Болезни Военный билет Призыв

Штурман бомбардировщика, уничтожившего Хиросиму: «Сбросил бы я атомную бомбу еще раз? Конечно, да! Самолеты сбрасывают бомбы

65 лет назад американцы сбросили первую атомную бомбу. На Хиросиму

Изменить размер текста: A A

В огненном аду погибли 210 000 человек. Теодор Ван Керк был штурманом на борту самолета «Энола Гэй», выполнявшего это особое задание. Он до сих пор жив! Мы публикуем фрагменты интервью с ним, которое взял корреспондент газеты «Гардиан». Теодор Ван Керк сидит в кабинете своего уютного дома в пригороде Атланты. Здесь полки ломятся от книг по военной истории, а стены увешаны фотографиями самолетов. «Давайте посмотрим, что там у меня запланировано на 6 августа, - говорит он, перелистывая календарь. - Нет, ничего, все пусто». Отсутствие каких-либо планов как минимум странно - обычно в этот день он нарасхват. Вот и в этом году его пригласили, естественно с оплатой всех расходов, на Тиниан, крошечный остров в Тихом океане. Именно отсюда 65 лет назад он и другие 11 членов экипажа отправились на задание, которое изменило мир. Однако в этом году Ван Керк отказался от приглашения. «Просто не хочу», - пояснил он. Такое нехарактерное для него поведение объясняется просто. В этот день он не встретит ни одного из своих 11 товарищей. Последний умер всего несколько месяцев назад. Теперь Ван Керк - единственный живущий представитель экипажа бомбардировщика Б-29 «Энола Гэй». Ван Керк стал членом экипажа в 24 года. К тому времени он совершил более 50 бомбардировочных налетов в Европе и Северной Африке . Большинство тех полетов проходило вместе с его закадычными друзьями Полом Тиббетсом и Томасом Фиаби. Позже эта тройка стала ядром миссии на Хиросиму . За полгода до того исторического полета Ван Керка и других членов 509-й Сводной Группы отправили на базу в штате Юта для особой тренировки захода на бомбометание в режиме повышенной секретности. Слова «атомный» или «ядерный» не упоминались ни разу. «Мы знали, что там происходит что-то особое, - рассказывает Теодор. - ...Нам объяснили, что мы должны будем совершить нечто, что либо закончит, либо существенно сократит войну. И еще сказали, что «изделие» на борту самолета разрушит целый город». Кроме того, на базе постоянно крутились сотни физиков... «После всего этого только полный дурак был не в состоянии понять, что речь идет об атомной бомбе». ...За несколько месяцев до начала операции график подготовки невероятно уплотнился. Команде объяснили, что бомба, которую предстоит сбросить, настолько мощная, что самолет должен будет находиться минимум в 11 милях (17,7 км. - Прим. ред.) от нее в момент взрыва. Их бомбардировщик Б-29 был разобран практически до каркаса для снижения веса, и начались выматывающие тренировки для обеспечения достижения оптимального расстояния после сброса бомбы. 5 августа уже на острове Тиниан состоялось итоговое собрание... После собрания им было приказано хорошенько отоспаться. Но вместо этого Ван Керк, Тиббетс и Фиаби всю ночь проиграли в покер: «Ну вы сами подумайте! Вначале они говорят, что ближайшей ночью тебе предстоит сбросить первую атомную бомбу. А потом предлагают пойти поспать! Как в такой ситуации можно спать, понятия не имею!» «СБРАСЫВАЕМ БОМБУ» Самолет «Энола Гэй», кстати, названный так командиром полковником Тиббетсом именем его матери, вылетел с острова Тиниан 6 августа в 2.45 утра. Ван Керк был штурманом... Расстояние до цели составляло более 2800 км. Теодор привел «Энола Гэй» на место с опозданием в 15 секунд: «Все, что я могу сказать, 15 секунд - это очень хороший результат». Он достает из небольшой коробки копию бортового журнала с заметками того дня. Запись в 9.15 (8.15 по японскому времени) гласит: «Сбрасываем бомбу». Ровно через 43 секунды бомба, которую экипаж любовно прозвал «Малыш», взорвалась в 580 метрах над Хиросимой. После сброса бомбы «Энола Гэй» вдруг резко бросило вверх. «Мы как раз пытались выровняться, когда где-то сзади произошел взрыв. Все, что мы смогли увидеть, - яркая вспышка, как у фотографа». Но уже через секунду до самолета дошла взрывная волна: «Удар был невероятной силы. А звук такой, будто самолет разрывает на куски». Конечно, то, что ощутили Ван Керк и другие 11 членов экипажа, не идет ни в какое сравнение с произошедшим в эти секунды на земле. Взрывная волна пронеслась по Хиросиме... и буквально стерла 8 квадратных км города. По разным оценкам, более 70 тысяч человек, большинство - гражданское население, погибли мгновенно и еще 140 тысяч к концу 1945 года - от ожогов и последствий радиации.


Был разгар холодной войны, и целью полета была тренировка по выполнению дальних полетов на случай, если поступит приказ, и летчикам потребуется взлететь с их авиабазы Хомстед во Флориде и взять курс к одной из целей на территории СССР.

Тренировка была приближена к условиям реального боевого вылета, потому на борту находилась водородная бомба Mark 15 весом в 3500 кг.

«Отбомбившись» над территорией условного противника, экипаж взял курс на юг, на свою базу. Пролетая над Северной Каролиной примерно в 2 часа ночи, экипаж ощутил удар, в результате которого оказалось повреждено правое крыло бомбардировщика, и едва не оторвался крайний правый, шестой двигатель, который остался висеть под углом 45 градусов.

«Мы почувствовали сильный удар и увидели вспышку справа. Мы не знали, что это было, но это мог быть только другой самолет», - вспоминал позднее командир экипажа.

После удара самолет стал падать, однако командиру удалось взять управление под контроль и выровнять его на высоте семи километров. Вскоре Ричардсон принял решение, которое позволило с одной стороны облегчить самолет, с другой –избежать глобальной катастрофы в случае неудачной посадки.

Экипаж решил избавиться от термоядерной бомбы и сбросить ее в море.

«Тактическая доктрина Стратегического командования ВВС давала мне право сбросить ее ради безопасности экипажа – это было задачей номер один», - утверждал Ричардсон.

Ричардсон вспоминал, что решение о сбросе бомбы было принято почти мгновенно, и считал, что все в тот момент было сделано правильно.

«У нас случилось ЧП и я безопасно посадил самолет... За это от командования я получил Крест летных заслуг». – вспоминал он.

Бомба была сброшена близ острова Тайби, экипаж отметил место сброса, после чего самолет благополучно приземлился на авиабазе Хантер в Саванне. Командир второго самолета, истребителя F-86, сильно пострадавшего после столкновения, сумел катапультироваться и выжил. Сразу после инцидента начались масштабные поиски упавшего боеприпаса.

Многочисленные попытки обнаружить бомбу, первая из которых продлилась до апреля 1958 года, ни к чему не привели. Считается, что она упала в мелководный залив Уоссо и увязла в грунте на глубине 1,5-4,5 м. Неясным остается и опасность сброшенной бомбы.

Сам Ричарсон утверждал, что опасность взрыва отсутствует, поскольку на бомбе осутствовал плутониевый взрыватель. По его словам, это связано с тем, что экипаж выполнял тренировочный полет.

Однако в рассекреченных много лет спустя показаниях, данным в 1966 году помощником министра обороны США, говорилось, что потерянный боеприпас был «готовым оружием, бомбой с ядерной капсулой».

Несмотря на то, что Минобороны давно прекратило поиски бомбы, местные жители до сих опасаются потерянного 60 лет назад боеприпаса. В 2004 году отставной летчик Дерек Дюк зафиксировал повышенный фон радиации в прибрежных водах Саванны. Последовавшее расследование установило, что фон соответствует природному.

Тем не менее в США продолжают высказываться опасения о возможности термоядерного взрыва, который мог был уничтожить часть восточного побережья. Есть страхи и того, что боеприпасом могут завладеть различные террористические группы.

Инцидент 5 февраля 1958 года с водородной бомбой не был первым и последним. По состоянию на 2013 год Минобороны США насчитало более тридцати аналогичных инцидентов под кодовым названием Broken Arrow с ядерными боеприпасами.

Одним из самых известных стал инцидент над Туле в Гренландии, произошедший 50 лет назад в Гренландии. Тогда из-за возникшего пожара потерпел крушение бомбардировщик B-52 с четырьмя термоядерными бомбами. Катастрофа привела к скандалу.

Падение бомбардировщика с термоядерными бомбами на борту означало, что США нарушили существовавшие договоренности. Представители общественности выдвигали претензии к правительству Дании, которое, по их мнению, оказалось неспособно сдержать взятые на себя обязательства.

1 ноября 2007 года в своем доме в Коламбусе, штат Огайо, в возрасте 92 лет скончался американский пилот Пол Тиббетс, сбросивший атомную бомбу на Хиросиму. Он на три года пережил генерала Суини, который бомбил Нагасаки. "Смерть любит своих поставщиков" - генерал Тиббетс, как и большинство других офицеров, участвовавших в атомных бомбардировках Японии, прожил долгую жизнь и сделал хорошую (хоть и не головокружительную) карьеру, уйдя в запас в звании бригадного генерала ВВС США. До конца жизни Тиббетс не сомневался в том, что действовал правильно.

Смерть самого известного в мире летчика ВВС США вновь привлекла внимание к той единственной операции, которая увековечила его имя. Этот интерес тем более велик, что бомбардировки Хиросимы и Нагасаки стали первым и, пока что, последним боевым применением ядерного оружия.

Предпосылки атаки на Хиросиму появились в сентябре 1942 года, когда в США стартовал известный "Манхэттенский проект", в рамках которого велась разработка ядерного оружия. Научным руководителем проекта стал выдающийся ученый Роберт Оппенгеймер, куратором и организатором - генерал Лесли Гроувз, получивший практически неограниченные полномочия (впоследствии такую схему скопируют в СССР, где научное руководство проектом будет возложено на Игоря Курчатова, а организационные и контрольные функции - на Лаврентия Берию).

В "Манхэттенском проекте" была задействована плеяда выдающихся ученых, уже имевших или получивших впоследствии всемирную известность - Эдвард Теллер, Энрико Ферми, Лео Сциллард, Джон фон Нейман и многие другие. Следует, впрочем, отметить, что вопреки популярному заблуждению, Альберт Эйнштейн, чье совместное с Лео Сциллардом и другими учеными письмо Рузвельту, написанное еще в 1939 году, стало отправной точкой для начала предварительных работ по проекту, не участвовал в создании бомбы - американские спецслужбы не были уверены в его благонадежности. Сам Эйнштейн до конца жизни задавался вопросом о моральности (или аморальности) применения ядерного оружия.

Пол Уорфилд Тиббетс-младший (Paul Warfield Tibbets Jr.). Родился 23 февраля 1915 года в Куинси, штат Иллинойс. Отец - Пол Уорфилд Тиббетс-старший, мать - Энола Гей Тиббетс (Хаггард). В 1937-м поступил кадетом в авиационный корпус армии США, в 1938-м получил звание второго лейтенанта. Участвовал в боевых действиях с августа 1942 года. Командовал 340-й бомбардировочной эскадрильей 97-го тяжелого бомбардировочного авиакрыла на Средиземноморском театре военных действий. После нескольких боевых вылетов был отозван в США для переучивания на новейший бомбардировщик Б-29. 17 декабря 1944 года был назначен на должность командира 509-й смешанной авиационной группы.

К середине 1944 года стало ясно, что создание эффективного ядерного заряда - дело ближайших месяцев. Командование армии США начало подготовку к практическому применению нового оружия. Первой воинской частью, которой предстояло применить атомную бомбу, стала 509-я смешанная авиационная группа, изначально создававшаяся для испытаний и применения авиационных бомб большой мощности. В качестве самолета-носителя был выбран стратегический бомбардировщик B-29, обладавший уникальными для того времени летными характеристиками. Какие города - немецкие или японские - станут целью, еще не было ясно. Участники проекта спешили - осенью 1944 года все полагали, что немцы, открывшие в свое время эффект цепной реакции распада ядер урана, также находятся в завершающей стадии разработки ядерного оружия.

Кроме бомбардировщиков, в состав 509-й группы были включены транспортные самолеты C-54, что определило ее классификацию как "смешанной". Новая воинская часть была сформирована 9 декабря 1944 года и приступила к боевой подготовке 17 декабря на авиабазе Уэндовер в штате Юта. Используемые группой самолеты B-29 были модернизированы по проекту Silverplate. От оригинальных самолетов они отличались увеличенными размерами бомболюка и усиленными замками бомбодержателей. Кроме того, самолеты были оснащены камерами для фиксации результатов взрыва и шторками на стеклах кабины и блистерах, позволявшими защитить экипаж от ослепительной вспышки. Внешне самолеты-носители ядерных бомб отличались от остальных светлой "отражающей" окраской - самолеты окрашивали в светлые тона - белый, серебристый, голубой. Часть самолетов просто не красили - тяжелые бомбардировщики сверкали в лучах солнца полированным дюралем с нанесенными опознавательными знаками и номерами.

К апрелю 1945 в составе 509-й группы было 14 подготовленных экипажей, каждый из которых совершил не менее 50 учебных полетов со сбросом инертного боеприпаса, и полковник Тиббетс объявил о боеготовности группы. Началась подготовка к переброске самолетов и экипажей за океан. К этому времени уже было ясно, что целью для атомных бомб станут города Японии - у Германии шансов продержаться до готовности первых боеприпасов нового типа уже не было.

Подготовка

Стратегический бомбардировщик Boeing B-29 Superfortress.
Первый полет - 21 сентября 1942 года
Взлетный вес норм/макс - 56/61 тонна
Силовая установка - 4 двигателя Райт-Циклон R-3350-23(23A)-18, мощностью по 2200 л.с.
Максимальная скорость - 604 км/ч
Радиус действия в зависимости от нагрузки - 1200-2700 километров
Потолок - 10.000 метров
Вооружение - 11 пулеметов в пяти огневых установках, до 9072 килограммов бомб
Экипаж - 7-10 человек в зависимости от задания
Выпускался на заводах компаний Boeing, Bell и Glenn L. Martin

21 июля 1944 года американские войска высадились на острове Тиниан – маленьком клочке суши, входящем в обширный архипелаг Марианских островов. Несколько квадратных километров скал, болотистых зарослей и пляжей, засыпанных белым коралловым песком, представляли слабый стратегический интерес для Японии, хотя армия Страны Восходящего Солнца и дралась за него как всегда до последнего солдата. Но США получили неоспоримое стратегическое преимущество: теперь у них была база, с которой воздушные сверхкрепости могли вести бомбардировку Японских островов.

Cледующий шаг был сделан в апреле 1945 года, когда разразилась битва за Окинаву, обернувшаяся крупномасштабной мясорубкой даже по меркам привыкших за время войны к большим потерям Германии и СССР, не говоря уже о США. С захватом этого острова США получили возможность атаковать японские острова с помощью тактических бомбардировщиков и истребителей.

Первые транспортные самолеты 509-й авиагруппы с экипажами и техниками прибыли на театр военных действий 18 мая 1945 года, приземлившись на острове Тиниан. 29 мая на Тиниан прибыли вспомогательные подразделения и персонал группы. Бомбардировщики начали прибывать с 11 июня. 509-я группа вошла в состав 313 бомбардировочного крыла, принимавшего участие в бомбардировках Японии с февраля 1945 года. В связи с секретностью новой части район ее базирования был отнесен на несколько миль в сторону от остальных частей и тщательно охранялся.

В это же время командир группы подобрал себе самолет для боевых действий - B-29 серии 45-MO, модификации Silverplate, серийный номер 44-86292, сошел с производственной линии фирмы Glenn L. Martin 9 мая 1945 года.

После завершения наземных тренировок экипажи приступили к боевой подготовке. Как сообщает журнал боевых действий 509-й смешанной группы, 13 самолетов ее 393-й эскадрильи в течение июля и первой недели августа 1945 года совершили:

  • 17 индивидуальных тренировочных полетов без боеприпасов.
  • 15 групповых вылетов на боевое применение по целям на островах Трук, Маркус, Рота, Гугуан. Вылеты совершались в составе крупных соединений численностью до 90 бомбардировщиков с использованием фугасных авиабомб.
  • 12 групповых вылетов на боевое примение против целей на территории Японских островов с использованием фугасных боеприпасов.
    Между 22 и 29 июля самолеты сбросили на цели 37 фугасных бомб, имитировавших ядерную бомбу "Толстяк", которая впоследствии будет сброшена на Нагасаки.
  • 8 учебных полетов со сбросом инертных сборок, имитирующих боеприпасы "Малыш" (пять полетов) и "Толстяк" (три полета).
  • 1 практический полет с загруженной инертной сборкой "Малыша" на остров Иводзима с проведением выгрузки/погрузки бомбы на запасном аэродроме с целью проверить возможность смены бомбардировщика-носителя в случае возникновения неполадок на основной машине в ходе полета.

    Бомбардировщик B-29 "Суперфортресс" Фото ВВС США

    Полковник Тиббетс активно участвовал в подготовке - за июль 1945 года он совершил восемь тренировочных и два боевых вылета, каждый из которых длился от 8 до 12 часов.

    Тем временем в США прошли испытания "Устройства" (Device) - так был назван первый ядерный боеприпас. "Устройство" было взорвано на полигоне в Аламогордо в штате Нью-Мексико 17 июля 1945 года. Находившийся в это время в Потсдаме президент США Гарри Трумэн сообщил об успехе Черчиллю и Сталину. Это сообщение - фактически первый в истории акт "ядерной дипломатии" - стало поводом для активизации работ над советским ядерным проектом.

    Трумэн, который сам узнал о настоящем содержании Манхэттенского проекта только после смерти президента Рузвельта, рассчитывал на испуг, однако Сталин оставался спокоен. Он внимательно выслушал президента Трумэна, поздравил его с выдающимся достижением американских ученых и инженеров и уехал в свою резиденцию. Из докладных записок Курчатова он знал, что скрывается за "бомбой огромной разрушительной силы", а советская разведка уже подбиралась к главным исполнителям Манхэттенского проекта.

    Боевое применение

    16 июля бомба, в которой не хватало небольшой доли урана, была погружена на борт крейсера "Индианаполис", немедленно вышедшего в море. 26 июля он доставил на остров Тиниан первый ядерный боеприпас - бомбу "Малыш". 29 июля на Тиниан прибыл генерал Карл Спаатс, командовавший стратегической авиацией на тихоокеанском ТВД. Подготовка к боевому применению ядерного боеприпаса вошла в завершающую стадию. 28 июля и 2 августа 1945 года на Тиниан самолетами были доставлены компоненты бомбы "Толстяк".

    Комиссия по выбору целей, заседавшая в Вашингтоне в мае-июне 1945 года, рекомендовала в качестве возможных целей Киото, Хиросиму, Ниигату и арсенал в Кокуре. Комиссия отвергла идею использования этого оружия против чисто военной цели, поскольку был шанс промахнуться мимо маленькой цели, не окруженной обширной городской зоной. Кроме того, говорилось, что "это снизит психологический эффект, оказываемый на противника". В качестве основной цели генерал Гроувз рассматривал Киото, аргументируя это тем, что "во-первых, этот город имеет больше миллиона населения, что, следовательно, обещает хороший эффект взрыва; во-вторых, он занимает огромную площадь, на которой вполне укладывается предполагаемый диаметр зоны разрушения".

    Бомба "Малыш". Фото из музея в Лос-Аламос

    Однако министр обороны США Генри Стимсон вычеркнул Киото из списка из-за его культурного значения. По словам профессора Эдвина О. Райшауэра, Стимсон "знал и ценил Киото со времен его медового месяца там десятилетиями ранее". Так первое место в списке заняла Хиросима.

    27 июля в Потсдаме начальник Объединенного комитета начальников штабов генерал Маршалл подписал приказ на боевое применение ядерного оружия. Приказ привез на Тиниан 29 июля Карл Спаатс. Документ, разработанный Лесли Гроувзом, предписывал нанести удар "в любой день после третьего августа так скоро, как только позволят погодные условия". B-29 мог нанести бомбовый удар и по закрытой облаками цели, но для детального контроля результатов атаки и анализа ее эффективности требовалась безоблачная погода.

    Погоды ждали три дня.

    Пятого августа полковник Тиббетс "окрестил" свою машину - B-29 "бортовой номер 82-черный" получил имя Enola Gay в честь матери командира группы. Глубокой ночью, в 2:45 6 августа 1945 года "Энола Гей" оторвалась от взлетной полосы аэродрома Норт Филд и направилась к Японии в составе соединения из семи машин - ее самой, запасного самолета, трех разведчиков и двух контролеров. Разведчикам предстояло определить точную цель из четырех назначенных.

    Миссия грозила провалиться - майоры Джон Вильсон и Ральф Тейлор, командиры разведчиков-бомбардировщиков "Джебит III" и "Фулл Хаус", посланные к Кокуре и Нагасаки, сообщили о плотной облачности над целями.

    Бомба "Толстяк". Фото с сайта dkimages.com

    Но в 7:10 майор Клод Изерли, пилот бомбардировщика-разведчика B-29 c собственным именем "Стрэйт Флэш", послал сигнал "Бомбите первую цель" - небо над Хиросимой было безоблачным. Тем временем "Энола Гей" исправно шла по маршруту, и запасной бомбардировщик - "Топ Сикрет" под управлением капитана Чарльза Макнайта - совершил посадку на Иводзиме. На Хиросиму выходило звено из двух машин - "Энола Гей" с бомбой и B-29-45-MO 44-86291, "бортовой номер 91-черный", пилотируемый капитаном Джорджем Маркуортом, который должен был осуществлять контроль результатов налета. (После ядерной бомбардировки Нагасаки Маркуорт назовет свой самолет Necessary Evil - "Необходимое зло".) Позади них шел самолет "Грейт Артист" под управлением майора Чарльза Суини - на нем была установлена аппаратура для анализа продуктов взрыва и замера его мощности.

    Примерно в 7:15 самолеты были замечены радарами ПВО Японии, но малочисленность соединения заставила японцев предположить, что B-29 выполняют разведывательную миссию, в связи с чем истребители на перехват было решено не поднимать (к этому времени японские ВВС испытывали критический дефицит топлива). В 8:00 в Хиросиме была отменена воздушная тревога - по радио было объявлено, что при появлении самолетов надлежит укрыться, однако скорее всего они выполняют разведывательный полет и бомбового удара опасаться не следует.

    В 7:45 капитан ВМС США Уильям Стерлинг Парсонс – главный технический специалист по эксплуатации ядерной бомбы - установил предохранители в электрической цепи бомбы и включил питание. Возвращение самолета с бомбой на борту стало невозможным.

    "Энола Гей". Фото музея авиации и космонавтики США

    08:14:17 - бомболюк открыт, бомба сброшена. Тиббетс вводит самолет в боевой разворот, на максимальной скорости уходя от точки сброса.
    08:15:02 - в шестистах метрах над одним из мостов в центре Хиросимы произошел подрыв ядерного боеприпаса "Малыш". Зафиксированная мощность взрыва равнялась тринадцати килотоннам, радиус сплошного разрушения - 1,6 километра, площадь пожаров - 11,4 километра. 90 процентов зданий Хиросимы были разрушены либо тяжело повреждены. Число жертв, по средневзвешенным оценкам, составило около 80 тысяч человек из 255-тысячного населения города. Разрушения оказались столь значительными еще и вследствие того, что "японская" застройка легко поддавалась огню и совершенно не выдерживала ударной волны. Будь на месте Хиросимы "типовой" европейский город с каменной и бетонной застройкой, радиус разрушения и процент уничтоженных зданий оказался бы многократно меньшим. Число жертв впоследствии возросло из-за лучевой болезни, составив в общей сложности около 140 тысяч человек.

    "Сначала появилась яркая молния взрыва. Затем - слепящий свет, в котором была видна приближающаяся взрывная волна, потом - грибообразное облако. Впечатление было такое, словно над городом бурлило море кипящей смолы. Только края его оставались видны…"

    То, что в Хиросиме что-то произошло, в Токио поняли, как только оборвалась связь - город не отвечал ни по радио, ни по телефону, ни по телеграфу. С полустанка в 16 километрах от города передали сообщение "об ужасном взрыве". Происходящее поставило японский генштаб в тупик - там знали, что Хиросима не была целью крупного налета и что там не было больших складов взрывчатых веществ, которые могли бы взорваться вследствие диверсии или самопроизвольно. Вскоре в Хиросиму вылетел самолет с офицером, который имел приказ "разобраться и доложить". Прибыв в город около полудня, офицер застал там сплошной пожар. Истинная причина происходящего стала ясна спустя 16 часов после взрыва, когда в Вашингтоне объявили об успешном применении нового оружия.

    Поскольку Япония не проявляла готовности капитулировать, то 9 августа настала очередь второй цели. На сей раз жертвой стал Нагасаки. В этом вылете полковник Тиббетс участия не принимал. Удар наносил "Бокскар" под управлением Чарльза Суини, а "Энола Гей" под управлением Маркуорта выполняла роль метеоразведчика над запасной целью - городом Кокура. Вместе с самолетом Суини на Нагасаки выходили "Грейт Артист" и "Биг Стинк" под управлением капитана Фредерика Бока и майора Джеймса Хопкинса. "Грейт Артист", как и 6 августа, собирал информацию о взрыве, "Биг Стинк" вел фотоконотроль.

    Жертвами ядерной бомбардировки Нагасаки стали 74 тысячи человек. Так же, как и в Хиросиме, впоследствии это число возросло из-за лучевой болезни. К этому моменту японское руководство уже полностью осознало масштаб происходящего - японские физики смогли оценить произошедшее и составить соответствующий доклад. В сочетании с начавшимся наступлением советской армии в Маньчжурии, взрывы ядерных бомб заставили Империю капитулировать.

    Взрывы ядерных бомб над Хиросимой и Нагасаки положили начало эпохе ядерного сдерживания. Монополия США на обладание новым оружием была недолгой - с августа 1949 года и до нашего времени мир существует в условиях "равновесия страха" - когда последствия войны равно ужасны для обеих сторон, нет смысла ее начинать.

    Cчета судьбы

    Полковник Тиббетс продолжил службу в авиационном корпусе армии США, в 1947 году преобразованном в ВВС США.

    Взрыв "Малыша". Фото с сайта doe.gov

    В 1959 году он получил звание бригадного генерала. В начале 60-х годов был назначен на должность военного атташе в Индии, но к исполнению обязанностей не приступил из-за начавшихся протестов. В 1966 году Тиббетс уволился в запас.

    Бомбардировщик "Энола Гей" был сохранен, и в настоящее время находится в национальном музее авиации и космонавтики США. 509-я смешанная авиагруппа продолжила свое существование. В настоящее время она известна как 509-я оперативная группа ВВС США. В ее состав входят бомбардировщики-невидимки B-2.

    Крейсер CA-35 Indianapolis, доставивший "Малыша" на Тиниан, заплатил самым первым и дороже всех - на полпути к заливу Лейте, в 00:14 30 июля 1945 года, крейсер-ветеран был торпедирован японской подводной лодкой I-58. Противоторпедная защита устаревшего корабля не выдержала одновременного попадания двух торпед, и крейсер быстро пошел ко дну. Из 1196 человек, находившихся на борту "Индианаполиса", в течение четырехдневной спасательной операции были спасены только 316. Большинство погибших стали жертвами акул.

    Большинство офицеров 509-й группы никогда не раскаивались в содеянном, не испытывая ни страха, ни сомнений по поводу сделанного. Бомбардир "Энолы Гей" Томас Ферби, непосредственно нажавший на кнопку сброса, иногда выражал сожаление по поводу большого количества жертв. Тиббетс и Суини, ставшие генералами, всю жизнь считали, что выполняли свой долг, и заявляли что готовы повторить ядерную атаку, если такая необходимость возникнет. "Я спокойно сплю по ночам", - сообщил Тиббетс журналистам. Расплачиваться по счетам своих товарищей в итоге пришлось Клоду Роберту Изерли, сошедшему с ума вскоре после событий 1945 года. Он и умер раньше всех, в 1978 году.

  • К новостям.

    Взрыв бомбы увидеть - неожиданное событие, если взрывается очень много бомб - возможны перемены судьбы к худшему.

    Изготавливать бомбу - вам предстоит потратить много времени и сил на безнадежное дело.

    Обезвреживать бомбу - вы собираетесь предпринять рискованный, но совсем необдуманный поступок, который, однако, окажется очень удачным.

    Ядерная бомба снится - предвещает вам заботы и тревоги за ваше будущее, которые окажутся напрасными.

    Разорвалась бомба, образовав огромную воронку - вам предстоит получить неожиданное известие очень интересного содержания.

    Падают бомбы с самолета - к неприятной встрече или событию.

    Попасть под бомбежку- конец затруднениям.

    Участвовать самому в бомбежке - предстоит кутеж, веселье с неприятными последствиями для вас.

    Наблюдать или внимательно рассматривать грибовидное облако атомного взрыва - предупреждение, что вас вскоре может ожидать несчастье или непредвиденные проблемы нарушат все ваши планы.

    Гранату увидеть во сне - к дурной новости, разорвавшуюся.

    Слышать взрыв - к обману, видеть его с большим огненным сиянием.

    Толкование снов из Сонника XXI века

    Подпишись на канал Сонник!

    Вес бомбы составлял 4 тонны, размер 3 метра в длину, 71 сантиметр в диаметре. Уран для её начинки был добыт в Бельгийском Конго (ныне Демократическая Республика Конго), в Канаде (Большое Медвежье озеро) и в США (штат Колорадо).
    В отличие от большинства современных бомб, сделанных по имплозивному принципу, «Малыш» был бомбой пушечного типа. Пушечная бомба проста в расчёте и изготовлении, практически не знает отказов (поэтому точные чертежи бомбы всё ещё засекречены). Оборотная сторона такой конструкции - низкий КПД.
    Как известно, ядерное топливо имеет критическую массу: докритическое количество урана просто радиоактивно, сверхкритическое - взрывается. Но если соединить (например, руками) два куска урана, будет так называемый «пшик» - слабый взрыв, способный разве что разрушить бомбу. Нужно быстро довести топливо до сверхкритического состояния и как можно дольше удержать его в этом состоянии, не дав разлететься раньше времени. В «Малыше» эта задача решена так: основная деталь бомбы - обрезанный ствол флотской пушки, на дульном конце которого находятся мишень в виде уранового цилиндра и бериллий-полониевый инициатор. В казённой части ствола - кордитный порох и снаряд из карбида вольфрама. К головной части снаряда прикреплена урановая труба. Выстрел из такой «пушки» соединяет трубу и цилиндр, так что они образуют сверхкритическую массу. Одновременно инициатор сжимается, поток нейтронов от него многократно увеличивается, и начинается ядерный взрыв; прочность ствола и давление пороховых газов удерживают урановые части.
    Бомба содержала 64 килограмма урана, из них около 700 граммов или чуть больше 1 % непосредственно участвовало в цепной ядерной реакции (ядра оставшихся атомов урана остались нетронутыми, так как остальной урановый заряд был размётан взрывом и не успел поучаствовать в реакции). Дефект массы в ходе ядерной реакции составил около 600 миллиграммов, то есть по формуле Эйнштейна E=mc^2 600 миллиграммов массы превратились в энергию, эквивалентную энергии взрыва (по разным оценкам) от 13 до 18 тысяч тонн тротила.
    Был использован укороченный до 1,8 м ствол морского орудия калибра 16,4 см, при этом урановая «мишень» представляла собой цилиндр диаметром 100 мм и массой 25,6 кг, на который при «выстреле» надвигалась цилиндрическая «пуля» массой 38,5 кг с соответствующим внутренним каналом. Такой «интуитивно непонятный» дизайн был сделан для снижения нейтронного фона мишени: в нём она находилась не вплотную, а на расстоянии 59 мм от нейтронного отражателя («тампера»). В результате риск преждевременного начала цепной реакции деления с неполным энерговыделением снижался до нескольких процентов.
    Несмотря на низкий КПД, радиоактивное загрязнение от взрыва было невелико, так как взрыв был произведён в 600 м над землёй, а сам непрореагировавший уран является слаборадиоактивным по сравнению с продуктами ядерной реакции.
    Взрыватели в эту бомбу вставляли непосредственно в самолёте, в бомбоотсеке, перед самым сбросом. При этом была вероятность что она может сработать нештатно.