Болезни Военный билет Призыв

Синдром Кассандры: предсказания, которым никто не верил, могли бы предотвратить катастрофы. Комплекс Кассандры. Современный взгляд на истерию

Комплекс Касса́ндры (также известен как синдром, феномен, предсказание, дилемма или проклятье Кассандры ) - ситуация, при которой достоверное предчувствие или убеждение обесценивается или упускается из виду и человек, который знает о будущих событиях , не может их предотвратить или убедить других, что его предсказания реальны. Большую роль в данном феномене играет отсутствие дара убеждения в правоте предоставленной информации.

Эта метафора применяется в различных областях - психологии , экологии , политике , научно-исследовательской деятельности , кинематографе , экономике и философии .

Происхождение термина [ | ]

Употребление [ | ]

В психологии [ | ]

См. также [ | ]

Эффект Марты Митчел (англ.) - явление, при котором специалисты психиатрической службы не верят своим пациентам, принимая их рассказы о преследовании, похищении и прочие за бредовые и являющиеся симптомом психического расстройства . Термин назван в честь жены Генерального прокурора США Дж. Митчела, которая узнала о незаконной деятельности близкого окружения президента США, которая позже привела к Уотергейтскому скандалу , однако её сведения приняли за душевное расстройство.

Примечания [ | ]

  1. Романенко В. Н. Очерки и воспоминания. - Санкт-Петербург : Санкт-Петербург, . - 96 с. - ISBN 5-9397-9022-4 .
  2. Росциус, Ю. В. Синдром Кассандры // Невозможная цивилизация / А. А. Маслов. - Москва : Знание , . - С. 322-457. - 464 с. - ISBN 5-07-002742-5 .
  3. Башляр Г. Избранное: Научный рационализм. - Москва -Санкт-Петербург : Университетская книга, . - 325 с. - ISBN 5-323-00018-X .

Синдром кассандры — это метафора, которая относится к человеку или людям, делающим прогнозы о надвигающейся катастрофе, но предсказания которых не принимаются.

В современном мире это случается, когда ученые и другие мыслители делают прогнозы будущих экологических или финансовых бедствий, основанных на текущих событиях.

Мелани Кляйн

В 1963 году психолог Мелани Кляйн дала интерпретацию синдрома Кассандры как представителя человеческой нравственной совести, главной задачей которой является предупреждение. Кассандра как нравственная совесть, «предсказывает, что последует наказание и возникнет горе».

Необходимость указать на моральные нарушения и последующие социальные последствия обусловлена ​​тем, что Кляйн называет «разрушительными влияниями жестокого суперэго». Суперэго представлено в греческом мифе богом Аполлоном, повелителем и преследователем Кассандры.

Использование метафоры сосредотачивается на нравственной природе определенных предсказаний. Пробуждает в других «отказ верить тому, что заведомо является правдой. Выражает универсальную тенденцию к отрицанию. Отрицание мощная защита от беспокойства и вины».

Лори Лейтон Шапира

В 1988 году юнгианский аналитик Лори Лейтон Шапира изучила, то что назвала «Комплекс Кассандры» на основании жизни двух анализируемых лиц.

Основываясь на клиническом опыте, она описала три фактора, которые составляют синдром:

  1. Дисфункциональные отношения с «архетипом Аполлона».
  2. Эмоциональные или физические страдания, включая истерию.
  3. Отсутствие веры, когда пытаешься связать факт этих переживаний с другими.

Лейтон Шапира рассматривает синдром кассандры как результат дисфункциональных отношений с тем, что называется «архетипом Аполлона». Он относится к образцу любого человека или культуры, связанному, порядком, разумом, интеллектом, правдой и ясностью, отрицающее оккультное или иррациональное.

Интеллектуальная специализация этого архетипа создает эмоциональную дистанцию. Она может предрасполагать отношения к отсутствию эмоциональной взаимности и последующим дисфункциям.

Обращаясь к метафорическому применению мифа греческой Кассандры, Лейтон Шапира заявляет, что:

То, что видит женщина Кассандра, является чем-то темным и болезненным, которое может быть не очевидным на поверхности или что объективные факты не подтверждают.

Она представляет себе отрицательный или неожиданный результат; или что-то, с чем трудно будет справиться. Или правду, которую другие, особенно авторитетные деятели, не согласились бы принять. Для других ее слова кажутся бессмысленными, несвязанными, раздутыми.

Жан Шинода Болен

В 1989 году Жан Шинода Болен, профессор психиатрии Калифорнийского университета, опубликовал эссе о боге Аполлоне. Он подробно описал психологический профиль «женщины Кассандры», которая связана дисфункциональными отношениями с человеком «Аполлона».

Согласно Болену, архетипы Кассандры и Аполлона не являются гендерными.

«В качестве архетипа Аполлон олицетворяет аспект личности, который хочет четких определений, привлекается к мастерству, ценностям порядка, гармонии. Предпочитает смотреть на поверхность, а не на то, что лежит в основе появления. Архетип Аполлона благоприятствует размышлению над чувствами, дистанцируется от близости, объективная оценка дается по субъективной интуиции».

Кассандра – героиня древнегреческой мифологии, которую влюбленный в нее Аполлон наделил даром предвидения . Но она не ответила взаимностью, и разгневанный бог сделал так, что прорицаниям девушки никто не верил. Кассандра предсказала причину гибели Трои, но ее высмеивали и считали безумной. Впоследствии в истории было множество случаев, когда ясновидящие пытались предупредить людей о надвигающихся катастрофах, но их не слушали. Такой феномен получил название синдром Кассандры .


Артур Пэйнтин, служивший помощником на «Титанике», за три дня до катастрофы написал письмо, в котором высказал предположение о крушении судна. Недавно это письмо было продано на аукционе в Лондоне. А за 14 лет до трагедии ее описал английский журналист Морган Робертсон.


Начало Первой мировой войны предвидела гадалка-хиромант мадам де Таб (Анна-Виктория Савара) в 1912 г. А еще через год она предрекла конец господства Германии в Европе, что случится в результате надвигающейся войны. Ее слова никто не воспринимал всерьез.


Знаменитый пророк Вольф Мессинг предсказал начало Второй мировой войны и крах Гитлера. Позже он назвал точную дату, когда нацистская Германия нападет на СССР. Несмотря на то, что о его даре было известно многим, Сталин не захотел поверить в это пророчество. Впоследствии правители неоднократно консультировались с ясновидящим.


Важные события часто предсказывали не только ясновидящие, но и творческие люди, в первую очередь писатели. Богатое воображение, образное мышление, хорошо развитая интуиция позволяли им предугадывать развитие тех или иных событий. Так, например, Марк Твен видел вещие сны. В одном из них он увидел гибель брата, во сне были вода, рыба и удочки. Через две недели брат действительно погиб из-за несчастного случая на рыбалке.


В научно-фантастических рассказах и романах Герберта Уэллса содержатся предсказания об изобретении атомной бомбы за 30 лет до первых взрывов и о создании танков за 13 лет до начала Первой мировой войны. Критики на тот момент называли его произведения ненаучной фантастикой, а Альберт Эйнштейн без обиняков заявил о том, что атомная бомба – это полная чушь.


В романе «Освобожденный мир» в 1914 г. Уэллс писал о ручной гранате на основе урана, которая продолжала взрываться бесконечно. Хотя в этом случае это было даже не предсказание, а руководство к действию. Физик Лео Сцилард, перечитавший все произведения Уэллса, решил претворить его идеи в реальность и начал работать над расщеплением атома. Результат экспериментов всем известен. А роман Уэллса «Облик грядущего» предсказал неизбежную мировую войну.


Чешский писатель Карел Чапек предвидел создание роботов и атомной бомбы. В пьесе «R.U.R.», написанной в 1920 г., он писал о массовом производстве механических людей, которые могут нести угрозу существованию человеческого рода. В романе «Фабрика абсолюта» в 1922 г. он описал «карбюратор», расщепляющий атомы, а в романе «Кракатит» – создание взрывчатого вещества огромной силы, которое может уничтожить весь мир.
Однако писатели предвидели не только катастрофы, но и многие научные открытия:

В художественной литературе (особенно в фантастике), а также в кинофильмах, часто встречаются сюжеты, связанные с синдромом Кассандры. Некоторые фильмы целиком завязаны на этом. К примеру, "12 обезьян" Терри Гиллиама. Недавно посмотрел в том же ключе фильм "Предчувствие" (США, 2007) и несколько первых серий британского сериала "Парадокс". Синдром Кассандры заключается в том, что человек, стараясь избежать осуществления пророчества, действует так, что именно благодаря этому пророчество (предсказание) осуществляется. Предвидение выполняет роль некоей программы, которую человек принимает, иначе пророчество не сбудется. Возможны две трактовки этого феномена. Первая - "фаталистическая" или "полуфаталистическая". Избежать предсказанного сложно или очень сложно, что бы человек не делал. То же самое относится к группе людей или даже всему виду. По этой версии предсказание - каким-либо образом "увиденное" будущее (как вариант - послание из будущего). Фатализм заключается в отсутствии надежды на преодоление предсказания. События направляются судьбой либо возможен только один вариант, которого не избежать. В рассказе Шекли "Три смерти Бена Бакстера" напротив, события с одними и теми же персонажами развиваются по трем разным сценариям (в трех параллельных и почти идентичных мирах). Причем главный герой в третьем действует принципиально иначе, чем в первых двух, но результат оказывается тот же. Вопрос "можно ли изменить будущее" кажется загадочным и волнующим. Но в который раз видимость оказывается обманчива.

Бесспорно, что представления о будущем влияет на поступки, а через это оказывает влияние на развитие событий. В то, что возможны варианты (хотя бы в мелких частностях) - признают все. Однако я бы это не называл свободой выбора или неопределенностью будущего. Будущего нет! Будущее - то, что нам предстоит. Наши действия формируют будущее. В чем принципиальная разница двух подходов? В одном будущее УЖЕ есть и его можно видеть (или угадывать), отсюда попытки изменить будущее. Но если будущего нет, то его нельзя изменить или поспособствовать ему. Всё непосредственно зависит от происходящих процессов и их взаимосвязи. Меняется прошлое. Меняется в тот момент, который мы называем "настоящее". Верите вы в некое предсказание или нет - на ход событий повлияют (если это возможно) ваши действия, а не намерения. Даже если произойдет нечто предсказанное - или, точнее, похожее на предсказанное - это не будет означать исполнения предсказания. События происходят потому, что для них есть причины, а не потому, что кто-то нечто предсказал. "Синдром Кассандры" в некоторых случаях срабатывает, так как оказывается воздействие на сознание. Но в действительно он не такой яркий, и не приводит к исполнению предсказания. Если предсказанное не может сбыться, его нельзя и избежать. Можно влиять на происходящее так, чтобы оно было больше похоже на предсказанное. Уточню, я говорю именно о предсказаниях, а не любых прогнозах. Вера в предсказания в любом случае сказывается на поведении человека негативно, зачастую лишая воли и надежды, либо, напротив, обманывая ложными обещаниями.
То, что случается, случается не "благодаря" и не "вопреки". Если мы хотим предотвратить определенное нежелательное событие, то есть вероятность, что это событие не произойдет. Возьмем "12 обезьян". Изменим сюжет так, чтобы не было путешествий в будущее и обратно, не было знания о катастрофе вследствие распространения губительного вируса. Просто герой желал бы предотвратить подобное событие и знал, что такое событие может произойти. Даже если бы он не смог предотвратить, он действовал бы иначе. Убедительность таких фильмов и книжных сюжетов в том, что всё происходящее подогнано под искомую схему. Реальные события происходят иначе, их нельзя "редактировать". Единственное ощущение, возникающее у меня после просмотра или прочтения подобных произведений - как же хорошо, что так на самом деле не бывает. Фатализм - страшная штука, какую бы форму он не принимал. Поэтому я никогда не смеюсь над фильмами о сюжете Кассандры, как бы нелепы они ни были.