Болезни Военный билет Призыв

«Школьник», анализ стихотворения Некрасова

Не раз случалось ему отправляться в один ресторан на Морской, где разрешалось читать газеты, ничего не заказывая; там он брал для виду газету, а сам придвигал к себе тарелку с хлебом и украдкой ел...

В зимнюю стужу и в осеннюю слякоть его можно было встретить на Невском, насквозь продрогшего, в легком пальто, в дырявых сапогах и соломенной шляпе.

Артистка А. И. Шуберт, сестра режиссера Н. И. Куликова, приятеля Некрасова, встречавшая его в начале 40-х годов, то есть в то время, когда самые трудные дни уже остались позади, писала в своих воспоминаниях:

"Особенно жалким казался Некрасов в холодное время. Очень бледен, одет плохо, все как-то дрожал и пожимался. Руки у него были голые, красные, белья не было видно, но шею обертывал он красным вязаным шарфом, очень изорванным. Раз я имела нахальство спросить его:

Вы зачем такой шарф надели?

Он окинул меня сердитым взглядом и резко ответил:

Этот шарф вязала моя мать..."

Нет ничего удивительного в том, что еще в первое время столичной жизни он сильно заболел от утомления, голода и простуды. Жил Некрасов в это время на Разъезжей улице, в деревянном флигельке, у какого-то отставного унтер-офицера. За время болезни он задолжал хозяевам, кормившим его, около сорока рублей, и это внушило им беспокойство. За перегородкой постоянно слышались тревожные разговоры, что вот-вот-де жилец умрет и тогда деньги пропадут.

Наконец в один прекрасный день хозяин квартиры, подгоняемый хозяйкой, явился к больному и откровенно объяснил ему свои опасения. Тут же он попросил написать расписку в том, что жилец согласен оставить ему в счет долга свои пожитки - чемодан, книги и все остальные нехитрые "вещички". Расписка, конечно, была написана (вдруг еще перестанут кормить!), а вскоре дело пошло на поправку.

Молодость и крепкий от природы организм взяли свое; через некоторое время он стал понемногу выходить и даже решился однажды пойти к знакомому студенту-медику не то на Петербургскую, не то на Выборгскую сторону. Добрался до него с трудом и там засиделся до позднего вечера. А на обратном пути сильно прозяб - холодная шинель плохо защищала от ноябрьского ледяного ветра.

Мечтая поскорее лечь и согреться, он постучался в двери унтер-офицерского домика. На стук его долго не откликались, а затем голос из-за запертой двери сообщил, что в дом его больше не пустят, что в его комнате уже поселился другой жилец, а в счет долга хозяева взяли себе его имущество на основании имевшейся у них расписки.

Что было делать? Попробовал кричать, браниться, угрожать, все было бесполезно. Так и остался он на улице, на холоде, один, без вещей, еще не оправившийся после тяжелой болезни.

Пошел я, - вспоминал об этом в конце жизни Некрасов, - хорошенько не сознавая, куда иду, на Невский проспект и сел там (кажется, около Доминика) на скамеечку, которые выставлялись на улицу для посетителей. Озяб. Чувствовал сильную усталость и упадок сил. Наконец заснул. Разбудил меня какой-то старик, оказавшийся нищим, который, проходя мимо, сжалился надо мной.

Нищий привел его на Васильевский остров. На одной из отдаленных линий, в самом конце улицы, стоял деревянный полуразвалившийся домишко. Кругом пустырь. Вошли они в большую накуренную комнату, полную нищими, стариками, старухами и детьми. В одном углу пили водку, в другом - играли в карты. Подойдя к ним, старик сказал:

Вот грамотный, а приютиться некуда. Дайте ему водки, иззяб весь.

Какая-то старуха постлала ему на нарах постель из рогожи и лохмотьев, он лег и крепко уснул. А когда утром проснулся, комната была пуста, все нищие разошлись, только старуха ждала его пробуждения. Она попросила написать ей "аттестат" - видно, грамотные люди не часто встречались в ночлежке для нищих. Выяснив, что такое "аттестат", он составил со слов старухи нечто вроде свидетельства о бедности, которое начиналось такими словами: "Милостивейшие господа и госпожи! Великодушнейшие благотворители! Воззрите на слезы злополучной вдовы..." Написав этот документ, он получил за свой труд пятнадцать копеек.

С ними пошел разживаться, - так с усмешкой закончил Некрасов один из своих рассказов о горьких днях молодости.

Еще во время подготовки к экзаменам Некрасов, вероятно, через Фермера познакомился с штабс-капитаном Григорием Францевичем Бенецким, преподавателем Дворянского полка и Павловского кадетского корпуса, и тот постарался облегчить бедственное положение юноша, В автобиографии поэта об этом говорится так: "Перебиваясь изо дня в день, я насилу добыл место гувернера у офицера Бенецкого - содержателя пансиона для поступления в инженерное училище. За сто рублей ассигнациями в месяц я обучал его десяток мальчиков с. утра до позднего вечера".

По-видимому, Некрасов был в пансионе не столько гувернером, сколько репетитором - должность, к которой он был мало расположен. Но все же те месяцы, что он занимался подготовкой мальчиков "по всем русским предметам" к поступлению в училище, в некоторой степени облегчили его трудную жизнь. Бенецкий оказался человеком благожелательным и заботливым. Именно он, по словам Некрасова, советовал ему собрать стихи и напечатать отдельной книжкой; он же вызвался помочь их распространению.

Некрасов, конечно, и сам помышлял о таком сборнике. Летом 1839 года он уже представил в цензуру рукопись будущей книжки, куда включил сорок четыре стихотворения (некоторые из них, как мы знаем, были до этого напечатаны в журналах и газетах). Вскоре последовало цензурное разрешение, а Бенецкий тем временем заранее продал "по билетам" до сотни экземпляров своим ученикам. Теперь юного автора начали мучить со* мнения - издавать ли сборник? Положение осложнилось тем, что вырученные деньги были уже прожиты.

После некоторых раздумий, не зная, как поступить и с кем посоветоваться, он внезапно решил отправиться к Василию Андреевичу Жуковскому, старому и знаменитому поэту. Жуковский жил близ Зимнего дворца. Он довольно ласково встретил начинающего автора. Некрасов вспоминал позднее, как навстречу ему вышел седенький согнутый старичок: узнав, в чем дело, он взял уже отпечатанные листы книжки и велел прийти через три дня.

В назначенный срок Некрасов явился за ответом. Жуковский указал ему одно или два стихотворения как порядочные, а об остальных сказал:

Если хотите напечатать, то издавайте без имени. Впоследствии вы напишете лучше и вам будет стыдно за эти стихи.

Не печатать было нельзя, и Некрасов решил послушать доброго совета. Он снял свое имя с обложки и заменил его инициалами - Н. Н. Через некоторое время, в начале 1840 года (не раньше февраля), его первая книга вышла из печати. Она называлась "Мечты и звуки".

Распространению книжки способствовал не только Бенецкий, но и офицер Николай Фермер, В воспоминаниях Д. В. Григоровича, воспитанника инженерного училища, сохранился рассказ о том, как этот офицер однажды вошел в рекреационный зал, держа в руках пачку тоненьких брошюр в бледно-розовой обертке. Предлагая покупать их, он рассказал, что автор стихов, заключавшихся в брошюрах, молодой поэт, находится в стесненном денежном положении".

Тем временем сам счастливый автор отправился в магазин и отдал свою книгу на комиссию. Чем это кончилось, известно. Это рассказано самим Некрасовым в одной из его автобиографий: "...Прихожу в магазин через неделю - ни одного экземпляра не продано, через другую - то же, через два месяца - то же. В огорчении отобрал все экземпляры и большую часть уничтожил. Отказался писать лирические и вообще нежные произведения в стихах".

Как ни скромно то место, какое занимает сборник "Мечты и звуки" в творческой биографии автора, однако при своем появлении он был сразу замечен критикой. В печати появилось не менее семи отзывов о первой книжке "г. Н. Н.", как называли Некрасова рецензенты. Многие из них были благосклонны к автору, хотя не забывали подчеркнуть его молодость и снисходительно упомянуть о "первых опытах юношеского пера". Среди первых рецензентов были и видные литераторы - Н. А. Полевой и П. А. Плетнев опубликовали небольшие заметки о "Мечтах и звуках" в журналах "Библиотека для чтения" и "Современник". Они положительно оценивали дарование молодого автора, делая ему, впрочем, некоторые замечания.

В то же время "Литературная газета" дала уничтожающую оценку книжке. "Название "Мечты и звуки" совершенно характеризует его стихотворения, - писал рецензент. - Это не поэтические создания, а мечты молодого человека, владеющего стихом и производящего звуки правильные, стройные, но не поэтические. Со временем, мы уверены, он сам убедится в этом..."

Все эти рецензии, среди которых было немало одобрительных, как будто не произвели большого впечатления на дебютанта. Когда же в "Отечественных записках" 1840 года он прочитал еще один отзыв - лаконичный, безжалостный и неотразимый в своей справедливости, тогда он не мог остаться равнодушным; это был отзыв Белинского.

Не больше одной журнальной страницы посвятил "Мечтам и звукам" критик. Но эти немногие строчки потому так задели за живое молодого поэта, что он нашел в них "более правды и меньше насмешек", чем в других рецензиях. Словам Белинского суждено было оказать решающее влияние на представление Некрасова о поэзии, на его отношение к собственному творчеству.

В рецензии не было разбора стихотворных опытов начинающего автора; критик ограничился тем, что высказал свои мысли об истинной поэзии, о том, что отличает ее от гладких виршей. Признавая в авторе "человека с душой", Белинский писал: "Вы видите по его стихотворениям, что в нем есть и душа, и чувство, но в то же время видите, что они и остались в авторе, а в стихи перешли только отвлеченные мысли, общие места, правильность, гладкость, и - скука. Душа и чувство есть необходимое условие поэзии, но не ими все оканчивается: нужна еще творческая фантазия, способность вне себя осуществлять внутренний мир своих ощущений и идей и выводить во вне внутренние видения духа. Но если этой способности в вас нет, то сколько вы ни пишите и как красиво ни издавайте ваших стихотворений, вы не дождетесь от читателей ни восторга, ни сочувствия..."

Решительно отделяя автора книги от стихотворцев, лишенных всякого чувства, всякой мысли, не умеющих владеть стихом и способных только позабавить читателя своей бездарностью, критик в то же время заканчивал рецензию строгим приговором: "...прочесть целую книгу стихов, встречать в них все знакомые и истертые чувствованьица, общие места, гладкие стишки, и много-много, если наткнуться иногда на стих, вышедший из души, в куче рифмованных строчек, - воля ваша, это чтение или, лучше сказать, работа для рецензентов, а не для публики..."

Надо сказать, что суровый отзыв Белинского был справедлив по существу, но все-таки его недостаточно, чтобы получить представление о первом сборнике Некрасова. Бесспорно, перед нами первые шаги будущего поэта. Но в этой книжке есть стихи, которые при всей их незрелости позволяют сказать, что уже в те ранние годы Некрасов искал и угадывал свою тему, нащупывал большие вопросы. Мы уже говорили о стихотворении "Жизнь", где поэт обращался к обществу с упреками в "бездейственной лени". В этом ряду стоит стихотворение "Тот не поэт", показывающее, что Некрасову уже тогда было свойственно довольно широкое понимание цели и смысла поэзии:

Кто юных лет губительные страсти
Не подчинил рассудка темной власти,
Но волю дав и чувствам и страстям,
Пошел как раб вослед за ними сам,
Кто слезы лил в годину испытанья
И трепетал под игом тяжких бед,
И не сносил безропотно страданья,

Тот не поэт!


...Кто у одра страдающего брата
Не пролил слез, в ком состраданья нет,
Кто продает себя толпе за злато,

Тот не поэт!


Некоторые мотивы первого сборника Некрасова впоследствии получили развитие в его зрелой лирике. Были в нем отголоски народной поэзии ("Пир ведьмы"), были стихи, написанные знакомым некрасовским размером - именно тем, который позднее прочно утвердил в русской поэзии Некрасов. Такова в его первом сборнике "Песня". Вот ее начало:

Мало на долю мою бесталанную
Радости сладкой дано,
Холодом сердце, как в бурю туманную,
Ночью и днем стеснено...


И в то же время резкие слова Белинского - это и были те самые слова, в которых больше всего нуждался молодой поэт. Критик подошел к его стихам с высокими требованиями, какие он предъявлял к поэзии вообще. Его не могли удовлетворить ни идеальные "мечты", ни самые гармонические "звуки", если за ними не стояла зрелая, мысль, если талант автора не был обращен к насущным вопросам жизни. Белинский видел известные достоинства первых опытов Некрасова (упомянул же он о стихах, "вышедших из души"), но эти достоинства потонули для него в "куче рифмованных строчек", а за ними он видел следы прямых литературных влияний - отзвуки Жуковского и Лермонтова, Подолинского и Бенедиктова.

И надо отдать должное Некрасову: как ни огорчил его суровый приговор "Отечественных записок", он нашел в себе мужество признать его справедливым.

Николай Алексеевич Некрасов
1821 – 1878

«Вы теперь лучшая – можно сказать,
единственная прекрасная – надежда нашей литературы».
Н.Г. Чернышевский.

Викторина «Жизнь и творчество Н.А. Некрасова»

1. Что вам известно о родителях поэта?
(Отец – Алексей Сергеевич, отставной офицер, помещик средней руки: «рыскал за волками и зайцами, пьянствовал, играл в карты, судился с соседями, развратничал с дворовыми девушками и каждую неделю добродушно порол крепостных».
Мать – Елена Андреевна, униженная и оскорблённая своим мужем).

2. В каких произведениях Н.А. Некрасов воспевает свою мать?
(«Родина», «Мать», «Рыцарь на час», «Баюшки-баю»).

3. Назовите детские увлечения Николеньки Некрасова.
(Охота – меткий стрелок и карточная игра).

4. Как и в какой гимназии учился Н. Некрасов?
(В Ярославской гимназии – плохо и лениво).

5. Как называлась не имевшая успеха первая книга стихов Н.А. Некрасова? Когда и где она вышла в свет?
(«Мечты и звуки» — в 1840 г. в Петербурге).

6. Сколько псевдонимов было у Н.А. Некрасова в 1844 – 1845 гг.? Назовите некоторых из них.
(Десять: Пружинин, Бухалов, Иван Бородавкин, Афанасий Пахоменко,
Стуконин, Назар Вымочкин, Ник. Нек и др.).

7. Кому и по какому поводу Н.А. Некрасов написал эти строки:
«Я день и ночь тружусь для суеты,
И ни часа для мысли, для мечты…
Зачем? На что? Без цели, без охоты!
Лишь боль в костях от суетной работы,
Да в сердце бездна пустоты».
(Сестре Елизавете, жалуясь на свою долю литературного поденщика).

8. Какой известный критик по поводу одного из некрасовских стихотворений высказался так: «А каков Некрасов-то! Сколько скорби и желчи в его стихах!»?
В.Г. Белинский по поводу стихотворения «Родина»).

9. Назовите журнал, взятый Некрасовым в аренду в 1846 году, чьё издание начинал ещё А.С. Пушкин?
(Журнал «Современник).

10. Кто скрывается за псевдонимом Н. Станицкий?
(Авдотья Яковлевна Панаева – гражданская жена Н.А.Н.)

11. У поэта Н.А. Некрасова есть два крупных романа, написанных в соавторстве с Н. Станицким. Назовите их.
(«Три страны света» и «Мёртвое озеро»).

13. Какому трагическому событию в жизни Некрасова посвящены эти скорбные строки:
«Поражена потерей невозвратной,
Душа моя уныла и слаба:
Ни гордости, ни веры благодатной –
Постыдное бессилие раба!»
(В 1848 г. младенцем умер первенец Некрасова и Панаевой А.Я.)

14. Какое стихотворение Н.А. Некрасова особенно любил Лев Толстой и даже спустя 52 года после первого знакомства с ним помнил это стихотворение наизусть?
(«Замолкни, Муза мести и печали!»)

15. По какому поводу написал эти строки Некрасов, обращаясь к Авдотье Панаевой:
«Тяжёлый год – сломил меня недуг,
Беда застигла – счастье изменило –
И не щадит меня ни враг, ни друг,
И даже ты не пощадила!»?
(По поводу тяжёлой болезни, которой он заболел весной 1853 г.: болезнь поразила его горло,
до конца жизни он лишился голоса, стал говорить еле слышным шёпотом).

16. Когда в Москве вышло первое издание стихов Н.А. Некрасова?
(В 1856 г. Книга имела неожиданно громкий успех).

17. Какой болезнью страдал Н.А. Некрасов в последние годы жизни?
(Раком прямой кишки).

18. Кто из великих русских литераторов, выступая на похоронах Н.А. Некрасова, поставил его на третье место среди русских поэтов после Пушкина и Лермонтова?
(Ф.М. Достоевский).

19. В чём заключается новизна реалистического художественного метода Некрасова?
(В создании типичной обобщающей картины нравов общества
из случайных будничных сцен).

20. В чём состоит своеобразие народности поэзии Н.А. Некрасова?
(В идее свержения крепостнических порядков, в постановке вопросов общенародной значимости и разрешения их в интересах народа;
в вере в талант народа).

21. Какое стихотворение Н.А. Некрасова родилось из эпизода, увиденного его гражданской женой Авдотьей Панаевой:
«Я встала рано и, подойдя к окну, заинтересовалась крестьянами, сидевшими на ступеньках лестницы парадного подъезда в доме, где жил министр государственных имуществ. Была глубокая осень, утро было холодное и дождливое… Швейцар, выметая лестницу, прогнал их, они укрылись за выступом подъезда и переминались с ноги на ногу, прижавшись у стены и промокая на дожде»?
(«Размышления у парадного подъезда»).

22. Где поставлен памятник Н.А. Некрасову?
(В Немирове).

23. Кто из критиков так отозвался о творчестве Н.А. Некрасова:
«… меня возмущает мысль о том, что вы можете смотреть на себя, как на человека с изношенным сердцем, — я не хочу знать, много ли было в вашей жизни волнений и испытаний, от которых мог бы износиться и утомиться другой человек, — дело идёт о настоящем, и довольно того, что в настоящем вы сохранили редкую свежесть и силу чувства?
(Н.Г. Чернышевский в письме к Некрасову).

Некрасов – поэт, стихи которого отличаются силой и глубиной содержания. Он велик, как в смысле общественного значения своей лирики, так и в смысле энергии и силы поэтического вдохновения.

В 1856 году Н.А.Некрасов пишет жизнеутверждающее стихотворение «Школьник». 1856 год стал переломным в жизни и творчестве Н.А.Некрасова. В этом году Николай Алексеевич сумел справиться с тяжелой болезнью, и одновременно с этим улучшилось положение дел на литературном поприще – журнал «Современник», выпуском которого занимался поэт, становится популярным среди читателей. В этом же году появилось первое издание «Стихотворений Н.Некрасова». Этот сборник долго и тщательно готовился поэтом. Воспользовавшись определенным снижением цензурного гнета, он включил в это сборник произведения, об издании которых еще совсем недавно невозможно было и думать. Книга имела колоссальный успех и была раскуплена в несколько дней.

В сборник вошло и стихотворение «Школьник», которое было написано летом 1856 года под Ораниенбаумом. Эти места неразрывно связаны с именем великого русского учёного М.В.Ломоносова, и этот факт нашел свое отражение в стихотворении «Школьник». Впервые стихотворение было опубликовано в десятом номере журнала «Библиотека для чтения», еще до выхода сборника стихов Некрасова. Основной темой стихотворения «Школьник» являются вопросы образования, об особенностях и возможностях которого и рассуждает лирический герой произведения.

Стихотворение «Школьник» включает в себя десять строф. Композиционно его можно разделить на три смысловые части. В первой части, состоящей из вступительного четверостишия (первая строфа), автор описывает, как протекала поездка лирического героя. Далее следует основная часть произведения (она включает в себя шесть с половиной строф), которая представляет собой монолог лирического героя. И в заключительной части лирический герой стихотворения обращается к «родной Руси».

В первом четверостишии стихотворения «Школьник» автор коротко, но выразительно описывает настроение лирического героя. Здесь и раздражение от медленно едущего коня: «Ну, пошел же, ради бога!» и недовольство однообразным пейзажем: «невеселая дорога». Заканчивается вступление тем, что проезжающий приглашает деревенского мальчика сесть в повозку, ибо им по пути.

Мальчик очень бедно одет, в его котомке лежит книга. Решив, что тот направляется в школу, лирический герой начинает рассуждать на тему образования. Причём образования не вельмож, а простых людей. Он предполагает, что ради учебы мальчика его родители пожертвовали своими сбережениями («издержал последний грош»), и подбадривает школьника, говоря ему «Не робей, не пропадешь!». В качестве примера успеха простых людей на поприще просвещения в стихотворении упоминается судьба М.В.Ломоносова, о котором мальчик узнает на школьных занятиях: «Как архангельский мужик… Стал разумен и велик».

Речь лирического героя полна оптимизма, он предсказывает крестьянскому мальчику повторение судьбы Ломоносова: «Будешь в университете - Сон свершится наяву!». При этом он замечает, что для достижения успеха на поприще получения знаний надо работать и не ничего не бояться.

Завершается стихотворение обращением лирического героя к родной стране, которую он считает способной порождать таланты из народной среды: «Вот за что тебя глубоко Я люблю, родная Русь!». Вера Некрасова в новую, достойную Русь непоколебима, просвещение же должно способствовать обновлению.

Проводя анализ стихотворения «Школьник», следует отметить, что автор использовал такой стихотворный размер, как четырехстопный хорей, который невольно ассоциируется с размеренным топотом конских копыт по дороге. Строфы представляют из себя четверостишия (катрены) с перекрестной схемой рифмовки, женская рифма в строках стихотворения перемежается с мужской.

Средства художественной выразительности, использованные Некрасовым в стихотворении «Школьник», разнообразны и многочисленны. В первом четверостишии для описания настроения путника используется метафора «невеселая дорога». При описании облика деревенского школьника автор употребляет такие эпитеты, как «ноги босы», «грязно тело». В последующих строфах встречаются эпитеты «последний грош», «добрая душа», «родная Русь».

В заключительных строках стихотворения автор использует такой прием, как противопоставление (антитеза). Людей, стремящихся любой ценой получить образование, он противопоставляет людям недалеким, равнодушным ко всему. Для первых он использует такие яркие эпитеты, как «добрые», «благородные», «сильные любящие душой», а вторых награждает презрительными эпитетами «тупые», «холодные», «напыщенные собой».

Нашлось место в стихотворении и аллегории. Говоря о перспективах поступления школьника в университет, автор использует выражение «сон свершится наяву», то есть произойдет нечто невероятное.

В стихотворении неоднократно используется и такая стилистическая фигура, как обращение, которое позволяет подчеркнуть волнение автора – «Ну, пошел же, ради бога!», «Не стыдися!», «Вот за что тебя глубоко Я люблю, родная Русь!».

Главная мысль стихотворения Н.А.Некрасова «Школьник» заключена в его последних пафосных строках, где автор говорит о способности Руси порождать талантливых людей, которые упорно продвигаются по трудной дороге знаний, в противовес людям, которых Некрасов называет «холодными, тупыми и напыщенными».

В стихотворении «Школьник» мне понравилось оптимистическое настроение автора, который обращается к молодому поколению с призывом к просвещению ради будущих великих свершений на благо России. Он верит в успех народных талантов, верит в то, что простые крестьянские дети смогут достичь значительных высот, как это удалось «архангельскому мужику» Михайле Ломоносову.

Николай Алексеевич Некрасов

Суров ты был, ты в молодые годы
Умел рассудку страсти подчинять.
Учил ты жить для славы, для свободы,
Но более учил ты умирать.

Сознательно мирские наслажденья
Ты отвергал, ты чистоту хранил,
Ты жажде сердца не дал утоленья;
Как женщину, ты родину любил,
Свои труды, надежды, помышленья

Ты отдал ей; ты честные сердца
Ей покорял. Взывая к жизни новой,
И светлый рай, и перлы для венца
Готовил ты любовнице суровой,

Но слишком рано твой ударил час
И вещее перо из рук упало.
Какой светильник разума угас!
Какое сердце биться перестало!

Года минули, страсти улеглись,
И высоко вознесся ты над нами…
Плачь, русская земля! но и гордись —
С тех пор, как ты стоишь под небесами,

Такого сына не рождала ты
И в недра не брала свои обратно:
Сокровища душевной красоты
Совмещены в нем были благодатно…
Природа-мать! когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни…

Николай Добролюбов

С литературным критиком, поэтом-сатириком и публицистом Николаем Добролюбовым судьба свела Некрасова в 1858 году. Молодой человек, отличавшийся незаурядными литературными способностями и передовыми суждениями, пришел работать в журнал «Современник», одним из совладельцев которого и был Николай Некрасов.

По воспоминаниями очевидцев, тесной дружбы между литераторами в силу огромной разницы в возрасте не было, однако Некрасов всегда с удовольствием читал статьи Добролюбова, восхищаясь его смелостью, безапелляционностью и резкостью, с которыми автор нередко обрушивался на нерадивых литераторов. Вместе с тем, у Николая Добролюбова был несомненный дар на по-настоящему талантливых поэтов и писателей. Их произведения он анализировал с особой тщательностью, а в своих рецензиях старался объяснить читателям, почему, к примеру, пьесу Островского «Гроза» следует рассматривать, как образец революционной драматургии, а роман Гончарова «Обломов» является символом эпохи ленивых, безграмотных и ни к чему не стремящихся людей.

Николай Добролюбов скончался в 1861 году от чахотки. Ему было всего 25 лет. Однако после его смерти Николай Некрасов в полной мере осознал, какую потерю понесла русская литература, лишившись человека, который умел простым и доступным языком объяснить читателям, какие произведения действительно заслуживают их внимания, а какие - нет.

В 1864 году Николай Некрасов написал свое знаменитое стихотворение-посвящение «Памяти Добролюбова», в котором дал не только оценку творчеству этого выдающегося литературного критика, но и раскрыл его духовные качества. «Суров ты был, ты в молодые годы умел рассудку страсти подчинять», — именно с этих строк начинается стихотворение и сразу же рисует перед читателями образ зрелого и мудрого человека . Тем, кто ничего не знает о Добролюбове, очень сложно представить, что как литературный критик он прославился в 22 года, став грозой поэтов и писателей, к творчеству которых относился не предвзято и достаточно объективно. Поэтому Некрасов отмечает, что Добролюбов учил людей жить не для славы, а для свободы, но «более учил ты умирать». В это фразе заключен поистине философский смысл, который проливает свет на творчество Добролюбова. Тема смерти в его произведениях была такой же естественной, как и тема нищенского существования крестьян. И молодой литературный критик призывал людей не тратить свою жизнь понапрасну, считая, что лучше умереть, отстаивая свои интересы, чем скончаться от старости и болезней, зная о том, что следующему поколению придется проделать все тот же путь, лишенный радости и надежды.

Обращаясь к Добролюбову, Некрасов отмечает, что «как женщину, ты родину любил», отдав ей свои лучшие годы жизни, покоряя ее своими произведениями и «взывая к жизни новой». Россию по отношению к Добролюбову автор считает «любовницей суровой», которая слишком поздно оценила все те дары, которые преподнес ей молодой публицист . Возможно, если бы не смертельная болезнь, Добролюбову удалось бы изменить своими произведениями общественное мнение и заложить мощный фундамент для нового социального строя. Однако этого не произошло, хотя сам Некрасов не отрицает, что во многом именно творчеству Добролюбова Россия обязана отменой крепостного права.

«Года минули, страсти улеглись, и высоко вознесся ты над нами…», отмечает поэт, подчеркивая, что со времен своего существования русская земля «такого сына не рождала». При этом Некрасов убежден, что «сокровища душевной красоты совмещены в нем были благодатно», акцентируя внимание читателей на том, что Добролюбов жил и творил не ради славы и денег, а во имя России, которую хотел изменить. И если бы на русской земле хоть изредка не рождались такие самоотверженные и патриотичные люди, то, по мнению автора, «заглохла б нива жизни».