Болезни Военный билет Призыв

Скороговорки на разные звуки. Новые скороговорки на все звуки


Книга содержит новые скороговорки, в которых отрабатываемый звук есть в каждом слове, и близкий к ним речевой материал, разработанный автором, а также народные скороговорки. Материал классифицирован для работы с детьми с недостатками произношения.
Для логопедов, учителей, родителей.


Русские скороговорки - бесценный материал для логопеда ведь они играют огромную роль, помогая ребенку в развитии речи. Вряд ли найдется родитель, который не захочет, чтобы его ребенок говорил, чисто, внятно, красиво. А ведь над этим нужно работать! Кто-то начинает говорить раньше, кто-то лучше, но на все можно повлиять и откорректировать.
Но что интересно, что изначально скороговорки были придуманы, скорее всего, не с этой целью, а исключительно для развлечения. Люди собирались на различные забавы, пели, танцевали, проговаривали скороговорки - весело было. Поэтому они относятся к народному фольклору и считаются особым шуточным жанром народного творчества.


В данном пособии предлагается практический материал по автоматизации и дифференциации свистящих звуков, шипящих, сонор Л,Р у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Материал пособия подобран с учетом произносительных возможностей детей, максимально наполнен автоматизируемыми звуками и расположен в порядке усложнения ("от простого к сложному").


Успех в современном во многом обусловлен умением хорошо говорить. Причем важно не только богатство лексикона, но и дикция, умение расставлять паузы и акценты. Ребенку часто трудно овладеть хорошей дикцией, речь его малопонятна и невыразительна. В такой беде помогут русские скороговорки! Они улучшают произношение на этапе «автоматизации» звука, когда ребёнок правильно произносит звук изолированно, а в слогах и словах допускает ошибки. В книге собран материал для работы с одними из самых сложных звуков: С, 3 и их мягких вариантов, а также Ц. Достаточно трудно скороговорку проговорить быстро, не утратив чёткости произношения. Возникают ошибки, оговорки, нелепицы, что воспринимается как забавное недоразумение. Весёлая обстановка (особенно, если разок-другой ошибётся взрослый), заинтересованное отношение родителей или педагога побуждает ребёнка ещё и ещё раз поработать над звуками.


Автор: Л.А. Боровцова, М.А. Кривенцева.
Пособие упражнений «Заколдованные звуки» направлен на коррекцию и профилактику нарушений дифференциации звуков речи у детей старшего дошкольного возраста. Использование в работе материалов данного пособия позволит учителю-логопеду в течение года организовать и провести эффективную коррекционную работу при совместном участии воспитателей и родителей детей, посещающих группы для детей с нарушениями речи (ФФНР).
Пособие может использоваться учителями-логопедами, воспитателями детских садов комбинированного и компенсирующего видов, родителями, студентами дефектологических факультетов.
Дифференциация звуков [К]-[Г]
Дифференциация звуков [Т]-[Д]
Дифференциация звуков [К]-[Т]
Дифференциация звуков [К]-[Х]


Звуки В, ВЬ, Ф, ФЬ. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет
Автор/составитель: Егорова О.В.
Данное пособие адресовано логопедам, воспитателям логопедических групп, родителям. Его главная задача - помочь ребёнку усвоить правильное произношение звуков Ф, ФЬ, В, ВЬ. В пособии предлагается практический материал по постановке, автоматизации и дифференциации данных звуков. Пособие содержит разнообразный лексический материал, описание игр и отдельных упражнений.

Скороговорки для развития правильной дикции на букву Ф

Если у ребенка возникли какие-то проблемы с произношением отдельных звуком, нужно помочь ему - активно позаниматься язычковой гимнастикой, выучить стихотворения с часто повторяемой нужной буквой или повторять скороговорки. активно не значит долго! По 5 минуток в день - прогресс обязательно увидите

***
Филипп к печке прилип.

***
Михаил играл в футбол,
Он забил в ворота гол.

***
У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.
***
Ест Федька кисель с редькой,
Ест редька с киселем Федьку.

***
Ест Федька с водкой редьку,
ест редька с водкой Федьку.

***
В поле полет Фрося просо,
Сорняки выносит Фрося.

***
У Фани - фуфайка,
У Феди - туфли.

***
Флот плывет к родной земле,
Флаг на каждом корабле.

***
Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.

***
У филина Фили
Два филинёнка - Филька и Филимонка.
Филин с филинихой
Лелеют филинят.
Фильке с Филимонкой
Клеваться не велят.
М.Яснов

***
В огороде Фекла ахала и охала,
Уродилась свекла не на грядке - около.
Жалко Фекле свеклу, жалко свекле Феклу,
Жаловалась Фекла: -Заблудилась свекла!


А теперь займемся буквой «Б» - это скороговорки с частым повторением этой буквы. Сначала старайтесь проговаривать их с ребенком медленно, но правильно, постепенно убыстряя и убыстряя темп.

***
Был баран белокрыл,
Всех баранов перебелокрылил.

***
Белые бараны били в барабаны.

***
Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела.
Белой даже не была.

***
Батон, буханку, баранку пекарь испек спозаранку.

***
Бык тупогуб, у быка губа тупа

***
Все бобры для своих бобрят добры.

***
Добыл бобыль бобов.

***
Бомбардир бомбардировал Бранденбург.

***
Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень.


***
Кукушка кукушонку купила капюшон. В капюшоне кукушонок смешон.

***
Сшит колпак, да не по-колпаковски,
Вылит колокол, да не по-колоколовски.
Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать.
Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

***
Шла Саша по шоссе и сосала сушку

***
У Сашки в кармашке шишки да шашки.

***
В шалаше шесть шалунов.

***
Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.

***
Тимошкина шавка тявкнула на Пашку,
Бьет Пашка шапкой Тимошкину шавку.

***
Наши мыши ваших тише:
Не шуршат по погребам.
К вам не ходят наши мыши - Не пускайте ваших к нам.

***
Шесть мышак в камыше шуршат.

***
Шли сорок мышей, Несли сорок грошей,
Две мыши поплоше, несли по два гроша.

***
На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

***
Слушали старушки, как куковала кукушка на опушке.

***
Парус наш на совесть сшит,
Нас и шторм не устрашит.

***
Шакал шагал, шакал скакал.

***
Простоквашу дали Клаше.
Недовольна Клаша:
«Нехочу я простоквашу, дайте просто кашу».

***
Шел Шишига по шоссе,
Шел шурша штанами.
Шаг шагнет, шепнет: «Ошибка»,
Шевельнет ушами.

***
У Маши мошка в каше,
Что делать нашей Маше?
Сложила кашу в плошку,
И накормила кошку.

***
У Прошки с плошкой вышла оплошка - Плошку Прошка перевернул.

***
На окошке крошку мошку
Ловко ловит лапой кошка.

***
Кошка крошка на окошке
Кашку кушала по крошке.

***
Нашей Маше дали манную кашу.
Маше каша надоела,
Маша кашу не доела,
Маша, кашу доедай,
Маме не надоедай!

***
Мышки сушек насушили,
Мышки мышек пригласили.
Мышки сушки кушать стали
Зубы сразу же сломали.
Саша шапкой по ошибке шишку сшиб.

***
Лишь завидит свой кишлак,
Ускоряет шаг ишак.
Не спеши ишак в кишлак,
Упадешь с горы в овраг.

***
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон.

***
Саша шустро сушит сушки.
Сушек высушил штук шесть.
И смешно спешат старушки
Сушек Сашиных поесть

***
Слышен шорох в камышах,
От него шумит в ушах,
Сто бесстаршных лягушат
Цаплю шепотом страшат.

У маленьких детей часто возникают трудности с произношением некоторых звуков. Этому горю))) можно помочь с помощью скороговорок (чистоговорок), а также с помощью специальных упражнений для язычка. После частых повторений таких скороговорок речь ребенка довольно быстро исправится.

***
Курочка шустра, пестра,
Уточка с носка плоска.

***
Краб крабу сделал грабли.
Подал грабли крабу краб:
-Сено грабь граблями, краб.

***
На лугу под горкой
Лежал сырок
С красивой красной коркой
Сорок сорок в короткий срок
Съели сырок.

***
Тара-тара, тара-ра!
У крыльца растет трава.
Ай, тари-тари-тари,
Куплю Рае литари.

***
Солил Терентий грибочки -
Сразу тридцать три бочки,
Съел Терентий грибочки -
Сразу тридцать три бочки.

***
На горе у речки
Уродилась гречка.

***
У стряпухи Дарьи весь день аварии.

***
Стоит лодырь у ворот, широко разинув рот.
И никто не разберет, где ворота, а где рот.

***
Ходит грач с грачихой чёрной в огороде на гряде.

***
Три дровосека,
Три дровокола,
Три дроворуба
Говорили про Ларю,
Говорили про Ларьку,
Говорили про Ларькину жену.

***
Толкал лапой Полкан палку.
Полкан палку толкал лапой.

***
Котик ниток клубок укатил в уголок.
Укатил в уголок котик ниток клубок.

***
Мама Милу мыла с мылом.
Мила мыло не любила.

***
У елки иголки колки.
Иголки колки у елки.

***
В зимний холод всякий молод.
Всякий молод в зимний холод.

***
Наш полкан попал в капкан.

***
Рыла, рыла свинья, вырыла полрыла.

***
Курил турка трубку,
клевала курка крупку:
не кури, турка, трубки,
не клюй, курка, крупки!

***
Забыл Панкрат Кондратьев домкрат,
А Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор.

***
Отвори, Варвара, ворота,
У двора на траве коли дрова.
Кот молоко лакал,
А Витя булку в молоко макал.

***
На горе Арарат рвала Варвара виноград.

***
Дятел дуб долбил, да не додолбил.

***
Вы малину мыли ли?
Мыли, но не мылили.

***
Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель,
Матросы две недели карамель на мели ели.

***
Топали да топали, дотопали до тополя,
До тополя дотопали, да ноги-то оттопали.

***
Коля колья колет.
Поля поле полет.

***
Поле-то не полото, поле-то не полито.
Надо полю-то попить, надо поле-то полить.

***
Прохор и Пахом едут верхом.
Едут верхом Прохор и Пахом.

***
Как на горке на пригорке стоят тридцать три Егорки.

***
Рисовала Лариса акварелью нарциссы.
Георгины гуашью рисовала Наташа.

***
Испугался грома Рома.
Заревел он громче грома.
От такого рева гром
Притаился за бугром.

***
Идут бобры в сыры боры.
Бобры добры, бобры бодры.

***
Ехал грека через реку.
Видит грека - в реке рак.
Сунул грека руку в реку.
Рак за руку грека - цап!

***
Расскажите про покупки
Про какие про покупки
Про покупки, про покупки, про покупочки мои

***
Шел Егор через двор
Нес топор чинить забор

***
Галка села на забор
Грач завел с ней разговор

***
На дворе - трава, на траве - дрова.
Не руби дрова на траве двора.

***
Осип орет, Архип не отстает -
Кто кого переорет?
Осип осип, Архип охрип.

***
На дворе дрова,
за двором дрова,
под двором дрова,
над двором дрова,
дрова вдоль двора,
дрова вширь двора,
не вместит двор дров.
Дрова выдворить обратно на дровяной двор.

***
У Аграфены и Арины растут георгины.

***
Хитрую сороку поймать морока,
А сорок сорок - сорок морок.

***
На горе Арарат растет крупный виноград.

***
Три сороки-тараторки тараторили на горке.

***
Ел Валерик вареник,
А Валюшка ватрушку.

***
Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.

***
Прибыл Клим из Клина в Крым.

***
Редька редко росла на грядке,
Грядка редко была в порядке.
Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
Дробью по перепелам да по тетеревам.

***
Иван болван молоко болтал, да не выболтал.

Чистоговорки для детей для развития речи - на букву С

Для закрепления чистого произношения буквы «С» вам пригодятся чистоговорки для развития речина эту букву.


***
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

***
Саша шустро сушит сушки,
Саша высушил штук шесть.
И смешно спешат старушки
Сушек Сашиных поесть.

***
Сидел воробей на сосне,
Заснул и свалился во сне.
Если бы он не свалился во сне,
До сих пор бы сидел на сосне.

***
Купила бабуся бусы Марусе.
На рынке споткнулась бабуся об гуся…
Все бусы склевали по бусинке гуси.

***
Ест кискa суп из миски.
Сытa кискa, пустa мискa.

***
На дрожжах поставим тесто,
Потеплей поищем место.

***
Селa мышкa в уголок,
Съелa бубликa кусок.

***
Везет на горку Саня за собою сани.
Ехал с горки Саня, а на Сане сани.

***
Приготовила Лариса
Для Бориса суп из риса,
А Борис Ларису
Угостил ирисом.

***
Было весело на горке Сане, Соне и Егорке,
А Маруся не каталась - в снег упасть она боялась.

***
Вася косил косилкой спелый овес.

***
Скок, соpокa, скок, соpокa, слепa с окa, кpивa с бокa.

***
Задали в школе детям урок:
Прыгают в поле сорок сорок.
Десять взлетели, сели не ели.
Сколько осталось в поле сорок?

***
Такса

Сев в такси
Спросила такса:
-За проезд
Какая такса?
А водитель:
-Денег с такс
не берём совсем,
Вот так-с.

***
Скaзaлa со смехом соседке синицa:
Стaть сaмой скpипучей соpокa стpемится!

***
Есть сушки Проше, Васюше и Антоше.
И еще две сушки Нюше и Петруше.

***
Слышен смех честного люда,
Трусит с горки съехать Люда.

***
Снежинки ловит Тая,
Они слетают, тая.

***
Суровый суворовец Суворов
сурово сверлил сверлом
сырую стену суворовского училища.

***
Семь суток соpокa стapaлaсь, спешилa,
Себе сaпоги сыpомятные сшилa.

***
Коси коса, пока роса.
Роса долой, и мы домой.

***
Оса боса и без пояса.

***
Скоро, но не споро.

***
Сорок сорок воровали горох,
Сорок ворон отогнали сорок.
Сорок орлов напугали ворон,
Сорок коров разогнали орлов.

***
Шел косой козел с косой,
Пришел косой козел с косой.

***
Съел Слава сало, да сала было мало.

***
Хитрую сороку поймать морока,
А сорок сорок - сорок морок.

***
Евсей, Евсей, муку просей, а просеешь муку
Испеки в печи калачи да мечи на стол горячи.

***
Пособи сапоги сапожнику пошить.
Пряжки серебром на сапогах посеребрить.
Пособи сапоги, пособи сапожки
Мастеру скорей пошить босоногой блошке.

***
Заяц косой, сидит за осокой-травой,
Смотрит косой, как девушка с косой
Косит траву с косой.

***
Везет Сеня Саню с Соней на санках.
Санки скок, Сеню с ног, Саню в бок,
Соню в лоб, с санок все в сугроб.

***
По семеpо в сaни уселись сaми.

***
Сшила Саша Сашке шапку,
Сашка шапкой шишку сшиб.

***
Росла за горой, за пригорочком,
Сосенка с сприподсосеночком.

***
Носит Сеня в сени сено,
Спать на сене будет Сеня.

***
У Сени и Сани в сетях сом с усами.

***
Саша любит сушки, Соня ватрушки.

***
Мы услыхaли от совы, что нету слов нa букву Ы.

***
У киски в миске сливки скисли.

***
Сухой сук нес барсук.

***
Ах, вы, сени, сени,
Вышел в сени сонный Сеня.
И в сенях споткнулся Сеня,
И кувырк через ступени.

***
Слоны умны, слоны смирны,
Слоны спокойны и сильны.

Практический материал по автоматизации звука В

Повтори слоги:
Ва - ва - ва
Во - во - во
Ву - ву - ву
Вы - вы - вы
Вэ - вэ - вэ (в различных сочетаниях)

Ва - ва - ва – у Вани есть сова.


Во - во - во – воду возит водовоз.


Ву - ву - ву – я вам букву назову.


Вы - вы - вы – у Вовы сливы.



Звук в начале слова:
Ванна, ваза, вата, вагон, Ваня, Валя, Вася, варенье, варежки, васильки, воз, вол, волк, воск, вой, воздух, ворон, ворона, ворота, высь, вышина, выставка, весна, весы, ветка, великан, вешалка, Вика, Витя, винт, вилка, виноград, вьюга, вьюн.



В середине слова:
Ива, Иван, олива, слива, слова, канава, голова, Слава, Клава, диван, овощи, завод, ствол, ивы, тыквы, буквы, девять, повязка, ответ, свет, свеча, Света, соловей, повидло.


Закончить предложения, добавив слова со звуками В-Вь:


Вова купил (вазу)


В лесу воют (волки).


Звонкий звук (в)


Валя и Вова посетили (выставку).


Валя вешает пальто (на вешалку).


Дети танцуют (вальс).


В поле много синих (васильков).


Валя варит (сливовое варенье).


Валя сплела (венок).


В саду зреет (виноград)


После зимы наступает (весна).


Дед Мороз поздравляет всех с (Новым годом).


Пословицы, поговорки, загадки, скороговорки:


Метил в ворону, попал в корову.


Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.


Великому кораблю велико и плаванье.


Взглянет – лес повянет.


Всяк глядит, да не всяк видит.


Где вода, там и верба, где верба, там и вода.



Верчусь весь век, а не человек. (часы)


Через океан плывет великан, а ус во рту скрывает (кит)


Привела я солнце за свое оконце.


К потолку подвесила, сразу стало весело (лампа)


Три вороны на воротах,


Три воробья на заборе.


Валенки у Валеньки


Не велики, а маленьки.


Вова и Валя стоят на вокзале,


Встречают Вова с Валей


Свету и Ваню.


Варежки у Вари пропали на бульваре.


Воротилась Варя вечером с бульвара.


И нашла в кармане варежки Варвара.


Вот ведь как!

Практический материал по автоматизации звука Вь

1. Повтори слоги.

Вя - вя - вя Вя - вё - вю - ви

Вю - вю - вю Be - вю - ви - вя
Be - ве - ве Вё - ве - ви - вю
Ви - ви - ви Вё - вю - вя - ви
Вё - вё - вё Вю - вя - ви - вё

2. Повтори слова:


Звук в начале слова:
Вяз, вязать, вяжет, вяленый; вид, вино, вина, вить, Витя, видно, викинг, витязь, визит, визитка, визг, вижу, вилка; век, Вена, вес, весь, весы, весна, вести, веселье, ветла, вера, веер, ветер, вечер, верба, верста, вереск; вёсны, вёсла, вёдра.

Звук в середине слова:
Навязать, увязнуть, завязать, завязанный, долговязый; Вовик, новинка, новичок, увижу, травинка; навес, повесить, повесть, совесть, завесить, занавес, занавески, увести, деревья; ковёр, отвёртка.

Стечение согласных звуков в слогах и словах:
Вня, вни; вся, все, всё, всю; свя, сви; звя. Внять, внятно, внимать, внизу, вникнуть; вся, всякий, все, вселенная, вселиться, всё, всю, всюду, повсюду; связать, связанный, связка, свить, свист, свистеть, свинья, свинка, свирель; звякать; коврик, деревня.

3. Повтори предложения.

Скоро я увижу Вовика. Весной деревья оживают. Вовик несет отвертку. Ветер качает ветку. Бабушка вяжет коврик. Внизу видна вся деревня. Новичок увидел весь класс. Внизу свистит свирель. Вовик в классе новичок. Мы повесили занавески. Птицы свили на дереве гнездо. Витя несёт вёдра. От ветра качаются деревья. Ты свистишь на всю деревню. Витя завязывает шнурки.

4. Повтори пословицы.

Пословица вовек не сломится. Всякой вещи свое место. Век живи - век учись.

5. Повтори загадки.


Хохотун Егорка
Взялся за уборку.
В пляс по комнате пошёл,
Оглянулся — чистый пол. (Веник)

Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает.
Когда это бывает? (Весной)

По полю рыщет,
Поет да свищет,
Деревья ломает,
К земле приклоняет. (Ветер)

Зверь я горбатый,
А нравлюсь ребятам. (Верблюд)

6. Выучи стихотворение.

Ветер сверху набежал,
Ветку дерева сломал.
Дул он долго, зло ворчал
И деревья всё качал.

7. Игра «Подскажи словечко».


Взрослый читает стихотворения, ребенок добавляет пропущенные в конце слова.

Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает.
Отправляется в полёт
Наш российский... (вертолёт).

Перед домом на Садовой
Сели мы в троллейбус новый.
Из открытого окна
Вся Садовая... (видна).

8. Игра «Составь предложения».

Взрослый называет опорные слова, предлагает ребенку составить с их помощью предложения.

Витя - отвёртка Класс - новичок
Вера - ковёр Вера - вязать
Ветер - деревья Витя - вёдра

9. Игра «Один - много».

Взрослый называет предмет в единственном числе, ребенок — во множественном. Верба - (вербы) визит - (визиты)
Вилка - (вилки) отвёртка - (отвёртки)
Ведро - (вёдра) новичок - (новички)
Вечер - (вечера) травинка - (травинки)

10. Перескажи рассказ.

Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, а затем пересказать его.

У Веры и Вени много разных игрушек. Веня часто играет с вертолётом. Он поднимает вертолёт и бегает с ним по комнате. Вера любит играть с совёнком. Она кормит совёнка, ходит с ним гулять. Ребята любят свои игрушки.


Материал взят с сайта учителя-логопеда Лутовой Е. Ю.

Скороговорки - это ритмичный, простой, обычно шуточный текст, который построен на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произнесение слов. Скороговорки создавались с давних пор народом ради забавы детей, и надо заметить, эта забава оказалась весьма полезной. Ведь если использовать скороговорки для развития речи ребенка, можно добиться огромных успехов в корректировке и исправлении неправильного произношения звуков.

Пытаясь развить правильную речь ребенка, нужно как можно чаще применять скороговорки, поскольку дети их очень любят. Скороговорки произносятся в разных темпах: медленном, умеренном и очень быстром. Важно следить за четкостью произношения каждого звука, тогда речь будет развиваться правильно. Особое внимание необходимо уделять тем скороговоркам, в которых идет проработка звуков, вызывающих наиболее затруднительное произношение у вашего ребенка

С детскими скороговорками можно работать разными способами:

1. Дайте ребенку в руки мяч, пусть он ритмично в одинаковом темпе подбрасывая и ловя его руками, проговорит скороговорку. Подбрасывать и ловить мяч можно на каждое слово или на слог.

2. Также ребенок может проговаривать скороговорку, перебрасывая мяч из одной руки в другую.

3. Без использования мяча можно проговаривать скороговорку, прохлопывая ритм ладошками.

4. Попробуйте предложить такие условия: ребенок должен проговорить одну скороговорку три раза подряд, ни разу не сбившись.

Мы представляем Вашему вниманию детские скороговорки для развития речи, которые были собраны из разных книг и журналов.

Детские скороговорки на проработку простых звуков: Б, П, Г, К, Т, Д, В, Ф

Здесь собранны скороговорки, которые помогут ребенку научиться правильно произносить простые звуки (б-п, г-к, д-т, в-ф и пр.) Использование данных детских скороговорок поможет добиться огромных успехов в исправлении неправильного произношения звуков.

***
Дима дарит Дине дыни,
Дыни Дима дарит Дине.

***
У бабы бобы, у деда дубы.

***
До города дорога в гору,
От города - с горы.

***
У Бобы винт, У Вити бинт.

***
Фаня в гостях у Вани.
У Вани в гостях Фаня.

***
От топота копыт пыль по полю летит,
Пыль по полю летит от топота копыт

***
У пеньков опять пять опят стоят.

***
Стоит поп на копне, колпак на попе,
Копна под попом, поп под колпаком.

***
Купи кипу пик. Кипу пик купи. Пик кипу купи.

***
Ткет ткач ткани на платки Тане.

***
Булку, баранку, батон и буханку
Пекарь испек спозаранку.

***
Водовоз вёз воду из-под водопровода.

***
Бык тупогуб, у быка губа тупа.

***
По дороге топал тополь.
Тополь топал в Севастополь,
Ну а рядом топал Сева.
Тополь справа, Сева слева.
Где же Сева с тополем?
Уж под Севастополем.