимают и употребляют слова , обозначающие конкретные предметы, которыми они пользуются (кукла, барабан, лейка, щетка, игрушка, одежда) . Наименее усвоенными оказываются слова , обозначающие более отдаленные от детей явления .

Из всего этого можно выделить следующие особенности формирования :

Быстрый количественный рост словаря и его качественное развитие .

Дифференцировка групп предметов и обозначение их одним словом .

А какие же задачи в словарной работе ?

Сегодня принято выделять четыре основные задачи : Во-первых, обогащение словаря новыми словами , усвоение детьми ранее неизвестных слов , а также новых значений ряда слов , уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит , в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.) .

Во-вторых, закрепление и уточнение словаря .

Эта задача обусловлена тем , что у детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов. Поэтому сюда входят углубление понимания уже известных слов , наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами .

В-третьих , активизация словаря .

Усваиваемые детьми слова делятся на две категории : пассивный словарь и активный словарь . В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь . Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи. Ребенок должен не только слышать речь воспитателя, но и воспроизводить ее много раз, так как при восприятии участвует, в основном, только слуховой анализатор, а в говорении – еще и мускульно-двигательный и кинестетический анализаторы.

В-четвертых, устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные) . Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды.

Все рассмотренные выше задачи взаимосвязаны и решаются на практическом уровне, без употребления соответствующей терминологии.

Освоение социального опыта происходит в процессе всей жизнедеятельности ребенка . Поэтому словарная работа связана со всей воспитательной работой дошкольного учреждения.

Можно выделить две группы методов : методы накопления содержания детской речи и методы, направленные на закрепление и активизацию словаря , развитие его смысловой стороны .

К методам накопления содержания детской речи относятся :

1 Рассматривание предметов, наблюдения за животными, деятельностью взрослых. Они имеют целью уточнить и углубить знания о предметах, с которыми ребёнок часто соприкасается в своей жизни (посуда, одежда, мебель, орудия труда) .

2 Показ картин с малознакомым содержанием. Картина в данном случае даёт детям знания о тех объектах, которые они не могут наблюдать непосредственно.

3 Художественная литература. Словарная работа выступает как важнейшее звено в работе с текстом. Прекрасным средством развития мышления и образной речи являются пословицы , поговорки, загадки, прибаутки.

А к методам, направленным на закрепление и активизацию словаря можно отнести :

1 Рассматривание игрушек. Для развития словаря используются различные категории игрушек : люди (фигурки детей , взрослых, жилища людей и их окружение, средства передвижения, животные, птицы, овощи, фрукты, грибы, орудия труда.

2 Рассматривание картин знакомого содержания направленно на уточнение детских представлений и словаря и всегда сопровождается беседой, активизирующей накопленный ранее словарь .

Словарная работа при этом тесно связана с развитием диалогической речи .

3 Дидактические игры – широко распространённый метод словарной работы . Словарные игры проводятся с игрушками, предметами, картинками. Игровые действия в словарных играх дают возможность, главным образом, активизировать имеющийся запас слов .

4 Загадывание и отгадывание загадок. Ценность этого метода состоит в том, он позволяет эффективно упражнять ум, развивать мыслительные способности, углублять и уточнять знания о предметах и явлениях, помогают детям проникнуть в образный строй русской речи, овладеть выразительными средствами языка.

Методические приёмы делятся на три основные группы :

1 словесные . К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, вопрос.

2 Наглядные приёмы –показ иллюстративного материала, картин, предметов, показ образца, способов действия.

3 Игровые приёмы могут быть словесными и наглядными . Они возбуждают у ребёнка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий.

Таким образом, в словарной работе используется совокупность разных методов и приёмов в зависимости от степени овладения детьми слова . Наиболее эффективный метод словарной работы с детьми раннего возраста – дидактические игры.

Дидактические игры – это обучающие игры, которые влияют на уточнение и обогащение словаря детей раннего возраста .

Обязательным компонентом игры являются ее правила, благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей , воспитательно-образовательным процессом.

Обязательными структурными элементами дидактической игры являются : обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила.

Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями.

Любая игра становится дидактической, если имеются ее основные компоненты : дидактическая задача, правила и игровые действия.

Наглядным материалом к дидактическим играм являются игрушки и картинки.

Ну а какие же бывают дидактические игры?

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида : игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры .

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками : цветом, величиной, формой, качеством.

Игры с природным материалом воспитатель организует во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой : деревьями, кустарниками, цветами, семенами, листьями. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей . Они разнообразны по видам : парные картинки, домино, лото.

Словесные дидактические игры помогают развитию как видовых , так родовых понятий, освоению слов в их обобщенных значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные ранее знания и словарь в новых условиях .

Изучив и проанализировав методическую литературу, я осознала, что дидактические игры играют большую роль в формировании словаря у детей .

И врезультате, я составила картотеку дидактических игр, которая мне помогает в работе.

Спасибо за внимание.

Основы будущей речи формируются на первом году жизни младенца, поэтому очень важны условия, в которых он растет и учится говорить. Это сложная работа не только для самого малыша, но и для родителей. Консультанты интернет-магазина «Дочки-сыночки» порекомендуют родителям детские книжки для развития речи, игрушки для активизации мелкой моторики и электронные гаджеты, способствующие формированию словарного запаса.

Формирование активной лексики





Нет определенного возраста, в котором дети начинают говорить, все зависит от малыша, и его окружения. Большинство младенцев начинает лепетать примерно в 8-10 месяцев. Сначала такой лепет представляет собой просто повторение одинаковых слогов, поэтому первым словом становится «мама», «папа» или «баба». Такое явление называется звукоподражанием, то есть ребенок повторяет то, что чаще всего слышит от взрослых.

В полтора года дети учатся выговаривать 4-5 слов целиком и активно используют их. К двум годам словарный запас малыша увеличивается до 45-50 слов. В лексикон двухлетки входят местоимения (я, мы, ты), малыш выговаривает большую часть звуков (трудности могут возникать с сонорными и свистящими). В течение третьего года жизни дети понимают слова, обозначающие действия.

Чтобы увеличить словарный запас ребенка:

  • постоянно разговаривайте с малышом;
  • почаще читайте вслух, обращая внимание на новые слова и интересные выражения;
  • при разговоре с детьми не только говорите, но и внимательно слушайте;
  • попробуйте заинтересовать разнообразными речевыми играми, сочиняйте с ним стишки и истории;
  • просите малыша повторить свой рассказ или пересказать прочитанный, используя другие слова;
  • занимайтесь тренировкой памяти (учите стихи, считалки, незнакомые слова);
  • если возникают трудности, не стесняйтесь обращаться к логопеду.

Важно!

Как увеличить словарный запас к школе

Чтобы научить ребенка красиво говорить, нужно не только много читать, но и давать ему выговориться. Для этого с малышом следует постоянно общаться и помогать ему с усвоением новых слов. Никогда не оставляйте вопросы без ответов. Если не знаете, ищите информацию и адаптируйте ее для любознательных сына или дочки. Обсуждайте вместе с детьми просмотренные фильмы, совместные вылазки на природу, прогулки и экскурсии.

Выводы

Лексический запас каждого ребенка формируется индивидуально. На количество усвоенных слов и понятий влияет среда, методы воспитания, лексика, которой пользуются родители. Пополнить словарный запас помогут интеллектуальные игры , чтение книг , просмотр фильмов и их обсуждение. Чтобы перевести пассивную лексику в активную, давайте выговориться малышу. Стимулируйте его желание говорить содержательно, используя сложные слова.

Таблица: словарный запас в 2,5 года

Ниже – таблица слов, освоенных к 2,5 годам (выписаны только слова из активного запаса, то есть те, какими пользовались сами дети).

Слова сгруппированы по темам (или, точнее, по смысловым сферам быта – как они воспринимаются детьми – и по грамматически-смысловым сферам).

Слова трёх языков, опять-таки, разделены, чтобы легче было оценить словарный запас в каждом языке. «Интернациональные» слова обозначены как единицы того языка, в контексте которого были восприняты. Стрелочки обозначают тенденцию чаще использовать слово определённого языка.

Звукоподражательные и «инфантильные» словечки заключены в скобки. Их в таблице довольно мало.

Некоторые слова (как правило, из русского детского лексикона) сильно отличаются от «взрослых» – я записывала их так, как слышала (транскрипция НЕ научная), при этом, если произношение неочевидно, ударные гласные указаны. Если слово трудно опознать, добавляла пояснение после знака равенства.

Варианты обозначены косой чертой.

Иногда приводятся примеры полных высказываний (в квадратных скобках).

Для экономии места в «Анином» столбце приведены только те слова, которые в этом возрасте умела говорить исключительно она (то есть это лексика СВЕРХ того словарного запаса, которым в 2,5 года владел Алек).

Аниных слов в таблице помещено МЕНЬШЕ, чем она реально использовала: я в какой-то момент перестала за ней записывать, так как стало очевидно, что общий (в трёх языках) словарный запас сравним с тем, который специалисты «прогнозируют» одноязычным детям в этом возрасте.

Удивителен явный численный перевес более сложных русских слов – это, видимо, и есть одно из оправданий немецкого понятия «материнский язык». Алек, например, мог сказать больше 40 русских слов – и лишь 15 английских и 16 немецких.

Странным образом немецких слов больше, чем английских (у Алека! у Ани пропорция всё-таки обратная) – показатель «силы» языка? Сейчас с трудом верится, что освоение немецкой лексики в немецком саду шло такими стремительными темпами, что английский «отстал»; может быть, какую-то часть английских слов я пропустила мимо ушей, не опознала, не записала вовремя? Нет, вряд ли…

Продвижение в немецком, как задним числом становится ясно, пошло «по Камминзу» (James Cummins). он утверждает, что так называемая коммуникативная способность развивается во втором языке быстрее, чем в первом.

Попадает ли развитие трёхъязычного ребёнка в намеченные специалистами для одноязычных детей рамки? И если выпадает из этих рамок, то насколько серьёзны отклонения?

По таблицам видно, что наши малыши практически не «отставали» до 2-х лет.

Проблемы возникли в возрасте после двух, и большей частью у нашего сына. Так, позднее, чем можно было ожидать (после 2,5 лет), состоялось описанное многими авторами лавинообразное нарастание запаса слов…

Лена Алексеевна и Борис Павлович Никитины, пионеры идеи «раннего развития» в России, однажды составили схему «опережающего развития» своих детей (Никитины Б. П. и Л. А. Мы, наши дети и внуки. М.,1989.) («Нормы», которые в этой таблице приводятся, взяты, правда, из русских официальных документов середины 60-х годов.) Вот эта схема, в виде таблички и с добавлением наших успехов (в русском языке). Цифры означают возраст: количество лет.

Получается, развитие наших детей в «материнском языке» ближе к «раннему», чем к «нормальному»…

Все эти выкладки сделаны, понятно, не для того, чтобы хвастаться достижениями отпрысков. (Да не нужно нам «раннего развития»! нам вполне хватает «своевременного» – такого, что сообразно нашим возможностям и не слишком «выламывается» из «типичных» – примерных! – возрастных границ.) Сравнения предприняты с целью «самотерапии». И адресованы мамам и папам. Одержимым всевозможными тревогами, переживающим из-за речи их многоязычных малышей.

Даже сейчас (и даже в Берлине!) некоторые врачи и педагоги настоятельно советуют родителям отказаться от многоязычия, и родители слушаются советов. На детских площадках то и дело встречаются мамы, которые стесняются того, что ребёнок плохо говорит (по-русски ли, по-немецки ли). Дедушки и бабушки пытаются утешать молодых родителей: «Нашему ребёнку труднее, чем другим! он же всё-таки не с одним языком растёт!» А мамы всё сравнивают, расстраиваются, впадают в панику…

Сравнениями хочется этих мам успокоить. Вполне МОЖЕТ БЫТЬ, дети развиваются сообразно возрасту, в рамках «нормы» (по крайней мере, в одном языке!). Может статься, через несколько лет мамы вспомнят пустые треволнения с усмешкой и недоумением…

Итак, мамам надо бы прежде всего расслабиться и спокойно, по мере сил заниматься с ребёнком родной речью. Но также и наблюдать, формулировать проблемы по возможности конкретнее и «смотреть в корень».

Все эти годы мы жили со стойким ощущением «отставания» – нашего сына. Ощущение это было не вполне беспочвенным. Оно возникло, когда сын в 2 года (в детском садике) на некоторое время почти замолчал. Он «отказывался» учить новые и использовать старые слова.

Позднее ощущение «отставания» поддерживалось тем, что сын много медленнее, чем дочь, усваивал новые слова и правила.

И ещё тем, что ошибки у нашего сына держались годами.

Это были, прежде всего, многочисленные неправильности в немецком: хаос в склонении, прошедшее время сильных глаголов – нередко по образцу слабых.

Впрочем, до поры до времени немецкий нас мало волновал: заведомо «сильный язык», казалось, рано или поздно выправится «сам». (Так это или нет, можно спорить. Я в своём тогдашнем убеждении не стала бы упорствовать…)

Ошибки в английском нас тоже до некоторого времени не слишком заботили. У Д. Шеффера встречается указание на то, что английские дети и вообще начинают говорить правильно позднее, чем русские. объяснение: грамматические признаки слова в русском очень важны, вот и усваиваются быстрее.

В русской речи сына казалось досадным неправильное склонение. Со спряжением, по крайней мере с представлением о его правилах, у сына проблем не было.

Кроме того, оказалась чрезвычайно устойчивой определённая группа ошибок. Во всех трёх языках. Ошибки эти продержались особенно долго не только у Алека, но и у Ани! У Алека вообще почти не было заметно перемен к лучшему… КАТЕГОРИЯ РОДА – вот что оказалось камнем преткновения для обоих наших детей. У малышей долго вызывали большие трудности

Замена существительного правильным местоимением;

Согласование в роде местоимений и прилагательных с существительным;

Изменение глаголов прошедшего времени по родам;

– в общем, всё, связанное с родом! причём неправильности появлялись и тогда, когда наши дети рассказывали друг о друге, и даже о себе…

У наших трёхлетних близнецов парадоксы родового самосознания были особенно заметны.

Когда детям было 3+3, Анины ошибки в роде зеркально отражали Алековы: он говорил о себе в женском роде, она – в мужском. То есть дочь сообщала: «Я попи?сал», а сын жаловался: «Я упала»…

У четырёхлетних детей замечена была такая странность: если обращать внимание на форму рода, прямо спрашивать о том, как сказать, отвечали дети чаще правильно, чем неправильно. У нас начала появляться надежда на то, что ошибка, наконец, уходит из речи детей.

Лишь в 4+9 (после очередной поездки в Россию) Аня овладела правильными родовыми формами (для мужского и женского рода) и начала даже корректировать речь Алека. Венцом усвоения категории стало Анино грамматическое наблюдение в 5+8:

Аня: «Папа – как девочка!» Сказала и смеётся. Я не сразу поняла, о чём она. Потом дошло: она заметила, что «папа» склоняется как слова женского рода.

В случае Алека борьба длилась дольше и шла с переменным успехом.

Когда сыну исполнилось 5+3, иногда казалось, что он, наконец, освободился от ошибок в формах с участием рода. В 5+5 Алек, высказавшись неправильно, поправлялся… Однако в его 5+9 совершился очередной откат, все ошибки вернулись. (Результат поездки в Америку и усиления английского языка, в котором род не столь важен?)

Из книги Как говорить с сыном. Самые сложные вопросы. Самые важные ответы автора Фадеева Валерия Вячеславовна

Из книги Отцы + дети [Сборник статей] автора Коллектив авторов

Из книги Психология развития человека [Развитие субъективной реальности в онтогенезе] автора Слободчиков Виктор Иванович

Из книги Методика раннего развития Глена Домана. От 0 до 4 лет автора Страубе Е. А.

Из книги Наши трёхъязычные дети автора Мадден Елена

Из книги Ваш малыш от рождения до двух лет автора Сирс Марта

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

4.4. Взрослость – синтез уникального само-бытия, человека (32,0 года – 42,0 года) Закономерности развития взрослого человека Взрослость характеризуется психологами как годы «пик», как оптимум для профессиональных и интеллектуальных достижений, как период интеграции

Из книги автора

Словарный запас Расширение словарного запаса ребенка должно стать вашей повседневной задачей. Поэтому, разговаривая с малышом, следите за своей речью, избегайте жаргонных, вульгарных слов. Почаще употребляйте синонимы используемых вами слов.Звуки, издаваемые

Из книги автора

Таблица: вхождение в язык(и) Большинство терминов ниже в таблице интуитивно понятны. Пояснять приходится немногие.Модулированный лепет – комбинации звуков, к которым добавляются разнообразные интонации. Вокабулы (в лексиконе зарубежных исследователей) – звуки,

Из книги автора

Создайте молочный запас Некоторые дети или отказываются пить искусственные смеси, или имеют аллергию ко всем предлагаемым производителями смесям, и потому могут расти только на вашем молоке. Чтобы не оказаться с пустыми руками, вам потребуется сцедить и убрать на

Словарная работа (развитие словарного запаса ребёнка) – это целенаправленный процесс, направленный на обогащение словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов. Многих родителей интересует как расширить словарный запас ребёнка , но они не совсем понимают о составе словарного запаса малыша.

Весь словарный запас ребёнка можно разделить на две большие части – это активный словарь ребёнка и пассивный словарь ребёнка.

Активный словарный запас ребёнка – это те слова, которые ребёнок не только понимает, но и использует в своей речи регулярно.

Пассивный словарь ребёнка – это те слова, значение которых ребёнок понимает, но не применяет эти слова в своей повседневной речи.

Таким образом, основная задача словарной работы с дошкольниками будет заключатся в обогащении пассивного словаря детей и помощи в активизации активного словарного запаса.

Как расширяется словарь ребёнка дошкольного возраста?

Примерно с 6 -6,5 месяцев ребёнок начинает понимать не только интонацию, но и содержание речи взрослого. С 10 – 11 месяцев дети понимают значение практически всех слов, которые произносит взрослый. С 1 года (раннее детство) начинается самый благоприятный период для развития речи ребёнка. За 3 года ребёнок осваивает коллосальное количество слов, которые составляют не только пассивный, но и активный словарь малыша. В 1 год ребёнок способен произносить 8 -12 слов. В 2 года он произносит уже 300 – 400 слов. В 3 года ребёнок знает и употребляет 1500 слов; в 4 года – 1900 слов; в 5 лет – 2 – 2,5 тыс. слов; а в 6 – 7 лет – 3,5 – 4 тыс. слов. Вот так интенсивно развивается словарный состав речи ребёнка. Но слова усваиваются не сами по себе. Для того, чтобы развитие речи шло именно таким темпом и не было задержки речевого развития необходима ежедневная целенаправленная работа по обогащению и активизации детского словаря.

Так как дети разного возраста находятся в разных условиях развития речи, то и содержание словарной работы на разных возрастных этапах будет немного отличаться, одно только останется неизменным – это обогащение детского словарного запаса . Содержание словарной работы включает в себя лексику (слова) необходимую для общения, для удовлетворения своих потребностей, для познания окружающего мира и совершенствования разных видов деятельности. Прежде всего, дети должны усвоить:

Бытовой словарь (название посуды, игрушек, предметов обихода и гигиены);

Природоведческий словарь (названия растений, животных, птиц, которые находятся в непосредственном окружении ребёнка и он их может наблюдать, явлений природы и т.д.)

Обществоведческий словарь (слова, обозначающие труд людей, праздники, традиции, человеческие ценности);

Эмоционально-оценочная лексика (слова, обозначающие чувства, эмоции, переживания, черты характера и т.д.)

Лексика, обозначающая пространство, время и количество.

С помощью чего и как можно расширить словарный запас ребёнка?

Во-первых, с самого рождения необходимо разговаривать с малышом, постоянно комментировать свои действия и действия Вашего ребёнка. В словарной работе до года важную роль играет устное народное творчество. Дети просто обожают различные пестушки, потешки, прибаутки, приговорки, короткие стишки. Эти незамысловатые произведения способствуют обогащению словаря детей. Слова в них не только повторяются, но и оказывают на ребёнка эмоциональное воздействие, поэтому быстро запоминаются.

После года применяются различные методы для расширения словарного запаса ребёнка .

Второй метод – рассматривание картин и картинок . Специфика этого метода в том, что преобладающее место при рассматривании картинок занимает Ваша речь (толкование слов, сравнение их по смыслу, объяснение и т.д.).

Благодаря рассматриванию картин и картинок растёт пассивный словарь малыша, в речь ребёнка вводятся новые слова, он учится видеть и понимать смысл изображенного. Моя дочь просто обожает рассматривать картинки из своих книжек. Я не просто перечисляю изображённые предметы, а пытаюсь объединить их в один сюжет, мы с ней сочиняем целые истории по картинкам. Те слова, которые вводятся в лексикон ребёнка, следует повторять несколько раз. Для детей старшего дошкольного возраста необходимо задавать вопросы, сопровождать рассматривание картин или картинок стихами, загадками.

Третий метод по обогащению детского словаря – чтение детям художественной литературы.

Словарная работа выступает как важное звено в работе над текстом. Данный метод можно активно применять не раньше двух лет. Только с двух лет ребёнок начинает понимать контекстную речь (смысл рассказов, сказок). Когда Вы читаете ребёнку произведения художественной литературы, Вы произносите одни и те же слова в разных сочетаниях, в разных контекстах. После трёх лет по ходу прочтения важно задавать ребёнку вопросы по поводу прочитанного, тем самым Вы будете активизировать словарный запас ребёнка. Главное, чтобы эти вопросы были непринуждёнными, а ребёнку было интересно на них отвечать. Кроме того, во многих литературных произведениях встречаются слова непонятные для детей, важно объяснить значения всех непонятных слов.

Прекрасным средством формирования словаря детей является использование пословиц, поговорок, потешек, .

Следующим методом словарной работы будет рассматривание игрушек .

Чаще всего этот метод используется для активизации словаря детей. Для развития детского словаря подойдут все виды игрушек. Особое значение в использовании этого метода имеет кукла. Эта игрушка подходит как для мальчиков, так и для девочек. В лексикон ребёнка входит название частей тела, одежды, обуви, посуды, предметов мебели, предметов гигиены, в общем, практически весь бытовой словарь. Детей старшего дошкольного возраста знакомят и с материалом, из которого сделана игрушка или её части, поэтому важно в доме иметь игрушки из разных материалов и разной фактуры. Также в старшем дошкольном возрастедети осваивают обобщающие слова. Лучше всего обогащать детский словарь обобщающими словами через игру. Например, устроить для любимой куклы или любимого зайки день рождения. И в процессе этой игры подумать, как поставить мебель , какую одежду надеть, какую посуду поставить на стол, из каких овощей и фруктов приготовить угощение и т.д.

И последним пятым методом словарной работы будут являться дидактические игры и лексические упражнения .

– широко распространённый метод словарной работы. Это так называемые обучающие или по-другому, развивающие игры .

проводятся с игрушками, предметами, картинками и на словесной основе. Игровые действия в словарных играх дают возможность, главным образом, активизировать имеющийся запас слов.

Дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. Каждая дидактическая игра имеет своё программное содержание, в которое входит запас слов, который должен освоить ребёнок. Играя с ребёнком в дидактическую игру, важно добиваться активизации намеченных слов.

1 год — 1 год 3 месяца. Словарный запас составляет 6 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста, знакомые слова показывает на картинке.
1 год 6 месяцев. Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов.
1 год 9 месяцев. Показывает три части тела, использует фразу из двух слов ("Мама, ди!" — "Мама, иди!", "Дай ляля" — "Дай куклу"). Словарный запас 20 слов.

2 года. На этом этапе здоровый ребенок показывает пять частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов. Малыш понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию ("пойди в кухню и принеси чашку"), верно использует местоимения я, ты, мне, предложения строит из двух слов.
К двум годам ребенок уже усваивает звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. Свистящие звуки (с, з, ц), шипящие(ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, л) он обычно пропускает или заменяет.
2 года 6 месяцев. Правильно использует в речи местоимения я, ты, мне; повторяет две цифры в правильной последовательности, имеет понятие "один". Ребенок понимает обозначение действий в разных ситуациях ("покажи, кто сидит, кто спит"), значение предлогов в привычной конкретной ситуации ("на чем ты сидишь?"). Правильно произносит звуки: с, з, л.

3 года. Словарный запас 250-700 слов, использует предложения из пяти-восьми слов, овладел множественным числом существительных и глаголов. Ребенок называет свое имя, пол и возраст; понимает значение простых предлогов — выполняет задания типа "положи кубик под чашку", "положи кубик в коробку", употребляет в предложении простые предлоги и союзы потому что, если, когда. Малыш понимает прочитанные короткие рассказы и сказки с опорой на картинки и без нее, может оценить свое и чужое произношение, задает вопросы о значении слов.

4 года. В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, союзы что, куда, сколько. Словарный запас 1500-2000 слов, в том числе слова, обозначающие временные и пространственные понятия. Ребенок правильно произносит шипящие звуки ш, ж, ч, щ, а также звук ц. Исчезает смягченное произношение согласных.

5 лет. К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000. Он активно употребляет обобщающие слова ("одежда", "овощи", "животные" и т.п.), называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.

В период от 5 до 7 лет словарь ребенка увеличивается до 3500 слов, в нем активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет ни заря, на скорую руку и др.) Усваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. В этот период ребенок активно наблюдает за явлениями языка: пытается объяснить слова на основе их значения, размышляет по поводу рода существительных. Таким образом, развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе.