Болезни Военный билет Призыв

Шипящих мягкий знак пишется. Коварный мягкий знак после шипящих. В каких случаях его пишут? Примеры для орфографической разминки

Часть речи

Правило

Примеры

Существительное

Ь пишется – ж.р. 3 скл.ед.ч.

Молодёжь, роскошь

Ь не пишется

м.р. 2 скл. ед.ч

Сторож,ключ, плющ

Задач,груш, училищ

Прилагательное

В кратких прилагательных с основой на шипящую Ь не пишется

Свеж, горяч, хорош

Глагол

Неопределенная форма

Беречь, обжечься

2 лицо ед.число

Можешь, рисуешь

Повелительное наклонение

Намажь, не плачьте

Наречие

Всегда (искл. уж, замуж, невтерпёж)

Вскачь, настежь, сплошь

Частицы

Лишь, бишь, ишь, вишь

Примеры для орфографической разминки:

Реч ь , молодёж ь , мыш ь , дич ь , ноч ь , полноч ь , доч ь , печ ь , ретуш ь , суш ь , теч ь , тиш ь. Камыш , товарищ , нож , платёж , фарш , калач , борщ , гараж , монтаж , грош , тягач , обруч , лещ , овощ , плащ , плач, Дач , рощ , зрелищ , пожарищ , крыш , встреч , тысяч Свеж , пригож , погож , вхож , похож , непохож , схож , рыж , бесстыж , дюж , неуклюж , широкоплеч , охоч , неохоч , певуч , живуч , прыгуч , тягуч , везуч , невезуч. Учиш ь , учиш ь ся , носиш ь , носиш ь ся , несёш ь , несёш ь ся, теряеш ь , теряеш ь ся , спиш ь , выспиш ь ся, познаком ь те , познаком ь ся ; брос ь , брос ь ся , брос ь те , брос ь тесь ; отреж ь. Сплош ь , вскач ь , проч ь , напроч ь , точ ь -в-точ ь , навзнич ь , настеж ь , наотмаш ь , невмоч ь.

Упражнение № 1. Объясните правописание Ь, обозначьте орфограмму, указывайте часть речи.

ово щ

Сущ, 2 скл, м.р.

Не плачьте

сведу щ

Краткое прилагательное

увлечься

любуешься

преходящ

взаимопомощь

развлечёшься

расплачешься

хранилищ

обожжёшься

подстеречь

наотмашь

обнаружьте

Упражнение № 2. Данные существительные поставьте в Р.П. мн. ч, составьте словосочетания с подчинительной связью управление.

Упражнение №3. Подберите к данным словам однокоренные имена существительные с основой на шипящий, запишите, обозначьте орфограмму .

сторожевой

плюшевый

молодёжный

помогать

лучистый

маршировать

бородатый

речистый

Упражнение № 4. Запишите имена существительные в Р.П. мн. числа

Упражнение № 5. Замените полные формы имён прилагательных краткими. Подчеркните имена прилагательные как члены предложения. Каким членом предложения являются краткие прилагательные?

хороший друг

пригожий юноша

тягучий мёд

дремучий бор

бесстыжий человек

горячий кофе

широкоплечий юноша

чернокожий полицейский

похожий на отца сын

трескучий мороз

рыжий малыш

тощий гусь

подходящий случай

Упражнение № 6. Измените глаголы по образцам .

обидятся

обид ишь ся

поднимутся

возвращают

изгибают

присмотрят

вырастят

выспятся

    Объясните правописание окончаний глаголов в форме 3-его лица мн. числа.

съесть

Съеш ь , съеш ь те

нарезать

намазать

не плакать

спрятаться

утешиться

назначить

умножить

сбережёшь

Сберечь, сберечься

испечёшь

отвлечёшь

рассечёшь

бережёшь

Упражнение №7. Найти соответствие словосочетаний синонимичным наречиям на шипящий, обозначьте орфограмму .

Упражнение № 8. Заполните графы таблицы (указывайте только номера слов)

1) смаж_ 2) замуж_ 3) молодёж_4) навзнич_ 5) тягач_ 6) сокровищ_ 7) суш _ 8) преследуеш_ 9) могуч_ 10) уж_ 11) вхож_ 12) спряч_тесь 13) вещ_ 14) свеж_ 15) тощ_ 16) скрипач_ 17) напроч_ 18) сбереч_ 19) тиш_ 20) калач_ 21) неуклюж_ 22) хорош_ 23) коттедж_ 24) мелоч_ 25) запряч_ 26) прилеч_ 27) брош_ 28) хронометраж_ 29) горяч_ 30) работящ_ 31) роскош_ 32) принесёш_ 33) рассеч_ 34) реч_ 35) патронтаж_ 36) всезнающ _ 37) электропеч_ 38) высушиш_ 39) рассчитаеш_ся 40) фальш_ 41) престиж_ 42) реванш_ 43) клеиш_ 44) занемоч_ 45) силач_ 46) санврач_ 47) арбитраж_ 48) блестящ_ 49) иш_ 50) пахуч_


Ранее, мы научились определять спряжения глаголов по их личным окончаниям. Поговорим подробнее о написании личных окончаний глаголов, а также об употреблении мягкого знака после шипящих на конце глагола.

Правописание личных окончаний глаголов

С ударными окончаниями глаголов все понятно. Буква под ударением и является проверочной:

Слова кипеть , кипишь , следишь и так далее – ударные окончания. Они пишутся так же, как произносятся (слышатся).

В безударных окончаниях глаголов правописание букв е и и определяются по неопределенной форме этих глаголов:

Глаголы оканчивающиеся на –ить относятся ко II спряжению: помнить , гладить .

Все остальные глаголы относятся к I спряжению, а именно глаголы в неопределенной форме оканчивающиеся на

-ать, -оть,

-ять, -ыть

-еть, -уть.

Но существуют глаголы – исключения, относящиеся ко II спряжению, которые надо запомнить. Легче всего их запомнить с помощью стишка:

Гнать, держать, смотреть и видеть,

Дышать, слышать, ненавидеть,

И зависеть, и вертеть,

И обидеть, и терпеть,

Вы запомните друзья,

Их на –е спрягать нельзя.

Составим таблицу безударных окончаний глаголов:

I спряжение

II спряжение

-е-

-ут, -ют (в 3-м лице мн.ч)

-и-

-ат, -ят (в 3-м лице мн.ч)

2 глагола – исключения на -ить :

бр ить ,

стел ить

глаголы в неопределенной форме, с окончаниями на

Ать , -оть , -уть , -ять , -еть , -ыть

стир ать

кол оть и т.д .

глаголы в неопределенной форме на –ить :

служить ,

крушить и т.д.

7 глаголов – исключений на –еть :

видеть , ненавидеть , смотреть ,

зависеть , вертеть , обидеть , терпеть

4 глагола – исключения на –ать :

гнать , держать , дышать , слышать

Есть разноспрягаемые глаголы, например, глаголы – бежать и хотеть. Давайте рассмотрим их окончания:

Я хочу , бегу

Ты хочешь , бежишь

он хочет , бежит

Мы хотим , бежим

Вы хотите , бежите

Они хотят , бегут

В русском языке есть глаголы, которые не употребляются в 1-м лице единственного числа.

Например, глагол победить . Вместо первого лица единственного числа, говорят:

Я хочу победить или я постараюсь победить .

Итак, для того, чтобы проверить правильность написания окончания глагола, следует рассуждать следующим образом:

1. Определяем окончание глагола (ударное или безударное).

Если ударное, то это и есть проверка. Если безударное, рассуждаем дальше.

2. Ставим глагол в неопределенную форму и проверяем его окончание:

Если глагол оканчивается на –ить, то это глагол II спряжения – пишем в окончании –и, а если глагол в 3 лице множественного числа, то пишем –ат или –ят .

3. Проверяем, не входит ли глагол в список исключений на –ать и –еть .

Если входит, то это глагол II спряжения, в окончании пишем –и :

ненавидеть – ненавидишь – ненавидит .

Если не входит, то это глагол I спряжения, в окончании пишем –е, а если глагол в 3 лице множественного числа, то пишем –ут или –ют .

Например:

Закрут..шь .

Этот глагол стоит в будущем времени, во 2-м лице и в единственном числе:

  1. Окончание безударное.
  2. В неопределенной форме – закрут ить – окончание –ить – это II спряжение, в окончании пишем –и : закрутишь .

Завис..т .

Этот глагол в настоящем времени, в 3 лице, множественного числа:

  1. Окончание безударное.
  2. В неопределенной форме – зависеть – окончание –еть .
  3. Глагол входит в список исключений – это II спряжение, глагол в 3 лице, множественного числа, окончание –ят : зависят .

Правописание мягкого знака после шипящих в окончаниях глаголов

Глаголы настоящего и будущего времени во 2 лице, в единственном числе оканчивается на шипящий –ш . В этом случае после –ш пишется мягкий знак:

бежишь , кричишь , поёшь .

Мягкий знак пишется и перед –ся :

смотришь ся, завиваешь ся .

Следует запомнить, что для употребления мягкого знака после шипящих можно не определять формы глаголов, так как:

Мягкий знак после шипящих на конце глаголов пишется ВСЕГДА , он сохраняется и перед –ся и –те :

кричишь

беречь – беречься

режь – режьте .

Методическая разработка урока русского языка в 3-б классе по теме "Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих»

Данный урок был разработан по новым стандартам ФГОС., по программе «Перспектива». В соответствии с ФГОС на уроке формируются 4 вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Тема урока: «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»

Цель урока: знакомство учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.

Задачи:

Познакомить с правилом написания мягкого знака на конце существительных после шипящих;

Учить планировать и оценивать свою работу

Развивать память, мышление, внимание.

Воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, умение слушать мнение других и высказывать свою точку зрения;

Воспитывать самостоятельность, творческую активность.

Дидактические материалы: раздаточный материал (карточки)

Ход урока.

1. Мотивация к учебной деятельности.

Добрый день, ребята! Сегодня наш урок я хотела бы начать с пословицы: «Каждый день прибавляет нам частицу мудрости»

Как вы понимаете её?

Наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаём эти знания и используем их.

Давайте улыбнемся друг другу, подарим друг другу хорошее настроение. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.

Сегодня на уроке, ребята, вам предстоит выполнить много интересных заданий, сделать очень важное открытие, а помощниками вам в этом будут: внимание, находчивость, ваши знания.

2. Актуализация опорных знаний и фиксирование затруднения

1)Минутка чистописания

Жж Шш Чч Щщ ьь

Что вы можете сказать про эти буквы? Какая из них лишняя?

Запишите эти буквы в тетрадь на первой строке, чередуя их.

Вторая строка: камыш, печь, рожь, мяч, дочь, малыш, плач, молодёжь

Что можете сказать про эти слова. (это сущ-е, ед.ч, оканчиваются на шипящие звуки)

2)Фиксирование затруднения.

Назовите одним словом данные определения:

Футбольное соревнование (матч)

Двенадцать часов ночи. (Полночь.)

Маленький ребёнок (Малыш)

Добыча охотника (дичь)

Какие затруднения испытывали в написании слов? (Где писать ь, а где – нет.)

Какой вопрос возникает? (Почему в одних словах пишется ь после шипящих, а в других словах не пишется).

Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока? (Правописание ь на конце существительных после шипящих).

Какую цель поставим перед собой на уроке? (Выяснить когда ь пишется, а когда не пишется)

3. Отработка способа действия. Построение алгоритма решения орфографической задачи

матч, полночь, мякиш, дичь

Запишите слова с мягким знаком на конце в один столбик, а без мягкого знака в другой.

Что объединяет слова первой группы? (сущ, ед ч., ж.р) А второй? (сущ., ед.ч., м.р.) Чем отличаются слова первой группы от второй? В каком роде мягкий знак пишется, а в каком не пишется?

Какой вывод можно сделать? (у существительных женского рода мягкий знак на конце пишется, у мужского рода - не пишется)

Это ваша гипотеза, верна ли она? Ответить на этот вопрос помогут страницы учебника.

Прочитайте правило, давайте сравним его с выводом, который мы сделали. Совпадают они? (да)

Мягкий знак после шипящих пишется на конце существительных женского рода. Это орфограмма.

А сейчас давайте поработаем в парах и попробуем составить алгоритм написания мягкого знака в слове ночь (дети работают в группах самостоятельно)

Составляется следующий алгоритм:

1. Определить часть речи.

2. Определить род.

3. Если существительное женского рода- мягкий знак пишется.

4. Если существительное мужского рода- мягкий знак не пишется..

(Проверяем и сравниваем)

Вернёмся к словам, которые писали на минутке чистописания, проверьте правильность нашей гипотезы.

– А дайте проверим, не попадётесь ли вы в ловушку, выполняя такое задание?

Ноч.. – ноч..ка доч..- доч..ка

В чём ловушка?

(Это совсем другая орфограмма).

4.Включение в систему знаний и повторение.

1)- Сегодня мы составили алгоритм правильного написания мягкого знака на конце существительных женского и мужского рода. А для чего? Когда вам пригодится этот алгоритмом? (Когда будем писать диктант, выполнять задания, для того, чтобы грамотно писать).

А для того, чтобы проверить, хорошо ли вы всё усвоили, поработаем самостоятельно.

Задание для самостоятельной работы вы найдёте на карточках, которые лежат у вас на партах.

В данных на карточках словах вы либо пишите мягкий знак, либо не пишите. Докажите правильность своего выбора.

Ключ…, лещ…, печ…, вещ…, ноч…, мыш…, карандаш…, багаж…,карандаш…, мелоч…, глуш…, мяч…, тиш…

Обменяйтесь карточками и проверьте правильно ли выполнил задание ваш сосед по парте (взаимопроверка).

5.Физминутка

Мы задания выполняли

И немножечко устали.

А теперь пришла пора

Отдохнуть нам всем, друзья.

Я буду называть существительные, а вы, если в слове мягкий знак пишется приседаете, если не пишется –хлопаете: ночь, клещ, вещь, дрожь, малыш, шалаш, кирпич, грош, мышь, товарищ, мяч, печь.

6. Самостоятельная работа

1)Спишите словосочетания, вставьте нужные слова с шипящей на конце.

Перочинный …, холодный …, полярная …, душистый …, скорая …, звонкий…

2)Игра «Четвёртый лишний»

Карандаш… плащ… мыш… шалаш…

Кирпич… мелоч… ноч… доч…

Туш… ключ….вещ…. печ….

Грач….помощ…. палач….калач….

7.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Скажите, над какой темой мы работали сегодня на уроке? Какую цель ставили?

Продолжите фразы:

До этого урока я не знал(а)…

Теперь я знаю….

Могу…

Результатом своей работы на уроке я …..

На уроке я работал(а)…

Моё настроение…

Я очень рада, что этот урок был для вас интересным и полезным и вам легко на уроке работалось. Спасибо за работу!


После шипящих. Изложим вам правила, гласящие, когда этого делать не следует и когда делать это строго обязательно.

Эти правила отталкиваются от того, о какой части речи идёт речь, в каком склонении и в какой части слова.

Мягкий знак после шипящих - правило постановки

Ставим мягкий знак:

  1. Мягкий знак после шипящих необходимо писать в существительных женского рода, если они находятся в единственном числе в именительном и

Пример слов: ночь, брешь, дочь, ложь, вещь, плешь.

Пример в предложении: Родила царица в ночь не то сына, не то дочь.

2. В глаголах второго лица в единственном числе при условии настоящего или будущего времени на окончаниях после шипящих.

Пример в слове: будешь, станешь, варишь, помнишь, веришь, сделаешь.

Примеры в предложениях: Если ты знаешь, если ты веришь, то со мною ты будешь и не скоро разлюбишь.

- ся , мягкий знак сохраняется. Пример: возвращаешься, напрягаешься, намереваешься.

3. В глаголах единственного числа в в окончаниях после шипящих.

Пример в слове: Режь! Съешь! Спрячь!

Дополнение: Если к данным глаголам добавить окончание - ся , мягкий знак сохраняется. Спрячься! Не дурачься!

Примеры в предложениях: Вадик, не дурачься и не прячься!

4. В глаголах, находящихся во и повелительном наклонении перед окончаниями - те, - тесь.

Пример: намажь - намажьте - намажьтесь.

Пример в предложении: Дети! Не плачьте!

5. В глаголах неопределённого лица, в том числе и перед окончанием -ся .

Пример слов: печь - печься, лечь - разлечься.

Пример в предложении: Этим рекам долго течь.

6. В наречиях положено вписывать мягкий знак после шипящих, находящихся в конце слова.

Пример: Сплошь, вскачь, наотмашь, настежь.

Пример в предложении: Он пустил лошадь вскачь, и наотмашь рубил воздух мечом.

Исключения: Уж, невтерпёж, замуж.

7. В частицах с шипящими окончаниями: бишь, вишь, ишь, лишь.

Пример слов: то бишь, всего лишь.

В предложении: Ишь какой хулиган!

Почему иногда мягкий знак после шипящих не пишут?

Не надо писать:

  1. В существительных именительного падежа.

Пример: грач, калач, рогач, лещ, нож.

Предложение: К нашему окну подлетел стриж.

2. В существительных, находящихся во множественном числе и родительном падеже.

Пример: туч, круч, плеч, Гриш, меж, луж .

Пример предложений: К сожалению, к завтраку сегодня не подали груш.

3. В в краткой форме.

Пример: могуч, горяч, хорош, летуч, певуч, пригож.

Предложение: Он был и душою хорош, и собою пригож…

4. В местоимениях с шипящими на конце.

Примеры: ваш, наш.

Учитывая изложенное, правописание мягкого знака после шипящих различается в зависимости от многих факторов - части речи, склонения, числа, а также наличия исключений из правил.

Учителя младших классов дают своим ученикам рифмованные варианты правил - для более лёгкого запоминания.

Правила в стихах!

Существительные «много»,

Существительные «мой» -

Знак не ставим никакой!

В глаголах и наречиях

Знак пишется всегда,

А в кратких прилагательных

Не пишем никогда!

В статье мы детально разберем, когда пишется ь после шипящих в глаголе, существительных и наречиях . Также на понятных примерах покажем типичные ошибки написания мягкого знака после шипящих .

Шипящих букв в русском языке всего 4. Это буквы Щ, Ж, Ч и Ш. Основные случаи касающиеся написания Ь после шипящих – это написание мягкого знака после шипящих в глаголе, на конце существительных и наречий. Разберем каждый случай в отдельности.

Когда пишется Ь после шипящих в глаголе?

Ответ однозначный:

«Мягкий знак после шипящих в глаголах мы пишем ВСЕГДА!»

В учебниках чаще всего перечисляют, что «ь» пишется, если глагол в инфинитиве (отвечает на вопрос, что делать? или что сделать?), во втором лице единственного числа (сочетается с местоимением ты) или в находиться в повелительном наклонении (идет указание на действие).
Запоминать это всё не обязательно, поскольку во всех других формах шипящие на конце не встречаются.
Рассмотрим на примерах.
Инфинитивы: привлечь, жечь, лечь.
Второе лицо, единственно число: напишешь, любишь, дышишь.
Повелительная форма: отрежь, намажь, съешь!

К слову сказать, мягкий знак может стоять не только на конце глаголов. При добавлении –ся и –те после шипящей буквы «Ь» сохраняется. Например: режьте, намажься, влюбишься.

Самая популярная ошибка с мягким знаком в глаголах это написание его между –т и –ся в разных лицах. Если мы пишем «бриться » (что делать? с мягким знаком), то «бреется » (что делает?) мы напишем без Ь. Правило простое: “Если вопрос с «Ь» на конце, то и между –т и –ся мягкий знак мы тоже пишем. ” Помним, что буква Т к шипящим не относиться, поэтому данное правило не совсем по теме статьи.
Глаголы мы рассмотрели. Перейдем к существительным!

Мягкий знак после шипящих на конце существительных

Правило довольно простое:

«Ь после шипящих в конце существительных пишется ТОЛЬКО, если существительное женского рода единственного числа!»

Во всех остальных случаях Ь после шипящих в конце существительных НЕ пишется.

Рассмотрим на примерах.
С мягким знаком после шипящих:
Рожь, ночь, ложь, вещь, дочь.
«Родила царица в ночь не то сына, не то дочь.» А.С.Пушкин.
Женский род единственное число можно определить подстановкой местоимения «моя».
Моя дочь, моя ложь, моя блажь.

Без мягкого знака:
Врач, нож, много туч, много груш, кирпич, калач, пугач, Александр Сергеевич.
«Над ним луч солнца золотой…» М.Ю.Лермонтов.

Как мы видим мягкий знак не пишется после существительных мужского рода единственного числа, в существительных множественного числа, в конце мужских отчеств.
Проще запомнить, когда мягкий знак в существительных пишется, чем когда он не пишется:) .

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

Тут тоже всё довольно просто:

«Ь после шипящих на конце наречий пишется ВСЕГДА, за исключением наречий: уж, замуж, невтерпеж.»

Примеры: прочь, напрочь, наотмашь, лишь, вскачь, настежь, навзничь, точь-в-точь.

Очень важно понимать, что такое наречие, поскольку частая ошибка: написание мягкого знака после шипящих в кратких прилагательных.
Хорош, пригож, горяч, могуч, вонюч и т.д. пишутся без мягкого знака.

Как отличать краткое прилагательное от наречия?
Наречие отвечает на вопросы: Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? …и чаще всего: Как?
Обозначает наречие признак действия, то есть относиться к глаголу. Ушел прочь. Отказался напрочь. Повторил точь-в-точь.

Краткое прилагательное отвечает на вопрос: Каков? И обозначает признак предмета. То есть относиться к существительному. Дом хорош. Душ горяч. Ветер, ветер, ты могуч…

Помимо глаголов, существительных, наречий и кратких прилагательных Ь после шипящих встречается в частицах и местоимениях. В них большинство людей мягкий знак пишут интуитивно правильно и запоминать данные случаи, на наш взгляд, не так важно.
Однако, для справки:
В частицах с шипящими окончаниями мягкий знак ПИШЕТСЯ всегда. Это частицы: ишь, лишь, бишь, вишь.
Примеры употребления частиц в предложениях:
То бишь это так. Ишь какой нашелся. Это всего лишь гром.

Местоимения всего два: НАШ и ВАШ . В них МЯГКИЙ ЗНАК НЕ ПИШЕТСЯ.

Вот, собственно, все основные случаи употребления Ь после шипящих.
Для закрепления предлагаем также вашему вниманию схему, которая объединяет всё выше сказанное по написанию мягкого знака после шипящих.


Если у вас появились вопросы по тому, когда пишется ь после шипящих в существительных, глаголах, наречиях или других частях речи, обязательно пишите их в комментариях.